История в купюрах. Как защищают от подделки деньги. Программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность Защита денег от подделки

Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей «Эрудит»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Лицей «Эрудит»

Н.Т.Иванова

Приказ № 210 от 30.08 2017г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

кружка « Финансовая грамотность » для 3 «Б» класса

начального общего образования по УМК «Школа России»

на 2017-2018 учебный год

Ташкиновой Елены Анатольевны,

учителя первой квалификационной категории

Рассмотрена

на заседании МО учителей начальных классов

протокол № 4

руководитель МО ____________В. Ф. Убогова

Принята

на заседании методического совета

протокол № 4

Председатель МС _______Т.В. Денисенко

Рубцовск, 2017

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по финансовой грамотности для 2,3, классов составлена на основе авторской программы: Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Учебная программа.2-4 классы. Москва, Вита, 2015.

Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей :

Развитие экономического образа мышления;

Воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса :

Деньги, их история, виды, функции;

Семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини - исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

2. Место курса в учебном плане.

На изучение курса «Финансовая грамотность» во 2,3, классах начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 16 часов (16 учебных недель)

3. Планируемые результаты.

Личностные результаты:

*осознание себя как члена семьи, общества и государства;

*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

* развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

Обучающийся научится:

*понимать цели своих действий;

*составлять простые планы с помощью учителя

*проявлять познавательную и творческую инициативу;

*оценивать правильность выполнения действий;

*адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

Познавательные.

Обучающийся научится:

* освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

*использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

*овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

*овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные.

Обучающийся научится:

*составлять текст в устной и письменной формах;

*слушать собеседника и вести диалог;

*признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

*договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные.

Обучающийся научится:

*понимать и правильно использовать экономические термины;

*иметь представление о роли денег в семье и обществе;

*уметь характеризовать виды и функции денег;

*знать источники доходов и направлений расходов семьи;

*уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет4

Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения4

*проводить элементарные финансовые расчеты.

4. Содержание учебного предмета.

2.3 классы.

Курс открывается темой «Что такое деньги и откуда они взялись», при изучении которойребятам впервые предлагается сведения о появлении обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег - товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах прослеживают, что свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.

Изучение курса продолжается в теме «Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок», которая знакомит детей с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.

Следующая темапрограммы «Какие деньги были раньше в России» формирует у учащихся представление о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах. Далее изучается тема «Современные деньги России и других стран», в которой дети знакомятся с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.

Следующая тема «Откуда в семье деньги». В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Продолжает изучение курса тема «На что тратятся деньги» Люди постоянно тратятденьги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Следующая тема для изучения « Как умно управлять своими деньгами» Здесь даются понятия: бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

В теме «Как делать сбережения» учащиеся узнают, что если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

5. Календарно - тематическое планирование 2,3 класс

п/п

Дата

прове

дения

Тема, количество

часов

Базовые

понятия

Базовые

знания

Личностные

характеристики

и установки

Умения

Компетенции

Формы учебной

деятельности,

осуществляемые на занятиях.

Обмен и деньги (8 часов)

1-2

Что такое деньги и откуда они взялись

2 часа

Товар. Деньги. Виды денег.Ликвидность Покупка. Монет. Бумажные деньги.

Виды денег: наличные, безналичные.

Различать виды денег

Объяснять выгоды обмена. Различать виды денег.

Общее обсуждение.

Игровая деятельность.

3-4

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

2 часа

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. Номинал. Банкнота. Купюра.

Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги.

Понимание того, как отличить деньги от фальшивых денег.

Отличать деньги от фальшивых денег.

Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Общее обсуждение, игровая деятельность, практическая работа.

5-6

Какие деньги были раньше в России.

2 часа

« Меховые деньги». Старинные деньги. Куны. Денга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник.

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Ассигнация.

Понимание происхождения денег.

Называть старинные деньги.

Называть и описывать старинные деньги.

Общее обсуждение, групповая работа, игровая деятельность.

7-8

Современные деньги России и других стран.

2 часа

Банки. Деньги. Виды денег.

Доллары. Евро.

Виды денег: наличные, безналичные, электронные. Пластиковые карты.

Понимание того, что деньги - средство обмена, а не благо.

Пользоваться пластиковыми картами. Производить безналичный расчет.

Знать современные российские деньги. Объяснять, что такое пластиковая карта и безналичный расчет.

Общее обсуждение, практическая работа, творческая работа, исследование.

Семейный бюджет (8 часов)

9-10

Откуда в семье деньги

2 часа

Доходы. Заработная плата. Пенсия.

Доходы семьи: зарплата, пенсия, пособия, стипендия

Понимание того, от чего зависят доходы семьи.

Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов.

Различать виды доходов семьи.

Общее обсуждение, творческая работая, мини - исследование.

11-12

На что тратятся деньги.

2 часа

Расходы. Сбережения. Долги.

Расходы. Непредвиденные расходы.

Понимание происхождения расходов.

Различать планируемые и непредвиденные расходы.

Общее обсуждение, тестирование, творческая работа, мини - исследование.

13-14

Как умно управлять своими деньгами.

2 часа

Расходы и доходы. Семейный бюджет.

Бюджет: доходы и расходы.

Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы.

Умение составлять бюджет семьи.

Составлять семейный бюджет на условных примерах.

Общее обсуждение, Творческая работа.

15-16

Как делать сбережения.

2 часа

Банковский вклад. Копилка. Недвижимость.

Виды сбережений.

Понимание того, из чего складываются сбережения.

Сравнивать разные виды сбережений.

Различать виды сбережений.

Общее обсуждение, творческая работа, игровая деятельность.

6. Описание учебно - методического обеспечения образовательного процесса.

Книгопечатная продукция.

Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 1 -Москва ВИТА,2015

Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 2 -Москва ВИТА,2015

Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.- Москва ВИТА, 2015

Технические средства обучения

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Экспозиционный экран

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Практикум по финансовой грамотности

учитель начальных классов

ГБОУ Школы № 2075 г. Москвы

aslibekyan 80@ mail . ru

Тема : Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

(слайд 1)

Форма занятия: практикум

(слайд 2)

Цели: Научить обучающихся отличать настоящие деньги от подделок.

Задачи: Познакомить учащихся с видами денежных единиц; провести эксперимент по определению степени защиты денег.

Методы исследования: эксперимент, наблюдение

Формы работы: фронтальная, групповая, исследовательская.

Материалы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, документ-камера, монеты разного достоинства, увеличительное стекло (лупа), ультрафиолетовая лампа, ювелирные весы, предметы для дидактической игры "Обмен".

Перед началом занятия все дети получают условную монетку (желтого, белого или красного цветов)

Ход занятия.

Добрый день, ребята. Мы продолжаем путешествие в увлекательный мир финансов. Для этого нам необходимо вспомнить, что мы уже знаем о деньгах.

Из чего были сделаны первые деньги? Как они назывались?

(слайд 3)

(дети отвечают на вопросы педагога, рассматривая слайд)

Молодцы! А теперь посмотрите на свои монетки, которые вы получили перед началом занятия. У кого монетки желтого цвета? Как вы думаете, какие это деньги?

Золотые!

Хорошо! А красные?

Это медные!

Отлично! Какие остались?

Белые. Это серебро!

Какие вы молодцы. Давайте теперь образуем группы по цветам своих монеток.

(Дети пересаживаются в новые группы.)

Хорошо. Вот в таком составе мы и будем с вами работать дальше. Рассмотрите, что есть у вас на столах? (Дети рассматривают.)

Разные монетки, весы, лупа, бумажные деньги.

Как вы думаете для чего все эти предметы нам нужны. (Ответы детей.)

Скажите, со всеми ли этими деньгами вы можете пойти в магазин?

Нет. На некоторых банкнотах металлической полоски нет. Это подозрительно.

Как вы думаете, какую проблему мы с вами будем рассматривать?

(Постановление проблемы, ответы детей, озвучивание темы практикума.)

Действительно, некоторые несознательные граждане умеют очень точно копировать деньги, выпущенные государством. Это называется мошенничество, подделка, такие деньги ненастоящие, т. е. фальшивые. За пользование такими купюрами в нашей стране предусмотрена уголовная ответственность. Чтобы не попасть в эту ловушку необходимо научиться распознавать поддельные банкноты и монеты. Как это можно сделать? Давайте проведем опыт.

(слайд 4)

Опыт 1: Возьмите лупу и внимательно рассмотрите 2 купюры. Чем они отличаются? (дети отвечают).

Вывод: При рассмотрении купюры с помощью лупы на защитной нити можно увидеть микротекст.

Вывод: У фальшивой монеты может быть меньше или больше вес, не соответствовать размер диаметра или отсутствовать гурт.

Мы с вами рассмотрели способ, которым вы сами можете определить подлинность денег. Но ведь существуют и очень способные мошенники, которые научились подделывать купюры так, что даже с помощью лупы не всегда можно распознать подделку. Что же делать?

(ответы и предположения детей)

Существует ультрафиолетовая лампа. (Уч. демонстрирует лампу.) С ее помощью в банках и магазинах можно выявить поддельные купюры. (Опыт с ультрафиолетовой лампой проводит учитель, демонстрируя с помощью документкамеры все свои действия на интерактивной доске. Рассматривание настоящей и поддельной купюр.)

Вывод 1: При свете ультрафиолета видно, что на настоящих купюрах светятся отдельные элементы орнамента и центрального изображения. Еще на купюрах видны светящиеся красные и светло-зеленые волокна.

Вывод 2: При сравнении настоящей и фальшивой купюр видно, что поддельная купюра имеет голубоватое свечение и не имеет защитных элементов.

Опыт 2: У вас на столах находятся весы. Ваша задача взвесить каждую монетку и записать в сопроводительной карточке ее вес. (дети работают) Соотнесите на основании проведенных измерений вес с внешним видом монеты. (слайд 5).

Опыт 3: -Возьмите две монетки достоинством 10 рублей (одна монетка подлинная другая нет) Одинаковые ли они? Перед этим рассмотрим с вами 5 слайд и узнаем настоящий вес монет разного достоинства. Но кроме веса есть ещё другие показатели подлинности монет - это размер, наличие гурта, аверс, реверс, легенда.

Дети дают определения с помощью 6 слайда:

Легенда- это…..

Аверс- это….

Реверс – это…

Гурт- это….

Признаки

монета 1

монета 2

вес

размер

гурт

Составьте сравнительную таблицу. (Дети составляют таблицу на карточках).

Интересно? А теперь я вам предлагаю сходить в магазин. Все любите ходить в магазин? Тогда немного поиграем.

(Проводится игра "Свободная касса" слайд 7)

Дети в магазине выбирают товар, который им необходим и подходят к кассе, которая свободна).

Чем закончился поход в магазин?

Закончились деньги, набрали продуктов, отдали деньги на кассе.

Как называется процесс отдачи денег и получения товара?

Процесс купли-продажи.

А всегда ли существовали деньги?

Нет! Когда-то просто меняли один товар на другой.

(слайд 8)

Да, такой процесс обмена называется - БАРТЕР.

А кто скажет, как называется процесс обмена товара на деньги?

(Ответы детей)

(слайд 9)

Вы молодцы! Для закрепления полученных знаний давайте вспомним литературные произведения, в которых речь шла о деньгах.

(слайд 10)

Деньги, ребята, присутствуют и на страницах любимых произведений.

1. В каком произведении сын папе говорит:

Если я действительно стою сто тысяч миллионов, то нельзя ли мне получить хоть немного наличными, чтобы я мог купить маленького щенка?

2. Главный герой этой сказки продал свою АЗБУКУ, чтобы купить билет на спектакль.

3. Именинница нашла деньги и купила самовар.

4. Это животное грызёт орешки, но не простые а ….?

Установите соответствие и соедините:

Малыш и Карлсон” рубль

Приключение Буратино” динар

Али-Баба и 40 разбойников” сольдо

Муха-Цокотуха” эре

Понравилось ли вам занятие?

Что нового вы узнали?

Сможете ли вы применить эти знания на практике?

С пользой ли вы провели время?

Спасибо за внимание!

Список литературы:

    Ожегов С. «Толковый орфографический словарь русского языка». - М.: 2009г.

    Энциклопедия «Всё обо всём».

    Деньги мира. Мир энциклопедий Аванта +. 2006 г.

    Прошлое в монетах. Памятные монеты. 1832-1991 гг./ Т.А. Аглинцева, Е.Н. Кукушкина, Г.М. Сухонос и др./под редакцией А.В. Юрова. - М.: Финансы и статистика, 1994 - 288 с.

    Еженедельное издание «Монеты и банкноты» за 2012год

    Ресурсы Интернет:

МБОУ «Ситне- Щелкановская СОШ»

Дополнительная общеразвивающая программа

«Финансовая грамота»

Возраст учащихся 8-9лет

Срок реализации 2017-2018 учебный год

Информационная карта программы

Полное название программы

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТА

Цель программы

Развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Адресат проектной деятельности

Уучащиеся МБОУ «Ситне- Щелкановская СОШ»в возрасте 8-9 лет, 15 чел.

Сроки реализации программы

2017-2018 учебный год

Направления деятельности

Социальное

Программа предназначена для детей младшего школьного возраста. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам экономической и предпринимательской деятельности. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экономических знаний в окружающей жизни.

Ожидаемый результат

    Понимание и правильное использование экономических терминов;

    Представление о роли денег в семье и обществе;

    Умение характеризовать виды и функции денег;

    Знание источников доходов и направлений расходов семьи;

    Умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

    Определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

    Проведение элементарных финансовых расчётов

Название организации

МБОУ «Ситне- Щелкановская СОШ»

Почтовый адрес организации

Ф,И,О, руководителя

Воронина Раиса Васильевна

Дата создания программы

I . Пояснительная записка.

II . Цель, задачи.

III . Учебно-тематический план.

IV . Содержание программы

V .Годовой календарный учебный график

VI .Организационно - педагогические условия реализации программы:

VII . Планируемые результаты

VIII . Оценочные и методические материалы

    Формыконтроля

    Критерииотслеживанияусвоенияпрограммы

    Условияреализациипрограммы

    Воспитательнаяработа

    Литература

I. Пояснительная записка

«…надо создавать по-настоящему массовый класс инвесторов. Люди, даже со скромными накоплениями, должны получить возможность приумножать их, вкладывая в различные отрасли национальной экономики».

В.В.Путин

Президент Российской Федерации

«Нужно продолжать общую работу по улучшению финансовой грамотности наших людей, формировать в целом позитивное отношение и к финансовым институтам, и к тем процедурам, которые существуют».

Д.А. Медведев

Премьер-министр Российской федерации,

Председатель Всероссийской политической

Партии «Единая Россия»

В настоящее время финансовый сектор в России представляет собой одну из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики, поэтому об уровне финансовой грамотности населения судят по тому количеству финансовых услуг, которыми оно пользуется. Опрос, проведенный в ноябре 2009 года Национальным агентством финансовых исследований, показал, что 35% россиян предпочитают хранить наличные сбережения дома, 52% респондентов заявили, что услуги финансовых институтов для них сложны и непонятны, и только 13% опрошенных готовы вкладывать свои деньги в перспективные проекты.

Сегодня перед школой стоит задача подготовить гражданина, способного интегрироваться в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества; личность, способную к сотрудничеству с людьми разнообразных управленческих подходов, умеющую реализовать право свободного выбора взглядов и убеждений.

Формирование нового экономического, политического мышления – важная задача школы.

Создание необходимой обществу системы образования возможно при организации соответствующего образовательного пространства в школе.

Школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь учащимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности.

Современная начальная школа обучает детей всему читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

Программа «Финансовая грамотность» является программой внеурочной деятельности, реализующей интересы учащихся начальных классов в сфере экономики семьи.

II . Цель, задачи.

Изучение программы «Финансовая грамота» в начальной школе направлено на достижение следующей цели :

Развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Данная цель достигается через решение следующих задач :

    с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;

    способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;

    формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;

    развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.

III . Учебно-тематический план

IV . C ОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I . Обмен и деньги. Какими бывают деньги.

Тема 1-4. Что такое деньги и откуда они взялись.

Появление обмена товарами. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Проблемы товарного обмена. Товарные деньги облегчают процесс обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

Основные понятия:

Товар. Бартер. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Товарные деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

Компетенции

    Объяснять причины и приводить примеры обмена. Объяснять выгоды обмена.

    Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

    Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

    Приводить примеры товарных денег.

    Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

    Приводить примеры первых монет.

    Описывать ситуации, в которых используются деньги.

    Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

    Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

    Составлять задачи с денежными расчётами.

Тема 5-8. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия:

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Компетенции

    Объяснять, почему появились монеты.

    Описывать купюры и монеты.

    Сравнивать металлические и бумажные деньги.

    Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Тема 9-11. Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». История монет . Первые русские монеты. Бумажные деньги. Монеты и купюры являются наличными деньгами. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны.

Основные понятия:

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Бумажные деньги. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация. Наличные деньги.

Компетенции

    Объяснять, почему появились бумажные деньги.

    Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.

    Описывать старинные российские деньги.

    Объяснять происхождение названий денег.

Тема 12-13. Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Доллар и евро. Безналичные деньги . Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Современные банки используют пластиковые карты. Функции банкоматов.

Основные понятия:

Доллары. Евро. Банки . Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Компетенции

    Описывать современные российские деньги.

    Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

    Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

    Приводить примеры иностранных валют.

Тема 14. Викторина по теме «Деньги» .

Раздел II . Семейный бюджет .

Тема 15-18. Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия:

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

    Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

    Объяснять причины различий в заработной плате.

    Объяснять, кому и почему платят пособия.

    Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Тема 19-22. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятии:

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Компетенции

    Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

    Сравнивать покупки по степени необходимости.

    Различать планируемые и непредвиденные расходы.

    Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Тема 23-24. Как умно управлять своими деньгами.

Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Компетенции

    Объяснять, как управлять деньгами.

    Сравнивать доходы и расходы.

    Объяснять, как можно экономить.

    Составлять бюджет на простом примере.

Тема 25-29 Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

    Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

    Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

Сравнивать разные виды сбережений.

Раздел III . .

Тема 30-34. Подготовка и защита мини- проектов и исследований.

V . Годовой календарный учебный график

Практика

      Что такое деньги и откуда они взялись

      Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

      Какие деньги были раньше в России.

      Современные деньги России и других стран.

12. Викторина по теме «Деньги».

      Откуда в семье деньги

      На что тратятся деньги

      Как умно управлять своими деньгами

      Как делать сбережения

      Подготовка и защита мини- проектов и исследований.

Итого: 34 часа

Тема занятия

Кол. час

Дата

Теория

Обмен и деньги. Какими бывают деньги.

Семейный бюджет

Защита мини- проектов и исследований

VI . Организационно-педагогические условия реализации программы.

Данная программа разработана на основе авторской программы «Финансовая грамотность»Т.Ф. Сергеевой Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Занятия внеурочной деятельности «Афлатун» проводятся для 2«Б» класса, в количестве 15 обучающихся, по 1 часу в неделю, всего 34 часа. Данная программа занятий социального направления рассчитана на один год обучения учащихся 8-9 летнего возраста, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

В наличие должны быть разные методические материалы, необходимые для работы. В процессе обучения учащиеся и педагог должны соблюдать правила техники безопасности.

VII . Планируемые результаты.

Личностными

    осознание себя как члена семьи, общества и государства;

    овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

    развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

    развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения программы «Финансовая грамота» являются:

познавательные:

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

    овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

    понимание цели своих действий;

    составление простых планов с помощью учителя;

    проявление познавательной и творческой инициативы;

    оценка правильности выполнения действий;

    адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

    составление текстов в устной и письменной формах;

    умение слушать собеседника и вести диалог;

    умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

    умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения программы «Финансовая грамота» являются:

    понимание и правильное использование экономических терминов;

    представление о роли денег в семье и обществе;

    умение характеризовать виды и функции денег;

    знание источников доходов и направлений расходов семьи;

    умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

    определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

    проведение элементарных финансовых расчётов

VIII . Оценочные и методические материалы.

Формы контроля

Текущий контроль :

    устный опрос;

    письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;

    тестовое задание;

    решение задач;

    решение кроссворда и анаграммы;

    мини-исследование;

    графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

    творческая работа: постер, компьютерная презентация.

Итоговый контроль:

    викторина;

    тест.

    творческая работа;

    мини-проект.

Критерии отслеживания усвоения программы

    Система оценивания

Система оценивания программы «Афлатун» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

Критерии оценивания:

    Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.

    Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.

    Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.

    Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.

    Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.

    Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.

    Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.

Вид работы

A

(5бал

лов)

B

(5баллов)

C

(5бал

лов)

D

(5бал

лов)

E

(5бал

лов)

F

(5бал

лов)

G

(5бал

лов)

Максимальное

количество

баллов

Тест, кроссворд, анаграмма

Задача

5-10

Графическая работа

Кейс

20-25

Доклад, сообщение

Ролевая игра

15-20

Постер

Компьютерная презентация

Мини-исследование

Проект

15-35

* Предлагаемое распределение критериев является ориентировочным и может быть изменено учителем в зависимости от сложности того или иного задания. Например, сложность задач может варьировать от простого знания формул до поиска логических связей. Доклад может носить характер простого изложения одного источника, а может быть основан на нескольких источниках и собственном опыте. Масштаб проекта зависит от поставленной задачи. При групповом проекте или ролевой игре баллы дополняются оценкой группы личного участия в работе каждого участника.

Для оценки эффективности занятий также можно использовать следующие показатели:

    степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

    поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

    результаты выполнения творческих заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

    косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике.

Условия реализации программы.

Материально-технические условия:

Занятия проводятся в учебном кабинете, с использованием:

    компьютера,

    мультимедийного проектора.

Мотивационные условия:

Важнейшей особенностью дополнительного образования детей является добровольный выбор ребёнком вида деятельности по интересам. Соответственно, занятия кружка позволяют удовлетворять разнообразные познавательные интересы личности, создают равные «стартовые» возможности каждому ребёнку, оказывает помощь и поддержку одарённым и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития, что создаёт возможность личностного роста для каждого ребенка с учетом его способностей и мотивации.

Развитие потребностей, мотивов и целей ребенка, в том числе мотивов учения, мотивов к познанию и творчеству, побуждает детей к овладению способами познания, творчества, активности в творческой и учебной деятельности.

Научно-методические условия:

Методической особенностью изложения учебных материалов на внеурочных занятиях является такое изложение, при котором новое содержание изучается на проектных задачах.

Метод обучения через проектные задачи базируется на следующих дидактических положениях:

    Наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические проектные задачи, решение которых даёт им новые знания;

    С помощью проектных задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже с довольно сложными теориями;

    Усвоение учебного материала через последовательное решение проектных задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

Большое внимание уделяется овладению учащимися проектными методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению проектных моделей. Обсуждение решений проектных задач с учащимися необходимо проводить в виде эвристической беседы.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактические игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях кружка необходимо создать «атмосферу» свободного обмена мнениями и активной дискуссии. При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.

На занятиях используется наглядный материал («финансовые» задачки, ребусы, дидактический, демонстрационный материал, схемы, символы, модели).

Воспитательная работа.

Одним из направлений программы «Афлатун» является духовно-нравственное воспитание младших школьников. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

    патриотизма через активное познание истории, первичное освоение понятия «меценатство» и понимание значимости достижений экономического развития своего и других народов;

    трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

    ценностного отношения к природе, окружающей среде;

    нравственных отношений в экономическом поведении.

Главные принципы реализации программы

Основные содержательные линии курса:

    деньги, их история, виды, функции;

    семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Методы обучения.

При изучении программы предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения.

Мозаика

Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.

    Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.

    Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.

    Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.

    Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.

    Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.

«Один - два - вместе»

Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.

Дерево решений

При выполнении заданий по классификации, например товаров и услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного отдыха, можно построить дерево решений. Оно обычно строится вершиной вниз. Например:


Мозговой штурм

В групповых проектах, например организации праздника в классе, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.

Мини-исследование

Поскольку цель курса - вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 2-4 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Поэтому в контрольных измерительных материалах предлагаются разные варианты заданий. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста.

Кейс

Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.

Аукцион

Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников. Игра проходит по следующим правилам:

    У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).

    Право ответа на вопрос покупается.

    Стартовая цена простого вопроса - 5 баллов, сложного - 10 баллов.

    Цена может меняться с шагом 5 баллов.

    Окончательная цена определяется в результате торгов.

    При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто отвечал, при неверном - вычитается.

Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Кроме них необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количества участников), которая будет проверять начисление баллов самими участниками игры или вести собственные ведомости.

Диаграмма связей (интеллект-карта, ментальная карта, карта памяти, карта разума, mind - map )

Mind - map (ментальная карта, или карта памяти) - способ схематического изображения какой-то идеи или системы. В русских переводах термин может звучать по-разному: карта ума, карта разума, карта памяти, интеллект-карта, майнд-мэп. Эта техника позволяет наглядно показать связи между отдельными компонентами в виде ветвящегося «дерева». Этот способ активно применяется при обучении и мозговых штурмах .

Диаграмма связей может быть построена в любой теме курса: функции денег, доходы, расходы, семейный бюджет и т. д.

Диаграммы можно строить вручную, иллюстрировать собственными рисунками, готовыми картинками. Существуют компьютерные программы построения диаграмм. Специально для детей предназначена программа Kidspiration ( i - Pad ).

Как видно из приведённых примеров, диаграмма связей может быть строгой и формализованной, как эта диаграмма, или творческой и неформальной, как диаграмма, выполненная самими школьниками (представлена ниже ). Для младших школьников задания можно дифференцировать. Одни будут вписывать в заданную, но незаполненную схему предложенные понятия, другие - строить диаграмму в произвольном виде.

Формы проведения занятий

    Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, «финансовых» задачек, ребусов, кроссвордов, сказок.

    Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

    Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление презентаций, постеров;

    Подготовка и защита мини- проектов и исследований.

Основные методы и технологии

    технология разноуровневого обучения;

    развивающее обучение;

    технология обучения в сотрудничестве;

    коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Литература для учителя :

    Сергеева Т.Ф. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Т.Ф. Сергеева- МОУ.: Просвещение, 2015г.

    Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова . - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

    Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (1-й год обучения). - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров, 2009. - 112 с.

    Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика». - Самара: Издательство «Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2008. - 96 с.

Литература для учащихся :

    Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся. 2-3 классы общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

    Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся. 2-3 классы общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч 2. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Надежность всеобщего экономического эквивалента, коим являются деньги, волнует человечество со времени их появления. С началом обращения бумажных денег и распространения ценных бумаг проблема фальшивомонетничества надолго, если не навсегда, вошла в нашу жизнь.

Наилучшей собственной защитой является качество денежных знаков. Оригинальные методы печати и первоклассные материалы делают задачу подделки настолько трудной и дорогой, что такие действия теряют смысл. Поэтому, чтобы исключить возможность фальшивомонетничества, большинство государств идут по пути совершенствования защиты бумажных денег.

Как отличить подлинный платежный билет от фальсификации? Для ответа на этот вопрос рассмотрим, какие существуют способы защиты банкнот и какими средствами распознавания подлинности может быть решена эта задача.

Достаточно условно способы защиты банкнот и ценных бумаг можно разбить на две группы:

  • Органолептические - выявляются органами чувств человека (визуальные и полиграфические защитные признаки
  • Машиночитаемые - сугубо индивидуальные физические образы для каждого вида, номинала, года выпуска банкнот, которые могут быть определены исключительно с помощью специальных приборов

Органолептические защитные признаки банкнот

Защитным признакам, относящимся к органолептической группе столько лет, сколько печатаются банкноты, а совершенствование этих видов защиты продолжается и по сей день.

В этой группе признаков ведущее место занимают визуальные, среди которых:

Специальные пигменты придают ей оригинальный цвет, а добавки различных натуральных волокон (льна, хлопка, шелка) специфическую износостойкость, жесткость и звонкость. В отраженных ультрафиолетовых лучах банкнотная бумага не люминесцирует, что отличает ее от обычной бумаги.

Видимое при рассмотрении на просвет изображение, которое создано внутренней структурой бумаги. Существуют несколько видов водяных знаков: светлые, темные, двутоновые, многотоновые; по расположению на банкноте: локальные, общие и бегущие

Цветные волокна и конфетти

На стадии отлива бумаги в нее добавляют тончайшие цветные шелковые волокна, способные люминесцировать в отраженных ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, а так же более крупные частицы или конфетти визуально легко контролируемые

Защитная нить (лента)

Введение синтетических либо металлизированных нитей (сплошных или ныряющих) в бумажное полотно еще на стадии его отлива существенно усложняет подделку банкнот.

Kipp-эффекты и голографические изображения

Пространственный характер глубокой печати скрытых изображений, который распознается при изучении банкноты под соответствующим углом падения или отражения света

Печать лицевой и обратной стороны банкноты с обеспечением точного их совмещения или дополнения

Эффект «овиай»

Эффект изменения цвета отдельных элементов или целых изображений в зависимости от угла зрения

«Oрловская» печать

Относится к полиграфическим защитным элементам и выражен в четком и резком изменении одного цвета в другой без разрыва и смещения линий рисунка

«Ирисный» раскат

Полиграфический элемент в виде плавного перехода одного цвета линий защитной сетки в другой

Сетка тонких линии, при копировании или сканировании банкнот создает на копии «муаровый» эффект

«Тактильная» печать

Полиграфический элемент с тактильным ощущение рисунка - высокая и глубокая печать позволяющая создавать печатные элементы, воспринимаемые на ощупь

Микропечать

Печать отдельных элементов (чаще слов или целых фраз) высотой до 0.5 мм, что позволяет рассмотреть их при увеличении не менее чем в 7 раз

Лазерная высечка изображений в виде микроскопических сквозных отверстий

Визуальные защитные признаки предназначены для контроля подлинности банкнот преимущественно в повседневном массовом обращении, когда количество денежных билетов ограничено, имеется достаточно времени для проверки и отсутствуют приборы контроля.

Следует отметить, что фальшивки «среднего уровня», как правило, достаточно хорошо производят в первую очередь именно визуальные защитные признаки банкнот, поэтому органолептический контроль требует специальных знаний и наблюдательности.

Машиночитаемые защитные признаки банкнот

Все большее развитие в последние годы получают машиночитаемые защитные признаки, представляющие собой запрограммированные комбинации красок с разными физическими свойствами, распределенные по банкноте в строго определенном порядке и создающие легко опознаваемые образы в какой-либо области спектра.
Такие методы защиты применяются сейчас в большинстве ведущих валют мира.

Машиночитаемые защитные признаки образуются путем введения в краски специальных добавок и вносятся в банкноты с использованием уникального полиграфического оборудования, существующего в единичных экземплярах и находящегося во всех странах под государственным контролем.

К таким признакам относятся:

Защита банкнот люминофорами - красками, флуоресцирующими при ультрафиолетовом освещении (рисунки и окрашенные волокна). Распознавание таких люминесцентных красок в большей степени рассчитано на визуальное восприятие, т. к. спектр излучения из невидимой ультрафиолетовой области фактически переносится в видимую область соответствующего цвета

Магнитная защита

Защита банкнот красками содержащими магнитные пигменты, которые наносятся в отдельных областях банкноты со строго определенным порядком чередования

Защита банкнот нанесением метамерных красок, имеющих различную отражающую способность в инфракрасном излучении (области банкнот различающиеся по цвету при использовании ИК-излучения и выглядящие одинаково при обычном освещении). Из всех известных средств защиты денежных знаков, пока фальшивомонетчикам ни разу не удалось воспроизвести ИК-защиту банкнот

Выявить наличие подобных физических свойств и их распределение по банкноте можно только с помощью специальных приборов.

Важно отметить, что соответствующие физические образы банкнот носят сугубо индивидуальный характер как для каждого вида валюты и номинала, так и для года выпуска. Краски с другими физическими свойствами могут быть обнаружены только с помощью специально разработанных датчиков и приборов, равно как и особые признаки бумаги и красок, являющиеся принадлежностью исключительно подлинных банкнот.

Таким образом, физические образы машиночитаемых защитных признаков предоставляют мощный инструмент для дополнительного кодирования банкнот, причем инструмент уникальный и практически не воспроизводимый с помощью любого из видов доступного для фальшивомонетчиков копировально-множительного и полиграфического оборудования.

Защита от подделок. Печать с этих пластин производится на специальных машинах, каждая сторона печатается отдельно. Краска из канавок, выгравированных на пластине, переходит на бумагу под очень высоким давлением, образуя рельефный (ощутимый на ощупь) рисунок или текст. Серийные номера печатаются также методом высокой печати на специальном устройстве, в котором краска подается на выпуклые высокие) буквы и цифры. Номер каждой банкноты, как правило, состоит из группы букв и группы цифр. В это случае каждая из банкнот данного листа имеет разную буквенную часть и постоянную цифровую С каждым последующим листом цифровая часть номера увеличивается на единицу. После того, как все листы со всеми возможными цифрами отпечатаны, плата заменяется на следующую с новым диапазоном и буквенной группой. Затем листы разрезаются на отдельные банкноты, которые укладываются в контейнеры в алфавитном порядке буквенных частей их серийных номеров и подаются в связанные с компьютером контролирующие устройства для окончательной проверки, удаления дефектных купюр, подсчета и упаковки в пачки. Оттуда – на склад, со склада – в банки и кошельки. Современные банкноты имеют целый набор различных средств защиты, затрудняющих их подделку. С каждым новым выпуском денег этот набор во всех странах все увеличивается, при этом используются новейшие достижения науки и техники.

Слайд 4 из презентации «Фоновая картинка для войне»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Фоновая картинка для войне.ppt» можно в zip-архиве размером 6238 КБ.

Скачать презентацию

«Биометрические системы защиты» - . Идентификация человека по голосу - один из традиционных способов распознавания. Результатом является матрица, индивидуальная для каждого человека. Защита от несанкционированного доступа к информации. Идентификация по изображению лица. Идентификация по отпечаткам пальцев. Идентификация по радужной оболочке глаза.

«Средства индивидуальной защиты ОБЖ» - Проверим наши знания. Средства защиты кожи. Специальные фильтрующие изолирующие. Перечислите и охарактеризуйте простейшие средства защиты кожи. Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Тема урока Средства индивидуальной защиты населения. Противогаз гражданский фильтрующий ГП-7. Аптечка АИ-2 Индивидуальные противохимические пакеты ИПП-8.

«Защита от вирусов» - Обнаружение изменений. В системные платы компьютеров тоже встраивают простейшие средства защиты от вирусов. Эвристический анализ позволяет обнаруживать ранее неизвестные вирусы. Сканирование. Антивирусные программы, называемые ревизорами диска, не выполняют поиск вирусов по сигнатурам. Антивирусные мониторы.

«Защита коммерческой тайны» - Как коммерческие тайны становятся украденными? План. Конфиденциально: установление программы защиты коммерческих тайн b компании. Контрольный список шагов: Как проводить аудит коммерческих тайн? Примеры. Преимущества и неудобства защиты коммерческих тайн. Генеральный директор был удивлен и спросил, не была ли такая информация секретной.

«Социальная защита» - Если есть социальное страхование, то для оказания помощи мне не нужен сосед по лестничной клетке. Предлагалось сделать опорой политического и социального действия участие граждан.*. Главное следствие кризиса социального государства: 3. Противоречивый характер системы социальной защиты. Иными словами, уходит желание устанавливать, пусть даже силой, царство целей в истории.



Похожие статьи