Какие отчисления (страховые взносы) перечисляются в ФСС. Какой процент страховых взносов

Плательщиками страховых взносов, в соответствии со ст. 419 НК РФ, являются юридические лица – работодатели, производящие выплату заработной платы физическим лицам, а также ИП, которые обязаны платить как за себя, так и за наёмных работников.

Перечисляются страховые взносы на:

  • обязательное пенсионное страхование (ОПС);
  • обязательное медицинское страхование (ФОМС);
  • обязательное социальное страхование – на временную нетрудоспособность, «травматизм» (ФЗ-125) и «материнство».

Перечень выплат, не подлежащих страховому обложению, содержится в ст. 422 НК РФ.

Мнение эксперта

Андрей Леру

Стаж более 15 лет Специализация: договорное право, уголовное право, общая теория права, банковское право, гражданский процесс

Предприятия и организации, не пользующиеся правом на льготные (пониженные) тарифы производят выплаты по общим тарифам (ст. 426 НК РФ).

Совокупный объём страховых взносов в 2019 году не может превышать 30%, из которых:

  • ПФР – 22% по доходам до предельной базы и +10% с доходов сверх базы;
  • ФОМС – 5,1% без ограничений по предельным значениям;
  • ОСС – 2,9 % без ограничений по верхнему лимиту.

Субъектами налогообложения будут граждане РФ; иностранцы, легально работающие на территории России, но не являющиеся высококвалифицированными работниками (ВКС) и граждане ЕАЭС, легально работающие на территории РФ.

Ставки для иностранных работников

Страховые взносы, выплачиваемые из доходов иностранцев (но не граждан ЕФЭС), не являющихся ВКС, легально работающих в РФ составляют:

  • Обязательное пенсионное страхование – 22%+ 10% сверх базы;
  • ОСС (ВНиМ) 1,8;

Остальные взносы не уплачиваются.

Для иностранцев, являющихся ВКС:

  • ОПС – 22% + 10% сверх базы;
  • ОСС (ВНиМ) – 2, 9%.

Остальные страховые взносы не выплачиваются.

Таблица 1 - Страховые взносы ИП «за себя» в 2019 году

Пониженные тарифы страховых взносов в 2019 году

Категория льготников Тарифы в 2019
Компании, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности ПФР – 20%

ФСС – 2,9%

ФОМС – 5,1%

Некоммерческие и благотворительные организации на упрощенке ПФР – 20%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

Резиденты Сколково ПФР – 14%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

Резиденты особых экономических зон ПФР – 6%

ФСС – 1,5%

ФОМС – 0,1%

Взносы по договорам ГПХ

С доходов физлиц, работающих по договору ГПХ (гражданско-правового характера), взносы уплачиваются только в ПФР и ФФОМС.

В соответствии с главой 34 НК РФ взносы в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются, а на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - только если это предусмотрено в договоре ГПХ (Абзац 4 п.1 ст.5 Закон № 125-ФЗ).

Выплаты, не облагаемые взносами

Определённые виды выплат работникам не облагаются страховыми взносами. Например, государственные пособия, компенсационные выплаты, материальная помощь, оплата обучения, выплаты в пользу иностранцев и др. (Подробнее в главе 34 НК РФ).

Порядок выплат

Платежи производятся ежемесячно до 15 числа следующего месяца. Если на последний день платёжного срока выпадает выходной или праздник, уплата переносится на ближайший рабочий день. Оплачивать можно со своего расчётного счёта по платёжному поручению или в Сбербанке. На сайте налоговой также есть личный кабинет по ИНН, где отражается задолженность и можно распечатать квитанцию. Либо можно в налоговой получить квитанции.

Но при этом стоит руководствоваться законодательством, чтобы не допускать ошибок и исполнять свои обязательства вовремя. Каков же порядок произведения платежей?

Общие сведения

Как функционирует такая инстанция, как ФСС, что собой представляет и какие нормативные акты являются основными для плательщиков страховых взносов? Проанализируем действующую законную базу.

Определения

Одним из основных внебюджетных фондов является ФСС (Фонд социального страхования). Его работа имеет два направления. Это:

Суммы, что направлены на обязательное социальное страхование при временной нетрудоспособности, могут быть сформированы за счет:

  • сумм взносов, что в обязательном порядке уплачиваются страхователем;
  • штрафа и пени, которые могут быть начислены плательщику при нарушении норм законодательства.

Средства на осуществление обязательного соцстрахования при нетрудоспособности временного характера и в связи с материнством формируются за счет:

  • обязательных взносов страхового плата лиц;
  • штрафов и пени, что будут взиматься при нарушениях.

Те суммы, что перечисляются по страхованию от несчастного случая и профзаболеваний, формируют за счет:

  • средств, что в обязательном порядке перечисляются страхователями (страховые взносы);
  • штрафы и пени по таким платежам;
  • средств, что поступают от страхователей при ликвидации предприятия;
  • других сумм, что не противоречат нормативной документации РФ.

Основная задача Фонда – обеспечить защиту работников компаний не тот случай, когда он определенный период не могут исполнять свои трудовые обязательства.

Перечислим функции ФСС:

  • обеспечение страховой защиты при наступлении несчастного случая на рабочих местах или профессиональном заболевании.
  • страховое покрытие в случае материнства (беременности и родов), которое включает:
  1. Оплату .
  2. Пособия по беременности.
  3. Единовременное пособие, когда осуществляется постановка на учет к специалисту на ранних сроках беременности.
  4. Пособие по уходу за новорожденным.
  • обеспечение спонсирования .
  • оказание финансовой помощи при предупредительном мероприятии, направленном на уменьшение рисков травматизма на работе и снижение риска возникновения профболезни.
  • предоставление путевок в санатории для отдыха и лечения льготных категорий граждан.
  • предоставление инвалидам протезов и техсредств при реабилитационном процессе.

Представители откажут в оплате больничного:

  1. При наступлении временной нетрудоспособности из-за травм или болезней, что не были получены на работе.
  2. При осуществлении ухода за больными детьми или другими членами семьи.
  3. При уходе за малолетним ребенком или несовершеннолетним ребенком с инвалидностью, если их родитель/попечитель сам болеет.
  4. При карантине, лечении в санаторном учреждении.
  5. При переводе застрахованных лиц временно по медицинским показаниям на более легкий труд, оплата за который также производится в меньшем размере.

То есть, ФСС не компенсирует ущерб, что нанесен не на рабочих местах, а в быту.

Кто является плательщиками?

Действующая нормативная база

Плательщикам страховых взносов в Фонд по социальному страхованию стоит опираться на такие нормативные документы, в которых содержатся правила исчисления и уплаты сумм:

  1. Закон от 24.07.09 № 212-ФЗ.

Срок предоставления отчетности и уплаты сумм в бюджет может отличаться. Влияющий фактор – категория плательщика взносов. Расчеты подаются по .

Плательщик должен уплатить страховые взносы по истечению каждого отчетного периода. Допускается:

На страхование от травм взносы перечисляются каждый месяц в сроки, установленные для получения в банковском учреждении зарплат за прошедший месяц.

Страхователь платит страховые суммы в соответствии с в сроки, что устанавливались страховщиками (закон № 125-ФЗ ст. 22).

При перечислении нельзя допускать ошибок в КБК, названии компании или банковского учреждения, иначе обязательство по уплате страховых взносов не будет считаться исполненным (ст. 18 документа № 212-ФЗ).

Если последний день, в который еще можно произвести уплату, пришелся на выходной, то он переносится на ближайший рабочий день. Но это касается не всех взносов.

Например, при уплате взносов на травматизм стоит опираться на правила закона № 125-ФЗ, где сказано, что уплачивать нужно в рабочий день, что предшествует последнему, если это выходной.

За плательщиками остается обязанность обеспечить ведение учета начислений и взносов. Учет осуществляется в отношении каждого лица в индивидуальном порядке.

Размер страховых взносов в ФСС

Плательщики делятся на 4 группы в соответствии с общими и пониженными тарифами:

Условие Пояснение
Лица, которые не должны платить страховые взносы в ФСС Это касается участников проекта «Сколково», а также, если ИП за себя
Лица, что перечисляют 1,9% Это фирмы, что работают на ЕСХН, являются сельскохозяйственными производителями. Правило распространяется и на общественную организацию граждан с ограниченными возможностями
Лица, что платят 2% Это касается IT-компаний, резидентов технической внедренческой особой экономической зоны, обществ, что создавались после 13.08.09 года бюджетным учреждением
Лица, что платят 2,9% Это организации на ОСНО, УСН, ЕНВД

База для начисления

База для начисления сумм взносов – перечисления, что осуществляются физическим лицам. В 2015 году лимит установлен в размере 670 тыс. рублей ().

То есть, страховые взносы будут уплачиваться в структуры до тех пор, пока сумма выплат работнику не будет превышать норматив. Регулирование сумм осуществляется п. 4 ст. 8 закона № 212-ФЗ.

Как произвести расчет?

Начисления не должны превысить лимит базы. Расчеты сумм страховых взносов базы осуществляется нарастающим итогом с начала расчетного периода.

При уплате страховых сумм стоит учитывать такие моменты:

  1. Платежи определяются согласно величине выплат, что начислялись сотруднику с начала года до того месяца, когда производятся подсчеты.
  2. При расчетах стоит учесть тарифы. Из начисленных сумм стоит отнять платежи, которые осуществляются каждый месяц, за срок от начала года до текущего месяца.
  3. Страховые взносы могут уменьшаться на произведенные расчеты на перечисление пособия по такому виду страхования. Уплатить средства необходимо на конкретные счета в федеральный бюджет ФСС.

Используемая формула:

Возможен ли возврат излишне уплаченных сумм?

Иногда возникает недовольство у лиц по такому поводу: региональным отделением Фонда осуществляется излишнее взыскание сумм по страховым взносам с предприятий.

Причиной может быть, например, сбой в программах. При этом не всегда компания получает требование о перечислении недоимки. Как быть в подобных ситуациях? Возможно ли возмещение страховых взносов?

Суммы, что излишне взыскиваются, плательщики вправе вернуть, причем с процентами, рассчитанными по такой формуле:

За пользование чужими средствами дополнительные суммы с уполномоченного органа взыскать не удастся, так как не применяется в сфере социального страхования.

Для получения причитающейся суммы назад стоит подать (). На это у вас есть 1 месяц с того момента, когда вы выяснили о списанной сумме в излишках.

Обычно плательщики узнают об этом при получении по расчетным счетам. Если такие сроки будут пропущены, то вопрос придется решать в судебном порядке.

Для подачи отводится период в 3 года. При составлении заявления учтите, что нужно отражать не только сумму переплаты, но и процентов, которые должен вернуть ФСС.

Региональным представительством будет возвращено указанную в заявлении сумму процентов. Но так как вы не знаете, когда именно произойдет возврат на момент обращения, сумма может отличаться от отраженной в документе.

Остаток процентов исчисляется представителями Фонда в течение 3 дней с момента получения плательщиком уведомления. Сроки возврата излишне перечисленных сумм может затянуться, так как органами может проводиться сверка всех расчетов.

Сумму процентов в налоговом учете отражать не нужно. В бухучете стоит использовать такие проводки:

Может быть использована и одна прямая проводка: Дт 51 Кт 91-1.

Возникающие нюансы

Даже при исполнении своих обязательств в полной мере, вы не можете предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть при осуществлении деятельности.

А значит, помимо основ уплаты средств в фонд следует разобраться и в нюансах: возможных штрафах, недоимках и т. д.

Какой штраф за неуплату взносов?

При несвоевременном представлении расчетных ведомостей в фонд по соцстрахованию, плательщик должен будет заплатить штраф в размере 5% от суммы, которая подлежит уплате в каждом месяце.

Минимальная сумма – 100 рублей, максимальная – 30%. Если лицо опоздает с уплатой больше чем на 180 дней, то штрафные санкции будут такими:

30% Штраф
10% За каждый месяц, когда не внесено средства

Минимальный размер – 1000 рублей. Дополнительно понесет ответственность и руководство организации. Штраф руководителя – 300 – 500 рублей.

Если несвоевременно подано отчетность по рассчитанным страховым платежам, то плательщика также ожидает штраф. О санкциях говорится в ст. 46 закона № 212-Фз и ст. 19 закона № 125-ФЗ.

Когда расчет по страховым взносам предоставлен с нарушением законодательства в отношении электронного формата подачи, сумма штрафа – 200 рублей.

Если не полностью уплачено сумму в связи с неправильных проведение расчетов, то предусмотрен штраф, размер которого составит 20%.

При умышленной неуплате лицо заплатит 40%. При не предоставлении документа – 200 рублей за одну справку.

Отражение проводками недоимки

Начисления на обязательный вид страхования влияют на размер базы налога на прибыль. Они должны включаться в составе остальных затрат и уменьшать налогооблагаемый доход в том периоде, когда средства были начислены или уплачены в ФСС.

Уточнения могут быть трех видов:

Как можно проверить отчисления?

Лицо может не знать об образовавшихся задолженностях по страховым взносам. В одних случаях основной причиной является пропуск крайних сроков уплаты, в других – неправильное исчисление платежей.

Чтобы не понести ответственность за нарушения, стоит контролировать отчисления во внебюджетные структуры, и потребовать в ФСС отчет об использовании сумм страховых взносов.

Для проверки информации вам стоит обратиться в региональное отделение ФСС с письменным запросом, составленным в произвольной форме. С собой необходимо будет взять документ, который подтвердит вашу личность.

Можно также подождать письменное уведомление-квитанцию на оплату страховых взносов от уполномоченного органа, хотя оно не во всех случаях доходит до адресата.

Работник может также проконтролировать, платит ли за него в ФСС работодатель или нет, попросив предъявить , в которой отражены реальные доходы физического лица.

Облагается ли лечение сотрудника?

К примеру, работодатель изъявил желание покрыть работнику фирмы расходы на проведения операции. Является ли такая сумма облагаемой взносами? На размер компенсации затрат на лечение администрация должна начислять страховые взносы в ФСС.

Но если сумма матпомощи не превысила лимита 4 тыс. рублей, то начисления можно не осуществлять. Основанием для этого является п. 11 ч. 1 ст. 9 документа № 212-ФЗ.

Перспективы администрирования СВ

Разберемся, какие проблемы являются актуальными и как они решаются.

Мировой опыт показывает, что самый надежный – метод трехканального финансирования, при котором:

Государственные средства направляются на осуществление всеобщих выплат и на обеспечение минимальных пособий по страхования, если указанных выше сумм не достаточно. Таким образом, ответственность за риски несут 3 субъекта.

Страховой и накопительный принцип дают понятие о том, что безвозмездной социальной помощи быть не может, что необходимо инвестировать суммы в развитие компаний. ФСС получает определенные проценты, что устанавливаются правительственными органами.

Чтобы обеспечить координацию работы всей системы по социальному страхованию, а также провести республиканских мероприятий, выполнять программы, в фонд федерального уровня также направляется определенная часть полученных средств.

Суммы страховых взносов, что отчуждаются на законных основаниях, являются собственностью застрахованного лица и не могут быть изъяты.

Они не используются за пределами страховой системы, не являются налогооблагаемыми другими платежами и с них не нужно производить отчисления. Средствами может управлять такой субъект – фонд или страховая касса, который финансирует все мероприятия.

Для того чтобы система рыночных отношений была более устойчива, фонд и касса имеет коммерческие права на управление суммами соцстрахования, если большая ее часть направлена в систему соцстрахования. Актуален вопрос о том, как участвуют средства государственного бюджета в такой системе.

При отказе от госфинансирования части затрат в сфере социального обеспечения может увеличиться доля взносов страхователя, или невозможность возместить застрахованному лицу 100% перечисленной зарплаты.

Но факт того, что средства государственного бюджета участвуют, создает прецеденты вмешательства правительства в финансовый вид деятельности системы соцстрахования.

Финансирование осуществляется в фонды по остаточным принципам, а существующие бюджетные дефициты не могут удовлетворить потребности всех граждан.

Поэтому создатели модели финансирования соцстраха предлагают 2 варианта, которые являются альтернативными:

Потерянную зарплату возмещать в размере 80% от средней прибыли застрахованных лиц Из них 73% — из прибыли организации, 7% — из сумм, что накоплены. Остаток (20%) может быть возмещена с участием государственного бюджета или структур соцстрахвоания, что накоплены за счет коммерческого вида управления. При нехватке средств на первых этапах будет осуществляться возмещение установленного минимума
Сумма страховых возмещений составит 75% — это минимум В том числе из денег организации платится 55№ от указанной суммы и 25% — за счет средств государственного бюджета. Остаток может распределяться между фирмой (75 процентов) и застрахованным лицом (25%). Минимальное возмещение утраченных средств заработной платы взят как определенный средний размер от выплаченных раньше возмещений, когда величина зависела от стажа сотрудника

Те средства, что не были израсходованы в текущем бюджетном периоде, могут поступить в распоряжение страхователя, что направляют деньги с целью обеспечить потребности застрахованного лица.

Видео: ФСС, пример заполнения расчета 4-ФСС и НС без больничных и декретных

Так может обеспечиваться принцип возвратности сумм, что не израсходованы. Фонд получит прибыль за счет управления коммерческого и контрольно-ревизионного характера, а также за средства штрафов, пеней и иных мероприятий регрессивного типа.

Современная система страхования является усовершенствованной в сравнении с той, что действовала ранее. Но на пути стоит еще много проблем, которые предстоит решить правительственным органам.

Разобравшись в особенностях уплаты страховых взносов в ФСС, вы сможете вовремя их перечислять в соответствии с установленными тарифами и сроками.

Что такое отчет 4-ФСС, как выглядит бланк в 2019 году и какие правила заполнения документа действительны в текущем году? В этом поможет разобраться инструкция формирования бланка. Ежегодно предприниматели и бухгалтеры сталкиваются с необходимостью предоставить в структуры Фонда социального страхования отчетность по форме...

Недавние реформы законодательства сделали возможным отправку отчетов и документов иного типа в Фонд социального страхования при помощи специального телекоммуникационного канала – через шлюз. Файлы должны быть в обязательном порядке зашифрованы специальным образом, как это требует законодательство. Данный процесс...

Относительно недавно была осуществлена реформа действующего законодательства, касающаяся выплаты компенсации по больничным листам. Это привело к необходимости формирования специальной структуры – Фонда социального страхования. Следствием этого является дополнительная отчетность, строго обязательная для выплачивающих...

Главное изменение в сфере страховых взносов 2017 - это передача полномочий внебюджетных фондов по контролю за уплатой взносов, взысканию задолженности и приему отчетности по взносам Федеральной налоговой службе. Соответствующие изменения в законодательные акты уже внесены (пп. 2 п. 1 , п. 2.1 ст. 32 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Закон № 212-ФЗ с 2017 года перестает действовать, а правоотношения в части страховых взносов будет регулировать гл. 34 НК РФ . В соответствии с ней отчетными периодами будут, как и ранее, I квартал, полугодие и 9 месяцев, расчетным периодом - календарный год (ст. 423 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же лица будут относиться к плательщикам страховых взносов - организации, ИП, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой (ст. 419 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же выплаты будут подпадать под объект обложения взносами (ст. 420 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) и в целом по тем же правилам будет определяться база для начисления взносов (ст. 421 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Тарифы страховых взносов на 2017 год

Как видно, основные тарифы взносов в 2017 году останутся прежними. При этом для расчета взносов на ОПС и на ВНиМ снова будут установлены предельные величины базы, при достижении которых будет меняться ставка для начисления взносов.

Пониженные тарифы взносов законодатели не отменили. Но воспользоваться ими, как и раньше, смогут не все страхователи.

Пониженные тарифы взносов - 2017

Ставки пониженных тарифов, по сравнению с 2016 годом, не претерпели изменений. Однако теперь условия, которым должен соответствовать плательщик взносов, чтобы иметь право на пониженные тарифы, в НК РФ прописаны более четко и подробно (п. 4-10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Для некоторых льготников установили новые (дополнительные) требования.

Кроме того, в отношении многих категорий плательщиков в НК прямо указано, что при несоблюдении указанных условий организация или ИП утрачивает право на применение пониженных тарифов с начала расчетного периода, т. е. календарного года.

Категория страхователя Коды ОКВЭД видов деятельности* Тариф для расчета взносов
в ПФР в ФСС на ВНиМ в ФФОМС
Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемый вид деятельности, доход от которого составляет не менее 70% в общем объеме доходов упрощенца. При этом годовой доход упрощенца не должен превышать 79 млн. руб. При превышении данного лимита право на пониженные тарифы плательщик взносов теряет с начала расчетного периода (пп. 5 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 6 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 13, 14, 15, 16 и др. 20 0 0
Аптечные организации, а также ИП, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, на ЕНВД. Пониженные тарифы взносов применяются только в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности (пп. 6 п. 1 , ) 46.18.1, 46.46.1, 47.73 20 0 0
ИП, применяющие патентную систему налогообложения, - в отношении выплат и вознаграждений работников, которые заняты в патентном виде деятельности. При некоторых видах деятельности данная «льгота» не применяется (пп. 9 п. 1 , пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 31.0, 74.20, 75.0, 96.01, 96.02 и др. 20 0 0
Некоммерческие организации на УСН, кроме государственных и муниципальных учреждений, ведущие деятельность в сфере социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта (пп. 7 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 7 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 37, 86, 87, 88, 93 и др. 20 0 0
Благотворительные организации на УСН (пп. 8 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 8 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 64.9, 88.10 20 0 0
Организации, ведущие деятельность в области информационных технологий (пп. 3 п. 1 , пп. 1 п. 2 , п. 5 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 62, 63 8 2 4
Хозяйственные общества и партнерства на УСН, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей и т.д.), права на которые принадлежат бюджетным и автономным (в том числе научным) учреждениям (пп. 1 п. 1 , пп. 1 п. 2 , п. 4 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 72 8 2 4
Организации и ИП, заключившие соглашения с органами управления особыми экономическими зонами об осуществлении технико-внедренческой деятельности, а также туристско-рекреационной деятельности (пп. 2 п. 1 , пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 65.20, 79.1, 94.99, 62.0, 63.1, 63.11.1 и др. 8 2 4
Плательщики взносов, делающие выплаты и вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за некоторым исключением), в отношении этих выплат (пп. 4 п. 1 , пп. 2 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 50 0 0 0
Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов «Сколково» (пп. 10 п. 1 , пп. 4 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 72.1 (ч. 8 ст. 10 Закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ) 14 0 0
Плательщики взносов, получившие статус участника свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (пп. 11 п. 1 , пп. 5 п. 2 , п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) Любые коды ОКВЭД, кроме 05, 06, 07, 08, 09.1, 71.12.3 (ч. 2 ст. 12 Закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ) 6 1,5 0,1
Плательщики взносов, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (

В 2017 году произошли изменения в порядке перечисления обязательных платежей в Фонд социального страхования (ФСС). Взносы на травматизм являются единственным видом сборов, которые не затронули новшества. Большую часть платежей ныне контролирует Федеральная налоговая службы (ФНС). Однако администрирование данный обязательных отчислений по-прежнему проводится сотрудниками ФСС.

Разберем , как в 2018 году оформляются страховые взносы от несчастных случаев. Куда их отправлять и в какие сроки. Каков порядок предоставления отчетности и осуществления контроля.

Изменения 2018 года

Перераспределение функций по приему взносов привело к тому, что теперь их приходится отчислять в две инстанции:

  1. в ФСС части, касающиеся больничных и материнства;
  2. в ПФР и ФОМС по-прежнему переводятся деньги индивидуальными предпринимателями за себя.

Законодательно порядок расчетов закреплен в особой главе Налогового кодекса. Это привело к тому, что данные взносы теперь приравнены к движению бюджетных средств, то есть подчиняются соответствующим требованиям:

  • в части правил оформления;
  • в том числе, использования специальных реквизитов.
Внимание: изменения не коснулись только сборов по травматизму. Они, как и ранее, аккумулируются на счетах ФСС.

Куда перечислять

Все взносы, описанные в НК, плательщики обязаны вносить на счета соответствующего отделения ФНС:

  • по месту регистрации;
  • по месту нахождения филиала, ведущего отдельную бухгалтерию;
  • ИП ориентируются на адрес прописки.

Платежки следует оформлять по каждому виду взноса отдельно (как ранее). Однако в 2018 году нужно использовать реквизиты, предусмотренные для бюджетных взносов. Сбор по травматизму перечисляется по старым правилам:

  • в отделение ФСС, в котором зарегистрирован плательщик;
  • по месту нахождения обособленного филиала;
  • по месту жительства ИП (только благотворительные).

Справка: не произошло изменение в кодировке данного вида взноса. КБК остается прежним:

  • 393 1 02 02050 07 1000 160 - для обычного перевода;
  • 393 1 02 02050 07 3000 160 - для перечисления штрафов;
  • 393 1 02 02050 07 2100 160 - пени;
  • 393 1 17 06020 07 6000 180 - для благотворительного перевода.

Изменились ли сроки

Согласно нормативным требованиям «несчастный» сбор должен попасть на счет ФСС до 15 числа месяца, следующего за отчетным .

Справка: если контрольная дата выпадает на выходной или праздник, то перевод следует отправить в следующие рабочие сутки.

Кому сколько платить

Начислением сумм взносов занимаются работники ФСС. Конкретные показатели зависят от:

  • основного вида деятельности (указанного в регистрационных документах);
  • права на льготы;
  • тарифов по сборам.
Справка: деятельность Фонда в части аккумулирования и перераспределения средств плательщиков регулируется законом № 125-ФЗ , принятым в 1998 году.

При этому у Фонда такие полномочия:

  • учитывать поступления от каждого плательщика;
  • контролировать правильность внесения средств;
  • предъявлять счета к оплате;
  • требовать пояснений от страхователей по темам, касающимся перечислений.
Для сведения: ФСС имеет право провести проверку предприятия на месте или затребовать документацию для инспектирования. Скачать для просмотра и печати:

Как узнать тариф

Законом № 179-ФЗ (2005 года) установлено 32 тарифных плана, зависящих от степени риска тружеников. Ставочные параметры в них распределены в диапазоне от 0,2% до 8,5%.

Справка: так как средства Фондом выплачиваются в связи с несчастными случаями на производстве, справедливо распределить отчисления по степени рисков для рабочих.

Таблица соответствия тарифов факторам риска

Класс ПР Тариф (%) Класс ПР Тариф (%) Класс ПР Тариф (%) Класс ПР Тариф (%)
I 0,2 IX 1 XVII 2,1 XXV 4,5
II 0,3 X 1,1 XVIII 2,3 XXVI 5
III 0,4 XI 1,2 XIX 2,5 XXVII 5,5
IV 0,5 XII 1,3 XX 2,8 XXVIII 6,1
V 0,6 XIII 1,4 XXI 3,1 XXIX 6,7
VI 0,7 XIV 1,5 XXII 3,4 XXX 7,4
VII 0,8 XV 1,7 XXIII 3,7 XXXI 8,1
VIII 0,9 XVI 1,9 XXIV 4,1 XXXII 8,5
Справка: чтобы воспользоваться таблицей, необходимо заглянуть в регистрационные документы предприятия в части постановки на учет в Фонд. Там указывается шифр по ОКВЭД. А по нему определяется класс профриска. Скачать для просмотра и печати:

Пример

Три предприятия решили узнать свои тарифные ставки:

  1. ООО «Сириус», занимающийся рыбным промыслом в пресной воде. ОКВЭД - 03.22.4.
  2. ООО «Дельта». Основной вид деятельности - добыча глины. ОКВЭД 08.12.2.
  3. ООО «Альфа» выращивает зерновые. ОКВЭД 01.11.1 17.

Определяем класс профриска по таблице:

Справка

Фонд рассчитывает суммы сборов за 2018 год на основании данных, поданных плательщиком. Предоставить информацию следовало до 15 апреля. В пакет включаются:

  • заявление, которым подтверждается основной вид деятельности;
  • пояснительная к балансу (для ООО);
  • копия регистрационного документа.
Важно: если плательщик не передал пакет документов в положенные сроки, то работники Фонда ориентируются по имеющейся в их распоряжении информации.

Кроме того, Правительство постановлением за номером 551 запретило оспаривать тарифы, устанавливаемые ФСС по сборам за травматизм с 01.01.2017.

Скачать для просмотра и печати:

Формула подсчета

Обязанности распределены по состоянию на 2018 год следующим образом:

  • Фонд устанавливает для плательщика тарифный план и сообщает об этом;
  • бухгалтер последнего обязан произвести расчет суммы взноса и произвести перечисление средств;
  • за госорганом остается право проверить правильность операций.

При подсчетах применяется простая формула:

Свз = Бн х Т , где:

  • Свз - искомая сумма к перечислению;
  • Бн - налогооблагаемая;
  • Т - тариф.

Что входит во взносооблагаемую базу

Отчисления делаются с фонда оплаты труда. В него входят начисления в пользу лиц, с которыми составлены договора:

  • трудовые;
  • гражданско-правовые (есть исключения).

Во взносооблагаемую базу включаются:

  • заработок;
  • суммы премиальных и надбавок;
  • компенсационные выплаты за неиспользованные дни отпуска.

Исключаются из базы такие платежи в пользу тружеников:

  • госпособия ;
  • начисления при сокращении штатов;
  • адресная матпомощь ;
  • надбавка за труд в особо опасных условиях;
  • оплата за посещение курсов повышения квалификации.
Справка: плательщиками сборов по травматизму являются физические и юридические лица, использующие наемный труд.

Пример

ООО «Горный» занимается разведением лошадей. ОКВЭД - 01.43.1:

  1. Класс профриска - 25.
  2. В апреле бухгалтерия начислила заработок труженикам в размере 1 230 000 руб. , в том числе:
    1. матпомощь - 35 000 руб .
    2. за прохождение курсов - 10 000 руб .
  3. Расчет взноса за апрель:
  4. (1 230 000 руб. - 35 000 руб. - 10 000 руб . ) х 4,5% = 53 325 руб.

О льготах

Прилежным налогоплательщикам Фонд может установить льготную ставку по сборам за травматизм. Размер ее ограничивается 40% скидки. Кроме того, если на предприятии работают инвалиды, то по их взносам может действовать льгота в 60%.

Справка: для установления льготного тарифа на следующий год необходимо подать заявку до окончания ноября текущего периода. То есть в 2018 году ее получить уже не удастся.

Размер скидки зависит от таких показателей:

  • количество травм на 1000 тружеников;
  • число дней нетрудоспособности;
  • наличие нарушений:
    • порядка предоставления отчетности ;
    • сроков внесения обязательных платежей;
  • стажа плательщика.

Пример

ООО «Гарант-Строй» занимается проектированием (ОКВЭД - 74.20). Предприятие на 2018 год получило скидку от ФСС в размере 20%. За апрель сделаны такие начисления:

  • зарплата 400 000 руб. ,
  • в том числе инвалидам 85 тыс. руб.

Определение величины взноса:

  1. По классификатору ОКВЭД относится к 1 классу. Размер «травматической» ставки - 0,2%.
    • с учетом скидки:
      • общий: 0,2 - 0,2×20% = 0,16%.
      • для инвалидов: 0,2 - 0,2×60% = 0,08%.
  2. Расчет взносов проводится в два этапа:
    • общий: (400 000 руб. - 85 000 руб . ) х 0,16% = 504 руб .
    • за инвалидов: 85 000 руб. х 0,08% = 68 руб.
  3. Всего к перечислению: 504 руб. + 68 руб. = 572 руб .

Как выплачивает «травматический» сбор ИП

Законодательством установлено, что ИП в ФСС выплачивает следующие суммы:

  • за себя в добровольном порядке на основании договора с Фондом;
  • за наемных тружеников обязательно по ставке:
    • общей;
    • льготной.

Тарифные планы устанавливаются в таком размере:

Отчетность по «несчастному» сбору

В 2018 году изменились формы отчетности по данным видам перечислений. Теперь они сдаются в две организации:

  • в ФСС до 20 числа на бумажных носителях и до 25-го в электронном виде;
  • в ФНС предоставляется сводный отчет , включающий травматический сбор:
    • до 30-го числа, следующего за отчетным периодом.
Справка: по окончании 2018 года следует направить все формы до 30.01.2018.

Почему контроль передан в налоговый орган

Причиной перераспределения контрольных функций между госорганами стала плохая собираемость обязательных платежей. ФНС зарекомендовала себя самым лучшим организатором работы с плательщиками. Поэтому Президент РФ подписал 15 января 2016 года указ № 13. Документом контрольная функция передается в ФНС.

Справка: кроме травматических сборов налоговики с 2018 года контролируют взносы на такие виды страхования:

  • пенсионное;
  • медицинское;
  • социальное по временной нетрудоспособности и материнству.

Скачать для просмотра и печати:

Посмотрите видео о страховых взносах

На ту же тему

Фонд социального страхования специализированное кредитнофинансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования .

Фонды социального страхования носят государственный характер.

Основные задачи фонда социального страхования:

  • обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;
  • участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов;
  • сотрудничество с аналогичными фондами.

Выплата пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • на реабилитацию после болезней и профилактику;
  • на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;
  • на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;
  • на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.
Обязательные страховые взносы:
  • работодателей;
  • граждан;
  • прочие платежи;
  • финансирование из средств госбюджета

Платежи в Фонд социального страхования

Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.

Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Финансовые ресурсы фонда социального страхования

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.

Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.

Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.

Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.

Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.

Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.

Трудность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые по этому тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.

Ситуация осложняется и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.

Роль актуарных расчетов особенно велика при определении тарифа взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти расчеты должны опираться на исчерпывающие статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от
24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.

Так, вышеуказанный закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищнокоммунальном хозяйстве.

Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда и сложившихся расходов на выплату страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 20002002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.

Как видно из табл. 4, основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.

Таблица 4 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2002 г.

Наименование

Доходы

Переходящий остаток на 1.01.2002 г.

Единый социальный налог

Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Мобилизация просроченной задолженности

Прочие поступления

Средства федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством

Итого доходов

Расходы

Выплата пособий

В том числе пособия по временной нетрудоспособности

Оплата путевок на санаторнокурортное лечение

Оздоровление детей

Ежемесячные страховые выплаты

Прочие расходы

Административные расходы

Итого расходов

При определении расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, за основу берется оценка фонда оплаты труда на соответствующий год. Такую оценку проводит Министерство экономики РФ. Однако необходимо учесть, что на некоторые виды выплат работникам страховые взносы не начисляются. Например, это относится к выплатам по договорам гражданскоправового характера (когда лицо выполняет какуюлибо работу по договору подряда, а не как наемный работник). Кроме того, надо принять во внимание, что от уплаты страховых взносов освобождены организации, оказывающие услуги инвалидам I и II групп.

В реальной жизни не удается собирать страховые взносы со всех потенциальных плательщиков. Определенная часть предприятий терпит банкротство; другая пытается уклониться от уплаты, и их розыск приходится вести Налоговой полиции. В этой связи потенциальный размер страховых взносов корректируется на коэффициент, отражающий сбор страховых взносов в предыдущем периоде.

Для того чтобы определить приемлемый тариф взносов, необходимо правильно оценить объем предстоящих выплат пособий.

В частности, средства, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассчитываются следующим образом (здесь и далее — пример условный):
  • а) среднесписочная численность работающих, принятая для расчета бюджета Фонда (млн. чел.) 50,1
  • б) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в год 790,0
  • в) общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (790,0 дней *50,1 млн. чел. : 100) 395,8
  • г) среднедневная зарплата (руб.). (1550000 млн. руб. :
    252 дней: 50,1 млн. чел.) 122,8
  • д) среднедневное пособие:
    • в процентах к среднедневной зарплате 82,0
    • в рублях 100,8
  • е) итого расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности (млн. руб.) (100,8 руб. * 395,8 млн. дней) 39896,6

В пункте (а) указана среднесписочная численность работающих по стране в целом, принятая для расчетов.

В пункте (б) приводится число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в среднем за год, рассчитываемая за ряд лет статистических наблюдений.

В пункте (в) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих умножается на среднесписочную численность работающих и делится на 100. В результате определяется общее число оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности.

В расчете принимается, что среднедневное пособие составит 82% от среднедневной зарплаты. Этот показатель определяется на основе данных за предшествующий год. Напомним, что размер пособия зависит от трудового стажа и может составлять от 60 до 100% заработка.

Для определения годового объема пособия по временной нетрудоспособности среднедневное пособие умножается на число дней выплаты пособия (в млн. дней).

Расчет пособия по беременности и родам
  • численность работающих женщин (млн. чел.) (50,1 млн. чел. * 51,7% : 100) 25,9
    Численность работающих женщин на протяжении ряда лет составляла в среднем 51,7% от общей численности работающих;
  • число дней по беременности и родам в расчете на 100 работающих женщин (дней) 245,0
  • общее число оплаченных дней по беременности и родам (млн. дней) (245,0 дней * 25,9 млн. чел. : 100) 63,46
  • среднедневная зарплата 1 работающего (руб.) 122,8
  • среднедневное пособие:
    в процентах к среднедневной зарплате (на основе данных за предшествующий год) 61,0
    в рублях (122,8 руб. * 61,0%) 74,9
  • итого расходов (млн. руб.) (74,9 руб. * 63,46 млн. дней) 4753,2
Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет:

100 руб. * 2 (двукратный размер) * 11,1 млн. выплат * 1,14 = 2530,8 млн. руб.,

где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Расчет пособия при рождении ребенка

(100 руб. * 15 раз * 1,1 млн. выплат * 1,14) = 1650 млн. руб.

Расчет социального пособия на погребение

(100 руб. * 10 раз * 218,0 тыс. выплат * 1,14) = 248,5 млн. руб.

Расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием
  • число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих (дней) 20,0
  • общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (20,0 дней * 50,1 млн. чел. : 100) 10,0
  • средний размер дневного пособия (руб.) (по статистическим данным за прошедший период) 91,43
  • итого расходов (млн. руб.) (91,43 руб. * 10,0 млн. дней) 914,3
Единовременные страховые выплаты
  • максимальный размер единовременной страховой выплаты по случаям со смертельным исходом (руб.) (100 руб. * 60 * 1,14), 6840,0
    где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • средний размер единовременной страховой выплаты по случаям с частичной утратой трудоспособности (руб.) (6840,0 руб. * 53,6%), 3666,2
    где 53,6% отношение среднего размера ежемесячной страховой выплаты к среднемесячному размеру заработной платы;
  • расходы (млн. руб.) (6840,0 руб. * 8,1 тыс. чел.) + (3666,2 руб. * 35,4 тыс. чел.) 186,0

где 8,1 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших со смертельным исходом; 35,4 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших за год с установлением процента утраты трудоспособности.

Ежемесячные страховые выплаты 6234,8 млн. руб.
  • численность получателей возмещения вреда (тыс. чел.) 569,5
  • средний размер ежемесячной страховой выплаты (руб.) (519,72 руб. * 1,755) 912,32
    где 519,72 руб. — средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем периоде; 1,755 — коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты;
  • расходы (млн. руб.) (912,32 руб. * 12 (месяцев) * 569,5 тыс. чел.) 6234,8

Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 г. утвердило Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно Правилам, этот класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Данный показатель равен отношению затрат в данной отрасли на возмещение вреда застрахованным в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прошедшем году к объему фонда оплаты труда в том же году.

Если в какомлибо году этот показатель в данной отрасли превышает показатель предшествующего года, то Минтруда РФ и Минэкономики РФ должны вносить в правительство РФ предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. В настоящее время установлены 22 класса профессионального риска. Каждому из них соответствует размер тарифа страхового взноса. Самый низкий тариф для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в сфере управления и культуры — 0,2% от фонда оплаты труда. Самый высокий тариф — в угольной отрасли — 8,5%.



Похожие статьи