Чем регулируется правовое положение машиноместа. Машино-места превратили в недвижимость. Когда будем за это платить? Правовое регулирование, уходящее в прошлое

30.11.2016

В январе 2017 г. вступает в силу закон, признавший машино-места объектами недвижимости и официально включивший их в гражданский оборот. Так вот о том, что это за новеллы и к чему они приведут, расскажет наша новая статья.

Скажем сразу - физические и юридические лица "продавали", обменивали и даже оставляли машино-места в наследство, хотя российское право не считало их отдельным видом имущества. Это вызывало определенные судебные коллизии, когда люди обращались в суд, защищая свои права и получали отказы с разъяснениями, что машино-место не является отдельной вещью с индивидуальными признаками. Оно считается неотделимым компонентом помещения или строения, который подлежит регистрации только, как часть недвижимости [Определение Приморского краевого суда по делу № 33-12038/2015 от 13.01.2016 г.].

Всё это вызвало недовольство россиян. Наконец понимание данного факта дошло и до законодателя, который признал, что машино-места давно стали объектом гражданского оборота. Поэтому летом 2016 года Федеральное Собрание приняло нормативный акт, внесший изменения в целый ряд законов. Эти новеллы касаются правового статуса машино-места и вступают в силу с первого января будущего года.

Определение термина

Наконец-то государство дало определение термину. Оно содержится в ГСК РФ [прим.: Градостроительный Кодекс РФ]. Исходя из новой нормы машинное место представляет собой часть здания/сооружения, предназначенное только для размещения автомобиля, мотоцикла, либо иного транспортного средства (далее - т/с) [прим.: авторская вставка]. Данная территория может иметь строительные либо другие ограждения, или не иметь их вовсе. Однако при этом, её границы должны быть описаны так, как этого требует законодательство о кадастровом учете [Градостроительный кодекс Российской Федерации N 190-ФЗ от 29.12.2004 (ред. от 03.07.2016), п. 29, ст. 1].

Как может увидеть внимательный читатель статья дает достаточно четкие признаки машино-места. Его основная функция - это размещение т/с. Для другого оно и не предназначено. Далее, законодатель по-прежнему считает место частью объекта. Так было и прежде. Однако теперь власть согласилась, что территория индивидуального размещения транспортного средства может и не иметь границы в виде стен или строений.

Раньше суды, как правило, считали, что регистрация машино-места в качестве недвижимости возможна только в случае, когда оно построено в виде помещения и соответствует требованиям такового [Определение Приморского краевого суда по делу № 33-12038/2015 от 13.01.2016 года]. Теперь же получается, что машино-место может и не иметь видимых ограждений, однако все равно считается недвижимостью, если, конечно, его границы установлены в ЕГРН [прим.: С 01 января 2017 года базы ЕГРП и ГКН объединяются в Единый государственный реестр недвижимости. Ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости"].

Введение машино-места в гражданский оборот

Дав определение термину, законодатель одновременно ввел машино-место в гражданский оборот, дополнив ГК РФ новой нормой [ГК РФ, П.1., Ст.130]. Теперь место размещения автомобиля независимо от наличия ограждения официально считается объектом недвижимости. Его можно, например, заложить по договору об ипотеке [Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", П.п.6. П.1. Ст.5]. Хотя, если честно, субъекты гражданских правоотношений и до этого момента закладывали такие места, а суды обращали на них взыскание. Правда речь шла только об огражденных участках. То есть фактически - гаражных боксах. Так районный суд г. Барнаула по иску ВТБ 24 (ПАО) в июле 2016 года обратил взыскание на заложенные машино-места [Решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края по делу № 2-25/2016 от 04.07.2016 года]. И никого это особенно не удивило. А вот с 01 января будущего года предметом залога могут стать и не огражденные на территории участки. Соответственно регистрация ипотеки таких объектов также должна проходить согласно закону [Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", П.5. Ст.20].

Технические нюансы внесения сведений в ЕГРН. Индивидуальная регистрация права

Теперь информация о неогражденном машинном месте также должна вноситься в ЕГРН [Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости", П.7. Ст.1]. Раньше Росреестр не осуществлял кадастровый учет таких объектов. А суд в свою очередь поддерживал позицию УФРС [прим.: Управление Федеральной регистрационной службы ]. Так в 2015 году Ивантеевский городской и Московский областной суды отказали в иске гражданину и не поставили на регучет места для парковки. По мнению судей, стоянка не являлась отдельным и обособленным помещением. Поэтому её нельзя поставить на учет, как самостоятельный объект права" [Апелляционное определение Московского областного суда по делу № 33-22910/2015 от 30.09.2015 года]. С 01.01.2017 года такая ситуация не может возникнуть в принципе. Кроме того, учет [прим.: Государственный кадастровый учет] в отношении машино-мест будет проводится одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на само здание" [Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости", П.4. Ч.5. Ст.14].

Соответственно ссылка о машино-месте должна присутствовать в акте обследования и в техническом плане для внесения в ЕГРН. А на самом плане машино-место изображается в виде геометрической фигуры. Кроме того, если собственник хочет, то виртуальные границы его неогороженного стеной, блоками или столбами машино-места могут быть зафиксированы прямо на полу специальной краской [Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости", Ч.6.3. Ст.24].

Далее, недвижимость, подходящая под новое законодательное определение машино-места, признается таковой в силу закона [Федеральный закон от 03.07.2016 N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Ст.6]. Соответственно государство не требует менять документы, либо вносить изменения в ЕГРН в отношении подобного объекта. Более того, действующие документы, в которых в качестве собственности указывается именно машино-место имеют юридическую силу.

Впрочем, хозяин такой недвижимости может направить в Росреестр заявление с просьбой актуализировать информацию в ЕГРН о своей собственности, согласно новому закону.

Выдел доли

Что же касается владельцев общей долевой собственности, то с 01 января будущего года, каждый из них вправе выделить в натуре свои машинные места, а также определить их границы, как того требует закон о регистрации недвижимости [Федеральный закон от 03.07.2016 N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", П.3. Ст.6] и оформить на них право собственности.

Вплоть до настоящего времени судьи довольно часто отказывали дольщикам парковок и автостоянок в этом праве. В своих решениях суды указывали, что выдел доли невозможен без нанесения ущерба всей стоянке, а также системе пожаротушения, электроснабжения и так далее [Решение Советского районного суда г. Новосибирска по делу № 2-90/13 от 23.09.2013 года]. Теперь же всё изменилось. Владелец может потребовать свою долю. Причем, для проведения данной процедуры и регистрации права не надо согласия всех сособственников. Правда это условие действует только в том случае, когда заявитель одновременно направит в УФРС [Федеральный закон от 03.07.2016 N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", П.3. Ст.6] протокол собрания либо договор/соглашение собственников о правилах пользования объектом, находящимся в долевой собственности.

Стоит также заметить, что право общей собственности на объект, где находятся эти места прекратится с даты выдела в натуре доли последним владельцем и оформления им права собственности. Что же касается проездов, проходов, а также иного имущества, которое останется после выдела всех долей (например - шлагбаумов), то оно по-прежнему будет считаться общим долевым.

Краткие выводы

При вдумчивом изучении нового нормативного акта обнаруживается, что государство просто-напросто узаконило уже сложившуюся практику, касающуюся оборота машино-место. Теперь продавать, покупать и наследовать такие объекты можно на законных основаниях. Не более того. Впрочем, есть и радикальные изменения. Так власть признала неогражденные участки для парковки такими же объектами права, как и индивидуальные помещения. Ну и наконец у дольщиков появилась реальная возможность выделить свою долю стоянки в натуре. Это конечно серьезные новеллы.

Однако, справедливости ради стоит сказать, что все эти новшества касаются в основном только подземных автостоянок и многоэтажных паркингов. Законодатель так и не решился признать объектами права места на отдельных парковках или стоянках, не связанных со зданием или сооружением. По-видимому, решение этого вопроса отложено на неопределенный срок.

Инструкция регистрации машино-места в Московской области

Материал будет полезен тем, кто живет в многоквартирном доме с общим паркингом.

Машино-место — объект недвижимости

Раньше, приобретая место в подземном паркинге под жилым домом, покупатель получал лишь возможность оставлять свой автомобиль. За владельцем не закреплялось конкретное место парковки - его размеры и местоположение. А чтобы продать участок, нужно было заручиться письменным согласием всех владельцев паркинга.

Теперь машино-место стало объектом недвижимости, это значит, что его можно на законных основаниях , оставить в наследство и даже оформить в ипотеку (как залог)! Учитывая нынешнюю ситуацию с нехваткой парковочных мест, для жителей Московской области это хороший вид вложения денег.

Эти изменения занесены в ФЗ от 3 июля 2016 г. № 315 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (http://base.garant.ru/71435342/ )

К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений описаны в установленных Законодательством о государственном учете порядке, — цитата из закона.

Также в законе делается акцент на том, что собственники могут получить компенсацию за машино-место, если участок под ним изъят для государственных нужд.

Это шаг вперед в Законодательстве, ведь раньше, если на месте предполагаемой застройки находились гаражи, их просто сносили без всяких выплат хозяевам.

Исходя из определения, которое дается в законе, резюмируем:

Машино-место - это место для автомобиля или любого другого транспортного средства, которое находится в закрытом помещении. Все данные о машино-местах будут содержаться в ЕГРП, при расчете налога на имущества для физических лиц будет применяться налоговая ставка 0,3% от кадастровой стоимости недвижимости. Теперь в общем паркинге у машино-мест появятся номера и четкие границы.

Как зарегистрировать машино-место

Сейчас сделки с машино-местами по своей сути будут ничем не отличаться от сделок с квартирами. Собственникам это выгоднее, так как они получают такую же юридическую защиту, если бы приобретали или продавали жилье.

Чтобы место для автомобиля стало полноценным объектом недвижимости, его надо зарегистрировать. Для этого нужно:

  1. Оформить право собственности.
  2. Поставить его на кадастровый учет. Владельцам долей нужно обратиться к кадастровым инженерам и заказать технический паспорт , в котором будут определены размеры участка и его месторасположение.

Документы для оформления права собственности

  • Заявление о регистрации права собственности на машино-место. Подается в Росреестр или МФЦ.
  • Решение всех сособственников или решение общего собрания, которые определяют порядок пользования общим имуществом.

По закону право собственности оформляется в срок от 5-12 рабочих дней с даты приема заявлений на кадастровый учет и регистрацию. Госпошлина составит 2000 рублей.

Что делать, если право собственности на объект недвижимости уже зарегистрировано?

Все ранее выданные документы, в которых в качестве объекта недвижимости указано машино-место, действительны. Их можно переоформить по желанию собственника.

Для этого нужно:

  • подать заявление об учете изменений сведений, содержащих в ЕГРП, в части приведения объекта недвижимости к новым требованиям.
  • Если в ЕГРП машино-место зарегистрировано как долевая собственность, то вы можете определить границы и выделить его из общей собственности.

В каких случаях могут отказать в регистрации парковочного места?

  • Если размеры больше или меньше стандартов, указанных в приказе Минэкономразвития РФ №792. Минимальный размер машино-места — 5,3 метра в длину и 2,5 метра в ширину. Максимальный - 6,2 метра в длину и 3,5 метра в ширину.
  • Если застройщик при проектировки паркинга установил минимальное парковочное место меньше тех размеров, которые есть в законе, то его зарегистрировать как недвижимость нельзя.

Что такое парковочные места или машино-места как виды недвижимого имущества?

Вопрос о правовом статусе парковочных мест и машино мест в законодательстве РФ занимает особое место.

Материалы судебной практики свидетельствуют о наличии 2-х подходов к юридическому оформлению прав, предполагающих пользование парковочным местом.

В некоторых случаях суды, опираясь на данные технических (кадастровых) паспортов, признают парковочное место недвижимым имуществом - помещением в составе другого объекта недвижимости: нежилого помещения (парковочного зала) или нежилого здания (Постановление ФАС Московского округа от 30.06.2008 N КГ-А40/4518-08-1,2).

В других случаях суды полагают, что парковочное место самостоятельной вещью не является, а представляет собой часть недвижимой вещи - нежилого помещения или нежилого здания, а пользователь парковочного места является долевым сособственником данной недвижимой вещи, в отношении которой соглашением участников долевой собственности или решением суда может быть определен порядок пользования соответствующей недвижимой вещью (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.01.2008 N А33-10690/2007) (Определение ВАС РФ от 27.10.2011 N ВАС-11450/11).

В 2015 году свою позицию относительно парковочных и машино-мест высказало Минэкономразвития РФ (письмо от 26.05.2015 N ОГ-Д23-7475).

В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Указанный перечень объектов недвижимости определен согласно ст. 2 Закона о кадастре, статье 3 Закона о регистрации в соответствии со статьями 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации не предусматривает участие в гражданском обороте части объекта недвижимости в качестве самостоятельного объекта гражданских прав.

Государственная регистрация права собственности на часть объекта недвижимости также не предусмотрена (ст. 1, 26, 27 Закона о регистрации).

Кроме того, действующим законодательством понятие "машино-место" не предусмотрено.

Градостроительный кодекс Российской Федерации для обозначения места, предназначенного для организованной стоянки транспортных средств, использует понятие "парковка (парковочное место)". Так, согласно п. 21 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Таким образом, согласно приведенному определению понятия "парковка (парковочное место)" такой объект как парковка (парковочное место) может являться частью зданий или сооружений, но не в качестве самостоятельного объекта недвижимости, а как специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, предназначенное для организованной стоянки транспортных средств.

В связи с указанными требованиями парковка (парковочное место), как ее определяет Градостроительный кодекс Российской Федерации, не отвечает и критериям помещения. Так, согласно п. 14 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) помещение определено как часть объема здания или сооружения, имеющее определенное назначение и ограниченное строительными конструкциями.

Учитывая также положения ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 7 ст. 27 Закона о кадастре, помещение должно быть изолировано или обособлено от других помещений в здании или сооружении. При этом в силу положений Закона о кадастре описание части объекта недвижимости может быть внесено в государственный кадастр недвижимости в случае, если ограничения (обременения) вещных прав распространяются на часть объекта недвижимости, например, в случае аренды (ст. 7, 20, 25 Закона о кадастре).

Необходимо отметить, что в этом случае осуществляется государственная регистрация соответствующего ограничения (обременения) вещного права.

Постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на объект "машино-место" возможны в качестве помещения, если "машино-место" создано (построено) с учетом требований законодательства как помещение и удовлетворяет указанным требованиям к помещению, установленным федеральными законами.

При этом согласно пункту 5.2.6 Свода правил N 154.13130.2013 "Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 февраля 2013 г. N 117, в подземных автостоянках не допускается разделение машино-мест перегородками на отдельные боксы. В помещениях хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, для выделения постоянно закрепленных мест допускается применение сетчатого ограждения из негорючих материалов.

Если "машино-место" не отвечает требованиям, предъявляемым федеральными законами к помещениям, и не обладает характеристиками, позволяющими отнести его к объектам недвижимости, после постановки на государственный кадастровый учет здания, помещения, в котором находится "машино-место", возможна государственная регистрация общей долевой собственности на такие здания, помещения с определением долей в праве собственности на них пропорционально размерам "машино-мест", находящихся в таких зданиях, помещениях. Порядок пользования "машино-местами" может быть определен соглашением сособственников здания, помещения, в котором находятся "машино-места", или решением суда об определении порядка пользования указанными зданиями, помещениями.

С 2017 года машино-место будет признаваться самостоятельным объектом недвижимости, если является частью здания или сооружения и имеет границы, описанные на основании законодательства о кадастровом учете. Связано это с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ (вступает в силу 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений).

Прежде всего, вносятся изменения в Градостроительный кодекс РФ в части определения понятия "парковочное место", "машино-место".

С 2017 года эти понятия официально разделяются.

Так, дается определение, что парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка.

Машино-место - предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ объект недвижимости, который отвечает требованиям и характеристикам машино-места (независимо от его соответствия установленным минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-мест) и права на который были зарегистрированы до дня вступления в силу данного Федерального закона, признается машино-местом.

Не требуется замены ранее выданных документов или внесения в них изменений, внесения изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта недвижимости, указанного в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ.

Полученные до дня вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ документы, которые удостоверяют право собственности на объекты недвижимого имущества и в которых в качестве вида объекта недвижимого имущества указывается машино-место, сохраняют свою юридическую силу и не требуют переоформления.

Границы указанного в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ объекта недвижимости признаются границами машино-места вне зависимости от соответствия их описания требованиям, установленным Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона).

Правообладатель объекта недвижимости, указанного в части 1 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ, вправе подать в орган исполнительной власти, осуществляющий ведение Единого государственного реестра недвижимости, заявление об учете изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости в части приведения вида объекта недвижимости в соответствие с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции этого Федерального закона), форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Позиция в пользу признания за машино-местом статуса самостоятельного объекта гражданских прав

1. Машино-место, не обособленное конструктивными элементами и представляющее собой двухмерный объект, обладает свойством дискретности. Пространственное обособление объектов представляет собой лишь частный ее случай. Обособить же такой объект, как машино-место, возможно с помощью ряда приемов качественного анализа и учета применительно к данной предметной области (кадастровый учет недвижимого имущества);
2. Самостоятельное функциональное предназначение, возможность независимого использования машино-места, его оборотоспособность также служат предпосылками необходимости выделения его в качестве самостоятельного объекта гражданских прав;
3. Законодательная конструкция доли в праве собственности на объект, в котором расположены машино-места (ст.245-252 ГК РФ), является основной альтернативой признанию машино-места самостоятельным объектом гражданских прав. Тем не менее, она существенно затрудняет реализацию правомочия по распоряжению данным объектом, поскольку ст.250 ГК РФ устанавливается преимущественное право покупки продаваемой доли для остальных участников долевой собственности.
4. В результате признания самостоятельными объектами прав машино-мест помещение, здание или строение как единый объект гражданских прав юридически прекращает существовать, становясь простой совокупностью названных вещей;
5. На имущество, оставшееся в результате выделения машино-мест, следует распространить режим общей долевой собственности, аналогичный установленному в ст.290 ГК РФ режиму общего имущества собственников квартир в многоквартирном доме.

Позиция против вышеизложенной

Законодатель термин «машино-место» не употребляет. Для машиномест даже не предусмотрено правильное написание термина, поскольку в некоторых случаях употребляется термин «машиноместо», а в других разах - «машино-место». Легальное определение данного термина в федеральном законодательстве отсутствует, что весьма затрудняет правовое регулирование отношений по использованию машиномест.

В законодательстве Москвы содержится определение машиноместа в объектах гаражного назначения — это структурно-обособленное пространство в гаражном комплексе площадью не менее 18 кв. м для длительного хранения одной автомашины с прямым доступом к помещениям общего пользования в таком гаражном комплексе, а также помещениям вспомогательного использования, предназначенным для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с хранением автомашины.

Определение ВАС РФ от 27.10.2011 N ВАС-11450/11 по делу N А40-124539/09-54-801

Материалы судебной практики свидетельствуют о наличии двух подходов к юридическому оформлению прав, предполагающих пользование парковочным местом. В некоторых случаях суды, опираясь на данные технических (кадастровых) паспортов, признают парковочное место недвижимым имуществом - помещением в составе другого объекта недвижимости: нежилого помещения (парковочного зала) или нежилого здания (Постановление ФАС Московского округа от 30.06.2008 N КГ-А40/4518-08-1,2). В других случаях суды полагают, что парковочное место самостоятельной вещью не является, а представляет собой часть недвижимой вещи - нежилого помещения или нежилого здания, а пользователь парковочного места является долевым сособственником данной недвижимой вещи, в отношении которой соглашением участников долевой собственности или решением суда может быть определен порядок пользования соответствующей недвижимой вещью (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.01.2008 N А33-10690/2007).

Наиболее часто судебные споры касаются оспаривания отказов в выдаче технического паспорта на машиноместо или обжалования отказов в государственной регистрации прав на машиноместа в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Анализ значения термина «машиноместо» позволяет сделать вывод о его определенной двойственности. Во-первых, это количественный показатель, условная единица, принимаемая для расчета максимального количества транспортных средств, размещение которых возможно на данном объекте. Тогда перед нами расчетный показатель вместимости автомобилей в нежилом помещении (в том же подвале, например), право пользования которым следует оформлять на договорных отношениях с владельцем нежилого помещения (подземной стоянки в жилом здании и т.д.). Во-вторых, это часть нежилого помещения в здании или сооружении, предназначенная для размещения транспортных средств для личных, коммерческих или иных (например, общественных) целей.

Интерес представляет второе значение термина, поскольку проблема оборота машиномест как объектов недвижимости обусловлена, прежде всего, неясностью их правового режима.

Согласно п. 3.1 СНиПа 21-02-99 «Стоянки автомобилей» стоянкой для автомобилей (автостоянка) является здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные только для хранения (стоянки) автомобилей.

Правовая природа машиноместа действительно гораздо ближе к сущности нежилого помещения, нежели здания (сооружения), однако само машиноместо должно рассматриваться в качестве части нежилого помещения , в том числе органами, осуществляющими кадастровый учет объектов недвижимости.

Нужно отметить, что органы БТИ в Москве до 2010 г. учитывали машиноместа как отдельные объекты недвижимого имущества . Следовательно, перед использованием для хранения автомобиля в каком-либо здании или сооружении, необходимо было получить поэтажный план здания или сооружения и экспликацию (пояснение к архитектурному проекту, эскизу или отдельной его части (как правило плану) в виде перечня с указанием некоторых количественных, качественных, технических характеристик помещений. Наиболее распространенным видом экспликации является таблица, которая содержит числовые данные общей площади помещения и отдельных его частей).

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон № 221-ФЗ) систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе является государственный кадастр недвижимости. Согласно п. 3 ст. 1 Закона № 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование данного недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи .

Исходя из того, что машиноместо — часть нежилого помещения, необходимо выделить следующие характеристики машиномест, отличающие их от иных частей нежилых помещений (например, нежилых комнат, входящих в структуру того или иного помещения).

1. Машиноместо может использоваться только в целях стоянки (хранения) транспортных средств, что исключает возможность переустройства (переоборудования) данного объекта с изменением его функционального назначения.

2. Пространство нежилого помещения всегда ограничено его конструктивными элементами (стенами, перегородками и т. д.). Нередко пространство машиноместа в силу прямого указания нормативных актов бывает ограничено лишь условно (то есть, не имея естественных границ своего внутреннего пространства, обозначенных инструктивными элементами, машиноместо может быть идентифицировано и учтено как индивидуально-определенная вещь в соответствующей технической документации).

3. Машиноместо в отличие от иных объектов недвижимости используется только ограниченный промежуток времени (в момент нахождения на его поверхности транспортного средства). В тот период, когда владелец машиноместа не использует его по назначению, нередко возникает ситуация, когда машиноместо юридически вовлечено в хозяйственный оборот, а фактически (физически) нет.

«Действующее законодательство не содержит определений понятий "машино-место" или "парковочное место", такие объекты не определены в качестве недвижимых вещей или объектов капитального строительства.

Согласно положениям ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 7 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" помещение должно быть изолировано и обособлено от других помещений в здании или сооружении.

Таким образом, в случае, если машино-место или парковочное место удовлетворяет указанному требованию, оно может быть учтено в качестве помещения в здании либо сооружении».

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 N А05-9845/2010

«Суд установил, что согласно приведенным нормам объектом долевого строительства по договору, подлежащему госрегистрации, является жилое или нежилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, которые являются индивидуально-определенными вещами . Машино-место к таковым не относится. В представленных на регистрацию документах нет сведений о каких-либо физических границах (конструкциях), которыми машино-место будет изолировано от других машино-мест в помещении автостоянки.

Нанесение краской на покрытие пола линии разметки не свидетельствует о том, что машино-место является индивидуально-определенной вещью ».

Согласно положениям ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ и ч. 7 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) помещение должно быть изолировано и обособлено от других помещений в здании или сооружении . Машино-место, удовлетворяющее этому требованию , может быть учтено в качестве помещения (в данном случае - нежилого) в здании либо сооружении. Госрегистрация прав на машино-место - помещение осуществляется на основании документов, указанных в Законе о госрегистрации, включая кадастровый паспорт такого помещения.

Если машино-место не отвечает требованиям, предъявляемым к помещениям, и не обладает характеристиками, позволяющими отнести его к недвижимому имуществу, госрегистрации подлежит доля в праве собственности , соответствующая данному машино-месту. Но эта процедура станет возможной только после внесения соответствующих изменений в действующее гражданское законодательство.

Обратимся и к иностранному законодательству. Напр., в Австрии согласно закону о жилищной собственности 2002 г. парковочные места для автомобилей отнесены к имуществу, находящемуся в общей (долевой) жилищной собственности .

Итог:

Машино-место, не имеющее естественных границ , не отвечает признакам недвижимой вещи и самостоятельного объекта гражданских прав.

Объектом недвижимости является не машино-место, а сама автостоянка (парковочный зал) как совокупность машино-мест.

С нового года столь дорогие сердцам автолюбителей машино-места превратятся в полноценные объекты недвижимости. Их можно будет на законных основаниях оформлять в личную собственность, а главное совершенно легально дарить, продавать и передавать по наследству. "Российская газета" решила прояснить у специалистов детали, а заодно поинтересоваться, как обстоит дело с машино-местами во дворах новостроек и в какую сумму обходится владельцам авто "место под солнцем".

Машин сейчас так много, что находить для них "место под солнцем" очень непросто. Фото: Максим Шеметов / ТАСС

Что может считаться машино-местом

Прежде всего законодатель объяснил, что он считает машино-местом и какими признаками, по его мнению, оно должно обладать, объясняет адвокат Олег Сухов, руководитель "Юридического центра адвоката Олега Сухова", глава "Гильдии юристов рынка недвижимости".

По норме Градостроительного кодекса РФ машино-место - это часть здания либо иного сооружения. Оно предназначается исключительно для размещения и хранения транспортного средства. При этом машинное место может быть ограждено стенами или иными конструктивными элементами, либо вообще не иметь ограждений и представлять собой обычную площадку. Но в любом случае данные о ее границах в обязательном порядке должны быть зафиксированы в Росреестре.

Если проанализировать эту новеллу, то можно понять, что площадка считается машино-местом, только когда она неразрывно связана с объектом - домом, зданием или постройкой. Таким образом, парковки во дворах, на обочинах дорог и даже на отдельных стоянках не считаются машино-местами.

Раньше суды часто поддерживали Росреестр и отказывали собственникам в регистрации машино-мест в качестве объектов недвижимости, так как последние не имели капитальных ограждений или стен. Фактически россиянин мог зарегистрировать только бокс или гараж.

С выходом нового закона проблема отпадает. Теперь владелец вправе будет оформить площадку и без стен. Он также может потребовать, чтобы границы его территории были отмечены с помощью специальной краски или даже наклеек.

Заложу, продам, подарю

С 2017 года любой участник гражданско-правовых отношений может продать, купить, арендовать, передать по наследству и заложить машинное место. Даже если оно является обычной площадкой без стен или ограждений. Такой участок в любом случае - объект недвижимости.

Данные о каждом новом машинном месте подлежат внесению в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости. - Прим. ред.). Более того, его учет станет проводиться параллельно с государственным кадастровым учетом здания, частью которого оно и является. Причем не имеет значение, есть ли у машино-места стены (либо другие ограждения) или их нет вовсе. Следовательно, акт обследования и технический план строения, необходимые для внесения сведений в ЕГРН, должны изначально содержать информацию обо всех его машинных местах без исключения. Кстати, на техплане они будут изображаться в виде простых геометрических фигур. Кроме того, каждое машино-место получит свой кадастровый номер.

Что касается владельцев уже существующих машино-мест, то им не стоит беспокоиться. Если их собственность подходит под определение, данное в Градостроительном кодексе РФ, то эта площадка признается машино-местом уже в силу закона и не требует сбора документов и регистрации их в Росреестре. Впрочем, если владелец такой собственности захочет, то он в любой момент сможет актуализировать данные о своем машинном месте в ЕГРН.

Новости для дольщиков

С нового года владельцы общей долевой собственности могут без препятствий выделить машино-места в натуре, установить их границы и внести сведения в ЕГРН. До последнего времени судьи отказывали в этом дольщикам. В решениях они указывали, что подобная процедура невозможна без нанесения ущерба всему объекту, а также его электроснабжению, водоснабжению, средствам пожаротушения и так далее. Теперь такие судебные акты исключены. Более того, если заявитель представит в Росреестр протокол общего собрания собственников или соглашение о правилах пользования общедолевой собственностью, то ему не нужно даже согласия остальных участников на выдел доли.

Важный нюанс: право общедолевой собственности на строение, где располагаются машино-места, прекратит свое существование с выходом последнего участника. С этого момента общедолевым имуществом будут считаться только шлагбаумы, проезды, проходы и так далее.

Подводя итоги

Если внимательно изучить все новеллы, то можно понять, что они просто узаконили сложившуюся практику и оборот машино-мест. Их и так раньше продавали, закладывали, арендовали. Впрочем, на легальной основе совершались сделки только с огороженными местами. Теперь же законодатель ввел в гражданский оборот и неогражденные участки. Новый закон предусмотрел обязательное внесение сведений о машино-местах и их границах в госреестр недвижимости. Ну и наконец, он позволил дольщикам парковок, являющихся частью здания, получить свои доли в натуре.

С другой стороны, государство так и не осмелилось признать недвижимостью машино-места на стоянках, которые никак не связаны со зданиями и сооружениями. Но рано или поздно законодателю придется вернуться к этому вопросу.

Место под солнцем

Если говорить упрощенно, нормативы по количеству машино-мест при строительстве зависят от класса возводимого дома. Например, наличие подземных паркингов для экономкласса вообще не является обязательным, но в таком случае должны быть отдельно стоящие паркинги, рассказывает генеральный директор "Миэль-Новостройки" Наталья Шаталина.

В комфорт-классе уже возможны как подземные, так и наземные паркинги, но при этом не менее одного машино-места на квартиру.

В элитном и премиум сегменте 1,8 машино-места на квартиру как минимум.

В сегменте делюкс уже не менее 2 машино-мест на квартиру.

Кроме обеспеченности машино-местами, существуют нормативы по размерам и габаритам машино-мест. В комфорт-классе строятся машино-места с расчетом на автомобили класса С, в бизнес-классе - на автомобили класса D, а в элитном сегменте - на автомобили класса E.

Цена вопроса

Стоимость машино-места зависит от локации и класса проекта.

По данным аналитического и консалтингового центра EstaTet, в массовом сегменте в Москве средняя цена машино-места составляет 1,6 миллиона рублей, минимальная - 300 тысяч рублей, максимальная - 4 миллиона рублей.

При одновременной покупке квартиры и машино-места есть шанс получить на него скидку от застройщика

В бизнес-классе средняя цена составляет 2,7 миллиона рублей за машино-место. Минимальная цена - 1,165 миллиона рублей, максимальная - 5,1 миллиона рублей.

В более дорогих сегментах средняя цена - 4,8 миллиона рублей за машино-место. Минимальная цена составляет 2,5 миллиона рублей, максимальная - 8,8 миллиона рублей.

При покупке доли паркинга одновременно с квартирой можно рассчитывать на внушительные скидки, - отмечает генеральный директор "Миэль-Новостройки" Наталья Шаталина. - Сейчас разные застройщики могут предлагать скидки от 30 до 50 процентов. Если же клиент покупает сначала квартиру, а потом уже место для машины, но все же до сдачи его в эксплуатацию, он может рассчитывать на скидку порядка 10 процентов".

Если говорить о Москве и области, то обычно такие акции практикуют в проектах Подмосковья, где проблема с местами для автомобилей стоит не так остро, как в столице, и аудитория менее платежеспособна, добавляет Юлия Сапор, руководитель аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet.



Похожие статьи