Модельная экономика. Социально-экономическое развитие хабаровского края "Развитие транспортной системы Хабаровского края"

Транспорт и связь

Хабаровский край занимает ключевые позиции в единой транспортной сети Дальнего Востока. Здесь получили развитие все основные виды транспорта: железнодорожный, морской, речной, автомо-бильный, воздушный, трубопроводный. Ведущую роль играет железнодорожный. Протяженность сети железных дорог 2,1 тыс. км. Основу составляют участки Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. В 2008 году завершен монтаж основных металлоконструкций второй очереди железнодорожного моста через Амур у города Хабаровска. Открылось движение по мосту длиной 2,6 км. Ввод второй очереди мостового перехода в эксплуатацию увеличит пропускную способность этого участка в 1,5 раза и повысит скорость движения пассажирских и грузовых составов по Транссибирской магистрали. Первая очередь совмещенного железнодорожно-автомобильного мостового перехода через реку Амур у Хабаровска была сдана в эксплуатацию в 1999 году. В крае имеется 5,1 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, из них 4,8 тыс. км с твердым покрытием, в том числе автомобильные дороги федерального значения: М58 «Амур» (Чита - Хабаровск), обеспечивающая выход на центральные районы Российской Федерации и Европу, М60 «Уссури» (Хабаровск - Владивосток) и «Восток» (Хабаровск-Находка), связывающие сеть автомобильных дорог Российской Федерации с портами Приморья. В последние годы большое внимание уделяется строительству региональных автомобильных дорог. Ведется строительство дорог Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к городу Комсомольску-на-Амуре, Селихино - Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре - Березовый - Амгунь - Могды - Чегдомын. Протяженность эксплуатируемых речных путей 2,9 тыс. км. Речной порт в Хабаровске - крупнейший на Амуре. Другие крупные речные порты - Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре. Большая часть из них обслуживается ОАО «Амурское речное пароходство», суда которого, в том числе типа «река-море», связывают амурские порты с пунктами Охотского побережья, портами Японии, Китая, Гонконга, Кореи, Сингапура. Морской транспорт представлен портами - Охотск, Аян, Лазарев, Де-Кастри, Николаевск-на-Амуре, Ванино, Советская Гавань. Ванино является крупнейшим морским портом края. Между материком и островом Сахалин действует паромная переправа Ванино - Холмск. Расстояние от Хабаровскa до Москвы по железной дороге - 8533 км, по воздуху - 6075 км. Один из наиболее крупных в стране Хабаровский международный аэропорт связан с важнейшими административно-хозяйственными центрами России, стран ближнего и дальнего зарубежья, основными аэропортами Дальнего Востока.

Услуги внутризоновой, междугородней и международной связи в крае предоставляются 10 операторами. При этом используются 90% магистральных каналов традиционным оператором ОАО «Ростелеком». Внутризоновые сети Хабаровского края базируются на использовании кабельных, радиорелейных, воздушных линий передачи и каналов систем спутниковой связи. С северными районами края информационные потоки организуются с использованием спутниковых технологий. Всего в крае действует более 50 наземных станций спутниковой связи. Уровень обеспеченности сотовой связью в крае вырос до 24%. В настоящее время региональные сети операторов сотовой связи интегрированы в федеральные сети сотовой связи национальных операторов: «МТС», «Мегафон», «Вымпелком». Услуги телематических служб, в том числе услуги интернет, IP телефонии, электронной почты предоставляют в крае 30 операторов, количество пользователей более 150 тысяч.

Ресурсы и энергетика

Обогатительная фабрика "Ургалуголь"

В Хабаровском крае сложился мощный и разнообразный по направлениям деятельности топливно-энергетический комплекс, занимающий в структуре экономики края весьма важное место. ТЭК края носит многоотраслевой характер, включает в себя электроэнергетику и тепловое хозяйство, производство нефтепродуктов и добычу угля, системы газоснабжения, управляющие и сбытовые структуры. В настоящее время в крае сосредоточены практически все мощности по переработке сырой нефти на Дальнем Востоке, производится около 20% электрической и 30% тепловой энергии, добывается 8,0% угля. Одним из основных направлений в системе ТЭК края является угледобывающий комплекс. Добыча угля осуществляется ОАО «Ургалуголь», входящим в состав ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания». ОАО «Ургалуголь» отрабатывает запасы Ургалъского каменноугольного месторождения, которое расположено в Верхнебуреинском районе. Подземным способом добыча ведется двумя очистными забоями, суммарная максимальная суточная производительность которых составляет около 6 тыс. тонн. Открытым способом добыча ведется на трех разрезах «Ургальский», «Буреинский» и разрезе «Мареканский», расположенном в Охотском районе. Инвестиционная программа развития ОАО «Ургалуголь» предусматривает коренную модернизацию производства с увеличением объемов угледобычи. Для повышения качества угля, сохранения и повышения внутренних и внешних рыночных позиций угледобычи на Ургальском месторождении выполнены расчеты и принято решение о строительстве обогатительной фабрики мощностью до 5,0 млн. тонн в год. Основу цветной металлургии составляют добыча золота, платины и серебра, производство оловянных и медных концентратов. Созданы новые центры добычи драгоценных металлов в Охотском и Аяно-Майском районах. Край вышел на третье место в России по добыче драгоценных металлов. В крае сформировался самый крупный на Дальнем Востоке лесной комплекс, который включает в себя: лесное хозяйство, отрасли по заготовке и переработке древесины, обслуживающие производства, научные и проектно-конструкторские учреждения. По объему лесозаготовок край занимает третье место в стране.

Нефть и газ

В ближайшие годы должен получить дальнейшее развитие трубопроводный транспорт. Сооружен мощный газопровод для транспортировки газа с острова Сахалин. В скором времени будет проложен нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан с отводами до Хабаровского и Комсомольского нефтеперерабатывающих заводов. Планируется строительство нового газопровода Сахалин - Хабаровск -Владивосток. Нефтеперерабатывающая промышленность края представлена двумя нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ): ОАО «Хабаровский НПЗ» и ООО «PH - Комсомольский НПЗ» и одной специализированной нефтеперерабатывающей установкой в поселке Ванино. В последние годы объем первичной переработки нефти в крае увеличился почти в два раза. Нефтеперерабатывающая промышленность края относится к стабильной, рентабельной и высокопроизводительной отрасли промышленности, разрабатывает и реализует крупные инвестиционные проекты и программы, вносит существенный вклад в развитие региона и в положительный внешнеторговый баланс края. В последние годы большое внимание уделяется газификации края. В результате большой проведенной работы к концу 2008 года протяженность газотранспортной сети составила более 1500 км.

Энергетика

Потребности края в электрической и тепловой энергии обеспечиваются в основном от Хабаровской энергосистемы, входящей в структуру ОАО «Дальневосточная генерирующая компания». Установлен-ная мощность электростанций Хабаровской энергосистемы составляет по выработке электрической энергии - 2299,95 МВт; по выработке тепловой энергии - 7131,4 Гкал/ч. Действующие энергетические мощности обеспечивают потребности края в электрической и тепловой энергии в полном объеме и располагают необходимым резервом. Системообразующая электрическая сеть в Хабаровском крае сформирована на напряжении 500-220 кВ (общая протяженность 4,34 тыс. км), распределительная - на напряжении 110-35 кВ (общая протя-женность 10,2 тыс. км). Протяженность магистральных трубопроводов тепловых сетей филиала «Хабаровская теплосетевая компания» ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» (в однотрубном исчислении) составляет 840 км. Хабаровская энергосистема имеет электрические связи на напряжении 500/220 кВ с Объединенной энергосистемой Востока. Это обеспечивает возможность перетоков электрической энергии и мощности из Объединенной энергосистемы Востока, повышает надежность электроснабжения потребителей.

Внешняя торговля

Медаль Хабаровской международной ярмарки

Для экономики края значительный интерес представляет развитие межрегиональных связей и интеграция с другими регионами Российской Федерации. Немаловажную роль в развитии краевого рынка играют проводимые межрегиональные, международные и специализированные форумы, выставки и ярмарки. Министерство экономического развития и внешних связей края совместно с отраслевыми подразделениями Правительства края постоянно взаимодействуют с администрациями субъектов РФ, прорабатывая вопросы участия предприятий края в специализированных выставках- ярмарках в регионах - потенциальных потребителях продукции. В начале 2008 года федеральная власть заговорила о необходимости применения инновационного подхода к развитию бизнеса. В Хабаровском крае инфраструктура поддержки инноваций создается в течение последних лет. Офисы коммерциализации, занимающиеся отбором и подготовкой инновационных проектов, начали создаваться в ВУЗах еще года два назад. В 2007 году было создано Дальневосточное агентство содействия инновациям (ДАСИ). Грант на создание бизнес-инкубатора для продвижения инновационных проектов выиграл Дальневосточный государственный университет путей сообщения. Стоит отметить, что все создаваемые структуры и механизмы направлены на поддержку инновационных внедрений, прежде всего в малом и среднем бизнесе. В этом году правительство края намерено закончить формирование основы финансовой поддержки инновационных проектов. Стоит задача помимо выделяемых краевым правительством средств привлечь федеральные деньги, средства внебюджетных фондов, деньги заинтересованных частных инвесторов. Это позволит значительно увеличить суммы, выделяемые на каждый проект, даст возможность большему числу бизнесменов и ученых начать совместную реализацию оригинальных и перспективных идей в области создания новых материалов, в медицине, в сфере биотехнологий и нанотехнологий.

Промышленность

Машиностроение

Т-50 - истребитель

В Хабаровском крае создана многоотраслевая экономика, базирующаяся на использовании богатых и разнообразных природных ресурсов, значительного демографического потенциала, выгодного экономико-географического положения. Ее основу составляют промышленность и транспорт. Край располагает самым крупным на Дальнем Востоке и разнообразным по отраслевому составу машинос-троительным комплексом, в котором велика роль находящихся на высоком техническом уровне оборонных отраслей - авиационной и судостроительной. Здесь получили развитие также электротехническое и энергетическое машиностроение, производство подъёмно-транспортного оборудования и некоторые другие отрасли. С машиностроительным комплексом связана черная металлургия - производство стали и проката. В условиях современной высоко конкурентной экономики без внедрения современного оборудования и систем управления выжить невозможно. Почти все работающие производства серьезно занимаются вопросами реконструкции, увеличения эффективности труда, снижения себестоимости продукции при неуклонном росте ее качества. ОАО «КнААПО» сегодня реализует такие проекты, о которых еще недавно даже думать было нельзя в силу технологической и технической неподготовленности. Осуществлена реконструкция производственных цехов и модернизация оборудования под выпуск гражданских самолетов для местных и региональных авиалиний. Реализуется «Программа организации производства региональных гражданских самолетов Superjet-100», которая является одним из приоритетных проектов холдинга «Сухой». В настоящее время на предприятии осуществляется подготовка к серийному производству перспективного самолета СУ-35 и Т-50.

Лёгкая индустрия и малый бизнес

Соевые напитки "ДАКГОМЗ"

Легкая индустрия представлена производством швейных, трикотажных, кожевенно-галантерейных изделий, обуви. Швейные предприятия работают в Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, Советской Гавани; трикотажные - в Бикине; кожевенно-галантерейные и обувные - в Хабаровске. Важнейшие центры пищевой промышленности: Хабаровск (масло-жировая, мукомольно-крупяная, ликеро-водочная, кондитерская, мясо-молочная, рыбоперерабатывающая отрасли), Комсомольск-на-Амуре (мясо-молочная, кондитерская, рыбоперерабатывающая отрасли), поселок Лососина (база океанического рыболовства) и Охотск (рыбоперерабатывающие предприятия). Количество субъектов малого бизнеса в крае увеличивается с каждым годом, в 2007 году их стало больше еще на 5,7 тыс. единиц. Малый бизнес, бывший ранее малозаметным в массе основных эконо-мических показателей, сегодня формирует значительную долю: здесь работают более 24% всех занятых в краевой экономике; его доля в общем обороте продукции, работ и услуг превысила 27%, увеличив-шись по сравнению с 2006 годом в 1,4 раза. Немаловажно также и то, что рост предприятий малого бизнеса свидетельствует об увеличении доли среднего класса в структуре общества, об усилении его влияния на социальные и экономические процессы.

Строительство

Строительство жилых домов

В строительном комплексе края насчитывается 923 тыс. строительно-монтажных организации, предприятий промышленности строительных материалов и проектных организаций, в которых работает около 70 тыс. человек. В настоящее время приоритетным направлением строительной отрасли края становится жилищное строительство. В крае имеются свои программы жилищного строительства для отдельных социально-незащищенных категорий граждан. Будет продолжено строительство жилья, в том числе по видам социальной ипотеки, предусматривающей государственную поддержку для молодежи, бюджетников и других категорий. Суровые климатические условия, сильно пересеченный горный рельеф, многолетняя мерзлота, заболоченность, отсутствие удобных путей сообщения и малочисленность населения затрудняют хозяйственную деятельность на территории края. Сложные условия судоходства (мелководность эстуария Амура и Татарского пролива, неблагоприятный ледовый режим, сложные течения и частые штормы) являлись основанием для проектирования мостового перехода на Сахалин и даже плотины, перекрывающей Татарский пролив. Рассматривался также вопрос о строительстве канала из Амура через озеро Кизи в глубоководную часть Татарского пролива. Однако все они не были осуществлены.

Сельское и охотничье хозяйство

Молочный комплекс

Основная задача сельского хозяйства края - удовлетворение потребности населения в молоке и овощах, картофеле и яйцах, свежем мясе. За пределы края свою продукцию поставляет только пчеловодство. В результате проводимых экономических преобразований предприятия агропромышленного комплекса края прошли многоступенчатый этап реформирования: осуществлена земельная реформа, сформировалась многоукладная экономика, возникли новые организационно-правовые формы хозяйствования. Сельское хозяйство края в настоящее время представлено государственными унитар-ными предприятиями, открытыми акционерными обществами, колхозами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными хозяйствами граждан. На долю сельского хозяйства приходится до 4% валового внутреннего продукта края. Собственное производство сельскохозяйственной продукции почти полностью обеспечивает население картофелем, на 74% - овощами, на 78% - яйцами, на 19% - молоком. Финансовая поддержка, оказываемая селу, позволила удержать производство от дальнейшего спада, повысить финансовую устойчивость и снизить убытки. Повсеместно в крае получило развитие охотничье хозяйство. По объему заготовки пушнины край занимает на Дальнем Востоке второе место, уступая только Республике Саха (Якутия). В районах Охотского побережья оно сочетается с оленеводством, а в долине Амура - с рыболовством. Развивается охотничий туризм.

Новые механизмы развития и нестандартные решения в социальной сфере, которые инициировало правительство страны на Дальнем Востоке, в каждом из его 11 субъектов реализуются по-своему. Особенности территорий - климатические, исторические, экономические - формируют подчас и совсем разные задачи. Сегодня на площадке "РГ" выступили члены экспертно-консультативного совета при губернаторе Хабаровского края, рассказавшие о главных проблемах этого региона и способах их решения.

Как сегодня можно охарактеризовать экономику Хабаровского края?

Вадим Заусаев, профессор, д.э.н.:

К сожалению, пока изменить вектор развития не удается. Тенденции по основным макропоказателям в Хабаровском крае негативные. Подтверждают их и итоги первого полугодия 2019-го. Миграционный отток, как и государственный долг - наибольшие из всех субъектов макрорегиона (четыре тысячи человек и 54,9 миллиарда рублей). Стоящие перед краем проблемы обусловлены прежде всего слабой адаптацией его диверсифицированной экономики к рыночным условиям хозяйствования. Традиционные драйверы роста - военно-промышленное и гражданское машиностроение, а также лесная индустрия - потеряли свою динамику. Естественная основа регионального хозяйства (рентные ресурсодобывающие производства) не обеспечивает воспроизводство 1,3 миллиона человек, которые составляют население края.

Виктор Крюков, кандидат г.-м.н.:

В Хабаровском крае действуют существенные ограничения экономического роста. Они включают много факторов: высокую затратность жизни, значительную долю низкоэффективных перерабатывающих производств, дефицитность бюджета, высокий государственный долг, низкую налогооблагаемую базу, растущий дефицит высококвалифицированных рабочих и специалистов.

И что же делать?

Евгений Галичанин, профессор, д.э.н.:

Необходим поиск ресурсов и механизмов для перевода экономики на качественно новый уровень развития. Кстати, хорошие возможности открываются с разработкой Национальной программы развития Дальнего Востока. Но возможности эти должны базироваться на научной основе. Обязательно следует учитывать формирующиеся тенденции, объективные ограничения и резервы развития - как общего, так и сугубо краевого значения.

Вадим Заусаев:

Надо ориентироваться на формирование быстрорастущего постоянного населения и диверсифицированной экономики на приграничном юге, стягивание жителей в большие и малые селитебные центры и создание в них максимально комфортных условий проживания. При этом будет идти расширение вахтовых методов организации труда на севере. Еще один фактор такого рода - размещение производительных сил на основе формирования территориальных центров экономического роста с ранжированием их по уровням значимости (федеральный, региональный, локальный и местный), каждый из которых будет иметь свои особенности социально-экономического развития.

Концепция более или менее понятна. Какие конкретные шаги надо предпринять?

Вадим Заусаев:

Здесь требуются действия власти как федерального, так и краевого уровней. Федеральные могут и должны обеспечить развитие рентных отраслей в центре цепочки вертикально-интегрированных структур, где вначале воспроизводство и геологоразведка, а в конце переработка. Сюда же приплюсуем осуществление специальной экономической политики, включающей преференциальные режимы хозяйствования для бизнеса, в том числе совершенствование ТОР и СПВ, инфраструктурное обустройство территории, принятие противозатратного кодекса в естественных монополиях и компаниях с государственным участием, а также в органах госвласти.

Несмотря на уменьшение перерабатывающих производств, Хабаровский край сохранил диверсифицированную структуру экономики

Дальневосточный бизнес в реальном секторе экономики надо освободить от всех федеральных налогов. Более того, его следует освободить от выплаты дальневосточных надбавок и льгот, с переносом этих затрат на государственный бюджет. Пилотный проект такого рода предлагаю сделать в ТОР "Комсомольск" для выявления положительных и возможных отрицательных последствий.

Еще необходимо расширить полномочия субъектов в распоряжении и пользовании природными ресурсами, увеличить налогооблагаемую базу субъектов за счет закрепления бизнеса по месту деятельности. Чтобы установить надежные и доступные связи субъекта с "материнской" стороной, надо регулировать транспортные тарифы. Один из самых важных пунктов: необходимо принятие федерального закона "О развитии Дальнего Востока" как институциональной основы развития субъектов ДФО.

Это очень серьезная программа. А что остается на долю правительства Хабаровского края?

Александр Снычков, профессор Дальневосточной народной академии наук:

А его действия необходимы в следующих направлениях: максимальное развитие рентных отраслей - рыбной, угольной, лесной. Нужна разработка механизмов поддержки малого и среднего бизнеса. Желательно введение режима жесточайшей экономии в использовании бюджетных ресурсов. Обустройство территории должно идти на принципах государственно-частного партнерства, когда бизнесу возмещают посредством будущих налогов затраты на создание производственной и социальной инфраструктуры, подготовку рабочих кадров. От краевых властей ждут лоббирования в высших инстанциях крупных инвестиционных проектов: комплексное освоение ресурсов Охотского моря, транспортный переход на Сахалин, строительство Тугурской приливной электростанции и второго пути на БАМе, освоение месторождений алунитов, неметаллов, редких металлов и земель, создание транспортного коридора через Уссурийский остров (север Китая - порты Дальнего Востока)…

Вадим Заусаев:

Несмотря на значительное сокращение перерабатывающих производств Хабаровский край сохранил диверсифицированную структуру хозяйства. Это своего рода модель новой дальневосточной экономики. Но ей еще предстоит доказать право на жизнь. Иначе удел макрорегиона - стать сырьевым придатком стран АТР.

Цифры и факты

1,321 миллиона человек составило население Хабаровского края на начало 2019 года.

682 миллиарда руб­лей достиг валовой региональный продукт в 2018 году.

1,7 человека на квадратный километр - плотность населения Хабаровского края.

3,8 процента - уровень безработицы в Хабаровском крае в 2018 году.

По итогам четырёх месяцев 2019 года в консолидированный бюджет края поступило 34,4 миллиарда рублей собственных налоговых и неналоговых доходов. Это на 12 процентов больше по сравнению с показателями за аналогичный период прошлого года.

По словам губернатора Сергея Фургала , перед органами власти стоит задача сохранить эту динамику, и в течение года получить прирост доходов не менее чем на 7 млрд рублей.

Мы фиксируем стабильность промышленного производства, более 60% которого приходится на обрабатывающие предприятия. Значимая роль принадлежит оборонно-промышленному комплексу. Прежде всего, авиа- и судостроению. Недавно стало известно о готовности Минобороны России приобрести крупную партию новейших истребителей пятого поколения СУ-57, сборка которых будет налажена на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе. Это не только ответственная задача, но и долгосрочная загрузка предприятия, - отметил губернатор, выступая с отчетом в Законодательной думе края.

Что касается положения дел на Амурском и Хабаровском судостроительных заводах, то оба предприятия, по мнению главы региона, нуждаются в докапитализации. В рамках принятого закона об инвестиционных квотах «под вылов краба», предприятиям оказывается содействие в размещении заказов на краболовы, речь идет о 20 судах. Это даст загрузку заводам на пятилетнюю перспективу.

Продолжается модернизация предприятий в металлургическом комплексе края. На «Амурском гидрометаллургическом комбинате» увеличены производственные мощности по переработке со 160 до 200 тыс. тонн руды в год. На заводе «Амурсталь» по итогам 2018 года объем производства вырос до 641,5 тыс. тонн проката. Стратегическая задача для предприятия - переход к смешанной технологии, то есть на перворудное сырье.

Рекордный уровень добычи драгоценного металла показала в прошлом году горнодобывающая отрасль. Добыто 24,8 тонн золота, это исторический максимум для региона. В этом году в планах у золотодобытчиков 24,9 тонн, - заявил Сергей Фургал.

Он также рассказал о новом масштабном проекте в минерально-сырьевом комплексе. Речь идет об освоении Малмыжского меднопорфирового месторождения в Нанайском районе. Объем инвестиций в проект составит 113 млрд рублей, будет создано 1 500 новых рабочих мест. Правительство края твердо обозначило позицию о необходимости приема на работу в первую очередь, жителей Хабаровского края.

Губернатор отметил, что регион должен получать отдачу от предоставления крупному бизнесу налоговых льгот и преференций. По мнению Сергея Фургала, настало время переосмыслить такое понятие, как режим «приоритетного инвестиционного проекта».

Правительство края, безусловно, будет продолжать поддержку частных инвестиций. Но, согласитесь, все-таки неправильно, когда приоритетность назначается только лишь потому, что проект осуществляется в регионе Дальнего Востока . Приоритетным должен быть инвестиционный проект, который формирует комплексные эффекты, создает цепочки добавленной стоимости, развивает перерабатывающие отрасли, формирует постоянное население, - подчеркнул Сергей Фургал.

Он также отметил, что правительством края подготовлен законопроект по ограничению предоставления налоговых льгот для проектов по добыче и переработке драгоценных металлов, добыче и обогащению угля, заготовке круглого леса.

Повестка первого очередного и внеочередного заседаний Законодательной Думы Хабаровского края выполнена в полном объеме. "Взбесившийся принтер" краевого парламента заработал в полную силу, были рассмотрены все 77 вопросов в том числе принят в первом чтении проект основного закона Хабаровского края "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".

Законопроект "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" представил первый заместитель председателя правительства Хабаровского края - министр финансов края Александр Кацуба , а заместитель председателя правительства Хабаровского края - министр экономического развития края Виктор Калашников - прогноз социально-экономического развития Хабаровского края на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов.

В своем докладе Виктор Калашников обозначил приоритеты социально-экономического развития края, направления бюджетной и налоговой политики на трехлетний период – формирование, с учетом реалий сегодняшнего дня, бюджета по доходам и расходам, стабилизация и последующее снижение долговой нагрузки, эффективное управление бюджетными расходами.

Основные параметры краевого бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 года:

  • общий объем доходов краевого бюджета в 2020 году - 100,7 млрд рублей,

в 2021 году – 97,8 млрд рублей, в 2022 году - 95,7 млрд рублей;

  • общий объем расходов краевого бюджета в 2020 году - 107,9 0 млрд руб.,

в 2021 году -103, 9 млрд рублей, в 2022 году – 101, 2 млрд рублей;

  • дефицит краевого бюджета - в 2020 году - 7, 2 млрд рублей, в 2021 году - 6,1 млрд рублей, в 2022 году - 5,5 млрд рублей.

Бюджетом предусмотрен рост валового регионального продукта (ВРП): в 2020 г. – 812 329 млн рублей, в 2021 г. – 855 958 млн рублей, в 2022 – 897 600 млн рублей.

При темпах роста к предыдущему году в сопоставимых ценах - 2020 г. – 101,3 %, в 2021г. – 101,4 %, в 2022 – 100,9 %,

Несмотря на массу радужных заявлений о том, что правительство края ставит перед собой задачу сохранения в бюджете социальной направленности, достижения национальных целей развития, создания условий для повышения качества жизни жителей края, комфортных условий для осуществления предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций, обеспечения эффективности государственного и муниципального управления, обсуждения основополагающих показателей в предлагаемом Законе о бюджете, несмотря на то, что основной задачей‚ стоящей перед органами государственной власти, является сбалансированное социально-экономическое развитие региона, не получилось.

После "бурного обсуждения", в котором приняли участие с трибуны ЗД – представители КПРФ Сергей Ильин и Максим Кукушкин; с места – Геннадий Мальцев ("ЕР") и три парламентария, представляющие ЛДПР, председатель Закдумы Ирина Зикунова , аргументируя, что обсуждение выбилось из графика, прекратила обсуждение!

Проект основного закона Хабаровского края "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" в первом чтении принят большинством голосов. Из присутствующих на заседании 31 депутата "за" проголосовало – 29, "против" – двое представителей КПРФ.

Остались без ответа вопросы о структуре ВРП, являющегося обобщающим показателем экономической деятельности региона, напрямую зависящим от инвестиций, отражающим конечные результаты деятельности хозяйствующих субъектов в регионе. В Хабаровском крае, наряду с Приморьем, Амурской и Сахалинской областями динамика ВРП на уровне нуля, либо в отрицательной области.

Структура экономики Хабаровского края. Фото: https://www.khabkrai.ru/khabarovsk-krai/Razvitie-kraya/146

А с получением краем инвестиций все очень сложно. Озвученные Виктором Калашниковым суммы ожидаемых инвестиций: примерно 130 млрд рублей в 2019 году и 1,200 трлн рублей за 7 лет, не подтверждаются подписанными соглашениями. Вразумительного ответа от министра экономического развития депутаты не получили.

Будем объективны – в ближайшем будущем Хабаровскому краю вряд ли придется ждать появления крупных инвесторов. Структура регионально-хозяйственного комплекса не устойчива. Из-за непредсказуемости и постоянной смены правил деятельности, отсутствия стабильности и последовательности Хабаровский край стал "зоной рискованных инвестиций", что, как следствие, уже привело к сокращению иностранных инвестиций в 2018 г. на 4,7 %.

Во-первых, с 1 января 2020 г. вступит в силу закон "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае". Налоговых льгот лишатся участники региональных инвестиционных проектов, ведущие деятельность в высокорентабельных отраслях экономики. Это компании, занимающиеся лесозаготовкой, добычей полезных ископаемых, золотодобычей и т.п. По мнению губернатора, принятие закона позволит увеличить от этих высокорентабельных видов бизнеса доходы в краевую казну.

Намерения благие – нужно поддерживать и развивать в регионе приоритетные инновационные секторы экономики. Но… какие и чем? Необходимо определиться, какие сектора экономики для края являются приоритетными, разработать и произвести востребованный продукт, создать внутренний рынок. А это дело не одного года. Если бы у нас, как во всем мире, была возможность взять инновационный кредит под три-пять процентов! А этого, учитывая то, что на Дальнем Востоке совершенно не развита банковская система, в ближайшее время не предвидится.

Во-вторых, также с 1 января будет ограничен перечень видов экономической деятельности, по которым предоставляются налоговые льготы резидентам ТОСЭР. То есть те компании, которые получили статус резидента ТОСЭР до этого срока, продолжат пользоваться льготами, но для многих потенциальных резидентов получение статуса "резидента" ТОСЭР теряет смысл.

Полномочный представитель президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, давая оценку работы в крае территорий опережающего развития (ТОР), охарактеризовал ее как "печальную". По сравнению с 2018 годом количество рабочих мест сократилось на более, чем 800 мест.

Кроме того, в рейтинге всех дальневосточных регионов Хабаровский край, по словам Юрия Трутнева, находится среди отстающих. Только в Хабаровском крае динамика ТОР идет вниз, а не вверх, как в других дальневосточных регионах.

Не лучше обстоят дела и с развитием Свободного порта Владивосток (СПВ). Резидент СПВ, согласно Закону о СПВ, инвестирует свои финансовые средства в производство экспортной продукции. В Хабаровском крае это капиталоемкие проекты угольных терминалов в Ванинском районе.

Несмотря на вышеперечисленные реалии, Виктор Калашников говорит о планируемом росте экономики в пяти отраслях - э то транспортная отрасль, горнодобывающая промышленность, лесопереработка, металлургия, производство светлых нефтепродуктов. Чтобы выполнить поручение президента страны - обеспечить рост экономики в 1,5 процента, край должен выйти за счёт развития трёх агломераций - Хабаровск, Комсомольск-Амурск-Солнечный и транспортно-промышленный узел Ванино-Советская Гавань - на пакет инвестиций не менее одного триллиона рублей.

10 самых крупных налогоплательщиков Хабаровского края:

  1. Филиал ОАО "РЖД" - Дальневосточная железная дорога;
  2. ПАО "Газпром";
  3. Филиал ООО "Пивоваренная компания "Балтика" - "Балтика – Хабаровск";
  4. ДВ банк ПАО "Сбербанк России";
  5. ООО "Ресурсы Албазино";
  6. АО "ННК – Хабаровский НПЗ";
  7. Группа предприятий ПАО "Транснефть";
  8. ООО "Объединенные пивоварни Хейнекен";
  9. АО "Многовершинное";
  10. АО "Дальневосточная генерирующая компания".

В упомянутых министром отраслях нет локомотивов промышленного производства края – авиации, судостроения. Почему? Их что, уже не существует или они вошли в крайнюю стадию стагнации, из которой уже не выбраться? Стагнация - это длительный период, (в России она продолжается уже 7 лет), не имеющий внутреннего механизма возобновления экономического роста. Если это так (а это так), то напрашивается риторический вопрос – есть ли у краевого правительство видение развития этих отраслей?

Авиация - филиал ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А. Гагарина"

АО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), производитель самолетов Superjet (SSJ100), продал в январе-сентябре 2019 г. всего один самолет. Выручка ГСС уменьшилась в 4,5 раза, до 6 млрд рублей, а чистый убыток вырос в 2,5 раза. Из этой суммы за поставку самолетов ГСС получил 2,1 млрд рублей, что, соответствует примерно цене одного SSJ-100. Еще 4 млрд рублей компания получила за послепродажное обслуживание самолетов.

ГСС в 2018 г. поставили заказчикам 24 самолета SSJ. Чистый убыток производителя вырос с 733,6 млн до 1,9 млрд рублей.

"Аэрофлот" - главный заказчик самолетов SSJ-100. Совет директоров перевозчика согласовал приобретение пяти машин, и в ГСС рассчитывают до конца 2019 года поставить десять самолетов.

Авиакомпания "Северсталь". Произведен самолет с горизонтальной законцовкой крыла, уменьшающей расход топлива на 3–4%. Передача должна состоятся после получения сертификации доработки - установки горизонтальных законцовок крыла, срок - конец года.

В 2020 г. ожидается увеличение субсидируемой ставки по кредитам для покупателей российских самолетов. Этой льготой пользуются лизинговые компании, которые в результате могут снизить ставку по лизингу для перевозчиков. Это делает поставку самолетов в следующем году для авиакомпаний более предпочтительной, чем в этом.

Относительно якобы подписанного меморандума между "Гражданскими самолетами Сухого" (ГСС) и Норвежской авиакомпанией Norwegian Air Shuttle о поставке в 2020 г. 40 самолетов. Средняя каталожная стоимость одного Sukhoi Superjet на 2018 год составляла $50,5 млн, т.е. стоимость 40 самолетов - $2 млрд.

Учитывая то, что SSJ не вписываются в монофлот Norwegian Air, который в настоящее время состоит только из 170 самолетов производства Boeing, это может привести к частичным отказам от закупок, либо лишь аренде российских самолетов.

Кроме этого, против головной компании производителя SSJ, ПАО "Компания "Сухой", действуют американские санкции. Закупка SSJ у ее "дочки" ГСС в любом случае будет проходить через процедуру комплаенс (compliance (анг.) - соблюдение, согласие): риски введения вторичных санкций будут оцениваться Norwegian Air.

Пресс-службы Минтранса Норвегии и ГСС от комментариев отказались.

Судостроение – Амурский и Хабаровский судостроительные заводы, входящие в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).

Минфин отказался включать в проект бюджета 2020 г. необходимые предприятиям 8,6 млрд рублей на докапитализацию.: 7,1 млрд рублей - АСЗ и 1,5 млрд руб. – ХСЗ.

И это при том, что, согласно заключению ОСК, дальневосточные верфи находятся в тяжелом финансовом положении. Проблемы заводов - накопленные убытки, возникшие еще до вхождения в ОСК, высокие накладные расходы и низкорентабельная загрузка. Докапитализация верфей обсуждается не первый год, она необходима предприятиям:

  • АСЗ нужно восстанавливать гидротехнические сооружения, устройства для спуска и вывода судов, построить новый док и обновить сдаточную базу во Владивостоке;
  • ХСЗ - модернизировать спусковые устройства.

Пояснения Минпромторга . В действующих госпрограммах мероприятия по модернизации верфей предусмотрены только в отношении предприятий ОПК, другие вправе воспользоваться льготными условиями программы Фонда развития промышленности (ФРП). Минпромторг направлял запросы на предприятия ДФО по вопросам запланированной модернизации, но, "судя по полученной информации, проектно-сметной документации на проведение необходимых работ у верфей нет".

В Минпромторге рассчитывают, что удержаться предприятиям на плаву позволит исполнение заказов на строительство краболовов. Отмечая при этом, что этого явно недостаточно.

Победители аукционов по добыче крабов должны будут построить 41 судно, в том числе 31 судно-краболов на 40 млрд рублей для Дальневосточного бассейна, по ним заказ приоритетно должен быть размещен в регионе. При этом, глава Росрыболовства Илья Шестаков отметил, "проблема заключается в том, что нет уверенности в том, что это будет построено, поскольку у них нет достаточных компетенций, нет готовой базы, проектов, с этим есть проблемы",

Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ), оценивая возможности верфей Дальнего Востока в 20 рыбопромысловых судов до 2025 года, высказывает опасения в исполнении заказов. Без господдержки, за счет одних только "краболовных" заказов, вывести предприятия из упадка невозможно.

Летом Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ) попросила правительство выделить 20 млрд рублей на модернизацию верфей в Приморском и Хабаровском краях.

Параллельно обсуждается возможность выдачи судовладельцам субсидии на возмещение до 20% капитальных затрат на строительство рыбопромысловых судов на дальневосточных верфях. Юрий Трутнев оценивает объем возможной бюджетной поддержки в размере 10 млрд рублей.

"Мы рассмотрели, какие меры надо принять для того, чтобы суда строились на Дальнем Востоке. Верфи у нас есть. Но, к сожалению, для строительства рыболовецких судов они по ряду причин не используются. Это не соответствует приоритетам развития Дальнего Востока. 94 млрд рублей инвестиций - деньги немалые - вкладываются дальневосточными рыбопромышленниками, по причине отсутствия опыта строительства краболовных судов на дальневосточных верфях, в строительство судов на верфях других регионов страны. Нужно, чтобы эти средства помогали развивать Дальний Восток. Для того, чтобы инвесторы заказывали суда, наши верфи должны быть конкурентными", - сказал вице-премьер.

Информация к размышлению.

На Амурском судостроительном заводе с 1 октября на 25% повышены тарифные ставки основных производственных рабочих.

АСЗпредоставляет своим работникам соцпакет, направленный на адаптацию и закрепление основных рабочих кадров, в т.ч., устраивающихся на предприятие по программе "Трудовая мобильность". В него входят: единовременное пособие при трудоустройстве, компенсация найма жилой площади, а также оплата проезда к месту трудоустройства и дважды в год - проезда к месту постоянного жительства. По ходатайству руководства возможна также 50% выплата "северной" надбавки к тарифу для той категории работников предприятия, которые на момент трудоустройства данной стимулирующей выплаты не имели. Утвержден и ряд мер для нематериальной мотивации работников АСЗ.

Касательно лесной отрасли – вопрос неоднозначен. Складывающуюся сегодня ситуацию в ЛПК сравнивают с кризисом 2008–2009 гг.

Реально в крае остались единицы работающих предприятий.

Отгружено на экспорт в страны АТР (тыс.м3), по данным ассоциации "Дальэкспортлес":

Лесоэкспортер

янв.-сент.

ООО "Бизнес-Маркетинг"

ОАО "Римбунан Хиджау Интернешнл"

ООО "Римбунан Хиджау МДФ"

ООО "Сулук"

ООО "Торговый дом РФП" (РФП ГРУПП)

АО "Шелеховский КЛПХ"

Лесных земель в Хабаровском крае - 73,7 млн гектаров, общая расчетная лесосека в 2018 г. составляла 28,3 млн кубометров. Общий объем заготовки древесины составил 8,2 млн кубометров. Край - аутсайдер в ДФО по показателю таксации лесов. 82,5 процента лесных участков были исследованы более 20 лет назад. Арендаторы, заключая контракт, не знают, что именно они получают. Больше половины лесных земель не поставлены на кадастровый учет.

Запасы леса на сегодняшний день – 50–70 м3/га. Разговоры о том, что в крае запасы леса составляют 200 м3/га, от лукавого. Нет таких запасов! Осваиваются северные лесные участки, которые раньше практически не осваивались.

В крае обеспеченность лесными дорогами на два порядка ниже, чем в европейской части страны и на порядок – чем в Сибири. Сегодня "плечо" вывозки составляет 260 – 300 км.

При таком "плече", галопирующих ценах на топливо, тарифах на электро/тепло энергию, ж/д тарифы, отсутствия механизма стимулирования поставок лесозаготовительными предприятиями круглых лесоматериалов на переработку, при отсутствии детальной проработки сырьевой безопасности проектов, рассчитывать на развитие в крае глубокой переработки не реально! Деятельность любого деревообрабатывающего предприятия из-за роста себестоимости продукции будет нерентабельна! Уже сейчас имеет место быть нехватка сырья.

В связи с этим, утопические разговоры о создании в края ЦБК пора прекратить!

Помимо этого, в настоящее время Совет Федерации совместно с Минприроды работает над новым Лесным кодексом.

"Первое, с чего надо начать, - совершенствование законодательства, в частности, подготовка нового, правильного Лесного кодекса, а не пролоббированного в своё время нечистоплотными товарищами или господами", - сказала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Но и это еще не все.

Готовится так называемая "регуляторная гильотина", которая должна привести к отмене или обновлению в течение 2020 года большинства нормативных правовых актов лесного хозяйства.

Не надо забывать о квотах и "заградительных" таможенных пошлинах (с 1 октября 2019 г. Правительство РФ вдвое – с 6,5% до 13% – увеличило ставку таможенной пошлины на экспорт необработанных лесоматериалов из ели аянской, пихты белокорой, а также лиственницы даурской), лесопожарных катастрофах последних нескольких лет в крае!

Касательно экспорта лесоматериалов в Китай. В первом полугодии 2019 г. объем экспорта российской лесной продукции снизился на 5%. Снижение в денежном выражении коснулось: пиломатериалов на 43,3%, фанеры - на 14% , целлюлозы - 22,8%.

Исходя из сказанного выше остается непонятным, за счет чего губернатор и правительство планируют сократить госдолг и дефицит бюджета, достичь выполнение главных задач, озвученных в Законе о бюджете? Ведь необходимо

  • достичь национальных целей развития,
  • создать условия для повышения качества жизни жителей края,
  • обеспечить комфортные условия для осуществления предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций,
  • обеспечить эффективность государственного и муниципального управления.

Возможно, на первоначальном этапе меры фискального характера позволят достичь положительных результатов в части роста поступлений в бюджет, но в долгосрочной перспективе – вопрос.

Пока с точностью до наоборот.

Председатель краевой ЗД Ирина Зикунова заявила:

"Хабаровский край не может резко и радикально сократить свой госдолг, так как это приведет к общему урезанию всего краевого бюджета и снижению благосостояния граждан. Чтобы кардинально изменить ситуацию с размером госдолга, региону нужно единовременно изъять более 17 млрд рублей из своего бюджета".

С начала года, по состоянию на 1 октября 2019 г., госдолг увеличился с 49 до 52,1 млрд рублей. Правительство планирует и дальше брать кредиты. Согласно принятому в первом чтении проекту бюджета-2020 на 01.01.20 года госдолг Хабаровского края увеличится до 56 млрд рублей, на 01.01.21 года – до 63 млрд рублей. На обслуживание банковских кредитов, которые составляют большую часть госдолга, в 2020г. потребуется 4,2 млрд рублей.

Ранее губернатор Сергей Фургал ставил задачу за счет уменьшения неэффективных расходов и увеличения доходной базы за пять лет сократить госдолг до 28–30 млрд рублей.

Также губернатор Сергей Фургал , а ранее председатель комитета регионального парламента по бюджету, налогам и экономическому развитию Вячеслав Фургал , заявляли о намерении правительства и Законодательной Думы нарастить уровень социально-экономического развития региона и сохранения социальной направленности краевого бюджета.

А что в реалиях, как эти декларации подтверждаются принятым ЗД в первом чтении бюджетом? Откуда возьмутся средства для улучшения жизни населения при таком "профессионально" планируемом распределении бюджетных ассигнований?

Иначе как блудом труда, при грохочущей работоспособности и деятельном невежестве, сей проект основного закона Хабаровского края "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" не назовешь! Правительство края и Законодательная Дума уже не первый год держат население региона в состоянии постоянного изумления. Некоторые статьи бюджета 2020 г. станут настоящим кошмаром для жителей Хабаровского края!

Депрофессионализация системы государственного управления как в стране, так и в крае достигла критического уровня. Важно понимать, что надо делать. Но не менее важно еще и понимать, чего делать не надо. Если нет эффективного планирования и прогнозирования – то нет устойчивости и развития. А оно появляется только у людей, понимающих, чем, собственно, они руководят!

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ПО РАЗДЕЛАМ И ПОДРАЗДЕЛАМ КЛАССИФИКАЦИИ РАСХОДОВ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА (тыс.руб.)

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2020-2019

Обслуживание государственного и муниципального долга

3 479 899,00

4 152 094,27

672 195,27

Функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и МО

11 545,50

11 899,10

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

23 996 228,87

11 680 815,21

-12 315 413,66

Общеэкономические вопросы

Сельское хозяйство и рыболовство

-220 076,61

Водное хозяйство

-1 015 710,89

Лесное хозяйство

-950 972,33

Транспорт

-334 510,24

Дорожное хозяйство (дорожные фонды)

-8 402 795,69

Связь и информатика

Прикладные НИ в области нац. экономики

-135 227,14

Другие вопросы в области нац. экономики

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ПО ЦЕЛЕВЫМ СТАТЬЯМ (ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРОГРАММАМ КРАЯ И НЕПРОГРАММНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) И ГРУППАМ (ГРУППАМ И ПОДГРУППАМ) ВИДОВ РАСХОДОВ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА НА 2020 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2021 И 2022 ГОДОВ (тыс.руб)

Государственные программы Хаб-го края

2019 г.

2020 г.

2020г. - 2019г.

"Развитие здравоохранения Хаб. края"

19 920 131,04

19 350 078,29

-570 052,75

Подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка" в рамках ГП Хаб.края "Развитие здравоохранения Хаб.края".

1 874 794,68

364 828,99

-1 509 965,69

Развитие дошкольного образования в рамках ГП Хаб.края "Развитие образования в Хаб. крае".

3 911 790,46

3 735 371,35

-176 419,11

Поддержка научно-исследовательской деятельности в крае в рамках ГП Хаб. края "Развитие образования в Хаб. крае"

7 579,61

6 166,00

-1 413,61

"Культура Хабаровского края"

2 175 732,68

1 775 285,37

-400 447,31

"Развитие социальной защиты населения Хабаровского края"

17 910 938,71

17 593 226,54

-317 712,17

"Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае"

39 664,54

34 625,20

-5 039,34

"Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае"

2 282 493,06

1 216 420,06

-1 066 073,00

"Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности в Хаб.крае"

69 374,93

65 523,69

-3 851,24

"Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае"

4 469 830,50

3 883 883,16

-585 947,34

"Развитие молодежной политики в Хаб.крае"

382 728,42

370 733,48

-11 994,94

"Инновационное развитие и модернизация экономики Хаб.о края"

179 892,43

44 756,16

-135 136,27

"Развитие МСП в Хабаровском крае"

146 136,58

45 269,41

-100 867,17

ГП Хаб.края "Развитие лесного хозяйства в Хаб.крае"

1 172 354,30

222 463,04

-949 891,26

"Развитие с/х и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае"

976 373,85

717 684,28

-258 689,57

"Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае"

147 787,93

49 647,30

-98 140,63

"Развитие транспортной системы Хабаровского края"

15 361 545,55

6 681 458,73

-8 680 086,82

Развитие инфраструктуры воздушного транспорта и обеспечение доступности для населения края услуг в сфере авиаперевозок в рамках ГП Хаб.края "Развитие транспортной системы Хаб. края"

764 459,34

528 784,69

-235 674,65

Субсидии организациям воздушного транспорта, оказывающим услуги по транспортному обслуживанию населения в межмуниципальном сообщении, в рамках ГП Хаб.края "Развитие транспортной системы Хаб.края"

565 502,86

463 599,94

-101 902,92

"Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае"

651 949,84

33 808,77

-618 141,07

"Развитие рынка труда и содействие занятости населения Хабаровского края"

1 228 957,68

1 194 377,26

-34 580,42

"Развитие водохозяйственного комплекса Хабаровского края"

2 414 924,25

1 399 213,36

-1 015 710,89

"Развитие промышленного производства в Хабаровском крае"

29 256,25

28 115,26

-1 140,99

"Стимулирование инвестиционной деятельности, реализация комплексных инвестиционных проектов, формирование территорий опережающего социально-экономического развития в Хаб. крае"

277 473,58

98 448,36

Хабаровский край является одной из наиболее динамично развивающихся дальневосточных территорий. Экономика Хабаровского края многопрофильна, базируется на развитом промышленном производстве, на транспортном обслуживании магистральных грузопотоков.

Ведущими секторами хозяйственного комплекса края являются промышленность (21,4 % валового регионального продукта), транспорт и связь (17,4 %), торговля (12,6 %) и строительство (11,2 %). В промышленном производстве доля обрабатывающих секторов составляет около 60 процентов. Основными отраслями специализации промышленности являются топливно-энергетический комплекс (25,4 % выпуска), машиностроительный комплекс (20 %), добыча полезных ископаемых (16,5 %), производство пищевых продуктов (10,1 %), нефтепереработка (10,4 %), металлургическое производство (8,6 %) .

Промышленность

По объёмам производства, накопленному производственному, научно-техническому, кадровому потенциалу ведущими в промышленности края являются.

· производство машин и оборудования

· химическое производство

· производство транспортных средств

· производство электро- и электронного оборудования

· металлургическое производство

· производство готовых металлических изделий

Промышленное производство, подведомственное министерству промышленности, транспорта и связи края, занимает значительное место в экономике Хабаровского края. По объемам производства, накопленному производственному, научно-техническому, кадровому потенциалу ведущими в промышленности края являются: производство машин и оборудования, химическое производство, производство транспортных средств, производство электро- и электронного оборудования, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий. Открытое акционерное общество «Комсомольск-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю. А. Гагарина» (ОАО «КнААПО») – крупнейшее российское самолетостроительное предприятие с числом работников более 13 тыс. человек. ОАО «КнААПО» обеспечивает выполнение цикла работ в авиастроении – от качественного изготовления до эффективного послепродажного обслуживания. Продукция общества – боевые самолеты марки «Су» являются передовыми образцами мирового рынка вооружений и составляют основу фронтовой авиации России и тактической авиации многих стран мира. В настоящее время объединением ведутся работы над повышением боевого потенциала ВВС России, реализуются программы в области военного и гражданского машиностроения.

Открытое акционерное общество «Амурский кабельный завод» обеспечивает кабельно-проводниковой продукцией предприятия различных отраслей промышленности, работающих как на российском, так и на зарубежном рынках. Завод является единственным предприятием подобного профиля в дальневосточном регионе; выпускает широкий спектр кабелей и проводов (более 7 тысяч маркоразмеров, в т.ч. в экспортном, тропическом и негорючем исполнении). На базе существующего технологического оборудования с использованием современных кабельных материалов на заводе освоено производство безгалогенных огнестойких силовых, контрольных и судовых кабелей с низким дымо- и газовыделением, не распространяющих горение. Современные лаборатории и разнообразное кабельное оборудование позволяет производить не только стандартные кабельные изделия, но и различные специальные кабели и провода, учитывающие особые требования заказчика . Открытое акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод» входит в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Специализация предприятия- строительство морских и речных кораблей, судов с динамическими принципами поддержания, маломерных и прогулочных судов, океанских траулеров, рефрижераторов. В настоящее время на заводе строится многофункциональное буксирное судно для Военно-Морского флота России, два азимутальных буксира для компании «Роснефть». ОАО «Амурметалл» является единственным на Дальнем Востоке современным электрометаллургическим заводом по переработке лома чёрных металлов в сортовой прокат, системообразующим и социально значимым предприятием для Хабаровского края, обеспечивающим металлопродукцией российских и зарубежных потребителей .

Сельское хозяйства

Сельскохозяйственное производство Хабаровского края развивается в сложных природно-климатических условиях при недостатке пахотных земель. На одного жителя приходится в среднем по 0,07 га пашни, что почти в 10 раз меньше, чем в среднем по России. Более 30 процентов пахотных земель занимают мелиорированные земли. Освоение новых, а так же содержание освоенных земель требуют больших материальных затрат. На долю сельскохозяйственного производства приходится около 6 процентов валового общественного продукта края. В крае функционирует около
60 крупных сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности, подсобные сельские хозяйства промышленных предприятий и организаций и около 900 крестьянских (фермерских) хозяйств. Сельскохозяйственное производство ведется на всей территории, но основные его объемы сконцентрированы на юге края. Повсеместно разводят крупный рогатый скот и свиней, на севере занимаются оленеводством .

Основными возделываемыми в крае культурами являются зерновые, соя, картофель и овощи. При этом большая доля в производстве картофеля и овощей приходится на личные хозяйства населения. Пищевая промышленность Хабаровского края представляет сложный многопрофильный комплекс предприятий (свыше 60), относящихся к мясомолочной, мукомольно-комбикормовой, масложировой, кондитерской, винодельной, хлебопекарной и другим отраслям, чья продукция составляет 40% продовольственного товарооборота. Наиболее устойчивыми, стабильно развивающимися предприятиями отрасли являются: ОАО “Хабаровскмакаронсервис”, ОАО “Амур-пиво”, ОАО “Тайга”, ОАО
“ликероводочный завод “Хабаровский”, ОАО “Дакгомз”. Животноводство имеет молочное и мясное направление. В пригородных зонах интенсивно развивается птицеводство. Поголовье крупного рогатого скота составило 191 тыс. (на 1 января 1977), из них коров 74 тыс.; свиней 182 тыс.; птицы 3004 тыс. (на 1 января 1976). Построен ряд животноводческих предприятий, среди которых крупные птицефабрики, комплексы по производству молока и свинины в районе Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. На севере края - оленеводство (51,5 тыс. голов на 1 января 1976). В крае (южные и центральные районы) имеется 13 пчеловодческих совхозов, значительная часть мёда и воска вывозится за пределы края, в том числе на экспорт. Важные отрасли - звероводство и охотничий промысел. На зверофермах разводят норок, серебристых лисиц. Охота - традиционное занятие коренных народностей Севера, живущих на территории края; промышляют соболя, белку, выдру и др .

Лесная промышленность

Освоением лесных ресурсов в крае по всем видам пользования занимаются более 350 предприятий. На территории Хабаровского края основным видом лесопользования является заготовка древесины. По объемам лесозаготовок край занимает первое место в Дальневосточном регионе. Численность трудоспособного населения, занятого в лесном комплексе, составляет 22,2 тыс. человек или 4,6%.

Удельный вес продукции лесного комплекса в общем объеме промышленной продукции края оценивается в 3%, что примерно соответствует аналогичному показателю среди других многолесных регионов России. Хабаровский край производит 44% всей деловой древесины, заготавливаемой на Дальнем Востоке, 35% пиломатериалов, 63% целлюлозы, 44% древесно-стружечных плит, 65% картона. Основные предприятия комплекса сосредоточены в его южной и центральной частях и тяготеют к железнодорожным транспортным магистралям и морскому побережью .

В тоже время за последние 10 лет лесной комплекс края пережил серьезный спад: объем вывозки древесины сократился в 3,5 раза, производство пиломатериалов - в 11 раз, древесных плит - в 8 раз. Структура лесопромышленного производства края характеризуется крайне низким уровнем переработки древесного сырья. Круглый деловой лес (пиловочник, фанерный кряж и балансы) почти полностью направляются на экспорт. Это ставит экономику лесного комплекса в полную зависимость от конъюнктуры цен на зарубежных рынках, и, прежде всего, Японии .

Основной формой организации лесопользования является аренда участков лесного фонда. По состоянию на 01.01.2012 года в крае передано в аренду для заготовки древесины 240 участков 132 арендаторам, с разрешенным ежегодным объемом рубки 11,6 млн. кубических метров.

Объем производства бревен хвойных и лиственных пород в 2011 году составил 6,0 млн.куб.м (на 0,4 млн.куб.м. больше чем в 2010 году). Хабаровский край расположен в лесной зоне. Допустимый объем годичной рубки в лесах края определен в 20,2 млн. куб. м. Однако он может быть использован лишь с применением передовых технологий рубок и восстановления лесов. Применяемые в настоящее время технологии дают возможность заготавливать 12-14 млн. куб. м. в год. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность - наиболее развитые отрасли промышленности в Хабаровском крае заготавливается (по вывозке) 12,3 млн. м 3 (1975) деловой древесины. Лесозаготовки сосредоточены в южной половине края, преимущественно в массивах, тяготеющих к железным дорогам, Амуру и его притокам. Большей частью древесины вывозится за пределы края, главным образом на экспорт. Деревообрабатывающая промышленность включает группу предприятий (Тунгусский, Хорский, Амурский деревообрабатывающие комбинаты, Ванинский лесокомбинат, Дормидонтовский, Бикинский лесозаводы), которые производят пиломатериалы, древесноволокнистые плиты, паркет, стандартные дома, тару и др. Мухенский лесокомбинат и фанерный завод в посёлке Литовко выпускают фанеру. На отходах производства работает Хорский гидролизный завод. В Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане действуют предприятия по изготовлению строительных деталей, мебели. Целлюлозно-бумажная промышленность представлена самым крупным на Дальнем Востоке комбинатом в г. Амурске. Перспективы отрасли связаны с дальнейшим развитием глубокой переработки древесины, полным использованием всего сырья и отходов производства .

Транспорт

Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Хабаровского края. Перевозки железнодорожным транспортом общего пользования осуществляются Дальневосточной железной дорогой – филиалом ОАО «РЖД». Общая протяженность железнодорожный путей на территории края составляет 2657 км, в том числе 196 км электрифицированных участков. Железнодорожный транспорт Хабаровского края обеспечивает 96% грузооборота и 47% пассажирооборота всех видов транспорта Хабаровского края. Основу железнодорожной сети на территории края составляют две независимые железнодорожные магистрали – Транссибирская и Байкало-Амурская (Северный широтный ход), которые являются мощным международным транспортным коридором «Запад - Восток», связывающим Европу и Центральные районы России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Хабаровский край находится на пересечении международных воздушных транспортных коридоров [ 1]. На территории края эксплуатируется 16 аэродромов различных классов, из них 12 являются аэропортами общего пользования, а 4 используются для корпоративных перевозок.

Внутренний водный транспорт Хабаровского края, представленный ОАО «Амурское пароходство» и ОАО «Николаевск-на-Амуре морской торговый порт», обеспечивает выход грузо- и пассажиропотоков через сеть водных путей в южном направлении в северо-восточные провинции КНР, в северном – в Татарский пролив и страны АТР. На территории края расположены крупные морские международные порты Ванино, Советская Гавань и Де-Кастри. Автобусная маршрутная сеть Хабаровского края состоит из 250 маршрутов, в том числе: 115 городских, 90 пригородных, 45 междугородных. Ежегодно в период с 01 мая по 31 октября дополнительно вводятся сезонные маршруты. Действуют 14 межсубъектных автобусных маршрутов, связывающих столицу Дальневосточного федерального округа с населенными пунктами Приморского края и Еврейской автономной области. Грузовыми автотранспортными предприятиями края выполняется перевозка товаров народного потребления, продуктов питания, леса, строительных материалов, топлива. С каждым годом совершенствуются технологии доставки грузов. Осуществляется доставка автомобильным транспортом грузов на о. Сахалин с использованием морской паромной переправы. Выполняются междугородные грузовые автомобильные перевозки в города: Владивосток, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Чита, Якутск и другие населенные пункты Дальневосточного федерального округа, а также международные перевозки в КНР. За 2011 год объем перевезенных грузов автомобильным транспортом составил 36,6 млн. тонн, грузооборот – 949,5 млн. тонно-километров или соответственно 105,1 % и 106,5% к факту 2010 года .

Туризм

На сегодняшний день туризм в Хабаровском крае определен как перспективное направление в экономике края. Известно, что индустрия туризма является не только важной, но и высокодоходной отраслью экономики. В Хабаровском крае исторически сложились основные туристические центры на базе городов Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, Амурск, Совгавань, поселков городского типа - Охотск, Ванино. В крае зарегистрировано 243 организации, оказывающие туристско-экскурсионные услуги, 129 из которых включены в Единый федеральный реестр туроператоров. Хабаровский край – один из крупнейших и уникальных в России по своим природным ресурсам и разнообразию флоры и фауны .

Для животного и растительного мира Хабаровского края характерно смешение северных и южных видов животного и растительного мира. На территории края можно увидеть северных оленей, бурых медведей, снежных баранов, а также амурских тигров и гималайских медведей. В реках и озерах края водятся уникальные виды рыб, в том числе калуга и таймень .

Хабаровский край расположен в лесной зоне. Бескрайние дикие леса протянулись с севера на юг на тысячу километров. Особенно разнообразна и удивительна растительность юга Хабаровского края: в таежных дебрях дикий виноград обвивает сибирскую ель, лианы лимонника соседствуют с кедром, набирает целебную силу таинственный корень жизни - женьшень. Река Амур – главная достопримечательность края, в долине которой сосредоточено наибольшее количество природных, культурно-исторических туристских объектов. Поэтому круиз по Амуру – один из ярких и увлекательных туристских маршрутов. Любителям экстремального туризма в крае могут предложить спортивные сплавы по горным рекам, рыболовные туры, спелеотуризм и зимние виды туризма. Большой популярностью пользуется и экологический туризм, который часто совмещают с историко-этнографическим туризмом. Хабаровский край также привлекателен тем, что является местом пересечения европейской и азиатской культур. «Европа в 2 часах», так обычно туристы называют туры в Хабаровский край, так как край для туристов из Азии является носителем европейской культуры. За последние годы отмечен рост внимания и интереса к Хабаровскому краю на международных и российских туристических выставках-ярмарках, где широко используются возможности по продвижению туристического продукта края. Мы всегда с большим удовольствием принимаем туристов, деловых людей и путешественников, для отдыха которых в крае созданы все условия .

Природные ресурсы

Растительность. Лесные ресурсы

Растительность и почвы. Распространены дерново-подзолистые почвы, на равнинных участках - лугово-болотные и болотные почвы, в южных районах - бурые лесные и буро-таёжные почвы. На севере формируются горно-таёжные и горно-тундровые почвы. Лесопокрытая площадь - 43 млн. га . Общие запасы древесины достигают 5,2 млрд. м 3 .

Разнообразна флора Хабаровского края. В лесах и на побережье рек и озер можно встретить как редкие растения, так и типичных для Дальневосточного региона представителей растительности. Широко распространены на территории края болота. Почвенный слой тонкий. Под ним лежат глины. Они плохо пропускают воду. Летние осадки не успевают испариться и застаиваются в низинах. Так образуются мари, покрытые мхами и кочками, болотным багульником, голубикой и клюквой. Выделены 2 широтные зоны: хвойных лесов или тайги, хвойно- широколиственных лесов. Они разделяются на несколько подзон. Таёжные леса образованы хвойными породами: елями аянской, сибирской и корейской, лиственницей Гмелина. На севере Хабаровского края развиты преимущественно лиственничные леса, доминирующие в подзонах северной и средней тайги. Это связано с экологическими особенностями лиственницы, которая может успешно произрастать на мёрзлых грунтах и каменистых склонах. В подлеске лиственничных лесов обычны кедровый стланник, берёзы овальнолистная, Миддендорфа, тощая, раскидистая; багульники подбелый, болотный, брусника и различные представители рододендронов .

Среди недревесных ресурсов Хабаровского края особую ценность представляют уникальные дальневосточные лекарственные растения - женьшень, элеутерококк, лимонник, аралия, ряд травянистых. Перспектива добычи эфирных масел и живицы хвойных деревьев. Значительные пищевые ресурсы- кедровые и другие орехи, дикорастущие ягоды, грибы, папоротник. Имеется много медоносных древесных и травянистых растений .

Животный мир

Богат и разнообразен животный мир. В зоне хвойных лесов обитают копытные (лось, изюбр, кабан, косуля, кабарга), пушные (соболь, колонок, лисица, белка, ондатра, выдра, бурый медведь, волк), на крайнем севере- северный олень, горностай, росомаха. В лесах края встречаются рысь, чёрный медведь и уссурийский тигр, успешно акклиматизировалась американская норка. Соболь, а также норка, белка, колонок, ондатра – главные объекты охотничьего пушного промысла. Охотничьи угодья занимают более 90 % площади края и являются основой производственной деятельности. 82 предприятия формируют охотхозяйственную отрасль. К объектам охоты относятся 88 видов зверей и птиц. Основной промысловый пушной вид – соболь, ежегодно добывается в количестве 45-50 тыс. голов. По объемам его заготовок в России, Хабаровский край занимает место в первой пятерке. Лось, изюбрь, дикий северный олень, кабан, косуля и другие копытные животные, а также бурый и гималайский медведи являются объектами спортивной охоты и используются в целях получения мясной продукции и охотничьих трофеев. Сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов (папоротник, ягоды, грибы, березовый сок и др.), лекарственного сырья, обеспечивают занятость жителей отдаленных поселков и являются традиционной деятельностью коренных малочисленных народов Севера края .

Полезные ископаемые

Край является частью великого рудного пояса, окаймляющего Тихий Океан. Тектонические силы Земли, смявшие ее покров в грандиозные каменные складки, вынесли из глубинных недр и обнажили для человека ископаемые сокровища. По разнообразию и запасам различного минерального сырья наш регион относится к числу богатейших районов страны. Бесконечно разнообразны сокровища наших гор и долин. Как в драгоценной шкатулке лежат в недрах Земли уголь и оловянная руда, золото и редкие металлы. Глыбы гранита и базальта - прекрасный строительный материал. Во многих районах в неограниченном количестве - песок и гравий. Полезные ископаемые:каменный уголь, бурый уголь, природный газ, железная руда, алюминиевая руда, оловянная и олово-полиметаллическая руды, ртутная руда, циркониевая руда, золото, платина, апатито-титановая руда, фосфорит, циолит, известняк, строительный камень, камнесамоцветное сырьё .

На территории края учтены 377 месторождений золота, из которых 24 относится к рудным, на долю которых приходится 82,5% объема всех разведанных запасов. Разрабатывается 66 месторождений из 179 пролицензированных. Обеспеченность активными запасами золота рудного - 3-10 лет, россыпного - 3-5 года. Объектами добычи платины являются россыпи р. Кондер, обеспеченность запасами - 10 лет. Добычей драгоценных и цветных металлов на территории края занимаются 22 горнодобывающих предприятий, из них 20 ведут добычу драгоценных металлов - золота и платины. На долю горнодобывающей промышленности приходится 13,8% объема добычи золота в ДВ регионе и 7,1% общероссийского объема. По добыче золото край занимает седьмое место в Российской Федерации, по добычи платины – второе .



Похожие статьи