Долевая собственность на земельный участок. Оформление дома в совместную собственность Оформить земельный участок в совместную собственность

Общая долевая и общая совместная собственность земельных наделов устанавливается в случае множественности правообладателей участков. Указанные варианты являются формами частной собственности и могут возникать на основании гражданских сделок, распорядительных актов властных органов или по судебному решению. В этой статье можно узнать ключевые нюансы общего пользованию землей, а также особенности распоряжения такими участками.

Что это такое

При общей собственности владение, пользование и распоряжение земельным объектом недвижимости осуществляется одновременно несколькими правообладателями - гражданами или юрлицами. Ключевое различие между совместной и долевой формами обладания наделом заключается в наличии или отсутствии у каждого правообладателя определенной доли. При этом участок на общем праве характеризуется следующими нюансами:

  • предметом права выступает единый земельный надел с определенными границами, а при долевой форме могут устанавливаться и границы отдельных долей;
  • при совместном обладании землей любые формы распоряжения (продажа, дарение, аренда и т.д.) могут осуществляться только при единогласном решении всех правообладателей, при этом каждый собственник должен быть участником сделки;
  • при закреплении долевой собственности возможно распоряжение отдельными долями, однако при возмездном отчуждении нужно соблюдать порядок уведомления всех дольщиков и предоставление им права преимущественного выкупа.

Возникновение общего права на участок происходит в случаях, когда приобретателями выступает несколько лиц. Для этого подается общее заявление во властные органы, либо в договор купли-продажи надела включает несколько покупателей. Важно учитывать, что режим совместной собственности в любой момент может быть изменен на долевую форму, для этого достаточно заключить добровольно соглашение о распределении долей, либо добиться принудительного выделения долей через судебную процедуру.

Рассмотрим основания возникновения совместной и долевой формы владения землей, а также особенности распоряжения общими участками.

Получение или приобретения в совместное владение земли происходит без указания доли, отведенной каждому из правообладателей. Это означает, что каждый законный владелец несет равные права и обязанности в отношении участка, вправе получать свою часть доходов от эксплуатации участка и нести расходы на его содержание.

Правовой режим совместной собственности может возникать в следующих случаях:

  • если по гражданской сделке земельный объект приобретают супруги, в этом случае надел признается совместно нажитым имущественным активом;
  • если выделение земли из государственного или муниципального фонда осуществляется в пользу всех членов семьи или группы граждан;
  • если земля была предоставлена в общее пользование и эксплуатацию некоммерческим товариществам садоводов, огородников и т.д.

В перечисленных случаях для подтверждения права необходимо пройти регистрационную процедуру в отношении единого участка. Межевой план на земельный надел, который будет являться основанием для регистрационных действий в службе Росреестра, будет содержать определенные границы без указания отдельных частей участка для каждого правообладателя.

Совместное пользование землей подразумевает следующие особенности:

  1. каждый правообладатель обязан соблюдать разрешенный вид пользования землей (например, участок сельхозназначения может использоваться только для соответствующих целей, а возведение на нем производственного объекта запрещено для каждого владельца);
  2. в любых формах распоряжения землей принимают участие все законные владельцы - выступают в качестве продавцов, дарителей, арендаторов и т.д.;
  3. для изменения характеристик участка (например, категории земли или вида разрешенного использования) требуется единогласное решение всех правообладателей;
  4. эксплуатация земли осуществляется на равных основаниях, а при возникновении споров может утверждаться порядок пользования участком в документальной форме (при разногласиях между правообладателями порядок пользования может утверждаться в судебном порядке).

Изменение правового режима совместного владения может происходить по требованию любого владельца. Необходимо учитывать, что каждый правообладатель может потребовать фактического выдела своей части земли, при этом для остальных собственников может сохраняться совместная форма. Для выделенного участка будут определены собственные границы, он будет поставлен на кадастровый учет в ЕГРН в качестве самостоятельного объекта недвижимости.

В случае если третьими лицами предъявляются претензии, связанные с пользованием земельным наделом, ответчиками будут выступать одновременно все собственники. Например, если речь идет о компенсации расходов окружающей среде, вызванных нарушением правил землепользования, штрафные санкции будут взысканы в солидарном порядке со всех правообладателей.

Долевая собственность

Возникновение долевой формы владения может происходить напрямую при получении или приобретении надела, либо в процессе совместного владения. Из совместного пользования доли отдельных собственников могут формироваться следующим образом:

  1. при совершении сделки купли-продажи покупатели вправе сами определять размер долей для каждого будущего владельца, это условие указывается в договоре и будет зафиксировано в ЕГРН;
  2. при заключении соглашения о распределении долей, они устанавливаются в равном размере, если иное не решат сами правообладатели по обоюдному согласию;
  3. отступление от принципа равенства долей может происходить в случаях, если один из владельцев производит существенные вложения денежных средств в улучшение характеристик и свойств земли.

Для определения размера каждой доли требуется проведение кадастровых работ и изготовление межевого плана. Эти полномочия принадлежат профессиональному кадастровому специалисту - инженеру, а в ходе межевых работ границы долей определяются исходя из соглашения сторон, условий договора купли-продажи, резолютивной части судебного акта. После распределения долей или приобретения земли в такой форме, возникающее право подлежит регистрации в службе Росреестра.

Каждому дольщику выдается правоустанавливающий документ - выписка из госреестра ЕГРН . При возмездном распоряжении землей, на которую установлен долевой режим, соблюдается правило о предварительном уведомлении каждого дольщика. Другие собственники могут воспользоваться правом преимущественного выкупа на условиях, предусмотренных договором продажи (изменение этих условий после направления уведомления не допускается, в том числе в отношении стоимости доли).

После этого договор отчуждения долей должен был удостоверен в нотариальной конторе, без этого регистрационная процедура завершиться вынесением отказа. После регистрации отчуждения доли новый владелец приобретает полноценное право пользование в пределах своей части участка.


Речь в этой статье пойдет о землях общего пользования (далее ЗОП), находящихся в коллективной совместной собственности граждан, земельном налоге на ЗОП с таким видом собственности о том, как он исчислялся и уплачивался ранее и как происходит это сейчас на практике и по закону согласно гл. 31 Земельный налог НК РФ.

Почему коллективная совместная, а не совместная собственность, которая предусмотрена ГК РФ.

Для этого надо вернуться в недалекие 90-е годы, когда началась повальная приватизация. Большинство садовых объединений, которым были выделены земельные наделы на разных правах владения, воспользовались таким правом приватизировать земельные участки. Личные участки граждан закрепили за каждым гражданином с получением свидетельства о собственности индивидуально для каждого, ЗОП оформили в соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РСФСР, который на то время имел юридическую силу, а именно ст. 8 указывала кому можно оформить в собственность земельные наделы с такой юридической формой содержания, включая и земли общего пользования садоводческих товариществ.
« земельные участки могут принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли.
В коллективную совместную собственность граждан могут быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, и земли общего пользования садоводческих товариществ - по решению общих собраний этих предприятий, кооперативов и товариществ.
им бесплатно и разделу не подлежат.»
(ст.8 ЗК РСФСР)
Земельные участки, зарегистрированные в соответствии с Земельным Кодексом РСФСР принадлежат гражданам, а ни в коей мере ни юридическому лицу. Свидетельство имеющиеся в наличии у садового товарищества, подтверждает наличие права на земельный участок у граждан. То что написано с аббревиатурой СТ, это юридическая ошибка или безграмотность чиновников (как ни назови), но тем не менее это накладывает свои определенные отпечатки а иногда и трудности, но не исключает право собственности граждан.

Продолжение ниже:

Stora

Консультирую по желанию

С введением нового Земельного Кодекса РФ, какие документы сегодня имеют юридическую силу равную с регистрацией в ЕГРП.

В федеральном законе 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» который принят 25 октября 2001 года есть п. 9 ст. 3. В котором говорится
"Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едино государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие федерального закона от 21 июня 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года № 219 «Об утверждении правил введения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

Форма документа, удостоверяющего право на землю, менялась несколько раз, но всегда выданные ранее документы признавались действительными и сохраняли свою юридическую силу. Действует или нет ранее выданный документ нужно определять по 2-м критериям
а) форма документа должна быть утверждена нормативным актом;
б) документ должен быть выдан в период, когда его разрешалось выдавать.

Посмотрим, что из выше перечисленных документов имеют юридическую силу

1.Свидетельство на право собственности на землю ,
утвержденное постановлением правительства РФ от 19 марта 1992 года за номером 177, выдавалось до 27 октября 1993 года.
Новая форма свидетельства на право собственности на землю утверждена указом президента РФ № 1767 от 27 октября 1993 года и выдавалась до вступления в действие в регионах России федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В некоторых субъектах РФ этот закон вступил в действие 1 января 2000 года, так как процесс создания учреждений юстиции (регистрационных палат) для регистрации прав затянулся на два года.

2.Свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования землей ; свидетельство на право пожизненного наследуемого владения землей; договор аренды земельного участка
утверждены постановлением правительства РФ от 19 марта 1992 года за номером 177 и выдавались до вступления в действие в конкретном регионе федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с этим федеральным законом права на землю удостоверяются

3.Свидетельством о государственной регистрации прав ,
выдаваемые учреждениями юстиции (регистрационными палатами)

Ниже приведены ссылки на законодательство, которое указано выше и из которых следует, согласно каких документов закреплялось право на землю за гражданином или юридическим лицом, и которые имеют равную юридическую силу с гос. регистрацией в ЕГРП.

Из Федерального закона № 122-ФЗ «о государственной регистрации недвижимости» (п.1 ст. 6.) так же видим, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Именно по желанию самих граждан, а не по воле ФНС, ФРС и прочих.
Это касается не только участков, которые в собственности, но и находящиеся на другом вещном праве.

Исходя из выше изложенного, следует, что земля принадлежит гражданам на праве коллективной совместной собственности, свидетельства о регистрации права собственности, которых сегодня имеют равные права с регистрацией в ЕГРП.
Хотя Гражданский и Земельный кодексы, не предусматривают наличие такой собственности, а только совместную и долевую это не значит, что ваши земельные наделы вне закона. См. выше ФЗ № 137-ФЗ.

Продолжение ниже:

  • Регистрация: 18.11.07 Сообщения: 2.117 Благодарности: 244

    Stora

    Консультирую по желанию

    Регистрация: 18.11.07 Сообщения: 2.117 Благодарности: 244 Адрес: Москва

    Нет, не стоит и даже опасно, принимая решение о переоформлении земель общего пользования из коллективной совместной собственности в собственность юридического лица, каждый гражданин-садовод отказывается от своей доли в общем имуществе товарищества и передает ее в собственность юридического лица. Объединение граждан -коллектив это одни права, а организация – юр. лицо другие.
    Именно юридическое лицо легкая добыча рейдеров.

    Почему нельзя зарегистрировать ЗОП или получить новое свидетельство взамен старого образца, как указано в ГК РФ - совместную или долевую собственность.

    Потому, что нормы ФЗ №66-ФЗ после принятия закона N 93-ФЗ от 30.06.2006, предусматривают оформление ЗОП только на юридическое лицо в соответствии со ст.14 указанного закона, земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
    Поэтому если вы захотите переоформить сегодня надел получите, только собственность юр.лица, т.е. то, что я писала выше самолично отдадите ЗОП организации юридическому лицу, а не объединению граждан.

    Что плохого, если граждане собственники ЗОП решили передать свои земли в частную собственность юридического лица.

    Передавая земли в собственность юридического лица, вы навсегда привязываете себя к членству, тем самым лишаясь собственности.
    Если вы выходите из членов по своему желанию или вас исключают по решению ОС, то вы уже не будете иметь свое влияние на судьбу ЗОП, так как вы уже не являетесь членами объединения. Если же ЗОП остаются в совместной собственности граждан, то выходя из членов объединения, вы все равно остаетесь собственником ЗОП до тех пор, пока вы являетесь владельцем своего индивидуального участка, Пока вы не совершили условий по сделкам (например продажа, дарение, наследство) , т.е. пока у вашего ЗУ не появился новый хозяин, к которому по закону перейдет ваша доля в ЗОП и личный участок, и который в последующем будет оплачивать земельный налог на часть отошедшей ему доли в ЗОП и за личный участок.
    Абзац пункта 4 статьи 14 ФЗ №66-ФЗ о закреплении земель общего пользования за юридическим лицом противоречит Конституции РФ согласно которой, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
    Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. (ст. ст.30 и 35)
    Верховенство Конституции и основанных на ней федеральных законов является одним из важнейших принципов всего конституционного права, а следовательно, и всего законодательства в России. Акты, не соответствующие Конституции, подлежат отмене в установленном порядке. В случае явного противоречия между Конституцией и законом исполнению подлежит Конституция. Это - важнейшее выражение ее верховенства (Ст.4)

    Теперь рассмотрим как должны начислять земельный налог ФНС на коллективную совместную собственность и почему они так старательно продолжают истребовать оплату земельного налога с юр.лица.
    Для этого вернемся опять к Налоговому Кодексу гл.31.ст.392 в которой говорится об особенностях определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности.
    Несмотря на то, что земельному налогу исполнилось 5 лет т.е. с тех пор как вступила в силу гл. 31 НК РФ «земельный налог», практически ничего не изменилось.
    ФНС принципиально (потому что ей так удобно) ссылаясь на то, что юридическое лицо собирает членские взносы и за счет их производит оплату. Так же истребует декларации по земельному налогу с юридического лица, хотя это и не правомерно, тем самым избавляя себя от хлопот, а граждан толкает в долговую яму.
    Председатели же по старинке не отказываются от противоправных действий и несут поголовно декларации от юр.лица (организации) у которого данной базы для начисления не существует, так как нет собственности, а значит и нет начисления налога. Все это налагает определенные последствия такие как незаконное начисление штрафов за своевременно не представленные декларации и начисление пеней за не уплаченный вовремя земельный налог.

    См. продолжение

  • Регистрация: 18.11.07 Сообщения: 2.117 Благодарности: 244

    Stora

    Консультирую по желанию

    Регистрация: 18.11.07 Сообщения: 2.117 Благодарности: 244 Адрес: Москва

    Почему продолжают начислять по старинке.

    Для этого вспомним, как начислялся налог на землю до вступления гл. 31 НК РФ.
    В соответствии с Законом РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю (ст. 6), земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.
    Из закона видим, что начисление земельного налога производится со всей площади земельного участка кооператива и товарищества, в т. ч. и с площадей земель общего пользования.

    Принимались так же местные законы о плате на землю в которых было прописано, что члены садоводческих, товариществ после выдачи свидетельств на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками могут уплачивать земельный налог через правления кооперативов, товариществ, для чего правления представляют решения общего собрания членов кооператива, товарищества о централизованной уплате земельного налога и расчеты земельного налога (включая земельные участки членов кооперативов, товариществ) государственным налоговым инспекциям того административного района, на территории которого находятся земельные участки указанных кооперативов и товариществ, и уплачивают налог в соответствующий местный бюджет."

    Если члены объединений, указанных выше имеют документы, удостоверяющие право собственности на земельный участок, земельный налог исчисляется каждому из них налоговыми органами, и каждый член объединения уже тогда должен был уплачивать налог самостоятельно.

    Выплаты производились юридическим лицом, поэтому возмещение каких-либо расходов юридического лица их членами в виде уплаты взносов не может рассматриваться в качестве уплаты налога." Задолженность по налогу фактически остается за гражданином.

    Членские взносы по своей структуре согласно ст. 1 ФЗ №66-ФЗ являются собственностью юридического лица, поэтому любые выплаты за счет членских взносов считаются выплатами юридического лица, а значит не списывают задолженность с гражданина.

    Поэтому если принимались такие решения общим собранием, то их следует отменить в обязательном порядке. Последствия такой оплаты в будущем не заставят себя ждать.

    Если юридическое лицо ликвидируют например за долги, то земли заберут в первую очередь если даже они и находились в собственности граждан, НО земельный налог УПЛАЧИВАЛО много лет ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, а не граждане сособственники ЗОП. Соответственно суд имеет право принять это во внимание.

    Что изменилось с принятием гл. 31 Земельный налог, для этого обратимся к Налоговому кодексу

    Кто является налогоплательщиком

    П. 1. ст. 388 налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

    Что является объектом налогообложения

    Согласно п. 1. Ст. 389 объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

    Определены налогоплательщики и земли, которые облагаются земельным налогом.
    Определяем базовый элемент, т. е. согласно п. 1 ст. 390, рассматриваемой главы налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со Ст. 389 настоящего Кодекса.
    п. 2. этой же ст. говорит, что Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным кодексом РФ.

    Определили, что базой для налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог и кадастровую стоимость ЗУ, которая определяется согласно Земельного кодекса.

    Если обратимся к п. 1 ст. 391, который определяет налоговую базу, то увидим, что она очень сильно разнится с определением, в Законе РФ "О плате за землю", где налогооблагаемой базой являлся весь землеотвод, включая личные участки граждан со ссылкой предоставленных для садоводства.

    Согласно пункта 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка отдельно и зависит от его кадастровой стоимости.
    а в п. 2. налоговая база определяется так же отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, которыми налогоплательщиками признаются разные лица.

    Определили, что качестве объекта налогообложения выступает земельный участок, а налоговая база определяется как кадастровая стоимость этого участка.

    См. продолжение

  • Регистрация: 18.11.07 Сообщения: 2.117 Благодарности: 244

    Stora

    Консультирую по желанию

    Регистрация: 18.11.07 Сообщения: 2.117 Благодарности: 244 Адрес: Москва

    Налогоплательщики юридические лица определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Это значит, что сами заполняют декларацию, и самостоятельно предъявляют ее в налоговые органы согласно срокам определенным в гл. 31 НК РФ.

    Если юридическое лицо согласно установленным срокам не предоставил декларацию, да еще и вовремя не успел уплатить налог, то налоговые органы обязаны начислять штрафы и пени.

    В отличии от юридического лица согласно ст. 397 физические лица, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления направленного налоговым органом. Только после получения на руки гражданин сможет уплатить земельный налог и никак иначе.
    Из п. 2 этой статьи следует, что налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

    Внимание : ст. 397 гл. 31 НК РФ дополнена нормой о том, что направление налогового уведомления по земельному налогу физическому лицу допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Ранее аналогичная норма содержалась в статье 17 Закона РФ "О плате за землю", который не применяется после вступления гл. 31 «Земельный налог» НК РФ. В связи с тем, что налоговые органы за всё время действия главы 31 НК РФ не проявляли должной расторопности и по многим земельным участкам своевременно не начисляли земельный налог, возникла правовая неопределённость о предельном сроке для привлечения налогоплательщиков к уплате земельного налога за предшествующие налоговые периоды. Теперь эта неопределённость устранена. Не более 3-х лет.

    Напомню , что согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ обязанность по уплате земельного налога (а также налога на имущество физических лиц и транспортного налога) возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления. Поэтому, если налоговый орган не направляет налогоплательщику налоговые уведомления (причины такого бездействия правового значения не имеют), никакой задолженности по уплате налога, пеней и штрафов у налогоплательщика в связи с данным обстоятельством не образуется.

    НО если владелец участка долгое время его не регистрирует, то это считается уклонением от уплаты земельного налога.

    В Письме Минфина России от 24.05.2007 № 03-05-07-02/57 разъясняется, что в случае отсутствия правоустанавливающих документов надо обратиться в территориальный орган Росрегистрации для оформления права на фактически используемый участок в законном порядке. При этом факт отсутствия государственной регистрации соответствующих прав на земельный участок, не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога. Более того, если земельные участки долго не регистрируются, то такие факты в соответствии с действующим законодательством рассматриваются как уклонение от уплаты налога со всеми вытекающими отсюда последствиями – налоговой ответственностью по ст. 122 НК РФ (Письмо Минфина России от 29.12.2007 № 03-05-05-02/82).
    Президиум ВАС подтверждает позицию, что отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого имеет заявительный характер, не свидетельствует о том, что фактический землевладелец (землепользователь) не является плательщиком земельного налога (постановления от 12.07.2006 № 11403/05, № 11991/05). Впоследствии данная позиция находила свое отражение при рассмотрении споров на уровне федеральных арбитражных судов – постановления ФАС ЗСО от 11.03.2008 № Ф04-1521/2008 (1742-А27-26), ФАС СЗО от 21.02.2008 № А56-19016/2007, ФАС ВСО от 28.11.2007 № А19-4107/07-43-Ф02-8860/07, ФАС ПО от 07.08.2007 № А57-14463/2006.

    Пункт 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ (НК РФ) предусматривает обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    Для того чтобы налогоплательщик выполнял эту обязанность, законодатель должен четко определить все элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты согласно п. 6 ст. 3 и п. 1 ст. 17 НК РФ.
    Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

    См. продолжение

  • Регистрация: 18.11.07 Сообщения: 2.117 Благодарности: 244

    Stora

    Консультирую по желанию

    Регистрация: 18.11.07 Сообщения: 2.117 Благодарности: 244 Адрес: Москва

    Пункт 4. Ст. 391 поясняет, что налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Еще раз напоминаю, что если налоговый орган именно по этой причине не направляет налогоплательщику налоговые уведомления (причины такого бездействия правового значения не имеют), никакой задолженности по уплате налога, пеней и штрафов у налогоплательщика в связи с данным обстоятельством не образуется . Основание п. 4. ст. 391 и п. 4. ст. 397

    Можно ускорить это событие, тем, что граждане подают в налоговые органы заявление с приложением копий документов на земельный участок (договор купли-продажи, договор дарения, свидетельство право на наследование и другие правоустанавливающие документы).

    Обязанность гражданина заплатить в бюджет указанные налоги возникает только после получения уведомления из ИФНС (п. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ).
    В письме Минфина России от 2 декабря 2008 г. № 03-05-04-02/71, которое Федеральная налоговая служба довела до сведения ИФНС письмом от 17 декабря 2008 г. № ШС-6-3/935@, также уточняется срок уплаты налога. Он должен составлять не менее одного месяца со дня получения налогоплательщиком уведомления (п. 6 и 8 ст. 58 Налогового кодекса РФ). Это правило действует и для случаев, когда инспекторы направили уведомление с опозданием.

    Исходя из толкования Налогового кодекса (п. 2 ст. 392 гл. 31 Земельный налог) следует, что за земли находящиеся в совместной собственности налог гражданами уплачиваются согласно налоговым уведомлениям, которые им направила ФНС. Граждане получают налоговые уведомления на уплату авансовых платежей в течение календарного года, а по его окончании на уплату оставшейся части годовой суммы земельного налога.

    Сроки уплаты налога устанавливаются в каждом муниципальном образовании
    При получении налогового уведомления обратите внимание на правильность указания в уведомлении площади земельного участка, соответствия доли указанной в правоустанавливающих документах и в налоговом уведомлении, ФИО собственника, землевладельца или землепользователя

    Налог садовода согласно всех перечисленных правил должен выглядить примерно так:
    Налог на индивидуальный участок кадастровый № 001 = 180 руб.
    Налог на ЗОП кадастровый № 002 = 9 рублей.
    Итого следует к уплате за 2009 год по сроку = 189 рублей.

    Пример 1. Собственник личного участка, кадастровая стоимость которого составляет 120 000 руб., а ставка земельного налога - 0,15%. Кадастровый № 001
    Расчет суммы земельного налога следующий:
    120 000 х 0,15: 100 = 180 руб. или (120 000 х 0,15 %) = 180 руб

    Пример 2. По участкам, находящимся в совместной собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в РАВНЫХ ДОЛЯХ. (НК РФ)
    Для примера предположим, что объединение состоит из 4-х человек являющимися сособственниками ЗОП (Иванов, Петров, Сидоров, Гаврилов)

    Кадастровая стоимость земельного участка составляет 24 000 руб. кадастровый № 002
    Налоговая база определяется в части доли, закрепленной за:
    Ивановым: 24 000 руб. х 25% = 6 000 руб.; кадастр. № 002
    Петровым: 24 000 руб. х 25% = 6 000 руб.; кадастр. № 002
    Сидоровым: 24 000 руб. х 25% = 6 000 руб.; кадастр. № 002
    Гавриловым: 24 000 руб. х 25% = 6 000 руб.; кадастр. № 002

    Сумму земельного налога следует уплатить из расчета применяемой налоговой ставки за земли, (для садоводческих, огород, и дачных) 0,15% в части доли земельного участка, закрепленной за:
    Ивановым: 6 000 руб. х 0,15% = 9 руб.;
    Петровым: 6 000 руб. х 0,15% = 9 руб.;
    Сидоровым: 6 000 руб. х 0,15% = 9 руб.;
    Гавриловым: 6 000 руб. х 0,15% = 9 руб.;

    Почему раздельный расчет сумм на ЗОП и личный участок

    Разные кадастровые номера на ЗОП и личные участки граждан, а иногда может быть и разная кадастровая стоимость.

    Если же продолжать платить «котловым методом» т. е. согласно поданной декларации от имени юридического лица, то это повлечет задолженность по уплате земельного налога у гражданина. Плательщиком, а значит и собственником этих средств, как имущества будет являться СНТ- юр. лицо.(об этом я уже писала выше).

    НО НК РФ так же указывает в частности в статье 8, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме ОТЧУЖДЕНИЯ принадлежащих им на праве СОБСТВЕННОСТИ, хозяйственного ведения или оперативного управления ДЕНЕЖНЫХ средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Таким образом, налог - это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщику , а не третьим лицам. (СНТ здесь выступает в качестве третьего лица)

    См. продолжение

  • Регистрация: 18.11.07 Сообщения: 2.117 Благодарности: 244

    Stora

    Консультирую по желанию

    Регистрация: 18.11.07 Сообщения: 2.117 Благодарности: 244 Адрес: Москва

    Еще раз напомню : из пункта 1 ст. 45 НК следует, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Под налоговым законодательством подразумевается НК РФ.

    Кто же должен уплачивать земельный налог на ЗОП в совместной собственности.

    Как уже говорилось выше, граждане выплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

    Из всего сказанного следует, что земельный налог за земли общего пользования,
    находящиеся в общей совместной собственности граждан объединения (членов объединения и не являющимися таковыми, но земли ранее были предоставлены и на их долю) подлежит уплате физическими лицами – гражданами этого объединения (как членов так и не членов такого объединения)

    Предоставление Декларации по земельному налогу и его оплата СНТ в случае ЗОП, находящихся в коллективной совместной собственности, неправомерно. В обязанности юридического лица НК РФ не вменяется оплата земельного налога за налогоплательщика гражданина.
    НК РФ не возлагает по земельному налогу функций налогового агента. Только агенты, признанные согласно НК РФ считаются таковыми.

    Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

    Из этого следует, что налоговыми агентами могут быть как юридические, так и физические лица. Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те, организации или физические лица, которые являются источниками выплат средств налогоплательщику, то есть от которых налогоплательщик получает доход. Причем эти обязанности могут быть возложены на источник выплаты только законодательством о налогах и сборах.(В нашем случае НК)
    В частности, обязанности налогового агента не могут возлагаться на лицо на основании каких-либо нормативных актов, писем министерств и ведомств. Удержание налога производится из выплачиваемых налогоплательщикам денежных средств, а обязанность по перечислению удержанного налога - за счет средств налогоплательщиков.

    Приведу примеры таких наиболее распространенных выплат с участием налогового агента.
    Это выплата заработной платы физическому лицу (налоговый агент по уплате налога на доходы физических лиц - (НДФЛ),
    В платежном поручении в правом верхнем окошечке предусмотрен код налогового агента. (02)
    Выплата дивидендов организациями (налоговый агент по уплате налога на прибыль организаций)
    Выплаты связанные с арендой государственного или муниципального имущества (налоговый агент по уплате НДС).
    Как видим на практике в соответствии с НК их не так-то и много.

    Садоводческие объединения могут выступать в роли агента только в части уплаты НДФЛ, так как НК дает прямое указание на это. Что касается земельного налога, то по закону у него нет прав налогового агента, и как третье лицо он тоже не имеет права участвовать в оплате налога, так как налог - это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщику, а не третьим лицам, о чем я уже писала выше.
    Для любого суда незаконность оплаты земельного налога таким способом будет очевидна.
    Тем более, по обращению суды признают незаконность требований налоговых органов оплаты земельного налога и предоставления деклараций юридическим лицом, когда налогоплательщиками по зем. налогу на ЗОП являются физические лица в соответствии с НК РФ.

    См. продолжение

  • Регистрация: 18.11.07 Сообщения: 2.117 Благодарности: 244

    Stora

    Консультирую по желанию

    Регистрация: 18.11.07 Сообщения: 2.117 Благодарности: 244 Адрес: Москва

    Что нужно сделать, что бы налоговые органы взимали налог с ЗОП, находящихся в коллективной совместной собственности с каждого гражданина, а не с юридического лица.

    Нужно обратится в свою налоговую службу по месту нахождения объединения, зарегистрированного в качестве юр. лица с письмом, в котором следует сообщить, что ЗОП принадлежат гражданам на праве совместной собственности и попросить их на основании свидетельства на ЗОП и согласно гл. 31 Земельный налог НК РФ производить начисление земельного налога, на каждого владельца личного участка. Приложить копию свидетельства на ЗОП, список граждан, являющихся сособственниками ЗОП. ФНС сама начисляет налог и рассылает налоговые уведомления.
    Каждый обратившийся в ФНС налогоплательщик имеет право получить консультацию и помощь в письменном виде.

    Председателю нужно прекратить подавать декларации иначе начисление налога будет происходить в соответствии с декларацией. Задолженность будет числится за юр. лицом согласно этой декларацией, а за гражданами в соответствии с ЗК РФ и НК РФ.

    Дополнять бухгалтерскую и налоговую отчетности, сопроводительным письмом, в котором обязательно сообщать, что на балансе организации отсутствуют земли, ЗОП столько то га находятся в собственности садоводов - физических лиц.
    Если этого не сделать, то ФНС будет и дальше продолжать с вас требовать декларации и начислять налог.

    Что следует предпринять, если в налоговых органах до сих пор нет документов, затерялись при передачи в или вообще не были переданы регистрирующими органами.

    Если вы сделали запрос в налоговые органы и получили ответ, что каких-то документов нет в наличии, то следующим этапом пишите запрос в Роснедвижимость.
    Нужно приложить ксерокопии паспорта, правоустанавливающие документы на землю, в заявлении указать причины по которым вы обратились в орган.
    Будет лучше, если председатель сам сделает все запросы начиная с налоговой и дальше.
    Это значительно ускорит сбор документов и начисление земельного налога.

    А как уплачивать земельный налог на ЗОП, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения

    Что касается ЗОП, которые находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, то за них начисление земельного налога производит объединение - юридическое лицо, как и прежде из членских взносов согласно утвержденной сметы ОС в которой обязательно должна присутствовать графа Земельный налог.

    Следующей будет тема «финансовая и хозяйственная деятельность в садоводческих объединениях в соответствии с ГК РФ»

  • Регистрация: 18.11.07 Сообщения: 2.117 Благодарности: 244

    Stora

    Консультирую по желанию

    Регистрация: 18.11.07 Сообщения: 2.117 Благодарности: 244 Адрес: Москва

    Начальнику ИФНС №_ по г. Мамонтов, Петровской области
    От _
    _
    Зарегистрирован (а) по адресу: индекс, паспорт
    _
    _
    _

    Настоящим довожу до вашего сведения, что я имею в собственности земельный участок для ведения садоводства (земли сельскохозяйственного назначения) общей площадью 1200 кв. м. по адресу: Петровская область, Мамонтовский район, СНТ «Ромашка»

    Участок № _, кадастровый № _.

    Прошу поставить меня на учет в качестве налогоплательщика земельного налога.

    Прилагаю следующие документы:
    1. Копия свидетельства о государственной регистрации права (или любые правоустанавливающие документы на землю)
    2. Копия паспорта
    3. Копия кадастрового плана

    Уведомления на оплату земельного налога прошу направлять по выше указанному адресу.

    _ _ _
    (дата) (подпись) (расшифровка ФИО)

    Обращаю внимание: Наличие почтового индекса обязательно, так как рассылаются уведомления через почтовые отделения связи.

    Ксерокопия паспорта 1-я стр., стр. с отметкой о регистрации и если менялся паспорт после оформления документов на землю, то и и эта стр. тоже нужна.

  • Регистрация: 05.01.07 Сообщения: 6.929 Благодарности: 7.196

    alisa

    Обработка информации

    Регистрация: 05.01.07 Сообщения: 6.929 Благодарности: 7.196 Адрес: Россия, Москва

    Что нужно сделать, что бы налоговые органы взимали налог с ЗОП, находящихся в коллективной совместной собственности с каждого гражданина, а не с юридического лица.

    Татьяна, добрый день! Наконец-то! Большое спасибо, что нашли время и предоставили такую необходимую всем информацию!

    Просто вопрос
    Вы предлагаете налог за ЗОП выплачивать всем садоводам поровну.

    В свое время, налоговая служба прислала нашему СТ формулу для расчета налога за ЗОП исходя и
    Это было неправильно?

    И второй вопрос.
    Вы очень хорошо описали порядок действий. Все очень логично. Еще раз громадное спасибо.
    Скажите, как налоговые органы относятся к такому перерасчету?
    есть ли СНТ, которые реализовали по жизни данную схему? Или только через суд?

  • Регистрация: 17.01.10 Сообщения: 80 Благодарности: 1

    Заблокирован

    Новичок

    Регистрация: 17.01.10 Сообщения: 80 Благодарности: 1 Адрес: Петрозаводск

    Stora
    « земельные участки могут принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли.
    В могут быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, и земли общего пользования садоводческих товариществ - по решению общих собраний этих предприятий, кооперативов и товариществ.
    Земли общего пользования садоводческих товариществ передаются им бесплатно и разделу не подлежат.» (ст.8 ЗК РСФСР)

    Основной нерешённой проблемой является противоречие вот этих двух формулировок:В коллективную совместную собственность граждан могут быть переданы земли
    и
    Земли общего пользования садоводческих товариществ передаются им
    (не проверяю точность цитирования)
    При наличии свидетельства с формулировкой коллективную совместную собственность членов СТ - налоговая инспекция не признаёт такое свидетельство как свиделельство о собственности граждан на землю, мотивируя своё мнение отсутствием пофамильного перечня сособственников в свидетельстве.

    Stora
    Свидетельство имеющиеся в наличии у садового товарищества, подтверждает наличие права на земельный участок у граждан. То что написано с аббревиатурой СТ, это юридическая ошибка или безграмотность чиновников (как ни назови), но тем не менее это накладывает свои определенные отпечатки а иногда и трудности, но не исключает право собственности граждан.

    То есть получается, что свидетельство подтверждает наличие прав на землю но не определяет собственника. Причём сотрудники налоговой двоякость толкования применяют согласно

    Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

    В пользу обозначенного лица. СТ ХХХ.
    Вот такая действительность.

    Выйти из положения можно только оспорив данное свидетельство в суде.
    Мониторинг судебных решений за последние годы не позволяет сказать, что подобные дела рассматривались судами.

    Если полагаться на русское "АВОСЬ" и самостоятельные рассуждения о возможной трактовке документов - можно нарваться на ситуацию, аналогичную освещаемой прессой

  • пропорционально размеру личного земельного участка И я присоединяюсь к вопросу, адресованному, участниками форума- Alisa и Афина к участнице- Stora. Но конкретно и детально, поскольку от Stora, уже поступала информация о реализации данной схемы в СНТ, где она является председателем правления.
    Stora, так и не ответила на поставленный вопрос – как происходила реализация схемы, обменом письмами, убеждением словами или решением, принятым в судебном порядке.
    Также без ответа оставлено предложение - опубликовать на сайте копию налогового уведомления, для наглядности, с расчетом указанных налогов.
    Сообщение от Stora
    Земельные участки, зарегистрированные в соответствии с Земельным Кодексом РСФСР принадлежат гражданам, а ни в коей мере ни юридическому лицу. Свидетельство имеющиеся в наличии у садового товарищества, подтверждает наличие права на земельный участок у граждан. То что написано с аббревиатурой СТ, это юридическая ошибка или безграмотность чиновников (как ни назови), но тем не менее это накладывает свои определенные отпечатки а иногда и трудности, но не исключает право собственности граждан.

    А у каждого гражданина есть фамилия, имя, отчество, дата рождения и прочие отличительные характеристики. Каждый ли гражданин РФ –Иванов Иван Иванович имеет право на часть ЗОП в СТ «Ромашка» или только Иванов Иван Иванович- член, названного СТ?

    Кроме этого, сегодняшним Законодательством, в садоводческих, дачных объединениях, не предусмотрен переход права граждан на часть ЗОП, как имущества. Такое право предоставлено гражданину, имеющему членство в организации.

    НК РФ предусматривает источники получения ИМНС информации о налогоплательщиках.

    Сообщение от Stora
    Нужно обратится в свою налоговую службу по месту нахождения объединения, зарегистрированного в качестве юр. лица с письмом, в котором следует сообщить, что ЗОП принадлежат гражданам на праве совместной собственности и попросить их на основании свидетельства на ЗОП и согласно гл. 31 Земельный налог НК РФ производить начисление земельного налога, на каждого владельца личного участка. Приложить копию свидетельства на ЗОП, список граждан, являющихся сособственниками ЗОП.
    Сообщение от Stora
    Нужно ли менять старое свидетельство с формой собственности коллективная совместная.
    Нет, не стоит и даже опасно, принимая решение о переоформлении земель общего пользования из коллективной совместной собственности в собственность юридического лица, каждый гражданин-садовод отказывается от своей доли в общем имуществе товарищества и передает ее в собственность юридического лица. Объединение граждан -коллектив это одни права, а организация – юр. лицо другие.
    Именно юридическое лицо легкая добыча рейдеров.

    Какие существуют подводные камни по этому вопросу, и существует ли угроза для наших ЗОП судите по ответу Департамента недвижимости Минэкономразвития России , на письмо, отправленного адресатом для разъяснения в адрес Президента РФ:



  • Регистрация: 24.10.07 Сообщения: 7.199 Благодарности: 7.853

    НК РФ предусматривает источники получения ИМНС информации о налогоплательщиках.
    Получение информации по налогоплательщикам в таком порядке не предусмотрено:
    И это Самшит верно говорит Мой личный пример это подтверждает -уже излагала в других темах. Но повторю: Несмотря на то, что я действовала абсолютно так, как советует автор темы: отправила в налоговую копию свидетельства и кад. паспорта на бОльшую площадь, получаю уведомления на мЕньшую. Пыталась по телефону выяснить, почему так. Ответили: мы пользуемся передаваемой нам базой данных от Росрегистрации, ваши письма нам не указ.
    Храню свои письма как доказательство своей добропорядочности и плохой работы регистрирущих и налоговых органв.
    Вопрос поставлен об одном, а ответ дан о другом . Вопрос задан не о переоформлении ЗОП с одного лица (лиц) на другое, а о замене Свидетельства старого образца на новое, с записью в ЕГРП, при этом с сохранением прав первичного правообладателя.

    Какие существую, подводные камни по этому вопросу, и существует ли угроза для наших ЗОП судите по ответу Департамента недвижимости Минэкономразвития России , на письмо, отправленного адресатом для разъяснения в адрес Президента РФ:
    - «коллективно-совместная собственность » тождественна сегодняшнему определению в ГК РФ «совместная собственность».
    - при переоформлении, указанного Свидетельства на Свидетельство нового образца, с записью в ЕГРП, правообладатель не изменится в случае если:
    1. Учредительные документы садового товарищества приведены в соответствие с требованиями ст. 53 ФЗ №66-ФЗ;
    2. Создание (реорганизация) садоводческого… некоммерческого объединения произошло с соблюдением ст. 16 ФЗ №66-ФЗ.

    Вот как раз требования ст. 16 ФЗ-66 большинством садовых товариществ и не исполнено.

    Эта тема поднималась в разделе "Непонятки..."
    Скажу больше: не соблюдены эти нормы закона в 99,9% садовых, огородных и дачных товариществ по вине налоговиков, которые вместо реорганизации требовали проведения ПЕРЕРЕГИСТРАЦИИ. И это (в дополнение к словам автора о возможностях рейдерства) - ещё одна возможность рейдерства, но уже как бы узаконенного.
    Нет это относится только к ЗОП, находящимся в совместной и коллективной-совместной собственности.

    В свое время, налоговая служба прислала нашему СТ формулу для расчета налога за ЗОП исходя и пропорционально размеру личного земельного участка . Там было какое-то обоснование, но сейчас трудно все это восстановить.
    Это было неправильно?

    Алиса, если пропорционально размеру личного ЗУ, то земли у вас скорее всего находятся в долевой собственности граждан.

    Обратить внимание:
    Если в правоустанавливающих документах на ЗОП указаны коллективно - долевая собственность (возникшая на осн. ст. 9 Земельного кодекса РСФСР) или долевая собственность (в соответ. со Ст. 244 ГК РФ), то в этом случае земельный налог на ЗОП начисляется для каждого садовода пропорционально его доле в общей долевой собственности сопоставимой с размером личного земельного участка. Чем больше личный земельный участок, тем больше будет доля в собственности на ЗОП, тем выше сумма земельного налога к оплате. (Из толкования Ст. 392. п 1.)

    Цитата дословно:
    « 1. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.»
    Этот вид собственности я в своей статье не рассматривала, так как она редко применялась в те периоды, особенно среди коллективов садоводов. К тому же «долевая» собственность регистрировалась с определение долей на каждого в отличии от совместной без их определения.

    Земельные участки могут передаваться гражданам на праве коллективно-долевой собственности с определением конкретной земельной доли каждого гражданина в количественном выражении.

    В коллективно-долевую собственность граждан могут передаваться земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.

    Право собственников на земельную долю удостоверяется специальными документами, выдаваемыми местными Советами народных депутатов, в которых указывается размер земельной доли.»

    Налоговая база по земельным участкам, находящимся в общей долевой собственности, рассчитывается следующим образом:

    Налоговая база = КСТ х Дуч,

    Где КСТ - кадастровая стоимость земельного участка;

    Дуч - доля налогоплательщика в праве на земельный участок.

    Налоговые органы самостоятельно должны рассчитать и прислать уведомление налогоплательщику гражданину.

  • Наличие общей долевой собственности предполагает, что владельцы участка обладают одинаковыми правами на землю и не могут распоряжаться имуществом по своему усмотрению независимо друг от друга . Иными словами, участники общей «долевки» фактически не являются хозяевами своей доли и не могут продать, обменять, заложить, подарить или сдать в аренду принадлежащий им кусок земли, так как его невозможно выделить.

    Если собственники являются близкими родственниками и находятся в хороших отношениях, то такой режим владения не вызывает особых сложностей. Однако если дело доходит до дележа имущества, к примеру, при разводе, общая собственность создает немало проблем.

    По закону каждый владелец совместного имущества может требовать выделения доли в общем участке.

    Общая собственность образуется, когда участок попадает в собственность двух или более лиц в связи со следующими основаниями:

    • приватизация участка;
    • признание общего права собственности на участок по решению суда;
    • наследование по завещанию или по закону;
    • проведение сделки с участием граждан и организаций (например, продажа участка, принадлежащего ранее колхозу, семейной паре).

    Как правило, такой участок является неделимым, то есть обладает минимально допустимой площадью. Оформлять землю в общую собственность проще, поскольку для этого не требуется ее межевание и разделение по долям.

    Ближайший аналог – получение в общую долевую собственность автомобиля при получении наследования. Физически разделить на две части машину невозможно, так как это повредит ее, следовательно, право долевым владением автомобилем не представляется возможным реализовать: половину машину невозможно продать, подарить и т.д., так как она никому не нужна. Все это актуально исключительно для земельных участков. Если на земле возводится постройка, то должны действовать по иному.

    Между кем возможен раздел участка

    Право общей собственности чаще всего возникает между супругами . После приватизации – между всеми членами семьи. Реже собственность оказывается в руках людей, несвязанных родственными узами, например, если организация выделила земельные участки нескольким садоводам.

    Правом потребовать разделения участка обладает любой собственник – так гласит статья 252 Гражданского кодекса. Фактически это означает, что в добровольном или судебном порядке будет определяться доля, находящаяся во владении каждого собственника. После оформления документов каждый хозяин будет вправе распоряжаться выделенной долей по своему усмотрению.

    Если остальные собственники не дают согласия на раздел имущества, заявитель может обратиться в суд с требованием выделить в натуре принадлежащую ему долю.

    При этом остальная земля останется в общей собственности остальных владельцев.

    Процесс раздела земельного участка

    Добровольно между собственниками:

    • производится межевание участка, изготавливаются планы получившихся выделов и акты согласования границе;
    • документы сдаются в администрацию для получения подписи главы об утверждении проекта новых границ;
    • после оформляется разрешение на проведение раздела в комитете по управлению собственности;
    • документы сдаются в Регистрационную палату или МФЦ для получения свидетельств о праве собственности;
    • Так в процессе межевания участки будут поставлены на кадастровый учет, дополнительно обращаться в Росреестр не нужно.

    В Регпалату понадобится сдать следующие документы:

    • правоустанавливающий документ на владение участком, например, акт о приватизации или договор купли-продажи;
    • кадастровые паспорта;
    • согласие заинтересованных лиц на образование участков (например, банков, если земля находится в залоге).
    • Каждому новому собственнику надо будет оплатить госпошлину за оформление свидетельства в размере 1000 рублей.

    Раздел в натуре происходит по следующему алгоритму и только в том случае, если стороны не смогли прийти к добровольному разделу:

    • определяется размер доли в общей собственности (количество долей всегда равно количеству собственников);
    • составляется иск в суд с требованием выделить долю в натуре из общего земельного участка;
    • суд анализирует представленные документы, рассматривая в первую очередь возможность разделения участка в
    • соответствии с нормами;
    • при положительном решении суд выдает бумагу, с которой далее следует обратиться в Регпалату для оформления
    • права собственности;
    • при отрицательном результате решение суда можно опротестовать в порядке апелляции.

    Для требования выделения надела нужно следить, чтобы размер участка соответствовал действующим в регионе нормам на минимально установленную площадь. Для Москвы и области, например, нормативы следующие:

    • ведение фермерского хозяйства – 2 га;
    • ведение садоводческого или дачного хозяйства – 0,06 га;
    • ведение огородничества – 0,04 га.
    Если размер выделяемого участка меньше указанных пределов, это послужит отказом в удовлетворении иска.

    Решение вопросов в суде

    Иногда даже при взаимном согласии собственников приходится обращаться в суд. Это происходит, как правило, если участок имеет сложную структуру либо если его межевание затрагивает интересы третьих лиц. К примеру, если через территорию проходит линия электропередач, либо если на участке находится дорога общественного пользования. В таком случае суд определяет не только то, какие конкретно участки принадлежат тому или иному заявителю, но и порядок пользования спорных территорий. Например, они могут остаться в общей собственности, быть подаренными одному из собственников или переданы на управлению муниципалитету.

    И, конечно, обращение в суд необходимо, когда собственники не сходятся в вопросе разделения долей или если имеется хотя бы один отказ в проведении операции.

    Несколько примеров

    В 2000 году после смерти бабушки четверым ее детям достался в наследство участок размером в 16 соток. Так как завещания не было, участок был оформлен в общую собственность. При разделении имущества выяснилось, что в регионе установлен минимальный размер формирующих участков в 5 соток. Суд постановил оставить землю в общей собственности. После консультации с адвокатом наследники пришли к добровольному соглашению: один из них отказался от своей доли, получив за ее денежную компенсацию от остальных, трое поделили участок между собой в равных пропорциях.

      Хочу отметить, что большие проблемы при разделе возникают, когда на земле находятся дома, постройки и т.д. Особенно если собственники не могут договориться между собой.Землю поделить можно, и строения делятся, в принципе, легко. А вот разделить дом и участок так, чтобы каждый стал там владельцем (на своей территории) не удастся. Обязательно это деление затронет кого-то из владельцев, так как кому-то придется смириться с тем, что будет нарушено условие выделения каждому отдельного участка.

    Земля, также как и прочие объекты гражданских прав, может пребывать в индивидуальной либо общей собственности. В первом случае она принадлежит исключительно одному субъекту, во втором – двум или более лицам.

    Регулируются Земельным кодексом РФ, вместе с тем право собственности на землю помимо этого охватывается и нормами гражданского законодательства, и регламентируется в определенных ситуациях иными специальными нормативными актами.

    Ст. 244 ГК РФ установлены виды, на которые подразделяется право общей собственности. Так, каждое имущество, не исключая землю, может состоять в собственности нескольких субъектов, при этом всем из них может принадлежать конкретная доля в нем. Этот вид собственности законодатель называет долевой.

    Бывают ситуации, в которых доли в имуществе не установлены, тогда земля или прочий объект будет находиться в совместной собственности. Это означает, что правомочия на земельный участок любого сособственника будут распространяться не на часть, а на весь участок в целом, но с учетом ограничений, поставленных Гражданским кодексом.

    Совместная собственность

    По общему правилу практически любая общая собственность считается долевой, если нормативными актами не установлено, что она совместная. Исходя из законодательных норм, совместной собственностью признается:

    1. Имущество супругов, приобретенное ими в союзе. Учитывая требования ст. 256 ГК РФ, такая собственность будет считаться совместной, если только она не приобретена мужем или женой до или после супружества, не получено в дар и не представляет собой предмет личного пользования. Вместе с тем в таком имуществе могут быть установлены доли, на основе соглашения между мужем и женой или по решению судебного органа.
    2. Имущество фермерского хозяйства. Исходя из трактовки ст. 6 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», активы этого объединения граждан принадлежат им на праве совместной собственности. Однако, как и супруги, участники крестьянского хозяйства вправе установить доли каждого из них, заключив соответствующее соглашение.
    3. Имущество садоводческого или иного некоммерческого союза граждан, которое приобретено этим обществом за счет взносов его членов, также является совместным (ст. 4 ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ).
    4. Приватизированное имущество.

    Отличие от долевой заключается в том, что распоряжение совместной собственностью может производиться исключительно по согласию абсолютно всех сособственников. К примеру, для продажи земли, принадлежащей семейной паре, обязательно получение согласия второго супруга. При отсутствии такового последний вправе потребовать признания недействительной сделки через суд, если докажет, что покупатель знал или, по крайней мере, обязан был знать о необходимости получения этого разрешения.

    Совместная собственность может быть разделена, но для этого, прежде всего, нужно перевести ее в долевой режим. Также на участок, который пребывает в совместной собственности, вправе обратить взыскание кредиторы. Чтобы осуществить это, необходимо обратиться в суд с иском о выделении доли, а в последующем обратить на выделенную долю взыскание (ст. 255 ГК РФ).

    Долевая собственность на земельный участок

    Среди оснований, по которым может возникнуть рассматриваемая разновидность собственности, являются следующие:

    1. Возникновение из законодательных актов.
    2. Образование в результате приобретения неделимого предмета в собственность двух и больше субъектов.
    3. Возникновение из договорных отношений.

    Доля всякого сособственника в рассматриваемой разновидности общей собственности по обыкновению уточняется соглашением. Такие доли обусловливаются вкладами участников, сколько каждый из них внес в их общее имущество. Так, при покупке земельного участка двумя лицами, если их финансовые затраты одинаковы, то и доля обоих будет одинакова – по ½ у каждого. Если же их вклады разные, то доли определяются пропорционально этим вкладам.

    При неимении соглашения об установлении долей, а также, если величину этих долей не удается определить в согласовании с законом, они считаются равными.

    Владение, пользование и распоряжение участком

    Распоряжение земельным участком, который находится в долевой собственности, и распоряжение определенной долей в этом участке различны. Чтобы совершить сделку в отношении всего такого участка, необходимо соответствующее соглашение всех сособственников. При купле-продаже участка, находящегося в долевой собственности, продавцами будут выступать все сособственники. В случае распоряжения долей земельного участка, согласия сособственников не требуется. Собственник определенной доли может распорядиться ей по своему усмотрению, однако при возмездной сделке он будет должен соблюсти преимущественное право покупки.

    Владение и пользование, как устанавливает статья 247 ГК РФ, осуществляется сособственниками аналогично распоряжению, то есть на основании соглашения между ними. Участники долевой собственности могут пользоваться имуществом, как в целом, так и его частями. Выбор в пользу того или иного вида определяется в зависимости от объекта. В отношении земельного участка – собственник доли может использовать или непосредственно свою часть земли, или с согласия остальных – весь участок.

    Владение и пользование земельными участками сельскохозяйственного назначения, которые находятся в долевой собственности, регламентируются ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ и имеют свои особенности. Для того чтобы осуществлять эти полномочия не обязательно получение согласия всех участников. Как правило, такое решение принимается на собрании, на котором должно присутствовать как минимум 20% сособственников. При получении 2/3 голосов решение о порядке владения и пользования земельным участком считается принятым. Обусловлен такой порядок тем, что зачастую земли сельскохозяйственного назначения имеют огромное число собственников, и получение соответствующего согласия от каждого из них в большинстве случаев становится невозможным.

    Доходы от имущества и расходы на его содержание

    Земельный участок, использующийся в соответствии с его целевым назначением, естественно, приносит доходы и иные плоды. Распределение их может осуществляться между сособственниками двумя способами, при которых полученные доходы и продукция:

    • поступают в состав общего имущества;
    • пропорционально распределяются между сособственниками согласно их долям.

    Собственники могут установить и иной порядок, заключив соответствующее соглашение.

    Содержание общего имущества – это неотъемлемая часть пользования и владения им. Поэтому расходы по содержанию земельного участка обязаны нести все собственники. При этом эти расходы также устанавливаются соразмерно долям. Участник долевой собственности на землю, заплативший, например, земельный налог за весь участок, вправе потребовать от остальных возмещения соразмерно их долям. С другой стороны, некоторые расходы могут осуществляться лишь по согласию всех собственников. Так, участник долевой собственности, заплативший за охрану всего земельного участка без согласия на то остальных собственников, будет не вправе требовать от них возмещения.

    Преимущественное право покупки

    Как было указано выше, собственник доли имеет полное право распоряжения своей частью земельного участка. Без получения одобрения других участников он может подарить свою часть земли, передать ее в залог и т.п. Однако если он желает совершить возмездную сделку, то для этого ему нужно соблюсти определенный порядок. У каждого сособственника имеется преимущественное право покупки доли другого участника.

    Владелец части земельного участка, перед тем как продать ее, должен предложить остальным участникам выкупить его долю. Цену устанавливает сам собственник. При отказе остальных владельцев долевой собственности от приобретения этой доли, он не вправе продать ее по цене ниже той, за которую он им ее предлагал.

    В статье 250 ГК РФ определено, что намеревающееся продать долю лицо должно письменно уведомить об этом всех сособственников. В этом оповещении должна быть указана цена и другие условия купли-продажи. Если в течение одного месяца никто из участников не заявит о желании выкупить долю на таких условиях, то владелец доли может свободно реализовать ее третьему лицу.

    При нарушении данных правил сособственники вправе требовать через суд признания такой сделки недействительной. Для этого им предоставляется трехмесячный срок (с момента, когда они узнали о своем нарушенном праве).

    Заявитель не согласен с отказом в регистрации права собственности на землю

    Заявитель не согласен с отказом в регистрации права (доли в праве) собственности на недвижимость (кроме земли)

    КонсультантПлюс: примечание.

    Ч. 1 ст. 42 (в ред. ФЗ от 01.05.2019 N 76-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие из кредитных договоров (договоров займа), заключенных с заемщиками - физическими лицами, до 31.07.2019.

    1. Государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества. Государственная регистрация перехода права на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, одновременно является государственной регистрацией перехода права на долю в праве общей собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах такой территории, если это имущество принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах такой территории. Сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению , за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона), а также договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Государственная регистрация распределения долей в праве общей собственности проводится по заявлению всех участников долевой собственности, чьи доли в праве общей собственности распределяются (изменяются) на основании документа, содержащего сведения о размере долей, за исключением случая, если изменение размера доли устанавливается судебным актом. В случае обращения одного из участников долевой собственности с заявлением о государственной регистрации изменения размера долей в праве общей долевой собственности необходимым условием такой государственной регистрации прав является наличие в письменной форме согласия остальных участников долевой собственности, чьи доли в праве общей собственности распределяются, если иное не предусмотрено законом или договором между указанными участниками долевой собственности.

    3. Государственная регистрация права общей совместной собственности на недвижимое имущество осуществляется на основании заявления одного из участников совместной собственности, если законодательством Российской Федерации либо соглашением между участниками совместной собственности не предусмотрено иное.

    4. При продаже доли в праве общей собственности лицу, не являющемуся сособственником, к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, подтверждающие, что продавец доли известил в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю с указанием цены и других условий, на которых продает ее. К заявлению о государственной регистрации прав могут прилагаться документы, подтверждающие отказ остальных участников долевой собственности от покупки доли и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае государственная регистрация перехода права на долю в общей собственности проводится независимо от срока, прошедшего с даты извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности.

    4.1. В случае, если число участников долевой собственности на недвижимое имущество превышает двадцать, вместо извещения в письменной форме остальных участников долевой собственности продавцом доли в праве общей собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу может быть размещено извещение об этом на официальном сайте . Данное правило не распространяется на извещения о продаже доли в праве общей собственности на жилые помещения.

    4.2. В случае, указанном в части 4.1 настоящей статьи, в заявлении о государственной регистрации прав должно быть указано, что уведомление участников общей долевой собственности осуществлялось способом, установленным в части 4.1 настоящей статьи. Извещение о намерении продать долю в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежит размещению продавцом на официальном сайте без взимания платы. Извещение о намерении продать долю в праве общей собственности на недвижимое имущество должно содержать вид объекта недвижимости, кадастровый номер объекта недвижимости, доля в праве на который продается, адрес объекта недвижимости (при его наличии) или иное описание местоположения объекта недвижимости (при отсутствии адреса), указание цены, по которой продается доля, фамилию, имя, отчество продавца доли (для физического лица) или наименование (для юридического лица), адрес электронной почты и (или) почтовый адрес, по которым осуществляется связь с продавцом доли. Порядок размещения извещения о намерении продать долю в праве общей собственности на недвижимое имущество на официальном сайте устанавливается органом нормативно-правового регулирования.



    Похожие статьи