Экологический аудит проводится в обязательном порядке. Экологический аудит – в чем важность такой проверки? III этап. Оформление результатов аудиторской проверки

Все предприятия и ИП, действующие в правовом поле России, обязаны обеспечивать соблюдение норм экологической безопасности. Результаты работы компании не должны наносить ущерб окружающей среде. Если будет выявлено обратное, субъекта хозяйствования привлекают к ответственности. Для своевременного реагирования на возможные недочеты в организации внутренней системы контроля влияния на природу проводят экологический аудит.

Основной нормативный документ

Такую проверку должны проводить независимые эксперты. Она носит комплексный характер. Все этапы анализа обязательно документируют.

При аудите за основу берутся положения Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ. Обозначенные в данном правовом акте стандарты экологической безопасности принимают за норматив, с которым сравнивают текущие показатели деятельности компании.

Формы аудита экологической направленности

Проверка может носить добровольный или обязательный характер.

Добровольный экологический аудит инициирует руководство компаний, деятельность которых может быть опасной для окружающей среды. Вероятные поводы для обследования:

  • смена владельца фирмы;
  • заключение нового договора на аренду имущественных активов.

Предпосылки для запуска аудита также могут быть обозначены потенциальным увеличением угрозы экологической безопасности в результате переоснащения технологических линий или при зафиксированном факте превышения лимита выбросов.

Фактор обязательности проверки срабатывает при наличии таких условий:

  • предприятие, деятельность которого представляет потенциальную опасность для окружающей среды, запустило процедуру ликвидации или находится на стадии банкротства, приватизации;
  • необходимо оценить уровень риска при покупке страхового полиса экологического типа;
  • выполнение требования финансового учреждения при подаче заявки на получение кредита;
  • ликвидация последствий экологических катастроф;
  • на компанию международными правовыми актами возложены дополнительные обязательства по выполнению экологических программ.

Экологический аудит – независимая комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Целью экологического аудита является содействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, направленных на соблюдение установленных экологических требований, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения жизнеустойчивого развития.

Задачами

  • обоснование экологической стратегии и политики предприятия;
  • определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия,
  • выявление дополнительных возможностей ее осуществления;
  • проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства;
  • повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;
  • снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды;
  • стимулирование внедрения инновационных решений.

Объектом экологического аудита являются хозяйственная и иная деятельность, в том числе и прошлая, связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты такой деятельности. При проведении экологического аудита проверяются степень соответствия процесса, характера деятельности, процедуры, продукции, системы управления и др. определенным критериям экологическим требованиям, количественным или качественным показателям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными документами специально.


Предметом
экологического аудита является:

  • виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, природопользованием;
  • состояние окружающей среды на производственном, строительном или природном объекте;
  • системы управления окружающей средой;
  • соблюдение природоохранительного законодательства и установленных экологических требований;
  • использование ресурсов;
  • процесс обращения с отходами;
  • финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение допустимого воздействия и др.

Принципы экологического аудита:

  • презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  • комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
  • обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  • достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  • независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  • научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
  • гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;
  • ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Виды экологического аудита

Подразделяется на обязательный и инициативный экологический аудит. В данных рамках могут встречаться следующие его виды:

  • Определение соответcтвия субъекта хозяйственной деятельности природоохранным требованиям,
  • Оценка эффективности системы экологического менеджмента,
  • Оценка экологической безопасности используемого сырья, оборудования, технологий,
  • Оценка экономического ущерба от загрязнения,
  • Оценка опасности отходов,
  • Определение рациональности природопользования на конкретной территории,
  • Оценка энергопотребления и предложение путей по его снижению,
  • Определение объема выбросов парниковых газов и выработка мероприятий по их снижению,
  • Оценка экологического риска в результате техногенных аварий и стихийных природных процессов,
  • Выделение экологических проблем и разработка мероприятий по их решению,
  • Обоснование принимаемых нормативно-правовых актов на предмет экологической безопасности.

История

Принято считать, что экологический аудит в мире зародился на рубеже 1970-80-х годов в промышленно развитых странах и стал в них потенциально эффективным инструментом экологического права. Необходимость его применения впервые возникла в США в 70-х годах ХХ в. в связи с установлением строгих мер ответственности за нарушение экологических норм. В ЕЭС впервые директива об экологическом аудировании была принята в 1982 году, а основные принципы экологического аудита реализованы в Руководстве (Правилах) Европейского Союза по экологическому менеджменту и экологическому аудиту и действуют с 1995 года. В Российской Империи зарегистрирован первый экологический аудит в 1892 году. В 1996 году Международной организацией по стандартизации (ИСО) были разработаны международные стандарты ИСО серии 14000, охватывающие все основные вопросы экологического аудита, системы управления (менеджмента) окружающей средой и предназначенные для использования в странах-участниках ИСО. В указанных странах экологический аудит позволил выявить экологические правонарушения и своевременно принять меры по их устранению и, соответственно, избежать или минимизировать штрафные санкции. На международном уровне отсутствует четкое определение экологического аудита и он трактуется по-разному. Но на основе определений, принятых Всемирным и Европейским банками реконструкции и развития, Американским Агентством по охране окружающей среды («Заявление о политике в области экологического аудита»- 1986 год), а также стандартов ИСО 14000, можно определить, что в международной практике под экоаудиторской деятельностью понимается, прежде всего, систематическая, объективная оценка работы хозяйствующего субъекта, оказывающей влияние на состояние окружающей среды, включая анализ эффективности природоохранных мероприятий, проверку на соответствие природоохранным требованиям. Экологический аудит на международном уровне рассматривается как экономико-правовой инструмент стимулирования природоохранной деятельности с целью повышения инвестиционной привлекательности и применяется для обоснования инвестиций, их целесообразности и эффективности. При этом, прежде всего, учитываются требования экологической безопасности инвестиционных проектов, включая новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, а так же установление приоритетных направлений, для которых необходима государственная поддержка таких проектов.

В основном все международные банки, а в последние годы уже и некоторые российские рассматривают вопросы о кредитовании только после проведения экологического аудита. Экологический аудит актуален для банковских институтов, потому что финансовый риск напрямую связан с экологическим. В результате загрязнения окружающей среды, крупных аварий и техногенных катастроф, а также в результате неучтенных ранее экологических требований инвестор может быть привлечен к гражданской ответственности, что опасно для банковских структур репутационными рисками. Положительное аудиторское заключение в данном случае играет важное значение и для банка, и для предприятия, так как является необходимым условием получения инвестиций. Более того, некоторые банки (например, Всемирный банк реконструкции и развития) сами обладают правом законодательного установления норм и правил в области экологического аудирования.

Правовые аспекты экологического аудита

Принципиальное отличие российского опыта в организации экологического аудита от европейского заключается в том, что за рубежом такие проверки воспринимаются не только заинтересованными предприятиями, банками и общественными организациями, но востребованы и самим государством. В России экологический аудит применяется с 1993 года, его внедрение было обусловлено желанием крупных предприятий выйти на международный рынок, где предъявляются повышенные требования не только к качеству продукции, но и к поставщику по соблюдению экологических требований, а также с целью получения предприятиями кредитов международных финансовых структур. При этом, изначально экологический аудит осуществляли в основном западные фирмы по методикам международных банков.

Основные положения аудита в Российской Федерации определяют его как предпринимательскую деятельность. Правовые аспекты взаимодействия участников этой деятельности, в том числе экоаудиторов и экоаудиторских организаций, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

В России экоаудиторская деятельность впервые официально отмечена в Указе Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий». В разделе «Отраслевые особенности приватизации государственных (муниципальных) предприятий». Программы, утвержденной этим указом, за Госкомимуществом и Минприродой России наряду с прочим закрепляется обязанность по установлению порядка учета экологического фактора и вопросов экологического аудирования.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 года №1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и от 26 февраля 1996 года №168 «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» экологический аудит отнесен к лицензируемым видам деятельности, а функция органа по лицензированию закрепляется за Минприроды России и его территориальными органами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 года № 643 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей природной среды» лицензирование экоаудиторской деятельности поручается Госкомэкологии России. С целью формированию нормативной базы экологического аудита приказом Госкомэкологии России от 16 октября 1997 года №453 принят «План первоочередных мероприятий по введению экоаудита в Российской Федерации», в рамках которого подготовлены и введены в действие следующие документы:

  • Основные положения экологического аудирования в Российской Федерации.
  • Временные правила аттестации экологических аудиторов.
  • Временное положение о Комиссии Госкомэкологии России по аттестации экоаудиторов.

Основополагающим документом, регулирующим это направление деятельности, является приказ Госкомэкологии России от 30.03.98 г. №181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России». Этим приказом, в частности, предусмотрено ведение Реестра аттестованных экоаудиторов, организаций по экологическому аудиту, центров обучения по экологическому аудиту и фактически создана база нормативно-правовая база для широкого развертывания рынка услуг по экоаудированию.

Указанные документы легли в основу деятельности по подготовке экоаудиторов и их аттестации. Порядок аттестации и регистрации экоаудиторов представлены в приказе Государственного комитета по охране окружающей среды №436 от 16.07.98 г. «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации». Этим приказом введены формы документации, квалифицирующей специальность «экологическое аудирование».

Всего Госкомэкологией и Минприродой были выпущены следующие документы, ориентированные на регулирование деятельности в области экологического аудита на территории Российской Федерации:

  • Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации» — №436 от 16.07.98 г.
  • Приказ Минприроды России «Об экологическом аудировании» — №412 от 11 октября 1995г.
  • Приказ Минприроды России «Об организации экологического аудита» — №540 от 29 декабря 1995г.
  • Приказ Минприроды России «О порядке проведения работ по лицензированию отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» — №282 от 18 июня 1996г.
  • Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды — «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» — №181 от 30 марта 1998г.
  • Приказ Госкомэкологии России «О Системе экологического аудирования» — №453 от 16 октября 1998г.
  • Приказ Госкомэкологии России «Об эксперименте по проведению экологического аудита на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области» — №94 от 17 февраля 1997г.

Госстандарт России утвердил Международные основополагающие стандарты ИСО серии 14000 в качестве Государственных стандартов, дающих правовую основу деятельности по экологическому аудиту в Российской Федерации:

  • ГОСТ Р ИСО 14001 — 98 — «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению»;
  • ГОСТ Р ИСО 14004 — 98 — «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»;
  • ГОСТ Р ИСО 14010-98 — «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы»;
  • ГОСТ Р ИСО 14011-98 — «Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой»;
  • ГОСТ Р ИСО 14012-98 — Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии».
  • ГОСТ Р ИСО 14041:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели и области, анализ». М., Госстандарт России, 1998г.
  • ГОСТ Р ИСО 14042:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия». М., Госстандарт России, 1998г.
  • ГОСТ Р ИСО 14043:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация». М., Госстандарт России, 1998г.
  • ГОСТ Р ИСО 140050:98. «Управление окружающей средой. Словарь». М., Госстандарт России, 1998г.

Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением условий и накоплением соответствующего опыта аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей экологической информации.

На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов на право заниматься экологическим аудитом.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов и заключений аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.

Как деятельность экологический аудит отмечен в Федеральном законе от 04.05.99 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в соответствии с которым государственным инспекторам по охране окружающей среды предоставлено право вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной деятельности (ст.27). Кроме того, в классификаторе правовых актов, утвержденном Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. предусмотрено определение экологического аудита под кодом 110.010.100.

19 декабря 1997 г. решением Общего собрания учредителей создан Национальный комитет экологической безопасности (НКЭБ). Национальный комитет экологической безопасности как организация в форме некоммерческого партнерства государственных учреждений, предприятий и хозяйствующих субъектов Российской Федерации создана для содействия органам государственной власти и управления Российской Федерации, хозяйствующим субъектам и общественности в области экологии и обеспечения экологической безопасности, в том числе в сфере экологического аудирования, для чего создан профильный Департамент НКЭБ.

Важной задачей Национального комитета является вступление Российской Федерации в Европейскую систему аккредитации органов по сертификации (ЕАС) систем управления окружающей средой. Это даст возможность взаимного признания сертификатов экоаудиторов Европейского Союза и Российской Федерации.

Перечисленные в данном разделе документы по экологическому аудированию, позволяют осуществлять экоаудиторскую деятельность на достаточно высоком уровне. В то же время процесс формирования нормативной базы, регулирующей деятельность в области экологического аудита, нельзя считать завершенным. Необходимо создание системы взаимодействия субъектов этой деятельности с местными органами власти и объектами аудиторской проверки, а также создание блока документов, решающих вопросы координации экоаудиторской деятельности, а также методического обеспечения как отдельных процедур, так и конкретных направлений аудита. В результате объединения Госкомэкологии с Минприродой некоторые нормативные документы были отменены.

Сегодня в Российской Федерации функцию аттестации экоаудиторов выполняют несколько организаций, а именно: некоммерческое партнерство «Национальная Экологическая Аудиторская палата» и некоммерческое партнерство «Экологическое Международное Аудиторское Сообщество. Сертификация» (НП «ЭМАССерт»)

Наиболее актуальные причины экологических загрязнений недвижимости

Наиболее распространенные экологические проблемы могут быть вызваны:

  • Ветхостью зданий: разрушение асбестосодержащих материалов (доказано, что асбест относится к наиболее активным канцерогенным веществам), нарушение влажностного режима (вследствие этого в помещениях возникают плесневые грибы, которые могут вызывать заболевания воздушно-дыхательных путей), устаревшая система водоснабжения (в воду попадают металлы, вызывающие тяжелейшие заболевания);
  • Несоблюдением санитарных норм при постройке зданий: неправильное конструирование систем вентиляции, кондиционирования, использование некачественных строительных и отделочных материалов;
  • Расположением офисных помещений в бывших промышленных и производственных предприятиях, в лабораториях, НИИ. Данная проблема чрезвычайно актуальна для современных мегаполисов. Экологическая опасность здесь объясняется по крайней мере двумя основными причинами. Во-первых, подобные помещения, как правило, не соответствуют элементарным санитарно-гигиеническим нормам (по освещенности, уровню шума, вибрации и другим параметрам), а значит, рабочие места в них не должны располагаться вообще. Во-вторых, от прошлой деятельности промышленных предприятий и исследовательских подразделений в зданиях, естественно, остаются вредные вещества, концентрация которых во много раз превышает допустимые экологические стандарты;
  • Местонахождением здания в неблагоприятных промышленных частях города;
  • Превышением уровня шума, вибрации. Данная причина тесна связана с предыдущими. Более того, в промышленных районах в воздухе сконцентрированы опасные для жизни химические вещества;
  • Превышением электромагнитного поля. Это одна из самых распространенных причин экологического неблагополучия. Источником электромагнитных полей может быть неправильно проведенная или старая электропроводка, отсутствие заземления, морально устаревшая или неправильно эксплуатируемая оргтехника;
  • Повышенной влажностью, недостаточной вентиляцией, плохой гигиенической уборкой. В этом случае в помещении накапливается огромное число бактерий, создаются идеальные условия для размножения плесневых грибов. Многие строительные и отделочные материалы, а также мебель, которая не прошла контроль качества (однако имеет сертификат), выделяют в воздух помещений вредные вещества в высоких концентрациях (фенол, формальдегид, ароматические углеводороды, асбест и др).

Источники информации

http://ru.wikipedia.org/wiki/Экологический_аудит

http://konto.su/

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    презентация , добавлен 17.04.2015

    Экологический аудит банков. Эффекты и выгоды экологического менеджмента и экологического аудита. Применение экологического аудита в России. Методы проведения экологических аудиторских программ. Основы правового регулирования экологического аудита в РФ.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2010

    Возникновение, развитие и место экологического аудита в системе управления природопользованием и охраны окружающей среды, его характеристика, принципы, особенности, организация и проведение. Регулирование деятельности в области экологического аудита.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2009

    Система экологического аудита. Эффекты и выгоды экологического менеджмента и экологического аудита. Круг рассматриваемых проблем. Аудит в системе экологической сертификации, при подготовке соглашений о разделе продукции, при экологическом страховании.

    презентация , добавлен 13.05.2016

    Экологический аудит как инструмент для систематической проверки внутрифирменного экологического потенциала и потенциального экологического риска, его функции и методы реализации, цели и разновидности. Результаты экологического аудита и их применение.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Методология экологического аудита землепользования. Метод биодиагностики техногенного загрязнения почв. Оценка состояния почвенной среды Мещерского микрорайона в рамках экологического аудита. Разработка комплекса мероприятий по улучшению качества почв.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2016

    Цель и задачи экологического аудита опасных материалов и химикатов. Критерии его проведения на территории РФ. Оценка возможности замены, уничтожения или сбыта химикатов, представляющих экологическую опасность. Способы и требования к их хранению.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2014

    Характеристика показателей экологического аудита и механизмов принятия эффективного управленческого решения. Анализ приоритетных отраслей развития территориально-хозяйственных систем на основе пакета программ "Statistica" и экспертной системы "Region".

    контрольная работа , добавлен 29.01.2010

Экологический аудит (экологическое аудирование) - это проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, её соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем, подготовки рекомендаций по совершенствованию такой деятельности и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.

Нормативно-правовые основы регулирования экологического аудирования в России на федеральном уровне на современном этапе почти отсутствуют:

  1. Упоминание об экологическом аудировании как инструменте обеспечения выполнения экологических требований при имеется в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной РФ от 24 декабря 1993 г.
  2. Экологический аудит упоминается также в постановлении Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" применительно к лицензированию данного вида деятельности. В развитие этого правительственного постановления были приняты:
    приказ Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. N 181 "Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России";
    приказ Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436 "О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации".
  3. В Министерстве природных ресурсов РФ 2 апреля 1998 г. N 95 был принят приказ "О создании системы аудита недропользования".
  4. Одними из немногих специальных в этой сфере являются законы субъектов федерации (Томской области, Республики Башкортостан, Амурской области и др.).
  5. Странную позицию по этому вопросу продемонстрировала Государственная Дума РФ в Федеральном законе "Об охране окружающей среды". В статье 1 Закона дано определение понятия экологического аудита. При этом в тексте Закона об экологическом аудите как природоохранной мере не говорится.

В Федеральном законе от 7 августа 2001 г. "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность, или аудит определяется как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако содержание экологического аудита не сводится лишь к проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности по вопросам взаимодействия общества и природы, оно шире.
Чтоб выявить содержание и место экологического аудита в механизме экологического , нужно выяснить, применительно к какой экологически значимой деятельности он проводится.

Экологический аудит проводится:

  • в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий;
  • при реализации процедуры банкротства;
  • при проведении обязательного экологического страхования;
  • при подготовке инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования.
  • оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и ее соответствия требованиям законодательства РФ;
  • выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;
  • определение участков загрязненной окружающей среды , видов и масштабов загрязнения;
  • выявление и оценка оборудования и технологий , связанных с охраной окружающей среды на объекте;
  • оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;
  • выявление потребносте й в дополнительной экологически значимой информации об объекте.

Принципы экологического аудита:

  • объективности и независимости экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
  • профессионализма и компетентности экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
  • достоверности и полноты информации , предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
  • планирования работ по проведению экологического аудита;
  • комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);
  • конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
  • ответственности экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

Виды экологического аудита и порядок его проведения

В Российской Федерации предусматривается проведение:

  1. обязательного экологического аудита;
  2. добровольного экологического аудита.

Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

  1. приватизации и банкротстве юридических лиц и , осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;
  2. проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;
  3. кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;
  4. оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;
  5. принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам-предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;
  6. выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;
  7. в иных случаях, установленных нормативными актами.

С учетом сложности работ по экологическому аудиту право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам , имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436.

Добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в , при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях.

Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно-обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ и в иных целях.

Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предприниматель заинтересован в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту.
Более чем 20-летний мировой опыт свидетельствует, что экологический аудит имеет смысл, если он проводится прежде всего как добровольная негосударственная деятельность ("инициативный аудит"). Причем проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же - это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления .

Задачи, которые решаются в процессе аудита, сложны и требуют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том, что за короткий срок необходимо разобраться в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для того, чтобы дать соответствующие рекомендации.
Особого внимания заслуживают вопросы аудиторской этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденциальны и не могут разглашаться без согласия заказчика.

Вопрос о порядке выполнения работ решается в зависимости от целей проведения экологического аудита. Наиболее целесообразно проведение аудита аудиторской комиссией в соответствии со специально разработанной программой проверки.
Программа проведения экологического аудита разрабатывается с учетом:

  • технического задания заказчика на основе предварительного изучения материалов статистической отчетности;
  • экологического паспорта предприятия;
  • разрешительной и иной документации, характеризующей деятельность предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
  • результатов проверок государственных специально уполномоченных органов в области экологического контроля.

В результате работы по проведению экологического аудита составляется экологическое аудиторское заключение .

Общая характеристика экологического аудита

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в правовой оборот было введено понятие «экологический аудит».

Под экологическим аудитом понимается самостоятельная, комплексная, объективная, документированная оценка соблюдения субъектом аудиторской деятельности правил, в том числе нормативных актов, в области охраны окружающей среды и природопользования, а также требований международных положений и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Экологическая аудиторская деятельность - это вид деятельности, который представляет собой услугу, оказываемую организации, содержащую в себе комплекс специальных мероприятий, которые обеспечивают проведение экологического аудита.

Как и любая услуга, экологическая аудиторская деятельность осуществляется на основании договора между субъектами аудита, в котором содержатся обязательства сторон, способствующие достижению определенных целей.

Отличительными особенностями экологического аудита является его независимость, объективность, системность, компетентность, лицензионная обеспеченность и соответствие целям и задачам, которые определяются сторонами при заключении соглашения о проведении экологического аудита.

Помимо национального законодательства, основные характеристики экологического аудита содержатся в международных стандартах ISO серии 14000, которые включают в себя общие принципы и руководящие указания по экологическому аудиту, а также регламентированную процедуру проведения экологического аудита.

Виды и принципы экологического аудита

Законодательство РФ предусматривает два вида экологического аудита: инициативный и обязательный.

Инициативный экологический аудит осуществляется в интересах организаций и индивидуальных предпринимателей для получения научно-обоснованных рекомендаций касаемо оптимальной организации деятельности по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Особенности добровольного аудита заключаются в представлении аудитором рекомендаций и предложений по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, предложения по развитию системы экологического контроля и управления.

Обязательный экологический аудит является государственным. Проводится такой аудит специально уполномоченными на то государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Данный вид аудита может также проводиться в рамках определенных предписаний, установленных государственными органами в предусмотренном законом порядке, например, в процессе получения лицензии определенного вида или в процессе сертификации качества продукции.

Нужно отметить, что обязательный экологический аудит может быть осуществлен по решению органов государственной власти для отдельных видов деятельности, которые оказывают существенное воздействия на природную среду и здоровье населения.

По характеру деятельности экологический аудит подразделяется на:

  1. Внутренний - проводится собственной аудиторской службой внутри предприятия.
  2. Внешний - проводится аудиторской фирмой, которая не имеет отношения к проверяемой организации.

При осуществлении экологического аудита должен быть соблюден ряд принципов, которые являются общеобязательными и не могут быть нарушены его субъектами. К таким принципам относятся:

  • объективность и независимость аудиторов от проверяемого предприятия и руководства;
  • компетентность аудитора;
  • достоверность и полнота информации, представляемой субъектами аудиторской деятельности;
  • обязательность проведения экологического аудита (в случаях, установленных законодательством);
  • обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологического аудита;
  • научная обоснованность, объективность и законность заключений;
  • учет общественного мнения, участие общественных организаций, открытость;
  • ответственность субъектов экологического аудита, а также третьих лиц за нарушение процедуры проведения аудита.

Объекты, цель и функции экологического аудита

Экологический аудит осуществляется в целях проведения независимой оценки соответствия документов, а также проектов документов требованиям национальных и международных стандартов в области охраны окружающей среды и природопользования.

Таким образом, основная цель экологического аудита - помощь субъектам хозяйственной деятельности в установлении надлежащей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, которые направлены на выполнение предусмотренных законодательством экологических требований, а также реализация механизма правомерного регулирования природопользования и обеспечения надлежащего уровня жизни населения.

Для осуществления данных целей экологический аудит выполняет ряд функций, таких, как:

  • оценка экологической безопасности на предприятии (материалов, веществ, технологий, оборудования, промышленных производств и промышленных объектов);
  • оценка соответствия деятельности организации требованиям законодательства об охране окружающей среды и природопользовании;
  • экологическое консультирование;
  • оценка экологического риска;
  • оценка уже причиненного экологического ущерба;
  • составление ряда рекомендаций по природоохранной деятельности;
  • иные независимые действия аудиторов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Объект экологического аудита - это предприятия, их подразделения, организации и учреждения, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. В качестве объекта могут выступать проектная документация, планы развития отрасли, хозяйственные и административные решения, воплощение которых сопряжено с экологическим риском, связанным с загрязнением окружающей среды и нанесением вреда здоровью населения.

Также объектами аудита являются состояние окружающей среды на предприятии и в зоне его воздействия, системы экологического менеджмента на предприятии, системы экологического мониторинга, места хранения отходов на производстве и т.п.

Объекты экоаудита определяются в зависимости от целей и задач проверки, которые устанавливает заказчик.

Процедура экологического аудита

Экологическая аудиторская деятельность проводится поэтапно.

На первом этапе происходит планирование экологического аудита, которое подразумевает формулировку его цели, конкретизацию области исследования, объема, методологического обеспечения, критериев и порядка проведения, для выполнения экологического аудита с минимальными затратами, высоким качеством и в надлежащие сроки.

На втором этапе в обязанности аудитора входит составление и документальное оформление программы аудита, которая предусматривает в себе наличие конкретизированного плана проведения аудита.

В процессе разработки программы аудитор обязан учитывать:

  • требования, предусмотренные законодательством в области деятельности организации (если такие имеются);
  • временные рамки, установленные для осуществления деятельности;
  • необходимость взаимодействия с членами организации;
  • разумность привлечения технических экспертов;
  • другие особенности условий деятельности организации.

Заключительный этап деятельности аудитора представляет собой непосредственный анализ проверяемой организации путем проведения аудита «на месте». На этом этапе деятельность аудитора заключается в анализе документации организации, проводимых ей работ; разработке предложений по улучшению деятельности организации; формировании выводов аудитора.

Результатом экологического аудита служит аудиторское заключение - акт, который содержит в себе результаты проверки деятельности организации или индивидуального предпринимателя, а также иную информацию в соответствии с условиями соглашения, заключенного между субъектами аудиторской деятельности.

Экологический аудит считается завершенным после предоставления аудиторского заключения хозяйствующему субъекту.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Аккумуляторы свинцовые с неслитным электролитом(АКБ)

Организация покупает аккумуляторы от населения в множестве точек, как реализовать аккумуляторы чтобы не платить НДС То есть реализовать как лом цвет мет? В организации есть лицензия на лом цвет мет в центральном складе куда привозят АКБ со всем точек, и есть лицензия на отходы1-4 во всех точках.

Сергей 18.06.2019 11:57

Добрый день! С 2018 года операции по продаже лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также сырых шкур животных подлежат обложению НДС (п. 8 ст. 161 НК РФ ). То есть реализация лома черных и цветных металлов больше не числится в списке операций, освобожденных от обложения НДС, как это было ранее (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ в ред., действ. до 01.01.2018).

Малов Дмитрий Владимирович 18.06.2019 13:52

Задать дополнительный вопрос

Сергей 18.06.2019 14:13

Разве НДС не платит налоговый агент то есть получаталь сырья в данном случае АКБ?

Если покупателем будет выступать организация (ИП), то именно на ней как на налоговом агенте будет лежать обязанность по исчислению и уплате суммы налога в бюджет (п. 3.1 ст. 166 НК РФ).

19.06.2019 15:49

Задать дополнительный вопрос

Здравствуйте. Стоит отметить, что далеко не при каждой реализации лома или иных вышеперечисленных «товаров» продавец должен будет уплачивать НДС. Поскольку если покупателем будет выступать организация (ИП), то именно на ней как на налоговом агенте будет лежать обязанность по исчислению и уплате суммы налога в бюджет (п. 3.1 ст. 166 НК РФ).

Дубровина Светлана Борисовна 19.06.2019 00:00

Задать дополнительный вопрос

экологический аудит

Несколько лет назад в ОАО БЦБК обратилась японская фирма, провести экологический аудит, без каких либо разъяснениях о целях аудита. В каких случаях организация может отказаться от экологического аудита???

кира 21.05.2019 15:35

Добрый день.

Данные взаимоотношения регулирует Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране окружающей среды" .

Чтобы определить правовые основания подобного обращения, необходимо ознакомиться с дополнительными документами.

Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам. Сервис бесплатных юридических консультаций подготовит для Вас подробный ответ. Скидка по промокоду «Сервиса бесплатных юридических консультаций».

Сайботалов Вадим Владимирович 20.06.2019 15:25

Задать дополнительный вопрос

Экологический аудит

Заключение добровольного экологического аудита является: 1.технической информацией; 2.юридически обязательным; 3.общедоступным; 4.коммерческой тайной

Владимир 11.10.2018 11:29

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Малов Дмитрий Владимирович 11.10.2018 16:00

Задать дополнительный вопрос

Комил 10.12.2018 22:11

Кто и с какой целью осуществляет экологический аудит предприятия?

Здравствуйте! Экологический аудит осуществляется в целях проведения независимой оценки соответствия документов, а также проектов документов требованиям национальных и международных стандартов в области охраны окружающей среды и природопользования. Таким образом, основная цель экологического аудита - помощь субъектам хозяйственной деятельности в установлении надлежащей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, которые направлены на выполнение предусмотренных законодательством экологических требований, а также реализация механизма правомерного регулирования природопользования и обеспечения надлежащего уровня жизни населения. Законодательство РФ предусматривает два вида экологического аудита: инициативный и обязательный. Инициативный экологический аудит осуществляется в интересах организаций и индивидуальных предпринимателей для получения научно-обоснованных рекомендаций касаемо оптимальной организации деятельности по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Особенности добровольного аудита заключаются в представлении аудитором рекомендаций и предложений по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, предложения по развитию системы экологического контроля и управления. Обязательный экологический аудит является государственным. Проводится такой аудит специально уполномоченными на то государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды. Данный вид аудита может также проводиться в рамках определенных предписаний, установленных государственными органами в предусмотренном законом порядке, например, в процессе получения лицензии определенного вида или в процессе сертификации качества продукции. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - «Сервиса бесплатных юридических консультаций». Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.



Похожие статьи