2 из каких элементов состоит финансовая система. Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязь. Перспективы развития структуры финансовой системы РФ

Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики, отдельных финансовых институтов и населения для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Для финансовых систем присущие определенные специфические черты, а именно:

Для каждого звена финансовых систем характерные свойственные ей методы мобилизации средств для создания фондов финансовых ресурсов и направления их использования;

Относительная самостоятельность звеньев финансовой системы, то есть каждая из них имеет собственную специфическую сферу применения;

Тесная взаимосвязь и взаимная обусловленность между звеньями финансовой системы, то есть каждое звено может успешно функционировать только при совершенстве и эффективности системы в целом

Финансовая система государства может быть эффективной только тогда, когда налажена и законодательно закрепленная деятельность каждого ее звена;

Каждое звено финансовой системы может разделяться на меньшие подразделения в зависимости от факторов, что влияют на организацию финансов, в первую очередь на формирование и использование фондов финансовых ресурсов

Разделение финансовой системы на отдельные звенья - явление объективно, обусловленное потребностями экономического развития. Структура финансовой системы динамическая и не может рассматриваться в статическом виде. В процессе экономического развития она может дополняться или некоторые ее звенья могут отмирать.

Следовательно, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики, финансовых институтов, домохозяйств для финансового обеспечения социальных и экономических потребностей общества в целом, хозяйственных структур, отдельных граждан.

Государственная финансовая система развитых стран включает такие звенья: государственный бюджет, местные финансы, специальные внебюджетные фонды и финансы государственных корпораций.

Основным элементом финансовой системы является государственный бюджет. По своему материальному содержанию он является главным централизованным фондом средств государства, через который перераспределяется до 40% национального дохода страны.

Основным способом наполнения государственного бюджета являются налоги. На их доля приходится от 70 до 90% общей суммы доходов бюджета. В странах с развитой рыночной экономикой за государственным бюджетом закрепленные такие налоги, как подоходный налог корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, пошлины.

Из государственного бюджета средства расходуются на военные мероприятия, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.

Вторым элементом финансовой системы являются местные финансы, которые включают местные бюджеты, финансы муниципальных предприятий и автономные местные фонды. Основную роль играют местные бюджеты.

Доходы местных бюджетов формируются преимущественно из второстепенных (местных) налогов и сборов. Среди расходов местных бюджетов большую долю занимают расходы на социальные мероприятия. Местные бюджеты как преимущественно дефицитные получают необходимые средства в виде субсидий и кредитов из государственного бюджета.

Третьим элементом финансовой системы являются внебюджетные специальные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой это фонды национального страхования, которые образуются за счет страховых взносов работников предприятий и дотаций из государственного бюджета. Средства таких фондов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, в случаях потери кормильца, выплаты по временной неработоспособности, безработице.

Финансовую систему Украины образуют определенные звенья финансовых отношений (рис. 4).


Ведущим звеном финансовой системы являются финансы предпринимательских структур. Они состоят из финансов производственной и непроизводственной сфер.

Финансы производственной сферы разделяют на две группы:

В зависимости от формы собственности: на государственные, акционерные, коллективные, индивидуальные, арендные, общие;

В зависимости от вида деятельности: на машиностроение, строительство, транспорт, сельское хозяйство и тому подобное.

Финансы непроизводственной сферы разделяются на финансы образования, охраны здоровья, культуры, науки, обороны и других отраслей. Характерной особенностью создания и использования фондов и финансовых ресурсов в этом случае является наличие, рядом с собственными источниками, бюджетного финансирования.

Государственные финансы можно определить как совокупность фондов финансовых ресурсов общегосударственного назначения. По своей структуре это очень сложное и многоплановое звено финансовой системы. Государственные финансы охватывают: государственный и местные бюджеты; централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения; финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм собственности; государственный кредит; государственное личное и имущественное страхование.

Ведущее место в государственных финансах принадлежит бюджетам разных уровней, которые объединяются в сведенном бюджете государства. Сводный бюджет - это совокупность всех бюджетов государства, входящих в бюджетную систему. Структура бюджетной системы определяется Конституцией Украины. В ней и в Законе о бюджетных правах закрепляются права государства и местных органов власти и управления на утверждение своих бюджетов, на дифференцирование доходов и расходов между разными звеньями бюджетной системы, порядок их составления и утверждение.

Бюджет это форма планомерного накопления и использования средств для обеспечения функций, осуществляемых органами государственной власти, регионального и местного самоуправления. Такое накопление средств происходит в отраслях производства, поэтому предприятия всех форм собственности являются ведущим звеном в создании финансов государства, поскольку финансы предприятий опосредствуют денежные отношения, которые возникают при создании и использовании денежных доходов для формирования основных и оборотных фондов, расчетов с государством через систему налогов и обслуживания круговорота средств предприятий и изменение форм стоимости в процессе такого круговорота. Если финансы предприятий обслуживают процесс производства общественного продукта, его распределение внутри предприятий и накопления капитала для расширенного воспроизводства и расчетов с государством через налоговую систему, то общегосударственные финансы используются для распределения и перераспределения с целью удовлетворения потребностей общегосударственного потребления через государственный и местные бюджеты и многочисленные централизованные внебюджетные фонды: социального страхования, пенсионный фонд и тому подобное.

Централизованы и децентрализованные фонды Украины целевого назначения включают Пенсионный фонд, Фонд содействия занятости, Фонд социального страхования, валютный фонд, внебюджетные фонды местных органов самоуправления. Особенность формирования этих фондов в том, что они имеют строго целевое назначение и на другие цели не используются. Так, соответственно с действующим законодательством, на Пенсионный фонд Украины возлагается задание обеспечить финансирование расходов на выплату пенсий гражданам, которым исполнилась необходимая для назначения пенсий количество лет, на выплату помощи на детей и другие мероприятия.

Государственный кредит представляет собой задолженность государства перед гражданами и хозяйственными структурами своей страны, иностранными кредиторами. Его величина свидетельствует о рациональности и эффективности финансовой политики государства и регулируется законодательством.

Страховые и резервные фонды являются совокупностью фондов финансовых ресурсов, основное назначение которых - покрыть потери, что возникли из непредвиденных причин, или финансово обеспечить мероприятия, которые не были включены в планы финансирования, но являются важными для государства.

Страховые фонды формируются за счет страховых взносов юридических и физических лиц и находятся в распоряжении страховых организаций разных форм собственности. Страховые фонды и резервы - объективное явление в экономике государства, что связано с наличием рисков в хозяйственной деятельности и общественной жизни.

Функционирование страховых и резервных фондов финансовых ресурсов обеспечивает минимизацию потери экономики государства, хозяйственных структур и отдельных граждан, связанных с фактами стихийного бедствия и непредвиденных обстоятельств. Страховые фонды могут использоваться также как инвестиционный и кредитный ресурсы в экономике до наступлению страхового случая. Резервные фонды как на уровне государства, так и на уровне хозяйственных структур способствуют повышению эффективности хозяйственной деятельности.

Финансовый рынок - звено финансовой системы, которое формирует и использует фонды финансовых ресурсов в тех случаях, когда другие звенья финансовой системы не могут действовать эффективно. Финансовый рынок включает валютный рынок, рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг и финансовых услуг.

Валютный рынок - формирование фондов финансовых ресурсов для осуществления внешнеторговых операций. Здесь имеет место обмен валюты одного государства на валюту другой.

Рынок кредитных ресурсов действует в форме привлечения временно свободных средств на инвестиционные и другие потребности. Регулируется рынок кредитных ресурсов с помощью учетной ставки национального банка.

Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.
Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный бюджет – это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические).
Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.
Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80–90 % формируется за счет налогов с предприятий и населения.
Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности.
Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление.
В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.
Финансовые фонды – важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве.
Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой:
– позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества;
– обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства;
– дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство. Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь.



Обобщение задач, возложенных на финансовую систему, дает возможность выделить следующие ее основные функции:

1 Обеспечение перемещения экономических ресурсов во времени и пространстве

2 Обеспечение управления рисками экономической деятельности

3 Обеспечение оптимальных способов осуществления расчетов, которые стимулируют обмен товарами, услугами, активами

4 Обеспечение возможности объединения финансовых ресурсов для создания крупномасштабных предприятий и обеспечения измельчения капитала любого предприятия среди значительного количества владельцев

5 Обеспечение широкого финансового информирования для возможности принятия оптимальных решений субъектами экономики

6 Обеспечение возможности кредитования экономически эффективных проектов

7 Обеспечение ликвидности финансовых активов

8 Обеспечение возможности накопления богатства и формирования сбережений

9 Обеспечение возможности осуществления финансового макрорегулирования национальной экономики

Первая функция финансовой системы нами уже упоминалась в предыдущих разделах Главная задача финансов в целом - обеспечение контролируемого осуществления всех экономических процессов, важных для пидтрима Ання жизнедеятельности и развития общества Это связано с тем, что все экономические ресурсы ограничены, и поэтому финансовая система должна способствовать их рациональному использованию На сегодня существует очень широкий сп ектр финансовых инструментов для обеспечения движения материальных ресурсов во времени и пространстве, если это необходимо Достаточно назвать некоторые из них - кредитование, лизинг, франчайзинг и т.п. Если возникают \"вузь ки мисищ \"для осуществления общественно необходимых экономических процессов, то финансовая система должна либо дать адекватные финансовые инструменты для решения проблемы, или создать ново створити нові.



Вторая функция финансовой системы призвана обеспечить рискованную, но нужную обществу экономическую деятельность Примером может служить морская торговля Прохождение груза морским путем супроводжуеть ься многими рисками, среди которых, например, риск крушения судна, риск захвата груза морскими пиратами и тд Вместе с тем, такая торговля необходима для развития как отдельных стран, так и мировой й экономики в целом Для того, чтобы были предприниматели, желающие заниматься этой деятельностью, создана соответствующая система страхования Через финансовые инструменты пострадавший может возместить убытки при ре ализации случае по поводу которого было осуществлено страхованиеування.

Третья функция финансовой системы - это платежная функция Должны присутствовать удобные способы осуществления расчетов, которые стимулируют обмен товарами, услугами, активами Например, раньше для осуществления по одорожи необходимо было возить с собой наличные и это было довольно неудобно ведь был риск стать жертвой грабителей Кроме этого путешественник должен был обменивать свою национальную валюту на валюту стран и, где он находился, и не всегда это был простой и эквивалентный обмен Современные платежные системы все указанные трудности устраняют, они позволяют одинаково легко осуществлять платежи во многих странах б ез никаких различий в процедуре и стоимости услуги Такое общую технологическую платежную инфраструктуру создано, например, в Европе Темпы интеграции европейских платежных систем существенно ускорились ь после введения евро и благодаря усовершенствованию таких платежных систем, как ТАРГЕТ (TARGET), евро (EUR01), ГСС (CLS) и СВИФТ (SWIFT) Начиная с января 2008 года в Европе для финансовых систем стран ЕС существует единое платежное пространство - единая европейская платежная система SEPA (Single Euro Payments Area) Важность этого события сравнивают с значимости введения в 2002 году единой европейской валюты SEPA можете любым физическим и юридическим лицам осуществлять переводы денежных средств в едином пространстве и прекращает деление европейского платежного рынка за национальными границами Сегодня SEPA охватывает Юэ 27 государств - членов Евросоюза, а также Норвегию, Исландию, Лихтенштейн и Швейцарию и формирует единое европейское платежное пространство с населением в 330 милл человек Ежегодно в странах Евросоюза проводится 74 млрд безналичных платежей - более трети мирового объема Введение SEPA обеспечивает явные преимущества для каждого европейского потребителя, туриста или путешественника, осуществляющих регулярные плате жи в европейских странах Польза от сокращения администрирования и ускорению платежей способствует росту экономики Европы Отдельные указанные платежные системы работают и в Украинють і в Україні.

Четвертая функция финансовой системы обусловлена??необходимостью обеспечивать мобилизацию средств для выполнения общественно важных, экономически выгодных проектов Это осуществляется, например, через выпуск ценных ных бумаг, в том числе путем выпуска и продажи акций Владельцам средств предлагаются указанные ценные бумаги и вследствие осуществления ими покупки акций, они становятся совладельцами создаваемого за их счет и предприятия и получать дивиденды при условии успешной деятельности последнего Владельцы акций также могут их впоследствии продать и получить дополнительный доход от своего вложения средстветів.

Пятая функция финансовой системы - обеспечение широкого финансового информирования для возможности принятия оптимальных решений различными субъектами экономики - позволяет многим гражданам, предпринимателям предприятиям принимать более взвешенные решения в своей ежедневной деятельности и направляет средства в экономически эффективных проектов Это осуществляется через законодательно установлено обязательное обнародование определенной банковской информации, ежедневное сообщение фондовых индексов, которые являются интегральными показателями здоровья экономики, опубликования финансовых показателей предприятий, эмитирует ценные бумаги и т.д. Зная, например, рыночные процентные банковские ставки на депозиты, условия приобретения акций определенной компании, домохозяйствам легче принять решение относительно того, каким образом лучше использовать заощ ведь не средства - положить на депозит, или купить акії.

Шестая функция финансовой системы связана с обеспечением возможности кредитования экономически целесообразных проектов есть в случае, когда заемщик может в результате выполнения проекта вернуть сам креди ит, проценты за пользование кредитом, получить прибыль, финансовая система должна обеспечить возможность финансирования такого проекта за счет заемных средств Цена за пользование кредитом имеет бут и адекватной и устанавливаться рыночным способоом.

Седьмая функция финансовой системы связана с обеспечением ликвидности финансовых активов Ликвидность (английское \"liquid\" "эквивалентно \"жидкий, тикучий\") означает возможность легкой смены формы финан нсового актива зависимости от возникшей потребности, например, превращения ценных бумаг в наличные, валюты одной страны в валюту другой страны и тд В этом случае субъекты хозяйственной деятельности имеют широ кий выбор форм хранения и применения своих финансовых активов, уменьшает время и упрощает проведение хозяйственных операций, повышает их эффективностьідвищує їх ефективність.

Восьмая функция финансовой системы связана с необходимостью обеспечения возможности накопления богатства и формирования сбережений тем субъектам хозяйственной деятельности, которые эффективно работают есть финансовая система должна иметь противодействие инфляционным процессам, обеспечивать стабильность национальной денежной единицы, ее конвертируемость в другие валюты и т.д. Только в нем случае возможно финансовое пла ния, накопления необходимой суммы средств для инвестирования в экономически привлекательные проекты, поступательное экономическое развитие как отдельных субъектов хозяйственной деятельности, так и экономики государства в циломму.

Девятая функция финансовой системы связана с обеспечением возможности макрорегулирования национальной экономики с использованием финансовых рычагов Это необходимо в случае неблагоприятных внешних возмутит ень (мировые финансовые кризисы, резкий рост цен на энергоносители и тд) или внутренних экономических процессов, возникших по тем или иным причинам В этом случае финансовая система должна предоставлять набор др. инструмента для правительственного вмешательства с целью корректировки монетарной, бюджетной, налоговой, долговой, таможенной политиктики.

30. Налоговая система общества: принципы построения, функции, разновидность налогов

С точки зрения структуры финансовую систему можно рассматривать как совокупность сфер, звеньев, опосредствующих формирование и использование доходов, а так же как систему финансовых учреждений (рис. 24).

Рис. 24. Структура финансовой системы

В свою очередь строение финансов властных структур можно представить следующим образом (рис. 25):

Рис. 25. Строение финансов властных структур

Финансовая политика - это совокупность решений, принимаемых субъектами экономики в связи с получением и использованием денежных доходов.

В совокупности все рассмотренные звенья финансовой структуры должны определенным образом управляться. Финансовая политика многоуровневая: на уровне государства, муниципальных и местных органов власти, хозяйствующих субъектов (корпораций, фирм, госпредприятий и др.).

Основные цели управления финансами и финансовой политики :

  • снижение дефицита госбюджета до 3% ВВП;
  • проведение эффективной налоговой политики (госдохода);
  • использование финансов для регулирования экономики.

Финансовая система и место в ней государственных и муниципальных ресурсов

С возникновением государства формируются финансы властных структур. Примерно в этот же исторический период на основе разделения труда и товарообмена развиваются финансы населения (домашних хозяйств). Значительно позднее — в средние века появляются коммерческие сообщества (объединения) и их финансы.

Эти три звена и составляют финансовую систему (рис. 2).

— совокупность финансов секторов экономики.

Рис. 2 Структура финансовой системы

  • Финансы властных структур
    • Федеральные финансы
      • Внебюджетные фонды
    • Финансы субъектов Федерации

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений, которые можно разбить на две подсистемы:

1) децентрализованные финансы:

· финансы предприятий

2) централизованные финансы:

· государственный бюджет;

· внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· фонды страхования;

· фондовый рынок;

Основой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов экономики. Общегосударственные финансы связаны с финансами предприятий.

С одной стороны главным источником государственного бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства, с другой стороны процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств, но и с привлечением бюджетных ассигнований и использованием банковского кредита.

Взаимосвязь составных звеньев финансовой системы обусловлена единой сущностью финансов. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных фондов, фондов накопления и потребления, используя налоги, государственный бюджет и кредит.

Государственный бюджет – форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функции органов государственной власти.

Внебюджетные фонды – средство федерального правительства и местных властей, связанное с финансированием расходов, не включаемых в бюджет:

o пенсионный фонд

o фонд социального страхования

o фонд обязательного медицинского страхования

Пенсионный фонд образуется за счет страховых взносов работодателей и работающих граждан, средств из федерального бюджета и используется на выплату пенсии.

Фонд социального страхования образуется за счет страховых взносов работодателей, средств из федерального бюджета, добровольных взносов населения и используется на выплату различного рода пособий.

Фонд обязательного медицинского страхования формируется за счет отчислений от фонда оплаты труда и используется на получение гражданами бесплатного гарантированного объема медицинских услуг.

Государственный кредит – особая форма кредитных отношений между государством и юридическим/физическим лицом по поводу мобилизации государства свободных денежных средств организации и населения.

Кредитор – юридическое/физическое лицо

Заемщик – государство.

Фонды страхования обеспечивают возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

Сущность страхования заключается в системе пере распределительных отношений, включающих распределение ущерба между участниками страхования и возмещении из специальных фондов, сформированных за счет взносов страхователей.

Фондовый рынок – вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов, т.е. ценных бумаг.

Основная задача – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем доходности.

Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств.

5. Система и правовое положение органов, осуществляющих финансовую деятельность государства (общая характеристика).

Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность - основная, определяющая содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы - бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений.

Министерство финансов РФ в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга и др.

Осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

В системе Министерства финансов РФ создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральное казначейство

Центральный банк РФ (Банк России ). Особое положение среди федеральных органов, осуществляющих финансовую деятельность, занимает Центральный банк РФ (Банк России), который действует в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». Центральный банк РФ (Банк России) осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

6. Основные функции и полномочия Министерства финансов РФ .

Министерство финансов РФ в соответствии с положением о Министерстве финансов Российской Федерацииявляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности , государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора,Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу иФедерального казначейства , а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами , актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве финансов Российской Федерации.

Полномочия Министерства финансов

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов , нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации министерство принимает следующие нормативные правовые акты:

§ порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

§ порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации;

§ форму налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;

§ порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета

Основные функции и полномочия Федерального казначейства.

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Казначейская система исполнения бюджета состоит в том, что при ней между налогоплательщиками и бюджетополучателями, с одной стороны, и банками, с другой - встраивается особая контролирующая структура - казначейство.

Казначейство контролирует оба потока бюджетных ресурсов - и доходный, и расходный - на одном счете. Тем самым обеспечивается принцип единства кассы, а также достигается ускорение оборачиваемости бюджетных средств. Казначейская система позволяет детализировать информацию об исполнении бюджета.

Казначейство выполняет следующие функции:

§ обеспечивает учет всех доходов бюджета;

§ подтверждает бюджетные обязательства (т. е. обязательства по расходованию бюджетных средств), и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов, т. е. санкционирует расходы в рамках лимитов бюджетных обязательств;

§ осуществляет платежи от имени получателей бюджетных средств.

Структура казначейства состоит из трех звеньев:

1. Главное управление Федерального казначейства (ГУФК). Это управление осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета.

2. Управления Федерального казначейства (УФК) в областях, краях и республиках в составе РФ, в городах Москва и Санкт-Петербург.

3. Отделения Федерального казначейства в городах и городских регионах (ОФК).

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

§ доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

§ ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

§ открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

§ открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

§ ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

§ ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

§ составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

§ обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

§ обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

§ обеспечивает мобилизационную подготовку Федерального казначейства;

Финансовая деятельность соотносится с финансовой системой как процессуаль-ная сторона правового явления — с материальной.

Система начинается тогда, когда она объединяет ча-сти (элементы), которые при взаимодействии образуют определен-ную целостность и в таком качестве дают соответствующий эффект. Например, институт налогов и институт бюджета не могут существо-вать изолированно, друг без друга и только при взаимодействии дают ожидаемый государством результат.

Финан-совая система Российской Федерации - это совокупность основных финансово-правовых институтов страны, обслуживающих экономику и выполняющих определенные функции, которые способствуют мобилизации денежных средств в соответствующие бюджеты, а также законному и рациональному расходованию денеж-ных средств из них в интересах общества и государства.

Под элементом (частью) финансовой системы следует понимать финансово-правовой институт, имеющий материальное (предмет-ное) содержание. Каждый такой институт характеризуется право-выми, экономическими свойствами, а некоторые из институтов (на-пример, бюджетная система) и политическими свойствами.

Эементы финансовой системы:

    1. денежная система;
    2. бюджетная система;
    3. налоговая система;
    4. банковская система;
    5. система государственного и муниципального кредита (долга);
    6. имущественное и личное страхование;
    7. финансы ;
    8. финансы населения.

Каждый из институтов финансовой системы, в свою очередь, мо-жет рассматриваться как система и выполняет определенную функцию: либо фонда денежных средств (таковы бюджеты всех уровней, финансы предприятий), либо мето-да, способствующего нормальной работе финансовой системы госу-дарства, в частности, мобилизации денежных средств в соответству-ющие фонды государства или, напротив, законному и рационально-му расходованию денежных средств из этих бюджетов в интересах общества и государства.

Денежная система

Денежная система представляет собой форму денежного обраще-ния в данной стране и включает в себя следующие элементы:

  1. официальную денежную единицу Российской Федерации
    (рубль);
  2. виды денежных знаков (банкнота и монета);
  3. порядок эмиссии денежных знаков (выпуск, изъятие и т.д.);
  4. организацию денежного обращения в стране.

Организация денежного обращения в Российской Федерации является важной составной частью денежной системы и относится к наиболее существенным признакам финансовой деятельности го-сударства. Денежная система в большинстве стран является центра-лизованной, и для этого создаются центральные (национальные или государственные) банки. В Российской Федерации главный регули-рующий орган в области денежного обращения — ЦБ РФ. Ст. 75 Кон-ституции РФ уделяет денежному обращению особое внимание.

Бюджетная система

Бюджетная система представляет собой центральный финансово-правовой институт финансовой системы Российской Федерации. Современное государство немыслимо без бюджетов: центральных и муниципальных, а также фондов, получивших название «внебюд-жетные». Именно бюджет как фонд денежных средств представляет собой основной канал распределения и перераспределения валового национального продукта.

Бюджетный кодекс РФ включает в бюджетную систему следующие звенья:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюд-жетных фондов Российской Федерации;
  • бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты.

Важную роль в бюджетной системе призваны играть государ-ственные внебюджетные фонды, предназначенные для реализации конституционных на пенсионное обеспечение, со-циальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. К числу таких фондов относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд обя-зательного медицинского страхования и др.

Налоговая системат

Налоговая система представляет собой совокупность взаимосвя-занных частей (элементов) в сфере налогообложения, к которым от-носятся:

  • налоговая платежеспособность граждан;
  • система установленных законом налогов и сборов;
  • налоговая администрация;
  • применяемые государством методы налогообложения.

Под налоговой платежеспособностью понимается возможность граждан, обязанных платить налоги, покрывать эти денежные обя-зательства перед государством без вреда для своего хозяйства, благо-состояния и здоровья. Данный элемент налоговой системы закре-плен в п. 1 ст. 3 НК РФ, где указывается: «При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога».

Система налогов и сборов, закрепленная гл. 2 НК РФ, представ-ляет собой обособленный и вместе с тем ключевой элемент налого-вой системы Российского государства. Система действующих налогов и сборов обусловлена федеративным устройством государства и подразделяет все налоги и сборы на три вида: федеральные, региональные и местные.

К налоговой администрации относятся органы управления на-логами, которые наделены властными полномочиями в сфере на-логообложения и согласно ст. 30 НК РФ призваны осуществлять на-логовый контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов. В настоящее время налоговая администрация включает в себя нало-говые органы, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, таможенные органы.

Система методов налогообложения охватывает две группы ме-тодов:

  1. методы построения и нормативного закрепления налогов и сборов, которые применяют законодательные органы;
  2. методы налогового администрирования, применяемые нало-говой администрацией при взимании налогов и сборов.

Особое значение имеет налоговое администрирование, при реали-зации которого используют следующие методы:

  • создание условий для добровольного исполнения налогопла-тельщиками обязанности по уплате налогов;
  • налоговый контроль, предполагающий в отдельных случаях применение принудительных мер для исполнения обязанно-сти по уплате налогов.

Банковская система

Банковская система представляет собой совокупность различных видов банков, существующих в данной стране. В Российской Феде-рации, в соответствии с Законом о банках и Законом о Банке Рос-сии, банковская система представлена двумя уровнями:

  1. ЦБ РФ;
  2. коммерческие банки, осуществляю-щие , филиалы и представительства иностран-ных банков.

Центральный банк РФ выступает, с одной стороны, в роли власт-ного органа, осуществляющего от лица государства экономическую политику посредством только ему присущих инструментов и мето-дов, с другой — в роли обычного субъекта коммерческой деятель-ности.

Выступая в роли властного органа, ЦБ РФ строит отношения с коммерческими банками по схеме «власть — подчинение», осущест-вляя банковское регулирование и надзор. Он устанавливает для кре-дитных организаций правила совершения банковских операций, ве-дения бухгалтерского учета, лицензирует кредитные организации, осуществляет за ними надзор. Главной целью банковского надзора является поддержание стабильности банковской системы в интере-сах вкладчиков и кредиторов.

Система государственного и муниципального кредита (долга)

Система государственного и муниципального кредита (долга) пред-ставляет собой систему создания государственных и муниципаль-ных денежных фондов посредством предоставления гражданами или юридическими лицами денежных средств государству или муници-пальному образованию на основе договора займа. Заемщиком по этому договору выступает государство в лице Правительства РФ или муниципальное образование, заимодавцами — граждане и юридиче-ские лица.

Договор государственного займа регламентируется нормами гл. 14 «Государственный и муниципальный долг» БК РФ и заклю-чается путем приобретения гражданами и юридическими лицами на добровольной основе государственных облигаций или иных государ-ственных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодавца на полу-чение от заемщика денежных средств. Договор муниципального зай-ма заключается путем приобретения гражданином или юридическим лицом выпущенных органом местного самоуправления муниципаль-ных облигаций.

Имущественное и личное страхование

Имущественное и личное страхование является одним из инсти-тутов финансовой системы Российской Федерации и представля-ет собой, в свою очередь, систему денежных фондов, которые соз-даются в интересах физических и юридических лиц при наступле-нии непредвиденных событий (страховых случаев) и формируются из уплачиваемых данными физическими и юридическими лицами страховых взносов (страховых премий). В процессе страхования соз-даются денежные фонды страховщиков, используемые для возмеще-ния ущерба.

Страхование бывает двух видов:

  • обязательное;
  • добровольное.

В зависимости от вида объектов страхования оно подразде-ляется:

  • на личное;
  • имущественное.

Система страхования в Российской Федерации закреплена ря-дом законодательных актов: ГК РФ (ст. 927-970), Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Законом об организации страхового дела в РФ и другими нормативными актами.

Финансы хозяйствующих субъектов

Финансы хозяйствующих субъектов составляют важнейший ин-ститут финансовой системы Российской Федерации, так как непос-редственно связаны с производством необходимой обществу продук-ции и оказанием определенных услуг, денежная выручка от реализа-ции которых, и прежде всего прибыль, служит основой для создания разнообразных денежных фондов. В состав хозяйствующих субъек-тов входят коммерческие и некоммерческие предприятия, индиви-дуальные предприниматели без образования юридического лица.

Финансы хозяйствующих субъектов как фонды денежных средств представляют собой один из внутренних доходных источников де-нежных фондов государства. В процессе финансовой деятельности предприятия вступают в финансовые отношения с государством по уплате налогов и других платежей в бюджетные фонды и по уплате в государственные внебюджетные фонды страховых взносов (в Пен-сионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и т.д.).

По социально-экономической природе финансы предприятий всех форм собственности едины, что обеспечивается единством де-нежной системы, единством форм финансовой документации и еди-ной правовой базой. Правовую базу финансов предприятий образу-ют следующие основные нормативные акты: ГК РФ, НК РФ, БК РФ, Закон о бухгалтерском учете и др.

Финансы населения

Финансы населения представляют собой денежные средства граж-дан, находящиеся в банковских и иных учреждениях, а также в лич- распоряжении и хранении. Это очень важный фонд денежных средств, который государство обязано всегда учитывать при осущест-влении своей финансовой политики.

Каждый из институтов финансовой системы государства являет-ся финансово-правовым институтом, функционирующим на строго правовой основе. Нормативные акты, содержащие нормы финансо-вого права и формирующие финансовую систему Российской Феде-рации, объединяются в самостоятельное, юридически своеобразное подразделение российского права — финансовое право.



Похожие статьи