Государственный муниципальный сектор современной экономике. Государственный и муниципальный сектор экономики. Инструменты,с помощью которых государство воздействует на экономику, выполняя свои экономические функции

Введение

1. Государственный и муниципальный секторы экономики. Современное состояние государственного и муниципального секторов

2. Финансовая политика России в современных условиях. Содержание финансовой политики. Управление государственным долгом

Заключение

Список литературы

Введение

Финансы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях).

1. Государственный и муниципальный секторы экономики. Современное состояние государственного и муниципального секторов

Государственный сектор - совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.

Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.

Муниципальный сектор экономики — это ограниченный границами муниципального образования сектор хозяйственных отношений, ориентированный на поддержание и развитие тех сфер национальной экономики, которые отнесены к компетенции муниципальных властей. Как правило, отнесенные к компетенции местных органов власти вопросы принадлежат к разряду оперативных и должны разрешаться в минимальные сроки в установленном порядке их рассмотрения. Функционировать в муниципальном секторе экономики могут предприятия любой формы собственности, целью которых является удовлетворение муниципального интереса.

Доля государственного сектора экономики в 2009 г. в общем объеме производства составит 8,9% против 9,1% в 2008 г.

В топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) к государственному сектору экономики относятся:

В угольной промышленности — 151 предприятие;

В нефтяной промышленности — открытые акционерные общества «НК «Роснефть», «Восточная нефтяная компания», «ОНАКО» и «Сибур», которые добывают около 26% нефти, а также государственные компании по трубопроводной транспортировке нефти и нефтепродуктов «Транснефть» и «Транснефтепродукт»;

В электроэнергетике — РАО «ЕЭС России», его дочерние региональные акционерные общества, атомные электростанции.

Удельный объем продукции, производимой государственным сектором экономики ТЭК, составил в 2008 г. около 46% от всего промышленного производства комплекса против 55% в 2007 г.

Удельный вес продукции государственного сектора экономики в общем объеме продукции черной металлургии в 2009 г. должен, по прогнозу составить 1,5%, цветной — 2,4%.

В гражданском машиностроении в 2008 г. в основном завершен процесс приватизации. Из 1562 предприятий и организаций машиностроительного комплекса более 90% преобразованы в акционерные общества. Полностью в комплексе выкуплено 1165 предприятий и организаций. В 2008 г. в составе государственного сектора экономики находилось 168 предприятий. Удельный вес продукции, выпускаемой на предприятиях государственного сектора, составляет менее 1% от общего объема продукции машиностроения.

В государственном секторе химического комплекса в настоящее время находятся 154 предприятия, из них 8 акционерных обществ — с преобладающей долей государства (более 50%). Удельный вес объема продукции, выпускаемой предприятиями государственного сектора химической и нефтехимической промышленности, в общем объеме продукции составляет 10%, микробиологической — 19, медицинской — 21%.

Удельный вес объемов продукции, выпускаемой предприятиями государственного сектора экономики, в общем объеме продукции оборонного комплекса составляет 49%. Прогнозируется дальнейшее уменьшение количества государственных предприятий оборонного комплекса до 450, возрастание количества казенных предприятий с 5 до 25 единиц. Число предприятий, акционированных со 100%-ым участием государства, должно составить в 2009 г. 58 единиц. Продолжится процесс формирования государственных научных центров и федеральных научно-производственных центров, новых интегрированных компаний и корпораций. Общее количество интегрированных структур в оборонной промышленности возрастет в 2009 г. до 60 единиц против 37 единиц в 2008 г.

В лесопромышленном комплексе к государственному сектору экономики относится около 18% предприятий. Доля государственного сектора в общем объеме товарной продукции лесопромышленного комплекса составляет 5%.

Удельный вес сельскохозяйственной продукции, произведенной в государственном секторе, в общем объеме составляет 17,4%.

Удельный вес государственного сектора в общем объеме перевозок составил в 2008 г. 58,4% против 53,5% в 2007 г.

Предприятия железнодорожного транспорта сохраняются в государственной собственности.

Удельный вес платных услуг населению предприятиями связи государственного сектора экономики составляет 88%.

На долю организаций государственной собственности (включая муниципальную) приходится 8% общего объема розничного товарооборота через все каналы реализации.

Удельный вес предприятий государственного сектора в общем объеме реализации платных услуг населению составляет 42%.

По жилищно-коммунальным услугам доля предприятий государственного сектора составляет 70,9%, услугам учреждений культуры — 58,9, пассажирского транспорта — 56,9, связи — 33,8, санитарно-оздоровительным услугам — 25,8%.

Основным источником финансирования отраслей социально-культурной сферы являются бюджетные средства, доля которых составляет 79—82% от общих расходов на эти цели.

Предполагается и далее осуществлять структурную перестройку сети учреждений социально-культурной сферы, направленную на формирование и развитие системы негосударственных учреждений. Продолжится передача части учреждений социально-культурной сферы из федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, что позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на оказании государственной поддержки ведущим учреждениям и на реализации приоритетных направлений развития комплекса.

Удельный вес организаций государственной формы собственности в общем количестве научных организаций составляет около 73%. Важным компонентом современной научно-технической политики стало формирование сети государственных научных центров (ГНЦ), численность которых достигла 58.

На долю предприятий государственного сектора экономики в 2008 г. приходилось около 21% от общего объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования против 22% в 2007 г. Ожидается дальнейшее сокращение объемов инвестиций на 16% от уровня 2007 г.

В 2009 г. удельный вес инвестиций в основной капитал предприятий государственного сектора экономики составит 20%. Прогнозируется сокращение инвестиций на 9% от ожидаемого в 2008 г. В условиях недостаточности государственных инвестиционных ресурсов бюджетные средства в 2009 г. направляются только на погашение кредиторской задолженности по строго ограниченному кругу программ.

В 2008 г. численность работников на государственных предприятиях была 14,15 млн. человек, что составило 26,6% от общей численности работников, занятых в экономике. На долю основных производственных отраслей в государственном секторе экономики приходится около 40% численности работающих.

Основой системы управления в государственном секторе экономики является четкое определение его составляющих и осуществление их государственного учета и регистрации.

Одним из основных направлений институциональных преобразований в государственном секторе является процесс сужения сферы применения права хозяйственного ведения.

Продолжается процесс передачи как самих предприятий, так и других объектов федеральной собственности в собственность субъектов РФ. Прежде всего это касается объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

2. Финансовая политика России в современных условиях. Содержание финансовой политики.

муниципальный сектор финансы долг

Финансовая политика - основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.

Во все времена главной целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода - основного источника роста благосостояния общества.

Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Политика охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике. Финансовая политика имеет самодовлеющее самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.

Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа :

1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;

2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов, а также разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществление практических действий, направленных на достижение намеченных целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Для оценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.

Финансовая политика должна быть направлена прежде всего на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они - материальная база любых преобразований.

Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа: привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг, погашение и обслуживание долговых обязательств. На 1-м этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования. На 2-м этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственных гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов. 3-й этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств.

Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.

Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые.

Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом .

Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием.

Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренними и внешними экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание государственных долгов.

Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.

Заключение

Финансовая политика - это система мер по управлению, распределению и аккумулированию финансовыми ресурсами.

Финансовая политика является составной частью, стержнем экономической политики государства.

Финансовая политика проявляется в системе форм и методов управления финансами. Главная задача финансовой политики - это обеспечение финансовыми ресурсами программы социально-экономического развития государства. Содержание финансовой политики сложное и охватывает широкий комплекс мер:

1) Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее целей и задач;

2) Создание адекватного финансового механизма;

3) Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основы финансовой политики составляют стратегическое направление, которое определяет долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривает решение глобальных задач. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством: это эффективное использование финансовых ресурсов, регулирование социальных и экономических процессов, стимулирование отдельных отраслей и территорий, передовых направлений развития.

Успех финансовой политики, ее высокая результативность определяют мощь государства, его способность обеспечивать выполнение всех функций, реализовывать национальные интересы, поддерживать баланс между внутренними и внешними интересами, социально-экономическую стабильность.

Список литературы

1. Дробозина Л.А., Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2009.-398с

2. Родионова В.М., Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2005.-280с

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО Уральский Государственный Экономический Университет

Экономика государственного и муниципального сектора

Направление подготовки

Государственное и муниципальное управление

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Составитель: Ужегова А.М., к.э.н., доцент

Екатеринбург


Цель и задачи изучения дисциплины

Целью дисциплины «Экономика государственного и муниципального сектора» является формирование у студентов базовых профессиональных знаний, практических навыков и умений в области экономики общественного сектора, необходимых в деятельности органов государственной власти для решения конкретных задач.

Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач:

  1. Ознакомление студентов с основными понятиями, инструментами, новейшими теориями и подходами в области экономики общественного сектора.
  2. Обучение аналитическим подходам к исследованию закономерностей развития и функционирования современного государства и общества.
  3. Формирование и развитие у студентов практических навыков в области анализа деятельности государственного сектора и негосударственных некоммерческих институтов.
  4. Реализация способности к максимально оперативной и адекватной реакции на непрерывные изменения текущей социально-экономической ситуации.

Темы дисциплины и их краткое изложение

Тема 1. Общая характеристика экономики государственного и муниципального сектора

Общая характеристика экономики государственного и муниципального сектора. Понятие, границы и масштабы экономики государственного и муниципального сектора. Основные виды деятельности и общественные блага, предоставляемые общественным сектором экономики. Общее понятие о финансах общественного сектора.

Человек – основа экономики государственного и муниципального сектора. Человек как субъект экономики и общества. Соотношение интересов человека, общества и государства. Социальные расходы: цели, источники, пути финансирования. Индикаторы развития человека в экономике общественного сектора.



Экономические основы политического механизма в общественном секторе. Институты государственного управления. Необходимость и основные характеристики политического механизма в общественном секторе. Голосование как способ осуществления коллективного выбора. Артикуляция и агрегация интересов в политическом механизме общественного выбора. Политический механизм принятия государственных решений. Провалы государства как регулятора общественного сектора. Административная реформа и реформа местного самоуправления.

Голосование как способ осуществления коллективного выбора. Артикуляция и агрегация интересов в политическом механизме общественного выбора. Политический механизм принятия государственных решений. Провалы государства как регулятора общественного сектора. Административная реформа и реформа местного самоуправления.

Тема 2. Функционирование экономики государственного и муниципального сектора

Провалы рынка и общественные блага. Важнейшие виды провалов рынка. Общественные блага, их свойства и типология.

Равновесие в общественном секторе. Теоретические основы экономического равновесия. Разновидности равновесия в общественном секторе

Механизм функционирования общественного сектора. Ресурсы общественного сектора. Системные связи общественного сектора.

Потребности и интересы человека как фактор развития экономики государственного и муниципального Занятость, мотивации и доходы в общественном секторе. Роль государства в регулировании процессов на рынке труда. Инфраструктура государственного регулирования рынка труда и его функции. Негосударственные структуры содействия занятости населения. Управление мотивацией работников организаций к труду. Приоритетные направления и принципы регулирования заработной платы на уровне отрасли и региона. Доходы от капитала как собственности капитала как функции. Воздействие методов реализации политики в области доходов в общественном секторе на решение аналогичных вопросов в частном секторе экономики.

Ценообразование в общественном секторе и государственная политика цен. Цены в национальной хозяйственной системе. Становление рыночного ценообразования в России: особенности и проблемы. Три категории цен в двухсекторной экономике. Особенности ценообразования в общественном секторе. Государственная политика цен как средство повышения эффективности общественного производства.

Вопросы для самостоятельного изучения

Три категории цен в двухсекторной экономике. Особенности ценообразования в общественном секторе. Государственная политика цен как средство повышения эффективности общественного производства.

Тема 3. Социальные функции государственного и муниципального сектора

Социальный потенциал государственного и муниципального сектора. Особенности и воспроизводственная роль социальных потребностей в основных отраслях общественного сектора. Механизмы реализации социальных потребностей в основных отраслях общественного сектора.

Роль государственного и муниципального сектора в воспроизводстве населения. Изучение семьи в экономической науке. Социально-экономические функции семьи. Социально-демографические потребности семьи и общественная потребность в воспроизводстве населения. Сущность, цели и меры социально-демографической политики. Структура ресурсов демографической политики. Поддержка семей с детьми. Проблемы эффективности демографической политики.

Общественное здоровье – главный показатель благополучия народа. Общественное здоровье и экономика. Качество общественного здоровья современной России.

Социальная защита населения. Направления и формы социальной защиты. Социальные трансферты. Социальное страхование и пенсионное обеспечение. Система медицинского страхования. Финансирование социального страхования.

Вопросы для самостоятельного изучения

Система социально-экономической поддержки семей с детьми. Источники средств для социально-экономической поддержки семей с детьми. Основные виды пособий семьям с детьми в период рыночных реформ. Пособие по беременности и родам. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. Единовременное пособие при рождении ребёнка. Ежемесячное пособие в период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 года. Ежемесячное пособие на ребёнка. Налоговые льготы.

  • 4.Собственность в государственном и муниципальном секторе. Основные типы коммерческих организаций в государственной и муниципальной собственности: государственные унитарные предприятия
  • 5.Особенности управления организациями государственного и муниципального сектора.
  • 6.Содержание понятий «государственный сектор », «муниципальный сектор», «общественный сектор»
  • 7. Человек как субъект экономики и общества.
  • 8.«Человек экономический» и «человек институциональный». Диалектика эгоизма и альтруизма определяет развитие человека.
  • 9. Потребности и интересы человека как фактор развития экономики государственного и муниципального сектора.
  • 10.Теория мотивации а. Маслоу. Закономерности развития потребностей.
  • 12. Индикаторы развития человека в экономике государственного и муниципального сектора.
  • 13.Человеческие ресурсы, человеческий капитал и человеческий капитал: роль в экономике государственного и муниципального сектора.
  • 14.Социальный капитал и социальный ресурс экономики государственного и муниципального сектора.
  • 16. Основные экономические функции государственного и муниципального сектора.
  • 17.Инструменты,с помощью которых государство воздействует на экономику, выполняя свои экономические функции.
  • 18.Сущность государственного и муниципального управления,общие принипы управления, методы управления.
  • 19. Государственная служба и местное самоуправление в системе управления государственным и муниципальным сектором: сущность, виды, принципы.
  • 20. Ресурсы государственного и муниципального сектора.
  • 21. Управление в муниципальном секторе. Вопросы местного значения.
  • 22. Органы местного самоуправления. Муниципальная служба.
  • 23.Провалы рынка- наличие монополий(монополизация рынка). Формы вмешательства государства.
  • 24. Провалы рынка- информационная асимметрия. Регулирующее воздействие государства по ее преодолению.
  • 25.Провалы рынка- внешние и внутренние эффекты. Формы вмешательства государства.
  • 26 Провалы рынка – общественные блага: свойства и классификация.
  • 27. Государственный и муниципальный сектор и производство общественных благ.
  • 28. Макроэкономические провалы рынка связаны:
  • 29 Проблемы переполнения и теория клубных благ.
  • 30 Естественные монополии и пути преодоления противоречий между экономическими и социальными аспектами их деятельности.
  • 31 Проблема «безбилетника» и необходимость участия государства
  • 32 Агентские отношения. Асимметричная информация в общественном секторе.
  • 33Теоретические основы экономического равновесия: понятие общего и частичного равновесия. Отличие от равновесия в государственном и муниципальном секторе от рыночного равновесия.
  • 34 Первая и вторая фундаментальные теоремы экономики благосостояния.
  • 35 Парето – эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса
  • 36 Общее (бюджетное) и частичные равновесия в государственном и муниципальном секторе.
  • 37 Два подхода к формированию бюджетной политики: кейнсианский и подход с позиции сбалансированности бюджета.
  • 38 Предложение общественных благ. Условия Самуэльсона-Парето оптимального производства общественных благ.
  • 39 Сущность и специфика общественного выбора в государственном и муниципальном секторе.
  • 40 Механизм голосования избирателей, принцип принятия решения большинством.
  • 41.Парадок избирателя- центриста,порядок и процедура учета интересов меньшенства.
  • 42 Теория общественного выбора в современной экономике.
  • 43 Группы социальных интересов. Логроллинг.
  • 44 Лоббизм. Поиск политической ренты.
  • 45 Необходимость производства товаров и услуг в государственном и муниципальном секторе.
  • 46.Масштабы государственного производства.
  • 47 Проблемы эффективности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, их реструктуризация.
  • 1.Предмет и методы экономики государственного и муниципального сектора.

    Предмет экономики государственного и муниципального сектора- формирование и использование ресурсов государственного и муниципального сектора и влияние государства и местных органов власти на экономическое положение и поведение фирм и домохозяйств.

    Методы исследования экономики государственного и муниципального сектора

    Под методом исследования понимается совокупность приемов и способов познания процессов экономических явлений и событий

    Классификация методов исследования:

      Общенаучные. Среди них различают:

      Теоретические

    А)методы-операции: анализ, синтез, индукция, дедукция,аналогия, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, моделирование

    Б) методы-действия: диалектические методы, постановка проблем, построение гипотез, доказательство

      Эмпирические методы:

    А) методы-операции: литературный обзор, анализ документов и материалов, наблюдение, измерение, опрос, экспертные оценки, тестирование.

      Методы действия: отслеживание объектов (мониторинг, изучение и обобщение опыта), преобразование объектов (эксперимент, опыт)

    2)Частнонаучные методы исследования:Экономическое наблюдение,Экономический эксперемент,Экономическое моделирование,Экономическая индукция,Построение экономических гипотез,Исторический анализ хозяйственных явлений и др.

    3)Методы междисциплинарного исследования – это совокупность интегративных способов, нацеленных на реализацию комплексных научных программ.

    Методы исследования, наиболее часто применяемые в экономики государственного и муниципального сектора:

      Традиционные методы формальной логики

      Метод теоретического обобщения и формализации

      Системный метод

      Структурно-функциональный метод

      Метод моделирования и систематизации

      Исторический и эволюционный методы исследования

    2.Признаки государства как рыночного субъекта.

    В качестве рыночного субъекта государство характеризуется 3 признаками:

      Регулирующий субъект

    В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы невозможно, практически исключено. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны как для общества, так и для природы. Поэтому рыночная экономика, более чем любая другая нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство в лице правительства, т.к. оно является институтом, представляющим все общество и обладающим правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Сейчас споры идут не о необходимости государственного регулирования, а его масштабах, формах и интенсивности. Проблема порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих изменений в масштабах и инструментарии государственного регулирования.

    2.Внерыночное происхождение государственного дохода.

    Рыночным является такой экономический субъект, который получает постоянный доход и за счет которого он осуществляет свои расходы. Следовательно, государство в той мере включено в экономику, в какой располагает доходом. Однако здесь вся тонкость заключается в том, что природа государственного дохода уникальна. Если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает в основном как результат неэкономический действий, т.е. как следствие перераспределения части доходов первичных рыночных субъектов (домохозяйств, фирм) в пользу государства.

    Это позволяет квалифицировать государство как вторичный или производный рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.

    Следовательно, доход государства – это не третий самостоятельный элемент наряду с доходами домохозяйств и фирм, не особое слагаемое общественного дохода, а принудительно обособляемое часть первичных рыночных доходов, созданных без государства, а часто и вопреки государству.

    Вот почему никто пожалуй так не заинтересован в росте доходов фирм и домохозяйств как государство. Потому что их доходы – это единственный источник налогового дохода государства.

    3.Императивный статус государства (от латинского «императив»- повелительный)

    Государство-это единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Однако эта обязанность жизненно необходима системе свободного предпринимательства, т.к. создает единые правила поведения для всех рыночных субъектов. Императивность придает государственному доходу обязательный характер. Основной механизм экономического вмешательства.

    Государственный сектор экономики – это важнейшее звено смешанной экономики, включающее комплекс организаций и учреждений, унитарных казенных предприятий, финансовых, золотовалютных, материальных и природных ресурсов, инфраструктурных, социально-культурных и иных имущественных объектов, находящихся в собственности государства.

    В системе государственного регулирования экономики государственный сектор занимает особое место. С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования,где государство является собственником, предпринимателем, крупным инвестором, организатором НИОКР, а также потребителем конечной продукции. С другой стороны, государственный сектор – самостоятельный комплексный инструментгосударственного регулирования экономики, обеспечивающий реализацию принимаемых государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом.

    Государственный сектор используется как инструмент регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса.

    Например, наличие действенного государственного сектора позволяет решить следующие задачи;

    · усилить контроль со стороны государства над важнейшими народнохозяйственными процессами;

    повысить общее антикризисное воздействие; регулировать потоки инвестиций;

    · упрочить независимость национальной политики государства в промышленности и других отраслях материального производства;

    · противостоять иностранному капиталу в стратегически важных областях экономики.

    Основными экономическими функциямигосударственного сектора являются:

    стабилизация экономического развития, достижение сбалансированного роста;

    · реализация государственной структурной политики;

    · поддержка и стимулирование коммерческого (частного) сектора;

    · поддержание определенного уровня цен;

    · решение проблем занятости;

    · обеспечение внешнеэкономического равновесия;

    · обеспечение приоритета социальных целей.

    Общественный сектор экономики

    Сущность, функции и структура государственного и муниципального сектора экономики

    Общественный сектор - важнейшее звено смешанной экономики, ее неотъемлемая составная часть - представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства и муниципалитетов.

    Общественный сектор (включающий относительно самостоятельные государственный и муниципальный блоки,) в узком смысле - это комплекс предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих различные виды социально-экономической деятельности (предпринимательскую, управленческую, гражданской защиты, социального обеспечения и услуг, культурную и др.), находящихся в государственной или муниципальной собственности и управляемых соответствующими органами, или назначаемыми (нанимаемыми) ими лицами.

    В более широком смысле в состав его структурных элементов включают всю совокупность объектов общественной (государственной и муниципальной) собственности - земли, природных ресурсов, предприятий, имущественных комплексов, денежных фондов, ценных бумаг, золотовалютных ресурсов и т.д. Важнейшей частью общественного сектора экономики является система государственных и муниципальных бюджетов и фондов социального страхования, а также федеральные, региональные и местные органы власти, управляющие всеми элементами сектора и осуществляющие государственное регулирование экономики. В этом случае функции общественного сектора в экономике отождествляются с государственными функциями регулирования экономики.

    Таким образом, государственный (муниципальный) сектор в экономике - многокомпонентный, многоуровневый и многофункциональный комплекс, посредством которого государство выполняет следующие функции:

    Формирование экономического потенциала страны, обеспечивающего хозяйственную жизнь общества;

    Мобилизация и перераспределение денежных средств;.

    Регулирование экономической деятельности, улучшение сбалансированности хозяйства и ликвидация диспропорций, выравнивание экономического цикла (с помощью государственных инвестиций, госзаказа, госзакупок, налоговых льгот и кредитов, создания и реконструкции предприятий инфраструктуры и т.д.);

    Формирование наиболее рациональной структуры народного хозяйства на основе реконструкции действующих и строительства новых предприятий в развивающихся отраслях и видах производства;

    Поддержка занятости населения путем сохранения существующих и создания новых рабочих мест;

    Организация производства общественных благ: развитие науки, НИОКР, подготовка и переподготовка кадров, интенсификация отдельных видов

    экономической деятельности с помощью государственных предприятий и организаций;

    Обеспечение экономической безопасности.

    В зависимости от целей, характера решаемых задач и источников финансирования в его составе можно выделить три основных блока.

    1. Государственные (муниципальные) предпринимательские структуры. К ним относятся государственные унитарные и федеральные казенные предприятия (заводы, фабрики, хозяйства и др.), муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные банки и страховые общества, государственные (муниципальные) коммерческие торговые и предоставляющие различные платные услуги учреждения, организации (например, "Рособо-рон-экспорт", "Российский кинопрокат", Новосибирсквнешторгбанк, Муниципальный банк, Новосибирскснабсбыт, НГТС и др.).

    ТЕМА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В СОВРЕМЕННОЙ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ

    Предмет экономики государственного и муниципального сектора

    Диалектика развития общества связана с его двойственной при­родой. С одной стороны - это отношения общества с человеком, с другой стороны - отношения общества с государством. В эконо­мике общественного сектора объединяется государственное регу­лирование институтов общества и человека. Система обратных связей государства, общества и человека является одной из сложнейших теоретических и практических проблем повышения эффективности обществен­ного сектора. Не человек существует для государства, а государ­ство - для человека.

    Экономика общественного сектора – фундаментальная наука , что означает, что в основу ее методологии заложены объективные универсальные законы, воспринимаемые с позиций диалектического развития. Экономика общественного сектора изучается на стыке экономической теории, социологии, политологии и психологии.

    Теоре­тической основой курса является сочетание политической эконо­мии, институционализма, микро- и макроанализа, мировой экономики, экономики государственного сектора зарубежных стран. Это особенно важно, так как в условиях глобализации экономика общественного сектора России и других стран сохраняет свои исторические тради­ции во взаимоотношениях государства, общества и человека.

    Предмет изучения экономики общественного сектора - роль и функции государства как хозяйствующего субъекта рыночной экономики, взаимодействие с другими хозяйству­ющими субъектами внутри страны и за рубежом. Подлежит рас­смотрению экономическая деятельность государственного сектора в целом, на федеральном, региональном и муниципальном уров­нях, а также в разрезе отраслей и видов экономической деятельно­сти.

    Важнейшие задачи курса экономики общественного сектора :

    Обоснование необходимости развития государственного сектора в рыночной экономике;

    Теоретическое обоснование необходимости государственного вмешательства в рамках микроэкономики с позиций эффективности и справедливости;

    Ознакомление с теорией общественного выбора, выявление проблем и трудностей государственного регулирования экономики;



    Ознакомление с инструментами и механизмами государственного вмешательства в экономику.

    Основные вопросы , рассматриваемыми экономикой общественного сектора, являются:

    Влияние общественного сектора на уровень и условия жиз­ни населения на основе производства и предоставления услуг на нерыночной основе, социальных выплат и исполь­зования других инструментов;

    Формирование доходов, расходов и имущества обществен­ного сектора;

    Влияние экономической политики и экономической дея­тельности общественного сектора на других участников экономической деятельности и их экономическое поведе­ние;

    Производство товаров и услуг общественным сектором на коммерческой основе.

    Рыночная экономика любой страны представляет собой смешанную экономическую систему , состоящую важнейших секторов – частного и общественного . Многообразие типов смешанных экономик, возникшее вследствие исторических особенностей формирования государственности, национального менталитета и других факторов, обусловило неоднозначность подходов к трактовке понятия «общественного сектора». Наибольшее распространение получили два подхода.

    Общественный сектор является совокупностью ресурсов эконо­мики, находящихся в распоряжении государства и общественных организаций (в том числе органов местного самоуправления). Он представляет собой часть экономического пространства, в котором:



    1. рынок не действует или действует только час­тично, а следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;

    2. производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

    3. экономическое равновесие между спросом и предложением общественного (коллективного) блага обеспечи­вается государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов, в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики.

    В общественном секторе осуществляет­ся производство экономических благ особого рода - общественных благ. Между рыночным и общественным секторами экономики, между государством и экономическими агентами возникают об­мен деятельностью и потоки экономических благ. Общественный сектор играет активную роль в кругообороте доходов, ресурсов, товаров и услуг.

    Поскольку в общественном секторе доминирует деятельность государства, часто его называют государственным. Такое отождествление общественного и государственного секторов в определенной степени допустимо.

    Цель функционирования общественного сектора (через механизмы реализации стабилизационной функции, а также функций распределения ресурсов и доходов) - формирование на определенной территории единого социально-экономического пространства.

    Общественный сектор включает три подсектора:

    государственный,

    добровольно-общественный,

    смешанный.

    С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, а с другой - существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами.

    Государственный сектор экономики: понимание в узком и широком смысле. Прежде всего, необходимо сказать, что никакого унифицированного подхода к определению и вычленению госсектора в самостоятельное понятие не существует. Здесь имеются разночтения, которые имеют целевую и национальную специфику. В связи с этим в настоящее время можно говорить о двух трактовках госсектора: в узком и широком смыслах . Сначала рассмотрим первый аспект.

    При определении сущности госсектора, как правило, исходят из того факта, что он является важнейшей составной частью национальной экономики. При этом отличительная черта государственного сектора экономики заключается в возможности государства осуществлять прямое и оперативное управление хозяйствующими субъектами, входящими в его состав. Само управление хозяйствующими субъектами государственного сектора экономики осуществляется государственными органами власти посредством своих представителей, участвующих в формировании стратегии и тактики деятельности предприятий госсектора.

    Методологической основой определения государственного сектора является понятие административно-хозяйственного управления юридическими лицами (хозяйствующими субъектами). Под административно-хозяйственным управлением понимается воздействие со стороны управленца (руководителя юридического лица) на деятельность юридического лица, направленное на максимально быстрое достижение поставленной цели. На основе данного понятия формулируется определение госсектора:

    Узкая трактовка « государственного сектора » - под государственным сектором экономики следует понимать совокупность юридических лиц (хозяйствующих субъектов), административно-хозяйственное управление которыми осуществляется государством через федеральные и региональные органы власти страны.Предпо­лагается, что государственный сектор призван представлять инте­ресы членов общества, поэтому его принято называть обществен­ным сектором.

    Широкая трактовка « государственного сектора » - под государственным сектором понимается совокупность экономических ресурсов, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и экономический бюджет, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные производственные предприятия, государственные земли, запасы полезных ископаемых.

    1.2. Экономика общественного сектора и экономика сектора общественного управления.

    Современная экономика является смешанной. Экономическая деятельность в ней осуществляется общественным (государствен­ным) сектором, а также частными нефинансовыми предприятия­ми, финансово-кредитными и другими организациями, часто объ­единяемыми общим понятием «частный сектор». Смешанной яв­ляется и экономика самого общественного (государственного) сектора. Составными частями общественного сектора являются сектор государственного управления и предприятия, принадлежа­щие или контролируемые государством, но относящиеся согласно общепринятому подразделению экономики на экономические сек­тора к нефинансовым и финансовым корпорациям. Основу обще­ственного сектора составляет сектор общественного (государствен­ного) управления, применительно к которому формируются также государственные финансы. Рассмотрим его место в системе эко­номических секторов экономики.

    В настоящее время при составлении прогнозов социально-экономического развития, формировании финансов, принципов по­строения статистики и экономическом анализе границы секторов экономикиопределяются в соответствии ссистемой национальных счет, которая принята во всем мире. Таким образом, обеспечиваются единые подходы к изучению экономики обще­ственного сектора и экономики других секторов. В системе национальных счетов, принятой Организацией Объединенных Наций в 1993 г., сектор государственного управле­ния выделяется как один из секторов экономики.

    Согласно этой системе хозяйствующие субъекты страны (институциональные единицы), владеющие и распоряжающиеся ак­тивами и вступающие в экономические отношения с другими хо­зяйствующими субъектами, в соответствии с осуществляемыми ими функциями и способами финансирования затрат объединя­ются в пять институциональных секторов экономики:

    Сектор нефинансовых корпораций;

    Сектор фи­нансовых корпораций;

    Сектор государственного управления;

    Сек­тор домашних хозяйств;

    Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ).

    К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Под институциональной единицей понимается хозяйствующий субъект (экономическая единица), который владеет и распоряжается активами от своего имени, при­нимает обязательства, вступает в экономические операции с дру­гими институциональными единицами, составляет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов. В качестве хозяйству­ющих субъектов принимаются как юридические лица (предпри­ятия, органы государственного управления, кредитные организа­ции, страховые компании и др.), так и домашние хозяйства, по­скольку они являются центрами принятия экономических решений. Субъекты хозяйствования располагают находящимися в постоянном обороте экономическими ресурсами.

    К нефинансовым корпорациям относятся находящиеся на экономической территории страны институциональные единицы (корпорации и квазикорпорации), основной функцией которых явля­ется производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство воз­мещаются из выручки от реализации. К этому сектору относятся, в частности, предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, торговли и др.

    К сектору финансовых корпораций относятся институциональ­ные единицы, основной функцией которых является финансово-кредитная деятельность, - органы денежно-кредитного регулиро­вания, банки, страховые компании, негосударственные пенсион­ные фонды и другие учреждения, осуществляющие финансовое посредничество.

    К некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства (население), относятся общественные некоммерческие организации, оказывающие нерыночные услуги домашним хозяй­ствам. Это общественные организации, включающие политические партии, профсоюзы, религиозные организации, различного рода общества, союзы и ассоциации, а также удовлетворяющие потреб­ности в области образования, здравоохранения, культуры и т.д. Они финансируются за счет взносов членов, пожертвований и доходов от собственности.

    Сектор домашних хозяйств объединяет физических лиц или группы лиц, живущих вместе и имеющих общий бюджет. Домаш­ние хозяйства распоряжаются своими ресурсами, имеют активы и обязательства, занимаются хозяйственной деятельностью. К ним относятся домашние хозяйства лиц, работающих по найму, домаш­ние хозяйства предпринимателей, домашние хозяйства самозаня­тых (лиц свободных профессий, владельцев мелких некорпоратив­ных ферм, семейных магазинов, кафе), домашние хозяйства лиц, живущих на трансферты (пенсионеры, студенты). Это сектор, в ос­новном потребляющий товары и услуги и производящий их для собственного потребления и реализации.

    Сектор государственного управления. К сектору государственного управления относятся институциональные единицы, наделенные правом на законодательную, исполнительную и судебную власть на территории страны или ее частей.

    Основными функциями сек­тора государственного управления являются:

    Обеспечение полити­ческой и регулирующей деятельности;

    Предоставление товаров и услуг на нерыночной основе для их коллективного или индивиду­ального потребления членами общества;

    Также перераспределение доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий. Это предопределяет его роль в качестве основы общественного сектора, его ведущего элемента. Соответственно, экономика сектора госу­дарственного (общественного) управления является центральным звеном экономики государственного (общественного) сектора.

    Общественный (государственный) сектор - это более широкое понятие, чем сектор государственного управления. Он объединяет сектор государственного управления и принадлежащие государству или контролируемые им предприятия и организации, производя­щие, как и предприятия частного сектора, товары и услуги на ос­нове коммерческой деятельности и являющиеся составной частью секторов нефинансовых и финансовых корпораций.

    1.3Состав государственного сектора экономики по организационно-правовым формам:

    Государственные унитарные предприятия;

    Государственные (бюджетные) учреждения;

    Акционерные общества, в уставном капитале которых контрольный пакет голосующих акций (более 50%) находится в государственной собственности (федеральной и/или субъектов Российской Федерации);

    Дочерние предприятия, основная (материнская) компания которых относится к госсектору;

    Предприятия, входящие в холдинг, головная компания которого относится к государственному сектору;

    Акционерные общества, в уставном капитале которых контрольный пакет голосующих акций (более 50%) находится в собственности государственных унитарных предприятий;

    Предприятия, в уставном капитале которых имеется «золотая акция», находящаяся в руках государства.

    Основные направления деятельности общественного сектора экономики:

    Предоставление общественных благ;

    Перерас­пределение доходов и богатства и оказание социальной помощи населению;

    Производство и реализация товаров и услуг на коммерческой основе предприятиями, принадлежащими или конт­ролируемыми государством.

    В силу своей особой роли государство может также оказывать воздействие на экономическое поведение субъектов хозяйствования путем принятия законодательных и иных нормативных актов, налогообложения, субсидий и других мер регулирования экономической деятельности.



    Похожие статьи