Налог на доходы нерезидента ставка. Ндфл и страховые взносы с доходов иностранца. Порядок уплаты ндфл

Заключение трудового договора предполагает, что работодатель, помимо выплаты самой заработной платы, обязан будет нести дополнительные расходы по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию своего работника. В обычных случаях, когда речи идет о сотруднике – гражданине РФ, общая ставка на страховые взносы определяется, как 30% от заработной платы, не считая взносов на травматизм. Сам сотрудник в этом случае является плательщиком НДФЛ по ставке 13%. Но отвечает за этот налог, опять же, работодатель – именно он удерживает и перечисляет соответствующую сумму в бюджет. Если же трудовое соглашение подписывает иностранный работник, налогообложение в данной ситуации будет иметь свои особенности, касающиеся как расчета взносов, так и уплаты НДФЛ. Зависеть они будут от миграционного и налогового статуса лица, с которым заключается трудовой договор.

Правовое положение иностранной рабочей силы

Правовое положение иностранной рабочей силы в РФ определяется миграционным статусом конкретного млица.

Статус постоянно проживающего в РФ имеет лицо, получившее вид на жительство в нашей стране сроком на 5 лет.

Временно проживающий – тот, кто имеет разрешение на временное проживание сроком на 3 года. Такое разрешение представляет собой отметку в документе, удостоверяющем личность иностранца. И только лицу без гражданства это разрешение выдается в виде отдельного документа.

Следующий статус - временно пребывающий в Российской Федерации. Такой статус присваивается на основании визы или же миграционной карты. Временно пребывающие в РФ не имеют вида на жительство и разрешения на временное проживание. Отдельно среди временно пребывающих можно выделить граждан государств-членов ЕАЭС, то есть из Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана. Граждане этих стран имеют право работать на территории РФ без получения патента на работу.

Отдельно выделяются статусы беженцев и лица с временным убежищем на территории РФ, получившие соответствующие удостоверения, а также высококвалифицированные специалисты (ВКС), то есть иностранные граждане, у которых имеется опыт работы или навыки в конкретной специальности, и которые привлекаются к трудовой деятельности в России с высокой заработной платой (подп. 3 п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Налогообложение иностранных работников в 2017 году: взносы

Именно от миграционного статуса иностранного работника зависит порядок начисления страховых взносов, которые обязан уплачивать работодатель.

Так, по обычной схеме (22% от зарплаты на пенсионные, 5,1% - на медицинские и 2,9% - на социальные взносы) рассчитываются платежи по работникам со статусом постоянно или временно проживающего в РФ, беженцы, а также граждане государств ЕАЭС. Уплата взносов по таким иностранным работникам не будет отличаться от расчетов по сотрудникам с российским паспортом. Лица с временным убежищем обеспечат своему работодателю экономию по взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,8% вместо обычных 2,9%. Ставка 1,8% также актуальна и для временно пребывающих в РФ, но помимо этого по таким работникам не уплачиваются взносы на медицинское страхование.

И, наконец, если к работе привлекаются высококвалифицированные специалисты со статусом постоянно или временно проживающего в РФ, то пенсионные и социальные взносы по ним уплачиваются по обычным ставкам, а отчисления на медицину работодатель не производит. По временно пребывающему в России ВКС взносы не уплачиваются вовсе.

Отдельный вопрос - взносы на травматизм. Вне зависимости от статуса или гражданства работника данные взносы уплачиваются на общих основаниях. Ставка по ним зависит от вида осуществляемой деятельности и варьируется от 0,2 до 8,5%. Какого-либо освобождения от уплаты этих взносов по иностранцам не предусмотрено.

НДФЛ с дохода иностранца

А вот ставка, по которой необходимо удерживать налог на доходы физлиц при расчете по зарплате с иностранцем, зависит не от миграционного, а от налогового статуса последнего. В данном случае важно, является ли такой сотрудник налоговым резидентом Российской Федерации или нет.

Если иностранец находится в РФ менее 183 дней, он считается нерезидентом. С его зарплаты НДФЛ нужно удерживать по ставке 30%. С 183-го дня пребывания в России в течение 12 месяцев подряд иностранец становится резидентом РФ. Его доходы будут облагаться уже по обычной ставке 13%. Причем интересно, что налоговый статус определяется на дату каждой конкретной выплаты. То есть, прибывший в Россию иностранец заключает свой первый трудовой договор со статусом нерезидента. Со временем он становится резидентом, и после этого момента работодатель должен пересчитать НДФЛ со ставки 30% на 13% с начала календарного года, в котором произошло такое изменение.

В то же время из этого правила есть исключение: граждане стран ЕАЭС в целях уплаты НДФЛ с трудовых доходов признаются резидентами с первого дня работы на территории России. То есть в отношении их заработной платы всегда применяется ставка налога 13%.

НДФЛ для ВКС также удерживается по ставке 13%.

Что дает патент на работу для иностранцев

Ставка 13% НДФЛ применяется и для иностранцев, работающих по патенту. Данное правило было введено с 2015 года. Для применения этой ставки работодатель обязан проверить срок действия патента иностранного гражданина. Собственно, в данном случае патент будет являться одним из документов, который работник обязательно должен будет предоставить при трудоустройстве.

Условия выдачи патента прописаны в статье ст. 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ. В ней говорится, что патент выдается иностранным гражданам, достигшим 18-летнего возраста и прибывшим в РФ без визы из страны, с которой у РФ установлен безвизовый режим.

Трудовой патент предполагает уплату иностранцем фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физлиц за каждый месяц действия патента. Но если такой платеж не внесен, патент признается аннулированным, а иностранец в принципе теряет право осуществлять трудовую деятельность в РФ.

Соответственно перед работодателем ставится вопрос о том, как проверить срок действия патента на работу у сотрудника-иностранца.

В этой связи нужно понимать, что срок действия патента не может быть больше 1 календарного года. Минимум за 10 рабочих дней до окончания действия данного разрешения иностранный гражданин может переоформить патент на новый срок. Повторная выдача патента возможна лишь единожды.

Проверить актуальность выданного патента работодатель может по уплаченным авансовым платежам по НДФЛ. Сделать это можно на сайте Главного управления по вопросам миграции МВД России гувм.мвд.рф. При проверке нужно учитывать установленный размер платежа – он варьируется в зависимости от региона, для работы в котором выдается патент. Так, в Москве в 2017 году он составляет 4200 рублей, в Московской области – 4000 рублей, Санкт-Петербурге и Ленинградской области – 3000 рублей. Данные платежи, если они были перечислены в бюджет самим трудовым мигрантом, работодатель вправе вычесть из суммы НДФЛ, начисленного с выплат данному иностранному сотруднику.

Что касается взносов по зарплате иностранного сотрудника с патентом, то уплачиваются они в стандартном размере для граждан со статусом временно пребывающих в РФ, то есть по ставкам 22% по пенсионным взносам и 1,8% по взносам на случай временной нетрудоспособности.

Кто такой "налоговый резидент" и чем он отличается от налогового нерезидента

В этой статье я постарался ответить на все вопросы, связанные с , а также с ситуациями, когда граждане РФ по каким-то причинам находились за границей РФ больше полугода, получая при этом регулярный доход или умудрились в этот же период времени продать какое-либо имущество (квартиру, дом, другую недвижимость , автомобиль, ювелирные изделия и др.).

Налоговое законодательство написано так, чтобы прочитав его никто и никогда не понял - кто такие налоговые нерезиденты и как это определить - ведь в Налоговом кодексе РФ (НК) нет ни четкого и понятного определения понятия "налоговый резидент", ни понятия "налоговй нерезидент"

налоговый нерезидент - это такое физическое лицо, которое находится на территории России менее 183 дней в течение календарного года .

Примечание : приведен порядок определения статуса налогового резидента РФ, исходя из положений Налогового кодекса РФ. Между тем в силу ст. 7 НК РФ если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров . Это означает, что международное соглашение может в том числе устанавливать иной порядок определения резидентства. В качестве примера в Письме ФНС России от 01.10.2012 N ОА-3-13/3527@ приведены:

    Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" от 05.12.1998 (статья 4);

    Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов" от 08.02.1995 (статья 4).

(! ) При этом положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, а также о подтверждении статуса нерезидента России, Налоговый кодекс РФ до 2017 года не содержал.

Как мы видим, для определения статуса физ.лица имеет значение лишь один критерий - время нахождения на территории России, а другие критерии (в т.ч. - гражданство) никакого значения не имеют. При этом (согласно п. 2 статьи 207 НК) физ. лицо считается находящимся на территории РФ и в тех случаях, когда физ. лицо выезжает за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее 6 месяцев):

  • обучения;

    исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Примечание : важно отметить, что основанием для учета периода краткосрочного обучения или лечения за границей в количестве дней нахождения на территории РФ является цель выезда: краткосрочное обучение или лечение. Если же физическое лицо находилось за границей с иными целями и в этот период прошло там обучение (лечение) длительностью до шести месяцев, дни обучения (лечения) в период нахождения в РФ не включаются. В частности, подобные разъяснения в отношении краткосрочного обучения можно найти в Письме Минфина России от 26.09.2012 № 03-04-05/6-1128.

Документами, подтверждающими нахождение физического лица за пределами Российской Федерации для лечения или обучения, могут являться договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение), справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения), с указанием времени проведения лечения (обучения), а также копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (Письмо Минфина РФ от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182).

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц за пределами Российской Федерации в целях лечения, могут являться копии страниц загранпаспорта со специальными (лечебными) визами, выданными консульскими органами иностранных государств, и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, а также копии договоров с иностранными медицинскими учреждениями об оказании соответствующих услуг (Письмо ФНС России от 27.05.2016 № ОА-3-17/2417@, от 10.06.2016 N ЗН-3-17/2619@).

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц за пределами Российской Федерации в целях обучения, могут являться копии страниц загранпаспорта со специальными (учебными) визами, выданными консульскими органами иностранных государств, и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, а также копии договоров с иностранными образовательными учреждениями об оказании соответствующих услуг (Письмо ФНС России от 15.10.2015 N ОА-3-17/3850@).

Головоломкой является ответ на вопрос о налоговом статусе и для тех лиц, которые собираются на длительное время уехать из России в командировку или на ПМЖ, в связи с чем продают свое имущество - квартиру, землю, дом, гараж, автомобиль и другое имущество.

А ведь это принципиальный для любого человека вопрос, от которого зависит какой налог должен удерживаться с дохода такого лица (налог на доходы физических лиц или НДФЛ) - 13% или 30%, ведь разница в 2,3 раза очень существенная.

Разъяснений о том, должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента РФ или нет, а также не говорится о том, в каком порядке это следует делать налоговым агентам .

А если учесть, что как само налоговое законодательство, так и мнение Минфина РФ и ФНС РФ меняются как погода в сентябре, то становится грустно.

Порядок определения статуса "налоговый резидент - нерезидент" или как посчитать период в 12 месяцев и 183 дня при определении статуса физического лица

Что же означает практически пребывание "не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев"?

Практически это означает, что:

    наличие или отсутствие гражданства РФ никакого значения для определения статуса налогового резидента (нерезидента) не имеет (т.е. как налоговыми резидентами, так и нерезидентами могут быть и граждане РФ, и иностранные граждане и лица без гражданства);

    учитывается любой непрерывный 12-месячный период, который может начаться в одном году, а закончиться - в другом (это актуально для выплаты зарплаты нерезидентам);

    окончательный статус налогоплательщика определяется по окончании календарного года (п. 3 статьи 225 НК), поскольку налоговым периодом для НДФЛ является календарный год .

    Примечание : Доходы в связи с работой по найму, осуществляемой в РФ гражданами государств - членов Евразийского экономического союза, подлежат обложению НДФЛ с применением налоговой ставки 13% начиная с первого дня их работы на территории РФ. При этом по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде. Если по итогам налогового периода сотрудники организации не приобрели статус налогового резидента (находились в РФ менее 183 дней), их доходы, полученные в данном налоговом периоде, подлежат обложению НДФЛ по ставке в размере 30% (письмо Минфина России от 27 февраля 2019 г. № 03-04-06/12764).

183-дневный период определяется путем сложения всех календарных дней, в которые налогоплательщик находился в России в течение 12 идущих подряд месяцев.

В этот 183-дневный срок включаются и день въезда в РФ и выезда из России. Этот вывод подтверждают и разъяснения ФНС , изложенные в Письме ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@.

Здесь же надо обратить внимание на то, что 183-дневный период не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения налогоплательщика.

Примечание : хотя:

предлагаем исходить из:

По указанным причинам для определения статуса предлагаю:
  • исходить из приведенного выше определения статуса налогового резидента (нерезидента);
  • п. 3 статьи 225 НК, в соответствии с которым налоговым периодом для НДФЛ является календарный год ;
  • обращаться (письменно) в ФНС по месту своего жительства (пребывания) или месту нахождения недвижимого имущества.

Нашу точку зрения подтвердил и Минфин РФ, который в своем Письме от 21.04.2016 № 03-08-РЗ/23009 запретил применять письма, в которых изложена эта позиция, поскольку она противоречит налоговому законодательству,

Особенности статуса "налоговый нерезидент"

Наличие статуса "налоговый нерезидент РФ" имеет следующее особенности:

    лица, не являющиеся налоговым резидентами РФ, являются плательщиками НДФЛ только по доходам, полученным от источников в РФ ;

    определение статуса налогового резидента производится на каждую дату выплаты дохода (это правило актуально при выплате регулярного дохода (заработная плата и иные регулярные платежи) и направлено на то, чтобы не удерживать лишний налог с того момента, когда физ.лицо стало налоговым резидентом);

    возврат излишне уплаченного налога (НДФЛ) теперь можно получить только по окончании календарного года и только через налоговую инспекцию;

    Примечание : правло действует, если имущество продано до 31 декабря 2018 года. С 01.01.2019 такие доходы освобождаются от уплаты НДФЛ.

Налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) для налоговых резидентов и нерезидентов

С доходов, которые физическое лицо получило установлены следующие ( НК):

    для налоговых резидентов - 13%;

    для налоговых нерезидентов - 30%.

Для налоговых нерезидентов, которые являются с 1 июля 2010 года доходы от осуществления трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13%.

По мнению ФНС РФ, ставка 13% применяется в том случае, если соответствующие выплаты предусмотрены трудовым или гражданско-правовым договором. Иные выплаты, производимые в пользу иностранных высококвалифицированных специалистов (материальная помощь, подарки и т.д.), должны облагаться НДФЛ по налоговой ставке в размере 30%.

Налоговые ставки по НДФЛ для граждан Республики Беларусь, работающих в России и граждан РФ, работающих в Белорусии

Подтверждение нахождения в Российской Федерации граждан Республики Беларусь осуществляется в общем порядке с учетом положений Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, подписанного 24.01.2006 (далее - Протокол).

Согласно статье 1 Протокола вознаграждение, получаемое гражданином РФ или Республики Беларусь в отношении работы по найму, если (к примеру) между организацией и гражданином Республики Беларусь заключен трудовой договор , предусматривающий его нахождение на территории России не менее 183 дней , доходы такого работника организации, полученные от источников в Российской Федерации, подлежат налогообложению по ставке 13 процентов с даты начала работы по найму .

Этот вывод подтверждают и разъяснения Минфина РФ (к примеру, Письма Минфина РФ от 14.04.2011 № 03-04-05/6-259, от 21.02.2011 № 03-04-05/6-112).

Удержание налога по более высокой ставке и его перерасчет производятся, только если трудовая деятельность белорусского работника на территории России была прекращена (т.е. трудовой договор был расторгнут) до истечения 183 дней. В этом случае обязанность по уплате уточненной в результате перерасчета суммы налога исполняется физлицом самостоятельно - налоговый агент не обязан доудерживать сумму налога из его доходов. Пени и штрафы в этих случаях не начисляются.

Доходы по договору гражданско-правового характера приравнивается к работе по найму, поэтому налоговый агент удерживает НДФЛ с дохода, выплачиваемого такому гражданину страны - члена ЕАЭС, по ставке 13% с первого дня его работы в России (Письмо Минфина России от 17.07.2015 № 03-08-05/41341).

налоговой декларации патента статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения граждан Украины

Между Правительствами России и Украины заключено Соглашение от 08.02.1995 "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов" (далее - Соглашение).

По условиям пункта 1 статьи 15 Соглашения доходы граждан Украины от работы по найму в России облагаются НДФЛ в России . Но если гражданин Украины проработал в России в общей сложности менее 183 календарных дней течение календарного года , то его доходы подлежат налогообложению на Украине .

Для этого (по правилам пункта 2 статьи 232 НК РФ) работнику - гражданину Украины следует представить работодателю и в налоговый орган, где работодатель состоит на налоговом учете, подтверждение своего постоянного местопребывания на территории Украины, выданное налоговыми органами Украины.

получившими временное убежище на территории России,

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента , выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения для граждан Республики Казахстан

Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан действует Конвенция от 18.10.1996 "Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал", далее - Конвенция.

Статьей 15 Конвенции предусмотрено, что вознаграждение, получаемое резидентом Республики Казахстан в связи с работой по найму, осуществляемой в Российской Федерации, облагается налогом только в Республике Казахстан , если:

    Получатель находится в России в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней за любые 12 месяцев;

    Вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося резидентом России ;

    Вознаграждение не выплачивается постоянным учреждением или постоянной базой, которую наниматель имеет в России.

В переводе с русского на понятный это означает, что если гражданин Республики Казахстан живет и работает в России меньше 183 дней в календарном году или зарплату платит налоговый нерезидент РФ, то зарплата за выполнение трудовых обязанностей (т.е. - по трудовому договору) не облагается налогом на доходы физических лиц () в России, а подлежит налогообложению в Республике Казахстан.

Для освобождения от уплаты НДФЛ в России с доходов (по правилам пункта 2 статьи 232 НК РФ), необходимо представить официальное подтверждение того, что гражданин Республики Казахстан является ее налоговым резидентом.

Подобные соглашения (конвенции) об устранении двойного налогообложения также заключены с Киргизией, Таджикистаном и некоторыми другими государствами.

Согласно положениям статьи 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (вступил в силу 01.01.2015) доходы в связи с работой по найму, полученные гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, с 1 января 2015 г. облагаются по налоговой ставке 13 процентов, начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации (разъяснения, данные в Письме Минфина России от 27.01.2015 N 03-04-07/2703 и Письме ФНС России от 10.02.2015 N БС-4-11/1561@ "О налогообложении доходов от работы по найму, полученных гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, в связи с вступлением в силу 01.01.2015 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года").

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента , выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения доходов граждан Армении

Из положений пункта 2 статьи 14 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество от 28.12.1996 следует, что доходы, выплачиваемые резиденту Армении российским нанимателем, могут облагаться налогом в Российской Федерации.

С 01.01.2015 вступил в силу Договор о Евразийском Экономическом Союзе. Из положений статьи 73 этого Договора следует, что с 01.01.2015 доходы, выплачиваемые российскими работодателями, в том числе физическими лицами, гражданам Армении по трудовым договорам, облагаются в России по ставке 13 процентов независимо от налогового статуса получателей этих доходов, если работа выполняется ими на территории России.

Особенности налогообложения доходов граждан Киргизии

12 августа 2015 г. вступил в силу Договор о присоединении Киргизии к Евразийскому экономическому союзу, а это означает, что киргизские граждане:

  • могут работать в России без трудового патента ;
  • продолжительность временного пребывания (проживания) трудящихся-мигрантов из Киргизии и членов их семей на территории нашей страны определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем. В случае расторжения этих договоров по истечении 90 суток с даты въезда в Россию киргизские граждане вправе без выезда в течение 15 дней заключить новый договор;
  • с 20 июля 2015 года прибывшие для работы в Россию трудящиеся-мигранты, а также члены их семей освобождены от обязанности вставать на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда. При въезде в Россию по документам, допускающим проставление отметок о пересечении госграницы, граждане Киргизии освобождаются от заполнения миграционной карты при условии, что срок их пребывания не превысит 30 суток с даты въезда;
  • киргизские трудящиеся-мигранты освобождены от прохождения процедуры признания документов об образовании, выданных в их стране.

ФНС России в своем Письме от 27.08.2015 N ЗН-4-11/15078"О налогообложении доходов физических лиц" разъяснил , что:

Порядок возврата НДФЛ нерезиденту при смене статуса в течение года

С 1 января 2011 года порядок возврата НДФЛ при смене статуса в течение календарного года принципиально изменился - теперь:

Важно знать, что перерасчет и последующий возврат НДФЛ происходит только за тот год, в котором у налогоплательщика изменился статус и он стал налоговым резидентом. Например, он приехал в Россию в сентябре 2013 года и сразу (в сентябре) устроился на работу. Через 6 месяцев (с апреля 2014 года) такой работник стал налоговым резидентом. В такой ситуации этот налогоплательщик может расчитывать на возврат излишне уплаченного НДФЛ.

Таким образом, с 1 января 2011 года введен специальный порядок возврата сумм НДФЛ в связи с перерасчетом налога с доходов физического лица после приобретения им статуса налогового резидента РФ.

Такой пересчет осуществляется налоговым органом по месту постановки налогоплательщика на учет по окончании налогового периода при подаче следующих документов:

На основании этих документов налоговый орган обязан принять решение о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 8 статьи 231 НК).

Воспользоваться такими рекомендациями или нет - решать Вам. Но надо иметь в виду, что такакя ситуация называется Вашим налоговым риском , т.е. тот, кто рекомендует - ничем не рискует, а ответственность за реализацию таких ремоендаций будет нести налоговый агент.

Необходимые документы, обосновывающие и подтверждающие статус налогового резидента или нерезидента

Должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента или нет, в Налоговом кодексе РФ нет ни слова - это было бы забавно, если бы не выбор между ставками в 13% и 30% по доходам. А ведь это очень важный вопрос в том числе и для бухгалтера, так как организация как налоговый агент должна удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ с доходов, которые она выплачивает работникам, а так как ставки различны в 2,3 раза, то это очень существенный момент.

С 1 января 2011 г. налоговые агенты обязаны самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета данных о физических лицах и определять порядок отражения в них сведений. Такие регистры обязательно должны содержать данные, которые позволяют идентифицировать налогоплательщика, определить его статус, вид и сумму выплаченных ему доходов, предоставленных вычетов, даты выплаты дохода, удержания и перечисления налога, а также реквизиты платежного поручения (основание - пункт 1 статьи 230 Налогового кодекса РФ).

Другими словами, чтобы обосновать правомерность применения того или иного порядка налогообложения доходов, нужно документально обосновать и подтвердить налоговый статус физического лица.

Поскольку конкретный перечень документов, которые обосновывали бы (подтверждали бы) налоговый статус налогоплательщика, ни Налоговым кодексом РФ, ни какими-либо иными нормативными документами до 2017 года не был установлен, такое подтверждение возможно на основании любых документов, позволяющих установить количество календарных дней пребывания физического лица на территории РФ в течение предшествующих 12 последовательных месяцев. Данный вывод подтверждают разъяснения ФНС (к примеру, Письмо ФНС России от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083).

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке подтверждения факта утраты физическим лицом - гражданином России статуса налогового резидента Российской Федерации и сообщает следующее.

Специальный порядок определения налогового статуса (резидентства) физического лица для целей применения законодательства Российской Федерации о контролируемых иностранных компаниях (КИК) не предусмотрен. В настоящее время это понятие раскрывается в главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) "Налог на доходы физических лиц". При этом положения этого пункта не содержат указания на начальные или конечные даты, относительно которых следует производить отчет 12-месячного периода, в пределах которого необходимо учитывать количество дней пребывания налогоплательщика в Российской Федерации.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 18.04.2007 N 01-СШ/19, направленному в адрес ФНС России, установление этого факта для целей применения главы 23 Кодекса связано с обязанностью налогоплательщика по исчислению и уплате налога с полученных им доходов за соответствующий налоговый период (календарный год).

В данном случае речь идет об уплате налога таким лицом самостоятельно на основании положений статей 228 и 229 Кодекса, в том числе с доходов, получаемых от источников за пределами России, к которым относится и прибыль КИК. В такой ситуации налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней за период с 1 января по 31 декабря соответствующего календарного года.

Пунктом 1 статьи 7 Кодекса предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Из положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем либо имеет в России центр жизненных интересов .

При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности, либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в Российской Федерации. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы .

Таким образом, сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, по мнению ФНС России, не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации для целей применения законодательства о КИК.

Положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, Кодекс не содержит.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.Л.ОВЕРЧУК
13.11.2015

Вопрос: Об определении статуса налогового резидента гражданина Израиля, работающего в РФ по трудовому договору, для исчисления НДФЛ, если он находится в РФ менее 183 дней в году.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 декабря 2014 г. N 03-04-06/62838

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО по вопросу признания гражданина Израиля налоговым резидентом Российской Федерации и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Из письма следует, что гражданин Государства Израиль осуществляет деятельность в Российской Федерации по трудовому договору с ЗАО. В связи с разъездным характером работы срок его нахождения в Российской Федерации не превышает 183 дней в календарном году.

Пунктом 1 статьи 4 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (далее - Конвенция) предусмотрено, что для целей Конвенции выражение "лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся государстве" означает любое лицо, которое в соответствии с законодательством этого государства подлежит в нем налогообложению на основании его местожительства, постоянного места пребывания, места управления, места инкорпорации или места регистрации в качестве юридического лица или любого другого аналогичного критерия.

Критерии для определения налогового статуса физического лица, предусмотренные в пункте 2 статьи 4 Конвенции, в том числе критерий места нахождения "постоянного жилища", используются для целей применения Конвенции в случаях, когда в соответствии с положениями пункта 1 данной статьи физическое лицо является лицом с постоянным местожительством в обоих Договаривающихся государствах.

В соответствии с Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Поскольку, как следует из письма, физическое лицо находится на территории Российской Федерации менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, то оно не признается налоговым резидентом Российской Федерации.

В такой ситуации проблемы "двойного резидентства" не возникает и, соответственно, не применяются критерии пункта 2 статьи 4 Конвенции, установленные для случаев, когда каждая из Договаривающихся сторон признает физическое лицо своим резидентом.

Согласно пункту 2 статьи 209 Кодекса объектом налогообложения для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход налогоплательщика, полученный от источников в Российской Федерации, к которому, в частности, относится вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей в Российской Федерации.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
08.12.2014

Письмо Минфина России от 21.04.2016 № 03-08-РЗ/23009 "О неприменениии писем ФНС России в связи с несоответствием законодательству Российской Федерации о налогах и сборах и положениям международных соглашений об избежании двойного налогообложения"

В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которыми налоговые органы обязаны руководствоваться.

Также Министерство финансов Российской Федерации является компетентным органом по применению межправительственных соглашений (договоров, конвенций) об избежании двойного налогообложения.

В свою очередь, Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, согласно пункту 5.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения.

В целях формирования единой правоприменительной практики и снижения числа налоговых споров, возникающих в связи с различной трактовкой отдельных положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Министерство финансов Российской Федерации сообщает, что письма ФНС России от 29.01.2016 № ОА-4-17/1265@, от 16.01.2015 № ОА-3-17/87@ (и другие письма, в которых изложена аналогичная позиция), не подлежат применению в связи с несоответствием законодательству Российской Федерации о налогах и сборах и положениям международных соглашений об избежании двойного налогообложения, а также несогласованности с позицией Министерства финансов Российской Федерации.

Статья написана и размещена 24 мая 2011 года. Дополнена - 27 августа, 28 октября, 12 и 20 декабря 2011 года, 2 февраля 2012 года, 16.04.2013, 14.11.2014, 11.02.2015, 06.06.2015, 26.08.2015, 01.09.2015, 26.10.2015, 13.02.2016, 22.02.2016, 11.05.2016, 14.03.2017, 04.04.2017, 22.10.2017, 19.12.2018, 16.05.2019.

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Действующее фискальное законодательство предусматривает необходимость расчета и перечисления НДФЛ с нерезидентов в 2017 году. Выбор ставки и порядок исчисления налоговой базы определяется следующими параметрами: наличием у иностранца особого статуса, фактом резидентсва на территории РФ, типом дохода, подлежащего налогообложению. Чтобы избежать штрафов и иных видов ответственности, работодателю необходимо учесть все тонкости и нюансы.

КонсультантПлюс попробуйте бесплатно

Получить доступ

Как определяется налоговая ставка для иностранцев?

Порядок налогообложения иностранцев, трудоустроенных в РФ, описывается ст. 224 НК РФ. Согласно нормам законодательства, применяемая в конкретном случае ставка подоходного налога зависит от факта резидентства.

НК РФ называет резидентом человека, который в течение последних непрерывных 12 месяцев пребывает на территории России не менее 183 дней. Периоды нахождения в стране могут чередоваться с датами отъезда и идти в любой последовательности. Не учитываются отбытия за границу длительностью до шести месяцев, если их цель – образование или получение медицинских услуг.

Это иностранные работники, имеющие опыт, знания и достижения в определенных сферах деятельности. Уровень их заработной платы соответствует установленной законодательно минимальной планке. Особая группа ВКС – участники проекта «Сколково».

Заработная плата таких сотрудников облагается по ставке 13%. Из иных доходов, получаемых от компании-нанимателя, удерживается 30%.

2. Иностранцы, действующие на основании патента

С 2015 года граждане государств, с которыми у РФ действует безвизовый режим, не оформляют разрешение на работу. Они приобретают специальный документ – патент, представляющий собой уплату подоходного налога авансом. Это дает им право устраиваться по найму к физическим лицам и в компании на территории определенного региона России.

В случае наличия патента НДФЛ с иностранцев в 2017 году уплачивается по ставке 13%. Определяя сумму налоговых отчислений, бухгалтер компании-нанимателя должен вычесть из фискальных обязательств сотрудника размер аванса, перечисленного при приобретении разрешительного документа. Срок действия патента и стоимость указывается в справке из ИФНС.

3. Иностранцы-беженцы

Для граждан других стран, получивших в России статус вынужденных переселенцев, действует сниженная ставка 13%.

4. Выходцы из государств ЕАЭС (Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении)

Для граждан дружественных стран предусмотрены упрощенные условия трудоустройства в России. Они платят подоходный налог по специальной ставке – 13%.

Важно! НДФЛ для иностранных граждан в 2017 году не предусмотрен для доходов, получаемых из заграничных источников.

Важно! Особые ставки предусмотрены только для трудовых доходов иностранных граждан. Получаемые ими дивиденды от российских компаний облагаются по ставке 15%, иные поступления от источников на территории РФ – по ставке 30%.

Иностранцы: подоходный налог и факт резидентства

Задача бухгалтера при исчислении подоходного налога – правильно определить факт резидентства иностранного гражданина. В общем случае подтверждением 183-дневного пребывания на территории РФ является паспорт физического лица с отметками о пересечении границы.

Если при прибытии в другую страну отметки не проставляются (как для государств ЕАЭС), подтверждающими документами признаются билеты на самолет и поезд, чеки из гостиниц. Можно использовать трудовые договоры с предыдущих мест трудоустройства, табели учета рабочего времени, приказы на командировки и т.д.

Резидентсво иноземного сотрудника может меняться с течением времени, поэтому фискальный статус определяется на каждую дату осуществления платежа. Если он меняется, сумма бюджетных отчислений пересчитывается.

Как платить НДФЛ с иностранцев в 2017

НДФЛ за иностранных граждан платит работодатель, с которым они заключили трудовой контракт или гражданско-правовой договор. Исключение из этого правила – лица, работающие на основе патента. Они частично оплачивают подоходный налог авансом, когда приобретают разрешительный документ в фискальной службе.

Рассчитывая подоходный налог для иностранца-патентника, бухгалтер организации должен сделать запрос в фискальные органы, что он имеет право уменьшить размер бюджетного обязательства на величину уплаченного ранее аванса. На ответ у ИФНС есть 10 дней с момента получения обращения. Если он будет положительным, можно уменьшить исчисленный по ставке 13% НДФЛ на стоимость патента.

Если сотрудник из союзного государства работает одновременно в нескольких компаниях, аванс зачитывается только в одном месте. Обычно это тот работодатель, который отправил запрос в ИФНС первым.

НДФЛ иностранных работников в 2017 году уплачивается в том же порядке, что и для российских граждан. Если человек работает по найму в организации, последняя исполняет функционал фискального агента: рассчитывает и перечисляет подоходный налог.

Дедлайны перечисления средств в бюджет зависят от вида полученного дохода:

  • оклад – в день совершения платежа по безналу или снятия наличных в кредитной организации;
  • отпускные и листки нетрудоспособности – не позднее окончания месяца, в котором были выплачены соответствующие суммы;
  • доход в натуральной форме – на следующий день после передачи сотруднику продукции (оказания услуги).

Организации, перечисляющие иностранным гражданам дивиденды, выполняют роль фискальных агентов. Они обязаны удержать и перечислить налог в госказну не позднее дня, следующего за выплатой дохода.

По произведенным начислениям и выплатам налоговые агенты отчитываются в ИФНС, подавая справки 2-НДФЛ. При заполнении отчетных форм важно правильно выбрать статус иностранца.

Налоговым резидентом Российской Федерации является человек, который находится под налоговой юрисдикцией РФ. Понимание того, является ли человек налоговым резидентом РФ или нет нужно для правильного начисления и удержания налога на доходы (НДФЛ) . Резиденты России уплачивают подоходный налог в размере 13% (кроме исключений, см. п. 2 статьей 224 Налогового Кодекса Российской Федерации), а нерезиденты - в размере 30% (п. 3 статьей 224 Налогового Кодекса Российской Федерации) и в отличии от резидентов, они не могут оформить налоговые вычеты по НДФЛ.

С 2015 года уменьшился налог для некоторых категорий нерезидентов РФ. Так, работодатели теперь должны платить более высокие страховые взносы за счет обложения заработка временно пребывающих в РФ иностранцев по безвизовому режиму.

К общим правилам обложения налогом нерезидентов РФ , также необходимо принимать во внимание правила, которые содержатся в международных договорах РФ.

Нерезиденты в налоговом законодательстве РФ.

В статьей 207 Налогового Кодекса Российской Федерации критерием для определения налогового резидента является время нахождения физического лица на территории РФ — от 183 календарных дней на протяжении 12 идущих подряд месяцев. Причем в пп. 2.1 и 3 статьей 207 Налогового Кодекса Российской Федерации описаны также причины выезда за границу, которые не берутся во внимание при исчислении периода:

  • на срок не больше 6 месяцев для лечения либо обучения;
  • на морские месторождения углеводородного сырья;
  • заграничные командировки военнослужащих, сотрудников госорганов власти и органов местного самоуправления.

Резидентами РФ являются также физические лица, которые пребывали на территории Республики Крым с 18 марта по 31 декабря 2014 г. При этом не длительные (до 6 месяцев) выезды из РФ не прерывают расчетный период.

Остальные физические лица при получении доходов от источников в России признаются физлицами нерезидентами.

Ставки налога для физических лиц нерезидентов РФ.

Доходы физических лиц, которые не являются резидентами России , включая те, по которым, согласно с п. 2 статьей 224 Налогового Кодекса Российской Федерации, для резидентов используется ставка 35%, подлежат обложению по ставке 30% (п. 3 статьей 224 Налогового Кодекса Российской Федерации). Этим же пунктом по некоторым типам доходов либо обстоятельствам их получения используется более низкая ставка 13%:

  1. от работы по найму иностранных граждан, которые работают по патенту;
  2. от трудовой деятельности иностранцев, с соблюдением условий признания их высококвалифицированными специалистами;
  3. от осуществления трудовой деятельности участниками (членами их семей) Государственной программы;
  4. от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, которые ходят под российским флагом;
  5. от осуществления трудовой деятельности лицами, которые признаны беженцами либо которые получили политическое убежище.

Налоговая ставка в 15% используется по дивидендам от долевого участия в российских организациях.

Кроме того, с 01.01.2015 граждане Армении, Белоруссии и Казахстана уплачивают НДФЛ в размере 13% с доходов, которые они получают по договорам найма, вне зависимости от сроков их нахождения в РФ.

НДФЛ по доходам нерезидента РФ, полученным по договору найма.

Согласно с пунктом 2 статьи 223 Налогового Кодекса Российской Федерации вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей считается полученным работником, в том числе физлицом нерезидентом , в последний день отчетного месяца, а при прекращении трудового договора — в последний рабочий день. На эту дату налоговый агент рассчитывает число дней пребывания нерезидента в РФ. Расчет налога в случае нарушения правила 183 дней осуществляется отдельно по каждой выплате без использования стандартного налогового вычета по ставке 30%.

Если время нахождения физлица на территории РФ в 183 дня подтверждено, то работник считается резидентом. НДФЛ исчисляется нарастающим итогом с начала года (налогового периода) по налоговой ставке 13% учитывая удержанный налог в прошедшие месяцы по ставке 30%.

После завершения налогового периода перерасчет и возврат НДФЛ производит ФНС когда будут поданы декларация 3-НДФЛ и документы, которые подтверждают статус налогового резидента, в налоговую инспекцию по месту постановки на учет плательщика.

Особенности налогообложения нерезидентов РФ.

Согласно со статьей 207 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками НДФЛ принимаются резиденты РФ и физические лица нерезиденты РФ. Т.о., все права и обязанности, которые предусматриваются Налоговым Кодексом Российской Федерации для налогоплательщиков, работают и для нерезидентов, учитывая особенности, оговоренные в главе 23 Налогового Кодекса Российской Федерации и межгосударственными соглашениями РФ.

При чем, обложение налогом происходит с учетом межправительственного соглашения по устранению двойного налогообложения, которое существует между РФ и государством, в котором физлицо является резидентом.

Правила возврата излишне уплаченного налога оговорены в статье 232 Налогового Кодекса Российской Федерации. Для этого физическому лицу нужно приложить такие документы:

  • доказательство, что человек является резидентом страны, с которой у РФ есть соглашение об устранении двойного налогообложения;
  • справку о начисленном доходе, по которому налогоплательщик хочет освободиться от уплаты налога;
  • подтверждение уплаты налога с этой суммы в стране резидента.

Документы должны быть поданы в течение года после завершения налогового периода, за который плательщик хочет получить возврат излишне уплаченного налога.

Страховые взносы с нерезидентов РФ.

В отличие от налогового, законодательство о страховых взносах не разделяет физических лиц на резидентов и нерезидентов страны. Некоторые пункты имеют отношение к иностранным гражданам, которые работают на территории РФ.

С начала 2015 г. база для начисления страховых взносов учитывает заработки иностранных граждан, которые пребывают в России временно, кроме граждан, которые являются высококвалифицированными специалистами. Для этой категории лиц установлен пониженный тариф страховых взносов в ФСС, равный 1,8%.

Доходы резидентов и нерезидентов РФ облагаются разными налогами. В частности, нерезиденты находятся в менее выигрышной ситуации: большая ставка по НДФЛ, а также невозможность получить вычет. Рассмотрим подробнее налогообложение доходов нерезидентов.

Кто такие нерезиденты РФ

Статус нерезидента устанавливается на основании критериев, приведенных в статье 207 НК РФ. В частности, это пребывание в стране на протяжении менее 183 дней в течение 12 месяцев. При этом месяцы должны идти друг за другом. Если лицо находится вне РФ по ряду причин, эти периоды не будут включены в исчисляемый срок. Рассмотрим эти причины:

  • Обучение или лечение за границей длительностью не более полугода.
  • Выезд на морские месторождения углеводорода.
  • Командировки (данный пункт касается военнослужащих, работников органов власти).

Рассматриваемый перечень причин оговорен пунктами 2.1 и 3 статьи 207 НК РФ. Пребывание лица в Крыму с 18 марта по 31 декабря 2014 года также будет считаться нахождением в РФ. Краткосрочные выезды (до 6 месяцев) из государства также не принимаются во внимание при расчетах.

Налоговые ставки для нерезидентов

Порядок налогообложения нерезидентов установлен статьей 224 НК РФ. Ставка составляет 30% от размера дохода. Для резидентов эта ставка равна 13%. Однако существуют исключения:

  • Высококвалифицированные сотрудники. Это работники, обладающие определенной специальностью. К этой категории относятся лица, участвующие в проекте «Сколково». В данном случае зарплата специалистов будет облагаться по ставке 13%. Если сотрудник получает от фирмы другие формы доходов, они будут облагаться по ставке 30%.
  • Иностранные лица, работающие на основании патента. С 2015 года резиденты стран, с которыми у России заключен безвизовый режим, не обязаны получать разрешение на работу. Им нужно оформить патент. При его наличии подоходный налог уплачивается авансом. Если у лица есть патент, он уплачивает налог по ставке 13%. Патент действует на протяжении ограниченного времени. Сроки действия прописаны в справке ИФНС.
  • Иностранные граждане со статусом беженцев. В этом случае ставка также снизится до 13%.
  • Лица, приехавшие из стран ЕАЭС. Эти граждане также получают льготы: упрощенное трудоустройство и льготную ставку.

В перечень исключений также входят эти сотрудники:

  • Участники программы переселения в РФ, ранее являющиеся резидентами.
  • Люди, которым дано временное убежище.
  • Участники экипажей судов, относящихся к портам РФ.

В 2017 году лица не должны уплачивать НДФЛ со средств, которые получены из зарубежных источников.

ВНИМАНИЕ! Ставка по доходам от долевого владения компанией для нерезидентов составит 15%.

Оплата НДФЛ с нерезидентов

НДФЛ за своих сотрудников оплачивает работодатель. Имеются в виду только те компании, с которыми специалист заключил трудовой договор. Если сотрудник работает неофициально, работодатель не выплачивает за него никаких налогов. Однако есть исключение: специалисты, которые трудятся на основании патента. При приобретении патента часть налогов уплачивается заранее.

Если рассчитывается налог для нерезидентов, работающих на основании , бухгалтеру следует отправить запрос в фискальные структуры. Нужно это для установления размера уже уплаченного сотрудником аванса. Размер налоговых отчислений может быть снижен на эту сумму. Ответ будет получен в течение 10 суток после отправки запроса.

Если специалист служит сразу в нескольких местах, аванс может быть зачтен только в одной компании.

Как правило, воспользоваться скидкой может та фирма, которая первой подала запрос. Порядок уплаты НДФЛ нерезидента такой же, как и в случае резидента. Расчет и перечисление налога выполняется работодателем. То есть он исполняет роль фискального агента.

Сроки перечисления налога определяется формой получаемого дохода:

  • Оклад – в дату безналичного платежа или дату снятия наличных.
  • Отпускные и справки о нетрудоспособности – не позже завершения месяца совершения платежей.
  • Доход в натуральном виде – на следующие сутки после передачи.

Информация об уплаченном налоге передается в ИФНС. Для передачи сведений используется справка 2-НДФЛ.

НДФЛ по доходам от договора найма

Пункт 2 статьи 223 НК РФ свидетельствует о том, что зарплата считается полученной в завершающий день отчетного месяца. Если сотрудник увольняется, доход приобретает статус полученного в последний день работы. На основании этой даты можно определить количество дней, в течение которых лицо находилось в стране. Если человек пребывал в РФ меньше 183 дней, налоги начисляются по каждому виду дохода. Если лицо желает получить статус резидента, потребуются подтверждающие бумаги.

Пример расчетов НДФЛ с доходов резидента

Рассмотрим размер НДФЛ с месячного дохода. Сотрудник в месяц получает зарплату 90 000 рублей. Больше никакого дохода от компании он не получает. 1% будет равен 900 рублей (90 000: 100). 30% НДФЛ составит 27 000 рублей (900 * 30).

ВАЖНО! Перед проведением расчетов бухгалтер должен убедиться, что сотрудник является именно нерезидентом и не входит в перечень исключений.

Особенности уплаты страховых взносов

При начислении взносов лица не разделяются на резидентов и нерезидентов. Взносы начисляются в том числе на заработок сотрудников, которые находятся в стране на временной основе. Однако стандартные выплаты не должны делать лица, относящиеся к высококвалифицированным специалистам. Тариф по взносам для них составит 1,8%.

Может ли нерезидент рассчитывать на налоговый вычет?

Если лицо наделено статусом нерезидента, налоговые вычеты по отношению к нему не принимаются. Данное ограничение установлено статьей 210 НК РФ, пунктом 1 статьи 220 и пунктом 3 статьи 224 НК РФ. Кроме того, нерезиденты не могут пользоваться методом снижения дохода, полученного от реализации собственности, на сумму покупки этой собственности. Этим лицам не положена и льгота, установленная подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ. То есть они не могут вычитать траты из доходов. Данное ограничение установлено рядом писем Минфина. Объясняется это тем, что снижение доходов на расходы – это, по сути, налоговый вычет, а он недоступен нерезидентам.

Существует ли возможность уменьшения дохода?

Реально ли снижение дохода с целью уменьшения налогообложения? Однозначной судебной практики на этот счет не существует. Однако некоторые специалисты приводят аргументы в пользу возможности сокращения объема. В частности, в пункте 4 статьи 210 прописано, что вычеты, установленные статьей 218-221 НК РФ, не актуальны для нерезидентов. Одновременно это не свидетельствует, что база не может уменьшаться на сумму трат. То есть никаких прямых запретов в НК РФ нет. Вычет трат из доходов не именуется налоговым вычетом, а потому однозначных ограничений здесь быть не может.

К СВЕДЕНИЮ! Даже если человек убежден, что он может уменьшить сумму дохода, не стоит делать это без предварительного согласования с налоговой инспекцией. Получать согласие нужно до подачи декларации.



Похожие статьи