Казначейский счет с сопровождением. Особенности казначейского сопровождения расчетов по государственным контрактам в рамках гоз. Что такое казначейское сопровождение контрактов

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2017-2019 гг. регулируется постановлением от 30.12.2016 N 1552 . Финансовое сопровождение применяют:

  • в по 275-ФЗ.
  • в госзакупках с НМЦ больше 100 млн руб.

Победитель закупки и его подрядчики могут получить деньги только на отдельный счет, открытый в казначействе. Заказчик и контролеры видят всю цепочку платежей из бюджета к исполнителю и его субподрядчикам. Если на закупку распространяется казначейское сопровождение, заказчик прописывает в контракте обязанность для победителя:

  • Указать, кто станет его субподрядчиками.
  • Открыть себе и субподрядчикам счета в казначействе, на которые будут перечислять деньги из бюджета. Получать деньги на текущие банковские счета юрлица можно только в отдельно оговоренных случаях.
  • Предоставлять в казначейство документы, которые подтверждают целевые расходы (накладные, акты и т.д.).
  • Указывать в платежных и расчетных документах по закупке .

Заказчик вносит информацию о казначейском сопровождении в план-график, контракт и извещение о закупке.

Как работает казначейское сопровождение?

  1. У каждого территориального казначейства есть счет в Центробанке. На него заказчик перечисляет аванс победителю конкретной закупки.
  2. В свою очередь победитель закупки и его субподрядчики открывают счета в территориальных казначействах.
  3. На эти счета казначейство по запросу исполнителя переводит деньги, убедившись, что деньги расходуются на товары и работы в рамках контракта.

Во всех платежных документах от заказчика к конечному получателю денег указывают идентификатор госконтракта, по которому можно отследить, куда и на что потрачены деньги.

Открытие счета

Распорядители бюджета в течение 21 дня со дня заключения контракта выпускают нормативный правовой акт о том, какое казначейство будет сопровождать контракт и на что предназначен аванс.

Основные до-кументы- для открытия лицевого счета в казначействе — государственный контракт и заявление юридического лица. По отзывам участников, это занимает 1-2 рабочих дня.

Оплата работ

По заявлению исполнителя казначейство перечисляет ему деньги из аванса. Деньги можно получить на открытые в казначействе счета главного подрядчика или на счета его субподрядчиков. В некоторых случаях — на их банковские счета.

Заказчик оплатит только целевые расходы, которые предусмотрены в контракте, то есть на выплату заработной платы, закупку необходимых материалов и оборудования и т.д.

  • Как взносы в уставной фонд или имущество другого юрлица (например, «дочке» подрядчика),
  • На депозиты,
  • На банковские счета поставщика (за исключением денег на зарплату или оплату фактически выполненных работ) на банковские счета субподрядчиков (за исключением оплаты субконтрактов на коммунальные услуги, электроэнергию, авиационных и железнодорожных билетов и др.)

Переводить деньги можно по предоплате и по факту выполненных работ:

  • При предоплате поставщик приносит до-говор с подрядчиком и выставленный им счет. Казначейство его оплачивает.
  • При постоплате поставщик предоставляет документы, которые подтверждают, что товар доставлен, а работы выполнены. Эти деньги можно получить на собственные счета в банках.

До того, как потребность возникла, деньги находятся на счетах казначейства. Срок перечисления денег был указан только в постановлении № 70 — 1-2 рабочих дня. В № 1552 сроки не оговорены.

Полномочия казначейства

При сопровождении контрактов казначейство имеет право проверить:

  • Соответствие объемов исполнения контракта по документов и по факту,
  • Соблюдение предусмотренных сроков,
  • Факт поставки товара (приемку могут зафикисировать с помощью фото- и видеосъемки),
  • Соответствие цены товара его себестоимости по структуре затрат,
  • Размер прибыли на соответствие предельному размеру прибыли, установленной контрактом.

На выбор подрядчиков казначейство никак не влияет — это ответственность госзаказчиков.

Плюсы и минусы казначейского сопровождения

Сначала о рисках:

  • Чтобы получить деньги, придется оформлять дополнительный пакет документов. Каждую поставку, выполнение работ и услуги подрядчиков нужно дополнительно подтверждать. Это усложнит участие в закупках.
  • Представительств казначейства в России — около 2000, но все-таки они есть не в каждом городе. Если не будет возможности вести электронный документооборот, придется тратить время на визит в ведомство.
  • Из-за отсутствия опыта и внутренних регламентов в казначействе, общение с сотрудниками казначейства может быть недостаточно оперативным.

Попробуем найти хорошее в сопровождении:

  • Сопровождение повышает открытость и прозрачность исполнения контрактов. Это актуально для закупок, на которые привлекают много субподрядчиков.
  • Отпугнет недобросовестных конкурентов.
  • Гарантирует, что деньги на целевые расходы можно будет получить без отговорок со стороны заказчика «из бюджета не перечислили», «уже потратили на другие закупки» и т.д.

Минфин внес поправки в закон 44-ФЗ, которые обяжут поставщиков в рамках госзаказа открывать счета в Казначействе. Так что, возможно, вскоре расширится перечень ситуаций, в которых необходимо казначейское сопровождение. В статье расскажем о том, что это такое, как работает и зачем нужно?

На кого распространяется казначейское сопровождение

По действующим сегодня нормам законодательства сопровождение Казначейства применяется при исполнении контрактов по гособоронзаказу (закон № 275-ФЗ). Поставщик, победивший в закупке, должен открыть счет в одном из уполномоченных банков. Все поступления в рамках контракта будут осуществляться именно на него. Это позволяет заказчику и контролирующим органам отследить цепочку платежей от бюджета до субподрядчика.

Порядок казначейского сопровождения в текущем году утвержден постановлением Правительства от 30 декабря 2016 г. № 1552. Оно же регулирует правила сопровождения на два последующих года. Распространяется этот порядок на некоторые категории госзакупок, условия которых предусматривают внесение аванса. А именно, если сумма аванса превышает 100 млн рублей и если на него нет обеспечения. Также под сопровождение попадают субконтракты с авансами, которые заключаются в рамках госконтракта с сопровождением.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Условия госконтракта с казначейским сопровождением

Госконтракты, на которые распространяется требование о сопровождении Казначейством, налагает на исполнителя дополнительные обязанности. Поставщик по такому госконтракту должен:

  • определить субподрядчиков;
  • открыть в Казначействе счета на свою компанию и на субподрядчиков;
  • предоставлять в Казначейство подтверждающие первичные документы по целевым расходам (акты, накладные);
  • указывать идентификатор госконтракта в платежных и расчетных документах.

Все получаемые в ходе исполнения госконтракта денежные средства поставщик и его подрядчики будут получать на счета в Казначействе. На свои обычные расчетные счета они смогут получить денежные средства в строго оговоренных случаях.

Суть сопровождения

Поставщик, победивший в закупке, а также субподрядчики, которые будут привлекаться в ходе исполнения контракта, открывают счета в территориальных подразделениях Казначейства. Каждое из таких подразделений имеет собственный счет в Центральном банке РФ. На эти счета переводится аванс, предусмотренный контрактом. Далее по запросу исполнителя Казначейство переводит денежные средства на счета в территориальных подразделениях (убедившись в целевом расходовании).

По специальному номеру - идентификатору контракта - отслеживается весь путь связанных с ним денежных средств. Идентификатор должен быть указан во всех расчетных документах.

Как происходит процесс

После заключения госконтракта в течение 21 дня выпускается акт о том, на какое конкретно подразделение Казначейства возложено его сопровождение. Поставщик обращается туда с государственным контрактом и собственным заявлением. В течение одного-двух рабочих дней ему открывается счет.

Предусмотренные госконтрактом суммы хранятся на счетах Казначейства. На счет, открытый исполнителю или его подрядчикам в территориальном органе, средства переводятся по запросу. При этом оплачиваются только расходы на определенные цели, которые прописаны в контракте. Например, на закупку материалов, заработную плату сотрудникам и прочие.

Полученные средства должны быть потрачены по назначению. Их нельзя положить на депозит, внести в качестве вклада в уставный капитал или имущество иной организации. Также указанные средства нельзя перевести на банковские счета подрядчика или субподрядчика, за исключением определенных целей. Так, на счет подрядчика можно перевести средства для оплаты заработной платы либо суммы, причитающиеся в качестве оплаты за исполненные работы. Субподрядчикам такие средства переводятся, например, для оплаты коммунальных услуг и на приобретение проездных документов.

Оплата может производиться как авансом, так и по факту расходов. В первом случае поставщик предъявляет договор и выставленный ему счет, а Казначейство производит его оплату. При постоплате вместе с контрактом поставщик предоставляет в Казначейство документы, которые подтверждают поставку товара, исполнение работ или оказание услуг. В этом случае средства могут быть выведены на расчетные счета.

Роль Казначейства

Казначейство занимается не только финансовым сопровождением контракта, но и выполняет контролирующие функции. Служба имеет право проверить:

  • соответствует ли объем фактически исполненных обязательств заявленному в документах;
  • соблюдены ли предусмотренные контрактом сроки;
  • был ли товар поставлен;
  • соответствует ли фактический размер прибыли указанному в контракте;
  • соответствует ли цена товара его себестоимости.

Что может измениться для заказчика

Итак, пока казначейское сопровождение - удел лишь части закупок. Но если законопроект, который мы упомянули в начале статьи, будет принят, это может стать заботой каждого поставщика, участвующего в госзакупках. Правда, из проекта закона непонятно, на кого будут распространяться его требования. Возможно, под них попадут наиболее крупные и/или стратегически важные закупки. Тем не менее со временем казначейское сопровождение, скорее всего, будет распространено на большинство закупок.

Понятно, что новые требования будут связаны с дополнительной нагрузкой на поставщика. А именно, увеличится документооборот, ведь чтобы получить денежные средства, нужно будет подтверждать расходы. Кроме того, для многих территориальных подразделений Казначейства сопровождение контрактов пока процесс не слишком хорошо отработанный, поэтому у поставщиков могут быть сложности в процессе взаимодействия со службой. К тому же представительства Казначейства распространены не так повсеместно, поэтому поставщикам из небольших населенных пунктов придется тратить дополнительное время на поездки. Хотя решением последней проблемы может стать электронный документооборот.

Будет ли положительный эффект от казначейского сопровождения для поставщиков? На первый взгляд, плюсов можно насчитать целых три. Во-первых, снизится конкуренция. Некоторых участников, в особенности недобросовестных, новые правила попросту отпугнут. Во-вторых, целевые расходы будут оплачиваться безо всяких отговорок. Если сегодня заказчик может посетовать на то, что деньги еще не перечислены из бюджета, то при казначейском сопровождении это исключено. В-третьих, исполнение контракта станет более прозрачным. Если поставщик привлекает множество субподрядчиков, то зачастую отслеживать процесс исполнения контракта непросто. Введение казначейского сопровождения должно существенно улучшить эту ситуацию.

Госконтракты. Спецсчета открытые в казначействе - что это? Как открыть? Мы субподрядчики - будем поставлять материалы для подрядчика с госконтрактом

Ответ

Лицевые счета в Казначействе РФ открываются в случаях, когда установлено казначейское сопровождение исполнения контрактов. Порядок казначейского сопровождения определен в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2016 № 1552. Казначейское сопровождение предполагает проведение расчетов между заказчиком и подрядчиком, между подрядчиком и субподрядчиком через счета в Казначействе РФ и с предоставлением документов, подтверждающих расходы.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

«Для контроля за расчетами и результатами закупки заказчик устанавливает требование, что контракт будет сопровождать банк или финорган.

Банковское сопровождение контракта

Банковское сопровождение контракта - контроль расчетов между заказчиком и контрагентом. Банковское сопровождение заключается в следующем. Поставщик открывает в банке отдельный счет, по которому стороны проводят все расчеты по контракту. А банк мониторит расчеты и доводит результаты мониторинга до заказчика.

Чтобы открыть счет, поставщик заключает договор с банком, а заказчик включает условия по сопровождению в госконтракт.

Правила банковского сопровождения контрактов утвердило Правительство РФ постановлением от 20 сентября 2014 № 963.

Виды банковского сопровождения

Правительство РФ предусматривает два вида банковского сопровождения контрактов: простое и расширенное.

Простое сопровождение

При простом сопровождении банк не контролирует операции поставщика, а только предоставляет заказчику информацию о его платежах. Плату за такие услуги банк не берет.

Заказчики федерального уровня включают условие о простом банковском сопровождении в случаях закупки:

 у конкретного поставщика по решению Президента РФ или Правительства РФ на сумму свыше 10 млрд. руб. Если поставщик обеспечивает контракт, сопровождение не нужно;

 товаров или работ на сумму свыше 10 млрд. руб., которые включают последующее обслуживание, ремонт и утилизацию объекта (контракт жизненного цикла).

Об этом сказано в подпункте «а» пункта 3 постановления Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963 и пунктах 6, 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963.

Расширенное сопровождение

При расширенном сопровождении банк сверяет результаты контракта с первоначальными условиями. Также сопоставляет документы - основания платежа с контрактом по:

 срокам поставки;

 количеству товаров, работ или услуг;

 проектной документации;

 графику работ и фактическим результатам.

Порядок контроля, случаи и основания отказа в платеже пропишите в договоре с банком.

Расширенное сопровождение банк ведет за плату.

Заказчики федерального уровня включают условие о том, что контракт расширенно сопровождает банк в случаях закупки:

 строительных работ у единственного поставщика на сумму свыше 10 млрд руб. Если поставщик обеспечивает контракт, сопровождение не нужно;

 товаров, работ или услуг по госпрограмме РФ на сумму свыше 15 млрд руб. В программе должно быть условие о сопровождении контракта;

 которая определена распоряжением Правительства РФ и предусматривает казначейское обеспечение обязательств. Например, банковскому сопровождению подлежат госконтракты на разработку суперкомпьютерной технологии и программного комплекса для оптимизации формы корпуса судна на примере судов высокого ледового класса, по которым госзаказчик - Минпромторг России (п. 1 распоряжения Правительства РФ от 2 августа 2017 № 1658-р). Порядок операций по казначейскому обеспечению обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов установлен приказом Минфина России от 31 июля 2017 г. № 122н/4474-У.

Такой порядок установлен подпунктом «б» пункта 3 постановления Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963, пунктами 7, 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963, и разъяснен в письме Минфина России от 5 мая 2015 № 02-02-04/25683.

1. Простого банковского сопровождения для контрактов на сумму свыше:
- 1 млрд. руб. - для региональных заказчиков;
- 200 млн. руб. - для муниципальных заказчиков;

2. Расширенного банковского сопровождения для контрактов на сумму свыше 5 млрд. руб.

Договор о банковском сопровождении

В договор с банком о простом сопровождении контракта включите обязательные условия:

 порядок и сроки, когда банк откроет отдельный счет поставщику, соисполнителям;

 права и обязанности сторон;

 порядок и сроки, когда зачисляют и списывают деньги с отдельного счета;

 возможность списать деньги в сумме аванса по требованию заказчика, если это прописано в контракте и по нему нет обеспечения;

 обязанность банка в рамках мониторинга расчетов ежемесячно представлять заказчику:
- выписку о движении денег на счете;
- сведения о том, как банк идентифицировал поставщика, когда открывал ему счет;

 случаи и порядок, когда договор о банковском сопровождении изменяют;

 обязанность банка направлять не позднее одного рабочего дня после дня банковской операции по отдельному счету информацию о ней в Казначейство России, если операции по контракту проходят через лицевые счета территориальных органов Казначейства России. Случаи, когда банк подает такие сведения, установит Правительство РФ. Информация направляется через систему передачи финансовых сообщений Банка России.

В договор о расширенном банковском сопровождении, помимо условий для простого, включите:

 обязанность банка в рамках мониторинга ежемесячно не позднее 25-го числа представлять заказчику отчет, как поставщик исполняет контракт;

 информацию, которую указывают в платежных документах;

 право банка проверять платежные документы в порядке и сроки, которые согласовали с заказчиком;

 перечень и порядок подачи документов - оснований платежа, проверки их банком и случаи отказа в оплате;

 ответственность банка за отказ оплатить документ;

 обязанность банка направлять по запросу заказчика или Казначейства России отчет о результатах мониторинга фактического исполнения контракта. Срок - не позднее пяти рабочих дней. Случаи, когда банк подает такие сведения, установит Правительство РФ. Информация направляется через систему передачи финансовых сообщений Банка России.

Об обязательных условиях договора банковского сопровождения читайте в пунктах 13-14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963.

Как выбрать банк

Банк, который сопроводит контракт, заказчик выбирает до начала процедуры закупки. А к проекту контракта прикладывает проект договора о банковском сопровождении.

Но не каждый банк вправе сопровождать контракты. А только тот, который Минфин России включит в специальный перечень банков. Актуальный список смотрите на официальном сайте . Этот перечень ведомство ежемесячно корректирует. У заказчиков возникает вопрос: как поступить, если банк в процессе исполнения контракта выбыл из списка? Ничего не меняйте. Банк продолжит сопровождать контракт до тех пор, пока поставщик его не исполнит. Исключение - Правительство РФ, региональные или местные власти решили досрочно прекратить сопровождение контрактов этим банком.

Сопровождать контракт с казначейским обеспечением обязательств должен банк - пользователь системы передачи финансовых сообщений Банка России.

Такой порядок установлен в пункте 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963, и разъяснен в письме Минфина России от 27 ноября 2015 № 02-02-04/69287.

Казначейское сопровождение контракта

Казначейское сопровождение контрактов проводят территориальные органы Казначейства России по Правилам, которые утвердило Правительство РФ постановлением от 30 декабря 2016 № 1552. Финорганы субъектов казначейское сопровождение контрактов не проводят (письмо Минфина России от 17 февраля 2016 № 02-01-10/8807).

Разъясним, в чем суть казначейского сопровождения контрактов.

Исполнитель открывает в Казначействе России лицевой счет, по которому пойдут расчеты по контракту. Основание - контракт. Его заверенную копию исполнитель представляет в территориальный орган Казначейства России вместе с заявлением (ф. 0531752) и карточкой образцов подписей (ф. 0531753). Если контракт есть в реестре контрактов, копию заверять не нужно.

Исполнитель привлекает соисполнителей - им тоже откроют отдельные лицевые счета. Санкционирование операций по лицевому счету исполнителя Казначейство России проводит по приказу Минфина России от 28 декабря 2016 № 244н.

Заказчик перечисляет на казначейский счет только аванс. А окончательный расчет - на расчетный счет исполнителя.

Казначейство России проконтролирует расходы исполнителя, которые он производит за счет полученного аванса, проверит документы-основания для оплаты расходов. Если выявит нарушения, представит сведения о них в течение пяти рабочих дней:

 заказчику;

 исполнителю.

Об этом сказано в пунктах 5, 27-28 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2016 № 1552, пункте 15 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 28 декабря 2016 № 244н, пункте 13Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 17 октября 2016 № 21н и письме Казначейства России от 1 августа 2017 № 07-04-05/22-630.

Заказчик включает в контракт условие о казначейском сопровождении:

1. если одновременно соблюдены условия:

o контракт оплачивают за счет средств федерального бюджета, целевых субсидий или субсидий на капвложения из федерального бюджета;

o стоимость контракта - больше 100 млн руб.;

o контракт предусматривает авансовый платеж.

2. по гособоронзаказу. Исключение - контракты, которые заключают:

o Минобороны России;

o другие госзаказчики с условием о банковском сопровождении;

o чтобы обеспечить органы внешней разведки России средствами разведывательной деятельности, а органы ФСБ - средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом.

Если исполнитель по контракту привлекает соисполнителей, их отношения тоже будет сопровождать Казначейство России. Кроме того, Правительство РФ вправе установить и другие случаи обязательного казначейского сопровождения. Например, для контрактов за счет субсидии на иные цели по распоряжению от 28 июля 2017 №1631-р.

Об этом сказано в пунктах 2-5 части 2 статьи 5 Закона от 19 декабря 2016 № 415-ФЗ, постановлении Правительства РФ от 3 марта 2017 № 249.

Условие о казначейском сопровождении не включайте в контракты, которые сопровождает банк.

Информацию об обязательном казначейском сопровождении включите в проект контракта, а потом и в сам контракт. Пропишите:

 запрет заказчику перечислять целевые деньги:
- в уставный капитал другой организации или на депозит;
- на свои банковские счета. Исключение: на зарплату сотрудникам и вознаграждения по ГПД, окончательную оплату договора, возмещение расходов исполнителя, а также оплату валютных обязательств, в том числе для конвертации валюты, чтобы оплатить нерезиденту (письмо Казначейства России от 17 марта 2017 № 07-04-14/05-336);

 обязанность открыть исполнителю и соисполнителям лицевые счета в Казначействе России;

 обязанность подать сведения об исполнителях и соисполнителях по контракту;

 порядок, как представлять документы для санкционирования расходов;

 обязанность указывать в договорах, платежных и расчетных документах идентификатор контракта. Порядок, как его формировать, установит Казначейство России;

 другие условия, которые установит Правительство РФ по пункту 5 части 2 статьи 5 Закона от 19 декабря 2016 № 415-ФЗ.

Все условия - в пункте 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2016 № 1552*.»

Изменения в казначейское сопровождение внесло Постановление Правительства от 30.12.2018 № 1765. Разобраться во всем поможет таблица.

2018 год

2019 год

Разрешали перечислять контрагенту средства на счет в банке, чтобы возместить расходы, если целевые средства еще не поступили. Правило действовало, если контракт содержал условие о возмещении расходов

При возмещении расходов на счет исполнителя в банке не играет роли, поступили целевые средства или нет. Условие: возможность возмещать расходы прописали в контракте. Также разрешили переводить средства на банковский счет, чтобы оплатить обязательства контрагента по накладным расходам

Казначейское сопровождение применяли к контрактам и договорам субподряда по пункту 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Казначейство сопровождает средства не только по контрактам и договорам субподряда по пункту 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, но и по договорам субсубподряда, авансовым платежам. При этом средства по договорам субподряда Казначейство сопровождает не всегда. Казначейское сопровождение применяют:

1) к договорам субподряда в рамках контракта с едпоставщиком с поэтапной оплатой на сумму 500 000 руб. и более;

2) договорам субсубподряда на сумму 300 00 руб. и более в рамках контракта с едпоставщиком с поэтапной оплатой;

3) авансам до 500 000 руб. по договорам субподряда в рамках контракта с едпоставщиком с поэтапной оплатой;

4) авансам до 300 000 руб. по контрактам субсубподряда

Казначейство сопровождало средства по контрактам федеральных бюджетных и автономных учреждений стоимостью более 100 млн руб. Правило действовало на все средства, которые поступали на счета в Казначействе

Сопровождают средства по контрактам федеральных бюджетных и автономных учреждений стоимостью более 100 млн руб. Порядок действует, если источник средств – субсидии на строительство, реконструкцию, закупку капитальных объектов или субсидии бюджетным и автономным учреждениям не для целей государственного или муниципального управления

Благодарим за прохождение теста.
Мы уже знаем результат, узнайте и Вы ↓
Узнать результат

В контракты с казначейским сопровождением заказчик включит два новых условия:

  • обязанность контрагента вести раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту, распределять накладные расходы пропорционально срокам исполнения контракта или использования авансового платежа;
  • обязанность заказчика перечислить средства контрагенту в пределах сумм на оплату фактически поставленной продукции в случаях, которые предусмотрены частью 8 статьи 5 Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ.

В случаях, когда обязанность сопровождать средства установило Правительство, контрагентов обязали раскрывать информацию о структуре цены. Условие пропишут в контракте. Юрлица, индивидуальные предприниматели, которые получили бюджетное финансирование и проводят закупку по Закону № 44-ФЗ, будут обязаны сообщить в Казначейство об исполнении контракта в срок 10 дней.

Учтите: заказчик проводит расчеты по контракту под контролем банка или Казначейства. Для этого устанавливают сопровождение контракта. Таким образом отслеживают, на что поставщик потратил деньги заказчика, и блокируют нецелевые траты.

При казначейском сопровождении ведомство контролирует, как исполнитель тратит аванс. Для этого контрагент открывает лицевой счет в Казначействе, на который заказчик перечисляет деньги. Чтобы потратить деньги, контрагент предоставляет в ТОФК сведения о кооперации, платежку, контракт и документы-основания платежа. Контролеры проверят документы и только после этого перечислят деньги со счета исполнителя в ТОФК на банковский счет. Если специалисты Казначейства выявят нарушения, то в течение пяти дней сообщат заказчику. Данный порядок действовал в 2018 году.

Со 2 февраля 2019 года действует новый порядок санкционирования платежей при казначейском сопровождении контракта. Из рекомендации узнаете, когда и как установить сопровождение. Материал подкреплен практикой контролеров и образцами документов.

Что такое казначейское сопровождение контрактов

Казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ - это контроль органов Федерального казначейства за законным использованием целевых средств, выделенных на закупку. Говоря простым языком, казначейское сопровождение обязывает заказчиков открывать счета в казначействе и проводить по ним все расчеты по закупке.

В каких случаях необходимо казначейское сопровождение контракта? Оно требуется в отношении целевых денег, которые выделяются на основании:

  • госконтрактов стоимостью более 100 млн. руб.;
  • соглашений о субсидиях и бюджетных инвестициях;
  • договоров о взносах в УК;
  • нормативных правовых актов, которые утверждают порядок предоставления субсидий;
  • госконтрактов в рамках ГОЗ.

Исключением являются контракты в рамках ГОЗ, к которым применяется сопровождение уполномоченными банками (гл. 3.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ), а также с банковским сопровождением по постановлению Правительства от 20.09.2014 № 963.

Какие ошибки чаще всего находит казначейство у заказчиков по 44-ФЗ и как этих ошибок избежать

Нарушения у заказчиков выявляют не только в ходе разбирательств по жалобам участников закупок, но и в ходе проверок финконтроля. Рекомендуем просмотреть, проверить и подправить все свои документы перед визитом контролера. Какие ошибки чаще всего находят у заказчиков и как этих ошибок избежать, читайте в статье.

Как прописать в контракте условия казначейского сопровождения

Мы разобрали, какие контракты подлежат казначейскому сопровождению. Перейдем к условиям, которые должны в них быть:

  • запрет перечисления средств в определенные источники;
  • осуществление операций по закупке на лицевом счете;
  • необходимость предоставления документов в Казначейство;
  • необходимость указания во всех связанных с контрактом документах идентификатора госконтракта.

Казначейское сопровождение контракта предусматривает обязанность заказчика, который не относится к участниками бюджетного процесса, лицевой счет в органе Федерального казначейства. Основание - заключение госконтракта или соглашения в рамках его исполнения.

Перечисление денег на лицевые счета в органах Казначейства происходит только после проверки. Что именно проверяют должностные лица:

  • данные о сроках исполнения обязательств в предоставленной документации на соответствие условиям документа;
  • сам факт исполнения обязательств;
  • соответствие итоговой стоимости договора заявленной;
  • уровень доходности, который не должен превышать предельной величины.

Условия открытия лицевого счета для казначейского сопровождения контракта

Предоставьте в территориальный орган копию, допускается бумажная и электронная версия. Заверять у нотариуса не нужно. Также направьте сведения об электронных подписях уполномоченных лиц. Лицевой счет открывают, чтобы исполнитель получил оплату. Деньги ему придут только после проверки Казначейством.

Один счет предназначен для расчетов по 1 контракту. Если стоимость менее 100 тыс. руб., то деньги заказчик перечисляет на счет исполнителя в банке (постановление Правительства от 03.03.2017 № 249).

Для контроля и проведения операций с целевыми деньгами исполнители гособоронзаказа открывают счета в территориальных органах Федерального казначейства, далее – ТОФК. Основанием для открытия лицевого счета послужит контракт либо выписка из контракта, которые содержат гостайну. Государственный заказчик обязан уведомить головного исполнителя о том, что нужно открыть счет, до заключения контракта.
Как работает казначейское сопровождение, смотрите на схеме:

Особенности операций в рамках казначейского сопровождения контракта

В условиях контракта с казначейским сопровождением должен быть запрет на переводы средств на депозиты, банковские счета, в УК юрлиц. Для банковских счетов есть исключения. Разрешено переводить деньги в следующих случаях:

  • выполнение обязательств юрлица по валютному законодательству РФ;
  • выплаты лицам, привлеченным по госконтракту на основе гражданско-правовых договоров;
  • погашение расходов, связанных с исполнением госконтракта (нужно документальное подтверждение).

В Приказе Минфина России от 08.12.2017 г. № 221н приведены критерии блокировки лицевых счетов. Это возможно, если операции по счету соответствуют хотя бы одному из следующих критериев:

  • уплата налогов и других обязательных платежей на сумму более 50% стоимости госконтракта;
  • выплата зарплаты на сумму более 50% стоимости;
  • перечисление прибыли, согласованной сторонами при подписании госконтракта, в размере более 20% стоимости госконтракта.

Казначейское сопровождение госконтрактов: изменения в 2018 году

В конце января 2018 года вступили в силу новые правила казначейского сопровождения, утвержденные Минфином в приказе от 19.12.2017 № 239н. В них сказано о ведении электронного и бумажного документообмена между заказчиком, исполнителем и территориальным органом казначейства.

Операции по обязательствам производят после того, как в ведомство поступает заявление на выдачу казначейского обеспечения. Казначейство проводит проверку наличия счета в территориальном органе, наличие в заявлении идентификатора госконтракта, соответствие цены контракта, указанной в заявлении, той, что написана в самом документе, соответствие суммы величине неиспользованных остатков лимитов бюджетных обязательств. Только если документ соответствует по всем параметрам, операцию одобряют. Она осуществляется в течение 2 дней.

Заказчику дается право изменить сумму обеспечения обязательств или отозвать его. Для этого необходимо подать заявление в Казначейство. При отзыве обеспечения лимиты должны разблокировать в течение 1 дня. В этот же срок Казначейство отзывает все неисполненные, но переведенные средства в рамках обязательства и возвращает исполнителю заявление на перевод, изменения и платежные поручения на оплату целевых расходов.

Максим Чемерисов директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

В этом решении:

  • Банковское сопровождение контракта
  • Виды банковского сопровождения
  • – простое
  • – расширенное
  • Договор о банковском сопровождении
  • Как выбрать банк
  • Казначейское сопровождение контракта
  • – когда включают в контракт
  • – как прописать в контракте

Для контроля за расчетами и результатами закупки заказчик устанавливает требование, что контракт будет сопровождать банк или финорган.

Банковское сопровождение контракта

Банковское сопровождение заключается в следующем. Поставщик открывает в банке отдельный счет. По этому счету стороны проводят все расчеты по контракту.

Виды банковского сопровождения

Правительство РФ предусматривает два вида банковского сопровождения контрактов: простое и расширенное.

При простом сопровождении банк не контролирует операции поставщика, а только предоставляет заказчику информацию о его платежах. Плату за такие услуги банк не берет.

При расширенном сопровождении банк сверяет результаты контракта с первоначальными условиями. Также сопоставляет документы – основания платежа с контрактом по:

  • срокам поставки;
  • количеству товаров, работ или услуг;

Договор о банковском сопровождении

В договор с банком о простом сопровождении контракта включите обязательные условия:

  • порядок и сроки, когда банк откроет отдельный счет поставщику, соисполнителям;
  • права и обязанности сторон;

Как выбрать банк

Банк, который сопроводит контракт, заказчик выбирает до начала процедуры закупки. А к проекту контракта прикладывает проект договора о банковском сопровождении.

Казначейское сопровождение контракта

Казначейское сопровождение контрактов проводят территориальные органы Казначейства России по Правилам , которые утвердило Правительство РФ постановлением от 30 декабря 2016 № 1552 . Финорганы субъектов казначейское сопровождение контрактов не проводят (письмо Минфина России от 17 февраля 2016 № 02-01-10/8807).

Заказчик включает в контракт условие о казначейском сопровождении:

  1. если одновременно соблюдены условия:
  • контракт оплачивают за счет средств федерального бюджета, целевых субсидий или субсидий на капвложения из федерального бюджета;
  • стоимость контракта – больше 100 млн руб.;
  • контракт предусматривает авансовый платеж.

Информацию об обязательном казначейском сопровождении включите в проект контракта, а потом и в сам контракт. Пропишите:

  • запрет заказчику перечислять целевые деньги:
    – в уставный капитал другой организации или на депозит;
    – на свои банковские счета. Исключение: на выплату зарплаты сотрудникам и вознаграждений по ГПД, окончательную оплату договора, возмещение расходов исполнителя, а также оплату валютных обязательств, в том числе для конвертации валюты, чтобы оплатить нерезиденту (


Похожие статьи