Фнс поручила инспекторам ослабить давление на бизнес. Налоговики решили ослабить давление на бизнес

Москва, 17 апреля. Федеральная налоговая служба (ФНС) проинструктировала своих инспекторов и поручила ослабить давление на бизнес. Действительно ли бизнес сможет вздохнуть спокойно?

ФНС призывает ослабить давление на бизнес и перестать доначислять за формальные нарушения. Об этом пишут "Ведомости" со ссылкой на обращение руководства Федеральной налоговой службы к своим сотрудникам. Копия документа оказалась в распоряжении редакции издания.

Например, инспектор не должен обращать внимание на такие незначительные нюансы, как неверная подпись в документах или еще что-то в этом роде. Главное – реальность операции, например получила компания товары или услуги, призывает ФНС.

Такая проблема действительно есть. В последнее время представители бизнеса стали все чаще жаловаться на начисление дополнительных налогов из-за формальных нарушений, причем вышестоящие инстанции встают на сторону налоговой.

Вероятно, так называемые налоговые доначисления и не являются критическими по своим объемам, но это очень сильно отвлекает от управления и т. д., к тому же в данном конкретном случае речь идет только о ФНС, а ведь есть еще ряд других проверяющих органов, которые действуют в том же ключе.

В письме ФНС дает инструкцию, как определять необоснованность налоговой выгоды, например незаконное получение вычета по НДС, Впервые ее определение дал Высший арбитражный суд (ВАС) в 2006 г., но после его объединения с Верховным судом решения снова стали выноситься по-разному. Замруководителя ФНС Сергей Аракелов (курирует судебный и досудебный блоки) объясняет появление письма ростом числа дел, пересмотренных службой в досудебном порядке. Еще одним поводом стали определения Верховного суда (ВС) в конце 2016 г. – начале 2017 г. (например, что из-за дефектов подписей при реальности операции нельзя доначислить налоги – "Ведомости"). Но даже ВС не смог изменить практику, вспоминает Щекин. В разных регионах она разная, признает Аракелов: письмо должно стать ориентиром для формирования единых подходов в судах.

В письме Федеральная налоговая служба дает четкое определение: допрос или экспертиза почерка на документах не могут сами по себе быть основаниями для доначислений. Главное – была ли на самом деле выполнена работа именно контрагентом, если компанию подозревают в том, что она знала о нарушении.

Стоит отметить, что различного рода проверки в России выходят за рамки нормального, и именно это является одной из главных причин ухудшения инвестиционного климата. Напомним, в начале этого года одна из крупнейших компаний страны (Rusal) предупредила инвесторов об ухудшении инвестклимата.

В частности, отмечается, что в России действует бесчисленное множество обязательных требований к предпринимателям и эти требования используются для привлечения к ответственности, вымогательства платных услуг, а не для повышения качества и безопасности продукции, производственных процессов.

Количество требований постоянно растет. Согласно опросу, выполненному по заказу Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей с 21 по 31 марта 2016 г., каждый третий предприниматель ответил, что тратит на соблюдение обязательных требований более 20% от выручки, каждый четвертый – от 10% до 20%. Более половины опрошенных зафиксировали рост административной нагрузки за 2016 г. Избыточные проверки мало того что неэффективны, так как основная задача – наказать, а не предотвратить, так еще и их огромное число приводит к росту коррупционной составляющей.

Целью "Стратегии роста" является создание условий для роста экономики посредством повышения качества среды ведения предпринимательской деятельности в части исключения необоснованного и избыточного административного давления на бизнес. Авторы "Стратегии роста" выделяют два основных этапа. Этап 1 : восстановление экономического роста (2017–2019 гг.). На первом этапе необходимо реализовать пакет мер, нацеленных на радикальное сокращение количества проверок и приведение системы государственного регулирования в отраслях экономики к современным мировым стандартам.

Этап 2 : выход на высокие темпы и качество экономического роста (2020–2025 гг.). На втором этапе следует реализовать решения, направленные на качественное изменение государственной политики в сфере контроля и надзора, переориентировав ее на профилактику и предупреждение возможных нарушений. Перечень мер для достижения поставленных целей достаточно внушительный, включает в себя как ужесточение ответственности для контролирующих органов, так и введение публичного KPI, то есть объективной меры выполнения реформ. Кроме того, предлагается выстроить эффективную и простую систему правовосстановления (возмещение ущерба) за счет средств, выделенных органам власти, нацеленную на компенсацию издержек бизнеса и граждан.

«Началась оттепель», «не верю, что дожил до этого» – так юристы реагировали на письмо, в котором Федеральная налоговая служба (ФНС) разъясняет своим инспекторам, как проводить проверки и доказывать незаконные схемы («Ведомости» ознакомились с копией). Служба призывает ослабить давление на бизнес и перестать доначислять налоги за формальные нарушения – например, неверную подпись в документах. Главное – реальность операции, например получила ли компания товары или услуги, призывает ФНС

Последние годы бизнес жалуется, что налоговики доначисляют налоги из-за формальных нарушений, а вышестоящие инстанции и суды их одобряют. В одном из споров налоговикам для доказательства хватило проверки одной-единственной подписи из анкеты на получение паспорта 13-летней давности, вспоминает партнер юрфирмы КИАП Михаил Успенский: собирать другие данные налоговики отказались. Бизнесмены стараются вообще не работать с новыми небольшими компаниями: у них нет истории и брать их в контрагенты рискованно, рассказывает управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин. Из-за «пробюджетной позиции судов» бизнес практически перестал судиться, говорит он: «Лишняя трата сил и времени».

За 2016 г. было рассмотрено в 3 раза меньше дел с участием налоговиков по сравнению с 2015 г., рассказывал «Ведомостям» федеральный чиновник, 82% от суммы их требований удовлетворены.

В письме ФНС дает инструкцию - как определять необоснованность налоговой выгоды, например незаконное получение вычета по НДС. Впервые ее определение дал Высший арбитражный суд (ВАС) в 2006 г., но после его объединения с Верховным судом решения снова стали выноситься по-разному. Замруководителя ФНС Сергей Аракелов (курирует судебный и досудебный блоки) объясняет появление письма ростом числа дел, пересмотренных службой в досудебном порядке.

Еще одним поводом стали определения Верховного суда (ВС) в конце 2016 г. - начале 2017 г. (например, что из-за дефектов подписей при реальности операции нельзя доначислить налоги. - «Ведомости»). Но даже ВС не смог изменить практику, вспоминает Щекин. В разных регионах она разная, признает Аракелов: письмо должно стать ориентиром для формирования единых подходов в судах.

ФНС в письме четко указывает: допрос или экспертиза почерка на документах не могут сами по себе быть основаниями для доначислений. Главное - была ли на самом деле выполнена работа именно контрагентом. А если компанию подозревают в том, что она знала о нарушении, нужно доказывать ее взаимозависимость с контрагентом или подконтрольность ему либо что операция вообще не была выполнена.

Также ФНС указывает на новые критерии, по которым компании и налоговики должны проверять контрагентов. Когда ВАС вводил их, ни у компаний, ни у налоговиков не было столько возможностей для контроля, объясняет Вадим Зарипов из «Пепеляев групп». Претензии могут возникнуть, например, если руководитель компании не встречался с контрагентом при обсуждении условий поставок или подписании договора; или он не знает, где находится склад, торговые площади и сам контрагент; не может объяснить, откуда узнал о контрагенте, а о нем нет ни рекламы, ни рекомендаций, ни даже сайта. Еще один повод - отсутствие лицензии для выполнения работ.

Инспектор должен смотреть, соответствует ли сделка общей бизнес-логике, объясняет подписавший письмо замруководителя ФНС Даниил Егоров (курирует контрольный блок).

Проверять компания должна только первого контрагента в цепочке, следует из письма. Но именно он должен оказать услугу, предупреждает Аракелов. В какой-то момент налоговики начали доначислять компании налоги просто потому, что кто-то в цепочке ее контрагентов их не заплатил, говорит Егоров. А суды соглашались с этим, даже если однодневкой оказался контрагент 2-6-го звена, рассказывает управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.

Самим же налоговикам надо искать реальных бенефициаров налоговых схем. Это только первый шаг, предупреждает Егоров, налоговики должны определять суть схемы, для чего она создавалась, и искать конечного бенефициара. Именно он контролирует фиктивную компанию, согласен Зарипов, однодневка - это лишь инструмент.

Следующий шаг - закрепить определение недобросовестного поведения в Налоговом кодексе, говорит Аракелов. Иначе налоговики смогут растягивать границы необоснованной выгоды и за любой сделкой видеть уклонение от налогов, предупреждает Антон Зыков из KPMG. Также нужно ограничить учет операций, которые направлены на уход от налогов, нереальные операции или выполненные не контрагентом компании, перечисляет Аракелов.

17 апреля. сайт - Федеральная налоговая служба (ФНС) разослала письмо, в котором разъясняет своим инспекторам, как проводить проверки и доказывать незаконные схемы. Служба призывает ослабить давление на бизнес и перестать доначислять налоги за формальные нарушения - например, неверную подпись в документах пишут "Ведомости". Главное - реальность операции, например получила ли компания товары или услуги, призывает ФНС. Последние годы бизнес жалуется, что налоговики доначисляют налоги из-за формальных нарушений, а вышестоящие инстанции и суды их одобряют. В одном из споров налоговикам для доказательства хватило проверки одной-единственной подписи из анкеты на получение паспорта 13-летней давности, вспоминает партнер юрфирмы КИАП Михаил Успенский: собирать другие данные налоговики отказались. Бизнесмены стараются вообще не работать с новыми небольшими компаниями: у них нет истории и брать их в контрагенты рискованно, рассказывает управляющий партнер "Щекин и партнеры" Денис Щекин. Из-за "пробюджетной позиции судов" бизнес практически перестал судиться, говорит он. За 2016 г. было рассмотрено в 3 раза меньше дел с участием налоговиков по сравнению с 2015 г., рассказывал "Ведомостям" федеральный чиновник, 82% от суммы их требований удовлетворены. В письме ФНС дает инструкцию - как определять необоснованность налоговой выгоды, например незаконное получение вычета по НДС. Впервые ее определение дал Высший арбитражный суд (ВАС) в 2006 г., но после его объединения с Верховным судом решения снова стали выноситься по-разному. Замруководителя ФНС Сергей Аракелов (курирует судебный и досудебный блоки) объясняет появление письма ростом числа дел, пересмотренных службой в досудебном порядке. Еще одним поводом стали определения Верховного суда (ВС) в конце 2016 г. - начале 2017 г. (например, что из-за дефектов подписей при реальности операции нельзя доначислить налоги). Но даже ВС не смог изменить практику, вспоминает Д,Щекин. В разных регионах она разная, признает С.Аракелов: письмо должно стать ориентиром для формирования единых подходов в судах. ФНС в письме четко указывает: допрос или экспертиза почерка на документах не могут сами по себе быть основаниями для доначислений. Главное - была ли на самом деле выполнена работа именно контрагентом. А если компанию подозревают в том, что она знала о нарушении, нужно доказывать ее взаимозависимость с контрагентом или подконтрольность ему либо что операция вообще не была выполнена. Также ФНС указывает на новые критерии, по которым компании и налоговики должны проверять контрагентов. Проверять компания должна только первого контрагента в цепочке, следует из письма. Но именно он должен оказать услугу, а не передать ее на субподряд, предупреждает С.Аракелов. Самим же налоговикам надо искать реальных бенефициаров налоговых схем. Это только первый шаг, отмечает замруководителя ФНС Даниил Егоров (курирует контрольный блок), налоговики должны определять суть схемы, для чего она создавалась, и искать конечного бенефициара. Следующий шаг - закрепить определение недобросовестного поведения в Налоговом кодексе.

Федеральная налоговая служба (ФНС) разослала письмо, в котором разъясняет налоговым инспекциям, как проводить проверки и доказывать незаконные схемы, пишет газета "Ведомости" . Служба призывает ослабить давление на бизнес и перестать доначислять налоги за формальные нарушения - например, неверную подпись в документах. Главное - реальность операции, например получила ли компания товары или услуги, объясняет ФНС.

Последние годы предприниматели не раз жаловались на то, что налоговики доначисляют налоги из-за формальных нарушений, а вышестоящие инстанции и суды их одобряют. Из-за "пробюджетной позиции судов" бизнес практически перестал судиться.

В одном из споров налоговикам для доказательства хватило проверки одной-единственной подписи из анкеты на получение паспорта 13-летней давности, а собирать другие данные налоговики отказались, рассказал изданию партнер юрфирмы КИАП Михаил Успенский.

Бизнесмены стараются вообще не работать с новыми небольшими компаниями: брать их в контрагенты рискованно, рассказывает управляющий партнер "Щекин и партнеры" Денис Щекин.

За 2016 год было рассмотрено в три раза меньше дел с участием налоговиков по сравнению с 2015 годом, рассказывал газете федеральный чиновник, 82% от суммы их требований удовлетворены.

В письме ФНС инструктирует нижестоящие инстанции о том, как определять необоснованность налоговой выгоды, например незаконное получение вычета по НДС. Впервые ее определение дал Высший арбитражный суд (ВАС) в 2006 году, но после его объединения с Верховным судом решения снова стали выноситься по-разному.

Замруководителя ФНС Сергей Аракелов, который курирует судебный и досудебный блоки, объясняет появление письма ростом числа дел, пересмотренных службой в досудебном порядке.

Еще одним поводом стали определения Верховного суда (ВС) в конце 2016 года - начале 2017 года (например, о том, что из-за дефектов подписей при реальности операции нельзя доначислить налоги). Но даже ВС не смог изменить практику, вспоминает Щекин. В разных регионах она разная, признает Аракелов: письмо должно стать ориентиром для формирования единых подходов в судах.

ФНС указывает: допрос или экспертиза почерка на документах не могут сами по себе быть основаниями для доначислений. Главное - была ли на самом деле выполнена работа именно контрагентом. А если компанию подозревают в том, что она знала о нарушении, нужно доказывать ее взаимозависимость с контрагентом или подконтрольность ему либо что операция вообще не была выполнена.

Также в письме сформулированы новые критерии, по которым компании и налоговики должны проверять контрагентов.

Проверять компания должна только первого контрагента в цепочке, следует из письма. Но именно он должен оказать услугу, а не передать ее на субподряд. Самим же налоговикам надо искать реальных бенефициаров налоговых схем. Это только первый шаг, отмечает замруководителя ФНС Даниил Егоров (курирует контрольный блок), налоговики, по его мнению, должны определять суть схемы, для чего она создавалась, и искать конечного бенефициара.

Следующий шаг - закрепить определение недобросовестного поведения в Налоговом кодексе.



Похожие статьи