Экономико-географическая характеристика транспортной системы западно-сибирского экономического района. Транспортная система сибири Какие виды транспорта развиты в западной сибири

Транспорт и экономические связи. Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью. Помимо основной Сибирской железнодорожной магистрали была построена Южно-Сибирская магистраль, сыгравшая большую роль в развитии производительных сил Кузбасса и Алтая. От нее отошли линии в северном и южном направлениях. Была также построена железная дорога: Иртышская –Карасук– Камень–на –Оби –Алтайская.

Новой железнодорожной магистралью является: Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск - Уренгой.

В значительной мере межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Западной Сибири осуществляются по рекам Обь - Иртышского бассейна. Особенно широкое развитие в Западной Сибири получили трубопроводный транспорт и линии электропередач. Большое значение имеет автомобильная дорога - Чуйский тракт, обеспечивающая связи с Монголией. Важное значение для пассажирских и грузовых перевозок имеет воздушный транспорт.

Железнодорожный транспорт.

На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск была проложе­на магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района).



Основу железнодорожной сети образуют части Транссибирской (Челябинск–Омск–Новосибирск – Красноярск), Среднесибирской (Иртышская – Корсун – Камень-на-Оби – Алтайская) и Южно-Сибирской (Кулунда – Барнаул – Артышта – Новокузнецк – Тайшет) магистрали, находящиеся на территории района.

Большое значение имеют также железные дороги Томск - Асино - Белый Яр – Ивдель – Обь, Тавда – Сотник (для перевозки леса и лесоматериалов), Тюмень – Сотник – Сургут – Нижневартовск – Уренгой (для освоения нефтегазовых ресурсов), Кия – Шалтырь – Ачинск (для связи Кузбасса с Восточной Сибирью).

Автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт в Западной Сибири имеет важное значение для экономического развития региона. В настоящее время сеть автомобильных дорог с твердым покрытием в Сибирском регионе развита слабо. Расширение сети автомобильных дорог в основном происходит за счет освоения новых месторождений полезных ископаемых, для связи их между собой, а также с крупными населенными пунктами, производственными базами, портами и железнодорожными станциями. Также в сеть автомобильных дорог входят магистральные дороги общего пользования, их основная часть сосредоточена в южных и центральных районах региона.

Важнейшие автомобильные дороги: Тюмень - Омск, Тю­мень - Сургут, Кемерово - Барнаул, автомагистраль в сторону Красноярска, а также Чуйский тракт в сторону Монголии.

Автомобильный транспорт Западной Сибири также в основном осуществляет внутрирайонные перевозки, доставляя грузы к железнодорожным станциям, речным портам и потребителям. По протяженности автодорог с твердым покрытием Западная Сибирь занимает 5-е место в стране (68,3 тыс. км).

Водный транспорт.

Важную роль для экономического развития региона играют водные транспортные пути. Крупные речные порты находятся в Новосибирске, Тобольске, Омске, Томске, Сургуте и Барнауле.

Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию - завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. Значительная часть северного за­воза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири.

Трубопроводный транспорт.

Сибирь является главным поставщиком нефти и газа, поэтому в этом регионе быстрыми темпами развивается трубопроводный транспорт. Крупнейшая в мире система магистральных трубопроводов "Дружба", связавшая между собой социалистические страны Совета экономической взаимопомощи, проходит и в Сибири. По этому нефтепроводу также осуществляется поставка нефти в страны дальнего зарубежья. К числу наиболее известных нефтепроводов Сибирского региона относятся «Сургут-Перьмь-Н.новгород-Ярославль-Рязань-новолипецк», «Сургут-Курган-Уфа-Альметьевск» и другие.

Вся система газопроводов страны объединена между собой в Единую систему газоснабжения России. Она дает возможность обеспечить газом населенные пункты вдоль трассы газопровода, создавать новые рабочие места и приносит доход в бюджет региона. Газопроводы Сибирского региона также включены в Единую систему газоснабжения России, к ним относятся «Уренгой-Сургут- Уфа-Новопсков», «Угенгой – Курск – Киев – Ужгород», «Уренгой – Медвежье – Ухта – Ярославль – Москва». Развитие магистральной сети трубопроводов позволяет развивать местную инфраструктуру и улучшить жизнь жителей региона.

Развитию транспортной системы Западной Сибири способствует не только наличие разнообразных природных ресурсов (нефть, газ и лес на севере, уголь и обширные сельскохозяйственные угодья, дающие крупнотоннажную продукцию на юге), но и благоприятное экономико-географическое положение.

Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью. Помимо основной Сибирской железнодорожной магистрали была построена Южно-Сибирская магистраль, сыгравшая большую роль в развитии производительных сил Кузбасса и Алтая. От нее отошли ряд линий в северном и южном направлениях.

Была также построена железная дорога: Иртышская - Карасук - Камень-на-Оби - Алтайская. Новой железнодорожной магистралью является: Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск - Уренгой. В значительной мере межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Западной Сибири осуществляются по рекам Обь-Иртышского бассейна. Особенно широкое развитие в Западной Сибири получили трубопроводный транспорт и линии электропередач. Большое значение имеет автомобильная дорога - Чуйский тракт, обеспечивающая связи с Монголией. Для пассажирских и грузовых перевозок велико значение воздушного транспорта, без которого трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.

Особенностью межрайонных связей является преобладание вывоза над ввозом. Район вывозит нефть, газ, уголь, пиломатериалы, металл, концентраты руд цветных металлов и др. ввозятся машины и оборудование, продовольствие, товары народного потребления.

Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).

На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.

Немало важны и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработанная "Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе" определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:

* Автомобильная дорога в широтном направлении "Нижневартовск - Сургут - Ханты-Мансийск - Советский"

Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:

  • * на запад - г.Ивдель - г.Серов (Свердловская-область) - г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;
  • * на восток - г.Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.
  • * Автомобильная дорога в меридиональном направлении "Тюмень - Тобольск - Сургут -Ноябрьск - ст. Пуровск" с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты - Мансийского и Ямало - Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.
  • * Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направлении г.Надым -г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский -г.Тюмень.

Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор "север-юг". На севере - это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) - вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.

Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.

Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию - завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В меньшей степени он используется для перевозки местных грузов и товарообмена с Казахстаном. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири. Главная река района - Обь с ее многочисленными притоками, которая впадает в Карское море. Обь занимает первое место по площади бассейна и третье по водности.

Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.

Описание работы

На сегодняшний день российская экономика находится в глубоком кризисе, и одной из важнейших задач ее является интеграция в мировую экономическую систему, основу которой составляют глобальные рынки товаров и услуг, которые функционируют в условиях рыночной конкуренции на внутри- и межгосударственном уровнях. Рынок транспортных услуг наряду с информационным и финансовым рынками обеспечивает жизнедеятельность и устойчивость функционирования всей системы.

1. Введение Стр.2
2. Население Стр.3
3. Природные условия, влияющие на конфигурацию транспортных путей Стр.3
4. Транспорт района в дореволюционный период Стр.3
5. Развитие и размещение транспорта в послереволюционный период Стр.4
5.1. Железнодорожный транспорт Стр.5
5.2. Автомобильный транспорт Стр.6
5.3. Трубопроводный транспорт Стр.7
5.4. Речной транспорт Стр.7
5.5. Морской транспорт Стр.8
5.6. Авиационный транспорт Стр.8
6. Внутренние и внешние экономические связи Стр.8
7. Проблемы и пути развития транспорта Стр.8
8. Заключение Стр.10
9. Список литературы Стр.11

Файлы: 1 файл

Особую роль при промышленном освоении новых районов играет железнодорожный транспорт. От Тюмени через Широтное Приобье проложена железнодорожная линия Тобольск-Сургутск- Нижневартовск. Имеются различные варианты продолжения этой магистрали. Она может через Томск соединиться с Транссибирской магистралью или выйти на Абалаково, вдоль реки Кеты. На территории комплекса были построены лесовозные дороги Ивдель-Обь, Тавда-Сотник, Асино-Белый Яр.

5.2. Большое значение для решения локальных задач имеет автодорожный транспорт. В настоящее время вокруг Самотлора построены внешнее и внутреннее автодорожное кольцо с твердым покрытием, создаются подъездные автодороги к железнодорожной магистрали Тюмень-Тобольск-Сургут. Однако транспортная сеть еще не достаточно развита. В расчете на один квадратный километр территории протяженность железных дорог здесь почти в 3 раза и автомобильных дорог с твердым покрытием в 2 раза меньше, чем в целом по стране.

Немало важны и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработанная "Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно - Сибирском регионе" определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:

* Автомобильная дорога в широтном направлении "Нижневартовск - Сургут - Ханты-Мансийск - Советский"

Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:

* на запад - г. Ивдель - г. Серов (Свердловская область) - г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;

* на восток - г.Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.

* Автомобильная дорога в меридиональном направлении "Тюмень - Тобольск - Сургут -Ноябрьск - ст. Пуровск" с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты - Мансийского и Ямало - Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.

* Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направлении г.Надым -г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский -г.Тюмень.

Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор "север-юг". На севере - это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) - вхождение в транспортную сеть Азиатского региона. Особенностью межрайонных связей является преобладание вывоза над ввозом. Район вывозит нефть, газ, уголь, пиломатериалы, металл, концентраты руд цветных металлов и др. ввозятся машины и оборудование, продовольствие, товары народного потребления.

5.3. Возрастание межрайонного грузооборота и внутрирайонных перевозок способствовало расширению транспортной сети. На территории региона построены нефтепроводы Шаим-Тюмень, Усть-Балык-Омск, Александровское-Анжеро- Судженск-Красноярск-Иркутск, Самотлор-Тюмень-Альметьевск, Усть-Балык-Курган-Самара, Омск-Павлодар и газопроводы на участках Медвежье-Надым-Урал (две очереди), Надым-Пунга-Центр, Уренгой-Надым-Ухта-Торжок, Вэнгапур-Сургут-Тобольск- Тюмень, Ямбург-Центр, Нижневартовск-Мыльджино-Томск- Новокузнецк, Ямбург-Западная граница России. Этот мощный трубопроводный транспорт обеспечивает доставку потребителям почти 400млн.т нефти и 450 миллиардов кубических метров газа. В настоящее время для выхода тюменской нефти построены трубопроводы протяженностью свыше 10 тысяч километров. Газовые магистрали протянулись более чем на 12 тысяч километров. Здесь впервые применены трубы диаметром 1420мм.

5.4. Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию - завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В меньшей степени он используется для перевозки местных грузов и товарообмена с Казахстаном. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири. Главная река района - Обь с ее многочисленными притоками, которая впадает в Карское море. Обь занимает первое место по площади бассейна и третье по водности. В дальнейшем значение речного транспорта существенно возрастет в связи со строительством речных портов в Томске, Тобольске, Сургуте, Нижневартовске и Колпашево, улучшением судоходства на реках Томи, Кети, Туре и Тоболе.

5.5. Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов. В значительной мере межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Западной Сибири осуществляются по рекам Обь - Иртышского бассейна.

5.6. Поскольку многие районы Сибири считаются труднодоступными и удалены на значительное расстояние как друг от друга, так и от других районов страны, большое значение для жизни региона имеет авиационный транспорт, который в некоторых случаях не имеет альтернативы. Он позволяет повысить мобильность населения Сибири. Узловые аэропорты находятся в Новосибирске, Красноярске, Барнауле, Бийске, Норильске, Иркутске, Новокузнецке, Омске, Томске, Улан-Удэ, Кемерово, Чите, Абакане и Горно-Алтайске. Основной проблемой в сфере воздушного сообщения является моральное устаревание аэропортовых комплексов и общедоступность услуг авиакомпаний населению. Также существует необходимость восстановить инфраструктуру аэропортов Шушенское, Игарка, Енисейск, Дудинка, Богучаны, Хатанга, Усть-Кокса, Кош-Агач, Тура, Туруханск, Байкит и Ванавара.

6. Для Западной Сибири большое значение в осуществлении межрайонных и внутрирайонных связей имеет железнодорожный транспорт. Железная дорога сконцентрирована на юге и имеет преимущественно широтное направление. Железные дороги обслуживают все виды связей района: ввоз, вывоз, внутрирайонные перевозки, а также транзит.

В Западно - Сибирском районе автомобильные дороги и речные пути также являются в основном средством внутрирайонной связи. Большинство межрайонных перевозок обеспечиваются железной дорогой. Это связано с тем, что речная система практически не выходит за пределы района, а морской транспорт, развит очень слабо.

Для Западной Сибири также характерно преобладание вывоза над ввозом. Это объясняется тем, что на территории района располагаются крупнейшие месторождения нефти и газа, играющие ведущую роль. Основными способами транспортировки этих грузов является достаточно сильно развитая сеть трубопроводов. Кроме нефти и газа район является избыточным по добыче каменного угля (Кузбасс).

7. Перспективы развития транспортного комплекса Западной Сибири можно разделить на два этапа:

Первый этап – это стабилизация работы транспортного комплекса. Главной задачей является создание экономической и законодательно-нормативной основы деятельности транспорта, направленной на стимулирование развития производства и повышения конкурентоспособно сти экспортной продукции Западной Сибири.

Важнейшим направлением является совершенствование системы транспортных тарифов, главным образом на железнодорожном и воздушном транспорте.

Необходимо учитывать, что вследствие дефицитности федерального бюджета, финансирование указанных работ, а также федеральных программ осуществляется в неполном объеме. Это может повлечь перенос строительства ряда объектов и реализацию программ в целом на более поздние сроки.

Второй этап - это развитие транспортного комплекса для вовлечения экономики России в мировые хозяйственные процессы Азиатско-Тихоокеанского региона в период 2001-2005 гг. и до 2010 года, а также завершение реконструкции и строительства объектов в рамках реализации федеральных программ " Возрождение торгового флота России", "Дороги России" и др. Одной из главных задач, требующих решения в этот период, будет освоение растущих объемов экспортно-импортных перевозок.

Несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, состояние транспортной отрасли в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным.

Транспорт – важнейшая составная часть производственной инфраструктуры Западно-Сибирского. Устойчивое и эффективное функционирование транспорта является необходимым условием высоких и устойчивых темпов экономического роста, обеспечения целостности, повышения уровня жизни населения.

Наиболее развитым является железнодорожный транспорт, ему принадлежит огромная роль в перевозке грузов и пассажиров.

Роль трубопроводного транспорта также велика, как и роль железных дорог. Этот вид транспорта развит практически во всех регионах Западной Сибири. Через район проходит значительное количество магистральных нефте- и газопроводов как в широтном, так и в меридиональном направлении, обеспечивая энергоресурсами центральные, южные и восточные районы России.

Заключение

Данная работа была посвящена выявлению и изучению основных проблем транспортного комплекса Западно - Сибирского экономического района и перспектив его развития.

Для понимания специфики транспорта как особой сферы материального производства, был рассмотрен целый комплекс особенностей, характерных только для транспортного комплекса.

Западно - Сибирский район относится к наиболее перспективным районам страны, но тем не менее для дальнейшего его успешного развития необходимы большие вложения. Это связано главным образом с технических обновлением. Остро стоят и внутренние проблемы региона.

В связи с «ударной» промышленностью страдает экология Западной Сибири. И, хотя, ответственные за это лица стараются улучшить положение, проблема еще остается довольно острой.

Таким образом, можно сделать вывод о важности Западно - Сибирского района для России в географическом и экономическом плане.

Литература

Воронин, В.В. «Экономическая география Российской Федерации, в 2 ч., ч 1. /В.В. Воронин. - Самара: СГЭА; 1997.- 453 с.

Громов, Н.Н. «Единая транспортная система»./Н.Н. Громов, Т.А. Панченко, А.Д Чудновский. –М.; Транспорт, 2000.-234 с.

«Региональная экономика»/Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ, 1999.

Вавилова, Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие (для вузов по эконом.спец. и направлениям), - 2-е изд./ Е.В. Вавилова. - М.: Гардарик, 2005. - 267 с.

Видяпин,В.И. Экономическая география России/В.И. Видяпин. -М.: Финансы и статистика, 2004. -489 с.

Гладкий,Ю.Н. Экономическая география России./Ю.Н. Гладкий, В.А Доброскок., С.П. Семёнов - М.: Гардарика, 2003. - 128 с.

Помус, М. И. Западная Сибирь/М.И. Помус. - М.: Юрист, 2004. - 174 с.


4.3. Транспорт и экономические связи

Развитию транспортной системы Западной Сибири способствует не только наличие разнообразных природных ресурсов (нефть, газ и лес на севере, уголь и обширные сельскохозяйственные угодья, дающие крупнотоннажную продукцию на юге), но и благоприятное экономико-географическое положение.

Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью. Помимо основной Сибирской железнодорожной магистрали была построена Южно-Сибирская магистраль, сыгравшая большую роль в развитии производительных сил Кузбасса и Алтая. От нее отошли ряд линий в северном и южном направлениях.

Была также построена железная дорога: Иртышская - Карасук - Камень-на-Оби - Алтайская. Новой железнодорожной магистралью является: Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск - Уренгой. В значительной мере межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Западной Сибири осуществляются по рекам Обь-Иртышского бассейна. Особенно широкое развитие в Западной Сибири получили трубопроводный транспорт и линии электропередач. Большое значение имеет автомобильная дорога - Чуйский тракт, обеспечивающая связи с Монголией.

Для пассажирских и грузовых перевозок велико значение воздушного транспорта, без которого трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.

Особенностью межрайонных связей является преобладание вывоза над ввозом. Район вывозит нефть, газ, уголь, пиломатериалы, металл, концентраты руд цветных металлов и др. ввозятся машины и оборудование, продовольствие, товары народного потребления.

Западно-Сибирский ТПК

На территории Тюменской области формируется крупнейший в России Западно-Сибирский программно-целевой территориально-производственный комплекс на основе уникальных запасов природного газа и нефти в средней и северной частях Западно-Сибирской равнины, а также значительных лесных ресурсов. Ресурсы нефти и газа были открыты здесь в начале 1960-х годов на огромной площади в 1,7 млн км 2 . Формирование Западно-сибирского ТПК началось в конце 1960-х годов. Месторождения нефти сосредоточены в трех нефтеносных районах - Шаимском, Сургутском и Нижневартовском. Месторождения: Мегионская, Сисниско-Советское, Самотлорское, Усть-Балыкское, Западно-Сургутское, Мамонтовское, Правдинское, Федоровское и др.

Газовые месторождения приурочены к трем провинциям - Приуральской (Игримское, Пунгинское в районе Березово), Северной (Уренгойское, Медвежье, Иванковское, Ямбургское и др.) и Васюганское провинции. На территории Западно-Сибирского ТПК имеются большие запасы торфа, которые еще не используются. Открыты месторождения бурых углей - Северо-Сосьвинский, Обь-Иртышский бассейны, пока не разрабатываемые, а также источники термальных йодобромных вод. В перспективе промышленное значение могут получить запасы бурых железняков в центральной части Томской области - Западно-сибирский железорудный бассейн. Важную роль играют и месторождения строительных материалов, приуроченные в основном к предгорьям Урала. Биологические ресурсы западно-Сибирского ТПК представлены запасами древесины, рыбными ресурсами, оленьими пастбищами, сенокосными угодьями (пойменные луга).

В Обь-Иртышском бассейне распространены ценные виды рыб - лососевые, осетровые, сиговые. Поэтому особенно опасно при увеличении добычи и переработки нефти и газа загрязнение рек.

Общий замысел формирования Западно-Сибирского ТПК заключается в том, что на основе месторождений нефти и газа создать крупнейшую топливно-энергетическую базу. Эта цель сейчас достигнута.

Освоение нефтегазовых ресурсов повлекло за собой и транспортное освоение этих территорий, эксплуатацию крупных лесных массивов в центральной части Тюменской и на севере томской областей.

На базе нефтяных ресурсов Западно-Сибирского ТПК работают нефтеперерабатывающие заводы в пределах Сибири - в Омске, Ачинске, Ангарске. Созданы крупные нефтехимические комплексы в Томске и Тобольске. Но значительная часть нефти из этого региона поступает в другие районы России, страны СНГ и страны дальнего зарубежья.

Энергосбережение комплекса осуществляется за счет тепловых электростанций в Сургуте, Нижневартовске, Уренгое.

Лесные ресурсы позволили создать лесопромышленные комплексы в Асино, Сургуте, Колпашеве и др.

Машиностроение Западно-Сибирского ТПК специализируется на ремонте нефтяного и газового оборудования; быстро растет строительная индустрия.

Во внутренних связях ТПК большую роль играют железные дороги: Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск - Уренгой, тупиковые ветки: Ивдель - Обь, Тавда - Сотник, Асино - Белый Яр, а также водный путь по Иби и Иртышу.

В процессе развития Западно-Сибирского ТПК особое значение приобретает агропромышленный комплекс. В южных районах - земледелие и животноводство, производство зерна, сливочного масла, мяса, в северных - оленеводство и пушное звероводство. В пригородных районах - птицеводство и овощеводство.

При перспективном развитии Западно-Сибирского программно-целевого ТПК особенно важно решение острейших демографических проблем, в том числе проблем малочисленных народов, а также решение экологических проблем сохранения экосистем.

География угольной промышленности

Украина - государство Восточной Европы. Граничит с Россией, Белоруссией, Румынией, Молдовой, Польшей, Венгрией, Словакией. После принятия 24 августа Акта провозглашения независимости Украина стала самостоятельным государством...

Западно-Сибирский экономический регион

Развитию транспортной системы Западной Сибири способствует не только наличие разнообразных природных ресурсов (нефть, газ и лес на севере, уголь и обширные сельскохозяйственные угодья, дающие крупнотоннажную продукцию на юге)...

Комплексная географическая характеристика Ставропольского края

Целью этого раздела является выяснение внешних экономических отношений Ставропольского края с другими субъектами ближнего и дальнего зарубежья...

Место и роль России в мировом сообществе

Внешнеэкономическая деятельность РФ осуществляется в разных формах - в виде научно-технического, инвестиционного сотрудничества, сотрудничества в области информационных и других услуг и т.п...

Поволжский экономический район

В районе представлены все виды современного транспорта: железнодорожный, речной, морской, авиационный, автомобильный и трубопроводный...

Республика Белоруссия

Структура торговых связей Белоруссии определяется в значительной степени ее сырьевой базой и особенностями хозяйственного комплекса. В экспорте ведущее место занимают товары обрабатывающей промышленности и сельскохозяйственная продукция...

Республика Саха (Якутия)

В вывозе республики преобладают: топливно-энергетические ресурсы, минеральное сырье, пушнина, драгоценные камни. Во ввозе: товары народного потребления, машины и оборудование, стройматериалы, продовольственные товары, металлы...

Северо-Запад России в мировой экономике

Государство должно проводить активную экономическую политику, нацеленную на развитие ключевых отраслей, определяющих вхождение России в число развитых постиндустриальных государств, а не превращение ее в отсталую сырьевую страну...

Соединённые Штаты Америки

В послевоенный период внешнеторговые связи США все сильнее ориентировались на экономически развитые капиталистические страны. Особенно велики связи США с соседней Канадой, куда идет более 1/5 американского экспорта...

Социально-экономическое развитие Венгрии

Характеристика Северного экономического района

Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие межрайонных и межгосударственных экономических связей. На долю Европейского Севера приходится почти 4 % внешнеторгового оборота России, в том числе около 5% экспорта и 2...

Экономико-географическая характеристика Северо-Западного района. Октябрьская железная дорога

Район имеет развитую систему внутрирайонных связей. На доли местного сообщения приходится 27,5% от объёма перевозок с преобладанием характерных для Северо-Западного района грузов: нефтепродуктов-10,7 млн. т (37% от местного сообщения)...

Экономико-географическая характеристика хозяйственного комплекса Китая

Свобода действий Пекина в значительной мере определяется абсолютными и относительными размерами ВВП. Опережающее наращивание ВВП, сравнительно с основными конкурентами, позволит Китаю обрести достаточный вес и возможности...

Экономико-географическое описание Румынии

Развитие внешней торговли за последние два года испытывало влияние целого ряда внутренних и внешних факторов, в числе которых: оживление экономики в целом, которое способствовало увеличению общего объема внешней торговли, соответственно...

Экономическая характеристика Турции

Анализ основных показателей внешней торговли Турции показывает постоянное отрицательное сальдо платежного баланса, что может говорить либо о возрастании внешнего долга либо о высоких объемах валютных поступлений из-за рубежа. В частности...

Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от ускоренного развития транспорта, так как редкая заселенность требует активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта.

В Дальневосточном районе функционируют все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.

Начало активного транспортного освоения южной части района связано с прокладкой в XIX в. Транссибирской магистрали.

  • Восточно-Сибирский экономический район

    Большое значение в осуществлении межрайонных и внутрирайонных связей имеет железнодорожный транспорт. Особенно велика роль Транссибирской магистрали (Москва - Омск - Красноярск - Иркутск - Владивосток) и ответвлений от нее: Тайшет - Братск - Усть-Кут, связавшая недавно построенный БАМ с Транссибом; Тайшет - Абакан, соединившая Южно-Сибирскую магистраль с Транссибирской; Улан-Удэ - Наушки; Борзя - Соловъёвск. Однако железнодорожная сеть развита еще слабо.

    Построен западный участок БАМа: Тайшет - Братск - Лена. Для обхода тоннельного участка байкальской железной дороги построен участок дороги Иркутск - Слюдянка. На севере сооружена также дорога Дудинка - Норильск.

  • Западно-Сибирский экономический район

    Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью. Помимо основной Сибирской железнодорожной магистрали была построена Южно-Сибирская магистраль, сыгравшая большую роль в развитии производительных сил Кузбасса и Алтая. От неё отошли линии в северном и южном направлениях. Была также построена железная дорога: Иртышская - Карасук - Камень-на-Оби - Алтайская. Новой железнодорожной магистралью является Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск - Уренгой. В значительной мере межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Западной Сибири осуществляются по рекам Обь - Иртышского бассейна. Особенно широкое развитие в Западной Сибири получили трубопроводный транспорт и линии электропередач. Большое значение имеет автомобильная дорога Чуйский тракт, обеспечивающая связи с Монголией. Важное значение для пассажирских и грузовых перевозок имеет воздушный транспорт, без которого трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.

  • Уральский экономический район

    Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района в территориальном разделении труда, а с другой - высоким уровнем комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда - высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (до 60%).

    Важнейшая роль среди видов транспорта в Уральском экономическом районе принадлежит железным дорогам. Основу железнодорожной сети составляют пересекающиеся почти под прямым углом широтные и меридиональные магистрали.

  • Поволжский экономический район

    Важную роль в развитии хозяйственного комплекса Поволжья играют связи с другими районами и зарубежными странами. Поволжье вывозит сырую нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, тракторы, автомобили, самолеты, станки и механизмы, рыбу, зерно, овощебахчевые культуры и т.д. Ввозит лес, минеральные удобрения, машины и оборудование, продукцию легкой промышленности. Поволжье располагает развитой транспортной сетью, которая обеспечивает грузопотоки большой мощности.

  • Северо-Кавказский экономический район

    Транспорт имеет огромное значение для внутрирайонных перевозок и для связей с другими районами России и странами зарубежья.

    Ведущая роль в межрайонных перевозках Северного Кавказа принадлежит железнодорожному транспорту. Главными железнодорожными магистралями являются Северо-Кавказская: Миллерово - Ростов - Армавир - Гудермес - Махачкала - Баку, испытывающая в последние годы в связи с Чеченской войной большие трудности (и нередко по ней прекращалось движение) и Волгоград - Сальск - Краснодар - Новороссийск, пересекающиеся в Тихорецке. От них отходят линии в центральное Поволжье, Закавказье, на Украину. Надо заметить, однако, что развитие железнодорожного транспорта отстает от потребностей хозяйства района. На многих участках наблюдается чрезмерная концентрация перевозок и перенасыщение поездами (например, Ростов - Армавир; Армавир - Туапсе; Кропоткин - Краснодар - Новороссийск и др.). Остро стоит проблема улучшения связей Северного Кавказа с западными и особенно с восточными районами России. Следует также отметить дорогу Астрахань - Кизляр, роль которой неуклонно возрастает.

  • Центрально-Черноземный экономический район

    Центрально-Черноземный район занимает весьма выгодное транспортно-географическое положение и обладает развитым транспортным комплексом: по густоте транспортной сети он существенно превышает средние показатели по России. Основные виды транспорта - железнодорожный и автомобильный; в районе также получили развитие речной, трубопроводный и авиационный виды.

    Через территорию района проходят, как в меридиональном, так и в широтном направлении важнейшие железнодорожные магистрали. В южном направлении - железные дороги: Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону; Москва - Донбасс; Москва - Курск - Харьков. В восточном направлении: Саратов - Тамбов - Мичуринск; Воронеж - Курск - Киев; Валуйки - Минск и другие.

  • Волго-Вятский экономический район

    Волго-Вятский регион располагает всеми видами транспорта - железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным и воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятского региона минерально-сырьевыми и топливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимает топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы региона вывозятся: древесина, нефтепродукты, разнообразная продукция машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных перевозках преобладают древесина, строительные материалы. Система широтных железнодорожных магистралей, представленная в регионе, обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами России.



  • Похожие статьи