Монголия тип социально экономического развития. Кредитная карта Открытие “120 дней без платежей”. Бонусы по карте

За 1970-2018 гг. ВВП Монголии в текущих ценах вырос на 12.8 млрд. долл. (в 65.6 раз) до 13.0 млрд. долл.; изменение произошло на 0.29 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 1.8 млн., а также на 12.5 млрд. долл. благодаря росту ВВП на душу населения на 4 012.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП Монголии был на уровне 0.27 млрд. долл. или 9.1%. Среднегодовой прирост ВВП Монголии в постоянных ценах был на уровне 5.0%. Доля в мире увеличилась на 0.0094%. Доля в Азии выросла на 0.0024%. Минимум ВВП был в 1970 году (0.20 млрд. долл.). Максимум ВВП был в 2018 году (13.0 млрд. долл.).

За период 1970-2018 гг. ВВП на душу населения в Монголии повысился на 4 012.0 долларов (в 26.9 раз) до 4 167.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в текущих ценах составил 83.6 долларов или 7.1%.

Изменение ВВП Монголии описывается линейной корреляционно-регрессионной моделью: y=0.23x-461.8 , где y - расчетное значение ВВП Монголии, x - год. Коэффициент корреляции = 0.815. Коэффициент детерминации = 0.665.

ВВП Монголии, 1970

ВВП Монголии в 1970 году был равен 0.20 млрд. долл., занимал 143е место в мире и был на уровне ВВП Маврикия (0.21 млрд. долл.), ВВП Арубы (0.20 млрд. долл.). Доля ВВП Монголии в мире составляла 0.0058%.

В 1970 году был равен 155.0 долларов, занимал 156е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения на Коморах (163.0 долларов), ВВП на душу населения на Мадагаскаре (160.0 долларов), ВВП на душу населения в Палестине (158.0 долларов), ВВП на душу населения в Афганистане (157.0 долларов), ВВП на душу населения в Центральной Африканской Республике (151.0 долларов), ВВП на душу населения в Уганде (151.0 долларов), ВВП на душу населения в Того (145.0 долларов). ВВП на душу населения в Монголии был меньше, чем ВВП на душу населения в мире (924.0 долларов) на 769.0 долларов.

Сравнение ВВП Монголии и соседей в 1970 году. ВВП Монголии был меньше, чем ВВП Китая (92.6 млрд. долл.) на 99.8%. ВВП на душу населения в Монголии был больше, чем ВВП на душу населения в Китае (112.0 долларов) на 38.4%.

Сравнение ВВП Монголии и лидеров в 1970 году. ВВП Монголии был меньше, чем ВВП США (1 073.3 млрд. долл.) на 100%, ВВП СССР (433.4 млрд. долл.) на 100%, ВВП Германии (215.8 млрд. долл.) на 99.9%, ВВП Японии (212.6 млрд. долл.) на 99.9%, ВВП Франции (148.5 млрд. долл.) на 99.9%. ВВП на душу населения в Монголии был меньше, чем ВВП на душу населения в США (5 121.0 долларов) на 97%, ВВП на душу населения во Франции (2 853.0 долларов) на 94.6%, ВВП на душу населения в Германии (2 747.0 долларов) на 94.4%, ВВП на душу населения в Японии (2 026.0 долларов) на 92.3%, ВВП на душу населения в СССР (1 788.0 долларов) на 91.3%.

Потенциал ВВП Монголии в 1970 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в США (5 121.0 долларов), ВВП Монголии был бы 6.5 млрд. долл., что в 33.0 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в мире (924.0 долларов), ВВП Монголии был бы 1.2 млрд. долл., что в 6.0 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Восточной Азии (331.0 долларов), ВВП Монголии был бы 0.42 млрд. долл., что в 2.1 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Азии (247.0 долларов), ВВП Монголии был бы 0.32 млрд. долл., что на 59.4% больше фактического уровня.

ВВП Монголии, 2018

ВВП Монголии в 2018 году составлял 13.0 млрд. долл., занимал 136е место в мире и был на уровне ВВП Мадагаскара (13.9 млрд. долл.), ВВП Брунея (13.6 млрд. долл.), ВВП Экваториальной Гвинеи (13.3 млрд. долл.), ВВП Никарагуа (13.1 млрд. долл.), ВВП Нигера (12.8 млрд. долл.), ВВП Армении (12.4 млрд. долл.), ВВП Багам (12.4 млрд. долл.). Доля ВВП Монголии в мире составляла 0.015%.

ВВП на душу населения в Монголии в 2018 году был равен 4 167.0 долларов, занимал 129е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Иордании (4 264.0 долларов), ВВП на душу населения в Шри Ланке (4 245.0 долларов), ВВП на душу населения в Армении (4 237.0 долларов), ВВП на душу населения в Самоа (4 216.0 долларов), ВВП на душу населения в Алжире (4 136.0 долларов), ВВП на душу населения в Тувалу (4 079.0 долларов), ВВП на душу населения в Сальвадоре (4 064.0 долларов), ВВП на душу населения на Маршаловых островах (4 029.0 долларов), ВВП на душу населения в Индонезии (3 906.0 долларов). ВВП на душу населения в Монголии был меньше, чем ВВП на душу населения в мире (11 230.0 долларов) на 7 063.0 долларов.

Сравнение ВВП Монголии и соседей в 2018 году. ВВП Монголии был меньше, чем ВВП Китая ВВП России (1 660.5 млрд. долл.) на 99.2%. ВВП на душу населения в Монголии был меньше, чем ВВП на душу населения в России (11 534.0 долларов) на 63.9%, ВВП на душу населения в Китае (9 617.0 долларов) на 56.7%.

Сравнение ВВП Монголии и лидеров в 2018 году. ВВП Монголии был меньше, чем ВВП США (20 580.2 млрд. долл.) на 99.9%, ВВП Китая (13 608.2 млрд. долл.) на 99.9%, ВВП Японии (4 971.3 млрд. долл.) на 99.7%, ВВП Германии (3 949.5 млрд. долл.) на 99.7%, ВВП Великобритании (2 855.3 млрд. долл.) на 99.5%. ВВП на душу населения в Монголии был меньше, чем ВВП на душу населения в США (62 981.0 долларов) на 93.4%, ВВП на душу населения в Германии (47 993.0 долларов) на 91.3%, ВВП на душу населения в Великобритании (42 889.0 долларов) на 90.3%, ВВП на душу населения в Японии (39 087.0 долларов) на 89.3%, ВВП на душу населения в Китае (9 617.0 долларов) на 56.7%.

Потенциал ВВП Монголии в 2018 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в США (62 981.0 долларов), ВВП Монголии был бы 196.6 млрд. долл., что в 15.1 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Восточной Азии (12 914.0 долларов), ВВП Монголии был бы 40.3 млрд. долл., что в 3.1 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в России (11 534.0 долларов), лучшего соседа, ВВП Монголии был бы 36.0 млрд. долл., что в 2.8 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в мире (11 230.0 долларов), ВВП Монголии был бы 35.1 млрд. долл., что в 2.7 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Азии (7 006.0 долларов), ВВП Монголии был бы 21.9 млрд. долл., что на 68.1% больше фактического уровня.

ВВП Монголии, 1970-2018
год ВВП, млрд. долл. ВВП на душу населения, долларов ВВП, млрд. долл. рост ВВП, % доля Монголии, %
текущие цены постоянные цены 1970 в мире в Азии в Восточной Азии
1970 0.20 155.0 0.20 0.0058 0.038 0.060
1971 0.22 166.0 0.21 4.7 0.0058 0.038 0.059
1972 0.24 174.0 0.21 3.6 0.0054 0.034 0.051
1973 0.27 194.0 0.23 8.9 0.0051 0.030 0.044
1974 0.31 214.0 0.24 4.2 0.0052 0.028 0.045
1975 0.36 242.0 0.26 6.5 0.0054 0.030 0.048
1976 0.39 258.0 0.27 3.9 0.0054 0.029 0.048
1977 0.45 288.0 0.29 7.8 0.0055 0.028 0.046
1978 0.52 322.0 0.31 7.5 0.0054 0.026 0.039
1979 0.58 355.0 0.33 4.3 0.0053 0.026 0.040
1980 0.68 401.0 0.35 6.4 0.0055 0.027 0.043
1981 0.80 464.0 0.38 8.4 0.0064 0.029 0.048
1982 0.92 520.0 0.41 8.3 0.0074 0.035 0.058
1983 1.0 557.0 0.43 5.8 0.0079 0.036 0.059
1984 1.1 596.0 0.46 5.9 0.0084 0.038 0.061
1985 1.2 633.0 0.48 5.7 0.0090 0.042 0.063
1986 1.4 687.0 0.53 9.4 0.0087 0.038 0.052
1987 1.4 708.0 0.55 3.5 0.0081 0.034 0.045
1988 1.6 750.0 0.58 5.1 0.0079 0.031 0.040
1989 1.7 792.0 0.60 4.2 0.0082 0.032 0.042
1990 1.7 785.0 0.58 -2.5 0.0075 0.031 0.042
1991 1.6 726.0 0.53 -9.2 0.0067 0.026 0.035
1992 1.5 664.0 0.48 -9.5 0.0058 0.022 0.029
1993 1.5 654.0 0.47 -3.0 0.0056 0.020 0.025
1994 1.5 678.0 0.48 2.3 0.0055 0.019 0.024
1995 1.7 730.0 0.51 6.3 0.0054 0.018 0.023
1996 1.6 691.0 0.52 2.4 0.0050 0.018 0.024
1997 1.4 613.0 0.54 4.0 0.0045 0.016 0.022
1998 1.3 560.0 0.56 3.5 0.0042 0.017 0.022
1999 1.2 519.0 0.58 3.2 0.0038 0.014 0.019
2000 1.3 550.0 0.58 1.1 0.0039 0.014 0.018
2001 1.5 608.0 0.60 3.0 0.0044 0.017 0.022
2002 1.6 663.0 0.63 4.7 0.0047 0.018 0.024
2003 1.8 749.0 0.67 7.0 0.0047 0.018 0.025
2004 2.3 925.0 0.74 10.6 0.0053 0.020 0.029
2005 2.9 1 158.0 0.80 7.3 0.0061 0.024 0.034
2006 4.0 1 548.0 0.86 8.6 0.0077 0.029 0.044
2007 4.9 1 895.0 0.95 10.2 0.0084 0.032 0.050
2008 6.5 2 481.0 1.0 8.9 0.010 0.037 0.057
2009 5.3 1 992.0 1.0 -1.3 0.0088 0.030 0.045
2010 7.2 2 650.0 1.1 6.4 0.011 0.034 0.053
2011 10.4 3 770.0 1.3 17.3 0.014 0.043 0.066
2012 12.3 4 368.0 1.4 12.3 0.016 0.048 0.073
2013 12.6 4 385.0 1.6 11.6 0.016 0.048 0.074
2014 12.2 4 182.0 1.7 7.9 0.015 0.045 0.069
2015 11.7 3 947.0 1.8 2.4 0.016 0.044 0.066
2016 11.2 3 695.0 1.8 2.0 0.015 0.040 0.060
2017 11.4 3 717.0 1.9 5.2 0.014 0.039 0.058
2018 13.0 4 167.0 2.0 6.7 0.015 0.041 0.061

Picture. ВВП Монголии, 1970-2018

Picture. ВВП на душу населения в Монголии, 1970-2018

Picture. Рост ВВП в Монголии, 1970-2018

ВВП Монголии по расходам

ВВП Монголии по расходам, %, 1970-2018
Показатель 1970 1980 1990 2000 2010 2018
Потребительские расходы 76.0 79.6 90.0 91.3 67.9 59.1
в т.ч. Расходы домохозяйств 57.2 60.5 68.3 76.9 55.2 47.5
Государственные расходы 18.8 19.1 21.7 14.3 12.7 11.6

февраля 25, 2015

Монголия (Mongolia)

Экономика страны:: Монголия (Mongolia)


Экономика - краткий обзор:
Деловая активность в Монголии традиционно была основана на пасении и сельском хозяйстве - обширные минеральные депозиты Монголии, однако, привлекли зарубежных инвесторов. Страна держит медь, золото, уголь, молибден, флюорит, уран, олово, и вольфрамовые депозиты, которые составляют значительную часть правительственных доходов и прямых иностранных инвестиций. Советская помощь, в ее одной трети высоты ВВП, исчезла почти быстро в 1990 и 1991 во время демонтажа СССР. Следующее десятилетие видело, что Монголия вынесла и глубокий спад, из-за политического бездействия и стихийные бедствия, так же как экономический рост, из-за охвата реформы, экономики свободного рынка и обширной приватизации прежде государственный сектор экономики. Серьезные зимы и летняя засуха в 2000-02 привели к массивному вымиранию домашнего скота и нулевому или отрицательному росту ВВП. Это было составлено падающими ценами за основной экспорт сектора Монголии и широкую оппозицию к приватизации. Рост составлял в среднем почти 9 % ежегодно в 2004-08 в значительной степени из-за высоких медных цен и нового золотого производства. В 2008 Монголия испытала высокий рост инфляции с ежегодной инфляцией, достигающей почти 30 % - самый высокий рост инфляции за более чем десятилетие. К концу 2008, поскольку страна начала чувствовать эффекты глобального финансового кризиса, падающие товарные цены помогли понизить инфляцию, но также и уменьшенные правительственные доходы и вызванные сокращения расходов. В начале 2009, Международный валютный фонд достиг Резервной Договоренности за $236 миллионов с Монголией, и страна начала перемещаться из кризиса, хотя банковский сектор остается непостоянным. В октябре 2009 правительство принимало долгожданный закон по инвестиционному соглашению развить Oyu Монголии Tolgoi мой, полагавший быть одним из самых больших в мире неиспользованных медных депозитов. Экономика Монголии продолжает быть в большой степени под влиянием ее соседей. Монголия покупает 95 % своих нефтепродуктов и значительное количество электроэнергии из России, оставляя это уязвимый для повышений цен. Торговля с Китаем представляет больше чем половину полной внешней торговли Монголии - Китай получает о двух третях экспорта Монголии. Денежные переводы от работающих за границей монголов являются значительными, но наступили к экономическому кризису; отмывание денег является возрастающим беспокойством. Монголия присоединилась к Всемирной торговой организации в 1997 и стремится расширить ее участие в экономическом региональном и торговые режимы.

ВВП (по паритету покупательной способности):
$9,36 миллиардов (оценка 2009 года)

Примечание:

ВВП (официальный обменный курс):
$4,203 миллиарда (оценка 2009 года)

ВВП - реальные темпы роста (с учётом инфляции):
-1.6 % (оценка 2009 года)

ВВП - На душу населения (PPP):
3 100$ (оценка 2009 года)

Примечание:
данные находятся в 2009 долларах США

Структура ВВП по секторам экономики:

с/х:
21.2 %

промышленность:
29.5 %

сфера услуг:
49.3 % (оценка 2009 года)

Трудовые ресурсы:
1.068 миллионов (2008)

Трудовые ресурсы по секторам экономики:

с/х:
34 %

промышленность:
5 %

сфера услуг:
61 % (2008)

Уровень безработицы:
2.8 % (2008)

Доля населения, живущего за чертой бедности:
36.1 % (2004)

Домашний доход или потребление акцией процента:
10% (1-
ый дециль) самых низкодоходных домохозяйств:
2.9 %
10% (10-
ый дециль) самых высокодоходных домохозяйств:
24.9 % (2005)

Распределение доходов домохозяйств - индекс Джини:
32.8 (2002)

Размер бюджета:

доходы:
$1,38 миллиарда

расходы:
$1,6 миллиарда (2009)

Рост инфляции (розничные цены):
4.2 % (оценка 2009 года)

Базовая ставка кредита (прайм-рейт) у коммерческих банков:
21.67 % (31 декабря 2009 оценка.)

Запас узких денег:
$451,4 миллиона (31 декабря 2009)
$510,7 миллионов (31 декабря 2008)

Запас широких денег:
$1,996 миллиарда (31 декабря 2009)
$1,791 миллиарда (31 декабря 2008)

Сельскохозяйственная продукция:
пшеница, ячмень, овощи, зерновые культуры фуража; овцы, козы, рогатый скот, верблюды, лошади

Доминирующие отрасли экономики промышленности:
строительные и строительные материалы; добывая (уголь, медь, молибден, флюорит, олово, вольфрам, и золото); нефть; еда и напитки; обрабатывая продуктов животного происхождения, кашемирового и естественного производства волокна

Темпы роста промышленного производства:
3 % (оценка 2006 года)

Электричество - объем производства:
4.03 миллиарда кВтч (2009)

Электричество - объем потребления:
3.439 миллиарда кВтч (2009)

Электричество - объем экспорта:
21.2 миллион кВтч (2009)

Электричесвто - объем импорта:
186.1 миллион кВтч (2009)

Нефть - объем добычи:
5 100 баррелей/дни (2009)

Нефть - объем потребления:
16 000 баррелей/дней (оценка 2009 года)

Нефть - объем экспорта:
5 300 баррелей/дни (оценка 2009 года)

Нефть - объем импорта:
0 баррелей/дни (2009)

Нефть - доказала запасы:
Баррель NA

Природный газ - объем добычи:

Природный газ - объем потребления:
0 куб. м. (оценка 2008 года)

Природный газ - объем экспорта:
0 куб. м. (оценка 2008 года)

Природный газ - объем импорта:
0 куб. м. (оценка 2008 года)

Баланс текущего счета:
- $228,7 миллионов (оценка 2009 года)

Объем экспорта:
$1,902 миллиарда (2009)

Объем экспорта - предметы потребления:
медь, одеяние, домашний скот, продукты животного происхождения, кашемир, шерсть, скрывается, флюорит, другие цветные металлы, уголь

Объем экспорта - партнеры:
Китай 78.52 %, Канада 9.46 %, Россия 3.02 % (2009)

Объем импорта:
$2,131 миллиарда (2009)

Объем импорта - предметы потребления:
машина и оборудование, топливо, автомобили, продукты питания, индустриальные товары народного потребления, химикаты, строительные материалы, сахар, чай

Объем импорта - партнеры:
Китай 35.99 %, Россия 31.56 %, Южная Корея 7.08 %, Япония 4.8 % (2009)

Внешний долг:
$1,86 миллиарда (2009)

Запас прямых иностранных инвестиций - дома:
$NA

Запас прямых иностранных инвестиций - за границей:
$NA

Обменные курсы:
togrog/tugriks (MNT) за доллар США - 1 442.8 (2009), 1 267.51 (2008), 1 170 (2007), 1 165 (2006), 1 205 (2005)

ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова»

Кафедра мировой экономики

Контрольная работа

по дисциплине

«Мировая экономика»

«Анализ экономики Монголии»

Выполнила:

студентка 3 курса ФФ

группы 2308

Бухадеева Е.Б.

Проверил: К.э.н.

Автурханов Э.М.

Г. Москва

    Этапы экономического развития……………………………………………...3

    Тип экономического развития…………………………………………………5

    Уровень экономического развития……………………………………………6

    Социальная структура экономики………………………………………….....6

    Экономическая стратегия и политика. Характеристика ВВП………………7

    Промышленность………………………………………………………………7

    Сельское хозяйство………………………………………………………….....9

    Минеральные ресурсы…………………………………………………………9

    Транспорт……………………………………………………………………...10

    Связь……………………………………………………………………….11

    Качество и использование рабочей силы……………………………….12

    Внешнеэкономические связи. Роль страны (региона) в международном производстве, международном разделении труда, экономической интеграции ……………………………………………………………………………………12

    Прогноз и развитие экономических связей с Россией…………………13

    Прогноз социально-экономического развития страны (региона)……..16

Заключение………………………………………………………………………17

Список использованной литературы…………………………………………...18

Монголия – страна, не имеющая выхода к морю и находящаяся в Восточно-Центральной Азии, граничит с Россией на севере и Китаем на юге, западе и востоке. С площадью 1 564 116 км² и численностью населения около 2,9 млн. чел Монголия является страной, занимающей 19 место в мире по площади, но в тот же момент является одной из самых слабозаселенных стран. Около 20 % всего населения страны живут менее чем на 1,25$ в день.

Экономика Монголии традиционно основана на сельском хозяйстве и скотоводстве. Монголия также имеет обширные месторождения полезных ископаемых: меди, угля, молибдена, олова, вольфрама, золота, на разработку которых приходится большая часть промышленного производства.

  1. Этапы экономического развития

Коммунистическая эпоха. Страна зависела от СССР в плане топлива, лекарств, вспомогательного сырья для заводов и электростанций. Бывший СССР также являлся главным потребителем монгольской промышленности. В конце 1980 года, правительство приступило к улучшению связей с некоммунистической Азией и странами Запада, было положено начало туризму. Содействие СССР, около одной трети ВВП, 80% всех международных отношений, исчезло практически за одну ночь в 1990-91 годах в период распада Советского Союза (1985-1991). Монголия была в глубоком спаде, который был продлен (МНРП) нежеланием Монгольской народно-революционной партии провести серьезные экономические реформы.

Переход к рыночной экономике. В период между 1990 и 1993 годах, Монголия страдала от возросшей в трехмерном размере инфляции, роста безработицы, дефицита основных товаров и карточной системы. В течение этого периода, объем производства сократился на одну треть. После проведения реформ и перемены курса правительства к содействию частному предпринимательству, экономический рост снова начался в 1994-95 гг. К сожалению, поскольку этот рост был вызван в большей части перенасыщением банковских кредитов, особенно для оставшихся государственных предприятий, экономический рост сопровождался тяжелым ослаблением банковского сектора. ВВП вырос на 6% в 1995 году, в основном благодаря буму цен на медь.

Правительство DUC (Демократической союзной коалиции) в 1996-2000 годы начало курс к свободной рыночной экономике, ослаблению контроля над ценами, либерализацию внутренней и международной торговли, а также попыталось реструктурировать банковскую системы и энергетический сектор. Были проведены национальные программы приватизации, а также начался процесс привлечения прямых иностранных инвестиций в производстве нефти, кашемирных компаний и банков. Реформы, проведенные экс-коммунистической оппозицией МНРП и политическая нестабильность, связанная с постоянной сменой правительства, оставляли страну к кризису, пока не пришло к власте правительство ДСК Экономический рост продолжился в 1997-99 после остановки в 1996 году из-за серии стихийных бедствий и увеличение мировых цен на медь и кашемир. Государственные доходы и объемы экспорта, средний реальный экономический рост стабилизировался на уровне 3,5% в 1996-99 в связи с азиатским финансовым кризисом, финансовым кризисом 1998 г. в России и ухудшение ситуации на рынке сырья, особенно меди и золота. В августе и сентябре 1999 года, экономика страдала от временного запрета со стороны России на экспорт нефти и нефтепродуктов. Монголия присоединилась к Всемирной торговой организации (ВТО) в 1997 году.

Настоящее время. Зависимость Монголии от торговых отношений с Китаем значит, что мировой финансовый кризис скажется на монгольской экономике, что характеризуется серьезной задержкой в росте темпов роста экономики. Тем не менее, пока все страны находятся в процессе посткризисного восстановления экономики, Монголия страдает от зуда зимой (мор скота от мороза) 2009-2010 годов, в результате чего наблюдается снижение численности скота, что серьезно сказывается на производстве кашемира, на долю которого приходится около 7% экспортных доходов страны.

По данным Всемирного банка и оценкам МВФ, реальный рост ВВП сократился с 8% до 2,7% в 2009 году, а экспорт сократился на 26% с $ 2,5 млрд. до $ 1,9 млрд. после многообещающего устойчивого роста до 2008 года. Из-за этого прогнозируется, что от 20000 до 40000 чел. (0,7% и 1,4% населения соответственно) погибнут из-за бедности, чего бы не было, если не кризис.

В конце 2009 и начале 2010 года, однако, рынок начал восстанавливаться вновь. Выявив проблемы и научившись от своих предыдущих экономических неудач, правительство проводит законодательную реформу и ужесточает фискальную политику, что предполагает развитие экономики только в положительную сторону. В феврале 2010 года иностранные активы были высчитаны в 1569449 млн. долл. США в настоящее время формируются новые торговые соглашения, и иностранные инвесторы пристально следят за"азиатским волком", условным названием монгольской экономики. Этот термин был придуман "Ренессанс Капитал" в докладе «Blue Sky Opportunity». Они заявляют, что Монголия может стать новым азиатским тигром или безостановочным «монгольским волком», как они предпочитают называть экономику Моноголии. Недавние события в горнодобывающей промышленности и количественный рост иностранных инвесторов, подтверждает, что «монгольский волк» готов к прыжку. Агрессивное название термина отражает возможности развития в рынке капитала, а также хорошие перспективы в отрасли минеральных ресурсов. У монгольской экономики есть шанс сохранить свой титул быстрорастущей и развивающейся экономики.

УДК 339.9(517.3)

А.П. Суходолов, Ю.В. Кузьмин

ЭКОНОМИКА МОНГОЛИИ В СИСТЕМЕ БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ

В статье представлена характеристика современной экономики Монголии, ее проблемы и трудности. Основное внимание уделено анализу внешнеэкономических связей Монголии в Восточной Азии с основными партнерами в регионе. Рассмотрены вопросы иностранных инвестиций в монгольскую экономику, особенно сырьевой сектор страны, а также формирование транспортных коридоров Китай-Монголия-Россия.

Ключевые слова: экономика Монголии; сырьевые ресурсы; иностранные инвестиции; Россия; Китай; «третий сосед»; транспортные коридоры; национальные интересы.

A.P. Sukhodolov, Yu.V. Kuzmin

ECONOMY OF MONGOLIA IN THE SYSTEM OF GREATER EURASIA

The article presents the characteristics of the current economy of Mongolia, its problems and difficulties. The focus is on the analysis of foreign economic relations of Mongolia with its key partners in East Asia. The authors consider the issues of foreign investments into Mongolian economy, namely the country"s commodities sector and formation of the transport corridor China-Mongolia-Russia.

Keywords: Mongolia"s economy; natural resources; foreign investments; Russia; China; the "third neighbor"; transport corridors; national interests.

Современная мировая экономика вошла в зону экономической нестабильности и переформатирования. Данные экономические

процессы и тенденции приняли явную форму и проявили себя после 2014 года. Ранее они имели скрытый характер и проявляли себя в очень завуалированном виде. Длительное время глобализация казалась незыблемой и вечной. Процессы глобализации приняли всеобщий характер и захватили экономическую, политическую, научную, информационную и культурную сферы. Но оказалось, что это не так и многое стало меняться.

В мире происходит серьезная структурная реформация, формируется многополярный экономический порядок; не удалась попытка США после распада СССР создать однополярный мир, ориентированный на одну страну, одну валюту, одну либеральную модель экономики. Страны мира не приняли данную систему, явно и прямо ей сопротивлялись. Попытки путем «цветных революций» насадить американский порядок в странах Западной Азии также натолкнулся на жесткое сопротивление и противостояние. Страны исламской цивилизации имеет свои ценности, более древние и глубокие, чем молодая американская модель, которая является одной из западных моделей экономики, причем представляет не лучшую ее часть. Более привлекательной в мировой экономике может быть социально-рыночная модель, которая особенно удачна во Франции, Германии, Швеции. К сожалению, приходится констатировать, что она также исчерпывает свои экономические возможности, нуждается в серьезной социально-экономической корректировке и, видимо, в ближайшие годы это и произойдет. В последнее десятилетие довольно успешен экономический опыт Финляндии, Норвегии, Дании, где гармонично сочетаются интересы элиты и населения. Разумеется, это очень небольшие страны, где успешные системы образования, системы социальной помощи и поддержки, возможны в небольших по населению и площади странах.

Экономика Монголии за последние 25 лет прошла сложный путь трансформации национальной экономики от государственно-плановой к рыночной. Проведена поэтапно массовая приватизация государственной собственности, сейчас доля частного сектора составляет 80 %. На этом пути были не только достижения, но и потери. Был сокращена доля промышленного производства. В 1990-2003 гг. производство валовой промышленности сократилось

приблизительно на 20 %, нижняя точка приходилась на 1993 год -40 %. В два раза вырос объем горнодобывающей промышленности и в 2,5 раза сократился объем продукции обрабатывающей продукции (Грайворонский, 2007, с. 25). Быстрыми темпами растет добыча цветных металлов (меди), золота, угля, нефти.

Экономика современной Монголии переживает сложный период своего развития. Кризис мировой экономики и падение спроса и цен на сырьевые ресурсы Монголии (медь, уголь, нефть и др.) привели к резкому сокращению прибыли компаний, занятости и доходов государственного бюджета. Отсутствие конкуренции на сырьевые товары Монголии и покупка только Китаем привели к резкому снижению цены на медь, уголь, сельскохозяйственное сырье.

Рост ВВП Монголии в 2014 году составил 7,9 %, в 2015 году -2,3 %. Ранее были годы, когда рост ВВП достигал 14 % в год, когда цены на сырьевые товары были стабильными и высокими.

Как известно, Монголия обладает крупными месторождениями угля (Тавантолгой), меди (Оуютолгой, Эрдэнэт) мирового уровня, которые разработаны и уже эксплуатируются. Экспорт сырьевых ресурсов - ведущая статья дохода бюджета, более 60 % дохода бюджета. Поэтому падение мировых цен на сырьевые товары, сразу сказывается на экономическом положении страны, доходах населения и его занятости. Это слабое место современной монгольской экономики. Это обстоятельство усугубляется также тем, что основным покупателем данного сырья является один покупатель - Китай, который пользуется монопольным положением и диктует ценовую политику на монгольском рынке. В этих условиях диверсификация монгольской экономики (и прежде всего быстрое развитие обрабатывающих и наукоемких отраслей экономики) и поиск новых внешнеэкономических партнеров на мировом рынке - настоятельная необходимость стабильного развития современной Монголии.

Монголия не имеет выхода к морю и это усложняет ее внешнеэкономические связи. Ее местонахождение между Россией и Китаем, зависимость от экономических и политических отношений с соседними странами серьезно влияют на экономическое положение кочевой страны. В настоящее время (начало сентября 2017 г.) Монголия ищет варианты транспортировки монгольско-

го угля через морской порт Владивостока. Это позволит избежать низкой цены, которую предлагают китайские покупатели, так как позволит выйти на альтернативные рынки Восточной Азии (Южная Корея, Япония и т.д.). Также необходимо отметить, что Монголия имеет флот, который плавает под монгольским флагом (более 200 кораблей различных стран). Монголия в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке решала вопрос о подготовке монгольских морских специалистов. Наиболее сложная проблема - это железнодорожные тарифы перевозки грузов, в данном случае необходимы льготные тарифы.

Монголия уже находилась в составе Цинской империи и в составе советского блока, поэтому хотела сохранить экономическую и политическую независимость. Заявления о политике нейтралитета Монголии и реализация на практике этого положения мало согласуются. В настоящее время экономика Монголии находится под значительным экономическим влиянием могущественного Китая (инвестиции, внешняя торговля). В период последней президентской компании все кандидаты в президенты подчеркивали высокую зависимость экономики Монголии от южного соседа и считали необходимым расширять российско-монгольское экономическое сотрудничество, чтобы сбалансировать отношения в треугольнике Россия-Монголия-Китай.

Большие надежды в Монголии возлагали и возлагают на т.н. «третьего соседа» Монголии в лице США, Японии, Южной Кореи, стран Западной Европы. К сожалению, масштабы экономического сотрудничества и инвестиций незначительны и не компенсируют масштабы сотрудничества в треугольнике. Современная Монголия активно расширяет экономическое сотрудничество со странами, которые ранее не были ее активными партнерами: Иран, ОАЭ, Израиль, Турция и др. Здесь существуют значительные возможности расширения экономического и научного сотрудничества. Например, в Турции уже сегодня обучается более 400 монгольских студентов; в далекой Австралии - более 200 студентов и магистрантов.

Наиболее масштабные и тесные экономические и политические отношения связывают Монголию с Японией и Южной Кореей. Наибольшее число монгольских мигрантов работает и учится

в Южной Корее, значительные научные связи между Монголией и Японией, инвестиционная поддержка Монголии также со стороны Японии и Южной Кореи, которые рассматриваются как близкие и родственные азиатские народы. Молодежь Монголии также тяготеет к молодежной корейской культуре. Обе страны воспринимаются в Монголии, как азиатские страны, которые добились выдающихся результатов.

Основные экономические проблемы: недостаток инвестиций, небольшое население (3 млн чел.) и его неравномерное размещение в центре страны г. Улан-Батор (1.4 млн чел.), политическая нестабильность и частая смена монгольских правительств (за 10 лет 15 правительств), коррупция и вывоз капитала.

Частая смена правительств, изменение законодательства в сфере добычи полезных ископаемых и налогообложения в данной сфере приводят к оттоку иностранных инвесторов, частым судебным процессам. Коррупционная составляющая привела к громадному социальному расслоению монгольского общества, социальной нестабильности. Инвестиционный форум в Улан-Баторе в начале сентября 2017 года отметил необходимость разработки конкретных и стабильных правил привлечения иностранного капитала, сокращение административных препятствий.

Активная добыча полезных ископаемых приводит к вытеснению монгольских кочевников с традиционных мест проживания и разрушению экологии. Также процессы опустынивания приняли угрожающие размеры для Монголии. Процессы опустынивания в Монголии имеют природную основу, связанную с потеплением мирового климата и влиянием развития скотоводов, в связи с массовым разведением скота (80 млн голов скота), особенно монгольских коз.

Монгольское правительство и научная элита страны заинтересованы в развитии перерабатывающей промышленности и наукоемкого производства. Монгольские ученые и изобретатели предлагают различные наукоемкие технологии, которые находят поддержку бизнеса и государственных структур. Монгольская молодежь талантлива и динамична, он активно получает образование в лучших зарубежных университетах, участвует в научных проектах и побеждает в интеллектуальных соревнованиях. Так, в авгу-

сте 2017 г. на Азиатских играх монголы завоевали 73 медали из 90 возможных наград. Со временем это может перейти в качество. Правда, это имеет и оборотную сторону - миграцию талантливых монгольских ученых за границу.

Особое положение Монголии между двумя крупными державами: Россией и Китаем в последние годы приобретает и свои экономические преимущества. Превращение Китая в мировую экономическую державу, которая заинтересована в стабильных транспортных коридорах Китай - Европа, формирование транспортных коридоров «Один пояс - один путь», нового Щелкового пути включает и Монголию, как одно из важных звеньев этих проектов. Включение Монголии в систему международных железнодорожных, авиационных и автомобильных коридоров позволит усилить экономические позиции страны в международной экономике, особенно во Внутренней Азии. Монголия рассматривается, как один из шести вариантов транспортных коридоров Китай - Западная Европа. В настоящее время активно функционирует транспортный коридор из Китая через страны Центральной Азии, что позволяет китайской стороне успешно маневрировать с другими вариантами и партнерами. В августе 2017 г. в Улан-Удэ прошло рабочее совещание представителей транспортных структур России, Монголии и Китая и было принято решение формировать транспортный коридор Тянь-цзинь - Улан-Батор - Улан-Удэ в двух вариантах: железнодорожном и автомобильном. Реализация данного Проекта намечена на начало 2018 года. Речь идет о модернизации существующих дорог и совершенствовании пограничных переходов, а также о создании современной инфраструктуры в транзитных странах.

Монголия занимается совершенствованием качества железнодорожных и автомобильных дорог страны, увеличением скорости перевозок, увеличением числа пограничных пунктов пропуска пассажиров и товаров. Это позволит улучшить или создать заново современные автомобильные дороги, международные аэропорты, увеличить число современных рабочих мест в сфере обслуживания и туризма. Продолжаются в Монголии также дискуссии: какие железные дороги строить в Монголии: российских или китайских стандартов?

Начато строительство новой железной дороги от Эрдэнэта до границы с Тывой, предполагается в перспективе ее соединение с дорогой по Тыве, которая только строится. Это позволит резко сократить путь в Европу и выйти на развитые регионы Южной Сибири.

Как известно, в настоящее время Китай активно создает систему транспортных коридоров в Европу через страны Центральной Азии, частично затрагивая и Россию. Данный коридор более короткий по времени, чем российский Транссиб, поэтому косвенно обостряет конкуренцию. Китай активно создает хабы в странах мира, то есть склады китайской продукции, дороги, мосты и другие транспортные коридоры, необходимые быстрой доставки китайских товаров или производства их в данной территории. Например, запущен самый длинный в мире грузовой железнодорожный коридор Харбин-Гамбург. Также, например, в Белоруссии, около Минска создается так называемый индустриальный Парк «Великий камень», на площади 80 км2. Весь данный проект оценивается примерно в 80 млрд дол.

Высокие темпы экономического роста в КНР, выход ряда отраслей промышленного производства страны на лидирующие позиции в мире, формирование новой транспортной системы и логистики в Северо-Восточной Азии, в том числе, так называемого, «Нового шелкового пути», создадут уже в ближайшей перспективе значительные проблемы и трудности для российского экономики, которая теряет свои экономические позиции в современной международной экономике, в связи с экономическими санкциями, оттоком отечественного и иностранного капитала из страны и неадекватной требованиям времени экономической моделью развития России. Серьезное усиление геополитического и военного статуса России пока компенсирует экономического блока, но в дальнейшем это будет проявлять себя в все более негативном свете.

Стратегическое партнерство с КНР также имеет свои пределы, так само понятие стратегическое партнерство для современного Китая вообще неприемлемо. Государство ДжунГо (Срединное государство или Срединная империя) не рассматривало и рассматривает соседние страны и народы стратегическими партнерами, а только временными союзниками, причем не всегда равноправ-

ными. Считаем это политическое, экономическое и военное партнерство тактическим, со стороны Китая, до тех пор, пока он не укрепит свои позиции до уровня равного военно-геополитического потенциала США или близкое, для прямой конкуренции и противостояния (выделено автором). Российской стороне необходимо конкретно просчитывать не только позитивные перспективы, но и трудности, проблемы, которые возникнут при реализации Проектов, инициированных и продвигаемых китайской стороной.

Экономическое превосходство КНР в ближайшей перспективе дополнится военно-геополитическим превосходством и более высоким научным уровнем мирового лидерства. Расходы на науку и образование Китая, превосходящие российские в разы, уже дают свои первые плоды, а, в ближайшее время, покажут всему миру реальные научные успехи мирового уровня.

Россия заявляет об экономической, политической и научной заинтересованности в российско-монгольском сотрудничестве, но пока это несопоставимо с размерами китайско-монгольского экономического сотрудничества, китайских инвестиций и возможностей. Экономика Монголии все в большей степени попадает в зависимость от Китая. Полученные кредиты придется в недалеком будущем отдавать, найти других покупателей монгольского сырья пока не удается и цены на него держатся на низком уровне. Китайское руководство довольно жестко отреагировало на визит Далай-ламы в Монголию, а главное не выделило обещанный кредит в 4 млрд дол.

В целом, положение России и Монголии в треугольнике Россия-Монголия-Китай в некотором смысле довольно схожи, хотя и не идентичны и. По структуре своего экспорта в Китай они являются сырьевыми поставщиками для быстрорастущей экономики Китая, своеобразными придатками экономики или периферией китайской экономики, которая быстрыми темпами идет к мировому лидерству. Данное сотрудничество в большей степени отвечает национальным и экономическим интересам Китая, а не России и Монголии. Дальнейшее развитие в данном направлении будет иметь негативные последствия для экономик России и Монголии, особенно монгольской экономики, серьезно зависимой от КНР.

Монгольской экономике необходимо резко наращивать обрабатывающую промышленность, современные технологии в сельском хозяйстве, энергетике, связи. Предстоит создать и развивать еще один крупный город, чтобы разгрузить перенаселенность и экологическое неблагополучие монгольской столицы. Инвестирование прорывных монгольских технологий в отдельных сферах (медицина, альтернативная энергетика, электроника и т.п.) позволит использовать накопленный интеллектуальный потенциал монгольских ученых. Интенсивное развитие региональных экономических отношений Монголии с Бурятией, Тывой, Иркутской областью и Забайкальским краем позволит совместными усилиями интенсифицировать национальную экономику и сохранить независимость, повысить качество жизни населения Монголии.

Суходолов Александр Петрович - доктор экономических наук, профессор, ректор, Байкальский государственный университет, 664003, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected]

Кузьмин Юрий Васильевич - доктор исторических наук, профессор, кафедра мировой экономики и международного бизнеса, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].

Alexander P. Sukhodolov - D.Sc. in Economics, Professor, Rector, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

Yuri V. Kuzmin - DSc in History, Professor, Department of World Economy and International Business, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Особенности монгольской экономики

Монголия является аграрным и индустриальным государством, которое на сегодняшний день ведет торговлю с более 80 мировыми государствами.

Замечание 1

До девяностых годов 20 века в Монголии 90% торговли занимала торговля с Советским Союзом, на сегодняшний день более 40% представляет собой торговля с Российской Федерацией и Китаем, остальную часть торговля с высокоразвитыми странами: Япония, Швейцария, Южная Корея и США.

Большее число людей – городские жители, тем не менее, экономика Монголии на сегодняшний день сосредоточена в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство. Значительную часть промышленного производства страны составляют минеральные ресурсы, включая медь, олово, молибден, уголь, вольфрам и золото.

По причине сурово континентального климата страна обладает сельским хозяйством, которое уязвимо по причине стихийных бедствий в периоды сильного холода и засухи. Страна включает малые пахотные земли, около 80 % территории используется в качестве пастбищ. Большая часть сельского населения занимается выпуском домашнего скота, который состоит из овец, крупного рогатого скота, коз, верблюдов и лошадей. Монголия имеет большее, чем другая страна в мире, количество скота на душу населения.

Специфика промышленности Монголии

Монгольская промышленность довольно обширна, в этой стране есть возможности для развития большого числа производственных отраслей, продукция которых идет на экспорт в другие государства, а также пользуется огромнымвнутренним спросом.

Замечание 2

Первоначально в стране было развито сельское хозяйство, выпуск продуктов питания, изделий из ткани и кожи. После Второй Мировой войны государство получает значительную финансовую помощь от СССР и Китая, что способствует значительному расширению промышленности.

В условиях современности в Монголии присутствуют предприятия:

  • сталелитейной,
  • чугунолитейной,
  • угледобывающей отрасли.

Размещение промышленных предприятий концентрируется в более чем 20 городах, при этом основная часть выпускаемой продукции потребляется внутри в государстве. На сегодняшний день в Монголии предлагается больше 1000 наименований продукции сельского хозяйства: изделия из меха, кожи, шерсти, а также на продажу идут сами меха и кожа. Эти изделия экспортируются, а также используются населением страны. В значительной мере Монголия работает сама на себя, при этом имеет всё необходимое.

Добывающая промышленность Монголии

В Монголии широко развита добывающая промышленность. Но, несмотря на изобильные месторождения полезных ископаемых, они характеризуются ограниченностью их разработки. Монголия обладает четырьмя месторождениями бурого угля, сосредоточенными в Налайха, Шарынгол, Дархан, Баганур. Южная часть страны в регионе горного массива Табан-Толгой характеризуется наличием каменного угля, геологические запасы угля в этом месте могут быть исчислены миллиардами тонн.

С давних пор известны и разрабатываются месторождения вольфрама и плавикового шпата средние по запасам. В горе Сокровищ найдено медно-молибденовое месторождение. Данное месторождение приводит к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого выстраивается город Эрдэнэт.

В Монголии в 1951 году была обнаружена нефть, после этого в городе Сайн-Шанда (город к юго-востоку от Улан-Батор), который находится недалеко от границы с китайской республикой, отстраивается нефтеперерабатывающий завод. Завод просуществовал 20 лет, в 1970 году добыча нефти прекращается. Также около озера Хубсугул обнаружены большие залежи фосфоритов, при этом происходит начало их добычи. Но вскоре по причинам нарушения экологии все работы сводятся к нулю.

До начала осуществления реформ в стране с помощью Советского Союза небезуспешно проводились поиски цеолита, минерала алюмосиликатной группы, которые используются в животноводстве и земледелии, как адсорбенты и биостимуляторы.

На сегодняшний день основной отраслью добывающей промышленности Монголии является угольная отрасль, с преимуществом добычи бурого угля. Основная часть добычи угля сосредотачивается в угольном разрезе ШарынГол, годовая добыча которого составляет более 1 миллиона тонн. Оно находится близ города Дархан, а в шахте Налайа (мощность составляет более 600 млн тонн). Более мелкие разрезы присутствуют в районе Ундер-Хана и других районах.

Выпуск электрической энергии производится на тепловых электростанциях, самая крупная из которых размещена в Дархане.

Обрабатывающая промышленность

Обрабатывающая промышленность Монголии включает отрасли легкой и пищевой промышленности. На долю этих отраслей приходится более 1/2 от валовой промышленной продукции государства и свыше 1/2 от занятых рабочих в государстве.

Более крупные предприятия представлены промышленным комбинатом с восемью фабриками и заводами в Улан-Баторе, Чойбалсанеи.

Промышленность строительных материалов включает домостроительный комбинат в Улан-Баторе, а также кирпичный и цементный завод в Дархане.

В первую очередь в основу местной промышленности была положена переработка животноводческого сырья, а также главными видами выпускаемой продукции были ткани, кожаные изделия, пищевая продукция и войлок.

Большое количество новых промышленных компаний появляется в Монголии после завершения Второй мировой войны. Период роста был характерен для пятидесятых, шестидесятых годов, в то время государство получает большую финансовую помощь от Китая и СССР.

С восьмидесятых годов местная промышленность обеспечивает около трети валового национального продукта всей страны. После завершения Второй мировой войны в общем объеме промышленного производства существенно возрастает доля тяжелой промышленности. В стране насчитывается более 2 десятков городов с предприятиями общегосударственного значения. Кроме Улан-Батора и Дархана самыми крупными городами является Эрденет, Сухэ-батор, Баганур Чойбалсан.

Монголия выпускает большое количество наименований промышленной и сельскохозяйственной продукции, большая доля которых идет на потребление в стране. К экспорту предназначены меха, кожаные и меховые изделия, кожа и шерсть, скот и продукция животного происхождения, а также молибденовая руда, фосфориты и флюориты.



Похожие статьи