Киев. Легенды дома с химерами. Изучаем Киев. Дом с химерами: история создания, фото Кто сделал памятники дом с химерами

В какое время года вы бы не приехали в Киев, прогулка по самому старому и одновременно самому «аристократичному» району будет однозначно впечатляющей. Печерские холмы притягательны и загадочны, и даже коренные киевляне всякий раз открывают для себя всё новые и новые образы, которые демонстрирует нам старинный Печерск. Пьянящим ароматом веет уже от одних названий: Липки, улицы Шелковичная, Садовая, переулок Виноградный. Когда-то на этих местах буйствовала растительность, а сейчас уютно расположились особняки, принадлежавшие бывшей киевской знати. Кто только не застраивал изысканными сооружениями эту часть города, благодаря чему и остался в его исторических хрониках. Банкиры, промышленники, чиновники, известные врачи и архитекторы оставили нам напоминание о давно ушедшей эпохе вычурных фасадов и скульптурных барельефов.
Самая известная достопримечательность в Киеве – Дом с химерами, напоминающий самый настоящий замок из сказки. Пройти мимо, не задержавшись взглядом на этом диковинном здании, история которого окутана тайнами и легендами, невозможно.
Это, пожалуй, самое уникальное и известное здание Киева, которое является своеобразной визитной карточкой украинской столицы. По сведениям историков, сам автор Владислав Городецкий, говорил, что дом действительно странный, но не найдется человека, который бы, проходя мимо, не остановил на нем свой взгляд.
Наверное, чтобы понять историю возникновения уникального здания нужно познакомиться с архитектором. Поляк по национальности Владислав Городецкий, приехал в Киев в начале 90-х годов девятнадцатого столетия. Амбициозный молодой архитектор обладал незаурядным талантом и авантюрным характером. Его живой ум, впитывающий все новое, сочетался с оригинальностью и эксцентричностью. Общительный, талантливый и трудолюбивый молодой архитектор достаточно быстро сделал себе имя, и, кроме известного Дома с химерами, в Киеве находится немало сооружений, построенных по его проектам. История возникновения Дома с скульптурами за прошедшие десятилетия обросла легендами... Жил да был архитектор, искусник, каких не сыскать. И была у него красавица дочь. Однажды отправились они в морское плавание, разразилась буря, прекрасная девушка упала в волны и утонула. Решил безутешный родитель в память о дочери и ее прискорбнейшей гибели выстроить дом, подобного которому на свете нет. И украсил его всеми видами морских чуд – тут и диковинные рыбы, и медузы, и дельфины, и коварные мелюзины-сирены, все искусной работы. Так и стоит с тех пор этот дом в городе Киеве, на Банковой улице, 10. Но не торопитесь горевать о несчастной девице или (что было бы, пожалуй, более адекватно) удивляться черствости архитектора, решившегося превратить в некое подобие усыпальницы жилой дом, построенный вдобавок с коммерческими целями. Это не более чем романтическая легенда, которую в Киеве с давних пор рассказывают легковерным туристам. Пресловутая дочь нигде не тонула и прожила долгую благополучную жизнь. Сам дом, это нужно признать, действительно диковина – из таких, что просто-таки провоцируют население на создание городских легенд; удивительно при этом скорее то, что дом этот вовсе не легендарная старина – он построен чуть больше века назад.
Самый скандальный из мифов о Доме с химерами гласит о том, что автор проекта вовсе не Городецкий, а инженер Николай Добачевский. Но доказательств этому нет никаких. Все чертежи подписаны самим Городецким, который уже заявил о себе, как оригинальный и самобытный архитектор, в своих более ранних работах.
По иной версии, более похожей на правду, Дом с химерами был построен в результате спора Владислава с двумя другими киевскими архитекторами - Владимиром Леонтовичем и Александром Кобелевым. Дело в том, что участок, который к тому времени приобрел Городецкий по бросовой цене, считался непригодным для строительства, так как находился на склоне холма. Чтобы создать устойчивое основание для дома, в холм вбили около 50 бетонных свай на глубину 5 метров.
По условиям пари нужно было построить дом в течение двух лет, к сорокалетию архитектора. Построенное в 1903 г сооружение превзошло все ожидания.
Внешний дизайн здания напоминает знаменитый Нотр -Дам в Париже. Специалисты-искусствоведы до сих пор спорят по поводу стиля, в котором построено сооружение. Обладающий элементами готики и модерна, Дом сложно однозначно отнести к одному из стилей. Здание уникально. Нигде и никогда Городецкий не повторял архитектурных решений, использованных в этом проекте.
За год построили само здание, и еще два года было потрачено на внешнюю и внутреннюю отделку. Это был первый дом в Киеве, построенный с использованием нового материала – цемента.
Роскошные фасады и уникальная лестница у входа украшены удивительными скульптурами – произведениями известного мастера Элио Саля. Саль учёл оригинальный вкус Городецкого, и благодаря этому творческому союзу мы получили сказочный дворец в центре Киева. Создается полное впечатление того, что сняли этих фантастических химер и зверей с островерхих крыш парижского собора Нотр-Дам.
Вот уже больше ста лет спешащие по делам киевляне снова и снова поднимают головы, рассматривая каменных химер.
Экскурсоводы, а то и просто прохожие вам обязательно расскажут, что когда на город опускается ночь, грифоны расправляют каменные крылья и взмывают в тёмное небо, русалки шевелят хвостами и разговаривают, оживают и другие мифические персонажи. А с приближением рассвета всё застывает и мистика заканчивается. Любого зрителя, случайно проходящего мимо этого здания, до глубины души поражают головы слонов, антилоп, крокодилов и носорогов, вмурованные в стены дома. Удивляют и ящерицы, прячущиеся в желобках, а также уникальные бетонные хоботы, которые не только представляют собой необычное зрелище, но и служат водостоками.
Изначально дом строился, как доходный. Шесть из семи квартир сдавались в аренду состоятельным людям – другим постояльцам жилье такого уровня было не по карману. А один этаж – третий со стороны двора и первый со стороны центрального входа с улицы Банковой, занимала квартира самого Городецкого. Планировка комнат рассчитывалась таким образом, чтобы первые солнечные лучи светили в окна прислуги: кухарок и горничных. Это и логично, ведь обслуживающий персонал должен был просыпаться первым, чтобы ко времени пробуждения жильцов приготовить все необходимое. К полудню солнце попадало в кабинет Городецкого, где он обычно работал в это время, а к вечеру заглядывало в гостиную.
С левой стороны от центрального фасада была устроена альпийская горка с фонтаном. Для жильцов Городецкий постарался создать максимально комфортные условия. Помимо того, что дом был оснащен всеми необходимыми удобствами, из комнат нижних этажей имелись выходы во внутренние дворики (обычно в доходных домах таких излишеств не предусматривалось). Рядом с домом располагался небольшой сад, а в саду стоял хлев. Здесь, в центре Киева, жила корова, и Городецкий очень гордился тем, что завтраку каждый его постоялец мог выпить кофе со свежими сливками или молоком. Что касается внутреннего декора – он еще более прихотлив, чем украшения снаружи. Между 4 и 5 этажами на лестнице еще при Городецком был установлен электрический светильник в виде гигантского сома – он работает и сейчас. По центру потолок украшает лепнина в виде спрута. Щупальца декоративного осьминога выполнены в виде сочетания морских раковин, ежей, растений, все они разукрашены в разные цвета и покрыты перламутром. Изготовлен этот огромный осьминог из гипса, его щупальца спускаются до самых стен. Если лепнина в первом зале оригинальная, то люстра была утрачена, а нынешняя – это копия, восстановленная по фотографиям. Она также выполнена из перламутра и гипсовых элементов. Влево уходят комнаты, принадлежавшие семье Городецких. В этой части дома и на лестнице, ведущей вверх, в ходе реставрационных работ, которые проводились по старым фотографиям, сделанным самим Городецким, был восстановлен облик дома, а часть помещений утративших декор во второй половине 20 века, просто отремонтировали.
Страстный поклонник охоты Городецкий после дорогостоящего сафари в 1913 году был вынужден продать дом, что бы оплатить долги, и Дом с Химерами поменял хозяина. После революции он стал обычной коммуналкой, в которой жили врачи, преподаватели и работники искусства. По окончании Великой Отечественной войны в доме была расположена больница. Этот период был самым разрушительным в истории уникального здания. Стены, перекрашенные масляной краской, медицинская аппаратура и отсутствие ремонта начали разрушать великолепное здание. Но, 2003 году началась реконструкция дома, и оно приобрело статус Малой резиденции президента, где проходят приемы зарубежных делегаций.
Если входить с главного входа – именно отсюда попадают в дом нынешние высокопоставленные гости президента Украины, – первое помещение вызывает неподдельное восхищение. Стены прихожей покрыты росписями, на которых изображен подводный мир с затонувшими кораблями. В бывшей гостиной Городецкого сейчас располагается малый переговорный зал. Самой яркой деталью этой комнаты является лепнина, изображающая сплетения ирисов. Выполнена она в белом, розовом и светло-зеленом тонах.
Кроме того эта комната, как и все остальные украшена охотничьей атрибутикой – на стенах здесь висят оленьи рога - своеобразный архитектурный авторгаф Городецкого. В бывшей гостиной, как и в остальных комнатах, есть печь, выложенная керамическими изразцами удивительной красоты. Все печи в доме исправны и их можно растопить в любой момент, но поскольку в здании давно функционирует централизованное паровое отопление, то печи не используют даже с демонстрационной целью. Главным акцентом столовой можно назвать люстру – при ее изготовлении были использованы большие лосиные рога. Лепнина в столовой тоже очень затейлива – она изображает различные овощи: здесь можно рассмотреть и чеснок, и артишоки, и свеклу, и многое другое.
Из зала-прихожей со спрутом, на верхние этажи ведет лестница из белого мрамора. И сама лестница, и поручни, и гипсовый декор отлично сохранились. Балясины лестничных перил выполнены в виде орлиных лап, на стенах закреплены скульптурные изображения охотничьего оружия и трофеев: здесь и подбитый олень, и заяц, и целые гирлянды из куропаток и прочей дичи, а также из еловых ветвей и шишек. Характерно, что если снаружи здание украшают живые животные, то внутри все они представлены уже в виде охотничьей добычи. После того как “Дом с химерами” стал малым домом приемов, спальню, детскую, комнату для прислуги и гардеробную в квартире Городецкого объединили и превратили в пресс-центр. На базе Дома с химерами работает музейно-культурный центр "Шедевры искусства Украины", который является филиалом Национального музея. Среди экспонатов музея различные предметы декоративно-прикладного искусства, живописные полотна, скульптуры. Гордостью музея является "Острожская Библия" печати Ивана Федорова (1581 год), бронзовая посуда, изготовление которой датируется 16 столетием до нашей эры, а также прочие раритеты. Музей работает только по субботам. Проводится четыре экскурсии в день по предварительной записи.
Дом с химерами то место, у которого всегда можно встретить туристов. Еще бы, ведь это самый, что ни на есть, центр города! Впрочем, какой же любопытствующий гость Киева не попросит показать ему Дом с химерами? И какой же гостеприимный киевлянин не сумеет этого сделать? Киевляне приведут этого любопытствующего на тенистую, несколько сумрачную Банковскую улицу, где всегда тихо и малолюдно. И гость неизменно несколько остолбенеет перед странным сооружением, но неизменно будет восхищаться гением автора этого архитектурного шедевра.

Дом с химерами - кирпичное здание в стиле модерн, расположенное в столице Украины, Киеве. Своё название дом получил благодаря скульптурным украшениям (расположенным как на фасаде дома так и внутри его), тематика которых - наземный и подводный животный мир, атрибуты охоты, сказочные существа.


Здание расположено в Печерском районе на улице Банковой, 10, напротив Администрации Президента Украины. Архитектор Владислав Городецкий построил его в 1901-1903 годах как доходный дом с помещениями для своей семьи. Место строительства выбрал над крутым обрывом по Банковой улице, на бывшем берегу осушенного болота. Скульптурные украшения по собственным эскизам выполнил скульптор Элио Саля

Согласно первой легенде, Городецкий построил этот дом в память о своей дочери, которая из-за несчастной любви покончила жизнь самоубийством, бросившись в воды Днепра то ли из-за семейной ссоры, то ли из-за несчастной любви, от этого в оформлении так много морских мотивов. Однако, как было установлено, Елена Городецкая (в замужестве Яценко) во время строительства дома была жива и здорова и умерла гораздо позже своего отца.

Вторая легенда гласит, что Городецкий построил дом, заключив с известными архитекторами Александром Кобелевым и Владимиром Леонтовичем пари, что он за два года сможет построить здание, используя новые по тем временам материалы: цемент и бетон. На что Александр Кобелев сказал ему:

«Да вы, сударь, сумасшедший. Только сумасшедшему может прийти в голову такая идея.»
Через два года Городецкий представил архитекторам свой дом и выиграл пари.

Согласно третьей легенде, перед тем как покинуть дом, Городецкий наложил на него проклятие. Якобы все жильцы особняка будут несчастливы, и только лишь потомки Городецкого смогут беспрепятственно уживаться с химерами. Сторонники этой версии указывают на то, что конторы, владевшие здесь помещениями либо арендовавшие их, банкротились - их фонды таинственно исчезали, организации расформировывались.

Также существует легенда, согласно которой дом строил не Городецкий, а Николай Добачевский. Эта легенда опровергается тем, что на всех чертежах дома стоит подпись Городецкого

Дом с химерами был построен по проекту архитектора Владислава Городецкого в 1901-1902 годах с применением инновационных решений для тех времен под руководством инженера Антона Страуса. Ко времени строительства здания Городецкий был известен как крупный архитектор, разработал многие здания Киева - в частности, Костёл святого Николая, Киевскую кенассу и Национальный художественный музей Украины. Помимо архитектуры, Городецкий любил охоту, возможно, поэтому в его работах присутствует так много скульптурных изображений животных.

Городецкий финансировал строительство дома на заёмные средства с намерением создать доходный дом. На каждом этаже он сформировал по одной квартире, они были связаны между собой лифтом и лестницами. Сам Городецкий занимал четвёртый этаж здания, площадь которого составляет около 380 м².

Первую часть земли Городецкий купил 1 февраля 1901 года, строительные работы начались 18 марта того же года. Строительство наружных стен было завершено 21 августа, крыша и кирпичная кладка была завершена 13 сентября. В связи с экономическими трудностями в Российской империи завершение строительства было отложено. В мае 1903 года были заняты только одна квартира на нижнем этаже и собственная квартира Городецкого. Для строительства здания было использовано 1550 м² земли стоимостью 15 640 рублей. Общая стоимость земли и строительства составила 133 000 рублей. Предполагаемый годовой доход от аренды составлял 7200 рублей. Слева от центрального фасада располагалась альпийская горка (площадью около 320 м²) с фонтаном.

Из-за финансовых проблем, связанных с увлечением сафари, в июле 1912 года Городецкий решил заложить свой особняк Киевскому обществу взаимных кредитов.

Неспособность выплатить проценты по кредиту привела к тому, что в 1913 году усадьба с особняком была продана кредитным обществом на аукционе. Владение особняком перешло к Даниилу Балаховскому, французскому консульскому агенту в Киеве. В 1916 году дом купил некий Самуил Нимец, купец первой гильдии.

После Октябрьской революции 1917 года здание было национализировано, а все квартиры в доме стали коммунальными.

С 1921 года в здании размещался штаб военно-трудовой лесозаготовочной дружины. Позже новая власть разместила в нём Ветеринарное управление Киевского военного округа.

Во время Великой Отечественной войны зданию был нанесён значительный ущерб, оно оставалось заброшенным. После войны здание использовалось как жильё актёров театра имени Ивана Франко. Затем ЦК КП(б)У распорядился использовать здание в качестве поликлиники № 1 для членов ЦК КП(б)У.

В субботу сбылась моя давняя мечта - я наконец-то попала внутрь одного из самых красивых и самых загадочных зданий Киева, которое находится на улице Банковой 10, аккурат напротив Администрации Президента. Само здание является одной из многочисленных президентских резиденций и носит имя "Дом с химерами ".

Как известно, этот дом был построен архитектором Городецким за два года в 1901-1903 годах - полгода на строительство и полтора - на внутреннее и внешнее декоративное оформление. Нам рассказали, что Городецкий по дешевке купил довольно проблемный участок земли - пригорок, да еще и подземные воды... После чего он заключил пари с другим архитектором, Кобелевым, что построит здесь многоэтажный дом. И это ему, конечно, удалось!

Пригорок был обыгран оригинально - с одной стороны у дома три этажа, а с другой - шесть.

Говорят, что изначально, когда Городецкий планировал дом и договаривался со скульптурной мастерской итальянцев братьев Саля, в проекте дом выглядел гораздо скромней, но потом все-таки его украсили многочисленные фигуры.
Почему так - неизвестно. Думаю, Городецкому было мало просто построить тут дом, он решил сделать его неповторимым! Кстати, никаких химер на доме нет - сплошь реально существующие животные, рыбы и девушки...)
Есть даже загадка, которую киевляне любят загадывать гостям города: все фигуры на доме якобы парные и повторяются дважды или более раз. И лишь крокодильчик - один. Конечно, надо найти крокодильчика, на удачу...)))

Это - ящерки, не крокодильчики!

Еще одна легенда говорит, что так много подводных обитателей изображено тут в память об утонувшей дочери Городецкого, но это выдумка - его дочь значительно пережила отца, и ее потомки, судя по всему, живут где-то в Америке.

Туристы могут попасть внутрь лишь по субботам, когда проводятся всего 4 экскурсии, и то - это зависит от графика правительственных мероприятий.
У меня просто чудом получилось перехватить последний свободный билетик в одну из групп!
Мы прошли через ворота дома и через двери "Подъезда номер два" вошли внутрь...

За дверью нас ждал охранник - переписал данные паспортов, забрал мобилки и фотоаппараааатыыыы... Ыыыыыы....
Так что дальше будут фото, найденные мной в сети. Нашлось их совсем не много, но и из них я покажу лишь те помещения, которые видела сама.

Если снаружи дом украшен живыми животными и рыбами, то внутри сплошь гипсовые черепа, тушки, ружья... Одним из хобби Городецкого была охота, и это отразилось на оформлении дома напрямую. Еще говорят, что Городецкий все свои охотничьи трофеи превращал в чучел (которые, конечно, не сохранились), был увлечен Африкой (это видно по скульптурам и живописи на стенах и потолке), и даже однажды привез в Киев жирафа!
Такая вот внутри винтовая лестница. С этой же точки нам ее и показали, позволив, правда, заглянуть чуть выше, на потолок.
Дичь, висящая в пролете, - тоже гипсовая, отлично сохранилась. Живопись на стенах восстанавливали - одно время даже в Доме располагалась больница, тогда он пострадал более всего - к стенам прикручивали шкафы и инструменты, стены закрасили, но хоть до потолков не особо добрались...

Лестничные колонны в виде птичьих лап. И среди них вдруг ангелочки - всмотрись, их там видно. Якобы, это дань просьбе супруги архитектора о хоть какой-то доле романтики...)

На следующей лестничной площадке виден светильник из двух переплетающихся рыб. Нашла в сети вот такое фото - правда фигового качества и без ламп...

А здесь от светильника видна только верхушка...

Дом сменил множество хозяев и арендаторов, что, конечно, не улучшало его состояние.
Нам показали этаж, где когда-то жил Городецкий с семьей. На других этажах он сдавал комнаты.
Очень многое в доме было отреставрировано уже в 2003 году, когда и самый нижний этаж от земли очистили, и снаружи фигуры укрепили... А внутри многое восстанавливали по фотографиям самого Городецкого, которых осталось не так уж много.

Возможно, именно из-за этого холла дом когда-то был прозван горожанами "Морским дном". Из этого холла выход аккурат на Банковую, к Администрации.

Стены украшают рисунки затонувших кораблей и рыб. А на потолке - гигантский осьминог, щупальца которого обвивают водоросли с рыбами и раковинами. Всё сделано из бетона и частично покрыто перламутром, оттого кажется, что ракушки использованы настоящие.

А это - зал для приема иностранных делегаций. По креслам можно понять, где место глав делегаций.

Вообще изначально из почти всех комнат было по два и более выходов, имелись и тайные переходы. Но когда Администрация Президента взяла дом под "свою опеку", "лишние" двери и коридоры были убраны - в целях безопасности.
На фото не так видно, но на стенах и потолке лепка в виде ирисов - они в реальности ярко-розовые, поэтому эту комнату в шутку сравнивают с известным "Киевским тортом")))
Справа в стене видны окна - там находится скрытая комната для переводчиков. Совершенно непонятно, где туда дверь, так как в следующей по коридору комнате - малый банкетный зал...

Вот это - Малый банкетный зал - при Городецком это также была столовая. На потолке лепка на гастрономическую тему - сборная солянка из ананасов, кукурузы, и прочих фруктов-овощей. Люстра с рогами восстановлена по фотографиям.

Рядом находится гардеробная - тоже неимоверно красивая комната с рисунком лучника на потолке. Нашла вот такое изображение этой комнаты - без вешалок еще.

Нам показали и другие некоторые комнаты этого этажа. Запомнился еще холл в африканском стиле - с изображениями львов и бегемотов. На стенах коридоров и в комнатах висят картины. Подлинники, позаимствованные из киевских музеев (хм).

А в африканском холле мы застали украшенную елочку! Искуственную, но не конус. Вполне человеческая, с зелеными игрушками и золотыми бусами (не из золота все же, думаю...)))

На остальные этажи и в другие помещения вход запрещен - люди работают. Ну и к тому же, говорят, там менее интересно, и лепки меньше и вообще.
Приходится верить на слово.
Авось когда-то Мариинский дворец отремонтируют, резиденция переместится туда, а тут будет просто музей для всех. Хотя я что-то сомневаюсь...

И еще одна легенда. Говорят, что перед тем, как покинуть дом, Городецкий наложил на него проклятие, мол, только прямые его потомки смогут уживаться с химерами, остальным же занимающим дом - грозит неудача. Якобы по этой причине все организации, которые арендовали тут помещения - банкротились, конторы - разваливались... А сейчас тут, напоминаю, президентская резиденция...
Ну что, еще раз впитать глазами красоту - и на выход. Время экскурсии завершилось (чуть менее часа), и на пороге уже нетерпеливо топчется следующая группа.

Снаружи со всех сторон дом разный, но не везде его можно рассмотреть - там охрана, тут кусты... Зато трансформаторная будка красивая...))

И фонари в стиле.

А вообще возле Дома с Химерами красивее всего весной, когда на клумбах сменяют друг друга самые разные цветы. А сейчас из цветовой гаммы только флаги...

Обратила внимание на табличку, которая висит на маленьком домике охраны (как я думала) возле Дома с химерами:
"Главное управление обеспечения доступа к публичной информации"...
Так вот, почему Дом окружен тайной..))

Осталось только погладить того самого крокодильчика - на удачу...)

Огромное спасибо

Все архитекторы ошибаются. Ошибки лучших из них становятся достопримечательностями, как Дом с химерами Владислава Городецкого в Киеве. Мимо проходят основные туристические маршруты, но доступ внутрь серьезно ограничен, поскольку здание занимает департамент протокола президента Украины. Иван Сияк и Валентин Бо получили разрешение снять интерьеры дома для Bird In Flight.

В конце XIX века Киев ощутил наконец последствия индустриализации. Российская империя богатела, но богатства теперь доставались новым людям. Помещиков с их поместьями и наследственную аристократию затмили вышедшие из низов промышленники и финансисты. Они по-другому зарабатывали и по-другому тратили деньги. Созданный буржуазией спрос на недвижимость для жилья и инвестиций спровоцировал строительный бум 1890-х - 1900-х годов.

Среди архитекторов того времени не оказалось великих. Спустя 100 лет наиболее известно имя Владислава Городецкого, место которому в истории сохранил помпезный, обруганный критиками, неудачный с инженерной точки зрения «Дом с химерами». Большинство адресованных ему упреков звучат очень современно и до сих пор применяются по отношению к громким строительным проектам.

Спорная репутация архитектора

Сын украинских помещиков польского происхождения приехал в Киев в 1889 году после окончания Императорской академии искусств и вскоре женился на дочери владельца двух дрожжево-винокуренных заводов. Новые связи помогли получить первые заказы на проектирование склепов и дворовых туалетов. «Строительная контора домовой канализации архитектора В. В. Городецкого» - так называлось его первое бюро.

Помогло увлечение стрельбой. Владислав вступил в Киевский отдел Императорского общества правильной охоты, построил тир и вошел в круг самых влиятельных жителей города. Уже в следующем году Городецкого пригласили в состав Домостроительного общества, которое застраивало прилегающий к Крещатику район. Совместно с директором общества Шлейфером Городецкий спроектировал самый дорогой в городе отель «Континенталь». Заработок он вложил в цементный завод «Фор» купца Евгения Зайцева, вместе с которым часто охотился. В 1902 году Зайцев отдал Городецкому подряд на строительство четырехэтажного доходного комплекса в самом центре, на углу Крещатика и Прорезной, с огромным для того времени бюджетом в 800 тысяч рублей.

К своему 40-летию и строительству собственного дома Городецкий подходил с резюме, в котором значились несколько коммерческих зданий, Музей древностей и искусств (ныне - Национальный художественный музей) по проекту Петра Бойцова, Николаевский костел по проекту Валовского, и Караимская кенасса, главным украшением которой стали лепные украшения итальянца Элио Саля. Достройка чужих проектов и отсутствие собственного выраженного стиля были среди причин того, что в советской литературе Городецкого зачастую лишали статуса архитектора и называли инженером.

Непрозрачная сделка по покупке земли

Для постройки собственного дома Городецкий присмотрел на крутом склоне улицы Банковой два участка, объявленных непригодными для строительства. Дождавшись, пока из-за отсутствия покупателей цена упадет до минимума, архитектор купил у Домостроительного общества землю на деньги, одолженные в Обществе взаимного кредита. Директором обеих фирм был партнер Городецкого по строительству «Континенталя» Шлейфер. Залогом стало еще не построенное здание. Теперь его называют «Дом с химерами».

Рискованная схема финансирования

Пузырь на рынке недвижимости в Киеве надувался безоглядным кредитованием. Чтобы пройти весь процесс от покупки земли до оформления интерьеров дома, Городецкий взял 30 ссуд.

Участок в 1 550 квадратных метров обошелся в 15 640 рублей. Под залог земли получены средства на строительство первого этажа. Под залог первого этажа взяты деньги на второй, под залог второго - на третий. Так за 65 тысяч были закончены шесть этажей и крыша. Еще 59 тысяч рублей стоил один только первый год из двух лет отделочных работ.

Элитарность

К началу XX века в Киеве существовала 36-разрядная градация жилья по комфортабельности и годовой плате. Помимо расположения дома и площади квартиры, учитывался этаж (чем ниже, тем лучше) и набор услуг: отопление, электричество, телефон, холодильные камеры в подвале, наличие швейцара и посыльного, стоянка для экипажей и гараж. Аренда квартиры площадью до 100 квадратных метров в центральных кварталах стоила около 300 рублей в год. Семикомнатная люксовая квартира с полным сервисом на Николаевской улице (теперь - Архитектора Городецкого) обходилась в 700.

В «Доме с химерами» семье Городецкого отводилась квартира площадью 380 м² на первом этаже с кабинетом, двумя гостиными, столовыми, будуаром, спальней, детской, комнатой для гостей, прихожей, тремя комнатами для прислуги, кухней, комнатой для мытья посуды, ванной комнатой, двумя хозяйскими туалетами и кладовой.

Другие сдавались: двухкомнатная на первом этаже - за 420 рублей в год, трехкомнатная - за 540, 6-комнатная на втором этаже - за 1 200, 8-комнатная на третьем - за 2 000, 10-комнатная на четвертом и 9-комнатная на пятом - за невероятные 3 500 рублей каждая, 8-комнатная на шестом - за 2 750 рублей в год. В доме был грузовой лифт, общая прачечная, ледник, сараи для дров и экипажей, коровник для поставки свежего молока, винные погреба.

Ненадежное инженерное решение

Крутой склон на купленном Городецким участке земли заставил его применить новые конструкционные решения. Во-первых, у дома две высоты: с фасада он трехэтажный, а в сторону Крещатика смотрят шесть этажей. Во-вторых, у дома два разных фундамента: ленточный на горке и укрепленный полсотней буронабивных бетонных свай внизу.

Свайная технология была для Киева начала XX века новой, и архитектор не сумел правильно ее применить. За несколько десятков лет лежащие на разных фундаментах части здания раскололись. В некоторых местах трещина достигла ширины 40 сантиметров. Для спасения дома в конце 1990-х понадобился капитальный ремонт с забиванием 177 новых опор.

Спорная художественная ценность

Ненужность дома. Несостоятельность владельца

При полном заполнении квартир аренда ежегодно приносила бы Городецкому 13 910 рублей. В 2 300 рублей обходилось техническое обслуживание здания, 4 410 надо было отдать в счет долгов. Однако очередь желающих поселиться в «Доме с химерами» не стояла. Отпугивали цены, шум запущенного по улице Банковой трамвая, давящий дизайн интерьеров, расставленные тут и там охотничьи трофеи хозяина.

В 1909 году Городецкий впервые заложил «Дом с химерами», в 1912 году - опять, и потом уже не смог выкупить. Непоправимый урон бюджету архитектора нанесло осуществление мечты - участие в африканском сафари. Туром для трех киевлян по Кении руководил зоолог, выпускник Парижского университета. Ему помогали два следопыта, два оруженосца, конюх, три личных слуги для туристов, два повара, два препаратора, кинолог, четыре охранника и почти 150 носильщиков.

В 1920 году Владислав Городецкий эмигрировал в Польшу. Умер и похоронен в Иране, где строил вокзал по заказу американской компании.

(все фото, кроме подписанных иначе, - Валентин Бо)

Дом с химерами (Украина) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Дом с химерами - одно из самых странных строений в Киеве. Он расположен по адресу Банковская 10, неподалеку от Администрации Президента. Дом был построен в 1901-1902 гг. в стиле модерн, архитектором польского происхождения Владиславом Городецким. Этот участок изначально был непригоден для строительства - местность болотистая, и почва подвижная, однако в рекордные сроки дом целиком из бетона и цемента был построен.

Бетон на тот момент был материалом новым и редким, позволить его себе могли только богатые люди. Архитектор Городецкий был как раз из таких, поэтому не поскупился не только на сам дом, но и на декорации. Чтобы продемонстрировать, на что способен цемент, фасад дома был щедро отдекорирован изображениями химер - сказочных мифических существ. Здесь также изображены русалки, гигантские жабы и кувшинки, носороги, антилопы, а также слоны, чьи хоботы служат водостоком во время дождей,

Внутри дома не менее удивительно. На лестничных проемам - светильник в виде гигантского сома, лепнина на потолке изображает кораблекрушение с участием огромного спрута, а по бокам от мраморной лестнице расположены сказочные птицы.

Городецкий был увлеченным охотником, именно это хобби навело его на мысли о создании таких необычных интерьеров.

Изначально предполагалось, что квартиры в этом доме будут сдаваться в аренду и приносить Городецкому доход, однако настолько богатых людей в Киеве было немного, и тем не менее, некоторые из них все же были сданы. Сегодня дом принадлежит администрации Президента и служит для приема зарубежных делегаций.

Легенды Дома с химерами

За время создания и существования Дома с химерами возникла не одна легенда, связанная с ним, но наиболее известны две из них.

Как известно, почва, на которой стоит дом, изначально не годилась для строительства. Поэтому окрестные участки были отданы в свое время под государственное строительство, а этот в числе прочих был пущен с молотка. На этих публичных торгах архитектор Городецкий и встретился со своими коллегами Владимиром Леонтовичем и Александром Кобелевым и выразил намерение построить на болоте дом из одного только бетона. Те только посмеялись, но Городецкий был человеком азартным и заключил с ними пари, которое в итоге и выиграл.

Вторая легенда гласит, что Городецкий построил этот дом в память о своей погибшей дочери, которая утопилась из-за несчастной любви. Однако по другим данным, у Городецкого была всего одна дочь, которая прожила долгую и счастливую жизнь.



Похожие статьи