Характеристика налогов, сборов и страховых взносов российской федерации. Федеральные налоги и сборы Общая характеристика системы федеральных налогов и сборов

Система налогов и сборов (не путать с налоговой системой !) — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Принцип подвижности (эластичности) налогообложения за-ключается в том, что некото-рые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции.

Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардиналь-ное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Од-ним из атрибутов данного принципа является требование ст. 5 НК о том, что изменения в части установления новых налогов или сбо-ров должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их офици-ального опубликования.

Принцип налогового федерализма следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по пово-ду установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.

Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплатель-щика. Исходя из этого принципа в ст. 32 НК за налоговыми органами закреплена обязанность бесплатно информировать налогопла-тельщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип однократности обложения базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом. Другими словами, один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определенный законодательством налоговый период. Данный принцип воплощен, в частности, в ст. 38 НК, где сказано, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Следует заметить, что совокупность представленной системы принципов не является общепринятой в теории и практике налого-обложения.

1.75

Правовая база (основа) налоговой системы включает (рис. 12.1): правовую систему налогообложения (рис. 12.3), систему налогов и сборов, специальные налоговые режимы.

Общая характеристика системы налогов и сборов

В Российской Федерации устанавливаются следующие налоги и сборы: федеральные, региональные и местные. Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными и местными признаются налоги, устанавливаемые НК РФ и соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Региональные налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, а местные налоги – на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении каждого регионального и местного налога определяются налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному налогу. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и местного самоуправления могут также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Другие элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.

Рис. 12.4.

1, 2, 3, …, 27 – примерная (возможная) последовательность действий; КГН – консолидированная группа налогоплательщиков

По уровням бюджетов налоги и сборы распределяются следующим образом.

I. Федеральные налоги и сборы:

  • 1) налог на добавленную стоимость;
  • 2) акцизы;
  • 3) налог на прибыль организаций;
  • 4) налог на доходы физических лиц;
  • 5) государственная пошлина;
  • 6) налог добычу полезных ископаемых;
  • 7) сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  • 8) водный налог.

II. Региональные налоги:

  • 1) налог на имущество организаций;
  • 2) транспортный налог;
  • 3) налог на игорный бизнес.

III. Местные налоги:

  • 1) земельный налог;
  • 2) налог на имущество физических лиц.

Следует отметить, что налоги за пользование природными ресурсами относятся как к числу федеральных (налог на добычу полезных ископаемых, водный налог), так и к числу местных (земельный налог). Распределяются по уровням и налоги на имущество: налог на имущество организаций отнесен к региональным налогам, а налог на имущество физических лиц – к местным. По-видимому, при распределении налогов по уровням бюджетов законодатель исходил из возможности обеспечения финансирования бюджета и собираемости налогов. Очевидно, например, что земельный налог и налог па имущество физических лиц будут в большей степени собираемы, когда они относятся к местным налогам, так как в этом случае обеспечивается наиболее полный учет объектов налогообложения, сокращаются расходы на сбор налогов и повышается заинтересованность органов местного самоуправления в сборе налогов.

Общие условия установления налогов и сборов

Налог как комплексное экономико-правовое явление включает в себя совокупность определенных взаимодействующих составляющих (элементов), каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. НК РФ введено правило, согласно которому налог считается установленным лишь в том случае, когда соответствующим законодательством определены налогоплательщики и все следующие существенные элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Пока остается не определенным хотя бы один из указанных элементов, налог не может считаться установленным и не может взиматься. При установлении сборов их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Объектами налогообложения являются реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй ПК РФ.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.

Налоговая база и порядок ее определения но региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ, а налоговые ставки по региональным и местным налогам – соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных кодексом.

Налоговую базу по итогам каждого налогового периода исчисляют:

  • организации – на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением;
  • индивидуальные предприниматели – на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
  • остальные налогоплательщики – физические лица – на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

Правила определения налоговой базы, предусмотренные для организаций и индивидуальных предпринимателей, распространяются также на налоговых агентов.

Для организаций установлено особое правило по внесению исправлений в налоговую базу. Так, при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым периодам, все исправления касаются только периода совершения ошибки и не относятся к налоговой базе текущего периода.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов , по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Налоговый период организаций, существующих неполный календарный год (созданных, реорганизованных или ликвидированных в течение года), определяется по правилам, рассмотренным в табл. 12.2.

Порядок исчисления налога

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Однако обязанность по исчисле-

Таблица 12.2

Правила определения налогового периода (ст. 55 НК РФ)

Ситуация

Налоговый период

Организация была создана после начала календарного года

Со дня создания до конца года

Со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания

Организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года

От начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации)

Организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года

Организация создана в период с 1 по 31 декабря текущего года и ликвидирована (реорганизована) в следующем году

Со дня создания до дня ликвидации (реорганизации)

нию суммы налога в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, может быть возложена на налоговой орган или налогового агента. В этих случаях налогоплательщику направляется налоговое уведомление, в котором указываются размер налога, расчет налоговой базы и срок уплаты налога.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Уплата налога производится разовой уплатой в наличной или безналичной форме всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Для каждого налога устанавливается конкретный порядок его уплаты: по федеральным налогам – Налоговым кодексом РФ; по региональным налогам – законами субъектов РФ; по местным налогам – нормативными правовыми актами органов муниципальных образований.

Общим требованием законодательства является самостоятельная уплата налога налогоплательщиком. Однако действующее законодательство предусматривает возможность уплаты налога путем удержания его налоговым агентом у источника выплаты, а также посредством использования института налогового представительства.

Налоги существовали еще на Руси. Постепенно налогообложение претерпевало изменения, в результате чего в отдельную группу были выделены федеральные и региональные налоги, а также местные. Региональные и местные выплаты гражданам России известны в большей степени, нежели федеральные, о чем далее и пойдет речь.

Система налогообложения в России. Виды налогов

Федеральные налоги – это отдельная часть всей налоговой системы, которая действует на территории всей России. К федеральным налогам относятся все выплаты, которые прописываются в кодексах России, а также регулируются законодательными актами и нормами принятых приказов и постановлений. В федеральные налоги и сборы входят следующие выплаты:

  1. налог на добавленную стоимость (НДС);
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  4. налог на прибыль организаций;
  5. налог на добычу полезных ископаемых;
  6. водный налог;
  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  8. государственная пошлина.

Представленные виды имеют свои фиксированные ставки и составляют основу всего бюджета страны. Рассматривая список федеральных налогов, следует внести ясность относительно определения и утвержденных ставок по России.

Налог на доходы физических лиц

Среди видов федеральных налогов представленная разновидность занимает первое место по значимости и финансовой составляющей. Именно НДФЛ занимает более половины полученных налоговых отчислений в стране.

Отвечая на вопрос: НДФЛ – какой налог (федеральный или региональный) – можно смело утверждать, что представленный вид сбора носит повсеместный характер, а значит, федеральный. Сбор представляет собой процентную ставку от всех получаемых гражданами России доходов – основная заработная плата, подработки, полученный доход от продажи имущества (с определенными условиями оплаты), а также выигрыши и прочие поступления на счета.

– это федеральный налог, который не следует путать с местным или региональным сбором. В отношении его установлена процентная ставка в размере:

  • 9% — на полученные дивиденды до 2015 года в отношении физических лиц, а также на доходы по ипотечным покрытиям до 2007 года;
  • 13% — ставка действует на полученные доходы от различных видов трудовой деятельности;
  • 15% — на полученные дивиденды до 2015 года, налогоплательщиками выступают организации-резиденты России;
  • 30% — ставка действует на все доходы для нерезидентов России;
  • 35% — на определенные виды выигрышей и призов.

В представленной ситуации устанавливается календарный год в качестве отчетного периода. осуществляется до 30 апреля следующего за отчетным периодом.

Федеральный налог НДФЛ имеет определенные отличия для граждан и организаций, что представлено в таблице.

Физическим лицам Индивидуальным предпринимателям Юридическим лицам
Плательщики Резиденты России и нерезиденты Физические лица, зарегистрировавшие свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя — Российские организации;
— Индивидуальные предприниматели;
— Нотариусы, занимающиеся частной практикой;
— Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
— Обособленные подразделения иностранных организаций в РФ
Налоговая база — Вознаграждения, полученные не от налоговых агентов;
— Суммы от продажи собственности, если во владении физическое лицо было менее 3 лет;
— Суммы, полученные от источников, находящихся заграницей;
выигрыши и призы;
— Суммы от продаж рукописей, картин и прочих предметов, полученных физическим лицом по факту наследования;
— Суммы, полученные на основе договора дарения.
— Весь полученный доход от предпринимательской деятельности.
— Доход = выручка – расходы, подтвержденные документально.
Все доходы от деятельности, полученные налогоплательщиком
Порядок расчета Ставка налога * налоговая база (сумма дохода) — С подтверждением расходов: доход * 13%.
— Без подтверждения расходов: Выручка * 20%.
Налогооблагаемая база = полученный доход – налоговые вычеты.
Налог = налогооблагаемая база * ставка налога
Налоговые ставки Действуют вышеуказанные ставки — 13% — используется при расчете полученной прибыли;
— 20% — используется при отсутствии возможности документального подтверждения расходов
— 20% на налог от прибыли в определенных структурах;
— 13% — на доход с документальным подтверждением расходов
Уплата налога Подача декларации – до 30 апреля, оплата налогов – до 15 июля Подача декларации – до 30 апреля года, последующего за отчетным периодом.
Авансовые платежи вносятся:
— Не позднее 15 июля за период с января по июнь текущего года;
— Не позднее 15 октября за период июль-сентябрь;
— Не позднее 15 января за период октябрь-декабрь.
До 1 апреля необходимо подать налоговую декларацию

Выше уже было сказано, что относится к федеральным налогам и сборам, а также особенности расчета выплат с учетом налоговых вычетов. Необходимо разобрать, что входит в перечень федеральных налогов РФ. Здесь выделяют:

  • стандартные налоговые вычеты – эти суммы прописываются в статье 218 НК РФ федеральных налогов, отождествляют вычет на ребенка и на налогоплательщика;
  • социальные – статья 2019 НК РФ – расходы на благотворительность, обучение и прочие направления;
  • инвестиционные – статья 219.1 НК РФ – при осуществлении инвестиционной деятельности налогоплательщиком;
  • имущественные – статья 220 НК РФ – возможность вернуть 13% суммы от приобретенной недвижимости при уплате налогов ранее;
  • профессиональные – статья 221 НК РФ – авторские вознаграждения и прочие доходы от профессиональной деятельности;
  • вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами – статья 220.1 НК РФ.

Все федеральные налоги прописаны в НК РФ – документ регулярно претерпевает изменения, о чем следует помнить при подаче декларации.

Налог на прибыль организаций

Общая характеристика федеральных налогов и сборов не может не осветить отдельно моменты начисления налога на прибыль организаций. Отвечая на вопрос, налог на прибыль – федеральный или региональный, в соответствии с законодательством устанавливается, что это федеральный налог. Объясняется подобное единым исчислением размеров, оплатой на всей территории РФ, а также утвержденной ставкой. По данному вопросу необходимо выделить следующие данные:

  • Налог на прибыль – это сумма налога, которая рассчитывается с учетом предварительно проведенных расчетов.
  • Плательщиками выступают все российские и иностранные юридические лица, работающие на территории страны, а также иностранные компании, являющиеся резидентами России.
  • Налоговая база – это разница от полученной прибыли и расходов.
  • Основная ставка налога – 20%, которая применяется к ранее полученной налоговой базе.
  • Налог на прибыль требует обязательной подачи декларации каждый квартал текущего года. Возможна ежемесячная уплата налогов.

Для организаций существует . УСН – федеральный это или региональный налог? Это знает далеко не каждый предприниматель. Но в вопросах, какой налог УСН – федеральный или региональный, все не так просто относительно законодательства. Так, в статьях 13-15 НК РФ прописывается полный перечень налоговых сборов, в которых нет упрощенной системы. Но в статье 12 НК РФ уточняется, что могут быть установлены специальные налоговые режимы, в рамках основного перечня. Поэтому упрощенная система – это федеральный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС – федеральный налог или региональный? Это федеральный косвенный налог, который уплачивается продавцами в момент реализации товаров. Плательщиками признаются организации и предприниматели. Налоговая база в федеральных налогах представленного характера устанавливается в двух направлениях. Первый способ определения – расчет проводится на день полной или частичной оплаты от предстоящих поставок товаров или услуг. Второй – на день отгрузки товаров и услуг.

Важно знать: : виды, отличия от косвенных налогов, таблица.

В определении, какой налог НДС – федеральный или региональный – покупатели или пользователи услуг особенно не задумываются. Большинство попросту обращают внимание на стоимость товара или услуг, а она формируется с учетом представленного налогообложения.

Акцизы

Отдельного рассмотрения заслуживают акцизы – какой это налог: федеральный или региональный? Акциз – это косвенный налог, который взимается с цены товара или предоставленных услуг. Представленный сбор причисляется к определенным видам продукции – алкогольной, табачной, топливу и прочим товарам. Оплачивают эти сборы организации, индивидуальные предприниматели, а также продавцы, которые доставляют товар через таможенные границы.

Налоговые ставки устанавливаются следующим образом:

  • по твердой ставке;
  • по адвалорной ставке – учитывается оценочная стоимость товара на таможне;
  • по комбинированной ставке.

Справка: Адвалорная ставка – ставка, установленная в процентах от стоимости объекта обложения.

Ставки акциза на каждый вид товара в полной мере перечислены в статье 193 НК РФ.

Налогоплательщиками в данном случае выступают организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются добычей полезных ископаемых. Объектами налогообложения выступают:

  • полезные ископаемые, которые добываются из недр России;
  • ископаемые, извлеченные из отходов и подлежащие отдельному лицензированию;
  • ископаемые, которые добываются за пределами России.

Ставки налогов представлены в статье 342 НК РФ. Налоговый период – каждый месяц. Оплата сбора происходит не позднее 25 числа месяца следующего за налоговым периодом.
(В НК РФ данный налог регулируется в Главе 26. Налог на добычу полезных ископаемых (ст.ст. 334 — 346)).

Водный налог

Статья 13 НК РФ указывает, водный налог – это федеральный или региональный. Это федеральный налог, который отдельно прописывается в главе 25.2 НК РФ. Здесь представляются следующие данные:

  • налогоплательщиками выступают организации и физические лица, которые пользуются водным сырьем вследствие ведения определенного вида деятельности;
  • объекты налогообложения – это используемая вода и использование отдельных водных объектов;
  • налоговой базой представляется объем воды, площадь предоставленного водного пространства и прочее в зависимости от вида деятельности налогоплательщика;
  • налоговый период – квартал;
  • налоговая ставка прописывается в статье 333.12 НК РФ;
  • уплачивается налог не позднее 20 числа месяца следующего за налоговым периодом.

Федеральные налоги и сборы в 2019 году претерпели изменения, о чем следует узнавать заранее – перед подачей декларации, если она заполняется самостоятельно налогоплательщиками.

Также необходимо рассмотреть лесной налог – это федеральный или региональный сбор. Лесной налог – это федеральные выплаты, которые уплачиваются аналогично водному (в соответствии с используемыми лесными ресурсами налогоплательщиками).

Механизм исчисления федеральных налогов

Примеры исчисления федеральных налогов были прописаны выше в таблице. В данном случае нет ничего сложного – налоговую базу следует умножить на ставку, утвержденную на момент подачи декларации и уплаты сбора. Особенное внимание заслуживает исчисление налоговой базы, что происходит в соответствии с имеющейся деятельностью у налогоплательщика.

Порядок уплаты

Чтобы уплатить федеральный налог, необходимо предварительно подать декларацию в Налоговую службу. Это можно сделать по почте России (отправить письмом с уведомлением), на сайте ФНС или обратиться лично. После подачи декларации сотрудники составляют квитанцию для уплаты сбора налогоплательщиком. В назначенный срок проводят оплату.

С каких товаров не взимается федеральный налог

Несмотря на то, что федеральный налог является обязательным для уплаты, существует перечень товаров и услуг, которые не подлежат налогообложению.

В список входят:

  • хлебобулочные изделия;
  • детская одежда и обувь;
  • лекарства и ортопедические изделия;
  • услуги ЖКХ;
  • путевки в санатории и оздоровительные учреждения, выданные инвалидам;
  • учебная и научная книжная продукция и прочее.

Полный перечень товаров и услуг представлен в статье 350 главы 27 НК РФ.

Обязательно ли платить федеральные налоги?

Отсутствие своевременной оплаты федеральных или местных налогов приводит к наложению уголовной ответственности. В данном случае руководствуются статьей 198 УК РФ.

Подробно были рассмотрены вопросы, какие налоги относятся к федеральным выплатам, и каковы особенности их уплаты. Представленные сведения важны для граждан России, как и следующие интересные факты:

  • Резидентами России являются люди, находящиеся на территории страны более 183 дней в году. В противном случае налогоплательщики признаются нерезидентами, а значит, уплачивают федеральные налоги РФ по повышенным ставкам.
  • В налоге на прибыль существуют специальные КБК (коды бюджетной классификации), где выделяют федеральный бюджет в частности. Система используется для лучшего отслеживания уплаты всех налогов, которые должен уплачивать налогоплательщик.
  • – региональный или федеральный? Однозначно, региональный. Каждая область имеет право устанавливать свою ставку для внесения сборов.

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации , то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания , разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета :
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы :
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Сравнение налога и сбора

Основание Налог Сбор
1 Цель поступления в бюджет Не имеет определенного целевого назначения Предназначен для обеспечения деятельности государственных органов, предоставляющих определенные права или услуги предпринимателям
2 Законодательное установление Налог считается введенным, если в законном акте определены его плательщики, установлена база, ставка и другие обязательные элементы Элементы сбора определяются в индивидуальном порядке, в зависимости от его характера.
3 Регулярность уплаты Налог платится с той или иной установленной законом регулярностью, периодичностью и систематичностью Имеет разовый характер, платится в конкретно необходимых ситуациях, когда в этом заинтересован сам плательщик
4 Время уплаты Привязан к определенному периоду – налоговому и отчетному, являющемуся необходимым элементом налога; крайние сроки уплаты строго регламентированы Не имеет отношения к определенному времени, обусловлен потребностью предпринимателя получить услугу или вступить в правовые отношения с представителем государства
5 Окончание платежей Пока предприниматель не ликвидировал фирму, он постоянно будет платить установленные налоги Платится один раз
6 Расчет суммы Зависит от произведения налоговой базы на установленную ставку, могут применяться специальные режимы – льготы Сумма зафиксирована и является равной для всех
7 Подход законодателя Вводя налог, законодательство стремится учитывать реальные возможности плательщиков и может установить дифференцированный подход Для суммы сбора не имеют значения индивидуальные особенности предпринимателя и его деятельности: это твердая цена за услугу
8 Последствия уплаты Уплата налога гарантирует только отсутствие неприятных последствий, в остальном это действие безвозмездное Уплата сбора предусматривает индивидуальную возмездность: перечислив сбор, плательщик получает определенное право
9 Последствия неуплаты Принудительное взыскание недостающей суммы, пеня за просрочку платежа, штраф за несвоевременную уплату или проблемы с декларацией Государственный орган просто не совершит требующееся плательщику действие, за которое не была перечислена оплата
10 Форма Исключительно денежная Если законодательство прямо предусматривает, сбор может иметь и другую форму, помимо денежной

В результате изучения данной главы студент должен:

  • знать философско-правовые положения о системе налогов и сборов; специфические особенности формирования и характерные признаки системы налогов и сборов; особенности введения и установления видов налогов и сборов, элементный состав налогов и сборов;
  • уметь свободно оперировать юридическими понятиями и категориями системы налогов и сборов;
  • владеть навыками применения в практической работе нормативного правового акта, регулирующего отношения в области налогов и сборов; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий в сфере налоговых отношений.

Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов

Понятие "система налогов и сборов" сформировалось в российском законодательстве сравнительно недавно – с принятием в 1998 г. части первой НК РФ. Однако дефиниции "система налогов и сборов" законодательство о налогах и сборах не содержит.

Анализ положений гл. 2 ПК РФ дает основания предположить, что законодатель отождествляет понятия "система налогов и сборов" и "виды налогов и сборов", установленные в Российской Федерации (ст. 13–15 НК РФ). Действующая в Российской Федерации система налогов и сборов строится в соответствии с государственным устройством Российской Федерации. Она включает три уровня: федеральный, региональный и местный. Основными критериями законодательного выделения видов налогов и сборов в Российской Федерации являются законодательный источник установления налога (сбора) и территория, на которой он взимается.

Как замечает И. И. Кучеров, важнейшее значение для типизации системы налогов и сборов государства имеет его национальное или административно-территориальное устройство .

К системе налогов и сборов можно также отнести предусмотренные соответственно гл. 26.1 ПК РФ – единый сельскохозяйственный налог, гл. 26.2 НК РФ – единый налог, взимаемый в рамках упрощенной системы налогообложения, гл. 26.3 ПК РФ – единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, гл. 26.5 НК РФ – патентную систему налогообложения. "Важно подчеркнуть, что элементами системы налогов и сборов являются налоги и сборы, поименованные в законодательстве и имеющие потенциальную возможность быть установленными на территории Российской Федерации", – отмечает А. А. Ялбулганова .

Система налогов и сборов представляет собой своего рода "инвентарный список" фискальных платежей, установленных и взимаемых на различных уровнях – общегосударственном (федеральном), региональном и муниципальном. Конкретное количество налогов, устанавливаемых в рамках национальной системы налогов, зависит от ряда обстоятельств, среди которых господствующие позиции занимают, например, экономические расчеты и принципы установления и взимания налогов и сборов. Состав системы налогов и сборов напрямую зависит не только от уровня национальных публичных финансов, от текущей налоговой политики, от других направлений экономической политики – торговой, таможенной и т.д., но также и от ряда других социокультурных факторов – исторических традиций, уровня налоговой культуры и правосознания населения и т.д. .

Система налогов и сборов – динамичная экономико-правовая категория. Введение, трансформирование и отмена отдельных налогов и сборов соотносятся с текущими целями и задачами налоговой и бюджетной политики государства (зависят от них).

Все фискальные платежи, входящие в систему налогов и сборов РФ, несмотря на кажущиеся различия, обладают единством в подходах по их установлению и введению, единой структурой юридического состава, т.е. единым набором элементов налогообложения и сборов, единым подходом к правовой регламентации процедуры установления и взимания названных платежей и единым механизмом государственного принуждения, обеспечивающим надлежащую уплату этих налогов и сборов. Все это позволяет судить о системе налогов и сборов не как о наборе несогласованных между собой платежей, а как о взаимосвязанной целостной системе, обладающей определенным строением .

Наряду с понятием "система налогов и сборов " в научной литературе часто используется и понятие "налоговая система". Несмотря на кажущееся сходство этих терминов, смешивать их нельзя, предупреждает А. А. Ялбулганов.

Таким образом, налоговая система Российской Федерации – это система налогов и сборов, действующих на территории РФ, а также правила установления и функционирования системы налогов и сборов. Как отмечает А. А. Ялбулганов, правовое значение понятия "налоговая система" заключается в том, что с его помощью можно очертить правовое поле налогового права, т.е. определить всю совокупность отношений, на которые распространяется действие налогово-правовых норм.

Налоговая система и система налогов соотносятся как целое (налоговая система) и его часть (система налогов).

Налоговая система – это совокупность установленных в государстве налогов и сборов. Система налогов – это совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством, – такую позицию высказал С. Г. Пепеляев



Похожие статьи