О долларе США и российском рубле в международных расчётах России. Валентин Катасонов — о том, что обвал рубля неизбежен

22:11 — REGNUM Прошло ровно три года с одного весьма знаменательного решения Центробанка России: в ноябре 2014 года он заявил о прекращении действовавшей до этого политики управляемого (регулируемого) валютного курса рубля. Был упразднен так называемый валютный коридор (установленные пределы колебаний валютного курса рубля) и прекращены валютные интервенции для поддержания курса в пределах «коридора». Результата долго ждать не пришлось: через месяц произошел обвал рубля.

Модест Колеров © ИА REGNUM

Тогдашнее падение валютного курса можно измерять по-разному, но, грубо говоря, валютное обесценение рубля по отношению к доллару США было двукратным. Такие резкие обвалы — редкость в мировой практике. Особенно учитывая то обстоятельство, что у Центробанка России как финансового мегарегулятора (а он только что получил статус такового) имелись гигантские валютные резервы для проведения интервенций. Это была не «ошибка» финансового мегарегулятора, как это пытались квалифицировать некоторые российские чиновники, а наглая афера.

Я специально подчеркиваю: наглая. Потому, что заявление Центробанка, сделанное в ноябре 2014 года, шло вразрез с Конституцией Российской Федерации. Статья 75 (пункт 2) указанного документа гласит: «Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Любой грамотный человек прекрасно понимает, что такое «защита и обеспечение устойчивости рубля». Тем не менее дам некоторые разъяснения.

Дарья Антонова © ИА REGNUM

Во-первых , это недопущение изменения покупательной способности рубля, которое может возникнуть в результате инфляции или дефляции . Инфляция и дефляция — феномены денежного мира, возникающие в результате нарушения баланса между товарной и денежной массами в экономике страны. Увеличение денежной массы по отношению к товарной порождает инфляцию, уменьшение — дефляцию. Изменения цен на различные товары, услуги, активы — следствие нарушения указанного равновесия.

Центробанк не может напрямую и оперативно управлять товарной массой (управление товарной массой достаточно сложно в принципе — в силу большой инерционности товарной массы). А вот управление денежной массой с помощью механизмов эмиссии — святая обязанность Центробанка. Ибо, согласно статье 75 (пункт 1), Банк России является монополистом в деле выпуска денег: «Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются».

На протяжении многих лет Центробанк произносит как мантру одну и ту же фразу: «таргетирование инфляции». Именно так Центробанк сформулировал сам себе основную задачу своей деятельности. Но в Конституции ничего не сказано насчет «таргетирования инфляции», там говорится о «защите и обеспечении устойчивости рубля». Инфляция — обесценение рубля. Нечего не меняет слово «таргетирование».

Словосочетание «таргетируемая инфляция» — примерно то же, что «таргетируемый терроризм», «таргетируемая преступность», «таргетируемая коррупция», «таргетируемая безработица» и так далее. В любой нормальной стране ставится задача покончить с терроризмом, преступностью, коррупцией, безработицей. А теперь представим себе, что соответствующие ведомства народу будут объяснять, что их задачей является не ликвидация зла, а лишь «регулирование» его количества. Применительно к нашему случаю мы можем сказать, что «таргетируемая инфляция» — подмена основной задачи Банка России и очевидное нарушение статьи 75 Конституции РФ.

Во-вторых , это недопущение резкого (значительного) изменения курса рубля по отношению к другим валютам. Как повышение, так и понижение. И то, и другое так же нежелательно для национальной экономики, как резкие колебания артериального давления в человеческом организме. Могут быть разные типы людей: гипертоники — с высоким давлением, гипотоники — с пониженным. И те, и другие могут приспособиться к своим особенностям артериального давления. Но и для тех, и для других противопоказаны резкие его колебания.

У Российской Федерации на протяжении всех лет ее существования имела место валютная гипотония. То есть валютный курс рубля по отношению к другим валютам был и остается заниженным. Это определяется путем сравнения рыночного (или устанавливаемого Центробанком РФ) курса рубля с паритетом покупательной способности (ППС). На сегодняшний день курс рубля занижен примерно в два раза по сравнению с показателем ППС. Я сейчас не собираюсь обсуждать, что лучше или хуже для нас: валютная гипотония или валютная гипертония. Вообще-то лучше иметь такой курс рубля, который соответствует его ППС. Это как у человека идеальное артериальное давление 120 на 80. На сегодняшний день это применительно к пациенту по имени «российский рубль» соответствует 30 рублям за 1 доллар США. А мы по факту имеем почти 60 рублей.

Но Центральный банк о пациенте «российский рубль» не заботится, как это ему предписано Конституцией РФ. Более того, возникает сильное подозрение, что он его пытается убить. Или, по крайней мере, все время держать на больничной койке. Это примерно как современная медицина, которая перешла на рыночные отношения и уже больше не «оказывает помощь» больному, а «оказывает услуги». А в такой модели вылечивать человека коммерческой медицине нет никакого смысла, пациента надо «доить».

А теперь возвращаемся к Центробанку и рублю. Центробанк, как мы поняли, не собирается делать рубль здоровым, т. е. со стабильным валютным курсом. На «больном» рубле могут заработать большие деньги спекулянты. Чем они и воспользовались, когда три года назад Центробанк на весь мир объявил, что отныне он рубль поддерживать не будет. Тут же сбежалась стая алчных валютных шакалов (спекулянтов) и порвала рубль на клочья. Уведя за пределы России добычу, измеряемую миллиардами (не рублей, а долларов).

Дарья Антонова © ИА REGNUM

Налицо все признаки того, что Центробанк и валютные спекулянты действовали в сговоре. Кстати, действовали спекулянты на площадке ПАО «Московская биржа ММВБ-РТС». Также, кстати, возглавлял Совет директоров «Московской биржи» три года назад . В апреле текущего года произошло обновление совета директоров биржи, но в очередной (четвертый) раз председателем Совета директоров избран Алексей Кудрин. Расследование истории с обвалом рубля плавно спустили на тормозах. Во всем обвинили неведомых спекулянтов.

Помню, тогдашний руководитель СВР М. Фрадков по горячим следам сказал, что ему известны эти спекулянты и через некоторое время он о них доложит. По крайней мере в открытых источниках списка этих спекулянтов я так и не увидел. Забавно, что известный финансовый спекулянт Джордж Сорос заявил тогда, что участия в обвале рубля не принимал. Более того, спекулянты или Америка тут ни при чем. Что же, Сорос на одну треть прав. Российские власти действительно постарались. Другая треть вклада принадлежит Америке, вернее тем заокеанским структурам, которые ведут «гибридную» войну против России. А последняя треть вклада принадлежит тем, кто конкретно занимался валютными операциями на бирже, т. е. спекулянтам.

Наглость и цинизм денежных властей, игнорирующих Конституцию РФ, проявляется также в том, что Центробанк продолжает наращивать валютные резервы. Все международные резервы, находящиеся на балансе Банка России, на начало ноября 2017 года составили 426 млрд долл. Примечательно, что Федеральный закон о Центробанке РФ и другие нормативные акты РФ предусматривают, что валютные резервы Банка России могут использоваться лишь для поддержания курса российского рубля. И ни для чего иного.

А если рубль отправили в «свободное плавание» и валютные интервенции более не нужны? Зачем такие гигантские резервы? Может быть, их тогда направить на какие-то другие цели? Скажем, для погашения внешних долгов РФ или для закупки импортного оборудования для восстановления порушенной промышленности? Нет, такое использование исключено, поскольку валютными резервами правительство Российской Федерации, как следует из Федерального закона о Центробанке, воспользоваться не может. А между тем валютные резервы Центробанка продолжают наращиваться. С начала года они выросли на 49 млрд долл.

Что за мистика? — Никакой мистики нет. Банк России развернут спиной к той стране, название которой красуется на его вывеске. Он работает на Запад. На те страны, валюты которых накапливает в своих резервах. То есть в первую очередь на США, во вторую очередь на Европу. Ведь иностранная валюта в резервах Банка России — почти бессрочное и почти беспроцентное кредитование других государств, казначейские облигации которых аккумулирует Центробанк.

Думаю, что в первые годы своего существования Банк России не мог объявить о свободном плавании рубля. Ведь тогда (еще в 90-е годы и в нулевые) руководители Банка России занимались обоснованием политики по наращиванию международных резервов. Сегодня уже никто из руководителей и мало кто из народа задается вопросом: зачем мы наращиваем валютные резервы? Раз такой вопрос исчез, значит, можно делать следующий шаг на шахматной доске обмана и мошенничества: отправить рубль в свободное плавание.

Мало того, что такое плавание создает питательную почву для ограблений России валютными спекулянтами. Свободное плавание рубля позволяет нашим геополитическим «партнерам» использовать валютное оружие для дестабилизации экономической, социальной и политической ситуации в стране. Это оружие пострашнее, чем все до сих пор вводившиеся Америкой и ее союзниками экономические санкции против России.

Специалисты хорошо знают, что для стабилизации валютного курса национальной денежной единицы в принципе не надо «городить огород» под названием «валютные резервы». На протяжении второй половины ХХ века большинство стран мира для защиты своих национальных валют использовали такой проверенный инструмент, как валютные ограничения по операциям, связанным с транснациональным движением капитала. Однако «хозяевам денег» такие ограничения как кость в горле. «Вашингтонский консенсус» — «символ веры» экономического либерализма и глобализации — категорически запрещает использование такого инструмента. Ведь тогда не понадобится весь этот «огород», называемый валютные резервы. Тогда не будет спроса на «зеленую бумагу», производимую «печатным станком» ФРС США — главным оружием «хозяев денег».

Во всей этой истории удивляет позиция всех трех ветвей нашей власти. Начну с третьей, которая нашла свое отражение в главе 7 Конституции РФ («Судебная власть и прокуратура»). Три основных института, обозначенные в этой главе, — Верховный суд, Конституционный суд, прокуратура никак не прореагировали на вопиющее нарушение Конституции РФ три года назад, не опротестовали решение Центробанка об отмене «валютного коридора» и переходе рубля в «свободное плавание». Они несут солидарную ответственность за то валютное потрясение, которое произошло с Россией в конце 2014 года.

Теперь о законодательной власти (глава 5 Конституции «Федеральное собрание»). Она также несет ответственность за то, что произошло в конце 2014 года. Принятый Государственной думой в 2002 году Федеральный закон о Центробанке содержит целый ряд недопустимых отступлений от Конституции в части, касающейся полномочий и функций, развязал Центральному банку руки для сомнительной деятельности. В частности, на совести законодателей положение Федерального закона о валютных резервах Российской Федерации, которые, оказывается, ей (Российской Федерации) не принадлежат.

Globallookpress

Наконец, исполнительная власть (глава 6 Конституции РФ «Правительство РФ»). Чуть ли не каждый день мы слышим заявления разных чиновников правительства, которые, оказывается, поддерживают курс Центробанка, в том числе в части, касающейся «таргетирования инфляции» и «свободного плавания» российского рубля. Следовательно, они также несут солидарную ответственность за нарушение Банком России конституции и те потери, которые понесла страна в результате обвала курса рубля три года назад.

Спустя три года в России мы видим примерно ту же ситуацию, какая сложилась накануне тогдашнего обвала рубля. Центральный банк, фактически первая и самая главная ветвь власти в стране, диктует всем правила существования. Правила обширные, особенно учитывая, что Центробанк уже четвертый год выступает в качестве финансового мегарегулятора. «Нам очень важно избавиться от идеи фикс — все время думать о курсе (рубля). Я понимаю, что курс влияет на реальные экономические процессы. Но нужно привыкнуть жить в условиях плавающего курса», — заявила председатель Центробанка России Э. Набиуллина в апреле этого года. Прокуратура в очередной раз промолчала.

«Пробные шары» Центробанка показали, что власти страны никаких уроков из декабрьского обвала рубля не извлекли. Можно готовить новый обвал. Робкие попытки некоторых прозревших чиновников предложить наделить Центробанк полномочиями вводить валютные ограничения в случае возникновения угрозы обвала рубля не были услышаны и даже были осуждены. Так, , нынешний министр экономического развития, на форуме «Россия зовет!» (октябрь 2017 года) с трибуны этого форума произнес клятву либерала, воспроизводя многие положения «Вашингтонского консенсуса».

В том числе он выступил против очень осторожного предложения Минфина о возможности валютных ограничений (в острых ситуациях) и назвал их неактуальными. «Я выступаю против. Такие механизмы нам не потребуются ни в какой ситуации», — заявил министр, который решил стать святее папы римского. Я имею в виду то, что МВФ, опасаясь второй волны мирового финансового кризиса, решил в 2012 году внести поправки в «Символ веры» («Вашингтонский консенсус»), разрешив в острых ситуациях вводить временные валютные ограничения по капитальным операциям.

Все основные фигуранты прошлой подрывной операции на своих местах: Э. Набиуллина, С. Швецов (первый заместитель председателя Банка России, в 2014 году озвучивал важнейшие решения Центробанка в области валютной политики), А. Силуанов (министр финансов, в 2014 году поддержал решение Банка России о свободном плавании рубля), А. Кудрин. Все условиях для обвала рубля те же: свободное плавание рубля, клятвенные обещания не прибегать к валютным интервенциям, отсутствие валютных ограничений по капитальным операциям (и даже обещание не вводить их).

Плюс к этому такие «объективные факторы», как графики погашения валютных обязательств российских компаний по ранее взятым за рубежом кредитам и займам. В IV квартале 2017 года сумма к выплате окажется максимальной за два года. По графику наступит срок погашения займов на 25 млрд долл. Выплаты 30 крупнейших компаний при этом вырастут на 38% по сравнению с III кварталом. В России обвалы рубля в конце года могут стать традицией, поскольку из года в год графики погашений долгов сдвигаются на последние месяцы.

Впрочем, в нынешней ситуации «сезонный фактор» может оказаться не главным. На первое место выходит фактор политический — президентские выборы в марте следующего года. Поэтому операция по обвалу рубля может быть перенесена на начало следующего года. Неужели валютные спекулянты и стоящие за ними «дирижеры» («хозяева денег», стремящиеся ослабить Россию) не воспользуются возможностью устроить в России повторение декабря 2014 года?

Интервью для сайта Общественный контроль.

Рубль продолжает укрепляться, что побуждает россиян активно скупать доллары и евро. При этом Минфин проводит валютные интервенции, Минэкономразвития ожидает стабилизации национальной валюты, а большинство независимых аналитиков называют ситуацию аномальной. О том, что происходит в действительности, «Общественному контролю» рассказал председатель Русского экономического общества, профессор МГИМО Валентин Катасонов:

«Учитывая, что большая тройка рейтинговых агентств находится под контролем хозяев мировых денег, в том числе Ротшильдов, понятно, чего они хотят. Такой инструмент используется ими с целью ослабления военно-политического потенциала страны».

Быстро меняющиеся валютные курсы для экономики - примерно то же самое, что скачущее артериальное давление для человека. Когда оно то повышается, то вдруг резко падает, это считается самым плохим вариантом. При таких перепадах никто не может чувствовать себя хорошо, а в некоторых случаях речь может идти даже о полной потере работоспособности. Человек более продуктивен в том случае, если у него постоянно высокое или постоянно низкое давление. То же самое с экономикой.

Почему в настоящее время курс рубля повышается, вполне понятно: в Россию заходят достаточно крупные «инвесторы», причем данное слово, безусловно, требует кавычек, так как это не те компании, фонды или банки, которые собираются совершать долгосрочные вложения в реальном секторе российской экономики. Это спекулянты, и их интересуют только «горячие» деньги. Они заходят ненадолго, мародерствуют, что-то зарабатывают, а затем быстро уходят, что вызывает обратное движение курса национальной валюты.

Вообще-то эти «грабли» имеют достаточно длительную историю, и всегда происходит одно и то же: капитал приходит в страну, разогревает ее, а потом обваливает национальную денежную единицу. А значит, рубль обвалится. Это неизбежно. Так что радоваться нечему…

Произнося слово «обвалится», я вспомнил декабрь 2014 года, когда действовал точно такой же механизм качелей: сначала курс рос, потом резко падал. Не стану подробно перечислять последствия того обвала. Замечу лишь: они были очень тяжелыми, я бы даже сказал, геоэкономическими, геополитическими. Накануне тех событий мы как раз говорили с другими государствами, в том числе с Китам и Белоруссией, о переходе в торговле на национальные валюты. А когда рубль обвалился, партнеры тут же заявили: извините, конечно, но давайте лучше будем, как и прежде, использовать доллары и евро…

«Спекулянты заходят ненадолго, мародерствуют, что-то зарабатывают, а затем быстро уходят, что вызывает обратное движение курса национальной валюты».

Итак, нам нужен устойчивый валютный курс. Как его добиться? Прежде всего, необходимо перекрыть каналы движения «горячего» спекулятивного капитала. И, надо сказать, многие страны мира уже ввели такие ограничения. Когда-то, несколько лет назад, Международный валютный фонд грозил пальчиком тем государствам, которые пытались регулировать движение капитала. Но, поскольку произошел финансовый кризис 2007-2009 годов, МВФ вынужден был признать, что если нельзя, но сложилась вот такая тяжелая ситуация, то иногда все-таки и можно.

К слову, страны БРИКС, с которыми мы вроде бы дружим, тоже имеют те или иные ограничения движения капитала, так что Россия сегодня стала единственным исключением из правила. При этом, к сожалению, наши либералы обеспечивают все возможные условия для того, чтобы спекулянты в России хорошо поживились. Впрочем, нужно говорить не только о спекулянтах, которые иногда действуют слепо. Всем процессом дирижирует некая закулиса, обозначающая потоки движения капитала.

Под определением «закулиса» я имею в виду, например, агентства, начинающие ни с того ни с сего повышать инвестиционные рейтинги страны, в которой объективно ничего не меняется. Именно они являются главными действующими лицами в этом спектакле. А учитывая то, что большая тройка рейтинговых агентств находится под контролем хозяев мировых денег, в том числе Ротшильдов, понятно, чего они хотят. Такой инструмент используется ими не только для обогащения, но и с целью ослабления военно-политического и военно-экономического потенциала страны.

Вообще это очень большая тема для разговора. Но вернемся к нынешнему валютному курсу рубля. К сожалению, при таких его колебаниях следует готовиться к повторению того, что имело место в декабре 2014 года.

Вот такая вырисовывается картина…

Интервью проводила Светлана Белоцусова

Для того, чтобы развивать экономику, необходимо иметь стабильную национально-денежную единицу … Укрепившийся рубль негативно влияет на увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции, заявил министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев на выездном расширенном заседании фракции «Единая Россия», сообщает ТАСС.

«Это (увеличение экспорта сельхозпродукции — РНЛ) произошло в том числе благодаря санкциям, девальвации рубля, ослабленному курсу рубля, который сегодня, к сожалению, не радует нас. Когда мы видим курс (доллара — РНЛ) 58-57 рублей — это усложняет конкуренцию и выход на экспортные рынки», — отметил Ткачев.

За последние три года Россия увеличила сельскохозяйственный экспорт с $5 млрд до $17 млрд, подчеркнул министр.

Однако главным врагом развития сельскохозяйственного экспорта Ткачев считает ветеринарную обстановку в стране. По его словам, регионы не справляются с урегулированием ситуации, поэтому Минсельхоз сейчас разрабатывает законодательство, ужесточающее ветеринарный контроль.

«Мы получили весь набор заболеваний, а для нас это принципиально важно, это стратегическое направление сегодня. Если мы не наведем порядок в ветеринарном надзоре, значит. нас будет лихорадить, посещать вирусы, заболевания. Значит, наша продукция никому не нужна будет», — пояснил министр.

В свою очередь, председатель Высшего совета «Единой России» Борис Грызлов считает укрепление национальной российской валюты поводом для поздравления, а не сожаления. Так он прокомментировал высказывание на эту тему министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева, прозвучавшее во вторник на расширенном выездном заседании фракции «Единая Россия» в Госдуме. Дискуссия была посвящена развитию сельского хозяйства в РФ.

«Прозвучала интересная фраза Александра Ткачева, которую не могу не прокомментировать, — «рубль, к сожалению, окреп», — процитировал Грызлов главу ведомства. «Ну, наверное, если мы считаем, что наше производство стало экспортно ориентированным во всех его направлениях, можно так говорить», — согласился он.

«Но для народа окрепший рубль — это, безусловно, важное достояние, и надо нас с этим скорее поздравить», — подчеркнул политик.

«Уверен, совместные усилия государства, партии и граждан нашей страны позволят обеспечить продовольственный суверенитет», — заключил Грызлов.

Кроме того, Борис Грызлов призвал внедрять механизм поддержки приоритетных инвестпроектов в агропромышленный комплекс (АПК) в целях дальнейшего развития сельского хозяйства.

«Необходимо создание и внедрение механизмов поддержки приоритетных инвестиционных проектов в АПК, а также обеспечение субсидирования на льготных условиях инвестиционных и краткосрочных кредитов», — сказал он.

Грызлов уверен, что сельское хозяйство в целом перестало считаться «черной дырой», но стало прибыльной, стремительно растущей отраслью. «Так, в 2016 году был получен рекордный в постсоветской истории урожай — 118 млн тонн зерна», — отметил он.

Помимо этого, Грызлов подчеркнул, что устойчивое социально-экономическое развитие страны «призваны поддержать и многие партийные проекты», такие как «Российское село».

Высказывания политиков прокомментировал в интервью «Русской народной линии» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов :

Не прав ни тот и ни другой, потому что ни тот и ни другой не понимают, какой должна быть модель экономики, которая обеспечивала бы экономическую безопасность страны, ее национальный суверенитет, обеспечивала бы максимальные социальные гарантии людям и максимальное удовлетворение всех жизненно необходимых потребностей. К сожалению, у этих политиков очень фрагментарное представление об экономике, и каждый кулик со своей кочки, со своего болота смотрит на мир. К сожалению, у нас в верхнем эшелоне власти нет людей, которые действительно бы смотрели на экономику с позиции общенациональных, а не каких-то региональных, ведомственных и узкогрупповых интересов.

В данном случае я хотел бы сказать, что вопрос валютного курса - это, действительно, ключевой вопрос сегодня в условиях финансовой глобализации, в условиях, когда все страны, включая Россию, глубоко оказались втянутыми в мировую экономику и различные товарные и финансовые рынки. Это становится сегодня главной проблемой всех этих стран. На самом деле, для того, чтобы развивать экономику, необходимо иметь стабильный рубль, стабильную национально-денежную единицу. Если в экономике нет стабильной национально-денежной единицы, то никакое экономическое развитие, по большому счету, невозможно. Возможны некоторые отдельные фрагментарные успехи, но в целом такая экономика не в состоянии обеспечивать пропорциональное гармоничное скоординированное развитие всех ее частей. Поэтому каждый будет тянуть одеяло на себя. Грызлов в одну сторону, Ткачев в свою сторону.

К сожалению, это яркое проявление того, что у нас нет людей, которые бы действительно мыслили масштабно с позиции национальных и государственных интересов. Говорить о том, что понижение или повышение курса - это хорошо, - это некое безумие. В 1944 году, когда сорок четыре делегации собрались на Бреттон-Вудской конференции и обсуждали, как должен выглядеть послевоенный мир, в частности, касающийся финансов, ни у кого не было сомнений, что для того, чтобы поднять разрушенные страны, необходим фиксированный валютный курс. Это аксиома.

Сегодня уже настолько всем мозги закомпостировали, что одни говорят - надо повышать, другие - надо понижать. Нет, это как в медицине - если у человека скачет артериальное давление, то он не только не может выполнять какие-то трудовые функции, проявлять свою активность, он просто будет лежать. Поэтому медики вам скажут, и не только медики, но и пациенты, что лучше уж иметь устойчивое низкое давление или устойчивое высокое давление, но когда начинаются колебания - это самое плохое. А у нас нет таких механизмов, которые позволили бы нам избавиться от так называемой волатильности рубля. То же самое можно сказать про волатильность евро, американского доллара и так далее, о фиксированных валютных курсах.

Когда Ткачев говорит о том, что нам выгоден пониженный курс рубля, он фактически признает, что мы и дальше будем развиваться, как страна, которая ориентирована на внешние рынки, которые зависят от конъюнктуры внешних рынков. К тому же это страна, которая не возвращает валютную выручку по курсу экспорта сырьевых товаров. Это модель сырьевой экономики, и, конечно, я никак не могу поддержать позицию нашего министра сельского хозяйства.

Ведь надо понимать, что заниженный курс денежной единицы - это фактически означает субсидирование экспорта. Это понятно даже грамотному студенту. А субсидирование экспорта за счет чего? Тут я задаю вопрос своим студентам. А за счет того, что происходит перераспределение общественного продукта за счет тех секторов экономики, которые не участвуют в этом внешнеторговом обмене.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/16/zanizhennyj_kurs_rublya_eto_ograblenie_vsej_strany/

популярный интернет

Еще по теме

Российские граждане устали от непрерывного потока негативных новостей: увеличение пенсионного возраста, повышение налога на добавленную стоимость, планы...далее

Профессор Катасонов о выходе на валютную арену Федерального казначейства

Я вижу много признаков того, что валютный курс рубля может в ближайшие месяцы пойти вниз. Выделю три группы рисков резкого ослабления национальной денежной единицы. А если все они сойдутся в одной временной точке, то будет уже не ослабление, а настоящий обвал.

Одна группа рисков резкого ослабления национальной валюты связана с возможным введением новых санкций против России. Например, принятый в США в августе текущего года закон об экономических санкциях предусматривает возможность установления запрета на покупку государственного долга Российской Федерации (долговых бумаг). Это, в свою очередь, нарушит баланс на валютном рынке в пользу иностранных валют со всеми отсюда вытекающими неприятными последствиями для рубля. А уж о такой мере, как замораживание валютных резервов Российской Федерации, я не говорю, просчитать последствия такой меры сложно, но удар по рублю и всей российской экономике будет мощный.

Вторая группа рисков связана с возможной игрой спекулянтов против российского рубля. Сегодня много признаков того, что история с обвалом рубля декабря 2014 года может повториться. Понятно, что спекулянтами, скорее всего, будут дирижировать все те же, кто организует экономические санкции против России. Спекулянты - лишь инструмент в руках тех, кто долго и целенаправленно ведет подрывную работу против нашей страны. Я об этом уже не раз говорил, повторяться не буду.

Третья группа рисков связана с рядом наших собственных планов и решений, реализация которых фатально приходится на конец текущего года.

Что я имею в виду?

Прежде всего, резкое повышение спроса на иностранную валюту в связи с пиком выплат в целях погашения и обслуживания российского внешнего долга. Традиционно такой пик приходится на декабрь. Сумма выплат зарубежным кредиторам в последнем месяце текущего года составит 18 млрд. долларов; она вдвое превысит показатель ноября и станет рекордной за два года.

Среди декабрьских событий возможно и такое, как предоставление заграничному клиенту валютного кредита на сумму 5,1 млрд долл. российским банком ВТБ. История данной сделки довольно запутанная. Мы привыкли к тому, что сегодня российские компании в условиях экономических санкций в поисках кредитов за пределами страны все чаще обращают свои взоры в сторону богатого валютой Китая. А вдруг мы узнаем, что ВТБ планирует выдать многомиллиардный кредит китайской компании CEFC. У многих, наверное, еще свежа в памяти операция по приватизации «кусочка» Роснефти. Катарский суверенный фонд QIA и швейцарский сырьевой трейдер Glencore приобрели пакет акций российской государственной компании в размере в 14,16%. И вот выясняется, что этот пакет перепродается китайской компании CEFC (до недавнего времени не очень известной даже в Китае). А деньги на покупку обещали выдать в виде кредита китайский China Development Bank и российский ВТБ. Мало того, что вся история с приватизацией пакета акций Роснефти и его последующей перепродажей китайцам очень мутная, так еще и выдача валютного кредита российским банком приурочена к концу текущего года (такое время называют СМИ). Что лишь усугубит ситуацию с российским рублем.

Материалы по теме

И наконец, третье и самое важное событие последнего месяца нынешнего года. 5 декабря СМИ сообщили новость: правительство РФ разрешило Федеральному казначейству покупать валюту напрямую на организованных торгах, а не в ЦБ РФ, при управлении временно свободными средствами на едином счете федерального бюджета.

Напомню, что Федеральное казначейство (ФК) - федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. ФК сначала входило в состав Минфина России. С 1 января 2005 года ФК было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации с преобразованием в федеральную службу, подведомственную Минфину России.

Упомянутое выше постановление опубликовано на сайте кабмина 5 декабря. Название документа очень длинное: Постановление правительства РФ от 30 ноября 2017 г. № 1449 «О порядке осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части купли-продажи иностранной валюты и заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, предметом которых является иностранная валюта, на организованных торгах».

В сопроводительной справке к документу отмечается: «В соответствии с указанными правилами впервые Федеральному казначейству предоставляется право осуществления купли-продажи иностранной валюты на организованных торгах (наряду с куплей-продажей иностранной валюты в Банке России), а также заключения на организованных торгах договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, предметом которых является иностранная валюта».

До этого Федеральное казначейство напрямую на валютный рынок не выходило, валютно-обменные операции осуществляло через Банк России на основе постановления правительства Российской Федерации от 17 сентября 2013 г. № 816 «Об осуществлении операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) иностранной валюты». Согласно правилам, утвержденным указанным постановлением № 816, «покупка (продажа) иностранной валюты осуществляется Федеральным казначейством в пределах остатков средств на едином счете федерального бюджета в Центральном банке Российской Федерации по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату проведения расчетов».

Теперь операции с валютой казначейство будет осуществлять через биржу. Фактически федеральное ведомство станет игроком на бирже, причем, скорее всего, вторым по значимости после Банка России. Документом правительства предусматривается, что свои операции с валютой казначейство будет осуществлять с учетом параметров денежно-кредитной политики Банка России. Информацию о сделках с валютой казначейство будет размещать на своем сайте.

Эксперты, близкие к Минфину и Федеральному казначейству, объясняют новацию, заложенную в постановлении правительства № 1449, тем, что, мол, казна несла существенные потери из-за неустойчивости рубля. Теперь правительство в лице Федерального казначейства становится активным участником валютного рынка и начинает играть. Не уверен, что это оптимальное решение проблемы по снижению рисков потерь казны. Если бы Банк России проводил валютные интервенции и управлял трансграничными потоками капитала, то и не надо было бы «огород городить», приглашая Федеральное казначейство (ФК) играть на валютном рынке. Если на валютном рынке будет два крупных игрока (ЦБ и ФК), то не факт, что между ними будет «симфония». Может, наоборот, возникнуть «какофония».

И вот, сейчас, когда от Банка России все ожидают, что он не допустит резкого опускания рубля, на валютную арену выходит ФК. Для того чтобы продать иностранную валюту и поддержать рубль? Нет, с точностью до наоборот. Чтобы подобно другим участникам рынка (как физическим, так и юридическим лицам) уйти в «зеленую» валюту и захеджировать риск обесценения рубля. Этот фактор может оказаться решающим в падении рубля. А какие суммы рублей ФК может выбросить на валютный рынок?

Единый счёт федерального бюджета, на котором собираются все остатки свободных рублевых средств в Банке России, имеет номер 4105. На сайте ФК узнаем, что на счете 4105 находились деньги в объеме 2 трлн. 254 млрд. рублей! Гигантская сумма. Это примерно 14% годовых доходов федерального бюджета. Минфин и ФК прекрасно понимают, что такие гигантские суммы скапливаются в результате сбоев в графиках как аккумуляции бюджетных денег (налоги, сборы, пошлины, поступления средств от приватизации и другие неналоговые доходы), так и их расходования. Сбои в графиках расходования лишь отчасти возникают в результате непредвиденных обстоятельств. Даже нерадивость и отсутствие дисциплины не являются главными причинами нарушений графиков. Такие нарушения носят спланированный характер, они - результат злого умысла тех, кто являются непосредственными распорядителями и пользователями бюджетных средств.

К примеру, по данным Счётной палаты России, в 2016 году кассовое исполнение по объектам Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) было выполнено всего на 55,2%. Это означает, что оставшиеся 45% не были израсходованы и остались в распоряжении предприятий. Суммы разные в зависимости от года, но минимальная зафиксирована в 2008 году - полтора триллиона рублей.

Злоупотребления, связанные с бюджетными деньгами, бросаются в глаза. Что делает государство? С одной стороны, вроде бы борется с такими злоупотреблениями. Например, недавно принято решение о том, что неизрасходованные остатки бюджетных денег пользователей (распорядителей) зачисляются на счет ФК.

С другой стороны, правительство снабжает и конечных пользователей бюджетных денег, и само ФК «игрушками», поощряя и тех, и других к злоупотреблениям. Под «игрушками» я имею в виду право на совершение операций с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, банковскими депозитами. Эти инструменты-игрушки используются для размещения бюджетных средств и получения процентов и иных доходов. Причем доходы становятся достоянием пользователей и распорядителей бюджетных средств. Безусловно, что бенефициарами таких схем размещения бюджетных денег становятся банки. Иногда даже главными бенефициарами. А если говорить юридическим языком, это есть «нецелевое использование бюджетных средств».

Почти два десятилетия назад был принят «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (от 31.07.1998 N 145-ФЗ). В нем была статья 236 «Размещение бюджетных средств на депозитах, передача бюджетных средств в доверительное управление». В ней было черным по белому записано: «Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом». Увы, соблазн получения «навара» за счет нецелевого использования бюджетных средств был столь силен, что размещение казенных средств на депозитах коммерческих банков стало сплошным «исключением».

Вот, например, на 1 ноября 2017 года средства государственных организаций, которые находились на счетах российских банков, составили 834,0 млрд руб. В том числе на рублевых счетах - 707,2 млрд руб., на счетах в иностранной валюте - 126,8 млрд руб. Если предположить, что средняя ставка размещения на депозитах была равна хотя бы 5% годовых, то «навар» должен был составить почти 42 млрд руб. Думаю, что это не полная картина, так как часть бюджетных средств была государственных организаций была размещена в ценных бумагах. Иногда размещение осуществляется даже в виде займов другим юридически лицам.

Уже на протяжении четверти век я слежу за правилами использования бюджетными деньгами в России и прихожу к выводу: одной рукой государство пресекает игры с бюджетными деньгами, а другой - наоборот, поощряет, снабжает игроков новыми «инструментами» (или «игрушками»). А эти «игрушки» отвлекают распорядителей и пользователей бюджетных средств от выполнения своих непосредственных задач (например, строительство дорог и предприятий, выполнение оборонных заказов, реализация социальных программ и проектов). Имеет место «нецелевое использование» бюджетных средств, а, проще говоря, казнокрадство.

На Бюджетном кодексе Российской Федерации «живого места» нет, он весь состоит из поправок и дополнений. Каждый год рождаются новые постановления правительства, вводящие новые «игрушки» для пользователей бюджетных денег и запрещающих какие-то «старые». Идет непрерывная борьба различных групп интересов не только за раздел бюджетного «пирога», но и за правила, определяющие, как этот «пирог» можно есть.

Вот, в августе нынешнего года были постановлением правительства утверждены новые правила размещения бюджетных средств на банковских счетах. В этих правилах просматривается, что масштабы размещения как минимум сохранятся на прежнем уровне, но банковские счета будут открываться не конечными пользователями и распорядителями, а Федеральным казначейством. А круг банков-бенефициаров такой схемы размещения бюджетных средств станет еще более узким.

А вот совсем свежее постановление правительства от 30 ноября 2017 года. Оно определяет правила, касающиеся субсидий, выделяемых из бюджета госкорпорациям и государственным акционерным компаниям. Принятию решения предшествовало изучение вопроса Счетной палатой РФ. Среди самых крупных получателей государственных субсидий Счетная палата назвала РЖД (на компанию пришлась половина таких ассигнований), Россельхозбанк, РусГидро и Роснано. По данным Счетной палаты, госкорпорации РФ в 2016 году заработали 7,6 млрд руб. на размещении в банках свободных средств, всего на 1 сентября 2017 года на депозитах и счетах госкорпорациями было размещено около 164 млрд руб.

Согласно упомянутому выше постановлению (№ 1453 от 30 ноября 2017 года), государственным корпорациям и публично-правовым компаниям запрещается отныне держать бюджетные субсидии на своих счетах в банках и получать за это процентную мзду. Также госкомпаниям запретили играть с валютой - теперь ее покупка может быть обоснована лишь при поставках импортного оборудования. Под запрет попало и перечисление субсидий в уставные капиталы других организаций.

В общем, просматривается тенденция, что игра на финансовых рынках с низового уровня бюджетно-распределительной системы переходит на верхний этаж - к Федеральному казначейству. С моей точки зрения, эта тенденция опасна. По многим причинам. Хотя бы потому, что наверху между ФК и «избранными» на роль уполномоченных банками может образоваться мощная коррупционная смычка. Которую потом не разобьешь никакой кувалдой. И чем больше ФК будет погружаться в игры на финансовом рынке, тем менее интересно ему будет выполнять свои непосредственные обязанности.

Но теперь вернусь к тому, с чего начинал. Опасаюсь, что Федеральное казначейство, получив полномочия на валютные операции, доведет рубль до падения. И не только потому, что ФК подобно всем простым смертным будет пытаться хеджировать риски обесценения рубля. ФК будет сознательно играть на понижение рубля. Ведь все знают, что с падающим рублем легче исполнять бюджет. На любом рынке есть свои «медведи» (играющие на понижение) и свои «быки» (играющие на повышение). В лице Федерального казначейства мы получили валютного «медведя» гигантских размеров.

Быстро меняющиеся валютные курсы для экономики - примерно то же самое, что скачущее артериальное давление для человека. Когда оно то повышается, то вдруг резко падает, это считается самым плохим вариантом. При таких перепадах никто не может чувствовать себя хорошо, а в некоторых случаях речь может идти даже о полной потере работоспособности. Человек более продуктивен в том случае, если у него постоянно высокое или постоянно низкое давление. То же самое с экономикой.

«Учитывая, что большая тройка рейтинговых агентств находится под контролем хозяев мировых денег, в том числе Ротшильдов, понятно, чего они хотят. Такой инструмент используется ими с целью ослабления военно-политического потенциала страны».

Почему в настоящее время курс рубля повышается, вполне понятно: в Россию заходят достаточно крупные «инвесторы», причем данное слово, безусловно, требует кавычек, так как это не те компании, фонды или банки, которые собираются совершать долгосрочные вложения в реальном секторе российской экономики. Это спекулянты, и их интересуют только «горячие» деньги. Они заходят ненадолго, мародерствуют, что-то зарабатывают, а затем быстро уходят, что вызывает обратное движение курса национальной валюты.

Вообще-то эти «грабли» имеют достаточно длительную историю, и всегда происходит одно и то же: капитал приходит в страну, разогревает ее, а потом обваливает национальную денежную единицу. А значит, рубль обвалится. Это неизбежно. Так что радоваться нечему…

Произнося слово «обвалится», я вспомнил декабрь 2014 года, когда действовал точно такой же механизм качелей: сначала курс рос, потом резко падал. Не стану подробно перечислять последствия того обвала. Замечу лишь: они были очень тяжелыми, я бы даже сказал, геоэкономическими, геополитическими. Накануне тех событий мы как раз говорили с другими государствами, в том числе с Китам и Белоруссией, о переходе в торговле на национальные валюты. А когда рубль обвалился, партнеры тут же заявили: извините, конечно, но давайте лучше будем, как и прежде, использовать доллары и евро…

Итак, нам нужен устойчивый валютный курс. Как его добиться? Прежде всего, необходимо перекрыть каналы движения «горячего» спекулятивного капитала. И, надо сказать, многие страны мира уже ввели такие ограничения. Когда-то, несколько лет назад, Международный валютный фонд грозил пальчиком тем государствам, которые пытались регулировать движение капитала. Но, поскольку произошел финансовый кризис 2007-2009 годов, МВФ вынужден был признать, что если нельзя, но сложилась вот такая тяжелая ситуация, то иногда все-таки и можно.

«Спекулянты заходят ненадолго, мародерствуют, что-то зарабатывают, а затем быстро уходят, что вызывает обратное движение курса национальной валюты».

К слову, страны БРИКС, с которыми мы вроде бы дружим, тоже имеют те или иные ограничения движения капитала, так что Россия сегодня стала единственным исключением из правила. При этом, к сожалению, наши либералы обеспечивают все возможные условия для того, чтобы спекулянты в России хорошо поживились. Впрочем, нужно говорить не только о спекулянтах, которые иногда действуют слепо. Всем процессом дирижирует некая закулиса, обозначающая потоки движения капитала.

Под определением «закулиса» я имею в виду, например, агентства, начинающие ни с того ни с сего повышать инвестиционные рейтинги страны, в которой объективно ничего не меняется. Именно они являются главными действующими лицами в этом спектакле. А учитывая то, что большая тройка рейтинговых агентств находится под контролем хозяев мировых денег, в том числе Ротшильдов, понятно, чего они хотят. Такой инструмент используется ими не только для обогащения, но и с целью ослабления военно-политического и военно-экономического потенциала страны.

Вообще это очень большая тема для разговора. Но вернемся к нынешнему валютному курсу рубля. К сожалению, при таких его колебаниях следует готовиться к повторению того, что имело место в декабре 2014 года.

Вот такая вырисовывается картина…



Похожие статьи