Как обучить детей верному обращению с деньгами. Осторожность при обращении с информацией

  • Научите их ценить каждую копейку.
  • Если пятилетний ребенок, которому родители дают 50 гривен карманных денег в неделю, будет откладывать из них 20%, то в конце года он будет иметь 520 гривен. Этого достаточно, чтобы купить акцию в большинстве компаний. См. One Share.com . При восьмипроцентном росте, акция будет стоить 1120 гривен через 10 лет, когда ребенок будет готов купить машину. Если он будет зарабатывать по 10 гривен в неделю, и 20% вкладывать в акцию, то, когда ему будет 15 лет, у него будет 15000 гривен.
  • Если ваши дети еще маленькие, чтобы понимать, что такое дебет и кредит, учите их, используя наличные средства в качестве наглядного пособия. Вы также можете отдавать маленьким детям мелочь, а детям постарше – деньги для настольных игр.
  • Если это возможно, побуждайте ребенка-подростка открыть свой счет в банке. (Немногие банки открывают счет несовершеннолетним, но, если постараться, их можно найти). Подросткам полезно уметь заполнять чеки, закрывать или открывать счет и совершать прочие финансовые операции, и лучше, если они научатся этому еще дома, когда последствия ошибок будут для них не такими болезненными.

Карманные деньги

  • Расширяйте права и обязанности детей по мере их взросления. Сумма карманных денег должна позволять ребенку купить небольшие вещи, иначе эти деньги не будут представлять для него ценности. В то же время, карманных денег не должно быть много, иначе ребенок не научится откладывать. Но, по мере взросления ребенка, эту сумму можно увеличивать. Это можно делать планомерно, либо привязывать к определенному событию.
    • Один из вариантов – увеличивать сумму на 10 гривен в неделю каждый год, то есть, пятилетний ребенок будет получать 50 гривен в неделю.
    • Еще один популярный вариант – добавлять 10 гривен за каждый класс, то есть, ученик пятого класса получает 50 гривен в неделю.
  • Когда ребенок повзрослеет деньги можно выделять на ежемесячной основе. Это поможет ребенку научиться планировать.
  • Подростков можно наделять большей ответственностью, предоставляя им возможность самим распоряжаться деньгами на одежду, школьные обеды и т.д. Если эти статьи расходов записывались вами прежде, покажите записи ребенку, и пусть он продолжает вести их сам. Если ребенок разумно распоряжается деньгами, давайте ему больше финансовых прав. Многие семьи выиграли от того, что предоставляли детям право оплачивать прачечную и покупать себе одежду.
  • Некоторые считают, что дети сами должны зарабатывать карманные деньги. Однако, оплачивая работу детей, родители приучают их помогать только за деньги, и стирают в них чувство долга. Кроме того, не выплачивая детям в случае невыполнения домашних обязанностей, родители лишают их возможности научиться вести бюджет. Лучшим вариантом будет совмещение двух подходов: давать карманные деньги независимо от выполнения домашних обязанностей, и не лишать привилегий при невыполнении работы по дому, но давать деньги за выполнение дополнительных работ, которые не входят в их обязанности.

Британское правительственное агентство Money Advice Service провело исследование и выяснило, что все человеческие привычки, связанные с обращением с деньгами, формируются до семи лет. А значит, если до этого возраста вы не научились копить, тратить, ставить приоритеты и денежные цели, то все пропало. Для вас — может быть, но не для ваших детей. Вот чему нужно научить их, пока не поздно:

1. Зарабатывать

Нет ничего плохого в том, что вы даете ребенку деньги на сладости или иногда, под впечатлением от неожиданной пятерки по физике, покупаете ему дорогую компьютерную игру. Вы его родители — если вы не будете его баловать, то кто же будет? Но все же всю эту неожиданную прибыль, будь она заслуженная или незаслуженная, ребенок должен воспринимать так же, как вы воспринимаете бонусы на работе — приятно, но бюджет из этих денег не построишь.

Создайте ситуацию, при которой ребенок может заработать себе карманные деньги. Неважно, за что именно вы ему платите, — но дело это должно быть регулярное.

Пропылесосил, загрузил стиральную машину, посидел с младшим братом или выучил стихотворение — что угодно. Важно, что это можно делать регулярно, а значит, регулярно можно зарабатывать. Многие из вас сейчас думают, что все это ребенок обязан делать бесплатно — вы же в детстве делали. Ну и что из вас выросло?

Конечно, здесь важно не впадать в крайности. Глупо думать, что теперь вы должны платить ребенку за все, что он делает. Но ведь наверняка есть какое-то дело, которое он очень не любит делать.

И, что важнее (это может остаться между нами), — есть же какое-то дело, которое очень не любите делать вы. Вот ровно это дело и можно отдать на аутсорсинг собственному ребенку.

Так, вы больше никогда не моете посуду, а он выстраивает связь между работой и заработком. И, главное, начинает понимать, что заработать деньги намного приятнее, чем просто получить их ни за что.

2. Копить

Теперь, когда деньги заработаны, нужно научиться правильно ими распоряжаться. Пятилетнему малышу, не говоря уже о тех, кто постарше, можно спокойно объяснить принцип двух копилок.

Предложите ребенку делить деньги на две кучки — поменьше и побольше. Первую кучку можно тратить на что угодно — конфеты, стикеры, блестки и все остальное, мимо чего очень сложно пройти, когда ты маленький.

Очень важно вообще не регулировать, на что ребенок тратит эти деньги. Привыкайте к диалогу. Траты можно обсуждать, но права вето у вас нет.

Если недовольны, посоветуйте сделать иначе, поделитесь своими опасениями, но не запрещайте. Нужно, чтобы ребенок уловил связь: деньгами, которые ты заработал, ты волен распоряжаться как тебе угодно.

А вот вторую кучку нужно обязательно отложить. И не просто так, а с какой-то целью. Цель эта, особенно в первый раз, должна быть понятная и осуществимая. Не мучайтесь, не придумывайте, ваш ребенок наверняка уже и сам знает, что он хочет купить.

Теперь, когда цель поставлена (велосипед, игровая приставка), помогите ему накопить. Здесь стоит проявить твердость и ни в коем случае не покупать ребенку предмет, на который он копит. А с другой стороны, ни за что нельзя сердиться, если ребенок залез в деньги, которые откладывал, и накупил на них мороженого. Это тоже важный урок — чем больше тратишь, тем дольше копишь. Объясните ребенку эту закономерность и терпеливо ждите.

Если хотите помочь, придумайте ему как можно больше способов подзаработать. А когда нужная сумма будет накоплена, устройте из похода в магазин настоящий праздник. Ваш ребенок не выпросил дорогую вещь. Он на нее заработал. Есть чем гордиться.

3. Не поддаваться рекламе

Детские телеканалы особенно беспощадны к вашему ребенку, но не только они. Реклама всяких желанных товаров сыплется на него со всех сторон, в том числе и в школе. Как только у одного ребенка появился айпад, весь класс хочет айпад.

Объясните своему ребенку, как работает реклама. Что реклама как раз и построена так, чтобы ты немедленно захотел эту вещь и чтобы тебе казалось, что если ее у тебя не будет, ты больше никогда не будешь счастлив.

Чем раньше ребенок научится контролировать свою внутреннюю истерику, тем лучше. И не нужно сердиться, когда у него это не получается. Себе-то вы разрешаете смотреть на эти еще не купленные сапоги и ноутбук, каждый раз когда проходите мимо витрины.

В данном случае самая эффективная техника — отложенная покупка. Даже если у ребенка есть необходимая сумма на то, чтобы купить вещь, которую он недавно увидел в рекламе и страшно хочет, научите его откладывать такие решения.

Обсудите, что еще можно было бы купить на эти деньги. Так ли эта новая вещь приоритетна? И если да, то является ли она лучшей или просто новейшей? Может быть, есть другие модели? Он хочет новый телефон? А почему именно этот?

Помогите ему исследовать рынок, сравнить, принять взвешенное решение. Может быть, есть что-то лучше, хоть и дороже.

Тогда покупку можно отложить, пока не накопится нужная сумма. А может наоборот, настолько дорогая вещь ему не нужна, и можно купить дешевле, а оставшиеся деньги потратить на что-то еще. Давайте ребенку возможность делать ошибки — вы предупредили, но решение он принимает сам. Ваша главная задача — сделать так, чтобы он никогда в жизни не совершал импульсивных покупок. Не то, что вы.

4. Спокойно относиться к деньгам

А теперь самое главное, и научить этому ребенка практически невозможно, если сами вы так не думаете. Но все же постарайтесь, вы же хотите, чтобы он был счастлив.

Ребенок должен понимать, что деньги — да, делают жизнь проще, приятнее, комфортнее, и зарабатывать много намного лучше, чем зарабатывать мало, но деньги — всего лишь часть жизни, и совсем не главная часть.

Научите его тому, что счастье, и даже проще, настроение человека не должно зависеть от того, есть у него деньги или нет. Это невозможный урок, особенно учитывая, что, по статистике, 70% всех семейных ссор бывают связаны с деньгами. И тем не менее. Не позволяйте себе быть несчастным. Не позволяйте себе быть грустным просто потому, что у вас нет денег.

Не передавайте этот страшный порок своему ребенку. Покажите ему, что приятные ощущения бывают не только от денег. Они еще бывают от любви и от клубничного мороженого.


Дети и деньги — вопрос, вызывающий вечные споры. Когда дать ребенку право на деньги, как научить его зарабатывать и тратить, как подойти к этому вопросу родителям и родственникам? Лучше не откладывать раздумья до совершеннолетия ребенка, советует Мария Грачева, генеральный директор сервиса «Яндекс.Деньги», психолог по образованию и мать троих детей, которым 8, 11 и 13 лет. Она сталкивается с финансовым воспитанием не только на работе: «Учительница моего младшего ребенка однажды высказала недовольство, что мальчик приходит в школу с деньгами, и просила не давать их ему. Проще всего было согласиться. Но это было бы нечестно по отношению к ребенку, и следующие несколько минут мы выясняли, что именно ее смущает. Оказалось, не сами деньги, а тот факт, что в обед он покупает себе и друзьям пиццу в буфете, а бесплатный суп остается нетронутым. «Пицца только после супа» оказалось достаточным условием, чтобы у ребенка сохранилась свобода принятия решения и возможность делиться с друзьями, а администрация школы была спокойна за выполнение планов по поеданию здоровой пищи».

Примите право ребенка на собственные траты

Как бы мы ни обеспечивали ребенка, деньги ему все равно нужны. Детские траты бывают трех видов. Во-первых, еда в школе. Лишняя булочка, добавка к компоту, шоколадка — все, что не входит в «стандартный» обед. Второе — это развлечения. Смартфоны и планшеты, которые мы покупаем детям, предлагают им сотни игр, платных и бесплатных. Когда хочется покормить электронного зверя или вырастить собственную ферму, нужно либо платить, чтобы насытить нарисованной едой покемона, либо долго-долго играть, чтобы «заработать» необходимое количество баллов на это. Чтобы невольно не оказаться носителем подхода «играй часами, но только ни в коем случае не потрать 10 рублей», ребенка можно сделать независимым по части трат на такие вещи, нужно только обезопасить банковскую карту родителя — жестко настроить лимиты, чтобы ребенок не мог потратить больше, чем объем карманных денег, а лучше выделить ему для этого отдельную виртуальную карту.
Третья категория — это бессмысленная ерунда. Но покупать ее — святое право. Нельзя ставить ребенка в унизительное положение, заставляя выпрашивать у родителей явно ненужный трехкопеечный магнитик. Как у любой женщины есть мелкие глупости, на которые она тратит деньги вне семейного бюджета, спонтанно, под настроение, так и у ребенка бывает порыв «хочу этого миленького пластмассового котика!» Лучше дать ребенку столько, сколько не жалко. Пусть покупает сам, обжигается на дешевых товарах, невкусных конфетах, выбрасывает через неделю и обнаруживает, что, пожалуй, все-таки стоило подкопить немного на что-то более интересное и качественное. Это ценнейшие ошибки, которые тем полезнее, чем раньше будут совершены и осознаны.

Научите ребенка копить на определенную цель

Научиться копить на конкретный предмет в раннем возрасте очень полезно. В процессе накопления у ребенка есть цель, он ее удерживает и с каждым следующим шагом осознает приближение к ней. Это крайне важная вещь в формировании личности, и очень немногие инструменты позволяют развивать ее так понятно и прозрачно, как деньги. Когда вы говорите «Окончи четверть без троек, и мы купим тебе велосипед», вы используете схожий механизм, но менее осязаемо и измеримо показывающий промежуточные результаты, чем накопленные деньги.
Однако чтобы накопление было эффективным, нужно удобное и безопасное хранилище, и тут копилка с наличными не самый лучший вариант. Она не решает основную задачу — трекинг приближения к цели, потому что по ней чаще всего вообще не видно, сколько уже накоплено денег. Копилка провоцирует на то, чтобы ее потрясти, поковырять, разбить, пересчитать монетки — и прощай, цель.
Лучше копить с помощью инструмента, который показывает баланс и не заставляет руки зудеть. Взрослые обычно для этого используют накопительные банковские счета, а для детей вполне годятся электронные кошельки, баланс которых легко увидеть в приложении на смартфоне или получить по СМС. Электронные деньги сложно внезапно потратить в ларьке на конфеты или потерять.

Научите ребенка «зарабатывать»

Разобравшись с электронной копилкой, вы должны дать ребенку четкий и управляемый алгоритм накоплений. Ребенок не должен бегать во дворе и ждать, когда на него с неба свалится очередной рубль. Он должен знать, что ему нужно сделать, чтобы этот рубль появился. Тут между любыми родителями должны разгореться споры о том, за что платить деньги ребенку. За уборку? За пятерки? За «просто так»?
Каждая семья уникальна, важно помнить, что категорически нельзя монетизировать заботу. Нельзя платить за ту деятельность, которая в вашей семье является нормальной заботой друг о друге. Если вы дружно моете пол по выходным, помогая друг другу, ребенок не должен получать за это плату. Если вы по очереди моете посуду — ребенку за это платить тоже нельзя. Но если в семье принято приглашать для уборки квартиры домработницу и ребенок в какой-то раз сделает часть ее работы, за это можно и заплатить.
Конечно, он выполнит эту работу хуже — но раз качество ниже, то и платим меньше. Мытье машины обходится в 500 рублей на мойке? Ребенок вымыл ее во дворе в два раза хуже? Заплатите ему 250 и объясните, почему платите только половину. Научится и вымоет, как на мойке, — будет 500.
Если присмотреться, есть масса вещей, за которые мы платим чужим людям. Нужно просто их отлавливать и позволять ребенку делать это вместо чужих людей, получая пропорциональную результатам плату. Это может быть что угодно вплоть до выгула соседских собак или присмотра за детьми друзей. Кстати, не нужно недооценивать полезность услуг ребенка для знакомых, потому что, несмотря на низкую квалификацию, он обладает одним ключевым отличием от чужих людей — он свой, ему можно доверять.

Переучите родственников

Еще один предсказуемый источник денег для ребенка — это подарки родственников. Будем честными: зачастую близкие дарят нашим детям огромное количество ненужных вещей, ведь лишь немногие так хорошо знают ребенка, чтобы своими подарками исполнить его мечты или увлечь чем-то безумно интересным. Большинство бабушек и тетушек дарят игрушки, в которые он не играет, и одежду, которую он не носит. И, если пересчитать, это огромные деньги, которые ребенок мог бы пустить на что- то по-настоящему желанное. Статистика показывает, что российские дети тратят порядка 3000 рублей в год, с поправкой на разброс по регионам. Сравните со стоимостью пылящихся в шкафах подарков за год?
Попросите родственников, чтобы они дарили ребенку не вещи наугад, а живые деньги в конверте или подарочные карты, которые он может сам превращать в действительно интересные ему предметы. Нужно только не забывать подаренные деньги «обезналичивать» в ту же электронную копилку, чтобы они не валялись по квартире и не терялись.

Присматривайте, а не контролируйте

Контролировать деньги ребенка, лежащие на электронном кошельке, невероятно легко. Сегодня у любого электронного счета есть два уровня доступа: доступ к просмотру и доступ к платежам. В плане «родительского контроля» это очень удобно и ненавязчиво. Ведь регистрируя вместе с ребенком его кошелек, вы будете знать его логин и пароль и в будущем сможете увидеть, что там происходит: сколько накопил, на что потратил. А вот авторизацию платежа вы привязываете к телефону ребенка, чтобы смс с одноразовыми паролями получал именно он и потратить деньги мог только он. Обеим сторонам удобно, все видно, все прозрачно.
Если же накопления ребенка не просто под присмотром, а полностью контролируются взрослым и для получения накопленного приходится идти к маме, ребенок не решится купить то, что сложно объяснить рациональной необходимостью, и вы вынудите его чувствовать дискомфорт или лгать.
Оплата картой в интернете тоже не является проблемой — ведь во всех электронных кошельках можно выпустить виртуальную карту, привязанную к балансу кошелька, и уже ее, а не вашу зарплатную, привязать к тому же AppStore. Ребенок будет распоряжаться только теми деньгами, которые им накоплены или которые ему выделены на кошелек, иметь собственный, а не ваш, логин в AppStore, и самостоятельно оплачивать еду для своего покемона. Эта карточка одинаково успешно будет работать и в магазинах приложений, и на игровых сайтах вроде Steam или World of Warcraft, и в социальных сетях. А вам больше не придется беспокоиться, что ребенок незаметно для себя и вас накупит игрушек на много тысяч рублей.

Обсуждайте результаты, а не планы

Нет нехватки в деньгах? Пусть заработает для других

Мотивировать детей к накоплениям в обеспеченных семьях одновременно и сложнее, и проще. Очевидно, что у такого ребенка есть почти все и, что называется, «не о чем мечтать». Его лучше мотивировать не рациональными, а эмоциональными тратами — купить подарок другу, цветов любимой девочке, сводить приятелей в кино и на каток. Конечно, взрослые часто довольно заразительны в своем потреблении: мама, которая приходит с новым платьем каждую неделю, папа со своими гаджетами и автомобилями — на их фоне ребенку тоже хочется новых и классных вещей. Но на привычные таким семьям дорогие предметы ребенку заработать непросто, и лучше сфокусировать его на недорогих и эмоциональных покупках (цветы, билеты), чем в угоду его мечте о более модной игровой приставке переплатить за неумело вымытую машину.
Ребенка в обеспеченной семье важно приучить к тому, что на нужное дадут, а на необязательное — заработай сам. Иначе по мере взросления ему будет все сложнее оторваться от родительской финансовой пуповины и начать самостоятельно принимать решения.
Решение задачи тут упрощается тем, что в богатых семьях объективно больше простых бытовых услуг оказываются чужими людьми, а значит, могут послужить заработку для ребенка. Съездить по поручению вместо курьера, собрать информацию вместо личного помощника — несложные задачи, которые по плечу подростку и будут полезны ему как для формирования ответственности, так и в качестве источника честно заработанных денег.

Балансируйте практичность и щедрость, скупость и транжирство

Ни один родитель не хочет, чтобы его ребенок вырос скрягой. Но интересно то, что воспитание щедрости — это всегда история про покупку эфемерного, про покупку радости. В прагматичных и рассудительных семьях часто вырастают довольно жадные дети. «Надо воспитывать рациональным, чтобы относился к деньгам серьезно, не вырос транжирой, не дай бог не начал пропивать, тратить деньги на автоматы и ерунду». Это опасный подход. У ребенка в такой обстановке не возникнет мысль потратить свои деньги на другого человека просто для того, чтобы за него порадоваться.
Я сейчас даже не про благотворительный сценарий спасения кого-то от голода, смерти или разорения, это не совсем про щедрость — ведь сострадание и готовность подставить плечо выращивается безотносительно денег. Я говорю о способности человека быть щедрым без нужды и причины — оплатить кому-то что-то эмоциональное, в чем он сам себе рационально откажет, порадовать за свой счет.
Для воспитания этого важного свойства личности нужна внутренняя уверенность, что радость заслуживает траты денег, умение ощутить ее ценность. Нужно учить ребенка осознавать связь денег и радости, позволять себе этот вид трат и делать так, чтобы другие смогли себе то же позволить.
И не менее важно, чтобы вы сами делали внезапные подарки друзьям и близким, спонтанно делились возможностью получить новые впечатления, знания, ощущения, — ведь вы пример. Сходив в театр на прекрасный спектакль — подарить другу билет на него. Подарить подруге абонемент на йогу, который она сама себе не позволит. Подарить племяннику прыжок с парашютом, который он считает далекой мечтой. Купить и подарить цветы не по поводу, а от хорошей погоды. Внезапные — тут самое важное слово, иначе щедрость искажается и деградирует в ролевые отношения.

В семье у нас было пятеро детей, поэтому деньги на карманные расходы для меня значили очень много. Мама сама покупала все, что нам было нужно, и только небольшое денежное пособие позволяло купить то, чего хотела именно я.

Выполняя домашнюю работу, чтобы заработать свое «пособие», я только иногда получала небольшие наставления, как ответственно нужно распоряжаться деньгами. Поэтому большая часть моих сбережений ушла в близлежащие магазины, где я без малейшего сомнения транжирила деньги на компакт-диски или одежки. И только с годами мой финансовый опыт научил ответственно относиться к деньгам.

Обучение детей обращению с деньгами

Так как в нашей семье денежная тема была под жестким табу, в детстве я не имела и малейшего понятия, сколько зарабатывает отец или сколько стоят те или иные вещи. Сегодняшнее общество намного прозрачнее, и лучше открыто говорить с детьми о деньгах и о том, как их можно зарабатывать. Хотя в моей душе нет ни капли обиды из-за отсутствия финансового образования в детстве, мне хочется дать собственным детям более существенное понимание, что такое финансы, сбережения и расходование средств.

Сейчас моим малышам семь и четыре, и вот уже несколько месяцев, как мы ввели в семье практику небольшого вознаграждения за выполнение домашней работы. Хотя местами было трудновато, но мы с мужем все-таки освоили этот инструмент. Вот несколько практических советов для тех, кто не знает, как максимально эффективно использовать денежное вознаграждение, чтобы научить детей обращаться с финансами.

1. Не предлагайте “Бесплатных обедов”

Исследуя отношение к вознаграждению детского труда, я обнаружила, что все люди делятся на две категории. Одни «платят» своим детям за домашнюю работу, другие просто требуют, чтобы дети выполняли всю необходимую работу только потому, что они являются частью семьи.

Соглашаясь с тем, что дети должны впрягаться в общую упряжку, поскольку они часть семьи, я ищу некую золотую середину. Ведь оплата домашних дел – это эффективный инструмент, позволяющий научить основам этики труда. Но для этого нужно, чтобы детям выделяли средства только тогда, когда деньги действительно заработаны.

  • Определение понятия «заработка». Поговорите с детьми, в чем отличие между ежедневной рутиной, которую им необходимо выполнять обязательно, и дополнительным трудом, благодаря которому можно зарабатывать.

Можно нарисовать простую схему, чтобы легче было объяснить разницу. Например, убирать постель, готовить уроки и следить за чистотой в комнате относится к «обязанностям ». А в «заработки » можно включить мытье посуды, раскладывание одежды после стирки или подстригание газона.

  • Ожидаемый результат. Работа, за которую можно получить вознаграждение, должна выполняться качественно. Объясните детям, что если их просят загрузить посудомоечную машину, а они сделают это лишь бы как (неровно поставят тарелки и даже не очистят их от остатков еды), то вы вправе потребовать переделать работу или удержать вознаграждение.

В мире взрослых денежные потоки напрямую связаны с выполнением работы и ее качеством, значит, чем раньше вы научите детей ответственному отношению к труду, тем легче им будет адаптироваться к взрослой жизни.

2. Предложите помощь в управлении расходами

Ребенком я не получала помощи в расходовании средств. У меня была полная свобода потратить их на все, чего бы я ни захотела, поэтому, даже повзрослев, я долго оставалась заядлой транжирой. Проанализировав полученный опыт, я поняла, что бережному отношению к деньгам лучше учить с детства.

  • Разделение средств на категории . Купите ребенку не простую свинью-копилку, а мини-банк с несколькими секциями, или сделайте перегородки вручную. И пусть у каждой секции будет свое назначение: «тратить », «копить » и «жертвовать ». Объясните детям, в чем разница между каждой группой, и почему в жизни важно и немного откладывать, и направлять средства на благотворительность.
  • Разговоры о разнице расходов . Поговорите о разнице между инвестированием во что-то, что прослужит долго (например, кожаный футбольный мяч), и покупкой чего-то для кратковременного удовольствия (например, сладостей). Дети должны понять, что деньги и покупки имеют собственную ценность, поэтому долгосрочные перспективы покупок и сбережений более важны, чем моментальный результат.

3. Создайте простой бюджет

Недавно моя дочурка загорелась идеей купить красивого медвежонка из магазина плюшевых игрушек, но цена была слишком высокой, чтобы сразу позволить себе эту покупку. Поэтому я предоставила ей возможность заработать необходимые средства, выполняя дополнительную домашнюю работу.

Для большего вдохновения мы зашли на интернет-страницу магазина и сделали распечатку мишки с ценой. Просто поразительно, как сильно моя малышка стремилась сделать все возможное, чтобы заработать на игрушку. В результате понадобилось три месяца бережного бюджетирования, чтобы собрать необходимую сумму.

В дополнение к тому, что дочка испытала большое удовольствие, сумев заработать на свою мечту, она более отчетливо осознала ее стоимость. И я заметила, что к этой игрушке она относится намного бережнее и внимательнее, чем ко всем остальным.

  • Доступные цели . Учитывайте, что все дети по природе недальновидны. Маленькому сознанию трудно понять концепцию отдаленного будущего, когда их больше беспокоит, что будет завтра на обед. Помогите им установить доступные цели, которые реально воплотить в сравнительно короткий промежуток времени.
  • Не усложняйте . Финансовые цели должны стимулировать детей для достижения специфической награды –например, дорогой игрушки или поездки в парк аттракционов. Если у детей будет к чему стремиться, они станут намного внимательнее относиться к домашней работе, а также несколько раз подумают, прежде чем потратиться на что-нибудь дешевое.

Небольшая таблица, в которой отображаются поступления и расходы, должна не запутывать, а только показывать изменения бюджета. Этого будет достаточно, чтобы обучить ваших детей основам финансового планирования. И полученные навыки окажутся очень полезными во взрослой жизни, когда будет необходимо распоряжаться собственными финансами.

4. Учим искусству договариваться

Противники оплаты домашних дел часто ссылаются на то, что повзрослевшие дети существенно увеличат запросы за выполнение той же работы. С этим нельзя не согласиться, но разве это так плохо? Например, денежные запросы 10-летнего ребенка вполне согласовываются с получением $5 за стрижку газона. Но когда ему будет 16 лет и он начнет думать о покупке подержанного автомобиля, эта сумма уже не будет достаточной мотивацией. Поэтому лучше предоставить возможность согласования уровня оплаты путем переговоров.

  • Поощряйте переговоры . Нужно предоставить ребенку шанс обсудить уровень его нынешнего вознаграждения. За столом переговоров он научится находить действительные и существенные доводы и отстаивать свои потребности.

Например, можете предложить своему сыну или дочери провести исследование, сколько платят за стрижку газонов соседи в округе, а также какой уровень минимальной оплаты труда подрабатывающих студентов. Если выполнение домашней работы занимает у них достаточно много времени, они вправе требовать увеличения оплаты своего труда. В ходе переговоров они получат еще один важный урок, учась не только планировать и распределять семейные финансы, но и договариваться.

  • Находите компромиссы .Если ваш ребенок требует повышения оплаты за подстрижку газона, не ограничивайтесь только этим заданием. Предложите дополнительные $10 в неделю, если он будет присматривать и за садом. Это вдвойне выигрышное решение – каждый получает то, что нужно, и ребенок при этом учится навыкам, которые пригодятся ему во взрослой жизни.

5. Оказывайте психологическую поддержку

Похвала – замечательное средство, помогающее обучить тонкостям финансовых вопросов. Правильное отношение к домашнему труду и расходованию средств заслуживает ободрения. И во многих случаях ваша похвала гораздо важнее, чем отложенные деньги и дорогостоящая покупка.

  • Предлагайте, не принуждая . Вносите мягкие, позитивные предложения относительно сбережений и расходования средств. Никогда не забывайте, что дети заработали не только деньги, но и право свободно ими распоряжаться.

Ваши советы должны быть максимально прозрачными. Например, можно сказать: «Итак, вот твой заработок. Насколько ты приблизился к цели в этот раз?» Такое простое напоминание укрепит ребенка в необходимости бережно относиться к сбережениям без всяких принуждений.

  • Дополнительная благодарность . Всегда можно сказать «Ты настоящий друг! Я так устала на работе, а теперь могу отдохнуть. Благодаря твоему усердию мне не нужно наматывать километры по квартире с пылесосом. Я действительно это ценю!» Искренняя и теплая похвала станет дополнительным стимулом для ребенка, укрепив его уверенность в правильности своих действий.

Иногда (но не всегда) можно сделать денежное пожертвование в копилку, если ребенок очень старается. Такая премия также очень действенно утверждает бережное расходование.

Дети всему учатся у родителей. В том числе и обращению с деньгами. От того, как они их называют, как тратят и как в целом относятся, зависит и будущее обращение детей с денежными средствами. Как же сформировать правильное отношение ребенка к деньгам, научить его тратить с умом, копить и преумножать их?

Основные этапы финансового воспитания

Чтобы у ребенка не возникло одностороннего отношения к деньгам, как к источнику зла, или, наоборот, только удовольствия, нужно обучение вести сразу по нескольким направлениям.

  • Объясните их важность. Как только дети немного подрастут, можно рассказать им, насколько важно иметь деньги: для оплаты счетов, продуктов, покупки вещей, игрушек. Ребенок должен понять, что наличие средств - гарантия стабильного будущего.
  • Покажите, как они зарабатываются. Если родители работают по найму, можно иногда брать ребенка с собой на службу. Так он поймет, что средства достаются непросто.
  • Дайте попробовать заработать на практике. Если у родителей свое дело, можно дать ребенку возможность выполнить какое-то простое дело, чтобы на себе почувствовать, что деньги не даются просто так. Объясните основы обращения с финансами. Поговорите о смысле зарабатывания и использования денег. О том, как правильно ими распоряжаться и экономить, чтобы хватило на все: на расходы, накопление и преумножение.
  • Покажите, как сохранять финансы. Можно выдавать ребенку для поощрения за работу или достижения в учебе карманные деньги. Потом стоит объяснить ему, как их лучше потратить. Но часть оставить на будущее.
  • Научите преумножать деньги. Предложите ребенку добавлять к сохраненной сумме еще немного каждый месяц. Так он наглядно увидит, как не только сохранить, но и увеличить свои сбережения.

    Дайте понять, что средства нужно заслужить и заработать. Ребенок должен понимать, что деньги - не самое главное в жизни. И нельзя стремиться заработать их любым способом. Например, используя обман или мошенничество. Средства должны быть заработаны честно. Это приносит стабильность и душевное спокойствие.

  • Научите наслаждаться ими. Покажите полезность накопления. Например, если раньше карманных денег хватало только на один билет на аттракцион «Рыбалка», накопив, можно купить специальный набор домой. А потом играть в любое время, приглашая друзей и родственников.

К будущему готовы

При таком подходе ребенок вырастет подготовленным к управлению своим заработком. Он с легкостью сможет правильно планировать, сохранять и увеличивать количество своих денег.

Нашли нарушение?



Похожие статьи