Кто сделал памятники дом с химерами. Киев, Дом с химерами: история, фото, экскурсии. Дом с Химерами, история создания


В центре Киева, на Банковой улице, 10, есть расположено удивительное здание, которое никого не может оставить равнодушным. Фасады, причудливая лестница у парадного входа, украшения в виде фантастических скульптурных изображений химер, вызывают мистические ощущения. А вмонтированные в стены загадочного бетонного дома головы носорогов и слонов, крокодилов и антилоп, прячущиеся в каннелюрах колонн юркие ящерицы создают впечатление не то ребуса, не то экзотического зверинца.
Хоботы слонов и змеи заменяют водопроводные стоки. На крыше притаились гигантские жабы и морские чудовища в компании с нереидами, а вместо волос на женских головках цепи, фантастические листья и бутоны.
Помимо яркого декора фасадов в доме есть другие необычайности. Немного найдется в мире разноэтажных домов. Дом же Городецкого со стороны Банковой трехэтажный, а со стороны площади Франко - шестиэтажный.
Предлагаю поближе посмотреть на этот чудесный дом и на известные факты и легенды с ним связанные.



Это собственно, сам архитектор и владелец дома - Владислав Городецкий.

Дом спроектирован в стиле раннего декоративного модерна, не характерном для начала XX века. На земельном участке, считавшимся не пригодным для строительства, из-за слишком крутого склона над бывшим озером в долине.
В связи с чем, участок был приобретен Городецким практически за бесценок у Киевского домостроительного общества.

С началом строительства связана одна из легенд, относящихся к этому дому. Согласно этой легенде (а может и не совсем легенде - пойти ж разберись как оно все на самом деле было), когда Городецкий объявил о своем намерении строиться на этом месте, то побился об заклад с архитекторами Александром Кобелевым и Владимиром Леонтовичем, что через два года он возведет здесь собственное жилье. Тогда киевский архитектор Александр Кобелев приложил руку ко лбу зодчего и с пафосом произнес: «Вы, сударь, сумасшедший. Только сумасшедшему может прийти в голову такая идея».
Другая легенда утверждает, что строительством своего дома Городецкий сослужил неплохую службу производителям бетона, которые организовали архитектурный эксперимент для рекламы цемента - нового для тех времен строительного материала. Кстати, этот вариант наиболее правдоподобен - недаром зодчий был совладельцем завода «Фор», производившего этот цемент...

Использование высокого парапета на крыше, что позволило практически скрыть кровлю. Говорят, здание архитектора Городецкого на Банковой, 10 является первым «бескровельным» в украинской столице.
В доме были ледник с отдельными холодильниками для всех квартир, прачечная, дровяной склад, подвал, винный погреб, экипажный сарай, кучерская комната и… коровник. Оригинал Городецкий хотел поить своих жильцов и гостей только свежим молоком! Кстати, коровник располагался так, что запахи не причиняли людям никакого дискомфорта...

Согласно еще одной легенде, Городецкий построил этот дом в память о своей дочери, которая из-за несчастной любви покончила жизнь самоубийством, бросившись в воды Днепра то ли из-за семейной ссоры, то ли из-за несчастной любви, от этого в оформлении так много морских мотивов.Интересно, приходило ли тогда кому-нибудь в голову: почему безутешный отец изобразил не дочь, а тварей, возможно, поживившихся ею?..
Однако, как было установлено, Елена Городецкая (в замужестве Яценко) во время строительства дома была жива и здорова и умерла гораздо позже своего отца.

Легенда об утонувшей красавице-жене (или дочери) архитектора, который якобы в память о случившемся украсил крышу особняка рыбами, жабами и русалками с неводами,это скорее всего трансформированная история произошедшая во 2-ой половине ХІХ века, когда участок был частью огромной усадьбы, расположенной между улицами Институтской, Банковой и Лютеранской. Усадьба принадлежала врачу, профессору университета св. Владимира Ф. Мерингу. В то время здесь еще не было доходных домов - только особняк семьи владельца, оранжереи, парк, пруды и хозяйственные постройки. Однажды в семье Меринга произошла трагедия: его дочь утонула в море.

Скульптурные украшения фасада по собственных эскизам Городецкого выполнил его помощник, миланский скульптор Элио Саля, оставивший свою подпись «E. Sala. 1902» под скульптурной композицией борьбы львицы и орла.
На стенах дома находятся бетонные головы носорогов, жирафов, львов, крокодилов, антилоп и прочих африканских зверей. Бетонные хоботы слонов, свисающие над тротуарами, использовались в качестве водосточных труб.

Из-за финансовых проблем, связанных с увлечением сафари, в июле 1912 года Городецкий решил заложить свой особняк Киевскому обществу взаимных кредитов.
Неспособность выплатить проценты по кредиту привела к тому, что в 1913 году усадьба с особняком была продана кредитным обществом на аукционе. Владение особняком перешло к Даниилу Балаховскому, французскому консульскому агенту в Киеве. В 1916 году дом купил некий Самуил Нимец, купец первой гильдии.

После Октябрьской революции 1917 года здание было национализировано, а все квартиры в доме стали коммунальными.
С 1921 года в здании размещался штаб военно-трудовой лесозаготовочной дружины. Позже новая власть разместила в нём Ветеринарное управление Киевского военного округа

Во время Великой Отечественной войны зданию был нанесён значительный ущерб, оно оставалось заброшенным. После войны здание использовалось как жильё актёров театра имени Ивана Франко. Затем ЦК КП(б)У распорядился использовать здание в качестве поликлиники № 1 для членов ЦК КП(б)У.
После распада СССР здание принадлежало Министерству здравоохранения Украины. Со временем сваи утратили свою опорную функцию, и в месте стыковки ленточного и свайного фундаментов дом раскололся на две части. Одна часть дома наклонилась в сторону резиденции Президента Украины на 33 см, а в сторону театра имени Ивана Франко на 10 см.
В 1998 году институтом «УкрНИИпроектреставрация» был разработан проект реконструкции «Дома с химерами». Сама реконструкция и реставрация проведена в 2003г. По сохранившимся старым чертежам Городецкого восстановили интерьер и росписи на стенах. Восстановили свайное поле, но выправлять дом, который наклонился более чем на 30 см в сторону Банковой реставраторы не стали, выпрямить дом означало бы, что его перестраивают, а не реставрируют. Чтобы вмонтировать окна в перекосившиеся от времени стены, мастерам пришлось изготовить кривые оконные рамы.

На настоящий момент три этажа здания (третий, четвёртый и пятый) переоборудованы под помещения для проведения мероприятий с участием Президента Украины. На первом и втором этажах резиденции расположены служебные кабинеты работников государственного протокола и церемониала президентского секретариата.

Вспомним еще одну легенду и пожелаем нынешним собственникам дома долголетия и процветания, несмотря на неё.
Легенда же гласит, что перед тем как покинуть дом, Городецкий наложил на него проклятие. Якобы все жильцы особняка будут несчастливы, и только лишь потомки Городецкого смогут беспрепятственно уживаться с химерами. Сторонники этой версии указывают на то, что конторы, владевшие здесь помещениями либо арендовавшие их, банкротились - их фонды таинственно исчезали, организации расформировывались.

В 1938 году, через четыре года после перенесения столицы Советской Украины из индустриального и архитектурно «продвинутого» Харькова в тихий и почти патриархальный Киев, поэтесса Ольга Анстей (1912 - 1985) написала непривычный для той эпохи пасторальный сонет об одном из лучших образцов «киевского модерна», известном киевлянам как «Дом с химерами» - бывшем доме архитектора Владислава Городецкого на улице Банковой, 10.

Безвкусный фантазер, манерный мим
Тебя придумал в сне самолюбивом.
Над площадью заносчивым массивом
Ты вырос, удивлен собой самим!..
Ты весь кричишь, недвижностью томим,
Но суждено коснеть хвостатым дивам
И необузданных нереев гривам
Застынуть в судороге пантомим!..

за подготовку материалов спасибо Википедии.

В какое время года вы бы не приехали в Киев, прогулка по самому старому и одновременно самому «аристократичному» району будет однозначно впечатляющей. Печерские холмы притягательны и загадочны, и даже коренные киевляне всякий раз открывают для себя всё новые и новые образы, которые демонстрирует нам старинный Печерск. Пьянящим ароматом веет уже от одних названий: Липки, улицы Шелковичная, Садовая, переулок Виноградный. Когда-то на этих местах буйствовала растительность, а сейчас уютно расположились особняки, принадлежавшие бывшей киевской знати. Кто только не застраивал изысканными сооружениями эту часть города, благодаря чему и остался в его исторических хрониках. Банкиры, промышленники, чиновники, известные врачи и архитекторы оставили нам напоминание о давно ушедшей эпохе вычурных фасадов и скульптурных барельефов.
Самая известная достопримечательность в Киеве – Дом с химерами, напоминающий самый настоящий замок из сказки. Пройти мимо, не задержавшись взглядом на этом диковинном здании, история которого окутана тайнами и легендами, невозможно.
Это, пожалуй, самое уникальное и известное здание Киева, которое является своеобразной визитной карточкой украинской столицы. По сведениям историков, сам автор Владислав Городецкий, говорил, что дом действительно странный, но не найдется человека, который бы, проходя мимо, не остановил на нем свой взгляд.
Наверное, чтобы понять историю возникновения уникального здания нужно познакомиться с архитектором. Поляк по национальности Владислав Городецкий, приехал в Киев в начале 90-х годов девятнадцатого столетия. Амбициозный молодой архитектор обладал незаурядным талантом и авантюрным характером. Его живой ум, впитывающий все новое, сочетался с оригинальностью и эксцентричностью. Общительный, талантливый и трудолюбивый молодой архитектор достаточно быстро сделал себе имя, и, кроме известного Дома с химерами, в Киеве находится немало сооружений, построенных по его проектам. История возникновения Дома с скульптурами за прошедшие десятилетия обросла легендами... Жил да был архитектор, искусник, каких не сыскать. И была у него красавица дочь. Однажды отправились они в морское плавание, разразилась буря, прекрасная девушка упала в волны и утонула. Решил безутешный родитель в память о дочери и ее прискорбнейшей гибели выстроить дом, подобного которому на свете нет. И украсил его всеми видами морских чуд – тут и диковинные рыбы, и медузы, и дельфины, и коварные мелюзины-сирены, все искусной работы. Так и стоит с тех пор этот дом в городе Киеве, на Банковой улице, 10. Но не торопитесь горевать о несчастной девице или (что было бы, пожалуй, более адекватно) удивляться черствости архитектора, решившегося превратить в некое подобие усыпальницы жилой дом, построенный вдобавок с коммерческими целями. Это не более чем романтическая легенда, которую в Киеве с давних пор рассказывают легковерным туристам. Пресловутая дочь нигде не тонула и прожила долгую благополучную жизнь. Сам дом, это нужно признать, действительно диковина – из таких, что просто-таки провоцируют население на создание городских легенд; удивительно при этом скорее то, что дом этот вовсе не легендарная старина – он построен чуть больше века назад.
Самый скандальный из мифов о Доме с химерами гласит о том, что автор проекта вовсе не Городецкий, а инженер Николай Добачевский. Но доказательств этому нет никаких. Все чертежи подписаны самим Городецким, который уже заявил о себе, как оригинальный и самобытный архитектор, в своих более ранних работах.
По иной версии, более похожей на правду, Дом с химерами был построен в результате спора Владислава с двумя другими киевскими архитекторами - Владимиром Леонтовичем и Александром Кобелевым. Дело в том, что участок, который к тому времени приобрел Городецкий по бросовой цене, считался непригодным для строительства, так как находился на склоне холма. Чтобы создать устойчивое основание для дома, в холм вбили около 50 бетонных свай на глубину 5 метров.
По условиям пари нужно было построить дом в течение двух лет, к сорокалетию архитектора. Построенное в 1903 г сооружение превзошло все ожидания.
Внешний дизайн здания напоминает знаменитый Нотр -Дам в Париже. Специалисты-искусствоведы до сих пор спорят по поводу стиля, в котором построено сооружение. Обладающий элементами готики и модерна, Дом сложно однозначно отнести к одному из стилей. Здание уникально. Нигде и никогда Городецкий не повторял архитектурных решений, использованных в этом проекте.
За год построили само здание, и еще два года было потрачено на внешнюю и внутреннюю отделку. Это был первый дом в Киеве, построенный с использованием нового материала – цемента.
Роскошные фасады и уникальная лестница у входа украшены удивительными скульптурами – произведениями известного мастера Элио Саля. Саль учёл оригинальный вкус Городецкого, и благодаря этому творческому союзу мы получили сказочный дворец в центре Киева. Создается полное впечатление того, что сняли этих фантастических химер и зверей с островерхих крыш парижского собора Нотр-Дам.
Вот уже больше ста лет спешащие по делам киевляне снова и снова поднимают головы, рассматривая каменных химер.
Экскурсоводы, а то и просто прохожие вам обязательно расскажут, что когда на город опускается ночь, грифоны расправляют каменные крылья и взмывают в тёмное небо, русалки шевелят хвостами и разговаривают, оживают и другие мифические персонажи. А с приближением рассвета всё застывает и мистика заканчивается. Любого зрителя, случайно проходящего мимо этого здания, до глубины души поражают головы слонов, антилоп, крокодилов и носорогов, вмурованные в стены дома. Удивляют и ящерицы, прячущиеся в желобках, а также уникальные бетонные хоботы, которые не только представляют собой необычное зрелище, но и служат водостоками.
Изначально дом строился, как доходный. Шесть из семи квартир сдавались в аренду состоятельным людям – другим постояльцам жилье такого уровня было не по карману. А один этаж – третий со стороны двора и первый со стороны центрального входа с улицы Банковой, занимала квартира самого Городецкого. Планировка комнат рассчитывалась таким образом, чтобы первые солнечные лучи светили в окна прислуги: кухарок и горничных. Это и логично, ведь обслуживающий персонал должен был просыпаться первым, чтобы ко времени пробуждения жильцов приготовить все необходимое. К полудню солнце попадало в кабинет Городецкого, где он обычно работал в это время, а к вечеру заглядывало в гостиную.
С левой стороны от центрального фасада была устроена альпийская горка с фонтаном. Для жильцов Городецкий постарался создать максимально комфортные условия. Помимо того, что дом был оснащен всеми необходимыми удобствами, из комнат нижних этажей имелись выходы во внутренние дворики (обычно в доходных домах таких излишеств не предусматривалось). Рядом с домом располагался небольшой сад, а в саду стоял хлев. Здесь, в центре Киева, жила корова, и Городецкий очень гордился тем, что завтраку каждый его постоялец мог выпить кофе со свежими сливками или молоком. Что касается внутреннего декора – он еще более прихотлив, чем украшения снаружи. Между 4 и 5 этажами на лестнице еще при Городецком был установлен электрический светильник в виде гигантского сома – он работает и сейчас. По центру потолок украшает лепнина в виде спрута. Щупальца декоративного осьминога выполнены в виде сочетания морских раковин, ежей, растений, все они разукрашены в разные цвета и покрыты перламутром. Изготовлен этот огромный осьминог из гипса, его щупальца спускаются до самых стен. Если лепнина в первом зале оригинальная, то люстра была утрачена, а нынешняя – это копия, восстановленная по фотографиям. Она также выполнена из перламутра и гипсовых элементов. Влево уходят комнаты, принадлежавшие семье Городецких. В этой части дома и на лестнице, ведущей вверх, в ходе реставрационных работ, которые проводились по старым фотографиям, сделанным самим Городецким, был восстановлен облик дома, а часть помещений утративших декор во второй половине 20 века, просто отремонтировали.
Страстный поклонник охоты Городецкий после дорогостоящего сафари в 1913 году был вынужден продать дом, что бы оплатить долги, и Дом с Химерами поменял хозяина. После революции он стал обычной коммуналкой, в которой жили врачи, преподаватели и работники искусства. По окончании Великой Отечественной войны в доме была расположена больница. Этот период был самым разрушительным в истории уникального здания. Стены, перекрашенные масляной краской, медицинская аппаратура и отсутствие ремонта начали разрушать великолепное здание. Но, 2003 году началась реконструкция дома, и оно приобрело статус Малой резиденции президента, где проходят приемы зарубежных делегаций.
Если входить с главного входа – именно отсюда попадают в дом нынешние высокопоставленные гости президента Украины, – первое помещение вызывает неподдельное восхищение. Стены прихожей покрыты росписями, на которых изображен подводный мир с затонувшими кораблями. В бывшей гостиной Городецкого сейчас располагается малый переговорный зал. Самой яркой деталью этой комнаты является лепнина, изображающая сплетения ирисов. Выполнена она в белом, розовом и светло-зеленом тонах.
Кроме того эта комната, как и все остальные украшена охотничьей атрибутикой – на стенах здесь висят оленьи рога - своеобразный архитектурный авторгаф Городецкого. В бывшей гостиной, как и в остальных комнатах, есть печь, выложенная керамическими изразцами удивительной красоты. Все печи в доме исправны и их можно растопить в любой момент, но поскольку в здании давно функционирует централизованное паровое отопление, то печи не используют даже с демонстрационной целью. Главным акцентом столовой можно назвать люстру – при ее изготовлении были использованы большие лосиные рога. Лепнина в столовой тоже очень затейлива – она изображает различные овощи: здесь можно рассмотреть и чеснок, и артишоки, и свеклу, и многое другое.
Из зала-прихожей со спрутом, на верхние этажи ведет лестница из белого мрамора. И сама лестница, и поручни, и гипсовый декор отлично сохранились. Балясины лестничных перил выполнены в виде орлиных лап, на стенах закреплены скульптурные изображения охотничьего оружия и трофеев: здесь и подбитый олень, и заяц, и целые гирлянды из куропаток и прочей дичи, а также из еловых ветвей и шишек. Характерно, что если снаружи здание украшают живые животные, то внутри все они представлены уже в виде охотничьей добычи. После того как “Дом с химерами” стал малым домом приемов, спальню, детскую, комнату для прислуги и гардеробную в квартире Городецкого объединили и превратили в пресс-центр. На базе Дома с химерами работает музейно-культурный центр "Шедевры искусства Украины", который является филиалом Национального музея. Среди экспонатов музея различные предметы декоративно-прикладного искусства, живописные полотна, скульптуры. Гордостью музея является "Острожская Библия" печати Ивана Федорова (1581 год), бронзовая посуда, изготовление которой датируется 16 столетием до нашей эры, а также прочие раритеты. Музей работает только по субботам. Проводится четыре экскурсии в день по предварительной записи.
Дом с химерами то место, у которого всегда можно встретить туристов. Еще бы, ведь это самый, что ни на есть, центр города! Впрочем, какой же любопытствующий гость Киева не попросит показать ему Дом с химерами? И какой же гостеприимный киевлянин не сумеет этого сделать? Киевляне приведут этого любопытствующего на тенистую, несколько сумрачную Банковскую улицу, где всегда тихо и малолюдно. И гость неизменно несколько остолбенеет перед странным сооружением, но неизменно будет восхищаться гением автора этого архитектурного шедевра.

Мальчишкой меня часто отправляли гулять со старшими сёстрами-близняшками. Они стоически выносили мои постоянные вопросы обо всем. Однажды во время такой прогулки и произошло мое знакомство с творением архитектора Владислава Городецкого, и этот образ самого необычного здания, что много раз я видел во сне, сохранился и по сей день. Спустя годы мне посчастливилось заглянуть и за двери этого особняка.

Краткая история Дома с химерами

Пройти мимо и не обратить на него внимание невозможно. Нехорошие сплетни жителей города с момента постройки этого здания постоянно множились (подробнее о них можно прочесть ниже).

Построен был Дом с химерами в 1901 г. и стоил его архитектору 65 тысяч рублей (взятые ним в кредит, которые он не смог полностью вернуть после своего африканского сафари и впоследствии продал дом). Работы с внешней облицовкой и внутренним обустройством затянулись еще на два года. Его архитектор Владислав Городецкий, как заядлый зверолов, свои мечты об охоте в африканской саванне воплощал в скульптурах работы талантливых итальянцев – братьев Сала (Элиа и Эудженио).

Особняк был национализирован после революции, в нём расположилась военная штаб-квартира, общежитие, потом больница для "больших шишек" – членов ЦК (на мой взгляд то был самый печальный период в истории дома, так как здание было сильно повреждено). А с независимостью Украины здесь какое-то время размещалось министерство здравоохранения. Дом с химерами в настоящее время представляет собой резиденцию президента Украины. Тут проводятся встречи и брифинги, принимаются делегации, решаются важные государственные дела.

Все архитекторы ошибаются. Ошибки лучших из них становятся достопримечательностями, как Дом с химерами Владислава Городецкого в Киеве. Мимо проходят основные туристические маршруты, но доступ внутрь серьезно ограничен, поскольку здание занимает департамент протокола президента Украины. Иван Сияк и Валентин Бо получили разрешение снять интерьеры дома для Bird In Flight.

В конце XIX века Киев ощутил наконец последствия индустриализации. Российская империя богатела, но богатства теперь доставались новым людям. Помещиков с их поместьями и наследственную аристократию затмили вышедшие из низов промышленники и финансисты. Они по-другому зарабатывали и по-другому тратили деньги. Созданный буржуазией спрос на недвижимость для жилья и инвестиций спровоцировал строительный бум 1890-х - 1900-х годов.

Среди архитекторов того времени не оказалось великих. Спустя 100 лет наиболее известно имя Владислава Городецкого, место которому в истории сохранил помпезный, обруганный критиками, неудачный с инженерной точки зрения «Дом с химерами». Большинство адресованных ему упреков звучат очень современно и до сих пор применяются по отношению к громким строительным проектам.

Спорная репутация архитектора

Сын украинских помещиков польского происхождения приехал в Киев в 1889 году после окончания Императорской академии искусств и вскоре женился на дочери владельца двух дрожжево-винокуренных заводов. Новые связи помогли получить первые заказы на проектирование склепов и дворовых туалетов. «Строительная контора домовой канализации архитектора В. В. Городецкого» - так называлось его первое бюро.

Помогло увлечение стрельбой. Владислав вступил в Киевский отдел Императорского общества правильной охоты, построил тир и вошел в круг самых влиятельных жителей города. Уже в следующем году Городецкого пригласили в состав Домостроительного общества, которое застраивало прилегающий к Крещатику район. Совместно с директором общества Шлейфером Городецкий спроектировал самый дорогой в городе отель «Континенталь». Заработок он вложил в цементный завод «Фор» купца Евгения Зайцева, вместе с которым часто охотился. В 1902 году Зайцев отдал Городецкому подряд на строительство четырехэтажного доходного комплекса в самом центре, на углу Крещатика и Прорезной, с огромным для того времени бюджетом в 800 тысяч рублей.

К своему 40-летию и строительству собственного дома Городецкий подходил с резюме, в котором значились несколько коммерческих зданий, Музей древностей и искусств (ныне - Национальный художественный музей) по проекту Петра Бойцова, Николаевский костел по проекту Валовского, и Караимская кенасса, главным украшением которой стали лепные украшения итальянца Элио Саля. Достройка чужих проектов и отсутствие собственного выраженного стиля были среди причин того, что в советской литературе Городецкого зачастую лишали статуса архитектора и называли инженером.

Непрозрачная сделка по покупке земли

Для постройки собственного дома Городецкий присмотрел на крутом склоне улицы Банковой два участка, объявленных непригодными для строительства. Дождавшись, пока из-за отсутствия покупателей цена упадет до минимума, архитектор купил у Домостроительного общества землю на деньги, одолженные в Обществе взаимного кредита. Директором обеих фирм был партнер Городецкого по строительству «Континенталя» Шлейфер. Залогом стало еще не построенное здание. Теперь его называют «Дом с химерами».

Рискованная схема финансирования

Пузырь на рынке недвижимости в Киеве надувался безоглядным кредитованием. Чтобы пройти весь процесс от покупки земли до оформления интерьеров дома, Городецкий взял 30 ссуд.

Участок в 1 550 квадратных метров обошелся в 15 640 рублей. Под залог земли получены средства на строительство первого этажа. Под залог первого этажа взяты деньги на второй, под залог второго - на третий. Так за 65 тысяч были закончены шесть этажей и крыша. Еще 59 тысяч рублей стоил один только первый год из двух лет отделочных работ.

Элитарность

К началу XX века в Киеве существовала 36-разрядная градация жилья по комфортабельности и годовой плате. Помимо расположения дома и площади квартиры, учитывался этаж (чем ниже, тем лучше) и набор услуг: отопление, электричество, телефон, холодильные камеры в подвале, наличие швейцара и посыльного, стоянка для экипажей и гараж. Аренда квартиры площадью до 100 квадратных метров в центральных кварталах стоила около 300 рублей в год. Семикомнатная люксовая квартира с полным сервисом на Николаевской улице (теперь - Архитектора Городецкого) обходилась в 700.

В «Доме с химерами» семье Городецкого отводилась квартира площадью 380 м² на первом этаже с кабинетом, двумя гостиными, столовыми, будуаром, спальней, детской, комнатой для гостей, прихожей, тремя комнатами для прислуги, кухней, комнатой для мытья посуды, ванной комнатой, двумя хозяйскими туалетами и кладовой.

Другие сдавались: двухкомнатная на первом этаже - за 420 рублей в год, трехкомнатная - за 540, 6-комнатная на втором этаже - за 1 200, 8-комнатная на третьем - за 2 000, 10-комнатная на четвертом и 9-комнатная на пятом - за невероятные 3 500 рублей каждая, 8-комнатная на шестом - за 2 750 рублей в год. В доме был грузовой лифт, общая прачечная, ледник, сараи для дров и экипажей, коровник для поставки свежего молока, винные погреба.

Ненадежное инженерное решение

Крутой склон на купленном Городецким участке земли заставил его применить новые конструкционные решения. Во-первых, у дома две высоты: с фасада он трехэтажный, а в сторону Крещатика смотрят шесть этажей. Во-вторых, у дома два разных фундамента: ленточный на горке и укрепленный полсотней буронабивных бетонных свай внизу.

Свайная технология была для Киева начала XX века новой, и архитектор не сумел правильно ее применить. За несколько десятков лет лежащие на разных фундаментах части здания раскололись. В некоторых местах трещина достигла ширины 40 сантиметров. Для спасения дома в конце 1990-х понадобился капитальный ремонт с забиванием 177 новых опор.

Спорная художественная ценность

Ненужность дома. Несостоятельность владельца

При полном заполнении квартир аренда ежегодно приносила бы Городецкому 13 910 рублей. В 2 300 рублей обходилось техническое обслуживание здания, 4 410 надо было отдать в счет долгов. Однако очередь желающих поселиться в «Доме с химерами» не стояла. Отпугивали цены, шум запущенного по улице Банковой трамвая, давящий дизайн интерьеров, расставленные тут и там охотничьи трофеи хозяина.

В 1909 году Городецкий впервые заложил «Дом с химерами», в 1912 году - опять, и потом уже не смог выкупить. Непоправимый урон бюджету архитектора нанесло осуществление мечты - участие в африканском сафари. Туром для трех киевлян по Кении руководил зоолог, выпускник Парижского университета. Ему помогали два следопыта, два оруженосца, конюх, три личных слуги для туристов, два повара, два препаратора, кинолог, четыре охранника и почти 150 носильщиков.

В 1920 году Владислав Городецкий эмигрировал в Польшу. Умер и похоронен в Иране, где строил вокзал по заказу американской компании.

(все фото, кроме подписанных иначе, - Валентин Бо)

Еще небольшой кусочек из поездки 2011 года на Украину, или как теперь принято говорить в Украину. Киев. Это вторая моя поездка лет 20 спустя….но именно сейчас, мне Киев показался необыкновенно красивым. Большое спасибо экскурсоводу, которая влюблена в свой город, и своим напевным голосом сказительницы заворожила и нас.

Совершенно не запомнила этот дом в прошлую поездку. Дом производит неоднозначное впечатление, со стороны Дома Правительства мне показался тяжелым, придавленным массой скульптур. Но вот прошло почти два года, и я понимаю, что Дом с Химерами, то что западает в память, оставляет эмоциональный след своей диковинностью.

В 1938 году Ольга Анстей написала

Безвкусный фантазер, манерный мим
Тебя придумал в сне самолюбивом.
Над площадью заносчивым массивом
Ты вырос, удивлен собой самим!..
Ты весь кричишь, недвижностью томим,
Но суждено коснеть хвостатым дивам
И необузданных нереев гривам
Застынуть в судороге пантомим!..

Лешек Дезидерий Владислав Городецкий (таково полное имя архитектора, названного у нас Владиславом Владиславовичем) родился 4 июня (23 мая по старому стилю) 1863 года в старинной польской семье, в живописном селе Шелудьки, что на Южном Буге.Один дед Городецкого отличался свободолюбием и участвовал в польском восстании 1831 года; другой - был знаменитым этнографом и теоретиком аграрного дела.
Отец архитектора, Владислав Городецкий, был храбрым уланом и участвовал в Крымской войне 1853-1856 годов, за что получил бронзовую медаль. Когда вспыхнуло польское восстание 1861-го, Владислав-старший, с его солидным боевым опытом, стал командиром отряда повстанцев. Но повстанцы были разбиты; имение Городецких - конфисковано, семья осталась без средств…
Мать будущего зодчего переезжает в Одессу, где мальчика отдают в реальное училище при лютеранской церкви святого Павла. У Лешека рано проявился талант к рисованию; после окончания училища он поступает в Императорскую академию искусств в Петербурге, которую блестяще заканчивает в 1890 году.

С этого времени и вплоть до Гражданской войны судьба связывает Владислава с Киевом. Уже в первых своих кирпично-каменных постройках зодчий обращается к популярному в конце XIX в. стилю - историзму, основанному на заимствовании и использовании архитектурных форм минувших эпох. Образцом такого стиля, пышного и яркого, стало здание Городского музея древностей и искусств на Александровской улице (ныне улица Михаила Грушевского). Оформленный в виде античного храма с шестью дорическими колоннами и портиком, музей весьма удачно завершает перспективу Европейской площади в направлении Печерска. У лестницы, ведущей к парадным дверям, настороже сидят два огромных льва.

Параллельно Городецкий по заказу киевского табачного короля Соломона Когена занимался строительством молельни для общины караимов - небольшой народности со своеобразной религией, включающей элементы ислама, иудаизма и других восточных культов.
Вместе с материальным достатком у Городецкого появилось хобби, которому он уже не изменял всю жизнь. Владислав Владиславович страстно увлекался охотой, путешествуя по самым экзотическим местам. Тогда же в его творениях стали появляться декоративные элементы, напоминающие об охотничьей страсти архитектора.

Наконец Городецкий решает, что пора построить дом и для себя. Он приобрел в центре Киева, на Банковой улице, два участка, на одном из которых и возвел в 1903 г. знаменитый «дом с химерами».

Дом в стиле раннего декоративного модерна, не характерном для начала XX века на территории Украины. Но мастер строил его фактически для себя – с 1903 по 1913 гг. он жил и работал на Банковой, 10. Владиславу Городецкому удалось на этом месте почти за бесценок приобрести землю. Участок считался непригодным для застройки из-за слишком крутого склона, однако это не смутило профессионала строительного дела.

Когда Городецкий объявил о своем намерении строиться на этом месте, то побился об заклад, что через два года он возведет здесь собственное жилье. Тогда известный киевский архитектор Александр Кобелев приложил руку ко лбу зодчего и с пафосом произнес: «Вы, сударь, сумасшедший. Только сумасшедшему может прийти в голову такая идея».

Однако пари Городецкий выиграл.

Владислав Городецкий так спроектировал свой дом, что смог рационально использовать небольшую земельную площадку и обойти сложные грунтовые условия. В частности, для укрепления устойчивости склона было вбито почти 50 бетонных свай на глубину 5 метров. Сам дом спроектирован в форме куба: со стороны улицы Банковой он имеет три, а со стороны площади Ивана Франко – шесть этажей. Фасады украшены с характерным для модерна использованием разных стилей. «Дом с химерами» получил в народе такое название за скульптурные украшения мифологической и охотничьей тематики на фронтоне. Интересно использование высокого парапета на крыше, что позволило практически скрыть кровлю. Говорят, здание архитектора Городецкого на Банковой, 10 является первым «бескровельным» в украинской столице.

Шестиэтажная часть.

В 1998 году дом начали реставрировать, восстановили и внутренние интерьеры. Сейчас там малое представительство президента Украины. «Виртуальная экскурсия»

Городецкий строил этот дом, как доходный, т.е. предполагалось, что часть квартир будет сдаваться. И хотя цены были очень высоки, желающих снять квартиру в удобном жилье было достаточно. На каждом этаже архитектор расположил по большой отдельной квартире, а на первом этаже - две небольшие.

В доме были ледник с отдельными холодильниками для всех квартир, прачечная, дровяной склад, подвал, винный погреб, экипажный сарай, кучерская комната и… коровник. Оригинал Городецкий хотел поить своих жильцов и гостей только свежим молоком! Кстати, коровник располагался так, что запахи не причиняли людям никакого дискомфорта…

Скульптурные украшения фасада по собственных эскизам Городецкого выполнил его помощник, миланский скульптор Элио Саля, оставивший свою подпись «E. Sala. 1902» под скульптурной композицией борьбы львицы и орла.

Присмотримся повнимательнее: по всему фронтону со стороны Банковой улицы сидят симпатичные жабы. Нереиды, рыбы.

Колонны украшают головы носорогов, оленей, косуль.

Змеи, слоны….. можно рассматривать часами. Да вот еще счастливый крокодил. Нашел-загадывай желание!

От дома открывается замечательный вид в сторону площади Ивана Франко.

Внизу со стороны площади сад прилегающий к дому. Там архитектор спроектировал альпийскую горку и фонтаны.

После триумфа «Дома с химерами» заказы посыпались на Городецкого со всех концов Украины. Вот только некоторые из его творений: мавзолей графов Потоцких в селе Печера на Подолье (там до сих пор сохранилась надпись на польском языке: «Пляновал Владислав Городецкий. 1904 г.»); гимназия в Умани, фабрика углекислоты в Симферополе, мавзолей графов Витте на Байковом кладбище.

Кроме архитектурной славы, Городецкий стяжал известность и как страстный охотник, заядлый путешественник по экзотическим краям (мечтал ведь с детства!). В 1895 — 1910 гг. он отправился в «охотничье турне» по землям Ленкорани, Закаспийского края, Туркестана, Афганистана, Алтая, Семиречья и Западной Сибири, а зимой 1911 — 1912 гг. - побывал в своем знаменитейшем африканском сафари, о котором судачил не один год весь Киев.

В память об этом путешествии В. Городецкий издал книгу «В Джунглях Африки. Дневник охотника», собственноручно украшенную рисунками и фотографиями. Книга была издана в 1914 г. и сейчас является редкостью. Впрочем, ее можно увидеть в экспозиции Музея Одной Улицы на Андреевском спуске…

Затем ход истории совершил «крутое пике»… Во время Гражданской войны, в 1920 году, вместе со своей супругой Корнелией Марр Городецкий уезжает в Польшу. Там он сначала реставрирует старинный дворец князей Вишневецких в городе Вишневце на Тернопольщине (тогда польской) и проектирует несколько сооружений на знаменитом курорте Хельм.

В Польше до сих пор сохранилось немало его творений. Архитектор создал крытый рынок и водонапорную башню в Пётркове Трибунальском, водопровод с башнями и бойни в Радоме, Ченстохове и Люблине, казино в Отвоцке и баню в Згирже.

В 1928 году 65-летний, но по-прежнему неугомонный Городецкий по приглашению американской компании «Неrrу Ulen & Со» отправляется в Тегеран, где строит дворец для шаха и первый в иранской столице железнодорожный вокзал. Кроме того, им были разработаны для Тегерана проекты театра и отеля…

Незадолго до смерти Владислав Владиславович совершает свое последнее путешествие на охоту - в район Мазендерана на южном побережье Каспийского моря. Зодчий планировал отправиться и в горы Афганистана, но внезапная смерть 3 января 1930 года от сердечного приступа не позволила осуществить задуманное.

На лютеранском кладбище в Тегеране, у скромной могилы Городецкого много цветов; великого киевлянина любят и помнят…(С)

Если едете а Киев, посмотрите обязательно!

(Использована информация с сайтов «Вокруг света» , википедии, Читательный зал «Мирта», официального сайта президента Украины)



Похожие статьи