Что находится недалеко от капитолия в вашингтоне. Фреска апофеоз вашингтона и не менее величественное здание капитолия. Экскурсии в здание Капитолия в Вашингтоне

Которой по праву гордится Вашингтон, - Капитолий. Фото этого великолепного здания из белого мрамора наверняка видел каждый. Расположено оно на вершине Капитолийского холма в окружении других важных учреждений - резиденции Верховного суда и Библиотеки Конгресса США. Также неподалеку расположены монументы и

Слово «Капитолий» у нас ассоциируется с одноименным холмом в Риме. В античную эпоху там заседал Сенат и проходили важные народные собрания. Откуда же появилось такое название в Новом Свете, за несколько тысяч километров от Рима? Холм в США принято считать центром - скорее, идейным, нежели географическим - округа Колумбия. имеет интересную историю, которую вы узнаете, прочитав эту статью.

Постройка здания

Идея возведения дома для заседаний Конгресса принадлежит Джорджу Вашингтону. Он и заложил первый камень в основание здания. Это случилось 18 сентября 1793 года. Трудно сказать, кто был архитектором постройки, поскольку главные зодчие постоянно менялись, и каждый последующий привносил что-то свое. Но основные черты были выдержаны в стиле ампир. Здание еще не было завершено, когда в его стенах в 1800 году собрался Конгресс.

Бывшая метрополия - Великобритания - не могла смириться с независимостью Штатов. В 1814 году английские войска сожгли Капитолий (Вашингтон). На его восстановление понадобилось пять лет. Но и на этом строительные работы не завершились. С 1820 по 1827 возводили переход между северным и южным крыльями здания, над которым соорудили монументальный купол. Еще лет через тридцать Конгресс решил, что Капитолий США недостаточно вместителен.

Грандиозная перестройка

Уж коль скоро сочли нужным расширить здание для заседаний Конгресса, было решено и переосмыслить его оформление. Проект остался прежним: колонны классицизма и щедрый декор ампира. Однако были добавлены уникальные детали. Так, стали украшать не лавровые листья Средиземноморья, а «местные» представители флоры - початки кукурузы и табачные листья. Старый купол был заменен новым, чугунным, высотой в восемьдесят семь метров. Стены постройки специально рассчитали, чтобы они смогли выдержать его вес в четыре тысячи тонн.

В 1863 году зданию добавили последний штрих. На купол водрузили шестиметровую авторства Т. Кроуфорда. Так Капитолий США, фото которого вы видите, приобрел современный облик. Прообразом этого здания принято считать римский собор Святого Петра, хотя некоторые знатоки усматривают в нем сходство с парижским Домом Инвалидов (архитектор Мансар-младший).

Интерьер

На протяжении ХХ века проводилась лишь незначительная и незаметная в архитектурном плане модернизация здания. В Капитолий (Вашингтон) было проведено центральное отопление, а также вмонтированы шахты лифтов. Но к середине века и это здание показалось маловато. Поэтому в 1960 году на десять метров удлинили восточный фасад. Таким образом, в результате многочисленных перестроек на постаменте Капитолийского холма появилось это беломраморное чудо - здание Конгресса.

Внутри оно так же красиво, как и снаружи. В 1865 году художник Константин Брумиди украсил купол первой в США фреской. Она изображает Джорджа Вашингтона в окружении олимпийских богов. Брумиди расписал не только купол, но и Колонный зал. Фрески и фризы отображают более чем двухсотлетнюю историю государства.

Капитолий - Вашингтон: концептуальная связь

Архитекторы немало потрудились над тем, чтобы здание Конгресса США правильно вписывалось в городскую застройку. Купол и весьма узнаваемую Ротонду Капитолия видно отовсюду. Еще бы: ведь здание высотой в восемьдесят восемь метров венчает вершину наиболее значимого в округе холма. Кроме того, все главные улицы Вашингтона ведут к Капитолию, указывая тем самым на государственную символичность этого места.

Чтобы не закрывать величественное здание, вокруг него нет никакой городской застройки. Его окружает лишь просторный парк с лужайками, общей площадью около 55 гектаров. Национальная аллея длиной в километр и 800 метров соединяет здание Конгресса с двумя монументами: Линкольна и Вашингтона. Не менее значительны для американцев и постройки неподалеку, входящие в комплекс правительственных учреждений: Верховный Суд и Ранее они находились в помещении Капитолия. Заседания Суда лишь в 1935 году были перенесены в новое здание.

Экскурсии в здание Капитолия в Вашингтоне

Ежегодно самое знаменитое сооружение США посещают около четырех с половиной миллионов туристов. В настоящее время в беломраморном доме Капитолия около 540 помещений. Однако туристов пускают лишь в два. Пройти внутрь можно только в составе экскурсии. Впрочем, они в Капитолии абсолютно бесплатны. Нужно только предъявить в кассе паспорт и взять билетик с номером.

Группу сразу же проводят на верхние этажи, ведь два нижних заняты простыми офисными помещениями. Выше располагаются Палата представителей (в южном крыле) и Сенат (в северном). Над этими залами находятся специальные лоджии для публики, ведь все заседания Правительства не скрываются от народа. Транспарантность (прозрачность) - это первое правило демократии. Лифт доставит экскурсантов на самый верхний этаж, на смотровую площадку, откуда открывается потрясающая панорама города. К сожалению, статую Свободы можно разглядеть лишь снизу, в бинокль. Она интересна тем, что ее мантия имеет бахрому - своеобразная дань уважения коренному населению Северной Америки.

Функциональность

Очень важно подчеркнуть, что Капитолий (Вашингтон) - это не только архитектурный шедевр. Кроме эстетического значения, эта постройка имеет глубокий идеологический смысл. Она продолжает функционировать. Тут проходят заседания двух главных ветвей власти США - Сената и Палаты представителей. О том, что правительственные чиновники собрались под куполом Конгресса, можно узнать по флагам вокруг здания. Если все они подняты, значит, идет сессия. Лишь два американских стяга перед входом со времен Первой Мировой войны постоянно развиваются на флагштоках. И так будет, пока существует великая демократическая страна - Соединенные Штаты Америки.

Огромный купол Капитолия вот уже многие годы является символом Вашингтона, столицы Соединенных Штатов Америки. Это внушительное здание служит местом заседаний Конгресса - высшего органа законодательной власти США.
Строительство Капитолия началось пять лет спустя после принятия в 1788 г. конституции США. «Отцы нации» Джордж Вашингтон и Томас Джефферсон придавали этой постройке особое значение: она должна была стать зримым воплощением нового государства, его политического строя и социального уклада. Неудивительно, что и в обществе, и в среде государственных деятелей, и в среде архитекторов кипели споры: каким образом, какими средствами лучше всего можно воплотить в камне и металле идеалы американской демократии? Все участники дискуссии понимали, что им предстоит построить наиболее важное общественное здание Америки.

В те годы в североамериканской архитектуре уже широко распространились принесенные из Старого Света идеи классицизма. Томас Джефферсон призывал при постройке Капитолия обратиться к образу римского Пантеона - ротонды, увенчанной куполом. В 1791 г. архитектор Пьер Шарль Л’Анфан предложил расположить «Дом Конгресса» на вершине холма Дженкинс, который, по его мнению, лучше всего подходил для этой цели: «Он стоит как пьедестал, ожидающий памятника». Л’Анфан также предложил вариант круглой в плане купольной центрической постройки, обращенной фасадом на запад. Этой идее суждено было стать наиболее плодотворной.
В марте 1792 г. в американских газетах появилось объявление о конкурсе на лучший проект здания Конгресса США. К участию в нем приглашались и профессионалы, и архитекторы-любители; при этом не предъявлялось никаких требований к выбору стиля, символики, строительного материала.

Характерно, что все участники конкурса рассматривали свою страну как наследницу европейской цивилизации, поэтому любые влияния местной, индейской традиции были начисто отвергнуты. Все представленные на конкурс проекты соответствовали европейским архитектурным течениям. Три из представленных проектов были явно вдохновлены античными классическими постройками. Авторы других проектов обращались к опыты зодчих Ренессанса либо искали источники вдохновения в английской архитектуре XVIII столетия.
Победителем конкурса был признан одаренный архитектор-любитель Уильям Торнтон. Он предложил вариант классической, навеянной архитектурой Андреа Палладио постройки, состоящей из ротонды, увенчанной высоким куполом (его образ напоминает купола собора Св. Петра в Риме и собора Св. Павла в Лондоне), к которой примыкают два крыла для размещения двух палат Конгресса: северная - для сената, южная - для палаты представителей. Восточный и западный входы отмечены внушительными центральными портиками. Логичный, компактный и монументальный Капитолий Торнтона хорошо вписывался в ландшафт - вершина холма Дженкинс служила для него удачным «пьедесталом».

Итак, выбор был сделан, и в 1793 г. президент Джордж Вашингтон положил краеугольный камень в основание будущей постройки. Однако строительство шло медленно, а архитекторы сменяли друг друга с калейдоскопической быстротой. Постройку Капитолия начал Стивен Халлет, спустя два г. его сменил Джордж Хадфилд (1795-98), а затем строительство возглавил Джеймс Хобан (1798-1802). При нем было закончено крыло сената (1800 г.), и 17 ноября 1800 г. здесь состоялась первая сессия Конгресса США. Крыло палаты представителей было завершено только в 1811г. На этом этапе работами руководил архитектор Бенджамин Латроб.

В 1814 г. только-только законченное здание Капитолия было частично сожжено британскими солдатами в ходе англо-американской войны. Реконструкция здания началась в 1815 г. В 1818 г. работы возглавил бостонский архитектор Чарльз Булфинч, и завершились они только спустя пятнадцать лет. Однако почти сразу стало ясно, что в таком виде Вашингтонский Капитолий слишком мал для того, чтобы в полной мере соответствовать своим функциям. Кроме того, его огромный деревянный купол был слишком пожароопасен.

На протяжении 1830-1840-х гг. обсуждалось несколько предложений по поводу того, каким образом следует реконструировать Капитолий: пристроить новые крылья с востока и запада или расширить существующие северное и южное. Споры завершились объявлением нового конкурса проектов, который прошел в 1850-1851 гг. А в 1855 г. архитектор из Филадельфии Томас У. Уолтер приступил к реализации грандиозного задания: ему предстояло фактически заново выстроить крылья сената и палаты представителей и увенчать здание Капитолия новым куполом - в три раза больше прежнего.

К старому зданию, возведенному из песчаника, Уолтер добавил огромные беломраморные крылья сената и палаты представителей, выстроенные в неоклассическом стиле (1855-1859). После этой перестройки здание вытянулось на 214 м в длину и на 107 м в ширину. Над ним вознесся новый огромный купол диаметром 30 м и высотой 82 м. Проектируя это гигантское сооружение, Уолтер, побывавший в 1838 г. во Франции, взял за образец купол собора Дома инвалидов в Париже, созданный в 1679-1706 гг. Ж. Ардуэн-Мансаром. Подобно куполу собора Дома инвалидов, купол вашингтонского Капитолия двойной - меньшая оболочка находится внутри большей, что создает дополнительное ощущение высоты. Наружный, большой купол очень тонок и поддерживается 36 чугунными ребрами. Под ним устроен меньший купол с окулосом - открытой центральной частью, через которую видна большая живописная композиция «Апофеоз Вашингтона». Общий вес чугунных деталей купола составляет более 4000 тонн.

В декабре 1863 г. купол Капитолия увенчала 6-метровая бронзовая статуя «Вооруженная Свобода». Эта дата и считается датой окончательного завершения строительства. Между тем уже в 1810-х гг. Вашингтонский Капитолий вошел в число главных достопримечательностей Вашингтона. Величественное здание, ставшее символом американской демократии, быстро приобрело популярность. В 1-й половине XIX в. было выпущено бессчетное число гравюр и цветных литофафий с видами Капитолия. Силуэт Капитолия стал своеобразным символом Америки, его изображали на фарфоровой посуде, гобеленах, вышивках, отливали в бронзе и даже использовали в качестве заставки к нотам патриотических песен и маршей. Вот уже более полутора веков Вашингтонский Капитолий изображается на американских денежных знаках.

Интерьер Капитолия украшает обилие скульптур, фресок и мозаик, выполненных известными американскими художниками Горацио Гринугом, Рэндольфом Роджерсом и Джоном Трамбуллом. В его 540 комнатах сосредоточена обширная коллекция произведений искусства. Зал Национального скульптурного собрания представляет собой настоящую портретную галерею, где собраны скульптурные портреты исторических деятелей разных стран, подаренных Конгрессу США представителями пятидесяти государств мира.
Помимо залов и служебных помещений сената и палаты представителей, в стенах вашингтонского Капитолия до 1897 г. располагались библиотека Конгресса США и до 1935 г. - Верховный суд.


Статуя Вооруженной Свободы выше купола Капитолия имеет на голове венок из пятиконечных звезд, а в руках держит меч и щит

Зимой побывал в Вашингтоне. Его архитектура впечатлила меня, любителя Московского классицизма времен Екатерины II и Александра I.

Основным источником моих знаний о столице США кроме газеты «За рубежом» и журнала «Америка», явился роман Дэн Брауна «Утраченный символ»:)

И конечно, я посетил Капитолий, Штаб-квартиру Высшего Совета шотландского Обряда Масонства и масонский храм Вашингтона в Виржинии . Сегодня Капитолий. Я думаю в отличии от последних перечисленных, информации о нем много, так что ограничусь короткими ремарками и цитатами из Брауна.



Первое, что меня удивило в Капитолий попасть абсолютно просто: необходимо за несколько дней зарегистрировать на сайте время своего визита. К этому моменту тебя и небольшую группу будет ждать экскурсовод (все бесплатно). Экскурсия начинается с недавно построенного туристического центра Капитолия.

Второе, что вызвало удивление: любой гражданин США может за неделю зарегистрировать свое желание посетить Капитолий на сайте сенатора своего штата, и тот обязан предоставить помощника, который проведет более полную индивидуальную экскурсию, включая посещения кабинета сенатора. Кстати, уже после своего похода в законодательную власть Америки мы с женой узнали, что могли посмотреть не только историческую часть здания, но и побывать на заседании сената (посмотреть с галерки) — для этого надо в центре было взять специальный билет.




Келлер Хелен Адамс (1880-1968). Американская писательница. Работа Эдварда Хлэвка (2009)



Сакагавея (1788—1812) Бронза (2003)


Матушка Джозеф (1823-1902) Работа Феликса В. де Вельдон (1980)


В Капитолии полно дивных люстр. Справа: люстра похожая на щит капитана Америки


У американцев был свой 1812 (вторжение британцев). Здание Капитолия было саженно, единственным оставшемся не тронутым огнем помещением была Старая Палата Верховного Суда






В 1865 году итальянский художник Константино Брумиди закончил «Апофеоз Вашингтона» - фреску площадью четыре тысячи шестьсот шестьдесят четыре квадратных фута на своде капитолийской Ротонды.

Брумиди, прозванный «Микеланджело Капитолия», притязал на Ротонду так же, как Микеланджело притязал на Сикстинскую капеллу: расписав самое обширное полотно зала - то есть его потолок. Как и Микеланджело, многие свои работы Брумиди создал в Ватикане. Однако в 1852-м художник эмигрировал в Америку, предпочтя крупнейшей мировой святыне святыню новую: американский Капитолий, который теперь весь украшен образцами его творчества - от тромплея в коридорах Брумиди до карнизов на потолке в покоях вице-президента. Однако величайшим шедевром живописца принято считать огромную фреску на своде Ротонды.





Посередине — Бордюр американской Истории (фреска из 19 сцен из американской истории). Работа Константино Брумиди и Филиппо Костагджини.


«Апофеоз Вашингтона» работы Константино Брумиди (Costantino Brumidi 1805-1880) 1865

- На центральной панели изображен Джордж Вашингтон, - пояснил Лэнгдон, указав на середину купола. - Как видите, ему прислуживают тринадцать дев, а он, в белых одеждах, возносится на облаке над простыми смертными. Это миг апофеоза… то есть превращения Вашингтона в бога.


Крупнее. «Апофеоз Вашингтона» работы Константино Брумиди (Costantino Brumidi 1805-1880) 1865


И совсем крупно. «Апофеоз Вашингтона» работы Константино Брумиди (Costantino Brumidi 1805-1880) 1865

- По периметру расположен ряд странных, архаичного вида, изображений: древние боги сообщают нашим отцам-основателям передовые знания. Вот Минерва дарует вдохновение нашим величайшим изобретателям - Бену Франклину, Роберту Фултону и Сэмюэлу Морзе. - Лэнгдон показал на каждого пальцем. - А здесь Вулкан помогает нам построить паровой двигатель. Рядом Нептун показывает, как проложить трансатлантический телеграфный кабель. Здесь изображена Церера, богиня урожая и плодородия (от ее имени происходит английское «cereal», «злаки»); она восседает на механической жатке Маккормика - изобретение этой машины позволило Америке стать мировым лидером в производстве пищевых продуктов. Словом, на этой фреске более чем открыто показано, как люди получают от богов великую мудрость. - Лэнгдон посмотрел на Сато. - Знание - сила, а правильное знание позволяет человеку творить чудеса и уподобиться богу.


Джон Трумбалл (John Trumbull 1756-1843) Сдача генерала Бергойна 1822


Джон Трумбалл (John Trumbull 1756-1843) Декларация независимости 1819

Капитолий называют высочайшим в городе зданием, ведь его высота достигает 88 метров. Если на лифте подняться до верхнего этажа, то можно увидеть потрясающую вашингтонскую панораму. Белоснежный Капитолий был построен на холме Капитолий, то есть он получил название в честь знаменитой древнеримской возвышенности. Здание Капитолия отличается довольно впечатляющей историей создания. Несколько поколений архитекторов занималось строительством этой обители городской власти. Каждый архитектор сталкивался с непреодолимыми трудностями. Сегодня здание Капитолия является одним из важнейших сооружений . Примечательно, что в некоторые части Капитолия пропускают туристов, здесь можно лучше познакомиться с его историей и архитектурой.

Строительство здания Капитолия

Лучшим был признан именно проект Торнтона, и архитектор начал курировать строительство, которое началось в 1793 году. Сам Джордж Вашингтон заложил первый камень знаменитого здания Капитолия. С начала строительных работ возникло ряд проблем. Материал медленно поставлялся на строительную площадку, постоянно не хватало рабочих рук и денежных средств. Скорее всего, по этой причине фундамент обустраивался целых три года. Спустя десять лет после старта строительных работ, американское правительство выделило пятьдесят тысяч долларов на этот проект. Вместо Торнтона курировать работу стал Генри Латроб, который был лучшим архитектором Филадельфии. В недостроенном здании в 1800 году в первый раз проводил заседание Конгресс.

Война с Великобританией в 1813 привела к заморозке стройки, и недостроенное здание было сожжено англичанами ровно через год. Почти двадцатилетний труд был практически уничтожен. Однако, Латроб настолько полюбил этот проект, что начал его отстраивать заново. Он хотел сделать здание краше, чем его предшественник, увлекшись он потратил непомерные деньги. Его отлучили от этого проекта. Следующим архитектором стал Чарльз Булфинч, он за двенадцать тысяч долларов полностью достроил центральную часть здания Капитолия.

Основные строительные работы закончились к 1827 году. В Капитолии затем провели водопровод и постепенно электричество с газом. Роскошная библиотека была создана в здании, правда она была уничтожена пожаром в 1851 году. Расширением нового здания Конгресса занялся филадельфийский инженер Томас Уолтер в середине девятнадцатого века. Знаменательное событие произошло в 1863 году: на крышу здания Капитолий была установлена шестиметровая статуя Свободы. Во время такого исторического момента присутствовал президент Авраам Линкольн.

Посещение Капитолия

Каждый год в знаменитый Капитолий приезжает приблизительно 4,5 миллионов туристов. Хотя в здании Капитолия обустроено 540 комнат, однако для туристов открыто лишь два помещения. Офисные помещения Конгресса находятся на первых двух этажах Капитолия. На третьем этаже расположен Сенат, Ротонда и Палата представителей. В Капитолии экскурсии проводятся совершенно бесплатно. Довольно просто доехать до здания Капитолия. Основное здание Соединенных Штатов Америки находится в центре Вашингтона, кроме того, все главные улицы ведут к нему.

Особенно любители истории не должны пропускать правительственное здание Капитолия, которое имеет богатое прошлое. А ценителям искусства предлагают увидеть архитектуру 18-19 столетий. Особенно в ночное время суток величественный Капитолий превосходно подсвечивается, в такое время сооружение поражает одновременно своей грациозностью и монументальностью. Даже днем здание Капитолия напоминает божественную обитель, ведь здесь решается судьба важнейшего американского города.

Чтобы войти в Капитолий, необходимо предъявить билет, который можно получить в ближайшем киоске совершенно бесплатно, правда нужно будет предъявить паспорт. Если прийти с экскурсионной группой, то из специальных галерей можно понаблюдать за процессом работы Сената и Конгресса. Среди 540 помещений Капитолия особого внимания заслуживает Ротонда, которая открыта для посещений. Здесь находится небольшая коллекция скульптур и картин, оценивающаяся по достоинству.

С половиной, относящейся к Сенату . К югу расположен полукруглый Национальный скульптурный зал (англ. ), в котором до 1859 года заседала Палата представителей. С севера к ротонде прилегает Старый кабинет Сената (англ. ), где последний проводил заседания до 1857 года .

Диаметр ротонды - 29 метров, высота до потолка - ок. 55 метров. Помещение весьма популярно среди туристов. Помимо всего прочего, в ротонде проводятся официальные мероприятия вплоть до публичных прощаний с известными людьми, в том числе с президентами США .

Архитектура

    William Thornton.jpg

    Вильям Торнтон

Строительство ротонды закончилось в под руководством архитектора Капитолия Чарльза Балфинча (англ. ) к визиту французского революционера Мари-Жозеф Лафайета . В то время купол и ротонда, как и весь Капитолий, были построены в неоклассическом стиле и напоминали римский Пантеон .

    Чарльз Балфинч.jpg

    Чарльз Балфинч

    Pantheon Rome-The Dome.jpg

    Купол Пантеона в Риме

Высота сделанных из песчаника стен ротонды от пола - 15 метров (48 футов). Вскоре эта высота увеличилась. В 1854 году по инициативе четвёртого архитектора Капитолия Томаса Уолтера (англ. ) начались работы по надстройке здания. В частности началось возведение небывалого по тем временам купола . Также была расширена ротонда. Реконструкция велась по оригинальному проекту, разработанному Томасом. Согласно замыслам архитектора, над ротондой возводилось два купола: внутренний и внешний. Внешний запланировано было сделать завершённым, с колоннадой поперёк барабана . Внешний купол должен был напоминать купол Собора Святого Павла в Лондоне . У внутреннего же отсутствовала верхушка, образовывалась своеобразный проём в форме круга, чтобы через неё можно было видеть фреску, нанесённую на внутреннюю поверхность внешнего купола.

    Thomas U. Walter - Brady-Handy.jpg

    Томас Уолтер

    ThomasWalterDomeUSCapitol.jpg

    Двухслойный купол в разрезе

Томас Уолтер попросил исторического художника Брумиди «нарисовать в том проёме картину 65 футов (20 метров) в диаметре, исполненную в виде фрески на вогнутом навесе глаза нового купола Капитолия США»

Оригинальный текст (англ.)

...a picture 65 feet (20 m) in diameter, painted in fresco, on the concave canopy over the eye of the New Dome of the U.S. Capitol

    Constantino brumidi.jpg

    Константино Брумиди

    US Capitol dome Jan 2006.jpg

    Новый купол Капитолия

    Dome pantheon paris.jpg

    Купол парижского Пантеона

Напишите отзыв о статье "Ротонда Капитолия США"

Литература

  • William C. Allen. History of the United States Capitol: A chronicle of design, construction, and politics. - Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 2001.

Примечания

Отрывок, характеризующий Ротонда Капитолия США

Ростов своим зорким охотничьим глазом один из первых увидал этих синих французских драгун, преследующих наших улан. Ближе, ближе подвигались расстроенными толпами уланы, и французские драгуны, преследующие их. Уже можно было видеть, как эти, казавшиеся под горой маленькими, люди сталкивались, нагоняли друг друга и махали руками или саблями.
Ростов, как на травлю, смотрел на то, что делалось перед ним. Он чутьем чувствовал, что ежели ударить теперь с гусарами на французских драгун, они не устоят; но ежели ударить, то надо было сейчас, сию минуту, иначе будет уже поздно. Он оглянулся вокруг себя. Ротмистр, стоя подле него, точно так же не спускал глаз с кавалерии внизу.
– Андрей Севастьяныч, – сказал Ростов, – ведь мы их сомнем…
– Лихая бы штука, – сказал ротмистр, – а в самом деле…
Ростов, не дослушав его, толкнул лошадь, выскакал вперед эскадрона, и не успел он еще скомандовать движение, как весь эскадрон, испытывавший то же, что и он, тронулся за ним. Ростов сам не знал, как и почему он это сделал. Все это он сделал, как он делал на охоте, не думая, не соображая. Он видел, что драгуны близко, что они скачут, расстроены; он знал, что они не выдержат, он знал, что была только одна минута, которая не воротится, ежели он упустит ее. Пули так возбудительно визжали и свистели вокруг него, лошадь так горячо просилась вперед, что он не мог выдержать. Он тронул лошадь, скомандовал и в то же мгновение, услыхав за собой звук топота своего развернутого эскадрона, на полных рысях, стал спускаться к драгунам под гору. Едва они сошли под гору, как невольно их аллюр рыси перешел в галоп, становившийся все быстрее и быстрее по мере того, как они приближались к своим уланам и скакавшим за ними французским драгунам. Драгуны были близко. Передние, увидав гусар, стали поворачивать назад, задние приостанавливаться. С чувством, с которым он несся наперерез волку, Ростов, выпустив во весь мах своего донца, скакал наперерез расстроенным рядам французских драгун. Один улан остановился, один пеший припал к земле, чтобы его не раздавили, одна лошадь без седока замешалась с гусарами. Почти все французские драгуны скакали назад. Ростов, выбрав себе одного из них на серой лошади, пустился за ним. По дороге он налетел на куст; добрая лошадь перенесла его через него, и, едва справясь на седле, Николай увидал, что он через несколько мгновений догонит того неприятеля, которого он выбрал своей целью. Француз этот, вероятно, офицер – по его мундиру, согнувшись, скакал на своей серой лошади, саблей подгоняя ее. Через мгновенье лошадь Ростова ударила грудью в зад лошади офицера, чуть не сбила ее с ног, и в то же мгновенье Ростов, сам не зная зачем, поднял саблю и ударил ею по французу.
В то же мгновение, как он сделал это, все оживление Ростова вдруг исчезло. Офицер упал не столько от удара саблей, который только слегка разрезал ему руку выше локтя, сколько от толчка лошади и от страха. Ростов, сдержав лошадь, отыскивал глазами своего врага, чтобы увидать, кого он победил. Драгунский французский офицер одной ногой прыгал на земле, другой зацепился в стремени. Он, испуганно щурясь, как будто ожидая всякую секунду нового удара, сморщившись, с выражением ужаса взглянул снизу вверх на Ростова. Лицо его, бледное и забрызганное грязью, белокурое, молодое, с дырочкой на подбородке и светлыми голубыми глазами, было самое не для поля сражения, не вражеское лицо, а самое простое комнатное лицо. Еще прежде, чем Ростов решил, что он с ним будет делать, офицер закричал: «Je me rends!» [Сдаюсь!] Он, торопясь, хотел и не мог выпутать из стремени ногу и, не спуская испуганных голубых глаз, смотрел на Ростова. Подскочившие гусары выпростали ему ногу и посадили его на седло. Гусары с разных сторон возились с драгунами: один был ранен, но, с лицом в крови, не давал своей лошади; другой, обняв гусара, сидел на крупе его лошади; третий взлеаал, поддерживаемый гусаром, на его лошадь. Впереди бежала, стреляя, французская пехота. Гусары торопливо поскакали назад с своими пленными. Ростов скакал назад с другими, испытывая какое то неприятное чувство, сжимавшее ему сердце. Что то неясное, запутанное, чего он никак не мог объяснить себе, открылось ему взятием в плен этого офицера и тем ударом, который он нанес ему.
Граф Остерман Толстой встретил возвращавшихся гусар, подозвал Ростова, благодарил его и сказал, что он представит государю о его молодецком поступке и будет просить для него Георгиевский крест. Когда Ростова потребовали к графу Остерману, он, вспомнив о том, что атака его была начата без приказанья, был вполне убежден, что начальник требует его для того, чтобы наказать его за самовольный поступок. Поэтому лестные слова Остермана и обещание награды должны бы были тем радостнее поразить Ростова; но все то же неприятное, неясное чувство нравственно тошнило ему. «Да что бишь меня мучает? – спросил он себя, отъезжая от генерала. – Ильин? Нет, он цел. Осрамился я чем нибудь? Нет. Все не то! – Что то другое мучило его, как раскаяние. – Да, да, этот французский офицер с дырочкой. И я хорошо помню, как рука моя остановилась, когда я поднял ее».
Ростов увидал отвозимых пленных и поскакал за ними, чтобы посмотреть своего француза с дырочкой на подбородке. Он в своем странном мундире сидел на заводной гусарской лошади и беспокойно оглядывался вокруг себя. Рана его на руке была почти не рана. Он притворно улыбнулся Ростову и помахал ему рукой, в виде приветствия. Ростову все так же было неловко и чего то совестно.
Весь этот и следующий день друзья и товарищи Ростова замечали, что он не скучен, не сердит, но молчалив, задумчив и сосредоточен. Он неохотно пил, старался оставаться один и о чем то все думал.
Ростов все думал об этом своем блестящем подвиге, который, к удивлению его, приобрел ему Георгиевский крест и даже сделал ему репутацию храбреца, – и никак не мог понять чего то. «Так и они еще больше нашего боятся! – думал он. – Так только то и есть всего, то, что называется геройством? И разве я это делал для отечества? И в чем он виноват с своей дырочкой и голубыми глазами? А как он испугался! Он думал, что я убью его. За что ж мне убивать его? У меня рука дрогнула. А мне дали Георгиевский крест. Ничего, ничего не понимаю!»
Но пока Николай перерабатывал в себе эти вопросы и все таки не дал себе ясного отчета в том, что так смутило его, колесо счастья по службе, как это часто бывает, повернулось в его пользу. Его выдвинули вперед после Островненского дела, дали ему батальон гусаров и, когда нужно было употребить храброго офицера, давали ему поручения.

Получив известие о болезни Наташи, графиня, еще не совсем здоровая и слабая, с Петей и со всем домом приехала в Москву, и все семейство Ростовых перебралось от Марьи Дмитриевны в свой дом и совсем поселилось в Москве.
Болезнь Наташи была так серьезна, что, к счастию ее и к счастию родных, мысль о всем том, что было причиной ее болезни, ее поступок и разрыв с женихом перешли на второй план. Она была так больна, что нельзя было думать о том, насколько она была виновата во всем случившемся, тогда как она не ела, не спала, заметно худела, кашляла и была, как давали чувствовать доктора, в опасности. Надо было думать только о том, чтобы помочь ей. Доктора ездили к Наташе и отдельно и консилиумами, говорили много по французски, по немецки и по латыни, осуждали один другого, прописывали самые разнообразные лекарства от всех им известных болезней; но ни одному из них не приходила в голову та простая мысль, что им не может быть известна та болезнь, которой страдала Наташа, как не может быть известна ни одна болезнь, которой одержим живой человек: ибо каждый живой человек имеет свои особенности и всегда имеет особенную и свою новую, сложную, неизвестную медицине болезнь, не болезнь легких, печени, кожи, сердца, нервов и т. д., записанных в медицине, но болезнь, состоящую из одного из бесчисленных соединений в страданиях этих органов. Эта простая мысль не могла приходить докторам (так же, как не может прийти колдуну мысль, что он не может колдовать) потому, что их дело жизни состояло в том, чтобы лечить, потому, что за то они получали деньги, и потому, что на это дело они потратили лучшие годы своей жизни. Но главное – мысль эта не могла прийти докторам потому, что они видели, что они несомненно полезны, и были действительно полезны для всех домашних Ростовых. Они были полезны не потому, что заставляли проглатывать больную большей частью вредные вещества (вред этот был мало чувствителен, потому что вредные вещества давались в малом количестве), но они полезны, необходимы, неизбежны были (причина – почему всегда есть и будут мнимые излечители, ворожеи, гомеопаты и аллопаты) потому, что они удовлетворяли нравственной потребности больной и людей, любящих больную. Они удовлетворяли той вечной человеческой потребности надежды на облегчение, потребности сочувствия и деятельности, которые испытывает человек во время страдания. Они удовлетворяли той вечной, человеческой – заметной в ребенке в самой первобытной форме – потребности потереть то место, которое ушиблено. Ребенок убьется и тотчас же бежит в руки матери, няньки для того, чтобы ему поцеловали и потерли больное место, и ему делается легче, когда больное место потрут или поцелуют. Ребенок не верит, чтобы у сильнейших и мудрейших его не было средств помочь его боли. И надежда на облегчение и выражение сочувствия в то время, как мать трет его шишку, утешают его. Доктора для Наташи были полезны тем, что они целовали и терли бобо, уверяя, что сейчас пройдет, ежели кучер съездит в арбатскую аптеку и возьмет на рубль семь гривен порошков и пилюль в хорошенькой коробочке и ежели порошки эти непременно через два часа, никак не больше и не меньше, будет в отварной воде принимать больная.
Что же бы делали Соня, граф и графиня, как бы они смотрели на слабую, тающую Наташу, ничего не предпринимая, ежели бы не было этих пилюль по часам, питья тепленького, куриной котлетки и всех подробностей жизни, предписанных доктором, соблюдать которые составляло занятие и утешение для окружающих? Чем строже и сложнее были эти правила, тем утешительнее было для окружающих дело. Как бы переносил граф болезнь своей любимой дочери, ежели бы он не знал, что ему стоила тысячи рублей болезнь Наташи и что он не пожалеет еще тысяч, чтобы сделать ей пользу: ежели бы он не знал, что, ежели она не поправится, он не пожалеет еще тысяч и повезет ее за границу и там сделает консилиумы; ежели бы он не имел возможности рассказывать подробности о том, как Метивье и Феллер не поняли, а Фриз понял, и Мудров еще лучше определил болезнь? Что бы делала графиня, ежели бы она не могла иногда ссориться с больной Наташей за то, что она не вполне соблюдает предписаний доктора?
– Эдак никогда не выздоровеешь, – говорила она, за досадой забывая свое горе, – ежели ты не будешь слушаться доктора и не вовремя принимать лекарство! Ведь нельзя шутить этим, когда у тебя может сделаться пневмония, – говорила графиня, и в произношении этого непонятного не для нее одной слова, она уже находила большое утешение. Что бы делала Соня, ежели бы у ней не было радостного сознания того, что она не раздевалась три ночи первое время для того, чтобы быть наготове исполнять в точности все предписания доктора, и что она теперь не спит ночи, для того чтобы не пропустить часы, в которые надо давать маловредные пилюли из золотой коробочки? Даже самой Наташе, которая хотя и говорила, что никакие лекарства не вылечат ее и что все это глупости, – и ей было радостно видеть, что для нее делали так много пожертвований, что ей надо было в известные часы принимать лекарства, и даже ей радостно было то, что она, пренебрегая исполнением предписанного, могла показывать, что она не верит в лечение и не дорожит своей жизнью.



Похожие статьи