Налоговый кодекс статья 173 кратко. Просим разъяснить случаи, порядок и последствия применения п.5 ст.173 Налогового кодекса РФ в том числе налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения. Информация об изменениях

Настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

3. Сумма налога, подлежащая уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, исчисляется в соответствии с пунктом 5 статьи 166 настоящего Кодекса.

4. При реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 настоящего Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4.1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Статья 173 дополнена пунктом 4.1 с 1 января 2018 г. - Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ

4.1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 3.1 статьи 166 настоящего Кодекса в отношении товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, увеличенная на суммы налога, восстановленные в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 3 статьи 170 настоящего Кодекса, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3 , , , и 13 статьи 171 настоящего Кодекса в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса.

6. При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы либо при начале использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, суммы налога, исчисленные при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, подлежат уплате в порядке, установленном абзацем первым пункта 1 статьи 174 настоящего Кодекса, за налоговый период, на который приходится последний календарный день до даты перехода на специальные налоговые режимы, либо за налоговый период, на который приходится последний календарный день до начала использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, без применения освобождения от налога, установленного настоящей главой.

1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

2. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи настоящего Кодекса , положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи настоящего Кодекса , подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями и 176.1 настоящего Кодекса , за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Абзац исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

3. Сумма налога, подлежащая уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, исчисляется в соответствии с пунктом 5 статьи настоящего Кодекса .

4. При реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье настоящего Кодекса , сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье настоящего Кодекса , если иное не предусмотрено пунктом 4.1 настоящей статьи.

4.1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи настоящего Кодекса , определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 3.1 статьи настоящего Кодекса в отношении товаров, указанных в пункте 8 статьи настоящего Кодекса , увеличенная на суммы налога, восстановленные в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 3 статьи настоящего Кодекса , и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3, 5, 8, 12 и 13 статьи настоящего Кодекса в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 3 статьи настоящего Кодекса .

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

6. При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы либо при начале использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей настоящего Кодекса , суммы налога, исчисленные при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, подлежат уплате в порядке, установленном абзацем первым пункта 1 статьи настоящего Кодекса , за налоговый период, на который приходится последний календарный день до даты перехода на специальные налоговые режимы, либо за налоговый период, на который приходится последний календарный день до начала использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей настоящего Кодекса , в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, без применения освобождения от налога, установленного настоящей главой.

СТАТЬЯ 173. СУММА НАЛОГА, ПОДЛЕЖАЩАЯ УПЛАТЕ В БЮДЖЕТ. НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НК РФ)


Источник: Интернет-портал «Субсчет.РУ»

Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

2. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

Абзац исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

3. Сумма налога, подлежащая уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, исчисляется в соответствии с пунктом 5 статьи 166 настоящего Кодекса.

4. При реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 настоящего Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).


Страницы: 32 из 339

В отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, как будто существует параллельная реальность. В части второй НК РФ, в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» появляются новые, доселе неизвестные участники налоговых правоотношений, которые, не являясь налогоплательщиками (!), обязаны при этом уплатить НДС, причем не только за себя-неплательщика, но и собственно за самого налогоплательщика НДС. Не верите? Вот доказательства.

Начнем с первой части Налогового кодекса РФ. Статья 9 определяет участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Перечень закрытый, но поскольку, видимо, органы власти давненько к нему не обращались, давайте процитируем его в полном объеме. Итак,

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
  1. налогоплательщиками или плательщиками сборов ;
  2. организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами ;
  3. налоговые органы…;
  4. таможенные органы….
Теперь вперед к параллельной реальности, где главное действующее лицо — налог на добавленную стоимость. Именно он рождает новых участников налоговых правоотношений. Да вот они, в пункте 5 статьи 173 НК РФ, скромно названные «лицами »: «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога: 1) лицами , не являющимися налогоплательщиками…».

Лица эти не являются налогоплательщиками, да и налоговыми агентами их не кличут. Понятно, что и к налоговым или таможенным органам, на что указывает перечень участников в статье 9 НК РФ, эти Лица отношения тоже не имеют.

Перед нами Лицо-НЛО? Но зачем-то оно появилось в Налоговом Кодексе РФ? Глупый вопрос: конечно, чтобы платить налоги. Ну и что, что НЕ налогоплательщик — «лицо» ведь есть, значит, и налог недалеко! Да вот и он: «…сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг)» (пункт 5 статьи 173 НКРФ). Лицо платит налог, но налогоплательщиком от этого не становится. Так считает Высший Арбитражный Суд: «… возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика…» (абзац второй пункта 5).

Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33). Видать, все-таки Лицо лицом не вышло и «фэйс-контроль» для статуса налогоплательщика не прошло.

А в остальном оно вполне всех устраивает. И хотя согласно статье 9 НК РФ не является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах , привлекается к уплате НДС именно этим законодательством о налогах и сборах, а конкретно статьей 173 НК РФ.

Итак, Лицо-НЛО обнаружилось, налог присутствует, остается проанализировать объект налогообложения. С этого места подробнее о формировании суммы реализации, указанной в счете-фактуре. Так вот, Лицо, не являющееся плательщиком НДС, вполне может приобрести товар у того, кто плательщиком НДС является. Между тем аббревиатура НДС (может, кто забыл) читается так: «налог на добавленную стоимость», то есть это налог только на маржу, на непосредственный доход бизнесмена, на чистую прибавку в стоимости в виде рентабельности. Это если организация приобрела товар (работу, услугу) за 11800 руб. (10000 руб. + 1800 НДС 18%), а реализовала собственную продукцию за 14160 руб. (12000 руб. + 2160 руб. НДС 18%), то добавленная стоимость с НДС составит 2360 руб. (14160 — 11800), а налог, исчисленный именно с добавленной стоимости — 360 руб. ((12000 — 10000) х 18%).

Как было сказано выше, Лицо обязано уплатить сумму НДС по счету-фактуре , переданному своему покупателю. Известно, что в счете-фактуре ставка НДС применяется отнюдь не к добавленной, а к общей стоимости реализации (см. графу 8 Формы счета-фактуры, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137) и сумма НДС (в нашем примере) будет 2160 руб. (12000×18%). Объектом налогообложения в этом случае выступит не только добавленная стоимость реализуемого товара (работы, услуги) 2000 руб., но стоимость приобретенного товара (работы, услуги) у поставщика-партнера по бизнесу (10000 руб.).

И, значит, платить в бюджет это Лицо будет не только свой НДС (360 руб.), но и НДС своего контрагента (1800 руб.). Объект налогообложения плательщика НДС (контрагента) переходит к неплательщику , обязанному уплатить этот налог в силу пункта 5 статьи 173 НК РФ. Выгодный для бюджета неплательщик! Все это приводит к тому, что с одной и той же суммы реализации 10000 руб. НДС поступит в бюджет дважды (с каждого субъекта по 1800 руб.), а ставка налога с одной и той же базы составит уже не 18% а все 36%. А как же принцип однократности налогообложения?

Абсурда можно было бы избежать, если бы нашему Лицу было предоставлено право на налоговый вычет НДС, полученного от поставщика. Но — нет. Высший Арбитражный Суд сурово заявил: «На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания пункта 5 статьи 173 Кодекса определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями главы 21 Кодекса не предусмотрена » (абзац третий пункта 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС»).

Спустя два месяца после указанного постановления Высший Арбитражный Суд прекратил свою деятельность. Тот случай, когда ВАС упразднен, постановление осталось…

Настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

3. Сумма налога, подлежащая уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, исчисляется в соответствии с пунктом 5 статьи 166 настоящего Кодекса.

4. При реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 настоящего Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4.1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Статья 173 дополнена пунктом 4.1 с 1 января 2018 г. - Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ

4.1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 3.1 статьи 166 настоящего Кодекса в отношении товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, увеличенная на суммы налога, восстановленные в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 3 статьи 170 настоящего Кодекса, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3 , , , и 13 статьи 171 настоящего Кодекса в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса.

6. При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы либо при начале использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, суммы налога, исчисленные при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, подлежат уплате в порядке, установленном абзацем первым пункта 1 статьи 174 настоящего Кодекса, за налоговый период, на который приходится последний календарный день до даты перехода на специальные налоговые режимы, либо за налоговый период, на который приходится последний календарный день до начала использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, без применения освобождения от налога, установленного настоящей главой.



Похожие статьи