Кфо 1 расшифровка. Разряд – код вида финансового обеспечения (деятельности). Формирование денежных обязательств из документов по поступлению НФА и услуг

ИФО, КФО, КПС в 1С-БГУ-8

Не так давно некоторые наши заказчики перешли на конфигурацию 1С-8 «Бухгалтерия государственного учреждения». В процессе работы они столкнулись с такими понятиями, как ИФО, КФО, КПС. Что из себя представляют эти понятия, как они взаимосвязаны, как их настроить?

ИФО – Источники финансового обеспечения (балансы)

Источник финансового обеспечения (ИФО) - это разделитель учета, такой же, например, как Учреждение. Его наличие позволяет раздельно формировать всевозможные виды отчетности. Например, учреждение ведет несколько видов деятельности – образовательную и медицинскую. Вводятся два ИФО (за счет образовательной деятельности и за счет медицинской). При вводе исходных документов указывается соответствующий ИФО. В результате можно формировать отчетность (любую, включая и регламентированную) как в целом по учреждению, так и отдельно по каждому виду деятельности (ИФО).

Этот механизм можно также использовать для обособления в учете бюджетных инвестиций, а также средств, выделяемых учреждению из разных бюджетов.

Если Вам не нужно получение регламентированной отчетности в разрезе различных источников финансирования, то имеет смысл завести всего один ИФО.

КФО – Код вида финансового обеспечения.

КФО – это 18 разряд счета (ранее по инструкции 148н – это код вида деятельности (КВД)).

С 2011 года применяются следующие КФО:

1 – бюджетная деятельность;

2 – приносящая доход деятельность (собственные дохлды учреждения);

3 – средства во временном распоряжении;

4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 – субсидии на иные цели;

6 – бюджетные инвестиции;

7 – средства по обязательному медицинскому страхованию;

8 – средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;

9 - средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах.

Коды 1 - 3 остались такими же, как и по 148 инструкции. Другие КФО применяются для того, чтобы можно было отследить целевое финансирование и расходы в его рамках. Отдельным кодом выделены средства ФОМС.

КПС – Классификационные Признаки Счетов.

КПС – это 1 – 17 разряды счета бюджетного учета. По смыслу инструкции 148н - это КБК.

С 2011 года в этих разрядах отражается код по классификационному признаку поступлений и выбытий или так называемый классификационный признак счета, сокращенно КПС;

В части бюджетного учета в этих разрядах используется бюджетная классификация (КБК), в части собственных доходов и средств во временном распоряжении классификация выбирается учетной политикой, в части субсидий и средств ОМС – учредителями.

Хотелось бы отметить, что в этих символах для казенных учреждений используется регламентированная бюджетная классификация, а бюджетные и автономные учреждения могут использовать произвольную классификацию; но если для внутреннего учета этим учреждениям удобно использовать бюджетную классификацию, это не запрещается.

В БГУ-8 КПС заносятся в режиме Справочники – План счетов – Классификационные признаки счетов (КПС).

Вид КПС может принимать значения:

гКБК - код главы по Бюджетному кодексу РФ, в 4-17 разрядах номера счета указываются нули.

КРБ - Код доходов бюджета

КДБ - Код расходов бюджета

КИФ - Код источника финансирования бюджета

Произвольный – Произвольный код.

Заполнение остальных реквизитов справочника интуитивно понятно.

После настройки КПС настраивается Рабочий план счетов. О настройке рабочего плана счетов учреждения и его составных частях читайте статью на ИТС-Бюджет "Формирование рабочего плана счетов" в разделе "Бухгалтерия государственного учреждения".

На следующем сайте имеется интересная презентация, с которой рекомендуется ознакомиться:

Бюджетный выпуск № 4

В хозяйственной деятельности бюджетных или автономных учреждений случаются ситуации, когда для исполнения обязательства перед поставщиком (исполнителем), принятого в рамках одного вида финансового обеспечения (деятельности), временно привлекаются средства из иных источников финансирования в пределах остатка на лицевом счете с последующим возмещением. Их нужно отражать в программах учета «1С».

Примеры операций внутреннего заимствования

Учреждению может потребоваться срочно оплатить задолженность по услугам связи или коммунальным услугам для того, чтобы соответствующий поставщик не приостановил предоставление услуги (например, отключил телефон или отопление). В бухгалтерском учете учреждений для отдельных операций используется счет 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами». В настоящее время в инструкциях № 157н порядок применения данного счета освещен узко. Однако, как показывает практика, он имеет более широкое применение. Среди основных операций, расчеты по которым следует учитывать на счете 0 304 06 000, можно выделить операции:

    по принятию к учету нефинансовых и финансовых активов, расчетов по обязательствам, финансового результата по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации учреждения путем слияния, присоединения, разделения, выделения либо при изменении типа учреждения;

    по внутреннему заимствованию средств между источниками финансового обеспечения, в пределах остатка средств на счете учреждения, с последующим их возмещением;

    по оплате нефинансовых активов за счет разных источников финансирования;

    по прекращению обязательств учреждения, принятых по гражданско-правовому договору, зачетом встречного однородного требования по уплате неустоек (пеней, штрафов) за нарушение условий договора;

    по удержанию за счет сумм денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения договоров, в сумме удовлетворения требования залогодержателя;

    по удержанию из суммы оплаты труда, суммы по погашению задолженности по возмещению ущерба, по иным источникам финансирования.

Рассмотрим более подробнее ситуацию внутреннего заимствования средств между источниками финансирования. Допустим, бюджетное учреждение оплатило задолженность по коммунальным услугам, сформированную в рамках кода вида финансового обеспечения 4, за счет средств, полученных по КФО 2. Позже денежные средства по КФО 2 были возмещены за счет субсидии на выполнение государственного задания. Для этого в программе должны быть отражены две операции:

    Привлечение денежных средств на погашение кредиторской задолженности по КФО 4 за счет остатка денежных средств по КФО 2;

    Возвращение денежных средств, привлеченных ранее за счет КФО 2.

Отражение привлечения денежных средств в «1С»

Для отражения привлечения денежных средств на исполнение кредиторской задолженности по КФО 4 за счет остатка денежных средств по КФО 2 используются документы «Кассовое выбытие » и «Кассовое поступление ». Рассмотрим отражение данных операций в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 1.0.

При заполнении документа «Кассовое выбытие » для корректного отражения операций необходимо учесть следующие моменты: вид операции должен быть «Прочие перечисления »; счет по Кт 201.11, к нему обязательный забалансовый счет 17.01; КФО 2; счет по Кт 304.06.

После проведения документа «Кассовое поступление » по кнопке «Печать

При заполнении документа «Кассовое поступление » для корректного отражения операций необходимо учесть следующие моменты: вид операции «Прочие поступления»; Счет Дт 201.11, к нему забалансовый счет 17.01; КФО 4; счет Кт 304.06.

После проведения документа «Кассовое выбытие » по кнопке «Печать » можно распечатать Бухгалтерскую справку по ф. 0504833.

А теперь этот же пример отразим в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2.0.

Для отражения привлечения денежных средств используются также документы «Кассовое выбытие » и «Кассовое поступление». Поскольку соответствующей типовой операции данные документы не содержат, предварительно их следует создать.

Для создания типовой операции для документа «Кассовое выбытие» в списке типовых операций («Администрирование» – «Типовые операции ») по кнопке «Скопировать операцию Перечисление удержаний из зарплаты, выплат по оплате труда, стипендий (304.03) » для документа «Кассовое выбытие ».

В создаваемой типовой операции необходимо перейти по гиперссылке «Проводки типовых операций », откорректировать счет дебета и удалить субконто 1 «Списания денежных средств» и откорректировать счет кредита в Проводке по счету 18.

Для создания типовой операции для документа «Кассовое поступление » в списке типовых операций («Администрирование » – «Типовые операции ») по кнопке «Скопировать операцию » необходимо создать новую типовую операцию путем копирования операции «Поступление родительской платы » для документа «Кассовое поступление ».

В создаваемой типовой операции необходимо убрать «Условие использования: Родительская плата Равно «Да » перейти по гиперссылке «Проводки типовых операций » и в «Поступлении денежных средств » откорректировать счет кредита, удалить значения формул заполнения в Субконто 1, Субконто 2 и Субконто 3.

При заполнении документа «Кассовое выбытие » на закладке «Реквизиты документа » необходимо заполнить «Сумму ». На закладке «Расшифровка платежа »: данные, приведенные в табличной части – «Источник средств », «КБК», «КОСГУ», «Сумма».

На закладке «Бухгалтерская операция

    Счет кредита: 201.11 «».

При заполнении документа «Кассовое поступление » действуем также, но используем КФО: 4.

Отражение возврата денежных средств в «1С»

Для отражения возврата денежных средств, заимствованных ранее с КФО 2, используются документы «Кассовое выбытие » и «Кассовое поступление ». При заполнении документа «Кассовое выбытие » на закладке «Реквизиты документа » необходимо заполнить «Сумму ».

На закладке «Расшифровка платежа

На закладке «Бухгалтерская операция » заполняются реквизиты, необходимые для формирования проводок бухгалтерского учета.

    Типовая операция – созданная типовая операция для отражения внутреннего заимствования денежных средств.

    Счет кредита: 201.11 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства ».

При заполнении документа «Кассовое поступление » на закладке «Реквизиты документа » необходимо заполнить «Сумму ». На закладке «Расшифровка платежа »: данные, приведенные в табличной части: «Источник средств», «КБК», «КОСГУ», «Сумма».

На закладке «Бухгалтерская операция » заполняются реквизиты, необходимые для формирования проводок бухгалтерского учета.

    Типовая операция– созданная типовая операция для отражения внутреннего заимствования денежных средств.

    Счет дебета: 201.11 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства».

Отражение операций по временному заимствованию средств из субсидий на выполнение государственного задания с последующим их возмещением в ПП «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»

В настоящее время для бюджетных и автономных государственных учреждений все актуальней становится о заимствовании средств из субсидий на выполнение государственного задания с последующим их возмещением. Это связано с тем, что государственные учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность, не всегда располагают собственными ресурсами в определенный момент для своевременной реализации своих действий (покупка основных средств, материальных запасов, оплата услуг).

При исполнении обязательств за счет другого источника обеспечения, отличающегося от источника финансового обеспечения, за счет которого было принято обязательство, в бухгалтерском учете в обязательном порядке отражаются операции по привлечению (заимствованию) иного источника финансового обеспечения, за счет которого будет исполнено обязательство.

Отражение в бухгалтерском учете данных операций на примере бюджетного учреждения

Государственное бюджетное учреждение получает субсидии на выполнение государственного задания (КФО 4) и осуществляет приносящую доход деятельность (КФО 2).

В течение первого квартала на счет учреждения поступили субсидии в сумме 400000 рублей, а также получено от приносящей доход деятельности 170 000 рублей.

В начале второго квартала возникла горящаякредиторка в размере 200 000 рублей за оказанные услуги по ремонту подсобного помещения, начисленная за счет средств от приносящей доход деятельности.

По решению было произведено временное заимствование средств из субсидий на выполнение государственного задания с последующим их возмещением.

Таким образом, если это временное заимствование средств, то оно должно отражаться с применением счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами».

Согласно Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н) в новой редакции, в таблице 1 приведены бухгалтерские записи по отражению внутреннего заимствования а также их реализация в ПП "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8".

Табл. 1. Отражение внутреннего заимствования денежных средств

и их реализация в ПП «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»

Временно свободные средства субсидии (КФО 4) используются для погашения срочной кредиторской задолженности. И при поступлении выручки заимствованные по другому источнику средства возмещаются.

Правомерность привлечения средств субсидий на исполнение обязательств по приносящей доход деятельности

Пунктом 2 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации что доходы, полученные автономным учреждением от приносящей доход деятельности, предусмотренной в его поступают в самостоятельное распоряжение данного учреждения.

Таким образом, автономное учреждение вправе распоряжаться полученными денежными средствами (средствами от приносящей доход деятельности, средствами в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, иными средствами и т.п.).

При этом в учредительных документах автономного учреждения должно быть предусмотрено следующее. Поступающие на лицевой (расчетный) счет, открытый в органе Федерального казначейства (финансовом органе, кредитной организации), денежные средства, в том числе в рамках соглашения на выполнения государственного (муниципального) задания, относятся к доходам автономного учреждения.

Следует отметить, что при этом автономное учреждение вправе принимать обязательства за счет одного источника финансового обеспечения (например, за счет приносящей доход деятельности), а исполнять принятые обязательства за счет другого источника финансового обеспечения (например, за счет денежных средств, полученных в рамках выполнения государственного (муниципального) задания), поскольку всеми денежными средствами, находящимися у автономного учреждения, данное учреждение распоряжается самостоятельно.Данные операциив бухгалтерском учете автономное учреждение отражает также с применением счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами».

Согласно ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на выполнение государственного (муниципального) задания, используются в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждений для достижения целей, ради которых это учреждение создано.

В соответствии с этим автономное учреждение вправе расходовать остатки субсидий, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на выполнение государственного (муниципального) задания, как на выполнение государственного (муниципального) задания, так и на исполнение обязательств, принятых за счет приносящей доход деятельности.

Обратите внимание! По вопросу неотражения в бухгалтерском учете операций по заимствованию денежных средств на выполнение государственного (муниципального) задания для исполнения обязательств, принятых за счет средств от приносящей доход деятельности, следует отметить следующее. Неотражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности учреждения является нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, поскольку искажает финансовое состояние учреждения.

Если учреждение получило грант, оно меньше зависит от бюджетного финансирования. Как не перепутать код финансового обеспечения, какие сделать проводки, как отчитаться о расходах, расскажем в статье.

Контролирует ли учредитель грант из бюджета

Из бюджета гранты предоставляют по решениям Президента РФ, Правительства РФ, органов власти субъектов РФ или муниципальных образований (п. 4 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ). Деньги выделяют в форме субсидии, которую предоставляют на конкурсной основе для реализации конкретных мероприятий, а также поддержки в области науки и образования.

  • Важная статья:

Образовательное учреждение может принять участие в конкурсе, который организовало не его ведомство. При этом нужно получить согласие учредителя. Ведь условиями конкурса может быть предусмотрено, что целевое использование гранта проверяет учредитель.

Форма, по которой учредитель дает согласие на участие учреждения в конкурсах, нормативным актом не определена. Поэтому он может выбрать ее самостоятельно.

Будет ли учредитель контролировать средства гранта, можно понять из того, на чей лицевой счет изначально поступили деньги, и по виду расходов, по которому организатор перечислил грант (см. таблицу). В соглашении о предоставлении гранта из бюджета будет указано: «Предоставление гранта грантополучателю в форме субсидии, не связанной с исполнением государственного (муниципального) задания».

То есть сумма поступит, например, бюджетному образовательному учреждению на лицевой счет 21 по КВР 613. И учет бухгалтер будет вести по КФО 5 «Субсидии на иные цели». В этом случае доход начисляют после того, как утвержден отчет об использовании субсидии в сумме подтвержденных расходов. В учете формируют проводки:

ДЕБЕТ 5 201 11 510
КРЕДИТ 5 205 81 660

- зачислен грант на лицевой счет учреждения;

ДЕБЕТ 5 205 81 560
КРЕДИТ 5 401 10 180

- начислен доход от гранта.

Таблица. Виды расходов при перечислении грантов

Код вида расходов

Как перечисляют средства

для бюджетных учреждений

для автономных учреждений

Учредитель контролирует расходы из гранта

Средства гранта перечисляют учредителю, а тот выдает грант победителю. Финансирование идет в виде ассигнований или межбюджетных трансфертов. В последнем случае организатор и учредитель относятся к разным уровням бюджетов

Учредитель не контролирует расходы из гранта

Средства перечисляют непосредственно учреждению-победителю. Зависимости от ведомственной подчиненности или уровня бюджета нет

Соглашение о гранте может действовать дольше календарного года. Тогда применяют счет доходов будущих периодов 0 401 40 180. Основание - письмо Минфина России от 1 апреля 2016 г. № 02-06-07/19436. Проводки будут такими:

ДЕБЕТ 5 205 81 560
КРЕДИТ 5 401 40 180

- начислены доходы будущих периодов в день подписания соглашения о гранте;

ДЕБЕТ 5 401 40 180
КРЕДИТ 5 401 10 180

- признаны доходы текущего периода в день утверждения отчета.

Расходы за счет гранта относят на финансовый результат (счет 0 401 20 000). Их состав и объем определяют в смете гранта.

По какому КФО учесть грант по трехстороннему соглашению

Образовательному учреждению грант может поступить и на основании трехстороннего договора, который оно заключило с грантодателем и грантополучателем, участвующим в реализации научных проектов. Гранты, получателями которых являются сотрудники, бухгалтерия учитывает на лицевом счете 20 по КФО 3 «Средства во временном распоряжении», поскольку это не деньги учреждения (письмо Минфина России от 16 октября 2015 г. № 02-07-10/59926). В учете делают проводки:

ДЕБЕТ 3 201 11 510
КРЕДИТ 3 304 01 730

- поступили деньги на лицевой счет учреждения. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 17 (код финансового обеспечения аналитики 510);

ДЕБЕТ 3 304 01 830
КРЕДИТ 3 201 211 610 (3 301 34 610)

- отражены расходы по грантам (по распоряжению грантополучателя) с лицевого счета или из кассы учреждения. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (код финансового обеспечения аналитики 610).

На основании соглашения о предоставлении гранта учреждение может компенсировать и свои затраты на выполнение научного проекта. Для этого нужно направить в казначейство уведомление (ф. 0531852) для уточнения кассовых операций в части отражения доходов (кодов КОСГУ) на лицевом счете. То есть перебросить средства со статьи 510 на статью 130. Это оформляют следующим образом:

ДЕБЕТ 3 304 06 000
КРЕДИТ 3 201 11 610
ДЕБЕТ 2 201 11 510
КРЕДИТ 2 304 06 000

- отражен перенос средств гранта в части организационных расходов с КФО 3 на КФО 2. Одновременно отражено уменьшение забалансового счета 17 (КФО 3, код аналитики 510) и увеличение забалансового счета 17 (КФО 2, код аналитики 510, статья 130 КОСГУ).

Грант от иных организаций - доход учреждения

Не путайте гранты из бюджета (в виде субсидий) с грантами от других организаций. Последние нужно учесть как поступления от приносящей доход деятельности на лицевом счете 20 по КФО 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)».

Если грант предоставлен самому учреждению, то есть оно не заключало трехстороннее соглашение с физическим лицом, доход по КФО 2 учреждение начислит самостоятельно. В учетной политике можно установить, что это дата, когда организатор конкурса и учреждение подписали соглашение о гранте, либо день сдачи отчета. Грант отражают в учете так:

ДЕБЕТ 2 205 81 560
КРЕДИТ 2 401 10 180

- отражено начисление гранта по соглашению;

ДЕБЕТ 2 201 11 510
КРЕДИТ 2 205 81 660

- поступил грант на лицевой счет учреждения. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 17 (код финансового обеспечения аналитики 180).

Удерживать ли НДФЛ с выплат из гранта

Как быть с налогообложением доходов физлиц из средств гранта? Чтобы ответить на этот вопрос, загляните в соглашение. В нем указано, кто грантополучатель: учреждение или его работники. Допустим, учреждение само получило грант и платит сотрудникам зарплату из его суммы. Выплаты производят членам научного или творческого коллектива, который выиграл грант? Эти суммы НДФЛ не облагают. Оплата труда идет административно-управленческому аппарату или иному персоналу, который не связан с выполнением работ по гранту? Тогда НДФЛ удерживают в обычном порядке.

Другое дело, если грантополучатели - непосредственные исполнители работ (исследований). Обычно в такой ситуации грантодатель, сотрудник и учреждение заключают трехстороннее соглашение. И вознаграждение исполнителя НДФЛ не облагается. Но только если соблюдены дополнительные условия.

Так, налог не удерживают, если деньги выделены для поддержки науки и образования, культуры и искусства в России. Или же если грантодатель включен в один из двух списков. Для иностранных организаций это Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июня 2008 г. № 485. Для российских - Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 602.

По материалам журнала

Полученные из разных источников доходы бюджетные и автономные учреждения обязаны отразить на соответствующих счетах бухгалтерского учета. При этом в ряде случаев бывает непросто определить код вида финансового обеспечения (деятельности) (КФО), и в бухгалтерских проводках возникают ошибки. В данной статье рассмотрим, какие доходы следует отражать с применением КФО 2.

Виды КФО

Согласно правилам формирования структуры счета, установленным п. 21 Инструкции № 157н, п. 3 Инструкции № 174н, п. 3 Инструкции № 183н, на месте разряда 18 в зависимости от вида финансового обеспечения (деятельности), проставляется соответствующий код (КФО):
2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
3 – средства во временном распоряжении;
4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
5 – субсидии на иные цели;
6 – субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.

Нормативный документ

В соответствии с п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в п. 1 ст. 4 данного закона,для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Собственные доходы

На КФО 2 отражается:

  • выручка от оказания платных услуг (работ);
  • доходы от сдачи государственного (муниципального) имущества в аренду;
  • доходы от компенсации затрат бюджетных (автономных) учреждений, а также от возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией государственного (муниципального) имущества, закрепленного на праве оперативного управления;
  • доходы от продажи (ликвидации) государственного (муниципального) имущества;
  • штрафы (пени, неустойки), поступающие от поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при нарушении условий договоров (в т. ч. подлежащие исполнению за счет средств субсидий на государственное (муниципальное) задание, целевых субсидий);
  • денежные средства, поступающие учреждению-заказчику в рамках Закона № 94-ФЗ1, в т. ч. денежные средства, поступающие в качестве обеспечения заявки на участие в торгах;
  • гранты и пожертвования, иные безвозмездные перечисления;
  • доходы от возмещения ущерба;
  • имущество, приобретенное за плату за счет собственных средств, а также полученное безвозмездно.

И бюджетное, и автономное учреждения вправе:

  • оказывать услуги (выполнять работы), относящиеся к основной деятельности, за плату;
  • осуществлять приносящую доход деятельность, которая служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую указанным целям (но только при условии, что такая деятельность предусмотрена учредительными документами).

Нормативный документ

Согласно пп. 6 и 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе).

Доходы от оказания услуг (выполнения работ) поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (пп. 2, 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), ч. 6–7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ2, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ3).

Поступление доходов от оказания платных услуг (выполнения работ), доходов от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества, а также компенсации затрат (в рамках отдельно заключенного договора на компенсацию затрат при сдаче имущества в аренду) отражается в учете бюджетного (автономного) учреждения следующим образом:

Такой порядок установлен пп. 3, 77, 87, 96–97 Инструкции № 183н, пп. 3, 76, 84, 92–93 Инструкции № 174н.

Запомнить

Доходы от оказания услуг (выполнения работ) поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Реализация имущества

Доходы от реализации имущества (в т. ч. отходы от ликвидации) поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (учитываются на КФО 2).

Такое правило используется и в отношении доходов, полученных от реализации основных средств – недвижимого и особо ценного движимого имущества, в случае, если получено согласие собственника на их реализацию (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, ст. 41 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), письмо Минфина России от 15.05. 2012 № 02-13-06/1714).

В учете бюджетного (автономного) учреждения доходы от продажи основных средств отражаются следующим образом:

Такой порядок установлен пп. 3, 96–97, 178 Инструкции № 183н, пп. 3, 92–93, 150 Инструкции № 174н.

Нарушение договоров

Штрафы (пени, неустойки), поступающие от поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при нарушении условий договоров в самостоятельное распоряжение учреждения, подлежат отражению на лицевых счетах по кодам 20, 30 как денежные средства от иной приносящей доход деятельности (КФО 2). Такой вывод содержится в письмах Минфина России от 09.10.2012 № 02-04-12/4178, от 20.09.2012 № 02-06-10/3831 и от 18.09.2012 № 02-06-10/3788.

Бюджетное учреждение заключило договор с ЗАО «Рассвет» на капитальный ремонт учебного корпуса на сумму 1 000 000 руб. Расходы по договору учреждение оплачивает за счет средств целевой субсидии. Срок выполнения работ по договору – 31.06.2013. Условиями договора предусмотрена неустойка за нарушение срока поставки (в размере 1/300 ставки рефинансирования). Также договором предусмотрено, что платежи могут быть уменьшены на сумму неустойки (штрафа, пеней). Подрядчик выполнил работы только к 12.07.2013. Ставка рефинансирования составляет 8%. Сумма неустойки составила 3200 руб. (1 000 000 руб. × 12 дн. × 1/300 × 8%).

В июле бухгалтер произвел следующие бухгалтерские записи:
1) Дебет 5 401 20 225 – Кредит 5 302 25 730 – 1 000 000 руб. – отражены фактические расходы по капитальному ремонту;
2) Дебет 2 205 41 560 – Кредит 2 401 10 140 – 3200 руб.– предъявлена подрядчику неустойка за нарушение сроков договора подряда;
3) Дебет 5 302 25 830 – Кредит 5 201 11 610 – 996 800 руб. (1 000 000 руб. – 3200 руб.) – перечислена оплата по договору за минусом суммы неустойки;
4) Кредит 18 (код 225 КОСГУ) – 996 800 руб. – отражено выбытие средств со счета учреждения;
5) Дебет 5 302 25 830 – Кредит 5 304 06 730 – 3200 руб. – отражено прекращение встречных требований зачетом;
6) Дебет 2 304 06 830 – Кредит 2 205 41 660 – 3200 руб. – отражен доход от взыскания с поставщика суммы неустойки путем зачета встречных требований;
7) Дебет 5 304 06 830 – Кредит 5 201 11 610 – 3200 руб. – отражено перечисление средств с лицевого счета по коду 21 на код 20 на основании Справки (ф. 0504833);
8) Кредит 18 (код 225 КОСГУ) – 3200 руб. – отражено выбытие средств со счета учреждения;
9) Дебет 2 201 11 510 – Кредит 2 304 06 730 – 3200 руб. – отражено поступление средств на лицевой счет по коду 20 на основании Справки (ф. 0504833);
10) Дебет 17 (код 140 КОСГУ) – 3200 руб. – отражено поступление средств на счет учреждения.

Обеспечение заявки

Денежные средства, поступающие в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, в случае уклонения участника размещения заказа от заключения договора, остаются в распоряжении учреждения (ч. 5 ст. 21, ч. 9, 12 ст. 25, ч. 10 ст. 26, ч. 3, 4 и 5 ст. 27, ч. 12 ст. 28, ч. 2 и 5 ст. 29 Закона № 94-ФЗ).

Такие денежные средства переводятся с КФО 3 «Средства во временном распоряжении» на КФО 2 следующими бухгалтерскими записями:

Такой порядок следует из пп. 72, 93, 94 Инструкции № 174н, пп. 72, 96, 97 Инструкции № 183н.

Запомнить

Согласно письму Минфина России от 25.03.2013 № 02-06-07/9374 если договор, заключенный в рамках КФО 5 и 6, был оплачен за минусом штрафа (неустойки, пеней), суммы штрафных санкций, оставшиеся на отдельном лицевом счете с кодом 21 (31), подлежат переводу на лицевой счет с кодом 20 (30).

Безвозмездные перечисления

Поступление грантов, пожертвований и иных безвозмездных поступлений в денежной форме отражается по КФО 2 следующими бухгалтерскими записями:

Такой порядок установлен пп. 3, 72, 96–97 Инструкции № 183н, пп. 3, 72, 92–93 Инструкции № 174н.

Запомнить

Если ущерб возник по имуществу, приобретенному за счет КФО 4 или 5, то обязанности по перечислению в доход бюджета средств, полученных в возмещение, у учреждения не возникает.

Такие средства поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, подлежат направлению на цели, предусмотренные планом финансовохозяйственной деятельности.

Возмещение ущерба

Доходы от возмещения ущерба по выявленным недостачам поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, отражаются на КФО 2 следующими бухгалтерскими записями:

Такой порядок установлен пп. 37, 109, 114–115, 145 Инструкции № 174н, пп. 37, 112, 117–118, 173 Инструкции № 183н, п. 2.1.2 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 07.10.2008 № 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами».

Приобретение имущества

Имущество, приобретенное за счет собственных средств, а также полученное безвозмездно, поступает в самостоятельное распоряжение учреждения, за исключением объектов недвижимости и особо ценного имущества, приобретенного за счет приносящей доход деятельности до изменения его типа (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, письмо Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798).

Запомнить

Выбор КФО в учете операций по приобретению имущества за счет нескольких источников зависит от того, в какой деятельности планируется использовать такое имущество (если в приносящей доход деятельности – КФО 2, при выполнении государственного (муниципального) задания – КФО 4).

Имущество, используемое при выполнении государственного (муниципального) задания, не всегда учитывается на КФО 4. Оно также может учитываться на КФО 2, в т. ч. как особо ценное.

Основные средства (нематериальные активы), которые приобретались по КФО 5, следует принять к учету по КФО 4. Материальные запасы, не являющиеся особо ценным имуществом, могут быть оприходованы, в т. ч. по КФО 4 и по КФО 5. Такие правила разъяснены в п. 2.4 письма Казначейства России от 21.12.2012 № 42-7.4-05/2.1-730, приложении к письму Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798.

Материальные запасы – особо ценное имущество, приобретенные за счет КФО 5 и предназначенное для использования при выполнении государственного (муниципального) задания, должны быть оприходованы на КФО 4 (письмо Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798). Имущество, приобретенное за счет КФО 5 и учтенное на КФО 4 (в т. ч. и особо ценное), может быть переведено на КФО 2, если принято решение о его использовании только в рамках приносящей доход деятельности.

Запомнить

Имущество, приобретенное за счет нескольких КФО, должно быть оприходовано на один КФО.



Похожие статьи