Кому подчиняется цб рф по конституции. Центральный банк россии

Центральный Банк Российской Федерации со дня его создания 13 июля 1990 года и по настоящее время является негосударственной коммерческой структурой, подотчетной Государственной Думе РФ и возглавляемой Советом директоров и Национальным банковским советом. Согласно статье 22 Закона «О Центральном банке Российской Федерации»:

Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета… Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
При падении цены на нефть и образовании дефицита бюджета Российской Федерации, Центральный банк не будет финансировать недостаток средств в бюджете для выплаты пенсий, зарплат бюджетных организаций (силовых структур, Министерства обороны, здравоохранения, образования и так далее), проведения государственных целевых программ и иных расходов. Правительству придется обращаться в Международный валютный фонд – частную организацию американских и английских банкиров для получения кредита на осуществление бюджетных ассигнований. Все средства, аккумулированные на счетах Центрального Банка России – золотовалютные резервы в размере 524, 5 миллиарда долларов не могут быть направлены на стабилизацию экономики Российской Федерации, согласно статье 22. Созданный Б.Н.Ельциным ЦБ России, как частная банковская организация, существует исключительно как отделение Федеральной резервной системы США, опять же частной банковской организации Ротшильдов и Рокфеллеров. Круг замкнулся, Центральный Банк России принадлежит клану Ротшильдов и полностью зависит от их решений. Почему?
Статья 75 Конституции Российской Федерации гласит:
Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком Российской Федерации. Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Одним словом, печатание и количество напечатанных рублей – прерогатива исключительно ЦБ России, на эту функцию банка – независимой коммерческой структуры не может повлиять ни один орган государственной власти, как например, президент или премьер – министр Российской Федерации. Кому же подчиняется ЦБ России? Прежде всего, надо понимать, что количество напечатанных рублей находится в прямой зависимости от поступления нефтедолларов на счета Центрального Банка. Если цена на нефть превышает установленный Министерством финансов уровень, то на эту разницу ЦБ России напечатает рубли и выпустит их в обращение, выступая в роли валютного обменного пункта США. Расчет за продаваемую Россией нефть идет в долларах США, курс рубля по отношению к доллару устанавливается Центральным банком, а размер этого курса зависит от размера инфляции, которую ЦБ РФ корректирует с помощью постоянного укрепления рубля относительно доллара США. Любопытно, что инфляция в России за последнее десятилетие составляла в среднем 10% в год по официальной статистике, курс рубля в 2001 году был в среднем 29,4, сегодня он составляет 27,6. Выходит, что за 10 лет доллар должен был стоить не менее 58 рублей, а по соотношению валютных курсов доллар обесценился на 100 – 6,2 = 93,8%? Но это не так, обесценение доллара на 6,2% за десять лет как раз соответствует ожидаемому инфляционному процессу в США. Такая монетаристская политика правительства России и Центрального Банка наталкивает на некоторые размышления.
Во – первых, борьба с инфляцией за счет поддержания стабильного курса рубля привела к неконкурентоспособности отечественного производителя, фактическому уничтожению сельского хозяйства и промышленности. Ориентирование Центрального Банка России на дорогой рубль привело к высокой ставке рефинансирования, устанавливаемой ЦБ, в размере 8,25%. Специалисты по экономике утверждают, что при ставке рефинансирования выше 5% промышленность перестает приносить прибыль и самоликвидируется, что и произошло в России. Отечественные банки и предприятия вынуждены брать кредиты на Западе, так как кредитоваться под 15 – 20% годовых бессмысленно. Отсюда совокупный долг отечественных предпринимателей составил в 2011 году 533 миллиарда долларов, при этом на счетах Центрального Банка лежат золото – валютные резервы в размере 525 миллиардов долларов, но кредитовать из этих средств отечественного предпринимателя ЦБ РФ не имеет право, так как эти средства вложены в долговые обязательства США.
Во – вторых, объем эмиссии рубля в России не превышает некий уровень, установленный Центральным Банком России, как разница между базовой ставкой цены на нефть и прибылью от продажи нефти по мировым ценам. Умножая эту разницу на курсовую стоимость рубля по отношению к доллару, ЦБ РФ получает определенную денежную массу, совершенно не учитывающую многие макроэкономические показатели внутри страны. Но правила игры заданы и все обязаны строго исполнять этот монетаристский закон, установленный США для России. При этом куда – то исчезла базовая ставка цены на нефть, которая составляет довольно внушительную сумму, большую, чем весь объем эмиссии рублей, а также средства от продажи других полезных ископаемых и энергетических ресурсов. Эти деньги практически целиком исчезают в Западных банках и оффшорах, исключение составляют только экспортные пошлины и мизерные налоги.


Таким образом, президент и премьер – министр Российской Федерации располагают частью средств от продажи нефти, причем по фиксировано заниженному курсу рубль – доллар, экспортными пошлинами и налогами. Это все! Остальные денежные средства испарились в «неизвестном» направлении. Забавно и то, что Резервный Фонд Российской Федерации, в размере 26 миллиардов долларов находится на счетах частного Центрального Банка России, там же находятся и средства Фонда национального благосостояния в количестве 90,9 миллиардов долларов, размещенные под 6,25% годовых. Это просто издевательство над русским народом, ведь даже ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 8,25% годовых. Выходит, что 2% - это плата Совету директоров и Национальному банковскому совету за проведение банковской операции? По всему получается, что С.М.Игнатьев, как председатель Совета директоров и А.Л.Кудрин, как председатель НБС, разделили сумму в 2,34 миллиарда долларов, причем делают это ежегодно, начиная с 2008 года.
Еще одно непонятное дело с пропавшими средствами Резервного Фонда Российской Федерации, которыми располагал Центральный Банк России. В 2008 году на счетах ЦБ России средств Резервного Фонда насчитывалось 130 миллиардов долларов, в 2010 году их осталось только 26 миллиардов, за полтора года было потрачено 104 миллиарда долларов. При этом, золото - валютные резервы Центрального Банка России выросли за тот же период с 453,5 до 524,5 миллиардов долларов, то есть на 71 миллиард долларов. Алексей Леонидович Кудрин, вполне возможно, что 33 миллиарда долларов было потрачено на повышение капитализации банков и социальную сферу, но как так получилось, что 71 миллиард пошел не на восстановление экономики, а перекочевал на счета частного коммерческого Центрального Банка России и стал недоступен для правительства Российской Федерации?
Самый большой уровень коррупции и финансовые преступления не в правительстве и не среди чиновников, а в частном коммерческом банке под названием «Центральный Банк Российской Федерации».
История этого чудовищного преступления, под кодом «Операция Центральный банк России» началась еще в 1989 году, когда Б.Н.Ельцин посетил США, где «случайно» встретился с Дж.Бушем – старшим, посетил в больнице Р.Рейгана и побывал на заседании в «Рокфеллер – клубе» в Манхеттене. Тогда этот предатель и «агент влияния» западных спецслужб получил не только «добро» на свою преступную деятельность, но и на передачу всех финансов России под контроль США. Уже в начале следующего 1990 года был создан Центральный Банк РСФСР (России), устав которого списали с ФРС США и одновременно Б.Н.Ельцин и М.С.Горбачев приступили к созданию банка «Общественного финансирования и кредитования национальных программ», финансирование которого осуществлял Banque Privee Edmond de Rothschild, филиал банка Ротшильда в Швейцарии.
Воспротивилось такому предательскому ходу дел КГБ СССР, устроив неудачное покушение на Б.Н.Ельцина в Испании, когда на высоте 3500 м у шестиместного самолета отказало все электрооборудование и гидравлические системы. После жесткого приземления с убранными шасси у Б.Н.Ельцина оказался раздроблен позвонок, и произошла почти полная парализация. Испанские врачи сделали невозможное – поставили Б.Н.Ельцина на ноги. Второе покушение на Б.Н.Ельцина произошло спустя полгода в Москве, когда в дверь ГАЗ – 3102 врезался ВАЗ – 2102, нанеся точный удар в пассажирскую дверь. Согнутая стойка сильно ударила Б.Н.Ельцина по голове, но он снова спасся. Августовский путч 1991 года сыграл на руку американским хозяевам Б.Н.Ельцина, в стране был завершен «тихий» сионистский переворот и Центральный Банк СССР стал Центральным Банком России. Ротшильды получили доступ к печатанию денег – рублей, золото - валютным резервам и всем экономическим объектам России.
Мейер – Амшель Ротшильд писал:
“Дайте мне контроль над выпуском денег в государстве, и мне плевать, кто будет писать его законы.
Эта формула продолжает работать и в России. Центральный Банк Российской Федерации не является акционерным банком, председатель ЦБ РФ назначается Государственной Думой, в Национальный банковский совет, возглавляемый министром финансов РФ А.Л.Кудриным, входят несколько депутатов Государственной Думы, чиновников правительства и администрации президента. ЦБ РФ не отвечает по долгам государства, равно как и государство не отвечает по долгам Центрального Банка. Так что же такое ЦБ РФ, кто руководит им, а стало быть, и Россией? А.Л.Кудрин, В.В.Путин, Д.А.Медведев или может быть С.М.Игнатьев? Нет, это исключено, так как создавался Центральный Банк России Б.Н.Ельциным не для себя, не для своих будущих приемников – В.В.Путина и Д.А.Медведева, а для своих заокеанских заказчиков – владельцев мировой банковской системы – клана Ротшильда, Рокфеллера, Моргана и Шиффа. Этот спрут с 1990 года выкачивает все экономические соки из России, оставляя нашим правителям – «агентам влияния» 2% от суммы предательски украденного богатства русского народа. При этом, рычаги влияния на нашу правящую элиту содержатся не только в их иностранных счетах, но и в собственности США на наш печатный станок, на наш Центральный Банк.
Вспомним недалекое прошлое – начало 90-х годов, когда в стране усилиями Е.Т.Гайдара и его американских советников была искусственно сокращена денежная масса, что сделало невозможной работу промышленных предприятий, которые в итоге вынуждены были перейти на бартерное обслуживание произведенной продукции, а цены ежемесячно повышались. В таких условиях крах промышленности и сельского хозяйства был обеспечен, в результате чего на улице оказались миллионы наших сограждан, вынужденных искать спасение в торговле. В итоге западные банки за бесценок скупили объекты промышленности и добывающих отраслей, а наш народ сделали нищими. Дефолт 1998 года оживил промышленность и сельское хозяйство, но разорил торговлю. Отечественный производитель стал вытеснять импортные товары с нашего рынка, оживилось русское предпринимательство. Но с этого времени возникает один вопрос – почему при устойчивом курсе рубля по отношению к доллару, насыщенности товарами и услугами, а также низкого размера денежной массы, в стране происходит ежемесячная инфляция? Ответ один - происходит тот же процесс, который происходил в начале 90-х годов прошлого века – нарастание капиталов иностранных банков и обнищание нашего народа.
Что будет с нашей финансовой системой, если привязанная к нефтедолларам рублевая эмиссия значительно уменьшится в результате падения цены на нефть? Либо Центральный Банк, по приказу своих американских владельцев уменьшит количество рублей, вынудив правительство России сократить социальные программы, закрыть многие центры оптовой и розничной торговли, перестать выплачивать пенсии и пособия. Либо девальвировать рубль, что вероятнее всего, изъять валюту из обменных пунктов и разогнать инфляцию до астрономических размеров. Проводимая Центральным банком последние 12 лет политика, была направлена именно на такой сценарий, иначе объяснить маниакальное упорство по поддержанию фиксированного курса рубля просто нечем. Впрочем, статья 75 Конституции РФ говорит о сохранении Центральным Банком устойчивости рубля, но если такая устойчивость является единственным направлением деятельности ЦБ РФ, то это можно расценить как предательство интересов России в угоду Международному Валютному Фонду – частной «лавочке» частных банков, клубу по экономическим интересам банкирского клана Ротшильда. Вся деятельность Центрального Банка России направлена на поддержание доллара США и покупательной способности американских домохозяйств.
Когда финансовая американская пирамида затрещит по швам, тогда швы начнут латать мировыми вассалами Америки. С начала 2011 года арабские революции хорошее подтверждение этому процессу, особенно гражданская война в Ливии. Мировая нестабильность приносит доход Ротшильду и Россия в этих глобальных играх следующая. Финансовый кризис в нашей стране может быть начат в любое время, ведь все механизмы для этого находятся в руках мировой закулисы, а наша правящая элита всего лишь инструмент для выполнения дьявольского замысла. Нет смысла гадать, кто будет следующим президентом в России, так как механизм финансовой катастрофы в нашей стране уже запущен и в любую минуту может разразиться настоящая катастрофа, которая обязательно приобретет националистическую подоплеку и уличные столкновения. Справедливости ради, нужно сказать, что и этот вариант событий разработан и проводится в жизнь американскими политтехнологами, наши правители здесь не играют никакой роли, они простые исполнители.
Томас Джефферсон, один из отцов – основателей США писал:
Если американский народ когда-либо позволит частным банкам контролировать эмиссию долларов, то сначала посредством инфляции, а потом - дефляции, банки и корпорации, которые вырастут вокруг такого Центрального Банка, будут отнимать у людей собственность до тех пор, пока их дети не проснутся бездомными на земле, которую завоевали их отцы.
Русский народ и Россия, путем предательства Б.Н.Ельцина и М.С.Горбачева, оказались в экономической кабале финансового кагала Ротшильдов, которые не только печатают рубли и осуществляют кредитно – денежную политику в России посредством Центрального Банка и продажных политиков. Но и предрекают нам разруху и экономический коллапс, чтобы путем хитроумных махинаций и столкновения людских масс на националистической почве разделить Россию на части, уничтожив и поработив Великую страну и Великий народ. Но мы, русские люди, должны сплотиться вместе и перед лицом грядущей опасности четко понимать и осознавать исходящую опасность. Если мы будем вместе, если мы будем понимать механизмы предательского замысла по разделению России, то мы станем смертельной опасностью для всех предателей и врагов России и русского народа.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Довольно часто в информационном пространстве всплывает различная информация о Центральном Банке Российской Федерации . Сведения разной степени правдивости, от домыслов и сплетен, до формальностей и юридических фактов, можно встретить как в желтой прессе, в небольших сообществах обсуждающих мировые заговоры, так и во вполне авторитетных изданиях. Одним из краеугольных вопросов, из ответа на который проистекает масса побочных теорий и разоблачений, является вопрос «Кому принадлежит Центробанк?» или «Кому подчиняется Центробанк?». Сегодня мы постараемся дать не него ответ, а также разобрать некоторые, бытующие в обществе, мнения на этот счёт.

Что такое Центральный банк Российской Федерации?

В первую очередь, следует определиться с тем, что же из себя представляет данный институт, какие имеет функции и свойства, является ли уникальным, или имеет аналоги в мире. Такой подход представляется наиболее верным, в контексте комплексного анализа бытующих в Сети и обществе мнений, касательно ЦБ.

В качестве источников нашего небольшого исследования, возьмём популярные слухи из интернета и сопоставим их с законодательством, а также с информацией из официальных источников, в том числе и из самого Банка.

Открываем Википедию и видим, что Банк России это:

особый публично-правовой институт, банк первого уровня. Главный эмиссионный и денежно-кредитный регулятор страны, разрабатывающий и реализующий во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами, при этом Банк России также является юридическим лицом.

Цели и функции ЦБ

Ст.ст. 3 и 4 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» содержат цели и функции этого института.

Статья 3. Целями деятельности Банка России являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
  • развитие финансового рынка Российской Федерации;
  • обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России .

Обратите внимание, на последний пункт. Многие мифы о ЦБ связаны именно с тем, что эта организация так или иначе, одной из основных своих задач имеет извлечение прибыли.

Все функции, обозначенные в ст. 4, направлены на достижение поставленных целей, так что не будем заострять на них внимание.

Правовой статус

Правовой статус Банка России определяется тремя основными источниками:

  • Статья 75 Конституции Российской Федерации
  • Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
  • Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»

Часть 2 статьи 75 Конституции гласит:

Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Такой конституционно-правовой статус вызывает несколько вопросов. Что значит «независимо от других органов государственной власти»? И разве «других» не подразумевает, что ЦБ тоже является органом гос. власти?
Конституционный Суд РФ, в своём определении отметил, что функции ЦБ «по своей природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения».
Дальше список вопросов только растёт…

Статья 1 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Мало того, что Банк действует независимо, так ещё и является юридическим лицом! Значит все слухи правда? ЦБ действительно действует автономно, лишая Россию суверенитета в части финансовой безопасности и эмиссии рубля?

Ситуация с независимостью центральных банков в иностранных государствах встречается довольно часто. Например, Банк Англии – изначально вообще частный банк, на сегодняшний день имеет статус «Независимой публичной организации». Многие страны самостоятельно ограничивают свой суверенитет в части эмиссии валюты, передавая эти функции в наднациональные органы.

Возвращаясь к Банку России, следует отметить, что его независимость всё же ограничивается действующим законодательством, а также контролирующими органами. Например, ст. 23 ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», уполномочивает Счётную палату вести финансовый аудит Центробанка .

Помимо этого, ст. 5 закона о Банке России устанавливает его подотчетность Государственной Думе РФ. А также наделяет Думу и Президента определёнными полномочиями в отношении ЦБ. Например, рассматривать основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимать по ним решения, назначать на должность и освобождать от должности членов Совета директоров Банка России и другие.

Оправдана ли такая независимость Центрального банка? – трудно сказать . Скорей всего, это зависит от политического режима и государственного строя. Именно демократия, как политический режим, наверное, подразумевает существование подобных независимых публично-правовых институтов. На фоне перехода к капитализму и демократии, многие наши соотечественники, ностальгируя по СССР отказываются на бытовом уровне принимать изменения подходов, в то время, когда на политическом и общественном давно уже со всем смирились. Поздно опомнились.

Центральный банк РФ (короткое наименование – ЦБ либо Банк России (Центробанк) – это основная банковская организация России, гарантирующая безопасность и устойчивость рубля по отношению к иным мировым валютам. Также организация следит за совершенствованием и укреплением самой структуры, контролирует деятельность иных финансовых учреждений, выдает и отзывает лицензии. Сегодня мы с вами поговорим о том, что представляет собой Центральный банк Российской Федерации, каковы его функции, структура, где зарегистрирован и кому принадлежит.

Что представляет собой эта банковская организация?

  • Центробанк – единственная кредитная организация в России, занимающаяся эмиссией денежных средств. Другими словами, она производит и выпускает наличные (чеканит монеты и печатает банкноты). Также она меняет старые купюры на новые.
  • ЦБ РФ – не обычная банковская организация, как, допустим, Сбербанк. Это единственное в своем роде банковское учреждение, стоящее над всеми финансовыми организациями.
  • Эта кредитная организация не выдает гражданам кредиты, не взаимодействует с физическими лицами – она контактирует исключительно с банковскими организациями . То есть, контролирует их деятельность и следит за соблюдением принципа честности и прозрачности.
  • В сам рабочий процесс банковских организаций Центробанк не вмешивается, но может отобрать лицензию либо, напротив, предоставить банковской организации помощь (при возникновении определенных сложностей) – допустим, санированием учреждения.

Каким образом появился Центральный банк РФ?

Выяснить, что представляет собой Центробанк можно, изучив историю его появления. В СССР в качестве основной финансовой организации выступал Государственный банк. Когда Союз распался, этой деятельностью начал заниматься Центробанк РФ, а основная банковская организация России перестала относиться к категории госучреждений (то есть, стала самостоятельным юридическим лицом). Банк из СССР фактически находился в подчинении у Совета министров. Именно им назначались и снимались с должностей руководители.

И самое важное – Совмином велся подсчет, какое количество денежных средств требуется государству. Иными словами, государство при помощи своего банковского учреждения самостоятельно принимало решения – какое количество купюр необходимо, после чего осуществлялась их печать.

Нынешняя основная банковская организация России не просто не подчиняется, но и по большей части взаимодействует с государством. Отчет о своей работе Центробанк предоставляет Госдуме.

Государственной собственностью является уставной капитал, все другие активы ЦБ. Каждый год Центробанк направляет в Госдуму отчеты – о том, каковы доходы, расходы. Обязательно осуществляется публикация данных отчетов в СМИ.

Еще одна обязанность Центробанка – передача части вырученной им прибыли в бюджет. Таким образом, полная независимость Центробанка от государства, особенно, в сфере его деятельности по получению прибыли – это, по большей части, момент условный.

Где зарегистрирован Центробанк и кому принадлежит?

Центробанк является юридическим лицом, зарегистрированным в российской столице. Здесь же располагаются и основные органы, занимающиеся управлением и надлежащим функционированием основной банковской организации России.
Размер уставного капитала ЦБ РФ – 3 000 000 рублей. Он, как и все остальное имущество организации – это федеральная собственность. По юридическому статусу считается, что банковская организация обеспечивает собственную деятельность в самостоятельном порядке. 75% прибыли перенаправляется в федеральный бюджет.
То есть, правительством был создан юридический орган для выполнения конкретной деятельности. При этом считать его коммерческим нельзя, ведь главная цель ЦБ РФ – следить за устойчивостью рубля, контролировать банковскую деятельность в России, ее должное функционирование. Извлекаемая прибыль считается побочным эффектом от данной деятельности – ее отдают государству.

Несмотря на все это, с документальной точки зрения государственным орган не считается. Другими словами, ЦБ не отвечает за государственную деятельность, и наоборот.

Функции ЦБ РФ

Главная банковская организация страны распоряжается всеми денежными средствами, правда с одной оговоркой: напечатать количество купюр, требуемых государству, Центробанк не может. Все дело в том, что ЦБ обязан исполнять правила Международного валютного фонда , членом которого страна стала в 1992-м году.

Цель была следующей – получить доступ к займам в валюте, в качестве основания выступал экономический кризис в государстве. В тот период времени страна остро нуждалась в финансовой поддержке.

В конечном счете, получение валютных кредитов для экономической стабилизации, интервенции для снижения курса доллара стало возможным, но Центробанк утратил право на самостоятельное кредитование государственной экономики. При этом он вправе кредитовать другие государства. Такие условия закреплены для всех членов МВФ.

Открытие первого кредита состоялось в 1992-м году. Сумма составила примерно один миллиард долларов. Была поставлена следующая задача – удержать дефицит госбюджета и инфляционный темп. Если не исполнять правила МВФ, Россию исключат из числа его участников – а это сразу же приведет к невозможности брать кредиты МВФ.

Поэтому Центробанк продолжает соблюдать требования МВФ и печатает количество купюр в зависимости от выручки долларов, после реализации газа, нефти и так далее. И с этим пока ничего не сделаешь.

Таким образом, главнейшая задача ЦБ РФ – эмиссия (то есть, выпуск) наличных. То есть, Центробанк организует обращение наличных денежных средств в России.

Иные функции

Выполняются Центробанком и иные функции. Полный перечень отражен в соответствующей документации, контролирующей деятельность главной банковской организации России. Речь идет о следующих законодательных актах:

  1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
  2. 75-й статья Конституции Российской Федерации.
  3. ФЗ«О банках и банковской деятельности».

Исходя из законодательных положений, данные функции выглядят следующим образом:

  • Банк защищает российскую национальную валюту от колебаний курса (и, увы, не всегда с этой задачей справляется). Но это вполне можно объяснить – падают цены на нефть – основной товар, за который РФ получает на мировой арене доллары.
  • Банковская организация разрабатывает, а после этого и реализует кредитную политику страны. Основные постулаты таковы – уменьшить инфляционный уровень, сделать доступными банковские кредиты учреждениям реального экономического сектора, стабилизировать банковские структуры (сделать их конкурентоспособными на международном уровне – чтобы они как можно дольше могли выдавать кредиты отечественным организациям). Все прекрасно понимают, что для реализации серьезных проектов практически всегда необходимы кредитные денежные средства.
  • Также Центробанк устанавливает требования для проведения банковских транзакций.
  • Разрабатывает, а после реализует меры, позволяющие развивать всю банковскую систему.
  • Обеспечивает меры по функционированию платежных механизмов.

Все, что было перечислено нами выше – это лишь небольшая часть задач, решаемых главной банковской организацией России. Существуют и другие.

Задачи Центробанка

  1. ЦБ разрешает зарегистрировать тот либо иной негосударственный пенсионный фонд (после предварительной оценки его возможностей).
  2. ЦБ выплачивает задолженности вкладчикам банков-банкротов, если та или иная организация была участником системы АСВ.
  3. Отвечает за установку отраслевых стандартов бухгалтерских планов счетов.

Имеются и другие задачи, о которых мы расскажем чуть подробнее, ведь именно они считаются самыми популярными среди россиян (поскольку в таких ситуациях нередко затрагиваются личные интересы многих людей).

Выдача и отзыв лицензии

После того, как Центробанк возглавила Эльвира Набиуллина, лицензии отобрали у более ста кредитных организаций. Цель – стабилизировать банковские структуры.

Большинство кредитных организаций, лишившихся лицензий, были уличены в проведении подозрительных транзакций, реализации рискованных принципов кредитной политики. К примеру, они выдавали огромное количество кредитов, а среди пострадавших от этого оказались вкладчики банковских организаций (речь идет и о физических лицах). И, естественно, учреждения, открывшие счет в банковской организации и проводившие через нее все совершаемые финансовые сделки.

Причины, по которым банк может остаться без лицензии, закреплены на законодательном уровне. Речь может идти о следующих ситуациях:

  • Кредитный капитал составляет на 2% меньше, нежели положено.
  • Личные сбережения кредитной организации ниже, чем уставной капитал.
  • Банковская организация не в состоянии сама за 2 недели выплатить долги всем своим кредиторам, и к тому же ЦБ – при взятии у него кредита.
  • Банковская организация без разрешения пошла на сокращение уставного капитала, и сделала его ниже размера имеющихся в распоряжении финансов.

Существуют и не столь значительные нарушения, при допущении которых у банка могут отобрать лицензию.

Определение ставки рефинансирования

Еще один вопрос, решаемый Центробанком РФ (пользующийся популярностью среди тех, кто берет кредитные продукты в коммерческих банках) – это определение ставки рефинансирования.

Это понятие еще иногда называют ключевой ставкой. Она исчисляется в процентах. Под данные проценты коммерческие кредитные организации и берут у Центробанка заемные денежные средства. Далее они поднимают эту ставку и выдают кредиты гражданам Российской Федерации.

Другими словами, увеличение ключевой ставки ведет к увеличению процентов, которые вынуждены выплачивать взявшие кредит граждане.

Возьмем для примера Сбербанк –это далеко не государственный банк, хотя таковым его считает большая часть россиян. А если бы и был государственным, всегда стоит помнить о следующем: Центробанк не является государственной структурой, от государства эта организация не зависит никоим образом. ЦБ РФ выдает кредиты и самому государству, хотя при этом оно выступает в роли акционера Сбербанка. Свыше половины процентов акций Сбербанка являются собственностью как раз Центрального банка РФ.

Что влияет на расчет ключевой ставки?

Во-первых, инфляционный уровень в России. Другими словами, наличие денег у граждан (то есть, их покупательская способность). При помощи увеличения либо уменьшения ставки рефинансирования Центробанк контролирует показатель инфляции (старается удерживать ее в пределах установленной нормы).

Если она низкая, происходит увеличение покупательской способности. Как итог – рост цен. Если приобретают много – разработчиками начинает производиться еще большее количество товаров. За этим следует поднятие расценок. Чтобы выпустить больше товаров, они берут в коммерческой организации денежные средства под меньшую, более лояльную ставку по процентам.

Увеличение наличных на руках у граждан возможно, в том числе, и при помощи доступных кредитов. Уменьшение ставки рефинансирования до конкретного периода служит стимулированием экономики. Отчего лишь до конкретного периода? Все очень просто – уменьшение ставки рефинансирования приводит к инфляционному росту – процессу обесценивания денежных средств.

После этого происходит повышение ставки Центробанком. Дорожают займы, граждане и учреждения уже не видят в них выгоды. Идет время, и количество наличных на руках у граждан становится все меньше и меньше. Это приводит к уменьшению покупательского спроса, выпуску меньшего количества товаров, замедлению роста расценок. Как итог, происходит рост инфляции.

Определение валютного курса

Центробанком выполняется еще одна актуальная для всех россиян функция – это вычисление .

Долларовый курс берется ЦБ РФ далеко не с воздуха. При определении данного курса учитываются данные валютных торгов на межбанковском валютном рынке. Случились какие-то торги, через день данный курс оказался в России. Поэтому данный курс является на сегодняшний день плавающим. Возврат к четко зафиксированному сниженному курсу, как было во времена существования СССР, возможным не представляется.

В то время официальный курс доллара, составлял не выше, чем один рубль. А приобрести по этой стоимости доллары считалось задачей нереальной. Они просто отсутствовали. Спекулянты реализовывали один доллар за несколько рублей, за проведение сделок с валютой была предусмотрена уголовная ответственность.

Увеличение курса доллара приводит к росту внутренних расценок. Это касается и товаров массового использования, поскольку оборудование, на котором разрабатывают эту продукцию, компоненты, как правило, являются импортными.

Структура управления Центробанка

Центробанк не смог бы исполнять все свои обязательства, если бы не имел четкую структурную организацию. Вся его деятельность согласуется с интересами субъектов всех уровней. Это касается и сотрудничества с правительством России, и взаимодействия с региональными правительствами.

Чтобы решать региональные цели, ЦБ обладает представительствами в каждом субъекте РФ. Другими словами, все эти региональные офисы ЦБ, в конечном счете, отчитываются перед головным офисом.

Основной орган

Основным органом является Национальный финансовый совет. Он состоит из 12 человек, является коллегиальным органом. Он состоит из представителей Совета Федерации (в количестве двух человек), Госдумы (в количестве трех человек из числа депутатов), российского Правительства (в количестве трех человек). Назначает в этот состав лиц и Президент РФ – также в количестве трех человек. Председатель ЦБ РФ является членом НФС.

Исполнительный орган

Высшей исполнительной структурой Центробанка считается совет директоров. Только им задается деятельность ЦБ, фиксируются задачи, вычисляется рабочий подход. Совет директоров – это не просто один председатель, но и еще 14 участников. Выполняют свои обязанности они на регулярной основе. За формированием совета директоров также внимательно наблюдают Госдума и Президент. Сбор совета директоров осуществляется один раз в 30 дней.

И непосредственно им решаются следующие вопросы:

  1. выпуск новых купюр;
  2. установление предписаний для банковских организаций коммерческого типа;
  3. определение предела рыночных транзакций;
  4. размер процентных ставок;
  5. предел существующих займов;
  6. формирование списка ценных бумаг.

Совет директоров отвечает за исполнение функций мониторинга. Другими словами, он руководит и следит за деятельностью таких организаций:

Остальные структуры

После совета директоров идут:

  • центральный аппарат Центробанка;
  • региональные подразделения;
  • военные подразделения Центробанка.

Основная цель всех вышеобозначенных структур ЦБ – реализовывать конкретные меры для выполнения на федеральном уровне кредитной политики, зафиксированной банковской организацией.

Кто является председателем ЦБ РФ?

С 2013-го года председателем ЦБ РФ является Эльвира Набиуллина. Является первой женщиной, занявшей столь серьезную должность в ЦБ РФ из всех государств Большой восьмерки. По законодательным положениям назначением главы банковской организации занимается Госдума – по решению президента. Временной период нахождения на должности составляет 5 лет. Назначать одного и того же гражданина более трех сроков подряд нельзя.

Иногда председатель ЦБ снимается со своей должности. Варианты могут быть следующими:

  1. Завершение срока, на который назначался этот человек.
  2. Появление проблем со здоровьем – если председатель не может полноценно исполнять взятые на себя ранее обязанности. Но этот факт обязательно должна подтвердить медкомиссия.
  3. Председатель может уйти в отставку, если пожелает того лично.
  4. Если он совершил уголовное преступление и судом был вынесен обвинительный приговор.
  5. Если глава Центробанка не исполняет предписания законодательства, контролирующего деятельность банковской организации.

Подведение итогов

Таким образом, вам известно, что представляет собой Центробанк РФ, каковы его функции, структура управления и кому он принадлежит. Надеемся, что предоставленная информация принесла вам пользу, и вы узнали для себя что-то новое.

Мы часто слышим, что Центробанк аннулирует лицензии и выдает новые, регулирует сферу страхования, занимается эмиссией средств. Возникает впечатление, что ЦБ является государственной структурой, представляющей интересы государства. Функции ЦБ позволяют назвать его главным кредитно-денежным регулятором, курирующим банковскую структуру.

Для коммерческих банков ЦБ является последней инстанцией, от решения которой зависит судьба финансовой структуры. История ЦБ начинается с 1990 года, когда новая образованная структура заменила собой работу Госбанка СССР, однако принципы функционирования серьезно отличаются от тех, которые имела упраздненная структура.

Круг задач ЦБ РФ

Работа ЦБ направлена на развитие российской банковской сферы. Первоначальные цели по защите эффективности платежной системы страны и поддержке устойчивости рубля изменились мало.

Исходя из целевых ориентиров, задачами Центробанка являются:

  1. Организация эмиссии с реализацией монополии на печать денежной массы (что установлено Конституцией в ст.75).
  2. Исполнение функций правительственного банка (с осуществлением расчетных операций, кредитования, поддержкой государственных программ в экономической сфере).
  3. Хранение резервов золота и валюты.
  4. Посредничество при любых безналичных операциях на правах главного расчетного центра страны.

Ключевым ориентиром выступают банковские учреждения, среди которых первенство и значимость отданы Центробанку.

ЦБ позиционирует себя как банк для банков, нацеленный преимущественно на работу с коммерческими банками России:

  • хранение банковских резервов в пределах, установленных государством;
  • контроль работы других банковских организаций;
  • кредитование банков.

В круг полномочий входит регулирование российской экономической сферы с помощью кредитно-денежной политики.

Исполняя важные задачи, в приоритетах Центробанк не ставит коммерческих целей по увеличению собственного дохода.

Кому принадлежит ЦБ

При создании Центробанк получил особый статус с регулированием полномочий специальным актом № 86-ФЗ.

С правовой точки зрения, нельзя относить ЦБ к собственности государства. Назвать официально это учреждение государственным органом нельзя, ведь перед законом ЦБ представляет собой обычное юрлицо с наемными работниками. Однако исполняемые задачи и цели относят его к рангу государственных институтов, поскольку предусмотрена функция государственного принуждения.

Чтобы разобраться, кто владеет ЦБ, обратимся к уставному капиталу и имуществу – оно находится в собственности государства. С другой стороны, право распоряжаться золотовалютным запасом и имуществом принадлежит Центральному банку.
Разграничен круг финансовых обязательств: банк несет ответственность за собственные обязательства, но не государства. С точки зрения права, Россия может стать банкротом в ситуации, когда в недрах ЦБ будут находиться ЗВР страны. Это делает государство зависимым от ЦБ. В то же время банк сам оплачивает свои расходы и не зависит от России. После 2014 года в бюджет страны, согласно закону, подписанному российским президентом, ЦБ стал отчислять 75% от доходов, оставшихся после уплаты налоговых отчислений.

Налицо тесная взаимосвязь ЦБ как финансового регулятора страны и самого государства, однако степень зависимости фактической и юридической различается.

Кто управляет

Процесс назначения на должность председателя ЦБ регулируется Конституцией (ст. 83). В Государственную Думу поступают предложения от президента России о кандидатурах на данный пост. И назначение, и снятие с должности согласуют с Государственной Думой по инициативе президента. В 2013 году на данный пост назначена Набиуллина Эльвира, и с того момента никаких изменений не было.

В законе № 15-ФЗ дается четкий регламент о структуре управления ЦБ, состоящей из совета директоров и его главы. 14 членов Совета назначаются по решению Госдумы, рассмотревшей предложенные председателем ЦБ и президентом кандидатуры. Должности назначают на срок 5 лет, в течение которых Совет ведет регулярную работу по управлению ЦБ.

Более внимательное изучение показывает, что несмотря на видимость контроля, его, по сути, со стороны власти не наблюдается. Действующий закон о ЦБ таков, что данный институт не несет ответственности перед государством и ему неподконтролен:

  1. ЦБ – отдельное юрлицо, существующее отдельно от государства.
  2. Структура наделена полномочиями выпуска и контроля денежной массы.
  3. Чтобы распорядиться золотовалютным запасом, государство должно согласовать этот вопрос с Центробанком. Аналогично обстоит дело с имуществом банка.
  4. Разграничены обязательства ЦБ и РФ, каждый несет ответственность только за свои долги.
  5. Контроль курса валют отдан в полномочия ЦБ, без необходимости согласования с правительством.
  6. Юридически ЦБ действует отдельно от государства, защищая свои интересы в судах международного уровня.
  7. ЦБ вправе указывать государственным структурам на необходимость определенных действий. Помимо госорганов, такие же указания он вправе отдавать и другим юрлицам и гражданам РФ.
  8. ЦБ не предоставляет кредитов российскому правительству, однако способен кредитовать другие страны.

В завершение стоит отметить, что ни указы Президента, Минфина, ни законодательные акты Государственной Думы не распространяются на работу ЦБ. Несмотря на участие в назначении на должность, президент и правительство не могут уволить председателя. Условное наличие такого права с юридической точки зрения невыполнимо в пределах срока действия возложенных ранее полномочий. Возникает вопрос, кому же подотчетен Центробанк, имеющий широкое влияние на всю государственную систему и экономику страны.

Такой организацией является МВФ. Именно распоряжения Международного валютного фонда обязан исполнить Центробанк при любых обстоятельствах. Членство в МВФ для России основано на подписанном соглашении. В положениях о Центробанке в числе других функций указано о роли ЦБ как депозитария для МВФ для размещения денежных средств и совершения операций согласно действующему соглашению.

В перечень главных требований МВФ входит обеспечение страной возможности обмена всей денежной массы во внутренней валюте на американские доллары или фунты стерлингов с помощью своих запасов ЗВР. Страна, являющаяся членом МВФ, обязана поддерживать эту возможность в любой момент времени и быть готовой к проведению обмена одномоментно. Обязанность к исполнению данного правила вводит ограничение средств, которыми располагает экономика России, – необходимо поддерживать наличие денежной массы в таком объеме, сколько есть валютных запасов в Центробанке. Следствием этого регламента является прямая зависимость между средствами, вырученными с продажи нефтегазовых ресурсов страны, и количеством денег, которые вправе выпустить Центробанк. Налицо прямое подтверждение зависимости всей экономики России от поступающих с продажи нефти и газа валютных средств.

В международной практике случаев, когда ЦБ и государство разделены, достаточно. Подобная система (ФРС) работает в США. Однако, в отличие от зарубежной практики, российский Центробанк не уполномочен кредитовать собственное государство и экономику. В отличие от американцев, где государство спокойно кредитуется через ФРС, Россия не вправе взять взаймы в недрах своего же ЦБ. Парадокс в том, что подобное ограничение не установлено для экономик других стран, которые получают ссуды в качестве финансовой поддержки из Центрального банка России.

При подробном изучении реализации положений о ЦБ создается впечатление о неподвластности организации: ни правительство, ни законодательный орган страны не вправе отдавать прямые распоряжения в отношении банка. В то же время ЦБ переданы огромные полномочия в отношении экономической сферы, а для банков и страховых компаний ЦБ служит последней инстанцией, от которой зависит их судьба. Повлиять на ЦБ на официальном уровне вправе только МВФ, однако цели данной организации не связаны с внутригосударственными интересами. Несмотря на обеспеченную функцию печати денежных знаков и право регулировать объем денежной массы в стране, ЦБ ограничен международными регламентами. Когда национальная валюта и центральный банк страны не принадлежат государству, вопрос относительно оптимального функционирования ЦБ остается открытым.

После публикации материалов, доказывающих частную природу Федеральной Резервной Системы США довольно часто возникает аналогичный вопрос о Центральном Банке России. Кому же принадлежит печатный станок РФ? Реально? При изучении закона о Центральном банке, в котором данный вопрос хотя и имеет тривиальный ответ, какого-то ясного понимания ситуации не возникает. Возникают другие вопросы. Главным из которых становится – а есть ли у нас вообще такой государственный орган – ЦБ? Некий коммерческий банк «ЦБ» у нас, конечно, есть и он даже может печатать рубли, но вот его функции несколько отличаются от тех, что обычно приписываются центральным банкам независимых государств.

Но сначала вернёмся к основному вопросу. Да, уставной капитал и имущество банка являются федеральной собственностью:

Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Закон о Центральном Банке РФ, казалось бы, ясно даёт понять всё о принадлежности ЦБ. К тому же, Дума назначает по представительству президента Председателя Банка и членов Совета директоров. И тут в порядке. Что же настораживает? А практически та же независимость от Правительства РФ, которая имеется и у ФРС. Скорее прослеживается обратная зависимость – Правительство РФ зависит в своей деятельности от политики ЦБ РФ. Закон явно списан с аналогичного законодательства США по ФРС, за некоторыми важными исключениями, о которых я скажу позже. Сейчас же обратим внимание на фразу, стоящую сразу после установления принадлежности имущества: государство не отвечает по обязательствам банка, банк – по обязательствам государства… Это как? Имущество принадлежит государству и этим имуществом государство не может ответить по своим обязательствам?

Иными словами – государство может стать банкротом даже при огромном золотовалютном резерве. ЗВР неприкасаем! ЗВР есть, да не про нашу честь. Вот о чём говорит эта статья. Ну а про имущество, здание, мебель – это мелочи. Принадлежат они государству, успокойтесь. Уставной фонд в размере 3 миллирдов рублей – тоже. Когда речь идёт о сотнях миллиардов долларов, то такие суммы в расчёт не берутся. Итак, можно констатировать, что закон о ЦБ противоречив по своей сути. Формально являясь федеральной собственностью Центральный Банк, тем не менее, не несёт каких либо обязательств по отношению к государству. И если вдруг государство предъявит к нему какие-то требования, то:

Статья 6. Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.

Можно, конечно, не послушаться решений страсбургских судов и использовать ЗВР в соответствии с первой фразой второй статьи закона, однако… ЗВР-то лежит не в ЦБ. Доллары и иную валюту, получаемые за торговлю нефтью и газом в Россию не завозят. По крайней мере в таком количестве. И правильно. Эшелонами бы пришлось возить. Я как-то прикинул – миллион долларов сто долларовыми купюрами – это чемодан. Сто миллионов соответственно – вагон. Миллиард – это уже эшелон в 10 вагонов. Представьте себе перевозку 3–4 миллиардов долларов в Центральный Банк РФ! Примерно на такие суммы увеличивается ЗВР каждую неделю! В течении последних нескольких лет. Кто-нибудь видел эшелоны под охраной, которые бы загоняли в подвалы ЦБ? Не думаю, что сейфы ЦБ вообще рассчитаны на хранение такого количества зелёной бумаги. Соответственно их там и нет. А где же ЗВР?

Во-первых, отметим, что смысла в таком количестве наличных денег нет вообще. Эти деньги представляют собой цифры в банковском компьютере, то есть «безнал». А в каком компьютере? Какого банка? Нашего ЦБ? Очень сомнительно. Их наличие на счетах ЦБ должно быть как-то отражено в международной финансовой системе. Кто же поверит просто так нашему ЦБ, что у него есть эти 289 миллиардов долларов (по состоянию на 13 декабря сего года)? Значит есть где-то там у них на западе Главный Банковский Компьютер, где хранится информация о том, что ЦБ Российской Федерации таки имеет эти деньги. Собственно такая информация и является тем ЗВР, о котором идёт речь, а компьютером тем распоряжается Всемирный Банк и МВФ – две реальные финансовые структуры Мирового Правительства, существования которого многие почему-то так и не могут признать.

Во-вторых, ЗВР не представляет собой даже и деньги. ЦБ РФ перевёл основную часть ЗВР в «ценные» бумаги США, точнее в облигации займа правительства США, которое ещё в марте этого года чуть было не объявило дефолт по этим самым бумагам. И непременно его объявит примерно через 2 года, в 2008 году. Об этом «аналитики» от финансов предпочитают молчать, хотя информация об этом легко доступна и проверяема. В общем итоге «свой» ЗВР ЦБ спрятал так, что государство Россия до него не доберётся ни при каком раскладе. Ну а поскольку тут использованы ценные бумаги США (по которым непременно будет дефолт), то понятно, чьи интересы в данном случае Центральный Банк России в своих действиях отражает. Но и это ещё не всё. В законе о Центральном Банке РФ есть одна статья, которая отличает его принципиально от ФРС, тоже «независимого от государства» банка. Оказывается, что

Статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Тут надо пояснить, что эмиссия долларов, производимая ФРС, напрямую связана с предоставлением кредитов федеральному правительству США. Делается это через покупку облигаций займа правительства США на несуществующие ещё деньги. Грубо говоря, в руки ФРС попадают «ценные бумаги» правительства США, а в обмен на счета правительства просто записываются соответствующие циферки. Которых раньше просто не существовало в природе. Эти циферки в банковском компьютере и становятся новыми деньгами. Ими распоряжается правительство США. Это, так сказать, первый этап. Второй этап эмиссии заключается в том, что обычным коммерческим банкам банки из системы Федерального Резерва выдают кредиты под обеспечение уже полученных «ценных бумаг» правительства США. Но с неким увеличивающим коэффициентом. Этот коэффициент составляет обычно от 9 до 16. Такая операция в банкирском сообществе называется «частичным резервированием» и тоже ведёт к увеличению общей денежной массы. Наличные же доллары печатают при списывании соответствующих безналичных сумм. Так дело обстоит в США.

Что же мы имеем в России? Абсолютно иную систему. Центральный Банк РФ не имеет права кредитовать Правительство России ни при каких условиях и соответственно этот механизм ввода денег в экономику выключен вообще по действующему закону. Как же вводятся в обращение рубли? Через покупку иностранной валюты, то есть тех же долларов. Сколько долларов положит в свою копилку ЦБ на столько он и напечатает рублей и пустит их в оборот. Всё это происходит через валютную биржу. В результате рублёвая масса напрямую привязана к долларовой. Можно считать, что рубли – это те же доллары, что «лежат» в ЗВР ЦБ, но перекрашенные в другие цвета и цифры на них стоят с определённым коэффициентом. Этот коэффициент слегка меняется со временем, но не сильно. По закону опять же ЦБ просто обязан поддерживать постоянный курс рубля. По отношению к доллару естественно. Таким образом, наша финансовая система становится лишь неким региональным отделением финансовой системы ФРС.

Этот факт даже может быть не воспринимаем на сознательном уровне самим руководством ЦБ, такое положение возникло как бы само собой… Принципиальным в данной ситуации является то, что нужды отечественной экономики в денежной массе полностью поставлены в зависимость от экспорта, приносящего на валютную биржу доллары. Сколько наторговали нефтью – столько и денег в экономике. Реальное производство внутри страны и товарная масса на внутреннем рынке в данном сценарии не рассматриваются. Одним из результатов такого подхода является инфляция – рост товарной массы внутри страны не поспевает за экспортом сырья. Долларов поступает слишком много, соответственно под них печатается слишком много рублей. Чтобы как-то ликвидировать инфляцию при данном механизме эмиссии нужно либо сокращать экспорт, либо импортировать больше западных товаров. Либо уж постоянно увеличивать курс рубля.

Все эти варианты имеют свои отрицательные последствия за исключением одного – импорта средств производства и технологий. Только такая «трата» долларов может обернуться на внутреннем рынке ростом производства товаров и, соответственно, уменьшением инфляции. Но кто же нам даст тратить ради этого ЗВР? В этом вся проблема. Очевидно, что такая ситуация свидетельствует о подчинённом положении российской финансовой системы по отношению к международной финансовой системе, и к её основному ядру – ФРС. Очевидно так же то, что такое состояние искусственно и внедрено агентами влияния Запада в лице Геращенко и других деятелей от финансов. Прикрываясь якобы независимым и свободным от государственного вмешательства финансовым устройством, на деле была реализована полностью подчинённая Западу инфраструктура финансов России. Да иначе и не могло быть при «реформаторе» Ельцине.

Для обхода проблемы «независимости от государства» ЦБ и его ЗВР при правительстве был создан Стабилизационный Фонд. Однако и его деятели от финансов смогли убрать подальше – трансформировали сначала в валюту, а потом и в «ценные бумаги» США. Естественно опять он превратился в циферки на Главном Банковском компьютере где-то во Всемирном Банке. Которые при случае можно и «заморозить». Интересно, что в проекте постановления правительства «о порядке инвестирования средств Стабфонда» Минфином было предложено, что средства Фонда можно будет вкладывать в ценные бумаги «правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США». Интересен тут даже уже не смысл постановления, а порядок стран. Страны перечислены в порядке алфавита, только не русского, а … английского. Соответственно проект постановления в оригинале был написан на английском языке, а Минфином был выдан на подпись Фрадкову только перевод. Переводчик Минфина не стал переставлять страны в порядке русского алфавита. Соответственно и само подписанное Фрадковым 21 апреля сего года постановление содержит вполне прозрачные улики - постановление готовилось явно не в Минфине. В Минфине сидит лишь не очень умный переводчик. Текст постановления широко цитировался прессой, а его следы вместе с ошибкой переводчика есть и на сайте Минфина.

Кстати говоря, средства Стабфонда будут размещаться на Западе под видом средств Центрального Банка России. Финансисты боятся, что счета правительства РФ могут арестовать (уже были случаи попыток арестов имущества РФ - кораблей, самолётов…). А вот счета ЦБ вроде как не могут. Поскольку ЦБ РФ – это уже не госструктура и нести ответственность за государство оно не может. Чисто юридически. Вот так. Может просто не иметь такие счета за границей? В таком астрономическом объёме? Либо уж иметь под рукой ответный рычаг шантажа? В законе о ЦБ есть ещё несколько важных моментов, говорящих о том, что к государству данная организация имеет весьма косвенное отношение. Прежде всего это статья о прибыли. ЦБ, если следовать логике закона о нём – коммерческий банк. У него есть прибыль, которая образуется из любых форм его деятельности включая сеньорадж – прибыль от непосредственной эмиссии денег. Эта прибыль не поддаётся контролю государства и не идёт в государственный бюджет. Именно этот факт был использован в судебных материалах о ФРС в качестве доказательства его частной природы. Можно ли этот факт использовать по отношению к ЦБ? Естественно.

К нему можно добавить и то, что заработная плата работников ЦБ определяется его же Советом директоров. Почему бы себе не назначить зарплату в миллион долларов? Или я мелочусь? Конечно, реальное присвоение капиталов происходит несколько сложнее, всё-таки неудобно назначать себе зарплату фантастических размеров на виду у всех, но тут важен основной принцип. Историю законодательства о ЦБ я рассматривать не буду. Отсылаю к книге В.В. Мартыненко «Неизвестная политика Банка России». Из неё понятно, что ЦБ имеет сильнейшее лобби в госдуме. И принятие законов о ЦБ, как и в США происходит примерно по одинаковому сценарию - коррупционному. Единственное, что тут надо отметить – это попытку Путина национализировать Центральный Банк РФ в 2000 году. Дума не дала. Даже «партия власти» - единороссы не поддержали в этом Путина. Вообще никакие партии не поддержали, включая КПРФ. Что заставляет задуматься о политической природе наших партий вообще.

Понятно, что история с ЦБ ещё не закончена. Последние события вокруг ЦБ говорят о том, что какие-то процессы тут идут. И попытки действующей власти поставить под контроль государства этот «государственный» орган ещё будут. Думаю, что поддержать её в этом просто необходимо. Что же у нас получилось в итоге? Правительство не может распоряжаться ни ЗВР, ни какими либо ещё активами Центрального Банка России. По закону ЦБ даже не имеет права кредитовать правительство, что самое смешное и трагичное. По существу ЦБ взял на себя лишь обязанности валютного обменного пункта и, тем самым, поставил финансовую систему России в зависимость от международной финансовой системы с ядром управления в Федеральном Резерве США. Правительство во избежание ситуации дефолта было вынуждено создать Стабилизационный фонд, который умники из Минфина опять же сумели увести из под контроля правительства переведя его средства в валюту и ценные бумаги на счета Всемирного Банка под видом средств ЦБ РФ. Правительство снова оказалось в нестабильном положении - при неожиданном снижении ежемесячных поступлений от налоговых органов и таможни бюджетники могут остаться без зарплаты, а работа всего государственного аппарата парализована. Ну и конечно для реальных инвестиционных проектов копеечного Инвестиционного фонда под контролем умника Грефа явно маловато.

И на днях у правительства появились «новые» идеи - будет создана новая госкорпорация под громким названием «Банк внешнеэкономической деятельности и развития Российской Федерации». Это будет не простой банк. Он не будет давать кредиты физическим лицам и не будет иметь прибыли. Он будет давать только беспроцентные долгосрочные кредиты юридическим лицам на сроки более 5–10 лет. «Но самая главная особенность Банка развития в том, что он, в отличие от других банков, не будет подчиняться Центробанку. Его сможет контролировать только правительство. Центробанк не сможет его даже проверять, что специально оговорено в законопроекте.» Правда и для его создания придётся принимать особые законы. Удастся ли преодолеть лобби ЦБ в Думе?

В продолжение темы ЦБ. Можно усомниться, что ЦБ вообще является государственной структурой. Основная причина - независимость его от государственных органов власти. А юридически это закреплено в законе о ЦБ во второй статье, где сказано, что ЦБ не отвечает по долгам государства. Для юристов любой страны это означает полную независимость данного органа от государства. Ибо имущественные отношения в данном вопросе определяющи. ЦБ не принадлежит государству, поскольку государство не может распоряжаться собственностью ЦБ.

Чтобы всем было понятно, уточню - золото-валютные резервы ЦБ вне досягаемости государственных органов власти. Это верно, даже если органы власти назначают управляющих менеджеров данной организации. В качестве примера взаимоотношений ЦБ с высшим органом власти в стране - Государственной Думой можно привести совершенно ошеломляющий пример. Это намерение Счётной палаты провести проверку деятельности ЦБ. Это произошло сразу после убийства зампреда ЦБ Козлова. Но оказалось вдруг, что без разрешения Национального банковского совета это проделать невозможно! Председатель этого органа - глава Минфина Кудрин. Кудрин стал грудью на защиту ЦБ и он оказался главнее председателя Счётной палаты Степашина. Хотя на днях разрешение всё-таки было выдано:

Национальный банковский совет (НБС) на ближайшем заседании одобрит проведение Счётной палатой проверки финансово-хозяйственной деятельности Банка России, сообщил в пятницу депутатам Алексей Кудрин, являющийся председателем НБС. «Это подразумевает, что ЦБ подконтролен парламенту», – пояснил министр.

Последнее уточнение весьма знаменательно. Банкиры обеспокоились, что независимость ЦБ станет заметна общественности и разрешили таки проверку. На самом деле речь не идёт о какой-то полной независимости ЦБ. Не подчиняясь российским органам власти, ЦБ вполне подчиняется международным финансовым структурам Мирового Правительства - Всемирному Банку и МВФ. Кудрин, обслуживающий интересы этих западных финансовых структур, реально управляющих российской финансовой системой, просто попытался очередной раз скрыть данный факт. В прошлой статье я привёл некоторые данные, проясняющие эту ситуацию.

Последний факт - это вывод Стабфонда из-под контроля правительства и поиски для него иностранного управляющего. Всё это под предлогом эффективности его использования. При этом наиболее эффективный способ - инвестиции в российскую экономику почему-то не упоминается вообще. Точнее его обсуждения всячески избегают под предлогом возможной инфляции. Глупее повода не придумать! Ведь инвестиции прежде всего означают покупку современного оборудования за границей. Деньги пойдут на товарный рынок Запада. А в России это обернётся ростом товарного производства - лучшего средства от инфляции. Даже если покупать оборудование непосредственно в России, это всё равно обернётся ростом товарной массы на 15-20% больше инвестированного капитала. Это опять снижение инфляции. Кто-то «особо одарённый» в финансовых делах возможно скажет, что Стабфонд в рублях и потратить их за границей не возможно без конвертации в валюту. А конвертация прибавит рублей на внутреннем рынке и снизит курс рубля и добавит инфляции. Опоздали! Уже конвертировали. И снизили и добавили.

Более того, прежде чем эти деньги конвертировали в доллары их сначала конвертировали из долларов в рубли. Поскольку это налог с экспорта нефти, идущей до сих пор за доллары. То есть прежде чем попасть в Стабфонд, эти деньги были напечатаны ЦБ для скупки излишков долларов на валютной бирже, куда те попали от торговли нефтью. И вот эта политика ЦБ уж точно ведёт к инфляции. Может надо было брать налоги прямо в долларах? Оцените шутку…

Но вернёмся к проблеме ЦБ. Кое-кто до сих пор не понимает ситуации вокруг ЦБ. Ещё в 2000 году Путин пытался национализировать ЦБ, но его инициативы не прошли Госдумы. Ни одна партия его не поддержала. А Путин сам писать законы не имеет права. Он президент, а не царь. И по закону ЦБ у нас - независимая организация. Однако борьба за ЦБ всё же идёт. Закон о ЦБ периодически подвергается редакции. Например в 2003 году, после длительных боёв трёх сторон - Думы, правительства и ЦБ некоторые мелкие полномочия Совета Директоров ЦБ переползли в Национальный Банковский совет, который можно всё-таки хоть как-то считать государственным органом. Но в чём тогда была интрига?

«До того, как поправки в закон взяло под свой контроль правительство, депутаты предлагали лишить ЦБР независимого статуса.»

То есть, «поправки ко второму чтению передавали НБС стратегические функции Совета директоров Центробанка, однако ЦБР удалось убедить правительство и депутатов не принимать такие изменения в закон.» Надо тут отметить опять же, что главным защитником ЦБ был и остаётся член правительства и глава Минфина Кудрин. Будучи главой Национального Банковского Совета, он, однако, не очень стремится увеличить свои полномочия по управлению Банком России. И это заставляет задуматься… Задуматься заставляет и следующий факт - ещё в 2002 году Совет федерации, будучи за изменение статуса ЦБ наложил вето на обсуждаемый закон, но депутаты нижней палаты это вето преодолели - «при необходимых для принятия решения 300 голосах за преодоление вето проголосовали 389 депутатов, против проголосовал 1, воздержался 1».

Интересны поправки к закону, которые таки внесли в закон депутаты Думы в 2002 году (в закон вошли уже в 2003-м).

1. «Органами управления Банка России являются Национальный банковский совет, совет директоров ЦБ и председатель Банка России.»

2. «В федеральный бюджет ЦБ будет перечислять 50% фактически полученной прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и утверждения годовой финансовой отчётности.»

То есть именно тогда отобрали у ЦБР часть независимости и наделили НБС некоторыми функциями управления. Но самое главное - отобрали 50% прибыли! Это налог такой - «пополам» называется. Печатаешь деньги, так хоть половину государству отдай. То, что прибыли у печатного станка не должно быть в принципе, до депутатов как-то не дошло. Но и 50% - уже победа.

Интересно так же поведение некоторых лиц при обсуждении: «Поправки были приняты, несмотря на возражения нового руководителя ЦБ Сергея Игнатьева, присутствовавшего на этом заседании, и министра финансов Алексея Кудрина. Правительство, в частности, возражало против наделения НБС „управляющими“ функциями, настаивая, что они должны быть только контрольными. Такого же мнения придерживается и глава бюджетного комитета Александр Жуков»

«Правительство» тут, надо полагать, было представлено мнением Кудрина. Очень не хочет данный господин, чтобы в дела ЦБ вмешивалось государство. Даже в лице лично его, министра финансов Кудрина. В истории закона о ЦБ есть ещё один важный момент - это борьба ЦБ за усиление контроля над российскими коммерческими банками. Если бы ЦБ был безусловно государственным органом, то я только приветствовал бы такое стремление. Однако здесь ситуация иная и в ней стоит немного разобраться. А для этого придётся окунуться немного в историю возникновения коммерческих банков России.

Некоторые возможно помнят времена шоковой терапии по рецептам Гайдара, внука великого писателя, создавшего светлый образ Мальчиша-Кибальчиша. Этот внук оставил по себе далеко не самые светлые воспоминания. Моя тёща, врач областной больницы, помнит как получала зарплату мешками сахара. А тесть тогда получал зарплату на заводе не деньгами, а талонами в местный магазинчик. Финансовая система государства в результате реформ вдруг оказалась парализована. Промышленные предприятия, до этого вполне нормально работавшие вдруг оказались совершенно без денег. Настолько, что нечем было платить зарплату. Шок был настолько сильным, что некоторые руководители предприятий не выдержав картины гибели своих предприятий кончали жизнь самоубийством. Намеренно или нет были остановлены финансовые потоки - это большой вопрос, но то, что это произвело эффект получше атомной бомбардировки - непреложный факт.

Тем не менее, не вся экономика тогда умерла. Финансовое оружие хотя и нанесло огромный урон экономике, не уничтожило её полностью. Временное решение было найдено - бартер. Деньгами стали сами товары - дерево, уголь, нефть, сахар, мука… И не все, но многие предприятия продолжали работать. Следующим шагом по решению проблемы организации торговли в условиях разрушенной финансовой системы было создание коммерческих банков. Да, да. Предприятия сами создавали свои собственные банки! А что делать, если действовавшие тогда банки отказывались их обслуживать? Так и возникли Газпромбанк, Стройбанк, Судостроительный Банк, Сибакадембанк, Агропромкредит Банк, Желдорбанк… Даже Сибирская Академия Наук была вынуждена создать свой банк, чтобы платить научным сотрудникам зарплаты вовремя!

Конечно, тут не обошлось и без частных корыстных интересов, деньги есть деньги. Однако российская экономика выжила благодаря этим банкам. Факт есть факт. Нельзя сказать, что интеграция банков и промышленных предприятий - есть какое-то изобретение российской экономики эпохи гайдаровских реформ. Вовсе нет. Развитие южнокорейских корпораций - чеболей и японских сюданов как раз связано с возникновением особого типа финансово-промышленных групп. Эти группы, включая в себя и финансовые структуры, становились независимыми от внешней банковской системы, что добавляло им устойчивости и эффективности в использовании имеющегося капитала. Многие западные ТНК так же имеют в своём составе финансовые институты, что тоже увеличивает их конкурентоспособность. Естественно такое положение не устраивает предпринимателей от чисто финансовых кругов. Финансовые потоки замыкаются внутри промышленных корпораций не давая обычным банкам получать свою долю прибыли.

К примеру, «согласно обследованию предпринимательских объединений, удельный вес сделок внутри сюданов в объёме продаж компаний обрабатывающей промышленности, входящих в сюданы, составляет 20,4%.» Деньги вращающиеся внутри промышленных объединений перестают приносить прибыль денежным монополистам и потому становятся основной мишенью для их атак. А вот этот факт уже может нам объяснить и политику ЦБ в отношении коммерческих банков. Я пока не могу утверждать наверняка, что целенаправленная деятельность именно ЦБ привела в начале 90-х к параличу российской экономики. Этот факт ещё требует своего изучения. Но то, что творится с лицензированием коммерческих банков явно вызывает подозрения в каких-то скрытых мотивах. И письма арестованного Френкеля эти подозрения усиливают.

То, что ЦБ устроило бойкот российской экономике видно и по другому факту. ЦБ отказывается её кредитовать вообще! Нет, явного запрета никогда не существовало. Однако процент по кредиту был такой, что только сумасшедший мог брать кредит на таких условиях. Такие, конечно, находились, но на экономику в целом это никак не влияло. Как дело обстоит сейчас? Российская экономика получила доступ к кредитам. Но за границей! На сегодняшний день российские предприятия задолжали порядка 140 млрд. долларов западным банкам. Почему западным, а не российским? У наших денег нет? Вроде есть - ЗВР более 300 млрд. ЦБ мог бы использовать часть ЗВР на кредиты российским предприятиям. Но предпочитает его держать на западных счетах. Западные же банки, учтя все риски, дают нашим предприятиям кредит на приемлемых условиях. Возможно, используя при этом наш же ЗВР.



Похожие статьи