Федеральные единичные расценки в строительстве. Выбор нормативной базы для составления смет (ФЕР, ТЕР или ТСН) Федеральные единичные расценки что

ФСНБ-2001 в очередной раз претерпевает изменения, но как говорится - всё что делается всегда к лучшему, только в движении – предпринимая очередные действия, мы пониманием нужно ли теребить реформу ценообразования или итак всё хорошо было! ГЭСН и ФЕР совершенствуются теперь на государственном уровне, под контролем Минстроя России (Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации). Итак, знакомимся!

ГЭСН – Государственные элементные сметные нормы

Сметно-нормативная база, сборники государственных элементных сметных нормативов на строительные и специальные строительные работы. Сметный норматив отдельных элементов прямых затрат, приходящихся на единицу объёма строительных работ и конструктивных элементов, расход строительных материалов, затраты труда строительных рабочих и времени работы строительных машин.

ФЕР – Федеральные единичные расценки

Сметно-нормативная база, сборники содержащие расценки на выполнение единичных строительных работ, регламентируют выраженные в натуральной форме отдельные элементы прямых затрат, приходящиеся на единицу объема строительных работ и конструктивных элементов: расход строительных материалов, затраты труда строительных рабочих, времени работы строительных машин.

ГЭСН и ФЕР 2017

Сметные нормы (ГЭСН) и единичные расценки (ФЕР), утверждены согласно приказам 1038/пр и 1039/пр от 30 декабря 2017 года, Минстроем России, деятельность которого напрямую связана с нормативно-правовым регулированием в сфере строительства.
  • Приказ № 1038/пр от 30 декабря 2017 года - "Об утверждении сметных нормативов"
  • Приказ № 1039/пр от 30 декабря 2017 года - "Об утверждении федеральных единичных расценок, федеральных сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве, федеральных сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, федеральных сметных цен на перевозки грузов для строительства" .

Нормы ГЭСН и расценки ФЕР

Предназначены для определения затрат и составления на их основе сметных расчетов (смет) на производство ниже перечисленных работ:

  • строительные и специальные строительные работы;
  • монтаж оборудования;
  • капитальный ремонт оборудования;
  • пусконаладочные работы;
  • ремонтно-строительные работы.
  • Методические рекомендации по разработке государственных элементных сметных норм на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы
  • Методические рекомендации по разработке государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования и пусконаладочные работы
  • Методические рекомендации по разработке единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы

Применяются согласно методик, также утвержденных в конце 2016 в начале 2017 года:

  • Методические рекомендации по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы
  • Вопросы и Ответы

    Для знакомства с нововведениями придется тратить время, а для простоты и ускорения мы рекомендуем посещать семинары и обращаться к нашим консультантам любыми удобными для Вас средствами коммуникаций.

    Цены и комплектация

    Купить ГЭСН и ФЕР в редакции 2017 года

    Для покупки нормативной базы ФЕР 2017 достаточно отправить нам контакты для связи, нажав кнопку Купить в заголовке страницы. Мы свяжемся с Вами, согласуем комплектацию, варианты поставки и оплаты, далее в кратчайший срок обеспечим запуск базы у Вас на рабочем месте.

    Цена ФЕР 2017

    Цена сметно-нормативной базы повысилась по соотношению к ФСНБ редакции 2014 года и варьируется от 10000 до 20000 руб. в зависимости от потребности в актуализации базы. Для установки рекомендуем воспользоваться услугами специалистов Выездного или Дистанционного сопровождения, во избежание траты времени в том числе и на настройку параметров для правильной эксплуатации сметной базы ГЭСН и ФЕР в сметной программе.

    Стоимость

    в комплектации со сметной программой Smeta.RU

    Ввиду того, что сметно-нормативная база ГЭСН и ФЕР по территориальному признаку применяется по всей Российской федерации, представляется возможным её использования в составе программы Smeta.Регион . Это существенно экономит средства на закупку программы для работы с базой, но исключительно в случаях составления сметной документации в ФЕР и одной из региональных баз ТЕР. В случаях работы с несколькими регионами следует покупать Smeta.RU. Подробнее о разнице программ Вам расскажут наши консультанты.

    Установка и обучение - бесплатно

    При покупке нормативной базы ГЭСН и ФЕР вместе с программой, мы привезем Вам полный лицензионный пакет на программу и базу, установим на Ваш компьютер и проведем обучение по работе в течении 3-х часов.

    Сметная программа Количество
    рабочих мест
    Цена
    программы
    Цена
    ГЭСН и ФЕР
    Стоимость
    поставки
    Smeta.RU От 1-го до 4-х 24 000 руб. 10 000 руб. 34 000 руб.
    Свыше 5 19 000 руб. 10 000 руб. 29 000 руб.
    Свыше 9 17 000 руб. 10 000 руб. 27 000 руб.
    Smeta.Регион От 1-го до 4-х 17 500 руб. 10 000 руб. 27 500 руб.

    Скачать ГЭСН и ФЕР

    в формате сметной программы Smeta.RU

    Для установки нормативной базы в программу настоятельно рекомендуем обратиться к специалистам, которые сэкономят Ваше время за небольшую плату.

    Федеральная сметно-нормативная база редакции 2017 года

    • ГЭСН и ФЕР редакция 2017 г. с изменениями 5 - 16.08.2019
      • ГЭСН и ФЕР редакция 2017 г. с изменениями 4 - 12.02.2019
      • ГЭСН и ФЕР редакция 2017 г. с изменениями 3 - 25.12.2017
      • ГЭСН и ФЕР редакция 2017 г. с изменениями 2 - 26.10.2017

    !!! ВНИМАНИЕ - согласно приказам, приведенным на вкладке описание, редакция 2014 действовала до 31.03.2017

    Федеральная сметно-нормативная база редакции 2014 года

    Cкачать ГЭСН и ФЕР в формате PDF

    СНБ ГЭСН и ФЕР в формате PDF удобна в ознакомительных целях или для проверки расценок при разногласиях.

    Федеральная сметно-нормативная база редакции 2017 года

    Нормативная база вводится в действие с 28.04.2017 года

      • История развития - выпуск дополнения № 1 ожидается

    Федеральная сметно-нормативная база редакции 2014 года

    • ГЭСН-2001 (редакция 2014 г.) - №3
    • ФЕР-2001 (редакция 2014 г.) - №3

    История развития

    Дополнение № 5 к ГЭСН и ФЕР редакции 2017

    Приказ № 408/пр, 409/пр от 18.07.2019 г.

    Приказами 408/пр и 409/пр от 18 июля 2019 г. утверждены и включены в федеральный реестр сметных нормативов изменения в федеральные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы и на монтаж оборудования, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1038/пр «Об утверждении сметных нормативов» (в редакции приказов Минстроя России от 15 июня 2017 г. № 886/пр, от 25 сентября 2017 г. № 1251/пр и № 1254/пр, от 28 сентября 2017 г. № 1281/пр, № 1283/пр, № 1285/пр и 1287/пр, от 24 ноября 2017 г. № 1575/пр, от 10 января 2018 г. № 9/пр).

    Дополнение № 5 к ФЕР включает расценки следующих сборников:

    на строительные и специальные строительные работы:
    • Сборник 1. Земляные работы,
    • Сборник 9. Строительные металлические конструкции,
    • Сборник 10 Деревянные конструкции,
    • Сборник 12. Кровли,
    • Сборник 16. Трубопроводы внутренние,
    • Сборник 25. Магистральные и Промысловые трубопроводы,
    • Сборник 27. Автомобильные дороги.
    на монтаж оборудования:
    • Сборник 8. Электротехнические установки,
    • Сборник 12. Технологические трубопроводы.

    Для получения обновлений покупайте Подписку на обновления ГСН (ГЭСН и ФЕР) в течении года.

    По вопросам покупки и установки обновлений, пишите и звоните нашим специалистам.

    Дополнение № 4 к ГЭСН и ФЕР редакции 2017

    Приказ № 9/пр от 10.01.2018 г.

    Приказом 9/пр от 10 января 2018 г. утверждены и включены в федеральный реестр сметных нормативов изменения в государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. М 1038/пр (Об утверждении сметных нормативов) (в редакции приказов Минстроя России от 15 июня 2017 г. № 886/пр, от 28 сентября 2017 г. № 1281/пр), согласно приложению к приказу.

    Внесены дополнения сборник 66 на ремонтно-строительные работы:

    Раздел I. Общие положения, дополнен пунктами:

    • 1.66.13 - о не учтенных затратах в нормах табл. 66-55;
    • 1.66.14 - о предусмотрении эксплуатации машин и механизмов.
    Раздел III. Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы, дополнен нормами:
    • ГЭСНр 66-55 - Восстановление трубопроводов спирально-навивным методом армированным сталью профилем из непластифицированного поливинилхлорида (IПIВХ) с заполнением межтрубного пространства

    Дополнение № 3 к ГЭСН и ФЕР редакции 2017

    Приказ № 1575/пр от 24.11.2017 г.

    Приказом 1575/пр от 24 ноября 2017 г. утверждены и включены в федеральный реестр сметных нормативов изменения в государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы в том числе и на монтаж оборудования, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. М 1038/пр (Об утверждении сметных нормативов) (в редакции приказов Минстроя России от 15 июня 2017 г. № 886/пр, от 25 сентября 2017 г. № 1251/пр и № 1254/пр, от 28 сентября 2017 г. № 1281/пр, № 1283/пр, № 1285/пр и № 1287/пр), согласно приложению № 1 и 2 к приказу.

    Новые базы ГЭСН и ФЕР 2017 и другие изменения

    Приказ Минстроя России от 24 января 2017 года № 41/пр о внесении изменений в нормативную базу (государственные элементные сметные нормы и федеральные единичные расценки) вступил в силу 1 февраля 2017 года.

    Предварительный анализ дополнений, изменений новой базы ГЭСН и ФЕР в ред.2017 года в документе.

    Полный реестр изменений со ссылками на приказы (703/ПР, 899/ПР, 41/ПР), названия сборников и номерами расценок можно скачать по ссылке .
    Протокол сравнения двух баз данных: новой ГЭСН и ФЕР с доп.3 и старой ГЭСН и ФЕР в ред.2014 с доп 1-2.

    Союз инженеров-сметчиков предлагает Минстрою России принять волевое решение и отменить "новые" сметные нормативы, введенные приказами 1039/пр и 1038/пр от 30.12.2016 г. (при этом временно оставить дополнения и изменения по приказу 41/пр от 24.01.2017 г.) и в срок до декабря 2017 года их переработать и дополнить. Федеральные единичные расценки (ФЕР) сформировать в ценах на 01.01.2018 г. на основе данных мониторинга (ФГИС Ценообразование) и ввести новые Государственные сметные нормативы с 01.01.2018 года.

    Президент Союза Павел Горячкин: "Такое решение было бы очень правильным. Мы готовы с привлечением экспертного сообщества принять самое активное участие в переработке сметных нормативов, за которые потом не будет стыдно".

    Новые же ГЭСНы и ФЕРы пока ничего революционного не дали. Да, надо будет пару "фишек" добавить по предложениям о замене открытых ресурсов в сметных программах, но в ТСН такое уже давно было. Пока новая база похожа просто на очередную базу, а не на революцию.

    Изменена кодировка ресурсов.

    Добавлено 646 новых сметных норм. Исключено 840 материальных ресурсов. Включено 3000 новых материалов и 90 машин.

    Очень интересен классификатор. По сути это ФССЦ, к ним должен будет дописываться ОКПД2 и производители будут по нему отчитываться о текущих ценах на ресурсы. Он будет загружен в сметную программу так, чтобы в стыковке с производственными системами ("1С"), давать удобную отчетность о текущих ценах на собственные производимые ресурсы.

    • Методика определения сметных цен на затраты труда в строительстве;
    • Методика определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства;
    • Методика определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов;
    • Методические рекомендации по разработке единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы;
    • Методические рекомендации по разработке государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования и пусконаладочные работы;
    • Методические рекомендации по разработке государственных элементных сметных норм на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы;
    • Методика применения сметных цен строительных ресурсов;
    • Методические рекомендации по разработке индексов изменения сметной стоимости строительства;

    Все данные методики вступают в силу с 31 марта 2017 г и нужно быть очень внимательным, и иметь кучу времени, чтобы разобраться в этом самому. Как вариант -

    Экономический кризис 2008 года в России затронул многие сферы деятельности, но строительную индустрию в большей степени. Большинство объектов, строившихся или ремонтировавшихся за счет коммерческих источников финансирования из-за отсутствия денег просто вынуждены были остановиться и в лучшем случае законсервироваться.

    Но, строительство полностью не остановилось, государственный и муниципальные бюджеты хоть и в меньшем масштабе, чем ранее, но все продолжают выделять лимиты на строительство и ремонт. В связи с этим подрядные организации ранее работавшие только с коммерческими деньгами обратили свои взоры на государственные и муниципальные объекты, ведь выживать то как-то надо.

    Привыкшие практически к полному отсутствию серьезного контроля за расходованием денежных средств на производство строительно-монтажных работ со стороны коммерческих заказчиков подрядчики были неприятно удивлены достаточно жестким упорядоченным контролем со стороны государственных и муниципальных заказчиков. Для многих стало открытием, что перед началом работы необходимо составлять настоящую реальную смету с указанием стоимостей материалов, работ, эксплуатации машин и механизмов и что еще более неожиданное в соответствии с этой сметой и осуществляется финансирование всех работ и отчитываться придется по полной.

    Многим подрядчикам, работавшим на строительном рынке уже несколько лет пришлось разбираться, что такое строительные расценки, индексы удорожания стоимости, нормативные базы и многое другое. В связи с этим хотелось бы немного остановиться на выборе нормативной базы для расчета стоимости строительной продукции, что это такое и с чем их едят.

    Итак, нормативная база сметных расчётов - это большое количество единичных расценок объединенных между собой в сборники в соответствии с их видом.

    ☛ Единичные расценки это совокупность ресурсов в денежном выражении (заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, материалы и оборудование), которые необходимы для выполнения того или иного вида работ.

    Единичные расценки как было сказано выше объединяются в сборники в зависимости от их вида. Сборники бывают на строительные работы, на ремонтные работы, на монтажные работы, пусконаладочные, а также на техническое обслуживание и благоустройство. Все расценки разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.

    В свою очередь сборники расценок на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (ТЕР), т.е. нормативные базы. Сборники ФЕР содержат расценки по всем видам работ, которые выполняются на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для 1-го базового района (Московской области).

    Сборники ФЕР являются как бы отправной точкой, на основе которой и разрабатываются все сборники других регионов (ТЕР). В территориальные сборники ТЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона), т.е. попросту отслеживают установленный для данного региона уровень заработной платы строителей, стоимости материалов, эксплуатации машин и механизмов, а также различные климатические и иные факторы. Таким образом, ТЕР наиболее точно отражают стоимость производства строительных работ для конкретного региона, ведь понятно, что нельзя рассчитывая смету для, например Волгоградской области принять Московский уровень заработной платы строителей или стоимость песка в том регионе, где он добывается, будет значительно ниже, чем в том, куда его еще нужно привезти. В соответствии с этим в каждом регионе есть свои ТЕР (территориальные единичные расценки), за исключением города Москва.

    Москва всегда выделялась и не искала легких путей, в связи, с чем московским правительством было принято решение о разработке своих сметных нормативов, которые будут позволять оценивать строительные работы только в этом городе. Так появились МТСН-98 (московские территориальные сметные нормативы в уровне цен на 1.01.1998 года). Нужно сказать, что данная база очень хорошо проработана по сравнению с ФЕР и ТЕР. Связано это с тем, что Москва денег на проработку этого вопроса не жалела и отнеслась к этому очень серьезно, так как понятно, что чем более точно качественно и количественно проработаны расценки тем более точным будет стоимостной расчет и значит меньше денег будет растворяться в воздухе, а больше идти на конкретные работы. ФЕР-2001 и ТЕР-2001 в основе своей повторили расценки из старой советской нормативной базы 1984 года (что конечно положительно не сказалось), конечно, сегодня данные расценки периодически обновляются и приводятся к современным реалиям, но все равно остаются, к сожалению далеко позади базы МТСН-98. На смену МТСН-98 в конце 2007 года пришли ТСН-2001 (территориальные сметные нормативы г. Москва), которые приведены в уровень цен на 1 января 2000 года, чтобы соответствовать общепринятой системе ценообразования на территории Российской Федерации, однако со своими значительными отличиями. Данная база еще более проработана, чем МТСН-98 и продолжает постоянно развиваться, практически ежеквартально выходит обновление данной базы, в которой какие-то расценки за ненадобностью исключаются, какие-то наоборот добавляются в связи с появлением новых технологий в строительстве. Но однозначно можно сказать, что на сегодняшний день ТСН-2001 - наиболее совершенная база сметных расценок.

    ☛ Итак, рассмотрев все существующие виды нормативных баз можно было бы сделать вывод, что нужно для расчетов использовать самую лучшую базу ТСН-2001, однако согласно различным постановлениям Госстроя (главного органа отвечающего за издание нормативно-правовых документов в сфере строительства и ЖКХ) применять ту или иную нормативную базу ФЕР или ТЕР или ТСН нужно в зависимости от вида бюджетного финансирования.

    Таким образом, если источник финансирования производства строительно-монтажных работ федеральный или муниципальный то применяется ТЕР (территориальные единичные расценки) того региона в котором производятся эти работы, вне зависимости от того откуда подрядная организация (это значит московская организация если будет строить в Волгоградской области, то смета будет считаться по ТЕР Волгоградской области). И опять же исключения: если источник финансирования работ федеральный, но стройка проводится в Москве, то применяются ФЕР-2001 (с использованием индексов удорожания специально разработанных для г. Москва), а если в Москве проводятся работы за счет муниципального бюджета города Москва, то обязательны к применению ТСН-2001.

    В случае использования коммерческих источников финансирования работ сметная нормативная база определяется на выбор по согласованию между заказчиком и подрядчиком, а может использоваться и вообще коммерческие расценки, хотя последние время практически больше крупных и средних коммерческих заказчиков переходят на ту или иную нормативную базу, отказываясь от применения часто не чем не обоснованных коммерческих цен.

    Поэтому, прежде чем определиться, в каких сметных нормативах составлять смету , нужно понять, какой вариант будет наиболее приемлемым для заказчика и исполнителя.

    Виктор Оленев. 2009..

    Федеральные единичные расценки в строительстве

    ФЕР (федеральные единичные расценки) – это сметные нормативы, содержащие расценки на выполнение единичных строительных работ. Данные сметные нормативы регламентируют выраженные в натуральной форме отдельные элементы прямых затрат, приходящиеся на единицу объема строительных работ и конструктивных элементов: 1. расход строительных материалов, 2. затраты труда строительных рабочих, 3. времени работы строительных машин.

    В нормах подразумеваются наиболее прогрессивные, экономичные проектные решения методы производства работ. Сметные нормы служат базой для определения сметной стоимости отдельного вида работ, конструкций и зданий.

    Сметные нормы группируются по видам работ, степени агрегирования, по назначению и видам строительства. По видам строительства они подразделяются на общестроительные и специальные; по степени агрегирования - на отдельные виды работ и специальные конструктивные элементы, укрупненные системные нормы на конструктивные части здания и отдельные сооружения; по назначению - на отдельные виды работ, на временные здания и сооружения, на производство работ в зимнее время, на содержание дирекции строящихся предприятий и др.; по видам строительства - для жилищно-гражданского, промышленного, гидротехнического, энергетического, сельского и т.д.

    Строительные нормативы федерального значения разрабатывает и устанавливает только ФЦЦС (федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов)‎ . Использование тех или иных сметных нормативов зависит в первую очередь от требований к используемым нормативам со стороны заказчика строительных, ремонтно-строительных, монтажных работ. В частном случае стороны (заказчик и исполнитель) могут договориться о договорных расценках и далее рассчитывать стоимость работ исходя из этого. Чаще всего, заказчику желательно использовать либо федеральные, либо территориальные нормативы (если таковые выпускались в данном регионе). Реже применяются отраслевые нормы (например, в нефтедобывающей отрасли энергетики) и еще реже используются нормативы, разработанные конкретной организацией.

    ФЕР содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории РФ. Они разрабатываются в уровне цен для 1-го базового района (Московская область), утверждаются и вводятся в действие ФГУ Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС) . ФЕР используются во всех отраслях народного хозяйства.

    Сборники ФЕР вместе с государственными элементными сметными нормами образуют единую государственную сметно-нормативную базу для разработки системы укрупнённых сметных нормативов.

    Структура ФЕР

    Единичные расценки, в том числе ФЕРы, сведены в таблицы и содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ следующие показатели:

    • затраты на оплату труда рабочих (кроме затрат труда, учитываемых в стоимости эксплуатации строительных машин) по состоянию на 01.01.00 г.;

    стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины;

    • стоимость материалов, изделий и конструкций (кроме материалов, конструкций и изделий, характеристика которых при составлении смет принимается по проектным данным);

    нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в единичной расценке;

    • наименования и, как правило, нормы расхода материалов, изделий и конструкций, характеристика которых принимается при составлении смет по проектным данным.

    Виды ФЕР

    • ФЕР на строительные и специальные строительные работы
    • ФЕР на монтаж оборудования (ФЕРм)
    • ФЕР на пусконаладочные работы (ФЕРп)
    • ФЕР на ремонтные работы (ФЕРр)

    Виды сборников ФЕР

    • Общие указания
    • Земляные работы
    • Горновскрышные работы
    • Буровзрывные работы
    • Скважины
    • Свайные работы. Закрепление грунтов. Опускные колодцы
    • Бетонные и железобетонные конструкции монолитные
    • Бетонные и железобетонные конструкции сборные
    • Конструкции из кирпича и блоков
    • Строительные металлические конструкции
    • Деревянные конструкции
    • Кровли
    • Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии
    • Конструкции в сельском строительстве
    • Отделочные работы
    • Трубопроводы внутренние
    • Водопровод и канализация – внутренние устройства
    • Отопление – внутренние устройства
    • Газоснабжение – внутренние устройства
    • Вентиляция и кондиционирование воздуха
    • Временные сборно-разборные здания и сооружения
    • Водопровод – наружные сети
    • Канализация – наружные сети
    • Теплоснабжение и газопроводы
    • Магистральные и промысловые трубопроводы
    • Теплоизоляционные работы
    • Автомобильные дороги
    • Железные дороги
    • Тоннели и метрополитены
    • Мосты и трубы
    • Аэродромы
    • Трамвайные пути
    • Линии электропередачи
    • Сооружения связи, радиовещания и телевидения
    • Горнопроходческие работы
    • Земляные конструкции гидротехнических сооружений
    • Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений
    • Каменные конструкции гидротехнических сооружений
    • Металлические конструкции гидротехнических сооружений
    • Деревянные конструкции гидротехнических сооружений
    • Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружениях
    • Берегоукрепительные работы
    • Судовозные пути стапелей и слипов
    • Подводностроительные (водолазные) работы
    • Промышленные печи и трубы
    • Работы по реконструкции зданий и сооружений
    • Озеленение. Защитные лесонасаждения.
    • Скважины на нефть и газ
    • Скважины на нефть и газ в морских условиях

    Литература

    • Фисун В.А. Экономика строительства. Учебное пособие - Москва: РГОТУПС, 2002.- 232 с. ISBN 5-7473-0103-9 ББК: 65 УДК: 69.003
    • Шундулиди А.И., Нагибина Н.В. Экономика отрасли (строительства). Учебное пособие - Кемерово: КузГТУ, 2006.- 119 с. ISBN 5-89070-473-7 УДК: 69.003
    • Толмачев Е.А., Монахов Б.Е. Экономика строительства. Учебное пособие - Москва: Юриспруденция, 2003.- 224 с. ISBN 5-9516-0023-5 ББК: 65.31 УДК: 338.4; 69

    См. также


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Федеральные единичные расценки в строительстве" в других словарях:

      Территориальные единичные расценки (ТЕР) – это сметные нормативы, содержащие расценки на выполнение единичных строительных работ на территории субъектов Российской Федерации. Данные сметные нормативы регламентируют общественно необходимые,… … Википедия

      Запрос «Стройка» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Небоскрёб Бурдж Халифа в период строительства (2007 год) Строительство возведение зда … Википедия

      ФЕР: ФЕР строит. Федеральные единичные расценки в строительстве ФЕРм строит. Федеральные единичные расценки на монтаж оборудования ФЕРп строит. Федеральные единичные расценки на пусконаладочные работы ФЕРр строит. Федеральные единичные расценки… … Википедия

      система - 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… …

      устройство - 2.5 устройство: Элемент или блок элементов, который выполняет одну или более функцию. Источник: ГОСТ Р 52388 2005: Мототранспортны … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      объект - 3.14 объект (object): Элемент, который может быть охарактеризован посредством измерения его атрибутов. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      Метрологическая - исп Состояние ТССНХ, оп с Источник: МИ 2021 89: Рекомендация. ГСИ. Метрологическое обеспечение гибких производственных систем. Основные положения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

      Методические рекомендации по порядку оформления сметной документации для выполнения капитального ремонта при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд в Московской области - Терминология Методические рекомендации по порядку оформления сметной документации для выполнения капитального ремонта при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд в Московской области: 3.2. Акт обследования объекта на… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Книги

    • Государственные сметные нормативы. Федеральные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы. ФЕР 81-02-ОП-2001. Общие положения. Исчисление объемов работ , . Государственные сметные нормативы. Федеральные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы (далее - ФЕР) предназначены для определения затрат при выполнении…
    • Государственные сметные нормативы. Федеральные единичные расценки на монтаж оборудования. ФЕРм 81-03-Пр-2001. Приложения , . Государственные сметные нормативы. Федеральные единичные расценки на монтаж оборудования (далее - ФЕРм) предназначены для определения затрат при выполнении работпо монтажу оборудования и…


    Похожие статьи