Есхн: как работает и кто может применять. Налогообложение кфх: сравнение режимов осно, усн, есхн Чем отличается есхн от упрощенного налога

Поскольку в последнее время государство уделяет повышенное внимание деятельности сельскохозяйственных предприятий, мы сочли целесообразным проанализировать те проблемы, с которыми приходится сталкиваться налогоплательщикам, применяющим специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с главой 26.1 НК РФ, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) в порядке, предусмотренном данной главой НК РФ (п. 2 ст. 346.1 НК РФ).

Вычет НДС при переходе на ЕСХН

На практике нередко встречаются ситуации, когда товар приобретается и используется налогоплательщиком до перехода на режим ЕСХН, а оплачивается после него. Соответственно встает вопрос о возможности применения вычета по НДС.

Статьей 346.1 НК РФ предусмотрено, что система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей применяется наряду с общим режимом налогообложения. Переход на уплату ЕСХН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

Статьей 346.2 НК РФ установлено, что плательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, установленном главой 26.1 НК РФ. Исходя из смысла ст. 346.2 и 346.3 НК РФ на режим ЕСХН могут перейти сельскохозяйственные товаропроизводители.

Пунктом 6 ст. 346.2 НК РФ определено, что не вправе перейти на уплату ЕСХН:

  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • казенные, бюджетные и автономные учреждения (в связи с вступлением в силу Федерального закона от 8.05.10 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»).
Согласно пп. 1 и 2 ст. 171 НК РФ при расчете суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ.

Таким образом, правом на налоговые вычеты и на возмещение из бюджета НДС могут пользоваться только плательщики этого налога.

В силу п.п. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися плательщиками НДС в соответствии с главой 21 НК РФ либо освобожденными от исполнения обязанности по его исчислению и уплате, относятся на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Согласно официальной позиции Минфина России, в случае если лица, перешедшие на УСН либо систему налогообложения в виде ЕНВД, исчисляют к уплате в бюджет суммы НДС по товарам (работам, услугам), отгруженным (выполненным, оказанным) до перехода на такие специальные налоговые режимы, то данные лица вправе принимать к вычету суммы налога по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые подлежат обложению НДС, но оплаченным после перехода на специальные налоговые режимы (письмо от 19.12.05 г. № 03-04-15/116). Несмотря на то что в данном письме говорится о ЕНВД и УСН, представляется возможным распространить данную точку зрения и на уплату ЕСХН, также являющегося специальным налоговым режимом.

Есть отдельные судебные решения, подтверждающие изложенную официальную позицию (постановления ФАС Поволжского округа от 17.07.08 г. № А12-10958/07, ФАС Уральского округа от 24.12.07 г. № Ф09-10650/07-С2).

Однако большинство арбитражных судов занимает противоположную позицию. Суды указывают на то, что если уплата НДС произведена налогоплательщиком после перехода на специальный налоговый режим, то он не имеет права на вычет суммы этого налога (постановления ФАС Уральского округа от 18.08.09 г. № Ф09-5876/09-С2, 1.02.06 г. № Ф09-34/06-С2, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.08.08 г. № Ф08-5017/2008, ФАС Северо-Западного округа от 30.06.06 г. № А66-911/2005).

Кроме того, указанную позицию подтвердил Президиум ВАС РФ в постановлении от 13.09.05 г. № 4287/05.

Следует отметить, что рассмотренная проблема актуальна в отношении операций, совершенных до 1.01.06 г., а также после указанной даты, относительно которых сохранено условие о фактической уплате сумм налога, поскольку на тот момент применялось правило о вычете сумм НДС, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, в то время как п. 20 ст. 1 Федерального закона от 22.07.05 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» в абзаце первом п. 2 ст. 171 НК РФ слова «и уплаченные им» были исключены.

Если плательщик ЕСХН выставил счет-фактуру

В судебной практике возникают спорные ситуации, когда плательщики ЕСХН указывают в счетах-фактурах суммы НДС. В таких случаях налоговые органы считают, что обязанность по уплате НДС возникает, однако налогоплательщики утверждают, что подобные ошибки не могут являться основанием для уплаты НДС.

Согласно п. 3 ст. 346.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.10 г. № 306-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации») организации, являющиеся плательщиками ЕСХН, не признаются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ).

В силу п. 3 ст. 169 НК РФ составлять счета-фактуры обязаны только плательщики НДС. Поэтому организация, перешедшая на уплату ЕСХН, при осуществлении операций, облагаемых этим единым налогом, счета-фактуры оформлять не должна.

На основании п. 5 ст. 173 НК РФ в случае выставления организацией, перешедшей на уплату ЕСХН, покупателю товара (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

Правомерность данной нормы подтверждена Конституционным судом РФ в Определении от 7.11.08 г. № 1049-О-О. При этом Минфин России отмечает, что согласно п.п. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при осуществлении операций, облагаемых ЕСХН, учитываются в составе расходов при определении объекта обложения единым налогом (письма от 12.07.05 г. № 03-04-11/152 и 31.03.04 г. № 04-03-11/51).

По вопросу о применении НДС организацией, являющейся плательщиком ЕСХН, при выставлении покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС Минфин России в письме от 15.04.10 г. № 03-07-11/118 отмечает, что после перехода на уплату ЕСХН организация не должна реализовывать товары с учетом НДС. При этом НДС, исчисленный и уплаченный в бюджет с оплаты (частичной оплаты), полученной в счет поставок указанных товаров, к вычету не принимается.

Аналогичные разъяснения финансовый орган дает в отношении выставления счета-фактуры лицом, применяющим другой специальный налоговый режим (письма Минфина России от 16.05.11 г. № 03-07-11/126, 29.04.10 г. № 03-07-14/30, 17.03.10 г. № 03-07-11/66). Судебная практика поддерживает данную позицию.

Как отмечает суд вышестоящей инстанции в постановлении ФАС Центрального округа от 28.03.11 г. № А14-5181-2010135/33, нижестоящими судебными инстанциями обоснованно принято во внимание, что налогоплательщик применял в спорном налоговом периоде систему налогообложения в виде ЕСХН и не являлся плательщиком НДС, вследствие чего у него возникает обязанность по уплате налога в бюджет в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС на основании п.п. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Применение ЕСХН при отсутствии доходов

В правоприменительной практике встречаются споры по вопросу о возможности применения ЕСХН налогоплательщиком, у которого в налоговом периоде вообще отсутствовал доход от реализации сельскохозяйственной продукции.

Согласно п. 5 ст. 346.2 НК РФ на уплату ЕСХН вправе перейти сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением тех, которые указаны в п.п. 2-4 настоящего пункта), если по итогам работы за календарный год, предшествующий календарному году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подает заявление о переходе на уплату ЕСХН, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.

ФНС России в письме от 24.11.10 г. № ШС-37-3/16198@ разъясняет вопрос об утрате статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей при отсутствии у налогоплательщиков доходов от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции. В соответствии с п. 2 ст. 346.3 НК РФ вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с п. 2 ст. 84 НК РФ. В этом случае налогоплательщик считается перешедшим на уплату ЕСХН в текущем налоговом периоде. При этом налоговым периодом согласно ст. 346.7 НК РФ признается календарный год.

Пунктом 4 ст. 346.3 и п. 2 ст. 346.2 НК РФ, в частности, установлено, что если по итогам налогового периода доля дохода плательщика ЕСХН от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70%, то налогоплательщик не является сельскохозяйственным товаропроизводителем и считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения.

Таким образом, основным условием, позволяющим применять систему налогообложения в виде ЕСХН, является осуществление налогоплательщиком процесса производства, а также получение доходов от ее реализации.

Если налогоплательщиком, перешедшим на уплату ЕСХН, по итогам налогового периода нарушено упомянутое ограничение, в том числе в связи с отсутствием у налогоплательщика доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, то согласно п. 4 ст. 346.3 НК РФ он утрачивают право на применение ЕСХН с момента постановки на учет в налоговом органе.

Налогоплательщик, утративший право на применение ЕСХН, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором им допущено нарушение, должен произвести перерасчет налоговых обязательств по НДС, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц за весь налоговый период в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Кроме того, такой налогоплательщик уплачивает пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним.

Однако в судебной практике по данному вопросу имеется противоположная позиция. Так, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 21.04.10 г. № Ф03-2288/2010 пришел к выводу, что факт отсутствия дохода от реализации сельскохозяйственной продукции не свидетельствует об утрате налогоплательщиком статуса сельскохозяйственного производителя, в связи с чем у налогового органа не было основания для признания его утратившим права на ЕСХН.

Вычеты по НДС при переходе с ЕСХН на общую систему налогообложения

На практике спорным является вопрос о правомерности применения налоговых вычетов по НДС в случае перехода с уплаты ЕСХН на общий режим налогообложения при пересчете налоговых обязательств.

Арбитражные суды в данном случае приходят к единому мнению, что поскольку налогоплательщик не исчислял и не уплачивал ЕСХН, т.е. не применял специальный режим налогообложения с самого начала календарного года, а все правоотношения регулируются по правилам общего режима налогообложения, то применение вычета по НДС правомерно (например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 28.11.06 г. № Ф08-6071/2006-2511А и ФАС Западно-Сибирского округа от 11.06.08 г. № Ф04-2600/2008(6445-А03-41).

Применение ЕСХН в порядке правопреемства

Нередко возникают споры по вопросу о возможности применения ЕСХН налогоплательщиками, являющимися правопреемниками реорганизованных юридических лиц без подачи соответствующего заявления в налоговый орган, если до реорганизации юридическое лицо уже применяло данный специальный режим.

Исходя из смысла ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица, а также причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации, исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном данной статьей НК РФ. При этом для разрешения рассматриваемого вопроса следует исходить из того, что в силу п. 1 ст. 57 ГК РФ преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица, а согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида представляет собой по сути изменение организационно-правовой формы юридического лица.

Кроме того, на основании п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.04 г. № 506 (далее - Положение), ФНС России ведет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно п. 5.3.1 Положения ФНС России осуществляет государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Следует обратить внимание на то, что ранее у арбитражных судов отсутствовала единая позиция по данному вопросу.

Как указано в постановлении ФАС Уральского округа от 21.09.09 г. № Ф09-7009/09-С2, организация-налогоплательщик является полным правопреемником организации, которая применяла налоговый режим в виде уплаты ЕСХН. Поскольку в данном случае имеет место универсальное правопреемство, то к вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит и право реорганизованного юридического лица на применение режима налогообложения в виде уплаты ЕСХН.

Налогоплательщик исчислял и уплачивал единый налог, представлял налоговую отчетность по нему, т.е. своими действиями подтвердил волеизъявление на переход к указанному налоговому режиму. При этом обязанность реорганизованного лица подать заявление о переходе на специальный налоговый режим в случае, если организация до реорганизации уплачивала ЕСХН, действующим законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 22.10.09 г. № А79-6037/2009 (далее - Постановление № А79-6037/2009) при рассмотрении ситуации, связанной с вопросом о правомерности применения ЕСХН организацией, являющейся правопреемником государственного унитарного предприятия посредством преобразования предприятия путем приватизации и сельскохозяйственным производителем, продолжавшей применять названный налоговый режим, но не представившей заявление о переходе на уплату ЕСХН, отмечает, что организация не выполнила одно из условий для возможности применения специального налогового режима в виде уплаты ЕСХН, в связи с чем неправомерно использовала данный режим налогообложения, а ссылка организации на факт представления в налоговый орган налоговых деклараций по ЕСХН в проверяемый период, а также отсутствие со стороны налогового органа каких-либо замечаний по результатам камеральных проверок указанных деклараций не свидетельствует о правомерности применения организацией указанного специального режима налогообложения.

Однако постановлением Президиума ВАС РФ от 15.06.10 г. № 563/10 (далее - Постановление № 563/10) Постановление № А79-6037/2009 отменено.

По мнению Президиума ВАС РФ, организация сохранила профиль деятельности, осуществлявшийся предприятием до его приватизации, оставаясь сельскохозяйственным товаропроизводителем. Зарегистрировав соответствующее преобразование юридического лица, организация около двух лет применяла ЕСХН при отсутствии со стороны налогового органа каких-либо замечаний по результатам камеральных проверок налоговых деклараций, представлявшихся в указанный период.

С учетом изложенного Президиум ВАС РФ сделал вывод о том, что если организация после регистрации не подала письменного заявления о намерении уплачивать ЕСХН, то в данном случае это не могло служить основанием для привлечения ее к налоговой ответственности и перерасчета ее налоговых обязательств по общей системе налогообложения.

До принятия постановления № 563/10 официальные органы настаивали на обязательности представления заявления о переходе на систему ЕСХН в налоговый орган при преобразовании юридического лица (письмо Минфина России от 4.07.08 г. № 03-11-04/1/11). После появления Постановления № 563/10 налоговые органы согласились с позицией Президиума ВАС РФ (п. 39 Обзора постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам, изложенного в письме ФНС России от 12.08.11 г. № СА-4-7/13193@).

Доход, полученный организацией-участником договора простого товарищества

До недавнего времени не было единого мнения по вопросу о том, учитывается ли доход, в соответствии с которым осуществляется исключительно производство и реализация сельскохозяйственной продукции силами нескольких сельскохозяйственных товаропроизводителей, при определении доли дохода, дающего такой организации право на применение системы налогообложения в виде уплаты ЕСХН.

В соответствии с п. 9 ст. 250 НК РФ внереализационными признаются доходы в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе и учитываемого в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 278 НК РФ.

По мнению Минфина России, высказанного в письме от 5.07.11 г. № 03-11-09/39, ст. 346.2 НК РФ не предусматривает права организаций и индивидуальных предпринимателей при участии в простом товариществе учитывать в целях получения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя при определении в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доли дохода от реализации произведенной этими организациями и индивидуальными предпринимателями сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, доходы, полученные от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в рамках договора простого товарищества и распределенной между участниками. Минфином России в этом письме также отмечено, что ранее финансовым органом давались разъяснения, согласно которым в целях получения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя при определении в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доли дохода от реализации произведенной этими организациями и индивидуальными предпринимателями сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, доходы от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в рамках простого товарищества и распределенной между участниками, не учитывались (письмо от 14.07.09 г. № 03-11-06/1/31).

В судебной практике существуют различные точки зрения по рассматриваемому вопросу.

В Определении ВАС РФ от 8.10.10 г. № ВАС-9534/10 указано, что из п. 2 ст. 346.2 НК РФ, определяющего, что плательщиками ЕСХН являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, следует, что право на применение данного специального налогового режима связывается прежде всего с видом осуществляемой налогоплательщиком деятельности, а не с тем, к какой категории относятся доходы, полученные от этой деятельности, для целей налогового учета.

Ни норма п. 2 ст. 346.2 НК РФ, ни иные положения главы 26.1 НК РФ не исключают возможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в случае, если выполнение работ на отдельных этапах производства сельскохозяйственной продукции осуществляется налогоплательщиком с привлечением иных организаций путем заключения с ними договоров подряда, возмездного оказания услуг либо договоров о совместной деятельности. Глава 26.1 НК РФ не содержит запрета, аналогичного тому, который предусмотрен п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ (в соответствии с данной нормой исключается применение специального режима налогообложения в виде ЕНВД при осуществлении подпадающего под этот режим вида деятельности в рамках договора простого товарищества).

Кроме того, ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 31.05.10 г. № А32-25409/2008-3/418 посчитал правильным вывод нижестоящей судебной инстанции о том, что законодательством не введены ограничения на отнесение участников договора о совместной деятельности к сельскохозяйственным товаропроизводителям в порядке, предусмотренном главой 26.1 НК РФ.

В то же время в постановлении ФАС Поволжского округа от 13.05.10 г. № А57-24991/2009 (далее - Постановление № А57-24991/2009) отмечается, что из требования п. 2 ст. 346.2 НК РФ не следует, что при определении статуса отдельного налогоплательщика в качестве сельскохозяйственного производителя для целей исчисления ЕСХН в составе доходов от реализации сельскохозяйственной продукции данного налогоплательщика учитываются доходы от реализации продукции, отдельные этапы производства которой осуществлялись сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями.

Однако в постановлении от 28.12.10 г. № 9534/10 (далее - Постановление № 9534/10) Президиум ВАС РФ отменил Постановление № А57-24991/2009, приведя изложенное обоснование, и сделал вывод о том, что доход, полученный организацией от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в рамках совместной деятельности, правомерно учтен ею при разрешении вопроса о праве на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В письме № 03-11-09/39 Минфин России скорректировал свою позицию по рассматриваемому вопросу и обратил внимание на необходимость использования выводов Постановления № 9534/10 в работе с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого дела, не придавая им универсального характера.

Так, если организация является участником договора простого товарищества, в соответствии с которым осуществляется исключительно производство и реализация сельскохозяйственной продукции силами нескольких сельскохозяйственных товаропроизводителей, то при определении доли дохода от реализации произведенной организацией сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения главы 26.1 НК РФ возможно учитывать доходы от реализации сельскохозяйственной продукции, полученной в рамках договора о совместной деятельности, как это предусмотрено в Постановлении № 9534/10.

Однако в случае, если договор простого товарищества не связан с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции либо если такие производство и реализация не являются основными или преобладающими видами деятельностью в рамках договора о простом товариществе, то при определении доли дохода, предоставляющего организации право на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, Постановление № 9534/10 не учитывается.

Специальные режимы налогообложения существуют для уменьшения налоговой базы на предпринимателей и облегчения ведения и сдачи бухгалтерской отчетности. Целью введения режима единого сельскохозяйственного налога является поддержание и стимулирование развития аграрной отрасли экономики. Предприятия, занимающиеся производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, ведут упрощенный учет доходов, несложную отчетность и платят налоги по ставке 6%. Они освобождаются от уплаты НДС, налога на прибыль и имущество, которые заменяются на единый налог, исчисляемый в установленном законом порядке.

Содержимое страницы

Что такое единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

ЕСХН – это один из специальных режимов налогообложения, который применяется предпринимателями, осуществляющими коммерческую деятельность в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, а также рыболовного хозяйства.

Условия для применения ЕСХН:

  1. Организация должна заниматься производством, переработкой (первичной или промышленной) и реализацией сельскохозяйственной продукции, или осуществлять деятельность в сфере рыболовного хозяйства.

    ВАЖНО: главное условие для ЕСХН – производство сельхоз продукции. Только предприятия, которые производят продукцию, могут применять режим налогообложения ЕСХН. Предприятия, которые лишь перерабатывают и реализуют сельскохозяйственную продукцию, но не производят ее, не могут применять ЕСХН.

  2. Не менее 70% дохода организация должна получать от осуществления деятельности по производству, переработке и продаже сельхозпродукции.

Кто считается производителем сельскохозяйственной продукции:

  • и , производящие, а затем перерабатывающие и реализующие сельскохозяйственную продукцию;
  • сельскохозяйственные кооперативы;
  • рыболовные хозяйства (здесь существуют условия по количеству наемных работников и количеству используемых судов).

Что считается сельскохозяйственной продукцией:

  • продукция растениеводства;
  • продукция животноводства;
  • продукция рыбного хозяйства (улов, выращивание или доращивание рыбы и других биологических водных объектов);
  • продукция сельского и лесного хозяйства.

Кто не может применять ЕСХН:

  • организации и ИП, которые занимаются лишь первичной или вторичной переработкой сельскохозяйственной продукции и ее реализацией без производства.
  • организации и ИП, которые занимаются производством и реализацией подакцизных товаров, а также осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса.
  • организации, относящиеся к казенным, бюджетным и автономным учреждениям.

Единый сельскохозяйственный налог в 2020 году

Объект налогообложения на ЕСХН – прибыль, полученная от деятельности в области производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, уменьшенная на расходы (расходы должны быть подтверждены документально и правильно учтены в бухгалтерской отчетности).

Ставка ЕСХН – 6%.

Порядок расчета ЕСХН.

Единый сельскохозяйственный налог рассчитывается по формуле:

налоговая база * ставка 6%

Налоговой базой для ЕСХН является показатель «доходы минус расходы».

Пример расчета ЕСХН:

Прибыль организации – 900 000 рублей.

Расходы организации – 546 000 рублей.

ЕСХН = (900 000 – 546 000)*6% = 21240 рублей.

Единый сельскохозяйственный налог уплачивается два раза в год:

  1. Первый платеж уплачивается в виде авансового платежа до 25 июля текущего налогового периода;
  2. Второй платеж уплачивается по итогам прошедшего года до 31 марта следующего за текущим налогового периода.

Какие налоги платят на режиме ЕСХН

При применении режима налогообложения ЕСХН предприниматели освобождаются от основных налогов, уплачиваемых на общем режиме (ОСНО). Эти налоги заменяются единым налогом, который исчисляется в установленном законом порядке.

Плательщики ЕНВД должны уплачивать следующие налоги:

  1. ЕСХН по итогам первого полугодия и года (два раза за налоговый период);
  2. Обязательные страховые взносы в ПФР и ФОМС;
  3. НДФЛ за наемных работников.

Какая отчетность ведется при применении ЕСХН

Так как налоговой базой для исчисления ЕСХН является показатель «доходы минус расходы», то все расходы должны правильно учитываться и отражаться в декларации.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к нашему консультанту совершенно БЕСПЛАТНО!

Предприниматели на ЕСХН обязаны надлежащим образом вести Книгу учета доходов и расходов (КУДиР). Все расходы должны иметь документальное подтверждение. Документами, подтверждающим расходы, могут считаться кассовые и товарные чеки, квитанции об оплате и иные платежные документы, акт выполненных работ, договор на получение услуг и так далее.

Важно знать, что не все расходы могут учитываться при исчислении единого сельскохозяйственного налога. Конкретный перечень расходов, которые могут быть учтены при исчислении налога, приведен в ст.346.5 НК РФ.

ВАЖНО: плательщики ЕСХН могут включать обязательные страховые взносы за себя и за сотрудников в статью расходов.

Декларацию можно подать следующими способами:

  1. Лично явившись в отделение ИФНС по месту жительства (ИП) или по месту нахождения организации в бумажном виде. Декларация заполняется в 2-х экземплярах;
  2. Через третье уполномоченное лицо при наличии нотариально заверенной доверенности;
  3. Отправить по почте ценным письмом с описью. На руках у вас обязательно должна остаться опись вложения и квитанция об оплате. Дата, указанная в квитанции, будет считаться датой подачи декларации.
  4. По электронной почте через интернет, используя специальные для этого сервисы.

Утрата права применения ЕСХН

Снятие с учета ЕСХН может произойти по нескольким причинам:

Утрата права на ЕСХН в связи с нарушением условий применения, определенных НК РФ.

Например, доход от осуществления деятельности по производству сельхозпродукции по итогам отчетного периода составил меньше положенных 70%. В случае принудительной утраты права на ЕСХН по итогам налогового периода автоматически производится перерасчет по общему режиму налогообложения, что ведет к значительной налоговой нагрузке предпринимателя.

Отказ от применения ЕСХН в связи с переходом на другой режим налогообложения.

Если предприниматель желает начать применять другую систему налогообложения, он должен подать в ИФНС соответствующее уведомление.

В случае утраты права или отказа от применения ЕСХН, необходимо отправить в налоговую инспекцию уведомление не позднее 25 числа следующего месяца.

Формы для подачи уведомления в ИФНС:

  1. Уведомление о прекращении применения режима ЕСХН подается по форме №26.1-7;
  2. Уведомление об утрате права на применение ЕСХН подается по форме №26.1-2;
  3. Уведомление об отказе от дальнейшего применения ЕСХН подается по форме №26.1-3.

Переход на ЕСХН

Переход на ЕСХН осуществляется на добровольной основе. Для перехода нужно подать соответствующее уведомление в налоговую инспекцию. Индивидуальные предприниматели подают уведомление в налоговую инспекцию по месту жительства, организации подают уведомление в ИФНС по месту нахождения предприятия.

  • уведомление можно подать сразу при или организации вместе со всеми документами;
  • уведомление на переход на ЕСХН можно подать в течение 30 дней с даты регистрации ИП или предприятия;
  • в случае перехода на ЕСХН с другого режима налогообложения, необходимо подать соответствующее уведомление до 31 декабря текущего года, так как полностью перейти и начать осуществлять деятельность в режиме ЕСХН можно только с началом нового календарного года.

Уведомление о переходе на ЕСХН подается по форме №26.1-1.

Ответственность за нарушение сроков подачи декларации и уплаты налогов при ЕСХН

Согласно статье 122 НК РФ при неуплате налога на предпринимателя налагается штраф в размере от 20% до 40% от неуплаченной суммы.

Согласно статье 119 НК РФ за несвоевременную подачу отчетности предусмотрены административные штрафы. Размер штрафа может составлять за каждый полный или неполный месяц просрочки 5 – 30% от суммы неуплаченного налога, который должен был быть уплачен на основании данной декларации. Но не менее 1000 рублей.

Таким образом, режим налогообложения ЕСХН призван поддержать и стимулировать деятельность предпринимателей в сельскохозяйственной области. Для этого на режиме ЕСХН предусмотрена достаточно низкая налоговая ставка 6% и упрощены условия ведения и сдачи отчетности в ИФНС.

Виды систем налогообложения РФ: ОСНО, УСН, ЕНВД, ЕСХН.

ОСНО – общая система налогообложения (классическая). Чаще всего используется на предприятиях. В классической системе налогообложения ОСНО, юридическое лицо (организация или ИП – индивидуальный предприниматель) платит подоходный налог, налог на добавленную стоимость, единый социальный налог и другие налоги, необходимость уплаты которых предусмотрена налоговым законодательством, а также платит взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, в Фонд социального страхования.

УСН – упрощенная система налогообложения. Является добровольным режимом, при применении которого организации освобождаются от уплаты: НДС, налога на прибыль, налога на имущество, страховые взносы, а индивидуальные предприниматели – НДС, НДФЛ, налога на имущество, страховые взносы. Вместо указанных налогов уплачивается один налог. Остальные налоги уплачиваются в общем порядке. Применение УСН позволяет серьезно снизить налоговую нагрузку. Для ее использования достаточно отправить уведомление в местную налоговую инспекцию. Но при этом важно помнить, что существует целый перечень видов деятельности, для которых применение УСН запрещено. Он представлен в ст. 346.12. п.2 п.п. 1. второй части НК РФ.

ЕНВД – единый налог на вмененный доход. Система налогообложения в виде вмененной системы налогообложения – налоговый режим, обязательный для организаций и ИП в случае когда они осуществляют предусмотренные законодательством виды деятельности и соответствуют предъявляемым требованиям. При применении вмененной системы налогообложения в отношении деятельности, связанной с уплатой единого налога, организации освобождаются от уплаты: НДС, налога на прибыль, налога на имущество, страховых взносов, а индивидуальные предприниматели – НДС, НДФЛ, налога на имущество, страховых взносов. Вместо указанных налогов уплачивается единый налог. Остальные налоги уплачиваются в общем порядке. С 1 января 2012 года планируется поэтапная отмена ЕНВД. То есть к тому времени применять ее смогут компании, численностью не более 15 человек. Кроме того, существенно сократятся виды деятельности, попадающие под этот режим. Об отмене ЕНВД говорят все, но никто точно не может сказать, когда оно произойдет. Взамен единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности новым законопроектом (17 мая, в первом чтении был одобрен законопроект о создании патентной системы налогообложения и поэтапной отмене единого налога на вмененный доход), предлагается установить добровольный специальный налоговый режим «Патентная система налогообложения». Напомним, что с 2012-го года индивидуальные предприниматели смогут получить патент на оказание услуг, и при этом им не придется платить подоходный налог, налог на имущество и НДС.

ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог. Этот режим, как правило, спросом не пользуется, поэтому не будем тратить на него время.

Налоговые ставки

Кроме систем налогообложения в РФ, необходимо определиться с его объектом. То есть понять, какова будет величина налоговой ставки 6 % (доходы) или 5–15 % (доходы, уменьшенные на величину расходов). Для этого достаточно посчитать примерный доход, величину расходов и возможность подтверждения расходов первичными документами (чеки, товарные накладные, путевые листы и пр.).

Объект налогообложения «доходы» выгоднее, если:

Основание и правовые основы

Система налогообложения в виде ЕСХН - единого сельскохозяйственного налога - это один из пяти специальных налоговых режимов. Он предназначен для применения в сельском хозяйстве, как следует и из названия.

Как и все остальные спецрежимы, ЕСНХ заменяет собой уплату налога на прибыль и НДС, а также ЕСХН заменяет и уплату налога на имущество организаций.

Единый сельхозналог введен главой 26.1 Налогового кодекса РФ. Формы отчетности, как обычно, устанавливаются финансовым ведомством. Также в правовую базу по ЕСХН можно включать и разъяснения Минфина и ФНС РФ - эти разъяснения не имеют нормативного характера, но помогают разобраться в разных аспектах применения налога.

Порядок перехода на ЕСХН

Переход на единый сельхозналог - добровольное дело. Определиться с желанием применять ЕСХН нужно до 31 декабря года, предшествующего тому году, с которого будет применяться ЕСХН. Именно в этот срок - до 31 декабря - нужно подать в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) соответствующее уведомление. В нем указываются данные о доле дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции.

Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на уплату ЕСХН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в его свидетельстве.

Обращаем внимание!

Особые условия уведомления о переходе на ЕСХН установлены статьей 346.3 НК РФ для организаций, которые внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ.

Организации и предприниматели, не представившие уведомление о переходе на уплату ЕСХН в установленные сроки, не признаются плательщиками ЕСХН и, соответственно, не смогут применять этот режим налогообложения в новом году.

Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения.

Если по итогам налогового периода налогоплательщик перестаёт соответствовать указанным выше обязательным условиям, то он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала года, в котором допущено или выявлено данное нарушение.

Если налогоплательщик утратил право на применение ЕСХН, он обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщики вправе перейти с ЕСХН на другой режим налогообложения с начала нового календарного года. Для этого нужно вновь уведомить об этом налоговый орган по местонахождению организации (или месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января.

Налогоплательщики, перешедшие на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через год после утраты права на его применение.

Налогоплательщики

Налогоплательщики ЕСХН - это организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого с/х налога в порядке, установленном НК РФ.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть:

  1. Организации и индивидуальные предприниматели:
    • производящие сельскохозяйственную продукцию;
    • осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах);
    • реализующие эту продукцию.

    Все перечисленные выше условия должны быть соблюдены одновременно. Если компания не производит сельхозпродукцию, а только закупает ее, перерабатывает и продает, то они плательщиком ЕСХН стать не сможет.

    Обязательное условие для перехода на ЕСХН - по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о переходе на уплату ЕСХН, доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции должно составлять не менее 70% от общего дохода налогоплательщика.

  2. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы - если по итогам их работы за предыдущий календарный год доля их доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от работ (услуг) для членов этих кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70%.
  3. Градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. Для них обязательным (для перехода на ЕСХН) являются следующие условия:
    • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год доля их дохода от реализации их уловов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции составляет не менее 70%;
    • они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
  4. Рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели.

Обязательные условия для перехода на ЕСХН:

  • средняя численность работников, за каждый из двух календарных лет, предшествующих подаче уведомления, не превышает 300 человек;
  • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов за предшествующий год составляет не менее 70%.

Полный перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые вправе перейти на уплату ЕСХН, указан в статье 346.2 НК РФ.

Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
  • казенные, бюджетные и автономные учреждения.

К сельхозпродукции в целях налогообложения ЕСХН относятся:

  • продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства;
  • продукция животноводства в т.ч. полученная в результате выращивания и доращивания рыб, а также других водных биологических ресурсов.

Закрытый перечень сельскохозяйственной продукции утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 года N 458.

Освобождение от налогов

Организации, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на имущество организаций;

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
  • налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией).

Иные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Обращаем внимание!

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Объект налогообложения и налоговая база

Объект налогообложения при ЕСХН - это доходы, уменьшенные на расходы. Порядок определения доходов и расходов установлен статьей 346.5 Налогового кодекса РФ.

Налоговая база - это денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (кассу), получения иного имущества (работ, услуг), имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).

Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

Доходы и расходы в валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов (дату осуществления расходов). Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых правилами ст. 105.3 НК.

Налоговую базу можно уменьшить за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета.

Индивидуальные предприниматели бухгалтерский учет могут не вести, но обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по ЕСХН в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН. Форма и Порядок заполнения этой книги утверждены Приказом Минфина России от 11 декабря 2006 года N 169н.

Обращаем внимание !

Налоговый период

Налоговый период - календарный год.

Отчетный период - полугодие.

Налоговые ставки

Налоговая ставка по ЕСХН установлена Налоговым кодексом в размере 6% и неизменна в общем случае.

Однако с 2015 года для Крыма и Севастополя введена возможность понижения ставки ЕСХН. На период 2015-2016 гг. этих власти регионов могли уменьшить ставку до 0%. На период 2017-2021 гг. уменьшение возможно лишь до 4%.

В 2016 году и в Севастополе, и в республике Крым была установлена ставка налога при ЕСХН в размере 0,5%.

В 2017 году Законами республики Крым и г. Севастополя ставка ЕСХН повышена до минимальных 4%.

Обращаем внимание!

По п. 2 ст. 346.8 НК РФ ставка по ЕСХН, установленная законами Крыма и Севастополя на 2017 г., не будет повышаться до 2021 г., то есть в течение всего этого периода она будет равна 4%.

Порядок исчисления и уплаты ЕСХН. Отчетность

При применении ЕСХН налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщик должен сам рассчитать налог по правилам, установленным НК РФ.

По итогам отчетного периода необходимо рассчитать сумму авансового платежа, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Аванс должен быть уплачен не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.

По истечении налогового периода налогоплательщики представляют налоговые декларации и уплачивают ЕСХН в налоговые органы:

  • организации - по месту своего нахождения;
  • индивидуальные предприниматели - по месту своего жительства.

Сдать налоговую декларацию и уплатить налог за предыдущий год нужно не позднее 31 марта года.

Форма налоговой декларации утверждена приказом ФНС России от 28.07.2014 N ММВ-7-3/384@. Может подаваться как в бумажном, так и в электронном виде.

При прекращении деятельности в качестве сельхозтоваропроизводителя, организация или индивидуальный предприниматель должны уплатить налог и подать декларацию по ЕСХН не позднее 25-го числа месяца, следующего за тем, в котором согласно уведомлению прекращена деятельность.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть .

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота , действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

ЕСХН: что нового в 2017 году?

С 1 января 2017 года налогоплательщики, применяющие ЕСХН, могут учитывать в расходах затраты на проведение независимой оценки квалификации работников. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ в пп. 26 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

В 2017 году Законами республики Крым и г. Севастополя ставка ЕСХН повышена до минимально возможных 4% и согласно п. 2 ст. 346.8 НК РФ ставка по ЕСХН, больше не будет повышаться до 2021 г., то есть в течение всего этого периода она будет равна 4%.

Обращаем внимание !

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Фирмы и компании, являющиеся производителями продукции сельскохозяйственного спектра, вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога . В этом случае они теряют обязанность уплачивать обычные налоги - налог на прибыль (для ИП – НДФЛ), НДС и налог на имущество , которые заменяет у них один общий бюджетный платеж. Соответственно для таких налогоплательщиков и налоговый, и отчетный период по ЕСХН законодательством предусмотрен отдельно.

Отчетный период по единому сельхозналогу

Согласно статье 346.7 Налогового кодекса отчетным периодом по единому сельскохозяйственному налогу признается полугодие. Налоговым периодом на основании той же статьи является год.

Уплата сельскохозяйственного налога происходит авансовым методом. Это означает, что по итогам отчетного периода, то есть полугодия, плательщик обязан самостоятельно рассчитать налоговый платеж и перечислить его в ИФНС. Фирмы рассчитываются с налоговой инспекцией по своему юридическому адресу, ИП – по адресу своей прописки. Срок, в течение которого необходимо перечислить сумму, – 25 календарных дней со дня окончания полугодия. Таким образом перечислить аванс по ЕСХН необходимо до 25 июля. Декларация в этот период не подается. Так что отчетный период по сельскохозяйственному налогу является актуальным только в контексте расчетов с бюджетом.

По итогам года как фирмы, так и ИП рассчитывают окончательный платеж в рамках применения сельскохозяйственного спецрежима. Он определяется исходя из годовой налоговой базы , то есть доходов за минусом расходов и ставки налога – 6%. Итоговая сумма единого сельскохозяйственного налога перечисляется в ИФНС за минусом ранее перечисленного авансового платежа. Срок перечисления годового платежа по ЕХСН – 31 марта. Он един для организаций и индивидуальных предпринимателей. До той же даты необходимо подать и налоговую декларацию по сельхозналогу.

Пример

ООО «Ромашка» является плательщиком ЕСХН. По итогам первого полугодия налоговая база в рамках применения спецрежима составила 450 000 рублей. Сумма годового дохода за минусом расходов составила 670 000 рублей.

Отчетным периодом по ЕСХН признается полугодие. По его итогам в срок до 25 июля в ИФНС ООО «Ромашка» перечислит:

450 000 х 6% = 27 000 рублей.

Сумма годового налога составит:

670 000 х 6% = 40 200 рублей.

Таким образом в срок до 31 марта следующего за налоговым периодом года компании обязана доплатить в ИФНС:

40 200 – 27 000 = 13 200 рублей.

Стоит особо отметить, что, несмотря на отсутствие обязанности подавать полугодовую декларацию, и само название полугодового платежа – «авансовый», не перечислять его у плательщиков ЕСХН права нет. Хотя штрафов за просрочку аванса законодательством не предусмотрено, пени за несвоевременное перечисление такой суммы будут со стопроцентной вероятностью. Рассчитываются они традиционно, по формуле 1/300 от ключевой ставки от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа. Начисление пеней в подобных ситуациях происходит по окончании налогового года после подачи декларации. Именно из нее контролеры узнают о тех суммах, которые налогоплательщики обязаны были перечислить по итогам полугодия и года в целом.



Похожие статьи