Концепция развития бухгалтерской отчетности рф. Основные положения "концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в российской федерации на среднесрочную перспективу". Что день грядущий нам готовит

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу направлена на:

Повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

Обеспечение гарантированного доступа к бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям.

Концепция включает в себя три раздела:

1. Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.

2. Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.

3. Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе.

Рассмотрим разделы более подробно.

Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.

За последние годы в области бухгалтерского учета и отчетности произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В частности, были разработаны более двадцати российских стандартов бухгалтерского учета на основе МСФО, хозяйствующие субъекты стали использовать в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики (рыночная оценка имущества, создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей, по сомнительным долгам, под обесценение финансовых вложений и т.п.). Крупнейшие организации ряда отраслей промышленности (нефтяной, газовой, энергетической и др.), а также банковского сектора подготавливают консолидированную отчетность по МСФО или иным международным стандартам. Возрос престиж бухгалтерской профессии, возникла аудиторская профессия. Появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из которых стали членами Международной федерации бухгалтеров.

В то же время в Концепции говорится о серьезных проблемах в развитии бухгалтерского учета и отчетности:

1) отсутствие официального статуса отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;

2) формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

3) неоправданно высокие затраты на подготовку консолидированной финансовой отчетности путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;

4) представление избыточной отчетности органам государственной власти;

5) излишние затраты из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;

6) слабая система контроля качества отчетности, в т.ч. невысокое качество аудита;

7) недостаточное участие профессиональных общественных объединений и пользователей бухгалтерской отчетности в регулировании бухгалтерского учета и отчетности;

8) низкий уровень профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, в т.ч. недостаточность навыков использования МСФО.

Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности

Бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в РФ, которая включает также статистический и оперативно-технический учет. Единство этой системы должен обеспечивать первичный учет хозяйственной деятельности организаций.

Основные направления развития бухгалтерского учета и отчетности относятся ко всем отраслям и сферам экономики РФ. Вместе с тем реализация их в некоторых отраслях и сферах экономики имеет определенные особенности. В частности, в бюджетной сфере направления развития бухгалтерского учета и отчетности определены Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 22.05.04г. № 249. (8) При этом основным инструментом реформирования учета и отчетности в бюджетной сфере должны стать МСФООС (международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора).

В банковской системе направления развития бухгалтерского учета и отчетности определяет Центральный банк РФ.

Дальнейшее развитие учета и отчетности в РФ необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

1. Повышение качества информации в бухгалтерском учете и отчетности.

2. Создание инфраструктуры применения МСФО.

3. Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

4. Усиление контроля качества бухгалтерской отчетности.

5. Подготовка и повышение квалификации кадров, занятых бухгалтерским учетом и аудитом.

Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе.

В Концепции предусмотрены два этапа ее реализации:

1. 2004-2007 гг.:

а) обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно-значимых хозяйствующих субъектов (кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам).

Вместе с тем такие организации должны вести параллельный учет фактов хозяйственной жизни по российским правилам, обеспечивающим потребность судебной системы, статистики, бизнеса и налогообложения, исходя из требований российского законодательства;

б)утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО;

в) создание специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета;

г) создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО;

д) сближение правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета;

е) активизация участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессий;

ж) совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров;

з) развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

2. 2008-2010 гг.:

а) обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности остальных хозяйствующих субъектов;

б) оценка возможности составления определенным кругом организаций индивидуальной бухгалтерской отчетности по МСФО (вместо российских стандартов);

в) укрепление и расширение сферы деятельности специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности;

г) дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессий;

д) расширение сферы контроля над качеством бухгалтерской отчетности, в т.ч. подготовленной по МСФО.

Как составить бухгалтерский баланс Виткалова Алла Петровна

3.1. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу

В российских условиях бухгалтерская отчетность используется (пока еще) для контроля деятельности организации, финансового и налогового. Она по-прежнему носит адресный характер, баланс считается конфиденциальным документом, недоступным для обозрения.

Однако развитие рыночных отношений расширяет функциональные возможности бухгалтерской отчетности в сторону рыночно-ориентированной, финансовой, целью которой является предоставление данных пользователям заинтересованным в ней, необходимой им для принятия финансовых решений.

Рынок увеличивает спрос на сигнальную информацию о перспективах и рисках ведения бизнеса. В этом особенно заинтересованы акционеры, инвесторы. Они хотят иметь информацию о будущих экономических выгодах для того, чтобы не просто получить данные о текущих финансовых результатах деятельности, но, главным образом, о ценности бизнеса в целом.

Чтобы создать условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности, направленных на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечении гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям, разработана по решению Правительства РФ Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу. (здесь и далее – Концепция). (см. приложение 1).

Концепции предшествовала Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283.

Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты МСФО.

В соответствии с рекомендациями МСФО в бухгалтерской отчетности раскрывается информация, соответствующая рыночным отношениям: об аффилированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, о прекращаемой деятельности, обесценении финансовых и других активов, информация по сегментам и др. Используются способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики. Крупные и крупнейшие организации со сложной организационной структурой подготавливают консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам. Получил развитие рынок аудиторских услуг, возникла аудиторская профессия. Возрос престиж бухгалтерской профессии, появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из которых стали членами Международной Федерации бухгалтеров.

В то же время в бухгалтерском учете и отчетности имеются серьезные недостатки:

отсутствует официальный статус бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, не созданы необходимые условия для МСФО;

имеет место формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям учета и отчетности;

неоправданно высоки затраты хозяйствующих субъектов при подготовке консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации отчетности, составленной по российским правилам;

излишние затраты идут на представление избыточной отчетности по запросам административных органов и на ведение параллельно с бухгалтерским, налогового учета;

слаба система контроля качества бухгалтерской отчетности и ее аудита;

недостаточно участие общественности(включая заинтересованных пользователей) в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии.

Вместе с тем, благоприятные условия дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности продолжают складываться: введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. Уже почти прекратились дискуссии по поводу необходимости ведения учета и отчетности по рекомендациям МСФО, уступив место профессиональному суждению о более рациональных методах перехода на систему международных стандартов. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в качестве цели их развития на среднесрочную перспективу (2004–2010 гг.) установила создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации.

Важнейшим условием реализации этой функции явится активизация использования МСФО путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Концепция формирует направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности. Это:

повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

создание инфраструктуры применения МСФО;

изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Основное направление развития бухгалтерского учета и отчетности – повышение качества информации, формируемой в них, общим критерием качества информации бухгалтерского учета и отчетности является ее полезность.

На основе данных бухгалтерского учета и отчетности, хозяйствующие субъекты подготавливают информацию юридического лица (индивидуальную бухгалтерскую отчетность) и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, бухгалтерская информация используется для формирования управленческих показателей, для составления налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами и при необходимости других видов отчетности. В этих условиях качество бухгалтерской отчетной информации достигается обеспечением относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности. Это возможно осуществить при составлении индивидуальной бухгалтерской отчетности, которую необходимо составлять пока по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. В перспективе, с учетом накопленного опыта, целесообразно оценить возможность составления индивидуальной отчетности непосредственно по МСФО.

Необходимым условием широкого применения МСФО в практике российского бухгалтерского учета является создание инфраструктуры, обеспечивающей применение МСФО.

Основные элементы процесса создания инфраструктуры:

законодательное признание МСФО в РФ;

процедура одобрения МСФО;

механизм обобщения и распространения МСФО и другие элементы.

Остальные направления совершенствования бухгалтерского учета и отчетности в данном учебном пособии не рассматриваются. Они расписаны по пунктам и уже претворяются в практику совершенствования бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с запланированными по годам этапами.

В период 2004–2010 гг. предполагаются следующие этапы реализации Концепции:

а) 2004–2007 гг. – обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, в коммерческую деятельность которых вовлечены прямо или косвенно средства неограниченного круга лиц: ОАО, финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, другие организации.

Утверждение основного комплекта Российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО.

Создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО и др.

б) 2008–2010 гг. – обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов.

Оценка возможностей составления определенных хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо Российских стандартов) и другие направления.

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

2. Концепция развития регионов «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» Основным направлением функционирования экономики региона является ее устойчивое развитие – достижение более высокого по сравнению с предыдущим

Из книги Теория бухгалтерского учета: конспект лекций автора Дараева Юлия Анатольевна

2. Исторический обзор важнейших этапов развития бухгалтерского учета Жан-Батист Демарше (1874–1946) – выдающийся французский ученый, создавший всем известный и популярный герб бухгалтеров, на котором изображены три предмета (солнце, весы и кривая Бернулли) и девиз «Наука –

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

36. Концепция развития регионов «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» Управление экономическим развитием входит в прямую задачу Министерства регионального развития Российской Федерации. Этим органом государственной власти была

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

47. Концепция национальной безопасности Российской Федерации Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему основных положений, направленных на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от

Из книги Изменение учетной политики и оценочных значений автора Сотникова Л В

Статья 8. Медицинское страхование граждан Российской Федерации за границей и иностранных граждан на территории Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 № 4741-1) Медицинское страхование граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, осуществляется на основе

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

1. Учетная политика организации – основа достоверности бухгалтерского учета и бухгалтерской

Из книги Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности автора Брагинская Лада Сергеевна

1.5. Уведомление Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования о создании филиала В соответствии с п. 8 ст. 243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс,

Из книги Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть автора Семенихин Виталий Викторович

Определение целей, задач и критериев оценки эффективности реализации стратегических долговых документов на примере Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную (2003 – 2005 годы) в части государственного долга Распоряжением

Из книги 25 положений по бухгалтерскому учету автора Коллектив авторов

Приложение 21 УВЕДОМЛЕНИЕ о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской

Из книги Банковское дело. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации УтвержденоПриказом Министерства финансовРоссийской Федерацииот 29 июля 1998 г. № 34 нПОЛОЖЕНИЕ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ

Из книги Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

28. Правовые основы бухгалтерского учета, отчетности и аудита в коммерческих банках Общие правила ведения бухгалтерского учета, представления финансовой и статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями устанавливаются ЦБ РФ с учетом

Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

10. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в России относится к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать Закон о бухгалтерском учете. Положение

Из книги Как составить бухгалтерский баланс автора Виткалова Алла Петровна

7. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ относится к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать ФЗ «О бухгалтерском учете».К числу основных положений по

Из книги Территориальные кластеры. Семь инструментов управления автора Тарасенко Владислав

ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ)

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

1. Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и

отчетности

2. Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского

учета и отчетности

2.1. Повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском

учете и отчетности

2.2. Создание инфраструктуры применения МСФО

2.3. Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и

отчетности

2.4. Усиление контроля качества бухгалтерской отчетности

2.5. Подготовка и повышение квалификации кадров

3. Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной

перспективе

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее - Концепция), разработанная по решению Правительства Российской Федерации, направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.

1. Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности

В конце 1990 - начале 2000 гг. в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283.

Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО). В бухгалтерской отчетности раскрывается информация об аффилированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, прекращаемой деятельности, обесценении финансовых и других активов, по сегментам и др. Хозяйствующие субъекты используют в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики. Крупнейшие хозяйствующие субъекты (нефтяной, газовой, электроэнергетической, металлургической, автомобилестроительной, химической промышленности, банковского сектора) подготавливают консолидированную финансовую отчетность по МСФО или иным международно признаваемым стандартам. Получил развитие рынок аудиторских услуг. Возрос престиж бухгалтерской профессии, возникла аудиторская профессия. Появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из которых стали членами Международной федерации бухгалтеров.

В то же время, несмотря на определенные успехи в развитии в бухгалтерском учете и отчетности, имеются серьезные проблемы, которые проявляются:

а) в отсутствии официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;

б) в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

в) в неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;

г) в значительном административном бремени хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;

д) в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;

е) в недостаточности участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;

ж) в низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточности навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации.

В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

Дата публикации: 01.08.2006

Прикрепленный файл: docx, 31.28 кБ

ОДОБ? ЕНАприказом Министра финансов? оссийской Федерации от 1 июля 2004 г. № 180? ? ? К О Н Ц Е П Ц И Яразвития бухгалтерского учета и отчетности в? оссийской Федерациина среднесрочную перспективу? ? Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в? оссийской Федерации на среднесрочную перспективу (далее – Концепция), разработанная по решению Правительства? оссийской Федерации, направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.? 1.? Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетностиВ конце 1990-х – начале 2000-х гг. в области бухгалтерского учета и отчетности в? оссийской Федерации произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства? оссийской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283.Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО). В бухгалтерской отчетности раскрывается информация: об аффилированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, прекращаемой деятельности, обесценении финансовых и других активов, по сегментам и др. Хозяйствующие субъекты используют в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики. Крупнейшие хозяйствующие субъекты (нефтяной, газовой, электроэнергетической, металлургической, автомобилестроительной, химической промышленности, банковского сектора) подготавливают консолидированную финансовую отчетность по МСФО или иным? международно? признаваемым? стандартам.? Получил? развитие? рынок аудиторскихуслуг. Возрос престиж бухгалтерской профессии, возникла аудиторская профессия. Появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из которых стали членами Международной федерации бухгалтеров.В то же время, несмотря на определенные успехи в развитии в бухгалтерском учете и отчетности имеются серьезные проблемы, которые проявляются:а) в отсутствии официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;б) в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;в) в неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;г) в значительном административном бремени хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;д) в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;е) в недостаточности участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;ж) в низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточности навыков использования информации, подготовленной по МСФО.Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не? обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации.В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в? оссийской Федерации. Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учетаи отчетности. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.? 2.? ? ? Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетностиЦелью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике? оссийской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.).? Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:1)? ? ? ? ? повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;2)? создание инфраструктуры применения МСФО;3)? изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;4)? усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;? 5)? ? существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.Бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в? оссийской Федерации, которая включает также статистический и оперативно-технический учет. Важнейшим фактором, обеспечивающим единство этой системы, является первичный учет как источник данных для последующего накапливания, систематизации и обобщения их в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета.В процессе развития особую актуальность для поддержания единства и целостности системы бухгалтерского учета и отчетности приобретает обеспечение стабильности этой системы. Первостепенное значение в этом имеет выявление рисков развития (неадекватность реальной экономической ситуации, несопоставимость информации, непоследовательность регулирования, однобокость развития и др.). Предотвращение или смягчение последствий этих рисков требует осуществления органами государственной власти и профессиональным сообществом комплекса соответствующих мер.Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же время, форсирование изменений в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбора и обработки информации.Изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход на МСФО, должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.Предусмотренные Концепцией основные направления развития бухгалтерского учета и отчетности относятся ко всем отраслям и сферам экономики? оссийской Федерации. Вместе с тем, реализация их в некоторых отраслях и сферах экономики (в частности, в некоммерческих организациях, банковской системе) имеет определенные особенности.В бюджетной сфере направления развития бухгалтерского учета и отчетности определены Концепцией реформирования бюджетного процесса в? оссийской Федерации в 2004-2006 гг., одобренной постановлением Правительства? оссийской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249. Главная задача в этой области заключается в привидении принципов и требований бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствие с условиями деятельности субъектов этой сферы в рыночной экономике, а также с принципами? ? и? ? требованиями? ? бухгалтерского? ? учета? ? и? ? отчетности? ? в? ? других сферахэкономики. Основным инструментом реформирования бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере должны стать Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (МСФООС).В банковской системе направления развития бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством определяет Центральный банк? оссийской Федерации.? ? 2.1.? ? ? ? ? Повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетностиОсновное направление развития бухгалтерского учета и отчетности – повышение качества информации, формируемой в них. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности.Современный бухгалтерский учет представляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица (далее - индивидуальную бухгалтерскую отчетность) и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами. При необходимости на основе данной информации должны составляться также другие виды отчетности.В связи с этим главная задача в области бухгалтерского учета заключается в обеспечении относительной независимости организации учетного процесса от какого- либо определенного вида отчетности. Принципы и требования к организации учетного процесса, а также базовые правила бухгалтерского учета должны устанавливаться с учетом принципов и требований МСФО таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность формировать информацию для разных видов отчетности, в том числе по МСФО. Некоторые категории хозяйствующих субъектов могут применять упрощенные процедуры бухгалтерского учета.Индивидуальная бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции: информационную и контрольную. С одной стороны, она характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта. С другой стороны, она обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетногоцикла. В связи с этим все хозяйствующие субъекты должны составлять индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период.Индивидуальная бухгалтерская отчетность предназначена для: выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта – чистой прибыли (убытка) и распределения ее между собственниками; представления в надзорные органы; выявления признаков банкротства хозяйствующих субъектов; формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей; использования в управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении. Она также может использоваться для иных целей.Главная задача в области индивидуальной бухгалтерской отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяйствующих субъектах. Для решения этой задачи индивидуальную бухгалтерскую отчетность необходимо составлять по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. В перспективе с учетом накопленного опыта целесообразно оценить возможность составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов).В отдельных случаях в российских стандартах может предусматриваться несколько альтернативных подходов к формированию и представлению информации в бухгалтерской отчетности. Однако для повышения сопоставимости бухгалтерской отчетности разных хозяйствующих субъектов количество таких случаев должно быть ограничено и в дальнейшем его следует неуклонно сокращать.? оссийские стандарты могут предусматривать разный объем информации, раскрываемой в индивидуальной бухгалтерской отчетности отдельными категориями хозяйствующих субъектов, в частности, возможно составление упрощенной бухгалтерской отчетности.Консолидированная финансовая отчетность как разновидность бухгалтерской отчетности предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Консолидированная финансовая отчетность выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям. Данная отчетность должна стать одним из основных источников финансовой информации для принятия экономических решений этими пользователями.Главная задача в области консолидированной финансовой отчетности заключается в? ? ? ? обеспечении? ? ? ? гарантированного? ? ? ? доступа? ? ? ? заинтересованным? ? ? ? пользователям? ккачественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи необходимо установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит и публикацию ее.Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяется самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе с тем, передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок составления ее основываются на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность.Главная задача в области управленческой отчетности заключается в широком распространении передового опыта ее организации, а также опыта использования ее в управлении хозяйствующим субъектом.Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназначена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами, круг которых установлен налоговым законодательством. Налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем корректировки ее по правилам налогового законодательства.Главная задача в области налоговой отчетности заключается в снижении затрат на ее формирование путем существенного приближения правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета.? ? 2.2.? Создание инфраструктуры применения МСФО? Необходимым условием широкого применения МСФО в экономике? оссийской Федерации является создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами. Основные элементы: законодательное признание МСФО в? оссийской Федерации; процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО.Для активного применения МСФО в? оссийской Федерации важное значение имеет законодательное признание. В частности, консолидированной финансовой отчетности, подготовленной по МСФО, должен быть придан статус одного из видов официальной отчетности.Цель процедуры одобрения каждого МСФО (включая разъяснения) – включение их в систему нормативных правовых актов? оссийской Федерации. Она должна состоять из профессиональной общественной экспертизы и введения в действие каждого стандарта. Такая процедура должна обеспечивать: придание юридической силы МСФО на территории? оссийской Федерации; недопущение отступлений от МСФО; учет особенностей экономической ситуации в? оссийской Федерации; сопоставимость финансовой информации в экономике. В отдельных, крайне редких случаях, исходя из сложившейся экономической ситуации в? оссийской Федерации, возможен на ограниченный срок отказ от одобрения определенного МСФО. Вместе с тем недопустимо одобрение части какого-либо стандарта.Механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО важен для последовательного и единообразного использования стандартов хозяйствующими субъектами и, как результат, сопоставимости финансовой информации о них. Такой механизм предполагает, в частности, наличие различных информационно-методических материалов по применению МСФО, которые носят исключительно рекомендательный характер.Применению в? оссийской Федерации подлежит официальный текст МСФО на русском языке. В связи с этим необходим постоянно действующий негосударственный орган, который должен: подготавливать официальный текст на русском языке; отслеживать изменения в тексте на английском языке и своевременно вносить их в официальный текст на русском языке; вести глоссарий терминов МСФО на русском языке. Данный орган должен состоять из высококвалифицированных переводчиков и профессионалов в области бухгалтерского учета и отчетности, аудита, финансового анализа, менеджмента и иных смежных областях.? ? 2.3.? Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности? ? азвитие системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно быть направлено на построение такой модели, которая учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и повышение эффективностирегулирования. В основе этой модели - разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности).? аспределение функций между органами государственной власти и профессиональным сообществом должно исходить из следующего. Обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, бухгалтерский учет и отчетность являются одной из гарантий единого рынка и единства экономического пространства в? оссийской Федерации. ? егулирования бухгалтерского учета и отчетности должно обеспечивать единство системы бухгалтерского учета и отчетности в? оссийской Федерации и целенаправленность развития ее, учет интересов широкого круга заинтересованных пользователей, а также преемственность.К ведению органов государственной власти должны быть отнесены:? а) выработка государственной политики в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;б) совершенствование правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;в) установление процедуры одобрения МСФО и введение их в действие на территории? оссийской Федерации;в) организация разработки и утверждение российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;г) государственный контроль соблюдения законодательства в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;д) мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;е) взаимодействие с межгосударственными и межправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.К ведению профессионального сообщества должны быть отнесены:? а) представление и защита интересов профессионального сообщества;б) подготовка предложений по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;в) участие в разработке или инициативная разработка проектов российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности, а также разъяснений их;г) профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе одобрения их в? оссийской Федерации;д) разработка и распространение методических рекомендаций и информационных материалов (в том числе отраслевого характера) в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;е) обобщение и распространение передового опыта ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;ж) разработка норм профессиональной этики и контроль соблюдения их членами профессионального сообщества;з) контроль за соблюдением членами профессионального сообщества стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;и) повышение квалификации членов профессионального сообщества;? к) мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;л) взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.Принимая во внимание общественную значимость стандартов бухгалтерского учета и отчетности, необходимо их широкое признание, основанное, в первую очередь, на доверии к ним и убежденности в их адекватности и качестве. Для признания стандартов необходимо включение в процесс их принятия профессионального сообщества. При этом профессиональное сообщество разрабатывает проекты национальных стандартов и (или) проводит профессиональную общественную экспертизу стандартов. Органы государственной власти организуют разработку национальных стандартов, подготавливают стандарты к утверждению (одобрению) и утверждают (одобряют) их, обеспечивают юридическое оформление, регистрацию и ведение реестра стандартов.Включение профессионального сообщества в процесс принятия стандартов целесообразно? осуществить? через? специальный? орган? из? ? высококвалифицированных,широко известных и авторитетных представителей профессионального сообщества, включая пользователей бухгалтерской отчетности. Первоначально этот орган должен действовать в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов в качестве совещательного при федеральном органе исполнительной власти, на который возложена выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области бухгалтерского учета и отчетности. Основной задачей специального органа должна стать профессиональная общественная экспертиза: проектов российских стандартов в области бухгалтерского учета и отчетности и разъяснений их; МСФО в процессе одобрения их; официального текста МСФО на русском языке, включая глоссарий терминов.Профессиональная общественная экспертиза проектов стандартов и иных нормативных правовых актов предполагает определение соответствия их, в первую очередь, потребностям заинтересованных пользователей информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности. При этом потребности органов государственной власти принимаются во внимание наряду с потребностями иных пользователей и не рассматриваются в качестве приоритетных. Кроме того, должно определяться соответствие проектов стандартов и других нормативных правовых актов: общим принципам бухгалтерской отчетности в рыночной экономике; законодательству? оссийской Федерации; экономическим условиям хозяйственной деятельности в? оссийской Федерации; МСФО; отраслевой специфике деятельности хозяйствующих субъектов; требованию практической реализуемости.В дальнейшем по мере накопления опыта государственно-общественного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, создания широко признаваемых и проявивших себя в достаточной степени профессиональных общественных объединений, а также с учетом международного опыта целесообразно рассмотреть вопрос об изменении организационной формы участия профессионального сообщества в процессе принятия стандартов (в частности, наделении соответствующими функциями негосударственного органа).? ? 2.4.? Усиление контроля качества бухгалтерской отчетности? Как показывает отечественная и мировая практика, важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетности является действенный контроль качества.Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки? бухгалтерской? отчетности? хозяйствующих? субъектов? лицами, обладающиминеобходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями. В этом отношении институт аудита становится одним из основных инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности. Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности являются:а) качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие Международным стандартам аудита;б) четкие правила независимости аудиторских организаций и аудиторов;? в) непреложное следование аудиторских организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики;г) единые квалификационные требования к аудиторам независимо от того, в какой отрасли или сфере экономики они ведут деятельность;д) высокий квалификационный уровень (в том числе в области МСФО) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;е) контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов со стороны, прежде всего, профессиональных общественных объединений;ж) эффективная система государственно-общественного надзора за аудиторскими организациями и аудиторами.Наряду с аудитом, система контроля качества бухгалтерской отчетности предполагает соответствующую надзорную деятельность уполномоченных государственных органов (Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк? оссийской Федерации, Федеральная служба страхового надзора и др.). Основной задачей их является обеспечение гарантированного доступа к качественной бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям. С этой целью государственные органы должны контролировать, насколько хозяйствующие субъекты своевременно и полно раскрывают бухгалтерскую отчетность, а также в какой степени информация в публичной бухгалтерской отчетности соответствует принятым стандартам.Система контроля качества бухгалтерской отчетности должна также включать комплекс мер финансовой, административной и уголовной ответственности хозяйствующих субъектов и их руководителей.Немалое значение для качества бухгалтерской отчетности имеет система корпоративного управления (поведения) хозяйствующих субъектов, соответствующая передовому мировому опыту в этой области.? ? 2.5.? Подготовка и повышение квалификации кадров? ? азвитие бухгалтерского учета и отчетности невозможно без совершенствования бухгалтерского образования. С одной стороны, задача заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих современными навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки и аудита бухгалтерской отчетности. С другой стороны, качественная система бухгалтерского учета и отчетности предполагает наличие достаточного числа пользователей, нуждающихся в информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, имеющих потребность и навыки ее использования при принятии экономических решений, в частности, определении направлений инвестирования капитала и анализе рисков, связанных с этим. Наличие заинтересованных пользователей является одной из важнейших предпосылок развития бухгалтерского учета и отчетности.При определении содержания процесса подготовки и повышения квалификации кадров в рассматриваемой области должно быть обращено особое внимание:а) на глубокое освоение лежащих в основе МСФО концепций – полезности и существенности информации, приоритета экономического содержания перед юридической формой, сохранения капитала, ценности денег и др.;б) на формирование навыков активного использования информации, накапливаемой в бухгалтерском учете, для управления хозяйствующим субъектом и осуществления эффективного корпоративного управления;в) на выработку навыков применения таких способов обработки информации, как дисконтирование, вероятностные расчеты, математическая статистика и т.п.;г) на формирование нового подхода к применению стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и отчетности. Такой подход заключается в самостоятельной постановке бухгалтерского учета и отчетности путем реализации принципов и требований, устанавливаемых стандартами и иными нормативными правовыми актами;д) на выработку навыков профессионального суждения при квалификации, стоимостном измерении, классификации и оценке значимости (существенности) фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета, отчетности и аудита;е) на обучение использованию финансовых показателей, сформированных по МСФО, в системе национальных счетов;ж) на формирование глубокого понимания норм профессиональной этики.Основными направлениями совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров в рассматриваемой области являются:а) переориентация учебных программ средних и высших учебных заведений, а также программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов на углубленное изучение МСФО и формирование навыков применения их на практике;б) мониторинг качества учебных программ средних и высших учебных заведений, а также программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов;в) разработка программ обучения руководителей и другого управленческого персонала хозяйствующих субъектов основам бухгалтерского учета и экономического анализа бухгалтерской отчетности, в том числе консолидированной финансовой отчетности;г) обеспечение соответствия учебных программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов соответствующим международным программам (с учетом законодательства и традиций бухгалтерского образования в? оссийской Федерации);д) разработка российских стандартов образования и аттестации профессиональных бухгалтеров и аудиторов на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров;е) обновление и разработка нового учебно-методического обеспечения образовательного процесса для различных категорий обучающихся бухгалтерскому учету и отчетности.? ? ? ? 3.? Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе? ? еализация Концепции должна осуществляться по специальным планам, охватывающим все выделенные направления развития бухгалтерского учета и отчетности.В период 2004-2010 гг. предполагаются следующие этапы реализации Концепции.2004-2007 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов1, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса, а также базовых правил бухгалтерского учета, обеспечивающих формирование информации для составления индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности. Создание специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО. Сближение правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета. Активизация участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии. Усиление контроля обеспечения общественно значимыми хозяйствующими субъектами публичности консолидированной финансовой отчетности. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации? кадров,? в? том? числе? пользователей? бухгалтерской? отчетности. ? азвитиемеждународного? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? сотрудничества? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? в? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? области? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? бухгалтерского? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? учета,? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? отчетности? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? и аудиторской деятельности.2008-2010 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов). Укрепление и расширение сферы деятельности специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии. ? азвитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности. ? асширение сферы контроля на качество бухгалтерской отчетности, в том числе подготовленной по МСФО.? ? 1 К общественно значимым должны быть отнесены хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: открытые акционерные общества и иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и/или публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц; другие организации.

При Минфине РФ и Президентским советом ИПБ 29 декабря 1997 г. Она включает следующие разделы:

  1. Введение.
  2. Общие положения.
  3. Цель бухгалтерского учета,
  4. Основы организации бухгалтерского учета.
  5. Содержание информации, формируемой в бухгалтерском учете.
  6. Требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете.
  7. Состав информации, формируемой в бухгалтерском учете для внешних пользователей.
  8. Критерии признания активов, обязательств , доходов и расходов .
  9. Оценка активов, обязательств, доходов и расходов.

Как видно из содержания. Концепция определила основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, сложившейся в России. Она была основана на последних достижениях науки и практики, ориентирована на модель рыночной экономики, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой, и отвечала международным признанным принципам учета и отчетности.

Развитие бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу была одобрена приказом Минфина РФ 1 июля 2004 г. № 180. Она направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.

Концепция включает следующие разделы:

1. Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.

2. Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.

2.1. Повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности.

2.2. Создание инфраструктуры применения МСФО.

2.3. Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

2.4. Усиление контроля качества бухгалтерской отчетности,

2.5. Подготовка и повышение квалификации кадров.

3. Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе.

Новая Концепция бухгалтерского учета и разработанные на ее основе правила и формы постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, равно как контроль над достоверностью и надежностью финансовой индустрии, была призвана создать элементы рыночной инфраструктуры, обеспечивающие благоприятный инвестиционный климат в стране.

Порядок применения международных стандартов финансовой отчетности

Положение о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности при применении на территории РФ утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. № 107.

Положение состоит из следующих разделов:

  1. Общие положения.
  2. Экспертиза применимости документа международных стандартов на территории Российской Федерации.
  3. Принятие решения о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации.
  4. Опубликование документа международных стандартов.

На основании указанного Положения приказом Минфина РФ от 25 ноября 2011 г. № 160н предусмотрено введение в действие на территории РФ ряда МСФО и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности.

Тексты МСФО были зарегистрированы в Минюсте России 5 декабря 2011 г, и опубликованы в приложении к журналу "Бухгалтерский учет " № 12, 2011, который приказом Минфина РФ от 22 ноября 2011 г. № 156н был определен официальным печатным изданием для опубликования стандартов и разъяснений. По информации редакции журнала, датой публикации можно считать 20 декабря 2011 г., когда тираж вышел из типографии и были разосланы обязательные экземпляры. Тексты МСФО также доступны на сайте Минфина РФ и в информационно-справочных системах,

С одной стороны, это событие воспринимается как формальное по причине того, что оно происходит с запозданием в несколько лет. Для многих российских компаний составление отчетности по МСФО вошло в регулярную практику; банки составляют отчетность по МСФО с 2005 г.; официальный перевод текстов стандартов на русский язык был доступен на сайте Фонда Международных стандартов финансовой отчетности и часть специалистов успели изучить МСФО в оригинале. С другой стороны, это серьезное юридически значимое событие, оказывающее большое влияние на всю российскую систему бухгалтерского учета и отчетности.

Во-первых, МСФО таким образом непосредственно введены в систему российского законодательства и в случаях, предусмотренных соответствующими актами, имеют прямое действие. К тому же в определенных случаях МСФО будут заменять собой российские положения по бухгалтерскому учету и отчетности, использоваться при разработке и формировании учетной политики организаций.

Во-вторых, официальное вступление в силу МСФО в России автоматически запускает в действие Закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ "О консолидированной отчетности", согласно которому организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность по МСФО, начиная с отчетности л а год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, т. е. начиная с отчетности за 2012 г. Учитывая требования Стандартов по представлению сравнительной информации минимум за один год, необходимость подготовки отчетности по МСФО фактически возникает ретроспективно с 2011 г.

При этом консолидированная финансовая отчетность должна составляться в полном соответствии с МСФО, т. е. стандарты должны применяться непосредственно и во всех аспектах составления отчетности, включая: выбор и применение учетной политики; определение состава группы, методов консолидации, правил признания, классификации и оценки статей; соблюдение структуры представления и требований по раскрытию информации и др.

В настоящее время закон обязателен для кредитных и страховых организаций, а также организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах; в последующем планируется расширение его сферы применения. Для организаций, составляющих консолидированную отчетность по ОПБУ США , предусмотрена отсрочка до 2015 г. Также следует учитывать, что если российская организация по иным основаниям готовит консолидированную отчетность, то с 2012 г. она должна соответствовать МСФО.

Основные направления развития бухгалтерского учета на основе Международных стандартов финансовой отчетности

Приказом Минфина России от 30 ноября 2011 г. № 440 утвержден План по развитию бухгалтерского учета в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности на 2012-2015 гг.

В Плане намечены мероприятия по следующим направлениям:

  1. Повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности,
  2. Совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  3. Развитие профессии.
  4. Международное сотрудничество.


Похожие статьи