Что из перечисленного не является инсайдерской информацией. Инсайдерская информация: что это такое и кому принадлежит. Закон об инсайдерской информации

День трейдера, как правило, начинается с прочтения новостных лент и ознакомления с различного рода информацией, которая способна повлиять на стоимость ценных бумаг, торгуемых на бирже. Значение информации для трейдера сложно переоценить. Биржевая торговля - это та отрасль деятельности, в которой именно информация помогает заработать серьезные деньги.

Она черпается из различных источников, а потому бывает очень разной - это и данные календарей макростатистики, и обзоры аналитиков, и новости экономического и политического характеров, и сообщения официальных лиц эмитентов, в том числе - раскрытие их отчетности. Причем значимость этой информации весьма неоднородна. Если новость вышла где-нибудь в отдаленном регионе мира и имеет весьма ограниченный резонанс, который вряд ли способен повлиять на ход торгов биржевыми активами, ее можно в большей степени игнорировать.

Но есть и другая информация - например, об изменении центральными банками процентных ставок, реакция рынков на которую может быть весьма бурной. И многих трейдеров наверняка хотя бы раз охватывало желание узнавать такого рода новости заранее, до момента официальной публикации, ведь, совершив заблаговременно соответствующую сделку, можно было бы неплохо заработать. Но, если вдуматься более детально, в рамках крупных компаний и государственных структур существует масса лиц, которые владеют значимой информацией до момента ее официальной публикации. От понимания этого факта сознание может сразу начать рисовать цифры, которые наверняка зарабатывают эти «посвященные» в ходе заключения биржевых сделок. Однако в действительности это совсем не так.

Подобная информация называется инсайдерской (инсайдом), а лица, обладающие ею, - инсайдерами. Торговля на основе данной информации незаконна и налагает соответствующую ответственность.

Рис. 1. Реакция рынка на принятие программы QE III

Что означает термин «инсайдерская информация»? Дело в том, что компании в ходе ведения бизнеса разрабатывают различные стратегии, хранят клиентские базы, принимают бизнес-решения. Обнародование информации без соответствующего решения менеджмента может весьма существенно навредить компании. Для недопущения этого многие сотрудники при приеме на работу подписывают соответствующие документы о неразглашении информации. Пример - рецепт «Кока-колы», который уже много лет хранится в тайне.

Определение

В 224 ФЗ от 27.07.2010 г. дано определение инсайдерской информации. Так называется точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, и негосударственных пенсионных фондов).

Причем в 39 от 22.04.1996 г. ФЗ «О рынке ценных бумаг» в статье 31 дано определение «служебной информации», что, по сути и есть инсайдерская информация. Служебная - это любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг.

Следует отметить, что подобного рода ограничения в использовании служебной (инсайдерской) информации существуют не только в России, но и в других странах на законодательном уровне. Инсайдеры делятся на две группы - это сотрудники самой компании (как правило, топ-менеджмент) и сторонние привлекаемые лица (аудиторы, консультанты, юристы и т.д.).

Незаконное использование инсайдерской информации: что это значит для кошелька

Меры наказания за применение инсайдерской информации изложены в КоАП ст. 15.21 «Неправомерное использование инсайдерской информации» в соответствии с которым на физических лиц налагается штраф 3 000-5 000 рублей, на должностных - 30 000-50 000 рублей (либо лишение должности сроком на 1-2 года), на юридических лиц - не менее 700 000 рублей (либо в размере незаконно полученного дохода, или убытков, понесенных компанией в результате действий с инсайдерской информацией).

Что касается , то большим шагом в борьбе с незаконным применением инсайдерской информации стал 241 ФЗ от 30.10.2009 г. "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" в соответствии с которым в УК РФ была добавлена ст. 185.3 УК РФ «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг». В понятие манипулирование входит ряд действий, направленных на понижение, повышение или поддержание в диапазоне цен соответствующих ценных бумаг. Ответственность предусматривает наложение штрафа от 300 000 рублей либо лишение свободы на срок до шести лет. Стоит отметить, что ранее за подобные действия была предусмотрена лишь административная ответственность, которая почти не налагалась на практике.

Вывод

Ценность информации на биржевых торгах сложно переоценить. Но свою торговлю необходимо вести в рамках закона и основываться в принятии решений не на инсайдерскую информацию, а на ту, которую публично раскрывают эмитенты.

Не так давно вступивший в силу Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 224-ФЗ от 27.07.2010 г. (далее — Закон) активно «обрастает» большим числом подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок реализации отдельных требований Закона. Закон сложен, в нем непросто разобраться. Цель настоящей статьи заключается в обзоре основных требований законодательства по работе с инсайдерами.

Немного теории

Под понятием «инсайдер» (от англ. «inside» — внутри) понимается любое лицо, имеющее доступ к конфиденциальной информации, которая становится ему известной благодаря служебному положению или родственным связям. Другими словами, инсайдерская информация — информация внутренняя.

Определение инсайдерской информации в нашей стране было дано только с принятием Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2010 году. Согласно статье 2 Закона инсайдерская информация — это точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов <...>).

Если оставить в стороне товарный рынок, то, как видно из приведенного определения, нормы Закона распространяются на компании, чьи ценные бумаги котируются на бирже, а также на их акционеров и некоторых контрагентов таких компаний.

К наиболее распространенным типам инсайдерской информации относятся сведения о «финансовом здоровье» или стабильности компании (доходы, прибыли, случаи банкротства и т.д.), об изменениях в структуре компании в результате слияний, поглощения или создания новых предприятий, а также о новых продуктах, технологиях, лицензиях и пр.

Перечень инсайдеров, то есть лиц, владеющих инсайдерской информацией, указан в статье 4 Закона. Выделяются 3 группы инсайдеров. 1 группа — «первичные инсайдеры»:

  • эмитенты эмиссионных бумаг и управляющие компании;
  • хозяйствующие субъекты, включенные в реестр и занимающие доминирующее положение;
  • организаторы торговли (фондовые биржи), клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торгов (фондовые биржи);
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментам и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов;
  • федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты, Банк России.

«Вторичные инсайдеры» — это:

  • лица, входящие в состав органов управления «первичного инсайда» (члены совета директоров, исполнительных органов и др.);
  • лица, являющиеся владельцами «первичного инсайдера»;
  • лица, действующие на основании договора с «первичным инсайдером» (информационные или рейтинговые агентства и т.п.).

Инсайдеры — физические лица имеют доступ к инсайдерской информации «первичных» и «вторичных» инсайдеров на основании трудовых и гражданско-правовых договоров.

Отличие инсайдерской информации от других видов необщедоступной информации заключается в сложности, композиционности ее источников, а также в особенной связи между информацией и экономической судьбой финансовых инструментов, валюты и (или) товаров. Кроме того, инсайдерская информация, в отличие от служебной, коммерческой и банковской, подлежит раскрытию в обязательном порядке, но через некоторое время.

Для урегулирования вопросов по работе с инсайдерской информацией Федеральной службой по финансовым рынкам РФ и Федеральной антимонопольной службой РФ был дан ряд рекомендаций. А именно:

  • разработка и утверждение порядка доступа к инсайдерской информации и правил охраны ее конфиденциальности;
  • создание (определение и назначение) структурного подразделения, в обязанности которого входит осуществление контроля;
  • обеспечение условий для беспрепятственного и эффективного осуществления структурным подразделением своих функций.

Работа с инсайдерами и инсайдерской информацией

Работа акционерных обществ с инсайдерами и инсайдерской информацией регламентируется локальными нормативными актами (положениями, порядками, правилами), принимаемыми обществами во исполнение Информационного письма ФСФР РФ от 27.01.2011 г «О мерах по реализации ФЗ от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Обществом разрабатывается и утверждается порядок доступа к инсайдерской информации, в котором регламентируются правила охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением Закона об инсайде и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Формируются, определяются или назначаются структурные подразделения или должностные лица, в обязанности которых входит осуществление контроля за соблюдением требований законодательства об инсайде и которые подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) или высшему органу управления юридического лица, а также создаются условия для беспрепятственной и эффективной работы этих структурных подразделений (должностных лиц). При этом утверждение порядка (положения или правил), а также создание структурного подразделения (или назначение должностных лиц) акционерными обществами осуществляется в соответствии с уставом (учредительными документами) или какими-либо иными внутренними документами.

Органы, ответственные за контроль над соблюдением требований законодательства об инсайде (комиссии и т.п.), или назначенные должностные лица организуют ведение списка инсайдеров общества, обеспечивая своевременное внесение изменений и дополнений в него. В отисок инсайдеров включаются:

  • ФИО или наименование инсайдера;
  • сведения о документе, удостоверяющем личность, или номер и дата регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ;
  • адреса — почтовый и электронный;
  • основание для признания лица инсайдером;
  • количество акций общества, принадлежащих инсайдеру;
  • сведения о неправомерном использовании инсайдерской информации (при наличии таковых).

Говоря о списке инсайдеров, возможно провести аналогию со списками лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации (обладающих доступом секретности, прошедших проверку на доступ к работе с конфиденциальной информацией, отвечающих требованиям режима секретности и пр.).

В обязательном порядке в список инсайдеров включаются:

  • члены совета директоров общества;
  • члены комитетов совета директоров, не являющиеся членами совета директоров общества;
  • лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа;
  • члены правления общества;
  • заместители председателя правления;
  • главный бухгалтер;
  • руководитель и сотрудники службы внутреннего контроля;
  • члены ревизионной комиссии общества;
  • аудиторы (аудиторские организации), оценщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации и лица, получившие доступ к инсайдерской информации общества на основании договоров с обществом;
  • информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации общества;
  • лица, осуществляющие присвоение рейтингов обществу, а также ценным бумагам общества;
  • физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации общества на основании трудовых и гражданскоправовых договоров.

О внесении в список, а также об исключении из него инсайдеры общества уведомляются не позднее 1 (одного) рабочего дня с даты включения данного лица в список инсайдеров или исключения данного лица из указанного списка любым доступным способом: направлением им сообщения по электронной почте, а также путем отправления почтового уведомления (с уведомлением о вручении), что более применительно к юридическим и физическим лицам, не являющимся работниками общества, или путем направления письменного уведомления в соответствии с правилами документооборота общества (в отношении физических лиц, являющихся работниками общества). Уведомление в бумажной форме должно быть подписано уполномоченным лицом и скреплено печатью организации. Уведомление, содержащее более одного листа, должно быть сшито, а листы уведомления пронумерованы.

Уведомление о включении лица в список инсайдеров или исключении из него должно содержать следующие сведения.

В отношении организации:

  • полное фирменное наименование организации;
  • ИНН и ОГРН организации;
  • место нахождения и иной адрес для получения организацией почтовой корреспонденции;
  • контактные телефон, факс и адрес электронной почты организации.

В отношении юридического лица, включенного в список инсайдеров, которому направляется уведомление:

  • полное фирменное наименование юридического лица;
  • ИНН и ОГРН юридического лица;
  • дата включения (исключения) юридического лица в список (из списка) инсайдеров;
  • основание включения (исключения) юридического лица в список (из списка) инсайдеров.

В отношении физического лица, включенного в список инсайдеров, которому направляется уведомление:

  • фамилия, имя, отчество физического лица;
  • дата и место рождения физического лица;
  • основание направления уведомления (включение в список инсайдеров или исключение из списка инсайдеров);
  • дата включения или исключения физического лица в список или из списка инсайдеров;
  • основание включения или исключения физического лица в список или из списка инсайдеров.

Уведомление о включении лица в список инсайдеров должно также содержать информационное сообщение о требованиях Федерального закона в отношении инсайдеров общества. Это продиктовано, в первую очередь, необходимостью установления виновных лиц при наступлении последствий в случаях нарушения норм законодательства об инсайде (Положение о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, утвержденное Приказом ФСФР России от 21.01.2011 г № 11-3/пз-н).

В случае изменения реквизитов общества оно обязано информировать всех лиц, включенных в список инсайдеров, о произошедших изменениях в течение пяти рабочих дней с даты произошедших изменений или в течение пяти рабочих дней с даты, когда общество узнало или должно было узнать о произошедших изменениях.

В случаях, когда направленное в адрес инсайдера уведомление не получено последним по каким-либо причинам, общество обязано проинформировать об этом факте федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков в течение 5 (пяти) рабочих дней.

Учет всех направленных уведомлений осуществляется обществом в обязательном порядке. Кроме того, полная информация о направленных уведомлениях хранится в обществе в течение не менее пяти лет с даты исключения лица из списка инсайдеров.

Порядок обязательной передачи списка инсайдеров организаторам торговли устанавливается ФСФР России и п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона об инсайде и представляет собой одну из мер по предотвращению нарушений законодательства об инсайде (Приказ ФСФР РФ от 21.01.2011 г № 11-3/пз-н «Об утверждении Положения о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, Положения о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, Положения о порядке и сроках направления уведомлений инсайдерами о совершенных ими операциях»). Список инсайдеров (или изменения в список инсайдеров) передается не позднее 18 часов по московскому времени рабочего дня, следующего за днем его составления. При передаче списка указываются полное наименование общества, ИНН, ОГРН, а также контактная информация, в том числе адрес места нахождения, почтовый адрес, телефон, факс, e-mail. В случае, если общество обязано передавать список инсайдеров нескольким организаторам торговли, оно вправе передать список одному, если этот организатор принимает обязательство по передаче списка другим организаторам торговли.

Организатор торговли вправе отказать обществу в приеме списка, если этот список передан способом, отличным от способа, предусмотренного организатором торговли.

Инсайдеры, включенные в список инсайдеров, в течение 10 рабочих дней с даты совершения ими соответствующей операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, обязаны уведомлять организации, в список инсайдеров которых они включены, и ФСФР РФ путем направления уведомлений (Положение о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка). В адрес соответствующих организаций уведомление направляется любым способом, обеспечивающим подтверждение получения этого уведомления (почтовое отправление с уведомлением о вручении; направление электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью).

Уведомления, направляемые в ФСФР России, могут быть переданы почтовым отправлением с уведомлением о вручении, направлением электронного документа, подписанного ЭЦП, направлением уведомления через веб-интерфейс личного кабинета участника информационного обмена. Уведомления, направляемые на бумажных носителях, в обязательном порядке должны быть подписаны, скреплены печатью (в случае, если отправитель — юридическое лицо) и, если уведомление содержит более одного листа, пронумерованы и прошиты.

Организация работы по отнесению информации к инсайдерской, подготовке перечня инсайдерской информации также относится к компетенции органов, ответственных за контроль над соблюдением требований законодательства об инсайде (комиссии и т.п.), или назначенных обществом должностных лиц. К инсайдерской информации общества относится информация, исчерпывающий перечень которой утвержден Приказом ФСФР РФ от 12.05.2011 г № 11-18/пз-н (с изм. от 28.02.2012 г) «Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 — 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также порядка и сроков раскрытия такой информации».

Раскрытие инсайдерской информации

В случаях, когда в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг сообщения об инсайдерской информации подлежат опубликованию в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством (лента новостей), опубликование сообщений об инсайдерской информации лиц, являющихся инсайдерами, осуществляется в ленте новостей хотя бы одного из информационных агентств, которые в установленном порядке уполномочены на проведение действий по раскрытию информации на рынке ценных бумаг, в срок до 10.00 часов последнего дня, в течение которого должно быть осуществлено такое опубликование.

Часовой пояс, по которому определяется время опубликования, устанавливается по месту нахождения лица, являющегося инсайдером, а в случае, если 10.00 по часовому поясу в месте нахождения лица, являющегося инсайдером, истекают после часа, когда в распространителе информации на рынке ценных бумаг по установленным правилам прекращаются соответствующие операции, — по месту нахождения распространителя информации на рынке ценных бумаг.

При опубликовании инсайдерской информации в сети Интернет инсайдер обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адрес страницы в сети Интернет, на которой осуществляется опубликование информации.

Сообщение об инсайдерской информации лиц, являющихся инсайдерами, должно быть опубликовано в следующие сроки с даты наступления соответствующего факта (события, действия) или даты, в которую лицо, являющееся инсайдером, узнало или должно было узнать о его наступлении:

  • в ленте новостей — не позднее 1 дня;
  • на странице в сети Интернет — не позднее 2 дней.

Если инсайдерская информация лиц, являющихся инсайдерами, содержится в документах указанных лиц, в том числе утверждаемых их уполномоченными органами и (или) подписываемых их уполномоченными лицами, раскрытие такой инсайдерской информации осуществляется путем обеспечения к ней доступа любым заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения этой информации. Доступ к такой инсайдерской информации обеспечивается:

  • с даты утверждения уполномоченным органом лица, являющегося инсайдером, соответствующего документа, а если таким уполномоченным органом является коллегиальный орган — не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) собрания (заседания) уполномоченного коллегиального органа лица, являющегося инсайдером;
  • с даты подписания соответствующего документа уполномоченными лицами лица, являющегося инсайдером, в случае, если такой документ не подлежит утверждению уполномоченным органом лица, являющегося инсайдером;

2) путем опубликования в ленте новостей сообщения о порядке доступа к инсайдерской информации, содержащейся в документе лица, являющегося инсайдером, — в срок не позднее 1 дня с даты опубликования текста документа, содержащего инсайдерскую информацию лица, являющегося инсайдером, на странице в сети Интернет;

3) путем предоставления копии документа, содержащего инсайдерскую информацию лица, являющегося инсайдером, по требованию заинтересованного лица в срок не более 7 дней с даты получения (предъявления) требования за плату, не превышающую расходов на изготовление копии.

В случаях если после раскрытия или предоставления инсайдерской информации сведения изменяются, информация об этом должна быть раскрыта или предоставлена не позднее следующего рабочего дня после того, как об этих изменениях стало известно обществу.

Порядок доступа к инсайдерской информации. Охрана ее конфиденциальности

Общество вправе вводить специальные процедуры, направленные на охрану инсайдерской информации от неправомерного использования. А именно:

  • ограничивать права доступа к конкретной инсайдерской информации для работников и должностных лиц общества;
  • установить пропускной режим доступа лиц (работники общества не являются исключением) в отдельные помещения, занимаемые обществом;
  • определять места и источники хранения инсайдерской информации. Разрешать доступ к ней в определенных местах, с определенных носителей;
  • использовать системы защиты информационно-технических систем в целях недопущения потери инсайдерской информации и несанкционированного доступа к ней.

Члены органов управления и контроля общества, должностные лица и работники общества обязаны принимать все зависящие от них меры по защите и недопущению неправомерного использования инсайдерской информации (совершения сделок с использованием такой информации, ее передачи третьим лицам и т.д.).

При заключении договоров трудового или гражданско-правового характера, предусматривающих право доступа к инсайдерской информации, такой договор должен в обязательном порядке включать условие о неразглашении и запрете неправомерного использования инсайдерской информации, о предоставлении списка лиц, которые получат доступ к ней, а также подтверждение того факта, что указанные лица приняли на себя обязательство о нераспространении инсайдерской информации и о запрете на совершение сделок с ее использованием (расписок), а также об обязанности декларирования сделок, совершаемых инсайдерами и их аффилированными лицами.

Работники общества, в должностные обязанности которых входит взаимодействие со средствами массовой информации, общественностью и акционерами, должны обеспечивать равную возможность всем заинтересованным лицам на одновременный доступ к раскрываемой инсайдерской информации о деятельности общества, а также обязаны принимать меры по незамедлительному опровержению недостоверной информации, выдаваемой за инсайдерскую.

Документы общества, содержащие инсайдерскую информацию, в обязательном порядке помечаются грифом «инсайдерская информация».

Лица, получившие доступ к инсайдерской информации, не вправе распространять ее устно, письменно, электронным способом, путем демонстрации или передачи кому-либо соответствующих документов, ценных бумаг, чертежей и иных материалов. При необходимости раскрытия общество должно быть уведомлено в письменной форме. По каждому отдельному случаю (обращению) лицу выдается письменное разрешение на раскрытие информации. В случае если раскрытие инсайдерской информации продиктовано требованиями компетентных органов государства, сотрудник общества обязан незамедлительно уведомить об этом общество также в письменной форме.

Сотрудники общества или его структурных подразделений обязаны сохранять в тайне полученную ими в процессе выполнения должностных обязанностей конфиденциальную и инсайдерскую информацию в течение всего периода работы в обществе. При увольнении (в том числе как непрошедшие испытательный срок либо в случае расторжения трудового договора) сотрудники обязаны не разглашать ставшую известной им информацию в течение определенного срока, установленного положением (порядком, правилами). Лица, поступающие на работу в общество (в том числе в качестве практикантов и стажеров), также обязуются не разглашать ставшую им известной в ходе переговоров или собеседования инсайдерскую информацию в течение определенного срока, устанавливаемого обществом. При приеме на работу кандидат должен подписать договор о соблюдении коммерческой тайны.

Члены совета директоров, генеральный директор и члены правления по завершении работы в обществе обязаны не разглашать и не использовать инсайдерскую информацию в течение 10 лет (рекомендовано Кодексом корпоративного поведения).

Сотрудник общества, а также иное лицо, которому стало известно о неправомерном использовании инсайдерской информации, обязан известить об этом общество в срок, установленный положением (порядком, правилами). При наличии информации о нарушении законодательства об инсайдерской информации общество инициирует вопрос о разбирательстве по факту поступления сообщения и о необходимости применения мер ответственности к нарушителю.

Ответственность за разглашение инсайдерской информации

Закон № 224-ФЗ от 27.07.2010 г. устанавливает уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность за нарушение его требований, в том числе вводя новые составы правонарушений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ. Согласно статье 15.21 КоАП «Неправомерное использование инсайдерской информации» предусмотрены следующие наказания за использование инсайдерской информации, если оно не содержит уголовно наказуемого деяния:

  • для граждан — штраф от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • для должностных лиц — штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация от 1 до 2 лет;
  • для юридических лиц — взыскание суммы излишнего дохода или убытков, но не менее 700 тыс. руб.

Согласно статье 185.6 Уголовного кодекса РФ неправомерное использование инсайдерской информации квалифицируется как преступление, в случае если причинен крупный (более 2,5 млн руб.) или особо крупный (более 10 млн руб.) ущерб. Ответственность в этом случае предусматривается в виде лишения свободы на срок до 6 лет.

Инсайдеры общества несут ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации как в соответствии с действующим законодательством, так и в соответствии с условиями договоров с обществом. К такой ответственности могут быть привлечены и лица, не являющиеся инсайдерами, но распространяющие инсайдерскую информацию или совершающие операции с ценными бумагами общества. Общество вправе потребовать от инсайдеров, виновных в неправомерном использовании и/или распространении инсайдерской информации, возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями (п. 7 ст. 7 Закона).

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Инсайдерская информация (англ. Insider information ) - существенная, публично не раскрытая служебная информация компании, которая в случае её раскрытия способна повлиять на рыночную стоимость ценных бумаг компании. Сюда можно отнести: информацию о готовящейся смене руководства и новой стратегии, о подготовке к выпуску нового продукта и к внедрению новой технологии, об успешных переговорах о слиянии компаний или идущей скупке контрольного пакета акций; материалы финансовой отчётности, прогнозы, свидетельствующие о трудностях компании; информация о тендерном предложении (на торгах) до его раскрытия публике, список аффилированных лиц и т. д.

В более широком смысле - любая информация, известная определенному кругу лиц, близких к её источнику.

В Законе от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» говорится, что «под инсайдерской информацией понимается точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг (далее - эмитент), одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов) ».

Руководство предприятия, как правило, владеет инсайдерской информацией. Другие сотрудники компании также владеют ею. Другие лица, с которыми компания может в процессе работы обмениваться соответствующими сведениями, тоже становятся инсайдерами . Такими лицами могут быть, например, адвокаты, финансовые консультанты, аудиторы, банкиры и пр.

В большинстве стран законы о ценных бумагах содержат нормы, направленные против использования инсайдерской информации в целях дестабилизации рынка и получения ограниченным кругом лиц, имеющих к ней доступ, несправедливой прибыли. В России в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» (1996) используется понятие «служебная информация».

Ответственность

Административная ответственность

Ответственность за использование инсайдерской информации предусмотрена ст. 15.21 КоАП «Неправомерное использование инсайдерской информации». Размер установленных КоАП РФ штрафов составляет от 3 до 5 тыс. руб. - для граждан; от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию сроком от 1 года до 2 лет - для должностных лиц; в размере суммы излишнего дохода либо суммы убытков, которых гражданин, должностное лицо или юридическое лицо избежали в результате неправомерного использования инсайдерской информации, но не менее семисот тысяч рублей.

Уголовная ответственность

Значительным шагом в борьбе с неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком стал Федеральный закон № 241-ФЗ от 30 октября 2009 г., который с 14 ноября 2009 г. ввел уголовную ответственность за новые составы преступлений на рынке ценных бумаг. Среди введенных в УК РФ новых составов преступлений необходимо отдельно выделить ст. 185.3 УК РФ «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг». Под это понятие подпадают действия, в результате которых повышается, понижается и поддерживается цена ценных бумаг, спрос на них или объем торгов ими. Ответственность манипуляторов по новому законодательству предусматривает штраф от 300 тыс. руб. до 6 лет лишения свободы. До введения этой статьи в Уголовный кодекс за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг была предусмотрена всего лишь декларативная административная ответственность, которая применялась редко.

Два других состава уголовных преступлений: «Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги» и «Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг», введенных Законом № 241-ФЗ, должны снизить активность рейдеров, так как до этого основная часть участников рейдерских захватов привлекалась к гражданско-правовой, а не к уголовной ответственности. Привлечь рейдеров к уголовной ответственности можно было только по таким статьям Уголовного кодекса, как мошенничество, подлог документов, кража.

Законопроект о противодействии инсайду

17 апреля 2009 г. Госдума РФ приняла в первом чтении проект Федерального закона № 145626-5 «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», разработкой которого ФСФР занималась с момента своего создания. Отличительной особенностью законопроекта является комплексное решение проблемы защиты от злоупотреблений инсайдеров и лиц, манипулирующих рынком. Его действие распространяется как на финансовый (включая валютный), так и на товарный рынок.

В проекте закона дается определение инсайдерской информации, отсутствующее в действующем законодательстве, и вводится правовой режим её использования. ФСФР предлагает понимать под инсайдерской информацией точные и конкретные сведения, которые не были раскрыты, распространены или предоставлены, а также данные, составляющие коммерческую, служебную и другую тайну, доступ к которой имеет определенный круг лиц (инсайдеры), раскрытие, распространение или предоставление которых может оказать существенное воздействие на цены финансовых инструментов или товаров. Существующие в законодательстве определения служебной информации, её использования на рынке ценных бумаг и лиц, располагающих служебной информацией, не соответствуют сути инсайдерской проблемы, и введение понятия «инсайдерская информация» назрело давно.

Кроме того, законопроект определяет круг инсайдеров и устанавливает запрет на использование инсайдерской информации при совершении сделок. Предполагается, что участники рынка ценных бумаг будут вести списки инсайдеров и осуществлять меры по выявлению и предотвращению незаконного использования инсайдерской информации. ФСФР наделяется новыми полномочиями по выявлению и предотвращению правонарушений, связанных с использованием инсайдерской информации, включая право требовать предоставления документов и информации, право проводить проверки, получать объяснения, направлять предписания об устранении нарушений, приостанавливать действие или аннулировать лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В случае необходимости осуществления оперативно-розыскных мероприятий по выявлению правонарушений законопроект предусматривает механизм привлечения ФСФР органов внутренних дел, включая проведение общих проверок.

К манипулированию рынком законопроект относит ряд действий, к числу которых, в частности, относится распространение через СМИ (в том числе электронные), информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая Интернет) или иным путём ложных сведений, способных оказать влияние на цену, спрос или предложение финансового инструмента или товара, либо объем торгов. Это положение законопроекта вызвало большой отклик во многих средствах массовой информации, так как к уголовной ответственности по формальным признакам можно привлекать главного редактора, редакцию средства массовой информации, распространившего ложные или вводящие в заблуждение сведения. Реакция вполне понятная: распространяющие подобную информацию СМИ, как правило, не знают о ложности таких сведений. ФСФР пошла навстречу в этом вопросе и уже внесла соответствующие коррективы в законопроект, которые устанавливают привлечение СМИ к ответственности только за умышленное распространение информации. Тем не менее с целью повышения эффективности нового закона полностью из под действия закона СМИ не были выведены.

Дружеские связи и профессиональная выгода искушают людей, провоцируя их на выдачу конфиденциальных данных, с которыми им приходится сталкиваться. Такие сведения подпадают под понятие «инсайдерская информация» и могут стать причиной увольнения с работы или даже уголовной ответственности.

Инсайдерская информация - что это?

Инсайдерами называют людей, владеющих существенными для кого-либо знаниями по долгу службы или благодаря знакомству с деловыми и публичными людьми. Информация, которой они обладают, может быть раскрыть в нескольких аспектах:

  1. Сведения о личной жизни звезд. Это популярный способ заработка среди журналистов и друзей знаменитостей любой страны. «Желтые» издания охотно покупают сплетни о супружеских изменах, новых партнерах и семейных скандалах актеров, певцов и светских львиц.
  2. Финансовые отчеты и прогнозы бирж валюты и ценных бумаг, а также крупных банков. Акционеры, служащие и аудиторы считают, что инсайдерская информация – это прогнозы об укреплении курса доллара или евро, перспектив развития и слияния компании, годовые отчеты и планы высшего руководства. Игроки Форекс иногда создают группы в , в которых за деньги делятся материалами о быстром обогащении.
  3. Данные о спортивных тотализаторах. В футболе, баскетболе, хоккее распространена практика договорных матчей, на которых могут заработать все посвященные в соглашение команд о выигравшей стороне.

В каком виде запрещается использование инсайдерской информации?

К такому типу сведений легко можно отнести любые беседы, электронную переписку, доклады и отчеты, содержащие секретные данные, способные обогатить того, кто ими делится. Неправомерное использование инсайдерской информации подразумевает сообщение третьим лицам:

  • материалы об участниках торгов и итогах тендеров;
  • сведения, полученные в ходе аудиторской проверки и изучения ее результатов;
  • указы об отзыве лицензий, аннулировании разрешений на любой вид деятельности;
  • решения об административной ответственности;
  • подробности рабочих и семейных отношений публичных людей;
  • раскрытие нюансов торговых операций на валютных рынках.

Эффективные методы борьбы с инсайдерской информацией

Оперативная защита инсайдерской информации выгодна прежде всего самим звездам, корпорациям и биржевым игрокам, поэтому они готовы платить немалые деньги надежным службам безопасности, персональным ассистентам за хранение секретов и пресекание чужих попыток по их распространению. Продажа инсайдерской информации не состоится, если были использованы такие инструменты по ее предотвращению, как:

  • разработка и утверждение порядка доступа к материалам;
  • постоянное обновление правил защиты ее конфиденциальности;
  • создание должностного подразделения с компетентным служащим во главе, основной обязанностью которого будет осуществление контроля;
  • обеспечение законных условий для полноценной работы службы безопасности;
  • контакт со схожими организациями на предмет составления «черного списка» распространителей.

Инсайдерская информация - пример

Самым крупным и известным случаем утечки бизнес-данных стало дело компании TGS, давшее повод для принятия закона, раскрывающего, что значит инсайдерская информация. Предприятие занималось добычей полезных ископаемых разных видов: однажды одно из его подразделений обнаружило новые залежи, но руководству сообщать не поспешило. Об открытии знал вице-президент корпорации – и он купил TGS у его владельца. Сразу после сделки он осветил событие в СМИ и смог продать фирму в 5 раз дороже. Инвестиционный рынок серьезно пострадал и был вынужден принять меры.

Инсайдерская информация на спорт

В ставках засекреченные данные принимают вид особой категории , появляющейся редко по причине того, что не каждый осведомленный человек решится в открытую распространять то, что входит в понятие «инсайдерская информация о договорных матчах». Люди, увлекающиеся ставками на спорт знают, где искать данные, способные принести заработок:

  • на специализированных сайтах, владельцы которых держат свою личность в тайне;
  • среди опытных болельщиков, тесно общающихся с игроками и владельцами клуба;
  • в группах по инсайду закрытого типа в соцсетях;
  • на встречах синдиката профессионалов в ставках на спорт.

Инсайдерская информация на Форекс

Трейдинг вошел в моду несколько лет назад как способ дополнительного или основного заработка. Использование инсайдерской информации в этой отрасли процветает без оглядки на запреты и строгое законодательство. Существует алгоритм успешной торговли на рынках Форекс, основанный на незаконном получении сведений:

  • накопление капитала;
  • поиск человека, знающего, что такое инсайдерская информация;
  • установка платформы Форекс;
  • выбор надежного брокера;
  • старт торговли.

Ответственность за использование инсайдерской информации

Наказание не назначается за обсуждение и распространение данных, которые и так находятся в свободном доступе в прессе и интернете. Под эту же категорию подпадают общественные исследования, социологические опросы и материалы, взятые из официальных интервью. Все остальное и есть незаконное использование инсайдерской информации, карающееся одним из видов ответственности:

  1. Уголовная – крупный денежный штраф, конфискация имущества, лишение должности без права занимать ее на определенный срок, тюремное заключение.
  2. Административная – штраф, возмещение убытков, выговор, ограничение свободы.
  3. Арбитраж – инсайдерская информация и коммерческая тайна могут быть защищены судебной коллегией.


Похожие статьи