Налог бай электронное декларирование. "Всё о налогах TUT": Что дает система электронного документооборота. О возможностях системы электронного декларирования

Специалист МНС:

Специалисты налоговых органов, требуя подключения к электронному декларированию, во всех случаях руководствуются налоговым законодательством.

Инна Александровна , аудитор:

Я считаю, что информационные технологии должны делать администрирование налогов не только проще и прозрачней, но и дешевле для налогоплательщиков. Причем не вообще, а конкретно для каждого.

Вот вам ситуация из практики. В связи с финансовыми трудностями организация с января 2018 г. финансово-хозяйственную деятельность не осуществляет. Организация - плательщик НДС и применяет общую систему налогообложения. Срок действия электронного ключа истек в феврале 2018 г. На расчетном счете денег нет. В I квартале надо сдать только пустую декларацию по прибыли. На новый ключ потратились, а пользы от этого мало. Проще и дешевле сдать пустую декларацию раз в квартал на бумажном носителе.

Вадим Станиславович , аудитор:

Вот вам еще ситуация. Организация, назовем ее «А», являлась плательщиком НДС и отчетность сдавала в электронном виде. В марте она присоединилась к другому юридическому лицу («В»), которое работает на УСН и отчетность сдает на бумажных носителях . При присоединении к организации «В» в порядке правопреемства переходят права и обязанности «А», и «В» должна подать налоговую декларацию по НДС один раз. Налоговый инспектор однозначно ответила, что «В» должна подключиться к электронному декларированию.

По моему мнению, эта норма требует уточнения со стороны законодателя. Ведь на практике возникают случаи, когда плательщик по объективным причинам не имеет возможности представить декларацию в электронном формате. И применение в этом случае к плательщику мер административного взыскания мне кажется как минимум несправедливым.

Может быть, при разработке НК 2019 г. законодателю следует установить правило представления деклараций всеми плательщиками только в электронном формате, предусмотрев при этом отсутствие мер ответственности в случае представления плательщиком деклараций на бумажном носителе.

О возможностях системы электронного декларирования

Электронное декларирование облегчает плательщикам процесс заполнения налоговых деклараций, автоматизирует процедуру их представления в налоговые органы, обеспечивает контроль правильности заполнения показателей налоговых деклараций.

Так, декларации по налогу на прибыль, при упрощенной системе налогообложения, единому налогу для предпринимателей, единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции, подоходному налогу от предпринимательской деятельности, налогу на добавленную стоимость заполняются непосредственно на портале МНС, что устранило необходимость отслеживания субъектами предпринимательства изменений программного обеспечения и его обновления.

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели могут воспользоваться электронными сервисами:

Личный кабинет плательщика, функционал которого позволяет плательщику, имеющему ключ ЭЦП, на портале Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь сформировать запрос на получение различного рода сведений и получить ответ в автоматическом режиме.

Центр информирования, который предназначен для направления инспекциями МНС информации для плательщиков.

Проверка оплаты на портале. Сервис предназначен для проверки зачисления уплаченной суммы налога на лицевой счет плательщика. Он востребован физическими лицами, подключенными к услуге «личный кабинет» и осуществляющими уплату налогов наличными денежными средствами либо через карт-счета.

Начиная с версии 4.1.3 изменен механизм обновления справочников: установку ПО справочники необходимо выполнить один раз, после этого справочники будут обновляться в автоматическом режиме, как и основное ПО АРМ «Плательщик» (см. инструкцию «Переход к автоматическом обновлению справочников »).

Начиная с версии 4.2.41 для решения проблемы контроля учётной записи в операционной системе Windows Vista и выше рекомендуется проводить первоначальную установку программы на диск D, а при его отсутствии - в каталог для размещения данных приложений (для Windows Vista и выше - C:\Users\%UserName%\AppData\Local, для Windows XP - C:\Program Files).

Начиная с версии 4.2.43 после первоначальной установки программы при первом запуске открывается форма "Доступное программное обеспечение" для установки справочников и новых типов деклараций (ранее это делалось в п.м. Помощь > Установить новое ПО).

В версии 4.2.65 добавлена возможность представления налоговых деклараций (расчетов) в деноминированных единицах (порядок их представления см. в постановлении МНС от 29.04.2016г. №16). Обращаем ваше внимание, что после 01.07.2016г. необходимо в обязательном порядке работать с версией АРМ "Плательщик" не ниже 4.2.65

В версии 4.2.77 реализована работа интерактивных подсказок при заполнении форм налоговых деклараций: по налогу на добавленную стоимость, по налогу при упрощенной системе налогообложения, по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя (нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально), по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Чтобы увидеть подсказки при заполнении форм налоговых деклараций плательщикам необходимо отредактировать "статус плательщика" ("предприниматель", "юридическое лицо", "физическое лицо") в пункте меню "параметры/данные о плательщике".

В версии 4.2.79 добавлена возможность создавать наряды на отпуск спиртосодержащей продукции (пункт меню «Наряды/Создать наряд»).
Для заполнения форм нарядов п осле обновления с версии 4.2.77 и ниже до версии 4.2.79 необходимо предварительно установить их. Для этого в пункте меню «Помощь/Установить новое ПО…» выбрать «сайт обновления МНС» в «Документах плательщика» выбрать «Наряды на отпуск спиртосодержащей продукции» и выполнить стандартную установку (порядок добавления новых документов плательщика описан в пункте « 2.6. Добавление документов плательщика (деклараций, отчётов и др.)» на странице 24 «Инструкции по установке и настройке программного обеспечения и компонентов «АРМ Плательщика».Многопользовательская версия», странице 19 «Инструкции по установке и настройке программного обеспечения и компонентов «АРМ Плательщика».Однопользовательская версия»).

1. Для плательщиков, которые впервые подключаются к электронному декларированию, необходимо:

  • настроить автоматическое обновление в соответствии с Инструкцией по настройке обновлений ,
  • выбрать необходимые декларации и справочники (далее выбранные декларации и справочники будут обновляться автоматически)

2. Для плательщиков, у которых установлен АРМ «Плательщик» версии 4.3.19 и ниже, необходимо:

  • настроить автоматическое обновление в соответствии с Инструкцией по настройке обновлений ,
  • выполнить обновление версии 4.3.19 (или более младшей версии) до 4.4.26 ,
  • выбрать необходимые декларации (далее выбранные декларации буду обновляться автоматически).

ВНИМАНИЕ!

1. При обновлении ПО АРМ Плательщика с версии ниже 4.1.3 до версии 4.4.26 обновление справочников не происходит. Поэтому после обновления до версии 4.4.26 необходимо выполнить установку ПО справочников «Помощь > Установить новое ПО …» .

2. Плательщикам, у которых установлен АРМ Плательщика версии 3.1.2, выполнить следующие действия:

  • заменить в установленном АРМе каталог EDECL на ранее сохраненный (например, из D:\ArxivED\ копируете EDECL в C:\Program Files\EDeclaration\),
  • войти в программу, настроить АРМ и обновить ПО в соответствии с Инструкций по настройке обновлений.

3. Плательщикам, у которых установлен АРМ Плательщика версии 4.0.1, выполнить следующие действия:

  • сохранить резервную копию каталога EDECL (например, из C:\Program Files\EDeclaration\копируете EDECL вD :\ArxivED \) для последующего переноса данных перед проведениемустановки новой версии,
  • установить АРМ Плательщика версии 4.4.26 ,
  • заменить в установленном АРМе каталог EDECL на ранее сохраненный (например, изD :\ArxivED \копируете EDECL вC:\Program Files\EDeclaration\),
  • войти в программу, настроить АРМи обновить ПО в соответствии с Инструкций по настройке обновлений.

4. Плательщикам, у которых установлен АРМ Плательщика версииниже, чем 3.1.2, необходимо предварительно провести обновление до версии 3.1.2 . Руководство по обновлению содержится в инструкции по обновлению . Затем выполнить действия в п.2.

Многие организации подают налоговые декларации в виде электронного документа, т.е. используют для этих целей систему электронного декларирования. Как в учете отразить расходы на подключение к этой системе? Рассмотрим на примере.

Подключение к электронному декларированию. Чтобы подключиться к системе электронного декларирования налогов, организация должна зарегистрироваться в качестве потребителя республиканского удостоверяющего центра Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (далее — РУЦ ГосСУОК).

Функции оператора РУЦ ГосСУОК осуществляет республиканское унитарное предприятие «Национальный центр электронных услуг».

Для регистрации в качестве потребителя РУЦ ГосСУОК плательщик может обратиться:

— непосредственно в РУЦ ГосСУОК (г. Минск, пр-т. Машерова, 25, каб. 200, тел. +37517 229 30 00 доб. 722),

РУЦ ГосСУОК оказывает услугу регистрации с выпуском сертификата открытого ключа. По истечении срока действия сертификата открытого ключа регистрацию надо продлить. В отдельных случаях организации может понадобиться перерегистрация (например, если изменился юридический адрес организации, забыли пароль и др.).

Отражаем расходы в бухгалтерском и налоговом учете. Факт оказания услуги регистрации (продления регистрации, перерегистрации) подтверждается актом об оказании услуги, который составляется и подписывается в день оказания услуги.

Расходы на электронное декларирование можно назвать организационными. Они относятся к расходам по текущей деятельности и связаны с управлением организацией в целом. Следовательно, их можно считать управленческими расходами. В зависимости от уставных видов деятельности созданной организации такие расходы отражаются на счете:

— учета общехозяйственных затрат (счет 26) — при промышленной и иной производственной деятельности;

— учета расходов на реализацию (счет 44) — при торговой и торгово-производственной деятельности <*> .

При определении финансовых результатов организационные расходы, учтенные в составе управленческих и отраженные на счетах 26 или 44, списываются в дебет счета 90 субсчет 90-5 «Управленческие расходы» <*> .

Также отметим, что расходы на электронное декларирование включаются в состав расходов в том отчетном периоде, в котором они фактически произведены (т.е. на дату акта об оказании услуги) <*> .

В налоговом учете расходы на электронное декларирование включаются в состав учитываемых затрат. Они признаются в том периоде, к которому относятся (по принципу начисления), т.е. в месяце их отражения на счете бухгалтерского учета <*> .

Предъявленные суммы «входного» НДС организация может принять к вычету в общем порядке <*> .

Пример. Организация в январе 2018 г. зарегистрировалась в качестве потребителя РУЦ ГосСУОК. Согласно акту об оказании услуги стоимость этой регистрации с выпуском сертификата открытого ключа составила 65,40 руб. (в том числе НДС 10,90 руб.).

В бухучете понесенные расходы отражаются следующими записями:

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислена оплата за регистрацию в качестве потребителя РУЦ ГосСУОК с выпуском сертификата открытого ключа 60 51 65,40
Расходы на регистрацию в качестве потребителя РУЦ ГосСУОК с выпуском сертификата открытого ключа отражены в составе управленческих расходов

(65,40 — 10,90)

26,44 60 54,50
Отражена предъявленная сумма НДС за регистрацию в качестве потребителя РУЦ ГосСУОК с выпуском сертификата открытого ключа 18 60 10,90
«Входной» НДС принят к вычету 68-2 <1> 18 10,90
Списаны управленческие расходы 90-5 <2> 26,44 54,50


Похожие статьи