Каков механизм исчисления ндс. Механизм исчисления ндс Механизм исчисления и уплаты ндс

"Ваш налоговый адвокат", 2006, N 6

В течение последних двух лет научные работники, практики, депутаты Государственной Думы активно обсуждают вопросы кардинального изменения важнейшего для бюджета страны налога - НДС. Рассматриваются вопросы замены НДС налогом с продаж, возможности применения метода прямого счета для определения налоговой базы, перспективы снижения основной ставки и отмены пониженной и т.д.

Однако не менее важно и дальнейшее совершенствование налогового администрирования исчисления и уплаты НДС, что вполне может решить основной вопрос жизнеспособности рассматриваемого налога в российской налоговой системе. Все еще актуальны поправки, которые необходимо внести в гл. 21 НК РФ, направленные на устранение двойственности в понимании отдельных норм, технических ошибок и противоречий, которые приводят к многочисленным арбитражным спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

С 1 января 2006 г. вступили в силу положения Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ. Многие из принятых новаций заслуживают позитивной оценки, так как устраняют явные недостатки законодательства и в ряде случаев улучшают положение налогоплательщиков. Вместе с тем некоторые изменения стали источником новых проблем, в том числе в сфере капитального строительства.

Определение налоговой базы по НДС

Изменение нормы налогового законодательства касательно момента возникновения обязанности исчислить налог носит принципиальный характер, затрагивающий интересы всех налогоплательщиков. Определение НДС по более ранней из дат - дате отгрузки или дате оплаты - ориентировано на ускорение процесса поступления платежей в бюджет. Однако практическое применение данной нормы привело к ряду негативных последствий.

Прежде всего это нововведение все же ухудшило финансовое положение организаций, ранее применявших кассовый метод, так как они столкнулись с проблемой значительного отвлечения оборотных средств. Решить ее налогоплательщик-продавец может путем использования предоплаты реализованных товаров (работ, услуг), но не во всех случаях это достижимо.

Негативное последствие новой нормы несколько сгладит введение с 1 января 2008 г. единого налогового периода (календарный квартал) для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки, но предложенная законодателем мера явно будет запоздавшей. Начало ее действия совпадает по времени с окончанием переходного периода (2006 и 2007 гг.), в то время как наибольшая нагрузка приходится именно на него. Данный вопрос можно было бы решить путем введения разовой меры по отсрочке уплаты налога, начисленного по результатам первого (нескольких первых) налогового периода по НДС в 2006 г. Однако это не было сделано, и налогоплательщики в очередной раз не смогли ощутить, что в области государственных интересов находится не только пополнение бюджета, но и прочное финансовое положение, а также конкурентоспособность хозяйствующих субъектов.

При введении нового момента определения налоговой базы по НДС сохранилась проблема налогообложения сумм авансовых платежей. Требование об уплате НДС с суммы поступивших авансов присутствует в российском налоговом законодательстве практически с начала его формирования. Эта норма всегда подвергалась критике из-за отсутствия связи с объектами налогообложения. желание уйти от уплаты НДС с авансов стало причиной существования огромного количества схем, причем некоторые из них вполне законны и эффективны.

С 2006 г. отменена уплата НДС с авансов по экспортным контрактам. Однако для сделок на внутреннем рынке, по сути, норма осталась. Более того, трансформация нормы налогового законодательства по уплате НДС с авансов в ряде случаев даже ухудшила положение налогоплательщика. Если до 1 января 2006 г. необходимость начисления НДС возникала только при получении авансов в денежной форме, то в настоящее время обязанность исчислить НДС возникает при совершении товарообменных операций, получении векселя третьего лица в счет оплаты будущих поставок товаров и при других формах неденежных расчетов.

Переход к новой трактовке определения момента расчета налоговой базы в гл. 21 НК РФ привел и к правовой коллизии. Начисление НДС по более ранней дате, а именно по дате отгрузки, означает, что НДС начисляется при отсутствии самого объекта налогообложения. Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается "реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации... а также передача имущественных прав". В соответствии со ст. 39 НК РФ под реализацией понимается переход права собственности. По общему правилу, закрепленному в Гражданском кодексе РФ, переход права собственности совпадает с моментом отгрузки и предъявлением покупателю документов. Однако на практике в договорах часто устанавливается иной момент перехода права собственности, что допускается ГК РФ (например, оплата поставки, проведение процедур подтверждения качества продукта, определение процента засоренности, установление сортности). В этих случаях Налоговый кодекс РФ предписывает исчислять НДС фактически до момента возникновения объекта налогообложения, что представляется неправомерным.

Было бы правильным как с экономической, так и с юридической точки зрения установить в гл. 21 НК РФ в качестве момента определения налоговой базы дату реализации, соответствующую моменту перехода права собственности, и не рассматривать в этом качестве поступление оплаты, предшествующей факту отгрузки (авансов). Таким образом, НДС будет исчисляться в момент возникновения объекта налогообложения. Отсутствие этой простой и логичной нормы в НК РФ вполне объяснимо: модификация законодательства зачастую связана с необходимостью пресечения распространенных схем получения налоговой выгоды за счет сокращения налоговых обязательств либо переноса срока уплаты налогов. Наиболее вероятно, что при разработке новой редакции ст. 167 НК РФ, определяющей момент исчисления НДС, законодатели предполагали, что с введением в хозяйственные договоры особого порядка перехода права собственности, например после полной оплаты, налогоплательщики фактически могут остаться на методе "по оплате".

Действительно, не стоит сомневаться, что некоторые налогоплательщики заключали бы такие договоры исключительно с целью переноса момента уплаты налога. Однако в ряде случаев существует объективная необходимость передавать права собственности только после выполнения комплекса мероприятий, как правило, контрольного, измерительного характера. Например , организация, демонтирующая изношенные основные средства, продает полученный в результате этой операции металлолом. В данной ситуации многочисленные разъяснения предписывают исчислить НДС (предположим, что организация отказалась от права на освобождение по ст. 149 НК РФ) по дате составления первого первичного документа (здесь таким документом будет накладная) <1>. Деятельность по обращению с ломом черных металлов ведется в соответствии с Правилами <2> и ГОСТ 2787-75 "Металлы черные вторичные". По этим нормативным документам вторичные металлы следует принимать по массе металла. Скидка массы на засоренность безвредными примесями и маслом должна производиться в соответствии с фактической засоренностью, определенной при приемке.

<1> См., например, Письма ФНС России от 28 февраля 2006 г. N ММ-6-03/202@, Минфина России от 16 марта 2006 г. N 03-04-11/53.
<2> Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г. N 369.

Прием лома и отходов черных металлов оформляется обязательным на каждую партию лома и отходов приемо-сдаточным актом по установленной форме. Таким образом, отчуждение лома не может состояться раньше, чем фактически будет принят покупателем лом, определен процент засоренности и составлен приемо-сдаточный акт. Соответственно датой отгрузки лома, равно как и датой перехода права собственности на него, может считаться исключительно дата приемки лома покупателем и составления приемо-сдаточного акта. В момент же составления продавцом накладной на отгрузку металлолома определить налоговую базу не представляется возможным. Аналогичные ситуации имеют место и в других отраслях.

Определение момента исчисления НДС по факту реализации (перехода права собственности) решит эту проблему. Анализ же норм ГК РФ и арбитражной практики позволяет сделать вывод, что в хозяйственной практике договоры, предусматривающие переход права собственности после оплаты поставки, в массовом порядке использоваться не будут.

Статья 491 ГК РФ предусматривает право продавца потребовать от покупателя возврата переданного товара, который не будет оплачен. Обеспечением данного права является установление в указанной статье в качестве общего правила запрета для покупателя отчуждать или распоряжаться товаром иным образом до момента перехода права собственности на него.

Интересна правоприменительная практика по налогу на прибыль, а именно по методу начисления в отношении доходов от реализации товаров, работ, услуг. В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 98 приведено дело, связанное с определением момента признания доходов методом начисления в целях исчисления налога на прибыль по договору с особым переходом права собственности. Представляется, что данным Письмом можно руководствоваться и при исчислении НДС (и других налогов), так как оно не связано со спецификой исчисления налога на прибыль, а относится скорее к определению момента реализации по ст. 39 НК РФ.

Между обществом и покупателем заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым общество поставило товар. Доход от реализации данного товара не был учтен для целей налогообложения ни на момент отгрузки товара покупателю, ни на момент налоговой проверки, несмотря на получение частичной оплаты.

Обосновывая правомерность совершенных действий, общество представило налоговому органу дополнительное соглашение, согласно которому к покупателю право собственности на товар переходит с момента его полной оплаты. Поскольку на момент налоговой проверки товар оплачен полностью не был, в силу ст. 39 и п. 3 ст. 271 НК РФ дата, на которую доход от реализации признается полученным, не наступила.

Суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении требования общества, руководствуясь следующим. Исходя из п. 3 ст. 271 НК РФ при применении метода начисления датой получения доходов от реализации товаров признается дата реализации, определяемая в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ как дата перехода права собственности на товар.

Применяя указанные нормы НК РФ и ст. 491 ГК РФ, суд первой инстанции не учел следующего. Статья 491 ГК РФ предусматривает право продавца потребовать от покупателя возврата переданного, но не оплаченного товара. В рассматриваемом деле предметом продажи выступал товар, характеризуемый родовыми признаками и предназначавшийся как для дальнейшей перепродажи (колесные диски), так и для фактического потребления - использования при ремонте другой вещи (запасные части). Стороны не приняли мер по индивидуализации переданного товара (отграничению от иного товара покупателя), общество не контролировало его сохранность и наличие у покупателя.

На основании оценки изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что стороны не обеспечили выполнение условия договора о сохранении права собственности на товар за продавцом. Указанная договоренность сторон, не отражая их фактические отношения и реальные финансово-экономические результаты деятельности, не может учитываться для целей налогообложения. В рассматриваемом деле это означает, что при учете дохода от реализации товара для целей налогообложения в соответствии со ст. 39 и п. 3 ст. 271 НК РФ не должны приниматься во внимание положения договора о сохранении права собственности за обществом до момента полной оплаты товара.

Суд апелляционной инстанции согласился с решением налогового органа, в основу которого был положен вывод о необходимости учета дохода в том периоде, в котором общество сдало товар перевозчику для доставки покупателю.

На основании приведенных документов можно сделать вывод, что при применении нормы исчисления налога на дату возникновения объекта налогообложения (реализации) массового переноса момента исчисления налога на момент расчетов за товары не произойдет при условии проведения соответствующей разъяснительной работы, связанной с применением норм ГК РФ. Товары приобретаются для определенного целевого использования, и, как правило, именно тогда, когда они необходимы. Для налогоплательщиков же, которые по объективным причинам не распоряжаются товарами до момента оплаты, отсрочка уплаты налога представляется оправданной. В то же время будет устранена и проблема отсутствия взаимосвязи между обязанностью исчислить налог и возникновением объекта налогообложения.

В свете изложенного представляется обоснованной и необходимость отменить рассмотрение в качестве момента исчисления налога поступление оплаты, предшествующей факту отгрузки (авансов). Конечно, отмена НДС с предоплаты приведет к бюджетным потерям. Однако эти потери связаны с более коротким сроком нахождения в бюджете денежных средств в виде налоговых поступлений от НДС, который ограничивается моментом уплаты налога продавцом и моментом принятия к вычету суммы налога покупателем. Номинальных (по сумме налоговых поступлений) потерь бюджет не несет.

Отмена исчисления НДС по факту получения оплаты (авансов), предшествующей реализации, безусловно, должна быть компенсирована. Наиболее обоснованной будет мера, аналогичная по характеру замещаемой, а именно необходимо увеличить не суммы налоговых поступлений, а срок их удержания в бюджете. Этому критерию удовлетворяет предложение дополнить условия принятия к вычету НДС условием о реализации продукции, для которой приобретались ресурсы. К тому же при реализации этого предложения механизм зачета "входного" НДС будет также аналогичен порядку принятия к вычету сумм акцизов.

Преимуществами начисления и принятия к вычету НДС по факту реализации в налоговом периоде представляются следующие положения:

  • момент исчисления налога совпадает с моментом возникновения налоговой базы;
  • момент принятия к вычету "входного" НДС совпадает с подтверждением использования ресурса при совершении налогооблагаемых операций;
  • начисление и вычет налога производятся в отношении одного и того же объема продукции, чем обеспечивается взаимосвязь этапа начисления и зачета НДС;
  • механизм исчисления налога становится более простым и логичным;
  • упрощается налоговое администрирование НДС;
  • устраняется необходимость существования многих схем незаконной "оптимизации" с целью ухода от уплаты налога при получении авансов и завышения вычета "входного" НДС;
  • возникает взаимосвязь между НДС и налогом на прибыль;
  • упрощается налоговый и бухгалтерский учет в организациях;
  • задекларированная сумма НДС становится информативной, так как отражает величину добавленной стоимости налогоплательщика;
  • сумма начислений чаще будет превышать сумму налоговых вычетов, что позволит сократить количество камеральных проверок, которые налоговые органы проводят в настоящее время при заявлении в декларации значительных сумм НДС к возмещению из бюджета. Одновременно у налогоплательщиков не будет повода для манипуляции с датами поступления в организацию счетов-фактур в свете современного порядка камеральной налоговой проверки;
  • бюджет не несет прямых потерь, но одновременно возникают косвенные предпосылки для увеличения поступлений за счет ликвидации возможности проведения различных схем.

К негативным последствиям данного предложения можно отнести прежде всего необходимость разработки нового порядка заполнения книги покупок. Представляется, что записи в книге покупок следует делать на основании счетов-фактур и бухгалтерских справок, в которых производится расчет сумм налога, подлежащих вычету в налоговом периоде. Целесообразно в целях исчисления НДС в отношении косвенных расходов принимать уплаченный по ним НДС к вычету в месяце их признания, а в отношении прямых расходов - по мере реализации.

Налогообложение при передаче товаров

В действующей гл. 21 НК РФ в объект обложения НДС включена также "передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций" (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Исчисление НДС по данному объекту вызывает затруднения даже у опытных бухгалтеров, что подтверждают многочисленные вопросы, поступающие в финансовое и налоговое ведомства по поводу применения нормы пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ.

Анализ разъяснений и ответов Минфина России и ФНС России позволяет выделить два условия, при выполнении которых у налогоплательщика возникает обязанность исчислить НДС:

  • передача этого объекта в структуре организации;
  • передача объекта в подразделение, финансируемое за счет чистой прибыли налогоплательщика.

Однако дословное прочтение пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ не позволяет полностью с этим согласиться, что определяет целесообразность внесения в эту норму Кодекса по крайней мере двух уточнений.

Формулировку "расходы, которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций" следует заменить на фразу "в случае их использования в операциях, не являющихся объектом обложения НДС". В этом нет противоречия исходной позиции, согласно которой связь между налогами вообще, а между НДС и налогом на прибыль в частности должна быть заложена в НК РФ. Однако критерий признания расходов при исчислении налога на прибыль в случае с НДС недостаточен. Дело в том, что под обложение НДС в настоящий момент не подпадает передача продукции собственного производства (оказание услуг, выполнение работ) для ведения необлагаемой деятельности. Например , станок собственного производства передается в цех, где изготавливается продукция, реализация которой освобождена от обложения НДС по ст. 149 НК РФ. В Налоговом кодексе нет нормы, в соответствии с которой требование о начислении НДС в данном случае было бы правомерным, так как стоимость этого станка будет учитываться в расходах по налогу на прибыль через механизм амортизации.

Если станок сначала используется для производства продукции, реализация которой облагается НДС, а затем передается для использования в деятельности, не являющейся объектом обложения, зачтенный НДС по логике гл. 21 НК РФ должен быть восстановлен. Однако операция восстановления налога не совпадает с операцией его начисления, а является операцией, обратной принятию к вычету. Так как в рассматриваемой нами ситуации НДС не начислялся, к вычету не принимался, то восстановления НДС не будет. Следовательно, налог также будет потерян и для бюджета. При внесении предложенных изменений возникнет необходимость исчисления НДС по факту передачи товаров (работ, услуг) в необлагаемую деятельность.

Второе уточнение касается обязанности начислять НДС согласно пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, которая должна распространяться только на случаи передачи продукции (работ, услуг) собственного производства. Дело в том, что приобретение товаров на стороне с целью передачи для совершения операций, не являющихся объектом обложения НДС, не должно сопровождаться налоговым вычетом уже в соответствии с нормами ст. ст. 171 и 172 НК РФ, а значит, не требует начисления налога.

Таким образом, предлагается следующая формулировка пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ:

"...передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) собственного производства для собственных нужд в случае их использования в операциях, не являющихся объектом налогообложения".

СМР для собственного потребления

Принципиальные изменения с 1 января 2006 г. внесены в механизм исчисления НДС по капитальному строительству, в частности относительно налогообложения строительно-монтажных работ для собственного потребления (хозяйственный способ). В первом Законе, который регулировал взимание налога на добавленную стоимость в Российской Федерации (Закон РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" <1>), в п. 4 ст. 2 для строительных, строительно-монтажных и ремонтных предприятий облагаемым оборотом являлась стоимость реализованной строительной продукции (работ, услуг). Но данный Закон не рассматривал в качестве объекта налогообложения выполнение строительно-монтажных работ хозяйственным способом.

<1> Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".

Ситуация кардинально изменилась с вступлением в силу гл. 21 НК РФ. На основании пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления стало объектом налогообложения. Тем не менее согласно п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога:

  • предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ;
  • исчисленные налогоплательщиками при выполнении СМР для собственного потребления, стоимость которых включается в расходы, принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

Таким образом, исчисленная в отношении выполненных СМР для собственного потребления сумма НДС в полном объеме принимается к вычету, если СМР предназначены для производственных целей. В этом заключается специфика данного объекта налогообложения: реальной уплаты НДС по нему не возникает. В определяемый НК РФ момент исчисления налога по такому объекту НДС, как "выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления", начисленный налог временно размещается в бюджете и подлежит последующему возмещению. При этом для отдельной организации номинальные налоговые последствия при выполнении СМР хозяйственным способом равны налоговым последствиям при проведении для нее СМР подрядным способом специализированными строительными организациями. Соответственно для бюджета итоговый налоговый эффект в первом случае - от организации, выполняющей СМР хозяйственным способом, а во втором случае - суммарно от организации, привлекающей специализированные строительные фирмы (подрядчиков) к проведению СМР, и от подрядных организаций будет равен вычету сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных продавцами ресурсов, использованных в процессе строительства.

Уплата НДС в бюджет происходит до этого звена продавцами ресурсов, использованных в процессе строительства, а после - организациями, эксплуатирующими построенные объекты при ведении основной деятельности (здесь не рассматривается случай сооружения объекта для ведения деятельности, не являющейся объектом обложения НДС). В связи с этим встает вопрос о целесообразности существования такого объекта налогообложения, как "выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления".

Проведенный анализ позволяет выявить следующие причины, являющиеся основанием для исключения из объектов обложения НДС строительно-монтажных работ для собственного потребления:

  • сложность механизма исчисления НДС по объекту для налогоплательщиков;
  • высокие затраты налоговых органов на администрирование дополнительного объекта налогообложения;
  • отвлечение ресурсов налогоплательщиков на уплату налога в первый месяц строительно-монтажных работ.

Тем не менее, несмотря на многочисленные нарекания работников строительного комплекса по поводу налогового законодательства СМР для собственного потребления, объект НДС должен присутствовать в законодательстве по следующим основаниям.

Согласно новой редакции п. 6 ст. 171 НК РФ "суммы налога... исчисленные налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, принятые к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости (основные средства) в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 настоящего Кодекса". Рассматриваемый механизм восстановления НДС введен в гл. 21 НК РФ Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, когда товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для совершения операций, не облагаемых НДС. Перечень таких случаев закрытый и включает в себя операции:

  • не облагаемые налогом согласно ст. 149 НК РФ;
  • не признаваемые объектом налогообложения и перечисленные в п. 2 ст. 146 НК РФ;
  • совершаемые неплательщиками налога;
  • совершаемые лицами, освобожденными от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ.

Обратим внимание, что до внесения изменений в гл. 21 НК РФ Минфин России и налоговые органы трактовали случаи восстановления НДС более широко, а именно как факт утраты права на вычет. Теперь эти случаи четко определены в ст. 170 НК РФ, что должно устранить почву для конфликта налоговых органов и налогоплательщиков. Норма по восстановлению ранее принятого к вычету НДС распространяется и на объекты недвижимости (основные средства), как приобретенные, так и построенные любым способом, если они впоследствии используются для совершения операций, не облагаемых НДС.

Однако механизм восстановления налога - это не начисление налога, а процедура восстановления ранее произведенного вычета (иначе перечисленные четыре основания для восстановления НДС следовало бы рассматривать как объекты налогообложения, что неверно). Таким образом, чтобы восстановить НДС по объекту недвижимости, который начинает использоваться в необлагаемой деятельности (или в других перечисленных случаях), НДС прежде должен быть принят к вычету. При отсутствии этапов начисление - вычет налогоплательщики на законных основаниях могут не восстанавливать НДС по объектам недвижимости. Указанная причина представляется весьма существенной для присутствия в гл. 21 НК РФ такого объекта налогообложения, как "выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления".

Таким образом, без существенного изменения механизма восстановления ранее зачтенного НДС изъять данный объект налогообложения из гл. 21 НК РФ нельзя.

Налоговые вычеты

Не менее существенны изменения в механизме налоговых вычетов по НДС в отношении СМР. Согласно п. 5 ст. 172 НК РФ налоговому вычету при расчетах с бюджетом по НДС подлежат суммы налога:

  • уплаченные по приобретенным материалам, работам и услугам сторонних организаций, использованных при выполнении СМР;
  • исчисленные с фактических расходов налогоплательщика по выполненным СМР для собственного потребления.

Первый из перечисленных вычетов производится на основании общих условий: стоимость созданного объекта должна включаться в расходы (в том числе через амортизационные отчисления), учитываемые при исчислении налога на прибыль (п. 6 ст. 171, п. 5 ст. 172 НК РФ); объект следует использовать в облагаемой НДС деятельности; ресурсы с "входным" НДС должны быть оприходованы; в счете-фактуре, первичных, расчетных документах НДС необходимо выделять отдельной строкой.

Вычеты сумм налога, исчисленных с фактических расходов налогоплательщиков по выполненным строительно-монтажным работам для собственного потребления, производятся по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного налогоплательщиком при выполнении указанных работ (ст. 173 НК РФ).

Принятие к вычету налога по подрядным работам имеет свои особенности. Изменения гл. 21 НК РФ предусматривают возможность принимать к вычету "входной" НДС по мере оприходования имущества, а не по завершении строительства. При строительстве хозяйственным способом эта норма работает.

Однако при строительстве подрядным способом до завершения строительства принять к вычету сумму "входного" НДС инвестор (участник долевого строительства) сможет, только если он является и заказчиком. Российское законодательство допускает совмещение функций двух и более субъектов. Для других участников строительства момент принятия к вычету НДС откладывается. Эта проблема требует осмысления и последующего решения.

Восстановление НДС

Выше было рассмотрено, что в цепочке НДС "начисление - вычет - восстановление" нужно каждое звено. В частности, необходимость восстановления возникает в связи с тем, что ранее НДС был принят к вычету.

Механизм восстановления НДС введен в гл. 21 НК РФ с 1 января 2006 г. До этого момента обязанность по восстановлению НДС при передаче имущества в необлагаемую деятельность законодательно не предусматривалась, что подтверждает арбитражная практика (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 апреля 2004 г. по делу N А28-9385/2003-486/23).

Тем не менее многие моменты механизма восстановления пока не совершенны, и в первую очередь это относится к восстановлению НДС по объектам недвижимости. Так, согласно в п. 6 ст. 171 НК РФ при возникновении условий восстановления налогоплательщик обязан по окончании каждого календарного года в течение 10 лет начиная с года, в котором наступил момент, указанный в абз. 2 п. 2 ст. 259 НК РФ, в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из 10, отражать восстановленную сумму налога. Налог, подлежащий восстановлению и уплате в бюджет, рассчитывается исходя из 1/10 суммы налога, принятой к вычету, в соответствующей доле. Указанная доля определяется с учетом стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, в общей стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных (переданных) за календарный год. Сумма налога, подлежащая восстановлению, в стоимость данного имущества не включается, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Применение этой нормы на практике затруднительно ввиду неточности ее формулировок. Остается неясным, за какой год должна определяться доля. Вызывает сомнение целесообразность восстановления НДС с начала амортизации объекта налогообложения с технической точки зрения (за годы, прошедшие с момента начала амортизации до момента восстановления, необходимо подать уточненные декларации по НДС, в связи с чем возникают пени), а также исходя из правильности определения момента: если с начала амортизации по НК РФ объект недвижимости использовался для ведения налогооблагаемой деятельности, зачем нужно восстанавливать НДС за этот период? Представляется необходимым упростить порядок восстановления НДС по объектам недвижимости, предусмотрев:

  • фиксирование суммы, подлежащей восстановлению, в случае использования объекта недвижимости только в необлагаемых операциях;
  • уплату восстановленного налога на равномерной основе в течение трех лет.

При совместном использовании объекта недвижимости в облагаемой и необлагаемой деятельности можно действовать по следующей схеме.

  1. Определить сумму НДС, ранее принятого к вычету, приходящуюся на остаточную стоимость объекта, и разделить ее на оставшийся срок эксплуатации объекта недвижимости. Полученная сумма фиксируется в справке (налоговом расчете).
  2. Для определения обязательств по НДС в связи с восстановлением налога зафиксированная сумма НДС умножается на коэффициент, рассчитанный за календарный год как отношение необлагаемой выручки за год к общей сумме выручки. При этом следует законодательно закрепить, что выручка в части облагаемой деятельности при расчетах учитывается в сумме, включающей НДС. Это важно для обеспечения сопоставимости показателей (в данном случае по облагаемой и необлагаемой деятельности выручка определяется по конечной цене реализации).
  3. Расчет производить ежегодно до окончания срока эксплуатации объекта недвижимости в последнем налоговом периоде календарного года и включать сумму налога, подлежащего восстановлению, в последнюю налоговую декларацию за календарный год.

С 1 января 2006 г. сам факт использования какого-либо ресурса в необлагаемых операциях теперь обязывает налогоплательщика восстановить НДС, ранее принятый к вычету. Однако возможна ситуация, когда необлагаемые операции были кратковременными (например, один - два месяца). В данном случае необходимо организовать в этом налоговом периоде раздельный учет "входного" НДС и восстановить налог в части остаточной стоимости амортизируемого имущества, используемого в облагаемой и необлагаемой деятельности. Справедливым было бы последующее уменьшение восстановленного налога в связи с отсутствием необлагаемых операций в дальнейшем, но НК РФ этого не предусматривает. Применить повторный вычет также будет неправомерно. Эту проблему можно решить путем внесения уточнений в гл. 21 НК РФ. В случае использования предложенного механизма не возникает проблем, связанных с необходимостью перерасчета (сторнирования) восстановленного НДС при прекращении необлагаемой деятельности в последующих периодах.

Таким образом, перспективы совершенствования налогового администрирования по НДС далеко не исчерпаны. Введение же в действие новой редакции многих статей части первой Налогового кодекса РФ, возможно, позволит отношениям между налоговыми органами и налогоплательщиками подняться на новый качественный уровень, что найдет отражение и в поступлении НДС в бюджет.

Л.И.Гончаренко

Профессор, завкафедрой "Налоги

при Правительстве РФ

Н.Г.Вишневская

Доцент кафедры "Налоги

и налогообложение" Финансовой академии

при Правительстве РФ

Глава 2. Действующий механизм исчисления и уплаты НДС (на примере ООО Мясокомбинат «Дубки»)

2.1 Механизм исчисления и уплаты НДС в РФ

Сумма НДС, как и большинство, других установленных российским налоговым законодательством налогов, должна определяться налогоплательщиком самостоятельно исходя из соответствующих ставок налога, налоговой базы с учетом установленных льгот, рассрочек и отсрочек.

Сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В том случае, если производится продукция, облагаемая по разным ставкам, общая сумма налога представляет собой результат сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом указанная сумма определяется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации товаров, работ и (или) услуг, дата фактической реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также по всем изменениям, увеличивающим или уменьшающим налоговую базу в соответствующем налогом периоде.

В том случае, если у налогоплательщика отсутствует надлежащий бухгалтерский учет или не ведется учет объектов налогообложения, налоговые органы согласно НК РФ имеют право исчислить такому налогоплательщику суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основе данных по другим аналогичным налогоплательщикам.

Определенная в соответствии с налоговой базой и установленной ставкой сумма налога предъявляется налогоплательщиком при реализации товаров, работ и (или) услуг по свободным отпускным ценам или тарифам покупателю дополнительно к цене или тарифу. Аналогичный порядок применяется также при реализации налогоплательщиком товаров, работ и (или) услуг по государственным регулируемым оптовым ценам или тарифам, в которые не включен НДС. В этом случае соответствующая сумма налога должна быть выделена отдельной строкой в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и в реестрах на получение средств с аккредитива, в первичных учетных документах и в счетах-фактурах. При реализации товаров, работ и (или) услуг населению по розничным ценам или тарифам соответствующая сумма налога должна включаться в указанные цены или тарифы. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не должна выделяться.

К заполнению счетов-фактур, являющихся одним из главных финансовых документов для контроля над облагаемым оборотом и соответственно за исчислением НДС, а также для возмещения или к вычету уплаченного налога налоговое законодательство предъявляет особо повышенные требования. Кроме общепринятых реквизитов в счете-фактуре отдельной строкой должны быть в обязательном порядке выделены данные, необходимые для исчисления и уплаты налога. К их числу относятся: суммы акциза по подакцизным товарам, ставка НДС, сумма налога, предъявляемая покупателю товаров, работ, услуг и имущественных прав за все количество поставляемых или отгруженных по счету-фактуре товаров, работ, услуг и имущественных прав с НДС.

При реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, операции по которым освобождены от налогообложения, также должны быть выписаны и выданы счета-фактуры. Но в этом случае в них не выделяются соответствующие суммы налога.

Любой налогоплательщик, реализуя свою продукцию и выделяя в расчетных документах НДС, одновременно с этим является покупателем сырья, материалов, топлива, энергии и других товаров, работ и (или) услуг, которые ему необходимы для производства своей продукции. Естественно, что в получаемых им от продавца расчетных документах также выделяются НДС сверх цены на эти сырье, материалы и т.д.

Налоговое законодательство предусматривает, что суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им для производственных целей, сырья, материалов, топлива, энергии и других товаров, работ и (или) услуг, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, а должны учитываться отдельно. Такой же порядок установлен в части суммы налога, фактически уплаченных налогоплательщиком при ввозе сырья.

Одновременно с этим российское налоговое законодательство предусмотрело и отдельные случаи, когда предъявленные налогоплательщику или уплаченные им суммы НДС включаются в затраты налогоплательщика на производство и реализацию продукции. Это имеет место в случае использования приобретенных или оплаченных товаров, работ и (или) услуг при производстве или реализации товаров, работ и (или) услуг, операции, по реализации которых не подлежат налогообложению, т.е. освобождаются от налогообложения.

Включаются в затраты производства, т.е. не учитываются отдельно, предъявленные или уплаченные суммы НДС, в случае использования приобретенной продукции при производстве или передаче товаров, работ и (или) услуг, операции по передаче которых для собственных нужд не подлежат налогообложению. И наконец, не учитываются отдельно предъявленные или уплаченные суммы НДС при реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг, местом реализации которых не является территория РФ.

В результате осуществления всех положенных по закону вычетов остается сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет.

Исчисление сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет, конкретными налогоплательщиками можно продемонстрировать на условном примере – (Приложение Б).

Как видно по данным таблицы 2, общая сумма добавленной стоимости. Созданной на всех четырех предприятиях, составила 450 тыс. рублей, и при ставке НДС 18% общая сумма уплаченного в бюджет налога равна 81 тыс. руб. Таким образом, несмотря на то, что по принятой в российском законодательстве методике облагаемый НДС оборот определен как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), предприятие уплачивает в бюджет сумму НДС в зависимости от созданной на нем добавленной стоимости.

Механизм исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет применяемый в РФ, позволяет, с одной стороны, избежать дополнительных учетных процедур и затрат, связанных с определением созданной на предприятии добавленной стоимости, с другой – обеспечивает налогоплательщику источник уплаты данного налога, так как дает возможность переложить уплаченный в бюджет НДС на конечного потребителя.

В случае превышения в каком-либо налоговом периоде величины налоговых вычетов над суммой исчисленного по облагаемым операциям и восстановленного НДС возникающая при этом отрицательная разница подлежит возмещению, зачету или возврату налогоплательщику из бюджета.

2.2 Основы исчисления и анализа налога на добавленную стоимость (на примере ООО Мясокомбинат «Дубки»)

2.2.1 Краткая характеристика и организационная структура ООО Мясокомбинат «Дубки»

Мясокомбинат "Дубки" один из крупнейших мясокомбинатов России. Благодаря внедренной программе «Порядок во всем» продукция мясокомбината соответствует самым высоким требованиям качества и обладает превосходным вкусом. Миллионы жителей России ежедневно имеют в своем рационе продукцию мясокомбината «Дубки».

Мясокомбинат "Дубки" производит более 130 видов высококачественных изделий: вареные и копченые колбасы, изысканные деликатесы из говядины, свинины, мяса птицы, консервную продукцию. Вся продукция изготавливается только из высококачественного сырья, с использованием новейших технологий и передового отечественного и зарубежного опыта, на современном импортном оборудовании фирмы "Schaller". Существующая на предприятии эксклюзивная научно-техническая лаборатория контроля качества производства обеспечивает свежесть, высокие вкусовые качества, постоянство качественных характеристик, длительный срок хранения продукции (до 45 суток).

На данный момент Мясокомбинат "Дубки" производит продукцию под тремя торговыми марками:

ТМ "Дубки Премиум", ТМ "Дубки", ТМ "Русские колбасы".

2.2.2 Система налогообложения ООО Мясокомбинат «Дубки». Порядок исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в ООО Мясокомбинат «Дубки» .

Рассмотрим, как осуществляются операции купли и продажи, когда ООО Мясокомбинат «Дубки» выступает в роли покупателя и продавца, и как это отражается на определении НДС подлежащего уплате в бюджет.

Начнем с операции закупки продукции, это очень важно так как, покупая продукцию, мы оплачиваем стоимость продукции с входящим НДС, и чтобы он был возмещен нам из бюджета, необходимо оформить данную покупку соответствующим образом. Пунктом 1 статьи 172 НК РФ определено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса РФ, производятся только на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих принятие этих товаров (работ, услуг) к учету.

Вся деятельность по покупке продажи товара начинается с заключения договора, в котором прописываются все условия реализации продукции. Указывается общая сумма договора с выделением суммы НДС, сроки поставки и оплаты товара.

Как нам уже известно, при покупке товара, покупатель уплачивает не только стоимость продукции, но и входящий НДС, который нам должен быть возмещен из бюджета. Основным документом, дающим право на возмещение из бюджета, является счет – фактура . Налоговые органы могут отказать в вычете, если на данную поставку не будет оформленного в соответствии со статьей 169 НК РФ счета – фактуры. Там приведен обязательный перечень к оформлению счета-фактуры. Наименование номера и даты документа, отправителя и получателя, ИНН обоих участников сделки, грузоотправитель и его адрес, грузополучатель и его адрес, наименование товара, суммы без НДС, ставка НДС, сумма итого с включенным НДС, личные подписи руководителя и главного бухгалтера, либо уполномоченного лица.

В соответствии с пунктом 3 статьи 168 главы 21 Налогового кодекса РФ предприятия при реализации товаров (работ, услуг) выставляют соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней , считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Изначально вместе с товаром могут привезти накладную, товарно-транспортную накладную или просто счет, позднее счет-фактуру. Получив счет-фактуру, данное предприятие ставит его на приход, и отражает в журнале учета полученных счетов-фактур, на его основании составляется книга покупок. В книге покупок отражается вся информация о наименовании поставщиков, реализовавших нам товар за данный период времени, суммы и даты поставок товара, ставки НДС, видны общие суммы закупленной продукции и уплаченного вместе с продукцией суммы НДС, которая подлежит возмещению из бюджета, но так как данное предприятие реализует продукцию, то эта сумма будет вычетом, уменьшением суммы НДС к уплате в бюджет.

Процесс реализации ведется в таком же порядке, только выданные счета - фактуры регистрируются в книге продаж, так как на предприятии компьютерная обработка данных, то данный счет, при выписывании, автоматически будет включен в книгу продаж.

К книгам покупок и продаж, книгам доходов и расходов предъявляются общие требования: они должны быть прошнурованы, их страницы пронумерованы и скреплены печатью предприятия; книги подлежат хранению в течение 5 лет. Контроль за правильностью ведения осуществляет руководитель предприятия или уполномоченное им лицо. Книги являются налоговыми регистрами и ведутся с целью обеспечения получения полной и достоверной информации по НДС, начисленному за реализованные товары, работы и услуги - на основе книги продаж и подлежащему налоговому вычету - на основе книги покупок.

При учете момента определения налогооблагаемой базы по мере отгрузки НДС начисляется со стоимости товаров, работ, услуг переход права собственности к покупателю, по которым осуществлен в данном налоговом периоде. В книге продаж регистрируются в хронологической последовательности выписанные счета-фактуры, предъявленные покупателям.

Таким образом, итоговые суммы по начислению НДС за налоговый период определяются по итогу книги продаж за соответствующий период. Кроме того, в книге продаж должны быть зарегистрированы и авансовые, а также прочие поступления средств, если их получение связано с реализацией товаров, работ, услуг.

При использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) вычетам подлежат суммы налога, фактически предъявленные налогоплательщиком, которые исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации, которые проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации), переданного в счет их оплаты (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ, от 28.02.2006 N 28-ФЗ).

Для того чтобы предприятие имело право зачесть сумму НДС, уплаченную поставщикам, необходимо, чтобы сумма НДС в документах, принятых к оплате, была выделена отдельной строкой.

Каждый квартал предприятие определяет сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, для этого бухгалтер предприятия формирует книги покупок и продаж либо формирует книгу доходов и расходов, в программе 1С. В книге покупок отражается НДС к возмещению, а в книге продаж к уплате. В зависимости от того какой НДС дебетовый или кредитовый, предприятие либо уплачивает разницу, если НДС кредитовый, либо ничего не уплачивает, так как сумма возмещения больше.

Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Налогового Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ. 8 Составляется платежное поручение в программе 1С. И перечисляется через систему клиент – Сбербанк. Декларация по НДС предоставляется раз в квартал.

Действующий механизм исчисления и уплаты НДС (на примере ООО «Сибирь»)

Механизм исчисления и уплаты НДС в РФ

Сумма НДС, как и большинство других установленных российским налоговым законодательством налогов, должна определяться налогоплательщиком самостоятельно исходя из соответствующих ставок налога, налоговой базы с учетом установленных льгот, рассрочек и отсрочек.

Сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В том случае, если производится продукция, облагаемая по разным ставкам, общая сумма налога представляет собой результат сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом указанная сумма определяется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации товаров, работ и (или) услуг, дата фактической реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также по всем изменениям, увеличивающим или уменьшающим налоговую базу в соответствующем налогом периоде.

В том случае, если у налогоплательщика отсутствует надлежащий бухгалтерский учет или не ведется учет объектов налогообложения, налоговые органы согласно НК РФ имеют право исчислить такому налогоплательщику суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основе данных по другим аналогичным налогоплательщикам.

Определенная в соответствии с налоговой базой и установленной ставкой сумма налога предъявляется налогоплательщиком при реализации товаров, работ и (или) услуг по свободным отпускным ценам или тарифам покупателю дополнительно к цене или тарифу. Аналогичный порядок применяется также при реализации налогоплательщиком товаров, работ и (или) услуг по государственным регулируемым оптовым ценам или тарифам, в которые не включен НДС. В этом случае соответствующая сумма налога должна быть выделена отдельной строкой в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и в реестрах на получение средств с аккредитива, в первичных учетных документах и в счетах-фактурах. При реализации товаров, работ и (или) услуг населению по розничным ценам или тарифам соответствующая сумма налога должна включаться в указанные цены или тарифы. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не должна выделяться.

К заполнению счетов-фактур, являющихся одним из главных финансовых документов для контроля за облагаемым оборотом и соответственно за исчислением НДС, а также для возмещения или к вычету уплаченного налога налоговое законодательство предъявляет особо повышенные требования. Кроме общепринятых реквизитов в счете-фактуре отдельной строкой должны быть в обязательном порядке выделены данные, необходимые для исчисления и уплаты налога. К их числу относятся: суммы акциза по подакцизным товарам, ставка НДС, сумма налога, предъявляемая покупателю товаров, работ, услуг и имущественных прав за все количество поставляемых или отгруженных по счету-фактуре товаров, работ, услуг и имущественных прав с НДС.

При реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, операции по которым освобождены от налогообложения, также должны быть выписаны и выданы счета-фактуры. Но в этом случае в них не выделяются соответствующие суммы налога.

Любой налогоплательщик, реализуя свою продукцию и выделяя в расчетных документах НДС, одновременно с этим является покупателем сырья, материалов, топлива, энергии и других товаров, работ и (или) услуг, которые ему необходимы для производства своей продукции. Естественно, что в получаемых им от продавца расчетных документах также выделяются НДС сверх цены на эти сырье, материалы и т.д.

Налоговое законодательство предусматривает, что суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им для производственных целей, сырья, материалов, топлива, энергии и других товаров, работ и (или) услуг, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, а должны учитываться отдельно. Такой же порядок установлен в части суммы налога, фактически уплаченных налогоплательщиком при ввозе сырья и птому подобного на территорию России.

Одновременно с этим российское налоговое законодательство предусмотрело и отдельные случаи, когда предъявленные налогоплательщику или уплаченные им суммы НДС включаются в затраты налогоплательщика на производство и реализацию продукции. Это имеет место в случае использования приобретенных или оплаченных товаров, работ и (или) услуг при производстве или реализации товаров, работ и (или) услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, т.е. освобождаются от налогообложения.

Включаются в затраты производства, т.е. не учитываются отдельно, предъявленные или уплаченные суммы НДС в случае использования приобретенной продукции при производстве или передаче товаров, работ и (или) услуг, операции по передаче которых для собственных нужд не подлежат налогообложению. И наконец, не учитываются отдельно предъявленные или уплаченные суммы НДС при реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг, местом реализации которых не является территория РФ. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов/ В.Г. Пансков. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. - 381-383 с.

В результате осуществления всех положенных по закону вычетов остается сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет.

Исчисление сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет, конкретными налогоплательщиками можно продемонстрировать на условном примере

Таблица 2. Пример расчета НДС, подлежащего уплате в бюджет (ставка 18%)

Этап движения товара

Стоимость закупленных сырья, материалов, топлива. Полуфабрикатов, готовой продукции,

Созданная на предприятии добавленная стоимость, тыс. руб.

Стоимость реализованной продукции, тыс. руб

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, тыс. руб.

НДС выставлен в счете-фактуре

Стоимость в счете-фактуре с учетом НДС

Сумма уплаченного поставщику НДС (гр 2 * 18%)

Предприятие - первичный производитель сырья

Обрабатывающее предприятие

Оптовый продавец

Розничный продавец

Конечный потребитель

81 (НДС, уплаченный покупателем продавцу в цене товара)

(таблица 2) взаимосвязанных предприятий, приобретающих продукцию у предприятий-смежников и реализующих готовую продукцию конечному покупателю.

Как видно по данным таблицы 2, общая сумма добавленной стоимости. Созданной на всех четырех предприятиях, составила 450 тыс. рублей, и при ставке НДС 18% общая сумма уплаченного в бюджет налога равна 81 тыс. руб. Таким образом, несмотря на то что по принятой в российском законодательстве методике облагаемый НДС оборот определен как стоимость реализованных товаров (работ. услуг), предприятие уплачивает в бюджет сумму НДС в зависимости от созданной на нем добавленной стоимости.

Механизм исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет применяемый в РФ, позволяет, с одной стороны, избежать дополнительных учетных процедур и затрат, связанных с определением созданной на предприятии добавленной стоимости, с другой - обеспечивает налогоплательщику источник уплаты данного налога, так как дает возможность переложить уплаченный в бюджет НДС на конечного потребителя.

В случае превышения в каком-либо налоговом периоде величины налоговых вычетов над суммой исчисленного по облагаемым операциям и восстановленного НДС возникающая при этом отрицательная разница подлежит возмещению, зачету или возврату налогоплательщику из бюджета 9 Налоги и налогообложение: под ред. И.А. Майбурова --4-е изд., перераб. и доп. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. -- 280-282 с.

При реализации товаров (работ, услуг) и передаче имущественных прав, а также при получении авансов счета-фактуры выставляются продавцом не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав или получения авансов. В расчетных и первичных учетных документах, а также в счетах-фактурах сумма НДС выделяется отдельной строкой. При реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, а также при освобождении налогоплательщика от соответствующих обязанностей в соответствии со ст. 145 НК в расчетных, первичных учетных документах и счетах-фактурах делается надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)». Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными уполномоченными лицами.

Механизм исчисления налога на добавленную стоимость

Внимание

Такой же порядок установлен в части суммы налога, фактически уплаченных налогоплательщиком при ввозе сырья и птому подобного на территорию России. Одновременно с этим российское налоговое законодательство предусмотрело и отдельные случаи, когда предъявленные налогоплательщику или уплаченные им суммы НДС включаются в затраты налогоплательщика на производство и реализацию продукции. Это имеет место в случае использования приобретенных или оплаченных товаров, работ и (или) услуг при производстве или реализации товаров, работ и (или) услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, т.е.


освобождаются от налогообложения. Включаются в затраты производства, т.е.

Действующий механизм исчисления и уплаты ндс (на примере ооо «сибирь»)

Но в этом случае в них не выделяются соответствующие суммы налога. Любой налогоплательщик, реализуя свою продукцию и выделяя в расчетных документах НДС, одновременно с этим является покупателем сырья, материалов, топлива, энергии и других товаров, работ и (или) услуг, которые ему необходимы для производства своей продукции. Естественно, что в получаемых им от продавца расчетных документах также выделяются НДС сверх цены на эти сырье, материалы и т.д.

Налоговое законодательство предусматривает, что суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им для производственных целей, сырья, материалов, топлива, энергии и других товаров, работ и (или) услуг, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, а должны учитываться отдельно.

Механизм исчисления ндс, подлежащего уплате в бюджет

Как видно по данным таблицы 2, общая сумма добавленной стоимости. Созданной на всех четырех предприятиях, составила 450 тыс. рублей, и при ставке НДС 18% общая сумма уплаченного в бюджет налога равна 81 тыс. руб. Таким образом, несмотря на то что по принятой в российском законодательстве методике облагаемый НДС оборот определен как стоимость реализованных товаров (работ.
услуг), предприятие уплачивает в бюджет сумму НДС в зависимости от созданной на нем добавленной стоимости. Механизм исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет применяемый в РФ, позволяет, с одной стороны, избежать дополнительных учетных процедур и затрат, связанных с определением созданной на предприятии добавленной стоимости, с другой — обеспечивает налогоплательщику источник уплаты данного налога, так как дает возможность переложить уплаченный в бюджет НДС на конечного потребителя.

25.действующий механизм исчисления ндс, направления его совершенствования

Для плательщиков налога на добавленную стоимость применяющих специальный налоговый режим для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции, налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость, подлежащему уплате в бюджет от осуществления деятельности, на которую распространяется действие указанного специального налогового режима, является налоговый год. Налоговая декларация. Плательщики налога на добавленную стоимость обязаны представить декларацию по НДС за каждый налоговый период не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом. Сроки уплаты налога на добавленную стоимость. Плательщики налога на добавленную стоимость обязаны уплатить налог в бюджет за каждый налоговый период до или в день установленного срока для предоставления декларации по налогу на добавленную стоимость.

Налоги и налогообложение

НДС – сумма налога, указанная в инвентаризационной описи остатков товаров, составленной на дату постановки на учет по налогу на добавленную стоимость, при условии ее подтверждения требуемыми документами; 7. в случае приобретения товаров (работ, услуг) с применением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и выдачей контрольного чека сумма налога, указанная в чеке контрольно-кассовой машины. Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость является календарный месяц либо квартал по выбору плательщика налога на добавленную стоимость, за исключением случаев, рассматриваемых ниже: 1. Если среднемесячная сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет за предыдущий квартал составляет более тысячи МРП, то налоговым периодом является календарный месяц.
2.

Тема: действующий механизм исчисления и уплаты ндс в рф и его совершенствование

Инфо

Одним из обязательных условий принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию от своего имени) сумм НДС к вычету является наличие счета-фактуры. Согласно ст. 169 НК счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Налогоплательщик обязан составить счет- фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов- фактур, книги покупок и книги продаж.


Счета-фактуры не составляются по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), а также банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению.

Механизм исчисления налогов, понятие ндс

НДС в случае использования приобретенной продукции при производстве или передаче товаров, работ и (или) услуг, операции по передаче которых для собственных нужд не подлежат налогообложению. И наконец, не учитываются отдельно предъявленные или уплаченные суммы НДС при реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг, местом реализации которых не является территория РФ. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов/ В.Г.
Пансков. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. — 381-383 с. В результате осуществления всех положенных по закону вычетов остается сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет. Исчисление сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет, конкретными налогоплательщиками можно продемонстрировать на условном примере Таблица 2.

Реферат: действующий механизм исчисления и взимания ндс

Как было показано ранее, в случае превышения в каком-либо налоговом периоде величины налоговых вычетов над суммой исчисленного по облагаемым операциям и восстановленного НДС возникающая при этом отрицательная разница подлежит возмещению, зачету или возврату налогоплательщику из бюджета. Порядок возмещения НДС налогоплательщику установлен ст. 176 НК. 1 После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган в процессе камеральной налоговой проверки в течение трех месяцев проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению. 2 По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при этом не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

§ 2. механизм уплаты ндс

Дальнейшее использование товаров (работ, услуг) и имущественных прав для осуществления операций, при которых суммы НДС учитываются в их стоимости, в частности при переходе на упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, а также при их передаче правопреемнику при реорганизации юридических лиц НДС, ранее принятый к вычету, а по основным фондам и нематериальным активам - в сумме, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки Восстановленная сумма НДС не включается в стоимость имущества (активов, прав), а учитывается в составе прочих расходов 3. При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Механизм исчисления ндс

Условия и размеры восстанавливаемого НДС представлены в таблице. Условия восстановления НДС, ранее принятого к вычету налогоплательщиком Условия восстановления НДС Размер восстанавливаемого НДС Примечание 1. Передача имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов НДС, ранее принятый к вычету, а по основным фондам и нематериальным активам - в сумме, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки Восстановленная сумма НДС указывается в документах, оформляемых при передаче, но не включается в стоимость имущества (активов, прав), а подлежит налоговому вычету у принимающей организации 2.


Как можно понять, что из этого способно принести пользу, а что нет? Какие именно идеи и люди могут помочь вам в развитии бизнеса? В значительной степени пересмотренные и дополненные «Библиотеки избранных трудов о бизнесе» составляют новую серию издательства Capstone. Эти книги, предоставляя достоверную и новейшую информацию, изложенную доступным языком, незаменимы для менеджеров, работающих в условиях дефицита времени. Стюарт Крейнер - один из основателей информационной, научной и консалтинговой фирмы Suntop Media, автор и соавтор множества книг о биз­несе, среди которых «The Management Century» («Век менеджмента»), «The „Financial Times» Handbook of Management» («Руководство „Financial Times» по менеджменту»), «Leadership the Sven Goran Eriksson Way» («Ру­ководство по модели Свена Горана из Eriksson») и «Business the Jack Welch Way» («Ведение бизнеса по модели Джека Уэлча»)….

Механизм исчисления налога на добавленную стоимость

Цена: 464 руб Электронные финансы. Мифы и реальность Книга является наиболее детальным описанием электронных финансовых сервисов как с точки зрения технологий их работы, так и с позиции бизнес-применения данных продуктов. В издании раскрыт широкий круг вопросов в сфере работы с электронными деньгами: принципы их функционирования, порядок противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма в системах электронных денег, классификация систем электронных денег, виды наиболее популярных финансовых сервисов.
Уделено внимание проблематике платежных сервисов, возможностям заработка в Интернете. Развеяны многие мифы и даны рекомендации по получению доходов от работы в сфере электронной коммерции.


Представлены экспертные оценки перспектив дальнейшего развития платежных инноваций в связи с принятием в России Федерального закона от 27 июня 2011 г.

Механизм исчисления налогов, понятие ндс

Особое внимание уделено России, которая также была втянута в мировую финансовую пирамиду и заняла там один из нижних этажей. Дан обзор альтернативных социально-экономических моделей, сформулированы идеи по освобождению России из-под власти мировых ростовщиков….


Важно

Цена: 579 руб Библиотека избранных трудов о бизнесе. Книги, сотворившие менеджмент Всемирно известный бестселлер «Библиотека избранных трудов о бизнесе» — это проводник в мир ведущих теорий бизнеса, представляющий собой краткое изложение работ, оказавших в течении XVIII — XX вв.


наиболее заметное влияние на менеджмент. Книга знакомит с концепциями, благодаря которым управление бизнесом приняло современный облик. Издание предоставляет достоверную и новейшую информацию, помогающую менеджерам ориентироваться в обилии книг, ежегодно появляющихя на рынке.


Полученные знания пригодятся в любой отрасли деятельности.

Налоги и налогообложение

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, могут быть покрыты за счет различных источников. В частности, указанные суммы НДС могут быть:

  • приняты к вычету при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет (ст.
    171, 172 НК);
  • включены в стоимость приобретаемых товаров, работ, услуг (п. 2 ст. 170 НК);
  • отнесены на затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (п. 5 ст. 170 НК);
  • покрыты за счет собственных источников предприятия или ИП.

В качестве дополнения к информации, представленной на рисунке 8.6, необходимо отметить следующие моменты. 1.

§ 2. механизм уплаты ндс

Внимание

Цена: 429 руб Первый миллион долларов самый тяжелый Вы до сих пор сомневаетесь, что сможете начать свое дело и достичь успеха? Прочитали и прослушали много книг, но все еще ничего не сделали? Терзаетесь вопросом: «где найти клиентов?» Из этой аудиокниги вы узнаете, как начать свой бизнес с минимальными вложениями (а то и без них), а также о создании финансового благополучия. К тому же создадите мощный поток клиентов, разовьете позитивное мышление и получите инструменты инвестирования.


Почему еще необходимо прослушать эту аудиокнигу? Автор признается: «Если бы я начинал сейчас, имея свои нынешние опыт и знания, я взлетел бы гораздо выше и быстрее. Искренне надеюсь, что с помощью этой аудиокниги у вас это получится гораздо легче».
… Цена: 249 руб Размещение акций.

25.действующий механизм исчисления ндс, направления его совершенствования

Возврат сумм НДС производится в такой же срок в сумме, указанной в решении. При несвоевременном поступлении денежных средств на расчетный счет налогоплательщик имеет право на получение процентов за пользование этими деньгами от налоговых органов (из бюджета).

Камеральная проверка Для проверки обоснованности возвращенных сумм налоговой инспекцией в течение 3-х месяцев проводится камеральная проверка. Если факты нарушений не установлены, то в 7-дневный срок после завершения проверки в письменном виде проверяемому лицу сообщается о правомерности проведенного зачета.

В случае обнаружения нарушений действующего российского законодательства инспекцией составляется акт проверки, по результатам которого выносится решение в отношении налогоплательщика (либо об отказе в привлечении, либо о привлечении к ответственности).

Механизм исчисления ндс, подлежащего уплате в бюджет

Налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам, которые используются для осуществления как облагаемых, так и не подлежащих обложению НДС операций. При отсутствии раздельного учета сумма НДС вычету не подлежит и в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций (НДФЛ для ИП), не включается.

Раздельный учет вести не обязательно только в тех налоговых периодах, в которых доля расходов на производство не облагаемых НДС товаров (работ, услуг) не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. 3 Следует учитывать, что в некоторых случаях суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению согласно п. 3 ст. 170 НК.

Каков механизм исчисления ндс

Налоги и сборы России в вопросах и ответах Раздел 1. Федеральные налоги и сборы 1. Налог на добавленную стоимость Вопрос 18. Каков «механизм» исчисления НДС? «Механизм» обложения НДС в самом общем виде выглядит так. При реализации налогоплательщик (налоговый агент) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), обязан предъявить к оплате покупателю сумму НДС, исчисленную по каждому виду товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных цен (тарифов). При этом не позднее 5 дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры, оформленные в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ, причем в расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах сумма НДС выделяется отдельной строкой.

Каков порядок исчисления ндс

Валюты становятся неотъемлемой частью портфелей многих инвесторов и превратились в самостоятельный класс активов банковских инвестиционных продуктов. И хотя динамике рынков FOREX и теориям, объясняющим эту динамику, посвящено много работ, эту книгу можно назвать уникальной.

В ней уделяется внимание практической стороне межрыночных отношений, определяющих поведение валют в зависимости от процентных ставок, цен акций и сырьевых товаров.Автор излагает свой инновационный подход, основанный на принципиально новом подходе к анализу валютного рынка, и объективной оценке как старых, так и новейших теорий. Книга научит вас лучше понимать изменения, происходящие в экономике и на рынках и принимать более прибыльные торговые решения….

Цена: 648 руб О проценте. Ссудном, подсудном, безрассудном.

Заявительный порядок возмещения НДС происходит в отношении немногих плательщиков, отвечающих следующим условиям: — общая сумма уплаченных налогов (НДС, акцизы, налоги на прибыль и на добычу) должна быть не менее 10 млрд. руб. за 3 календарных года, которые предшествовали году подачи заявления о возмещении; — плательщиком получена банковская гарантия. Применение такого порядка предусматривает еще одно условие: плательщик должен быть зарегистрирован в налоговых органах РФ не менее 3-х лет до подачи налоговой декларации для возмещения налога.

Порядок возмещения Для возмещения НДС налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган письменное заявление о возврате сумм налога. Эти суммы могут быть возвращены на указываемый в заявлении расчетный счет или зачтены в уплату других налоговых платежей (при наличии задолженности по ним). В течение 5-ти рабочих дней инспекцией выносится решение.



Похожие статьи