Дискреционная и недискреционная налогово бюджетная политика. Дискреционная, недискреционная фискальная политика. Дискреционная и недискреционная фискальная политика

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

  • 1) стабильного экономического роста;
  • 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
  • 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика - это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

  • 1) государственные закупки;
  • 2) налоги;
  • 3) трансферты.

Различают фискальную политику дискреционную и (недискреционную ).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. инфляция дефицит фискальный налог

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

  • 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);
  • 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);
  • 3) пособия по безработице;
  • 4) пособия по бедности.

При дискреционной финансовой политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения государственных расходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

При недискреционной финансовой политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

Встроенный (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

В качестве встроенных стабилизаторов обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице). Эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит - дефицит госбюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности.

Циклический излишек - излишек госбюджета, вызванный автоматическим увеличением налоговых поступлений и уменьшением государственных трансфертов на фоне подъема деловой активности.

Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета

  • 1. Монетизация бюджетного дефицита;
  • 2. Внешнее долговое финансирование;
  • 3. Внутреннее долговое финансирование.

В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.

В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.

При этом, чем более открытой является переходная экономика и чем более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие на платежный баланс.

Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:

  • · Удается организовать концессионное финансирование;
  • · На внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;
  • · Торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;
  • · Первоначальные размеры внешнего долга незначительны;

Первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в нацбанке. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции.

Таким образом, дефицит бюджета возникает, когда ежегодные расходы бюджета превышают его ежегодные доходы. Для финансирования дефицита используют три основных способа: монетизация, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Каждый из способов несет в себе определенные положительные и негативные моменты.

  • 10.Кейнсианская теория потребления. Функции потребления и сбережений. Факторы, влияющие на потребление и сбережение.
  • 11.Альтернативные теории потребления.53
  • 12.Инвестиции: типы, функции и факторы, определяющие объем инвестиций. Мультипликатор и акселератор инвестиций.
  • 14.Равновесие и ввп в условиях полной занятости. Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы.
  • 15.Взаимосвязь модели ad-as и кейнсианской модели совокупных доходов и совокупных расходов.
  • 17.Равновесие денежного рынка Кривая «предпочтение ликвидности - денежная масса» (lm). Интерпретация наклона и сдвигов кривой lm.118
  • 18. Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков (is-lm)
  • 19.Модель is-lm и построение кривой совокупного спроса. Взаимосвязь моделей is-lm и ad-as.131?
  • 20. Цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой политики. Фискальная экспансия и фискальная рестрикция.
  • 21.Дискреционная и недискреционная фискальная политика.
  • 22.Мультипликаторы государственных расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета.
  • 23.Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Виды бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита.
  • 24.Государственный долг и регулирование государственного долга.
  • 25.Использование модели is–lm для анализа фискальной политики. Эффективность фискальной политики и бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.
  • 26.Понятие и цели денежно-кредитной политики
  • 27.Создание банковской системой «новых денег». Норма обязательных резервов и банковский мультипликатор. Денежная база и денежный мультипликатор.
  • 28.Инструменты денежно-кредитной политики.
  • 29.Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Жесткая, мягкая и эластичная денежно-кредитная политика. Политика «дешевых» и «дорогих» денег.
  • 31.Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.
  • 32.Взаимосвязь безработицы и инфляции в краткосрочном периоде. Кривая Филлипса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция.
  • 33.Монетаризм. Основное уравнение монетаризма. Денежное правило.
  • 34.Теория рациональных ожиданий. Кривая Филлипса в теории рациональных ожиданий.
  • 35.Экономическая политика стимулирования совокупного предложения и кривая Лаффера.
  • 36.Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты.
  • 37.Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республики Беларусь.
  • 38.Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
  • 39.Открытая экономика и её основные взаимосвязи.
  • 40.Понятие и модели внутреннего и внешнего равновесия
  • 41.Применения модели «совокупные доходы – совокупные расходы» для анализа открытой экономики: мультипликатор малой открытой экономики.
  • 42.Модель Манделла-Флеминга (модель is-lm-bp)
  • 44.Макроэкономическая политика при фиксированном и плавающем валютном курсе в условиях различной мобильности капитала.
  • 45.Деловые циклы и экономический рост.
  • 46.Показатели и факторы экономического роста.
  • 47.Неокейнсианские теории экономического роста. (Модели е.Домара, р.Харрода).
  • 48.Неоклассические теории экономического роста. Производственная функция Кобба-Дугласа.
  • 49. Модель р.Солоу и «Золотое правило» э.Фелпса.
  • 50 Политика экономического роста, ее направления и методы. Политика экономического роста в Республике Беларусь.
  • 51.Социальная политика государства: содержание, направления, принципы, уровни.
  • 52.Показатели результативности социальной политики (уровень и качество жизни, минимальный потребительский бюджет, бюджет прожиточного минимума и др.).
  • 53.Доходы населения. Номинальные и реальные доходы и факторы, определяющие их.
  • 54.Проблемы неравенства в распределении доходов. Проблема бедности. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
  • 55.Механизм и основные направления социальной защиты. Социальная политика в Республике Беларусь.
  • 57.Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в отдельных странах.
  • 58.Основные направления рыночных преобразований.
  • 21.Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

    Дискреционная фискальная политика - целенаправленноеизменение величин государственных расходов, налогов исальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темповинфляции исостояния платежного баланса .

    Важная составляющая фискальной политики - из­менение государственных расходов, которые оказыва­ют влияние на совокупный спрос, аналогичное инвести­циям, и, подобно инвестициям, обладают мультипли­кационным эффектом. Мультипликатор государственных закупок товаров и услуг показывает изменение объема выпуска (дохода) в результате изменения расходов государства. Изменение государственных расходов, так же, как из­менение частных инвестиций, служит толчком, про­буждающим процесс мультипликации национального дохода. Увеличивая рас­ходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает цикличность развития экономики, добивается более плавного роста объема национального выпуска.

    Одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем национального дохода введение автономного (аккордного) налога - налога, имеющего строго заданную сумму, величина которой остается постоянной при изменении совокупного дохода.

    Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или станок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

    Недискреционная фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечиваю­щих естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла посредством автоматического изменения величин государственных расходов, нало­гов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недис­креционная фискальная политика реализуется посред­ством изменений в уровнях налоговых поступлений и государственных расходов, не зависящих от принятия решений государственными органами.

    Встроенный (автоматический) стабилизатор - это экономический механизм, автоматически реагирую­щий на изменения экономической конъюнктуры. К встроенным стабилизаторам относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для смягчения реакции экономики на изменения выпуска товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.

    Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

    Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не способна их устранить. Следует отметить, что чем выше ставки налогов и величина трансфертных платежей, тем действеннее недискреционная политика.

    22.Мультипликаторы государственных расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета.

    Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ВНП к изменению объёма государственных расходов.

    Мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения государственных расходов на единицу:m G =1/(1-MPC) МРС – пред.скл.к потребл.

    Налоговый мультипликатор - равен соотношению изменения равновесного выпуска(дохода) в результате изменения налоговых поступлений в бюджет.

    Модель налогового мультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной системе налогообложения имеет вид:m t = -МРС/(1-МРС)

    Изменение налогов оказывает меньшее влияние ва величину совокупных расходов, а следовательно, и на объем национального дохода, поскольку рост налогов частично компенсируется сокращением совокупных расходов, а частично - уменьшением сбережений, в то время как изменения государственных закупок влия­ют только на совокупные расходы. Поэтому мульти­пликатор налогов меньше мультипликатора государ­ственных расходов.

    Мультипликатор сбалансированного бюджета - равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов; числен­ный коэффициент, равный единице.

    Мультипликатор трансфертов - это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов, но имеет противоположный знак. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) - прямое.

    Сущность фискальной политики заключается в мероприятиях правительства по изменению государственных расходов и налогообложения с целью достижения устойчивых темпов нового качества экономического роста в условиях полной занятости и стабильности уровня цен. Инструментами налоговобюджетной политики выступают государственные расходы и налоги. Различают экспансионистскую (стимулирующую) и рестриктивную (сдерживающую) фискальную политику.

    Экспансионистская фискальная политика предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов либо сочетание этих мер. Краткосрочный эффект данной политики заключается в преодолении циклического спада производства. Долгосрочный результат может состоять в оживлении инвестиционной активности фирм и устойчивом росте совокупного предложения.

    Рестриктивная фискальная политика предполагает сокращение государственных расходов, увеличение налогов либо сочетание этих мер. Краткосрочный эффект в рассматриваемом случае состоит в определенной нейтрализации факторов

    инфляции со стороны совокупного спроса ценой сокращения занятости и даже возможного спада производства. Долгосрочный результат может состоять в стагфляции, что наиболее отчетливо демонстрирует российская экономика переходного периода.

    Государство проводит как дискреционную, так и недискреционную фискальную политику. Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами с целью изменения уровня занятости, контроля над инфляцией и ускорения нового качества экономического роста. Теоретическим обоснованием необходимости и возможности дискреционной фискальной политики является кейнсианское положение о том, что товарный рынок может находиться в равновесии в ситуациях, когда доход или выпуск выше либо ниже уровней, соответствующих полной занятости.

    Главная задача дискреционной фискальной политики состоит в противодействии циклическим изменениям совокупного спроса и дохода. Поэтому в обычной ситуации эта политика должна приводить к дефициту государственного бюджета в период спада и к профициту бюджета в период бурного экономического подъема . Основными инструментами дискреционной налогово-бюджетной политики считаются государственные программы капиталовложений, проекты по трудоустройству населения, временные изменения ставок налогообложения.

    Недискреционная фискальная политика представляет собой автоматическое изменение величины правительственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний дохода. Современная налогово-бюджетная система имеет свойство автоматической стабильности, под которой понимается механизм, позволяю-

    щий уменьшать амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска без дискреционных решений правительства. В качестве автоматических, или “встроенных стабилизаторов”, обычно выступают прогрессивное налогообложение и система государственных трансфертов, или “отрицательных налогов”.

    Недискреционная фискальная политика приводит к автоматическим изменениям государственного бюджета, поскольку на него оказывают влияние изменения государственных трансфертов и налоговых поступлений. Например, в период экономического спада автоматически возникает бюджетный дефицит, поскольку “встроенный стабилизатор” приводит в данном случае к уменьшению налоговых поступлений и росту трансфертных платежей. Следовательно, во время спада производства недискреционная, автоматическая фискальная политика, равно как и дискреционная, всегда экспансионистская.

    В период экономического подъема автоматически возникает бюджетный профицит, что обусловлено недискреционным ростом налоговых поступлений при одновременном сокращении трансфертных платежей. Это значит, что во время роста выпуска недискреционная, автоматическая фискальная политика, равно как и дискреционная, является рестриктивной. В то же время “встроенные стабилизаторы”, в отличие от дискреционных фискальных мер, представляют собой быстродействующие механизмы экономической политики, поскольку “включаются” без непосредственного специального вмешательства органов законодательной власти.

    В действительности бывает непросто оценить влияние отдельно дискреционных и недискреционных фискальных мер на экономическую динамику. Поэтому иногда бывает так, что дискреционная политика может привести к “провалу” государства и ухудшению экономической ситуации, а отсутствие чрезмерного государственного вмешательства в экономику, напротив, обеспечит макроэкономическую стабильность. Отсюда возникает проблема оценки результатов фискальной политики. Для этого обычно используют состояние государственного бюджета, которое и позволит определить конкретный вариант фискальной политики.

    Рассмотрим связь государственного бюджета с дискреционной и недискреционной фискальной политикой. При этом очевидно, что фактический бюджет (баланс, профицит или дефицит) формируется в результате действия как дискреционных, так и автоматических налогово-бюджетных механизмов. Если исследовать только ситуацию бюджетного дефицита, то можно утверждать, что фактический дефицит равен сумме недискреционного и дискреционного дефицитов.

    Для исчисления дискреционного, или структурного дефицита, используется показатель бюджета полной занятости или структурного бюджета, показывающего, каков был бы бюджетный дефицит, если бы экономика функционировала при полной занятости в течение года. То есть дискреционный дефицит есть дефицит бюджета в условиях полной занятости ресурсов и достижения экономикой потенциального объема выпуска. Исчислить дискреционный дефицит достаточно сложно, поскольку далеко не всегда удается точно определить уровень полной занятости и потенциального объема выпуска. Зная величины фактического и дискреционного дефицитов, нетрудно исчислить объем не дискреционного, или автоматического, циклического дефицита, равного разности между фактическим и дискреционным дефицитом.

    • Бюджетный дефицит - это ситуация, когда расходы государствапревышают его доходы. Бюджетный профицит, или излишек, возникаетв том случае, если суммарные налоговые поступления и другие доходыгосударства в течение года превышают его расходы. Бюджетный баланснаступает в том случае, если в течение определенного периода доходы ирасходы государства равны.

    Фискальная политика используется государством для достижения стабилизации экономики, снижения инфляции и безработицы. Ее основные типы

    • 1. Фискальная экспансия или дискреционная, означающая сознательное манипулирование налогами и расходами госбюджета. Ее еще называют активной, носящей экспансионистский характер. Она осуществляется в период рецессии и направлена на борьбу с безработицей. Ее основные инструменты:
    • 1) увеличение государственных расходов (расширение общественных работ, изменение трансфертных платежей);
    • 2) манипулирование налоговыми ставками;
    • 3) сочетание роста государственных расходов со снижением налогов.

    В период спада фискальная политика направлена на появление дефицита. Различают структурный и циклический дефицит. Первый возникает в том случае, когда государственные расходы превышают налоги в условиях полной занятости. Циклический дефицит - это разность между фактическим бюджетным дефицитом и структурным. Он имеет место в условиях спада общественного производства. В условиях бюджетного дефицита стимулирующее воздействие фискальной политики на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Любое государство стремится уменьшить дефицит бюджета. Существуют три способа финансирования бюджетного дефицита:

    • а) государственные займы;
    • б) ужесточение налогообложения;
    • в) "сеньораж" - это доход, полученный в результате увеличения денежной массы в обращении путем роста эмиссии денег. Он составляет разницу между дополнительным количеством выпущенных денег и затратами на их выпуск.

    Каждый их этих способов может иметь место, но наиболее эффективный - создание новых денег. Дело в том, что ужесточение налогообложения не очень популярная мера и не способствующая росту политической ренты правительства. Здесь могут иметь место недовольство определенных групп населения и их протесты, как например, в РФ в 2009 г. по поводу увеличения транспортного налога. Государственные займы у населения, в связи с ростом спроса на финансовые ресурсы, будут способствовать увеличению ставки процента, что в конечном итоге приведет к эффекту вытеснения инвестиций.

    Если в экономике проявляется экономический рост и инфляция спроса, то в этом случае осуществляется сдерживающая или рестриктивная фискальная политика, предполагающая несколько иное использование тех же инструментов рассматриваемой политики, а именно:

    • 1) сокращение государственных расходов;
    • 2) увеличение налогов;
    • 3) оптимальное сочетание первого и второго инструментов.

    Рестриктивная фискальная политика ориентируется на появление бюджетных излишков, которые еще больше могут усиливать инфляцию спроса. Поэтому их необходимо устранить путем погашения внутреннего долга государства или изъятия денег из обращения, не допуская их дальнейшее использование.

    В целом дискреционная финансовая политика предназначена для осуществления антициклической политики, где основную роль играют государственные расходы, которые в период спада возрастают, стимулируя деловую активность, а при экономическом буме сокращаются. Балансируя доходами и расходами госбюджета, государство одновременно осуществляет меры по финансированию бюджетного дефицита и ликвидации бюджетных излишков.

    2. Недискреционная (автоматическая) фискальная политика означает, что необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Это обеспечивается так называемыми встроенными стабилизаторами, под которыми понимается какой механизм регулирования экономики, который не требует принятия каких-либо мер и тем более дополнительного финансирования. Так, например, при росте доходов населения и фирм увеличиваются налоговые поступления в бюджет, при наступлении рецессии они уменьшаются (при тех же ставках налогов), а трансфертные платежи, наоборот, возрастают в период спада, а при экономическом росте уменьшаются. Таким образом, в период подъема налоги автоматически возрастают, тем самым сдерживая его. Одновременно при этом ликвидируется дефицит госбюджета и могут возникнуть бюджетные излишки. В период спада налоги автоматически уменьшаются, что сдерживает рецессию и ведет к возникновению бюджетного дефицита. Безусловно, встроенные стабилизаторы не в состоянии ликвидировать циклические колебания, они их лишь сглаживают и то только в определенной степени.

    Эффективность фискальной политики зависит от ряда факторов, которые могут вообще оказать негативное на нее воздействие. Речь идет о временном лаге, дереве целей в государственном регулировании экономики, инфляции и чистом экспорте, а также проблемах эффектов вытеснения.

    Временной лаг связан с проблемой распознавания начала рецессии или инфляции, а также здесь имеет место административная задержка, связанная уже с принятием правительством конкретных мер. В тоже время имеет место функциональное запаздывание, свидетельствующее о временном разрыве между моментом принятия решений фискальной политики и достигнутой результативностью в области занятости и роста ВВП.

    Иерархия целей экономической политики государства, их подцели свидетельствуют о том, что при их одновременной реализации могут порождаться и негативные явления. Так, например, при стимулировании совокупного спроса с целью достижения экономического роста одновременно может повышаться уровень инфляции. Рост инфляции в свою очередь ослабляет каждый из элементов совокупного спроса

    и тем самым снижается эффективность фискальной политики.

    Стимулирующая фискальная политика ведет не только к повышению AD, но и росту процентной ставки, а это снижает чистый экспорт, поскольку иностранные инвесторы вынуждены будут тратить больше валютных средств на покупку инвестиционных товаров. Это ослабит экспорт страны и увеличит тем самым импорт, что означает ослабление и чистого экспорта и AD и потерю эффективности фискальной политики.

    Эффект вытеснения связан с ростом процентной ставки, которая ограничивает инвестиционную активность и тем самым снижает результативность стимулирующей фискальной политики.

    Политика государственных расходов и налогов.

    Предварительные расходы - это затраты государства на приобретение экономических благ, направленных на удовлетворение общественных потребностей. Манипулирование налогами и государственными расходами в результате реализации дискреционной фискальной политики направлено на изменение реального объема производства, контроля над инфляцией и достижение экономического роста.

    Цели государственных расходов трактуются основными экономическими школами по-разному. Так, кейнсианская школа считает, что бюджетные расходы необходимы для стимулирования AD (совокупного спроса), борьбы с безработицей и осуществления социальных расходов.

    Неоклассики государственные расходы связывают с развитием экономической и социальной инфраструктуры. Наконец институционализм считает, что госрасходы необходимы для создания общественных благ и устранения негативных внешних эффектов.

    Государственные расходы формируют более благоприятные условия для развития национальной экономики. Они обладают эффектом мультипликатора. Данное явление можно показать графически.

    Рис. 20.

    Экспансионистская фискальная политика проводится в период спада экономики. Она предполагает увеличение госрасходов и уменьшение налогов. Это смещает кривую AD в положение пунктирной линии, затем мультипликатор приводит к еще большему возрастанию совокупного спроса до AD1. Это происходит в виду того, что с каждым последующим циклом новых потребительских расходов эффект мультипликатора усиливает AD. Одновременно растет занятость и сокращается безработица. Если снижать налоги, то часть располагаемого личного дохода (РЛД) может направляться на сбережения.

    Поэтому использование налогов в качестве инструмента экспансионистской фискальной политики считается менее эффективным. Следует учитывать, что государственные доходы в результате снижения налогов уменьшатся. А повышение их при сдерживающей фискальной политике психологически воспринимаются неадекватно.

    При сдерживающейся фискальной политики, направленной на уменьшение инфляции спроса сокращаются государственные расходы и растут налоги, кривая AD смещается влево, а мультипликатор госрасходов еще более усиливает этот процесс. Государственные расходы могут быть использованы для погашения долга.

    Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний долг означает долг иностранным государствам, кредитно-финансовым учреждениям и отдельным лицам. Внутренний долг - это долг государства своему населению. Управление и обслуживание госдолга возложено на Центральный банк РФ и Федеральное Казначейство при Министерстве Финансов РФ.

    Основной проблемой, стоящей перед современной Россией является корпоративный долг - около 500 млрд. долларов США. Это долг негосударственного сектора. Его погашение во многом связано с повышением конкурентоспособности российских фирм, с инвестиционной политикой и переходом на инновационную экономику.

    Безусловно, важным направлением бюджетной политики является сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом. Но на близлежащую перспективу она должна быть направлена на достижение стабильности экономики, ее модернизацию и диверсификацию. Как известно для этого были созданы Правительством РФ две комиссии: Комиссия по модернизации и технологическому развитию и Комиссия по экономическому развитию и интеграции. Они должны решить пять направлений:

    • 1) достижение энергоэффективности и энергосбережения, в том числе разработка новых видов топлива;
    • 2) развитие ядерных технологий;
    • 3) совершенствование космических технологий, особенно связанных с телекоммуникациями;
    • 4) повышение результативности медицинских технологий;
    • 5) продвижение стратегических информационных технологий, включая создание суперкомпьютеров и программного обеспечения.

    Таким образом, направления финансовой политики можно представить в виде следующей схемы.

    Таблица 7

    Виды финансовой политики

    При осуществлении финансовой политики правительство опирается не только на расходную часть госбюджета, спецфонды, но и использует золотовалютные резервы и Резервный фонд. Объем золотовалютных резервов в РФ на 01.01.2009 г. составлял 426 млрд. долл., а на 01.01.2010 г. - 440 млрд. долл.

    Дискреционная фискальная политика – целенаправленное, сознательное изменение государственных расходов и налогов со стороны государства в целях изменения национального объема производства, занятости, ускорения экономического роста.

    Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – предполагает изменение государственных расходов и налогов в результате циклических колебаний совокупного спроса.

    Встроенные стабилизаторы: прогрессивная система налогообложения и система государственных трансфертов. Они нивелируют циклические колебания совокупного спроса.

    Фискальная политика будет экспансионистской , если приводит к росту совокупных расходов. Это происходит, когда государство:

    1. увеличивает расходы,

    2. сокращает чистые налоги.

    Фискальная политика будет рестриктивной , если она ведет к снижению совокупных расходов. Это наблюдается, когда:

    1. снижаются государственные расходы,

    2. увеличиваются чистые налоги.

    Бюджетный дефицит. Государственный долг.

    Дефицит бюджета наблюдается тогда, когда расходы бюджета превосходят доходы. Существует три способа его финансирования:

    1. монетизация (т.е. финансирование за счет включения печатного станка);

    2. выпуск займов (эмиссия государственных ценных бумаг). В противном случае возникает так называемый эффект вытеснения ;

    3. прирост налоговых поступлений в бюджет.

    Государственный долг – это временная мобилизация государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска государственных ценных бумаг. Увеличение государственной задолженности является важным источником государственных расходов.


    Тема 8. Деньги, денежное обращение. Кредитная система государства.

    Введение

    Основные вопросы:

    1. Деньги и их функции. Структура денежной системы.

    2. Кредитная система государства.

    1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика, М. «Дело и Сервис», 2005, глава 7, стр. 147–149, глава 8, стр. 168–169.

    В данной теме студенту необходимо акцентировать свое внимание на следующих понятиях:



    · функции денег;

    · денежные системы;

    · натуральные деньги;

    · символические деньги;

    · инструменты кредитного рынка;

    · инструменты финансового рынка;

    · основные и производные инструменты финансового рынка;

    · денежное обращение.

    Теоретический материал.

    Чтобы идти дальше в построении полной модели равновесия, отражающей взаимодействие трех совокупных рынков – товарного, финансового и ресурсного, необходимо рассмотреть функционирование финансового рынка. Финансы в узком смысле это денежные средства общества, находящиеся в руках различных институциональных собственников . Не всякие деньги являются финансами, но всякие финансы выступают в форме денег. Деньги становятся финансами в результате общественных отношений по их сбору в особые фонды с каким-либо целевым назначением. Например, деньги, собираемые домохозяйством для покупки автомобиля, не являются финансами, а деньги, собираемые в госбюджет для нужд государства, выступают финансами.

    Движение финансовых средств между различными субъектами образует финансовый рынок. Финансовый рынок – это механизм перераспределения денежного капитала между кредиторами и заемщиками, между собственниками денежных средств и предпринимателями, вкладывающими их в бизнес.Финансовый рынок олицетворяет совокупность рыночных институтов, направляющих потоки денежных средств от кредиторов к заемщикам.

    Финансовый рынок может быть разделен на две относительно самостоятельные части – рынок денег как таковых, т.е. денежный рынок, и рынок капиталов. На денежном рынке осуществляется движение краткосрочных средств, а на рынке капиталов – долгосрочных.

    Вопрос 1.

    Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Деньги это такое финансовое средство, которое используется для покупки других товаров. Рынок невозможен без денежного обращения. Обращение денег – это движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг на всех трех рынках.

    Деньги выполняют три очень важные функции :

    · функцию средства обращения – выступают посредниками при обмене товаров;

    · функцию меры стоимости – позволяют выразить стоимость всех товаров в едином масштабе, в качестве которого выступает национальная денежная единица (франк, доллар, рубль);

    · функцию сохранения стоимости (накопления) – деньги выступают здесь в роли отложенного на будущее платежеспособного спроса.

    Деньги в качестве покупательного средства возникли в глубокой древности. Долгое время в качестве денег выступало золото и другие благородные металлы. Поскольку в функции средства обращения деньги выступают мимолетным посредником, но в процессе обращения значительно изнашиваются, возникла идея замены их в обращении денежными знаками из более дешевых материалов. К середине 18 столетия в Европе, Северной Америке, России (с 1769 г.) появилисьбумажные деньги. Они прошли несколько этапов в своем развитии.

    Современные бумажные деньги – кредитные деньги, они представляют собой долговые обязательства государства и в отличие от золотых монет не имеют внутренней стоимости.

    Покупательная способность современных денег, не имеющих внутренней стоимости, определяется соотношением стоимости товарной массы и массы покупательных средств. В качестве покупательных средств выступают не только наличные деньги, но и безналичные.

    Безналичные деньги – это особые инструменты расчетов, производимых банками, когда покупатель с помощью чеков, кредитных (пластиковых) карточек и иных средств поручает банку перевести определенную сумму денег со своего счета на счет продавца или выдать ему наличные.

    Совокупность наличных и безналичных платежных средств, которыми располагают частные лица, институциональные собственники и государство, образует денежную массу .

    Кроме этого в структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые непосредственно не используются как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на расчетных счетах, в сберегательных вкладах, депозитных сертификатах и т.п. Такие компоненты денежного обращения общепринято называть «квазиденьгами» (от латинского quasi – «как будто», «почти»). Экономисты называют их ликвидными активами.

    Ликвидность какого-либо имущества или активов означает возможность их обращения в денежную форму без потери стоимости. Самым ликвидным видом активов являются деньги, они обладают абсолютной ликвидностью. Квазиденьги относятся к ликвидному виду богатства, но разные их виды обладают разной степенью ликвидности.

    С учетом выше изложенного в структуре денежной массы выделяют денежные агрегаты , различающиеся по степени ликвидности . В разных странах по-разному производится агрегирование: выделяют два, три и более агрегатов. В РФ принята следующая система денежных агрегатов:

    М0 – наличные деньги;

    Н – денежная база; она включает в себя М0 плюс обязательные резервы коммерческих банков, плюс средства коммерческих банков на корреспондентских счетах в ЦБ;

    М1 = Н плюс средства предприятий на текущих счетах в КБ, плюс депозиты населения до востребования, плюс средства страховых компаний;

    М2 = М1 плюс срочные депозиты;

    М3 = М2 плюс депозитные сертификаты, плюс некоторые виды государственных ценных бумаг.

    Наиболее значимыми для анализа являются агрегаты Н и М2 .

    Необходимо обратить внимание, что в состав денежной массы не включаются наличные деньги, находящиеся в сейфах банков.

    Денежная масса возрастает за счет двух факторов:

    а) выпуск в обращение Центральным банком дополнительного количества денег (денежной эмиссии),

    б) расширение кредитов коммерческих банков.

    Вопрос 2.

    В рыночной экономике время от времени складывается ситуация, когда у одних субъектов возникают временно свободные денежные средства, в то время как у других возникает временная потребность в дополнительных средствах. Кредитная система позволяет взаимовыгодно разрешить данное противоречие.

    Кредитная система государства это совокупность кредитно-финансовых учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства на условиях срочности, платности и возвратности.

    Кредитная система складывается из банковской системы и совокупности небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита. К небанковским кредитно-финансовым институтам относятся инвестиционные, финансовые и страховые компании, пенсионные фонды, разного рода сберегательные кассы, кассы, ломбарды и пр.

    Банковская система , как правило (в том числе и в России), имеет двухуровневое строение. Верхний уровень банковской системы образует государственный центральный банк (или совокупность банковских учреждений с полномочиями центрального банка). Нижний уровень при двухуровневой системе образует совокупность коммерческих банков, среди которых могут быть как частные, так и государственные.

    Центральные банки (ЦБ) выполняют ряд очень важных для экономики функций, среди которых могут быть выделены следующие:

    · эмиссия национальных денежных знаков;

    · контроль и общий надзор за деятельностью кредитных учреждений;

    · хранение государственных золотовалютных резервов и ведение счетов правительства;

    · кредитование коммерческих банков и хранение их резервных фондов;

    · денежно-кредитное регулирование экономики.

    Центральный банк полностью свободен в своей деятельности и подотчетен только Парламенту.

    Коммерческие банки (КБ) выполняют разнообразные операции, всю совокупность которых можно подразделить на пассивные (привлечение средств) иактивные (размещение средств). Кроме того, банки могут заниматься посредническими операциями (по поручению клиента на комиссионной основе) и доверительными операциями (управление имуществом, ценными бумагами клиента).

    Цель коммерческого банка состоит в максимизации прибыли, нераспределяемая часть которой служит увеличению собственного капитала банка, что способствует обогащению его владельцев.

    Для поддержания своей ликвидности, под которой понимается способность банка выполнить свои обязательства перед вкладчиками , он должен постоянно иметь определенный резерв денежных средств. Центральный банк государства устанавливает для коммерческих банков норму обязательных резервов, которая представляет собой отношение величины обязательных резервов к обязательствам банка по бессрочным (а иногда и по срочным) вкладам. Величина этого норматива зависит от конкретной экономической ситуации и стоящих перед ЦБ задач, но она одинакова для всех коммерческих банков страны.

    Норму обязательных резервов следует отличать от их суммы , при уменьшении объема депозитов будет сокращаться и сумма обязательных резервов при той же норме.

    Разница между суммой депозитов и суммой обязательных резервов образует избыточные резервы (свободные ресурсы) банка, которые банк может выдавать в кредит.

    Политика КБ проявляется в управлении банковским портфелем , включающим активы и пассивы банка.

    Активы банка в балансовом отчете всегда показываются с левой стороны (кредит) и включают в себя:

    Ø кассовую наличность банка;

    Ø выданные ссуды;

    Ø ценные бумаги, недвижимость и др. объекты «реальной» собственности, которыми владеет банк.

    Пассивы банка в балансовом отчете всегда показываются с правой стороны (дебет) и представляют собой все требования к банку (кроме требований самих владельцев), важнейшие среди них банковские депозиты (вклады).

    Большая доля банковских операций в странах с развитой рыночной экономикой приходится на так называемые забалансовые операции. Такое название они получили потому, что не относятся ни к активным, ни к пассивным и не находят отражения в балансовых счетах. В некоторых странах доля прибыли банков от забалансовых операций достигает 30–40% от общего ее объема. Кроме ранее названных посреднических и доверительных операций к забалансовым операциям относится:

    · лизинг (приобретение по заявкам клиентов с последующей сдачей им в аренду движимого и недвижимого имущества);

    · факторинг (выкуп банком долговых обязательств);

    · консалтинг (продажа консультационных услуг коммерческим предприятиям).

    Кроме этого еще можно назвать такие виды забалансовых операций, как обмен иностранных валют, обслуживание операций по кредитным карточкам, предоставление банковских гарантий, брокерские операции. Но основным (родовым) видом деятельности банков все же остается кредитование.

    Кредит представляет собой движение ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду на условиях возврата за плату в виде процента. Ставка процента (банковская процентная ставка) устанавливается на основе соотношения спроса и предложения и представляет собой выраженное в процентах отношение платы за кредит к сумме предоставленного банком кредита.

    Кредит выполняет важные функции в рыночной экономике:

    Во-первых , кредит позволяет существенно раздвинуть рамки общественного производства по сравнению с теми, которые бы определялись размерами собственного денежного капитала каждым предприятием (фирмой).

    Во-вторых , кредит выполняет перераспределительную функцию, обеспечивая возможность направлять временно свободные денежные средства предприятий, государства и домохозяйств в наиболее прибыльные сферы экономики.

    В-третьих , кредит содействует экономии издержек обращения.

    В процессе исторического развития кредит приобрел многообразные формы, основными из которых являются коммерческий и банковский кредит.

    Коммерческий кредит – это кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу.

    Банковский кредит это кредит, предоставляемый кредитно-финансовыми учреждениями любым хозяйственным субъектам в виде денежных ссуд. Банковский кредит подразделяется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Особый вид долгосрочного кредита – ипотечный кредит . Он предоставляется в виде долгосрочных ссуд (от 10 до 30 лет) под залог недвижимости.



    Похожие статьи