Льготное кредитование жилья в беларуси последние. Льготный кредит на жилье вне очереди. Молодым у нас почет - становиСЯ на учет

Обзавестись собственным жильем мечтает едва ли не каждый. Многие граждане могут рассчитывать на господдержку, например получить льготный кредит на строительство жилья (далее — кредит). А для некоторых лиц предусмотрено право получить кредит вне очереди.

Что нужно знать о кредите

Кредит вправе получить только лица, которые стоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее — учет нуждающихся). Выдают кредиты по спискам, которые утверждают местные исполкомы или администрации. Списки составляют с учетом очередности: первым кредит получит тот, кто раньше стал на учет нуждающихся <*> .

Использовать кредит вы вправе на строительство, реконструкцию или покупку жилья. Построить за счет кредита можно <*> :

— квартиру в экономичном многоквартирном и блокированном жилом доме типовых потребительских качеств.

На заметку
Перечень таких домов утверждает Минстройархитектуры;

— квартиру в многоквартирном и блокированном жилом доме, проектная документация на строительство которого утверждена до 1 июня 2013 г.;

— одноквартирный жилой дом.

Размер кредита определяется индивидуально для каждого гражданина (семьи). При этом <*> :

1) кредитуется 20 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи (в г. Минске — 15 кв. м);

На заметку
Для многодетных семей норматив кредитуемой площади в г. Минске установлен в размере 20 кв. м на одного члена семьи <*> ;

2) стоимость одного квадратного метра жилья не должна превышать установленный норматив;

3) если у любого из членов семьи есть в собственности жилье, то его общая площадь вычитается из кредитуемой.

Обратите внимание!
Вам могут выдать кредит на сумму не больше 90% стоимости строительства, реконструкции или покупки жилья. Исключение составляют многодетные семьи: они вправе получить кредит в размере 100% такой стоимости <*> .

Кредит выдается на срок <*> :

— до 40 лет — многодетным семьям, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечение родителей (далее — дети-сироты); лицам из числа детей-сирот;

Обратите внимание!
Дети-сироты вправе получить кредит, даже если им было предоставлено социальное жилье <*> .

Процент по кредиту установлен в следующих размерах, в частности <*> :

— 1% в год — для многодетных семей и детей-сирот, в том числе получивших социальное жилье;

— 20% ставки рефинансирования Нацбанка, но не менее 5% в год — для других категорий.

На заметку
Для расчета применяется ставка рефинансирования, которая установлена на дату утверждения списков на получение кредитов.

Погашать сумму кредита и проценты по нему вы будете равными долями в течение всего срока кредитования. Если в семье есть ребенок до трех лет и один из родителей получает пособие по уходу за ним, то уплата кредита и процентов по нему откладывается на период получения пособия <*> .

Обратите внимание!
Отсрочка по уплате кредита и процентов предусмотрена только на время получения пособия по уходу за вторым или последующим ребенком <*> .

Кто вправе получить кредит вне очереди

Категории граждан Относятся ли к малообеспеченным <*> Примечание
Многодетные семьи Да Для получения кредита в семье должно быть трое или больше детей в возрасте до 23 лет. Дети должны не состоять в браке и жить вместе с родителями <*>
Семьи, в которых есть дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы Да
Граждане, которые заболели, перенесли лучевую болезнь или стали инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий Да
Лица, которые проживают в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания Да Непригодны для проживания, например, жилые помещения, в которых <*> :

— нет кухни;

— в кухне нет окон или вентиляции;

— высота от пола до потолка меньше 2,4 м

Лауреаты специальных фондов Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и (или) по поддержке талантливой молодежи Да Для получения кредита вне очереди лауреат должен одновременно <*> :

— находиться в возрасте от 18 до 31 года;

— иметь документы, которые подтверждают его звание

Члены семьи нанимателя социального жилья, если наниматель переехал в другое жилое помещение или умер Нет Должны быть одновременно соблюдены следующие условия <*> :

— члены семьи являются совершеннолетними и трудоспособными;

— у семьи нет другого жилья в этом населенном пункте общей площадью 15 кв. м и более на человека (для г. Минска — 10 кв. м и больше);

— срок действия договора найма социального жилья не истек

Военные, уволенные со службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов Нет Имеют право на получение кредита вне очереди, в том числе если встали на учет нуждающихся в течение 6 месяцев со дня увольнения <*>
Дети-сироты;

лица из числа детей-сирот

Нет Дети-сироты (до 18 лет) при одном из условий:

— в отношении их принято решение об эмансипации;

— при вступлении в брак

Лица из числа детей-сирот и дети-сироты, в отношении которых принято решение об эмансипации или вступившие в брак, если они являются нанимателями социального жилья Нет Право предоставляется только в течение срока действия срочного договора найма социального жилья
———————————

<*> К малообеспеченным относят граждан, у которых одновременно <*> :

— среднемесячный доход на каждого члена семьи не превышает трехкратного среднемесячного минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек. Совокупный доход семьи исчисляется за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи документов для получения кредита;

— общая стоимость имущества не больше удвоенной максимальной суммы кредита. Под имуществом в данном случае понимают в том числе квартиры, жилые дома, дачи, гаражи и доли в них, а также транспортные средства, за исключением мопедов и велосипедов.

Какие еще существуют формы господдержки

Для внеочередников предусмотрены и другие формы поддержки государства на улучшение жилищных условий, например одноразовая субсидия на строительство, реконструкцию или покупку жилья (далее — субсидия на жилье) <*> . Ее также можно получить вне очереди.

Размер субсидии на жилье зависит <*> :

— от состава вашей семьи, которая состоит на учете нуждающихся;

— размера жилищных квот (именных приватизационных чеков «Жилье») членов вашей семьи;

— среднемесячного совокупного дохода семьи.

Обратите внимание!
При начислении субсидии на жилье для внеочередников не имеет значения, как долго они состоят на учете нуждающихся. Субсидия на жилье будет начислена в максимально возможном размере без учета такого срока <*> .

Субсидию на жилье можно получить не более чем на 70% стоимости жилья из расчета 20 кв. м общей площади на одного члена семьи (в г. Минске — 15 кв. м, для многодетных семей — 20 кв. м) <*> .

Получить одновременно кредит и субсидию на жилье из числа внеочередников вправе <*> :

— лица, которые проживают в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания;

— граждане, которые заболели, перенесли лучевую болезнь или стали инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий;

— семьи, в составе которых есть дети-инвалиды, инвалиды с детства I и II группы.

Остальным гражданам нужно выбрать, какой формой господдержки они хотят воспользоваться: кредитом или субсидией на жилье <*> .

Обратите внимание!
Для внеочередников, которые построили или реконструировали жилье не по льготным кредитам, предусмотрены также субсидии <*> :
— на уплату части процентов за пользование кредитами;
— погашение основного долга по таким кредитам.

Понятие улучшения жилищных условий прямо связано с социальной политикой государства. Еще с советских времен бытует мнение, что гражданин (семья), имеет право на определенную жилую площадь. В СССР граждане, не имеющие такого жилья, получали квартиры (реже - дома) от государства, в современной Беларуси им предлагают льготный кредит на жилье.

Что такое льготный кредит?

Льготные кредиты в современной Беларуси - это тоже реализация социальной политики государства. Больше всего льготных кредитов выдается семьям в которых растут дети (не менее 2-х), особое внимание и лучшие условия многодетным, сотрудникам силовых ведомств и некоторых госструктур.

Следует знать, что улучшение жилищных условий - не обязанность государства или организаций предоставлять жилье всем нуждающимся.

Некоторые социально уязвимые граждане, например: инвалиды, сироты, многодетные семьи, могут рассчитывать на максимальную помощь. Представители власти сами посещают таких граждан, помогают собирать и оформлять документы.

Но большинство получит только предложение воспользоваться своими льготами, а дальнейшее зависит от их личной инициативы. Они сами должны будут писать заявления в исполкомах, сообщать о появлении детей и других оснований для льгот, следить за движением очереди, искать место в строящихся домах.

Другое важное, даже определяющее, обстоятельство - права и жилищные льготы в Республике Беларусь строго регламентированы законом. Потому начинать улучшение жилищных условий следует с четкого определения своих прав и льгот.

Окончательную форму условия льготного кредита приобретают в договоре между клиентом и .

Кто может претендовать на улучшение жилищных условий?

Список претендентов на улучшение жилищных условий определяется несколькими законодательными актами. Основная масса льгот найдется в положениях Указов Президента РБ №13, №240, №563 и других документах.

Большинство льготников это:

  • молодые семьи (впервые вступившие в брак) с 2-мя несовершеннолетними детьми;
  • многодетные семьи;
  • дети-сироты;
  • кто не имеет жилья по месту работы (службы);
  • теперь не имеет определенного места жительства, но раньше был прописан в данном населенном пункте;
  • на чью долю в общей жилплощади приходится меньше 15 квадратных метров (в Минске - 10 м2);
  • чье жилье не соответствует техническим и санитарным нормативам;
  • кто более 10 лет живет в общежитии;
  • кто снимает жилье по договору;
  • кто живет в одной комнате с лицом страдающим туберкулезом и др. заболеваниями из списка Минздрава;
  • кто делит комнату с посторонним лицом (не родственником);
  • некоторые категории инвалидов и ветеранов;
  • некоторые молодые специалисты;
  • молодые лауреаты и стипендиаты президентских фондов.

Это не исчерпывающий список, в каждой из категории есть неопределенность, есть дополнительные основания для права на новое жилье.

Единственное общее правило - претендующие на улучшение жилищных условий не должны иметь жилье достаточной площади по месту постоянного проживания (службы, работы).

Существуют также законодательные ограничения права улучшение жилищных условий. К примеру, не будут поставлены на очередь:

  • лица, самостоятельно ухудшившие свои жилищные условия;
  • лица, не предоставившие пакет документов для постановки на очередь;
  • лица прописанные, но фактически не проживающие в общежитии или ином помещении, которое дает право считаться нуждающимся;
  • лица, которые уже воспользовались правом на улучшение жилищных условий, в течении 5 лет после этого.

Последний пункт не касается новых прав на улучшение условий в связи с появлением детей.

Для Минска и Минского района есть ограничения на 5 или 10 лет для тех, кто переехал сюда из других мест.

Кроме оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, есть законодательно определенные причины для снятия с учета. Основная масса таких ситуаций связана с изменением места жительства, работы и семейного положения. Также снимают с очереди тех, кто не предоставляет документы по запросу государственных органов. И тех, кто трижды в течение года отказался от предложенных вариантов решения жилищного вопроса.

Как получить льготный кредит на жилье?

Главное правило здесь - нуждающиеся в улучшении жилищных условий должны сами обращаться в исполкомы, писать заявления, собирать нужные документы и т.д. Некоторые нуждающиеся: сироты, инвалиды, могут рассчитывать на большее внимание, но без собственных усилий жилищный вопрос вряд ли решится.

Общий алгоритм для всех претендующих на новые квадратные метры таков:

  1. Сравнить свое положение: наличие жилья, его качество, занимаемая площадь, право собственности на него и пр., с нормами закона.

Если законодательный акт дает право на жилищные льготы - можно переходить к следующему пункту этого списка.

  1. Обратиться в исполнительный комитет по месту жительства. Написать заявление с просьбой о постановке на .

Тем, кому полагается бесплатное жилье, остается ждать своей очереди. Нелишним будет периодически напоминать о себе, при необходимости - добавлять новые справки и т.п.

  1. Тем, кто имеет только право на , лучше не ждать предложений, а самостоятельно искать варианты.

Важный момент - некоторые категории нуждающихся имеют право на льготный кредит на строительство жилья, некоторые могут также приобретать его за счет льготного кредита или жилищной субсидии. На практике вариантов долевого строительства больше.

  1. Определив место приобретения жилья, следует обращаться в исполком за подтверждением права на льготу и просить в банке льготный кредит на жилье.
  2. После одобрения банком заявки на кредит будущий приобретатель заключает договор с застройщиком или продавцом жилья.
  3. Банк переводит кредитные средства продавцу (застройщику), клиент становится собственником дома или квартиры и покидает ряды нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Это общий путь, который проходят все получатели льготных кредитов или бесплатного жилья. Но он состоит из множества конкретных шагов, препятствий и сложных моментов.

Проще всего тем, кто «идет в общем потоке», принадлежит к какой-то большой категории льготников (молодые семьи, многодетные, сироты), или пользуются особой поддержкой государства (герои и ветераны, некоторые категории служащих). Труднее тем, кто строит частный дом в городе, покупает квартиру за счет жилищной субсидии и пр., им потребуется больше инициативы и усилий.

Разобраться во всех нюансах законодательства и практики государственной поддержки бывает трудно. Но цена вопроса такова, что лучше потратить определенную сумму на юридическую помощь, чем несколько дополнительных лет на ожидание письма от исполкома.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

На сегодняшний день, основными документами, которые обеспечивают помощь государства в приобретении жилья, являются:

  • от 6 января 2012 года «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений»
  • от 4 июля 2017 года «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений»

Указ Президента Республики Беларусь № 13

Указ № 13 долгое время являлся основным документом, в рамках которого осуществлялась государственная поддержка при строительстве или приобретении жилья. Однако после вступления в силу Указа № 240 ситуация несколько изменилась.

Кредитование по Указу № 13 в нашей стране осуществляет только Беларусбанк, мы обратились в его контакт-центр, чтобы выяснить, можно ли сейчас получить такой кредит, вот что нам на это ответил специалист банка:

Основанием для получения льготного кредита в соответствии с Указом №13 являются списки, составленные с соблюдением очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и утвержденные соответственно районными, городскими исполнительными и распорядительными органами, местными администрациями, соответствующими министерствами и ведомствами.

Другими словами, кредит действующий, а вот вопрос о его выдаче будет рассматриваться банком только после поступления соответствующих сведений из местных исполнительных органов.

Вот что по этому поводу сказано на сайте Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь:

Указ № 13 продолжает свое действие в полном объеме для граждан, которые уже получили льготные кредиты. Новые договоры по данному указу будут заключаться только при наличии на это свободных средств. Объемы средств на докредитование по Указу №13 будет с каждым годом уменьшаться, и с 2018 года поддержка будет вестись практически только на условиях Указа №240.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что Указ № 13 хоть и является действующим, но поддержка по нему уже практически не осуществляется.

Указ Президента Республики Беларусь № 240


Указом №240 введен новый вид государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий — государственные адресные субсидии.

На что выдается субсидия? . на строительство жилья в многоквартирных и блокированных домах эконом-класса, которые включены в перечень, утверждаемый Министерством архитектуры и строительства РБ
. на строительство одноквартирных жилых домов
. на реконструкцию жилых помещений
Что можно погасить с помощью субсидии? часть процентов за пользование кредитом на строительство жилья, полученным в любом коммерческом банке в пределах максимальной нормируемой стоимости жилого помещения
часть основного долга по кредиту на строительство жилья только для многодетных семей, детей-сирот, семей воспитывающих детей-инвалидов
Кто может рассчитывать на получение субсидии? гражданам, имеющим право на получение государственной поддержки в соответствии с Указом № 13 . военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел и т.д.
. граждане, имеющие право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда
. граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, предоставленных им как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей
. малообеспеченные граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий из числа многодетных семей, граждан, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы
…и другие категории
действующим прокурорским работникам и уже
уволенным в силу возраста, состояния здоровья, а также из-за сокращения численности или штата сотрудников
обязательное условие - не менее 5 лет выслуги на службе в органах прокуратуры
малообеспеченным гражданам, которые строят или реконструируют жилье в Могилевской области на территории Кричевского, Климовичского, Краснопольского, Костюковичского, Славгородского, Чериковского и Хотимского районов

Максимальный размер кредита, подлежащего субсидированию, определяется по следующей формуле…

нормируемый размер жилого помещения * количество членов семьи * предельный норматив стоимости 1 кв. метра * 90% (многодетные - 100 %)


Нормируемые размеры жилого помещения устанавливаются в следующих размерах:
  • в Минске — 15 кв. метров, а для многодетных семей - 20 кв. метров на одного члена семьи
  • в городах, кроме Минска — 20 кв. метров на одного члена семьи
  • при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры, однокомнатного жилого дома - 30 кв. метров
  • для граждан, работающих в сельских населенных пунктах и строящих одноквартирные или блокированные дома — 30 кв. метров (при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры, однокомнатного жилого дома - 44 кв. метров)
Для Героев Беларуси, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, а также граждан, обладающих в соответствии с законодательством правом на дополнительную площадь жилого помещения по состоянию здоровья, нормативы общей площади жилого помещения увеличиваются на 15 кв. метров.

На данный момент предельный норматив стоимости квадратного метра составляет:

  • 718 рублей
  • 940 рублей - для многодетных семей, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и осуществляющих там строительство (реконструкцию)

О субсидии - простым языком


В Указе №240 речь идет о привлечении кредитов коммерческих банков с предоставлением необходимой адресной финансовой поддержки на их погашение.

В итоге, человек получает не льготный, а самый обычный коммерческий кредит и субсидию на его погашение. Сделать это можно в тех банках, которые участвуют в системе субсидирования, на сегодняшний день их 6:

  • Банк БелВЭБ
  • Белагропромбанк
  • Беларусбанк
  • Белинвестбанк
  • БПС-Сбербанк
  • Приорбанк
Банки предоставляют коммерческие кредиты на строительство (реконструкцию) жилья на действующих в каждом из них собственных условиях, основные из которых идентичны:
  • срок кредитования — до 20 лет;
  • ставка по кредиту — 12% годовых (или ставка рефинансирования + 3 процентных пункта).

Обратите внимание, что при изменении ставки рефинансирования будет изменяться и ставка по кредиту!!!


Субсидия предоставляется в безналичной форме и направляется в банк, выдавший коммерческий кредит, на погашение за гражданина части процентов или основного долга.


Размеры помощи


Как мы уже говорили выше, субсидии могут предоставляться на погашение процентов и/или основного долга по кредиту. Размер помощи определяется в зависимости от категории граждан.

Категория Размер субсидии на погашение основного долга по кредиту, % Размер субсидии на погашение процентов за пользование кредитом, %
по решениям исполкомов, принятым с 1 марта 2019 года
Многодетные семьи
многодетным семьям, имеющим 4 и более несовершеннолетних детей 100 СР+3,
многодетным семьям, имеющим 3 несовершеннолетних детей 95 СР+2,
но не более процентной ставки по кредиту
многодетным семьям, имеющим не менее 3 детей в возрасте до 23 лет, не вступивших в брак и проживающих совместно с получателем субсидии 0
Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 50 СР+2,
но не более процентной ставки по кредиту
гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, предоставленных им как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Гражданам, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы
гражданам, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы 50 СР-2,
но не более процентной ставки по кредиту
Молодые семьи
молодым семьям, имеющих 2 несовершеннолетних детей на дату принятия решения о предоставлении субсидии 0 СР-2,
но не более процентной ставки по кредиту
Иные категории граждан
военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и т.д. 0

При рождении (усыновлении, удочерении) детей, молодым семьям предоставляется субсидия на погашение основного долга:
10% от суммы основного долга - при рождении первого ребенка
20% от суммы основного долга - при рождении второго ребенка

СР-2,
но не более процентной ставки по кредиту
гражданам, имеющим в соответствии с законодательными актами право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда
трудоспособным совершеннолетним членам семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда в случае его смерти или выезда на постоянное проживание в другое жилое помещение
гражданам, заболевших и перенесших лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий
ветеранам боевых действий на территории других государств из числа категорий граждан, предусмотренных в соответствии с законом "О ветеранах"
гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания
совершеннолетним молодым гражданам, являющимся лауреатами специального фонда Президента РБ
гражданам, которым были назначены стипендии Президента РБ талантливым молодым ученым
гражданам, проживающим не менее 10 лет в общежитиях, в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договорам поднайма жилого и др., состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение указанного срока
гражданам, осуществляющим строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и в городах-спутниках
малообеспеченным гражданам, осуществляющим строительство (реконструкцию) жилых помещений в населенных пунктах на территории юго-восточного региона Могилевской области
судьям и прокурорским работникам, гражданам из числа прокурорских работников, уволенных со службы в органах прокуратуры по возрасту, состоянию здоровья и др.
гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в населенных пунктах на территории юго-восточного региона Могилевской области, относящимся к малообеспеченным гражданам, осуществляющим строительство (реконструкцию) жилых помещений в населенных пунктах на территории юго-восточного региона Могилевской области

но не более процентной ставки по кредиту


СР — ставка рефинансирования, с 20 ноября 2019 года - 9%.

Для наглядности приведем пример:

Многодетной семье с 3 детьми субсидия покроет 11% (ставка рефинансирования 9% + 2 процентных пункта) из 12% годовых и 95% от суммы основного долга. А если в семье 4 и более детей - субсидия полностью покроет выплату процентов по кредиту, а также 100% основного долга.

Обращаем ваше внимание, размер субсидии зависит от состава семьи. При его изменении, размер субсидии будет пересчитан.


Последний раз размер господдержки при строительстве изменялся 1 марта 2019 года. Согласно Указу № 474 «О государственной поддержке при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений», он увеличился для таких категорий граждан, как:
  • дети-сироты - размер субсидии повышен с 35% до 50% (на погашение основного долга)
  • малообеспеченные граждане, которые осуществляют строительство жилья и трудовую деятельность в населенных пунктах на территории юго-восточного региона Могилевской области - размер субсидии увеличен на 4 п.п. (на уплату части процентов)
  • граждане, воспитывающие детей-инвалидов - предоставлено право на получение субсидии на погашение 50% основного долга по коммерческим кредитам
Кроме того, первоочередное право на получение государственной поддержки установлено для многодетных семей, воспитывающих детей-инвалидов (как это предусмотрено для многодетных семей, воспитывающих 4 и более несовершеннолетних детей).

Помимо этого, Указ № 474 устанавливает ряд ограничений на получение господдержки для трудоспособных граждан, не занятых в экономике. Эти ограничения начали действовать с 1 марта 2019 года. Господдержка не будет оказываться семьям, в которых все трудоспособные члены семьи не заняты в экономике. Однако им предоставлено право повторно обращаться за ее получением, если отпали основания для отнесения их к вышеуказанной категории граждан.


Как все происходит?


Выдача субсидии возможна только при подходе очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и отнесении к категории малообеспеченных.

Решения о предоставлении субсидий принимаются районными, городскими исполнительными и распорядительными органами, местными администрациями.

  1. Для получения субсидии граждан в порядке состояния на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий приглашают в исполком по месту состояния на таком учете и предлагают строительство жилого помещения в конкретном доме
  2. При согласии гражданина на строительство по Указу № 240 он подает заявление в исполком
  3. Исполком принимает решение о предоставлении субсидии, с которым гражданин обращается в любой банк, работающий в рамках Указа № 240, где заключается кредитный договор
  4. Затем договор представляется в исполком, принявший решение о субсидии
  5. Проводится выплата субсидии
Обратите внимание! В Указ № 240, также, как и в Указ № 13 заложен принцип одноразовости получения государственной поддержки на улучшение жилищных условий. Если семья уже получала государственную поддержку в виде льготного кредита, то она не имеет права на субсидирование коммерческого кредита по Указу № 240. Повторное право на господдержку имеют только многодетные семьи, если нуждаемость в улучшении жилищных условий возникает в связи с рождением (усыновлением, удочерением) детей.

Как видите, Указ №240 предлагает очень удобный и выгодный инструмент для улучшения жилищных условий. И если вы попадаете в категорию тех, кому положены оговоренные льготы, можете считать, что вам повезло!

Информация представлена по состоянию на 4 января 2020 года.

Для понимания всей процедуры, начиная с постановки на учет и заканчивая получением кредита, рассмотрим основные этапы, которые должна пройти основная часть граждан . Отдельные же категории граждан, в силу очевидных обстоятельств, указывающих на необходимость получения жилья (к примеру, как непригодное жилье), ориентируются в данной теме со знанием всех пунктов нормативных документов.

Стоит понимать, что в настоящий момент поставлены довольно жесткие (но справедливые) условия получения льготного кредита. До этого иным гражданам удавалось построить за счет льготных средств ни одну и ни две, а иной раз и более квартир.

Упорядочив всю процедуру, начнем с постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Далее гражданину необходимо сопоставить себя с категорией малообеспеченных граждан.

Таким образом, первый (общий) шаг – это быть нуждающимся и малообеспеченным . Но именно здесь и появляются дополнительные условия для получения льготного кредита (и субсидии), определенные Указом Президента, которые могут свести первый шаг на «нет».

Итак, недостаточно быть просто нуждающимся и малообеспеченным, возможность получения льготного кредита ограничена следующими условиями (УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 6 января 2012 г. № 13) :

1.1. право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений предоставляется:

военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (далее – военнослужащие), проходящим военную службу, службу в Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах внутренних дел, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям (далее – военная служба), гражданам, уволенным с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов, в том числе реализовавшим свое право на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в течение 6 месяцев со дня увольнения с военной службы, имеющим не менее 5 календарных лет выслуги на военной службе (за исключением периодов обучения в учреждениях образования, осуществляющих подготовку кадров по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в дневной форме получения образования) и состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

гражданам, имеющим в соответствии с законодательными актами право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда;

трудоспособным совершеннолетним членам семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда в случае его смерти или выезда на постоянное проживание в другое жилое помещение, не имеющим во владении и пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда на основании договора найма либо в собственности другого жилого помещения в данном населенном пункте общей площадью 15 кв. метров и более (в г. Минске – 10 кв. метров и более) на одного человека, соответствующего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, – в течение срока действия заключенного в соответствии с законодательными актами с одним из них договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда;

малообеспеченным гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (за исключением граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по дополнительным основаниям, предусмотренным организациями в коллективных договорах), из числа:

многодетных семей;

граждан, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы;

граждан, заболевших и перенесших лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями;

ветеранов боевых действий на территории других государств из числа категорий граждан, предусмотренных в пунктах 1–3 части первой статьи 3 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 15, ст. 249; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 67, 2/787);

граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания;

совершеннолетних молодых граждан, являющихся лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и (или) специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, – по согласованию соответственно с Министерством образования или Министерством культуры и в соответствии с документами, подтверждающими такое звание. Под молодыми гражданами в настоящем Указе понимаются лица в возрасте до 31 года;

граждан, которым были назначены стипендии Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым, – по согласованию с Национальной академией наук Беларуси и в соответствии с подтверждающими назначение этих стипендий документами, выдаваемыми организациями, осуществлявшими их выплаты;

граждан, проживающих не менее 10 лет в общежитиях, в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договорам поднайма жилого помещения, в жилых помещениях частного жилищного фонда по договорам найма жилого помещения, у которых, включая совместно проживающих членов семьи и отдельно проживающих супругов, не имеется в собственности жилых помещений (общей площади жилых помещений, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилые помещения), в том числе расположенных в иных населенных пунктах Республики Беларусь;

граждан, осуществляющих строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и в городах-спутниках*;

*Для целей настоящего Указа городами-спутниками для Минска являются Дзержинск, Заславль, Логойск, Руденск, Смолевичи, Фаниполь, для Бреста – Жабинка, для Гродно – Скидель, а также иные населенные пункты, которым по решению Президента Республики Беларусь придан статус города-спутника.

судей и прокурорских работников;

молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, пользуются правом на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законами и международными договорами Республики Беларусь.

Условия и порядок отнесения граждан к категории малообеспеченных граждан для предоставления льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения определяются Советом Министров Республики Беларусь

В данном документе определены и категории граждан, имеющие внеочередное право на получение льготного кредита и претендующие на предоставление одноразовых субсидий . Только при соответствии условиям данного Указа формируются списки граждан для строительства квартиры в конкретном доме, и данные списки передаются в банк для рассмотрения вопроса о предоставлении льготного кредита (в основном, на строительство). В противном случае Вы так и останетесь только нуждающимся и малообеспеченным, и нет необходимости затрачивать время на дальнейшее прочтение статьи.

Однако и срок ожидания очереди на включение в списки внушителен, к примеру, в г. Минске он превышает 20 лет.

Общий интерес к данной теме подогревают непосредственно условия кредитования.

Процентные ставки по данному виду кредита отличаются довольно низкими значениями по сравнению с кредитами на общих основаниях и длительным сроком погашения:

  1. Для многодетных семей – 1% годовых;
  2. Для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и в городах спутниках* - 10 процентов ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, но не менее 3% годовых;
  3. Для лиц, указанных в абзаце втором и шестнадцатом части первой подпункта 1.1.Указа №13 (военнослужащие и молодые семьи, имеющие двоих несовершеннолетних детей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов) – 5% годовых;
  4. Для иных категорий граждан, указанных в абзацах третьем-пятнадцатом части первой подпункта 1.1 Указа № 13 - 20 процентов ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, но не менее 5% годовых

* Дзержинск, Заславль, Логойск, Руденск, Смолевичи, Фаниполь, Жабинка, Скидель

Максимальный срок , на который предоставляются льготные кредиты, не должен превышать 20 лет (для многодетных семей – 40 лет).

Итак, Вы подходите конкретному условию Указа, значит, становимся нуждающимися в улучшении жилищных условий . Соответствующая категория граждан формируется по месту постоянной прописки в соответствующем местном исполнительном и распорядительном органе (исполкоме, сельсовете и др.), либо по месту работы в порядке очередности.

Следует отметить как широкий перечень оснований для включения в данную категорию, так и наличие причин для отказа в принятии. Все необходимые документы, а также возможность постановки можно уточнить по месту постановки, либо ознакомившись с соответствующими нормативными документами*.

* Положение об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. №563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений».

По большей части основными причинами постановки на учет являются отсутствие жилой недвижимости в собственности гражданина (семьи), либо обеспеченность собственным жильем менее 15 кв.м. общей площади на одного человека (в г. Минске – менее 10 кв. метров). Следует отметить, что в расчет принимается площадь, находящаяся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет, для Минска – дополнительно в Минском районе.

Полный перечень оснований для постановки на учет (пункт 3 Положения) :

3.1.1. не имеющие в собственности и (или) во владении и пользовании* жилых помещений в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы), а граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, – по месту пребывания (далее – населенный пункт по месту принятия на учет). При принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске учитываются находящиеся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи жилые помещения, расположенные в Минском районе;

______________________________

*Для целей настоящего Положения под отсутствием у граждан во владении и пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, занимаемых этими гражданами:

по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда;

в качестве членов, бывших членов семьи собственника жилого помещения, нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, гражданина, являющегося членом организации застройщиков, и имеющими право владения и пользования жилым помещением наравне с собственником жилого помещения, нанимателем жилого помещения, гражданином, являющимся членом организации застройщиков;

по договору, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, заключенному в соответствии с законодательством.

3.1.2. обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров (в г. Минске – менее 10 кв. метров) на одного человека. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске – исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи в г. Минске и Минском районе).

При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании у них, а также у членов их семей, с которыми они совместно проживают, в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске – исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании у них, а также у проживающих совместно с ними членов их семей в г. Минске и Минском районе), за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет;

3.1.3. проживающие в жилом помещении, признанном не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;

3.1.4. проживающие в общежитиях, за исключением граждан, которым предоставлено право владения и пользования жилым помещением в общежитии в связи с обучением, спортивной подготовкой*, прохождением клинической ординатуры**, а также сезонных и временных работников;

______________________________

*Для целей настоящего Положения под спортивной подготовкой понимается комплексный процесс подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса, осуществляемый в том числе специализированными учебно-спортивными учреждениями, посредством участия в учебно-тренировочном процессе и (или) спортивных мероприятиях.

**Для целей настоящего Положения под клинической ординатурой понимается форма профессиональной подготовки врачей-специалистов, основанная на принципе индивидуального обучения, направленная на углубление их профессиональных знаний и совершенствование практических навыков, освоение передовых медицинских технологий, решение задач кадрового обеспечения здравоохранения.

3.1.5. проживающие в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения;

3.1.6. проживающие в жилых помещениях коммерческого использования на условиях договора найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда, заключенного на срок трудовых (служебных)отношений , а также в жилых помещениях социального пользования на основании договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, заключенного на срок до десяти лет в соответствии с частью третьей пункта 69 Положения;

3.1.7. проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с другими гражданами и имеющие заболевания , указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным их совместное проживание с другими гражданами в одной комнате или однокомнатной квартире, а также проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с лицами, имеющими заболевания, перечисленные в этом перечне;

3.1.8. проживающие в одной квартире (одноквартирном жилом доме), заселенной (заселенном) несколькими собственниками жилых помещений, при условии, что их собственность выделена в установленном порядке (произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или с выделением в собственность изолированных жилых комнат с оставлением подсобных помещений в общем пользовании и в общей долевой собственности), и (или) нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда, если они обеспечены общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров (в г. Минске – менее 10 кв. метров) на каждого члена семьи;

3.1.9. проживающие в неизолированных (смежных) жилых комнатах и не являющиеся близкими родственниками*;

3.1.10. проживающие в однокомнатной квартире с другим гражданином независимо от его пола (в том числе независимо от того, являются они или не являются близкими родственниками), кроме супругов;

3.1.11. относящиеся к молодым семьям**, впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимает объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору в соответствии с Правилами заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства в населенном пункте по месту принятия на учет;

______________________________

*Для целей настоящего Положения под близкими родственниками понимаются супруг (супруга), родители, усыновители (удочерители), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка и внуки.

**Для целей настоящего Положения молодыми семьями признаются семьи, в которых хотя бы один из супругов находится в возрасте до 31 года на дату принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

3.1.12. проживающие в жилых помещениях специальных домов для ветеранов , престарелых и инвалидов, имеющие несовершеннолетних детей, а также проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, которым при переосвидетельствовании установлена III группа инвалидности либо инвалидность снята или которые признаны в установленном порядке дееспособными, если за ними не сохранилось или им не может быть предоставлено право владения и пользования жилым помещением, из которого они выбыли;

3.2. молодые рабочие (служащие), молодые специалисты, прибывшие по распределению, направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), или специалисты, прибывшие по направлению государственных органов и других организаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 кюри на квадратный километр и приравненных к ним территориях;

3.3. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае , если они:

не имеют в собственности и (или) во владении и пользовании жилых помещений в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске учитываются находящиеся в собственности и (или) во владении и пользовании жилые помещения, расположенные в Минском районе);

проживают в жилом помещении и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в подпунктах 3.1.2–3.1.10 настоящего пункта;

при вселении в жилое помещение, из которого выбыли, стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в подпунктах 3.1.2–3.1.10 настоящего пункта;

не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, и невозможность вселения в это жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения.

Невозможность вселения в жилое помещение устанавливается по решению местных исполнительных и распорядительных органов в случае утраты жилого помещения (гибели, уничтожения), систематического (три и более раза в течение года) нарушения гражданами, проживающими в данном жилом помещении, правил пользования жилым помещением, содержания жилых и вспомогательных помещений, наличия неблагоприятных или опасных условий проживания с родителями, лишенными родительских прав, и другими гражданами, проживающими в данном жилом помещении, а также в иных случаях. Порядок принятия решений о невозможности вселения в жилое помещение определяется облисполкомами, Минским горисполкомом.

скрыть");} else {$(this).prev("div").slideUp(200);$(this).before().html("подробнее ");}" class="hiddenText">подробнее

Вставь на учет нет необходимости сразу занижать свой доход (если конечно он был достаточно высок до этого) для включения в категорию малообеспеченных . Расчет производится за 12 месяцев, предшествующих месяцу составления списков уже на получение льготного кредита (а не постановки на учет нуждающихся, что могло произойти и намного ранее). Граждане могут быть отнесены к категории малообеспеченных граждан при условии, что среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превосходит трехкратного среднемесячного среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек (на 01.11.2015 данный МБП = 2 499 270 бел. руб.). Стоит обратить внимание и на заявленное имущество при составлении списков на получение кредита, стоимость которого при получении льготного кредита не должна превышать двукратный предельный размера льготного кредита (о нем ниже) для данной семьи.

Первый шаг пройден, и остается ожидать своей очереди на включение в списки.

Определим возможную сумму льготного кредита . Для этого устанавливаются нормативы общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения на 1 человека:

- в г. Минске данный показатель составляет 15 кв. м. на человека;

- для многодетных семей и граждан, проживающих в населенных пунктах кроме г. Минска – 20 кв. м.;

При строительстве для одного человека однокомнатной квартиры, одноквартирного жилого дома – 30 кв. м.

Для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах:

Строящих (реконструирующих) в них одноквартирные или блокированные жилые дома – 30 кв. м.;

При строительстве для одного человека одноквартирного жилого дома или однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме – 44 кв. м.

Для отдельных лиц льготно кредитуемая площадь увеличена на 15 кв. м.: Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, а также граждане, обладающие в соответствии с законодательством правом на дополнительную площадь жилого помещения по состоянию здоровья.

Также важно отметить , что в списках на получение льготных кредитов указываются нормируемые размеры общей площади жилого помещения, которые устанавливаются за вычетом общей площади жилых помещений , находящихся в собственности кредитополучателя и членов его семьи (в том числе общей площади жилых помещений, приходящейся на принадлежащие кредитополучателю и членам его семьи доли в праве общей собственности на жилые помещения), а также общей площади жилых помещений, находившихся в собственности и отчужденных кредитополучателем и (или) членами его семьи в течение 3 лет до заключения кредитного договора (в том числе общей площади жилых помещений, приходящейся на принадлежавшие и отчужденные кредитополучателем и (или) членами его семьи в течение 3 лет до заключения кредитного договора доли в праве общей собственности на жилые помещения). При этом, учитываются жилые помещения находящиеся в собственности кредитополучателя и (или) членов его семьи, расположенные во всех населенных пунктах Республики Беларусь .

Помимо норматива общей площади максимальный размер льготного кредита на строительство жилых помещений не должен превышать 90 % (для многодетных семей – 100 %) норматива льготно кредитуемой площади жилого помещения типовых потребительских качеств (определенной стоимости квадратного метра). И данный норматив зачастую меньше, нежели сама стоимость квадратного метра в строящемся доме. Тогда оставшуюся часть необходимо будет заплатить собственными средствами, либо с помощью другого кредита. Исходя из данных показателей и формируется предельный размер льготного кредита , для сопоставления со стоимостью заявленного имущества при постановке на учет.

После поступления списков в банк, необходимо сформировать необходимый пакет документов для получения кредита. Одним из этапов данного процесса будет подтверждение своей нуждаемости при получении кредита и после окончания строительства , так что в этот период следует быть осторожней с покупкой, наследованием, приватизацией или иным способом приобретения жилья, т.к. его площадь будет вычитаться из льготно кредитуемой площади.
Допустим, вы получили кредит, но в момент строительства приватизировали квартиру, следовательно, по окончании строительства его размер будет пересчитан в меньшую сторону.

Если же у Вас есть жилье в собственности, но Вы хотите получить максимально возможный размер кредита на строящуюся квартиру (т.е. без вычета площади имеющегося жилья), Вы можете взять на себя обязательство продать имеющуюся квартиру после сдачи дома в эксплуатацию и внести денежные средства в счет погашения кредита в размере оценочной стоимости проданной квартиры.
Пример: У семьи из трех человек есть в собственности однокомнатная квартира 40 кв.м. (т.е. нуждаются в улучшении жилищных условий). Льготно кредитуемая площадь - 20 кв.м. на человека – итого 60 кв.м., однако, учитывая собственное жилье, окончательно будет кредитоваться 60-40=20 кв.м. Для получения кредита на все 60 кв.м. и необходимо взять указанное обязательство по продаже.

Помним, что для получения льготного кредита необходимо не только быть нуждающимся, но и соответствовать определенному размеру доходов на каждого члена семьи. В таком случае с большой вероятностью понадобятся поручители, поиск которых осложняется наличием кредитов, либо поручительств у большинства граждан. И если после включения в список на строительство у Вас появилась возможность официально повысить свои доходы выше установленных границ, нет необходимости ее откладывать до момента получения кредита (т.к. списки уже сформированы).

При включении в списки на определенную квартиру необходимо предусмотреть все события, которые могут повлиять на размер льготно кредитуемой площади и соответственно на размер кредита (предстоящая свадьба, рождение ребенка и др.). Данные события позволят не только увеличить размер кредита, но и получить в отдельных случаях государственную помощь (также указаны в Указе).

Документы для кредита не представляют собой столь обширного перечня. И предоставление кредита (рассмотрение и выдача) занимает меньше времени, по сравнения с кредитованием на общих основаниях.

На дешевый кредит под 6−9% годовых могут рассчитывать только нуждающиеся — те, кто уже стоит в очереди на улучшение жилищных условий. Дают такой кредит два банка — Белагропромбанк и Беларусбанк.

В Белагропромбанке сообщили, что кредит на строительство жилья под 6% в первые два года и под 9% — в оставшиеся дадут только очередникам — ветеранам боевых действий на территории других стран.

Напомним, в кредит нуждающимся Белагропромбанк давал под 13,5% годовых. На программу выделяли 10 миллионов рублей. Половина этого лимита — 5 миллионов рублей — была исчерпана за два дня. Вторую «приберегли» для воинов-интернационалистов. Только они могут воспользоваться этим кредитом. Сейчас ставка по кредиту снизилась до 6% за первые 24 месяца пользования кредитом, и до 9% — за последующие.

Аналогичный — самый дешевый на рынке — кредит для нуждающихся под 11,5% годовых в начале года и Беларусбанк . Сейчас банк тоже дает очередникам кредит под 6% годовых. Но — только очередникам, направленным на строительство от местного исполкома и только в домах, которые входят в перечень Минстройархитектуры.

В списке — 20 домов, в том числе три из них в Минске (Каменная Горка, Шарагновича — Рафиева и Михалово — Алибегова). Еще два дома предлагают в пригороде столицы — в деревне Копище и агрогородке Прилуки.

Кредит выдается сроком до 20 лет.




Дешевые кредиты — для остальных

Еще недавно ставка по кредитам на жилье плавала в районе 17% годовых. В мае появились первые предложения с более привлекательной ставкой — от 11%. И сейчас есть банки, кредитующие покупку новостроек у определенных застройщиков под более-менее подъемные проценты.

Например, БелВЭБ предлагает кредит «Дружная будоўля» под 11% годовых на строительство или приобретение уже готовой недвижимости. Под такой процент кредитуют клиентов четырех застройщиков. В частности, «Внешэкономстрой» (жилые дома на проспекте Победителей, 27 и ул. Мястровская, 24); «Белинтерросинвест» — жилые дома на Мястровской, 4 и 6; и ООО «Строительная компания «Сканко» — жилой дом на улице Связистов, 10. Ставка по кредиту будет неизменной в течение всего срока кредитования. Кредит выдается сроком до 25 лет.

В Белагропромбанке можно взять целевой кредит на строительство жилья под 12% годовых (первые два года, начиная с третьего — ставка рефинансирования плюс три процентных пункта, сейчас ставка 12% годовых). Кредит выдается сроком на 20 лет и на общих основаниях (стоять на очереди не обязательно).



Похожие статьи