Что сулит нам строительство цкад? Схема цкад: строительство не затронет населенные пункты и коттеджные поселки

Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» («Автодор») осуществляется проектирование и строительство Четвертого пускового комплекса (ПК № 4) Центральной кольцевой автомобильной дороги А-113 (ЦКАД) протяженностью 96,5 км., проходящего по территории Ногинского, Павлово-Посадского, Воскресенского, Раменского районов Московской области, а также Электростали и Домодедово.

Завершение работ на Раменском участке трассы ПК № 4 планируется в 2018 году. Автодором представлена схема прохождения трассы ЦКАД и развязок в местах ее пересечения с автомобильными и железными дорогами, населенными пунктами, водными акваториями и лесными массивами на территории Раменского района Московской области.

Финансирование проектирования и строительства осуществляется за счет субсидий федерального бюджета, средств Фонда национального благосостояния РФ и внебюджетных источников финансирования.



Общероссийской общественной организацией «Российская академия естественных наук» (РАЕН) в 2012 г. представлено ЗАКЛЮЧЕНИЕ общественной экологической экспертизы проекта «Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области (с последующей эксплуатацией на платной основе). Пусковой комплекс № 4».

ЗАКЛЮЧЕНИЕМ РАЕН от 2012 г. общественной экологической экспертизы проекта ПК № 4 ЦКАД отмечены все негативные последствия для окружающей среды, в том числе строительство и последующая эксплуатация дорожного объекта значительно ухудшит экологическую обстановку в населенных пунктах, примыкающих к ЦКАД:

«Общественная экологическая экспертиза проекта «Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) Московской области (с последующей эксплуатацией на платной основе). Пусковой комплекс № 4» проводится в соответствии с решением Комитета по общественному экологическому контролю Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (протокол №3 от 30 марта 2011 г.) (далее Комитет).

В соответствии с данным решением с привлечением членов Комитета должна быть проведена общественная независимая экологическая экспертиза проекта строительства участков ЦКАД.

Эта необходимость диктуется тем, что сформированная ранее и существовавшая до 2006 года система комплексной оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), включая процедуру государственной экологической экспертизы кардинально трансформировалась и упростилась. Для проектов автомобильных дорог это обстоятельство является очень чувствительным и значимым обстоятельством с разных точек зрения: экологической (растет нагрузка на окружающую среду в связи с ростом автомобилизации), экономической (становятся значимыми затраты на реализацию средозащитных мероприятий), социальной (изменяется привычный образ жизни, менталитет населения), ибо автомобильная дорога при своем строительстве и эксплуатации гармонично (или не очень) вписывается в природную среду, потребляет в значительных объемах природные ресурсы, трансформирует социальную среду и качество жизни людей.

Согласно мировой практике (Всемирный банк, ЕБРР) процедура ОВОС предполагает рассмотрение последствий влияния намечаемого проекта дорожного строительства на все охраняемые ресурсы, т.е. на:

истощение и пригодность природных ресурсов (ресурсо - и энергосбережение, загрязнение воздуха, воды, почвы, биоты);

растительный и животный мир;

продуктивность природной среды;

материальные ценности и культурное наследие;

облик ландшафта, его пригодность и функционирование в качестве зоны отдыха.

Главными задачами общественной экологической экспертизы являются:

Установление наличия, степени влияния и последствий намечаемого проекта дорожного строительства на указанные выше охраняемые ресурсы;

Стимулирование проектировщиков, строителей, работников дорожноэксплуатационных служб на внедрение инновационных энерго- и ресурсосберегающих технологий в дорожном хозяйстве, обеспечивающих минимизацию негативного влияния дорожной деятельности на окружающую природную и социальную среду;

Повышение инвестиционной привлекательности дорожной деятельности для развития разных форм государственно-частного партнерства с отечественными и иностранными инвесторами.

Проектируемый четвертый пусковой комплекс пересекает наиболее освоенные районы Московской области в непосредственной близости от следующих населенных пунктов: Субботино, Криулино, Фрязевский, Степаново, Фрязево, Кошерово, Фенино, Юрово, Петровское, Федино, Вохринка, Меньшово, Панино, Образцово, Артемьево. Залеснность коридора трассы составляет 70%. Проектируемая автодорога пересекает множество рек и мелких водотоков. Это реки Солонога, Ходца, Вохонка, Гжелка, Дорка, Москва, Отра, Гнилуша и их притоки. На данных участках дорога проходит через поймы и надпойменные террасы вышеперечисленных рек.



На стадии обоснования инвестиций предполагалось, что ЦКАД будет строиться, преимущественно опираясь на существующее Московское малое кольцо. При этом в пределах ПК №4 проектируемая трасса ЦКАД должна была проходить по территории ряда городов: Бронницы, Электросталь, Ногинск. Однако увеличение числа полос и интенсивности движения привело бы к: ухудшению экологического состояния окружающей среды населенных пунктов; увеличению сноса жилых домов, а также сноса домов в коттеджных поселках и, как следствие, удорожанию проекта. Наиболее сложная обстановка в г. Ногинске – наблюдалась бы на протяжении 7,8 км, а в г. Электросталь - 7,7 км.

В целях минимизации негативного влияния на состояние окружающей среды и здоровье населения, а также оптимизации затрат на строительство было принято решение вести строительство трассы в обход этих крупных городов, ряда населенных пунктов и садовых товариществ (варианты по каждому участку трассы приведены в материалах). В результате количество населенных пунктов, попадающих в зону шумового воздействия трассы, сократилось с 74 до 38, а общая протяженность шумозащитных экранов уменьшилась с 70,6 км до 28 км. В зоне акустического влияния ЦКАД в пределах ПК № 4 останется около 40 населенных пунктов, относящихся в основном к дачным участкам и коттеджным поселкам, в которых население не проживает постоянно.

Четвертый пусковой комплекс начинается в Ногинском районе в 2-х км севернее автодороги М-7 «Волга» (Москва-Нижний Новгород). На территории района трасса пересекает или проходит вблизи следующих населенных пунктов: г. Электросталь (трасса пересекает юго-восточные окраины города); д. Затишье (трасса пересекает деревню); с. Богослово (примыкает к трассе с востока); д. Елизаветино (в 125 м к востоку от трассы); п. Фрязево (примыкает к трассе с запада); д. Всеволодово (примыкает к трассе с востока); д. Степаново (в 100 м к востоку от трассы).

В Павлово-Посадском муниципальном районе в зоне прохождения трассы находятся два сельских населенных пункта: д. Субботино (в 375 м к западу от трассы), д. Криулино (в 500 м к юго-востоку от трассы).

На территории Воскресенского и Раменского районов трасса пересекает или проходит вблизи следующих населенных пунктов: г. Бронницы (в 1500 м к западу от трассы); д. Григорово (север района - в 450 м к востоку от трассы); д. Захарово (в 750 м к востоку от трассы); д. Обухово (примыкает к трассе с востока); д. Фенино (примыкает к трассе с востока); д. Пласкинино (в 500 м к востоку от трассы); пос. Машиностроитель (в 375 м к северозападу от трассы); д. Петровское (примыкает к трассе с запада и востока); д. Бояркино (в 650 м к западу от трассы); д. Торопово (примыкает к трассе с востока); д. Борщева (в 880 м к северо-западу от трассы); д. Кошерово (примыкает к трассе с востока); с. Гжель (в 750 м к западу от трассы); с. Малышево (в 825 м к западу от трассы); д. Морозово (в 175 м к юговостоку от трассы); д. Рыблово (в 875 м к востоку от трассы); д. Лубнинка (в 700 м к северозападу от трассы); д. Григорово (юг района - примыкает к трассе с юга); д. Заворово (примыкает к трассе с юга); с. Толмачево (примыкает к трассе с севера); д. Коробово (в южном секторе транспортного коридора); пос. Ганусово (примыкает к трассе с севера); д. Юрово (в 950 м к западу от трассы); д. Косякино (в 750 м к югу от трассы); д. Соколово-Хомьяново (в 750 м к югу от трассы); д. Рылеево (трасса пересекает северо-западные окраины деревни).


Пусковой комплекс № 4 ЦКАД в Городском округе Домодедово простирается от границ Раменского района до автодороги М-4 «Дон» (Москва – Кашира). На территории округа трасса пересекает или проходит вблизи следующих населенных пунктов: г. Домодедово (трасса пересекает город - 9 км2 находится в зоне влияния); д. Скрипино (в 175 м к северу от трассы); д. Мотякино (в 450 м к северу от трассы); д. Базулино (в 200 м к северу от трассы); д. Бурхино (в 375 м к югу от трассы); пос. Красный путь (в 500 м к югу от трассы); д. Кутузово (в 1250 м к северу от трассы); д. Образцово (в 200 м к югу от трассы); д. Житнево (в 200 м к югу от трассы); д. Проводы (примыкает к трассе с севера); д. Артемьево (в 500 м к югу от трассы); д. Михеево (в 500 м к северу от трассы); д. Шубино (в 175 м к северу от трассы).

Так как Малое московское кольцо проходит через ООПТ государственный природный заказник «Широколиственные и хвойно-широколиственные леса правобережья реки Клязьма» (Ногинский район), в первоначальном варианте проектируемая трасса ЦКАД также проходила через вышеуказанную ООПТ, но в марте 2010 года произведена корректировка территории заказника и трасса дороги выведена из нее.

Всего на пусковом комплексе №4 на 1-ой очереди строительства предусмотрено строительство 63 круглых и прямоугольных водопропускных труб в пониженных местах рельефа общим протяжением 3641,67 п.м. С целью уменьшения количества очистных сооружений, устраиваемых для очистки воды с проезжей части, проектом предусмотрено устройство 67 перепускных круглых труб диаметром 1 м и 1,5 м общим протяжением 3222,88 п.м для пропуска воды под проезжей частью из кюветов, расположенных по другую сторону земляного полотна.

На рассматриваемом участке дороги предусмотрено разместить 179 локальных очистных сооружений ливневых стоков: габионных фильтровальных сооружений, накопительного и проточного типов; для защиты ближайших жилых территорий от шума устанавливаются 80 акустических экранов, общей протяженностью 28800 м и высотой от 3 до 6 м, площадь которых составляет - 115250 м2.

Перспективные размеры движения на ЦКАД определены на основе показателей среднегодового прироста интенсивности движения на сети автомобильных дорог Московской области (3,5…4,5% ежегодного прироста в 50-ти километровой зоне от МКАД); увеличения парка подвижного состава (9,8% ежегодного прироста за последние 10 лет); динамики численности и подвижности населения и прогноза социально-экономического развития региона с учетом создания условий формирования в зоне ЦКАД современной интермодальной инфраструктуры.

Среднегодовой прирост интенсивности движения в коридоре ЦКАД – ММК/МБК за период 2009 – 2030 г.г. составит 6,9%. К расчетному 2030 г. интенсивность движения по платным участкам ЦКАД будет колебаться от 63,3 тыс. авт./сутки до 34,2 тыс. авт./сутки. Средняя интенсивность движения по ЦКАД в расчетном году составит 49,8 тыс. авт./сутки. Средний состав движения: грузовые автомобили – 35%; легковые автомобили – 64-65%; автобусы – 1%.

Проектом предусмотрена автоматическая система управления дорожным движением (АСУДД), которая выполняет управляющие, информационные и вспомогательные функции.

Разработаны необходимые решения по переносу и переустройству коммуникаций (линий связи, линий электропередач, магистральных газопроводов, распределительных газопровода, нефтепродуктопроводов, продуктопроводов, наружных сетей водоснабжения, наружных сетей канализации, линейные сети и объекты железных дорог) в 262 местах.

Потребности строительства в земельных ресурсах по 8-му участку строительства составят 924,34 га, из них под постоянное использование планируется приобрести 750,11 га. В состав отчуждаемых во временное пользование земель войдут: 105,66 га под коммуникации, 68,14 га под стройплощадки и 0,44 га под сносимые здания и сооружения.

При этом под временные сооружения 84,51 га земель лесного фонда, 66,56 га земель сельскохозяйственного назначения и 1,14 га садоводческих объединений. По 9-му участку строительства ориентировочные потребности в земельных ресурсах составят 463,37 га, из них под постоянное пользование планируется приобрести 399,63 га, под временное пользование: 11,63 га земель лесного фонда, 34,64 га земель сельскохозяйственного назначения и 0,08 га садоводческих объединений. В состав отчуждаемых во временное пользование земель войдут: 44,27 га под коммуникации, 19,29 га под стройплощадки и 0,18 га под сносимые здания и сооружения.


В ходе проведения инженерно-экологических изысканий выполнены следующие виды работ:

Сбор имеющихся литературных и фондовых материалов об экологическом состоянии природной среды вдоль трассы и прилегающей территории, поиск объектованалогов.

Рекогносцировочное обследование территории вдоль трассы.

Бурение разведочных скважин и геофизические исследования.

Геоэкологическое опробование компонент ОС (атмосферного воздуха, почв, грунтов, поверхностных и подземных вод).

Оценка радиационной обстановки.

Исследование вредных физических воздействий.

Оценка состояния животного мира и растительного покрова.

Исследование социально-экономической и медико-демографической обстановки, работу с населением.

Исследование памятников истории, культуры, археологии.

Камеральная обработка материалов, составление отчета, серии карт фактического материала и покомпонентных карт (схем) обследованной территории.

Номенклатура и объем выполненных инженерно-экологических изысканий в ряде моментов не совпадают с утвержденным техническим заданием (Программой) инженерноэкологических изысканий.

Однако Заказчик, Главгосэкспертиза эти отклонения от ТЗ сочли допустимыми и обоснованными.

В соответствии с техническим заданием Исполнитель должен был:

Представить акустическую характеристику автотранспортных потоков по существующей трассе А-107 и А-108 и пересекаемых ими транспортных магистралей;

Дать суммарную оценку существующего акустического состояния окружающей среды по материалам натурных наблюдений и расчетным данным;

Определение зоны акустического дискомфорта в соответствии с санитарногигиеническими требованиями от существующих транспортных потоков;

Построить шумовую карту территории влияния трасс А-107 и А-108.

Расчетные оценки уровня шума проводились по известным упрощенным методикам.

Натурные измерения (17 точек) проводились с целью определения уровня транспортного шума, вибраций, электромагнитных полей.

Зона акустического дискомфорта, создаваемая при движении автотранспорта по существующей дорожной сети, изменяется от 360 м (участки окружной дороги с ограничением скорости движения) до 595 м (участки окружной дороги с преобладанием в потоке большегрузного транспорта). В 32 населенных пунктах, расположенных вдоль трассы ММК, уровни шума превышают санитарно-допустимые нормы на 1,0…24,1 дБА . Вдоль трассы существующей ММК уровень вибрации, измеренный в тех же точках, изменяется от 63 дБ до 67 дБ. Зона вибрационного воздействия изменяется от 10 м до 18 м в каждую сторону от оси крайней полосы движения автотранспорта.

Зоны электромагнитного влияния от высоковольтных линий электропередач изменяются от 20 м до 30 м в каждую сторону от проекции крайнего провода ЛЭП на земную поверхность.

Таким образом, результаты оценок показали необходимость разработки комплекса шумозащитных мероприятий при строительстве и эксплуатации дороги.

Характеристика растительности, животного мира, современное состояние ихтиофауны Раздел выполнен профессионально, в полном объеме согласно ТЗ и содержит необходимую и исчерпывающую информацию для обоснования мероприятий по инженерной защите растительного и животного мира. Строгое соблюдение границ землеотвода является основным мероприятием, уменьшающим урон от этого вида воздействия.

В то же время, на правом берегу р. Клязьмы, к югу от Горьковского шоссе линия трассы проходит непосредственно через участки условнокоренных широколиственных и широколиственно-еловых лесов высокой степени сохранности. Такие леса обладают высоким природоохранным значением. Их уничтожение нанесет существенный ущерб растительному покрову региона. Сохранение этих сообществ и приуроченных к ним популяций редких видов растений является приоритетным направлением программы мероприятий по ООС, реализуемой в рамках строительства и эксплуатации ЦКАД.

При строительстве трассы ЦКАД происходит:

  • полное уничтожение растительных сообществ в полосе землеотвода, утрата лесных и пастбищных ресурсов;
  • утрата отдельных экземпляров редких и исчезающих видов растений, в том числе занесенных в Красные Книги РФ и региона;
  • сокращение ресурсов полезных видов растений;
  • повреждение растительности на границе со строительными площадками и подъездными дорогами, временное снижение продуктивности лесных и пастбищных ресурсов;
  • угнетение растений выбросами в атмосферу строительной пыли и вредных загрязняющих веществ;
  • изменение гидрорежима в долинах и лощинах водотоков, связанное с подпруживанием последних, приводящим к подтоплению и заболачиванию вышележащих территорий;
  • существенное усиление ветрового воздействия на кромки леса, окружающие открытое пространство трассы, и связанная с ним активизация буреломных и ветровальных нарушений;
  • нарушения растительного покрова как следствие активизации эрозионных процессов в зоне строительства магистрали;
  • повышение пожароопасности территории;
  • трансформация фауны территории, нарушающая нормальное функционирование экосистемы и, следственно, фитоценоза;
  • формирование рудеральных растительных сообществ по обочинам трассы, на техногенных почвенных обнажениях и т.д.

При эксплуатации ЦКАД могут происходить:

  • сукцессионные изменения растительных сообществ в случае активизации экзогенных геологических процессов и изменения гидрологического режима местообитаний, вызванных строительством;
  • снижение ветроустойчивости древостоев вдоль опушек лесных выделов, примыкающих к полосе землеотвода;
  • угнетение растений выбросами в атмосферу строительной пыли и вредных загрязняющих веществ;
  • повышение рекреационной нагрузки на растительность;
  • неизбежное замусоривание обочин и прилежащих территорий;
  • повышение пожароопасности территории.

На пусковом комплексе № 4 находится 5 археологических памятников. Общая площадь выявленных объектов археологического наследия составляет 38 000 м2. Строительные работы на территории объектов археологического наследия, полностью попадающих в планируемую полосу постоянного отвода дороги, согласно ст.40, п.2 ФЗ-73 от 25 июня 2002 г., необходимо предварить спасательными научно-исследовательскими археологическими исследованиями (раскопками).

К таким объектам археологического наследия на пусковом комплексе №4: относится «курганный могильник XI-XIII вв. Морозово» (Раменский район). Площадь выявленного объекта археологического наследия составляет 350 м2.

На участках территории объектов археологического наследия, частично попадающих в планируемую полосу постоянного отвода дороги, строительные работы также необходимо предварить спасательными научно-исследовательскими археологическими исследованиями (раскопками). На пусковом комплексе №4 это:

- «Селище XIV-XVII вв. Петровское» (Раменский район). общая площадь раскопок 3000 м2;

- «Селище XII-XVI вв. Скрипино-1» (Раменский район) общая площадь раскопок 2500 м2.

Общая площадь территории, требующей проведения археологических раскопок, по пусковому комплексу №4 составляет 5850 м2».


«АНТИ ЦКАД» (По материалам ЗАКЛЮЧЕНИЯ РАЕН от 2012 г.)

Первого участка Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области от развязки с трассой М-4 Дон. Магистраль длиной более 520 км и шириной от 4 до 8 полос пройдет в 25-65 километрах от МКАД.

Строительство Центральной кольцевой было предусмотрено еще постановлением Правительства РФ от 2001 года, но путь от концепции до начала стройки занял долгие 13 лет. В честь этого события у будущей развязки ЦКАД с трассой М-4 «Дон» была заложена памятная капсула о начале строительства.


1-й участок 1-го пускового комплекса ЦКАД, км 96 - км 146. Он имеет длину 49,49 км и пройдет от развязки с М4 “Дон” до участка А-107 между Калужским и Киевским шоссе. На схеме ниже обозначен красным.

Как ни странно, открытая информация о ЦКАД неполна и противоречива. Попробуем свести воедино все, что достоверно известно на этот момент, и разберемся, зачем нужна эта дорога, в каком порядке будут строить участки ЦКАД, сколько будет стоить проезд и чтобы дальше будет происходить с трассами А-107 и А-108 ("малой бетонкой" и "большой бетонкой").

Какова будет длина ЦКАД и где посмотреть его схему прохождения?
Кажется, вопрос о длине ЦКАД элементарен. Но ответ не так прост: я встречал 5 вариантов в диапазоне от 520 до 530 км. Это связано с тем, что за годы согласований и проектирования проект претерпел несколько корректировок. В данный момент правильный ответ 529,02 км. Именно такая длина получится, если сложить длины всех пусковых комплексов.

Общая схема ЦКАД с наложением на местность выглядит так.

Тем, кто хочет посмотреть точнее, где пройдет трасса, оценить расстояние от дороги до какого-нибудь объекта, поможет наша карта дорожных строек , но пока там не весь ЦКАД. Еще советую схему Roads.ru с наложением на Яндекс-карту .

В каком порядке будут строить участки ЦКАД?
Начнем с терминологии. Почти все СМИ сейчас употребляют термин «участок» и пишут о «4-х участках до 2018 года». На самом деле ЦКАД разделена на 5 пусковых комплексов (ПК) или 10 участков .


Кроме того, есть небольшой соединительный участок между 3 ПК и 5 ПК длиной 5,3 км. Он не входит в пусковые комплексы ЦКАД и ГК «Автодор» строит его за собственные средства.

Далее, строительство ЦКАД разбито на 2 этапа . На первом этапе, до 2018 года построят 6 участков из 10, которые образуют кольцо длиной 338,35 км, практически дублирующее ММК. Ширина дороги будет в основном 4 полосы. На втором этапе, с 2020 по 2025 гг., построят остальные 4 участка длиной 190,67 км шириной 6 полос, а все построенное в рамках этапа 1 расширят с 4 до 6 полос (местами до 8).


Этапы строительства на анимированной схеме:

Основные технические параметры пусковых комплексов ЦКАД.

Все ли участки ЦКАД будут платными и сколько будет стоить проезд?
Платными будут все участки, кроме 5 ПК - реконструируемого участка трассы А-107, так называемого Звенигородского хода «малой бетонки. Планируется, что стоимость проезда по платным участкам для легковых машин будет 2,32 рубля за 1 км.

Какую пользу принесет ЦКАД?
Эффект от дороги трудно переоценить. Причем он будет колоссальным и для Москвы, и Московской области, и России в целом.

Москве ЦКАД поможет тем, что оттянет на себя часть транзитного и большегрузного потока с МКАД и обеспечит связность присоединенных территорий с Московской областью. Более того, это позволит избавить Москву от ее нынешней роли всероссийского грузо-распределительного центра, перехватив грузы для других регионах на дальних подступах с пересортировкой и отправкой по регионам. И то и другое - мощное средство борьбы с московскими пробками.

Московской области ЦКАД будет еще более полезна. Прежде всего, она разгрузить от транзита «малую бетонку» А-107 и западный участок «большой бетонки», а также «головные» участки радиальных магистралей между МКАД и ЦКАД. Далее, ЦКАД поможет решить одну из главных проблем Московской области и Москвы - нехватку рабочих мест в Подмосковье, из-за которой сотни тысяч жителей ежедневно участвуют в «маятниковой» миграции, ездя утром в столицу, вечером домой. По оценкам властей, ЦКАД позволит создать аж 200 тысяч новых рабочих мест ! Думается, эта оценка оправдана: дорога такого уровня неизбежно «притянет» не один десяток инвест-проектов, как производственных, так и логистических. И первые заявки, по словам губернатора Воробьева, уже поступили. Не будем забывать и об инфраструктуре дорожного сервиса: уже сейчас вдоль ЦКАД запланировано строительство 32 АЗС с минимаркетами и фастфуд-кафе, 30 многофункциональных АЗС с 22 кафе-ресторанами, 18 станций техобслуживания, 18 мотелей.


Что до России в целом, ЦКАД позволит сформировать хордовые дороги, которые станут частью четырех международных транспортных коридоров (МТК).

Вместе с уже проводимой и планируемой до 2020 г. реконструкцией главных федеральных трасс (М-4 «Дон, М-5 «Урал», М-7 «Волга», М-8 «Холмогоры», М-10 «Россия») все это позволит стране реализовать свой транзитный потенциал. Сейчас, смешно сказать, Россия зарабатывает на транзите 5% от того, что могли бы. И недополучает в бюджет страны, по оценке комитета Госдумы по транспорту, до 2,5 трлн. рублей в год . Развитие транзита - отличный способ возобновить экономический рост, создать сотни тысяч рабочих мест, привлечь дополнительные инвестиции в логистику и нефтепереработку. (Еще про транзитный потенциал РФ).

Но это еще не все. Эффект от магистрали, хоть и меньший, ожидается для экономик соседних областей - Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Тульской и Смоленской. Вырастет безопасность дорожного движения и скорость поездок, повысится мобильность людей. Будет ускорено и удешевлено перемещение грузов внутри страны, повысится конкурентоспособность любой российской продукции.

Как ни странно, снизится и уровень негативного воздействия на окружающую среду: ведь вредные выбросы при 5-10 км/ч в 4-10 раз выше, чем при скоростях 60-80 км/ч.


Зачем нужна новая трасса? Почему просто не реконструировать кольцевые А-107 или А-108?
Этот вариант рассматривался, но от него отказались по трем причинам.

Первая причина социальная. Обе эти дороги проходят через города и поселки. На А-107 длина «населенных» участков - более 40 км, бетонка проходит через Ногинск, Электросталь, Бронницы, Звенигород и другие, расстояние до застройки местами 5-30 м. При реконструкции до 6 полос пришлось бы либо строить массу обходов городов, либо выкупать множество собственности. Причем во втором варианте все равно осталось бы много недовольных - ведь выкупалась бы только сносимая собственность, а вовсе не дома всех нежелающих жить рядом с транзитной магистралью.

Вторая причина техническая. Чтобы магистраль стала привлекательной для транзита, она должна быть рассчитана на скорость 130-150 км/ч и иметь I техническую категорию . Это означает очень высокие требования к кривизне, продольным уклонам, ширине обочин, количеству примыканий и т.д. Но ни ММК, ни МБК этим требованиям не соответствуют даже близко! Реконструировать любую из них до категории I - значит полностью ее перестраивать, по сути снести старую дорогу и построить на ее месте новую.

Третья причина планировочно-градостроительная. Учитывая, что в Московской области плотность дорожной сети в 4-5 раз ниже, чем в европейских странах с аналогичной плотностью населения, куда лучше иметь 2 дороги, местную и транзитную, а не одну гибридную. При реконструкции ММК или МБК на «скоростной» трассе оказался бы и медленный местный, и быстрый транзитный трафик. По одной дороге по-прежнему ехали бы и трактора, и пассажирские автобусы, и местные «Газельки», и международные большегрузы. К тому же пришлось бы решать проблему тех сотен примыканий и перекрестков, которые есть на «бетонках» сейчас. И либо создавать местному трафику колоссальные перепробеги в десяток-другой километров, либо строить лишние десятки эстакадных разворотов и развязок. Именно по этой причине реконструируемый в рамках ЦКАД «Звенигородский ход» трассы А-107 будет шириной 4 полосы, на нем сохранят светофоры (хоть и построят несколько развязок), и он будет иметь лишь II техническую категорию.

В общем, выбранное решение, с моей точки зрения - оптимальное.

А что будет с «бетонками» и ж/д переездами на них?
Обе бетонки останутся бесплатными и будут использоваться преимущественно местным трафиком. А все ж/д переезды будут реконструированы, вместо них построят путепроводы. 2 путепровода в Алабине и в Белых столбах на А-107 уже достраиваются.

Строящийся путепровод на А-107 в Белых столбах (кликабельно)

Строящийся путепровод на А-108 в Алабине (кликабельно).

Еще 3 путепровода, в Львовском на А-107, в Шараповой охоте и Липитино на А-108 начнут строить в этом году. Сейчас идет подготовка к строительству.

Путепровод на А-107 в Львовском (кликабельно).

Путепровод на А-108 в Шараповой охоте (кликабельно).

На очереди переезды Голицыно и Юрово на Малом кольце, Дорохово - на Большом. Путепровод в Голицыне (Больших Вязёмах) построят до 2018 года по отдельному титулу одновременно с 5-м пусковым комплексом ЦКАД. По остальным двум адресам путепроводы тоже запланированы, сроки ввода от 2018 до 2020 года.

Спасибо госкомпании «Автодор» и форуму Roads.ru за предоставленную информацию. Если нашли ошибки в этой статье, напишите об этом, но только с надежным пруфлинком.

September 1st, 2014

В каком порядке будут строить участки ЦКАД?
Начнем с терминологии. Почти все СМИ сейчас употребляют термин «участок» и пишут о «4-х участках до 2018 года». На самом деле ЦКАД разделена на 5 пусковых комплексов (ПК) или 10 участков .


Кроме того, есть небольшой соединительный участок между 3 ПК и 5 ПК длиной 5,3 км. Он не входит в пусковые комплексы ЦКАД и ГК «Автодор» строит его за собственные средства.

Далее, строительство ЦКАД разбито на 2 этапа . На первом этапе, до 2018 года построят 6 участков из 10, которые образуют кольцо длиной 338,35 км, практически дублирующее ММК. Ширина дороги будет в основном 4 полосы. На втором этапе, с 2020 по 2025 гг., построят остальные 4 участка длиной 190,67 км шириной 6 полос, а все построенное в рамках этапа 1 расширят с 4 до 6 полос (местами до 8).


Этапы строительства на анимированной схеме:

Основные технические параметры пусковых комплексов ЦКАД.

Все ли участки ЦКАД будут платными и сколько будет стоить проезд?
Платными будут все участки, кроме 5 ПК - реконструируемого участка трассы А-107, так называемого Звенигородского хода «малой бетонки. Планируется, что стоимость проезда по платным участкам для легковых машин будет 2,32 рубля за 1 км.

Какую пользу принесет ЦКАД?
Эффект от дороги трудно переоценить. Причем он будет колоссальным и для Москвы, и Московской области, и России в целом.

Москве ЦКАД поможет тем, что оттянет на себя часть транзитного и большегрузного потока с МКАД и обеспечит связность присоединенных территорий с Московской областью. Более того, это позволит избавить Москву от ее нынешней роли всероссийского грузо-распределительного центра, перехватив грузы для других регионах на дальних подступах с пересортировкой и отправкой по регионам. И то и другое - мощное средство борьбы с московскими пробками.

Московской области ЦКАД будет еще более полезна. Прежде всего, она разгрузит от транзита «малую бетонку» А-107 и западный участок «большой бетонки», а также «головные» участки радиальных магистралей между МКАД и ЦКАД. Далее, ЦКАД поможет решить одну из главных проблем Московской области и Москвы - нехватку рабочих мест в Подмосковье, из-за которой сотни тысяч жителей ежедневно участвуют в «маятниковой» миграции, ездя утром в столицу, вечером домой. По оценкам властей, ЦКАД позволит создать аж 200 тысяч новых рабочих мест ! Думается, эта оценка оправдана: дорога такого уровня неизбежно «притянет» не один десяток инвест-проектов, как производственных, так и логистических. И первые заявки, по словам губернатора Воробьева, уже поступили. Не будем забывать и об инфраструктуре дорожного сервиса: уже сейчас вдоль ЦКАД запланировано строительство 32 АЗС с минимаркетами и фастфуд-кафе, 30 многофункциональных АЗС с 22 кафе-ресторанами, 18 станций техобслуживания, 18 мотелей.


Что до России в целом, ЦКАД позволит сформировать хордовые дороги, которые станут частью четырех международных транспортных коридоров (МТК).

Вместе с уже проводимой и планируемой до 2020 г. реконструкцией главных федеральных трасс (М-4 «Дон, М-5 «Урал», М-7 «Волга», М-8 «Холмогоры», М-10 «Россия») все это позволит стране реализовать свой транзитный потенциал. Сейчас, смешно сказать, Россия зарабатывает на транзите 5% от того, что могли бы. И недополучает в бюджет страны, по оценке комитета Госдумы по транспорту, до 2,5 трлн. рублей в год . Развитие транзита - отличный способ возобновить экономический рост, создать сотни тысяч рабочих мест, привлечь дополнительные инвестиции в логистику и нефтепереработку. (Еще про транзитный потенциал РФ).

Но это еще не все. Эффект от магистрали, хоть и меньший, ожидается для экономик соседних областей - Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Тульской и Смоленской. Вырастет безопасность дорожного движения и скорость поездок, повысится мобильность людей. Будет ускорено и удешевлено перемещение грузов внутри страны, повысится конкурентоспособность любой российской продукции.

Как ни странно, снизится и уровень негативного воздействия на окружающую среду: ведь вредные выбросы при 5-10 км/ч в 4-10 раз выше, чем при скоростях 60-80 км/ч.


Зачем нужна новая трасса? Почему просто не реконструировать кольцевые А-107 или А-108?
Этот вариант рассматривался, но от него отказались по трем причинам.

Первая причина социальная. Обе эти дороги проходят через города и поселки. На А-107 длина «населенных» участков - более 40 км, бетонка проходит через Ногинск, Электросталь, Бронницы, Звенигород и другие, расстояние до застройки местами 5-30 м. При реконструкции до 6 полос пришлось бы либо строить массу обходов городов, либо выкупать множество собственности. Причем во втором варианте все равно осталось бы много недовольных - ведь выкупалась бы только сносимая собственность, а вовсе не дома всех нежелающих жить рядом с транзитной магистралью.

Вторая причина техническая. Чтобы магистраль стала привлекательной для транзита, она должна быть рассчитана на скорость 130-150 км/ч и иметь I техническую категорию . Это означает очень высокие требования к кривизне, продольным уклонам, ширине обочин, количеству примыканий и т.д. Но ни ММК, ни МБК этим требованиям не соответствуют даже близко! Реконструировать любую из них до категории I - значит полностью ее перестраивать, по сути снести старую дорогу и построить на ее месте новую.

Третья причина планировочно-градостроительная. Учитывая, что в Московской области плотность дорожной сети в 4-5 раз ниже, чем в европейских странах с аналогичной плотностью населения, куда лучше иметь 2 дороги, местную и транзитную, а не одну гибридную. При реконструкции ММК или МБК на «скоростной» трассе оказался бы и медленный местный, и быстрый транзитный трафик. По одной дороге по-прежнему ехали бы и трактора, и пассажирские автобусы, и местные «Газельки», и международные большегрузы. К тому же пришлось бы решать проблему тех сотен примыканий и перекрестков, которые есть на «бетонках» сейчас. И либо создавать местному трафику колоссальные перепробеги в десяток-другой километров, либо строить лишние десятки эстакадных разворотов и развязок. Именно по этой причине реконструируемый в рамках ЦКАД «Звенигородский ход» трассы А-107 будет шириной 4 полосы, на нем сохранят светофоры (хоть и построят несколько развязок), и он будет иметь лишь II техническую категорию.

В общем, выбранное решение, с моей точки зрения - оптимальное.

А что будет с «бетонками» и ж/д переездами на них?
Обе бетонки останутся бесплатными и будут использоваться преимущественно местным трафиком. А все ж/д переезды будут реконструированы, вместо них построят путепроводы. 2 путепровода в Алабине и в Белых столбах на А-107 уже достраиваются.

Строящийся путепровод на А-107 в Белых столбах (кликабельно)

Строящийся путепровод на А-107 в Алабине (кликабельно).

Еще 3 путепровода, в Львовском на А-107, в Шараповой охоте и Липитино на А-108 начнут строить в этом году. Сейчас идет подготовка к строительству.

Путепровод на А-107 в Львовском (кликабельно).

Путепровод на А-108 в Шараповой охоте (кликабельно).

На очереди переезды Голицыно и Юрово на Малом кольце, Дорохово - на Большом. Путепровод в Голицыне (Больших Вязёмах) построят до 2018 года по отдельному титулу одновременно с 5-м пусковым комплексом ЦКАД. По остальным двум адресам путепроводы тоже запланированы, сроки ввода от 2018 до 2020 года.

Спасибо госкомпании «Автодор» и форуму Roads.ru за предоставленную информацию. Если нашли ошибки в этой статье, напишите об этом, но только с надежным пруфлинком.

Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» («Автодор») осуществляется проектирование и строительство Четвертого пускового комплекса (ПК № 4) Центральной кольцевой автомобильной дороги А-113 (ЦКАД) протяженностью 96,5 км., проходящего по территории Ногинского, Павлово-Посадского, Воскресенского, Раменского районов Московской области, а также Электростали и Домодедово.

Завершение работ на Раменском участке трассы ПК № 4 планируется в 2018 году. Автодором представлена схема прохождения трассы ЦКАД и развязок в местах ее пересечения с автомобильными и железными дорогами, населенными пунктами, водными акваториями и лесными массивами на территории Раменского района Московской области.

Финансирование проектирования и строительства осуществляется за счет субсидий федерального бюджета, средств Фонда национального благосостояния РФ и внебюджетных источников финансирования.



Общероссийской общественной организацией «Российская академия естественных наук» (РАЕН) в 2012 г. представлено ЗАКЛЮЧЕНИЕ общественной экологической экспертизы проекта «Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области (с последующей эксплуатацией на платной основе). Пусковой комплекс № 4».

ЗАКЛЮЧЕНИЕМ РАЕН от 2012 г. общественной экологической экспертизы проекта ПК № 4 ЦКАД отмечены все негативные последствия для окружающей среды, в том числе строительство и последующая эксплуатация дорожного объекта значительно ухудшит экологическую обстановку в населенных пунктах, примыкающих к ЦКАД:

«Общественная экологическая экспертиза проекта «Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) Московской области (с последующей эксплуатацией на платной основе). Пусковой комплекс № 4» проводится в соответствии с решением Комитета по общественному экологическому контролю Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (протокол №3 от 30 марта 2011 г.) (далее Комитет).

В соответствии с данным решением с привлечением членов Комитета должна быть проведена общественная независимая экологическая экспертиза проекта строительства участков ЦКАД.

Эта необходимость диктуется тем, что сформированная ранее и существовавшая до 2006 года система комплексной оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), включая процедуру государственной экологической экспертизы кардинально трансформировалась и упростилась. Для проектов автомобильных дорог это обстоятельство является очень чувствительным и значимым обстоятельством с разных точек зрения: экологической (растет нагрузка на окружающую среду в связи с ростом автомобилизации), экономической (становятся значимыми затраты на реализацию средозащитных мероприятий), социальной (изменяется привычный образ жизни, менталитет населения), ибо автомобильная дорога при своем строительстве и эксплуатации гармонично (или не очень) вписывается в природную среду, потребляет в значительных объемах природные ресурсы, трансформирует социальную среду и качество жизни людей.

Согласно мировой практике (Всемирный банк, ЕБРР) процедура ОВОС предполагает рассмотрение последствий влияния намечаемого проекта дорожного строительства на все охраняемые ресурсы, т.е. на:

истощение и пригодность природных ресурсов (ресурсо - и энергосбережение, загрязнение воздуха, воды, почвы, биоты);

растительный и животный мир;

продуктивность природной среды;

материальные ценности и культурное наследие;

облик ландшафта, его пригодность и функционирование в качестве зоны отдыха.

Главными задачами общественной экологической экспертизы являются:

Установление наличия, степени влияния и последствий намечаемого проекта дорожного строительства на указанные выше охраняемые ресурсы;

Стимулирование проектировщиков, строителей, работников дорожноэксплуатационных служб на внедрение инновационных энерго- и ресурсосберегающих технологий в дорожном хозяйстве, обеспечивающих минимизацию негативного влияния дорожной деятельности на окружающую природную и социальную среду;

Повышение инвестиционной привлекательности дорожной деятельности для развития разных форм государственно-частного партнерства с отечественными и иностранными инвесторами.

Проектируемый четвертый пусковой комплекс пересекает наиболее освоенные районы Московской области в непосредственной близости от следующих населенных пунктов: Субботино, Криулино, Фрязевский, Степаново, Фрязево, Кошерово, Фенино, Юрово, Петровское, Федино, Вохринка, Меньшово, Панино, Образцово, Артемьево. Залеснность коридора трассы составляет 70%. Проектируемая автодорога пересекает множество рек и мелких водотоков. Это реки Солонога, Ходца, Вохонка, Гжелка, Дорка, Москва, Отра, Гнилуша и их притоки. На данных участках дорога проходит через поймы и надпойменные террасы вышеперечисленных рек.



На стадии обоснования инвестиций предполагалось, что ЦКАД будет строиться, преимущественно опираясь на существующее Московское малое кольцо. При этом в пределах ПК №4 проектируемая трасса ЦКАД должна была проходить по территории ряда городов: Бронницы, Электросталь, Ногинск. Однако увеличение числа полос и интенсивности движения привело бы к: ухудшению экологического состояния окружающей среды населенных пунктов; увеличению сноса жилых домов, а также сноса домов в коттеджных поселках и, как следствие, удорожанию проекта. Наиболее сложная обстановка в г. Ногинске – наблюдалась бы на протяжении 7,8 км, а в г. Электросталь - 7,7 км.

В целях минимизации негативного влияния на состояние окружающей среды и здоровье населения, а также оптимизации затрат на строительство было принято решение вести строительство трассы в обход этих крупных городов, ряда населенных пунктов и садовых товариществ (варианты по каждому участку трассы приведены в материалах). В результате количество населенных пунктов, попадающих в зону шумового воздействия трассы, сократилось с 74 до 38, а общая протяженность шумозащитных экранов уменьшилась с 70,6 км до 28 км. В зоне акустического влияния ЦКАД в пределах ПК № 4 останется около 40 населенных пунктов, относящихся в основном к дачным участкам и коттеджным поселкам, в которых население не проживает постоянно.

Четвертый пусковой комплекс начинается в Ногинском районе в 2-х км севернее автодороги М-7 «Волга» (Москва-Нижний Новгород). На территории района трасса пересекает или проходит вблизи следующих населенных пунктов: г. Электросталь (трасса пересекает юго-восточные окраины города); д. Затишье (трасса пересекает деревню); с. Богослово (примыкает к трассе с востока); д. Елизаветино (в 125 м к востоку от трассы); п. Фрязево (примыкает к трассе с запада); д. Всеволодово (примыкает к трассе с востока); д. Степаново (в 100 м к востоку от трассы).

В Павлово-Посадском муниципальном районе в зоне прохождения трассы находятся два сельских населенных пункта: д. Субботино (в 375 м к западу от трассы), д. Криулино (в 500 м к юго-востоку от трассы).

На территории Воскресенского и Раменского районов трасса пересекает или проходит вблизи следующих населенных пунктов: г. Бронницы (в 1500 м к западу от трассы); д. Григорово (север района - в 450 м к востоку от трассы); д. Захарово (в 750 м к востоку от трассы); д. Обухово (примыкает к трассе с востока); д. Фенино (примыкает к трассе с востока); д. Пласкинино (в 500 м к востоку от трассы); пос. Машиностроитель (в 375 м к северозападу от трассы); д. Петровское (примыкает к трассе с запада и востока); д. Бояркино (в 650 м к западу от трассы); д. Торопово (примыкает к трассе с востока); д. Борщева (в 880 м к северо-западу от трассы); д. Кошерово (примыкает к трассе с востока); с. Гжель (в 750 м к западу от трассы); с. Малышево (в 825 м к западу от трассы); д. Морозово (в 175 м к юговостоку от трассы); д. Рыблово (в 875 м к востоку от трассы); д. Лубнинка (в 700 м к северозападу от трассы); д. Григорово (юг района - примыкает к трассе с юга); д. Заворово (примыкает к трассе с юга); с. Толмачево (примыкает к трассе с севера); д. Коробово (в южном секторе транспортного коридора); пос. Ганусово (примыкает к трассе с севера); д. Юрово (в 950 м к западу от трассы); д. Косякино (в 750 м к югу от трассы); д. Соколово-Хомьяново (в 750 м к югу от трассы); д. Рылеево (трасса пересекает северо-западные окраины деревни).


Пусковой комплекс № 4 ЦКАД в Городском округе Домодедово простирается от границ Раменского района до автодороги М-4 «Дон» (Москва – Кашира). На территории округа трасса пересекает или проходит вблизи следующих населенных пунктов: г. Домодедово (трасса пересекает город - 9 км2 находится в зоне влияния); д. Скрипино (в 175 м к северу от трассы); д. Мотякино (в 450 м к северу от трассы); д. Базулино (в 200 м к северу от трассы); д. Бурхино (в 375 м к югу от трассы); пос. Красный путь (в 500 м к югу от трассы); д. Кутузово (в 1250 м к северу от трассы); д. Образцово (в 200 м к югу от трассы); д. Житнево (в 200 м к югу от трассы); д. Проводы (примыкает к трассе с севера); д. Артемьево (в 500 м к югу от трассы); д. Михеево (в 500 м к северу от трассы); д. Шубино (в 175 м к северу от трассы).

Так как Малое московское кольцо проходит через ООПТ государственный природный заказник «Широколиственные и хвойно-широколиственные леса правобережья реки Клязьма» (Ногинский район), в первоначальном варианте проектируемая трасса ЦКАД также проходила через вышеуказанную ООПТ, но в марте 2010 года произведена корректировка территории заказника и трасса дороги выведена из нее.

Всего на пусковом комплексе №4 на 1-ой очереди строительства предусмотрено строительство 63 круглых и прямоугольных водопропускных труб в пониженных местах рельефа общим протяжением 3641,67 п.м. С целью уменьшения количества очистных сооружений, устраиваемых для очистки воды с проезжей части, проектом предусмотрено устройство 67 перепускных круглых труб диаметром 1 м и 1,5 м общим протяжением 3222,88 п.м для пропуска воды под проезжей частью из кюветов, расположенных по другую сторону земляного полотна.

На рассматриваемом участке дороги предусмотрено разместить 179 локальных очистных сооружений ливневых стоков: габионных фильтровальных сооружений, накопительного и проточного типов; для защиты ближайших жилых территорий от шума устанавливаются 80 акустических экранов, общей протяженностью 28800 м и высотой от 3 до 6 м, площадь которых составляет - 115250 м2.

Перспективные размеры движения на ЦКАД определены на основе показателей среднегодового прироста интенсивности движения на сети автомобильных дорог Московской области (3,5…4,5% ежегодного прироста в 50-ти километровой зоне от МКАД); увеличения парка подвижного состава (9,8% ежегодного прироста за последние 10 лет); динамики численности и подвижности населения и прогноза социально-экономического развития региона с учетом создания условий формирования в зоне ЦКАД современной интермодальной инфраструктуры.

Среднегодовой прирост интенсивности движения в коридоре ЦКАД – ММК/МБК за период 2009 – 2030 г.г. составит 6,9%. К расчетному 2030 г. интенсивность движения по платным участкам ЦКАД будет колебаться от 63,3 тыс. авт./сутки до 34,2 тыс. авт./сутки. Средняя интенсивность движения по ЦКАД в расчетном году составит 49,8 тыс. авт./сутки. Средний состав движения: грузовые автомобили – 35%; легковые автомобили – 64-65%; автобусы – 1%.

Проектом предусмотрена автоматическая система управления дорожным движением (АСУДД), которая выполняет управляющие, информационные и вспомогательные функции.

Разработаны необходимые решения по переносу и переустройству коммуникаций (линий связи, линий электропередач, магистральных газопроводов, распределительных газопровода, нефтепродуктопроводов, продуктопроводов, наружных сетей водоснабжения, наружных сетей канализации, линейные сети и объекты железных дорог) в 262 местах.

Потребности строительства в земельных ресурсах по 8-му участку строительства составят 924,34 га, из них под постоянное использование планируется приобрести 750,11 га. В состав отчуждаемых во временное пользование земель войдут: 105,66 га под коммуникации, 68,14 га под стройплощадки и 0,44 га под сносимые здания и сооружения.

При этом под временные сооружения 84,51 га земель лесного фонда, 66,56 га земель сельскохозяйственного назначения и 1,14 га садоводческих объединений. По 9-му участку строительства ориентировочные потребности в земельных ресурсах составят 463,37 га, из них под постоянное пользование планируется приобрести 399,63 га, под временное пользование: 11,63 га земель лесного фонда, 34,64 га земель сельскохозяйственного назначения и 0,08 га садоводческих объединений. В состав отчуждаемых во временное пользование земель войдут: 44,27 га под коммуникации, 19,29 га под стройплощадки и 0,18 га под сносимые здания и сооружения.


В ходе проведения инженерно-экологических изысканий выполнены следующие виды работ:

Сбор имеющихся литературных и фондовых материалов об экологическом состоянии природной среды вдоль трассы и прилегающей территории, поиск объектованалогов.

Рекогносцировочное обследование территории вдоль трассы.

Бурение разведочных скважин и геофизические исследования.

Геоэкологическое опробование компонент ОС (атмосферного воздуха, почв, грунтов, поверхностных и подземных вод).

Оценка радиационной обстановки.

Исследование вредных физических воздействий.

Оценка состояния животного мира и растительного покрова.

Исследование социально-экономической и медико-демографической обстановки, работу с населением.

Исследование памятников истории, культуры, археологии.

Камеральная обработка материалов, составление отчета, серии карт фактического материала и покомпонентных карт (схем) обследованной территории.

Номенклатура и объем выполненных инженерно-экологических изысканий в ряде моментов не совпадают с утвержденным техническим заданием (Программой) инженерноэкологических изысканий.

Однако Заказчик, Главгосэкспертиза эти отклонения от ТЗ сочли допустимыми и обоснованными.

В соответствии с техническим заданием Исполнитель должен был:

Представить акустическую характеристику автотранспортных потоков по существующей трассе А-107 и А-108 и пересекаемых ими транспортных магистралей;

Дать суммарную оценку существующего акустического состояния окружающей среды по материалам натурных наблюдений и расчетным данным;

Определение зоны акустического дискомфорта в соответствии с санитарногигиеническими требованиями от существующих транспортных потоков;

Построить шумовую карту территории влияния трасс А-107 и А-108.

Расчетные оценки уровня шума проводились по известным упрощенным методикам.

Натурные измерения (17 точек) проводились с целью определения уровня транспортного шума, вибраций, электромагнитных полей.

Зона акустического дискомфорта, создаваемая при движении автотранспорта по существующей дорожной сети, изменяется от 360 м (участки окружной дороги с ограничением скорости движения) до 595 м (участки окружной дороги с преобладанием в потоке большегрузного транспорта). В 32 населенных пунктах, расположенных вдоль трассы ММК, уровни шума превышают санитарно-допустимые нормы на 1,0…24,1 дБА . Вдоль трассы существующей ММК уровень вибрации, измеренный в тех же точках, изменяется от 63 дБ до 67 дБ. Зона вибрационного воздействия изменяется от 10 м до 18 м в каждую сторону от оси крайней полосы движения автотранспорта.

Зоны электромагнитного влияния от высоковольтных линий электропередач изменяются от 20 м до 30 м в каждую сторону от проекции крайнего провода ЛЭП на земную поверхность.

Таким образом, результаты оценок показали необходимость разработки комплекса шумозащитных мероприятий при строительстве и эксплуатации дороги.

Характеристика растительности, животного мира, современное состояние ихтиофауны Раздел выполнен профессионально, в полном объеме согласно ТЗ и содержит необходимую и исчерпывающую информацию для обоснования мероприятий по инженерной защите растительного и животного мира. Строгое соблюдение границ землеотвода является основным мероприятием, уменьшающим урон от этого вида воздействия.

В то же время, на правом берегу р. Клязьмы, к югу от Горьковского шоссе линия трассы проходит непосредственно через участки условнокоренных широколиственных и широколиственно-еловых лесов высокой степени сохранности. Такие леса обладают высоким природоохранным значением. Их уничтожение нанесет существенный ущерб растительному покрову региона. Сохранение этих сообществ и приуроченных к ним популяций редких видов растений является приоритетным направлением программы мероприятий по ООС, реализуемой в рамках строительства и эксплуатации ЦКАД.

При строительстве трассы ЦКАД происходит:

  • полное уничтожение растительных сообществ в полосе землеотвода, утрата лесных и пастбищных ресурсов;
  • утрата отдельных экземпляров редких и исчезающих видов растений, в том числе занесенных в Красные Книги РФ и региона;
  • сокращение ресурсов полезных видов растений;
  • повреждение растительности на границе со строительными площадками и подъездными дорогами, временное снижение продуктивности лесных и пастбищных ресурсов;
  • угнетение растений выбросами в атмосферу строительной пыли и вредных загрязняющих веществ;
  • изменение гидрорежима в долинах и лощинах водотоков, связанное с подпруживанием последних, приводящим к подтоплению и заболачиванию вышележащих территорий;
  • существенное усиление ветрового воздействия на кромки леса, окружающие открытое пространство трассы, и связанная с ним активизация буреломных и ветровальных нарушений;
  • нарушения растительного покрова как следствие активизации эрозионных процессов в зоне строительства магистрали;
  • повышение пожароопасности территории;
  • трансформация фауны территории, нарушающая нормальное функционирование экосистемы и, следственно, фитоценоза;
  • формирование рудеральных растительных сообществ по обочинам трассы, на техногенных почвенных обнажениях и т.д.

При эксплуатации ЦКАД могут происходить:

  • сукцессионные изменения растительных сообществ в случае активизации экзогенных геологических процессов и изменения гидрологического режима местообитаний, вызванных строительством;
  • снижение ветроустойчивости древостоев вдоль опушек лесных выделов, примыкающих к полосе землеотвода;
  • угнетение растений выбросами в атмосферу строительной пыли и вредных загрязняющих веществ;
  • повышение рекреационной нагрузки на растительность;
  • неизбежное замусоривание обочин и прилежащих территорий;
  • повышение пожароопасности территории.

На пусковом комплексе № 4 находится 5 археологических памятников. Общая площадь выявленных объектов археологического наследия составляет 38 000 м2. Строительные работы на территории объектов археологического наследия, полностью попадающих в планируемую полосу постоянного отвода дороги, согласно ст.40, п.2 ФЗ-73 от 25 июня 2002 г., необходимо предварить спасательными научно-исследовательскими археологическими исследованиями (раскопками).

К таким объектам археологического наследия на пусковом комплексе №4: относится «курганный могильник XI-XIII вв. Морозово» (Раменский район). Площадь выявленного объекта археологического наследия составляет 350 м2.

На участках территории объектов археологического наследия, частично попадающих в планируемую полосу постоянного отвода дороги, строительные работы также необходимо предварить спасательными научно-исследовательскими археологическими исследованиями (раскопками). На пусковом комплексе №4 это:

- «Селище XIV-XVII вв. Петровское» (Раменский район). общая площадь раскопок 3000 м2;

- «Селище XII-XVI вв. Скрипино-1» (Раменский район) общая площадь раскопок 2500 м2.

Общая площадь территории, требующей проведения археологических раскопок, по пусковому комплексу №4 составляет 5850 м2».


«АНТИ ЦКАД» (По материалам ЗАКЛЮЧЕНИЯ РАЕН от 2012 г.)

По сообщению РИА Новости. Президент РФ Дмитрий Медведев поручил обеспечить начало строительства с 2014 года платного участка Центральной кольцевой автомобильной дороги (в на территории "Большой Москвы".
Президент поручил государственной компании "Российские автомобильные дороги" с участием правительства Москвы и правительства Московской области к 1 декабря 2012 года завершить проектирование участка Центральной кольцевой автомобильной дороги, который предусматривается эксплуатировать на платной основе, на территории, присоединяемой к Москве, а к 1 января 2014 года - начало строительства этого участка.
Трасса пройдет по территории Подмосковья в 50 километрах от МКАД. Протяженность дороги составит 521 километр; запланировано 34 развязки, 278 мостов, путепроводов, эстакад. Количество полос - 4-8, расчетная скорость движения - 80-140 километров в час.
Магистраль разбита на пять пусковых комплексов:
1. В районе Малого Московского кольца от трассы М-4 "Дон" до трассы М-1 "Беларусь" в районе Большого Московского кольца;
2. В районе Большого Московского кольца от трассы М-1 "Беларусь" до скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург;
3. В районе Малого Московского кольца от скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург до трассы М-7 "Волга";
4. В районе Малого Московского кольца от трассы М-7 "Волга" до трассы М-4 "Дон";
5. В районе Малого Московского кольца от трассы М-3 "Украина" до скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург. Протяженность первого участка - 113,45 километра, второго участка - 117,86 километра, третьего - 104,65 километра, четвертого - 95,7 километра, пятого - 89,97 километра.
Значение ЦКАД как ключевого элемента логистической системы московского региона обусловливает строительство крупнейших многофункциональных транспортно-логистических центров. Многофункциональные транспортно-логистические центры вблизи ЦКАД располагаются в узлах транспортной сети на пересечении магистральных путей сообщения. Размещение объектов логистики увязано с размещением объектов дорожного сервиса.
Инфраструктура объектов дорожного сервиса ЦКАД включает: 32 автозаправочные станции с минимаркетами и фастфуд-кафе, 18 станций технического обслуживания для легкового и грузового автомобильного транспорта, 18 мотелей, 22 кафе-ресторана в составе 30 многофункциональных автозаправочных комплексов.

План реконструкция Центральной Кольцевой Автомобильной Дороги


Коттеджный поселок Жуковка - настоящая жемчужина среди коттеджных поселков Подмосковья.

Основные характеристики трассы после окончания реконструкции.

Общая протяженность

521 км

Количество полос движения

4 - 8

Расчетная скорость движения

80 - 140 км/ч

Количество развязок

Мосты, путепроводы, эстакады



Похожие статьи