К социальной сфере жизни общества относятся понятия. Основные сферы общества


Введение 3стр

Общество. Сфера жизни 4стр.

Экономическая сфера 7стр

Социальная сфера 8стр.

Политическая сфера 12стр.

Духовная сфера 14стр.

Заключение 18стр.

Введение

Термин "общество" многозначен. Обычно указывают на следующие значения этого слова:

    общество как группа лиц, объединившихся для современной деятельности по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов, об­щество любителей пива, общество трезвости и т.д.). В этом своем значении слово "общество" синонимично словам "организация", «союз", «объединение".

    общество как определенный этап в развитии человечества или страны (первобытное общество, феодальное общество, французское общество эпохи Реставрации, советское общество периода НЭПа и т.д.). Здесь слово "об­щество" часто употребляется вместе со словами "стадия", "этап", «период".

    общество как характеристика качественного состояния того или иного этапа в развитии человечества или страны ("общество потребления", «ин­формационное общество", «традиционное общество" и т.д.). В этом случае слову "общество" обязательно предшествует его качественная характерис­тика.

    общество как предельно широкое понятие для обозначения той части ма­териального мира, которая обособилась от природы и определенным образом взаимодействует с нею. В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, как между со­бой, так и с природным окружающим их миром. Это последнее определение и считается философским определением понятия общества.

Общество. Сфера жизни.

Общество - это освободившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Поэтому общество - это искусственная природа, надстроенная над природой естественной в результате совместной деятельности индивидов. Общество - это система совместной деятельности людей. К числу подсистем относят сферы общественной жизни:
1. экономическая;
2. социальная;
3. политическая;
4. духовная.
Каждая сфера в отдельности представляет собой сложное, динамическое образование, состоящее из многих частей и элементов - государство, семья, партии, трудовые коллективы и т.д.
Общество возникло одновременно с появлением человека. Общество возникло, как форма совместной жизнедеятельности людей, позволяющей решать совместные задачи на основе разделения труда и взаимопомощи. Только в обществе человек может удовлетворить свои материальные и духовные потребности. Общество не только возникает с появлением человека, но и развивается вместе с ним. Институты общества:
- семья;
- производство;
- государство;
- образование;
- религия.

Общество - понятие, непосредственно характеризующее организацию жизни людей в стране. Общество - это совокупность людей (индивидов), объединенных исторически сложившимися в ходе обеспечения материальных и духовных потребностей людей формами хозяйственной и социальной деятельности. В более узком смысле обществом можно назвать группу людей, объединенных сходством их происхождения и места в системе общественного разделения труда. Обществом называют также объединение людей для достижения каких-то целей.
В науке социологии существует несколько подходов к определению общества. Согласно «атомистической» теории, оно понимается как совокупность действующих личностей и отношений между ними (Г. Зиммель). Общество как совокупность различных пересекающихся групп людей воспринимается «групповой» теорией (Ф. Знанецкий). «Институционный» подход понимает общество как «систему институтов и организаций» (Т. Боттомор, С. Липсет). Функциональная концепция Д. Эберли трактует общество как группу человеческих существ, представляющую собой самообеспечивающуюся систему действия. Н. Смелзер определил общество как относительно самостоятельное или самообеспечивающееся население, характеризуемое «внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством» (аналитический подход).
В целом для всех названных теорий характерно стремление представить общество целостной системой элементов, находящихся в тесной взаимосвязи (системный подход).
Элементами общества являются социальные группы (сословия, классы) и социальные институты (государство, церковь, семья). Степень трудности перехода из одной группы в другую, а также неравноправности групп в системе общественных институтов является показателем уровня закрытости общества. Все многообразие обществ - объединенных на различной основе больших групп людей, существующих сейчас и уже исчезнувших, - разделяют на определенные типы.
Существует множество способов типологизации (или, что то же самое, классификации) обществ. Если в качестве главного признака выбирается религиозный, то общества могут быть разделены на исламское, конфуцианское, христианское и т. п. Если язык - франкоязычное, англоязычное, русскоязычное и многие другие. Если письменность - бесписьменные (дописьменные) и письменные. Положив в основу типологизации способы получения средств к существованию, получают четыре основных типа общества: общества, живущие охотой и собирательством; садоводческие общества; аграрные общества; промышленные (индустриальные) общества. В марксистской теории тип общества определяется способом производства, то есть тем, как используются и контролируются экономические ресурсы. Различались первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества, предполагался переход к коммунистическому. Производным от марксистского стало деление на доиндустриальное (традиционное), индустриальное и постиндустриальное общество, переход современных развитых стран к которому, как принято считать, постепенно происходит после Второй мировой войны.
О путях дальнейшего развития человеческого общества не сложилось единого мнения. Оно или развивается поступательно (прогрессирует) (по теории К. Маркса), или движется к своему упадку (регрессирует) (по О. Шпенглеру). Существуют предположения, что его развитие представляет собой периодический или даже беспорядочно колеблющийся циклический процесс, в котором эпохи расцвета и упадка сменяют друг друга регулярно либо, напротив, совершенно бессистемно. Согласно современной эволюционистской теории, общество в целом последовательно прогрессирует. В рамках циклической теории существует мнение, что вектор развития общества выглядит как спираль.
Сфера жизни общества - это определенная по какому-то признаку область, где проявляется все многообразие деятельности людей и отношений между ними. Существуют экономическая, социальная, духовная (сфера культуры), политическая (политико-правовая) и др. сферы.
Экономическая сфера связана с производством и распределением материальных благ для обеспечения жизни социума.
Социальная сфера включает взаимоотношения между людьми в области обеспечения нетрудоспособных членов общества, здравоохранения, образования.
Духовная сфера заключает в себе средства развития и удовлетворения нематериальных потребностей, а также механизмы становления и формирования общественного сознания (религиозные, идеологические и пр.).
Политическая включает в себя государственные, общественные и правовые институты регулирования общества, управления им.

В настоящее время наиболее распространенной и научно обоснованной является точка зрения, согласно которой общество рассматривается как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем самодостаточности, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия и подчиняющаяся объективным законам функционирования и развития.
Структурный анализ общества как сложной системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений. Традиционно обществоведами выделяются следующие основныe сферы общества:
Экономическая сфера - система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения, материальных благ в обществе.
Социальная сфера - система социальных отношений, т.е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.
Политическая сфера (политико-правовая) - система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определяется государством.
Духовная сфера (духовно-нравственная) - система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.

Экономическая сфера

Здесь в качестве базовых потребностей индивида выступают материальные. Следовательно, нас интересует вопрос отношения социального субъекта к своим потребностям и способам их удовлетворения.

Состояние социального субъекта здесь можно охарактеризовать по двум параметрам:

1) показатели материального положения и статуса (характеристики собственности, место в системе распределения, статуса и т.д.);

2) показатели отношений (т.е. когда индивид осмыслил все, указанное в п.1 и определил свое отношение).

Рассмотрение экономических интересов населения невозможно без выяснения их положения в системе отношений собственности и распределения. Как же действует механизм этих параметров? Сердцевину этого механизма составляет сравнение своего положения с положением других. Интегральная оценка меры удовлетворения материальных потребностей зависит не только от факта наличия и количества вещественных факторов, но и от того, как они распределены, каков механизм этого распределения. Человек имеет социальный статус, следовательно, «состоит» в определенной группе и может сравнивать:

а) материальное положение своей социальной группы с соответствующим положением других групп и

б) своего собственного положения внутри группы (а его интерес может и противоречить интересам группы в целом).

В устойчивых социальных системах существует определенный нормативный каркас - признание стандартов потребления раз- личных социальных групп, в наши же условиях (неустойчивости, переходного периода) отсутствует общественное признание необходимости дифференциации нормативов и стандартов потребления и, как следствие, завышенные экономические притязания при сравнении своего материального положения с положением наиболее продвинутых потребителей. Все это является основой для создания общественного мнения как индивидуального, так и определенной социальной общности. Мы остановились на этом достаточно подробно для того, чтобы была более ясна основа для инструментального познания исследуемого механизма в ходе социологических опросов общественного мнения. Исследования в этой сфере требуют сосредоточения на изучении трех блоков характеристик:общества есть сфера действия права, то есть социальное... данной проблемой, разделились на два основных направления - объективистское и субъективистское. Институциональная школа...

  • Политическая сфера жизни общества (2)

    Реферат >> Философия

    1 Тема: Политическая сфера жизни общества СОДЕРЖАНИЕ Происхождение государства – 1. Сущность государства – 3. ... , т.е. функционирование правового государства. Также основными признаками гражданского общества являются: - наиболее полное обеспечение...

  • Общество, являясь сложной системой человеческой деятельности и взаимоотношений, состоит из материального производства, социального воспроизводства, организационной и духовной деятельности. В данной статье мы расскажем об основных сферах общественной жизни, укажем на их признаки и взаимосвязь. С помощью материала можно подготовить дополнительную информацию к уроку, составить план по теме.

    Сферы общественной жизни

    Общество состоит из определённых подсистем (сфер). Совокупность сфер общественной жизни – это устойчивые отношения между социальными субъектами.

    В обществознании выделяют четыре подсистемы:

    • Экономическая;
    • Политическая;
    • Социальная;
    • Духовная.

    Каждая из перечисленных сфер состоит из:

    • определённого вида деятельности;
    • социальных институтов (школа, семья, церковь, партии);
    • взаимоотношений, возникших во время деятельности человека.

    Экономическая сфера

    Данная область включает в себя отношения, которые возникают при материальном производстве жизненных благ, а именно изготовление, обмен, распределение, потребление услуг и товаров.

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    Экономическая составляющая общества включает производственные силы (рабочие кадры, орудия труда) и производственные отношения (изготовление, распределение, обмен, потребление товара). Главными компонентами экономической подсистемы являются производство, потребление и торговля.

    Политическая сфера

    Включает в себя отношения, связанные с политикой, властью.

    Первоначальное значение слова политика в переводе с древнегреческого языка обозначало «искусство управления государством». В современном мире термин употребляется для обозначения общественной жизни, проблемами которой являются приобретение, использование и удержание власти.

    Основными составляющими данной группы общественной жизни являются:

    • политические институты (партии);
    • правовые и моральные нормы;
    • коммуникации;
    • культура и идеология.

    Социальная сфера

    К данной группе общественной жизни относятся отношения, возникающие при производстве и жизни человека, как индивида социума. Она включает в себя социальные общности и взаимоотношения между ними.

    Социальная структура делится:

    • демографическую;
    • этническую;
    • поселенческую;
    • образовательную;
    • профессиональную;
    • сословно-классовую группы.

    Духовная сфера

    Данная система включает идеальные нематериальные образования, которые включают в себя ценности, идеи, религию, искусство, мораль.

    Духовность направлена на удовлетворение потребностей в самосознании, мировоззрении и духовных качеств. Основными составляющими являются духовное производство (наука, искусство, религия) и духовное потребление (посещение культурно-массовых заведений, получение новых знаний).

    Взаимосвязь сфер общества

    Все вышеперечисленные составляющие общества тесно связаны между собой.

    В разные эпохи человечество пыталось выделить одну из сфер. Так, в Средневековье большое значение имела духовная, религиозная составляющая, в эпоху Просвещения - научные знания и нравственность. Марксизм уделял особое внимание экономическим отношениям, а многие другие концепции - праву и политике.

    Характеристикой современного общества является совокупность всех составляющих. Пример - место в социальной иерархии влияет на политические взгляды, доступ к духовным ценностям, образованию. Экономические отношения зависят от политики государства, которая формируется на традициях и обычаях народа.

    Узнать особенности каждой подсистемы можно в следующей таблице:

    Что мы узнали?

    Общество имеет четыре подсистемы тесно связанных между собой. За материальные блага, их получение и распределение отвечает экономическая составляющая, за власть и управление - политическая, за взаимоотношения между разными слоями населения - социальная подсистема, за мораль, образование и культуру отвечает духовная сфера.

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 93.

    Понятие общества. Сферы общественной жизни.

    Существует много определений понятия «общество» . В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.
    В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
    В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
    Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
    Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:
    1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);
    2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);
    3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);
    4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).
    Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязанны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

    Рыночные отношения в современной экономике.

    Существуют два варианта организации экономической жизни общества: командная экономика крыночная экономика. Основными признаками командной экономики являются производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом и отсутствие самостоятельности товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции. Такие решения принимаются центральными государственными органами.
    В рыночной экономике вопросы производства и реализации продукции производители решают самостоятельно, а поведение и действия производителей и потребителей определяют структуру распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Как экономический механизм, связывающий производителей и потребителей, рынок видоизменялся на протяжении длительного времени. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков, которая состоит из:
    а) рынка потребительских товаров;
    б) рынка средств производства;
    в) рынка рабочей силы;
    г) рынка инвестиций, т. е. долгосрочных вложений;
    д) рынка иностранных валют и ценных бумаг;
    е) рынка научно-технических разработок;
    ж) рынка информации.
    Основными признаками свободного рынка являются следующие:
    1) неограниченное число его участников;
    2) абсолютно свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг;
    з) наличие у каждого участника конкурентной борьбы полного объема информации о ситуации на рынке (о ценах, спросе и предложении, размерах получаемой прибыли и т. д.);
    4) мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг;
    5) невозможность участников рыночных отношений оказывать влияние на решения, принимаемые другими производителями.
    Подобного свободного рынка в действительности не существует - это идеальный образ. Однако элементы его обязательно присутствуют в любой рыночной экономике, во всяком реально функционирующем рынке.
    Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. В самом общем виде механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения. Спрос - это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение - это то количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.
    Согласно закону стоимости производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами. Денежным выражением стоимости является цена, которая устанавливается производителем и в теории может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей. На цену оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он высок, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если он падает, то падает и цена и выпуск изделия сокращается. Стоит принять во внимание и тот факт, что потенциальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку необходимого им товара. Поэтому они всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже. Поэтому в реальности на рынке формируются две цены:
    а) цена спроса - та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар;
    б) цена предложения - та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.
    Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.
    Аналогичные процессы происходят и на других рынках, в частности на рынке рабочей силы, где спрос на специалистов определенной профессии предопределяет их зарплату (чем выше спрос и меньше предложение, тем выше цена рабочей силы).

    Человек, индивид, личность.

    Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек» как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность».
    Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.
    Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.
    Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
    Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный институт, как семья.
    Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус - это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.
    Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры.

    Деятельность и общение.

    Деятельность - это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Обязательным элементом в структуре любой деятельности является ее субъект, т. е. осуществляющий ее индивид. Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата приходится прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними.
    Общение - это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:
    1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);
    2) общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);
    3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);
    4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).
    Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.
    Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение - противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.
    От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.

    Государство и экономика.

    Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка дают не только положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработицу и др. Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX - начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929-1933 гг. в мире разразился экономический кризис, следствием которого было падение объемов производства и массовая безработица.
    Кризис 1929-1933 гг. заставил ученых-экономистов пересмотреть многие положения экономической теории. В частности, до середины 30-х гг. XX в. среди них господствовало мнение о том, что безработица является по своей сути всего лишь отражением «превышения предложения» на рынке труда, вызванного слишком высокой заработной платой. А поскольку немногие работодатели могут нанимать людей, обеспечивая им высокие заработки, то результатом является безработица. Но, считали ученые, свободный рынок со временем решит эту проблему. Однако в период мирового экономического кризиса 1929- 1933 гг. этого не произошло.
    В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс выпустил в свет книгу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он доказывал, что проблемы, с которыми в период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть решены только в том случае, если рыночная экономика будет регулироваться государством. Вмешательство последнего поможет свести к минимуму отрицательные последствия, вызываемые действием рыночных законов.
    Взгляды Дж. Кейнса оказали огромное влияние как на мировую экономическую мысль, так и на практику организации хозяйственной жизни в различных странах.
    Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они используют различные методы, регулирова ния экономической жизни.
    1. Правовые методы
    Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к застою и загниванию. Правительства различных стран принимают законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.
    2. Финансово экономические методы
    К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.
    Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина - это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой - защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей). 3. Экономическое программирование
    Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.
    Таким образом, в современных условиях государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.). Однако опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным - экономику нельзя держать в полном подчинении у государства. Вот почему основные принципы государственного регулирования экономики могут быть сформулированы следующим образом: государство должно экономике не мешать, помогать и лишь при необходимости ее ограничивать.

    Государство, его признаки.

    Государство - важнейший институт политической системы общества. В политической науке до сих пор не достигнут консенсус по вопросу об определении понятия государства. Различные теории выдвигают на первый план один из аспектов социальной сущности государства: либо служение общему благу, интересам общества и личности, либо организованное принуждение, подавление эксплуататорскими классами выступлений эксплуатируемых. Одним из наиболее распространенных является представление о государстве как о политико-территориальной суверенной организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными для населения всей страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную «машину», сколько государственно-организованное общество (или, иначе, политике-, территориально- и структурно-организованную форму общества).
    Признаками государства, отличающими его от догосударственных (первобытнообщинной, родовой) форм общества, являются:
    1) деление населения по территориальному принципу, что порождает такой институт, как гражданство (подданство);
    2) наличие особой публичной власти, отделенной от общества;
    3) наличие специального слоя, разряда людей, профессионально занятых управлением (бюрократия);
    4) налоги, предназначенные для обеспечения осуществления государством своих функций;
    5) государственные атрибуты (гимн, герб, флаг). Признаками государства, отличающими его от
    других политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.), являются:
    1) суверенитет (т. е. полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене);
    2) правотворчество (только государство может издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны);
    3) монополия на легальное применение насилия.
    Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития. По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние. К внутренним относятся: экономические (координация экономических процессов, а иногда и управление экономикой), социальные (организация системы социального обеспечения), культурные (формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения), охранительные (поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка). Среди внешних функций можно выделить осуществление международного сотрудничества и организацию обороны государства.
    Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, «уходя» из экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Но в кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада, во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.

    Правовое государство.

    К концу XX в. человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стояли древнегреческие философы Платон и Аристотель, но наиболее полное отражение концепция правового государства получила в работах И. Канта и Ш. Монтескье.
    Правовым называют такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан. Признаки правового государства:
    1) верховенство закона, «связанность» государства законом - все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, т. е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом; приниматься в соответствии с законно установленной процедурой; соответствовать определенной иерархии, не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные нормативно-правовые подзаконные акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их;
    2) соблюдение и охрана прав и свобод человека - государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике;
    3) последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;
    4) взаимная ответственность государства и гражданина - за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.
    Предпосылками создания и функционирования правового государства являются:
    1) производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере; 2) режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
    3) высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;
    4) юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;
    5) важнейшей предпосылкой правового государства является гражданское общество, т. е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создает основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

    Цивилизации и формации.

    Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный. Первый из них принадлежит к марксистской школе обществознания. Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическаяформация». Под формацией понимается исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.
    В структуре каждой формации выделяют экономический базис и надстройка. Базис (иначе он назывался производственными отношениями) - совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (главным среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстройка понимается как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, определяя формационную принадлежность того или иного общества. Производственные отношения (экономический базис общества) и производительные силы составляют способ производства, понимаемый часто как синоним общественно-экономической формации. В понятие «производительные силы» входят люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом и средства производства (орудия, предмет и средства труда). Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, перехода к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-экономических формаций.
    В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две большие формации - первичная (архаическая) и вторичная (экономическая), которая включает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третью формацию будет представлять коммунизм. В других работах классиков марксизма под общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой. Именно на их основе в советском обществознании к 1930-м гг. сформировалась и получила характер непререкаемой догмы так называемая «пятичленка». Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Формационный подход основывается на нескольких постулатах:
    1) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели - строительству коммунизма) процессе. Формационный подход практически отрицает национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ;
    2) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений;
    3) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;
    4) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.
    На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает острый кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
    Понятие «цивилизация» - одно из самых сложных в современном обществознании; предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М. А. Барг так определил цивилизацию: «...это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
    Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизации). С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется.
    Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы - восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека, приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.
    Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация - на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.

    Образование и его роль в развитии общества.

    Среди социальных институтов современного общества образование играет чрезвычайно важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой деятельности. По своей сути образование представляет собой целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Если последние приобретаются индивидом самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о самообразовании.
    Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.
    Основным институтом современного образова ния является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями иных типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.
    Стремительное развитие науки и связанных с ней производственных технологий поставило на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить:
    а) демократизацию системы обучения и воспитания;
    б) гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования;
    в) компьютеризацию процесса образования;
    г) интернационализацию процесса образования. В ходе их реализации предполагается:
    1) видоизменить организацию и технологию обучения, сделать ученика полноценным субъектом образовательного процесса. Сегодня по-настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации;
    2) выработать новую систему критериев эффективности результатов образования. Ими должны стать не только полученные обучаемым знания, умения и навыки, но и уровень творческого и нравственного развития его личности. Это необходимо в свете глобальных проблем, поставивших перед человечеством проблему его выживаемости в XXI в.
    Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.

    Наука и общество

    Материал предназначен для подготовке к ЕГЭ

    Общество можно подразделить на четыре области, или сферы.

    Экономическая сфера является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.

    Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.

    Политическая сфера жизни общества включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп.

    Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей.

    Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом. Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека. Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение.

    Группы потребностей: биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д.

    социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми.

    духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека.

    Группы потребностей по А. Маслоу:

    Физиологические: потребность в пище, еде, дыхании, движении и т.д.

    Экзистенциальные: потребность в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне и т.д.

    Социальные: потребность в общении, в заботе о других, в понимании и т.д.

    Престижные: потребность в самоуважении, признании, достижении успеха и т.д.

    Духовные: потребность в самовыражении, самоактуализации.

    Общество – это динамическая система.

    Это означает, что:

    Эта система, изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определенность

    Общество как динамическая система меняет свои формы, развивается

    Связь всех сфер жизни общества вытекает из целостности общества как системы

    Сверхсложная система

    Многоуровневая (каждый индивид включен в различные подсистемы)

    Высокоорганизованная, самоуправляемая система (особенно важна подсистема управления)

    Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)

    Традиционное общество – это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющая производственная сфера таких обществ – сельское хозяйство. Главные общественные институты – церковь и армия.

    Индустриальное общество – это общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Определяющей производственной сферой индустриального общества является промышленность.

    Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения произошёл переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки являются главной движущей силой экономики.

    Человек и общество

    1.2. Взаимодействие общества и природы

    Природа в широком смысле слова – это весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В узком смысле слова – это весь материальный мир, за исключением общества, т.е. совокупность естественных условий существования человеческого общества. Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

    Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано. Эта взаимосвязь выглядит следующим образом: в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели, тогда как в природе действуют слепые, бессознательные силы.

    Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

    Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

    На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

    Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

    Итак, человек, общество и природа взаимосвязаны между собой. Человек одновременно живет на природе и в обществе, является биологическим и общественным существом. В обществознании под природой понимают естественную среду обитания человека. Ее можно назвать биосферой или активной оболочкой Земли, создающей и защищающей жизнь на нашей планете. Индустриализация и научно-техническая революция привели в XX веке к нарушению естественной среды обитания человека, к назреванию конфликта между человеческим обществом и природой - экологическому кризису. В современном мире за 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человечеством за все его предыдущее время существования. Вследствие этого сокращается площадь лесов и земель, пригодных для сельского хозяйства. Происходят климатические изменения, которые могут привести к ухудшению условий жизни на планете. Экологические изменения отрицательно влияют на здоровье людей. Появляются новые заболевания, носители которых (микробы, вирусы и грибки) в связи с ростом плотности населения и ослаблением иммунной системы человека становятся более опасными. Уменьшается разнообразие животного и растительного мира, а это угрожает устойчивости земной оболочки - биосферы. Ежегодно сжигается около 1 млрд тонн условного топлива, выбрасываются в атмосферу сотни миллионов тонн вредных веществ, сажи, золы, пыли. Почвы и воды засоряются промышленными и бытовыми стоками, нефтепродуктами, минеральными удобрениями, радиоактивными отходами. Природа тоже всегда влияла на жизнь человека. Климат и географические условия - все это существенные факторы, определяющие пути развития того или иного региона. Люди, живущие в разных природных условиях, будут различаться и своим характером, и образом жизни.



    Похожие статьи