Косвенные налоги - преимущества и недостатки. Преимущества и недостатки прямых и косвенных налогов Плюсы b минусы прямых и косвенных налогов

Для государства с развитой экономической структурой косвенные налоги по сравнению с прямыми налогами имеют свои преимущества благодаря увеличению благосостояния населения и росту его покупательской способности.

Регулярность и быстрота поступлений косвенных налогов напрямую зависят от покупательской способности. Эти налоги удобны для потребителя, потому как не требуют определенных накоплений, определяются именно размером потребления конечного продукта при отсутствии принудительного взыскания (хочешь покупать продукт – плати , не хочешь платить налог – не покупай продукт). Кроме того, взыскание и контроль за поступлением этого вида налога не требует расширения штата налоговой службы.

Недостатки косвенных налогов

При всех преимуществах косвенных налогов существуют и их недостатки. Самый серьезный недостаток – осуществление налога по принципу самообложения. Плательщик самостоятельно регулирует индивидуальную налогоспособность. Косвенный налог делится на каждого покупателя непропорционально его доходу, вследствие чего повышение ставок на эти налоги становится неподъемным для социально незащищенного малообеспеченного населения.

Косвенные налоги имеют фискальную направленность. Кроме этого, существует необходимость содержания большого количества персонала для осуществления контроля за товаром, который поступает на сегмент рынка, и за его правильным налогообложением. Таможенный сбор требует содержания огромного аппарата таможенной службы для недопущения завоза контрабандного товара в страну, и как следствие, занижения суммы косвенных налогов.

Взыскание косвенных налогов идет вразрез с интересами предпринимателей, ограничивает размеры прибыли, потому как не всегда возможно повысить отпускную цену пропорционально увеличению ставки косвенного налога.

Чтобы с успехом взыскивать косвенные налоги, контролирующие государственные органы стесняют производителей обязательными правилами производства и реализации производимой продукции.

Учитывая все «за» и «против» взыскания косвенных налогов можно подвести итог – косвенные налоги не могут возглавить налоговую систему государства, поскольку не отвечают основным оптимальным требованиям налогообложения. Только рациональное сочетание взыскания косвенных и прямых налогов может создать налоговую систему, которая будет соответствовать фискальным интересам страны и экономическим выгодам налогоплательщиков.

Государственный бюджет представляет собой совокупность средств, с помощью которых госаппарат страны формируется из налогов, которые могут быть как прямые (возложены на граждан страны), так и косвенные (возложены на граждан страны через посредника - предпринимателя).

Необходимость деления налогов на две категории: прямые и косвенные связана с их классификацией по способу взимания. Существующая система налогообложения в нашей стране сочетает в себе возможности применения как прямых, так и косвенных вариантов. При этом прямые взимаются непосредственно с получаемого дохода (имущества). Они определены процентом и базой для исчисления. Косвенные налоги облагают реализуемые товары и услуги. Тот, кто продает товары и услуги (предприниматель), включает их в цену продукции, а затем, получив доход от продажи, возвращает эту долю государству в виде данного сбора.

Получается, что исследуемая категория налогов оплачивается за счет покупателя продукции, а продавец лишь посредник между конечным пользователем и государством. Однако спрос по поводу своевременности и объемов косвенных сборов идет именно с производителя. Данные налоги связаны именно с потреблением продукции, услуг.

Понятие

Косвенные налоги являются таковыми по той причине, что взимаются они не с производителя, а с конечного покупателя продукции. Они позволяют значительно пополнить государственный бюджет. Их активно используют в отношении продукции массового спроса.

Общие свойства

Факт принадлежности НДС и акцизов к одной категории определен следующими моментами:

  • Возможность оказывать влияние на рост или сокращение производства товаров.
  • Является фактором регулирования цен на товары.
  • Влияет на доходы населения.
  • Генерирование бюджетных доходов.

Различия между прямыми и косвенными

В таблице ниже собрана информация по различиям между двумя категориями налогов.

НДС: характеристики

К основным видам косвенных налогов относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы.

НДС в последние годы обеспечивает примерно 30-35 % от всего дохода бюджета в нашей стране. НДС относится к федеральному уровню. Главная особенность заключается в том, что данным налогом обложена не вся стоимость продукции, а только ее добавленная часть, которая возникает на разных стадиях производства.

Большинство товаров в нашей стране обложены именно НДС. Однако не принадлежат к этой категории следующие виды продукции и услуг:

  • товары медицинского назначения;
  • услуги по уходу за больным;
  • услуги по дошкольному воспитанию детей;
  • продукты питания в школьных и медицинских столовых;
  • услуги архивирования;
  • перевозка пассажиров в городе (поселении);
  • ритуальные услуги и др.

Более подробно данный список представлен в п. 3 ст. 149 НК РФ.

Если фирма работает с продукцией (услугами), которая и облагается, и не облагается налогом, то учет ведется раздельно. Также раздельный учет применим при различных ставках НДС. Возможные ставки: 0, 10 и 18 %.

Ставка 0 % считается льготной и применима при различных экспортных операциях, при международных перевозках, в космической отрасли, в транспортировке газа и нефти и т. д.

Ставка 10 % применима для следующих групп товаров:

  • ряд продуктов (сахар, соль, хлеб, мука и т. д.);
  • детские товары;
  • медицинского назначения;
  • печать и периодика;
  • перевозки самолетом;
  • приобретение скота для племенного разведения и т. д.

Остальные товары, не включенные в эти списки, реализуются по ставке 18 %. В случае если фирма за квартал получила доход ниже 2 000 000 рублей, то она вправе подать заявление в органы на получение освобождения от уплаты НДС.

У НДС есть свои преимущества и недостатки в процессе использования.

Основные преимущества НДС:

  • возможность вычета входного НДС;
  • развитая сеть партнерских отношений с теми, кто является крупным плательщиком НДС в стране.

Основные недостатки:

  • значительные суммы выплачиваются предприятиями;
  • частые проверки со стороны налоговых органов.

Акциз

К косвенным налогам относится акциз.

Изначально данным сбором предполагалось облагать только товары, спрос на которые отрицательно сказывается на здоровье покупателей (пример, алкогольная продукция и табак). С помощью акцизов государство преследует цель сократить потребление данных товаров. Отдельной категорией являются предметы роскоши, которые также облагаются акцизами.

На сегодня список товаров, облагаемых акцизами, внушительный:

  • алкогольная продукция;
  • табачная продукция;
  • легковые машины;
  • мотоциклы;
  • бензин и дизель;
  • масла для двигателей;
  • керосин для самолетов в виде топлива;
  • природный газ;
  • топливо для печей.

Налоговые ставки по акцизам указаны в ст. 193 НК РФ. На сегодня такие ставки определены до 2020 года. Исчисление акцизов идет согласно налоговой базе и ставке по каждому товару. Общая сумма исчисляется по итогам месяца.

Среди основных преимуществ акцизного налогообложения можно выделить:

  • момент уплаты налога совпадает с моментом реализации товаров;
  • уклонение от уплаты достаточно сложно;
  • сумма налога перечисляется даже при отсутствии прибыли.

Методика расчета НДС

Косвенные налоги с примерами расчетов (НДС) представлены ниже.

НДС = НБ * С / 100,

где НБ - налоговая база, т. р.

С - ставка, %.

Расчет НДС в том числе означает, что нужно выделить налог, который заложен в итоговой сумме. Используем формулы:

НДС = С / 1,18 * 0,18 - при ставке 18 %,

НДС = С / 1,1 * 0,1 - при ставке 10 %.

где С - сумма, которая включает в себя НДС, т. р.

Пример расчета НДС представлен ниже.

Возьмем компанию ООО «Орион». Она реализует партию продукции в размере 50 тыс. единиц по цене 100 рублей. Используемая ставка составляет 18 %. Налог в цену не включен. Методика расчета:

  • определим стоимость партии без учета НДС:

100 * 50 000 = 5 000 000 руб.;

  • определим НДС:

5 000 000 * 18 / 100 = 900 000 рублей;

  • определяем сумму с НДС:

5 000 000 + 900 000 = 5 900 000 руб.;

  • другой вариант расчета итоговой суммы:

5 000 000 * 1,18 = 5 900 000 рублей.

В документах бухгалтер указывает значения:

  • стоимость без НДС - 5 000 000 рублей;
  • НДС 18 % - 900 000 рублей;
  • стоимость с НДС - 5 900 000 рублей.

Пример расчета акцизов

Существует несколько формул для расчета данного налога:

  • применение твердых ставок:

где В - объем выручки по подакцизным товарам, ед.

СА - ставка акциза, руб.

  • применение процентных ставок (адвалорных):

А = Ст* САк / 100 %,

где Ст - стоимость подакцизных товаров реализованных, т. р.;

Сак - ставка акциза в % от стоимости товара;

  • комбинированные ставки:

А = В * СА + Ст * Сак / 100 %.

Налог на прибыль и косвенные налоги

Прямые налоги относятся к имуществу и доходам, которые находятся в собственности налогоплательщика. Такие налоги, как прямые, пополняют бюджет страны существенным образом. Однако есть один недостаток: возможно сокрытие части расчетной базы, и налогов в том числе. Такое положение дел ведет к дестабилизации финансовой системы страны.

Налог на прибыль и косвенные налоги имеют определенную степень соотнесения. В то время как исследуемая категория сборов формируется по принципу надбавки на стоимость товара или услуги. Продавцы в реализуемые товары включают долю таких налогов. Затем отдают ее государству. Данная доля не относится к прибыли компании и не облагается налогом на прибыль.

Ввоз товаров и налогообложение

Ввоз товаров и уплата косвенных налогов - это вариант для исчисления и выплат стране, чей таможенный орган выпускает товар.

  • При импорте товаров из стран, не участвующих в Таможенном союзе, данный налог нужно платить в РФ.
  • А при импорте из стран ЕАЭС налог надо перечислить в ту страну, где стоит на учете собственник товаров. В состав ЕАЭС входят такие страны, как Беларусь, РФ, Казахстан, Кыргызстан, Армения.

Порядок уплаты

Порядок уплаты косвенных налогов подразумевает ответственность декларанта, то есть покупателя.

Необходимо принять ко вниманию следующие моменты:

  • наличие освобождения от НДС;
  • применяемая таможенная процедура при ввозе ценностей;
  • ставка НДС;
  • формула расчета для налога.

Определены случаи освобождения от уплаты НДС. В ст. 150 НК РФ есть перечень товаров, при ввозе которых не надо платить НДС.

Порядок уплаты косвенных налогов также зависит от таможенной процедуры, под которую подпадают товары к импорту.

На таможенную процедуру влияние оказывают цели выпуска товаров в РФ, что отражено в таблице ниже.

Отчеты подают по косвенным налогам в местную ИФНС, где покупатель стоит на учете.

Определять НДС необходимо в день принятия товаров к учету согласно сопроводительной документации. Если суммы обозначены в иностранной валюте, то они переводятся в рубли по актуальному курсу Центробанка РФ.

Срок выплаты налога - до 20-го числа включительно месяца, который идет за месяцем прихода товаров. Вместе с оплатой готовят часть документов:

  • налоговая декларация по НДС;
  • банковская выписка;
  • документация при транспортировке;
  • договор от поставщика;
  • прочее.

Декларация

Сроки представления декларации по косвенным налогам указаны в пункте 20 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года.

В этом протоколе говорится, что декларация должна быть представлена до 20-го числа месяца, следующего за отчетным. В качестве отчетного месяца выступает:

  • месяц прихода импортируемых товаров;
  • месяц, в котором необходимо внести лизинговую плату в соответствии с условиями контракта.

В дополнение к декларации налогоплательщики должны предоставить ряд документов.

Декларация по косвенным налогам состоит из стандартной титульной страницы и трех разделов.

Первый из них включает данные об НДС на импортируемые товары. В разделах 2 и 3 содержится информация об акцизах, заполняются они только при необходимости. То есть если компания не уплачивает акцизы, то необходимо только передать титульную страницу и первый раздел.

Этот же раздел содержит сумму НДС к оплате. В этом случае весь НДС делится в зависимости от типа товара. Для отражения общей суммы налога отведена стр. 030.

Во втором разделе содержится информация обо всех подакцизных товарах, за исключением спиртовой продукции. Акцизы регистрируются по типу подакцизных товаров. В этом разделе для каждого типа товаров даны сведения о стране, из которой поставляется товар.

Третий раздел содержит информацию об алкоголе.

Документация по оплате

Заявление о ввозе и уплате косвенных налогов является важной документацией для:

  • товаров, оформляемых импортерами из стран ЕАЭС;
  • удостоверения факта ввоза товаров в Российскую Федерацию с территории государства-участника в ЕАЭС и оплаты налогов;
  • предоставления налоговым органам одновременно с декларированием налогов и других соответствующих документов.

Основной целью заявления является подтверждение факта оплаты данных налогов и обмен этой информацией с налоговыми органами страны, из которой был импортирован товар.

В заявлении содержатся три раздела и одно приложение:

  • В первом разделе информация вводится покупателем или посредником (если по законам государства, на территорию которого импортируются товары, эти лица платят косвенные налоги).
  • Второй раздел предназначен для размещения записи о регистрации заявки в налоговый орган.
  • Третий раздел не всегда заполняется - только в определенных случаях, перечисленных в четвертом пункте правил по заполнению заявки на косвенные налоги.

Заключение

В случае косвенного налогообложения продавец товара или услуги становится агентом денежных отношений, выступая в качестве посредника между государством и плательщиком (конечным потребителем продукта).

Косвенные налоги характеризуются простотой сбора и оплаты в бюджет. Поскольку данные налоги включены в цену товаров и услуг, то они невидимы и психологически легче воспринимаются плательщиками.

Преимущества данных налогов в основном связаны с их ролью в формировании доходной статьи бюджета.

Главным недостатком косвенных налогов является то, чти при них о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов, напр., по расходам или потреблению лица, тогда как истинная платежная способность не всегда и не вполне соответствует таким моментам. Далее в косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность обложения. При обложении же предметов первой необходимости, косвенные налоги становятся обратно пропорциональными средствам плательщиков.

Но, с другой стороны, косвенные налоги помогают осуществить общность обложения, которая при настоящем складе народного хозяйства недостижима при посредстве одного прямого обложение доходов и капиталов; косвенные налоги отличаются сравнительною нечувствительностью для плательщиков и дают возможность собирать средства для покрытие огромных современных государственных расходов.

К достоинствам косвенных налогов некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости. Но это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности уплаты их.

Главное достоинство косвенных налогов заключается в их высоких фискальных качествах, которыми объясняется широкое распространение и сильное развитие этих налогов.

Виды косвенных налогов

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины.

В развитых странах преобладают акцизы – косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями. Акцизы устанавливаются на товары внутреннего производства, в отдельных странах акцизами также облагается и импорт товаров (Россия). Акцизы по способу взимания делятся на индивидуальные – устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров, и универсальные – взимаемые со стоимости всего валового оборота (НДС). Универсальные акцизы более выгодны с фискальной точки зрения (с расширением ассортимента товаров увеличивается поступление универсального акциза в бюджет), ими облагаются все товары, попадающие в реализацию. Первоначально универсальный акциз взимался на одной стадии (потребления) в розничной торговле. После Второй Мировой войны был введен каскадный налог с оборота (т.е. взимался на всех этапах производства). Сегодня для него характерна однократность обложения. Разновидность универсального акциза – НДС, который в отличие от налога с оборота взимается не со всей стоимости товара, а только с той части стоимости, которая добавляется на конкретной стадии производства. Добавленная стоимость включает: заработную плату, амортизацию, проценты за кредитные ресурсы, накладные расходы.

Второй вид косвенных нало гов – фискальная монополия – монопольное право государства на производство и (или) реализацию определенных товаров, он преследует чисто фискальную цель. Ставки не устанавливаются, поскольку государство является монополистом при производстве определенных видов товаров (например, винно-водочных изделий) и продает товар по очень высокой цене, которая включает в себя и сам налог. Фискальная монополия может быть частичной (или производство, или реализация), либо полной.

Третий вид косвенных налогов – это налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они подразделяются:

1. по видам - на экспортные, импортные, транзитные;

2. по построению ставок – на специфические (устанавливаются в твердой сумме), адвалорные (в процентах к стоимости) и сложные (сочетание специфических и адвалорных ставок) ;
3. по экономической роли – на фискальные, протекционистские (для защиты внутреннего рынка от импортных товаров), антидемпинговые (повышенные пошлины на товары, ввозимые по демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений - льготные пошлины на один импортный товар, либо на весь импорт).

20. Соотношение прямых и косвенных налогов.

Оценка соотношения прямого и косвенного налогообложения в России существенна не только с точки зрения выбора приоритетов налоговой политики, но и с точки зрения возможности использования зарубежного опыта. Несомненно, внедрение международных наработок в этой области должно происходить с учетом экономической и политической ситуации, менталитета, а также отличий национального законодательства о налогах и сборах. В результате разумное использование и совершенствование зарубежных методик в российской действительности может привести к расчету оптимальной модели соотношения прямых и косвенных налогов.

Таким образом, для создания эффективной и устойчивой налоговой модели России необходимо определить оптимальный уровень соотношения косвенного и прямого налогообложения, а именно: их долевое участие. Кроме того, следует оценить влияние и соотношение видов налогов в рамках этих двух групп налогов, то есть прийти к их оптимальной величине (налоговой нагрузке, которая была бы благоприятна как для налогоплательщика, так и приемлема для государства).

В зарубежной практике выделяют четыре базисных модели систем налогообложения, в зависимости от их ориентации на прямые и косвенные налоги.

Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна. В США, например, подоходный налог с населения формирует 44% доходов бюджета. Платежи населения превышают налоги с предприятий. Эта модель применяется также в Австралии, Великобритании, Канаде и в других странах.

Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных. К примеру, в Германии доля поступлений на социальное страхование составляет 45% доходов бюджета, от косвенных налогов - 22%, а от прямых налогов - всего 17%. Аналогичны показатели и других стран, ориентированных на эту модель, - Нидерландов, Франции, Австрии, Бельгии. Латиноамериканская модель ориентирована на обложение традиционными косвенными налогами, что обусловлено высоким уровнем инфляции. Так, доля косвенных налогов в доходной части бюджета страны составила в Чили - 46%, Боливии - 42% и Перу - 49%. Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов. Особенностью является существенный перевес доли прямых налогов с организаций над долей прямых налогов с физических лиц. Российская налоговая система является представителем латиноамериканской и евроконтинентальной моделей, т.е. для нее свойствен приоритет в распределении налогового бремени косвенных налогов на бизнес (около 70%).

В России «объективно сложившиеся экономические условия не позволяют пока ориентироваться на англосаксонскую модель, однако уже сейчас существуют реальные возможности перехода на смешанную модель распределения налогового бремени, в которой прямые подоходные налоги и косвенные налоги на бизнес распределялись бы примерно поровну в общих налоговых поступлениях

в бюджет и внебюджетные фонды».

Для равномерного распределения прямых и косвенных налогов необходимо рассчитать и установить определенный баланс, поскольку отдельные налоги и сборы должны продуктивно сосуществовать между собой, а налоговая система в целом - с внешнеэкономической средой. При этом возможно использование опыта зарубежных стран, но главное - с учетом специфики экономического развития России.

Косвенные налоги – это одна из разновидностей налогов, взимаемых государственным бюджетом. Это сборы, включаемые в стоимость услуг и товаров, реализовываемых организациями. Владелец продукции получает суммы налога на момент ее реализации, а затем перечисляет государству. Связь между государством и плательщиком, таким образом, происходит через объект обложения.

Виды косвенных налогов

Все косвенные налоги можно подразделить по объектам взимания следующим образом:

Таможенные пошлины;
фискальную монополию;
акцизы.

Таможенные пошлины взимаются с некоторых видов продукции, импортируемых через государственную границу. Можно выделить некоторые виды пошлин: импортные, транзитные или экспортные. Они могут устанавливаться в определенном размере, или процентном отношении к стоимости товара.

Фискальная монополия, акцизы

В большинстве стран валовую часть косвенных сборов занимают акцизы – сборы, облагающие услуги, товары, которые производятся частными предприятиями. Часть акцизов устанавливаются на результаты внутреннего производства, а другая часть на импортируемые товары.

Акцизные сборы можно также разделить по способам взимания на универсальные и индивидуальные. Универсальные взимаются со стоимости всего оборота и намного выгоднее для государства. Ими облагаются практически все товары, реализовываемые на территории страны. К универсальным акцизам относится НДС. Он взимается только с определенной части стоимости продукции, именуемой добавленной стоимостью. В нее включается амортизация оборудования, заработная плата, часть производственных расходов, проценты по кредитам.

Фискальная монополия – это закрепленное за государством право реализовывать и производить некоторые товары. В этом случае государство выступает монополистом, продажа осуществляется по определенной цене, в которую включен сам сбор. Монополия может быть полной либо частичной, например, производство алкогольной продукции.

Плюсы и минусы косвенных налогов

Преимуществом косвенных сборов можно считать их скрытый характер. В большей части покупатель даже не подозревает, что уплачивает государству определенный сбор. Именно благодаря косвенным налогам государство может на рациональном уровне поддерживать стоимость товаров с очень низкой себестоимостью.

К недостаткам можно отнести усиление неравномерности при распределении налогового обременения. Для возможности взыскания контролирующие органы ограничивают производителей, вводя некоторые правила реализации и производства продукции.



Похожие статьи