Куда идут налоги в государстве. Куда идут наши налоги? Россия, Германия, США. Куда идут налоги на физлиц


Чем ближе к дате 1 октября – времени уплаты налога на имущество и землю, – тем чаще задумываемся над вопросами: а зачем я плачу налоги и куда они уходят? Разобраться в этом нам поможет начальник отдела налогового аудита юридических лиц Аль-Фарабийского Налогового управления города Шымкента Лидия Мирзасалиева.

– Лидия Абдулазовна, какие вообще существуют налоги и кто их придумал?

– Видов налогов несколько: индивидуальный подоходный налог, корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги с недропользователей, социальный налог, земельный налог, налог на транспортные средства, налог на имущество, сборы, пошлины, прочие платежи. Налоги в современном их виде придумал в 18 веке шотландский экономист Адам Смит – классик теории налогообложения. В своем труде «Исследования о природе и причине богатства народов» он изложил 5 основных принципов налогообложения, которые остаются актуальными по сей день, – это обязательность, единство, справедливость, определенность и гласность.

– Какие налоги обязан платить сегодня простой работающий человек, скажем, учитель или медсестра?

– Ежемесячно из заработной платы работника бухгалтерия предприятия или учреждения удерживает 10% подоходного налога и еще 11% социального налога (из них 6% уплачивает работодатель, 5% – фонд социального страхования), также ежемесячно вы отчисляете 10% от зарплаты в пенсионный фонд, но оговорюсь – это не налог, а ваши накопления, которые вы сможете использовать в будущем. Раз в год вы должны оплачивать налог на имущество, налог на землю, у кого есть автомобиль – налог на транспорт.

– Людей интересует, куда идут уплачиваемые ими налоги.

– Налоги с физических лиц, как правило, идут в местный бюджет. То есть мы с населением работаем по трем видам налогов – на имущество, землю, транспорт (у кого он есть). В показателях критериев оценки деятельности органов налоговых служб присутствует и показатель полноты поступлений налогов в местный бюджет.

Все отчисляемые, уплачиваемые налоги поступают в государственный бюджет – кассу государства, откуда затем распределяются на различные нужды: на содержание государственных учреждений – школ, детских садов, больниц, правоохранительных структур; обеспечение безопасности государства – содержание армии; финансирование госпрограмм, субсидирование, предоставление дотаций и ссуд; содержание аппарата управления государством (выплата зарплат госслужащим); строительство и благоустройство социальных объектов и территорий; пенсионное обеспечение и так далее.

– А какие виды налогов должен оплачивать человек, скажем, торгующий на рынке? Так называемый самозанятый человек, индивидуальный предприниматель (ИП)?

– Здесь возможны три варианта. Первый: если ИП работает по патенту, то он должен оплатить налог в сумме 2% от предполагаемого дохода. Второй вариант: если ИП работает по упрощенной схеме уплаты налогов, то он платит 3% с общего дохода. Третий вариант: оплата ИП налога по общеустановленному режиму – налогообложение с 10% от прибыли. Прибыль – это сумма дохода минус сумма расхода. Плюс упомянутые выше – налог на имущество, землю и авто. Все эти налоги тоже идут в местный бюджет. В местный же бюджет идут налоги за загрязнение окружающей среды, но это касается юридических лиц.

– С начала этого года были отменены разовые талоны для торгующих на рынках. Это как-то отразилось на сборе платежей?

– Слава богу, нет. Думаю, это результат большой разъяснительной работы, проведенной среди торгующих на рынках.

– Но, согласитесь, не исключены случаи, когда ИП, работающий, скажем, по патенту, а также юридические лица могут занизить сумму своего предполагаемого дохода? Как тогда быть?

– В этом отношении нас, налоговиков, выручает камеральный контроль. Цель камерального контроля – предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля. Это понятие означает выявление незадекларированной суммы налога на добавленную стоимость (НДС) и корпоративного подоходного налога (КПН) и других видов налогов. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляется уведомление об устранении нарушений, выставление налогоплательщику налогового уведомления о том, что у него есть дополнительный источник налогов. То есть будь добр, заяви и уплати налог в течение 30 рабочих дней! Если это не поможет, то мы вправе применить меры налогового администрирования.

– Недавно на расширенном совещании с участием руководителей областных управлений налоговики области отчитались по исполнению бюджета. И итоги первого полугодия очень неплохие: план госбюджета исполнен на 104,3%, при плане 100706,5 млн. тенге фактически поступило 105009,9 млн. тенге. При плане местного бюджета в 31766,7 млн. тенге фактически поступило 35061,4 млн. тенге. Было заявлено, что только за первое полугодие этого года выявлено и взыскано дополнительных резервов на сумму 10,5 млрд. тенге. Что значит «дополнительные резервы»?

– Дополнительный – значит, взысканный сверх запланированного. Утрированно объясню на примере земельного налога. Налоговики сравнивают данные уполномоченных органов с фактически зарегистрированными налогоплательщиками и суммой их оплаты земельного налога. По имущественному налогу сверяем данные не только с БТИ, но и с данными по сделкам купли-продажи недвижимости, совершенными в текущем году. Это так называемый имущественный доход. Как известно, при совершении сделки уплачивается 10% налога от прироста стоимости недвижимости. По транспортному налогу – сверяем данные МАИ со своими. В случае обнаружения разницы ищем недостающее количество.

– Вот, оказывается, какие у вас, сотрудников налоговых органов, задачи… Напомните, функции налоговой службы.

– Фискальная, регулирующая, стимулирующая, перераспределительная и контрольная. Любой взрослый человек, зная направления расходования бюджетных средств, должен понимать важность и необходимость уплаты налогов. Своевременные и достаточные налоговые поступления способны обеспечить безопасность, финансовую стабильность и независимость государства. Проще говоря, для граждан – сбалансированный бюджет означает гарантированную социальную помощь, пенсионное обеспечение и уверенность в завтрашнем дне. Предпринимателям добросовестная уплата налогов гарантирует государственную поддержку, кредитование и как результат – процветание их бизнеса. Все здесь взаимосвязано.

– Благодарю вас за разъяснения.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

    Ни в какие фонды Ваши 13% подоходглго налога не уходят, деньги отчисляются в Налоговую инспекции и поступают в городской бюджет.

    А вот бюджет планируется на 3 года.

    Эти деньги идут и на зарплату бюджетникам, здравоохранение,ЖКХ, медицину.

    Вот пример статьи расходов на 2016 г федерального (не регионального) бюджета..

    Большая часть налогов граждан идут на содержание Гос. Думы, Кремля, на содержание депутатов, ну и оседает в карманах неких господ.

    Ваши 13% между фондами не распределяются, все они целиком и полностью поступают в местный бюджет и тратятся на нужды муниципального образования и его населения. Вот примерные статьи расходов, на которые уходят в том числе и Ваши 13% подоходного налога.

    Страховые взносы в пенсионный фонд, а также в фонды медицинского и социального страхования с зарплаты работника не удерживаются, их платит работодатель. Если льгот по уплате взносов нет, то в общей сложности они составляют 30% от суммы заработка работника, из них 22% уплачиваются в ПФ (пенсионное страхование), 2,9% в ФСС (социальное страхование) и 5,1% в ФФОМС (медицинское страхование).

    Как известно, величина подоходного налога (НДФЛ) в России равна 13%, данный налог выплачивают все работодатели.

    Согласно бюджетному кодексу нашей страны, налог распределяется так:

    1) Большая часть от этой суммы идт в бюджет субъекта РФ — 85%.

    2) Оставшаяся часть идт в местный бюджет.

    Подоходный налог в размере 13%, взимаемый Налоговой Инспекцией, уходит на пополнение федерального бюджета. Затем, во время законодательных собраний, депутатами устанавливаются расходы на определенные нужды: к примеру, на безопасность, на социальную политику, образование, услуги ЖКХ, медицину, охрану окружающей среды и т.д.

    По закону весь собранный подоходный налог должен поступить в бюджет вашего города и там уже эту сумму распределяют по их усмотрению на жилищные нужды, на медицинские нужды, а так же деньги ещ идут на зарплату тем лицам, которые находятся на оплате у городских ведомств. Чтобы Вам было более понятно приведу в пример небольшую табличку, где показывается как могут планировать расходы федерального бюджета.

    Все зависит от распределения бюджета в этому году. Так, в 2017 году оплаченный налог может пойти совсем на другие цели, нежели в 2016 году.

    Если судить по этому году, то основная часть налога идет на социальную политику, национальную оборону, экономику, безопасность и обеспечение правоохранительных служб.

    С вас полноправно и по установленным нормам закона, снимают 13%, от той суммы, сколько вы вообще зарабатываете в принципе.

    Потом эти средства, поступают в городской бюджет и там и там уже все эти средства, делятся на все учетные ими нужды, типа ЖКХ или Здравоохраниение.

    Кстати у нас в стране самый низкий подоходный налог, нежели в других странах и этот налог вычитается со всех официально работающих граждан. Эти тринадцать процентов идут в фонд государства, где уже руководство распределяет — на что их потратить. Возможно это будет ремонт дороги, а может быть и на строительство детского сада — тут уж точно и не скажешь.

    Весь Ваш подоходный налог (13%) уходит в местный бюджет.

    Кто признается плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) определяет НК РФ.

    Что является объектом налогооблажения определяет НК РФ (Налогового Кодекса Российской Федерации).

    Налоговый период для этого налога регламентируется статьей 216 НК РФ и составляет календарный год.

    Согласно статьи 158 БК РФ (Бюджетного Кодекса Российской Федерации):

    Подоходный налог- это федеральный налог, который работник уплачивает со своих официальных доходов. Вернее, платит их налоговый агент- работодатель, но с заработной платы работника. Равен этот налог 13%. Он никак не распределяется, а полностью уходит в федеральный бюджет. Далее по определнным нормативам распределяют егона бюджеты регионов для государственных нужд.

Во многих странах у людей есть возможность влиять на вёрстку госбюджета. А как насчёт Беларуси? KYKY расспрашивает об этом Владимира Коваликна с сайта «Кошт урада», а после пытается выяснить в Министерстве налогов и сборов, куда идёт конкретный подоходный налог с иностранных переводов, взимаемый согласно декрету № 24.

Стрит-арт на обложке: LEVALET

Расходная часть бюджета Беларуси на 2015 год - 141 триллион рублей. По курсу на 30 декабря - день, когда бюджет был подписан - это $11,9 млрд. По нынешнему курсу - что-то около $8 млрд. Нам хотелось бы, чтобы государство тратило эти деньги на ремонт дорог, строительство парковок и детских площадок во дворах, зарплату учителям и врачам, помощь сиротам и пожилым людям. И, безусловно, какая-то часть государственного бюджета идет на эти нужды. Но дороги всё равно остаются разбитыми, детских площадок не хватает, а средняя зарплата медицинских работников - одна из самых низких по стране.

Можем ли мы как-то повлиять на то, чтобы одни статьи расходной части бюджета были увеличены, а другие вообще исчезли из него? Этот вопрос KYKY задал Владимиру Ковалкину - руководителю сайта «Кошт урада» , который анализирует бюджет. На нём есть специальный калькулятор, помогающий белорусу понять, сколько он платит государству.

На эту тему: История одного сноса. Как сделать, чтобы чиновники слышали людей
Кроме того, развлечься во время обеденного перерыва можно в разделе «Предложите ваш государственный бюджет».

«Человеку, не подготовленному в экономическом плане очень сложно разобраться в вопросе планирования доходов и расходов бюджета государства. Особенно, если это касается нашего государства, - рассказывает Владимир Ковалкин. - В цивилизованной стране по правилам хорошего тона должны быть подготовлены и опубликованы следующие документы: предварительное бюджетное заявление, бюджетное продолжение исполнительной власти, утвержденный бюджет, текущий отчет, полугодовой обзор, годовой отчет и аудиторский отчет. Также существует специальная версия под названием гражданский бюджет – лайт-версия для граждан, помогающая понять, что происходит. Из всего этого перечня документов у нас публикуется только утвержденный бюджет и годовой отчет».

Действительно, во многих европейских странах публикуются все документы, перечисленные Владимиром. Таким образом, у людей есть возможность повлиять на планирование бюджета. Есть ли подобная возможность у белорусов? «С точки зрения Конституции, у граждан должен быть доступ к информации о финансах государства. С другой стороны, Министерство финансов не публикует отчеты, перечисленные мной. Все эти документы остаются для служебного пользования. Из чего следует: белорус никаким образом не может повлиять на планирование бюджета. Он не видит процедуру согласования документов. Как она проходит? Проект готовит Министерство финансов, затем оно согласовывает его с другими министерствами. После чего этот согласованный со всеми бюджет поступает в парламент, где его снова обсуждают, утверждают и передают на подпись президенту. Белорусу просто не дают доступ к информации на этапе планирования бюджета, полностью исключая его из этой процедуры», - объясняет Владимир.


На эту тему: Налог на адекватность

Как происходит планирование бюджета в других странах

«В развитых странах граждане могут повлиять на планирование бюджета через депутатов, которых они действительно выбирают. То есть человек может прийти к своему депутату и внести предложение. Это предложение обязательно рассмотрят и, вероятно, примут», - рассказывает Владимир Ковалкин. У белорусов тоже есть возможность позвонить своим депутатам и что-то предложить. Но вряд ли многие помнят, как зовут этих людей. Да и даже если белорус дозвонится до депутата, незнание полной системы планирования расходов бюджета вряд ли позволит ему предложить что-то дельное.

Можно ли в принципе узнать, на что государство тратит налоги белорусов? Суммы по отраслям и министерствам, утверждённые на весь год, можно найти в приложениях 3 и 4 к закону «О республиканском бюджете» . На сайте Министерства финансов в разделе «Бюджетная политика» каждый месяц появляются отчёты об исполнении бюджета. Сайт «Кошт урада» также следит за тем, как расходуется бюджет. Информация берётся из Минфина и из Фонда соцзащиты защиты населения. Но узнать, на что конкретно ушли деньги, практически нереально. Разве что вы можете зайти на сайт icetrade.by и проследить за госзакупками. Например, на персональный компьютер для Оперативно-аналитического центра потрачено почти 70 миллионов. Закупка бумаги для офисной техники Нацбанка обошла стране в 507 629 826 рублей, легковой автомобиль для ОАО «БелЭнергоСнабКомплект» приобрели за 936 миллионов, офисная мебель для «Пинского лесхоза» стоила 24 783 942 рубля, а закупка одеял для Полоцкого государственного университета потянула на 59 793 216 рублей. Но интереснее всего читать о суммах, потраченных на автомобили представительского класса для председателей райисполкомов.

Выясняем, куда идет конкретный подоходный налог

С 2003 года в Беларуси действует декрет №24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи ». Если в течение месяца на ваше имя из-за границы перечисляется сумма, превышающая 500 базовых величин (1 базовая величина сегодня составляет 180 тысяч рублей - прим. KYKY ), вы обязаны предоставить полную информацию в Министерство по налогам и сборам: кто и зачем прислал вам эти деньги.

На эту тему: Десять советов, как наладить отношения с властями, если хочешь изменить город

Если финансы перечислили родственники, вас отпустят с миром. Но если средства поступили на счет от человека, не имеющего к вашей жизни никакого отношения, вас обязуют заплатить подоходный налог в размере 13% от суммы, поступившей на ваш счет.

В прошлом году подоходный налог составлял 12%. Ещё 1% добавили, чтобы обеспечить материнским капиталом семьи, в которых появляется третий ребёнок. Но отдельный фонд для зачисления этого процента так и не появился, говорит Владимир Ковалкин. Дополнительные деньги все еще попадают в общий бюджет страны - это ещё один штрих к вопросу о том, можно ли проследить, на что идут конкретные налоги.

«Девушка, все средства идут в бюджет. Мы не можем предоставить вам информацию, как именно распределят ваши деньги», - ответил на вопрос KYKY о том, на что тратят подоходный налог с безвозмездной иностранной помощи, сотрудник контакт-центра Министерства по налогам и сборам.

Таким образом, белорус просто должен платить государству. И свято верить, что его налоги пойдут на добрые дела.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Большинство россиян честно платит налоги. Система налогообложения России в весьма лояльна по сравнению с другими странами. Ставка подоходного налога (НДФЛ) в США может достигать 41,9%, в Великобритании и Японии – 50%, в развитых европейских странах населению приходится отдавать государству в среднем 25-35% от своих доходов, но порой дело доходит и до 60% - столько, например, платят датские миллионеры. И даже в развивающихся странах ставка НДФЛ порой составляет 15-20%: например, в Индии – 10-30%, в Мексике – до 28%, в Бразилии – 15-27%.

Данная статья является справочно-информационным материалом, вся информация в ней представлена в ознакомительных целях и носит исключительно информационный характер.

В России же ставка подоходного налога - 13%. Гражданин, имеющий в собственности, квартиру, дачу и машину, также платит налог на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги. А работодатели отчисляют за нас средства в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования: эти платежи, конечно, не уменьшают зарплату, но возможно, она была бы выше, не будь этих пошлин.

А с 2014 года власти собираются ввести новый налог на недвижимость. Реально, правда, он, заработает не раньше 2015 года. Налог будет исчисляться с кадастровой стоимости недвижимости, которая более приближена к рыночной.

Ориентировочно ставка по жилым помещениям составит 0,1%. Таким образом, если сегодня за обладание стандартной московской двушкой приходится платить примерно 600-1000 руб. в год, то после введения новых правил налог достигнет 5-8 тыс. руб. в год. По сравнению с другими странами это не так уж и много. Например, в Германии ставка налога на имущество составляет от 1 до 2,1%, в Швеции - от 0,5 до 1,3%, в Японии и США – 1,4% (правда, в США налог исчисляется с суммы, равной 75% от стоимости недвижимости), а в Испании, где налог на имущество считается щадящим, – 0,3-0,4%.

По идее, налогоплательщики должны рассчитывать на то, что государство окажет им всевозможные услуги, к примеру, обеспечит страну хорошими дорогами, а нашу молодежь - бесплатным высшим образованием. В принципе, можно отдавать и половину своего дохода, если за это получать бесплатную качественную медицину, благоустроенные города, льготы на покупку жилья, достойную пенсию. Во многих странах с высоким уровнем налогов все это есть, в России же расходование бюджетных средств из года в год вызывает большие сомнения и мало кто отчетливо понимает, куда идут наши налоги.

Чтобы выяснить, знают ли граждане, как будет меняться налог на недвижимость, на какие цели он будет расходоваться, и как вообще расходуются налоги, « » решил провести социологическое исследование.

На вопрос «Знаете ли вы, на какие нужды идут налоги, которые вы платите?» 48,6% опрошенных ответили утвердительно и только 22,3% признались, что не имеют об этом никакого понятия:

Любопытно, что довольно высок процент затруднившихся с ответом, он составляет 29,1%: в целом люди представляют себе, на какие цели должны направляться налоги, но точно ли они используются по назначению, им неизвестно.

Несколько удивил результат ответа на следующий вопрос – о том, что знают ли люди, что будет введен рыночный налог на недвижимость . Несмотря на то, что активные разговоры об этом ведутся как минимум пару последних лет (а обсуждается тема лет эдак 15), 76,7% респондентов ответили, что слышат об этом впервые, и только 20,4% опрошенных заявили, что слышали об этой инициативе:

Но при этом даже те граждане, которые слышали о введении рыночного налога на недвижимость, оказались не очень осведомленными. Лишь чуть более половины из них (около 10% от общего числа опрошенных) – в курсе того, что будущий налог собираются направлять на нужды муниципального образования, где живут налогоплательщики. То есть, на благоустройство дворов, освещение, озеленение, строительство и модернизацию местных дорог, ремонт больниц, школ и т.д.

Затем респондентов спросили, какие бы они хотели получать услуги от государства, как налогоплательщики.

17,5% опрошенных высказались за хорошую медицину : «в первую очередь нужны качественные медицинские услуги», «необходима бесплатная медицина» и «квалифицированное лечение».

В такой же по численности группе - 17,5% сказали, что были бы рады, если бы их налоги пошли на благоустройство города : «нужно делать больше нормальных тротуаров», «нужны скамейки для пожилых», «надо тратить деньги на дороги и укладку шумопоглощающего асфальта», «необходимы средства на строительство и благоустройство школ и детских садов», «на ремонт детских площадок», «на небольшие магазины шаговой доступности и развитие общественного транспорта», «важно обеспечение безопасности, чтобы детей не страшно было отпускать гулять», «хочется, чтобы были чистые дворы, чтобы они не напоминали автостоянки, чтобы было чисто в подъездах и все функционировало».

9,7% опрошенных хотели бы видеть благополучной социальную сферу : «детское образование», «адекватные детские пособия», «пенсии», «детские дома», «зарплаты учителям».

41,7% - не смогли решить, на что стоит тратить поступающие в бюджет средства, признав вопрос очень сложным, а себя недостаточно компетентными.

Но конечно, среди опрошенных были и недовольные граждане, они составили группу 7,8%. Эти люди сомневались в том, что налоги тратятся честно, даже издевательски замечали, что «конечно, налоги должны идти в карман чиновников». Но отмечали, что главное – чтобы налоги дошли до цели в сохранности: «если деньги не будут разворовываться, то все будет, как положено».

Говорили и о том, что не стоит вводить рыночный налог на недвижимость, «потому что знаю, как много воруют».

А 3,9% опрошенных вообще признались, что лучше бы налогов не было вообще: «чем меньше налогов, тем лучше», «ничего не хочу получать от этого государства и ничего не хочу давать».

Итак, половина опрошенных в целом представляют, на что тратятся средства, собираемые от налоговых поступлений. В числе главных услуг, которые должно предоставлять государство налогоплательщикам, люди назвали качественную медицину, создание комфортного городского пространства и благополучную социальную сферу.

При этом лишь каждый пятый знает, что власти собираются вводить рыночный налог на недвижимость, и только 10% в курсе, что налог на недвижимость должен идти в местный бюджет и тратиться на создание комфортной среды для людей, проживающих в данном муниципальном образовании (районе). То есть по сути, это и есть то самое удобное городское пространство, которое люди хотели бы видеть, и которое может быть сформировано именно благодаря налогу на недвижимость.

Не слишком блестящая осведомленность граждан о грядущих изменениях в налоговое законодательство, возможно объясняется тем, что разговоры о налоге на недвижимость ведутся давно, а воз и ныне там. Поэтому явно присутствует усталость от данной темы. При этом чувствуется раздражение людей, это легко отследить по тону и содержанию их комментариев. Они не слишком верят в добрые намерения государства, особенно когда речь идет об общественном благе.

Данные журнал получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения в . В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста.

Федеральная налоговая служба России станет главным государственным работодателем в 2017-м году

Федеральная налоговая служба России станет главным государственным работодателем в 2017-м году.

На фоне кризиса в сфере занятости Федеральная налоговая служба России намерена открыть ни много ни мало 11 850 новых вакансий (!) в наступившем году. Перед новыми сотрудниками будет поставлена закономерная задача: собрать как можно больше налогов и выявить как можно больше уклонистов. Все более отчетливо госслужба в ФНС приобретает привкус... коммерческой.

Система и ее болезни

Платить налоги надо. Это нормальная практика цивилизованного общества. Государство без налогов может существовать, но тогда платной для граждан будет абсолютно любая услуга, любая справка, любой вызов полиции, любое благоустройство двора, каждый урок в школе. Неимущие, слабые (а такие есть в любом обществе) будут умирать от голода, если к ним не придут благотворительные фонды. Наука будет частной, то есть, скорее всего, ее не будет вообще. Да и в этом странном обществе все равно придется отчислять что-то на содержание армии - по известной поговорке, если не своей, то чужой.

Однако налоговая система России, очень мягко говоря, несовершенна. При колоссальном разрыве в уровнях дохода у нас до сих пор действует плоская шкала налогообложения физических лиц - а это, на секундочку, основной доход российских регионов. Аргумент - при введении прогрессивной шкалы (чем больше получаешь, тем больший процент платишь) богатые люди станут скрывать свои доходы. Вопрос - а на что у нас тогда ФНС с ее 11 850 новых сотрудников? Спрятать миллиардную сделку куда сложнее, чем 600 рублей за замену масла в авто. А выявить ее очень просто - было бы желание.

Фактический паралич государственного управления России, введенное в обычай казнокрадство, повсеместный непотизм (назначение на серьезные должности профессионально непригодных родственников «нужных людей») не могли не привести к образованию альтернативной экономики. Именно с ней в числе прочего будут бороться новые сотрудники ФНС - и весьма велика вероятность, что вместе с водой (налоговыми недоимками) выплеснут и ребенка (несчастный российский бизнес).

Налоги, взносы, сборы

Давайте разберемся, куда вообще уходят наши деньги.

Налоговые и неналоговые (в первую очередь таможенные) поступления составляют более 90% доходной части федерального бюджета России, остальное - безвозмездные поступления.

Основные доходы России - нефтегазовые: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенные пошлины в 2016 году должны были дать 6 трлн руб. из 13,7 трлн общих доходов бюджета. Вместе с налогом на добавленную стоимость (НДС, 4,4 трлн руб.), который в ближайшие годы, видимо, будет поднят, данные средства обеспечивают львиную долю федеральной части бюджета.

А вот региональные бюджеты формируются в первую очередь из разнообразных налогов с предприятий, дорожного налога, а также из любимого всеми НДФЛ (налог на доходы физических лиц); с 2016 года все более значительную роль начинает играть также налог на недвижимость (реформированный земельный налог). Посмотрим на примере слаборазвитой Тамбовской области за 2015 год - НДФЛ дал 45% поступлений в местный бюджет, налог на прибыль - 25,6%, налог на совокупный доход - 6,8%.

Учитывая слабую развитость бизнеса и абсолютную зависимость страны от нефтегазовых доходов, несложно понять, почему более 80% регионов получают из федерального бюджета больше, чем перечисляют туда. Скажем, из своих налогов и сборов та же Тамбовщина оставляет себе в 4 раза больше средств, чем перечисляет в федеральный бюджет, и ей все равно не хватает. Федеральная «дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности» почти вдвое превышает тамбовские выплаты государству, но не хватает и этого: госдолг региона уже превышает половину его ежегодных сборов, при этом более 70% этого долга - коммерческая часть. Это, кстати, редкость: регионы чаще предпочитают занимать у госбюджета. Отдавать долги все сложнее: сейчас уже ясно, что фактически российские регионы - несостоятельные должники. При этом наше государство охотнее списывает долги Кубам и Анголам, чем Оренбургу и Кирову.

С доходами разобрались, а что же расходы? Они с каждым годом становятся все более засекреченными, в 2017 году это 24% трат государства, причем не только по статье «Национальная оборона», но и, например, по статье «Культура». В целом же на наши деньги действительно функционирует государство - содержит госаппарат (доля расходов на него также растет), армию, полицию, систему образования, отчасти медицину и многое, многое другое. Все благоустройство, которое все-таки имеет место быть в наших городах и селах, тоже оплачено через наши налоги.

Помимо налогов существуют еще и другие замечательные сущности - взносы со сборами. Скажем, когда правительство громогласно объявило о моратории на рост налогов, Москва тут же повысила торговый сбор - а что, это же не налог, а «местный платеж». Взносы с зарплат граждан идут в три фондовых системы - Пенсионные фонды (22% от зарплат), фонды ОМС (5,1%) и фонды соцстрахования (2,9%). С 2017 года администрирование этих скрытых налогов передается как раз в ФНС, и слово «взнос» окончательно теряет смысл. Забавно, что процент взносов в Пенсионный фонд уменьшается с ростом зарплаты - то есть глава ФНС Михаил Мишустин платит туда меньшую долю своих доходов, чем вы, уважаемый читатель из среднего или «полусреднего» класса.

Не пора ли посмеяться?

Все это неудивительно - когда законы принимают очень богатые люди, в стране почему-то становится все больше очень бедных людей. На эту тему существует замечательная китайская притча.

Некий император какой-то из древних династий сказал своим чиновникам:

Мои подданные слишком хорошо живут! Они веселы и довольны, смеются и пляшут, значит у них много денег, а у меня в казне мало. Увеличьте налоги.

После увеличения налогов он отправил чиновников проверить обстановку на улицах.

Что делают на улицах мои подданные? - спросил у министров император.

Они сетуют и причитают, государь.

Значит, у них еще много денег. Увеличьте налоги.

Налоги снова увеличились.

Что теперь делают мои подданные? - спросил император.

Они причитают, плачут горькими слезами и умоляют пощадить, государь.

Значит у них еще есть деньги! Увеличьте налоги!

Увеличили.

А что сейчас делают мои подданные? - спросил император.

Они рыдают, клянут судьбу и рвут на себе волосы.

Значит у них еще что-то осталось. Увеличьте налоги!

И снова чиновники вышли на улицы посмотреть.

Ну а теперь, теперь что делают мои подданные?

Ваши подданные почему-то смеются и пляшут, государь.

Вот. - сказал император. - Вот теперь у них действительно ничего не осталось.

Как вы думаете, на какой мы сейчас стадии?



Похожие статьи