Формы капитализма. Что такое капитализм? Несколько очерков на тему термина


Капиталистический строй - общественный и государственный строй, сменивший феодализм. Капиталистический строй основан на частно-капиталистической собственности на средства производства, на эксплуатации наёмных рабочих, лишённых средств производства и средств существования и вынужденных вследствие этого постоянно продавать свою рабочую силу капиталистам. Движущей силой капиталистического производства, его главным стимулом является по-лучениеприбыли путём присвоения прибавочной стоимости, производимой рабочими.

Основным противоречием развитого капитализма является противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения. Капиталистическое хозяйство основано на анархии производства и подчинено стихийным законам развития. Отсюда неизбежность возникновения при капитализма периодических экономических кризисов, кризисов перепроизводства, когда товаров произведено больше, чем может поглотить рынок, ограниченный платёжеспособным спросом трудящихся, жизненный уровень которых в условиях капиталистического строя непрерывно снижается. Экономика капиталистических стран развивается циклически, т. е. рост, производства в силу антагонистических противоречий капитализма сменяется упадком, резким падением производства, кризисом.

Во время кризиса, являющегося главной фазой капиталистического цикла, происходит массовое уничтожение производительных сил общества, резко возрастает безработица, усиливается обнищание рабочего класса и всех трудящихся, обостряются все противоречия капиталистического строя. С развитием капитализма растёт гнёт капитала, растёт абсолютное и относительное обнищание рабочего класса и трудящихся. Чем больше общественное богатство сосредоточивается в руках небольшой кучки капиталистов, тем больше растёт пролетари-врция масс, тем более увеличивается безработица и нищает рабочий класс. «Это - абсолютный, всеобщий закон капиталистического накопления». Острейшая классовая борьба между буржуазией и пролетариатом - основная черта, характеризующая капиталистическое общество.

В конце XIX в. капитализм вступил в высшую, последнюю стадию - стадию империализма, которая характеризуется господством горстки монополистов И монополистических объединений в экономике и политике капиталистических государств. В силу вакоиа неравномерности политического и экономического развития капиталистических стран в эпоху империализма устои капиталистического строя всё больше расшатываются, возникают неизбежные конфликты и войны между капиталистическими странами; борьба ра^ чго класса и всех трудящихся под его руководством против класса капиталистов достигает крайней остроты. Империалистическая стадия капитализма есть канун социалистической революции. Начинай с первой мировой войны капиталистический строй вступил в состояние общего кризиса, в основе которого лежит всё более усиливающееся разложение мировой экономической системы капитализма. Великая Октябрьская социалистическая революция, положившая начало крушению капиталистической системы, открыла новую эру в развитии человеческого общества. Капитализм перестал быть единственной и всеохватывающей системой мирового хозяйства.

Мировое хозяйство распалось на две диаметрально противоположные системы хозяйства: социалистическую и капиталистическую. Характерной чертой общего кризиса капитализма является крайнее обострение всех противоречий капиталистического общества. Усилились противоречия между империалистическими державами и колониями и зависимыми странами, ставшими на путь национально-освободительного движения, подтачивающего устои империализма. Усилилось загнивание капитализма. Капитализм в эпоху его общего кризиса характеризуется хронической недогрузкой производственного аппарата предприятий, наличием миллионных армия безработных, превратившихся из резервных в постоянные армии безработных. Экономические кризисы стали ещё более глубокими и разрушительными, поражая все отрасли капиталистической экономики в буржуазных странах.

Фазы кризисов в капиталистическом цикле становятся всё более продолжительными, а периоды временного оживления сокращаются и не ведут к общему подъёму н расцвету хозяйства.

В период второй мировой войны развернулся второй этап общего кризиса капитализма. Важнейшим экономическим результатом "второй мировой войны явился распад единого всеохватывающего мирового рынка и образование двух паг пие господства крупнейших монополий во всём мире.
Социалистическая революция замен нет капиталистический строй более высоким общественным строем-социализмом, который утверждается в ожесточённой классовой борьбе против капитализма. Диктатура параллельных рынков - капиталистического и социалистического,- противостоящих друг другу, что определило дальнейшее углубление общего кризиса мировой капиталистической системы.

В результате второй мировой войны и победы Советского Союза в борьбе против гитлеровской Германии и империалистической Японии от капиталистического мира откололся ряд стран в Европе и Азии, установивших строй народной демократии. Всемирно-историческая победа китайского народа нанесла новый сокрушительный удар по империализму. Страны народной демократии встали на путь социалистического строительства. Мир разделился на два лагеря: лагерь капитализма и империалистической реакции, возглавляемый США, стремящийся развязать новую мировую войну и установить своё мировое господство, и лагерь растущего и крепнущего социализма и демократии, возглавляемый СССР, ведущий борьбу за мир, против поджигателей войны. В целях сохранения насквозь прогнившего капиталистического строя реакционная буржуазия прибегает к последним, крайним средствам - к фашизации государств, установлению фашистской диктатуры в буржуазных странах.

Монополистические объединения используют подчинённый им буржуазный государственный аппарат для ещё большего закабаления трудящихся, уничтожения политических свобод и демократии, для удушения революционного и национально-освободительного движения широких масс трудящихся, развязывания захватнических войн. Буржуазное государство - это послушное орудие монополистического капитала в его борьбе за получение максимальных прибылей и установлен Философский словарь пролетариата организует новый, социалистический способ производства и навсегда кладёт конец эксплуатации человека человеком, уничтожает строй рабства и угнетения.

тип общества, основан на частной собственности и рыночной экономике. В различных течениях общественной мысли определяется как система свободного предпринимательства, этап развития индустриального общества, а современная ступень капитализма - как "смешанная экономика", "постиндустриальное общество", "информационное общество" и др.; в марксизме капитализм - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации капиталом наемного труда.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАПИТАЛИЗМ

от лат. capitale- деньги, приносящие процент) - тип общества, основанный на частной собственности и рыночной экономике.

Слово «капитализм» было внедрено в общественное сознание К. Марксом, автором знаменитого «Капитала». Марксисты определяют капитализм как общественно экономическую формацию, которая, достигнув зрелости, создаст предпосылки для возникновения коммунизма. М. Вебер видит в капитализме воплощение на практике этических представлений немецких и английских протестантов. Многие исследователи характеризуют капитализм как «открытое общество», «индустриальное общество», «постиндустриальное», «информационное», «постинформационное»…

Если для коммунистов капитализм - всего лишь предыстория человечества, то для либерала Ф. Фукуямы он - ее конец. В странах «третьего мира», живущих по вполне капиталистическим экономическим законам, капитализм, тем не менее, воспринимается как абсолютное зло и синоним неоколониализма. До сих пор спорят о том, что же на самом деле есть капитализм? Общество классового неравенства и беспощадной эксплуатации или, напротив, общество всеобщего благоденствия и равных возможностей? Исторически преходящая стадия в мировой истории или просто образ мысли («капиталистический дух») и жизни?

Разнообразие точек зрения на природу этой специфической модели мироустройства не отменяет того, что является его родовой чертой: капитализм - это тотальное товарное производство, где товар определяется как продукт труда, произведенный не для собственного потребления, а для продажи. Этим определяются все остальные атрибуты и характеристики капитализма: и господство частной собственности (и ее сакрализация), и подробно описанный К. Марксом в «Капитале» механизм получения прибавочной стоимости, и эксплуатация наемной рабочей силы, и связанное с этим отчуждение человека от результатов своего труда, и демократическое государство, закрепляющее этот порядок, и идеология, оправдывающая существующее положение вещей.

Производство товаров и извлечение прибыли является главной целью капиталистической экономики, смыслом ее существования. При капитализме товаром является буквально все - вплоть до тех, кто их производит и кто потребляет: и люди, и идеи, и общественные институты, и моральные устои. Даже складывавшиеся тысячелетиями, задолго до возникновения буржуазного миропорядка, религиозные каноны в условиях рыночного общества были пущены с молотка и «капитализированы» - как, например, это сделали протестанты. У них отношения с Богом (как, впрочем, и у иудеев) оформлены в виде торгового соглашения, где стороны несут взаимные обязательства.

Эту природу капитализма убедительно раскрыли К. Маркс и Ф. Энгельс: «Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи». Нигде до возникновения капитализма - ни в античную эпоху, ни в Средние века в Европе, ни в экономиках восточных цивилизаций (Индии, Китая, исламского мира) - производство не носило исключительно товарного характера, свойственного капитализму. А он проявился уже с момента зарождения нового экономического уклада, когда в XIII–XIV вв. в городах-коммунах Северной Италии (Ломбардии - отсюда название распространенного ныне финансового учреждения) возникли первые институты рыночной экономики - прообразы современных банков.

У многочисленного купечества ввиду рискованности их промысла возникла необходимость в иных способах расчетов при ведении торговых операций, нежели наличными деньгами или путем натурального обмена (товар на товар). В те времена имели хождение самые разнообразные монеты, и без специального сословия людей, способных быстро сориентироваться в курсе обмена, торговые операции были бы просто невозможны.

Именно менялы и ростовщики, дававшие купцам средства в долг для закупки товара, и стали первыми банкирами. Они не только выдавали кредиты, но брали деньги на хранение, переводили через своих агентов средства клиентов в другие города и страны. Тогда и появились долговые письменные обязательства - векселя, и возникло некое подобие рынка ценных бумаг.

Все это имело для развития экономики колоссальное значение. Вопервых, создание финансовой структуры, основанной на безналичном расчете, значительно снижало риски купцов и делало их в меньшей мере зависимыми от произвола королей, феодалов, разбойников и пиратов. Это, естественно, способствовало расширению географии торговли. Во-вторых, сами деньги стали постепенно превращаться в товар, а финансы выделились в особый, самостоятельный вид экономической деятельности.

Многие купцы, менялы, ростовщики накопили значительные средства, которые, говоря современным языком, инвестировали в производство. Но существовавшая в те времена цеховая система с ее жесткой регламентацией к этому явно была не приспособлена. Она вступила в противоречие с интересами набирающего силу финансово-ростовщического капитала и фактически была обречена.

Предприимчивые коммерсанты скупали сырье у крестьян и раздавали на переработку ремесленникам. Так закладывались основы будущей мануфактуры, которая на первом этапе своего становления носила дисперсный характер: производители жили в разных городах и деревнях, и хозяину приходилось ездить и собирать произведенную продукцию. Такой способ кооперации еще не носил характера массового производства, свойственного капитализму, так как отсутствовало разделение труда. Но начало было положено: ремесленники постепенно стали превращаться в наемных рабочих, что потребовало отмены крепостного права и иных форм феодальной зависимости.

Значительно изменилось и само купечество. Экономические интересы класса потребовали и новых форм его самоорганизации. Гильдии, построенные по цеховому принципу, уступали место торговым компаниям. Первоначально они были немногочисленными и нередко состояли исключительно из родственников.

Но с началом эпохи великих географических открытий положение радикально изменилось, и роль торговых компаний резко возросла. Они стали главным двигателем мировой торговли и, в свою очередь, инициировали процесс открытия новых земель и финансировали экспедиции в Новый Свет, Африку, Южную и Юго-Восточную Азию. Не случайно, что именно в Англии, где начиная с XVI в. действовали наиболее крупные и богатые компании - Ост-Индская, Гвинейская, Левантийская, Московская - бурно начал развиваться капитализм. Эти компании обеспечивали идеальные условия для экспорта английских товаров по всему миру, что давало мощный стимул для развития промышленного производства в стране.

Архаичная цеховая структура не в состоянии была обеспечить достаточный объем для экспортных поставок. Появляется мануфактура, главным признаком которой является разделение труда. Теперь каждый наемный работник уже не занимался производством изделия от начала до конца, а выполнял часть работы или вовсе только одну трудовую операцию. Это резко повысило производительность труда. Изделия отдельных ремесленников были более качественными, носили отпечаток индивидуального мастерства мастера. Но, естественно, более дорогими, ведь их изготовление требовало много времени. Мануфактурное же производство позволяло выпускать пусть менее качественные, но куда более дешевые товары и, что самое главное, в большом количестве для насыщения растущего спроса. Но и оно не в состоянии было обеспечить все более возрастающие потребности внешнего и внутреннего рынков, т. к. использовались те же примитивные технические средства времен цехов.

Подлинно революционные изменения начались с началом промышленного переворота в XVIII в. Ряд изобретений: создание парового двигателя, гребнечесальной и многоверетенной прядильных машин, а также использование в металлургии каменного угля вместо древесного, появление новых транспортных средств - паровой машины, парохода и т. д., позволили многократно повысить эффективность производства. Именно в это время и сформировались основы того экономического и социального уклада, который со значительными изменениями, в модифицированном виде существует и ныне, определяя развитие всей мировой экономики.

Промышленная революция, завершившая формирование капиталистического строя, привела к серьезным изменениям не только в экономике, но и в социально-классовой структуре общества. Окончательно оформилась буржуазия, четко осознающая свои интересы и отстаивающая их в борьбе с дворянством. Возник и класс наемных рабочих. Формирование его в стране классического капитализма - Англии - шло драматично.

Окончательному оформлению капитализма предшествовал период первоначального накопления капитала. Ведь для организации машинного производства необходимо, помимо значительных материальных средств (ими английские буржуа, разбогатевшие на торговле с колониями, располагали) и наличие свободных рук.

В XVI–XVII вв. в Англии помещики повсеместно сгоняли крестьянарендаторов с земли. На ней лендлордам выгоднее стало разводить овец, потому что резко вырос спрос на шерсть для текстильных мануфактур. Бездомные, безземельные, не обладающие ничем, кроме собственных рук, вчерашние крестьяне шли на мануфактуры и фабрики, превращаясь в пролетариев.

В эпоху раннего капитализма они, так же как античные рабы или крепостные крестьяне, подвергались беспощадной эксплуатации, и их жизненный уровень был столь же низким.

Буржуазное государство всеми силами отстаивало «свободу» даже самого последнего босяка, закрепило ее в законах; оно готово защищать права и свободы всех без исключения граждан любыми способами, даже воевать за них. Потому что только свободный человек может свободно продавать свою рабочую силу. Хозяин и рабочий одинаково равны и свободны. Но последний не может на рынке предложить иного товара, кроме своего труда. А поскольку рабочий не обладает средствами производства - техникой, оборудованием, то его труд сам по себе слишком дешев, чтобы прокормить его самого. Он сможет прожить, только предложив свою рабочую силу владельцу орудий труда. Естественно, что условия сделки ему диктует капиталист. Рабочий может их принять или не принять - он свободный человек. Такой же, как и хозяин, который вправе приобрести его услуги или отказаться от них.

Различие между пролетарием и рабом в том, что, как писал Ф. Энгельс, «раб продан раз и навсегда, пролетарий должен сам продавать себя ежедневно и ежечасно. Каждый отдельный раб является собственностью определенного господина, и, уже вследствие заинтересованности последнего, существование раба обеспеченно, как бы жалко оно не было. Отдельный же пролетарий является собственностью всего класса буржуазии. Раб стоит вне конкуренции, пролетарий находится в условиях конкуренции и ощущает на себе все ее колебания».

В современных условиях, конечно, уже нет основной дихотомии эпохи классического капитализма «буржуазия - пролетариат». Нынешний капитализм в его постиндустриальном, информационном варианте размыл границы, разделяющие классы и страты, изменил очертания социального пространства. Ныне рабочие в развитых странах являются совладельцами предприятий, на которых трудятся, и мало напоминают обездоленных пролетариев XIX в. По уровню доходов они входят в «средний класс» и не помышляют ни о какой классовой борьбе, чтобы уничтожить источник эксплуатации - частную собственность. Но ни сами по себе отношения собственности (в экономиках западных государств действует мощный государственный, «социалистический» сектор), ни степень развития демократических институтов не способны изменить капиталистического характера нынешнего мироустройства - общества тотального товарного производства.

Из-за глобализации и международного разделения труда развитые страны стали средоточением буржуазии и высококвалифицированных кадров, тогда как пролетариат переместился в Китай, Латинскую Америку, Африку, Индию. Благодаря еще одному институту капитализма - фондовому рынку, рабочие развитых стран сами стали владельцами акций предприятий, тогда как в странах третьего мира условия существования рабочих напоминает зарю капитализма.

Современный капитализм характеризуется ростом роли транснациональных корпораций (ТНК), глобализацией и интернационализацией хозяйственной жизни, межгосударственным регулированием экономики. Это нашло отражение в возникновении специальных организаций: Всемирной торговой организации (ВТО), Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития и т. д.

В России после 70 лет господства социалистических методов ведения экономики возврат к капитализму начался в эпоху перестройки и продолжился в 1990-е гг. «Построение справедливого капиталистического общества», т. е. возврат к способам хозяйствования столетней давности, сопровождался грабительской приватизацией, кровавым переделом собственности, полным беззаконием и произволом.

О перспективах капитализма идет много споров. Но в основном борются 2 подхода: или капитализм есть нечто естественное и вечное, или он уступит место совершенно иному типу общества и станет некой «предшествующей стадией», как когда-то и сам капитализм сменил феодализм, считавшийся «естественным», вечным и «основанным на божественных законах».

Отличное определение

Неполное определение ↓

Кого называют капиталистом? В первую очередь это человек, который эксплуатирует рабочий класс для повышения собственного достатка и блага. Как правило, это тот, кто забирает прибавочный продукт и всегда стремится разбогатеть.

Кто такой капиталист?

Капиталист - это представитель господствующего класса в буржуазном обществе, собственник капитала, который эксплуатирует и применяет наемный труд. Однако для того чтобы в полной мере уяснить, кто такой капиталист, необходимо знать, что же такое «капитализм» в целом.

Что такое капитализм?

В современном мире слово «капитализм» встречается довольно часто. Таким образом описывается целая социальная система, в которой мы сейчас живем. Кроме того, многие думают, что эта система существовала и сотни лет назад, успешно функционируя на протяжении большого количества времени и формируя мировую историю человечества.

На самом же деле капитализм - это относительно новое понятие, которое описывает социальную систему. Для краткого исторического ознакомления и анализа можно обратиться к книге Маркса и Энгельса «Манифест Коммунистической партии» и «Капитал».

Что именно означает понятие «капитализм»?

Капитализм - это социальная система, которая ныне существует во всех странах мира. В рамках этой системы средства для производства и распределения товаров (а также земли, фабрики, технологии, транспортные системы и прочее) принадлежат маленькому проценту населения, то есть определенным людям. Данную группу называют «класс капиталистов».

Большинство людей продает свой физический или умственный труд в обмен на заработную плату либо вознаграждение. Представители этой группы носят название «рабочий класс». Данный пролетариат должен производить товары либо услуги, которые впоследствии продаются с целью получения прибыли. А последней распоряжается класс капиталистов.

В этом смысле они эксплуатируют рабочий класс. Капиталисты - это те, кто живут за счет прибыли, которая достигается от эксплуатации рабочего класса. В последствие они ее реинвестируют, тем самым наращивая следующую потенциальную прибыль.

Почему капитализм - это то, что есть в каждой стране мира?

В современном мире существует четкое разделение классов. Данное утверждение объясняется реалиями того мира, в котором мы живем. Есть эксплуататор, есть наемный - значит, есть и капитализм, ведь это его существенный признак. Многие могут сказать, что нынешний мир разбит на множество классов (допустим, «средний класс»), тем самым убивая все принципы капитализма.

Однако это далеко не так! Ключ понимания капитализма - это когда есть главенствующий и подчиняющийся класс. Неважно, сколько классов будет создано, все равно каждый будет подчиняться главенствующему, и так цепочкой.

Капитализм - это свободный рынок?

Широко распространено мнение, что капитализм означает свободную рыночную экономику. Однако это не совсем так. Капитализм возможен и без свободного рынка. Системы, которые существовали в СССР и существуют в Китае и на Кубе, в полной мере доказывают и демонстрируют это. Они считают, что строят «социалистический» державу, однако живут по мотивам «государственного капитализма» (в данном случае капиталист - это само государство, а именно люди, занимающие высокие чины).

В якобы «социалистической» России, к примеру, до сих пор существует товарное производство, покупка-продажа, обмен и прочее. «Социалистическая» Россия продолжает торговать в соответствии с требованиями международного капитала. Это означает, что государство, как и любой другой капиталист, готово пойти на войну ради защиты своих экономических интересов.

Роль Советского государства - выступать в качестве функционера капитала и эксплуатации наемного труда методами установления целевых показателей для производства и контроля над ними. Поэтому такие страны действительно не имеют ничего общего с социализмом.

С высоты богатого исторического опыта многих стран можно выделить четыре основных типа капитализма (рис. 1.11). Из них, как уже отмечалось, наиболее непригляден начальный капитализм – период стихийного становления рыночной системы и так называемого "первоначального накопления капитала" (Смит), при котором нужные для старта бизнеса средства концентрируются в руках относительно небольшой группы самых энергичных людей, способных к предпринимательству. Здесь-то и неизбежны: перераспределение собственности, обогащение одних людей за счёт других, резкое расслоение общества, масса злоупотреблений и беззаконий (захват чужого или общего имущества, обман, бесчеловечность и насилие, действия по принципу "хапнуть и убежать", сверхэксплуатация наёмного труда, хищническое отношение к природе преступления и пр.). Недаром патриарх американского индустриального бизнеса Генри Форд (1863–1947) однажды признался, что он может отчитаться за каждый заработанный доллар, кроме первого миллиона.

В странах-первопроходцах капитализма (Англия, Голландия, США и др.) начальный период длился многие десятки лет (главным образом в XVI–XIX веках), пока, наконец, основная часть собственности не обе рела хозяев и не наладилось производство, пока сами люди не устали от "беспредела", не успокоились и не выработали законодательные правила цивилизованной жизни.

В России этот период усилиями коммунистов разбился на две суровые "серии". Первая началась в середине XIX века (особенно бурно после оте мены крепостного права в 1861 году). Здесь тоже в экономику ворвались, как пишет Достоевский, "ошалевшие от собственного могущества пагубные пришельцы", кричавшие диким голосом на всю Россию: "Прочь с дороги, я иду!"

При этом писатель с тревогой отмечал, что хуже стало и во всём обществе. "Что-то носится в воздухе полное материализма и скептицизма ... как бы какой-то дурман... зуд разврата... преклонение народа перед деньгами, пред властью золотого мешка... Началось обожание даровой наживы, наслаждения без труда; всякий обман, всякое злодейство совершаются хладнокровно; убивают, чтобы вынуть хоть рубль из кармана" (15-13:34,35).

Таким образом, негативный эффект нарастающего "разврата" в обществе при переходе к капиталистической свободе – явление повсеместное. Эгоцентричные и "нахально самодовольные" дельцы (Достоевский) обычно не склонны к философским раздумьям и не сразу осознают, что более рационально, безопасно и продуктивно действовать не обманом и насилием, а на принципах цивилизованного партнёрства , взаимной выгоды и, значит, в рамках закона.

"Подчиняющийся закону – умён, – гласит Библия. – Не подчиняясь закону, ты вместе со злыми", а они ничтожны и непременно будут наказаны (6-Пр 28:7,4; 6:14,15). Вторая "серия" перехода России к рынку на рубеже XX–XXI веков наглядно подтверждает это. Капиталисты-хищники вместо честной конкуренции уничтожают друг друга. Так Бог, но словам Лютера, "бьёт одного злодея другим" (10-366).

Остальные три типа капитализма различают в зависимости от того, в чьих руках сосредоточены главные рычаги экономической и политической власти и какова форма этой власти в обществе – бюрократия , олигархия или демократия (вернёмся к рис. 1.11).

Так, бюрократический капитализм (или государственный капитализм) предполагает, что экономикой и другими сферами общественной жизни распоряжается государство, т.е. прежде всего его бюрократический аппарат, многочисленное племя чиновников. Отсюда неизбежны чрезмерное вмешательство госорганов в деятельность граждан (жесткий контроль, всевозможные проверки и регистрации, необходимость на всё получать разрешения и т.п.), чиновничий произвол, коррупция , сговор бюрократов с преступниками, крупным и/или нелегальным бизнесом,

Рис. 1.11.

расцвет "теневой экономики" и высокая криминализация общества, низкий уровень жизни большинства населения на фоне сверхбогатства коррумпированного чиновничества и верхушки бизнеса.

В частности, теневая экономика это хозяйственный сектор, охватывающий такие виды незаконной деятельности, как (1) подпольное производство, связанное с нарушением технологических, трудоохранных, экологических и других требований (к примеру, "чёрная занятость" – наём работника без оформления в штат, а значит, без пенсионных отчислений, без возможных претензий и пр.); (2) скрытое предпринимательство (или "работа на себя", без госрегистрации), нацеленное на уклонение от налогов и "мешающих" правил; (3) деятельность, связанную с запрещённым производством, наркобизнесом, коррупцией и т.п. По разным оценкам, доля подобной "злокачественной" экономики в России в конце 1990-х достигала 40-50% от ВВП.

В чём-то схожую картину даёт и олигархический капитализм. Экономика и власть здесь находятся в руках узкой группы так называемых "олигархов " – крупнейших банкиров, биржевых спекулянтов, промышленных, торговых, газетно-телевизионных магнатов и т.п. При этом высшие руководители госаппарата, политических партий, средств массовой информации (СМИ) могут быть куплены олигархами и работают на них. От криминализированных верхов преступность кругами расходится в обществе, ибо верно говорит библейская мудрость: "Если у власти люди порочные, тогда грех будет везде" (6-Пр 29:16). Что же касается уровня жизни, то у большинства населения он невысок, в то время как олигархи и те, кто им прислуживает, "жируют" и живут припеваючи.

В отличие от этого демократический капитализм (его также называют цивилизованным, или народным, капитализмом) возможен лишь в условиях зрелой и подлинной демократии, когда народ сам избирает и контролирует власть в обществе и когда гарантированы права и свободы личности. Здесь эффективно действует разноукладная, социально-рыночная экономика (свободный конкурентный рынок + социальные гарантии всем гражданам), ведётся широкое предпринимательство, работает огромная масса средних и малых бизнесов.

При этом в стране мало бедных и сверхбогатых, жизнь регулируется отлаженными и уважаемыми законами, а государство защищает собственников от бандитов и вымогательства бюрократов.

Наибольший (60–80%) удельный вес в подобном демократическом обществе занимает процветающий средний класс – его главная интеллектуально-созидательная сила (отсюда термин "общество двух третей"). Он охватывает представителей самых разнообразных профессий: учёных, писателей, художников, священников, преподавателей, врачей, юристов, средних и мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих и т.д.

Обычно это люди с хорошим образованием, надёжной работой, сравнительно высокими доходами и современным образом жизни. Они профессиональны, много работают, располагают собственностью (земля, дома, машины, ценные бумаги), а значит, экономически и политически независимы. Их жизненное кредо : благосостояние человека определяют его личные усилия – трудолюбие, образование, энергия, предприимчивость. Недаром представителя среднего класса на Западе по-английски часто называют self-made man [сэлф мэйд мэн] – человек, "сделавший себя сам", преуспевший самостоятельно.

Разумеется, реальная жизнь "хитроумнее" и "шершавее" любых гладких схем. В ней всё может быть в сложном переплетении. Так, в России на рубеже XX–XXI веков затейливо сплелись воедино элементы начального, бюрократического, олигархического "капитализмов". До народного же капитализма, похоже, ещё далеко. Отсюда и социальная напряжённость. Когда в обществе много бедности и бесправия, отмечал ещё Аристотель, оно "неизбежно бывает переполнено враждебно настроенными людьми" (29-2,410).

Однако чем определяется тот или иной конкретный облик общества? Ряд исследователей [в частности, американские экономисты и социологи То́рстейи Ве́блен (1857–1929) и Джон Ке́ннет Гэ́лбрейт (родился в 1908)1 полагают, что в первую очередь – его важнейшими институтами, или учреждениями. Отсюда и название основанного Всбленом теоретического направления – институционализм.

Социальные институты вообще (от лат. institutum – установление, учреждение) – это те или иные исторически сложившиеся в обществе установления (традиции, нормы, правила, организационные формы), которые регулируют совместную жизнь людей. Например, любовь, брак, семья, материнство (семейные институты); бизнес, рынок, деньги, банк, биржа (экономические институты) , государство, армия, суд, партии (политические институты); наука, образование, религия, моральные нормы (духовные институты).

Именно социальные институты "создают и воспитывают народы" (Чаадаев), поэтому от их форм и содержания, от их укоренения, законодательного и организационного оформления в данной стране (институционализация), от своевременной смены быстро устаревающих учреждений новыми во многом зависит прогресс общества. Чем отлаженнее и совершеннее социальные институты, чем выше их гуманный, нравственный, демократический и правовой уровень, тем менее конфликтно и более успешно в своём развитии общество.

Для экономики первостепенное значение имеют такие институты, как семья, трудолюбие, собственность, домашнее хозяйство, закон, налоги, товар, деньги, рынок, корпорации , профсоюзы и др., а главное, как увидим ниже, государство.

  • Индустриа́льный (от лат. industria – усердие, деятельность) – промышленный (индустри́я – то же, что промышленность).
  • Материали́зм (от лат. materialis – вещественный) – (1) в философии – мировоззрение, принимающее за основу всего существующего материю, объективную реальность (а не её субъективное отражение в сознании человека); (2) *узкопрактическое отношение к действительности, чрезмерный прагматизм.
  • Скептици́зм (от греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий) – (1) а философии – позиция сомнения в возможности познания действительности; (2) критическое, недоверчивое отношение к чему- либо.
  • Цивилизо́ванный (от лат. civilis – гражданский) – (1) находящийся на уровне данной цивилизации; (2) правовой, культурный, просвещённый, гуманный.
  • Партнёрство (от англ, partner, франц. partenaire – партнёр, сотоварищ) – сотрудничество между людьми в какой-либо деятельности на основе взаимопонимания и доверия, уважения интересов друг друга и взаимных уступок, ответственности и обязательности соблюдения догово́рных условий.
  • Бюрокро́тия (от франц. bureau – бюро, канцелярия + греч. kratos – власть, господство; буквально: господство канцелярии) – (1) форма власти с господством чиновников в обществе; (2) сами госчиновники, особенно руководящий состав. Бюрократи́зм – канцелярщина, волокита, пренебрежение к существу дела и подмена его формальностями (справками, отчётами, совещаниями). Бюрокра́т – (1) представитель чиновничества; (2) тот, кто склонен к бюрократизму, к "игре с бюрократическую переписку бумажек", "чинодрал" (Ленин).
  • Коррупция (от лат. corruptio – порча, подкуп) – подкуп; продажность должностных лиц; взяточничество, казнокрадство и другие злоупотребления служебным положением для получения неоправданных преимуществ для себя. Криминализа́ция (от лат. criminalis – преступный) – (1) усиление преступности в обществе; (2) проникновение криминальных (преступных) элементов куда-либо, подчинение кого-, чего-либо влиянию преступного мира.
  • Магнат (от лат. magnatus – богатый, знатный человек) – представитель крупного бизнеса, влиятельное лицо (в экономике, политике, СМИ и т.д.).
  • Кредо (от лаг. credo – верю) взгляды, убеждения, основы мирон воззрения.
  • Корпора́ция (от лат. corporatio – объединение) – (1) акционерное общество; (2) объединение лиц, организация или фирм на основе общности их профессиональных или сословных интересов (например, корпорация банкиров).

По мере того как отношения капиталистической эксплуатации становятся господствующим типом производственных отношений и на смену докапиталистическим формам надстройки приходят буржуазные политические, правовые, идеологические и другие общественные институты, капитализм превращается в общественно-экономическую формацию, включающую капиталистический способ производства и соответствующую ему надстройку. В своём развитии капитализм проходит несколько стадий, но его наиболее характерные черты по своей сути остаются неизменными. Капитализму присущи антагонистические противоречия. Основное противоречие капитализма между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения его результатов порождает анархию производства, безработицу, экономические кризисы, непримиримую борьбу между основными классами капиталистического общества - пролетариатом и буржуазией - и обусловливает историческую обречённость капиталистического строя.

На монополистической стадии капитализма эксплуатация труда финансовым капиталом ведёт к перераспределению в пользу монополий части совокупной прибавочной стоимости, приходящейся на долю немонополистической буржуазии, и необходимого продукта наёмных рабочих через механизм монопольных цен.

Эксплуатация труда капиталом дополняется эксплуатацией подавляющего большинства человечества — народов колониальных и полуколониальных стран. Отсюда следует, что крушение капитализма происходит в результате двух процессов: 1) революционной борьбы рабочего класса за социализм и 2) национально-освободительной борьбы порабощённых империализмом народов.

Существенные изменения происходят в численности и составе рабочего класса. Уменьшается доля неквалифицированных и возрастает доля обученных рабочих. Появляется слой рабочих-техников, управляющих сложными машинами, слой конторских и торговых работников. С ростом технического прогресса, расширением сферы обслуживания и ростом бюрократии, государственного аппарата значительно увеличивается численность и удельный вес служащих.

Крупные изменения происходят и в средних слоях населения. Численность крестьян-фермеров в развитых капиталистических странах сокращается абсолютно. Слой городских мелких производителей размывается и разоряется, не выдерживая конкуренции с крупным капиталом. Мелкие торговцы всё более попадают в зависимость от монополий оптовой и розничной торговли. Расширение сферы капиталистической эксплуатации на всё новые слои населения делает их объективным союзником рабочего класса в антимонополистической борьбе.

В эпоху империализма резко обостряются противоречия между империалистическими государствами. В основе этих противоречий лежит открытый Лениным закон неравномерности экономического и политического развития капитализма, обусловливающий постоянное изменение соотношения сил между отдельными странами. Эта неравномерность неизбежно порождала мировые войны, вызываемые борьбой за рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капитала, за передел мира.

В процессе своего развития монополистический капитализм перерастает в государственно-монополистический капитализм (ГМК). Объективной основой, на которой происходит это перерастание, является концентрация производства и централизация капитала в руках монополий, ведущая к всестороннему росту обобществления производства. Возникают крупные корпорации, первоначально на национальной, а затем и на транснациональной основе. Эти гигантские хозяйственные комплексы управляются из одного центра. Осуществляемая в них планомерность вступает в противоречие со стихийными рыночными отношениями. Появляется потребность и необходимость в приспособлении функционирования рынка к интересам всего монополистического капитала в целом. На этой базе происходит процесс «…соединения гигантской силы капитализма с гигантской силой государства в один механизм…» . Государственно-монополистический капитализм характеризуется сращиванием финансовой олигархии с бюрократической верхушкой, усилением роли государства во всех областях общественной жизни, ростом государственного сектора в экономике и активизацией политики, направленной на смягчение социально-экономических противоречий капитализма. Империализм, в особенности на государственно-монополистической стадии, означает глубокий кризис буржуазной демократии, усиление реакционных тенденций и роли насилия во внутренней и внешней политике. Он неотделим от роста милитаризма и военных расходов, гонки вооружений и тенденций к развязыванию агрессивных войн.

Буржуазное государство, обладающее относительной самостоятельностью в системе ГМК, активно вмешивается в процесс воспроизводства, беря в свои руки, в зависимости от конкретных исторических условий, отдельные предприятия и целые отрасли, осуществляя всякого рода мероприятия по регулированию важных сфер хозяйственной жизни. Регулирующие мероприятия буржуазного государства, огосударствление отдельных отраслей экономики осуществляются в интересах финансовой олигархии. Буржуазное государство вынуждено считаться с соотношением классовых и политических сил в стране. Поэтому в ряде случаев оно идёт на широкие социальные манёвры, прибегает к реформам, призванным смягчить остроту классовых противоречий, идёт на ущемление интересов отдельных монополий, исходя из общей задачи укрепления капитализма в целом. Наиболее завершённой формой ГМК, выражающей последнюю степень обобществления, возможную при капитализме, является переход предприятий в государственную собственность.

Важной формой проявления ГМК являются государственные финансы, и в первую очередь государственный бюджет, огромный рост которого находится в прямой связи с войнами и милитаризацией, разбуханием государственного бюрократического аппарата, усилением предпринимательской и кредитной деятельности государства. В области взаимоотношений между трудом и капиталом государственное регулирование охватывает широкий комплекс социальных мероприятий, главной целью которых является сохранение «классового мира». К их числу относится политика «полной занятости», подготовка и переподготовка рабочей силы, социальное страхование, социальное обеспечение, государственное регулирование здравоохранения и образования, распределения доходов. В конце 20 в. сферой государственной деятельности стала также охрана окружающей среды. Большинство этих мер проводится в результате классовой борьбы и давления демократических сил. Но современные буржуазные экономисты выдают ГМК за строй, который якобы не содержит присущих капитализму противоречий и является шагом на пути к обществу, осуществляющему социальную справедливость. Реформисты пытаются доказать, что государственное вмешательство, якобы сужая базу экономической мощи финансового капитала, открывает эволюционный путь преобразования капитализма в социализм. Однако научно-техническая революция, усилившая интенсификацию производства, конкурентная борьба между монополиями, экономические кризисы, рост безработицы, инфляция опровергают миф о том, будто капитализм наших дней способен избавиться от кризисов.



Похожие статьи