Характеристика основных налогов и сборов в рф. Система налогов в российской федерации Общей характеристикой для налогов и сборов является

Система налогов и сборов - определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности государственно-территориального устройства страны.

Одним из важнейших принципов налогообложения является принцип единства системы налогов и сборов, вытекающий из Конституции РФ (ст.

8, 71, 72). Гарантии единства экономического пространства нашли отражение в НК РФ: не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Принцип единства системы налогов и сборов означает действие на всей территории страны одних и тех же налогов и сборов, что обусловлено задачей государства в области налоговой политики унифицировать обязательные платежи. Цель подобной унификации состоит в достижении равновесия между правом субъектов РФ и муниципальных образований устанавливать налоги и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции России (ст. 34, 35), а также конституционного принципа единства экономического пространства. Данной цели служит и установление исчерпывающего по своему характеру перечня региональных и местных налогов.

Таким образом, система налогов и сборов России представляет собой совокупность налогов, пошлин и сборов, отражающих федеративное устройство России, установленных на основе принципов и в порядке, предусмотренных федеральными законами, взимаемых на территории РФ с физических и юридических лиц и поступающих в бюджетную систему РФ и внебюджетные фонды. Современная система налогов и сборов России определяется Налоговым кодексом.

В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов: -

федеральные налоги и сборы; -

региональные налоги и сборы; -

местные налоги и сборы.

Такая трехуровневая система присуща многим государствам, имеющим федеративное устройство.

Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации22.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога; налоговые льготы в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.

Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога; налоговые льготы в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ.

В России установлены и действуют следующие федеральные налоги: -

налог на добавленную стоимость; -

налог на прибыль организаций; -

налог на доходы физических лиц; - единый социальный налог; -

государственная пошлина; -

налог на добычу полезных ископаемых; -

налог на наследование или дарение; -

водный налог; -

сбор за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов1.

В перечень региональных налогов входят: -

налог на имущество организаций; -

транспортный налог; -

налог на игорный бизнес2; К местным налогам относятся: -

земельный налог; -

налог на имущество физических лиц3.

Классификация налогов по различным основаниям представлена на схеме (см. схему 12).

Перечень дан в редакции Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 95-ФЗ по состоянию на 1 января 2005 г. 2

Еще по теме § 1. Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов в Российской Федерации:

  1. Глава IV. СООТНОШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЧАЛ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  2. ГЛАВА 1.ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГОФЕДЕРАЛИЗМА
Налоговое право. Конспект лекций Белоусов Данила С.

Лекция 18. Общая характеристика федеральных налогов и сборов

18.1. Основные положения

Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации и местный. Ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) налог на дарение;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории страны. Каждый вид налога отнесен к тому или иному уровню исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственные органы субъектов Российской Федерации или муниципальные образования. Следует отметить, что независимо от закрепления налогов за определенным уровнем бюджетной системы принимать решение по конкретным вопросам налогообложения соответствующие законодательные (представительные) органы могут только в пределах своей компетенции.

Уровни налоговой системы не совпадают со звеньями бюджетной системы: если в бюджет Российской Федерации зачисляются только федеральные налоги, то в региональные и муниципальные бюджеты могут поступать отчисления от федеральных или региональных налогов соответственно.

Федеральные налоги устанавливаются законами Российской Федерации и подлежат взиманию на всей ее территории. Льготы по ним закрепляются только федеральными законами, но органы представительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты. По общему правилу ставки федеральных налогов определяются Федеральным Собранием, однако ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов, минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.

Таким образом, в соответствии с законодательством к федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; налог на доходы физических лиц; налог на пользование недра-ми; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; лесной налог; водный налог; экологический налог.

Кроме основной массы налогов в структуре федеральных обязательных платежей выделены:

сборы (взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; таможенные сборы; лицензионные сборы);

пошлины (государственная пошлина; таможенная пошлина).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Всё об УСН (упрощенной системе налогообложения) автора Терехин Р. С.

4.2.25. Суммы налогов и сборов Имеются в виду суммы, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением суммы единого налога, уплаченной в соответствии с применением УСН. Эти платежи могут быть учтены в составе расходов при

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

20. Система налогов и сборов РФ Система налогов и сборов РФ – это совокупность определенных налогов и сборов, которые образуют группы и тесно связаны между собой. Законодательство РФ о налогах и сборах устанавливает правила и порядок их взимания.В соответствии с гл. 2 НК

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

35. Понятие срока уплаты налогов (сборов) и порядок их установления. Изменение срока уплаты налогов и сборов Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в

Из книги Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

113. Понятие налогов и сборов Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных

автора Гартвич Андрей Витальевич

Классификация налогов и сборов Налоги и сборы можно классифицировать по следующим основаниям: уровень территориального устройства Российской Федерации, в чью пользу уплачивается налог; укрупненный объект налогообложения; налоговый

Из книги «Упрощенка» с нуля. Налоговый самоучитель автора Гартвич Андрей Витальевич

Уплаченные суммы налогов и сборов В составе расходов признаются уплаченные суммы налогов и сборов, за исключением налога, уплачиваемого при применении УСН.Подробнее эти налоги и сборы рассматриваются в главе «Прочие налоги и платежи в

автора Смирнов Павел Юрьевич

7. Сборщик налогов и (или) сборов и лица, контролирующие правильность исчисления и полноту уплаты налогов. Общие положения Налоговый кодекс РФ (НК РФ) вводит понятие «сборщик налогов и (или) сборов».В ст. 25 НК РФ предусмотрено, что в ряде случаев, предусмотренных НК РФ, прием

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

28. Сроки уплаты налогов и сборов Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору ст. 57 НК.Они определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено,

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

31. Порядок уплаты налогов и сборов Порядок уплаты налогов и сборов определен ст. 58 НК.Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства.Уплата производится в наличной или

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

54. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, недееспособными. Исполнение обязанности по уплате налогов реорганизованных и ликвидированных организаций Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

2.1. Уплата федеральных налогов Федеральные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на территории всей Российской

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

6. Система налогов и сборов «Налоговая система» и «система налогов» – не тождественные понятия. Они соотносятся как род и вид, то есть как общее и часть. Налоговая система охватывает все общественные отношения, так или иначе связанные с налогообложением. Таким образом,

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

Лекция 5. Правовые основы системы налогов и сборов 5.1. Система принципов налогообложения Принцип построения системы налогов и сборов представляет собой исходное положение, лежащее в основе налоговой системы государства, предопределяющее возможность норм налогового

Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

104. Экономическое понятие налогов и сборов, виды налогов Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или

Из книги Микроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

ЛЕКЦИЯ № 1. Общая характеристика рыночной экономики 1. Спрос: его факторы и закон Функционирование рынка и экономики в целом обеспечивается уравновешенными отношениями купли-продажи. В связи с этим на рынке действуют покупатели и продавцы как самостоятельные

Из книги Планирование на предприятии: конспект лекций автора Маховикова Галина Афанасьевна

Лекция 4 Общая характеристика текущего технико-экономического планирования Технико-экономическое планирование является средством реализации стратегического плана, заключается в краткосрочном планировании деятельности предприятия в целом и его бизнес-единиц,

2.1 Признаки налога и сбора

Налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве. Налог - одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог – понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение, как элемент экономического строя общества, присуще всем государственным системам, как рыночного, так и не рыночного типа хозяйствования. Процесс взимания налогов осуществляется государством и, более того, является его функцией.

Определение понятия «налог» тесно связано с категорией «государство». Оно зависит не только от раскрывающих данное понятие теоретических концепций, но и от уровня развития самого государства, состояния его экономики и социально-политических отношений. Знакомства с налоговой системой достаточно для того, чтобы судить о том, на какой ступени развития находится государство. Если в налоговой системе сделан акцент на косвенном и имущественном налогообложении, то, вероятнее всего, мы имеем дело со слаборазвитой в промышленном отношении страной. Если же в структуре налогов преобладают прямые налоги, объектом которых выступают доходы граждан, юридических лиц, их имущество, то это свидетельствует о том, что речь идет о высокоразвитой экономике.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ). При этом должны соблюдаться принципы справедливости по отношению к плательщику и достижения большей эффективности взимания налогов.



Для анализа этой категории следует выделить ее признаки. Признаки налога - это неотъемлемые существенные свойства налога универсального характера, по наличию полной совокупности которых в законодательной практике из всей совокупности обязательных платежей в пользу государства можно идентифицировать налоговые платежи. В приведенном выше понятии можно выделить три признака налога:

- обязательности (императивности) - отличает уплату налога, как безусловную обязанность налогоплательщика при возникновении у него объекта налогообложения. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения в полном объеме возложенной на него обязанности. Обязательность налога обеспечивается мерами государственного принуждения, т.е. силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, которые при нежелании налогоплательщика добровольно исполнить свою обязанность сделают это принудительно;

- индивидуальной безвозмездности - отсутствие прямого встречного исполнения какого-либо обязательства со стороны государства по отношению к конкретному налогоплательщику, т.е. оклад налога никогда не возвращается субъекту налога и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо действия (ввоза, вывоза товаров), ни документа. Этот признак выделяет пошлины из налогов.

- смена формы собственника - посредством налогов часть собственности индивидуума (корпорации) в денежной форме переходит в государственную, при этом образуется централизованный денежный фонд (бюджетный фонд). Суммы налогов поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Поэтому налоги не являются целевыми отношениями. Этот признак позволяет отличить их от сборов (целевой сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образовательных учреждений, курортный сбор).

Существуют еще два фундаментальных признака налога, с помощью которых из всей совокупности обязательных платежей можно уверенно выделить именно налоговые, а именно регулярности (периодичности) уплаты и законности.

Признак относительной регулярности означает определенную периодичность - уплаты налога в строго отведенные законом сроки, т.е. налог - это не разовое, а регулярное изъятие денежных средств, при условии сохранения у налогоплательщика объекта налогообложения.

Законность как признак означает, что установление, порядок исчисления и уплаты налогов, их изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона. Налогоплательщики обязаны уплачивать только законно установленные налоги.

Таким образом, наиболее полным видится следующее определение категории «налог».

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Согласно ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Схожесть и различия признаков налога и сбора представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1. - Признаки налога и сбора

Признаки
Налог Сбор
Законность: установление, порядок исчисления и уплаты налога, его изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона Законность: установление, порядок исчисления и уплаты сбора, его изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона
Обязательность (императивность): возникновение обязанности по уплате налога в результате несвободного выбора плательщика Обязательность (императивность): возникновение обязанности по уплате сбора в результате несвободного выбора плательщика
Индивидуальная безвозмездность: отсутствие встречного удовлетворения (эквивалента прав) Индивидуальная возмездность: наличие встречного удовлетворения (эквивалента прав)
Относительная регулярность уплаты: регулярное осуществление платежа при наличии объекта обложения Относительная нерегулярность уплаты: нерегулярное осуществление взноса при возникновении потребности в юридически значимых действиях
Цель платежа: финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований Цель платежа: покрытие затрат государства (его уполномоченных органов), связанных с оказанием юридически значимых действий

Анализируя два законодательных определения (налога и сбора), достаточно сложно увидеть их различия. В определении сбора отсутствуют два признака, присутствующих в характеристике налога: индивидуальной безвозмездности, уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства. Вместо них введен признак индивидуальной возмездности, а именно предоставление определенного эквивалента «юридически значимых действий» в отношении плательщика сбора. И это вполне объективная рокировка признаков. Однако при этом совершенно непонятно: достаточно ли для разграничения данных понятий одного признака индивидуальной безвозмездности или возмездности? Почему сбор не увязывается ни с формой взимания в виде отчуждения, ни с денежным способом уплаты, ни с целями его взимания? Ведь эти моменты при уплате сбора абсолютно идентичны уплате налога, за исключением, пожалуй, различающихся целей. Почему отсутствует признак нерегулярности и законности сборов?

Все эти вопросы подводят нас к суждению, что законодательная трактовка сбора, как и налога, является достаточно противоречивой. Для более адекватной характеристики сбора может быть предложено следующее определение.

Сбор - это обязательный, индивидуально возмездный и законодательно установленный государством взнос, уплачиваемый организациями и физическими лицами с целью получения ими от уполномоченных органов и должностных лиц юридически значимых действий.

2.2 Элементы налога и основная налоговая терминология

Развивающиеся в течение нескольких тысячелетий налоговые теория и практика выработали огромное количество специальных налоговых терминов, которые достаточно прочно укоренились и широко используются в разработке налогового законодательства. В области налогов и налогообложения не существует единых стандартов (в отличие от бухгалтерского учета и аудита). В большинстве стран мира получили распространение следующие общепризнанные названия элементов налогов и налоговая терминология:

Элементы налога – отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога (налоговая терминология) используются в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование.

Налогообложение - процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов, объектов величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц в соответствии с выработанной налоговой политикой принципами их установления.

Субъект налога (налогоплателъщик) это физическое либо юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который и будет действительным носителем налога, или фактическим конечным плательщиком.

Носитель налога - физическое или юридическое лицо, уплачивающее оклад налога субъекту налога, а не государству. В действительности субъект и носитель налога не совпадают только тогда, когда существуют условия для его переложения. Классический пример переложения налога - косвенный налог. Тогда субъектом налога является производитель, продавец товара, а носителем налога - потребитель товара.

Объект налога (объект обложения) - имущество, доход, предмет, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности и др., которые служат основанием для обложения налогом. Объекты налога многообразны. К ним относятся: недвижимое имущество - земельные участки, дома, строения и т.п.; движимое имущество, ценные бумаги, денежные средства (на счетах в банке, в кассе хозяйствующего субъекта); предметы потребления - чай, сахар, соль и т.д.; доходы - заработная плата, прибыль, рента и др.

Источник налога - доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится оклад налога. Например: источником налога на прибыль является прибыль; подоходного налога - заработная плата, доходы лиц, работающих не по найму, дивиденды по акциям и т. д. Источник может совпадать с объектом налога, примером может служить подоходный налог с рабочих и служащих: объект налога - заработная плата (она же источник налога).

Единица (масштаб) налога - единица измерения объекта налога, принятая за основу для исчисления оклада налога. Такой единицей по подоходному налогу может служить 1 рубль дохода, по поземельному налогу - единица измерения площади (0,01 га, 1 м 2).

Ставка налога - размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах. Различают: твердые (или равные), пропорциональные, прогрессивные, регрессивные ставки.

Оклад налога - сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в бюджетный фонд. В действительности в момент установления государством налога, как отношения, возлагающего обязанности на субъект, никаких денежных платежей не осуществляется. И только тогда, когда конкретный субъект по определенному налогу исчислит оклад налога и внесет его в соответствующий бюджетный фонд, осуществится платеж (уплата денег).

Налоговый период - время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд (например, ежеквартально, один раз в месяц, один раз в квартал, один раз в год).

Налоговая квота - доля оклада налога в источнике налога. Она может быть исчислена по конкретному налогу, а также в целом по субъекту налога (по совокупному налогу). Налоговая квота отражает тяжесть налогового бремени, она показывает, какую часть доходов плательщика изымает каждый отдельный налог и все налоги в совокупности.

Налоговая льгота - снижение размера (тяжести) налогообложения. Могут применяться следующие льготы: введение налогооблагаемого минимума - освобождение от налога части объекта налога; установление налогового иммунитета - освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение ставок налога; уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога); изъятие из налогообложения части объекта налога; освобождение от отдельных видов налогов и ряд др.

Налоговая политика - комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей. Налоговые льготы, объекты и ставки налогов служат инструментами налоговой политики.

Налоговый кадастр - перечень объектов налога с указанием их доходности.

Применяют земельный, подомовой и другие кадастры; они служат для определения средней потенциальной доходности объекта налогов - земли, строений и т. д.

Система налогов - совокупность и структура налогов страны в соответствии с их классификацией, установленной в законодательном порядке.

Переложение налогов - полное или частичное перенесение налога его плательщиком на другое лицо, с которым оно вступает в различные экономические отношения и которое становится носителем налога. Проблема переложения - одна из самых сложных в финансовой науке. Механизмы переложения налогов весьма разнообразны. В частности, различают прямое и обратное переложение налогов. Прямое переложение налогов совершается посредством включения налога в цену. Так происходит с налогами на потребление, когда фигурирующий в качестве налогоплательщика производитель или торговец перекладывает налог на потребителя путем повышения цены. Обратное переложение налогов выражается в понижении цены и имеет место, например, при продаже земли, домов, акций, облигаций, когда налог переносится на продавца посредством вычета из продажной цены капитализированной суммы налога.

Налоговый иммунитет - освобождение лиц, занимающих особо привилегированное положение, от обязанности платить налоги в соответствии с национальным и международным правом.

Налоговая декларация - официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им подлежащих налогообложению доходах за определенный период, о распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. Обычно заполняется по определенной, регламентированной форме непосредственно декларантом.

Налоговое бремя - обобщенная характеристика действия налогов, указывающая на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также в доходах отдельных категорий плательщиков. Наиболее распространенным показателем налогового бремени является доля налогов в ВВП.

Налоговое обязательство - налоговое правоотношение, в силу которого налогоплательщик обязан выполнить все необходимые требования по исчислению и уплате налога, а государство в лице уполномоченных органов вправе требовать от налогоплательщика исполнения этого обязательства. Налоговое обязательство существует при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством страны.

Налоговая оговорка - условие во внешнеторговых контрактах, договорах об оказании услуг, кредитных соглашениях, устанавливающее, что каждая из договаривающихся сторон обязуется уплатить за свой счет все налоги и сборы, полагающиеся по данной сделке на территории ее страны. Налоговая оговорка регулирует отношения между экспортерами и импортерами по поводу уплаты налогов.

Налоговые каникулы - установленный законом срок, в течение которого определенная группа предприятий, фирм, организаций освобождается от уплаты того или иного налога.

Налогообложение двойное - неоднократное обложение одного и того же объекта налога. Налогообложение двойное распространено во всех странах, например при обложении доходов предприятия с последующим обложением образующихся из них индивидуальных доходов. Оно может иметь место также при взимании налогов разными государствами (в случае отсутствия межгосударственных налоговых соглашений), при обложении государственными и местными налогами и в некоторых других случаях.

Налогоплательщики - юридические и физические лица, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги.

Юридическое лицо - организация, учреждение, предприятие, фирма, выступающие в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющего следующие признаки:

Независимость существования от входящих в его состав отдельных лиц;

Наличие имущества, обособленного от имущества участников;

Право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;

Право осуществлять от своего имени экономические операции;

Право выступать от своего имени в суде в качестве истца или ответчика;

Самостоятельная имущественная ответственность.

Юридическое лицо имеет свое фирменное наименование, устав (юридический адрес), а также печать и расчетный счет в банке. Юридическое лицо проходит государственную регистрацию и заносится в государственный реестр.

Физическое лицо - гражданин, участвующий в экономической деятельности и выступающий в качестве полноправного ее субъекта. К физическим лицам относят граждан данной страны, иностранных граждан, лиц без гражданства, которые действуют в экономике в качестве самостоятельных фигур, обладают правом лично проводить определенные хозяйственные операции, регулировать экономические отношения с другими лицами и организациями, вступать в отношения с юридическими лицами. Физическое лицо действует от собственного имени, не нуждается в создании и регистрации фирмы, предприятия (что необходимо юридическим лицам).

Налоговый агент - лицо, на которое в силу принятых актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению в соответствующий бюджет (бюджетный фонд) налога или сбора.

Резидент - юридическое или физическое лицо, зарегистрированное или безвыездно проживающее в данной стране более 183 дней. Резиденты обязаны в своих экономических действиях придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормами этой страны.

Нерезидент: 1) юридическое лицо, действующее в данной стране, но зарегистрированное как субъект хозяйствования в другой; 2) физическое лицо, действующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой. Для нерезидентов могут быть установлены особые правила налогообложения.

2.3 Функции налогов

Функции любой экономической категории раскрывают ее сущность и внутреннее содержание, а также выражают общественное назначение. Именно через функции обеспечивается взаимосвязь теоретической сущности и предназначения данной категории с конкретными формами ее воплощения в экономической практике. Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержание налога как сложной финансово-экономической категории. Следовательно, функции налогов должны выражать общественное назначение налогообложения не только как способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, но и как средства государственного регулирования экономики, а также основы перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства.

Основные функции налогов:

1) фискальная - заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;

2) регулирующая - означает, что налоги, участвуя в распределительном процессе, либо стимулируют, либо сдерживают темпы экономического развития;

3) распределительная - выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента перераспределительных отношений;

4) контрольная - обеспечивает государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, за источниками доходов и направлениями расходов.

Фискальная функция является главной и отражает основное предназначение налогообложения - изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государства с целью создания материальной основы для реализации им своих функциональных обязанностей. Данная функция присутствует во всех налогах в любой налоговой системе, она была единственной на ранних периодах налогообложения. Со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта.

Налоги составляют значительную (около 90%) долю доходной части консолидированного бюджета России. В формировании доходов различные группы налогов играют разную роль.

Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции налогов применительно к общественному воспроизводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение хозяйствующих субъектов и экономическое поведение граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвестициям. Следовательно, данная функция реализует не только экономические отношения в иерархической подчиненности (государство - налогоплательщик), но во многом и экономические отношения между налогоплательщиками.

Распределительная функция (ее еще называют социальной) обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Средством решения этих задач, позволяющим перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система, а именно:

Использование прогрессивной шкалы налогообложения личных доходов, т.е. использование определенной прогрессии в зависимости «бо льшие доходы - бо льшие налоги»;

Использование повышенных акцизов и пошлин на товары не первой необходимости, предметы роскоши;

Использование ориентированных льгот, необлагаемых минимумов, различных налоговых вычетов, освобождений от обложения, пониженных налоговых ставок (например, в обложении личных доходов используется значительный их арсенал, в НДС товары первой необходимости или освобождаются от обложения или облагаются по более низкой ставке);

Использование компенсационных и накопительных социальных платежей (в России - платежи на социальное страхование), бремя уплаты которых возлагается не на работника, а перекладывается на работодателя.

Распределительная функция реализуется также через индивидуальную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои населения могут платить минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значительным объемом услуг (образования, здравоохранения, социальной защиты), финансируемых государством за счет налоговых поступлений от организаций и более обеспеченных граждан. Таким образом, распределительная (социальная) функция обеспечивает не только регулирование фактической величины налоговой нагрузки исходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволит в определенной мере компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами.

Контрольная функция заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками (плательщиками сборов) своих обязанностей. Государственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. Кроме того, данная функция способствует повышению эффективности реализации других функций налогов, в первую очередь - через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства - их фискальной функции. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.

2.4 Классификация налогов.

Классификация налогов - это обоснованное распределение налогов и сборов по группам, произведенное на основании определенного разграничивающего признака и обусловленное целями (задачами) систематизации и сопоставлений.

Из данного определения вытекают два важных требования, предъявляемые к любой классификации. Во-первых, в основе разработки каждой налоговой классификации должен лежать конкретный классифицирующий признак, будь то способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект, предмет, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей и т.п. Во-вторых, каждая классификация должна служить определенным практическим или научным целям (задачам), т.е. должна быть востребована теорией или практикой обложения. Группировка налогов, не отвечающая этим двум требованиям, не может иметь статус классификации.

Основные классификации налогов представлены в табл. 2.2.

Таблица 2.2 – Классификация налогов в РФ

№ п/п Классифицирующий признак Виды налогов
Принадлежность к уровню управления федеральные налоги и сборы региональные налоги местные налоги
Субъект обложения налоги с юридических лиц налоги с физических лиц налоги с юридических и физических лиц
Степень переложения прямые налоги косвенные налоги
Характер отражения в Системе национальных счетов (СНС) налоги на производство и импорт налоги на доходы и имущество
Предмет (объект) обложения налоги с имущества налоги с доходов налоги с потребления налоги с использования ресурсов
Способ обложения налоги, уплачиваемые «по декларации» налоги, уплачиваемые «у источника выплат» налоги, уплачиваемые «по уведомлению»
Бухгалтерский источник уплаты налоги, уплачиваемые с выручки от реализации налоги, относимые на себестоимость налоги, относимые на финансовый результат налоги, относимые на оплату труда налоги, уплачиваемые с валовой прибыли
Назначение налогов налоги общего характера налоги целевого характера

1. Классификация налогов по принадлежности к уровнюуправления и власти подразделяет все налоги на федеральные, субъектов РФ и местные. Данная классификация - единственная из всех представленных ниже - имеет прямой законодательный статус: на ней основана вся логика построения и изложения Кодекса. Она имеет не только принципиальное нормативно-правовое, но и существенное практическое значение для решения различных задач налогового федерализма.

Основу разграничения этих видов налогов и сборов составляет не уровень бюджета, в который они зачисляются, а то, каким уровнем управления они устанавливаются и на какой территории обязательны к уплате. Так, в соответствии со ст. 12 НК РФ разграничивают федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральными признаются налоги и сборы, которые установлены Кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ. К ним относятся:

1) налог на добавленную стоимость (НДС);

2) акцизы;

3)налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Региональными признаются налоги, которые установлены Кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Кодексом и законами субъектов РФ о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ в порядке и пределах, предусмотренных Кодексом, определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки их уплаты, а так же могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения устанавливаются Кодексом.

К региональным относятся налоги:

1) на имущество организаций;

2) на игорный бизнес;

3) транспортный.

Местными признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Местные налоги и сборы в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге - устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований в порядке и пределах, предусмотренных НК, определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки их уплаты; могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.

К местным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество физических лиц;

2) земельный налог.

3) торговый сбор.

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом.

Наряду с рассмотренной выше совокупностью налогов и сборов НК предусматривается применение специальных налоговых режимов.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождения от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Эти режимы устанавливаются НК и применяются в случаях и порядке, предусмотренных НК и иными законодательными актами о налогах и сборах.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система изменения налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) патентная система налогообложения;

5) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать дополнительные федеральные налоги, определяется порядок их применения и введения в действие. Таковыми следует считать 4 дополнительных федеральных налога: единый сельскохозяйственный налог; единый налог при применении упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему. Основанием для отнесения этих налогов к федеральным является логика построения Кодекса, представляющая специальные налоговые режимы в качестве подраздела (VIII 1) федеральных налогов и сборов. Пятый специальный режим не вводит нового налога, а предусматривает только особый порядок налогообложения.

2. Классификация налогов по субъекту обложения включает налоги, взимаемые с юридических и физических лиц, и смешанные, т.е. и с юридических и с физических лиц. Ранее такая классификация была очень востребованной. Однако в последнее время ее теоретическая и практическая значимость постепенно снижается. Изначально эти группы налогов характеризовали также различные аспекты обложения предпринимательской деятельности, жизнедеятельности домохозяйств и универсального обложения этих видов деятельности. Такое достаточно емкое классифицирующее предназначение теперь представляется в значительной мере условным и размытым в связи с форсированным развитием малого предпринимательства не столько в форме юридических лиц, сколько в форме физических лиц - индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Поэтому четко разграничить налоговые платежи по субъектам обложения сейчас не то чтобы сложно (коды бюджетной классификации позволяют сделать это), а скорее теряется однозначность отнесения самих налогов к той или иной группе.

3. Классификация по степени переложения

Прямые налоги

3. Классификация по степени переложения , разделяющая налоги на прямые и косвенные, известна как исторически наиболее универсальная, но вместе с тем и как наиболее теоретически спорная классификация.

Прямые налоги - это малопереложимые налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения налогоплательщиком доходов и владения имуществом, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. В группе прямых налогов выделяют реальные и подоходные.

Прямые реальные - это налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход от использования того или иного объекта обложения. Но получение такого дохода можно считать условным, поскольку в большинстве случаев он отсутствует. К таковым следует отнести налоги: на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги. Эти налоги отражают предполагаемую (мнимую) платежеспособность плательщиков.

Прямые подоходные - это налоги, которыми облагаются действительно полученные доходы (прибыль). Они отражают фактическую платежеспособность плательщиков. К ним относится налог на доходы физических лиц и на прибыль

Система налогов и сборов - определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности государственно-территориального устройства страны. Одним из важнейших принципов налогообложения является принцип единства системы налогов и сборов, вытекающий из Конституции РФ (ст. 8, 71, 72). Гарантии единства экономического пространства нашли отражение в НК РФ: не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Принцип единства системы налогов и сборов означает действие на всей территории страны одних и тех же налогов и сборов, что обусловлено задачей государства в области налоговой политики унифицировать обязательные платежи. Цель подобной унификации состоит в достижении равновесия между правом субъектов РФ и муниципальных образований устанавливать налоги и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции России (ст. 34, 35), а также конституционного принципа единства экономического пространства. Данной цели служит и установление исчерпывающего по своему характеру перечня региональных и местных налогов.

Таким образом, система налогов и сборов России представляет собой совокупность налогов, пошлин и сборов, отражающих федеративное устройство России, установленных на основе принципов и в порядке, предусмотренных федеральными законами, взимаемых на территории РФ с физических и юридических лиц и поступающих в бюджетную систему РФ и внебюджетные фонды.

Современная система налогов и сборов России определяется Налоговым кодексом. В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов:

Федеральные налоги и сборы;

Региональные налоги;

Местные налоги.

Такая трехуровневая система присуща многим государствам, имеющим федеративное устройство. Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.



В России установлены и действуют следующие федеральные налоги:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

В перечень региональных налогов входят:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Классификация налогов можно провести по различным основаниям
:

8. Специальные налоговые режимы: понятие, виды и значение

Налоговый кодекс РФ использует понятие «правовой режим» в целях установления особого порядка правового регулирования налоговых отношений. В теории права правовой режим определен как определяемая законодательством совокупность приемов и методов, используемых органами государственной власти в процессе регулирования общественных отношений для достижения поставленных целей.

В ст. 18 НК РФ говорится, что специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, а также дается перечень специальных налоговых режимов. Там же установлено, что специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанностей по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст. 13-15 НК РФ.

Специальный налоговоправовой режим - это особый порядок правового регулирования налоговых отношений, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий определенную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов налогового права.

Специальные налоговоправовые режимы по отношению к общему налоговоправовому режиму имеют отличия.

Во-первых, конкретный специальный налоговоправовой режим затрагивает определенную, более узкую область налоговых отношений. Во-вторых, установление специальных налогово-правовых режимов основывается на специальных налогово-правовых нормах, отличающихся от правовых норм, регулирующих общий режим налоговых отношений. При этом приоритетом в отношениях между общими и специальными налоговоправовыми нормами обладают специальные нормы налогового права.

В соответствии с п. 1 ст. 18 НК РФ основаниями применения специальных налогово-правовых режимов являются положения НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах.

Пункт 2 ст. 18 НК РФ содержит закрытый перечень специальных налоговых режимов, к которым относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения.

Часть вторая НК РФ посвящает им отдельный раздел VIII1: глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)»; глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения»; глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»; глава 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» и глава 26.5 «Патентная система налогообложения».

Неотъемлемым элементом каждого специального налогового режима выступает непосредственный носитель конкретного специального налоговоправового режима.

Носителем режима могут выступать определенные территории, например особые экономические зоны, а также закрытые административно-территориальные образования. Носителями налоговоправового режима могут быть отдельные категории налогоплательщиков, например субъекты малого предпринимательства при упрощенной системе налогообложения, налогоплательщики, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Носителей специальных налогово-правовых режимов отличает обладание необходимым статусом, с которым связывается право применять особую систему налогообложения. В связи с этим Налоговый кодекс РФ и федеральные законы должны определять четкие критерии, позволяющие относить определенную категорию налогоплательщиков или территорий к носителям режима. Например, для применения упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства необходимо определить круг налогоплательщиков, имеющих статус «субъект малого предпринимательства». Данное понятие раскрывает Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88ФЗ.

Специальные налоговые режимы направлены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, относящихся к сфере малого предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей, участников выполнения соглашений о разделе продукции.

9 . Понятие и система НП

Налоговое право в российской правовой системе занимает ведущее место, ведь оно регулирует важнейшие для государства и общества правоотношения - общественные отношения в сфере налогообложения, которые возникают между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Термин "налоговое право" может быть рассмотрен и истолкован с различным содержанием:

1) налоговое право как учебная дисциплина;

2) налоговое право как отрасль юридической науки (система категорий, суждений и выводов о налогово-правовых отношениях);

3) налоговое право как часть отрасли (подотрасль) российского права.

Необходимо помнить, что налоговое право как учебная дисциплина и налоговое право как научные знания базируются на отрасли права, так как они изучают нормы и институты конкретной отрасли (подотрасли) права.

Как учебная дисциплина налоговое право представляет собой систему сведений, знаний и информации об основных положениях налогового права. В рамках учебной дисциплины рассматриваются такие вопросы, как предмет, метод налогового права, история налогового законодательства, различные теоретические проблемы.

Наука налогового права - система знаний о нормах соответствующей отрасли права, теории, практике, о порядке, формах и способах применения норм той или иной отрасли права. Как наука налоговое право изучает общественные проблемы и процессы, возникающие при регулировании налоговых правоотношений.

Налоговое право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налога путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов.

Подобно любой правовой общности, налоговое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Налоговое право является подотраслью финансового права, но вместе с тем имеет свою систему. В системе налогового права выделяются комплексы однородных налогово-правовых норм, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет. Система налогового права основывается на логическом, последовательном разделении налогово-правовых норм и их объединении в однородные правовые комплексы (институты и субинституты) с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере налоговой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налоговоправовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенными внутренними согласованием и строением. Следовательно, система налогового права - это определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений налоговой сферы.

Система налогового права позволяет выявить, из каких институтов и субинститутов состоит данная подотрасль права и как эти составные элементы взаимодействуют между собой. Системе налогового права свойственны такие характерные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.

Единство юридических норм, образующих налоговое право, определяется, во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством принципов, а также конечных целей и задач налогового законодательства; в-третьих, единством механизма правового регулирования налоговых отношений.

В то же время нормы налогового права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, санкциям и т.д. В основе такого деления лежат разнообразие и специфика налоговых отношений, присущий им имущественный характер. Поэтому налоговое право подразделяется на две части - Общую и Особенную.

В Общую часть включаются нормы налогового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налоговоправового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля и т.д. Нормы Общей части применяются ко всем налоговоправовым отношениям и действуют относительно всех иных институтов, субинститутов и норм налогового права.

Конкретизируются положения Общей части налогового права в его Особенной части, которую образуют нормы, детально регламентирующие виды налогов и сборов.


В Российской Федерации устанавливаются следующие налоги и сборы: федеральные, субъектов РФ (регио­нальные) и местные. Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязатель­ные к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональными и местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и, соответственно, законами субъектов РФ, а также нормативными правовы­ми актами представительных органов местного самоуправ­ления. Региональные налоги обязательны к уплате на тер­риториях соответствующих субъектов РФ, а местные нало­ги - на территориях соответствующих муниципальных об­разований. При установлении каждого регионального и ме­стного налога определяются налоговые ставки (в пределах, установленных Налоговым кодексом), порядок и сроки уп­латы налога, формы отчетности по данному налогу. Зако­нодательные (представительные) органы субъектов РФ и местного самоуправления могут также предусматривать на­логовые льготы и основания для их использования налого­плательщиком. Другие элементы налогообложения уста­навливаются Налоговым кодексом.


Схема 13.3Примерный алгоритм реализации налоговых правоотоношений

По уровням бюджетов налоги и сборы распределяются следующим образом:

I. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдель­ные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углево­дородов;

12) сбор на право пользования объектами животного ми­ра и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

II. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость (при введении в действие это­го налога прекращается действие на территории соответст­вующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога);

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

III. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Следует отметить, что налоги за пользование природ­ными ресурсами относятся как к числу федеральных (на­лог на пользование недрами, лесной и водный налоги), так и к числу местных (земельный налог). Распределяются по уровням и налоги на имущество: налог на имущество ор­ганизаций отнесен к региональным налогам, а налог на имущество физических лиц - к местным. По-видимому, при распределении налогов по уровням бюджетов законо­датель исходил из возможности обеспечения финансиро­вания бюджета и собираемости налогов. Очевидно, напри­мер, что земельный налог и налог на имущество физичес­ких лиц будут в большей степени собираемы, когда они относятся к местным налогам, так как в этом случае обес­печивается наиболее полный учет объектов налогообложе­ния, сокращаются расходы на сбор налогов и повышается заинтересованность органов местного самоуправления в сборе налогов.

Необходимо заметить, что Налоговый кодекс (ст. 14, 15) порождает возможность возникновения противоречий меж­ду региональными и местными интересами: в случае вве­дения регионального налога на недвижимость на террито­рии региона прекращается действие местных налогов на имущество физических лиц и земельного налога, являю­щихся основными источниками поступления средств в ме­стные бюджеты.

Общие условия установления налогов и сборов. Налог как комплексное экономико-правовое явление вклю­чает в себя совокупность определенных взаимодействую­щих составляющих (элементов), каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Налоговым кодек­сом введено правило, согласно которому налог считается установленным лишь в том случае, когда соответствую­щим законодательством определены налогоплательщики и все следующие существенные элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый пери­од, налоговая ставка, порядок исчисления налога, поря­док и сроки уплаты налога. Пока остается не определен­ным хотя бы один из указанных элементов, налог не мо­жет считаться установленным и не может взиматься. При установлении сборов их плательщики и элементы обложе­ния определяются применительно к конкретным сборам. В необходимых случаях при установлении налога в акте за­конодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использо­вания налогоплательщиком.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и прини­маемыми в соответствии с ним федеральными законами. К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предприни­мательства, система налогообложения в свободных эко­номических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, сис­тема налогообложения при выполнении договоров концес­сии и соглашений о разделе продукции.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов при­знаются организации и физические лица, на которые в со­ответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных ра­бот, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стои­мостную, количественную или физическую характеристи­ку, с наличием которого у налогоплательщика законода­тельство о налогах и сборах связывает возникновение обя­занности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоя­тельный объект налогообложения, определяемый в соот­ветствии с частью второй Налогового кодекса.

Налоговая база представляет собой стоимостную, фи­зическую или иную характеристику объекта налогообло­жения. Налоговая ставка - это величина налоговых на­числений на единицу измерения налоговой базы. Налого­вая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налого­вым кодексом. В ряде случаев (указанных в Налоговом ко­дексе) ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных кодексом.

Налоговая база и порядок ее определения по региональ­ным и местным налогам устанавливаются Налоговым ко­дексом, а налоговые ставки по региональным и местным налогам - соответственно законами субъектов РФ и нор­мативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных ко­дексом.

Налоговую базу по итогам каждого налогового периода исчисляют:

Организации - на основе данных регистров бухгал­терского учета и (или) на основе иных документально под­твержденных данных об объектах, подлежащих налогооб­ложению либо связанных с налогообложением;

Индивидуальные предприниматели - на основе дан­ных учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

Остальные налогоплательщики - физические лица - на основе получаемых от организаций данных об обла­гаемых доходах, а также данных собственного учета таких доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Для организаций установлено особое правило по внесе­нию исправлений в налоговую базу. Так, при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, отно­сящихся к прошлым периодам, все исправления касаются только периода совершения ошибки и не относятся к на­логовой базе текущего периода.

Подналоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или несколь­кихотчетных периодов, по итогам которых уплачивают­ся авансовые платежи. Налоговый период организаций, существующих неполный календарный год (созданных, реорганизованных или ликвидированных в течение года), а также налоговый период по налогу на имущество при нахождении его в собственности налогоплательщика ме­нее года определяются по правилам, рассмотренным в табл. 13.2.

Порядок исчисления налога. Налогоплательщик само­стоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Однако обязанность по исчис­лению суммы налога в случаях, предусмотренных законо­дательством РФ о налогах и сборах, может быть возложе­на на налоговой орган или налогового агента. В этих слу­чаях налогоплательщику направляется налоговое уведом­ление, в котором указываются размер налога, расчет нало­говой базы и срок уплаты налога.

Таблица 13.2. Правила определения налогового периода

(ст. 55 НК РФ)

Льготами по налогам и сборам признаются предостав­ляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательст­вом о налогах и сборах преимущества по сравнению с дру­гими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются при­менительно к каждому налогу и сбору и определяются ка­лендарной датой или истечением периода времени, исчисля­емого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится нало­говым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Уплата налога производится разовой уплатой в налич­ной или безналичной форме всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Для каждого налога устанавливается конкретный порядок его уплаты: по федеральным налогам - Налоговым кодексом; по региональным налогам - законами субъектов Россий­ской Федерации; по местным налогам - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Общим требованием законодательства является само­стоятельная уплата налога налогоплательщиком. Одна­ко действующее законодательство предусматривает воз­можность уплаты налога путем удержания его налоговым агентом у источника выплаты, а также посредством ис­пользования института налогового представительства.



Похожие статьи