Алишер навои биография узбек тилида. Навои: биография, коротко о жизни и творчестве: алишер навои. Об Алишере Навои

Персидская литература

Алишер Навои

Биография

Алишер Навои (узб. Alisher Navoiy) (Низамаддин Мир Алишер) (9 февраля 1441, Герат - 3 января 1501, там же) - выдающийся поэт Востока, философ суфийского направления, государственный деятель тимуридского Хорасана. Под псевдонимом Фани (бренный) писал на языке фарси, однако главные произведения создал под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском (старотурецком) языке, на развитие которого оказал заметное влияние. Его творчество дало мощный стимул эволюции литературы на тюркских языках, в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции узбекской.

Узбекский поэт, мыслитель и государственный деятель. Навои был сыном чиновника Тимуридов Гиясиддина Кичкина, чей дом был местом встречи людей в искусстве, в том числе поэтов. В возрасте 15 лет Навои установил свою репутацию поэта, сочиняя стихи на двух языках, среднеазиатские тюрки и персы. Он получил образование в Герате, Мешхеде и Самарканде.

Он был покровителем ученых, художников, музыкантов, поэтов и каллиграфов. Навои также руководил строительством медресе, больницы и мостов. Подтвержденный гуманист и противник средневекового деспотизма и тирании Навои раскрыл злоупотребления дворян и личную заинтересованность взяточников. Он защищал людей перед султаном и принимал решения в пользу тех, кто был несправедливо обращен. Прогрессивные взгляды Навои вызвали недовольство в суде.

Низамаддин Мир Алишер родился в семье Гиясаддина Кичкине, чиновника в государстве Тимуридов, чей дом посещали видные деятели философской мысли и искусства того времени. Дядя Мир Алишера - Абу Саид - был поэтом; второй дядя - Мухаммад Али - был известен как музыкант и каллиграф. С юных лет Алишер воспитывался вместе с детьми тимуридских семей; он особенно дружил с султаном Хусейном, впоследствии главой Хорасанского государства, тоже поэтом, покровителем искусств.

Неспособность его надежд на политическое восстановление страны и установление мира в государстве, втянутом в внутренние войны Тимуридов, заставили его уйти в отставку. Навоийское литературное наследие велико и многогранно. Он включает в себя около 30 сборников стихов, длинные повествовательные стихи, прозаические произведения и научные трактаты, в которых содержится всеобъемлющая картина интеллектуальной жизни Средней Азии 15-го века. Он использовал вековые литературные традиции народов Средней Азии и Ближнего Востока.

Эта коллекция содержит стихи, написанные в разных лирических жанрах, особенно газели. Газаль был любимым жанром Навои, а его стихи имеют удивительное внутреннее единство. Он также написал Диван Фани, сборник стихов на персидском языке. Хотя он использовал сюжетные линии, содержащиеся в их произведениях, и принял определенные формальные черты, Навои дал совершенно другую идеологическую и литературную интерпретацию сюжетов и сюжетных ситуаций и по-новому относился к персонажам и событиям. Первое стихотворение пятичастного цикла «Путаница праведников» состоит из 64 глав и является философским и публицистическим тоном.

Навои учился в Герате (вместе с будущим правителем Хорасана Хусейном Байкарой, дружеские отношения с которым сохранил на всю жизнь), Мешхеде и Самарканде. Среди учителей Навои был Джами - в дальнейшем друг и единомышленник поэта. Как поэт проявил себя уже в 15 лет, причём писал в равной степени хорошо на тюркском и фарси).

В 1469 году назначен на должность хранителя печати при правителе Хорасана Хусейне Байкара, с которым его связывали дружеские отношения. В 1472 году получил чин визиря и титул эмира. В 1476 году он подал в отставку, однако остался приближенным султана, который доверял ему важные дела в Герате и, - в период охлаждения их отношений, - в Астрабаде.

Он проливает свет на самые важные вопросы времени Навои. В этом стихотворении он жестоко осуждает феодальные внутренние войны, жестокость дворян, тиранию попрошаек и лицемерие и фанатизм мусульманских шейхов и юристов. В то же время он утверждает идеал справедливости. В поэме излагаются основные черты мировоззрения Навои, а также его взгляды на этику и эстетику.

§ Произведения Алишера Навои были включены в учебные программы всех школ и медресе Средней Азии в XVI - начале ХХ в

Лейла и Меджнун - это поэтическая трактовка древней арабской легенды о трагической любви молодых Кяй для прекрасной Лейлы. Гуманистический энтузиазм, эмоциональное напряжение конфликта и сильное влияние на читателя были ответственны за огромное влияние стихотворения на многие восточные литературы и узбекский фольклор.

Навои оказывал протекцию и поддерживал материально учёных, мыслителей, художников, музыкантов, поэтов и каллиграфов. При нём в Герате формируется кружок учёных и творческих людей, в который, в числе прочих, входили он сам, Джами, султан, писавший стихи под псевдонимом Хусайни, историки Мирхонд, Хондамир, Васифи, Давлятшах Самарканди, художник Бехзад, архитектор Каваш-эдин. По инициативе Навои и под его руководством в Герате велось строительство: на берегу канала Инджил возведены медресе, ханака, библиотека, больница.

Историк Хондамир пишет, что Луфи, в восторге от таланта молодого Алишера Навои, говорит. Оразин покрыт, мои глаза так молоды каждый момент. Звезда, видимая звезда, солнце, когда оно наконец. Алишер Навои широко известен как поэт в возрасте 15 лет. Он писал свои стихи на тюркском и персидском языках.

Для Алишера Навои это была вторая большая потеря после смерти его отца. Он продолжил учебу в одном из медресе Мешхеда. Его друг Хоссейн Танр, Марв и Корю, ищут удачи. Другой представитель династии Хорасана, ЕС Султан Абу Саид, правитель оккупированной столицы Самарканда, и Герат двигаться. Первым противником Хусейна Бойки на троне был Абу Саид.

Фирхад и Ширин - романтико-героическая поэма о любви героя Ферахада к армянской красавице Ширину, которой востребован иранский шейх Хосров. Стихотворение Навои отличается от предыдущих работ на эту тему: главным героем в работе Навои является не Шейх Хосров, а скорее Фархад, чемпион правды и справедливости, чьи героические поступки контрастируют с трусостью шейха. В Фярхаде и Ширине Навои использовал устройства из народной поэзии и народного героического эпоса. Семь Планет, четвертое стихотворение цикла, состоит из семи фантастических историй, объединенных общей структурой.

Как мыслитель Алишер Навои входил в дервишский суфийский орден Накшбанди. Следуя этике суфия, Навои соблюдал безбрачие и не имел гарема.

Творческое наследие Алишера Навои огромно и многогранно: оно включает в себя около 30 крупных произведений - диванов (сборников стихов), поэм (дастанов), философских и научных трактатов. Используя многовековые культурные традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока, Алишер Навои создаёт вполне оригинальные произведения.

Стихотворение содержит аллегорические аллюзии, которые критикуют среду Навои и правителей своего времени - Тимуридов, самого Султана Хусейна и его придворных. Стена Искандера - заключительная поэма цикла. Его герой - идеальный справедливый правитель, высокоморальный мудрец Искандер.

Навои писал работы, которые важны для изучения узбекской и персидско-таджикской литературы и их взаимного влияния. К таким работам относится сборник сборников утонченных людей, в котором содержатся краткие описания писателей его эпохи, а также «История персидских императоров и история пророков и мудрецов», в которых рассказывается о легендарных и исторических деятелях Средней Азии и Персии и с зороастрийской и коранической мифологией.

Низамаддин Мир Алишер (псевдоним – Алишер Навои) – известный поэт Востока, философ, государственный деятель. Родился 9 февраля 1441 года. Псевдоним Навои, что означает – мелодичный, принес необычную славу поэту. Именно под этим псевдонимом он создал важные произведения на старотурецком языке. Однако поэт писал еще и на языке фарси и подписывался под совершенно иным псевдонимом – Фани, что означает – бренный.

Важные вопросы теории литературы, особенно стихосложения, освещены в трактате Навои «Баланс метров». В конце своей жизни Навои написал аллегорическое стихотворение «Язык птиц» и философскую и дидактическую работу «Возлюбленный сердец», посвященный идеальному человеческому обществу. Известно, что работы Юсуфа Баласагхуни и Гулистана Саади повлияли на Возлюбленного Сердца Навои. Основными идеями книги являются осуждение жестоких, невежественных и развращенных императоров и попытка установить стабильную, централизованную власть справедливого правителя во главе процветающей страны.

Низамаддин Мир Алишер вырос в семье чиновника в государстве Тимуридов. Его дяди – Абу Саид, который был поэтом, и Мухаммад Али – популярный музыкант, заботились о нем. С малых лет Алишер был окружен искусством. Он был в прекрасных отношениях с султаном Хусейном, который также был воздыхателем искусства.

Джами – это не просто учитель поэта, но и его единомышленник. Талант поэта раскрылся уже в пятнадцатилетнем возрасте. Свои первые шедевры он писал на тюркском и фарси. Алишера связывала тесная дружба с Хорасаном Хусейном Байкара, и уже в 1469 году он был назначен на должность хранителя печати при нем. В 1472 году был удостоен титула эмира и чина визиря.

Это была мечта Навои на протяжении всей его жизни. Хотя он трагически осознавал невозможность реализации своих политических идеалов, он тем не менее верил в окончательную победу этого идеалистического принципа. Из этого убеждения вытекал оптимизм и жизнеутверждающая сила его произведений.

§ Именем поэта названа одна из ведущих к горам улиц Алма-Аты, тогда столицы Казахстана. Также в честь поэта названы один изпроспектов в Киеве и улица в Баку и Ашхабаде

Литературоведы Навои считали тюркский язык слишком грубым для поэзии. В своем трактате «Дебаты между двумя языками» Навои теоретически обосновывает культурное и литературное значение древне-узбекского языка, который назывался тюрками. Он влиял на развитие узбекской литературы, а также на литературу уйгурских, туркменских, азербайджанских, турецких, татарских и других тюркоязычных народов.

Для Навои искусство было не просто увлечением, он всегда материально поддерживал всех ученых, мыслителей, музыкантов, поэтом и каллиграфов. Он создал кружок, куда входили ученые и творческие люди, в том числе он сам и Джами, писавший под псевдонимом Хусайни.

Алишер Навои – прекрасный мыслитель, входивший в дервишский суфийский орден Накшбанди. Согласно правилам этого ордена, поэт придерживался безбрачия и не имел гарема. Творчество Алишера Навои разнообразно. В него вошли 30 произведений – диванов (сборников стихов), поэм, трактатов.

Мировоззрение и творчество Навои не лишены идеологических противоречий и социальных иллюзий. Но сила произведений Навои заключается в его гуманизме и демократических тенденциях, в утверждении человеческого достоинства и его права на счастье. Работы Навои имели большое значение для развития тенденций прогрессивного романтизма в восточной литературе.

Блестящая фигура Навои и сила его поэзии вызвали большой интерес у востоковедов. Появилась специальная область научных исследований - исследования Навои. Его стихи были переведены на многие языки. Этот великий покровитель религии и государства - это покаяние шариата и нации.

Умер Навои на своей родине в 1501 году.

Алишер Навои (перс. علیشیر نوایی‎, узб. Alisher Navoiy) (Низамаддин Мир Алишер) (9 февраля 1441, Герат — 3 января 1501, там же) — выдающийся поэт Востока, философ суфийского направления, государственный деятель тимуридского Хорасана. Под псевдонимом Фани (бренный) писал на языке фарси, однако главные произведения создал под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском языке, на развитие которого оказал заметное влияние. Его творчество дало мощный стимул эволюции литературы на тюркских языках, в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции узбекской.

Биография

Низамаддин Мир Алишер родился в семье Гиясаддина Кичкине, чиновника в государстве Тимуридов, по происхождению из уйгурских бахшей, чей дом посещали видные деятели философской мысли и искусства того времени. Дядя Мир Алишера — Абу Саид — был поэтом; второй дядя — Мухаммад Али — был известен как музыкант и каллиграф. С юных лет Алишер воспитывался вместе с детьми тимуридских семей; он особенно дружил с султаном Хусейном, впоследствии главой Хорасанского государства, тоже поэтом, покровителем искусств.

«Смысл стиха заключается в том, что язык остается на языке, и тайна раскрывает его». До и после этого никто в тюркском поэзии больше или больше. Он написал много персидских львов. Алишер Навои - великий узбекский поэт, мыслитель, государственный деятель.

Его отец, Гийосиддин Баходир, был близким другом Абулкасима Бабура; участвующих в управлении страной. Она дочь Шейха Абусаида Чанга из посольства Кабула. Детство Алишера Навои совпало с последними годами правления Шохруха. Он получил образование Темурзадзаса, особенно с будущим королем Хусейном Али. В возрасте четырех лет он ходил в школу, чтобы читать и писать стихи на турецком и персидском языках. Удар заставил многих людей переехать из Хурасана в разные районы страны. Семья Алишера Навои переехала в Ирак для мира.

Навои учился в Герате (вместе с будущим правителем Хорасана Хусейном Байкарой, дружеские отношения с которым сохранил на всю жизнь), Мешхеде и Самарканде. Среди учителей Навои был Джами — в дальнейшем друг и единомышленник поэта. Как поэт проявил себя уже в 15 лет, причём писал в равной степени хорошо на тюркском и фарси).

В 1469 году назначен на должность хранителя печати при правителе Хорасана Хусейне Байкара, с которым его связывали дружеские отношения. В 1472 году получил чин визиря и титул эмира. В 1476 году он подал в отставку, однако остался приближенным султана, который доверял ему важные дела в Герате и, — в период охлаждения их отношений, — в Астрабаде.

В Таф Алишер встретится с поэтом Шарафиддином Али Езди, автором знаменитой исторической работы «Зафарнома». Эта встреча имеет яркое впечатление на ребенка. Семья Гиёсиддина Баходира вернется в Герат почти через два года. Абулгосим Бабур назначил Гиёсиддина Баходира губернатором Сабзавата. Алишер Навои продолжил учебу в Герате.

Алишер Навои очень интересовался поэзией, изучал восточную литературу. Когда он был ребенком, семейная обстановка дала ему много энергии. Его внук Мирсайд-Кобули, Мухаммад Али-Бари был выдающимся поэтом. Поэты в доме Алишера Навои часто встречаются, пишут, говорят о литературе и искусстве.

Навои оказывал протекцию и поддерживал материально учёных, мыслителей, художников, музыкантов, поэтов и каллиграфов. При нём в Герате формируется кружок учёных и творческих людей, в который, в числе прочих, входили он сам, Джами, султан, писавший стихи под псевдонимом Хусайни, историки Мирхонд, Хондамир, Васифи, Давлятшах Самарканди, художник Бехзад, архитектор Каваш-эдин. По инициативе Навои и под его руководством в Герате велось строительство: на берегу канала Инджил возведены медресе, ханака, библиотека, больница.

Историк Хондамир пишет, что Луфи, в восторге от таланта молодого Алишера Навои, говорит. Оразин покрыт, мои глаза так молоды каждый момент. Звезда, видимая звезда, солнце, когда оно наконец. Алишер Навои широко известен как поэт в возрасте 15 лет. Он писал свои стихи на тюркском и персидском языках.

Для Алишера Навои это была вторая большая потеря после смерти его отца. Он продолжил учебу в одном из медресе Мешхеда. Его друг Хоссейн Танр, Марв и Корю, ищут удачи. Другой представитель династии Хорасана, ЕС Султан Абу Саид, правитель оккупированной столицы Самарканда, и Герат двигаться. Первым противником Хусейна Бойки на троне был Абу Саид.

Фирхад и Ширин - романтико-героическая поэма о любви героя Ферахада к армянской красавице Ширину, которой востребован иранский шейх Хосров. Стихотворение Навои отличается от предыдущих работ на эту тему: главным героем в работе Навои является не Шейх Хосров, а скорее Фархад, чемпион правды и справедливости, чьи героические поступки контрастируют с трусостью шейха. В Фярхаде и Ширине Навои использовал устройства из народной поэзии и народного героического эпоса. Семь Планет, четвертое стихотворение цикла, состоит из семи фантастических историй, объединенных общей структурой.

Как мыслитель Алишер Навои входил в дервишский суфийский орден Накшбанди. Следуя этике суфия, Навои соблюдал безбрачие и не имел гарема.

Произведения

Творческое наследие Алишера Навои огромно и многогранно: оно включает в себя около 30 крупных произведений — диванов (сборников стихов), поэм (дастанов), философских и научных трактатов. Используя многовековые культурные традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока, Алишер Навои создаёт вполне оригинальные произведения.

Устремления семьи Алишера Навои были на стороне Хусейна, что объяснялось прежде всего их семейными отношениями; Новый правитель хорошо знал об этом. Эта ситуация осложнила жизнь Алишера Навои. Алишер Навои жил в Мешхеде как обычный компаньон. Его поэзия в эту эпоху была полна газелей, которые он написал для своей страны. Но ситуация изменилась, и город был разрушен. В то время состояние Алишера Навои было передано его мастеру Сайиду Хасану Ардашеру в его поэтических строках в Самарканде. В то время Алишер Навои, ставший известным поэтом в стране, преследовал Абу Саид и был изгнан из Герата.

Лирика

Лирическое наследие поэта огромно. Известно 3150 его произведений в жанре газели, включенных в диваны на чагатайском языке и фарси.

«Сокровищница мыслей» — поэтический свод, составленный самим поэтом в 1498—1499 годах по хронологическому принципу и включающий четыре дивана, соответствующих четырём периодам жизни поэта: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости». Стихи относятся к разным лирическим жанрам, среди которых особенно многочисленны газели (более 2600). В диванах присутствуют и стихотворения других жанров — мухаммасы, мусаддасы, местезады, кыты, рубаи и восходящие к тюркскому народному творчеству туюги.

Мэр Самарканда Ахмед Ходжибек был героическим писателем и писал стихи под именем Вафоя, который с особым уважением и вниманием смотрел на Алишера Навои. Алишер Навои начал работать с государственными делами. Он получил первый опыт управления государственными делами, что помогло ему позже.

Политическая и общественная деятельность Алишера Навои в Самарканде высоко оценена и удостоена звания «Эмир Чагатай». Хоссейн Танум, который долго ждал такой ситуации, сразу приходит на трон Герата. Король назначил Алишера Навои на пост печати. Алишер Навои смело настаивает на том, чтобы ночью захватить самого опасного политического соперника ночи, Йодгора Мухаммада Мирзы. Он недоволен чрезмерными налогами нового правительства и выступает с справедливостью и доброжелательностью, чтобы успокоить восстание масс.

Лирические стихи трудно поддаются датировке, поскольку отклики на известные нам факты жизни поэта в них улавливаются довольно редко, а событийность для них вообще не свойственна. «Сокровищница мыслей» — лирическая исповедь поэта, передающая всю гамму его переживаний. Наряду с внешним любовным планом в них присутствует высший — по-суфийски спиритуализированный и использующий традиционные образы чувственной лирики в метафорическом ключе. При этом оригинальные метафоры Навои переплетаются с традиционными, почерпнутыми им из богатой традиции восточной поэзии.

После этих событий преемником правительства Хусейна Сулеймана был назначен поэт Шейхим Сухайлит из Самарканда с его согласия Алишером Навои. Цель Алишера Навои заключалась в том, чтобы стать консультантом во дворце, чтобы заняться более творческой работой.

Новое задание Алишера Навои сосредоточено в первую очередь на мире и спокойствии в стране. Он начал работать над созданием бизнеса по сбору средств. Он придает большое значение развитию торговли и ремесел в городах. С движением сайгака Алишер Навои культура сельского хозяйства в сельской местности растет. Города, особенно Ирод, становятся все более процветающими.

Любовь для Навои — одновременное высокое, духовное и изысканно-эротическое, земное чувство, которое подчиняет человека себе и лишает его свободы. И, вместе с тем, это не рождает в поэте пессимизма, поскольку Навои понимает любовные страдания как основу духовного возрождения.
Одной из гласных своих задач Навои считал развитие литературного чагатайского языка (тюрки). Именно в лирике поэта тюркский стих достиг вершин художественной выразительности: его газели поражают филигранной отделкой деталей, виртуозным соответствием формальным правилам, семантической игрой, свежестью образов, аллегорий и метафор. Благодаря лирике Навои фарси утрачивает статус единственного литературного языка. Некогда Бабур в книге «Бабур-наме» сказал о языке Навои:
Бабур: «Алишербек был человек бесподобный, с тех пор, как на тюркском языке слагают стихи, никто другой не слагал их так много и так хорошо»
Поэт составил также так называемый «Диван Фани» — сборник лирических стихов на фарси.

«Сорок хадисов» («Арбаин кирк хадис») — произведение другого типа. Это 40 четверостиший на тюркском языке, написанных на темы хадисов пророка Мухаммеда. Основой сочинения послужило одноимённое сочинение Джами на языке фарси (в сущности, произведение Навои представляет собой вольный перевод).

Свои касыды на персидском языке Навои собрал в два сборника — «Шесть необходимостей» («Ситтаи зарурия») и «Четыре сезона года» («Фусули арбаа»).

«Пятёрица»

Вершина творчества Навои — знаменитая «Пятёрица», включающая в себя пять эпических поэм: дидактическую «Смятение праведных» (1483) и сюжетные героические (дастаны) «Лейли и Меджнун» (1484), «Фархад и Ширин» (1484), «Семь планет» (1484), «Искандарова стена» (1485).

«Пятёрица» представляет собой «ответ» (назира) на «Пятёрицы» Низами Гянджеви и индо-персидского поэта Амира Хосрова Дехлеви (писал на фарси). Навои воспроизводит сюжеты их сочинений, некоторые формальные особенности, однако зачастую даёт иное толкование тематики и сюжетных ситуаций, новую трактовку событий и образов.

«Смятение праведных» — первая поэма цикла, произведение дидактико-философского толка. В ней разрабатываются мотивы поэмы Низами «Сокровищница тайн». Она состоит из 64 глав, в которых затрагиваются вопросы религии, морали и нравственности. В поэме обличаются феодальные распри, жестокость государственных вельмож, произвол беков, лицемерие шейхов. Поэт страстно утверждает идеалы справедливости.

«Лейли и Меджнун» — поэма на сюжет средневековой арабской легенды (разработанной также Низами, Амиром Хосровом, Джами) о печальной любви юного поэта Кайса к красавице Лейли. Пронзительная эмоциональность конфликта и изысканный поэтический язык поэмы сделали её широко популярной у восточного читателя. Поэма оказала громадное влияние на литературу Востока и узбекский фольклор.

«Фархад и Ширин» — героико-романтическая поэма на старый сюжет о любви богатыря Фархада к армянской красавице Ширин, на которую претендует персидский шах Хосров. Сюжет был разработан Низами, однако поэма Навои отличается тем, что автор переакцентировал своё внимание с шаха Хосрова на богатыря Фархада, сделав его идеальным эпическим героем. Это удалось благодаря тому, что Алишер Навои использовал приёмы фольклорной поэтики и традиции народных сказаний (дастанов).

«Семь планет» — поэма, объединяющая общей рамкой семь сказочных новелл. В иносказательной форме поэма критикует окружение Алишера Навои, правителей (Тимуридов), Султан-Хусейна и его придворных.

«Стена Искандара» — последняя поэма цикла, написанная на распространённый полуфантастический сюжет о жизни идеального справедливого правителя-мудреца Искандара (под этим именем на Востоке известен Александр Македонский).

Филологические трактаты

Авторы XV века полагали, что тюркский язык груб для поэзии. Это мнение Алишер Навои опровергает в трактате «Спор двух языков» (1499). В нём обосновано культурное и художественное значение чагатайского языка (тюрки). Навои пишет:
Богатство тюркского языка доказано множеством фактов. Выходящие из народной среды талантливые поэты не должны выявлять свои способности на персидском языке. Если они могут творить на обоих языках, то все же очень желательно, чтобы они на своем языке писали стихов побольше». И далее: «Мне кажется, что я утвердил великую истину перед достойными людьми тюркского народа, и они, познав подлинную силу своей речи и ее выражений, прекрасные качества своего языка и его слов, избавились от пренебрежительных нападок на их язык и речь со стороны слагающих стихи по-персидски.

Вопросы теории литературы и стихосложения подняты в трактате «Весы размеров». Теоретические положения и само творчество Алишера Навои оказали огромное воздействие как на развитие узбекской литературы на чагатайском языке, так и на развитие других тюркоязычных литератур (уйгурской, туркменской, азербайджанской, турецкой, татарской).

Исторические сочинения

Алишер Навои — автор биографических и исторических книг: «Пятерица смятенных» (1492) посвящена Джами; антология «Собрание утончённых» (1491—1492) содержит краткие характеристики писателей — современников Навои; «История иранских царей» и «История пророков и мудрецов», содержит сведения о легендарных и исторических деятелях Востока, о зороастрийской и коранической мифологии.

Поздние произведения о государстве

На закате жизни Алишер Навои пишет аллегорическую поэму «Язык птиц» («Парламент птиц» или «Симург») (1499) и философско-аллегорический трактат «Возлюбленный сердец» (1500), посвящённый наилучшему устройству общества. В книге обнаруживается влияние сочинений Юсуфа Баласагуни и «Гулистана» Саади. В книге осуждаются жестокие, невежественные и аморальные правители и утверждается идея централизации власти в руках справедливого просвещённого правителя.



Похожие статьи