Доходы и расходы в российских организациях статьи. БДР: что это такое и как составить. Подходы к составлению БДР

В прошлом выпуске «КС» мы рассказывали о том, как навести грамотный порядок в данных для управления и финансов, понятный и финансистам, и менеджерам. База данных — это столп, на котором держится весь управленческий учет. Как показывает практика, лучшая из имеющихся моделей баз данных - это реляционная. В сегодняшнем номере мы рассмотрим, как с помощью реляционной модели создать «правильный» бюджет доходов и расходов компании.

Постановка задачи

«Никогда не ставьте задачу, решение которой вам неизвестно».

Правило Берке

Следствие : ставьте задачи, решение которых есть только у вас.

Неожиданный вопрос

Возможно, вас часто спрашивают: как выбрать «правильные» статьи в бюджете доходов и расходов (далее - БДР)? Какова «правильная» структура БДР?

Может быть, вы сами задавали этот вопрос? Мне, например, он не встречался до апреля текущего года. Кстати, вопрос этот является частью другого, важнейшего: как построить план счетов и вообще организовать данные управленческого учета ? Грамотные решения, касающиеся плана статей БДР и БДДС, а также плана счетов, требуются всюду.

Предыстория вопроса такова: существует огромный набор практически реализованных вариантов плана (классификатора) статей БДР. Некоторые варианты неудовлетворительны, другие разумны. Но почти нигде нет произвольного, вариативного БДР как результата выборки из грамотной базы данных. За свою немалую практику я не встречал безупречного решения. Более того, никто не приводил аргументов, почему набор статей именно таков. На какой план ни посмотришь, всюду:

  • нет терминологического определения статьи, да и что такое «статья» - практикам не ясно (обычно статья копируется у другого бухгалтера. «Клонирование» практических решений приводит к тому, что живы еще советские варианты);
  • множество «исторических» статей («так сложилось»), возникающих по мере накопления информационных проблем, - планы иногда удачны, иногда нет;
  • мелкие и крупные статьи присутствуют на одном и том же уровне (если их иерархию изобразить в виде дерева);
  • споры в компаниях по этому вопросу регулярны, но малоэффективны;
  • начальство редко довольно структурой БДР – оно видит отчет и требует иного расположения статей и наличия других данных;
  • экономисты, и особенно бухгалтеры живут сегодняшней минутой, многие из них не подготовлены к вдумчивой, систематической работе научного толка.

Этот перечень проблем, возможно, и неполный, однако его достаточно, чтобы «ринуться в бой».

Расширение вопроса : каковы общая структура БДР и ее основания?

Обобщение вопроса : что представляет собой план счетов управленческого учета? Каковы статьи не только БДР, но и БДДС, а также управленческого баланса?

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Вопросы, которые мы будем решать, на языке практиков звучат примерно так.

Как выбрать классификатор статей БДР? Первый мой ответ на этот вопрос (кстати, это стандартный, книжный ответ) - «Как все: по экономическому смыслу» - вызвал негодование практикующего бухгалтера: «Это не методика. Не принимаю». Согласен, практически пригодной методикой это назвать нельзя. Но если начать с теории Кодда (см. «КС» № 05), получится не лучше.

Чем обосновывается решение по выбору структуры БДР? Почему статьи именно такие? «Экономическому смыслу» из учебников по бюджетированию практики поставили диагноз: неоперабелен.

Какова научная методика? То есть смогу ли я записать хотя бы для себя «правила игры»? Если да, сумею ли объяснить их другому «яйцеголовому»? Поймет ли меня практик? Вы сможете ответить на этот вопрос чуть позже.

Какова практическая методика? Квалификация исполнителя может быть низкой (это не мое мнение, а всех финансовых начальников, с которыми приходилось сталкиваться). Поэтому практики считают: методика типа «раз, два…» - как раз то, что нужно в России. Бухгалтер и экономист пока еще не считаются квалифицированными специалистами-интеллектуалами и в обществе, и в производственном сообществе. Просьба не обижаться: что вижу, то пою. Сам такие методики раньше игнорировал и был не прав. Попробую исправиться. Хотя сразу предупреждаю, что максимально упростить все не удастся.

Общие ответы просты.

Сам вопрос о структуре БДР - вторичный. Главное - не формат отчета, а логика базы данных. База первична, отчеты вторичны. Любые возможные отчеты генерируются из «правильной» БД.

База данных – это одно, отчеты – другое. Отчеты - это просто выборки из базы данных и соответствующие расчеты. Еще в 1970-х гг. были в ходу языки баз данных и отчетов (принципы КОДАСИЛ, язык Natural для реляционной СУБД ADABAS и другие ).

Статьи (особенно подстатьи) в документах-отчетах будут меняться в зависимости от направления использования.

Постановка вопроса «Каким должен быть формат БДР?» с точки зрения информатики подразумевает определение «формата». Что подразумевается под словом «формат»:

Если вид отчета, то он (отчет) вторичен по отношению к БД;

Если статьи для ведения БДР, то это уже ближе к делу. Но ведут-то не статьи, а базу данных.

Не путайте отчет с базой данных. Рекомендую следующее базовое решение: долой статьи да здравствуют база данных и ее файлы и записи! Звучит сие кощунственно с позиций финансиста, но правильно с точки зрения «большой науки» об организации данных.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Их мы здесь только обозначим.

Что называется статьей, что подстатьей?

Что следует из реляционной теории организации данных?

Как будут выглядеть документы-отчеты?

Каков вид типовой БД?

Как всему этому научить практикующего финансиста?

Конкретика всегда сложнее и интереснее. Итак, начнем с самого простого - обсуждения бюджета доходов и расходов. Тем более что современный БДР есть не что иное, как известная советская смета.

Основные понятия для построения БДР

«Здравый смысл уже начал бродить в массах и скоро, может быть, дойдет и до верхов».

М.М. Жванецкий

Приступим к ответам и решениям. Для начала дадим определения.

Определение 1. БДР - свод затрат ресурсов на объекты учета, а также доходов, сгруппированных по видам и объектам учета.

Определение 2. Логическая метаструктура базы данных и принцип построения отчетов БДР :

  • по вертикали – статьи (С);
  • по горизонтали – объекты учета (ОУ).

Комментарий : и то и другое в общем случае представляет собой деревья или даже сети. Напомним, что так называются основные типы моделей данных.

Главный вопрос БДР – его основное назначение. Мы хотим знать (это есть главное и единственное в БДР):

Какие ресурсы (это статьи);

В каком количестве (это числовое значение в отечественной теории показателей называется основанием );

На что израсходованы (это объекты учета).

Аспект организации данных : с точки зрения реляционной модели база данных , из которой наиболее эффективно формируется любая удобная для пользователя структура БДР, представлена базовым кортежем (записью):

(СТАТЬЯ, ОБЪЕКТ УЧЕТА, КОЛИЧЕСТВО)

(СТАТЬЯ, ОБЪЕКТ УЧЕТА, ДАТА, КОЛИЧЕСТВО, ПРИЗНАК, ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ, ПЕРИОД…)

Совокупность допустимых значений графы ПРИЗНАК обозначается, например, так: ПРИЗНАК = {План, Факт, Норматив}.

Заметим, что в реляционной модели план, факт и норматив отображаются в трех разных строках. В отчете все может быть по-иному, но пользователи этого даже не заметят.

Примечание. Мы здесь не разрабатываем конечный продукт, а только даем инструмент. Потому ваше решение может быть более подробным и привязанным к фирме. Вы можете ввести больше полей, по-другому их определить и т.д.

Определение 3. Статья затрат (далее - СЗ) является ресурсом (в экономике это так). Ресурсы иерархически классифицируются, поэтому допускаются вложенные статьи.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. В информатике статья – это элемент данных, часть сцепленного ключа.

2. Как обозначать статью в отчетах и базах данных? Можно назвать ее «Затраты» или «Расходы» ресурса, при этом глаголы или иные части речи лучше не использовать. В графе статьи (ее наименование) можно просто указать наименование ресурса, например, «Электроэнергия», «Услуги аудиторов», «Электропечь», «Масло» и т.п.

Комментарий : наименование статьи «Электроэнергия для технологических нужд» не совсем корректно. Ведь это уже не статья, а связка (кортеж, говоря языком реляционной теории):

С = «Электроэнергия» + ОУ = = «Технологические нужды»,

то есть «Технологические нужды» в нашем примере - это объект учета.

Другой пример статьи из трех уровней.

Уровень 1 (самый высокий, наиболее обобщенный): «Прямой труд».

Уровень 2 (более конкретный ресурс): «Прямой труд сдельщиков». Не очень хорошо звучит, так как труд сдельщиков наверняка является прямым. Но предлагаю оставить так, поскольку в названии видна суть классификации ресурсов. В информатике более важен не русский язык, а формальная логика.

Уровень 3 (максимально детальный): «Прямой труд сдельщиков-сборщиков». Тоже не очень хорошо звучит, но уже понятно, почему так происходит. Не пройдет и недели, как персонал к таким наименованиям привыкнет.

Определение 4. Статья доходов (СД) – это вид доходов. Экономическое содержание этих видов различно. Внутри вида доходы однородны, вне его - разнородны. Не очень конкретно, но ничего не поделаешь. На практике все гораздо проще, чем в нашей формулировке.

Определение 5. Объект учета (ОУ) - это явления и процессы, которые:

Можно обособить (например, в цепочке ценности (жизненного цикла) – это процессы, в деле себестоимости и прибыли - продукты и т.д.);

Целесообразно оценивать для нужд управления (допустим, с позиций прибыльности).

Например: функции, поставщики и потребители, проекты - все это объекты учета. В современных функциональных методах учета завершающим этапом вычисления себестоимости является группировка и учет по носителям затрат (то есть по продукции, работам, услугам). Аналогичный термин (Cost Unit) используют западные специалисты, но почему-то относят его только к затратам. Объекты учета в России иногда называют направлениями учета, объектами калькулирования или единицами калькуляции . Единого термина, к сожалению, нет.

Объекты учета можно было бы вообще оставить без определения. Типа, «все, что вы хотите подсчитать, называйте объектами учета». Недаром в литературе по управленческому учету практически не встретишь определений. Но классификатор ОУ для каждой фирмы – основа учета и ведения дел. Поэтому многие практики, не раз «наступив на грабли», требуют определений.

ОБЪЕКТЫ УЧЕТА

Классические:

  • продукты – это товары (услуги, работы) и продуктовые группы. Чаще всего классификатор продуктов имеет иерархическую структуру. В проектной организации продуктами являются проекты;
  • подразделения (ЦФО);
  • бизнес-направления - как правило, это группа продуктов и (или) подразделений;
  • проект в широком смысле этого понятия;
  • переделы . Даже если они не выделены в ЦФО, то наверняка являются местами возникновения затрат.

Неоклассические. Эти объекты учета общеприняты, но стать классическими им мешает то, что они не во всех организациях актуальны:

  • потребитель или клиент (дилер, магазин, крупный корпоративный клиент и т.д.);
  • канал сбыта (например, банк для крупной страховой компании);
  • сделка (допустим, закупка партии товара или крупный контракт на производство);
  • менеджеры по продажам ;
  • бизнес-процессы ;
  • поставщик и (или) производитель (обратите внимание, эти понятия не всегда совпадают);
  • партия товара .

Список объектов учета открыт. Практика постоянно его дополняет.

Структура отчетов БДР

«Порядок и последовательность нужнее великих дарований для того, чтобы хорошо управлять».

О. Мирабо

МНОГОАСПЕКТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ

Важно понимать, что БДР можно представить в виде нескольких дополняющих друг друга раскладок.

В принципе возможно двойное, тройное и т.д. представление данных. Двойное налогообложение - это плохо, а двойное представление данных - хорошо. Не допускайте двойного счета, но двойное представление данных не просто возможно, но и очень полезно. Недаром программисты толкуют об OLAP-технологиях, экономисты говорят о многомерности прибыли и т.д.

Например, можно представить всю прибыль компании как сумму маржинальных прибылей по продуктам за вычетом общих косвенных затрат – это будет одно представление данных (мы говорим: «основание для представления данных – продукты» или «отчет по основанию продуктов»):

Прибыль = Сумма прибылей по продуктам (минус общие косвенные затраты по отношению к продуктам).

Можно также разложить прибыль по клиентам:

Прибыль = Сумма прибылей по клиентам (минус общие косвенные затраты по отношению к клиентам).

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Двойное представление данных – это представление одной и той же суммы в виде суммы по разным классам объектов.

ВИДЫ ОТЧЕТОВ

Каждый отчет является тем или иным представлением статей и объектов учета. При этом действуют два правила:

1) основанием для отчета всегда служит та или иная группировка объектов учета.

2) состав и последовательность статей в любом отчете неизменны. Например, вначале всегда идут доходы, а потом расходы.

Сальдо и итоговые суммы каждого отчета должны быть одними и теми же: доходов и расходов по фирме не должно становиться больше или меньше в зависимости от формы отчета.

Наиболее популярны следующие группировки БДР:

  • «обобщенный» или «финансовый»;
  • БДР по центрам финансовой ответственности;
  • продуктовый;
  • клиентский;
  • процессный.

УРОВНИ ДЕТАЛИЗАЦИИ БДР ПО СТАТЬЯМ

Покажем нетерпеливым практикам, какие бывают бюджеты доходов и расходов. Начнем с традиционных, затем рассмотрим современные и только потом перейдем к экзотическим.

БДР нулевого уровня: доходы одной строкой против суммарных расходов. В итоге прибыль (убытки). Весь БДР состоит из трех строк:

  • доходы;
  • расходы;
  • прибыль

БДР первого уровня для сокрытия информации: все статьи представлены объектами учета первого уровня, то есть самой общей классификацией ресурсов (например, просто «Материалы», «Электроэнергия» и пр.). Дальнейшее объединение этих ресурсов в класс более высокого уровня неоправданно - получится БДР нулевого уровня, и все.

Чаще всего используется классификация статей по экономическим элементам:

доходы :

  • доходы от бизнес-направлений;

расходы :

  • материалы,
  • труд;
  • электроэнергия;
  • прочие затраты;

прибыль .

Обратите внимание, что расходы не привязаны к бизнес-на­правлениям. Неважный получился БДР… Больше похож на смету для сокрытия информации, чем на документ управленческого учета, предназначенный для осмысления данных.

БДР первого уровня для открытия информации: все статьи представлены по каждому бизнес-направлению:

доходы всего:

  • доходы от бизнес-направлений;

расходы всего:

  • на материалы по бизнес-направлению;
  • на труд;
  • на электроэнергию;
  • прочие;
  • расходы бизнес-направлений;

прибыль бизнес-направления (естественно, это маржинальная величина);

общие расходы (их нельзя или не удалось разделить между направлениями);

прибыль (всего).

БДР второго уровня : все статьи представлены и первым, и вторым уровнями детализации. Например, при следовании логике экономических элементов «Материалы» разбиты по группам, «Прямой труд» - по видам, «Непрямой труд» тоже представлен своими видами, коих может быть много. Доходы разбиты по товарам или клиентам.

Если и это не устраивает, переходите к наиболее глубокой детализации, когда статья разбивается так подробно, как позволяет существующая БД.

Участие в БДР натуральных измерителей – это требование управленческого учета. Можно и нужно каждый ресурс нижнего уровня измерять в натуральных единицах. Тем не менее натуральное измерение многих статей невозможно. Чем они более обобщены, тем меньше места натуральным измерителям. Их законное место - на самых нижних уровнях БДР.

КАНОНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА БДР

Кажется, что она пришла в Россию вместе с рыночной экономикой. Однако это не так - смету капиталовложений и в СССР составляли.

Три группы доходов и расходов. Все доходы и расходы делятся на три группы: операционные, финансовые, инвестиционные.

Операционные доходы и расходы относятся к основной деятельности (например, закупка основных материалов).

Финансовые - проистекают из кредитов, которые фирма выдает, и займов, которые получает, а также от их обслуживания (мы намеренно упрощаем МСФО, чтобы прийти к сути БДР проще, быстрее и надежнее с учетом российского производственного менталитета. Ибо заказчик данной методики - практик ).

Инвестиционные - от реальных и портфельных инвестиций (под реальными инвестициями МСФО понимает вложения в активы других предприятий).

Разделение текущих и капитальных расходов. Вопрос: куда отнести капиталовложения типа строительства забора для охраны, перестройки склада, закупки компьютеров? Лучше всего сконцентрировать все это в операционных расходах.

Вид стандартного отчета. Формально инвестиционная, финансовая и операционная деятельности являются объектами учета. Поэтому в базе они будут фигурировать в качестве ОУ, как и фирма в целом (строка «Итого» относится именно к этому ОУ). Но в отчете они располагаются по горизонтали.

Итак, каноническая структура БДР такова (см. таблицу).

Таблица

Каноническая структура БДР или базовая классификация объектов учета для БДР

Вид деятельности

Подвид деятельности

Операционная

Основная

Вспомогательная

Финансовая

Кредиты выданные

Займы полученные

Инвестиционная

Реальные инвестиции

Портфельные инвестиции

Обратите внимание, что это одна из необходимых классификаций объектов учета.

Как связаны структуры БДДС и БДР? Чем теснее, тем лучше. В идеале структуры БДДС и БДР должны совпадать. Иначе логика анализа будет неочевидной. Финансовые директора, требуйте совпадения структур БРД и БДДС!

Обобщенная логическая база данных, используемая в том числе для БДР

«Когда мы пытаемся вытащить что-нибудь одно, оказывается, что оно связано со всем остальным…»

Закон Муира

Стандартизация структуры. В части БДР логическая база данных должна иметь универсальную структуру. Любое решение будет дополнением или просто аналогом следующего логического файла:

ПЕРВИЧНЫЙ УЧЕТ (СТАТЬЯ, ОБЪЕКТ УЧЕТА, ПЕРИОД, ДАТА, КОЛИЧЕСТВО, ПРИЗНАК = {План, Факт, Норматив}, ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ, ОТВЕТСТВЕННЫЙ…)

Структура создается в первую очередь для ведения данных, то есть ежедневной фиксации затрат (расходов). Это и есть первичный учет. Кроме того, данная модель используется для планирования и бюджетирования, а также нормирования и контроля.

Дерево или сеть ОУ. Каждый объект учета имеет шифр в рамках классификатора. Классификатор объектов учета в общем виде представляет собой реляционную модель данных. Кроме того, он исторически меняется. Именно поэтому модель данных должна быть сделана профессионально. Классификатор объектов учета - ключевой вопрос управленческого учета. Более того, в моей методике разработки управленческого учета это первый пункт. Минуя его, трудно двигаться дальше. ТПР имеются, особенно хорошо работают отраслевые решения. Тем не менее построение классификатора объектов учета - задача на 25-30% творческая.

Дерево или сеть ресурсов (статей). Здесь построение классификатора еще более типовая задача. Попробую перечислить типовые вопросы:

1. Разделять собственные ресурсы и сторонние? Да, конечно.

2. Какова предельная вложенность статей? Неограничена. Это для отчета сие неудобно, а для базы данных самое оно. Особенно это касается номенклатуры товаров и материалов. Очевидно, что данные классификаторы - это части классификатора объектов учета. Именно потому данный классификатор является более сложным и ведущим по отношению к дереву статей.

3. Стоит ли делить ресурс (статью) на подстатьи по способу использования? Нет, поскольку это обеспечивает классификатор объектов учета. Все детали бюджетной жизни фирмы в отношении использования ресурсов отражаются в классификаторе.

Методика построения плана (классификатора) статей БДР

«Не учите меня жить. (Эллочка-людоедка). Лучше помогите материально».

К/ф «Москва слезам не верит»

ЭТАП 1. Построение базы классификатора статей БДР сверху вниз.

Исполнители: финансовый директор или начальник ПЭО при участии руководителей подразделений (ЦФО) и топ-менеджеров.

Определение: база классификатора статей – это классификатор ресурсов: «вид сверху» (трехуровневый или полный – для материалов может быть и больше уровней). Он составляется экспертно.

Данный этап традиционен. Если он заканчивается тем, что структура статей неудовлетворительна, неполна, то переходим ко второму этапу.

Шаг 1.1. Приведение существующего БДР к стандартному виду, то есть принятому в МСФО (см. таблицу).

Шаг 1.2. Внесение очевидных исправлений в статьи. Обычно это очистка ресурса (статьи) от объекта учета. Другими словами, в названии множества статей свалены в кучу и ресурсы, и объекты учета. Отделим мухи от котлет.

ЭТАП 2. Построение полного классификатора статей БДР снизу вверх.

Этот этап обязательный. Он необходим для проверки и уточнения статей, сформированных сверху:

  • вариант А. Поднимите первичные данные о платежах за последний квартал. Тем самым на 95% данные для построения требуемого классификатора у вас уже есть. Начните с типовых платежей. Вспомните все исключительные частные платежи;
  • вариант Б. Мозговой штурм в каждом ЦФО изолированно от других ЦФО.

Исполнители : начальник ПЭО, главный бухгалтер.

Литература:

1. Мицкевич А.А., Константинова Е.А. Экономическая информация и модели данных: учебное пособие. - М., 1987.

2. Озкарахан Э. Машины баз данных и управление базами данных: пер. с англ. - М., 1989.

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении называется бюджетный процесс

Бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит

Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит

Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр

Этапы бюджетного процесса : – бюджетное прогнозирование; – составление бюджета – рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

– исполнение бюджета в течение бюджетного года; – анализ и контроль исполнения бюджета.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень – бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов, из них: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень – местные бюджеты (около 30 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Структура бюджета необходима для формирования иерархии бюджетообразующих статей:распределения ответственности между структурными подразделениями - бюджетообразующие статьи уточняются, и в дальнейшем структурные подразделения могут работать как с общим правилом, так с собственной уточняющей статьей; формирования совокупных доходов и расходов - формируют удобную для рассмотрения различных расчетов величин иерархию статей; формирования бюджета денежных средств - в структуре бюджета имеются статьи имеющие отношение к движению денежной массы.

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета

Статья 19. Состав бюджетной классификации Российской Федерации Статья 20. Классификация доходов бюджетов

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета

Статья 21. Классификация расходов бюджета Статья 32. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Статья 33. Принцип сбалансированности бюджета Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Статья 34. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Статья 35. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся: субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;средств целевых иностранных кредитов (заимствований);добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации; отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОХОДАХ БЮДЖЕТОВ Статья 39. Формирование доходов бюджетов Статья 40. Зачисление доходов в бюджет Статья 41. Виды доходов бюджетов Статья 42. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности Статья 47. Собственные доходы бюджетов

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАСХОДАХ БЮДЖЕТОВ Статья 65. Формирование расходов бюджетов Статья 69. Бюджетные ассигнования Статья 70. Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений Статья 72. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд Статья 73. Реестры закупок Статья 74. Предоставление средств из бюджетов при выполнении условий Статья 74.1. Бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг Статья 78.1. Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями Статья 79. Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности Статья 81. Резервные фонды исполнительных органов государственной власти (местных администраций)

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

  • 1. доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  • 2. доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • 3. доходы от реализации государственных запасов;
  • 4. доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  • 5. поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  • 6. административные платежи и сборы;
  • 7. штрафные санкции, возмещение ущерба;
  • 8. доходы от внешнеэкономической деятельности.

На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации - на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

  • 1. В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.
  • 2. По социально - экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;
  • 3. В зависимости от конкретных объектов обложения - взимаемые с имущества или дохода;
  • 4. По признаку источников уплаты - налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);
  • 5. По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:

1. По роли в общественном производстве:

Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

Расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства - расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);

Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).

2. Общественному назначению:

Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

Расходы на социально-культурные нужды;

Военные расходы;

Расходы на управление.

3. Отраслям производства:

В производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;

В непроизводственной по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.

4. Целевому назначению.

Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.).

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;

ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

инвестиции в уставные капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

кредиты иностранным государствам;

средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

функционирование федеральной судебной системы;

осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;

государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

государственная поддержка атомной энергетики;

ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

исследование и использование космического пространства;

формирование федеральной собственности;

обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

федеральная инвестиционная программа;

обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

официальный статистический учет;

прочие расходы.

Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

обеспечение правоохранительной деятельности;

обеспечение противопожарной безопасности;

научно - исследовательские, опытно - конструкторские и проектно - изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс;

обеспечение социальной защиты населения;

обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

развитие рыночной инфраструктуры;

обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

обеспечение деятельности средств массовой информации;

финансовая помощь другим бюджетам;

прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Бюджетный процесс - это построение бюджета компании на определенный период времени. Участниками бюджетного процесса являются финансовый комитет, руководство компании, центры финансовой ответственности. Процесс ежегодного составления бюджета должен быть задокументирован, а задачи, назначения ответственных и сроки должны быть четко прописаны.

Бюджетный процесс опирается на точную систему классификации затрат, расходов и доходов. При этом необходимо различать термины «затраты» и «расходы». Для целей бухгалтерского и налогового учета ЗАТРАТЫ относятся к бизнес-активам, и они отражены в балансе. РАСХОДЫ относятся к коммерческому ДОХОДУ, и они показаны в отчете о чистой прибыли (прибыли и убытках).

Используя данные, генерируемые учетной системой, бюджеты могут быть разработаны для каждого подразделения на различных уровнях. Различные подразделения в рамках бизнеса могут быть определены как центры прибыли, центры затрат или дохода и т.п., т.е. как центры финансовой ответственности (ЦФО). Бюджеты используются в качестве инструмента управления для измерения эффективности деятельности ЦФО. Эффективность измеряется тем, насколько фактические цифры отклоняются от предусмотренных в бюджете сумм.

Существуют различные способы бюджетные классификации затрат, классификации расходов и доходов в зависимости от их отношения к выпуску продукции, а также в зависимости от контекста, в котором они используются.

Контролируемые и неконтролируемые затраты

При использовании бюджетов для расчета показателей эффективности, важно различать контролируемые и неконтролируемые затраты. Менеджеры не должны нести ответственность по неконтролируемым затратам. Следовательно, в типичном бюджете будет отображаться доход от продаж в виде прогноза и переменные затраты, связанные с этим уровнем продаж. Разница между доходом от продаж и переменными затратами - это маржа или маржинальная прибыль. Затем из маржинальной прибыли вычитаются постоянные затраты для получения показателя операционного дохода. В результате, менеджеры и центры финансовой ответственности (ЦФО) оцениваются на основе тех затрат, которые они, как ожидается, будут контролировать.

Постоянные и переменные затраты

Два основных типа затрат, которые существуют на предприятии - это постоянные и переменные затраты.

Постоянные затраты не зависят от выпуска продукции, в то время как переменные затраты зависят от него. Постоянные затраты иногда называются накладными расходами. Они производятся независимо от того, изготовляет ли фирма 100 единиц продукции или 1000 единиц продукции. При составлении бюджета статьи постоянных затрат могут включать в себя арендную плату, амортизацию и заработную плату руководителей. Накладные расходы на производство могут включать такие статьи затрат, как налоги на имущество и страхование. Эти постоянные издержки остаются неизменными, несмотря на изменения в объеме производства.

С другой стороны, переменные затраты колеблются в прямой пропорции к изменениям в объеме производства. В бюджетной классификации затрат на производство затраты на рабочую силу и материалы обычно являются переменными затратами, которые возрастают по мере увеличения объема производства. Требуется больше труда и материала для производства большего объема продукции, поэтому стоимость рабочей силы и материалов изменяется в прямой зависимости от объема выпуска.

Для многих компаний в сфере услуг традиционное разделение затрат на постоянные и переменные не работает. Как правило, переменные затраты определяются главным образом как «труд и материалы». Однако в сфере услуг рабочая сила обычно оплачивается контрактом или управленческой политикой и, таким образом, не зависит от производства. Следовательно, для этих компаний это постоянная, а не переменная стоимость. Нет жесткого и твердого правила о том, какая категория (постоянная или переменная) подходит для конкретных расходов. Например, стоимость офисной бумаги в одной компании может быть накладной или постоянной стоимостью, поскольку бумага используется в административных офисах для выполнения административных задач. Для другой компании эта же офисная бумага может быть переменной стоимостью, потому что бизнес производит печать как услугу для других предприятий. Каждая компания должна определять на основе собственных нужд, является ли расход постоянной или переменной стоимостью для бизнеса.

В дополнение к переменным и постоянным затратам некоторые из затрат считаются смешанными . То есть, они содержат элементы постоянных и переменных затрат. В некоторых случаях расходы на надзор и проверку рассматриваются как смешанные.

Прямые и косвенные затраты

Прямые затраты аналогичны переменным затратам. Их можно непосредственно отнести на производство продукции. В системе оценки запасов, называемой директ-костинг, только те затраты, которые непосредственно зависят от объема производства, относятся на продукцию по мере ее производства. Стоимость инвентаря представляет собой сумму прямого материала, прямой рабочей силы и всех переменных производственных затрат.

С другой стороны, косвенные затраты аналогичны постоянным затратам. Они напрямую не связаны с объемом выпуска. Косвенные затраты на заводе-изготовителе могут включать зарплату руководителей, косвенные затраты труда, поставки, налоги, коммунальные услуги, амортизацию на здания и оборудование, аренду заводов, расходы на инструменты и расходы на патенты. Эти косвенные затраты иногда называют производственными накладными расходами.

В рамках системы учета, известной как калькуляция полной себестоимости, все косвенные затраты на производство, а также прямые затраты включаются в определение стоимости запасов. Они считаются частью стоимости производимой продукции.

Таким образом, бюджетная классификация затрат может опираться как на разделение затрат на постоянные и переменные, так и на прямые и косвенные.

Доходы бюджета и расходы бюджета: классификация статей расходов и доходов бюджета

Статьи доходов бюджета – это планируемые поступления от продаж товаров и услуг. Бюджет доходов от продаж может быть построен, исходя из ожиданий, сколько товаров и услуг компания планирует продать, а также от количества клиентов. Он также включает цену, которую компания будет взимать за свои товары и услуги.

Что касается классификации расходов бюджетов, то почти все статьи расходов бюджета отражаются либо в операционном бюджете, либо в капитальном бюджете. Однако периодически могут возникать некоторые внебюджетные расходы.

В бюджетной классификации расходов операционные расходы представляют собой расходы на обычные бизнес-операции. Например, операционные расходы бюджета могут включать расходы на зарплату, страхование, аренду помещений, электричество или договоры на техническое обслуживание.

Термин «капитальные расходы» относится к расходам, которые увеличивают стоимость имущества и оборудования, принадлежащего бизнесу. Закупки основных средств, например, являются капитальными затратами. В результате эти активы становятся частью базы активов организации, следовательно, они увеличивают балансовые счета активов. Компании обычно планируют и управляют капитальными расходами в капитальном (инвестиционном) бюджете. Элементы в капитального (инвестиционного) бюджета не отображаются в операционном бюджете.

Рисунок 1. Пример классификации бюджетных статей в программе «WA: Финансист».

Программный продукт WA: Финансист является гибким инструментом бюджетирования и позволяет проводить любую классификацию бюджетных статей из указанных выше. При этом важным разделителем является тип статьи: статья бюджетирования (для бюджетов доходов и расходов и бюджета по балансовому листу) и статья ДДС (для бюджетов движения денежных средств).



Похожие статьи