Экономическая культура презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему. Конспект урока и презентация по обществознанию на тему "экономическая культура" Связь экономической свободы и социальной ответственности

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 10КЛ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

МОУ «СОШ № 12 С УИОП» КУПРИЯНОВА С.А.

РАБОТАТЬ-ЗНАЧИТ ТВОРИТЬ, А ТВОРЧЕСТВО – ЕДИНСТВЕННАЯ ГЛУБОКАЯ И РЕАЛЬНАЯ РАДОСТЬ, КОТОРУЮ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ИСПЫТАТЬ В ЭТОЙ ЖИЗНИ

ВИНЧЕНЦО ДЖОБЕРТИ

Слайд 2

ЗАДАЧИ УРОКА

  • ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА, ЕЁ КОМПОНЕНТЫ
  • ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
  • ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
  • ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО БИЗНЕСА НА БЛАГОПОЛУЧИЕ ГОСУДАРСТВА
  • Слайд 3

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА, СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ ГОСУДАРСТВА

    Слайд 4

    ВСПОМНИМ

  • Слайд 5

    ПОВТОРИМ ВМЕСТЕ

    Правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
    • НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ
  • Слайд 9

    • СПОСОБЫ И ФОРМЫ СОЕДИНЕНИЯ ЛЮДЕЙ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
    • КАК ПОД ВЛИЯНИЕМ НТР МЕНЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
    • КАКОЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ
    • УСЛОВИЕ ГОСУДАРСТВА «ВСЕБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ» ЭТО…
    • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
    • СОКРАЩАЕТСЯ ДОЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РАБОЧЕГО КЛАССА И ВОЗРАСТАЕТ СФЕРА УСЛУГ
    • НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ
    • ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ ОТ БОГАТЫХ К БЕДНЫМ
  • Слайд 10

    Противоречие экономической деятельности

  • Слайд 11

    ГРУППОВАЯ РАБОТА

  • Слайд 12

    КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

  • Слайд 13

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

    • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА ЛИЧНОСТИ НЕОТДЕЛИМА ОТ ЕЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:
    • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ- СОЦИАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ К ОБЩЕСТВУ НА ОСНОВЕ НРАВСТВЕННОГО ДОЛГА И ПРАВОВЫХ НОРМ
    • НА ЗАПАДЕ ВОЗМОЖНО СОЧЕТАНИЕ БИЗНЕСА, ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ЭКОЛОГИЧ. БЕЗОПАСНОСТИ
    • В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ СОЦ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА КРАЙНЕ НИЗКА, НЕСМОТРЯ НА ДЕКЛАРАЦИИ
  • Слайд 14

    СВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    • ПРАКТИКА ДОКАЗЫВАЕТ ТЕСНУЮ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • ПРОЦЕСС ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ В РОССИИ В 90- Х 20 ВЕКА ВЫЗВАЛ СМЕЩЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ ОЧЕНЬ ТРУДНО ДОСТИЧЬ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ПРИСУЩЕЙ РАЗВИТЫМ СТРАНАМ
    • ОТ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАВИСИТ ХАРАКТЕР И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Слайд 15

    Связь экономической культуры и деятельности

    • Уровень экономической культуры
    • Успешность выполнения социальных ролей
    • Результативность экономической деятельности
    • Переход к новому способу производства
    • Высокая нравственность, высокий уровень культуры
    • Современный труд
    • Самодисциплина, самоконтроль
  • Слайд 16

    Алексей Третьяков, председателя Совета Санкт-Петербургской Ассоциации малого бизнеса в

    сфере потребительского рынка

    «А вообще быть социально-ответственным выгодно. Эффект приблизительно тот же, что и от практического применения известной «теории разумного эгоизма». Вы соблюдаете законы, вовремя платите налоги? Значит, не придется овладевать профессией швеи-мотористки и шить рукавицы в Краснокаменске. Вы не обманываете партнеров по бизнесу, соблюдаете записанные и не записанные договоренности? Это - на самом деле - инвестиции в репутацию, которые рано или поздно конвертируются в прибыль. Вы хорошо относитесь к своему трудовому коллективу, платите им достойную зарплату? Они отплатят вам эффективной работой и не бросят в трудный момент».

  • Составить план экономическая свобода и социальная ответственность
  • 1. Экономическая свобода как фундамент рыночной экономики. 2. Проявление экономической свободы А) экономическая свобода производителя Б) экономическая свобода потребителя. 3. Социальная ответственность производителя ​А) не производить во вред обществу, ​Б) не производить в ущерб природе, ​В) не производить с нарушением честной конкуренции, ​Г) не производить в нарушении норм морали и нравственных ценностей общества. 4. Социальная ответственность потребителя. ​А) не потреблять сверх разумной меры, ​Б) не потреблять в ущерб обществу, ​В) не потреблять в ущерб природе. 5. Единство экономической свободы и социальная ответственность как условие устойчивого развития общества.
  • Помогите составить план к заданию С8 (обществозн.) на тему: Свобода и ответственность личности
  • 1. Понятие

    1)Свобода

    2)Ответсвенность

    2.. Виды свобод.

    1)Свобода слова

    2)Свобода перемещения

    3)Свобода вероисповедания

    3. Виды ответсвенности:

    1) историческая, политическая, нравственная, юридичес­кая и т. д. ;

    2) индивидуальная (персональная), групповая, коллек­тивная.

    3)Социальная ответственность выражается в склоннос­ти человека вести себя в соответствии с интересами дру­гих людей.

  • Помогите составить развернутый план по теме: свобода и ответственность
  • 1. Что такое свобода и ответственность
    . 2. Виды свобод:
    - экономическая;
    - политическая;
    - духовная;
    - гносеологическая.
    3. Свобода как познанная необходимость.
    4. Отражение относительного характера свободы - ответственность:- наличие долга и совести;- умение осуществлять самоконтроль;- самоуправление.
    5. Ограничение свободы личности. Ответственность за поступки.
    6. Роль сворбоды в современном российском обществе. Ответственность, отраженная в Конституции РФ.
  • С5. Назовите
    любые четыре глобальные проблемы современности.

    С6. Перечислите
    любые три черты, характеризующие общество как открытую динамическую систему.

    С8.
    Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Налоги в Российской
    Федерации».
    Составьте
    содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в
    подпунктах.

    С9. Напишите эссе
    по экономике или социальной психологии:

    Социальная
    психология
    «Человек
    делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». (Р. Музиль)
    Социальная
    психология
    «Нас формируют
    те поступки, которые мы совершаем». (Аристотель)
    Социальная
    психология
    «Человек – это
    существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя
    проектирует в будущее». (Ж. П. Сартр)
    Экономика
    «Экономическая
    конкуренция - это не война, а соперничество в интересах друг друга». (Э.
    Каннан)
    Экономика
    «Если мы
    планируем слишком много, т. е. отдаем слишком большую власть государству, то
    свобода будет потеряна». (К. Поппер)
    Экономика
    «В коем
    царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и
    царству тому не может быть богатому». (И. Посошков)

    С10. В чем
    проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех
    положений.

    С11. Назовите
    три исторических типа общества.

    С12.
    Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Государство в рыночной
    экономике».
    Составьте
    план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен
    содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

  • С5

    1) угроза истощения природных ресурсов (продовольствия, сырья, источников энергии);
    2) экологический кризис, порождаемый вторжением человека в биосферу (ухудшение экологического положения);
    3) угроза перенаселения планеты;
    4) негативные последствия научно-технического прогресса.
  • Составить схему из слов очень срочно Экономика, Потребление, Уровень жизни, ВВП, Экономические механизмы, Профессиональной общности, Приватизация, Спрос, Экономический интерес, Ресурсы, Правовая защита, Ответственность, Рынок, Цена, Конкуренция, Бизнес план, Вознаграждение, СМИ, Уровень бедности, Потребности
  • Уровень жизни зависит от экономики, ресурсов, экономических миханизмов, при этом уровень бедности и рынок потребности значительно привзошел экономический интерес, приватизация жилья отпределяет цену и в последствие тянет за собой конкуренцию, при всем этом есть люди которые ищют выгоду и вознагрождение, и все ВВП и СМИ не нуждаються в спросе правовой защите, професиональной общьности!

  • Нужно составить тезисный план?

    Одним из аспектов изучения малой группы является групповая интеграция (от лат. integer - целый) - состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности.
    Степень групповой интеграции связывают с уровнем развития группы как общности. Развитой исследователи считают малую группу, в которой, во-первых, сложилась достаточно дифференцированная система всех видов отношений, о которых говорилось выше, а во-вторых, эти отношения являются нравственными, соответствующими социальным нормам и отвечают требованиям, предъявляемым обществом к личности и социальному объединению.
    Согласно теории современного российского психолога А. В. Петровского, группу условно можно представить состоящей из трех слоев. Каждый слой связан с особым принципом построения отношений между членами группы и соответствующим им уровнем развития, а значит, и степенью интеграции. В первом, поверхностном слое имеют место непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональном восприятии друг друга, приемлемости или неприемлемости. Этот слой соответствует начальной стадии развития группы. Во втором слое имеют место отношения, основанные на совместной деятельности. В третьем слое развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы. На основе представлений о трех слоях группы строятся представления о групповой интеграции. Так, о групповой интеграции свидетельствует, с одной стороны, эмоциональная идентификация человека с группой и ее членами, т. е. сознание и переживание принадлежности к группе (проявление первого слоя), с другой - оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях конкретной совместной деятельности, согласованность функционально-ролевого поведения членов группы при решении общих задач (проявление второго слоя). Наконец, еще один показатель групповой интеграции - степень совпадения представлений, ориентаций, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для групповой жизнедеятельности (проявление третьего слоя).

    Групповая интеграция проявляется в относительно непрерывном и устойчивом существовании группы. Важными, постоянно действующими факторами групповой интеграции являются процессы сплоченности, руководства и лидерства. О них вы узнаете в следующих параграфах.
    Согласно экспериментальным данным, к числу процессов, способствующих групповой интеграции, относят возникновение чувства «Мы» и его ощутимое усиление, например, в ситуациях межгруппового соревнования. Помимо этого, на групповую интеграцию всегда влияет конфликтная ситуация, усиливающая значение групповых норм и правил поведения.
    Следует помнить, что у групповой интеграции есть оборотная сторона. С нею связан процесс деиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я». Это может приводить к ослаблению индивидуальной ответственности за свое поведение. Например, иногда вместе люди делают то, чего не стали бы делать в одиночку. (Если кому-либо приходилось сбегать с уроков, вспомните, происходило это в одиночку или в компании одноклассников. В какой степени вы осознавали ответственность за свой поступок в том и другом случае?) Деиндивидуализация личности проявляется, в частности, в группах антисоциального характера, которые будут рассмотрены в отдельном параграфе.
    Интеграция в группах, основанных на гуманистических ценностях, связана со становлением и развитием хороших личных, эмоционально благоприятных, доверительных, дружеских отношений. Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу . Такие отношения обеспечиваются вниманием, доброжелательностью, тактичностью, уважительным отношением друг к другу, поддержкой в трудных ситуациях, сопереживанием радостям и огорчениям друг друга.
    Дружеские отношения в малой группе являются одной из главных особенностей межличностных отношений в подростковом и старшем школьном возрасте. В приятельские и дружеские группы входят практически все дети, подростки и юноши. Чем старше школьник, тем настоятельнее у него потребность в таких группах, так как в них он получает возможность ощущать себя равным, принятым, ценным.

  • 1) Групповая интеграция.

    2) В развитой малой группе есть дифференцированная система всех видов отношений, соответствующих социальным нормам.

    3) Три составляющих слоя группы согласно теории А. В. Петровского.

    4) Процессы сплоченности, руководства и лидерства - важные факторы групповой интеграции.

    5) С групповой интеграцией связана деиндивидуализация личности в группе.

    6) Интеграция связана с дружескими отношениями - эмоциональной привязанностью друг к другу.

    7) Дружеские отношения - одна из главных особенностей межличностных отношений у подростков.

  • Составить развернутый план по теме «Экономика и экономическая наука».
  • 1. Определение экономики как науки
    2. Основные задачи экономики
    3. Функции экономической теории
    - познавательная
    - методологическая
    - практическая
    -образовательная
    - идеологическая
    4. Уровни анализа экономики
    - макроэкономика
    -микроэкономика
    5. Экономические школы
  • Дан текст ответьте на вопрос: Дан текст ответьте на вопросы:

    Свобода выступает как необходимая форма существования здорового общества, как форма его бытия. Но свобода всегда имеет какие-то границы и границы эти связаны с феноменом ответственности.
    Свобода и ответственность должны выступать как главные, взаимосвязанные ориентиры развития человечества. Если в процессе реализации своего свободного выбора социальный субъект от человека до социальной группы и общества в целом игнорирует этику ответственности, то это путь к авторитарности, который, в конечном итоге, для общества может обвернуться тоталитаризмом.
    Феномен социальной свободы связан с личностной потребностью в широком социальном пространстве для деятельности, целью которой является общественная самореализация, самоактуализация и самоутверждение индивида. Социальная свобода нормативна и подразумевает существование нравственных ограничений и регулятивов. Нравственность есть основа межчеловеческого общения, и только нравственные отношения между социальными субъектами можно назвать в полной мере свободными.
    Именно человеческая деятельность, осуществляемая в рамках общества, служит основанием его внутренней системной целостности.
    Каждый акт деятельности осуществляется в определенном пространстве, где бы человек, несущий в мир свое уникальное «Я», мог освоить и индивидуально воспринять существующий мир культуры для того, чтобы в этой культуре реализовать себя. Статус социального обретает любое явление, вовлеченное в силовое поле деятельности, выступающее как модус или атрибут этой социальной субстанции. Деятельность в широком смысле обозначает специфический способ существования, который выделяет людей из мира природы и противопоставляет ей. Внутренний мир личности способен трансформироваться во внешнее бытие личности только посредством поступка. Личность изначально несет ответственность за каждый свой поступок и всю деятельность и именно в этом смысле личность свободна изъявлять свою волю соответственно личным убеждениям и ответственности за них.

    С4. Что лежит в основе социальной ответственности? Каковы ее виды?

  • В основе социальной ответственности лежит общественная природа поведения человека.

    Социальная ответственность - сложная, собирательная нравственно-правовая, философская и этико-психологическая категория, изучаемая многими науками, но под разными углами зрения. Различают моральную, политическую, юридическую, общественную, гражданскую, профессиональную и другие виды ответственности, которые в совокупности составляют родовое понятие "социальная ответственность".

  • 1. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением двух, характеризуют командную экономику. Вопрос без заголовка
    1) цикличность развития экономики, 2) централизованное распределение ресурсов, 3) государственный контроль над ценами, 4) товарный дефицит, 5) отсутствие безработицы, 6) конкуренция производителей. Найдите и выпишите в строку ответа номера понятий, выпадающих из этого ряда.
    2. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением двух, относятся к необходимым условиям существования рыночной экономики.
    1) централизованное распределение ресурсов, 2) конкуренция, 3) частная собственность, 4) свобода потребителя, 5) предпринимательство, 6) директивные цены. Найдите и выпишите номера понятий, выпадающих из этого ряда.
    3. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к описанию рыночной экономической системы.
    1) свободное ценообразование, 2) конкуренция производителей, 3) государственная системa налогов и сборов, 4) защита частной собственности, 5) товарный дефицит. Найдите и запишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.
    4. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, характеризуют командную экономику.
    1) плановое развитие, 2) централизованное распределение ресурсов, 3) государственный контроль над ценами, 4) экономическая самостоятельность производителя, 5) преобладание государственной собственности. Найдите и запишите номер понятия, выпадающего из этого ряда
    5. Трое товарищей решили организовать совместный бизнес. Они сложили свои капиталы, арендовали помещение и закупили швейное оборудование. Один закупал ткани и расходные материалы, другой шил мужские сорочки, а третий продавал их на рынке. Предприятие какого типа они организовали?
  • 1. 1) 6) 2. 1) 6) 3. 5) 4. 4) 5. Полное товарищество - это объединение двух или более лиц для осуществления предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли, участники которого лично участвуют в делах, и каждый несет полную ответственность по обязательствам товарищества не только вложенным капиталом, но и всем своим имуществом. Убытки и прибыли полного товарищества распределяются между участниками пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищества. Полное товарищество не связано публичной отчетностью, т. е. не обязано публиковать сведения о результатах хозяйственной и финансовой деятельности.
  • Свобода в представлении людей, к ней не привыкших, обычно означает вседозволенность. Отсутствие запретов они понимают как возможность ни в чем себя не ограничивать. Хотя свобода, в том числе и экономическая, это замена внешних ограничений внутренними.

    Что такое свобода в экономике

    Экономическая свобода - основа любой предпринимательской деятельности. Классическая теория капитализма предполагает, что рынок - система саморегулирующаяся.

    Но этот процесс возможен только при отсутствии внешнего управления, то есть в условиях полной свободы. Предприниматель сам выбирает, чем именно он будет заниматься и сколько будет стоить его товар. Потребитель решает, что он хочет покупать и почем. Единственная задача государства - следить за соблюдением законодательства, в том числе и антимонопольного. Теоретически звучит замечательно.

    Подобные идеи, определяющие, что же такое экономическая свобода в экономике, существовали еще в XVII в. Труд Адама Смита всего лишь подытожил эти тенденции.

    Сущность экономической свободы

    Позиция сторонников невмешательства государства в рыночные процессы сводилась к следующему: любой человек стремится к собственной выгоде. И если получение максимальной прибыли требует разумного выбора, значит, выбор будет разумным. Конкурентная борьба, экономическая свобода сама продиктует предпринимателям стратегию, наиболее точно соответствующую ситуации. Если на рынке наблюдается дефицит товаров - значит, найдется кто-то, кто будет изготавливать его в достаточно количестве. Если избыток - самые слабые производители обанкротятся. Если продавцов много, цены будут снижаться. Только так можно привлечь покупателя, заставить его сделать нужный выбор.

    Дикий капитализм и дарвинизм в действии

    По мнению Адама Смита и его единомышленников, экономическая свобода в экономике то же, что закон всемирного тяготения в физике. То, что приводит в действие любой механизм, то, что задает единые правила игры для всей системы.

    И государство должно всего лишь не допускать злоупотреблений, нарушений правил игры. Тогда экономика будет просто процветать - как и любой здоровый, развивающийся естественным путем организм.

    Вот только практика показала, что в таком виде экономическая свобода в рыночной экономике существовать не может. Да, она естественна. Да, она логична. Но природа тоже естественна и логична. Можно ли сказать, что природа гуманна?

    Чрезмерно размножившаяся популяция мышей вымрет от голода - и это вполне естественно. Ее будут усиленно уничтожать так же размножившиеся благодаря хорошему рациону хищники. Вмешиваться в этот процесс, подкармливать несчастных грызунов и защищать их от естественных врагов нельзя. Это приведет к экологической катастрофе. Можно ли так поступить с людьми?

    Лучше быть богатым, чем бедным

    Законы дикой природы хороши в лесу, но не цивилизованном мире. В естественных условиях и больные детеныши погибают первыми, что даже полезно для вида - так дефектные гены исключаются из размножения. Никто же не предлагает подобными методами улучшать генофонд человечества. Поэтому экономическая свобода и социальная ответственность должны идти рука об руку.

    Вот только среднестатистический человек редко проявляет подобную сознательность. Он мыслит категориями «сегодня-завтра», а не «пять лет, десять лет, сто лет».

    К тому же придерживаясь стратегии получения максимальной выгоды, предприниматель может не быть ни порядочным человеком, ни хотя бы просто добрым. Что мешает владельцу фармацевтической фирмы продавать сердечные препараты или обезболивающие по завышенным ценам? Ведь люди вынуждены будут их покупать, у них не будет другого выхода. Без госрегулирования предотвратить подобное развитие событий нельзя.

    Да и скорейшее получение предпринимателями высокой прибыли не всегда идет на пользу экономике в целом. Потому что самый простой способ разбогатеть обычно просто противозаконен. Нет ничего доходнее торговли наркотиками. Но это утрированный пример, просто поясняющий общую тенденцию. Предприниматель стремится заниматься той деятельностью, которая обеспечит максимальный доход при минимальных тратах и рисках. А если исключить противозаконные способы обогащения, самым легким способом заработать остается торговля. Полная экономическая свобода в стране с высокими рисками приведет к появлению неисчислимого количества торговцев. Что, собственно, и произошло во многих странах бывшего Советского Союза.

    Свободный выбор предпринимателей

    Да, экономическая свобода и предпринимательство невозможны друг без друга. Но не всегда логика личного обогащения совпадает со стратегическим планами развития государства. Производство - это всегда риск, особенно в стране с нестабильной экономикой. Фермерство - риск вдвойне. Не так уж много людей захочет заниматься бизнесом, который может оказаться не просто малодоходным, а убыточным. Намного выгоднее и спокойнее торговать китайскими сумочками или сигаретами. И доход приличный, и в случае необходимости можно мгновенно свернуть высоколиквидный бизнес - ущерб будет равняться всего лишь стоимости очередной партии товара.

    И что будет со страной, пошедшей по пути исключительно естественного регулирования, через несколько лет? К чему приведет такая экономическая свобода? Как будет выглядеть экономика? Особенно если принять во внимание тот факт, что банки тоже предпочитают долгосрочному кредитованию краткосрочное - так риски намного меньше.

    Как выглядит полная свобода

    А ведь так уже было - в 90-х годах прошлого века.

    Если вынести за скобки чудовищный уровень коррупции и преступности, именно 90-е и представляли собой живое воплощение термина «экономическая свобода». Понятие это всеми воспринималось в самом примитивном ключе. Зачем реконструировать завод, вкладывать в него огромные суммы, если никто не знает, что будет со страной завтра? Намного проще выжимать из него последнее - до тех пор, пока оборудование совсем не придет в негодность. А потом продать его на металлолом, вложив деньги во что-то еще. Больше, быстрее, агрессивнее! Научные разработки? А это выгодно? Если нет, если они не принесут прибыли сегодня или завтра - то зачем они? Лучше вложить средства во что-то реальное, к примеру, в ликероводочный заводик, выпускающий не слишком качественную, зато дешевую в производстве продукцию. Зачем тратить деньги на улучшение характеристик почвы, на ирригацию? Ведь урожай можно собрать только раз в год, да и то может не повезти. Град, заморозки, проливные дожди - это риск. Намного выгоднее взять кредит, купить овощи где-нибудь в Турции или Израиле, а потом быстро продать.

    Последствия непродуманной экономической политики

    Экономическая свобода выбора позволяла принимать любое решение. Самое простое и выгодное выглядело именно таким образом.

    В итоге всего за десятилетие промышленность страны была практически разрушена, сельское хозяйство медленно коллапсировало, а наука была отброшена далеко назад. Много усилий потребовалось, чтобы восстановить экономику до прежнего, докризисного уровня. А уж отставание в высоких технологиях не компенсируешь никакими деньгами.

    Стоила ли этого экономическая свобода? Понятие предпринимателей о ней оказалось весьма далеко от предположений ученых-экономистов.

    К сожалению, те, кто рассуждал о естественном отборе и борьбе за выживание, не учли простого обстоятельства. Особи одного вида не уничтожают друг друга. Живущие группами животные взаимодействуют, помогают друг другу. Их заставляет делать это инстинкт. Увы, у людей он не работает. Поэтому регулирующую функцию в экономике выполняет государство. Это неизбежно. Без подобного вмешательства экономика действительно превращается в джунгли.

    Госрегулирование без запретов

    Госрегулирование в экономике не носит запретительный характер - конечно, кроме моментов, связанных с нарушением законодательства.

    Достаточно грамотной налоговой и кредитной политики. При наличии эффективной системы перераспределения бюджета экономическая свобода и социальная ответственность вполне могут сосуществовать. Швеция - живой тому пример.

    Для того чтобы стимулировать развитие какой-то отрасли экономики, достаточно обеспечить эффективное и недорогое кредитование и гарантировать налоговые льготы предпринимателям, желающим работать в этой сфере. Желающие заработать всегда найдутся.

    Есть отрасли традиционно убыточные. Сельское хозяйство, некоторые отрасли тяжелой промышленности, наука. Означает ли это, что они не нужны? Ни в коем случае. Государство должно поддерживать эти области деятельности целевыми дотациями. Они - залог экономической самостоятельности страны.

    Государство и предприниматели - условия договора

    Экономическая свобода и ответственность - понятия взаимосвязанные. Одно невозможно без другого. Беда стран с развивающейся экономикой не в том, что в них мало свободы. Беда в том, что ни предприниматели, ни государство не привыкли к ответственности. Любая система может существовать только в равновесии.

    Если граждане достаточно сознательны и платят налоги - значит, государство должно использовать их строго по назначению. И по первому требованию отчитываться во всех произведенных тратах. Подобная взаимная честность не просто логична, она необходима. Потому что если государство уклоняется от ответственности и неэффективно расходует госсредства, люди быстро понимают, что платить налоги незачем, это бессмысленно. А значит, доходы начнут скрывать, экономика уйдет в тень, а государство вынуждено будет восполнять дыры в бюджете совсем уж драконовскими мерами, да еще и направленными на тех немногих предпринимателей, которые все еще платят налоги.

    Эффективную, стабильную экономику можно создать только в условиях взаимной честности и доверия.

    Уже знакомое вам слово «свобода» может рассматриваться с разных позиций: защищенность человека от нежелательного воздействия, насилия; возможность действовать по своей воле и в соответствии с осознанной необходимостью; наличие альтернатив, возможность выбора, плюрализм. Что же представляет собой экономическая свобода?

    Экономическая свобода включает в себя свободу принятия экономических решений, свободу экономических действий. Индивид (и только он) вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее (труд по найму, предпринимательство и т. д.), какая форма собственнического участия ему представляется более целесообразной, в какой сфере и в каком регионе страны он проявит свою активность. В основе рынка, как известно, лежит принцип хозяйственной свободы. Потребитель свободен в выборе товара, производителя, форм потребления. Производитель свободен в выборе вида деятельности, ее объема и форм.

    Рыночную экономику часто называют экономикой свободного предпринимательства. Что означает слово «свободного»? Экономическая свобода предпринимателя, как считают ученые, предполагает, что у него есть определенная совокупность прав, гарантирующих автономию, самостоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы хозяйственной активности, методов ее осуществления, использования произведенного продукта и полученной прибыли.

    Экономическая свобода человека прошла эволюционный путь. На протяжении истории происходили ее приливы и отливы, обнажались разные стороны подневольности человека в производстве: личная зависимость, вещная зависимость (в том числе должника от кредитора), давление внешних обстоятельств (неурожай, неблагоприятная хозяйственная ситуация на рынке и др.). Общественное развитие как бы балансирует между, с одной стороны, большей личной свободой, но с высокой степенью хозяйственного риска, с другой - большей экономической безопасностью, но при вассальной зависимости.

    Опыт показывает, что к соотношению разных сторон экономической свободы применим принцип «ничего сверх меры». В противном случае не достигается ни свобода творчества, ни гарантированное благополучие. Экономическая свобода без регламентации прав собственности законом или традицией переходит в хаос, в котором торжествует право силы. В то же время, например, претендующая на освобождение от власти случая командно-административная экономика, ограничивающая хозяйственную инициативу, обречена на застой в развитии.

    Границы, в которых экономическая свобода служит эффективности производства, обусловливаются конкретно-историческими обстоятельствами. Так, современная рыночная экономика, как правило, не нуждается в систематическом, грубом насилии, что является ее достоинством. Однако ограничение рыночной свободы ради упрочения экономического положения практикуется и в наше время. Например, государственное регулирование рыночной экономики нередко выступает инструментом ускорения ее развития. (Вспомните, какие методы регулирования использует государство.) Обеспечиваемый таким образом рост производства способен стать основой для укрепления суверенитета личности. Ведь и свобода нуждается в материальной основе: для голодного человека самовыражение означает прежде всего утоление голода, а уже потом другие его возможности.

    Экономическая свобода личности неотделима от ее социальной ответственности. Теоретики и практики экономики изначально обращали внимание на заложенное в природе экономической деятельности противоречие. С одной стороны, стремление к максимальной прибыли и эгоистическая защита частнособственнических интересов, а с другой - необходимость считаться с интересами и ценностями общества, т. е. проявлять социальную ответственность.

    Ответственность - особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и к другим людям, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Идея социальной ответственности бизнеса, например, получила широкое распространение в 1970-1980-е гг. в США, а затем и в других странах. Она предполагает, что предприниматель должен руководствоваться не только личными экономическими интересами, но и интересами общества в целом. Вначале социальная ответственность связывалась прежде всего с соблюдением законов. Затем ее необходимым признаком стало предвосхищение будущего. Конкретно это могло выражаться в формировании потребителя (американские производители ставят целью бизнеса создание «завтрашнего потребителя»), обеспечении экологической безопасности, социальной, политической стабильности общества, повышении уровня образования и культуры.

    Способность участников экономической деятельности сознательно выполнять морально-правовые требования общества и нести ответственность за свою деятельность сегодня неизмеримо возрастает в связи с прорывом науки и техники в глубинные уровни мироздания (использование внутриатомной и иных энергий, открытие молекулярной биологии, генной инженерии). Здесь каждый неосторожный шаг может стать опасным для человечества. Вспомните, к каким катастрофическим последствиям привело вторжение человека при помощи науки в природную среду.

    Долгие годы промышленная деятельность в большинстве стран характеризовалась в основном нерациональным использованием сырья и высокой степенью загрязнения окружающей среды. В мире существовало весьма распространенное мнение о том, что предпринимательская деятельность и охрана окружающей среды несовместимы. Получение прибыли увязывалось с беспощадной эксплуатацией и разрушением природных ресурсов, а улучшение экологической обстановки приводило к снижению доходов предпринимателей и росту цен на потребительские товары. Поэтому неудивительно, что реакция бизнеса на требования соблюдать экологические нормы часто была негативной, а выполнение этих требований не было добровольным (с помощью законов, административного контроля). Однако усиление мирового экологического движения, разработка концепции и принципов устойчивого развития способствовали изменению отношения предпринимателей к окружающей среде. Устойчивое развитие - это такое развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей. Важным шагом в этом направлении было создание при Конференции ООН по окружающей среде и развитию Совета предпринимателей по устойчивому развитию, в состав которого вошли представители многих крупнейших транснациональных компаний мира. Эти компании и отдельные предприниматели, взявшие на вооружение принципы устойчивого развития, эффективно используют более совершенные производственные процессы, стремятся к выполнению экологических требований (предотвращение загрязнений, уменьшение отходов производства и др.) и наилучшим образом используют возможности рынка. Такие компании и бизнесмены получают преимущества перед конкурентами, не использующими новые подходы к предпринимательской деятельности. Как показывает мировой опыт, сочетание предпринимательской деятельности, экономического роста и экологической безопасности возможно.

    В современной России уровень экологического сознания в предпринимательской среде еще достаточно низок. Так, к середине 1995 г., по данным Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов, лишь около 18 тыс. из 800 тыс. зарегистрированных малых и средних предприятий предусмотрели в своих уставах природоохранную деятельность. И только 20% из них действуют в этом направлении. Улучшение качества жизни россиян во многом зависит от того, как экономика и экология будут дополнять друг друга. Для этого необходимо сочетать правовые и контролирующие методы с экономическими механизмами и самоконтролем предпринимателей, повышением их социальной ответственности. Используя мировой опыт, российским предпринимателям необходимо разработать нормы поведения для национальных фирм в области защиты окружающей среды и перехода на модель устойчивого развития.

    Волкова А.А

    МОУ СОШ №7, г.п.Талинка

    Урок обществознания в 10 классе.

    Учитель Волкова А. А,

    КМОУ СОШ №7, г.п.Талинка.

    Тема: Экономическая культура.

    Учебная цель :

    Сформировать представление о сущности и структуре экономической культуры;

    Развивающая цель :

    Формирование умений: давать развернутый ответ; анализировать, делать выводы, определять и объяснять свое отношение к ситуации; аргуметированно высказывать свою точку зрения; объяснять понятия.

    Воспитательная цель :

    Воспитание уважения к мнению других, умение слушать; воспитание ответственного отношения к деятельности и ее результатам. воспитание моральных качеств делового человека.

    Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

    Оборудование: ТСО, раздаточный материал.

    Методы обучения : словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

    Формы организации познавательной деятельности : индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.

    Ход урока:

    I . Организационный момент (1 мин.).

    II . Проверка домашнего задания (7 мин.).

    III . Подготовка учащихся к активному восприятию нового материала (2 мин.).

    IV . Усвоение нового материала (20 мин.).

    V . Первичное закрепление изученного материала (4 мин.).

    VI . Контроль и проверка знаний (6 мин.).

    VII . Информация о домашнем задании (1 мин.).

    VIII . Подведение итогов урока (1 мин).

    I . Организационный момент.

    Приветствие учащихся, проверка их присутствия и готовности к уроку

    З Задачи:

    1. Обеспечить контакт с классом.

    2. Настроить учащихся на продуктивную работу.

    3. Создать рабочую атмосферу.

    II. Проверка домашнего задания.

    Задача:

    Оперативно проверить подготовку учащихся по домашнему заданию.

    1.Индивидуальная работа у доски.

    Задание:

    1. Составить схему «Экономическая культура».

    2. Дать определение понятиям: мотивы, ценности. Привести примеры.

    3. Определить недостающее звено в схеме учителя (слайд № 4).

    2. Фронтальный опрос.

    1. Определить экономические отношения (отношения собственности, производства, распределения, обмена, потребления); (Слайд №2)

    2. Определить экономические интересы (стремление человека получать необходимые ему для обеспечения жизни блага). (Слайд №3)

    3. Определить структурные элементы экономической культуры; (Слайд №4)

    3. Проверка индивидуального задания . (Слайд №4)

    III . Подготовка учащихся к усвоению нового материала

    Задача:

    Вызвать интерес к изучаемому на уроке материалу.

    Учитель: Как вы считаете, у всех ли людей будут одинаковые экономические интересы?

    Как вы думаете, что необходимо для гармонизации интересов людей?

    Одним из важнейших элементов экономической культуры являются экономические нормы , регулирующие поведение и хозяйственную деятельность людей.

    Об этом и пойдет разговор на уроке.

    IV . Усвоение нового материала.

    1.Работа в группах (5 мин.), обсуждение (3 мин.).

    2.Разбор предложенных ситуаций (7 мин.).

    Задачи:

    1.Усвоить знания ключевых вопросов темы урока.

    2. Вызвать заинтересованное отношение учащихся к работе для достижения цели.

    План изучения темы: (Слайд №5)

    I . Деловая этика.

    II . Экономическая свобода и социальная ответственность.

      Деловая этика.

    Работа в группах. (3 группы).

    Задание 1.

    Поскольку важную роль в хозяйственной жизни в условиях рыночной экономики играет предпринимательская деятельность вы выполните задание: «Этика делового человека».

    Обсуждение задания.

    Учитель: В настоящее время нормальный бизнесмен придерживается определенных этических правил при ведении своего бизнеса. Эти правила таковы: (Слайд № 6)

    1. Предприниматель свято верит, что его деятельность нужна не только ему, но еще обществу в целом и отдельным его представителям в частности.

    2. Бизнесмен верит в людей вокруг себя. Он верит, что они хотят и умеют работать вообще, и с ним в частности.

    3. Он относится к бизнесу как к творчеству, верит в него, вкладывает в него душу.

    4. Предприниматель четко понимает важность сотрудничества, но и признает необходимость конкуренции.

    5. Предприниматель чтит законы, уважает любую форму собственности. Он особенно ценит профессионалов своего дела, высоко ценит образование и науку.

    Учитель: Сформулируйте вывод по заданию. (Слайд № 7)

    Вышеперечисленные этические принципы бизнесмена могут быть применены или доработаны абсолютно для любой сферы его деятельности.

    Задание 2.

    Мы обсудили с вами «Правила этики делового человека», а теперь давайте попробуем применить их в предложенных ситуациях. (Обсуждение в группах)

    1. Предприниматель периодически встречает своего старого знакомого, который работает в конкурирующей фирме и за плечами которого множество разработок. Знакомый хочет при своей фирме открыть филиал, которым будет руководить.

    Руководство фирмы считает, что руководящая должность будет отнимать у ценного кадра много сил и отвлекать от разработки новых проектов. Предприниматель давно мечтал «перетащить» старого знакомого в свою фирму. Подворачивается удобный случай. Как поступить? (Слайд №8)

    2. Руководитель фармакологической фирмы считал, что 1 выпускает полезный для здоровья товар. Но ознакомившись с последними научными исследованиями, выяснил, что новое поколение успокоительных таблеток, которое приносит существенный доход, отрицательно влияет на психику больных. Как ему поступить? (Слайд №9).

    3. Фирма с помощью исследований усовершенствовала один из выпускаемых товаров. Усовершенствование оказалось весьма незначительным, то есть товар не оказался «новинкой» для потребителя, но на упаковке и в рекламе товара настойчиво звучит такое утверждение. Предприниматель уверен, что «новинка» принесет изрядную прибыль. Как ему быть? (Слайд №10).

    4. Предприниматель знает, что в конкурирующей, сильной фирме открылась вакантная должность начальника отдела. Его бывшая жена, с которой у него сохранились теплые отношения, проходит конкурс и получает эту должность: У предпринимателя открывается редчайшая возможность узнавать о новинках товара конкурирующей фирмы из первых рук. Как ему поступить? (Слайд №11)

    5. У предпринимателя существует сеть дилеров. У одного из наиболее результативных продавцов фирмы начались проблемы в семье - уровень его продаж значительно снизился. Когда нормализуется его семейная жизнь - неясно, но пока фирма теряет большое количество продаж. У предпринимателя возникает юридическая возможность ликвидировать выданную этому дилеру торговую привилегию и заменить его. Как e му поступить? (Слайд №12)

    6. Начальник отдела маркетинга предлагает предпринимателю провести социологический опрос среди потребителей товара конкурирующей фирмы, чтобы узнать отзывы о товаре конкурента. Чтобы не «засветиться» он предлагает провести это интервьюирование под именем несуществующего безобидного «Института по исследованию маркетинга». Как поступить? (Слайд №13)

    Учитель: Какой можно предложить вывод о соответствии деятельности предпринимателя и правил этики.

    Вывод: бизнес, конкуренция и мораль не противоречат друг другу.

    II . Экономическая свобода и социальная ответственность

    «Делать дело на основе чистой наживы – предприятие в высшей степени рискованное … Задача предпринимателя – производить для потребления, а не для наживы и спекуляции… Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит и конец его недалек».

    Г.Форд, американский автопромышленник . (Слайд №14)

    Учитель : Честным быть выгодно?

    Бизнесмену, как мы выяснили, необходимы такие качества как самостоятельность, расчетливость, работоспособность, ответственность, честность.

    Беседа по вопросам: (Слайд №15)

      Что такое экономическая свобода?

      Что такое ответственность? Социальная ответственность?

      Как связаны между собой:

    Экономика и право;

    Экономика и экология

    Экономика и социальная и политическая стабильность

    V . Закрепление изученного.

    Задача:

    закрепление понятий: экономическая культура, деловая этика, экономическая свобода, социальная ответственность.

    Учитель : определите понятия (Слайд №16)

      Система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности,

    Уровень и качество экономических знаний,

    Содержание традиций и норм регулирующих экономические отношения

    (экономическая культура).

      Нормы и правила поведения в хозяйственной деятельности

    (деловая этика)

      самостоятельное принятие экономических решений, видов хозяйственной деятельности, форм собственности, товара, форм потребления ….

    (экономическая свобода)

      социальное и морально-правовое отношение личности

    Выполнение нравственного долга и правовых норм.

    (социальная ответственность)

    VI . Контроль и коррекция знаний.

    Работа с тестом. Самоконтроль.

    Задача:

    Проверить уровень усвоения материала.

    Тест. (Слайд 17)

      Вставьте пропущенные слова:

    А. Экономическая культура общества - это система … .

    Б. Нормы и правила поведения человека в хозяйственной деятельности раскрывает … .

      Экономические отношения включают

    А. Обмен.

    Б. Потребление.

    В. Производство.

    Г. Распределение

    Д. Все выше перечисленное.

      Согласны ли вы с тем, что экономическая свобода личности неотделима от социальной ответственности. Объясните.

    Самоконтроль: 1.А. ценностей; Б.Этика, (Слайд №18)

    2.Д;

    3.Да. Экономическая свобода без социальной ответственности ведет к нарушению закона, обострению экологической проблемы, выпуску некачественных товаров (могут быть другие варианты).

    VII . Информация о домашнем задании.

    Домашнее задание § 13, вопросы и задания после параграфа.

    Задача :

    проконсультировать учащихся о выполнении домашнего задания.

    VIII . Подведение итогов урока.

    Задача:

    оценить деятельность учащихся.



    Похожие статьи