Формы налогов: какие бывают, с кого и куда поступают? Налоги и налогообложение Классификация налогов в зависимости от их использования

Налоги в современных экономиках могут быть представлены в самом широком спектре разновидностей. Оснований для классификации соответствующих обязательств также может быть большое количество. Налоговая система РФ характеризуется рядом особенностей, связанных с определением принципов отнесения налогов к тем или иным категориям. Какие из них можно назвать наиболее примечательным? Каким образом можно классифицировать налоги?

Основные характеристики налогов

Налоги – важнейший элемент управления экономикой. Как правило, именно они становятся основным ресурсом государства при формировании бюджета. Налоги могут взиматься как с физических, так и с юридических лиц в соответствии с положениями законодательства. Основные их элементы:

Существует большое количество оснований для классификации налогов. В числе таковых – отнесение платежей к твердым, прогрессивным, регрессивным либо пропорциональным. Рассмотрим их специфику подробнее.

Основания для классификации налогов: типы ставок

Итак, классификация налогов может предполагать отнесение таковых к тем, что исчисляются с применением твердых ставок, а именно фиксируются в абсолютном выражении, как правило, вне корреляции с величиной налогооблагаемой базы и часто независимо от нее.

Есть пропорциональные ставки. Их принято относить к самым распространенным. Данные ставки предполагают исчисление сборов в виде процента от налогооблагаемой базы. Чем больше объект налогообложения, тем выше, соответственно, исчисленное платежное обязательство.

Прогрессивные ставки предполагают, что, с одной стороны, как и в предыдущем сценарии, плательщик должен будет отчислять государству некий процент от налогооблагаемой базы, с другой – увеличение соответствующей доли по мере роста величины объекта налогообложения.

В свою очередь, регрессивные ставки предполагают обратную закономерность – уменьшение процента от базы синхронно со снижением ее величины.

Классификация налогов может осуществляться, исходя из способа перечисления сборов в бюджет. Изучим данный критерий подробнее.

Способ перечисления платежа: прямые и косвенные налоги

Рассматриваемый критерий предполагает разделение налогов на прямые и косвенные. К первым относятся те, что уплачиваются непосредственно налогоплательщиком. Как правило, они отражают некую экономическую активность, например, извлечение дохода в процессе предпринимательской деятельности. Можно отметить, что понятие прямых налогов было закреплено еще в советском законодательстве. Таким образом, соответствующий тип бюджетных обязательств – совершенно привычное для российской правовой системы явление.

Косвенные налоги – те, что уплачиваются одним субъектом де-юре, но другим – де-факто. В пример можно привести НДС. Данный налог обязаны уплачивать розничные продавцы наряду с иными сборами. Но, как правило, ритейлеры включают НДС в стоимость товара. Поэтому фактическими плательщиками данного налога являются покупатели. Российская система косвенных налогов включает также акцизы, таможенные пошлины.

Классификация прямых налогов

Классификация налогов и сборов может осуществляться и в рамках тех базовых категорий, что мы определили выше. Так, мы можем подробнее рассмотреть специфику прямых платежей. Их классификация может предполагать отнесение сборов к тем, которые удерживаются с физлиц и должны выплачиваться юридическими лицами. В числе налогов первого типа – имущественный, транспортный, НДФЛ. Сборы, взимаемые с юрлиц, – налог на прибыль, различные льготные платежи (УСН, ЕНВД, на имущество организации).

Общие и целевые налоги

Еще одно основание для классификации сборов – их отнесение к категории общих либо целевых. К первым налогам относятся те, что направляются в бюджет государства и задействуются как ресурс для финансирования общих расходов. Специальные налоги предполагают использование в конкретной отрасли национального хозяйства.

Уровень налогообложения

Классификация налогов в РФ может осуществляться, исходя из отнесения сбора к тому или иному уровню (федеральному, региональному либо местному).

К первым относятся платежные обязательства, которые устанавливаются правовыми актами, принимаемыми высшими структурами власти РФ. К федеральным налогам относятся НДФЛ, НДС, налог на прибыль, на трейдинг, таможенные пошлины.

Региональные сборы устанавливаются на уровне правовых актов, принимаемых в субъектах РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – налог на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых.

Местные сборы – те, что устанавливаются на уровне муниципалитетов РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – земельный налог, имущественный сбор для физлиц.

Чуть позже мы рассмотрим специфику федеральных, местных, а также муниципальных платежных сборов подробнее.

Концепция налогообложения

Классификация налогов может быть осуществлена, исходя из принципов формирования платежных обязательств налогоплательщиков перед государством.

Так, в экономической системе может быть принята концепция, по которой субъекты налогов должны будут уплачивать сборы в бюджет пропорционально ключевым выгодам, получаемым от государства либо социума. То есть те граждане и организации, которые получают наибольшую выгоду, должны выполнять обязательства с целью формирования отмеченных выгод. Например, если предприниматели желают пользоваться возможностями для экспорта своей продукции, то они должны быть заинтересованы в стабильном функционировании необходимых государственных институтов. Поэтому им необходимо отчислять налоги в достаточных объемах для того, чтобы соответствующие структуры работали.

Другая концепция предполагает, что налогоплательщики перечисляют сборы в бюджет в корреляции с фактическим размером полученной выручки. Подобный подход довольно распространен в мире. Его в значительной мере задействует и российская налоговая система. Классификация налогов, о которой идет речь, может включать различные дополнительные критерии. Например, законодатель может акцентировать сбор платежей по широкому спектру оснований либо, наоборот, определить несколько ключевых статей налогообложения.

Сторонники диверсификации налогов, которая реализуется в рамках первого сценария, считают, что подобный подход способен повысить устойчивость экономики, гарантировать стабильность бюджетных поступлений в случае возникновения кризисных трендов в отдельных отраслях. В свою очередь, те исследователи, которые считают, что лучше определить несколько базовых источников бюджетных поступлений, аргументируют свою точку зрения более легкими способами администрирования подобной системы налогообложения, а также наличием большего количества способов законодательного регулирования сбора необходимых платежей.

Выше мы отметили, насколько распространена классификация налогов в РФ, исходя из их отнесения к федеральным, региональным либо муниципальным. Изучим их специфику подробнее.

Федеральные налоги

Данные сборы подлежат исчислению и уплате на всей территории России. Они устанавливаются и регулируются федеральным законодательством, по ряду оценок являются ключевыми с точки зрения формирования доходов бюджета страны, во многом определяют стабильность экономики, являются значимым ресурсом для поддержки региональных и местных бюджетов посредством дотаций, субвенций и иных механизмов финансирования. К федеральным налогам и сборам относятся:


Отметим, что перечень федеральных налогов, как тех, что представлены на других уровнях, может периодически корректироваться регулирующим законодательством.

Региональные налоги

  • транспортный;
  • налог на имущество предприятий;
  • налог на игорный бизнес;
  • лицензионные сборы субъектов РФ.

Установление региональных налогов осуществляется, как мы отметили выше, органами власти субъектов РФ, но с учетом положений, которые содержатся в НК РФ. Текущие критерии, которые включены в отмеченный федеральный источник права, предполагают, что региональные власти могут корректировать ставки, порядок и сроки выполнения платежных обязательств, если они не установлены в НК РФ.

Местные налоги

Следующий уровень налогообложения в РФ – местный. Уплачивать соответствующие сборы должны налогоплательщики в муниципалитетах: городах, районах, сельских поселениях. В числе местных налогов: земельный, на имущество физлиц. Полномочия по установлению критериев соответствующих платежей установлены законодательством в отношении различных муниципалитетов.

Что касается городских округов, включающих внутренние административные структуры, полномочия представительных органов, связанные с установлением, активизацией либо прекращением активностей муниципальных структур, могут быть реализованы властями города либо тех самых структур соотносительно с положениями законодательства субъекта РФ, в котором фиксируется разграничение полномочий между городскими округами и районами внутри них.

В городах федерального значения РФ местные платежи, которые предполагает распространенная классификация налогов и сборов в РФ, устанавливаются НК РФ, а также правовыми актами, принимаемыми органами власти соответствующих населенных пунктов. Касательно полномочий политических структур в городах федерального значения: они заключаются в возможности регулировать, как и в случае с региональными налогами, ставки, порядок и сроки перечисления соответствующих сборов, если данные критерии не прописаны в НК РФ.

Еще одна группа полномочий органов власти в городах федерального значения – установление специфики определения налоговой базы, а также льгот.

Федеральные, региональные либо местные налоги, которые не предусмотрены НК РФ, не могут применяться в России. В положениях Налогового кодекса могут фиксироваться также специальные налоговые режимы, предусматривающие дополнительные федеральные платежи, а также порядок установления соответствующих сборов. Соответствующие налоговые режимы могут предполагать освобождение от платежных обязательств субъектов, которые уплачивают в казну общие федеральные, региональные либо местные сборы.

Специальные режимы

Критерии классификации налогов, содержащиеся в законодательстве РФ, предполагают выделение отдельной категории платежных обязательств в виде специальных режимов. Исследуем их специфику подробнее. Специальные налоговые режимы фиксируются в положениях НК РФ и применяются в порядке, который предусмотрен данным источником права и иными законами, регулирующими налоги и сборы. В числе режимов, о которых идет речь:

  • ЕСХН, или система налогообложения, адаптированная для сельскохозяйственных бизнесов;
  • УСН – упрощенная система исчисления и уплаты сборов;
  • ЕНВД – система уплаты вмененного дохода;
  • патентная схема;
  • система налогообложения, сопровождающая соглашения о разделе продукции.

Выше мы отметили, что принципы классификации налогов могут предполагать выделение дополнительных критериев отнесения платежей к тем или иным категориям. Так, например, УСН бывает двух типов – та, что предполагает уплату государству налога с выручки по ставке 6%, а также та, в рамках которой налогоплательщики перечисляют в бюджет 15% от прибыли.

Предусмотренные законодательством РФ виды налогов и их классификация в ряде случаев могут предполагать выраженную детализацию критериев исчисления платежей. Например, формула исчисления ЕНВД предполагает задействование сразу нескольких компонентов – базовой доходности, физического показателя, различных коэффициентов. Фактически можно вести речь о наличии в налоговой системе РФ нескольких десятков единых налогов на вмененный доход, исходя из различных сочетаний указанных элементов.

Компоненты налога

Классификация местных налогов, а также региональных и федеральных может базироваться на компонентах, формирующих платеж. Таковыми считаются:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • период;
  • ставка;
  • порядок исчисления платежа;
  • сроки уплаты налога в бюджет.

Можно отметить, что данные компоненты зафиксированы в законодательстве.

Классификация по объектам

Распространена классификация налогов по объектам, которые являются, как мы отметили в начале статьи, составными частями платежей в государственный бюджет. Оснований для отнесения сборов к тем или иным категориям в рамках рассматриваемого критерия может быть достаточно много. Таковым может быть, например, уровень органа власти, утверждающего ставку либо порядок исчисления платежа.

Практическая полезность классификации налогов

Рассмотренные нами виды налогов и их классификация имеют важнейшее значение, прежде всего, с точки зрения выстраивания государственной стратегии формирования бюджета. Власти РФ могут обеспечить исчисление и направление в бюджет сборов сразу на трех уровнях, коррелирующих с системой государственного управления. Подобная схема, как считают многие исследователи, является одной из самых оптимальных для России. В связи с этим исключительно важную значимость имеет Налоговый кодекс, классификация налогов в соответствии с ним.

Платежи в бюджет, отнесенные к тем или иным категориям, имеют также большую научную значимость. Право как наука предполагает выработку теорий, объясняющих функционирование норм законов, включая те, что регулируют платежи в бюджет, а также определение оптимальных схем практического их применения. Соответствующие знания также могут иметь огромное значение при выстраивании государственной политики хозяйственного развития.

Резюме

Мы рассмотрели, на каких основаниях может быть реализована классификация налогов. Понятие прямого налога и косвенного также было расписано в нашей статье. Теперь попробуем резюмировать ключевые факты, изученные нами.

Итак, платежные обязательства перед бюджетом могут носить как физлица, так и организации. В числе базовых оснований для классификации налогов – отнесение таковых к категории прямых либо косвенных. В правовой системе РФ принят принцип распределения сборов по 3 основным категориям – федеральные, региональные, а также местные.

В ряде случаев налоги могут быть классифицированы, исходя из специфики составляющих их элементов.

Возможно выделение дополнительных категорий сборов посредством их детализации на основании тех или иных признаков (как в случае с ЕНВД). Если вести речь о неких базовых признаках, которые могут быть основанием классификации, в пример можно привести УСН. В данном случае есть 2 категории данного налога – уплачиваемый, как мы отметили выше, по ставке 6% с выручки либо исчисляемый в размере 15% от прибыли налогоплательщика.

Следует заметить, что классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставления по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам, а следовательно, к неверным практическим решениям.

Классификация налогов - это обоснованное распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Рассмотрим классифицирующие признаки и соответствующие им классификации налогов, схематично представленные на рисунке.

Классификация по степени переложения , разделяющая налоги на прямые и косвенные, - это наиболее известная и исторически традиционная классификация налогов.

Прямые налоги - это малопереложимые налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. К группе прямых налогов в российской налоговой системе следует отнести такие налоги, как НДФЛ, ЕСН, на прибыль организаций, на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги.

Косвенные налоги - это успешно переложимые налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление.

Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей государства, так как наиболее просты в аспекте их взимания и достаточно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты. Кроме того, они обеспечивают определенную устойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономического спада, тогда как поступления от прямых налогов на доходы более существенно коррелируют с уровнем экономической активности. Кроме того, фискальная роль косвенных налогов более значимо реализуется и в переходный период от командной к рыночной экономике.

В то время как поступления от прямых налогов напрямую завязаны с эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов, достаточно невысокой в условиях отсутствия рыночного опыта и соответствующих норм рыночного поведения, поступления от косвенных налогов завязаны, прежде всего, на потребление, объем которого существен в силу доминирования потребления над сбережением.

Косвенное налогообложение менее заметно и более завуалировано для конечного потребителя, так как номинальные и фактические налогоплательщики здесь различны. Номинальным налогоплательщиком, у которого с государством возникают налоговые правоотношения, являются производители и продавцы товаров (работ, услуг). Фактический (реальный) налогоплательщик - покупатель, не вступает в эти отношения и соответственно не замечает тяжести косвенных налогов. Характерным примером косвенного налогообложения служат такие признанные общемировой практикой налоги, как НДС, акцизы, таможенные пошлины.

Вместе с тем при всех очевидных преимуществах косвенные налоги имеют значимые недостатки. В первую очередь они не учитывают материального состояния реального налогоплательщика. Прямые налоги определяются уровнем дохода и стоимостью имущества налогоплательщика, косвенные же завязаны на уровень потребления. Естественно, потребление обеспеченных людей в абсолютном исчислении больше объема потребления бедных, но в долевом соотношении к доходам этих групп населения картина совершенно иная. Удельный вес потребления богатых в их доходах мал (у них превалируют сбережение и инвестиции, рекреация за рубежом, образование и т.д., не облагаемые косвенными налогами), в то время как все низкие доходы бедных «съедает» потребление.

Поэтому косвенное налогообложение для малообеспеченных слоев населения является более тяжелым, чем прямое, по которому им, как правило, предоставляются значительные преференции. А сами косвенные налоги зачастую характеризуют как «налоги на бедных». Кроме того, данные налоги, приводя к повышению цен на товары, ограничивают в определенной степени объем потребления, т.е. спроса, дестимулируя тем самым и предложение, а значит, и производство этих товаров.

Косвенное налогообложение активно применяется практически всеми странами. Достаточно сказать, что к моменту введения в России самого признанного косвенного налога - НДС - в 1991 г. он успешно применялся уже в 21 из 24 стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), убедительно продемонстрировав свои преимущества по сравнению со столь же ранее распространенным в мировой практике косвенным налогом - с оборота розничной торговли. Однако гармонизация налогообложения достигается за счет разумного сочетания прямых и косвенных налогов, соотношение которых объективно определяется уровнем социально-экономического развития страны и потребностями обеспечения доходной части бюджета.

В экономически развитых странах с высокими доходами населения и предприятий, значимым имущественным комплексом превалируют прямые налоги, в то время как в развивающихся странах наблюдается доминирование косвенных налогов, обусловленное низкими доходами значительной части населения, неустойчивым финансовым положением предприятий, малой имущественной обеспеченностью.

Следует отметить, что данная классификация хотя и наиболее востребована в теории и практике налогообложения, но отнюдь не является универсальной.

Во-первых, далеко не все налоги с абсолютной уверенностью можно разнести по этим группам. Например, достаточно спорной будет дилемма отнесения к той или иной группе так называемых ресурсных налогов: НДПИ, водного налога, сборов за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Можно отнести их к прямым налогам, так как они сопряжены с фактом пользования государственной собственностью (имуществом). Но такое отнесение будет очень условным, ведь эти налоги полностью перекладываются на потребителя, но не через надбавку к цене, а через саму цену товара. Их с той же долей условности можно отнести и к косвенным налогам.

Во-вторых, сам факт переложимости налогов необходимо воспринимать с определенной долей условности. Не все косвенные налоги в полном объеме перекладываются на потребителя. Определяющим фактором здесь является разная ценовая эластичность различных товаров (работ, услуг). Товары, по которым возможно увеличение цен без уменьшения спроса на рынке, достаточно хорошо переносят бремя косвенных налогов на потребителя. В других случаях бремя этих налогов распределяется между производителем и потребителем, и тогда для производителя данный налог становится прямым. В то же время прямые налоги через возможность повышения цены на какой-либо товар в определенных случаях перекладываются на потребителя не хуже косвенных.

Действие ценовых механизмов, а следовательно, объективность реализации целевой фискальной направленности этих налогов (прямых - на производителей, косвенных - на потребителей) во многом определяется также характером рынка данных товаров (работ, услуг): монополией, олигополией, совершенной конкуренций. В наибольшей степени дифференциация фискального предназначения этих групп налогов достигается на рынке совершенной конкуренции, в наименьшей - на монополистическом рынке.

Классификация налогов по объекту обложения - классификация (во многом сопряженная с предыдущей), согласно которой можно разграничить налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универсальные и монопольные), с использования ресурсов (рентные).

Налоги с имущества (имущественные) - это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже (покупке). Следует отметить характерную черту - их взимание и размер не зависят от индивидуальной платежеспособности налогоплательщика, а определяются характеристиками имущества: в транспортном налоге - мощностью двигателя, налоге на имущество - стоимостью, в земельном налоге - несколькими характеристиками, например назначением земель, кадастровой оценкой.

Налоги с дохода - это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги в полной мере определяются платежеспособностью налогоплательщика. Различают налоги с дохода фактические, т.е. взимаемые по фактически полученному доходу, и вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности. К фактическим налогам с доходов можно отнести налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН, а также налоги в специальных режимах: единый сельскохозяйственный налог и налог в упрощенной системе налогообложения.

К вмененным налогам с доходов можно отнести систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также применение упрощенной системы налогообложения на основе патента. Встречается также выделение в данной группе в отдельную категорию налогов, взимаемых с фонда оплаты труда (ЕСН). Думается, что данный налог более логично вписывается в категорию фактических налогов, а разница в налогоплательщиках (в НДФЛ - налогоплательщик тот, кто получает доход, а в ЕСН - тот, кто его выплачивает) в данном случае не является классифицирующим признаком.

Налоги с потребления (аналог группы косвенных налогов в предыдущей классификации) - это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые на индивидуальные, универсальные и монопольные. Индивидуальными налогами облагается потребление строго определенных групп товара, например акцизы на отдельные виды товара, универсальными - все товары (работы, услуги), за отдельным исключением, например НДС, а монопольными - производство и (или) реализация отдельных видов товаров, являющиеся исключительной прерогативой государства. К таким товарам ранее традиционно относилась соль, два последних века основу их составляли алкогольные напитки и табачные изделия. В настоящее время большинство стран отходит от практики монопольного производства, отсутствуют такие налоги и в российской налоговой системе.

Налоги с использования ресурсов (рентные) - это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют также потому, что их установление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты. К данной группе налогов следует отнести НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог.

Классификация налогов по субъекту обложения , где различают налоги, взимаемые с юридических лиц, физических и смешанные, является также достаточно распространенной.

Следует отметить, что теоретическая значимость этой классификации в последнее время существенно снизилась. Ранее достаточно точная классифицирующая основа теперь размывается в связи с бурным развитием малого бизнеса не столько в форме юридических лиц, сколько в форме физических лиц - индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Поэтому практически все налоги сейчас следует относить к смешанной группе, за исключением НДФЛ и на имущество физических лиц, составляющих группу налогов с физических лиц, и на прибыль организаций и на имущество организаций, соответственно составляющих группу налогов с юридических лиц.

Классификация налогов по способу обложения востребована практикой администрирования. Здесь разграничивают налоги в зависимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника» и «по уведомлению». Наиболее распространенный способ определения налогового оклада, заложенный в подавляющем большинстве налогов, «по декларации», т.е. сумме налога, объявляемого (декларируемого) самим налогоплательщиком. Способ «у источника» закладывается в налогах, предусматривающих институт налоговых агентов, на которых возлагается обязанность при выплате дохода в пользу налогоплательщика произвести удержание и перечисление налога в бюджет до момента его фактической выплаты, дабы исключить возможность уклонения от его уплаты.

В чистом виде данный способ реализуется только в НДФЛ, но встречается также ограниченное использование налоговых агентов в НДС и налоге на прибыль организаций. Способ «по уведомлению» закладывается чаще в налогах с немобильными объектами обложения, когда государственными органами составляется полный реестр (кадастр) этих объектов, а налоговым органом производится исчисление и уведомление налогоплательщика. Исчисление налога производится исходя из сопоставлений внешних признаков, например предполагаемой средней доходности, объектов налогообложения. Данный способ реализуется в налогах: земельном, на имущество физических лиц, транспортном (для физических лиц).

Классификация по применяемой ставке , подразделяет налоги на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и твердые.

Налоги с процентными (адвалорными) ставками - это налоги, величина ставки которых устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). Эти налоги напрямую зависят от размера дохода, прибыли или имущества налогоплательщиков. В данную группу входят налоги с пропорциональными, прогрессивными и регрессивными ставками.

В налогах с пропорциональными ставками размер налоговых платежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в неизменном проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты остается неизменным вне зависимости от величины этих доходов (прибыли). Таким образом, превалирование этих налогов в налоговой системы формирует ее нейтральность, не увеличивающую и не уменьшающую, а воспроизводящую неравенство граждан после уплаты налогов. К таким налогам относятся, в частности, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДС, налог на имущество организаций и физических лиц.

В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты уменьшается при увеличении этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее прогрессивность, уменьшающую неравенство граждан после уплаты налогов. В настоящее время в российской налоговой системе нет ни одного налога, использующего прогрессивную ставку, а до 2001 г. прогрессивным был подоходный налог (в подавляющем большинстве развитых стран он является прогрессивным).

В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты увеличивается при росте этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее регрессивность, увеличивающую неравенство граждан после уплаты налогов. Характерным примером являлся ЕСН.

Следует также отметить возможность использования в налогах прогрессии или регрессии простой и сложной (каскадной). Простая прогрессия (регрессия) равномерно увеличивает (уменьшает) налоговую ставку при росте стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). Сложная, или, как ее еще называют, каскадная, прогрессия (регрессия) предусматривает деление стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы) на определенные части, при этом каждая последующая часть облагается повышенной (пониженной) процентной ставкой. Эти ставки увеличиваются (уменьшаются) ступенчато (каскадами), отсюда и соответствующее название.

В зависимости от метода установления налоговых ставок разграничивают:

  1. налоги с твердыми (специфическими) ставками - величина ставки устанавливается в абсолютной, твердой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы; к ним относятся значительная часть акцизов, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, большая часть государственной пошлины, транспортный налог, налог на игорный бизнес;
  2. налоги с процентными (адвалорными) ставками - величина ставки устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы); к таковым относятся, например, налог на прибыль, НДФЛ, НДС;
  3. налоги с комбинированными (смешанными) ставками - величина ставки устанавливается посредством сочетания (комбинирования) специфических и адвалорных ставок; в качестве основной здесь, как правило, используется адвалорная ставка, но ее применение ограничивается специфической ставкой снизу и (или) сверху определенной величины налоговой базы; характерным примером такого налога являлся ЕСН.

Классификация налогов по назначению разграничивает их на абстрактные и целевые. Абстрактные (общие) налоги , поступая в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета, т.е. поступления от общих налогов являются основным доходным источников разноуровневых бюджетов. В любой налоговой системе к таким налогам относится подавляющее их большинство. В отличие от общих целевые (специальные) налоги имеют заранее определенное целевое назначение и строго закреплены за определенными видами расходов. Как правило, за счет специальных налогов формируются бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов. Характерным примером специального налога служил ЕСН (а ныне это страховые взносы обязательного, но не налогового характера), поступления от которого формируют бюджеты трех государственных внебюджетных фондов РФ: пенсионного, обязательного медицинского страхования и социального страхования.

Классификация налогов по срокам уплаты означает, что различают налоги срочные и периодические. Срочные (их еще называют разовые) - это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия. Характерным примером срочного налога до начала 2006 г. служил налог на наследование или дарение, ныне отмененный. Из оставшихся налогов и сборов срочный характер имеет госпошлина. Периодические (их еще называют регулярные или текущие) - это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки. Таким периодом, например, может быть месяц, квартал или год.

Классификация по бухгалтерским источникам уплаты разграничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников может выступать: выручка от реализации, себестоимость продукции, финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли, оплата труда и предпринимательский доход, валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия.

Эта классификация имеет значительную востребованность в первую очередь со стороны налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и проверяющих их налоговых органов. Для налогов, уплачиваемых физическими лицами, не осуществляющими этой деятельности, данная классификация не применима. Источником уплаты налогов для них является исключительно доход в той или иной форме.

К налогам и сборам, уплачиваемым из выручки от реализации , относятся: НДС, таможенные пошлины, а также единые налоги, уплачиваемые организациями при применении специальных налоговых режимов.

Налогами и сборами, относимыми на себестоимость продукции ,

являются: акцизы, государственная пошлина, транспортный и земельный налоги, уплачиваемые в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, обязательные страховые взносы (для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам).

Налоги, относимые на финансовый результат деятельности , - это налог на имущество организаций и на игорный бизнес.

Налоги, относимые на оплату труда и предпринимательский доход , - это НДФЛ и обязательные страховые взносы (для адвокатов, индивидуальных предпринимателей по собственным доходам), а также единые налоги, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями при применении специальных налоговых режимов.

Налогом, уплачиваемым с валовой налогооблагаемой прибыли , является налог на прибыль организаций.

Иногда в качестве отдельного источника уплаты налогов выделяют также чистую прибыль, из которой уплачиваются платежи штрафного характера, например, за сверхнормативное загрязнение окружающей среды.

Классификация налогов по принадлежности к уровню правления подразделяет все налоги на федеральные, региональные и местные . Данная классификация единственная из всех описанных выше имеет законодательный статус - на ней построена вся последовательность изложения Налогового кодекса РФ.

Заметим, что представленные классификации ни в коей мере не претендуют на исчерпывающую полноту. В научной литературе можно встретить немало других классифицирующих признаков, не имеющих в целом сколько-нибудь значимых практических перспектив использования. Подобные разграничения налогов, например на раскладочные и количественные, условно-постоянные и условно-переменные, используются достаточно редко, да и то в специальных исследованиях. Такие классификации для учебных целей малопригодны, поэтому мы их опускаем.

Из представленной совокупности следует выделить безусловную значимость четырех классификаций. Наибольшее теоретико-методологическое значение имеет разделение налогов на прямые и косвенные, а с практической точки зрения для федеративного государства, каким и является Россия, принципиальное значение имеет разграничение налогов по уровню правления. Для целей ведения системы национальных счетов (СНС) в России используют в совокупности два классифицирующих признака: по объекту обложения и по источнику уплаты. Разграничение налогов по объекту обложения используется также в международных классификациях ОЭСР и МВФ.

Классифицирующий признак (по способу взимания) заложен в основу построения европейской системы экономических интегрированных счетов. Все остальные классификации имеют в большей мере локальную теоретическую или практическую востребованность.

Налоги – это собираемые государством с граждан (так называемых физических лиц) и организаций (так называемых юридических лиц) денежные средства. Налоги – это основа наполнения доходной части бюджетов страны.

Уровень установления

В зависимости от размера части государства, на которой установлен сбор отдельного налога, и от типа бюджета, в который налогоплательщики передают собираемые средства, все налоги разделены на несколько видов:

Способ изъятия

Прямые – налоги, которые собираются с поступлений физического или юридического лица. К прямым налогам могут быть отнесены следующие: налог на прибыль (НПО) организаций, налог на доход физических лиц. Оплачивает прямой налог тот «агент» экономики, который получил доход.

Самый наглядный пример – налог на прибыль организаций. Когда компания занимается коммерцией, у неё возникают доходы (сумма выручки от продаж товаров, работ и услуг своим клиентам) и расходы (затраты, которые организация несёт для получения доходов). Разницу между этими суммами составляет прибыль организации. Чем прибыльнее организация, тем большую величину составляет сумма уплачиваемого налога.

Косвенные налоги находятся «внутри» цены товаров и услуг. Организация-продавец при продаже подсчитывает нужную сумму налога и перечисляет. Таким образом, платит налог продавец, но за счёт покупателя, который будет пользоваться этим товаром или услугой (поскольку покупатель оплатил товар или услугу, включая соответствующие налоги). Это ключевое отличие косвенного налога от прямого. В качестве примера – приобретая в продовольственном магазине бутылку вина, покупатель оплачивает:

  • стоимость самой продукции;
  • акциз на алкогольную продукцию;

Сумму уплачиваемого покупателем НДС при розничной покупке часто можно увидеть в кассовом чеке.

Субъект налогообложения

В зависимости от того, с кого государство взимает налог, можно выделить следующие группы :

  1. Налоги с юридических лиц государство получает с организаций, зарегистрированных в РФ, в том числе российские компании и представители иностранного капитала, представленные в экономике РФ (имеющие представительства и филиалы). Вышеупомянутый налог на прибыль, достаточно редкий налог на игорный бизнес и многие другие налоги включаются в эту группу.
  2. Налоги с физических лиц взимаются с отдельных граждан-налогоплательщиков. Налог этой группы может взиматься как с граждан РФ, так и с граждан других государств, получивших доходы на территории РФ. С физических лиц собираются налоги на доходы и на имущество.
  3. Смешанные налоги могут быть собраны со всех категорий налогоплательщиков. Например, НДС должен быть уплачен всеми потребителями товаров и услуг.

Стоит отметить особую категорию физических лиц – ИП или индивидуальные предприниматели. Человек, будучи физическим лицом, платит все налоги, предусмотренные для физических лиц. Но если он при этом занимается коммерческой деятельностью и зарегистрирован в положенном порядке, он также платит и другие налоги.

В зависимости от выбранной предпринимателем системы налогообложения (общей, упрощённой или специальных видов) это могут быть НДС, налог на прибыль, налог, взимаемый при упрощённой или патентной системах, и так далее.

По назначению налоги делятся на общие и целевые (специальные). Общие налоги собираются в бюджетах «в общий котёл» и используются по усмотрению органа, который распоряжается бюджетом. Целевые налоги используются на конкретную цель. Например, транспортный и земельный налоги могут собираться в соответствующие местные фонды и расходоваться целевым образом на ремонт дорог или развитие территорий.

Источник уплаты

По источнику уплаты налоги делятся на:

  1. Включаемые в себестоимость (товаров, работ или услуг) – налоги, которые относятся к издержкам на производство продукции или услуг. Примерами могут быть транспортный налог автобусного парка, платежи нефтяной компании за пользование недрами, а также взносы, относящиеся к заработной плате работников организации. Сумма уплачиваемых налогов такого типа никак не зависит от величины доходов, но часто зависит от суммы отдельных видов затрат.
  2. Включаемые в выручку – такие налоги, как налог на прибыль коммерческих организаций и налог на «упрощёнке» в варианте «доходы — расходы». Здесь есть зависимость как от полученных доходов, так и от фактических расходов организации.
  3. Налог от величины дохода – налог, который определяется только доходом налогоплательщика и на который никак не влияет величина расходов. В качестве примера – налог на доходы индивидуального предпринимателя на «упрощёнке» при объекте налогообложения «доходы».

Объект налогообложения


Методы исчисления

Налоги могут быть прогрессивные (если ставка налога растёт в процентах, когда растёт в рублях объект налогообложения) и регрессивные (ставка налога падает). Регрессивный налог является стимулирующим.

На сегодня пока нет в налоговой системе РФ примеров налогов первого типа, хотя регулярно обсуждается возможность введения прогрессивного метода и сложной шкалы для НДФЛ.

Практически все налоги в РФ являются пропорциональными (это означает, что ставка остаётся неизменной при изменении величины налогооблагаемого объекта), например:

  • для большинства товаров и услуг ставка НДС – 18% от суммы проданных товаров или оказанных услуг;
  • от прибыли организации государство возьмёт 20%;
  • практически любой доход физических лиц обложен по ставке 13%.

Также по методу исчисления выделяют твёрдые и ступенчатые налоги:

  1. Величина твёрдых налогов вообще не зависит от стоимости налогооблагаемого объекта или фактического дохода. Например, ставка такого налога, как транспортный, определяется мощностью (в лошадиных силах или киловаттах) транспортного средства и никак не зависит от его стоимости. К твёрдым налогам относятся также водный налог и многие виды акцизов.
  2. Ступенчатые налоги : ставка изменяется в зависимости от величины дохода. Примером ступенчатого налога может быть взнос в ФСС (Фонд социального страхования), уплачиваемый организацией и рассчитываемый от дохода работника организации (хотя это не совсем налог). Ставка взноса равна 2,9%, если общая сумма дохода работника не превысит определённой базы (на сегодняшний день – 718 тысяч рублей), при превышении базы налог не взимается. Таким образом, взнос в ФСС является регрессивным (при повышении дохода свыше указанной базы общий процент взимаемого взноса уменьшается). Введением максимальной базы налога государство стимулирует «обеление» зарплат – выплачивать большую заработную плату для организации становится выгоднее.

Кто считает взимаемую сумму

По способу обложения предметы данной статьи делятся на кадастровые (они же безналичные) и декларационные (налично-денежные). Кадастровые налоги рассчитываются самими налоговиками исходя из доступной информации о стоимости облагаемого объекта. Например, для физических лиц все налоги, связанные с имуществом, являются кадастровыми. В том числе:

  1. Транспортный налог (информацию о наличии у физических лиц в собственности автотранспорта налоговые инспекторы получают из ГИБДД).
  2. Налог на имущество , а также земельный налог (кадастровую стоимость недвижимости налоговая служба получает из базы данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и географии — Росреестра).

Налоговая служба ежегодно рассчитывает сумму налога и рассылает налогоплательщикам уведомления о необходимости уплатить кадастровые налоги. Напротив, декларационные налоги рассчитываются на основе данных, которые предоставлены самим налогоплательщиком. Например, если гражданин перепродаёт недавно купленную квартиру, то он обязан самостоятельно составить декларацию о доходах, выслать её налоговикам и уплатить соответствующую сумму налога.

По порядку зачисления в бюджет

Законодательством может быть предписан порядок уплаты одного и того же налога в бюджеты разных уровней (федеральный, местный, региональный – бывает, что налоги платятся во все три). Если такой порядок сохраняется надолго, то налог является закреплённым .

Если порядок регулярно пересматривается, то это регулирующий налог. Пример последнего – налог на фактическую прибыль компаний, порядок разнесения которого менялся неоднократно.

На сегодняшний день основная ставка составляет 20%, из которых 18% перечисляется в местные бюджеты и всего 2% — в федеральный. Пример закреплённого налога – транспортный, который перечисляемый всегда в местные бюджеты.

По порядку ведения

По порядку ведения налоги делятся на общеобязательные (собираемые по всей стране – акцизы, НПО и т.д.) и факультативные (вводимые отдельными регионами, в качестве примера — ЕНВД).

Кроме того, каждый регион вправе факультативно вводить льготы по некоторым налогам (например, по налогам для «упрощенцев»). Нельзя не упомянуть «Сколково» — на территории этого технопарка действует множество льгот для резидентов.

Штрафы и пенни за нарушение налогового законодательства

Важным условием жизнеспособности государственной экономики является обязательная и своевременная оплата всеми налогоплательщиками начисленных налогов. При просрочке оплаты и тем более при уклонении от оплаты налоговая служба может предъявлять недобросовестным налогоплательщикам штрафы и пени.

Например, пеня за просрочку уплаты НДС организацией составляет 1/300 от ставки ЦБ за каждый календарный день просрочки (это порядка 12% годовых). Если налогоплательщик уклоняется от уплаты налога, налоговая инспекция может выставить штраф от 20 до 40% от суммы не уплаченного вовремя налога.

Классификация налогов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий налогообложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

Тот или иной способ классификации налогов основан на ряде критериев. Множественность способов классификации налогов имеет то положительное свойство, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к различным группам, получает различные оценки и характеристики, что способствует его всестороннему изучению и познанию. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его содержание и суть.

Современные специалисты классифицируют налоги в соответствии с несколькими критериями, причем каждый исследователь вправе предлагать свою собственную классификацию. Тем не менее многие экономисты и юристы склоняются к следующей классификации (рис. 2.1):

по способу взимания;

по объекту обложения;

по субъекту налогообложения;

по органу, устанавливающему налог;

по бюджету, в который зачисляется налог;

по цели установления налога;

по лицу, исчисляющему налог;

по порядку введения налога;

по форме;

по регулярности уплаты.?

1. В зависимости от способа взимания налогов они делятся на прямые и косвенные. Предваряя дальнейшее изложение, отметим, что различия между ними сводятся к следующему (табл. 2.1).

Прямые налоги взимаются на том основании, что у организации либо у физического лица возникает доход в той или иной форме (прибыль, дивиденды, проценты и пр.) либо право на имущество в той или иной форме (право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды). Поскольку получение нового дохода и рост наличного имущества составляют суть расширенного воспроизводства, прямое налогообложение сопровождает процесс накопления материальных и нематериальных благ. Налоговые отношения складываются непосредственно между плательщиком и бюджетом.

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества конкретного физического или юридического лица. К таким налогам Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) от-носит:

¦ налоги на доходы физических лиц резидентов и нерезидентов;

налоги на доходы корпорации, включая налоги на прибыль (состоит из налога на нераспределенную прибыль и налога на дивиденды), на прирост стоимости имущества (в том числе на проценты по вкладам и доходы от ценных бумаг), на перевод прибыли за рубеж;

налоги на собственность (землю и другую недвижимость, в частности домовладения), наследство и дарение, транспортные средства, финансовые операции и непериодические поимущественные доходы;

так называемые социальные взносы и налоги: налоги на фонд заработной платы и рабочую силу, взносы на социальное страхование.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Реальные прямые налоги взимаются с предполагаемого среднего дохода, получаемого от того или иного объекта обложения. В основу исчисления таких налогов положены данные различных ка-дастров (специальных реестров), в которых учитывается средняя, а не действительная доходность конкретных плательщиков. Реальными налогами облагаются продажа, покупка, владение имуществом, но размер взимания этих налогов не зависит от индивидуальных финансовых возможностей плательщика. Примерами реального обложения являются земельный налог, налоги на имущество организаций и физических лиц.

Личные прямые налоги - это важнейшая форма прямого обложения, при которой налогом облагается факт получения плательщиком дохода или владения имуществом с учетом предоставляемых льгот. Такие налоги взимаются у источника или по декларации, при этом учитываются действительное финансовое положение налогоплательщика и его фактическая платежеспособность. Примерами личного обложения могут служить налог на прибыль орга-низаций, налог на доходы физических лиц, налоги на наследование или дарение.

Косвенное налогообложение осуществляется посредством взимания налогов следующих видов:

универсальных косвенных налогов*;

индивидуальных косвенных налогов;

государственных фискальных монополий;

таможенных пошлин.

Механизм взимания наиболее типичного универсального косвенного налога - налога на добавленную стоимость показан в Приложении 1 к настоящему учебнику.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени спроса на товары и услуги. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая - уплачивается за счет прибыли.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов ведет к сокращению потребления. При высокой эластичности предложения рост косвенных налогов может привести к уменьшению размеров чистой прибыли, вызвать сокращение ка-питаловложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Универсальными косвенными налогами облагаются все товары (ра-боты, услуги), за исключением ограниченного их перечня. Примерами таких налогов являются: налог с оборота, налог с покупок, налог с продаж и налог на добавленную стоимость.

Налог с оборота, или универсальный акциз, - это налог, который взимался на конечной стадии производства со стоимости произведенных предметов потребления в виде процента от стоимости валового оборота. Причем первоначально облагался валовой оборот товара на каждой стадии его производства и обращения. Иными словами, применялся многоступенчатый (или, что то же самое, каскадный или кумулятивный) метод обложения вплоть до потребителя. При этом на каждой стадии цена товара прирастала. Поэтому в дальнейшем порядок взимания налога с оборота был изменен, и налог стал взиматься один раз - на заключительной стадии.

Налог с оборота толковался как планово установленная часть создаваемого в сфере материального производства чистого дохода общества. Недостатком этого налога было то, что он взимался не со всех товаров, а только с тех, которые находились в конце технологической цепочки (т.е. такой налог взимался с холодильников и автомобилей, но не взимался с чугуна, хлопка или руды). Налог с оборота более чем на 80% взимался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. Переход же России к рыночной экономике, для которой ха-рактерно свободное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения, исключил возможность формирования бюджетных налоговых доходов за счет налога с оборота.

Разновидностью налога с оборота является налог с покупки. Этим налогом облагаются обороты при реализации товара организацией-производителем организациям оптовой торговли.

Налог с продаж - это вид косвенного налога в процентах от стоимости реализованной продукции производственно-технического назначения, ряда товаров народного потребления (выполненных работ, оказанных услуг). Плательщиками такого налога признавались все потребители товаров (выполненных работ, оказанных услуг). В России налог с продаж просуществовал с 1 января 1991 г. до 1 января 1992 г. Затем этот налог был установлен в большинстве субъектов РФ с 1 января 2002 г. по 1 января 2004 г. Из экономически высокоразвитых стран аналог такого налога применяется в США.

На протяжении трех последних десятилетий самым распространенным универсальным косвенным налогом считается налог на добавленную стоимость (НДС). Он взимается в государствах - чле-нах Европейского Сообщества (ЕС) и СНГ. С 1 января 1992 г. НДС установлен и в России. Этим налогом облагаются операции реализации товаров (работ, услуг), а также некоторые другие операции организаций и индивидуальных предпринимателей. Обложению НДС подлежит добавленная каждым налогоплательщиком стоимость на всех этапах движения товара (работы, услуги) вплоть до конечного потребителя.

Индивидуальными косвенными налогами облагается ограниченный перечень товаров, определенный национальным налоговым законодательством. Это акцизы на отдельные группы и виды товаров. Критерии отнесения товаров к категории подакцизных не раз менялись. Так, вплоть до XX в. акцизами облагались товары пов-седневного спроса, такие как хлеб, соль, мука, спички. Позже под-акцизными стали предметы роскоши. В настоящее время акцизами облагаются главным образом товары:

приносящие производителю или продавцу сверхприбыль, не обусловленную высокой эффективностью его деятельности, а являющуюся результатом того, что на рынке на эти товары объективно складываются цены, многократно превышающие затраты на производство и реализацию;

пользующиеся повышенным спросом и одновременно относящиеся к «социально вредным» (спиртные напитки, табачные изделия, пиво).

Акцизы являются дополнительными косвенными налогами, поскольку операции с подакцизными товарами облагаются и НДС, и акцизами.

Государственные фискальные монополии взимаются не во всех странах. Например, в современной российской налоговой системе таких налогов нет. Впрочем, некоторое время в дореволюционной России существовала винно-водочная монополия; налог с оборота в бывшем СССР также имел признаки фискальной монополии.

Государственные фискальные монополии взимаются с тех товаров и услуг, производство и оборот которых монополизированы государством (спиртные напитки, табачные изделия, соль, спички, пиво и др.). Цены на такие товары и услуги устанавливаются и регулируются государством. Поскольку монополизация имеет разную степень, то и названные фискальные монополии делятся на полные и частичные.

Порядок их исчисления зависит от того, какие сферы - производство, оборот либо и то и другое - монополизированы. Например, при полной монополизации обложению подлежит общая выручка от реализации товара без торговых издержек. При монополизации же оборота облагается разница между стоимостью реализации товара исходя из государственных розничных цен (по которой торговая организация продает товар в розницу) и оптовой ценой (по которой торговая организация покупает товар у производителя).

До 1 января 2005 г. таможенные пошлины в России рассматривались как федеральные налоги. В настоящее время официально таможенные пошлины отнесены к категории неналоговых доходов бюджета. Между тем эти пошлины обладают всеми признаками налогов. Поэтому мы будем рассматривать пошлины как налоги.

Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием ввоза или вывоза.

Таможенные пошлины классифицируются по различным кри-териям.

В зависимости от метода исчисления выделяют следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

По объекту взимания различают ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) пошлины. Транзитные пошлины в России не взимаются. Ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливаются в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике (ст. 14 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). Ввозные пошлины выполняют протекционистскую функцию, защищая внутренний рынок от конкурентов, а вывозные - фискальную функцию таможенно-тарифного регулирования. В настоящее время вывозные пошлины в России отменены.

В целях оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительство РФ устанавливает сезонные пошлины. Кроме того, существуют так называемые особые пошлины, временно применяемые к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. К числу таких пошлин относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в количествах и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям; либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на та-моженную территорию товаров по цене более низкой, чем их нор-мативная стоимость в стране вывоза на момент этого ввоза.

Компенсационные пошлины применяются к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ, при производстве или вывозе которых прямо либо косвенно использовались субсидии.

2. По объекту налогообложения налоги могут быть классифицированы на:

налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов), - налог на прибыль организаций (в том числе налогообложение доходов от долевого участия в деятельности других организаций, дивидендных и процентных доходов), налог на доходы физических лиц;

налоги, взимаемые в связи с осуществлением операций реализации и передачи товаров (работ, услуг), - НДС, акцизы;

налоги с имущества - налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц. С определенной долей условности к этой классификационной группе можно отнести транспортный налог, поскольку транспортные средства также включаются в состав принадлежащего плательщику имущества;

платежи за пользование природными ресурсами - земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых;

налоги с фонда оплаты труда - единый социальный налог;

налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера - государственная пошлина.

3. По субъекту налогообложения налоги объединяются в три группы:

взимаемые только с физических лиц;

взимаемые только с юридических лиц. Большую часть поступлений в виде налогов дают отчисления именно плательщиков - юридических лиц;

взимаемые как с юридических, так и с физических лиц.

При определении круга плательщиков в НК РФ используются

несколько терминов: плательщиками являются либо «организации (российские или иностранные)», либо «организации и индивидуальные предприниматели», либо «лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации», либо «лица, производящие выплаты физическим лицам», либо «индивидуальные предприниматели, адвокаты», либо «организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели», либо «лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации заре-гистрированы транспортные средства».

Налоги, взимаемые только с физических лиц. В налоговых системах стран Запада для обозначения этих налогов применяют термин «индивидуальные налоги». К этой группе относятся налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог с наследований или дарений.

Налоги, взимаемые только с юридических лиц. На Западе эти налоги именуют корпоративными. К данной группе относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес.

Налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц (смешанные налоги), - самая многочисленная группа налогов. В их числе: единый социальный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина, транспортный налог, земельный налог.

Налогообложение деятельности индивидуальных предпринимателей имеет особенности и сочетает в себе признаки обложения физических и юридических лиц. Предприниматели облагаются налогами аналогично организациям в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, и в отношении имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

То, что плательщиками признаются юридические лица, воспринимается естественно. Между тем здесь налицо парадокс, требующий разрешения. Действительно в организациях работают физические лица, и именно благодаря их усилиям возникают доходы, именно они производят расходы, создают имущество, осуществляют различные операции. Юридические лица сами по себе ни на что из перечисленного не способны. Поэтому, казалось бы, налоговое бремя следует возложить полностью на работников организации. Однако, во-первых, в организации трудятся лица разных профессий и квалификации, во-вторых, их совместная деятельность имеет определенную организационно-правовую форму, что объективно приводит к возникновению эффекта, который немыслим при единоличной деятельности каждого работника. При таком построении производства технически сложно, да и принципиально невозможно распределить эффект кооперации (рост производительности труда, относительное снижение издержек, сложные объекты недвижимости и др.) между членами коллектива. Поэтому приходится облагать налогами организацию как единый комплекс. Вот почему в налоговой системе государства наряду с налогами с физических лиц неизбежно должны устанавливаться и налоги с организаций.

4. По органу, устанавливающему налог, налоги в федеративном государстве бывают: федеральными; региональными; местными. Деление налогов по этому критерию устанавливается непосредственно и только НК РФ.

К федеральным налогам и сборам в налоговой системе России относятся НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Региональные налоги в российской налоговой системе представлены налогом на имущество организаций, налогом на игорный бизнес и транспортным налогом.

В настоящее время в налоговой системе России лишь два местных налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Процессы политической и экономической интеграции между государствами объективно приводят к необходимости гармонизации налогообложения. Налоговые системы активно взаимодействующих стран должны соответствовать друг другу, строиться на одних принципах, содержать налоги с аналогичным порядком исчисления и уплаты. Более того, формирование наднациональных органов управления, выполняющих важные экономические, политические, социальные и другие функции, привели в рамках Европейского Сообщества к установлению межгосударственных налогов, поступающих в бюджет ЕС. Примером может служить введенный Сообществом единый налог на импортную продукцию сельскохозяйственного производства из третьих стран. Интеграция в рамках СНГ, формирование единого экономического пространства со временем также приведут к установлению межгосударственных налогов.

5. В зависимости от бюджета, в который зачисляется налог, налоги объединяются в две группы:

закрепленные налоги;

регулирующие налоги.

Как было сказано ранее, по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Впрочем, поскольку налоги являются регулирующими доходами бюджета, из того, что тот или иной налог относится, например, к федеральным, вовсе не следует, что все поступления от него предназначаются федеральному бюджету. Налог может распределяться между уровнями бюджета. Таким образом реализуется регулирующая функция налогов. Названный критерий классификации налогов находится в тесной связи с методами бюджетного регулирования. Известно, что бюджетное регулирование - это процесс сбалансирования бюджета, т.е. обеспечение равенства его доходной и расходной частей.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в бюджет того или иного уровня бюджетной системы, закреплены за ним как доходный источник. Среди таких налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональные и местные бюджеты.

К регулирующим налогам относятся федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год. Нормативы отчислений могут вводиться и на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ. Собственные доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов, а также от закрепленных за этими субъектами федеральных налогов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов РФ на срок не менее 3 лет.

Иными словами, регулирующие налоги закреплены за определенным уровнем бюджетной системы, но при бюджетном регулировании могут передаваться с верхнего уровня на нижний в целях достижения баланса бюджетов нижнего уровня. К такому методу регулирования прибегают, если собственных, закрепленных за региональными и местными бюджетами доходных источников оказывается недостаточно для покрытия расходов этих бюджетов. Таким образом расширяется доходная часть нижестоящего бюджета, т.е. ресурсная база нижестоящего бюджета отчасти формируется за счет закрепленных доходов вышестоящего бюджета.

Однако законодательством не допускается использование доходов (в том числе закрепленных налогов) нижестоящих бюджетов для регулирования вышестоящего бюджета. Отсюда следует, что местные налоги не могут выступить в качестве регулирующих для регионального бюджета, а региональные налоги - в качестве регулирующих для федерального бюджета.

6. По цели установления налоги делятся на абстрактные и целевые.

Абстрактные налоги (их еще называют налогами общего назна-чения) устанавливаются без обозначения целей, на финансирование которых будут в дальнейшем использоваться доходы от этих налогов. Собранные при налогообложении средства обезличиваются в бюджете и используются на общебюджетные цели: на финансирование государственного управления, образование, здравоохранение, оборону и пр. Так, не обозначена цель взимания налога на прибыль организаций, НДС, акцизов и большинства других налогов.

Целевые налоги (по другому их называют специальными налогами) устанавливаются с целью финансирования определенных видов расходов. По общему правилу поступления от налогов не могут предназначаться для финансирования конкретных государственных расходов (принцип запрета специализации налога). Однако известно, что нет правил без исключений, например таким исключением является единый социальный налог. Глава 24 НК РФ в первой редакции начиналась со следующей нормы: «Настоящей главой Кодекса вводится единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации - и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь». Этот налог в определенной пропорции поступает либо напрямую, либо через бюджет в соответствующие внебюджетные фонды. Названные фонды используют поступившие средства по назначению. История развития налогообложения свидетельствует о том, что тенденцией является сокращение доли целевых налогов в налоговой системе.

В зависимости от лица, исчисляющего налог, налоги бывают окладными и неокладными.

Окладные налоги исчисляют не налогоплательщики, а налоговые органы. В современной налоговой системе России к числу окладных относятся транспортный и земельный налоги (если плательщиком является физическое лицо), а также налог на имущество физических лиц. После исчисления суммы налога налоговый орган направляет плательщику налоговое уведомление. Обязанность уплаты налога возникает только после получения плательщиком названного уведомления. В уведомлении указываются размер налога, налоговая база и сроки уплаты налога. Как видно, окладными налогами облагаются физические лица. Если обязать этих лиц самостоятельно исчислять указанные налоги, то неизбежны ошибки и судебные разбирательства.

Неокладные налоги налогоплательщики исчисляют самостоятельно. Налоговые органы лишь контролируют правильность исчисления налогов (камеральный контроль деклараций либо контроль в форме выездной проверки) и своевременность их уплаты. Практически все налоги с организаций и индивидуальных пред-принимателей - неокладные. Упомянутые в связи с окладным обложением транспортный и земельный налоги также рассматриваются как неокладные, если их уплачивают организации.

В зависимости от порядка введения выделяют общеобязательные и факультативные налоги.

Общеобязательные налоги устанавливаются НК РФ и вводятся федеральными законами. Эти налоги обязательны к уплате на всей территории России. К общеобязательным относятся все федераль-ные налоги, предусмотренные в ст. 13 НК РФ.

Факультативными признаются все региональные и местные налоги, предусмотренные ст. 14, 15 НК РФ. Эти налоги также устанавливаются НК РФ, но вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ (муниципальных образований) в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ (нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований) о налогах. Факультативность налогов означает, что их введение на той или иной территории не обя-занность, а право местных властей. Впрочем, поскольку в современной отечественной налоговой системе установлены лишь три региональных и два местных налога, их факультативность только декларируется. Действительно, вряд ли субъекты РФ и муниципалитеты в условиях недостаточности финансовых ресурсов откажутся от введения на своей территории этих налогов.

Региональные и местные власти не могут устанавливать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

9. По форме налоги объединяются в две группы:

изымаемые в натурально-вещественной форме;

изымаемые в денежной форме.

Натурально-вещественные налоги - исторически исходная фор-ма налогообложения, когда публичная власть изымала определенную часть созданного налогоплательщиком продукта. Объясняется это неразвитостью товарно-денежных отношений. К натурально-вещественному обложению обращались и в более позднее время в периоды нарушений денежного обращения, гиперинфляции, когда мобилизованные в бюджет средства обесценивались раньше, чем осуществлялись бюджетные расходы. В СССР подобная система применялась в первые послереволюционные годы, когда был установлен натуральный продовольственный налог. Его заменили в 1925 г. на денежные налоги после успешного проведения денежной реформы.

В настоящее время в России есть лишь один пример натурально-вещественного обложения - в рамках системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. В качестве натуральной формы уплаты налога выступает доля добытого полезного ископаемого, передаваемая пользователем недр государству в соответствии с соглашением о разделе продукции.

В современном мире денежные налоги - это превалирующая форма налогообложения. В НК РФ налог определен как платеж, взимаемый в форме отчуждения принадлежащих налогоплательщику денежных средств. Что касается сборов, то в НК РФ не содержится требования к форме этих обязательных взносов. Однако в налоговой системе отсутствуют сборы, взимаемые в натурально- вещественной форме. В экономической и юридической литературе налоговые отношения рассматриваются как особый вид денежных отношений.

10. По регулярности уплаты выделяют регулярные и разовые налоги.

Регулярные налоги уплачиваются в соответствии с законодатель-но установленной периодичностью. Такие налоги взимаются все то время, пока налогоплательщик владеет каким-либо налогооблагаемым имуществом на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо осуществляет деятельность, направленную на получение налогооблагаемого дохода. Почти все налоги в современной налоговой системе - регулярные.

Разовые налоги взимаются по основаниям, которые возникают достаточно редко. К числу таких платежей относится государственная пошлина. Понятно, что далеко не все лица обращаются с исковыми заявлениями в суд.

Понятие налогов, их признаки и обязательные элементы

Определение 1

Налог – это индивидуальный и безвозмездный платеж, который взимается в обязательном порядке с юридических и физических лиц путем отчуждения принадлежащих им денежных средств для обеспечения деятельности и нормального функционирования государства и его муниципалитетов.

Налоги носят обязательный безвозмездный характер, взимаются в денежной форме, обладают публичностью и нецелевым характером.

Для того чтобы установить налог нужно определить его основные элементы, такие как:

  1. Объект налога – объектом выступают доход, имущество или товар.
  2. База для определения налога.
  3. Величина ставки налога.
  4. Налоговый период – это период, по завершению которого нужно определить налоговую базу и рассчитать сумму налога. В качестве периода определения налога выступают месяц, квартал или год.
  5. Порядок исчисления налоговых платежей.
  6. Порядок и сроки уплаты налога.

Классификация налогов

Определение 2

Классификация налогов представляет собой их распределение и группировку по определенным признакам.

По уровню установления налоги классифицируются на:

  1. Федеральные – устанавливаются и взимаются на всей территории РФ, такие как НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных ресурсов, гос.пошлины.
  2. Региональные – устанавливаются Налоговым кодексом и взимаются на территории субъектов РФ. К этим налогам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.
  3. Местные - устанавливаются Налоговым кодексом и взимаются на территории муниципальных образований. Сюда включаются: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

По способу изъятия:

  1. Прямые – те налоги, которые взимаются напрямую с доходов и имущества налогоплательщиков. Включают в себя НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на имущество.
  2. Косвенные – это такие налоги, которые включаются в стоимость реализуемых товаров, работ или услуг. К ним относятся такие налоги, как НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.

По своему воздействию налоги бывают:

  1. Пропорциональные. Ставка данных налогов – это фиксированный процент к величине дохода или стоимости имущества.
  2. Прогрессивные. Их ставки увеличиваются с увеличением стоимости налогооблагаемого объекта.
  3. Регрессивные. Ставки этих налогов наоборот, снижаются при росте стоимости объекта обложения.
  4. Твёрдые. Величина налоговой ставки этих налогов представлена в виде абсолютной суммы на единицу налоговой базы.

По своему назначению налоги делятся на:

  1. Общие – после своего поступления в бюджет эти налоги идут на общие расходы государства.
  2. Специальные - включабт налоги, имеющие строгое целевое назначение, такие как, транспортный налог, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от субъектов налогообложения налоги классифицируются на:

  1. Налоги с юридических лиц – такие как, налог на имущество организаций, на прибыль.
  2. Налоги с физических лиц – сюда относятся НДФЛ, транспортный налог.
  3. Смешанные налоги – НДС, транспортный налог, на игорный бизнес и др.

В зависимости от объекта обложения налоги делятся на:

  1. Имущественные налоги – взимаются по факту владения юридическими и физическими лицами определённым имуществом или в связи с осуществлением операций, связанных с продажей (покупкой) имущества. Сюда включаются: транспортный налог, налог на имущество.
  2. Налоги, уплачиваемые с доходов – уплачиваются организациями и физическими лицами при получении дохода, такие как, налог на прибыль, НДФЛ.
  3. Налоги с потребления – уплачиваются с товаров, работ, услуг. К примеру, НДС, акцизы.
  4. Налоги, уплачиваемые с использования ресурсов. К этой группе относятся такие налоги, как налог на добычу полезных ископаемых, водный налог и др.

По способу обложения налоги делятся на:

  1. Уплачиваемы «по декларации» - эти налоги предусматривают обязанность самостоятельного расчета налогоплательщиком суммы налога, например, НДС, налог на прибыль и др.
  2. Уплачиваемые «у источника» - обязанность удержания и перечисления налога в бюджет ложится на налоговых агентов. К этим налогам относится НДФЛ.
  3. Уплачиваемые «по уведомлению» - обязанность по исчислению налога и уведомления налогоплательщиков о сумме и сроках уплаты налога возлагается на налоговые органы. К этим налогам относятся налоги, взимаемые с физических лиц.


Похожие статьи