Государственная политика в области занятости. Стабилизация рынка труда в России. Сущность государственной политики занятости населения Государственная политика по содействию занятости

Государственная политика занятости направлена на разрешение такой важной задачи, как развитие и полная реализация граждан. Сюда также можно включить обеспечение населения достойным заработком, стабильным продвижением по карьерной лестнице.

Активная политика занятости - это действия, направленные на снижение безработицы. Сюда можно отнести мероприятия, предупреждающие увольнения сотрудников, а также повышение квалификации, обучение, помощь в поиске рабочих мест, переподготовку, создание новых рабочих мет.

Пассивная занятости - это меры, помогающие снизить негативные последствия такого явления, как безработица. Сюда можно отнести выплаты социальных пособий, выдачу малоимущим людям товаров первой необходимости, организацию специальных столовых для бездомных, а также другие виды помощи.

Государственная политика занятости подразделяется еще на три категории.

Экономические меры. В частности, стимулирование предпринимательской деятельности посредством предоставления налоговых льгот, субсидий, кредитования.

Организационные меры. В частности, это повышение профессиональной квалификации, помощь в поиске работы, обучение.

Правовые меры. Это законодательные акты, обеспечивающие досрочный уход на пенсию, снижение пенсионного возраста, установление отпуска. Кроме того, это законы, предусматривающие минимальную зарплату, предоставление отгула, двойную оплату за выход на службу в условия безопасности на производствах, причисляемых к вредным.

Государственная политика занятости подразделяется на три модели, популярные в развитых странах. Американская модель подразумевает создание большого количества рабочих мест, при которых не требуется высокая производительность. При этом формально безработица снижается, однако увеличивается количество граждан с минимальной зарплатой.

Скандинавская государственная политика в области занятости подразумевает создание рабочих мест в государственных сферах. При получают среднюю зарплату и стабильность. Однако и в этой системе есть свои минусы. В частности, существует риск инфляции и истощения финансовых ресурсов.

Европейская модель подразумевает обеспечение роста доходов и повышение производительности. Подобная система требует больших пособий для безработных.

Существуют разные виды занятости населения. Полная занятость подразумевает деятельность в течение всего дня, при которой работник получает зарплату в размере, адекватном для данного региона.

Неполная занятость может быть принудительной в связи с разного рода экономическими причинами. Она предполагает деятельность в течение неполного дня, которая подразумевает сниженную эффективность и низкую зарплату.

Добровольная чаще всего бывает связана с различными социальными причинами. К примеру, человек ухаживает за больными близкими или совмещает учебу с работой.

Подведем итоги. Государственная политика в области занятости должна осуществляться комплексно. Необходимо оказывать помощь людям, которые не могут получить работу по каким-либо причинам. К примеру, это может быть содействие в обучении и переквалификации. Однако стоит помнить, что в любом случае определенный процент безработицы останется. Здесь понадобятся специальные меры. В частности, это различные пособия и помощь малоимущим. Существуют разные механизмы снижения безработицы. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. В любом случае необходимо стимулировать людей к ведь от того, сколько граждан задействовано в экономике, зависит благополучие государства.

Государственная политика занятости населения -- система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.

Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс : макроуровень; региональный уровень; местный уровень.

Макроуровень

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:

  • § Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.
  • § Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.
  • § Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.

Региональный уровень

На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.

Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.

На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.

Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:

  • § развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);
  • § совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);
  • § обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;
  • § целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;
  • § повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;
  • § поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;
  • § организация общественных и временных работ.

Местный уровень

На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.

Государственная политика занятости населения в России

Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства. Ниже будет рассмотрена государственная политика в области занятости на примере России.

В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст.37, п.3).

В 1991 г. был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации ", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.

Государственные гарантии для безработных включают:

  • § бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости;
  • § компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;
  • § выплату пособия по безработице;
  • § возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.

Борьба с безработицей -- один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда -- федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.

Действия государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут иметь неоднозначные последствия.

Программы переобучения и повышения квалификации, а также повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют увеличить уровень трудоустройства и снизить безработицу.

С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает стимулы к поиску работы, что проявляется в "ловушке безработицы". Чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени.

До сих пор нами рассматривались вопросы сущности, содержания, форм, видов, разновидностей, моделей, связанных с рынком труда, занятостью населения и безработицей. Все это имеет прямое отношение к раскрытию содержательной части такого сложного явления, как рынок труда, и составляет важную часть познавательного процесса. Однако нелишне заметить, что законы рынка труда, как и любого рынка вообще, объективны, они действуют, несмотря на желание или нежелание их признавать. Вместе с тем подобное положение вовсе не означает, что рыночными отношениями нельзя управлять. Государство, органы власти разного уровня стремятся и осуществляют целенаправленные действия по созданию и изменению условий функционирования той или иной системы, ограничению стихийных рыночных сил. Здесь мы подходим к пониманию слова «политика».

В самом общем понимании политика (греч. politiko - государственные или общественные дела, от polls - государство) - это искусство управления. Если говорить по большому счету, то это хорошо продуманная линия поведения, научно обоснованная совокупность мер и действий, направленных на достижение поставленной цели. Политика реализуется на основе программ действий, подкрепленных соответствующими ресурсами и привязанных к институтам, способным достигать заданных результатов.

Основными компонентами политики являются: 1) наличие органа власти; 2) наличие подвластных структур, т.е. тех, над кем эта власть осуществляется; 3) наличие норм властвования, т.е. юридических законов, процедур, правил, системы контроля; 4) наличие норм стимулирования за успехи и санкций за нарушение норм властвования.

Государственная политика занятости населения - это часть социально-экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ обеспечения занятости, развития системы социального партнерства, стимулирования мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда.

Государственная политика занятости исходит из положений Конституции Российской Федерации, в которой записано, что основные направления внутренней политики государства определяются Президентом Российской Федерации. Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в разных областях деятельности, в том числе и в области занятости населения. Функциональным органом в стране по управлению занятостью населения является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации через два его органа управления - департамент занятости населения и Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) (подробнее см. параграф 6.2 главы 6).

Департамент занятости населения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти разрабатывает предложения по основным направлениям и приоритетам государственной политики занятости в стране, в том числе в территориально-отраслевом разрезе.

Главная функция государства заключается в том, что оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда.

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» определены следующие направления государственной политики в области содействия занятости населения:

  • развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;
  • обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
  • создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
  • осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды;

лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые);

  • предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
  • поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
  • объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
  • координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
  • координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Деятельность органов службы занятости осуществляется в соответствии с федеральными целевыми программами содействия занятости населения Российской Федерации. Субъектами РФ также принимаются законы и другие нормативные акты, направленные на управление занятостью населения, ежегодно принимаются территориальные программы содействия занятости населения. В качестве примера приведем один из таких нормативных актов - Закон города Москвы «О занятости населения в городе Москве» , по содержанию которого можно представить направленность и масштаб работы в регионах по обеспечению занятости населения. Этот Закон устанавливает правовые, экономические и организационные меры реализации государственной политики в области содействия занятости населения в городе, дополнительные гарантии по обеспечению конституционных прав жителей города на труд и социальную защиту от безработицы, а также дополнительные меры по социальной поддержке безработных граждан в целях создания эффективной городской системы содействия занятости населения, профилактики безработицы, повышения социальной защищенности жителей города и последовательного приближения к полной занятости населения.

Реализация государственной политики в области содействия занятости населения в Москве основывается на принципах законности, адресности, открытости и профессиональной компетентности; обеспечения условий для достойного труда; недопущения дискриминации в получении государственных услуг в сфере занятости населения и доступности указанных услуг при трудоустройстве; защиты интересов участников рынка труда; ответственности органов исполнительной власти города, государственных организаций и должностных лиц за ненадлежащее обеспечение прав граждан в сфере занятости населения; профилактики и преодоления негативных последствий безработицы; взаимодействия сторон социального партнерства; обеспечения повышения трудовой активности и конкурентоспособности жителей города на рынке труда.

В Законе определена городская государственная система содействия занятости населения, которая складывается из уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия в области содействия занятости; органов исполнительной власти города, содействующих занятости отдельных категорий граждан; государственных учреждений города, оказывающих комплексные услуги в области содействия занятости; государственных учреждений города, оказывающих специализированные услуги или услуги отдельным категориям граждан в области содействия занятости населения, услуги по профессиональной ориентации, подготовке, переподготовке и повышению квалификации населения.

В целях осуществления координации деятельности сторон социального партнерства для обеспечения рационального использования трудовых ресурсов и эффективной занятости населения, предоставления гарантий и компенсаций при безработице, выработки согласованных решений правительства Москвы, городских объединений профсоюзов, городских объединений работодателей и общественных организаций, представляющих интересы граждан, по основным направлениям политики занятости населения сформирован Координационный комитет содействия занятости населения города. В Законе определены формы участия профессиональных союзов и работодателей в обеспечении занятости населения, городские целевые программы по содействию занятости населения, информационное обеспечение рынка труда в городе и другие положения.

Государственная политика занятости может быть активной и пассивной. Приоритетным направлением политики занятости являются активные меры на рынке труда.

Активная политика занятости - это совокупность правовых, экономических и организационных мер государства, проводимых с целью предупреждения безработицы и снижения ее уровня. Такая политика включает мероприятия:

  • по профилактике - предупреждению увольнений работников для сохранения рабочих мест; профориентации, обучению, переподготовке и повышению квалификации лиц, ищущих работу, с целью повышения их конкурентоспособности;
  • активному поиску и подбору рабочих мест;
  • финансированию на основе субвенций создания новых рабочих мест на существующих предприятиях, перепрофилирования действующих рабочих мест в соответствии с потребностями рынка труда;
  • организации новых рабочих мест путем организации специализированных производств, общественных и временных работ;
  • поддержке предпринимательской инициативы и развитию самозанятости безработных;
  • квотированию рабочих мест для слабозащищенных категорий граждан;
  • другие мероприятия.

Активные меры на рынке труда могут быть подразделены на две группы:

  • 1) меры, определяющие содержание основных программ. Они финансируются из средств, направленных на содержание службы занятости, и предоставляются всем гражданам независимо от их социально-экономического положения, места проживания и отношения к занятости. К таким мерам относятся посредничество в трудоустройстве: подбор подходящей работы и профессиональное консультирование, профориентация, профинформапия, психологическая поддержка и др.;
  • 2) меры, составляющие содержание специальных программ. Они финансируются за счет дополнительных средств, предусматриваемых в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и в местных бюджетах. Среди таких мер находятся профессиональное обучение безработных граждан и работников, находящихся под риском увольнения, общественные работы, субсидирование временной занятости граждан, содействие гражданам в переезде с целью трудоустройства в другую местность и др. Масштаб проведения подобных мер зависит от объема выделенных на эти цели средств.

Государственную активную политику занятости формируют центральные органы власти, но основными ее проводниками на местах служат государственные центры занятости населения, которые организуют работу по реализации такой политики совместно с работодателями, образовательными учреждениями, профсоюзами, общественными объединениями, используя следующие направления деятельности:

  • содействие гражданам в поиске подходящей работы;
  • организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
  • организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
  • организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
  • организация и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и включение государственных гражданских служащих в кадровый резерв;
  • содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
  • содействие самозанятости безработных граждан;
  • информирование о положении на рынке труда;
  • организация профессиональной ориентации граждан;
  • психологическая поддержка безработных граждан;
  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • информирование работодателей и другие виды работ.

Содействие в трудоустройстве заключается в поиске подходящих

рабочих мест для граждан и подборе работников, обладающих необходимыми навыками и умениями, для работодателей. Специалисты службы занятости помогают людям подобрать работу с учетом профессиональных навыков, уровня подготовки, опыта работы, личных пожеланий. Формами такой работы служат ярмарки вакансий и учебных мест, через которые проходит большое количество полезной информации для людей, ищущих работу, и работодателей; дни службы занятости на предприятиях и др.

Ярмарка вакансий и учебных мест представляет собой организованную встречу представителей предприятий, организаций, образовательных учреждений всех форм собственности с гражданами, зарегистрированными и не зарегистрированными в центрах занятости, ищущими работу самостоятельно.

Основными задачами ярмарок являются: а) информирование населения о вакантных рабочих местах на постоянную, временную и сезонную работу, различных учебных заведениях, курсах по обучению, переобучению и повышению квалификации людей путем непосредственной встречи желающих найти работу или обучаться с представителями предприятий, организаций, учебных заведений, специалистами службы занятости; б) оказание консультационных услуг по правовым и организационным вопросам занятости, профессиональной подготовки, оплаты, условий и охраны труда; в) оказание помощи предприятиям и организациям различных форм собственности в подборе подходящих работников.

Сведения, получаемые на ярмарках, помогают людям ориентироваться на рынке труда, более эффективно, чем при индивидуальном поиске, подбирать рабочие места и получать информацию о возможностях трудоустройства, обучения, переобучения и повышения квалификации.

Ярмарки вакансий рабочих и учебных мест бывают районными, городскими, межрайонными, межрегиональными, отраслевыми, встречается и такая форма работы органов служб занятости населения, как аукционы специалистов. В районных и городских ярмарках участвуют жители, предприятия, организации и учебные заведения соответствующих районов, городов. Межрайонные ярмарки проводится силами нескольких центров занятости для жителей нескольких районов, на них приглашаются представители предприятий, организаций и учебных заведений, расположенных на этих территориях. Межрегиональные ярмарки организуются региональными органами управления занятостью (министерствами, департаментами, управлениями) совместно с центрами занятости населения. На них приглашаются жители, представители работодателей и учебных заведений нескольких регионов. Основная цель таких ярмарок - оптимизация миграционных потоков, расширение возможностей трудоустройства и обучения жителей близлежащих территорий, а также обеспечение работниками предприятий и организаций. Отраслевые ярмарки служат обеспечению работниками предприятий конкретной отрасли экономики района, города, региона. В организации и проведении таких ярмарок участвуют один или несколько центров занятости населения. Отраслевая ярмарка может проходить в форме аукционов специалистов для конкретного предприятия отрасли с целью содействия в трудоустройстве специалистов высокой квалификации либо молодых специалистов - выпускников учебных заведений. Подобные аукционы предполагают наличие базы данных специалистов. Для реализации потребности в занятости на аукционах оказывается помощь претендентам на вакантные должности в составлении резюме, заполнении анкет специалистов и др.

Ярмарки могут иметь целевой характер (мини-ярмарки), когда ставится задача оказания помощи в трудоустройстве определенным категориям населения, например молодежи, женщинам, инвалидам, бывшим военнослужащим, либо для подбора работников на определенные работы, например сезонные.

Дни службы занятости на предприятиях организуются, как правило, в тех случаях, когда у них в силу разных причин предполагается массовое увольнение работников. Цель проведения таких дней заключается в создании возможности для людей, подлежащих увольнению, установления непосредственной связи с работодателями, представителями службы занятости и другими специалистами - юристами, психологами.

Работу организуют сотрудники центра занятости в тесном взаимодействии с администрацией предприятия. О проводимом мероприятии работники предприятия оповещаются заранее. В работе участвуют работники служб управления персоналом (кадровых служб), приглашаются представители заинтересованных ведомств: налоговой службы, инспекции по труду, обеспечивается возможность получения консультаций юриста, психолога по вопросам подбора персонала, эффективным методам общения и др.

Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, а также безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, преследует цель обеспечения реализации прав молодых людей на труд и использования их трудового потенциала в развитии экономики страны.

Временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, направлено на повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда. Оно предусматривает организацию стажировок выпускников, оказание помощи в подборе работы по полученной специальности, закреплении на практике полученных знаний, умений, навыков, получении опыта трудовых и деловых отношений, закреплении на первом рабочем месте.

Центры занятости заключают с работодателями договоры об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан и выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. Работодатели заключают с этими категориями граждан срочные трудовые договоры на временные работы, производят оплату труда в соответствии с законодательством.

Одним из направлений деятельности центров занятости является временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К этой категории граждан относятся: инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф.

Временные рабочие места для трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, организуются в учреждениях, на предприятиях и в организациях всех форм собственности на основании договоров между центром занятости населения и работодателями. С гражданами, направленными службой занятости населения для участия во временных работах, заключаются срочные трудовые договоры. По окончании срока договора работник может быть принят на постоянное место работы или уволен в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Трудоустройство безработных граждан осуществляется на вакантные рабочие места, предоставленные работодателями в рамках соответствующего договора, заключенного с центром занятости населения.

Для тех, кто не нашел подходящей работы, организуются курсы обучения, переобучения (переподготовки), повышения квалификации по различным специальностям.

Профессиональное обучение и переобучение граждан в целях приобретения знаний и навыков, наиболее востребованных на рынке труда, ведется по различным специальностям. Следует понимать, что обучение, организуемое службами занятости, не дает ни высшего, ни среднего профессионального образования, оно носит интенсивный и краткосрочный характер. Продолжительность обучения устанавливается профессиональными образовательными программами и не должна превышать шести месяцев, а в отдельных случаях - 12 месяцев.

Переквалификация позволяет людям приобрести более востребованную специальность и формирует основу для преодоления острого дефицита работников на рынке труда в будущем. Повышение квалификации обусловлено непрерывным развитием технических и гуманитарных достижений. Необходимость повышения квалификации подтверждает ежегодное увеличение численности безработных, направленных на обучение, которое связано с возрастающей потребностью работодателей в высококвалифицированных кадрах. Направлению на профессиональное обучение предшествует профессиональная ориентация , которая представляет собой форму оказания услуг, помогающая человеку в выборе профессии или сферы деятельности. В ее рамках осуществляется: психологическая поддержка граждан, индивидуальное и групповое консультирование, ознакомление с наиболее востребованными на рынке труда профессиями, раскрытие их особенностей, условий труда и требований, предъявляемых к потенциальному работнику. Профессиональное консультирование проводится по вопросам профессиональной пригодности и профессиональной адаптации человека в ситуации поиска и потери работы и по другим вопросам.

Общественные работы , по мнению специалистов по рынку труда, считаются на сегодняшний день одним из самых реальных и эффективных способов помощи безработным и незанятым гражданам. Это наиболее перспективное направление активной политики занятости, на которое государством выделяется наибольший объем средств.

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании. Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. Участие в общественных работах выгодно безработному: он получает возможность поправить свое материальное положение, так как помимо заработной платы, выплачиваемой работодателем, он получает материальную поддержку из средств федерального бюджета. Это выгодно городу, поселку и селу, где он проживает, поскольку в номенклатуре общественных работ стоят в первую очередь благоустройство, озеленение, строительство, различные социальные услуги. Организация общественных работ выгодна органам местного самоуправления, так как способствует решению многих коммунальных, санитарно-гигиенических, бытовых и других социальных проблем населенных пунктов. Ежегодно безработные граждане участвуют в общественных работах по благоустройству и озеленению территорий, ремонту и строительству зданий и дорог, ремонту и благоустройству памятников истории и культуры, бытовому обслуживанию населения, уходу за престарелыми и больными и др. Общественные работы организуются на время уборки урожая овощей и фруктов, для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. Безработные активно участвуют в подготовке и проведении всех значимых общественно- политических кампаний. В организации общественных работ активно сотрудничают со службой занятости муниципальные учреждения жилищно-коммунального хозяйства, сельскохозяйственные предприятия, управления автомобильных дорог, учреждения образования, здравоохранения, союз потребительских обществ и многие другие организации. Общественные работы выгодны работодателю, поскольку позволяют привлечь необходимое количество временных работников на рабочие места, не пользующиеся повышенным спросом.

Сотрудничество и взаимодействие с работодателями заключаются в размещении работодателями сведений о вакантных должностях в информационном пространстве центра занятости, в их участии в организации ярмарок вакансий и прочих мероприятий по содействию занятости населения, взаимном консультировании и обмене информацией, подборе центром занятости кандидатов на вакантные рабочие места, подборе и организации профессиональной подготовки специалистов на конкретные рабочие места.

Информирование о рынке труда предоставляет сведения о вакансиях, возможностях трудоустройства и профессионального обучения, переобучения и участия граждан в общественных работах. Они размещаются на информационных стендах и должны быть доступны всем. Кроме этого, за самой свежей информацией можно обратиться к консультантам. Банк вакансий, как правило, в центрах занятости обновляется ежедневно.

Центры издают буклеты, проспекты, брошюры и другие печатные материалы для обеспечения как безработных граждан, так и работодателей достоверной информацией о положении на рынке труда, потребности в работниках и в рабочих местах. Многие материалы посвящены возможностям профессионального обучения и переобучения, а также вопросам помощи в организации собственного бизнеса. Центры занятости проводят активную информационную политику и взаимодействуют со средствами массовой информации.

Во всех случаях предоставления государственных услуг в сфере занятости службы занятости руководствуются Административным регламентом предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы .

Государственная услуга по информированию о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы предоставляется непосредственно федеральными государственными гражданскими служащими структурных подразделений центрального аппарата Роструда, уполномоченных осуществлять предоставление государственной услуги.

Пассивная политика занятости заключается в проведении мероприятий, направленных не на борьбу с безработицей, а на сглаживание негативных ее последствий. Она включает в себя:

  • выплату гарантированных государством пособий по безработице, а по истечении срока выплаты таких пособий - оказание материальной помощи (выплату социального пособия);
  • выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания;
  • организацию дешевого питания в специальных столовых;
  • другие мероприятия.

Политика в области занятости населения находит выражение в федеральных, территориальных и отраслевых программах содействия занятости населения.

  • URL: http://trud.mos.ru/legislation/lawacts/709598/
  • Утвержден приказом бывшего Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 125н. URL: http://www.rg.ru/2008/08/22/reglament-trud-dok. html

Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной экономике обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Сложившееся положение делает очевидным необходимость ведение государственной политики в этой сфере.

Политика занятости является одной из составляющих социально-экономической политики государства.

Политика занятости – это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена

Целью политики занятости является формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через стабилизацию экономики, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости.

Государственная политика в области занятости населения направлена на:

Обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на труд и свободный выбор формы занятости;

Поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан. Содействие развитию их способностей к производительному труду путем координации деятельности в области занятости с другими направлениями экономики и социальной политики;

Соблюдение принципа добровольности труда, свободного выбора вида занятости путем поощрения работодателей, создающих новые рабочие места;

Обеспечение социальной защиты населения в области занятости на основе координации деятельности государственных органов, профсоюзов, предпринимателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения. Вопросами регулирования занятости населения занимаются различные органы государственной власти и общественные организации.

Основными принципами государственного регулирования занятости являются:

Защитное регулирование, предназначенное для ограничения действий, которые ведут к незащищенности различных групп трудящихся;

Поощрительное регулирование, помогающее созданию условий, в которых могут существовать и развиваться определенные формы деятельности;

Ограничительное регулирование с целью воспрепятствовать отдельным лицам или группам трудящихся действовать таким образом, что они могут получить преимущества по сравнению с другими;

Директивное регулирование, предполагающее руководство трудящимися в тех направлениях, которые, по мнению правительства или по заявлениям трудящихся, могут соответствовать их интересам;

Финансовые меры (налоги и субсидии), позволяющие увеличивать предложение на рынке труда или содействовать занятости.

Решение задач преодоления безработицы может быть успешным только при достижении реальной интеграции политики занятости в общую социально-экономическую политику.

В связи с этим результативность политики занятости находится в непосредственной зависимости от эффективности действий по смежным направлениям:

- преодоление дефицита рабочих мест посредством повышения инвестиционной активности за счет всех источников, развития предпринимательства; учета влияния экономических решений с точки зрения их воздействия на рынок труда;

- последовательная стабилизация уровня жизни , совершенствование социальной поддержки населения, направленной в то числе на снижение вынужденной потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;

- развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства поддержки качества рабочей силы;

- улучшение качества рабочей силы , включая условия труда, вопросы заработной платы и использования рабочего времени; стабилизация кадрового потенциала, эффективное использование имеющихся рабочих мест;

- проведение взвешенной миграционной политики , направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту внутреннего рынка труда;

- развитие и повышение эффективности программ и услуг , реализуемых через государственные органы по вопросам занятости и направленных на предотвращение безработицы и возвращение не имеющих.

Политика занятости станет результативной и эффективной, когда будет ориентирована на регулирование структурой безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда.

Для этого должны быть решены следующие задачи:

1) повышение спроса на квалифицированную рабочую силу как необходимой предпосылки для роста эффективности труда, улучшения качества продукции и услуг;

2) обновление кадрового потенциала за счет трудоустройства молодежи, получившей современное профессиональное образование (по оценкам Института экономики РАН, из 9 тыс. предприятий, кандидатов в банкроты, подавляющее большинство потерпели неудачу вследствие ошибок в управлении, из-за неумения организовать дело в рыночных условиях);

3) усиление роли профессионального труда в росте доходов и соответствующее изменение трудовой мотивации (высокоэффективный труд – высокие заработки);

4) упреждающая профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации экономически активных граждан, прежде всего составляющих мобильный резерв рабочей силы, J учетом меняющегося спроса экономики на рабочую силу в интересах обеспечения ее конкурентоспособности;

5) расширение гибкости рынка труда как по формам занятости, так и по режимам труда;

6) максимально возможное привлечение безработных к общественным и другим временным работам;

7) совершенствование учета безработных и предоставления пособий;

8) оказание дифференцированной социальной поддержки безработным в зависимости от причин потери работы и готовности человека адаптироваться к новым и более высоким профессиональным требованиям.

Решение этих задач обеспечит активизацию характера политики занятости.

Управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают три основных субъекта: государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть), работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы).

Государство реализует стратегическое управление занятостью, т.е. формирует общую политику занятости.

Работодатели осуществляют меры по сохранению и повышению уровня и качества занятости на предприятиях и в организациях через формирование спроса на рабочую силу посредством создания и предложения рабочих мест на рынке труда, а также решают другие проблемы занятости в рамках управления персоналом.

Служба занятости, действуя в установленных законом рамках, осуществляет комплексное регулирование занятости населения.

Основными инструментами политики занятости являются активный и пассивный методы ее осуществления.

Активная политика занятости – это совокупность организационных, правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня и ориентированных на обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, предоставляющая в то же время возможность предприятиям всех форм собственности свободно нанимать работников для эффективного производства.

Активная политика занятости включает в себя следующие меры:

1) по обеспечению повышения конкурентоспособности работников, социально-профессиональной мобильности – гибкости и динамизма рабочей силы, адекватной по своей профессионально-квалификационной структуре технологическим потребностям производства и структуре спроса на рынке труда;

2) инициирующие спрос на рабочую силу как со стороны частного, так и со стороны государственного секторов экономики;

3) поощряющие развитие малого предпринимательства и самозанятости.

К средствам активной политики занятости относятся:

- информация о рынке труда – сведения о возможностях трудоустройства, информация о занятиях и карьере, динамике рынка труда, тенденциях в спросе и предложениях рабочей силы. Информация распространяется в центрах занятости, через средства массовой информации, общественные организации, предприятия. Преградой в получении и трансляции информации о рынке труда может стать недостаточная развитость статистической базы, мониторинговой и социологической информации (это требует серьезных финансовых затрат), слабая доступность к качественной информации;

- содействие в трудоустройстве преследует цель минимизации времени поиска гражданином работы, сокращение периода безработицы и периода заполнения вакансий на предприятиях. Необходимые для этого мероприятия: а) поддержание банка вакансий для информирования граждан о возможностях трудоустройства; б) подбор подходящего места работы и работников по запросу работодателя; в) проведение «ярмарок вакансий» и «ярмарок специалистов»; г) обучение навыкам работы и специальная форма интенсивного консультирования для граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Основная проблема повышения эффективности этих мероприятий связана с величиной напряженности на рынке труда (число претендентов на одну вакансию).

- профессиональное обучение безработных в целях предоставления возможности приобрести новую профессию или повысить квалификацию для последующего трудоустройства. В этих целях разработана нормативно-правовая база профобучения взрослых. На конкурсной основе сформирована сеть профессиональных образовательных учреждений по различным специальностям и профессиям. К проблемам в этой сфере относятся неготовность образовательных учреждений к эффективной профподготовке взрослых, недостаточной развитие учебно-методической базы. В период экономической нестабильности трудно отбирать перспективные профессии. Несовпадение спроса и предложения на учебные услуги в профессионально-квалификационном разрезе. Недостаточно развита потребность в обучении лиц, ищущих работу.

- профессиональное консультирование призвано повысить обоснованность выбора гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда, сформировать мотивации высшего порядка, в том числе и в трудовой деятельности. В центрах занятости оказываются услуги по предоставлению: а) профессиональной информации о состоянии и перспективах рынка труда, об особенности профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к личности, об условиях, режиме труда и его особенностях, о возможностях трудоустройства, получения профессии и специальности; б) профессиональной консультации о необходимых личных шагах при выборе сферы деятельности, определении профессиональной подготовки, возможностей обучения; в) профессиональному отбору как на рабочие, так и на учебные места; г) психологической поддержки, цель которой – развитие навыков адаптации безработных граждан, повышение самооценки и усиление мотивации на поиск работы. Здесь имеют трудности организационного и кадрового плана;

- общественные работы и организация временной занятости ; временная субсидируемая занятость , а также квотирование (выделение определенного числа мест, которые могут быть заняты только работниками определенной социальной категории) и поддержка рабочих мест – программы с частичным финансированием органами по вопросам занятости и работодателями. Эти программы обеспечивают возможности трудоустройства лиц, которым сложно, по разным причинам, трудоустроиться;

- поддержка предпринимательской активности безработных и самостоятельной занятости заключается в профессиональной ориентации безработных, консультировании по открытию собственного дела, составлению бизнес-планов, обучении основам предпринимательства, финансовая поддержка на стадии становления собственного дела. Однако в условиях нестабильности и отсутствия негосударственных инвесторов процесс идет довольно медленно;

- территориальное перераспределение рабочей силы и др.

Пассивная политика занятости – это совокупность мер, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов безработных граждан (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев, разовой обеспечение товарами первой необходимости, лечения, отдых и праздничных мероприятий для детей - бесплатно или по сниженным целям и др.) и предоставление простейших услуг по подбору рабочего места через государственные органы по вопросам занятости.

К пассивным мерам также относятся так называемые компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавливаются на определенный период и в определенных размерах (от одной до нескольких минимальных зарплат). Преимущества имеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия, расположенные в "проблемных" регионах. Однако и здесь существуют риски - риск принятия государством обязательств работодателя по выплате зарплаты.

Тактика пассивного ожидания экономического подъема в России могла бы оправдать себя при высокой гибкости рабочей силы и рынка труда в целом, позитивных экономических перспективах, при которых возможности самостоятельного подбора работы велики. В противном случае сдерживающие регуляторы такой политики окажутся слабыми, проблема безработицы останется непреодолимой, расширится длительная безработица и сопровождающая ее социальная изоляция, потеря трудовой мотивации не имеющих работу.

Государство осуществляет политику занятости на федеральном и региональном уровнях.

Политика занятости на федеральном уровне должна быть направлена на обеспечение полной, но эффективной занятости как необходимой предпосылки повышения благосостояния граждан, создания условий для разностороннего развития человека, оптимального сочетания и чередования труда и отдыха. Это возможно на основе учета действия как рыночных, так и нерыночных факторов.

Политика занятости на региональном уровне должна быть направлена на:

Устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы;

Подготовку и переподготовку рабочей силы;

Поддержку деятельности по созданию рабочих мест;

Расширение диапазона общественных работ;

Налаживание долгосрочного сотрудничества между администрациями трудоизбыточных и трудонедостаточных регионов по временному использованию рабочей силы на основе контрактов с последующим возвращением ее в родные места и с гарантией предоставления жилья, других материальных благ на заработанные средства, а также предоставление, в случае необходимости работы;

Государственная поддержка привлечение иностранного капитала в регионы с повышенной безработицей, в том числе для развития малого бизнеса, подготовки для него рабочей силы и т.п.

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ.

Большую роль в обеспечении занятости играет государство.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.
  • программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
  • программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
  • программы содействия найму рабочей силы.
  • правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице
Цели государственного регулирования рынка труда:
  • обеспечение полной занятости , под которой понимается отсутствие при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
  • создание «гибкого рынка труда» , способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

  • активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
  • пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики , нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

  • стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
  • организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
  • развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
  • содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
  • государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — , инвалидам;
  • содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
  • создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
  • организация общественных работ.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

  • обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
  • бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат — обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность — от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

Зависимость между безработицей и заработной платой

Важной основой регулирования рынка труда в стране с является зависимость между безработицей и . Речь идет о так называемой , графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя явлениями.

Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменения заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточная высокая занятость с максимально экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице .

Долгие года служила базой социально-экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существуем однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разноплановое — между данными величинами и безработицей. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.

Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существуют методы косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство — о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. д.

Биржа труда

Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма.

Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. В США действует около 15 тысяч таких фирм.

Основные направлениями деятельности бирж труда:
  • регистрация безработных;
  • регистрация вакантных мест;
  • трудоустройство безработных и других лиц;
  • изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;
  • тестирование лиц, желающих получить работу;
  • профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
  • выплата пособий.

Большинство экономистов полагает, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

Государственная политика в области занятости в России

Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу () для достижения поставленных целей.

Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс : макроуровень; региональный уровень; местный уровень.

Макроуровень

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:

  • Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.
  • Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.
  • Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.
Региональный уровень

На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, осуществляется властями федерального уровня.

Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.

На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.

Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:

  • развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);
  • совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);
  • обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;
  • целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;
  • повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;
  • поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;
  • организация общественных и временных работ.
Местный уровень

На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.

Государственная политика занятости населения в России

Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства. Ниже будет рассмотрена государственная политика в области занятости на примере России.

В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст.37, п.3).

В 1991 г. был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации ", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.

Государственные гарантии для безработных включают:
  • бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости;
  • компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;
  • выплату пособия по безработице;
  • возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.

Борьба с — один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.

Действия государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут иметь неоднозначные последствия.

Программы переобучения и повышения квалификации, а также повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют увеличить уровень трудоустройства и снизить безработицу.

С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает стимулы к поиску работы, что проявляется в "ловушке безработицы". Чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени.



Похожие статьи