Нормы потребления электроэнергии. Сми узнали о планах ввести жесткую норму энергопотребления

Сергей Савчук

Эксперт: социальные нормы электропотребления в России неэффективны Ввод социальной нормы электропотребления для населения в России может оказаться неэффективным, сообщила РИА Недвижимость исполнительный директор некоммерческого партнерства "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева.

Современное информационное пространство настолько спрессовано и подается под таким эфирным давлением, что все происходящие в современном мире события сливаются в одну бесконечную ленту, которая, размываясь, несется сквозь наше сознание. Что сегодня вызывает колоссальный отклик, послезавтра будет забыто и станет никому не интересно. В этой мелькающей последовательности событий крайне занятно наблюдать, как самая пассионарная часть нашего общества перепрыгивает с одной "жизненно важной" темы на другую.

Еще два месяца назад все небезразличные граждане, разрывая на груди различные предметы одежды, страдали по поводу передачи китайским горнодобывающим компаниям старого рудника в Забайкалье. Затем на медиаарену, казалось бы, навсегда вышел сибирский лес, практически полностью и бесповоротно вырубленный китайцами.

Лес сменился озером Байкал, где те же самые азиаты в колоссальных объемах выкачивают и бутилируют воду (в реальности на том же Байкале русские параллельно умудряются строить второй кластер нейтринного телескопа, который лежит на дне и покрыт толщей вроде бы уже вывезенной в Китай воды).

На текущий момент безусловным лидером по частоте и ярости обсуждения стала инициатива правительства России о вводе социальных норм электропотребления. Тема обросла невероятным количеством слухов, баек и фантазий, ограниченных только степенью нелюбви авторов к "этой стране". Некоторые предсказуемо пророчествуют, что правительство будет массово грабить бабушек-пенсионерок и отключать свет сиротам.

Что же на самом деле взбудоражило активно-прогрессивную общественность?

Российские электроэнергетики готовятся к холодной зиме На особом контроле Минэнерго находится подготовка к зимнему периоду в Крыму. Сейчас ситуация с энергоснабжением на полуострове стабильная и сформирован запас резервных мощностей и оборудования, энергокомпании провели необходимые ремонты.

Сама инициатива не нова: впервые о ней во всеуслышание заговорили почти четыре года назад. Тогда (просто напомним) планировалось ввести три нормы потребления электроэнергии на домохозяйство: менее 150 киловатт-часов в месяц, 151-600 и более 600 киловатт-часов. По данным Минэнерго, которое тщательно отслеживает колебания потребления электричества, на тот момент в первую категорию попадало подавляющее большинство россиян, владеющих недвижимостью, — более 73 процентов. Во вторую — около 25 процентов, в третью — менее двух. Подразумевалось, что первая (базовая и льготная) квота обеспечивает все потребности условного среднего домовладения, будь то квартира или частный дом. В данном диапазоне цена на использованные киловатт-часы была минимальной. При потреблении в рамках второй квоты стоимость электричества повышалась на 12 процентов, а в том случае, если вам и 600 киловатт мало, цена подпрыгивала сразу на 52 процента.

Подобная инициатива даже была реализована на практике — сразу в семи пилотных регионах нашей страны. В них на каждого человека устанавливалась норма в 50-190 киловатт-часов в месяц. Так, например, в Красноярском крае соцнорма потребления была введена вообще в 2005 году, согласно ей каждый отдельно проживающий россиянин мог без увеличения стоимости использовать до 110 киловатт, а в семьях норма на каждого члена составляла 75 киловатт-часов. Одна из самых высоких соцнорм среди пилотных территорий была в Орловской области — до 200 киловатт-часов на домохозяйство с одним проживающим, в самом городе Орле норма была чуть ниже — 190 киловатт. Все, кто укладывался в указанные пределы, платил всего 3,74 рубля за киловатт-час, те же, кто "съел" больше, должен был заплатить уже 4,94 рубля.

Пилотным регионом с одной из самых низких норм потребления стала Ростовская область. Ей установили пороговые уровни в 96 киловатт-часов на первого зарегистрированного человека, 60 — на второго, и по 40 киловатт-часов на всех остальных членов семьи и проживающих.

Нужно сказать, что во всех регионах, которые участвовали в тестировании данной системы, более 90 процентов жителей и домовладений уложились в минимальные квоты. Более того, в отдельных местах жители даже отмечали, что благодаря внедрению льготной тарификации они стали платить несколько меньше. Справедливости ради скажем, что не все прошло гладко, в нормы зачастую не укладывались владельцы ветхого жилья и многодетные семьи, а также все те, кто отапливал свое жилище при помощи электричества.

Эксперимент 2013-2014 годов был проведен совсем не с целью пожировать на народной шее, а в рамках оптимизации алгоритмов перекрестного субсидирования, которое повсеместно применяется в большинстве стран мира. Суть его в том, что одна категория потребителей доплачивает за другую. Такой аналог прогрессивного налога на доходы. Правительство России неоднократно подчеркивало, что стремится максимально отойти от данной практики. По состоянию на день сегодняшний полностью сделать указанное не удалось. Обусловлено это, в частности, тем, что тарифы, по которым население рассчитывается за электричество, до сих пор ниже реальных затрат энергетиков, то есть "недоимки" покрывают средние и крупные потребители — объекты производства и промышленности. Чтобы не быть обвиненными в лоббизме интересов бизнеса, просто приведем цифры статистики. Темпы роста цен на электроэнергию для средних потребителей по сравнению с населением росли на 7,7 процента в 2017 году против 6,9 процента в 2016-м. Для крупных — на 10,5 против 4,3 процента соответственно. При этом промышленность покупает все меньше энергии: за последние три года отмечен спад на 495 миллионов киловатт-часов. А вот население покупает все больше, за тот же период россияне сожгли на семь процентов больше электричества, что равно 161 добавочному миллиону киловатт-часов.

На начало 2017 года российское Министерство энергетики оценивало минимально необходимый объем субсидирования данного сектора энергетики в 368 миллиардов рублей. Согласно прогнозу этого же министерства, если не реформировать порядок бытового потребления электроэнергии, то к 2022 году потребуется уже 417 миллиардов. Было подсчитано, что для того, чтобы привести показатели субсидирования к плановым 89 миллиардам, нужно было еще год назад повысить тарифы на электричество сразу на 13,9 процента. Не отдельным категориям граждан, а сразу всей стране. И выполнять аналогичное повышение каждый год. Что характерно, правительство от этого отказалось. В 2014 году этот проект в целом — ввиду неоднозначных результатов — был признан преждевременным и не отвечающим реальному уровню доходов граждан, его свернули и отложили до лучших времен.

И вот наступило лето 2017 года. Проект вынули из-под сукна, пересмотрели и отправили в профильные ведомства на доработку и оптимизацию. Об этом во всеуслышание объявил вице-премьер Дмитрий Козак. И грянул гром. Отбросив рассуждения уровня слухов на лавочке, обратимся непосредственно к документам, описывающим данную инициативу.

Начнем с того, что, согласно всем официальным данным, новый вариант соцнорм будет мягче, чем его предшественник, и при этом будет иметь целый ряд отличий. Во-первых, теперь учет потребления планируется вести не по количеству проживающих в доме, а по точкам подключения (то есть по отдельным квартирам или домовладениям). На каждую такую точку правительство предлагает установить стандартную норму потребления 300 киловатт-часов. При потреблении в диапазоне 300-500 киловатт-часов электричество будет оплачиваться по увеличенному тарифу, а в случае превышения показателя в 500 киловатт — по "экономически обоснованному производителем и поставщиком". Что именно подразумевается в последнем случае, пока непонятно, ибо отсутствуют детальные пояснения от соответствующих официальных лиц.

Во-вторых, будет значительно урезан список различных льготных потребителей. Например, из него исключат садоводческие и огороднические товарищества, гаражные кооперативы, частные хозпостройки (сараи и погреба), религиозные организации, жилье при воинских частях, места лишения свободы и еще ряд других.

Хуже всех в России оценивают качество работы коммунальных служб жители подмосковного Волоколамска, следует из результатов опроса, проведенного порталом недвижимости Domofond.ru.

Самый скользкий момент предварительной версии реформы в том, что она слабо учитывает интересы жителей деревни, а также всех пользователей электроплит. Для них ФАС предлагала ввести тридцатипроцентную скидку, но данная инициатива встретила сопротивление со стороны представителей генерирующих компаний и крупного производства. Для всех остальных социально незащищенных групп предполагается введение многоуровневой системы субсидий. Если судить по имеющимся сегодня фактам, то под тарифный удар попадут в первую очередь владельцы частных домов большой площади, а также владельцы множества энергоемких приборов, особенно любители отапливать свое жилище при помощи электрических теплых полов.

По данным ФАС, в 2017 году один россиянин в месяц в среднем использовал около 85 киловатт-часов электричества. В южных регионах, например в Крыму, подавляющее большинство семей укладывается в норму 150 киловатт. Максимальный же расход среди российских регионов зафиксирован в Иркутской области: там каждый житель в среднем "тянет" 225 киловатт в месяц. Исходя из этого большинство экспертов российской энергетики считают, что норма в 300 киловатт позволит полностью закрывать все основные потребности семьи в составе двух взрослых и одного ребенка (семьи с большим количеством детей в этом случае должны попасть в разряд льготников).

Какой будет окончательная редакция данной инициативы? Увидим уже в январе 2019 года — именно тогда все профильные ведомства должны подать в Минэнерго свои обоснованные предложения.

Все сказанное выше не означает, что инициатива в итоге никак не затронет подавляющее большинство граждан. Но ознакомление с предварительными планами правительства поможет, по крайней мере, разобраться в моментах, на которые следует обращать внимание. Это более продуктивно, чем репостить мифы об ограблении пенсионерок.

Повсеместно мы пользуемся светом, бытовыми приборами и не представляем жизнь без электричества. В современном мире эта жилищно-коммунальная услуга, пожалуй, одна из востребованных.

Правительством установлены нормативы потребления электроэнергии на одного человека, и они постоянно увеличиваются. Тем самым государство стимулирует граждан устанавливать приборы учета, которые в итоге позволяют экономить расход ресурса.

Но еще достаточно большой процент квартир не оборудованы индивидуальными счетчиками на электричество. Таким собственникам расчет потребления производится из норматива на одного проживающего и стоимости тарифа на 1 киловаттчас.

Норма потребления эл. энергии устанавливается региональными властями.

Определение понятий

Приведем ряд терминов, которые характеризуют эту услугу и связаны с ней:

1. Электроэнергия – это тот объем ресурса, который поступает в общую сеть и доходит до потребителя.

2. Социальный норматив потребления – установленная законодательством величина потребления электроэнергии из расчета на одного человека. Применяется в следующих случаях:

  • не установлен индивидуальный прибор учета;
  • показания счетчика переданы позднее установленного срока;
  • счетчик вышел из строя или преднамеренно испорчен.

3. Киловатт час – количество потребляемой бытовыми осветительными и иными приборами энергии.

4. Базовый тариф – суммарное выражение стоимости единицы электроэнергии для квартир и домов, оборудованных газовыми плитами и центральным отоплением.

Правовая база

Законодательные акты по вопросам, связанным с установлением и применением нормативов потребления электричества, следующие:

  • Федеральный закон № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии»;
  • ФЗ № 35 «Об электроэнергетике»;
  • ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • региональные нормативные акты, устанавливающие норматив ресурса, приходящегося на одного проживающего в жилом помещении и правила применения социальной нормы.

Следует отметить, что государство обращает внимание граждан на экономию природных ресурсов, поэтому принимает меры к тому, чтобы в домах устанавливались приборы учета. Чтобы стимулировать население, приходится применять повышающие коэффициенты при расчете платы за электроэнергию. Тогда попросту становится невыгодно платить больше, чем фактически расходуется. А реальный расход можно определить лишь по индивидуальным приборам учета.

Норма потребления электроэнергии без счетчика на человека (размер) по регионам

Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.

Необходимо учитывать, что при невозможности установить счетчик по техническим причинам и на то есть акт обследования, то граждане платят по нормативу. Если же они просто не желают его устанавливать, применяются повышающие коэффициенты и плата за потребление электричества становится выше с каждым годом. Установить счетчики невозможно, как правило, в ветхих и аварийных домах. Поэтому их не коснется повышение тарифов.

Впервые нормативы на электричество введены в 2013 году. В 2019 году норма потребления в России составляет 350 кВт/час на 1 человека, при этом стоимость 1 кВт/час примерно 3 рубля. Каждый регион вправе устанавливать свои цифры.

Норма потребления электричества на одного человека зависит от следующих параметров:

  • количества комнат в жилом помещении;
  • количества членов семьи, проживающей в квартире или доме без установленных индивидуальных приборов учета;
  • многоквартирный или частный дом;
  • имеется ли подключение к газу, используемому для пищеприготовления;
  • используется ли в качестве отопительных приборов электроустановки;
  • жилье находится в черте города или в сельской местности.

Для сравнения представлена таблица, где приведены нормы потребления по данным Постановлений правительства соответствующих территорий:

Город Максимальная норма для одинокопроживающего гражданина в однокомнатной квартире, кВт/ч Максимальное значение для семьи на каждого из ее членов в однокомнатной квартире, кВт/ч
С газовой плитой С электроплитой С газовой плитой С электроплитой
Москва 94 144 32 49
Санкт-Петербург 139 196 47 67
Новосибирск 156 213 53 73
Пермь 185 263 63 89
Волгоград 123 173 42 59
Вологда 97 147 33 50
Ярославль 81 108 28 37
Омск 97 165 33 56
Екатеринбург 102 160 35 54
Тюмень 135 210 46 72
Пермь 117 192 40 65
Казань 123 173 42 59
Ростов-на-Дону 132 182 45 62
Барнаул (Алтай) 176,56 232,01 60,04 78,88
Новосибирск 108 156 37 53
Самара 103 124 35 42

Более подробную информацию найдете в постановлениях «Об утверждении нормативов коммунальной услуги по электроснабжению на территории города или области»:

Для применения нормативов используются дополнительные условия:

  • для сельских жителей норма увеличивается на 90 кВт/час;
  • одинокий пенсионер оплачивает электричество первый год по тарифу ниже установленного, затем применяется социальный норматив;
  • если дачный дом имеет подключение к электросетям и не установлен счетчик, то плата рассчитывается для одного человека.

Кроме того, рост платы по нормативу отразится и на размере ОДН в строениях, не оборудованных общедомовыми приборами учета. К таким жилым домам ежегодно будут применяться повышающие коэффициенты, что непременно ляжет на плечи граждан, проживающих в них. Исключение составляют лишь те строения, где невозможно установить приборы без проведения реконструкции сетей, а также попавшие в разряд ветхих и аварийных, которые планируются к расселению.

Отметим, что при выходе счетчика из строя на его замену дается три месяца, в течение которых плата за ресурс будет рассчитываться из среднего потребления за предыдущие три месяца. С четвертого месяца, если прибор так и не заменен, будет применяться норматив потребления, что обойдется потребителю существенно дороже.

Как рассчитать

S = K * N * T, где

  • S – сумма, которую семья должна заплатить за пользование электричеством без счетчика;
  • K – количество человек в семье (прописанных в жилом помещении);
  • N – норматив количества электроэнергии на одного человека, утвержденный региональными властями;
  • T – тариф за 1 кВт/час.

Из сравнительной таблицы норматива понятно, что в него сложно уложиться. А потребление ресурса сверх нормы оплачивается по более высокому тарифу. Поэтому при возможности рекомендуется устанавливать счетчики и платить по фактическому потреблению.

Уменьшить потребление электричества возможно, соблюдя несколько простых правил. В снижении энергопотребления заинтересованы сами граждане, которые относятся бережно не только к своим деньгам, но и к природным ресурсам. Поэтому достаточно знать, что значительно меньше энергии потребляют:

  • бытовые приборы, отмеченные знаком А, А+, А++;
  • энергосберегающие и светодиодные лампы;
  • электрочайник, который вовремя очищен от накипи (при возможности лучше кипятить воду в обычном чайнике на газовой плите);
  • кондиционер, включенный при закрытых окнах и дверях;
  • холодильник, расположенный подальше от батарей, солнечного света и т.д.

Если дома нет электросчетчика, платить за электричество придется в зависимости от того, какие на человека установлены нормативы потребления. Они отличаются по регионам, как изображено на рисунке ниже.

Нормы расхода электроэнергии по регионам в кВт. ч /чел

Кроме того, в разных областях есть различия по стоимости электроэнергии.

Порядок расчета

P i = n i x N j x T , где:

  • n i – количество жильцов;
  • N j – норма потребления на человека (кВт.ч/мес.);
  • T – тариф на электроэнергию (руб./кВт.ч).

Норма расхода электричества зависит от числа проживающих в доме. На рисунке показаны нормы потребления, из которых видно, что с увеличением числа жильцов, на каждого требуется меньше электричества.

Нормы месячного потребления электричества в зависимости от количества человек, проживающих в доме

Если кто-либо из проживающих отсутствует длительное время, это можно учитывать, когда рассчитывают электроэнергию по нормативам. Для этого нужно подать письменное заявление в управляющую компанию, которая может скорректировать расчет расхода электричества.

Отсутствие кого-либо из потребителей электроэнергии должно быть документально доказано:

  • актом о непроживании по адресу учета электричества с предъявлением паспортных данных и подтверждения трех соседей;
  • документом о временной регистрации по другому адресу;
  • копией командировочного удостоверения;
  • справкой о прохождении лечения в стационарном медицинском учреждении;
  • проездными документами или заверенными копиями;
  • счетами за проживание в другом месте.

Электроснабжение мест общественного пользования, например, освещения подъезда, не входит в коммунальные услуги. Оно относится к расходам по содержанию имущества многоэтажного дома. При этом собственники квартиры обязаны нести за это расходы. Их величина зависит от наличия или отсутствия общего счетчика.

Многоэтажный дом оборудуется общедомовым прибором учета электроэнергии.

Общедомовой прибор учета электроэнергии

В квартирах расход электроэнергии учитывается на основе показаний индивидуальных приборов учета, а если их нет – по утвержденным нормативам. При этом к учетному расходу добавляется дополнительная плата за потребление на общедомовые нужды, где за основу взято примерно 7 кВт.ч/мес. на каждого проживающего.

Таким образом, расчет платы каждым собственником квартиры за использование электроэнергии в помещениях общего пользования, не оборудованных приборами учета, должен учитывать нераспределенное количество электричества внутри дома, с учетом отношения площадей квартиры и всего дома.

Расчет на общедомовые нужды (ОДН)

Электричество в доме тратится больше, чем его потребляют жильцы в квартирах. Это зависит от того, какая часть его используется на общие нужды. Сколько платить за электроэнергию, удобно рассматривать на примерах.

Пример 1. Имеется общедомовой счетчик, а в квартирах частично есть приборы учета.

Сколько платить на ОДН с одной квартиры, например, №1, зависит от доли занимаемой жилой площади: Р кв.№1 = (Р общ. — Р общ. квартир — Р общ. нежилое) х S кв.№1 /S общ. дома.

На рисунке изображена формула расчета платы на ОДН в картинках.

Формула расчета платы на ОДН в картинках

Проще говоря, на одну квартиру приходится часть остатка электроэнергии, которая не оплачена и зависит от отношения площади жилья к общей площади дома.

Пример 2. Плата по нормативному коэффициенту.

Когда общего счетчика в доме нет, расход на ОДН можно рассчитать через нормативы потребления. Если нормативный коэффициент равен 2,75 кВт.ч/мес. на 1 м 2 , расход электроэнергии определяется так:

Р = 2,75*500*55/6000 = 12,6 кВт/ч,

где 500 – площадь помещений общего пользования, м 2 ;

55 – площадь жилья плательщика, м 2 ;

6000 – суммарная площадь жилых помещений в доме, м 2 .

При тарифе 2,87 руб./кВт месячная плата составит 12,6*2,87 = 36 руб.

На рисунке представлены правила расчета затрат на ОДН, которых следует придерживаться проживающим в многоэтажном доме.

Как определить затраты на общедомовые нужды

Экономия электроэнергии

Тарифы на электричество постоянно растут, но остаются вполне умеренными. На одного человека в среднем по стране приходится порядка 70 кВт.ч в месяц. Этого количества вполне достаточно. Электроэнергию можно экономить с помощью следующих способов:

  1. Нет необходимости в использовании более одного холодильника. Его не нужно устанавливать близко к отопительным приборам, а также класть на хранение подогретые продукты.
  2. При расчете потребления энергии берется паспортная мощность электроприборов. На самом деле старая техника требует энергозатрат больше, чем новая.
  3. Эффективно использовать многотарифные счетчики, перенося максимальное энергопотребление на ночное время.
  4. Применение энергосберегающих ламп позволяет существенно экономить на освещении. Но при этом следует учитывать, сколько стоит лампа. Она может обойтись дороже, но ее высокие технические характеристики создают определенные преимущества. Кроме того, снижается нагрузка на проводку, что также важно.

На рисунке представлено потребление электроэнергии основными электроприборами в квартире, где основной расход приходится на холодильник, электроплиту и освещение.

Энергопотребление основными электроприборами в квартире

Приведенные данные имеют приблизительный характер. В некоторых семьях компьютеры потребляют электроэнергии больше остальных приборов (до 45 кВт.ч в месяц).

Расчет платы без счетчика

Расчет без счетчика производится в следующих случаях:

  • счетчик установлен, но показания не переданы своевременно;
  • счетчик вышел из строя;
  • у представителей энергоснабжающей компании нет доступа к прибору учета;
  • установлена умышленная порча прибора;
  • счетчик отсутствует.

Если показания счетчика не передаются своевременно, в этом случае расчет платы производится от среднемесячного потребления электроэнергии, на основе данных за последние полгода. На седьмой месяц отсутствия передачи показаний энергоснабжающая компания переводит пользователя на другой , где за основу принимаются нормативы потребления электричества.

Если неисправный прибор

Счетчик считается неисправным после подачи заявления в компанию энергосбыта о его или с даты составления акта о неисправности инспектором. При невозможности выявления точной даты, отсчет начинается с месяца, когда произошло событие. С этого времени потребитель переводится на оплату по среднемесячному расходу. Это может продолжаться не более 3 месяцев, после чего платить придется через нормативы.

Если нет доступа к счетчику

Контролеры должны предупредить пользователя о проверке счетчика, чтобы получить к нему доступ. Если допуск не получен в течение двух раз подряд при наличии договоренности о визите контролеров, составляется акт о том, что в допуске к счетчику отказано. После этого оплата производится из расчета среднемесячного потребления на каждого человека. Если проблема с допуском не разрешена в течение 3 месяцев, пользователь переводится на нормативные платежи.

Отсутствие счетчика

Случаи с отсутствием счетчика также бывают. Тогда делается нормативный расчет платы. За основу берутся 3 показателя:

  • количество жильцов в квартире;
  • норматив потребления электричества;
  • действующий тариф.

Перемножив эти 3 числа, находится стоимость электроэнергии. Электричество без счетчика со временем обходится все дороже. Поэтому прибор учета лучше установить.

Подключение к счетчику. Видео

Про особенности подключения к электросчетчику VR-006 с помощью 3G/4G можно узнать из видео ниже.

В квартире без счетчика расчет за использование электроэнергии производится по нормативам. По прибору учета за электроэнергию платить выгоднее, поскольку есть возможность ее экономить. Кроме того, на пользователей начисляется плата на общедомовые нужды, независимо от того, пользуются они в квартире электричеством или нет.

В правительстве задумались о введении социальной нормы потребления электроэнергии с резким повышением тарифов в случае превышения установленного лимита. Об этом во вторник сообщает .

По новому проекту социальной нормой, требующей минимальной оплаты, будет считаться месячное потребление электроэнергии на уровне 300 кВт/ч.

Если эта граница будет превышена, то вступает в силу повышенный тариф. В случае, если месячный расход превысит 500 кВт/ч, то будет применяться «экономически обоснованный тариф».

Не на человека, а на точку

При этом объем энергопотребления будет фиксироваться не на человека, а на «точку подключения», то есть на домохозяйство. В эту категорию попадают и одинокие пенсионеры, и семьи с детьми. При среднем размере домохозяйства в 2,5 человека и среднем потреблении в 220 кВт.ч в месяц в соцнорму должно уложиться большинство домохозяйств, полагают эксперты АКРА.

По данным издания, новую схему ограничения потребления электричества одобрил вице-премьер на совещании и Минэкономики, которое прошло 19 сентября. Отмечается, что министерствам и Федеральной антимонопольной службе поручено представить проекты нормативных документов к 15 января 2019 года.

По сути проекты нормативных документов предлагается внести к крещенским морозам, то есть, в самое холодное время года.

Похожую схему энергопотребления российские власти пытались ввести в 2013-2014 годах, однако впоследствии этот проект был заморожен.

В 2013 году в семи пилотных регионах установили норму в 50-190 кВт.ч в месяц на человека, с июля 2014 года она должна была заработать по всей стране.

Эту норму раскритиковал президент , отметив слишком значительный рост тарифов, который потребовался бы.

«А в Мурманске, вы говорите, в отдельных муниципалитетах на 200 с лишним процентов. С ума сошли, что ли», — говорил Путин в феврале 2013 года.

Понижающие коэффициенты уберут

В январе 2014 года реформу отложили на два года, а к 2016 году о ней уже не вспоминали. О соцнорме снова заговорили летом в рамках обсуждения проблем перекрестного субсидирования — повышения цен для одних групп потребителей, чтобы снизить тарифы другим. Тогда Минэнерго оценило объем «перекрестки» в 2017 году в 368 млрд руб., а к 2022 году — в 417 млрд руб. Для ее сокращения к 2022 году до плановых 89 млрд руб. требовался рост тарифов населения на 13,9% в год, что также сочли невозможным.

Новый вариант социальной нормы будет, видимо, мягче, чем схема, которую вводили в 2013-2014 годах. Но при этом правительство может сократить список потребителей, приравненных к льготной части населения, и совсем отказаться от льгот для сельских жителей и горожан, проживающих в квартирах с электроплитами.

Для граждан, нуждающихся в соцподдержке, предполагаются субсидии. Сейчас это садоводческие и огороднические товарищества, гаражные кооперативы, хозпостройки населения (например, сараи и погреба), религиозные организации, жилье при воинских частях, места лишения свободы и т. п. Отдельно описано «поэтапное доведение понижающего коэффициента» от 0,7 до 1.

Речь идет о постепенной отмене льготных тарифов для селян, а также квартир с электроплитами или электроотоплением.

В Минэкономразвития предложили провести индексацию тарифов с 1 января, синхронизировав ее с ростом НДС.

«4 августа был принят Федеральный закон о внесении изменений в Налоговый кодекс в части увеличения с 1 января 2019 года размера НДС с 18% до 20%. В соответствии с существующей нормативной правовой базой это увеличение будет ретранслировано в платеж за ЖКУ. Вместе с тем, фактическое увеличение тарифов согласно законодательству может произойти только с 1 июля 2019 года», — говорилось в сообщении , поступившем в «Газету.Ru».

В министерстве отметили, что в результате, помимо роста НДС в 1,7%, в соответствии с текущим законодательством, в тарифы также будут заложены затраты на выплату НДС за первое полугодие 2019 года, что дополнительно увеличит их рост для населения.

Также в МЭР отметили, что дополнительно прорабатывают размер индексации тарифов в 2019 году для того, чтобы совокупное изменение тарифов в 2019 году не превышало целевое значения инфляции в 4%.

Эти новации относятся к действующей системе ЖКХ. А в новостройках власти решили сразу вводить интеллектуальные системы учета расхода энергоресурсов.

Отмечается, что уже направил свои предложения в . При этом ФАС дала понять, что не следует оснащать новые дома приборами учета за счет граждан. Заместитель руководителя сообщил, что ведомство не допустит включения в тарифы расходов на установку «умных» приборов учета электроэнергии.

«Правительство ежегодно утверждает социально-экономический прогноз, где установлена возможность индексации тарифов на электроэнергию на определенный показатель. Это означает, что превышение того или иного параметра недопустимо. Проведенный антимонопольным ведомством анализ показал, что превышение установленных параметров зафиксировано не было», — цитировало Королева RNS.

Заместитель руководителя ФАС подчеркнул, что «умные» счетчики позволят перевести на более качественный уровень работы с платежной дисциплиной, поскольку информация о задолженности будет в онлайн-режиме поступать в энергоснабжающую организацию.

Между тем президент России Владимир Путин 27 августа заявлял, что «продавливание» роста энерготарифов недопустимо.

«Сегодня в отдельных субъектах сложилась практика «продавливания» необоснованного роста тарифов, в итоге вырученные средства идут не на развитие региональной энергетики, а в карман к конкретным лицам, близким к тем, кто принимает решения подобного рода», — сказал Путин.

Нормативы потребления электроэнергии на человека без счетчика — это установленное на уровне региона или города приблизительное количество энергии, за которую потребитель платит в конце месяца. Норматив установлен для тех ситуаций, когда нет возможности подсчитать уровень потребленных кВт с помощью счетчика. О том, каковы эти нормы и как по ним оплачивать ЖКХ поговорим в следующей статье.

Когда действует норматив

Расчет электроэнергии по нормативу производится, если к плательщику применимы один или несколько из следующих факторов:

  • отсутствие счетчика;
  • устройство подсчета затраченной энергии было умышленно испорчено;
  • счетчик имеется, но показания по нему не были вовремя переданы;
  • нет возможности снять результаты потребления со счетчика;
  • истек срок действия счетчика или прибор учета оказался неисправным.

О том, что за электроэнергию придется платить по тарифу потребления жильца должны заранее уведомить через ответственных лиц. В особенности это касается случаев, если в жилом помещении есть счетчик, но по какой-то причине нет возможности воспользоваться им.

Норма потребления электроэнергии

Электричество без счетчика рассчитывается с учетом нескольких факторов, к которым относятся:

  • количество потребления на всех зарегистрированных на жилплощади лиц;
  • городская или сельская местность;
  • текущее состояние жилфонда;
  • расчетная ставка за 1 кВт энергии в регионе;
  • число комнат (или площадь квартиры);
  • наличие газа в доме;
  • климат в области.

Важно! Субъекты РФ, согласно федеральным законам, имеют полное право самостоятельно начислять нормы потребления в соответствии с указанными выше особенностями местности. Для того, чтобы рассчитать норму, вычисляют количество энергии, использованной за год 10 000 человек.

Расчет за электроэнергию без счетчика

Приблизительный расчет расхода на свет происходит путем перемножения трех величин — числа лиц, снимающих жилье, ставки за свет и региональной нормы. Количество проживающих человек строго отслеживается сотрудниками ЖКХ и ТСЖ. Чтобы узнать, сколько надо будет заплатить, учитывается несколько особенностей:

  1. Наличие льготников среди зарегистрированных лиц.
  2. Использование «социальных киловатт» в регионе. В 2018 году проект «Социальные киловатты» является пилотным и введен не по всей РФ. Его суть заключается в том, что есть социальная норма, по которой рассчитывается месячная плата. Если же гражданин использует больше кВт, чем положено, то и заплатить ему придется больше.

О том, каким образом и с использованием каких показателей были произведены подсчеты потребления, можно узнать в своей управляющей компании, а также через ответственных лиц по дому или подъезду.

Норма электроэнергии на человека в 2019 году

  1. Орловская область. Здесь зафиксирован наиболее щедрый и выгодный показатель нормы, который составляет 190 кВт/ч. Если же на площади одновременно проживает более 5 человек, то каждый из них получает бонусные киловатты в объёме 89 кВт.
  2. Забайкалье. Здесь месячный норматив составляет 65 кВт/ч, в пределах нормы стоимость 1 кВт составляет 1,94 рубля, а выше них оплатить уже потребуется 3,55 рублей за 1 кВт.
  3. Москва. В МО показатель рассчитывается в соответствии с наличием газа в квартире и количеством проживающих лиц. Так, если в помещении проживает одинокий человек, не пользуется газовой плитой, то его норматив потребления электроэнергии будет составлять 80 кВт/ч, если же это семья из нескольких человек, которая также не пользуется газом, то норматив составит 70 кВт на человека.
  4. Ростовская область. Норматив потребления составляет 96 кВт/ч на человека, однако, чем больше лиц зарегистрировано в квартире, тем меньше эта норма. Если проживающих 3 человека, то цифра сокращается до 65 кВт/ч, а если 5 — до 55.

Если рассматривать ситуацию в частном порядке, то можно с уверенностью сказать, что установленного норматива, не хватает.

Важно! Практически в 90% случаев гражданам, не пользующимся ИПУ, приходится значительно переплачивать по той причине, что они не могут уложиться в установленную норму. Таким образом, счетчик могу бы решить данную проблему и позволить экономить ежемесячно сотни рублей.

Как экономить электроэнергию: 5 простых секретов

  1. Включать устройства для кондиционирования воздуха только после того, как окна и двери будут плотно закрыты. Это обеспечит максимальный результат при меньших затратах электроэнергии.
  2. Уже на этапе приобретения электроприборов обращать внимание на буквенную маркировку устройства, которая указывает на степень потребления электроэнергии.
  3. Дабы холодильник не требовал дополнительных ресурсов, располагать его следует подальше от батарей, окон (особенно важно летом), нагревательных устройств.
  4. Бороться с накипью своевременно. Она затрудняет работу нагревательных приборов и в результате переплата по квитанции может составлять на 10-30% больше.
  5. Не включать свет без необходимости и не использовать все световые ресурсы. Эта рекомендация по праву должна быть первой, так как она проста, но жильцы часто ей пренебрегают.


Разумеется для того, чтобы расходы на потребление электроэнергии стабилизировались, лучшим выходом остается установка ИПУ. Поначалу это может потребовать определенных вложений, но уже через 1-2 месяца они себя полностью оправдают.

Начисление ОДН в 2019 году за электроэнергию

Расчет за общедомовые производится в общеобязательном порядке. Каждый житель многоквартирного дома обязан платить по ПУ за обеспечение необходимыми ресурсами помещений общего доступа (как и за холодную воду или отопление). Сумма ОДН начисляется в соответствии с наличием общедомового счетчика, установка которого обязательна по всей РФ и должна оплачивается владельцами жилья. Начисление производится по следующей методике:

  1. При наличии ИПУ в квартире. Вычисления производятся согласно показаниям квартирного электросчетчика, а также потребления на обще домовые нужды (7 кВт на одного жильца).
  2. Если индивидуальных приборов учета нет, тогда оплачивать электрическую энергию придется согласно установленным нормативам и количеству нераспределенных кВт соответственно жилплощади.

Плата за электроэнергию без счетчика представляет максимальные неудобства для жильцов, поскольку ставка растет регулярно. Каждые полгода нормативный уровень увеличивается приблизительно на 15-20%. Этот процент рассчитывают на сумму с учетом постоянного роста стоимости коммунальных услуг, поэтому конечные затраты без счетчика за месяц становятся очень серьезными. Через данные механизмы государство побуждает владельцев жилья к экономии и установке ИПУ и общедомовых ПУ.



Похожие статьи