Из чего состоят финансы. Финансы и их функции. Решение о выпуске ценных бумаг

В мировой литературе

Современные трактовки термина финансы берут своё начало в камерализме - немецком варианте меркантилизма - науке, занимавшейся проблемой формирования и целевого использования государственной казны . Камерализм был основан на отображении потоков доходов и расходов бюджета государства. Бюджет в камерализме являлся отправной точкой, в которой происходит сравнение между доходами и расходами за определённый отчетный период. В основе бюджета лежит принцип, согласно которому доход должен соответствовать расходу. Под финансами камералисты понимали управление доходами, предназначенными к употреблению на нужды государства . Понятия «камеральная наука» и «наука финансовая» в западной литературе иногда употреблялись как синонимы, но после того, как в структуре камерального хозяйства были учреждены камер-коллегии, в состав которых вошла полиция, термин «финансы» обрёл самостоятельный, более узкий смысл: «правительственная власть … является вынужденною озаботиться заготовлением материальных ценностей, как вспомогательных средств для достижения своих целей… Отсюда возникает особенная отрасль правительственной деятельности, имеющая своей целью приобретение, сохранение и надлежащее употребление необходимых для государственной власти материальных ценностей и состоящая в ведении собственного хозяйства или в попечении о государственных доходах и расходах. Эти попечения правительства … составляют предмет так называемых финансов, финансового управления, правительственного хозяйства или хозяйства государственного» (в дореволюционной России термин употреблялся в том же значении, что и в Германии (см. ).

В англоязычной литературе второй половины XIX - начала ХХ века термин «финансы» трактовался не так однозначно, как в немецкой. В частности, в словаре Вебстера (издание 1886 года) говорилось о том, что финансы - это «доходы (revenue) правителя или государства; иногда, доход физического лица» . Данное определение финансов примечательно в двух аспектах. Во-первых, оно отражает точку зрения узкого круга западных ученых той поры, согласно которой сфера финансов ограничивалась только доходами государства (см. по этому поводу ). Во-вторых, определение отражало тот факт, что термин «финансы» употреблялся не только применительно к общественному сектору экономики, но и к частному. О том, что термин финансы употреблялся в западной литературе второй половины ХIХ века не только в связи с общественным сектором экономики, свидетельствуют и некоторые специализированные издания той поры (см., например ), где в контексте финансов говорится не только о государственных доходах и расходах, но и о спекуляции ценными бумагами, накоплении капитала и процентной ставке по ссудному банковскому капиталу, как о важных аспектах финансовой науки. В книге английского автора Г. Кинга «Теория финансов» вообще не упоминается общественный сектор экономики, а речь идет о прибыли, актуарных расчетах, простом и сложном проценте на ссудный капитал . В этом плане показательно и определение финансов Ф. Кливленда: «Финансы представляют собой отрасль бизнеса, которая имеет дело с получением и расходованием фондов, необходимых для оснащения и управления предприятием. … Что такое фонды? Как их получить? Как ими управлять? Ответы на три эти вопроса покрывают всю область финансов» . Примечательно, что и К. Маркс в своем «Капитале » употребляет термин «финансы» в контексте денежного капитала, банков и бирж .

В целом, все трактовки термина «финансы» в западной литературе второй половины XIХ - начала ХХ века делятся на три группы:

Объяснение столь неоднозначных трактовок финансов в западной литературе изложено в книге К. Плена «Введение в общественные финансы» (1921), где автор утверждал, что перенос смыслового содержания термина «финансы» с общественного на частный сектор экономики произошел в результате метонимии. Как следствие, используемый без уточняющих прилагательных («общественные» (public), «личные» (personal), «корпоративные» (corporate)), термин «финансы» получил более широкий смысл, нежели имел первоначально, и, помимо общественного сектора, стал охватывать вопросы капитала, прибыли, доходов и расходов предприятий и частных лиц. В этой связи, для исключения двусмысленности прилагательного «финансовый» (financial), возникшей в результате метонимии, К. Плен, а вслед за ним и М. Хантер указывали на то, что применительно к общественным финансам корректнее употреблять прилагательное «фискальный» (fiscal), говоря при этом «фискальный год», а не «финансовый год» .

В формулировках определений термина «общественные финансы» используется исторически сложившийся дескриптивный подход, отражающий внешние проявления категории, выражающиеся в формировании и использовании государственного и местных бюджетов:

В основе общественных финансов лежит теория распределения общественных благ. Суть её состоит в том, что существуют некоторые блага (национальная оборона, охрана общественного порядка, дороги и т. п.), потребность в которых не может быть удовлетворена и оплачена в индивидуальном порядке путём товарно-денежного обмена. Как следствие, потребность в таких коллективных благах не может быть реализована через рыночный механизм. Исходя из этого, распределение общественных благ берет на себя государство в лице центральных и местных органов власти через бюджеты соответствующих уровней. «Государственные затраты являются частью потребления общества, в котором государство представляет собой регулирующий орган» . Посредством фискальных и бюджетных инструментов общественные блага не только распределяются, но и перераспределяются. В частности, перераспределение может производиться путем комбинации высоких налогов на обеспеченных граждан, и субсидий гражданам с низкими доходами. Таким образом, путем перераспределения благ между высокодоходными и малообеспеченными слоями населения реализуется концепция социальной справедливости и гуманизма: «Если мы считаем, что моральный долг общества в целом, чтобы помочь слабым, то помощь бедным дает общее благо» .

Среди дефиниций, посвященных финансам частного сектора, доминирующее место занимают определения корпоративных финансов, которые тоже носят дескриптивный характер и не отличаются, при этом, строгостью формулировок: 1) «корпоративные финансы связаны с эффективным и результативным управлением финансами организации для достижения целей этой организации. Это включает в себя планирование и контроль за предоставлением ресурсов (там, откуда они привлекаются), распределение ресурсов (там, где они развернуты), окончательный контроль над ресурсами (эффективно ли используются или нет).<…> Две ключевые концепции корпоративных финансов, которые имеют важнейшее значение в принятии решений, это соотношение между риском и доходностью, а также стоимость денег во времени» ; 2) «Финансы - оценка и управление риском. <…> С точки зрения финансов, корпорация это совокупность рискованных денежных потоков» ; 3) «Корпоративные финансы ¬- приобретение и распределение фондов или ресурсов корпорации с целью максимизации благосостояния акционеров» ; 4) «Это брать деньги, чтобы делать деньги» ; 5) «Финансы предприятий есть исследование того, как финансовые и инвестиционные решения должны быть сделаны в теории, и как они сделаны практически» .

Для обозначения границы между общественными финансами и финансами частного сектора представители западной научной школы сформулировали целый ряд признаков, один из которых выделяется как наиболее существенный: перед общественными финансами и финансами частного сектора стоят разные цели (см. ). Главная цель частного сектора - получение прибыли, то есть максимально возможное увеличение меновой стоимости капитала путем воспроизводства и/или спекуляции. В свою очередь, цель общественных финансов - распределение и перераспределение общественных благ, потребляемых на общенациональном и региональном уровнях (подробнее о целевых функциях финансов см. ).

В современной западной научной и учебной литературе термины «финансовый менеджмент», «управленческие финансы», «корпоративные финансы» и «бизнес-финансы» практически эквивалентны и являются взаимозаменяемыми . «Финансами называется надлежащее управление деньгами» ; «финансы могут быть определены как искусство и наука управления деньгами» .

Особое место в мировой финансовой науке занимает теория советских (социалистических) финансов, представляющая собой модифицированную версию западной теории общественных финансов, адаптированную к советской модели экономики и идеям марксизма . В частности, в противовес теории распределения общественных благ посредством финансов и личных благ посредством рыночного обмена (Т-Д, Д-Т)) К. Марксом была предложена схема распределения благ в обществе, основанном на коллективизме, которая предусматривала в измерять стоимость не опосредовано через деньги , а напрямую через рабочее время : «Индивидуальное рабочее время каждого отдельного производителя - это доставленная им часть общественного рабочего дня, его доля в нём. Он получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда» . Такая схема распределения благ по квитанциям не предполагала существование денег. Как следствие, «вступление СССР в период социализма многие экономисты рассматривали как начало перехода к прямому продуктообмену и отмиранию денег, кредита, финансов» . Исходя из этого, в первом издании учебника «Финансы СССР», вышедшем в 1933 году, «все изложение материалов исходило из того, что после победы социализма финансы будут „похоронены“ как пережиток капитализма» . Однако, практика первых лет советской власти показала, преждевременность отказа от денег в качестве меры стоимости. Коммунистическая идеология вынуждена была признать, что деньги останутся в СССР как инструмент буржуазной экономики, который, по словам И. Сталина, «взяла в свои руки Советская власть и приспособила к интересам социализма» .

Ключевая отличительная особенность советской модели экономики заключалась в том, что к концу второй пятилетки (1938 год) удельный вес общественной собственности в СССР составлял 98,7 %, в личной собственности колхозников и мелких кустарей находилось лишь 1,3 % всех производственных фондов страны . Таким образом, практически весь производственный сектор в СССР получил статус общественного, а государство от имени общества полностью взяло на себя распределение благ и в производственной сфере. Из государственного бюджета СССР покрывались не только расходы традиционно характерные для капиталистической модели экономики (по государственному управлению, национальной обороне, охране правопорядка, строительству дорог и т. п.), но и основная доля затрат по расширенному воспроизводству (производственные капитальные вложения). Госбюджет СССР фактически стал общественным инвестиционным фондом под управлением государства, через который производилось перераспределение ресурсов между различными предприятиями и отраслями общественного хозяйства. Как следствие, понятие «советские финансы» должно было отразить этот факт.

Начало формированию научных подходов к трактовке общественных финансов, учитывающих реалии социалистической модели экономики, положила научная дискуссия на совещании, проведенном в 1944 году Управлением учебных заведений Министерства финансов СССР. Основными итогами дискуссии являлись:

  1. рассмотрение советских финансов как системы денежных отношений, связанных с действием закона стоимости ;
  2. такое расширение предмета учения о советских финансах, которое в той или иной мере включает в себя денежные отношения внутри государственного производственного сектора и взаимоотношения государства и его производственного сектора с колхозно-кооперативным производственным сектором и с населением.

Дискуссия оказала серьезное воздействие на весь дальнейший ход развития советской финансовой науки. Под её влиянием, на протяжении последующих двадцати пяти лет, в СССР сформировались три научные концепции советских финансов: распределительная, воспроизводственная и концепция Э. А. Вознесенского (иногда называемая правовой концепцией).

Распределительная концепция

Автором наиболее распространённой советской теоретической концепции общественных финансов, распределительной, является В. П. Дьяченко (московская школа), считавший, что «отказываться в применении к социалистическому обществу от исторически сложившегося понятия государственных финансов нет никаких оснований» . Под «исторически сложившимся» понималось представление о финансах, как о денежных отношениях, «во первых, распределительных, во-вторых, связанных с существованием и функционированием государства» . Исходя из этого, западная теория распределения общественных благ была адаптирована к условиям советской модели экономики путем скрытого терминологического соглашения, суть которого состояла в том, что в под термином «распределение» стали подразумевать не только распределение общественных благ между сферой производства и сферой потребления, но и процесс дробления валовой денежной выручки на общественных производственных предприятиях (т. н. «первичное распределение») . Кроме того, ввиду полного обобществления производственного сектора, для обозначения различия между общественными фондами (в принятом западной наукой понимании этого словосочетания) и фондами частных предприятий, тоже ставших в СССР общественными, были введены понятия «централизованные фонды» и «децентрализованные фонды»: «финансы социалистического государства есть система денежных отношений, на основе которых через плановое распределение доходов и накоплений обеспечивается образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов государства в соответствии с его функциями и задачами» .

Чтобы подчеркнуть отличия между распределением общественных благ при социализме и при капитализме, финансы советских предприятий были разделены сторонниками распределительной концепции на две составные части: производственную и распределительную. Так называемое «первичное распределение» (валового дохода по различным фондам предприятия) вошло в состав финансов социалистического государства, а «производственная» составляющая, была выделена в самостоятельную категорию «финансы отраслей народного хозяйства СССР», представляющую собой денежную сторону отношений, складывающихся на предприятиях в процессе движения стоимости в производственной форме (основных фондов, комплектующих, сырья, готовой продукции): «Совокупность денежных отношений, объективно существующих в отраслях народного хозяйства, возникающих в процессе производства и реализации продукции и опосредствующих этот процесс, составляет финансы отраслей народного хозяйства СССР» .

В отличие от западных учёных, выделявших у общественных финансов одну функцию - распределительную (перераспределительную), советские финансовые теоретики наделили финансы СССР ещё одной функцией - контрольной: «В процессе развития учения о финансах социалистического государства были сформулированы две их основные функции - распределительная и контрольная. Первая рассматривалась как общая для государственных финансов и в досоциалистических формациях, и при социализме, но в досоциалистических формациях она сводилась к перераспределению денежных ресурсов, а при социализме распространяется и на отношения первичного распределения национального дохода; вторая (контрольная) была определена как специфическая функция советских финансов» . При этом автор распределительной концепции наделял термин «перераспределение» иным смыслом, нежели было принято в западной теории распределения общественных благ. Исходя из того, что согласно официальной советской идеологии в СССР отсутствовали бедные и богатые, в перераспределении ресурсов между ними не было необходимости. Как результат, термин «перераспределение» в советской финансовой теории утратил свой первоначальный смысл. Под перераспределением стали понимать распределение того, что поступило в госбюджет после т. н. «первичного распределения» внутри производственных предприятий. В частности, благодаря подобного рода «перераспределению» в СССР могли существовать планово убыточные предприятия и даже целые отрасли, убытки которых покрывались через госбюджет за счёт прибыли других общественных предприятий и отраслей.

Воспроизводственная концепция

Воспроизводственная концепция советских финансов, автором которой является А. М. Александров (ленинградская школа), принципиально отличалась от распределительной тем, что денежные отношения внутри предприятий не делились на распределительную (т. н. «первичное распределение») и воспроизводственную (т. н. опосредствование) составляющие, а объединялись в одно целое под называнием «опосредствование производственного процесса» и полностью включались в предметную область, охватываемую понятием «финансы социализма». В результате такого подхода все денежные отношения, входящие в понятие «финансы социализма», по версии воспроизводственной концепции представляли собой систему из двух типов отношений:

1) «опосредственные» 2) распределительные (в подлинном смысле этого слова, изначально принятом в западной теории распределения общественных благ).

При этом финансы, помимо контрольной и распределительной, наделялись функцией «опосредствования кругооборота производственных фондов». «В этой функции финансы обслуживают не только фазы кругооборота Д-Т и Т-Д, но и фазу движения фондов предприятий в их производственной форме» . По версии воспроизводственной концепции социалистические финансы - «это система денежных отношений опосредствующих кругооборот производственных фондов в народном хозяйстве на расширенной основе и обеспечивающих образование и использование различных фондов для удовлетворения разнообразных потребностей социалистического общества» .

Многолетняя научная дискуссия между сторонниками распределительной и воспроизводственной концепций сводилась к тому, в какой мере следует включать финансы советских предприятий и отраслей народного хозяйства в состав общественных финансов. При этом, согласно воспроизводственной и распределительной концепций в состав финансов социализма не входили личные финансы и финансы непроизводственных предприятии и организаций, к которым относились все учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. Таким образом, воспроизводственная концепция тоже не охватывала всю предметную область финансов.

Правовая концепция

В основе правовой концепции советских финансов, автором которой является Эрнест Александрович Вознесенский (ленинградская школа), лежит одно из отличий, при помощи которых западные финансовые теоретики обозначали границу между общественными финансами и финансами частного сектора. К. Шоуп описывает это так: «Главное различие между системой распределения правительства и семьи, церкви, или другого некоммерческого учреждения заключается в степени беспристрастности правил, по которым правительство распределяет свои услуги и распределяет бремя покрытия расходов … Беспристрастность означает, что (1) данный свод правил, например, налоговое право, установлен декретом, … и (2) правила, поддержаны санкциями (штрафами или тюремными сроками), одинаково применимыми ко всем нарушителям закона, кем бы они ни были. … В отличие от этого режима, семья распределяет среди своих членов товары, потребляемые в домохозяйстве по неофициальным и часто меняющимся критериям» . По аналогии с К. Шоупом формулировалась аргументация Э. А. Вознесенского применительно к советским финансам:

1) Финансовые отношения, в том числе налоги, суть стоимостные (денежные); 2) Лишь те денежные отношения финансовые, которые образуют их систему, регламентированную государством.

«Таким образом, финансы социалистических государств представляют собой систему денежных отношений, имеющих императивную форму» . По версии Э. А. Вознесенского система социалистических финансов охватывала почти всю предметную область финансов, поскольку жесткой императивной регламентации в СССР подвергалась не только сфера распределения общественных благ, как это было в капиталистических странах, но и сфера производства вместе с непроизводственной. Исключение составляла только часть денежных отношений, относимых западной научной школой к понятию «личные финансы»: «Расходы, осуществляемые за счет личных доходов членов социалистического общества, не носят императивной формы (отношения, опосредствованные Д-Т и Т-Д), а потому не входят в сферу финансов, за исключением, естественно, уплаты налогов, страховых платежей, возврата ссуд и др.» При этом закупки промтоваров и продовольствия (тоже отношения Д-Т и Т-Д), проводимые бюджетными организациями, Э. А. Вознесенский причислял к финансам социалистического государства на том основании, что госзакупки подвергались жесткой регламентации.

В учебной литературе по финансам, издаваемой после распада СССР на постсоветском пространстве, главным образом, продолжают излагаться основные теоретические концепции советских (общественных) финансов. При этом дефиниции категории финансы, как правило, повторяют (без прилагательных «советские» и «социалистические») дефиниции из советских учебников. Исключением является концепция, разработанная С. П. Захарченковым, согласно которой финансы представляют собой целенаправленное движение меновой стоимости капитала в денежном измерении .

Основные финансовые концепции

Финансовая активность (деятельность) - это применение ряда техник и процедур, которые частные лица и организации используют для управления своими финансами. Особенно важна при этом разница между доходами и расходами и оценка риска инвестиций.

Если доходы превышают расходы (то есть существует профицит), то разница может быть отдана в долг под проценты или вложена в какой-то бизнес или в покупку собственности. В этом суть финансовой деятельности - если есть свободные финансовые ресурсы, то они должны быть пущены в дело, чтобы приносить дополнительный доход.

Если расходы превышают доходы (то есть существует дефицит), то нужно восполнить недостающие финансовые ресурсы. Это можно сделать путём получения кредита, или путём выпуска акций или облигаций на бирже. В современном мире заёмщику не надо самому ходить и искать кредитора - можно пойти в банк или на биржу , и соответствующий финансовый институт за определённую комиссию найдёт кредитора. Или наоборот - для кредитора найдёт заёмщика. Собственно вся суть банковской и биржевой деятельности состоит в том, чтобы эффективно связывать нуждающихся с теми, у кого есть свободные средства.

Как уже говорилось ранее, банк служит посредником между заёмщиками и кредиторами. На практике это выглядит так: кредитор (вкладчик) приходит и кладёт свои свободные деньги на банковский счёт (т. н. депозит), чтобы получать со своего вклада процент. Затем в банк приходит заёмщик, чтобы получить кредит. Банк выдаёт деньги вкладчика в кредит заёмщику под процент, а этот процент включает в себя и доход для вкладчика, и доход для самого банка, и ещё плюс некоторый процент для страхования риска невозвращения кредита.

Биржа тоже служит цели соединения кредиторов и заёмщиков, но, в отличие от банка, не располагает собственным «финансовым буфером», то есть не может отложить деньги на депозит, пока не появится заёмщик. Биржа может связать кредитора и заёмщика только в реальном времени. Банк же может отложить средства, то есть кредитор (вкладчик) может прийти в банк сегодня, а заёмщик (желающий взять деньги вкладчика в кредит) может появиться только через месяц.

Кроме того, биржа торгует вкладами и кредитами в опосредованной форме. Желающий взять кредит выпускает на биржу акции или облигации. Акция представляет собой долю владельца в компании-заёмщике, и, следовательно, одновременно служит и залогом по кредиту. Облигация это тоже вид кредита, но она, в отличие от акции, не даёт права собственности на компанию-заёмщика, хотя и может предусматривать какой-то отдельный залог. По акциям и облигациям тоже могут выплачиваться проценты (называемые дивидендами). Если по акции не выплачивается дивиденд, то предполагается, что акция будет расти в цене, и кредитор, купивший акцию, сможет получить причитающуюся ему прибыль лишь продав подорожавшую акцию.

Функции финансов

  1. Распределительная - посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;
  2. Контрольная - заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;
  3. Регулирующая - вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;
  4. Стабилизирующая - обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Финансовые услуги

Доходы

Финансовые решения в доходной части личного бюджета зачастую не являются сложными - главное не упустить из виду ни один возможный источник дохода. Главный принцип: «капитал должен приносить капитал ». Если имеются свободные средства производства - то они должны быть пущены в дело. Если имеется незадействованная собственность - то она должна быть сдана в аренду. Если какой-то свободный ресурс не способен принести доход и не является выгодным вложением (то есть не возрастает в цене сам по себе), то он должен быть продан, а деньги должны быть обращены в инвестиции.

Советы вроде «сменить работу на более высокооплачиваемую» не имеют отношения к финансам. Финансы - это то, что есть в распоряжении и чем можно оперировать. Главная задача финансового управления - наиболее эффективно (то есть с наибольшей выгодой) распорядиться имеющимися финансами. В нынешних условиях кредитных денег , заполучить дополнительные финансовые ресурсы в виде кредита не представляется проблемой.

Во избежание нежелательных секвестров , в доходную часть бюджета не следует включать возможные доходы, если вероятность их получения менее 90 %. В то же время, если незапланированный доход всё-таки появится, то пути его утилизации нужно определять в оперативном порядке. Ещё один важный момент, который нужно помнить при планировании доходов - это то, что пенсии и компенсации нужно рассчитывать исходя из самой выгодной из возможных схем.

Расходы

В рамках процесса бюджетного планирования приходится принимать и более сложные финансовые решения, особенно это касается расходной части бюджета. Здесь есть множество важных советов:

  • Во-первых, при расчёте длительного бюджетного периода (6 месяцев и больше), не забудьте про инфляцию . Если что-то стоит определённую сумму в начале года, то это не значит, что в конце года цена останется прежней. Пользуйтесь прогнозом инфляции от авторитетных источников и закладывайте этот прогноз в план расходов.
  • Закладывайте в расходы предполагаемое (предварительно анонсированное) повышение расценок на продукты и услуги. Если объявлено, что тогда-то электроэнергия подорожает на определённый процент , то этот процент должен быть отражён в бюджете.
  • Разумеется, следует всегда искать наиболее дешёвые продукты и услуги, имеющиеся на рынке. Иначе основной принцип рыночной экономики - конкуренция - вообще не будет работать. Но это совсем не значит, что качеством продуктов при этом можно пренебречь. Не закладывайте в бюджет некачественные или сомнительного качества продукты и услуги. Нужно выбирать самое дешёвое, но только из приемлемой качественной категории. Это особенно относится к продуктам питания, медицинским и финансовым услугам.
  • Кредиты нужно обязательно возвращать, хотя бы для того, чтобы не испортить свою «кредитную историю » и иметь возможность получить кредит в будущем. Поэтому взносы по кредитам должны иметь высокий приоритет в списке расходов.
  • Страхование рисков - непременная часть грамотного управления финансами. Никак не менее 5 % (а лучше 8-12 %) всех личных расходов рекомендуется направлять на страхование разного вида рисков. Это общепринятая мировая практика.
  • Нахождение законной схемы снижения уплачиваемых налогов - распространённый на Западе метод сокращения расходов. Если имеется даже малейшая возможность снижения налоговых отчислений, то ей непременно надо пользоваться. Если объём налогов очень велик (и возможная экономия способна окупить услуги специалиста), то целесообразно обратиться за советом к финансовому консультанту (или даже нанять личного бухгалтера).
  • В пенсионный фонд рекомендуется откладывать 7-10 % доходов. Пенсионный фонд - это в принципе обычный долгосрочный депозитный вклад, но с минимальным заложенным риском.
  • Инвестиции - это область самых сложных финансовых решений. Часто говорят, что нужно обладать даже «особым чутьём», чтобы принимать удачные решения в этой области. Однако, если отбросить всякие мистификации, то можно сказать, что хорошее инвестиционное решение - это продукт глубокого всестороннего безэмоционального анализа рынка инвестиций.

Финансы предприятий

Основная задача корпоративных финансов - финансовое обеспечение деятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции без фиксированного дивиденда. Такие стратегические решения о кредитах или выпуске акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала организации.

Другая важнейшая сторона корпоративных финансов - это решения об инвестициях, то есть решения о вложении имеющихся свободных средств. Ведь инвестиция - это вложение свободного актива с надеждой, что он со временем увеличится в стоимости . Управление инвестициями - важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:

  • соотношение между: целью - периодом времени - инфляцией - неприятием рисков - налогами
  • выбор между активной и пассивной стратегией хеджирования
  • оценка эффективности портфеля инвестиций

Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием ещё предстоящих финансовых операций.

Финансы государства

Налоги и сборы

Финансовая экономика

Финансовая экономика - это отрасль экономической науки, изучающая взаимосвязи между финансовыми величинами, такими как: цена , добавочная стоимость , акционерный капитал и пр. Финансовая экономика особенно концентрируется на изучении влияния реальных экономических показателей на финансовые показатели. Вот основные направления исследований:

  • Оценка - определение реальной ценности актива
    • Насколько высоки риски этого актива? (нахождение правильных учётных ставок)
    • Какое движение наличности может вызвать актив? (дисконтирование денежных потоков)
    • Какова рыночная цена сходного актива? (относительная оценка)
    • Зависят ли финансовые потоки от какого-то другого актива или события? (производная оценка)
  • Финансовые рынки и инструменты
    • Товары
    • Акции
    • Облигации
    • Инструменты валютного рынка
    • Производные ценные бумаги
  • Финансовые институты и правила

См. также

Финансовые учреждения и организации

  • Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ)

Крупнейшие информационные агентства финансовой информации

Примечания

  1. Финансы - статья из Большой советской энциклопедии
  2. Финансы /Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 495 с. - (Библиотека словарей «ИНФРА-М»).
  3. , с. 1-4
  4. , с. 5
  5. , с. 4-6
  6. , с. 15-24
  7. , с. 1-6
  8. , с. 3
  9. , с. 1
  10. , с. 867-881
  11. , с. 512
  12. , с. 20-21
  13. , с. 7
  14. , с. 52-53
  15. , с. 7-8
  16. , с. 149
  17. , с. 7-26
  18. , с. 1-3
  19. , с. 3-4
  20. , с. 1
  21. , с. 1-5
  22. , с. 3-4
  23. , с. 9
  24. , с. 25
  25. , с. 2-3
  26. , с. 3
  27. , с. 1
  28. , с. 1
  29. , с. 5-7
  30. , с. 3-4
  31. , с. 21-22
  32. , с. 50-51
  33. , с. 41-45
  34. , с. 11-15
  35. , с. 17-22
  36. , с. 1-3
  37. , с. 3-7
  38. , с. 21-30
  39. , с. 11
  40. , с. 4
  41. , с. 4-5
  42. , с. 3-4
  43. , с. 4-5
  44. , с. 3
  45. , с. 188
  46. , с. 2
  47. , с. 11-12
  48. , с. 5
  49. , с. 3-5
  50. , с. 3
  51. , с. 1
  52. , с. 17-18
  53. , с. 404
  54. , с. 403
  55. , с. 25
  56. , с. 133
  57. , с. 35
  58. , с. 53
  59. , с. 52
  60. , с. 68-69

Финансы - синоним денежных средств (наличных и безналичных), а также отношений связанных с их движением и использованием. Финансы, в переводе с французского «finances» означают «деньги». В научной литературе, под финансами понимается объединение всех экономических связей, которые возникают в процессе зарождения, распределения, перераспределения и применения денежных потоков, как центральными фондами, так и децентрализованными, которые нередко выступают в качестве государственной казны (бюджета). Таким образом, финансы выступают важным звеном в формировании государственного устройства. Сущность и функции финансов будут более подробно описаны в этом тексте.

Западная научная и учебная литература трактуют финансы в достаточно широком смысловом диапазоне. Конкретика проявляется в разновидности финансовых отношений, как неотъемлемой части финансов, которые могут быть публичными (общественными), корпоративными, или личными. Так, публичные финансы охватывают процессы и механизмы, включающие накопление и расходование денежных богатств государства, баланс, способы мониторинга.

Что же касается финансов корпоративных, которые эквивалентны финансовому и управленческому менеджменту и бизнес управлению, подразумевают под собой искусство управления деньгами, науку - изучающую в высших учебных заведениях. В основном речь идёт о литературе, служащей в качестве базы для обучения студентов Высших Учебных Заведений.

Кроме того, под термином «финансы» может подразумеваться экономическая дисциплина, занимающаяся анализом экономических действий в различных сферах социально-культурного, правового и экономического пространства. Здесь уже речь идёт о научно-исследовательских институтах, работающих на правительство.

В человеческом понимании, финансы - это, прежде всего, деньги, которые имеют определённую стоимость. Деньги можно обменять на другие деньги либо получить часть прибавочной стоимости в виде товара (услуги).

Функции финансов

Денежные средства выполняют такие особые функции, как:

  • формирующая;
  • контролирующая;
  • регулятивная;
  • стабилизационная;
  • фискальная;
  • стимулирующая.

Под распределительной функцией понимается расформирование страны, для последующего формирования разных по уровню бюджетов государства.

Контролирующая функция денег позволяет проводить мониторинг денежных ручьёв, равно как и на израсходование денег казны на обязательные нужды (здравоохранение, строительство спортивных объектов).

Через регулирующую функцию производится воздействие на сегменты экономических отношений посредством налогов и выдачи государственных займов.

Стабилизирующая функция обеспечивает граждан страны необходимыми условиями для формирования социальной, культурной и экономической свободы.

Фискальная и стимулирующая функции направлены на борьбу с и прочие регрессивные факторы , как стагнация, и так далее.

Управление финансами

Управление финансами подразумевает устойчивые события, в ходе которых происходит перераспределение и распределение денежных активов между всеми участниками экономической деятельности. Сюда же относятся действия, способствующие повышению экономической отдачи от применения денежных ресурсов.

Следуя теории управления денежными ресурсами, можно выделить составляющие отношений, как с одной стороны объекты и с другой стороны субъекты (специальные службы) управления, а также методы и формы менеджмента и т.д.

Аппарат менеджмента денежными ресурсами состоит из субъектов исполнительной (Минфин, налоговая организация, таможенная служба) и законодательной (Президент и Правительство РФ) власти.

Уровень участников экономической и хозяйственной деятельности управленческого аппарата определяется некоторыми формами рассматриваемые в плоскости организации и права.

Государственные финансы

Государственные финансы представлены особой формацией совокупности финансово-экономических отношений и распределения денежных ручёйков, использование которых помогает государству реализовывать ряд стратегически важных проектов.

Государственные финансы исполняют определённые функции, среди которых:

  • распределяющая;
  • контролирующая;
  • регулятивная.

В структуру государственной казны (бюджета) входит:

  • бюджет федерального значения;
  • бюджет субъектов РФ;
  • внебюджетные фонды.

Под государственные финансы также подпадают государственные займы, система налогообложения, поступление налогов в казну и различные фонды, система бюджетного регулирования.

Распределительная функция финансов

Финансы, помимо второстепенных своих функций, несут две главные - распределяющую и контролирующую. Распределительная функция финансов позволяет формировать государственную казну страны за счёт перераспределения национального богатства.

Распределение и перераспределение государственного накопления осуществляется через бюджетную сферу. Кроме того, в перераспределении участвует финансовый и страховой рынки.

Кроме того, одним из инструментов перераспределения национальных богатств государства могут выступать прошлые накопления, прибыль от внешнеэкономической деятельности, и займы.

Признаки финансов

Финансовые отношения выражают некоторые признаки финансов. Так, за основу финансов, всегда воспринимаются деньги, которые можно обменять на товар либо услугу. Кроме того, непосредственно выпускаемый продукт, и оказываемые кем-либо услуги, включены в финансовые отношения. Кроме того, финансам присущи признаки распределения государственного богатства и управления финансовыми потоками страны.

Поверхностное обращение на финансы и понятие финансов проявляет себя в движении денег. Операции в финансовой сфере сопряжены с переводом денег от одного субъекта к другому, а также с их целевой направленностью. Таким образом, основное отличие финансов от прочих экономических понятий, заключается в их денежной форме (стоимости), которая находится в перманентном движении и зависит от многих экономических и политических факторов.

Помимо движения денежных ресурсов, финансы проявляются в своей распределительной функции, когда деньги из бюджета направляются на социальные и государственные нужды первой необходимости.

В качестве распределительной стоимости ВВП выступают не только финансы, но и зарплата, цены, займы и т.д. Перечисленные категории экономической деятельности имеют под собой некоторые особенности, проявляющиеся в конкретном назначении.

Из финансовых отношений часть накоплений обособляется в виде всего и чистого дохода (прибыли). Подобные процессы распределения и перераспределения ВВП, порождают особые виды денежных ресурсов. Особенность состоит в том, что денежные потоки формируются в результате обособления денежных накоплений, с последующим использованием на целевые нужды государственных и внебюджетных фондов и организаций.

В результате получается, что распределение и перераспределение ВВП связано с движением потока денежных средств (ресурсов) в виде прибыли, налоговых отчислений, поступлений и накоплений. А это, в свою очередь, формирует специфический признак финансов, заключающийся в накоплении, обособлении и целевом расходовании государственных денег.

Децентрализованные финансы

В качестве децентрализованных финансов выступают формы денежных взаимоотношений между всеми участниками хозяйственной деятельности, где в качестве денег используются фонды, образуемые за пределами границ государства в целом и городских районов в частности. Децентрализованные денежные отношения выступают неким базисом в системе финансов, преобладая в финансах государства.

Понятие децентрализованных финансов включает финансовые накопления всех субъектов финансовой и хозяйственной деятельности.

Централизованные финансы

Централизованные финансы - система, формирующая и расходующая финансовые потоки для перманентной работы всех государственных органов. Финансы централизованные относятся к бюджетной системе.

Централизованные финансы порождают финансы публичного значения, которые управляются различными государственными структурами.

Местные финансы

Доля местных денег в финансовой системе доходит до 70%, что зависит от государственного устройства. Так, чем более развитая страны, тем больше в ней доля местных денежных накоплений и связанных с ними отношений, что стимулирует работу органов власти на местах.

Сегодня наблюдается устойчивый рост местных финансов, что красноречиво говорит о важности органов власти на местах. Но экономическая свобода всё же ограничена у местных властей, которые вынуждена постоянно согласовывать свои действия с верховным правительством, что порождает определённую бюрократическую проволочку.

Неотъемлемой составляющей местных финансов являются местные бюджеты, фонды специального предназначения, а также деньги городских предприятий.

Структура местного бюджета ничем не отличается от центрального бюджета. Включает как доходы, так и расходы местных властей. Их действия распространяются на административной территории органа принимающего их.

Формирование доходной части местного бюджета производится за счёт налогов всех субъектов хозяйственной деятельности, а также некоторой части доходов компаний государственной формы собственности, субсидировании и дотирования централизованного бюджета, муниципальных кредитов и прочих источников.

Одна из форм местных финансов - налоги, классифицируется на некоторые составные части, формирующие местную казну, куда, например, входит множество местных налогов.

Другая составная часть местных налогов определяет саму государственную систему налогов. Так, одни налоги служат для пополнения местной казны. Другие же формируют и подоходный, которые существенно пополняют государственную казну.

Удержание налогов с дарений и наследства, на осуществление торговли и выдачу специальных лицензий, направляются в местный бюджет.

Местные органы самоуправления, получая в полное распоряжение капитальную недвижимость, основные и оборотные средства, формируют дополнительные доходы в местный бюджет. Например, в аренду может предоставляться земля, муниципальные бассейны и дороги. Кроме того, местный бюджет пополняется за счёт различных поборов.

Во многих странах мира, существенный процент пополнения бюджета, представлены коммунальными платежами, а также оплатой проезда в общественном транспорте.

Однако всё же не под силу финансировать многие государственные программы. В качестве помощи поступают государственные субсидии и субвенции, выделяемые из местной казны. Подобные действия именуются не иначе как дотацией.

Бюджеты местного уровня достаточно самостоятельны, но постоянно вынуждены обращать внимание на принимаемые правительством решения. Иначе, если руководствоваться действиями в слепую, можно лишиться львиной доли дотаций и субсидий, что негативно скажется на экономическом и инвестиционном климате региона. А это уже чревато шатким положением самой местной власти.

Нехватка денег из местной казны вынуждает представителей местной власти находить иные пути для финансирования своих проектов. Помимо дотирования и субсидирования местного бюджета, распространена практика получения кредитов и займов.

В качестве основного вида займа выступают муниципальные ценные бумаги (облигации), поступающие на фондовый рынок. Все операции на фондовом рынке строго контролируются правительством. Связано это с тем, что манипуляции на фондовом рынке влияют на величину денежного обращения, что нередко приводит к инфляционным скачкам.

Как и в случае финансирования местных проектов, выпуск облигаций строго контролируется верховным правительством, которое назначает лимит выпускаемых ценных бумаг. При этом срок действия облигаций может доходить до шестидесяти лет. Чем дольше срок, тем выгоднее государству. Размещение среди покупателей может происходить за пределами административных границ.

Органы управления финансами

Главный орган управления по финансам в РФ - Федеральное Собрание, Правительство РФ и Президент РФ. Именно этими органами принимается главное решение по утверждению бюджета и отчётности целевого использования государственных средств.

Государственная машина по управлению финансами, включает следующие органы:

  • комитет по бюджету, налогам, банкам и деньгам исполнительной и законодательной властей;
  • счётная палата;
  • Министерство Финансов;
  • Центральный банк;
  • Государственная налоговая служба;
  • комиссия по надзору за рынком ЦБ;
  • Министерство по имуществу.

Ключевой орган управления финансами - , проводит прогнозирование обеспеченности бюджета денежными и золотовалютными запасами, как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективы.

Также Министерством финансов проводится работа по совершенствованию законодательства в сфере налогов: разработка проектов, анализ воздействия действующей налоговой системы на пополнение доходной части казны.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Термины

Звуковой закон, современный звуковой закон, закон редукции, закон ассимиляции, закон аккомодации, чередование звуков, живое (фонетическое) чередование, позиционное чередование, историческое (традиционное) чередование, морфологическое чередование.

Финансы - одна из экономических категорий, развитие которой связано с товарно-денежными отношениями и существованием государства, использующего эту категорию для выполнения своих задач. Необходимость функционирования финансов связана с существованием государства и его потребностями в финансовых ресурсах.

Финансы - это система экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

К ним относятся :

· предприниматели, владеющие капиталом, вложенным в сферу производства и реализации товаров и услуг;

· трудоспособные люди, занятые наемным трудом;

· государство, владеющее природными ресурсами и регулирующее хозяйство в национальном масштабе.

Отличие финансов от денег: деньги - средство платежа и обращения, мера стоимости, средство накопления, т.е. всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда и других ресурсов производителей. Финансы не охватывают всех денежных отношений (купли-продажи, оплаты труда). Финансы - совокупность денежных стоимостных отношений, связанных с формированием и использованием различных денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта.

Причины , порождающие финансы:

· существование государства;

· развитие товарно-денежных отношений;

· появление налогов в денежной форме;

· движение капитала, активов и связанных с ними денежных потоков.

Принципиальное отличие финансовых отношений от денежных и других состоит в том, что данные отношения обязательно регламентируются государством, т.е. опосредованы определенными правовыми актами , рекомендациями, стандартами.

Финансы не тождественны деньгам, а имеют свою специфику и общественное назначение, которое и выражается в выполняемых ими функциях.

Функции финансов :

· формирование денежных фондов;

· использование денежных фондов;

· контроль - создание общественных условий для осуществления контроля.

Формирование денежных фондов обусловлено:

· созданием финансовой теории, адекватной состоянию развития экономики для обеспечения экономического роста;


· формированием финансового механизма и аппарата, обеспечивающего сбор доходов;

· прогнозированием и планированием доходов;

· утверждением доходов бюджета;

· аккумуляцией доходов в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней.

Результат реализации данной функции - формирование бюджетных фондов, обеспечивающих цели функционирования государства.

Использование денежных фондов предопределено:

· выбором финансовой теории, определяющей приоритеты и уровни государственных расходов;

· формированием финансовой политики в области расходов государства;

· прогнозированием и планированием расходов государства;

· утверждением бюджета по расходам;

· обеспечением финансирования бюджетных расходов;

· обеспечением финансирования расходов, принятых к бюджетному финансированию.

Контроль присущ процессу как формирования, так и использования денежных фондов.

Государственные финансы - совокупность перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.

Признаки государственных финансов (действующие только в совокупности):

· эти отношения - всегда денежные, т.к. вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;

· эти отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) ВВП .

Структура государственных финансов РФ следующая:

Управление государственными финансами представляет собой совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Целью управления финансами является обеспечение финансовой устойчивости и финансовой независимости звеньев финансовой системы.

Функции финансов реализуются через финансовые механизмы, которые включают в себя :

· совокупность организационных форм финансовых отношений;

· порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов;

· методы финансового планирования;

· формы управления финансами и финансовыми системами;

· финансовое законодательство.

Денежные фонды - обособленная часть денежных средств, имеющая целевую направленность и относительную самостоятельность формирования.

Денежные фонды классифицируются следующим образом:

· централизованные - экономически отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансов государства, аккумулированных в бюджетной системе и в правительственных бюджетных фондах;

· децентрализованные - экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансов, участвующих в кругообороте денежных средств компании.

На макроуровне создаются централизованные фонды - консолидированный бюджет, включающий всю систему бюджетов (федеральный, региональные и местные), фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд финансовой помощи регионам и другие финансовые фонды, предназначенные для решения общегосударственных задач.

На микроуровне (уровень организаций, компаний, фирм) образуются децентрализованные фонды, отражающие оборот финансовых и материальных ресурсов и обслуживающие производственно-экономическую деятельность организаций: капитал организаций, выручку, прибыль, основные и оборотные средства, различные специальные фонды идр.

Централизованные и децентрализованные фонды денежных средств органически взаимосвязаны.

Субъектами финансовых отношений, между которыми образуются финансовые потоки, являются организации, предприниматели, работающее население, а также государство.

Масштабы и интенсивность финансовых отношений зависит от экономической активности хозяйствующих субъектов и населения, социальной политики государства и т.д. Стоимостная форма движения товаров порождает денежный оборот. В этом и состоит сущность финансов.

Что такое финансы?

Финансы - под этим термином понимается совокупность всех материальных ресурсов (в денежной форме – современная трактовка!), которые находятся во владении субъекта экономики: индивида, организации, бизнеса или государства.

Финансы и деньги – тесно взаимосвязанные понятия. Не было бы денег – не существовало бы и понятия финансов. Так, термин «финанси́ровать» означает «снабжать денежными средствами».Слово «финансы» часто используется в быту как синоним слова«деньги».

Финансы – обобщающий экономический термин, означающий как 1) денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, так и 2) экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйственными субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег». (Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М.2007. - 495 с)

Финансы - экономическая категория, отражающая экономические отношения фондов денежных средств». «Большой экономический словарь» Н.Н.Азрилияна(Издательство:Институт новой экономики, ОМЕГА-Л, ГРУППА КОМПАНИЙ , Инт-т нов, эк. , Инстит. нов, эк. , Ин-т новой э к., 2004 г.) -

Фина́нсы (от лат.financia - наличность, доход) - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежныхсредств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов являетсябюдже́т .

Существует также одноимённая экономическая наука- финансы.

Финансы как наука

Научная дисциплина финансы изучает деньги и социально-экономическиеотношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Финансы - это прикладнаяэкономическаядисциплина.

Традиционно финансы разделяют на публичныеичастные. К первой группе относятся:государственные финансыимуниципальные финансы(местные финансы). Во второй группе выделяют:

    личные финансыисемейные финансы;

    финансы малого бизнеса,корпоративные финансы(финансы предприятий, финансы бизнеса),финансы банков(банковское дело),финансы некоммерческих организаций.

Для публичных финансов первичны расходы, так как производится финансирование четко регламентированных задач и функций публичного образования. Для частных финансов первичны доходы, вся деятельность направлена на получениедохода, который впоследствии используется по усмотрению лица.

Общее умение (а возможно, даже искусство) управлять финансами изучает наукафинансовый менеджмент . Управление финансами банкаизучается в рамках наукибанковское дело . Финансовые рынки изучает наука финансовая экономика . Финансовая статистика изучается в рамках небольшого одноимённого раздела статистики. Методы обработки финансовойинформацииизучает прикладнаяматематическаянаукафинансовая математика . Контроль за финансовыми потоками изучается в рамках дисциплины финансовый контроль .

ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ФИНАНСОВ

Теория финансов (Financetheory ) в широком смысле – это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением ограниченных денежных ресурсов (т.е. принимают финансовые решения) на протяжении определенного периода времени.

Финансовые решения (Financialsolutions) характеризуются тем, что расходы и поступления денежных ресурсов: 1) разнесены во времени и 2) как правило, не могут быть точно предсказаны ни теми, кто принимает решения, ни кем-либо другим.

Финансовые решения реализуются с помощью финансовой системы.

Финансовая система (financialsystem) – это совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками.

Эта система включает в себя:

    рынки денег, акций, облигаций и других финансовых инструментов;

    финансовых посредников (таких как банки и страховые компании), фирмы, предлагающие финансовые услуги (например, финансово-консультационные компании);

    органы, регулирующие деятельность всех финансовых учреждений.

Финансовыми посредниками называют фирмы, основная роль которых заключается в предоставлении финансовых услуг и продаже финансовых продуктов. К ним относятся банки, инвестиционные и страховые компании. В число их финансовых услуг входит открытие чековых счетов, выдача коммерческих займов, ипотечных кредитов, предоставление доступа к широкому диапазону страховых контрактов и участию во взаимных фондах.

Современная финансовая система имеет глобальный характер. Финансовые рынки и посредники взаимосвязаны друг с другом через всеобъемлющую международную телекоммуникационную сеть, благодаря которой переводы платежей и торговля ценными бумагами производятся практически круглосуточно. Таким образом, если крупная корпорация, расположенная, скажем, в Германии, решает финансировать новый проект, то она рассматривает любые инвестиционные возможности, включая, например, выпуск и продажу акций на Лондонской или Нью-йоркской фондовых биржах или получение займа в каком-либо японском пенсионном фонде. Причем в последнем случае заем может быть представлен как в немецких марках, так и в японских иенах или в долларах США.

Кратко можно сказать, что наука о финансах изучает движение денежных потоков в экономике и формирование фондов денежных средств у различных экономических субъектов. В зависимости от их видов выделяют:

    макрофинансы, т.е. денежные потоки государства, которые в свою очередь делятся на блоки: платежный баланс, бюджетный баланс, банковский баланс;

    микрофинансы, т.е. денежные потоки предприятий (корпоративные финансы), некоммерческих организаций (общественные финансы), банков (банковский менеджмент).

В широком смысле к теории финансов относят:

    Теорию денег, монетарную политику, учение о центральных банках (по международному классификатору JEL (JournalEconomicLiterature) - раздел в группе Е - макроэкономика и монетарная политика;

    Теорию налогов и бюджета (по JEL это разделы в группе Н - экономика общественного сектора publiceconomics),

    Теорию инвестиций, портфельную теорию, теорию корпоративных финансов (по JEL это разделы группы G - финансовая экономика)

    Банковское дело, финансовые институты, пенсионные фонды, финансовые рынки, финансовое счетоводство (financialaccounting) (по JEL - группа М – бизнес - администрирование)

    Международные финансы (по JEL - раздел в группе А международная экономика).

ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ФИНАНСОВ

Если до XIX века теория финансов развивалась как теория государственных финансов, то в XX в. она стала теорией рынков капитала, поскольку их значимость для развития экономики резко возросла.

Например, в «Словаре денег и финансов» Макмиллана говорится, что главным фокусом анализа в современной теории финансов является работа рынков капитала и стоимость финансовых активов». The new Palgrave Dictionary of Money & Finance. Ed. Newman P. Milgate M. Eatwell J. 1-3. Macmillan. 1992.

Инструментарий современной теории финансов - актуарная математика (финансовая математика), финансовая (в.т.ч. банковская) статистика, финансовое право, финансовое программирование.

Причина - две тенденции.

    Математизация экономики, т.е. описание ее законов в модельной форме требует точного определения ее параметров, которые, как правило, имеют стоимостную денежную форму.

    Использование теоретических результатов в практике управления экономическими процессами (бизнес- администрировании) и в экономической политике требует повышения точности модельного описания денежных потоков и оценки рисков применения теоретических моделей.

ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ ФИНАНСОВ

Мама троих замечательных детей, два высших образования: юридическое и экономическое.

Рубрика:



Эффективное управление личными финансами - один из шагов на пути к финансовому благополучию. Чтобы грамотно управлять финансами, необходимо знать их природу.

В сегодняшней публикации даются ответы на вопросы:

  • как объяснить финансы простым языком;
  • чем финансы отличаются от денег;
  • в чем отличие финансов и капитала;
  • понятие личные финансы;
  • значение и характеристики личных финансов;
  • почему важно подчинить себе личные (семейные) финансы.

Финансы доступным языком

Для начала, возьмем классическое определение понятия финансы.
Под финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства (Л.А. Дробозина).
Чтобы упростить это определение, выделим четыре элемента:
  • под финансами понимаются отношения, значит, государственные или личные (семейные) финансы находятся в движении;
  • суть движения финансов - управление фондами денежных средств;
  • фонды денежных средств - это особенные копилки для государственных или личных (семейных) денег;
  • особенность копилок, т.е. фондов денежных средств, в том, что они позволяют накапливать, распределять и использовать деньги, превращая их в финансы.
Чтобы стало еще проще, сократим определение понятия финансы и оставим только суть. Получим следующее.

Финансы - это деньги в движении.


Пример.
То, что ты зарабатываешь и тратишь на покупку продуктов - это деньги.
То, что ты накапливаешь в личном (семейном) фонде, а затем учитываешь, распределяешь и используешь на - это финансы.

Наглядное представление того, чем финансы отличаются от денег, в таблице.


Назначение и роль финансов

Финансовая составляющая играет огромную роль в жизни государства. Функции, цели и задачи государства реализуются только при наличии финансирования.

Не менее значима денежно-финансовая основа для бизнеса. Отношения в сфере финансов - это основа бизнеса, а накопление денежных фондов - цель и смысл существования бизнеса.

Также денежно-финансовая составляющая лежит в основе существования каждого человека. Наши мечты, желания, быт, работа и т.д. существуют при материальной поддержке.

Личные (семейные) финансы - это основа для:

  • достижения поставленных финансовых целей;
  • такой характеристики, как ;
  • грамотного ;
  • ведения личного (семейного) бюджета.

Отличие финансов и капитала

Для понимания сути финансов важно отличать их от капитала. На этом этапе понятно, что недостаточно накопить (сформировать) денежные фонды. Денежными фондами надо управлять.

Один из инструментов управления денежными фондами - процесс финансового инвестирования. Под инвестированием понимается вложение денежных средств в различные проекты с целью получения прибыли.

Та часть личных денежных фондов, которая используется как личные финансовые инвестиции (вложения), - это личный (семейный) капитал.

Итак, личный (семейный) капитал обладает следующими признаками:

  • это часть личных денежных фондов;
  • он не тратится на удовлетворение нужд и потребностей человека напрямую;
  • цель - получение дохода;
  • его формирование связано с рисками - вложение (инвестирование) денег всегда грозит их потерей в той или иной степени.
Отличие финансов и капитала от денег наглядно представлено на схеме.




Понятие личных финансов

Государственные и личные (семейные) финансы образуются при распределении валового национального дохода по секторам экономики и частным домохозяйствам.

Так, государство распределяет и использует собственные денежные фонды. Для этих целей служит бюджет государства.

Человек также имеет доступ к части распределенного валового национального дохода. Эта часть формируется из оплаты за труд. Инструментом для накопления денежных фондов в этом случае служит личный (семейный) бюджет.

Таки образом, государственные и личные (семейные) финансы имеют одну природу.

Личные (семейные) финансы:

  • это часть распределенного валового национального дохода. Распределение такого дохода осуществляется за счет участия граждан в экономических отношениях, например, при трудоустройстве и получении заработной платы;
  • оседают в личном (семейном) бюджете, который является денежным фондом;
  • по сути являются отношениями по формированию, распределению и использованию личных (семейных) денежных фондов.

Почему важно формирование личной финансовой системы

Система личных финансов начинает формироваться, когда изменяется отношение к личным (семейным) финансам.

Роль денег уходит на второй план. Главным инструментом для личного бюджета становятся личные (семейные) финансы.

Их способность к накоплению фондов денежных средств, потенциал к грамотному распределению и использованию, изменяют жизнь человека.

Приходит понимание, что зарплата - это не деньги, а вклад в денежные фонды семьи. Фондом легче управлять. Проще достигать цели и планировать жизнь в целом. Назад возврата нет.

Не даром говорят, богатство зарождается в голове, а накапливается в кармане.



Со временем управление личными финансами входит в привычку. Меняется ментальность. Зависимость от денег меняется на эффективное управление личными финансами.

Переход от траты заработной платы к системному учету личных финансов:

  • улучшает человека;
  • позволяет планировать, учитывать, распределять даже в условиях финансового дефицита;
  • напрямую влияет на повышение социального статуса человека;
  • способствует комфортному существованию человека;
  • направлен на выход из финансового кризиса и преодоление бедности;
  • сокращает потребность в кредитовании;
  • способствует накоплению резервов на непредвиденные расходы;
  • выстраивает систему личных финансов.


Похожие статьи