Кто является автором концепции экономики эффективного предложения. Теория экономики предложения. Предпосылки возникновения экономической теории предложения

13.1. Экономическая теория предложения

Дефициты государственных бюджетов, рост инфляции, увеличение безработицы и другие негативные последствия экономической политики, основанной на рекомендациях упрощенной кейнсианской концепции, а также шоки предложения, связанные с нефтяным кризисом 1970-х гг., способствовали приходу к власти в западных странах политиков (Р. Рейган, М. Тэтчер), программы действий которых по исправлению ситуации были разработаны на основе рекомендаций экономистов неоклассического направления. Этот поворот к неоклассической парадигме в литературе получил название неоклассической контрреволюции . Значительный вклад в это внесли следующие концепции: экономическая теория предложения, современный монетаризм и теория рациональных ожиданий. Рассмотрим основные положения каждого из перечисленных течений.

Экономическая теория предложения сформировалась в 70-х гг. ХХ в. усилиями американских экономистов: А. Лаф-фера, М. Фелдстайна, М. Боскина, П. Робертса, М. Эванса и представителей власти (сенаторов и конгрессменов США). Она популяризирована журналистами, придерживающимися неоконсервативных взглядов. В разработке и распространении основных идей этой теории большая роль принадлежит Американскому институту предпринимательства, который, по словам И. Стоуна, является «вашингтонской фабрикой мысли, которую можно считать ведущим источником консервативных идей» .

Авторы экономической теории предложения опираются на идеи неоавстрийской школы (Ф. Хайек), теорию предельной производительности факторов производства (Дж. Кларк и Ф. Уикстид) и современный монетаризм (М. Фридман). Это течение оказало заметное влияние на формирование экономической политики администрации США в период президентства Р. Рейгана, правительств М. Тетчер в Великобритании и христианских демократов в ФРГ. Рекомендации разработчиков экономики предложения явились одним из источников «рей-гономики» и «тетчеризма».

Популярность теории экономики предложения обусловлена тем, что ее сторонники сумели дать достаточно убедительные ответы на вопросы, поставленные хозяйственной практикой, а также разработать и предложить конструктивные варианты решения многих актуальных в 1970-х гг. проблем экономики промышленно развитых стран Запада. Речь идет о стагфляции: одновременном нарастании негативных тенденций в области производства – затяжной рецессии, сопровождавшейся ростом безработицы, и потери контроля над инфляцией. В этой ситуации обнаружились явные признаки кризиса системы государственного регулирования экономики, опирающейся на принципы кейнсианства, в частности неспособность действенно помочь эффективному освоению достижений технологического этапа научно-технической революции. Неоконсерваторы дали не только реалистичное объяснение этих явлений, они обосновали рекомендации, касающиеся перестройки экономической политики, остро поставив вопрос о необходимости серьезной трансформации всего хозяйственного механизма современной экономики.

Теория экономики предложения не представляет собой целостной, завершенной концепции, скорее это совокупность идей и эконометрических расчетов, на основе которых сформулированы практические рекомендации и предложения. Центральным пунктом этого идеологического конгломерата является утверждение, что аллокация и эффективное использование ресурсов имеют решающее значение для роста национального производства как в кратко-, так и долгосрочном периодах. Иными словами, сторонники экономики предложения продвигают мысль о необходимости переноса основного внимания с исследований совокупного спроса, как у кейнсиан-цев или монетаристов, на изучение совокупного предложения, а следовательно, перехода к долгосрочному регулированию предложения факторов производства.

Почти все разделы теории экономики предложения строятся на одной и той же концептуальной схеме, которую можно назвать «подходом от противного». Сначала исследуются механизмы возникновения экономических проблем (высокий уровень безработицы, неуправляемая инфляция, низкая динамика воспроизводства и т. д.), причем акцент делается на выявление сил, которые деформируют рыночные процессы и снижают эффективность использования факторов производства (например, неправильная экономическая политика правительства, агрессивная деятельность профсоюзов и т. д.). Анализ таких механизмов ведется доказательно, с привлечением результатов обширных эконометрических исследований. Затем разрабатываются предложения по устранению выявленных препятствий, оказывающих негативное влияние на экономические процессы, например реорганизация системы государственного регулирования таким образом, чтобы более полно раскрыть рыночный потенциал экономики, повысить эффективность производства, добиться удовлетворительного решения острых народнохозяйственных проблем.

В теоретическом плане экономика предложения разработана на основе положений стандартной неоклассической теории: устойчивость предпочтений, модель рационального выбора, равновесные схемы взаимодействия. Она переносит на макроуровень принципы функционирования отдельного субъекта: потребителя или фирмы. Следовательно, на уровне экономики в целом не может быть незанятых ресурсов и уровень производства зависит от предложения капитала и труда. При такой интерпретации капитал – это прежде всего проблема сбережений, решение которой зависит от выбора людей между потреблением во временном разрезе; предложение труда – проблема выбора между трудовой деятельностью и досугом. Влияние государственной политики на выбор между указанными выше альтернативами стало предметом пристального внимания сторонников экономической теории предложения.

Ее авторы считают, что имевшийся в прошлом рост влияния государства вызывал увеличение налогового бремени как в абсолютном, так и относительном выражении (в сравнении с величиной национального дохода), что привело к искажению свободного рыночного механизма. Логика рассуждений такова. Большая часть налогов сначала трансформируется в издержки производства, а затем перекладывается на потребителя в виде более высоких цен. Таким образом, налоги, по мнению сторонников экономики предложения, в отличие от кейнсианцев, которые считали их антиинфляционным инструментом, вызывают ускорение инфляции издержек, т. е. вбивается «клин» между величиной издержек и ценой товара. По мере роста государственного вмешательства в экономические процессы этот налоговый клин увеличивается, вызывая сокращение совокупного предложения.

Высокие налоги приводят и к другим отрицательным последствиям. Так, развитая система государственного социального обеспечения, финансируемая из бюджета, который формируется главным образом за счет налоговых поступлений, по мнению сторонников экономики предложения, считается основным фактором роста безработицы.

Во-первых, она способствует ослаблению стимулов поиска работы среди незанятого населения, что приводит к деформации рынка труда и увеличению естественной нормы безработицы.

Во-вторых, реализация различных государственных социальных программ приводит к повышению нагрузки на бюджет, что требует более высоких ставок налогообложения. Рост налогов на заработную плату означает уменьшение реальных доходов занятого населения, что снижает привлекательность труда по сравнению с досугом, так как эффект замещения больше эффекта дохода. Это служит причиной увеличения численности безработных, добровольно покинувших рабочее место из-за неудовлетворенности своими реальными доходами. Таким образом, распределение ресурсов становится неоптимальным, в частности искусственно занижается предложение труда. Из этого следует, что высокие налоги усиливают негативный эффект пособий по безработице и других форм социального обеспечения.

В-третьих, государственные расходы на социальные цели способствуют изменению соотношения между расходуемой и сберегаемой частями денежных доходов в пользу первой. С одной стороны, выбор между сегодняшним и будущим потреблением осуществляется в ситуации искажения налогами относительных цен на настоящие и будущие блага. С другой стороны, гарантия финансовой и иной помощи со стороны государства в пенсионном возрасте также способствует увеличению доли текущего потребления. Итогом этого является сокращение доли сбережений в совокупном доходе, уменьшении объема кредитных ресурсов и источников накопления, что вызывает замедление экономического роста и негативно влияет на занятость.

В-четвертых, проведение антициклической политики посредством стимулирования совокупного спроса, как предлагают кейнсианцы, может привести к дефициту бюджета, который категорически отвергают сторонники экономики предложения. Они советуют государству полностью исключить бюджетный канал непредвиденной инфляции, изменить предложение денег, не прибегая к дефициту. Они выступают за самостоятельную бюджетную политику, независимую от денежной.

Сторонники экономики предложения основательно разобрались в механизме отрицательного воздействия бюджетного дефицита на экономику. Покрытие дефицита государственными ценными бумагами приводит к негативным явлениям на финансовых рынках. Государство, стараясь не допустить ускорения темпов инфляции, размещает на них основную массу своих долговых обязательств, и тем самым превращается в серьезного конкурента частных фирм. Манипулируя ставкой процента по ценным бумагам, устанавливая объемы государственного кредита и сроки его погашения, оно отбирает у частного сектора кредитные ресурсы, которые могли бы стать производственными инвестициями. Однако эти ресурсы перераспределяются в сферу государственного потребления, в основном непроизводственного, что тождественно вытеснению частного предпринимательства с рынка кредитных ресурсов. Бюджетные дефициты способствуют росту частного спроса на деньги, увеличению процентных ставок в кредитных учреждениях, что приводит к сужению и финансовой, и материальной базы частного производственного накопления, а также к удорожанию кредита, снижает уровень инвестиций.

Теоретический и эконометрический анализ этого явления начался с исследования американского экономиста Р. Барроу, который называет его эффектом вытеснения частного спроса на кредитные ресурсы государственным. Устранить негативное давление дефицита на динамику воспроизводства возможно посредством балансирования бюджета, тем самым остановив интервенции государства на финансовые рынки. Тогда ликвидация дефицита будет равнозначна нейтрализации бюджетной политики, которая, как и денежная в условиях ожидаемой инфляции, является гарантией свободного функционирования рыночной системы.

Сторонники экономики предложения заявляют, что излишняя правовая регламентация экономических процессов со стороны государства также оказывает пагубное влияние на производительность труда и издержки. Они рассматривают две формы:

1) структурное государственное регулирование отдельных отраслей, которое способствует возникновению в них легальных монополий, защищенных законами от конкуренции, и приводит к снижению эффективности деятельности этих фирм, в частности повышению издержек производства;

2) общесоциальное регулирование, связанное с принятием пакета нормативных актов, регулирующих деятельность промышленных организаций в области загрязнения окружающей среды, качества продукции, охраны труда и безопасности, равного доступа к различным специальностям, которое также повысило издержки осуществления предпринимательской деятельности.

Выявив болевые точки современного состояния экономики, авторы теории предложения разработали собственный вариант проекта реформы государственного регулирования экономики, альтернативный кейнсианской доктрине и политике стимулирования спроса. От государства они требовали действий, направленных на раскрытие рыночного потенциала экономики, создание условий для свободного предпринимательства. Значительное снижение размеров государственного бюджета (и его доли в национальном доходе) за счет урезания расходов – одно из положений программы реформирования системы государственного регулирования, главная цель – забрать у государства финансовые ресурсы, которые позволяют ему без оснований вмешиваться в экономические процессы.

Авторы теории предложения не разделяют надежд монетаристов на политику долгосрочного денежного регулирования, так как выполнение монетарного правила не обеспечивает свободного функционирования рыночного механизма, которое нарушается несовершенством налоговой системы. Такое регулирование будет наиболее эффективно только в сочетании с новой налоговой политикой. На это указывает американский экономист Т. Рот: «... двигателем неинфляционного экономического роста являются соответствующие теории предложения налоговые стимулы, подкрепленные снижением темпа роста денежной массы».

Центральное место в радикальной реформе, предлагаемой сторонниками экономики предложения, отводится системе налогообложения. Они считают необходимым осуществить значительное уменьшение предельных налоговых ставок, которое позволит мобилизовать потенциал рыночной экономики. Снижение ставок налогов должно быть дифференцированным, пропорциональным его предельной производительности. В большей степени оно должно коснуться тех видов налогов, которые дают максимальную предельную отдачу с точки зрения роста накопления капитала и стимулирования занятости. В первую очередь это относится к налогам на доходы от капиталовложений и прогрессивной шкале подоходного налога. Снижение налогов, по мнению сторонников экономики предложения, оживит деловую активность и поможет решить многие проблемы современной экономики.

Теоретическим обоснованием предлагаемой налоговой реформы является эффект Лаффера. А. Лаффер утверждал, что долгосрочным последствием снижения налоговых ставок будет не рост бюджетного дефицита, а его сокращение, что поможет стабилизировать инфляционный процесс. Свой вывод он подкрепил графической иллюстрацией, которая получила название кривой Лаффера (рис. 13.1).

Еще одним важным направлением современного экономического анализа является теория экономики предложения, завоевавшая популярность в 1970-1980-е гг. Виднейшим ее представителем является американский экономист Артур Лаффер. Появление теории экономики предложения было обусловлено серьезным кризисом государственного регулирования рыночной экономики на основе кейнсианских рецептов, который с полной силой проявился в начале 70-х гг. Западная экономическая мысль перешла к активному поиску новых методов оздоровления экономики, которые, как стало ясно в дальнейшем, опирались главным образом на неоклассические, в частности, на монетаристские взгляды и подходы.

В самом названии теории - «экономика предложения» - авторы противопоставляют ее кейнсианству, которое главное внимание уделяет регулированию спроса. С их точки зрения Лаффера и его сторонников, решающим фактором экономического развития является не спрос, а предложение.

Один из основных постулатов теории «экономики предложения» -уменьшение вмешательства государства в экономические процессы и стимулирование частной инициативы и предпринимательства. Особая рольпри этом отводилась государственным финансам: уменьшению налогов,сокращению государственных расходов, уменьшению количества денег вобращении, с помощью соответствующей политики в области государственного кредита. Положения и выводы теоретиков экономики предложенияскит одним из важных элементов политики «рейганомики» в США в 80-егоды, в рамках которой произошло резкое уменьшение ставок подоходногоналога.

Неолиберализм

В целом взгляды неоклассической школы политической экономии с различными течениями и направлениями получили в литературе название «либерализм» (от лат. «liberalis» -- свободный). В экономической науке либерализм -- это совокупность взглядов, основным содержанием которых является отрицание необходимости вмешательства государства в экономическую жизнь и понимание механизма саморегулирующегося рынка как единственного эффективного регулятора хозяйственных процессов. За государством остается функция охраны существующей системы. Идеи экономического либерализма основательно разработал А. Смит, выступавший за отмену остатков регламентации промышленности и торговли государством.

Положительной стороной либерализма была его направленность против феодальных порядков, чрезмерной цеховой регламентации. Ярче всего идеи экономического либерализма сформулированы Ж. Б. Сэем в законе, гласящем, что предложение порождает собственный спрос, а капитализм способен без вмешательства государства стихийно и автоматически восстанавливать экономическое равновесие. Методологической основой либерализма является принцип индивидуализма, согласно которому в обществе должна существовать естественная свобода человека, его независимость от социума, а отстаивание своих интересов отдельными индивидуумами ведет к удовлетворению общественных интересов, к общественному благополучию. Такие взгляды в значительной мере отражали специфику капитализма эпохи свободной конкуренции. Идеи экономического либерализма господствовали до кризиса 1929-1933 гг. На смену им пришло учение Дж. Кейнса.

Современные последователи экономического либерализма -- американские ученые-неолибералы Л. Мизес и Ф. Хайек выступают за минимальное вмешательство государства в экономику, за предоставление максимальной свободы предпринимателям и торговцам. Л. Мизес абсолютными основами цивилизации называл частную собственность, свободный обмен и разделение труда, на котором основывается такой обмен. Но регулируемую при социализме экономику он считал запланированным хаосом, поскольку цены в ней не отражали соотношения спроса и предложения. Ф. Хайек активно отстаивал идею максимальной свободы человека, преимущества рыночной системы над смешанной, считал капитал вечной категорией. По его мнению, регулирование хозяйственной деятельности разрушает механизм передачи информации.

Идеи неолиберализма были положены в основу теории социально ориентированного рыночного хозяйства, одним из авторов которой был известный немецкий экономист и государственный деятель Л. Эрхард. Данная теория провозглашает необходимость свободной конкуренции, свободных цен и т. п., гарантирование государством данных условий наряду с социальной направленностью их развития. В то же время допускается использование государственных рычагов регулирования экономики (государственного распределения ресурсов и контроля над ними), которые значительно ослабляются после достижения поставленной цели.

Некоторые отечественные экономисты-«реформаторы» активно поддерживают идею воплощения модели социально ориентированной рыночной экономики. Однако нечеткое понимание сути теории социальной рыночной экономики и некомпетентная реализация их рекомендаций привели к развалу государственного управления экономикой и нанесли народному хозяйству огромный ущерб.

Особенность экономики предложения состоит в том, что это не целостная концепция, не завершенная и взаимосвязная система взглядов, положений, методов теоретического анализа, а главным образом совокупность практических предложений и рекомендаций. Экономика предложения охватывает ряд практических вопросов, направленных на стимулирование производства, инвестиций и занятости. Среди них можно выделить:

· политику приватизации государственных предприятий;

· оздоровление бюджета;

· сокращение расходов на социальные нужды.

Экономическая теория предложения разрабатывалась в основном американскими экономистами: А. Лаффером, М. Фелдстайном, Р. Риганом. По мнению представителей этой теории, рынок является единственно нормальным способом организации хозяйства. Они выступают против регулирования экономики со стороны государства, считая, что регулирование – зло, ведущее к снижению эффективности, инициатив, энергии участников хозяйственной деятельности.

Основная идея экономики предложения состоит в отходе от кейнсианских методов стимулирования спроса, переводе усилий на поддержку факторов, определяющих предложение. Причины инфляции усматриваются в высоких налоговых ставках, в финансовой политике государства, провоцирующей рост издержек. Повышение цен – реакция производителей на нежелательные последствия экономической политики.

1) сокращение налогов с целью стимулирования инвестиций. Снижение налогов для предпринимателей увеличит их доходы и сбережения; в результате будут расти накопления, снизится уровень процентной ставки. Снижение налогов на заработную плату увеличит привлекательность дополнительной работы, получения дополнительных заработков.


В результате возрастет предложение рабочей силы, повысятся стимулы к участию в производственной деятельности. Отсюда и название рассматриваемой концепции – теория предложения;

2) приватизация государственных предприятий. Она позволит получить дополнительные финансовые средства, сократить размеры государственного долга;

3) бюджетное оздоровление. Теоретики предложения выступают против бюджетного дефицита. Они считают, что бюджет не должен рассматриваться в качестве инструмента денежной политики;

Рис. 8.1. Кривая Лаффера

1) «замораживание» социальных программ. Существующая на Западе система социального обеспечения имеет два отрицательных момента:

· вызывает неоправданный рост государственных доходов, обостряет бюджетный дефицит;

· сдерживает трудовую активность населения.

Налоговая политика должна опираться на эффект Лаффера. Такое название эффект получил по имени американского экономиста, обосновавшего указанный феномен и построившего кривую, иллюстрирующую существо предложения (рис. 8.1).

Кривая показывает, что при повышении ставки налога доходы государства за счет налоговых поступлений сначала будут увеличиваться, но, если налоговая ставка превышает некую границу (точка А), доходы от налогообложения начнут уменьшаться. Причина в том, что слишком высокие налоги снижают у людей желание работать в легальной экономике. Чем выше этой границы определена ставка налога, тем меньше они будут работать легально и, следовательно, тем меньше будет доход государственной казны. Если ставка налога будет постоянно повышаться, рано или поздно она достигнет такого уровня, при котором никто не захочет работать и, следовательно, прекратятся налоговые поступления.

Снижение налогов было составным элементом программы Р. Рейгана.

Кривая Лаффера

Экономическая теория предложения - это макроэкономическая теория, согласно которой экономический рост можно эффективно стимулировать за счет снижения барьеров для производства (предложения) товаров и услуг, то есть за счет снижения налогов и снятия запретов, создаваемых государственным регулированием. В таком случае потребитель получает больше товаров и услуг по меньшей цене

Однажды в 1974 г. экономист Артур Лаффер в компании известных журналистов и политиков обедал в одном из вашингтонских ресторанов. Объяснял собеседникам влияние ставки налога на величину налоговых поступлений, он взял салфетку и начертил на ней линию, очень похожую на график (б) рис. 8.7 А. Лаффер пытался доказать, что в данный момент времени США находятся на направленном вниз отрезке кривой. В этот момент налоговые ставки были так высоки, что их снижение действительно могло привести к увеличению налоговых поступлений.

Предложение А. Лаффера было критически встречено экономистами. То, что уменьшение ставок налога может увеличить налоговые поступления, не вызывает с точки зрения экономической теории сомнений, но его практический эффект был трудно предсказуем. Подтверждения мнения А. Лаффера о чрезвычайно высоком уровне ставок налогов в США отсутствовали.

Однако кривая Лаффера (как ее теперь называют) захватила воображение Рональда Рейгана. Дэвид Стокмэн, один из сотрудников первой администрации президента Р. Рейгана, рассказывает:

(Рейган) однажды сам побывал на кривой Лаффера. «Я начал сниматься в фильмах во время Второй мировой войны»; - любил вспоминать он. - В то время высшая ставка подоходного налога приближалась к 90%. Вы снимались в четырех фильмах, а затем попадали в категорию людей, подпадавших под самое высокое налогообложение, - продолжал Р. Рейган, - поэтому мы все бросали работу после съемок в четырех фильмах и уезжали из страны». Высокий налог приводит к тому, что люди меньше работают. Низкий налог приводит к тому, что работают больше. Его опыт доказал это.

Когда в 1980 г. Р. Рейган был избран президентом, он поставил сокращение налогов в центр своей политической платформы. Р. Рейган утверждал, что налоги настолько велики, что они превратились в антистимулы к работе. Он считал, что снижение налогов даст людям новые стимулы к работе, увеличит экономическое благосостояние и, возможно, даже налоговые поступления. Так как сокращение налогов было направлено на побуждение людей увеличить предложение труда, концепции А. Лаффера и Р. Рейгана называли экономической теорией предложения.

История опровергла предположение А. Лаффера о том, что снижение налоговых ставок приведет к росту налоговых поступлений, напротив. После того как Р. Рейгану удалось провести через Конгресс предложение об уменьшении налогов, поступления от подоходного налога (в расчете на человека, скорректированные к уровню инфляции) за 1980-1984 гг. сократились на 9 %, хотя средний доход (на человека, скорректированный на уровень инфляции) вырос за этот период на 4 %. Уменьшение налоговых поступлений способствовало наступлению длительного периода, в течение которого правительству США не удавалось оплачивать все расходы, а изменить налоговую политику было весьма сложно. Во время пребывания Р. Рейгана на посту президента в течение двух сроков и в течение многих лет после его ухода бюджет США сводился с громадным дефицитом.


Основной причиной кризисов Лаффер считал рост государственных расходов. Он выдвинул концепцию сбалансированного бюджета, Лаффер предложил урезать все социальные расходы, прекратить финансировать убыточные предприятия и создать стимулы для развитии предпренимательства. В отличие от Кейнса сторонники теории предложения считали важнейшей задачей государства стимулирование не совокупного спроса, а совокупного предложения, при этом необходимо минимизировать государственное вмешательство в экономику, одно из предложенных мер Лаффером- массовое стимулирование приватизации. Идеи теории экономики предложения были использованы в экономических программах администрацией президента Рейгана в США, а в Англии правительством Маргарет Тетчер.

Монетаризм (Милтон Фридмен)

Монетаризм - наука не только о деньгах. В центре внимания представителей этой школы находятся денежные категории, денежно-кредитные инструменты; однако их интересуют не просто денежный механизм, банковская система, денежно-кредитная политика, валютные отношения. Монетаристы рассматривают эти процессы, чтобы выявить связь между денежной массой и объемом производства. По их мнению, банки - ведущий инструмент регулирования, с помощью или при непосредственном участии которого изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг.

Монетаризм, как следует из его названия, делает упор на деньгах и его основополагающим уравнением является уравнение обмена: MV = PQ , где М - предложение денег; V - скорость обращения денег; Р - уровень цен; Q - объем производимых услуг.

Монетаризм - теория, исходящая из представлений о решающем влиянии денежной массы на цены, инфляцию и на ход экономических процессов. Поэтому монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег

Можно сказать, что монетаризм - это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства. Это целостная, "общая" теория, представляющая специфический подход к регулированию экономики с помощью кредитно-денежных инструментов.

Монетаристы доказали, что экономическая денежная политика Федеральной резервной системы США в военные и послевоенные годы явилась причиной инфляции в этой стране. Они предлагали, чтобы постоянный рост денежной массы в обращении был равен примерно 3%-му уровню роста реального производства, характерному для длительных временных периодов. Это так называемое "монетарное правило" и является, по их мнению, лучшей денежной политикой.

Экономическая теория предложения – это теория, которая в отличие от кейнсианства, отдает предпочтение предложению как фактору роста. Ее основателями стали американские экономисты А. Лаффер, Р. Манделл, журналист Дж. Гилдер , конгрессмен Дж. Кемп и др., которые разработали скорее не теорию, а совокупность практических предложений и рекомендаций, направленных на стимулирование производства, инвестиций и занятости.

По мнению представителей теории предложения, не только наиболее эффективным, а и единственно «нормальным» способом организации хозяйства является рынок. Это естественная система взаимосвязи и обмена экономической деятельности людей. Государственное регулирование – это неизбежное зло, которое ведет к снижению эффективности, связывает инициативу, энергию хозяйствующих субъектов. Роль государства сводится к устранению преград на пути расширения предложения экономических благ.

Одной из таких преград являются высокие налоги. Они снижают прибыльность производства, сокращают размер доходов, а затем и сбережений предпринимателя. И, наоборот, чем меньшие налоги, тем больше склонность к сбережениям, тем больше предложение ссудного капитала и ниже процентная ставка. У предприятий при снижении налогов возрастают возможности инвестирования за счет собственной прибыли.

Высокие прогрессивные ставки налогов сокращают и объем предложения труда. Рост налогов на заработную плату означает ее реальное снижение, а чем ниже оплата труда, тем меньше привлекательность работы сравнительно с досугом. Уменьшение налогов, с одной стороны, будет стимулировать трудовую активность работников, а с другой – положительно отразится на доходах предпринимателей и их инвестиционных возможностях.

Уменьшение налогов возможно при сокращении правительственных социальных программ. Существующая на Западе система социального обеспечения, во-первых, вызывает неоправданный рост государственных расходов и обостряет бюджетный дефицит; во-вторых, не стимулирует, а сдерживает трудовую активность населения. В условиях, когда выплаты по безработице приблизились к доходам от заработков, лицам, которые не имеют работы, порой выгоднее пользоваться свободным временем и не искать работу.

С целью уменьшения налогового бремени и бюджетного оздоровления теоретики экономики предложения рекомендуют сокращение расходов на содержание бюрократического аппарата, отказаться от расходов на субсидии промышленным предприятиям, развитие инфраструктуры и т. п.

Таким образом, сторонники экономики предложения особое значение придают использованию налоговых инструментов государственного регулирования экономики.

Они считают, что стимулирование предложения путем предоставления финансовых льгот для частных инвесторов автоматически создаст необходимый спрос и приведет в итоге к оздоровлению рыночного хозяйства. Жизнеспособность и эффективность рыночного хозяйства они связывают прежде всего с инициативой частного сектора. Поэтому они активно отстаивают приватизацию государственных предприятий. Она позволит получить дополнительные финансовые средства, сократить государственный долг. Возрастет эффективность приватизированных предприятий, обострится конкуренция, повысится конкурентоспособность национальной экономики.

Налоговая политика государства должна опираться на эффект Лаффера , суть которого заключается в том, что с повышением налоговых ставок поступления в бюджет сначала увеличиваются, но со временем начинают уменьшаться. Это происходит потому, что снижение прибыльности производства приводит к уменьшению заинтересованности в инвестировании, уклонению от уплаты налогов, переходу к теневому сектору экономики и т.п.

Рекомендованное Лаффером уменьшение налоговых ставок приведет к неминуемому сокращению государственных доходов, однако это сокращение будет иметь краткосрочный характер. В долгосрочной перспективе снижение налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости. В результате будет расти производство и доходы, которые подлежат налогообложению. С ростом доходов увеличится сумма налоговых поступлений в бюджет.

Таким образом, снижение налоговых ставок имеет значительное стимулирующее влияние на производство и расширение базы налогообложения, благодаря чему становится возможной компенсация потерь в налоговых поступлениях, вызванных снижением налоговых ставок.

Экономическая теория предложения имела значительное влияние на экономическую политику президента США Р. Рейгана в 1981-1989 гг. и премьер-министра Великобритании М. Тэтчер в 1979-1990 гг. Однако ни утверждения теоретиков экономики предложения, ни экономическая политика, в частности Р. Рейгана, не подтвердились экономической практикой 80-х годов ХХ в. Так, в США в результате налоговой реформы, налоговые поступления резко упали и привели к росту дефицита госбюджета в несколько раз. Норма национальных сбережений в 1987 году достигла наиболее низкого уровня со времен второй мировой войны. Средний темп роста потенциального производства упал с 3,6 % в год в 1960-1970 гг. до 3,1 % в год в 1980-1990 гг. Р. Рейгану удалось вывести экономику страны из глубокого кризиса 1981-1983 гг., но это оздоровление, по мнению ряда экономистов, было вызвано спросом, хотя и одетым в теоретическую мантию предложения.



Похожие статьи