Мировая архитектура: МГУ. Здания мгу

Возведение главного здания МГУ на Ленинских (Воробьёвых) горах в 1949-1953 гг., было одной из самых больших строек послевоенного СССР.
Здание МГУ являлось самым высоким административно-жилым зданием в Москве до появления «Триумф-Паласа», и самым высоким в Европе, до постройки в 1990 г. Мессетурма во Франкфурте.
Высота - 182 м, со шпилем - 240 м, этажность центрального корпуса - 36.
Учащиеся школы рабочей молодежи на фоне строящегося главного здания МГУ (1951 г)

В 1948 году сотрудники отдела ЦК партии, курировавшего науку, получили из Кремля задание: проработать вопрос о постройке нового здания для МГУ. Докладную записку они подготовили совместно с ректором Университета – академиком А.Н. Несмеяновым, предложив возвести для «храма советской науки» высотку. Из ЦК бумаги перекочевали к московским властям. Вскоре Несмеянова и представителя «научного» отдела ЦК пригласили в горком партии: «Ваша идея нереальна. Для высотки нужно слишком много лифтов. Поэтому здание должно быть не выше, чем в 4 этажа».

Через несколько дней у Сталина состоялось специальное совещание по «университетскому вопросу», и он объявил свое решение: возвести для МГУ здание высотой не меньше 20 этажей на вершине Ленинских гор – чтоб издалека было видно.

Проект нового здания университета готовил известный советский архитектор Борис Иофан, придумавший небоскреб Дворца Советов. Однако за несколько дней до утверждения «в верхах» всех чертежей зодчего от этой работы отстранили. Создание крупнейшей из сталинских высоток было поручено группе архитекторов, возглавляемой Л.В. Рудневым.

Причиной столь неожиданной замены считают неуступчивость Иофана. Он собирался строить главный корпус прямо над обрывом Ленинских гор. Но к осени 1948-го специалисты сумели убедить Сталина, что такое расположение огромного сооружения чревато катастрофой: район опасен с точки зрения возникновения оползней, и новый Университет попросту сползет в реку! Сталин согласился с необходимостью переноса главного корпуса МГУ подальше от кромки Ленинских гор, а вот Иофана такой вариант совершенно не устраивал, и его отстранили. Руднев перенес здание на 800 метров вглубь территории, а на месте, выбранным Иофаном, создал смотровую площадку.

В первоначальном эскизном варианте предполагалось увенчать высотку скульптурой внушительных размеров. Персонаж на листах ватмана был изображен абстрактный – фигура человека с задранной к небу головой и широко раскинутыми в стороны руками. Видимо, такая поза должна символизировать тягу к знаниям. Хотя архитекторы, показывая чертежи Сталину, намекнули, что скульптура может получить портретное сходство с вождем. Однако Сталин распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы верхняя часть здания МГУ была похожа на остальные шесть высоток, строящихся в столице.

Торжественная церемония закладки первого камня высотного здания МГУ состоялась 12 апреля 1949 года, ровно за 12 лет до полета Гагарина.

В репортажах с ударной стройки на Ленинских горах сообщалось, что высотку возводят 3000 комсомольцев-стахановцев. Однако в действительности здесь работало гораздо больше людей. Специально «под университет» в конце 1948 года в МВД был подготовлен приказ об условно-досрочном освобождении из лагерей нескольких тысяч заключенных, имевших строительные специальности. Этим зэкам предстояло провести остаток срока на сооружении МГУ.

В системе ГУЛАГа существовало «Строительство-560», преобразованное в 1952-м в Управление ИТЛ Особого района (так называемый «Стройлаг»), контингент которого занимался сооружением университетской высотки. Курировал стройку генерал Комаровский, начальник Главного управления лагерей промышленного строительства. Численность заключенных в «Стройлаге» достигала 14290 человек. Практически все они сидели по «бытовым» статьям, «политических» везти в Москву побоялись. Зону со сторожевыми вышками и колючей проволокой построили в нескольких километрах от «объекта», рядом с деревней Раменки, в районе нынешнего Мичуринского проспекта.

Когда возведение высотного здания подходило к концу, было решено «максимально приблизить места проживания и работы заключенных». Новый лагерный пункт был оборудован прямо на 24-м и 25-м этажах строящейся башни. Такое решение позволяло сэкономить и на охране: нет необходимости ни в сторожевых вышках, ни в колючей проволоке – все равно некуда деваться.

Как оказалось, охранники недооценили свой подшефный контингент. Нашелся среди узников умелец, который летом 1952 года соорудил из фанеры и проволоки некое подобие дельтаплана и… Дальнейшие события молва трактует по-разному. По одной версии, он сумел перелететь на другой берег Москвы-реки и благополучно скрылся. По другой – его еще в воздухе расстреляли охранники. Есть вариант с счастливым завершением этой истории: якобы «летуна» уже на земле схватили чекисты, но, когда о его поступке стало известно Сталину, тот лично велел отважного изобретателя отпустить… Возможно даже, что крылатых беглецов было двое. По крайней мере, так утверждал вольнонаемный строитель высотки, который сам видел двух людей, планирующих с башни на самодельных крыльях. По его словам одного из них подстрелили, а второй улетел в сторону Лужников.

С уникальной «высотной лагерной зоной» связана еще одна необычная история. Это происшествие даже считали тогда попыткой покушения на вождя народов. В один прекрасный день бдительная охрана, проверяя территорию «ближней дачи» Сталина в Кунцеве, вдруг обнаружила на дорожке винтовочную пулю. Кто стрелял? Когда? Переполох был серьезный. Провели баллистическую экспертизу и выяснили, что злополучная пуля прилетела… со строящегося Университета. В ходе дальнейшего расследования стала ясна картина произошедшего. При очередной смене караула, сторожившего заключенных, кто-то из конвоиров, сдавая пост, нажал на курок винтовки, в стволе которой оказался боевой патрон. Прогремел выстрел. По закону подлости оружие оказалось направлено в сторону находящегося вдалеке правительственного объекта, и пуля все-таки «дотянула» до сталинской дачи.

Главное здание МГУ сразу же побило многие рекорды. Высота 36-этажного высотки достигает 236 метров. Для стального каркаса здания потребовалось 40 тысяч тонн стали. А на возведение стен и парапетов ушло почти 175 миллионов кирпичей. Шпиль имеет высоту около 50 метров, а венчающая его звезда весит 12 тонн. На одной из боковых башен установлены часы-чемпионы – самые большие в Москве. Циферблаты сделаны из нержавеющей стали и имеют диаметр 9 метров. Стрелки часов тоже весьма внушительны. Минутная, например, вдвое длиннее минутной стрелки кремлевских курантов и имеет длину 4,1 метра, а весит 39 килограммов.

Вид со здания МГУ, 1952 г.:

Частный сектор в окрестностях стройки.

Главное здание МГУ - одна из семи сталинских высоток. Но идея передать советский небоскреб студентам возникла не сразу: изначально в высотке на Ленинских горах хотели разместить гостиницу и квартиры. В 1948 году Иосиф Сталин подписал указ о строительстве нового здания для Московского университета. Автором проекта вначале стал архитектор Борис Иофан, благодаря которому в Москве появился Дом на набережной и станция метро «Бауманская». Он спроектировал здание в виде гигантского постамента: по задумке архитектора, наверху должен был располагаться монумент Михаилу Ломоносову.

Спустя несколько месяцев Сталин отстранил Иофана от работы над университетским зданием. Заново созданную проектную группу возглавил архитектор Лев Руднев. Проект доработали, решив завершить здание шпилем с пятиконечной звездой. Архитекторы старались подчеркнуть советскость здания: шпиль, звезда и колосья, скульптуры рабочих с молотами и колхозниц с серпами. Однако новая доминанта Ленинских гор все равно вышла похожей на небоскреб Муниципальное здание Манхэттена в Нью-Йорке.

Все московские высотки были заложены в день 800-летия Москвы - 7 сентября 1947 года. Во время строительства студенты могли посмотреть, в каких условиях будут жить: на стройке работали первые советские шоу-румы. Об этапах строительства сообщали оригинально: по праздникам в самой высокой точке возведенного здания зажигали звезду. Сначала на шестом этаже, потом на 12-м, 20-м и 26-м. 1 сентября 1953 года студенты пришли учиться в новое здание. The Village побывал в МГУ в начале очередного учебного года и узнал, как здесь работается и живется.

Расположение: Ленинские горы, 1

Годы постройки: 1949–1953 годы

Архитекторы: Борис Иофан, группа Льва Руднева

Екатерина Лаптева

научный сотрудник Музея землеведения МГУ

Про себя

Можно сказать, что я практически родилась в университете - мои родители работали на научной станции МГУ по изучению лавин в Хибинах. Пять лет мы жили на Кольском полуострове, а потом уехали в Москву. Здесь получили кооперативную квартиру в одном из двух университетских домов в Коньково, где я до сих пор живу. Сама училась в МГУ, окончила географический факультет по специальности «Картография». Раньше до университета можно было добраться за полчаса, сейчас путь занимает больше - приходится менять три автобуса и метро. Но это настолько привычный путь, что я с закрытыми глазами его могу пройти.

В музее землеведения я работаю с 1991 года. Пришла сюда на должность картографа: делала музейные карты, оформляла большие стенды, еще у меня хорошо получалось вести экскурсии. Так что уже почти 20 лет каждый день что-то рассказываю школьникам и студентам.

Про работу

По постановлению правительства 1948 года, которое было подписано Сталиным, в Главном здании было предусмотрено создание музея. За два года почти 700 ученых, академиков, профессоров создали и оформили это удивительное место. В Главном здании учатся только три факультета: геологический, механико-математический и географический, а музей занимает семь верхних этажей. Чаще всего я работаю на 24-м, 25-м или 32-м этаже - иногда мы почти касаемся облаков, настолько это высоко.

Я всегда прихожу на работу с радостью, здесь мне очень комфортно. К нам почти каждый день приходят заниматься студенты: изучают коллекцию почвенных монолитов, геологические образцы, гербарии, карты. Тут даже мебель приспособлена для занятий групп. Еще к нам приезжают школьники. Темы экскурсий самые разные: природа материков, океаны, растения, почвы. Музей сделан по принципу гиперссылок: одна тема как бы переходит в другую, раскрываясь и углубляясь. А вот без организованной группы попасть к нам можно только во время фестиваля науки Nauka+0.

Моя работа - это оформление экспозиций, подготовка выставок и проведение экскурсий. Но ни один день не похож на другой - настолько разные материалы, факультеты и гости. На обеденный перерыв предпочитаю ходить в студенческую столовую в секторе Б или в диетическую. Но иногда выбраться просто некогда, поэтому пьем чай с коллегами. Иногда покупаю домой знаменитые университетские пирожки. Здесь есть и другие магазины, при необходимости пользуюсь аптекой и домом быта.

Про место

Мне приходится много ходить по зданию, я знаю, где находятся самые красивые и самые уютные места. Очень люблю аудитории географического факультета, залы библиотеки. В читальном зале на шестом этаже, например, до сих пор работают лампы с зелеными абажурами, как в Ленинке. В актовом зале на втором этаже мне нравится мозаика в римском стиле художника Павла Корина, который участвовал в оформлении самых красивых станций метро. На входе в здание со стороны дворца культуры стоят скульптуры юношей и девушек. Один юноша держит в руках книгу, и только этим летом я прочитала, что написано на обложке. Думала, что он держит учебник физики, а оказалось, там написано «Ленин». Кстати, символов советской власти здесь очень много. Это крошечные звездочки на ручках дверей, где их почти никто не видит. На барельефах изображены рабочие и студенты. Еще здесь очень много симметрий и символов естественных наук. Это физические и химические приборы, кристаллы минералов, глобусы. С четырех сторон здание украшают гербы из стали, за одним из них находится гнездо нашего знаменитого сокола.

Все большое, что есть в этом здании, заносили при постройке. На 20-х этажах в музее есть чучело лося, думаю, его сюда поднимали через окна. Хотя есть и грузовые лифты. Кстати, в здании около 60 лифтов, и когда в начале 2000-х их меняли на новые, нам почти два года приходилось часть этажей подниматься пешком. И ничего, никто не жаловался. Мы все равно проводили экскурсии, хотя дорога наверх занимает почти час.

Соколов сапсанов завезли сюда больше десяти лет назад, но в итоге осталась одна пара, которая вывела в этом году трех птенцов. Семейству здесь очень нравится, несмотря на лазерные шоу и стритрейсеров. Иногда сокол летает мимо нас. Вообще через Главное здание МГУ пролетает много птиц - здесь зеленая зона Москвы, они иногда садятся отдохнуть на наш балкон.

Все большое, что есть в этом здании, заносили при постройке. На 20-х этажах в музее есть чучело лося, думаю, его сюда поднимали через окна

Сергей Слободов

заместитель директора Музея землеведения

Про себя

В 1995 году я поступил на биологический факультет МГУ. В 2000-м стал дипломированным зоологом, потом защитил кандидатскую диссертацию. Круг моих интересов в зоологии составляют медузы и полипы. Ими я и занимался будучи студентом и аспирантом. В музей пришел как научный сотрудник, но вот уже семь лет занимаюсь чисто административными делами - вся текущая жизнь музея замыкается на заместителе.

Я работаю на 26-м этаже. Каждый день пользуюсь столовой. Их в Главном корпусе как минимум пять. Есть профессорские и студенческие, обычные и диетические. Мы с моими друзьями с биофака стараемся регулярно вместе обедать - собираемся и общаемся.

В Главном корпусе есть практически все: и прачечные, и столовые, и магазинчики. Здесь вполне можно прожить, не выходя, не одну неделю. Я иногда пользуюсь ремонтом одежды. Не так много, как хотелось бы, посещаю бассейн - можно прийти в семь утра и поплавать перед работой.

Про место

Выше нашего музея только шпиль. Музей расположен на большой высоте, и с этим связано несколько особенностей. Первая трудность - просто сюда попасть. В Московском университете есть даже специальная служба вертикального транспорта, которая заведует всем лифтовым хозяйством. Когда люди приходят в Главный корпус, то сразу сталкиваются с вопросом, как попасть на тот или иной этаж. Надо не заблудиться, поскольку все лифты распределены по маршрутам. К нам ведут только два лифта.

Следующая особенность - сложные инженерные коммуникации. И ими тоже занимается отдельная служба. Могу сказать, что практически все здесь аутентичное. Конечно, пожарная сигнализация, например, современная, но еще сохранились старые красные кнопки вызова диспетчера. Вообще инженерные коммуникации сделаны достаточно интересно. Жаль, что не действует централизованная система пылеудаления, хотя в стенах до сих пор есть порты для подключения к пылесосным шлангам. Не действует и общая система поддержания температуры в здании. Хотя я точно не знаю, как она была устроена, в некоторых кабинетах еще можно увидеть специальные устройства.

Инженерные коммуникации занимают большие пространства. И над нами, и под нами есть целые технические этажи. Из других недоступных помещений - подвал под зданием. Самый глупый слух - о том, что в фундаменте заложены морозильные установки для заморозки грунта. На самом деле помещения там были оборудованы на случай чрезвычайных ситуаций. В 50-е годы была устроена целая система жизнеобеспечения, правда, не знаю, может ли она работать сейчас.

Интерьеры тоже аутентичные. Мы стараемся их оберегать. Например, под моими ногами паркет 1953 года. Все это радует глаз: неважно, в каком настроении приходишь на работу, это всегда успокаивает и приводит в равновесие.

Все это радует глаз: неважно, в каком настроении приходишь на работу, это всегда успокаивает и приводит в равновесие

Марина Кузнецова

замдиректора по производству комбината питания МГУ

Про работу

Я попала сюда очень давно. Сначала была технологом и заместителем заведующей шестой столовой, потом стала заведующей восьмой столовой, потом стала отвечать за весь комбинат питания. Он устроен очень интересно: это 13 столовых и 12 буфетов, которые находятся в разных учебных корпусах. Есть отдельные столовые для профессорско-преподавательского состава.

В целом у нас одинаковый ассортимент блюд. Немного отличается только диетическая столовая - там в рационе обязательно присутствует отварное мясо, птица, бульоны и супы. Но вообще мы люди творческие и не работаем строго по сборнику рецептуры. Каждый завпроизводством вносит свою лепту. Часто у нас проводятся дни национальных кухонь.

Я живу далеко от МГУ и добираюсь до работы на автомобиле. Рабочий день у меня ненормированный. Если проходит какое-то мероприятие, то можем и в шесть утра начать. Кстати, медовуху в День студента тоже готовим мы. Это целая история. Мы берем за основу рецепт с разными травами, который нам в свое время привез из Германии Виктор Антонович Садовничий. Начинаем готовить ее за два-три месяца.

У комбината есть сайт, где мы рассказываем студентам о новостях - что придумали новое пирожное или другие блюда. Инициативная группа МГУ регулярно встречается с нашим директором. Поэтому все вопросы, в том числе недовольства, решаются в рабочем порядке.

Про место

Университет - это целая жизнь. Я провожу здесь каждый день с утра и до позднего вечера. Я не работала в других комбинатах питания, но знаю, что, раз попав в университет, уйти отсюда очень сложно. И не я одна это говорю. Мое любимое место здесь - восьмая столовая около спортплощадки. А еще Ботанический сад. В пору цветения сирени или пионов просто глаз не оторвать.

Я не работала в других комбинатах питания, но знаю, что, раз попав в университет, уйти отсюда очень сложно

Как здесь живется

Константин Романенко

аспирант факультета почвоведения МГУ

Про себя

Первый раз я попал в МГУ в восьмом классе в день открытых дверей. Я не очень хорошо помню детали, но помню, что был впечатлен: мрамор, дубовые панели, большие помещения. Уже тогда я обозначил родителям свою цель. Я хотел поступать на химфак, но туда не прошел. В итоге поступил на почвоведение.

Первые два года учился в Главном здании раз или два в неделю. А дальше бывал здесь только по каким-то административным нуждам, не так уж часто. После окончания специалитета решил пойти в аспирантуру, но поступил только с третьего раза. Все это время работал и работаю минимум на двух работах: сейчас я еще и инженер в межкафедральной лаборатории электронной микроскопии на биофаке.

Про место

Аспирантов обычно селят в общежитие Главного здания МГУ. Вообще Главное здание - это на 80 % жилые помещения и только на 20 % - учебно-научные. И поэтому, когда всякие гады, которые любят стритрейсинг, начинают в два часа ночи звенеть шинами, это ужасно всех бесит. Мы, конечно, вызываем полицию, но это не помогает.

В аспирантской комнате живут два человека. Это такие «гробики» 3,3 метра в высоту и площадью восемь квадратных метров. Там помещается стол, два стула, кровать, секретер, встроенный шкаф. В блоке на две комнаты есть душевая и туалет.

Самое ужасное - это площадь комнаты. Тараканы есть, но их не так уж много. Бывает грибок в ванной на потолках. Еще есть специфический запах Главного здания. Это смесь запаха горелой проводки и гнилой фанеры. Мы его уже не чувствуем, хотя все остальные чувствуют. Я стараюсь всю одежду хранить в шкафу - так она не сильно пропитывается, но легкий флер все равно остается.

Периодически комнаты проверяет начальник участка. Смотрит, есть ли крошки на полу, помыта ли посуда, выброшен ли мусор. Если есть систематические замечания, то пишется записка на факультет. Там тебя журят.

Все это компенсирует стоимость: проживание стоит 3 тысячи рублей в год. Но есть условие: аспирантам обязательно нужно посещать пары. При этом успевать работать: стипендия составляет 7 тысяч рублей, и многие трудоустраиваются инженерами или лаборантами в МГУ или другие институты, занимаются репетиторством.

В Главном здании действительно можно жить, не выходя наружу, если найти внешние источники финансирования. Здесь есть столовая, прачечная, ларьки со сладостями, бассейн, парикмахерская. Если бы еще «Ашан» на территории открыли, было бы очень удобно. Хотя хлеб, молоко, фрукты можно купить и в местных магазинах.

Мое любимое место в МГУ - Оранжерейный корпус. Я работаю в нем, и, чтобы добраться от дома до работы, мне нужно 15 минут. Выйти, спуститься, пройти через внутренний двор и чуть-чуть по улице.

З дание Московского государственного университета - одна из знаковых достопримечательностей столицы. «Культура.РФ» вспоминает интересные факты о строительстве знаменитой высотки.

Памятник советского гигантизма . Построенный в 1949–1953 годах Университет почти 40 лет считался самым высоким зданием в Европе - лишь в 1990 году его обогнала Ярмарочная башня во Франкфурте-на-Майне. В России главное здание МГУ удерживало свои лидирующие позиции на 13 лет дольше: только в 2003 году в Москве появилось здание выше - жилой комплекс «Триумф Палас». Высота главного здания МГУ с учетом его шпиля составляет 240 метров.

Сотни миллионов кирпичей и другие строительные рекорды . На создание стального каркаса здания ушло 40 тысяч тонн стали, а на возведение стен - 175 миллионов кирпичей. Неудивительно, что на такое грандиозное строительство было выделено столько же средств, сколько и на восстановление всего послевоенного Сталинграда. Также именно на главном здании МГУ находятся самые большие часы в Москве: диаметр их циферблата составляет 9 метров.

Борьба архитекторов за право возводить главное здание 1950-х . Изначально строительством высотки должен был руководить Борис Иофан. Ему принадлежал первый проект здания. Но незадолго до начала стройки он был смещен с должности главного архитектора, и на его место был назначен Лев Руднев. Причиной такой замены стало то, что Иофан, зная о не совсем удачном потенциальном расположении здания (он предполагал построить корпус прямо над обрывом Воробьевых гор), не хотел ничего менять в своем проекте и был готов рисковать. Лев Руднев оказался более уступчивым и перенес место строительства на 800 метров вглубь.

Особенности архитектурного проекта главного здания . Проект здания представляет собой центральную высокую башню, по бокам которой находится четыре корпуса пониже, увенчанные башенками. Длина более протяженной части здания - два километра; той, что короче, - 850 метров.

Целый город в одной высотке . В главном здании МГУ разместились геологический, механико-математический, географический факультеты, а также ректорат, научная библиотека, Музей землеведения и Дворец культуры. Согласно придуманной архитектором концепции, университетский комплекс включал в себя всю необходимую учащимся инфраструктуру (библиотеки, почту, магазин, столовую, бассейн, телеграф и другое). Таким образом, переступивший 1 сентября порог МГУ студент мог ни разу не покидать здание до конца учебного года.

Вид с «короны Москвы» . При проектировании МГУ Лев Руднев предусмотрел и несколько смотровых площадок - ведь помимо того, что здание было самым высоким в столице, оно еще и находилось на самой верхней точке города. Это место всегда называли «короной Москвы». Самая верхняя обзорная площадка расположена на 32-м этаже. В центре открывающейся со смотровой панорамы города - арена Лужников. По сторонам от него хорошо просматриваются Москва-Сити, гостиница «Украина» , Белый дом, высотка на Кудринской площади и здание МИДа . Чуть дальше можно разглядеть храм Христа Спасителя , собор Василия Блаженного , памятник Петру I и Шуховскую телебашню .

Альтернативные варианты скульптурного оформления . Вместо пятиконечной звезды на высоком шпиле здание могла венчать фигура Михаила Ломоносова или, возможно, даже Сталина. Но от этой идеи отказались - посчитали, что шпиль со звездой логически свяжет здание университета с другими сталинскими высотками. Звезду и колосья, созданные из желтого стекла и алюминия, выполнили в мастерской Веры Мухиной , как и остальное скульптурное оформление. Художница предлагала установить перед главным зданием и свою скульптуру «Рабочий и колхозница» , но Берия ей отказал.

Цвет советских художников и скульпторов на главной стройке страны . Помимо Мухиной, в оформлении МГУ участвовали и другие ведущие художники и скульпторы своего времени - около 200 специалистов. Так, Павел Корин стал автором мозаичного панно с развевающимися знаменами в актовом зале. Александр Дейнека работал над оформлением фойе - создал мозаичные портреты крупнейших мировых ученых. Сергей Коненков и Михаил Аникушин выполнили скульптуры ученых для Музея землеведения. Автор известного памятника Юрию Долгорукому перед московской мэрией Сергей Орлов создал бронзовые фигуры физкультурников на портике главного входа и композиции «Молодежь в науке» и «Молодежь в труде», расположенные перед главным зданием со стороны Ломоносовского проспекта. Главный памятник комплекса - Михаилу Ломоносову - выполнил скульптор Николай Томский совместно с архитектором Львом Рудневым.

Строительство МГУ как стимул для технических инноваций . При строительстве МГУ были использованы инновационные технологии создания фундамента и металлического каркаса, которые позволили в условиях проблемного грунта построить здание такой грандиозной высоты. Их автором стал создатель Останкинской телебашни Николай Никитин. Он предусмотрел такую конструкцию, в которой давление небоскреба приходилось не на нижние этажи, а было распределено по всей его высоте, что сделало здание более надежным и значительно сократило стоимость строительства.

Здание - результат труда десятка тысяч человек . Со стороны партии строительство курировал комиссар госбезопасности Лаврентий Берия, что неудивительно: помимо комсомольцев-стахановцев и военнослужащих, здание возводили лагерные заключенные. Всего же на стройке трудилось около 10 тысяч человек, не считая 2,5 тысячи административного и технического персонала и более 1000 инженеров.

Проходивший в Главном здании МГУ, и помимо основной цели - собственно доклада (который оказался чрезвычайно интересным!), у меня была цель заснять панорамы Москвы из Музея Землеведения на верхних этажах Главного здания.
Об этих панорамах, которые на голову эффектнее общедоступных видов с Воробьёвых гор, у меня будет отдельный пост. Ну а пока расскажу о собственно Главном здании МГУ. Среди прочего будут виды ГЗ изнутри, включая Ротонду, о которой знает не всякий студент или обитатель общежитий.

И да, конечно я в курсе, что это пост из области "А в Москве-то оказывается кремль есть, а в Питере-то эрмитаж!". Но всё-таки ЖЖ я веду в первую очередь в своё удовольствие, и может кому-то еще этот материал будет интересен.

Сначала посмотрим на Главное здание с севера, от края Воробьёвых гор. Увы, свет контровый, но зато это наиболее эффектный вид собственно ГЗ:

Главное здание Московского университета было построено в 1949-53 годах, над ним работали такие знаковые архитекторы, как Б. Иофан, Л. Руднев, С. Чернышев, П. Абросимов, А. Хряков, В. Насонов. В первую очередь ГЗ считается произведение Руднева, так как Иофан был смещен с должности главного архитектора в процессе строительства. Высота здания от основания до верхушки шпиля - 240м, в нём 36 этажей, причём довольно широко растиражирован в 1990-е годы факт: это самое высокое в мире здание, построенно подневольным трудом, так как на строительстве ГЗ МГУ работали в основном заключенные.

Вид с обратной стороны:

Мне кажется, в архитектурном плане это один из самых выдающихся шедевров Москвы, русской архитектуры и мировой архитектуры ХХ века. На момент постройки ГЗ МГУ было высочайшим зданием мира за пределами США, да и вообще небоскрёбы традиционной (не модернической) архитектуры есть только в США и Россиии (+еще советские высотки в Риге и Варшаве). ГЗ МГУ - лишь одна из 7 "сталинских сестёр", образующих кольцо вокруг центра Москвы, но это самая крупная, самая величественная, и на мой взгляд самая красивая из советских высоток.

Вид сбоку:

Несмотря на появление новых высоток, МГУ остаётся самым величественным зданием Москвы и доминантой московского пейзажа. Ведь он стоит на вершине 50-метровых Воробьёвых гор - прибрежных холмов Москвы-реки, на одной из высших точек города, и как бы парит над Москвой. Особенно хорошо это видно в темноте, когда здание ярко подсвечено. Еще в начале 19 века на этом месте хотели построить Храм Христа Спасителя как памятник победе над Наполеоном. Тогда технологии не позволяли строить гигантских зданий на таких грунтах, и всё же идея осталась. Чтобы возродиться после победы над Гитлером, только вместо Храма Божьего был построен Храм Науки.

Раньше главный вход в ГЗ располагался со стороны Воробьёвых гор. Там находится аллея учёных, начиная от Михайло Ломоносова:

Как известно, основан МГУ был в 1755 году Елизаветой Петровной по предложению Ломоносова и Шувалова. В общем-то, по европейским меркам возраст весьма скромный. Однако всё же МГУ - главный вуз России, и традиционно был одним из ведущих университетов мира. В последние десятилетия МГУ, как и вся наша наука, сильно сдал позиции - но думаю, это не навсегда.
Изначально университет располагался на Моховой, прямо около кремля, в барочном здании, отчасти похожем на петровские палаты - но оно не сохранилось. Часть построек МГУ по-прежнему находится там (в том числе Университетская церковь Святой Татьяны - основан МГУ был в Татьянин день, после чего Татьяна стала покровительницей русских студентов).

Бывший главный вход:

Триумфальные колонны по обе его стороны:

Достопримечательность ГЗ МГУ - скульптуры, в основном работы Веры Мухиной (автор "Рабочего и Колхозницы" и вообще один из лучших советских скульпторов). Например, у главного входа:

Другая достопримечательности - башни с астрономическими часами. Всего их 4, но циферблаты на них всего двух типов:

В главном здании размещаются геологический, математический и географический факультеты, а также ректорат на 8-10 этажах. Геофак занимает 17-22 этажи, и я помню, как в 10-11 классе мечтал, что буду там учиться, в небе над Москвой... Увы, я в МГУ так и не поступил, о чём теперь не жалею.
Еще выше геофака - Музей Землеведения в квадратном ярусе с гербом:

Оформление этого яруса:

Скульптуры:

А на расположенном еще выше круглом ярусе (31-32 этажи) находится Ротонда - один из двух актовых залов МГУ, менее известный и крупный, чем основной зал на втором этаже, но более красивый и элитный. Туда мы и доберёмся. 33-36 этажи - технические. Высота ГЗ без шпиля - 182м, на шпиль со звездой приходится еще 58:

По ночам на звезде иногда работает вращающийся прожектор, типа маяка. Его луч в чёрном небе мне всегда напоминал Глаз Саурона.
По бокам к зданию пристроены общежития (для студентов ГЗ, для аспирантов всех факультетов, и квартиры профессоров и преподавателей), образующие дворики:

Здание на переднем плане - КПП. Пропуской режим в МГУ драконовский, постороннему человеку туда проникнуть не легче, чем на оборонный завод. В общагах МГУ еще недавно был ВООБЩЕ запрещён проход посторонних (за исключением родителей, а скажем братьям-сёстрам уже формально нельзя, фактически же всё решалось с охранником).

В общажном дворике:

Те же самые арки снаружи - очень красивые перемычки между общагами и Главным корпусом.

Есть ли через них открытый проход - не знаю, но и через дворик пройти от входа до входа метров 30. ГЗ МГУ оснащено магазинами (не только продуктовыми), кафе, кинотеатром, бассейном и многим другим, и теоретически студент, зайдя 1 сентября в здание и заселившись в общагу, может вообще не покидать ГЗ до конца летней сессии.

Главный вход ныне - с южной стороны. Будем входить:

Вид наверх прямо от подножья:

Знаменитая "фишка" МГУ - крутящиеся двери. Они на всех входах, этот кадр снят на боковом, ведущем в общажный дворик. В двери видна обитательница общежитий и аспирантка ommenysh , известная в литературных кругах:

Одна из достопримечательностей первого этажа - Зал Четырёх Буфетов, или Шайба, очень красиво отделанный гранитом:

Еще немного интерьеров первого этажа - тяжеловесных, каменных, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ:

Вообще, внутри ГЗ много интересного, и по его интерьерам можно было бы сделать еще один пост. Например, грандиозный актовый зал или фрагменты подлинного Храма Христа Спасителя, украшающие вход в деканат. Но я туда уже не пошёл...
Другая достопримечательньность ГЗ - лифты. Их много, они скоростные, и каждый обслуживает определённые этажи - то есть лифты здесь полноценный транспорт с маршрутной схемой.
Самый дальний лифт ведёт на 28 этаж:

Это Музей Землеведения - один из лучших естественно-научных музеев Москвы. О нём тоже можно сделать отдельный пост, но я его в этот осмотреть не успел (хотя бывал там не раз). Из окна за глобусом и были сняты панорамы, о которых пойдёт речь в следующем посте. Попасть сюда постороннему можно, увы, только с экскурсией или хотя бы пропуском - но пропуск получить сложно. Не пустить на доклад могут теоретически не только слушателя, но и докладчика.
С 28 этажа ходит отдельный лифт, вход на который тоже только с разрешения. Он приводит в Ротонду:
Выход на 31-этаж - внизу Ротонды:

Выход на 32-й - вверху.

Тут сидят суровые профессора, напоминающие кто Гэндальфа, кто Сарумана (в том числе и своим положением на высокой башне), которые меня сразу же выставили. Однако я успел снять вид Ротонды сверху:

Вид в обратном направлении:

Купол Ротонды:

Кстати, теоретически в МГУ есть смотровая площадка, и фотосъёмка оттуда платная. Но как и с кем договариваться - не знаю.
Слава Богу, я узнал об этом только после того, как уже заснял виды из окна музея. О них и пойдёт речь в следующем посте.

Нынешнюю градостроительную политику московских властей (а можно и шире брать) можно кратко охарактеризовать в трех словах – торжество бездарности и некомпетентности.

На окраинах Москвы стихийно вырастают «каменные джунгли» - безликие, лишённые транспортной связности и социальной инфраструктуры, что уж говорить об эстетической привлекательности, кварталы многоквартирных домов. Специалисты-градостроители могут лишь бессильно разводить руками или переквалифицироваться в дизайнеров интерьеров дач успешных девелоперов.

Осознав свои неудачи на ниве проектирования новых кварталов, городские власти вкупе с застройщиками бурно эксплуатируют чужие работы. Существующие районы, построенные с соблюдением градостроительных норм, постоянно подвергаются варварским «улучшениям» - уплотнительной застройке и псевдоисторической реконструкции.

Москвичи практически лишились исторического центра города, мы привыкли регулярно читать сводки «снесено за год», мы стараемся «не замечать» загораживающие почти каждую привычную висту гнилые зубы стеклобетонных новостроек. Теперь беда пришла и на Юго-Запад. «Эти» собрались улучшать ансамбль Московского Государственного Университета на Воробьевых горах - знаковую архитектурную доминанту столицы и духовный символ всей страны. На смотровой площадке Воробьевых гор, спиной к МГУ, собрались водрузить памятник в 24 метра высотой, который будет загораживать как вид на Главное здание МГУ, так и вид из него.

Такому проекту есть два объяснения – бессилие карликов-имитаторов – не будучи в состоянии создать ничего своего, они при этом возжелали прославиться – «улучшить» признанный шедевр. Пририсовать усы Моне Лизе, пристроить минареты к собору Святой Софии, отломать причинное место у Аполлона на Большом театре и так далее. Зачем надрываться, пытаясь создать что-то свое, которое скорей всего никому не понравится, когда есть что «подновить»?

Второе объяснение состоит в том, что установка памятника – это просто подготовка к «освоению» и застройке Воробьевых гор и берегов Москвы-реки. Как известно, одна из причин существования заказника в тех местах - геологическое строение берегов и высотный регламент. Работы по проектированию свай под памятник позволят по-новому взглянуть на ограничения по строительству. Инвесторам можно будет говорить, что раз памятник поставили – то и дом удержится. А появление новой высотной доминанты на линии смотровой площадки позволит пересмотреть высотные ограничения на строительство вдоль всей улицы Косыгина.

Так или иначе, впору бить тревогу - архитектурный комплекс Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, созданный после победы во Второй Мировой войне, и построенный, как нам казалось, навсегда - доживает свои последние месяцы. Заметим, что территория МГУ уменьшается как шагреневая кожа – защитные лесополосы отдают под застройку, партер – передают ЦПКиО под строительство пивных, митбольных и других развлекательных заведений для гуляющей публики, аллеи планируют к вырубке при строительстве транспортно-пересадочных узлов, совмещенных с торгово-развлекательным центрами.

А между тем, МГУ имени М.В.Ломоносова отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации (Указ Президента РФ от 30.11.1992 N 1487 в ред. от 17.05.2007), а территория МГУ на Воробьевых горах отнесена к охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения согласно Генплану г. Москвы.

Д.С.Лихачев отмечал: «Любой памятник – архитектуры, живописи, литературы, прикладного искусства, садово-паркового и т.д. – есть памятник культуры, прежде всего» (Восстановление памятников культуры (проблемы реставрации)/Под ред. Д.С.Лихачева. – М., 1981. – С.13.)

Сохранение ансамбля МГУ имени М.В.Ломоносова – одного из символов великой эпохи победителей, символа отечественной науки и первого полета в космос, - это не только дань уважения к прошлому, сохранение источника исторической информации и эстетического воздействия, но и путь к достойному будущему.

Пожалуйста, подпишите петицию в защиту уникального комплекса зданий московского университета и Воробьевых гор! Это можно сделать .

Ниже представлено краткое описание и история создания архитектурного комплекса МГУ на Воробьевых горах.

Архитектурный комплекс МГУ на Воробьевых горах

Архитектурный комплекс Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 1949–1953 гг., архитекторы Иофан Б.М. (отстранен), Руднев Л.В., Чернышев С.Е., Абросимов П.В. , Хряков А.Ф., инженер Насонов В.Н., включает несколько десятков зданий и сооружений учебно-научного и вспомогательного назначения, спортплощадки, ботанический сад и парк, располагающиеся в геометрически четкой системе улиц и проездов.

Комплекс расположен в самой высокой части Москвы, на краю Юго-Западного плато. Его планировка продиктована идеей создания сложного, растянутого по горизонтали силуэта, вторящего очертаниям Ленинских гор. Все мастерство архитекторов было устремлено к решению образа дворца науки. При этом внутренние функции – организация учебного процесса и проживание студентов – были подчинены его внешней градостроительной и образной стороне. Комплекс МГУ отличается большой целостью и вместе с окружающим его ландшафтом образует единый архитектурно-парковый ансамбль.

Являясь частью Москвы, университетский городок на Воробьевых горах, благодаря высокой плотности различных научно-исследовательских институтов и организаций, сложившейся специфике использования территории и расположенных на ней зданий и сооружений, представляет собой уникальный и самобытный участок города.

Стержнем ансамбля, образованного зданиями высотою в 2, 3, 5, 6, 9, 12 и 18 этажей, является главное здание университета, центр которого, а также всей территории университетского городка – 32-этажная часть высотой в 240 м с 57-метровым шпилем. Она придает величественный характер всему сооружению. Благодаря ей Московский университет стал одним из архитектурных ансамблей города, формирующих его облик. На момент строительства и на протяжении 37 лет, до 1990 года, главное здание МГУ являлось самым высоким зданием в Европе. Торжественная церемония закладки первого камня высотного здания МГУ состоялась 12 апреля 1949 года, 1 сентября 1953 г. там начались занятия.

Комплекс зданий Московского государственного университета на Ленинских горах. Фотография из книги «Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади» 1982 года,

Высотное здание Московского университета сильно отличается от остальных московских высоток. Оно абсолютно симметрично относительно своей центральной части. От нее отходят 18-этажные крылья, к которым примыкают корпуса в 12 этажей. На крыльях с башнями установлены часы, термометр и барометр. В главном здании (сектор «А») 36 этажей и шпиль. В здании находятся три факультета: геологический, механико-математический, географический и ректорат. На 29 этаже расположен музей землеведения, из которого можно подняться на лифте до 32 этажа, на котором находится зал заседаний.

Проект главного здания МГУ разработан группой архитекторов под руководством Льва Владимировича Руднева. Главное здание поистине является шедевром творчества Руднева, основной целью которого при проектировании здания было гармоничное сочетание будущего строения с окружающей его природной средой.

Памятники Московского государственного университета на Воробьевых горах

В 1949-1953 гг., в художественном оформлении ансамбля МГУ совместно с архитекторами и художниками участвовали 70 скульпторов, среди которых такие известные имена, как М.К.Аникушин, Е.В.Вучетич, С.Т.Коненков, М.Г.Манизер, В.И.Мухина и многие другие. На Воробьевых горах был создан скульптурный ансамбль, образованный 17 монументальными памятниками великим русским ученым - представителям различных областей знания.

В 1998 году ансамбль был дополнен памятником выдающемуся юристу, почетному профессору Московского университета, А.Ф.Кони (1844-1927), установленным на бульваре вдоль Ломоносовского проспекта (скульптор А.Семынин, архитектор А.Великанов). На постаменте памятника слова: "Напутствовать юное/ Хочется мне поколение./От мрака и грязи умы/ И сердца уберечь".

Памятники МГУ на Воробьевых горах. Иллюстрации с . 1- Сквер между химическим и физическим факультетами, 2- Аллея учёных, 3- Скульптурная группа "Первые комсомольцы", 4 -Вечный огонь, 5 - Памятник А.Ф.Кони

В центре большого сквера между главным зданием университета и его физическим и химическим корпусами на цилиндрическом колоннообразном пьедестале стоит бронзовая фигура первого российского академика. На постаменте бронзовая доска-картуш с надписью: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765. Авторы памятника: скульптор Н.В.Томский и архитектор Л.В.Руднев.

Перед зданиями физического и химического факультетов установлены памятники выдающимся русским ученым А.М.Бутлерову (1828-1886, скульптор З.И.Азгур), П.Н.Лебедеву (1866-1912, скульптор А.К.Глебов), Д.И.Менделееву (1834-1907, скульптор А.О.Бембель) и А.Г.Столетову (1839-1896, скульптор С.И.Селиханов).

Памятники сквера между химическим и физическим факультетами МГУ. Аэроснимок с сайта Межуниверситетского аэрокосмического центра , фотографии с сайта

От главного здания к склону Воробьевых гор ведет просторная аллея с кустами роз и бассейном с фонтанами, вдоль которой установлены гранитные бюсты выдающихся деятелей отечественной науки и культуры.

Аллея ученых в МГУ на Воробьевых горах. 1 - Н.И.Лобачевский (1792-1856, скульптор Н. В. Дыдыкин), 2 - Н.Г.Чернышевский (1828-1889, скульптор Г. В. Нерода), 3 - В.В.Докучаев (1846-1903, скульптор И. В. Крестовский), 4 - А.С.Попов (1859-1905/6, скульптор М. Т. Литовченко), 5 - И.В.Мичурин (1855-1935, скульптор М. Г. Манизер), 6 - И.П.Павлов (1849-1936, скульптор М. Г. Манизер), 7 - Н.Е.Жуковский (1847-1921, скульптор М. Г. Манизер), 8 - К.А.Тимирязев (1843-1920, скульптор С. Д. Меркуров), 9 - Д.И.Менделеев (1834-1907, скульптор М. Г. Манизер), 10 - П.Л.Чебышев (1821-1894, скульптор И. А. Рабинович), 11 - А.И.Герцен (1812-1870, скульптор С.Т.Коненков), 12 - М.В.Ломоносов (1711-1765, скульптор И. И. Козловский). Аэроснимок с сайта Межуниверситетского аэрокосмического центра , фотографии с сайта Летопись Московского университета

Внутри главного здания университета, в фойе актового зала установлены бронзовые скульптуры Н.Е.Жуковского, Д.И.Менделеева, И.В.Мичурина, И.П.Павлова. Здесь же, над колоннами фойе размещена галерея из 60 мозаичных портретов крупнейших ученых мира (автор А.А. Дейнека, посмотреть все 60 портретов - можно ).

Памятники МГУ на Воробьевых горах. Фотографии с сайта Летопись Московского университета

В фойе Дома культуры МГУ установлены скульптуры А.С.Пушкина и А.М.Горького, а также мраморные бюсты писателей и общественных деятелей - Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, Т.Г. Шевченко, Ш. Руставели и Низами.

Памятники МГУ на Воробьевых горах. Скульптуры в ДК МГУ. Фотографии с сайта Летопись Московского университета

Помимо памятников ученым и деятелям культуры комплекс зданий МГУ украшен множеством аллегорических скульптур. Так у главного входа в ДК МГУ стоят скульптуры юноши и девушки с книгами, символизирующие «Вечную молодость науки» (автор В. Мухина). У входа с южной стороны – еще две скульптурные группы: «Молодежь в науке» и «Молодежь в труде» (автор С.М. Орлов). Скульптурный аттик над главным входом украшен барельефом «Народ-созидатель» работы скульптора Г.И. Мотовилова. На портике главного входа установлены бронзовые фигуры «Физкультурников» (автор С.М. Орлов). На ризалитах высотной части главного корпуса находятся четыре восьмиметровые скульптуры двух молодых рабочих с молотами и двух колхозниц с серпами и снопами (автор М. Бабурин).

Аллегорические статуи в МГУ на Воробьевых горах. Фотографии с сайта Летопись Московского университета

Парки Московского государственного университета на Воробьевых горах

Роль зеленых насаждений в формировании общего ансамбля университета очень высока. Университетский комплекс занял площадь в 167 гектаров, то есть территорию, на которой мог бы разместиться небольшой город. Гармоничное сочетание нарастающей к центру архитектурной композиции с широкими зелеными массивами было одним из важнейших принципов генерального плана застройки, которое не только предопределило особый строй архитектуры университетского комплекса, но и привели зодчих к мысли об архитектурной организации всего юго-западного района на тех же принципах свободного и гармонического расположения зданий среди массы зелени в свободной живописной композиции.

Исключительно сложной задачей было разместить в ансамбле университетского городка до тридцати небольших зданий, высота которых, в силу их назначения, не превышала одного - двух этажей. Естественно было невозможно достигнуть композиционного единства между столь разномасштабными сооружениями и поэтому авторы решили расположить их за зеленой стеной большой аллеи, попросту «утопить» в лесу. (Руднев Л.В. Архитектурный ансамбль на Ленинских горах // Советское искусство. 1951. 22 сентября).

Посадки зеленых насаждений начались в 1951 году, в этот год высадили 13 тыс. деревьев и 170 тыс. кустарников. В 1952 году «зеленых новоселов» доставляли грузовиками из Тульской, Рязанской, Брянской и Ивановской областей: к осени было высажено 28 тыс. деревьев и 230 тыс. кустарников. В 1953 году количество высаженных растений превысило и эти цифры. Общее количество посадочного материала для университетского городка – свыше 50 тыс. деревьев и 400 тыс. кустарников. При этом деревья отбирались главным образом крупномерные, в возрасте 18-20 лет. Ими оформили проезды университетского городка. Перед главным зданием были посажены 30-летние дубы.

Посадка аллей МГУ на Воробьевых горах,1951 г.



Похожие статьи