Форсированная индустриализация

По проектам Альберта Кана в СССР построены сотни заводов

Индустриализация — этап в истории СССР: восстановление дореволюционной и создание собственной тяжелой промышленности, ускоренное строительство новых заводов, фабрик, электростанций, путей сообщения, шахт, городов

Курс на индустриализацию был принят в 1925 году на XIV съезде ВКПб. План первой пятилетки — начального этапа индустриализации, был разаработан в 1927 году на XV съезде ВКП(б), одобрен на XVI конференции ВКП(б) в апреле 1929 года, утвержден V съездом Советов СССР в мае 1929 года

Причины индустриализации

  • Техническое отставание от стран Запада
  • Опасность военной интервенции со стороны Запада
  • Более низкая производительность труда по сравнению с капиталистическими странами
  • Зависимость от иностранной технической помощи

История политики индустриализации

  • 1920 — принят , названный Лениным «второй программой партии»
  • 1922-1923 — в статьях «О кооперации», «Лучше меньше да лучше», «О нашей революции» Ленин разработал конкретный план построения социализма в России
      *** индустриализация страны для ликвидации её технико-экономической отсталости
      *** кооперация крестьян
      *** всеобщая грамотность
      *** диктатура пролетариата
      *** дружба народов
      *** борьба за мир
      *** руководящая сила — коммунистическая партия
  • 1923 — создана Государственная Комиссия по планированию (Госплан)
  • 1925 — XIV съезд ВКПб принял курс на индустриализацию
  • 1927, 23 октября — пленум ВКПб, созванный накануне открытия XV съезда партии, принял доклад по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. План включал в том числе
    *** Снижение себестоимости промышленного производства, внедрение новой техники, снижение продолжительности рабочего дня
    *** Рост депозитов от населения, как средство получения дополнительных средств на проведение индустриализеции
    *** Экспорт товаров из деревни в город в объеме обеспечивающем нужды индустриализации
    *** Строительство жилых домов, школ, техникумов, систем общественного питания, клубов, яслей
    *** Повышение образованности рабочих
    *** Развитие транспортных линий в районах интенсивного развития товарного и народного хозяйства
  • 1927 — план первого этапа индустриализации, который должен быть завершён в течение 5 лет, разработан XV съездом ВКП(б)
  • 1928, 27 апреля — приказ Высшего совета народного хозяйства СССР о сроках и порядке проведения первого пятилетнего плана

Годы индустриализации СССР 1928 — 1941

Цели индустриализации

  • Преодоление последствий разрухи народного хозяйства в Гражданскую войну
  • Превращение страны в сильную индустриальную державу
  • Обеспечение технической и экономической независимости страны
  • Создание современных видов вооружений
  • Демонстрация превосходства социализма

«В соответствии с политикой индустриализации страны в пер­вую очередь должно быть усилено производство средств произ­водства с тем, чтобы рост тяжелой и легкой индустрии, транспор­та и сельского хозяйства, т. е. предъявляемый с их стороны про­изводственный спрос, был в основном обеспечен внутренним про­изводством промышленности СССР. Наиболее быстрый темп развития должен быть придан тем отраслям тяжелой индустрии, которые подымают в кратчайший срок экономическую мощь и обороноспособность СССР, служат гарантией возможности раз­вития в случае экономической блокады, ослабляют зависимость от капиталистического мира и содействуют преобразованию сель­ского хозяйства на базе более высокой техники и коллективизации хозяйства.

Поэтому особое внимание должно быть обращено на скорейшее осуществление плана электрификации, развитие черной и цветной металлургии, в особенности в части качественных металлов, развитие химических производств, в особенности в. части производства искусственных удобрений, дальнейшее раз­вертывание добычи угля, нефти и торфа, общего и сельскохозяй­ственного машиностроения, судостроения, электропромышлен­ности, золото-платиновой промышленности» (Из резолюции XV съезда ВКП(б) «О директивах по со­ставлению пятилетнего плана народного хозяйства» 19 декабря 1927 года)

Источники финансирования индустриализации

  • перераспределение: экономия на всём
  • инфляция: за время первой пятилетки было выпущено 4 млрд необеспеченных рублей.
  • принудительное размещение облигаций среди населения
  • отмена «сухого закона», принятого в 1914 году. В 1927 году на алкоголе было заработано 500 млн рублей, в 1930 году — 2,6 миллиарда руб, в 1934 году — 6,8 млрд руб.
  • коллективизация, позволившая установить государственную монополию на хлеб, который был направлен на экспорт
  • продажа ресурсов: нефти, леса, мехов
  • продажа огромного количества художественных ценностей из коллекций «Эрмитажа», Гохрана…
  • продажа золота из золотого запаса страны на сумму в 50 млн. руб.
  • увеличение налогов
  • использование бесплатного и дешевого труда

Участники индустриализации

  • Советский народ, убеждённый в том, что строит светлое будущее и потому трудившийся с огромным энтузиазмом

По небу тучи бегают,
дождями сумрак сжат,
под старою телегою
рабочие лежат.
И слышит шёпот гордый
вода и под и над:
«Через четыре года
здесь будет город-сад!»
………….
Здесь взрывы закудахтают
в разгон медвежьих банд,
и взроет недра шахтою
стоугольный «Гигант».
Здесь встанут стройки стенами.
Гудками, пар, сипи.
Мы в сотню солнц мартенами
воспламеним Сибирь.
……………

(Маяковский «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка»)

  • , которая росла от пятилетки к пятилетке; например, Беломорско-Балтийский канал , город Комсомольск-на-Амуре построили заключённые
  • Иностранные специалисты и рабочие, обслуживающие сложную зарубежную технику: только на строительстве Магнитогорского металлургического комбината трудились более 800 иностранных специалистов из США, Германии, Англии, Италии и Австрии

Список действующих договоров инотехпомощи по Наркомтяжпрому СССР


    1. РИВ (Италия) - 1-й Господшипниковый завод (подшипники)
    2. Форд (США) — Автозавод им. Молотова в Горьком (автомашины)
    3. БСА (Англия) - Московский велозавод (велосипеды)
    4. Демаг (Германия) — Центральное Бюро Тяжелого Машиностроения (ЦБТМ) (краны и краново-подьемные устройства)
    5. Демаг (Германия) -ЦБТМ (прокатные станы)
    6. Зульцер (Швейцария) — Союздизель (дизеля)
    7. Ман (Германия) - Коломенский завод (дизеля)
    8. Эрхард и Земмер (Германия) - Восхим (компрессора)
    9. Шток (Германия) - завод им. Калинина (спиральные сверла)
    10. Крупп (Германия) — Спецсталь (качественные стали)
    11. Тейлор (Англия) — Трубосталь (цельнокатанные колеса)
    12. Копперс (США) - Гипрококс (коксовые печи)
    13. Демаг (Германия) - Магнитострой (прокатный цех)
    14. Французская Алюминиевая Компания (Франция) — Главалюминий, Волховский и Днепровский алюминиевые комбинаты
    15. Миге (Франция) - Запорожсталь (электропечи Миге)
    16. Митке (Германия) - Гинцветмет (файнцинк)
    17. Метро-Виккерс (Англия) - ВЭТ (турбостроение и электропромышленность сильного тока)
    18. Сцинтилла (Швейцария) - Электрокомбинат (магнето)
    19. Автолаит (США) - Электрокомбинат (электрооборудование для автотракторов)
    20. Омодео (Италия) — Гидроэлектропроект (гидростанции)
    21. Любек (Швеция) - Аккумуляторный трест (щелочные аккумуляторы)
    22. Наитрожен (США) — Союзазот (аммиачные заводы)
    23. (азотная кислота)
    24. Уде (Германия) — Союзазот (монтан - селитра)
    25. Уде (Германия) — Союзазот (метанол)
    26. Уде (Германия) — Союзазот (аммиачная селитра)
    27. Электрокемиска (Норвегия) — Спецсталь (электроды)
    28. Этернит (Италия) — Союзасбест (асбоцементные трубы)
    29. Шлюмберже (Франция) — ИГРИ (электроразведка)
    30. Кертис-Райт (США) - Самолетный трест (авиамоторы)
    31. Фиат (Италия) — завод № 120 (литейная авиазавода)
    32. Ансальдо (Италия) — завод «Большевик» (автофретаж и лейнирование орудий)
    33. Сперри (США) - Электрокомбинат (специальная оптика)
    34. Дешимаг (Германия) - Центральное Конструкторское Бюро Судостроения (ЦКБС) (специальное судостроение)
    35. Ансальдо (Италия) — ЦКБС (специальное судостроение)
    36. Бауер (Германия) — ЦКБС (морское судостроение)
    (Данные на 1 июля 1934 г. Документ подготовлен ИНО НКТП и направлен в импортное управление Наркомвнешторга СССР.
    См.: РГАЭ. Ф. 7297. Оп. 38. Д. 61. Л. 6. РГАЭ. Ф. 7297. Оп. 38. Д. 61. Л. 7-7 об. Копия)

Американская компания, специализирующаяся в области промышленной архитектуры, Albert Kahn, Inc (Корпорация Альберта Кана), создала проекты десятков заводов. Проекты примерно десяти заводов были выполнены в Детройте, остальные — специальным офисом в Москве, в котором работало 1 500 чертёжников. Впоследствии это московское проектное бюро стало Госпроектстроем, а число его сотрудников выросло до 3 000 человек.

Основная их часть была советскими гражданами, однако ключевые должности в нём занимали несколько десятков иностранцев, а руководителем этой организации и, по совместительству, Председателем комиссии ВСНХ по строительству был гражданин США Д. К. Скримджер (Википедия)

В конце марта 1932 года группа Кана в Москве прекратила свою работу. К этому времени несколько сотен фабрик и заводов в более чем 20 городах страны были уже возведены или находились в процессе строительства, и более 4000 советских архитекторов, инженеров и техников прошли школу Кана. Школу Кана прошли не только отдельные специалисты, но и вся отрасль индустриального проектирования. По образцу Госпроектстроя в каждой отрасли промышленности была создана единая проектная организация.

Идеи Кана сформировали советскую школу типизации и применения сборных конструкций заводского изготовления в промышленном строительстве, а «поточно-конвейерный» метод проектирования стал универсальным во всех проектных организациях. Сооружение заводов, спроектированных с помощью фирмы Кана, продолжалось до конца 1930-х гг., а чертежи, расчеты и спецификации, которые перешли во владение преемника ВСНХ Наркомтяжпрома (включая 170 проектов, в т.ч. проекты заводов Форда, присланные фирмой), позволили советским архитекторам лишь с небольшими изменениями осуществлять привязки типовых предприятий по всей стране.

По данным фирмы, ее специалистами в Детройте и СССР было осуществлено проектирование и оборудование 570 заводов

Сталинградский тракторный завод был полностью построен в США, затем был демонтирован и по частям доставлен в СССР

  • Ф. Гладков «Цемент», «Энергия»
  • В. Катаев «Время вперёд»
  • В. Кетлинская «Мужество»
  • М. Шагинян «Гидроцентраль»
  • К. Паустовский «Кара-Бугаз»
  • Я. Ильин «Большой конвейер»
  • Ю. Крымов «Танкер „Дербент”»
  • Б. Ясенский «Человек меняет кожу»
  • И. Эренбург «День второй»

Итоги индустриализации

  • Отмена
  • Уровень жизни людей в СССР в 1933 году упал в 2 раза в сравнении с показателями 1928 года
  • Голод 1932-1933 годов в Украине, Казахстане, южных областях РСФСР, унесший жизни миллионов крестьян
  • 1928-1932 — объём промышленного производства вырос более чем в 2 раза. Начато строительство Днепровской гидроэлектростанции (ДнепроГЭС)
  • Построены металлургические заводы в Магнитогорске, Липецке, Челябинске, Новокузнецке, Норильске, Свердловске (Уралмаш), тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове, Нижнем Тагиле (Уралвагонзавод), автомобильные заводы в Горьком, Москве
  • 1931, январь — по решению Политбюро ЦК ВКП(б) Наркомат снабжения ввел карточную систему распределения продуктов питания и непродовольственных товаров
  • 1933-1938 — построены Беломоро-Балтийский (227 км) и Москва-Волга (128 км) каналы, около 4500 крупных промышленных объектов
  • 1934 и далее — построены огромные мясокомбинаты, хлебо-, пиво-, молокозаводы, кондитерские фабрики. Освоено промышленное производство консервов и полуфабрикатов, зеленого горошка, сгущенного молока, сосисок. Вместо гигантов тяжелой индустрии «фронтом борьбы» объявлен выпуск потребительских товаров. «Пойдет мода на деньги, чего не было у нас давно» (Сталин)
  • 1935, 1 января — отменены карточки. «Жить стало лучше, жить стало веселее!» произнес И. В. Сталин 17 ноября 1935 года в выступлении на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц - стахановцев

С началом свободной продажи продуктов вводилось ограничение по отпуску товаров в одни руки. Причем с течением времени оно уменьшалось. Если в 1936 году покупатель мог купить 2 кг мяса, то с апреля 1940 года - 1 кг, а колбасы вместо 2 кг в одни руки разрешили давать только 0,5 кг.

Количество продаваемой рыбы уменьшили с 3 кг до 1 кг. А масла вместо 500 г по 200 г. Но на местах, исходя из реального наличия продуктов, часто устанавливали нормы выдачи, отличные от общесоюзных. Так, в Рязанской области выдача хлеба в одни руки колебалась в разных районах и колхозах от общесоюзных 2 кг до 700 г. (Википедия)

  • 1938-1941 — построены достроены Угличская и Комсомольская гидроэлектростанции, Новотагильский и Петровск-Забайкальский мелаллургические заводы, Среднеуральский и Балхашский медеплавильные заводы, Уфимский нефтеперерабатывающий завод, Введено в строй примерно 3000 новых крупных предприятий

Индустриализа́ция СССР , сталинская индустриализация - эпоха в истории СССР, главное политико-экономическое содержание которой составляло планомерное осуществление как объективно необходимого сдвига в экономике страны. Хронологически индустриализация СССР следует за и прерывается , охватывая таким образом три предвоенные (тж. «сталинские пятилетки»), с 1927 по 1941 год.

Предыстория индустриализации в России

Сталинская индустриализация СССР (1927–1941) была самым успешным, но вместе с тем не первым в отечественной истории рывком по преодолению исторически и географически сложившегося отставания наших производительных сил от Запада.

Петровские преобразования были, собственно, не индустриализацией (в мировой истории этот период выделяется на век позже), а экзотической попыткой воссоздать нечто типа позднеримских эргастерий с закрепощённой рабочей силой. За чисто номинальным ростом числа заводов скрывалась полная технологическая зависимость от Европы; «немцы» - инженеры оставались фактом русской промышленной жизни вплоть до XX века.

Не будет преувеличением сказать, что идеи настоящей, полной, всеохватывающей комплексной индустриализации проникли и укоренились в передовых умах царской России лишь вместе с трудами передовых мыслителей Запада последней трети XIX века. Прежде всего , но не только он, а и другие учёные осознавали первичность производства перед потреблением и ведущую роль промышленности относительно сельского хозяйства. Известную роль сыграла здесь Вена, как центр учёной мысли, из которого многие русские экономисты от до черпали нечто сверх теории , с которой связывается .

ГОЭЛРО

Программы по плану ГОЭЛРО составляли подготовительный этап перед развёртыванием индустриализации страны, создавая для этого необходимые условия. Среди организационных предпосылок будущих планов индустриализации крупнейшей являлось страны. Впервые в истории экономика страны не на словах, а на практике была проанализирована как - объект планирования. Материально-технические предпосылки индустриализации (задача, решаемая при капитализме в эпоху ) также предстояло создать, одновременно преодолевая послевоенную разруху.

Однако уже на этом подготовительном этапе в план ГОЭЛРО были заложены концептуальные решения будущей программы индустриализации, включая преимущественный рост тяжёлой промышленности (производство средств производства), рациональное размещение промышленности по всей территории страны, наращивание ресурсной базы, реконструкцию и дальнейшее развитие транспорта, механизация сельского хозяйства и, в целом, изменение условий труда на основе электрификации и механизации производственных процессов.

В 1927 году соответствующие задачи перешли на первую пятилетку, в которую план ГОЭЛРО был органически вписан. Соответственно, выполнение большей части запланированного по ГОЭЛРО пришлось на 1-ю и 2-ю пятилетку.

Концепция индустриализации СССР

В общих чертах концепция индустриализации СССР была развёрнута в 1925 г. на XIV съезде ВКП(б). Необходимость индустриализации выразил образно:

Ближайшими целями индустриализации являлись:

  • ликвидация технико-экономической отсталости;
  • достижение экономической независимости;
  • создание мощной оборонной промышленности;
  • первоочередное развитие базовых отраслей промышленности.

Структурная задача индустриализации состояла в превращении страны из аграрной в индустриальную.

Качественная задача индустриализации состояла в обеспечении экономической независимости страны. Последняя имела два аспекта:

  • финансовый - независимость от внешних источников финансирования программ расширения производства), и
  • технологический - независимость производственных циклов от импорта сырья, оборудования, продовольствия).

Применительно к средствам производства на первом этапе ставилась задача: из импортёра машин и оборудования СССР должен был превратиться в их производителя.

Средствами достижения этих целей были определены:

  • всесторонняя модернизация экономики, и
  • , решающая задачу повышения образовательного, профессионального и научного потенциала совокупной рабочей силы.

Модернизация промышленности и транспорта предполагала реконструкцию старых и одновременное строительство новых объектов. Расстановку отраслевых приоритетов выражала формула: «Тяжёлая индустрия и производство средств производства являются основным ключом социалистического преобразования всего народного хозяйства, в том числе и сельского».

Модернизация лёгкой и пищевой промышленности шла менее быстрыми темпами, но на таких же строгих плановых основаниях, как и другие отрасли. Ставилась задача достичь

Основным методом осуществления социалистической экономической политики было избрано .

Первый пятилетний план

1-я пятилетка охватывает период с 1 октября 1928 по 30 сентября 1933 года. Проект директив (концептуальных целеуказаний) на 1-ю пятилетку был вынесен в 1927 г. на обсуждение XV съезда ВКП?(б). Раскрывая в Политическом докладе ЦК основные положения проекта, И.В.Сталин впервые использовал крылатую фразу Ленина «догнать и перегнать».

Слова «догнать и перегнать» Ленин произнёс ещё накануне Октябрьской революции, то есть безотносительно конкретики планового социалистического строительства. Осенью 1917 г., когда экономика воюющей буржуазной России подошла к коллапсу, Ленин записал

В дальнейшем эта фраза стала использоваться в формулировках задач каждой предвоенной пятилетки, причём её конкретизация менялась соответственно фактическим результатам уже пройденных этапов модернизации.

В 1927 г. отставание СССР от стран-лидеров капиталистического мира было ещё слишком велико. Поэтому Сталин оговорил, что задачей-максимум на первую пятилетку является лишь создание благоприятных условий для будущего прорыва

За 1-ю пятилетку в СССР вошло в строй 1500 новых промышленных предприятий. Стали отраслями тракторо-, автомобиле-, станко- и приборостроение, авиационная и химическая промышленность. Началась промышленная выплавка алюминия. Вступила в строй Днепрогэс и ряд крупнейших тепловых электростанций. На востоке СССР была создана вторая, после Донбасса, угольно-металлургическая база. Были построены Урало-Кузнецкий и Магнитогорский металлургические комбинаты, крупные угольные шахты в Донбассе, Кузбассе и Караганде. Газета в 1932 г. писала:

Успехи, достигнутые в машиностроении, не подлежат никаким сомнениям. …прежде Россия производила только самые простые машины и орудия. Правда, и теперь абсолютные цифры ввоза машин и инструментов увеличиваются; но пропорциональная доля импортированных машин… непрерывно уменьшается. СССР … создал производство орудий и инструментов, которые охватывают всю гамму от самых маленьких инструментов большой точности и вплоть до наиболее тяжёлых прессов .

Первая пятилетка завершилась за 4 года и три месяца. Необходимость досрочного перехода к работе по новому пятилетнему плану был вызвана прежде всего переходом к стандартному хозяйственному календарю, начинающемуся с 1 января (вообще, «осеннее» начало хозяйственного года присуще аграрной экономике). Хотя общая программа промышленного производства по состоянию на 31 декабря 1932 года при этом осталась недовыполнена на 6%, задачи тяжёлой индустрии были к тому моменту уже перевыполнены (105% к плану). Это позволило признать выполненной главную задачу 1-й пятилетки - создание производственных мощностей, составляющих предпосылку построения фундамента социалистической экономики - и перейти к работе уже по следующему пятилетнему плану.

Индустриализация и Великая Отечественная война фашистской Германии вместе взятых.

За годы сталинских пятилеток индустриализация СССР вывела производительные силы страны и её совокупный потенциал тружеников промышленности, сельского хозяйства и науки на уровень, обеспечивший, в конечном счёте, победу в самой разрушительной войне за всю историю.

Попытки ряда маргинальных иследователей доказать обратное (например, что якобы «командно-административная система свела на нет достижения индустриализации», достаточно редки и не составляют мейнстрима в отечественной и зарубежной исторической науке. Симптоматично, что при внимательном рассмотрении соответствующие аргументы работают против утверждений, которые ими хотят обосновать.

Так, обыгрывая общеизвестные оценки потерь по территориям, оккупированным к началу зимы 1941 года (до войны там проживало 42% населения СССР, добывалось 63% угля, выплавлялось 68% чугуна и пр., некто В. Лельчук сетует, что «победу пришлось ковать не с помощью того мощного потенциала, который был создан в годы ускоренной индустриализации». Однако, если призадуматься, то даже не занимаясь пересчётом процентов, явно неприменимых хотя бы к населению, которое было эвакуировано, не говоря об отдельных производствах, можно констатировать, что

абсолютные достижения индустриализации к моменту начала войны были настолько высоки, что даже 58% населения, 37% угля и 32% чугуна оказалось достаточно, чтобы переломить хребет фашистским ордам.

Общепринятая историографическая концепция подчёркивает, что индустриализация наиболее коснулась Урала и Сибири, в то время как на оккупированных территориях оказалась преимущественно дореволюционная промышленность. Ни в коем случаен нельзя недооценивать роль подготовленной эвакуации промышленного оборудования в районы Урала, в Поволжье, Сибирь и Среднюю Азию. Только в течение первых трёх месяцев войны было перемещено 1360 крупных (в основном, военных) предприятий.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ СССР

Выполнил:

Студентка IV курса

Шиминг М.В

Проверил:

Иванов А.В

Благовещенск 2002

1. Начальный этап социалистической индустриализации

2. Индустриальное развитие СССР в годы первой пятилетки

3. Индустриальное развитие СССР в годы второй пятилетки

4. Главные итоги социалистической индустриализации

1. Начальный этап социалистической индустриализации

Все промышленно развитые страны прошли этап развития, когда различные отрасли экономики (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, строительство) были вооружены машинной техникой, что открывалась дорога применению электрификации, автоматизации производства.

В России создание железных дорог и промышленности началось после 1861 года. К началу 80-х годов XIX века промышленный переворот завершился, что создало предпосылки к капиталистической индустриализации. Ставя задачу добиться индустриализации, идеологи буржуазии требовали протекционистской политики (которая ограждала русскую промышленность от конкуренции). Свободное предпринимательство восхваляли государственные заказы и субсидии, которые способствовали промышленному строительству. Все они доказывали необходимость привлечения иностранного капитала, использование зарубежных технологий, иностранных технических специалистов.

Источниками капиталистической индустриализации были:

Выкупные крестьянские платежи

Винные и табачные монополии

Косвенные налоги

Иностранный капитал

Особенностью капиталистической индустриализации было активное вмешательство государства в экономику. Государство насаждало сверху капиталистические формы хозяйства, использовало принуждение населения.

В ходе капиталистической индустриализации в России были созданы отрасли: пищевой, легкой промышленности, некоторые отрасли тяжелой промышленности (горная, угольная, нефтяная, металлургическая и металлообрабатывающая), самая длинная в Европе сеть железных дорог. Однако капиталистическая индустриализация в России осталась незавершенной. Отсутствовали отрасли машиностроения, станкостроения; неразвиты автомобильная, химическая и другие отрасли.

Сельское хозяйство находилось на стадии мануфактурного производства. Хотя по общим размерам промышленной продукции Россия стояла на 5 месте в мире, она представляла собой аграрно-индустриальную страну, в которой на долю промышленности приходилось 43%, а на долю сельского хозяйства – 57% общей валовой продукции. После окончания гражданской войны и восстановления народного хозяйства, которое к январю 1926 года достигло уровня 1913 года, стали задачи завершения индустриализации. Прежде всего, нужно было развивать тяжелую промышленность и создавать машиностроение на ее основе.

Без завершения индустриализации невозможно было поднять сельское хозяйство, удовлетворить потребность многомиллионного крестьянства в сельскохозяйственных орудиях, машинах, удобрениях. Таким образом, на базе машинной техники можно было перестроить отсталое хозяйство, увеличит материальный и культурный уровень жизни трудящихся.

Завершение в стране индустриализации решало следующие вопросы:

1. Ликвидацию вековой отсталости России и превращение ее в индустриальную державу.

2. Обеспечение экономической независимости страны.

3. Укрепление обороноспособности страны.

Первым документом, в котором получила выражение идея индустриального преобразования России на социалистических началах, был план ГОЭЛРО.

Разработанный в 1920 году по инициативе В.И.Ленина, этот план предусматривал первоочередное развитие машиностроения, металлургии, топливно-энергетической базы и химии, то есть отраслей, призванных обеспечить технический прогресс в масштабах всей городской и сельской экономики. В течение десяти лет промышленное производство предполагалось почти удвоить, а численность рабочих увеличить всего на 17%. Речь шла о не просто, об электрификации народного хозяйства, но и о том, чтобы на этой основе перевести экономику на путь интенсификации. План ГОЭЛРО четко формулировал главную цель намечавшихся в стране преобразований: «Выравнивать фронт нашей экономики в уровень с достижениями нашего политического уклада».

По мере восстановления народного хозяйства поиск путей и методов дальнейшего подъема производительных сил становился все более злободневным и вызывал все более горячие дискуссии. Невиданную прежде остроту приняли споры о возможности радикальных сдвигов в структуре народного хозяйства, о темпах индустриального прогресса, о приоритетном развитии тяжелой промышленности, об изыскании средств для массового строительства заводов и фабрик.

Надо учитывать, что каждый из этих вопросов неизбежно вызывал множество проблем. Одной из острейших в те годы была задача, – где взять средства для развития индустрии.

Курс на социалистическую индустриализацию был взят, когда в деревне еще полностью преобладало мелкособственническое хозяйство, и продолжался рост кулачества. Вне кооперативного сектора находились и действовали миллионы кустарей и ремесленников, в сфере торговли значительные позиции занимал частный капитал.

Уроки первых лет НЭПа говорили о том, что с переводом трестов на самостоятельность возникло немало сложностей. Призыв к увеличению прибылей обернулся быстрым повышением цен на промтовары – таким путем тресты стремились увеличить собственные накопления для роста индустрии и подъема благосостояния рабочих. На XII съезде партии, проходившем в 1923 году, был, выдвинут правильный по своей идее лозунг – «Победоносной может оказаться только такая промышленность, которая дает больше, чем поглощает». Однако на практике сплошь и рядом оказывалось, что в лучшем положении были предприятия, выпускающие предметы широкого потребления, а в худших – отрасли тяжелой индустрии.

Вследствие этого было узаконено требование ежегодного снижения цен на промышленные товары. Предпринимались серьезные меры для того, чтобы уменьшить отрицательное воздействие рыночной стихии.

В интересах изыскания средств для индустриализации было решено использовать через госбюджет также доходы других отраслей народного хозяйства, сбережения населения, внутренние займы.

Массовая подписка населения на займы индустриали­зации (впервые он был проведен в 1927 году) дала значи­тельные суммы. Достаточно сказать, что в 1927-1928 годах с их помощью государство дополнительно получило 726 миллионов рублей - почти половину средств, ассигнованных в тот год на капиталовложения в промышленность. Немалые средства давали прямые переплаты крестьян, связанные с разницей в ценах на промышленные и сель­скохозяйственные товары. Иначе говоря, кроме обычных налогов, прямых и косвенных, которые крестьянство пла­тило государству, существовал, как отмечалось в партий­ных документах того времени, «сверхналог в виде переплат на промтовары и в виде недополучек по линии цен на сельскохозяйственные продукты». Речь шла, как полагали сов­ременники, о временных «Дожницах», «перекачке» средств из деревни в город с целью быстрого подъема тяжелой индустрии.

Однако вернемся к дискуссиям вокруг плановых раз­работок, чтобы стало понятнее существо борьбы мнений, внутрипартийных споров, в ходе которых рассматривались возможные альтернативы. Скажем, прежде всего, о том, какие варианты индустриального преобразования страны разрабатывались и предлагались сотрудниками Госплана, ВСНХ, ряда других ведомств. Это позволит представить, насколько велики были поначалу расхождения.

Курс, провозглашенный XIV съездом ВКП(б) в 1925 году был обозначен предельно ясно: превратить Советский Союз из страны, ввозящей оборудование, машины, орудия труда, в страну, самостоятельно производящую эту технику и тем самым обеспечивающую свою экономическую неза­висимость и оборонную мощь. Но какими путями решать намеченную задачу, какими темпами, в какой срок? Кон­кретно ответить на каждый из таких вопросов было нелегко. Председатель Госплана Г. М. Кржижановский, выражая взгляды руководства плановых органов страны, долгое вре­мя считал, что индустриализация должна пройти в СССР четыре основных этапа:

1) развитие добывающей промыш­ленности и расширение производства технических культур в сельском хозяйстве;

2) реконструкция транспорта;

3) обеспечение правильного размещения производитель­ных сил и общий подъем товарности сельского хозяйства;

4) развернутый фронт энергетики.

Переплетаясь между собой, сливаясь в единое целое, эти процессы, писал в 1927 году руководитель Госплана СССР, выведут индустриали­зацию страны на уровень, предшествующий развернутой фазе социализма. Таким образом, индустриализация мыс­лилась как политика, охватывающая все отрасли народного хозяйства и рассчитанная на длительные сроки"!

Нереальность, а потому и нецелесообразность одновременного решения такого комплекса вопросов в конкретных условиях строительства социализма в одной стране в числе первых понял Ф. Э. Дзержинский. Оставаясь руководите­лем чекистов, он в 1921-1923 годах одновременно возглав­лял и Наркомат путей сообщения. Здесь, по его признанию, он «убедился, что нельзя восстановить транспорт и желез­ные дороги, не разрешая проблем металла, топлива, не раз­решая вопросов товарообмена между городом и деревней». Это побудило его направить в Центральный Комитет партии и в правительство, в Госплан и ВСНХ СССР мате­риалы, в которых обосновывалась необходимость первооче­редного развития машиностроения и металлургии как базы общего подъема экономики страны, упрочения диктатуры пролетариата. Его доводы были приняты. Ставка на ме­таллопромышленность вскоре стала лейтмотивом всех важнейших документов, определявших практику и сроки промышленного преобразования страны.

Индустриализация в СССР – это масштабная механизация всех отраслей производства страны. Она осуществлялась в 20-30 годы прошлого столетия. Политика форсированной индустриализации преобразила облик нашего государства и заложила основу его дальнейшего экономического развития на несколько десятилетий вперед.

Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, которая позволила Советскому Союзу стать одним из мировых лидеров. Мы постараемся разобраться, в чем заключались особенности социалистической индустриализации в Советском Союзе, какие проблемы вызвали необходимость ее проведения, какими были методы осуществления экономических реформ, каковы их причины и последствия.

Быстрая навигация по статье

Предпосылки и начало индустриализации в СССР

Чтобы понять, почему индустриализация была провозглашена первоочередной задачей, обратимся к истории.

Предпосылки индустриализации возникли к середине 20-х годов 20 века, когда молодое советское государство оправилось от последствий Первой мировой и гражданской войн. Развитие промышленного производства, сельского хозяйства и торговли в условиях объявленной большевиками новой экономической политики (НЭП) вывело СССР на уровень довоенного 1913 года.

Но за время потрясений Советский Союз значительно отстал от Запада. Одной из причин форсированной индустриализации в СССР была необходимость сократить это отставание. Несмотря на сложные отношения с остальным миром, мы в значительной степени зависели от зарубежных стран. Большая часть оборудования, автомобилей и многого другого закупалось за рубежом, так как индустрия средств производства у нас практически отсутствовала.

Причины индустриализации заключались в преодолении этих негативных моментов. Особенности индустриализации в СССР, отличавшие ее от подобных процессов в других странах, были вызваны сокращенными сроками на ее проведение.

Остро назрела необходимость индустриализации в СССР, которая бы привела к превращению страны в современную, экономически развитую державу.

Активная роль государства в индустриализации предусматривала решение трех основных задач:

  1. Экономическую . Наличие тяжелой индустрии является главной гарантией экономической независимости.
  2. Социальную . Сильная экономика обеспечивает необходимыми средствами социальную сферу.
  3. Военно-политическую . Только промышленно развитому государству присуща военная мощь.

Развитию советской промышленности во время индустриализации препятствовали следующие факторы:

  • сложные отношения с другими государствами;
  • нехватка специалистов;
  • отсутствие необходимой материально-технической базы.

Задачи индустриализации

Вот какие цели ставились при проведении индустриализации в Советском Союзе:

  1. преодоление технической отсталости СССР от стран Запада;
  2. достижение экономической и технологической независимости;
  3. появление тяжелой и военной промышленности;
  4. обеспечение села современной сельскохозяйственной техникой и дальнейшее проведение
  5. коллективизации (индустриализация сельского хозяйства);
  6. превращение аграрного государства в одну из ведущих индустриальных супердержав;
  7. обеспечение достойного уровня жизни населения СССР.

Все эти причины и цели индустриализации послужили толчком к немедленным практическим действиям.

В чем заключались особенности социалистической индустриализации в СССР

Советский Союз не был единственной страной на планете, пережившей индустриализацию, но она стремительно вывела нашу страну в число мировых индустриальных лидеров. Это был беспрецедентный случай, имеющий огромное значение. История еще не знала ничего подобного.

Типичный плакат того времени

Особенностью советской индустриализации было то, что ни в одном государстве мира никогда ранее не наблюдалось такого скачка в экономическом развитии, как в период индустриализации в СССР. Суть в том, что европейское промышленное производство развивалось постепенно и планомерно, без резких рывков, какими характеризовалась советская индустриализация. Ее источниками были доходы от агропромышленного комплекса и легкой индустрии.

Рассказывая о советской индустриализации, нельзя обойти и негативные моменты.

В планы руководства СССР медленный рост не входил, слишком велико было отставание от ведущих стран Запада. Когда началась политика индустриализации в СССР, в стране источником средств на реструктуризацию экономики СССР стала прибыль от вывоза за рубеж хлеба, произведений искусства и природных ресурсов.

Чтобы понять, в чем состояла главная особенность индустриализации в СССР, следует изучить статистику изменения численности населения в стране. А она за годы первой пятилетки основательно сократилась. Происходило жесточайшее ограбление аграрных районов, приведшее к массовому голоду в Поволжье, Северном Кавказе и на Украине.

Индустриализация в СССР в значительной степени была оплачена миллионами жизней крестьян, умерших от голода. Вот каковы были итоги индустриализации в нашей стране.

Даже в США период быстрой индустриализации страны после гражданской войны, который вывел эту страну далеко вперед, не идет ни в какое сравнение с промышленной революцией в период индустриализации в СССР. Эпоху американской индустриализации Марк Твен назвал «позолоченным веком», подразумевая ее половинчатость. Курс на индустриализацию был взят в этой стране после победы промышленно развитого Севера над аграрным Югом. В результате реформ США ушли от кустарного производства, но к развитой сети заводов и фабрик еще не пришли.

Советская модель индустриализации в корне отличалась от моделей других стран. Следует также понимать, в чем состояли основные источники осуществления экономических реформ в СССР. В отличие от индустриализации России начала XX века, сталинская индустриализация страны осуществлялась за счет двух факторов:

  1. применение рабского труда зеков;
  2. активное использование иностранного капитала, приток которого обеспечивался за счет продажи хлеба за рубеж.

Эти ресурсы и есть главные источники и инструменты, с помощью которых проводилась индустриализация, которые позволили успешно осуществить основное техническое перевооружение страны. Проведение индустриализации в СССР характеризует преимущественное развитие тяжелой промышленности.

В июне 1930 года с конвейера Сталинградского тракторного завода сошел первый трактор

Первая пятилетка

Курс на индустриализацию был принят на 14-м съезде ВКП(б) в декабре 1925 года. Там были определены основные направления индустриализации в ближайшей перспективе. Индустриализация страны была определена как важнейшая задача, а на 15-м съезде, состоявшемся в 1927 году, в развернутом виде был представлен план на 1-ю пятилетку. Дата проведения этого съезда и был отправной точкой, с которой началась индустриализация Советской державы.


Утро первой пятилетки

План охватывал 1928-1933 гг. Политика НЭПа, которая характеризовалась отдельными элементами рыночной экономики, была свернута. В эти годы в Советском Союзе курс был взят на форсированную индустриализацию, которой присуще использование командно-административных методов.

По инициативе Сталина, первый пятилетний план индустриализации осуществлялся в сжатые сроки, за четыре года.


Агитация была везде

Главной задачей пятилетки было развитие тяжелой промышленности и энергетики. Одной из причин форсированной индустриализации в СССР была необходимость перехода от экспорта станков и машин к собственному производству. Задача выполнялась любой ценой, даже в ущерб легкой индустрии.

Это делалось не только, чтобы обрести экономическую независимость. В СССР индустриализация началась в тот момент, когда в мире разразился крупный экономический кризис, в результате которого в западных странах произошло значительное сокращение производства. Это послужило причиной сокращения поставок оборудования в СССР.

Основные мероприятия – это массовое строительство промышленных объектов. В годы первой пятилетки было построено около 1,5 тысячи новых предприятий, немалая часть которых относится к промышленным гигантам.

Какое предприятие тогда появилось? Вот некоторые результаты индустриализации во время первой пятилетки:


Была введена в эксплуатацию Туркестан-Сибирская железная дорога, значительно усилены промышленные районы:

  • Урал;
  • Донбасс;
  • Кузбасс.

Плюсы и минусы индустриализации в СССР в ходе первой пятилетки

Первая пятилетка заложила основы экономического развития СССР. Она привнесла в жизнь страны много положительного. Вот некоторые позитивные моменты:

  1. получили распространение социалистические соревнования;
  2. стала популярной изобретательская и рационализаторская инициатива;
  3. в стране в небывалых масштабах развернулось строительство промышленных объектов;
  4. хотя и не удалось добиться стопроцентного выполнения планов, развитие тяжелой промышленности позволило СССР перестать зависеть от зарубежных поставок машин и оборудования.

Но первую пятилетку сопровождали также отрицательные факторы и недочеты:

  1. значительная миграция населения, разрыв связей;
  2. обострение проблем с жильем;
  3. недостаток продовольствия и введение продуктовых карточек;
  4. диспропорция в промышленности: значительное отставание легкой промышленности от тяжелой.

В 1930 году было принято решение активнее применять труд заключенных на тяжелых работах. Ведь давно известно, что хотя рабский труд малоэффективный, зато бесплатный.


Использование труда заключенных на тяжелы работах

Главным итогом первой пятилетки стало то, что Советский Союз перестал ввозить оборудование, а стал производить его самостоятельно.

Вторая пятилетка

Если главной задачей первой пятилетки был отказ от закупок оборудования за рубежом и поддержание курса на собственное производство, то вторая пятилетка решала целый комплекс задач, решение которых можно отнести к итогам индустриализации в СССР в довоенный период. Больше внимания уделялось сбалансированности народного хозяйства.

Пятилетка проводилась с 1933 по 1937 годы. Больше уделялось внимания улучшению материального положения рабочих. Вводились новые методы мотивации труда, соответствующие социалистическому лозунгу: «От каждого – по способностям, каждому – по труду». Одним из рычагов роста производительности труда стала сдельная оплата труда. В работе предприятий стали проявляться элементы хозрасчета.

Хотя наиболее быстрыми темпами развивалась тяжелая промышленность, немного сократилось отставание легкой промышленности от тяжелой. Это позволило начать насыщение рынка товарами народного потребления. К итогам индустриализации в СССР в довоенный период можно отнести и то, что была ликвидирована карточная система на продукты и непродовольственные товары.

Под сталинским лозунгом «Кадры решают все» начинается чистка руководящих кадров организаций и предприятий. На смену «классово-чуждым элементам», многих из которых «утилизировали», приходят новые руководители из пролетарской среды. Они получили достойную подготовку и стали настоящими профессионалами.

Хотя методы индустриализации были административно-командными, высокий уровень энтузиазма трудящихся позволял добиваться превосходных результатов.

В различных сферах производства начинается стахановское движение, названное так по фамилии донецкого шахтера Алексея Стаханова. Страна узнала его имя, а также имена Никиты Изотова, Паши Ангелиной, Петра Кривоноса. Популярность этих людей была шире, чем сегодня у звезд шоу-бизнеса. Их передовой опыт служил примером для миллионов.


В августе 1935 года донецкий шахтер Алексей Стаханов (справа на фото) установил мировой рекорд по добыче угля, за 5 часов 45 минут работы добыв 102 тонны, что превышало среднесуточную норму выработки в 14 раз

Благодаря активному участию С. М. Кирова и ленинградской партийной организации, Ленинград был флагманом социалистической конкуренции. Питерские коммунисты активно внедряли в массы идею социалистических соревнований.

Ход индустриализации характеризуется активным использованием труда заключенных. Именно благодаря им, в 30-х годах было построено немало объектов, в том числе и знаменитый Беломорско-Балтийский канал.


Митинг на открытии Беломорско-Балтийского канала

Основным итогом второй пятилетки можно назвать становление мощного военно-промышленного комплекса. Первые пятилетки позволили осуществить техническое перевооружение Красной Армии в довоенный период.

Война была не за горами, именно она заставила прервать третью пятилетку, так как в военное время задачи перед советской экономикой стояли совершенно другие. Отрицательные последствия индустриализации в большой степени перекрываются тем фактом, что в результате реформ страна смогла противостоять фашистскому вторжению.

Итоги индустриализации

Итоги социалистической индустриализации позитивно отразились на обороноспособности страны.

Руководство страны хотело оставить память о событиях этой эпохи на века. Для этого была создана масштабная карта индустриализации СССР. Она представляла собой мозаичное полотно площадью 26,6 квадратных метра и была выполнена с использованием драгоценных металлов и камней. На ней были подробно изображены элементы рельефа, города, реки, предприятия, месторождения и многое другое.


Фрагмент карты индустриализации СССР из самоцветов

Хотя карта – это уникальный памятник советской эпохи, гораздо более важно то, что страна смогла за короткий срок выйти на достойный уровень, который позволил ей противостоять фашистскому нашествию и в итоге одержать победу.

Пользовательский поиск

Форсированная индустриализация

Каталог материалов

Базовые знания Презентации Лекции Схемы и таблицы Карты Видеоматериалы Точки зрения Проверь себя!
Базовые знания

Даты/события

1925 г. - XIV съезд ВКП(б), провозгласивший курс на индустриализацию в СССР.
1928-1932 гг. - Первая пятилетка.
1933-1937 гг. - Вторая пятилетка.
1930 г. - Ликвидация массовой безработицы, закрытие бирж труда.
1934 г. - XVII съезд ВКП(б), утвердил второй пятилетний план развития народного хозяйства на 1933-1937 годы.

Терминология

форсированная индустриализация в СССР - создание в кратчайшие сроки мощной тяжелой промышленности, на базе которой укреплялась бы обороноспособность страны (ВПК), легкая промышленность и сельское хозяйство. Индустриализация призвана была решить и социальные вопросы – покончить с безработицей и увеличить численность рабочего класса – опоры советскойвласти.
Урбанизация (от лат. urbanus - городской) - исторический процесс повышения роли городов в развитии общества.
Стахановское движение - движение работников в СССР за повышение производительности труда и лучшее использование техники. Возникло в 1935 в угольной промышленности Донбасса (названо по имени зачинателя - шахтера А. Г. Стаханова), распространилось и других отраслях промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве.
Социалистическое соревнование - соревнование по производительности труда между государственными предприятиями, цехами, бригадами и отдельными рабочими, а также учебными заведениями Трудовых резервов. Идейно должно было заменить капиталистическую конкуренцию.
Ударники - работники, демонстрирующие повышенную производительность труда. Это понятие зародилось в Советском Союзе в годы первых пятилеток. Слово связано с выражением «ударный труд», то есть труд с полным напряжением сил, ориентированный на превышение установленных норм и сроков. Также было распространено выражение «ударная бригада». Движение ударничества было важным средством идеологического воздействия. Имена ударников, достигших наиболее впечатляющих результатов, широко использовались в качестве примера для подражания (шахтер Алексей Стаханов, машинист паровоза Петр Кривонос, трактористка Паша Ангелина, сталевар Макар Мазай и многие другие), они получали высшие правительственные награды, их выдвигали в выборные органы власти и т. д.
ГУЛаг (Главное управление лагерей и мест заключения) - подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами массового принудительного заключения и содержания в 1930-1960 годах.

Персоналии

Стаханов А.Г. - советский шахтёр, новатор угольной промышленности, основоположник Стахановского движения, Герой Социалистического Труда (1970). В 1935 году группа из забойщика Стаханова и двух крепильщиков за одну смену добыла в 14 раз больше угля, чем предписывалось по норме на одного забойщика.
Троцкий Л.Д. - (1879-1940), политический и государственный деятель. Выступал за проведение форсированной индустриализации за счет крестьянского большинства.Основные положения экономической платформы левого крыла, куда помимо Троцкого также входили Зиновьев, Каменев, Радек, Преображенский, были представлены на пленуме ЦК ВКП(б) проходившем в апреле 1927 г.
Бухарин Н.И. - (1888-1938), политический деятель, академик. В конце 1920-х гг. выступил против применения чрезвычайных мер при проведении коллективизации и индустриализации, что было объявлено "правым уклоном в ВКП(б)". Сторонник "мягких" преобразований и развития рыночной экономики.Как экономист Бухарин указывал на нарастающий дисбаланс между различными отраслями хозяйства, на опасность беспрерывного наращивания капитальных затрат, возражал против перераспределения национального богатства из сельского хозяйства в промышленность. Критикуя курс Сталина, Бухарин писал: «Сумасшедшие люди, мечтают о гигантских прожорливых стройках, которые годами ничего не дают, а берут слишком много». В статье «Политическое завещание Ленина» Бухарин критиковал «генеральную линию» партии, противопоставляя ее взглядам Ленина, изложенным в его последних работах. Представители фракции "правых" (Н.И.Бухарин, А.И.Рыков, М.П.Томский) высказывались за развитие мелкотоварного производства и продолжение НЭПа, интенсификацию сельскохозяйственного производства без укрупнения сельскохозяйственных производств, естественным (с упором на частных собственников) способом, за строительство промышленной индустрии по мере роста товарного производства (прежде всего зерна) в сельском хозяйстве (индустриализация по методу Бунге-Витте за счет доходов от зернового экспорта).
Сталин И.В - (1878-1953), советский политический и государственный деятель. Возглавлял в 1920-40 гг. партийное большинство, в составе которого находились такие видные деятели партии как Л.М.Каганович, Г.К.Орджоникидзе, А.И.Микоян, М.И.Калинин, М.М.Литвинов, С.В.Косиор, В.М.Молотов, Н.М.Шверник, А.А.Жданов, В.В.Куйбышев, К.Е.Ворошилов, А.В.Луначарский, С.М.Киров. Это большинство, разгромив троцкистов, также выступило за интенсивную индустриализацию как часть триединого ленинского подхода к построению социализма в СССР (индустриализация, коллективизация, культурная революция).

Презентации

Индустриализация в СССР



Лекции

"Индустриализация

К середине 20-х годов экономика приближалась к показателям 1913 года. Политика восстановления быстро завершалась. Вставала задача не столько переоснащения действующих заводов, шахт, нефтепромыслов, сколько строительства новых предприятий. Ведь страна по-прежнему оставалась преимущественно аграрной, крестьянской, в которой основная масса работающих была занята ручным трудом; в городе росла безработица, деревня оказалась перенаселенной. Необходимость расширения масштабов индустриализации, поворота к новому строительству была очевидной к 1925 году. XIV съезд ВКП(б), проходивший в декабре 1925 года, в российской историографии фигурирует как съезд индустриализации. Действительно, на съезде Сталин впервые говорил о курсе на индустриализацию как о генеральной линии партии, была сформулирована главная задача индустриализации: превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую машины и оборудование, чтобы в обстановке капиталистического окружения СССР представлял собой экономически самостоятельное государство, строящееся по-социалистически.
Осенью 1926 года XV партийная конференция сочла возможным выдвинуть лозунг, призывающий советский народ в исторически кратчайший срок догнать и перегнать капиталистический мир. 1 октября 1928 года официально началось выполнение первого пятилетнего плана, намеченного на 1928/29-1932/33 годы, хотя его основные задания были одобрены в апреле 1929 года XVI конференцией ВКП(б), а затем в мае утверждены V съездом Советов. Индустриализация рассматривалась как ведущее начало социалистического строительства в масштабах всей страны и во всех сферах народного хозяйства. При опережающем росте промышленности наивысшие темпы предусматривались для отраслей группы «А», т. е. производства средств производства. Сюда направлялось 78 % всех капиталовложений в промышленность. Валовая продукция крупной индустрии должна была увеличиться более чем в 2 раза, а в отраслях группы «А» - в 3 с лишним раза.
В декабре 1929 года Сталин выдвинул лозунг: «Пятилетку - в четыре года!» Были пересмотрены в сторону увеличения почти в 2 раза все плановые показатели. Сталинский призыв был с воодушевлением воспринят почти всеми слоями населения. Миллионы людей с огромным энтузиазмом, почти бесплатно, работали на стройках пятилетки. По всей стране развернулось социалистическое соревнование. Масштабность задач и крайняя ограниченность материальных финансовых средств способствовали резкому усилению централизованного планирования. Жестко регламентируются задания, ресурсы и формы оплаты труда. Цель была одна - сосредоточить максимум сил и средств в тяжелой промышленности.
За годы первой пятилетки были построены: Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Уральский медный завод, Риддерский полиметаллический комбинат, Волховский алюминевый завод, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы, Минский станкостроительный завод, Туркестанско-Сибирская железная дорога (Турксиб), новые угольные шахты Кузбаса и Донбасса, новые нефтепромыслы Баку. Всего около 1500 промышленных объектов.. Машиностроение добилось серьезных успехов. Появились целые отрасли, каких не было в дореволюционной России: авиационная, тракторная, электроэнергетическая, химическая промышленность и др. СССР из страны, ввозящей промышленное оборудование, превращался в страну, производящую оборудование.
Советский Союз испытывал дефицит в инженерно-технических кадрах. В целях разрешения этой проблемы была перестроена и расширена сеть технических вузов, увеличены фонды их финансирования, открыты промышленные академии, развернуты вечерние отделения в институтах, одновременно увеличено число рабфаков. В практику вошло направление на учебу передовых рабочих по путевкам партийных, комсомольских и профсоюзных организаций. В результате в первую пятилетку страна получила 128,5 тыс. специалистов с высшим и средним образованием, причем 45 % пополнения составляли вчерашние рабочие.
Достижения впечатляющие, но не менее впечатляющими были и провалы «большого скачка» в индустриализации. Запланированные задания «первой пятилетки» по существу были сорваны, и реальные результаты далеко отставали не только от контрольных цифр завышенного, но и первоначального «оптимального» плана. Темпы развития индустрии упали с 23,7 % в 1928-1929 годах до 5 % в 1933 году, а нехватка средств привела к прекращению ассигнований 613 из 1659 основных строящихся объектов тяжелой промышленности. В связи с эмиссией усилились инфляционные процессы. Нарастала социальная напряженность в городах, куда устремились миллионы согнанных коллективизацией с родных мест сельских жителей. Дешевый труд вчерашних крестьян широко использовался на стройках пятилетки, многие объекты которой сооружались вручную, и промышленный рост шел не путем повышения производительности труда, а за счет привлечения новых рабочих рук. Вновь построенные предприятия долго и с большим трудом выходили на запроектированные мощности. В силу низкой квалификации новых рабочих медленно осваивалась техника. Дорогостоящие импортные машины приходили в негодность или долго не могли дать соответствующих стандарту норм производительности.
От темпов индустриализации отставала система коммуникаций. Уязвимым местом оставались железнодорожный, морской и речной транспорт. Из предусмотренных планом строительства новых транспортных путей была реализована только треть. В народном хозяйстве складывались серьезные диспропорции: легкая промышленность была принесена в жертву тяжелой индустрии и стала серьезно отставать от нее; сельскохозяйственное производство претерпевало упадок. Именно в годы «большого скачка» сформировались глубокие народнохозяйственные диспропорции, которые на десятилетия вперед будут характерны для всего развития экономики и общества в СССР.
Историки сходятся во мнении, что провалы в выполнении первой пятилетки заставили сталинское руководство объявить о ее досрочном выполнении (за четыре года и три месяца) с тем, чтобы внести коррективы в планирование. На январском 1933 года пленуме ЦК ВКП(б) Сталин заявил, что теперь нет необходимости «подхлестывать и подгонять страну» и следует снизить темпы промышленного строительства. В январе - феврале 1934 года XVII съезд ВКП(б) утвердил второй пятилетний план развития народного хозяйства на 1933-1937 годы. В нем среднегодовые темпы прироста промышленной продукции снижались до 16,5 % (против 30 % в первой пятилетке). Были учтены просчеты в развитии легкой промышленности, которая теперь по среднегодовому росту производства (18,5 %) должна была опережать тяжелую индустрию (14,5 %).
За годы второй пятилетки были построены: Уральский завод тяжелого машиностроения (Уралмаш) и Краматорский машиностроительный завод, Уральский вагоностроительный завод, Челябинский тракторный завод (ЧТЗ), Новотульский металлургический завод, Воскресенский, Невский, Актюбинский, Горловский, Бобриковский и др. химические комбинаты, Московский метрополитен. Всего около 4500 промышленных объектов.
В начале 1929 г. началась кампания по развертыванию массового социалистического соревнования на производстве и строительстве. Пресса и общественные организации усиленно пропагандировали различные трудовые почины, многие из которых были подхвачены рабочими. Наибольшее распространение получили такие формы соревнования, как движение ударников, движение за принятие встречных планов, «непрерывка», движение «догнать и перегнать» капиталистические страны по объемам производства и производительности труда. Социалистическое соревнование провозглашалось одним из главных условий выполнения заданий пятилетки.
Яркой страницей в истории индустриализации стало стахановское движение, охватившее широкие слои рабочих. Начало и имя этому движению дал шахтер Алексей Стаханов, установивший в сентябре 1935 года рекорд, выполнив за смену 14 трудовых норм. Успехи Стаханова получили всесоюзную известность, а движение быстро распространилось на все отрасли промышленности. По сути, национальными героями, наряду со Стахановым, стали шахтер Н. Изотов, кузнец А. Бусыгин, металлург А. Мазай, текстильщицы сестры Виноградовы и др. В то же время стремление к установлению рекордов имело и оборотную сторону. Недостаточная подготовленность вновь назначенных хозяйственных руководителей и неумение большинства рабочих освоить новую технику порой приводили к ее порче и к дезорганизации производства.
К концу 30-х годов по абсолютным объемам промышленного производства СССР вышел на 2-е место в мире после США. Сократилось отставание от передовых держав по производству промышленной продукции на душу населения. СССР стал одной из трех - четырех стран в мире, способных производить любой вид промышленной продукции. Великая Отечественная война устроила беспощадный экзамен советской экономике. И в целом она его выдержала. В основе военного успеха лежал мощный индустриальный потенциал, созданный в 30-е годы.
По материалам лекционного курса «Отечественная история» Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Материалы лекции опубликованы на основании права "open content"

Похожие статьи