О порядке проведения валютных операций. Порядок совершения валютных операций Проведение валютных операций в банке

Принципиально важное значение имеет законодательное разграничение валютных операций на два основных вида:

текущие валютные операции;

валютные операции, связанные с движением капитала.

Текущие валютные операции -- это:

  • а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;
  • б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
  • в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

r) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

Валютные операции, связанные с движением капитала:

  • а) прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия в целях извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
  • б) портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;
  • в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны ее местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на, недвижимость;

r) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

  • д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
  • е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Разделение валютных операций на два типа -- дань их влиянию на экономические процессы.

Текущие операции направлены на обслуживание экспортно-импортных торговых операций (их оплату, в том числе и получение кредитов для этих целей), а также на обеспечение перемещения валютных средств граждан, работающих или проживающих за рубежом (пенсии, переводы и т.д.).

Валютные операции, связанные с движением капитала, как явствует из самого названия, означают вложения российского капитала в иностранную экономику, а также ввоз иностранного капитала в страну. И тот и другой процесс могут иметь негативные последствия для отечественной экономики (как в форме оттока капитала, так и в форме установления иностранного контроля за различными сферами национальной экономики).

Как следствие этого, резиденты осуществляют текущие валютные операции без ограничений, а операции второго типа подлежат достаточно жесткому контролю со стороны государства, в лице его соответствующих органов.

Закон о валютном регулировании и валютном контроле дает определение понятия «уполномоченные банки», под которыми подразумеваются банки и другие кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка РФ на проведение валютных операций. Лицензии на проведение операций с иностранной валютой выдаются коммерческим банкам и другим кредитным учреждениям как правило через год после начала их работы. Покупка и продажа иностранной валюты в РФ производится только через уполномоченные банки. Сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться как непосредственно между уполномоченными банками, так и через валютные биржи.

Сделки купли-продажи иностранной валюты, заключенные в нарушение этих норм, являются недействительными.

Валютные ограничения. Под валютными ограничениями подразумеваются законодательное или административное запрещение, лимитирование или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства или крупных предпринимателей. Введение валютных ограничений может диктоваться как экономическими, так и политическими мотивами. В целом же минимизация вторжения государства в валютные отношения, развитие экономической свободы всегда означает уменьшение валютных ограничений.

Законодательство зарубежных государств знает немало разновидностей валютных ограничений, к числу которых можно, например, отнести:

централизацию валютных операций в центральных банках;

лицензирование валютных операций;

полное или частичное блокирование валютных счетов;

обязательную продажу валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному или уполномоченным банкам;

ограничения обратимости валют и т.д.

Валютные ограничения могут применяться как по текущим валютным операциям, так и по операциям, связанным с движением капитала.

Законодательные ограничения операций с валютными ценностями -- одна из форм валютной политики Российской Федерации. Одним из объектов валютных ограничений являются валютные права предприятий и населения.

Так, деятельность предприятий-экспортеров регулируется в 1990-х годах с помощью экспортных лицензий, а также экспортно-импортных тарифов. Экспортные лицензии рассматриваются как средство сдерживания вывоза сырья и топлива из страны. А импортные тарифы -- как средство снизить конкуренцию зарубежных товаров против товаров, производимых отечественной промышленностью.

Одним из валютных ограничений является обязательная продажа части экспортной валютной выручки на внутреннем рынке.

В процессе осуществления движения капиталов и кредитов предприятия России имеют право покупать ценные бумаги и получать кредиты за рубежом лишь с разрешения Центрального банка РФ.

В отношении физических лиц валютным ограничением является запрет вывоза, ввоза и пересылки за границу гражданами России наличной национальной валюты на сумму свыше 100 млн. рублей. Вывоз иностранной валюты сверх суммы в 500 долларов США допускается при наличии справки уполномоченного банка.

Одним из важных валютных ограничений является официальное запрещение обращения и использования иностранных валют в качестве платежного средства. С января 1993 г. реализация гражданам на территории России товаров, работ и услуг за иностранную валюту разрешается только магазинам, имеющим лицензию Центрального банка, который определяет перечень реализуемых товаров и услуг. Эта мера направлена на борьбу с «долларизацией» экономики.

В качестве определенного смягчения валютных ограничений можно назвать предоставленное гражданам право открывать валютные счета в банках, а также продавать и покупать иностранную валюту в обменных пунктах уполномоченных банков. Иностранным фирмам и гражданам (нерезидентам) разрешено открывать счета в рублях в банках России, что является формой допущения нерезидентов на внутренний валютный рынок России.

В процессе развития валютного рынка в стране начался поиск оптимальных вариантов распределения валютной выручки от внешнеэкономических операций между государством и конкретными предприятиями-собственниками экспортной продукции. Формой такого распределения стало законодательное установление обязательной продажи части валютной экспортной выручки на внутреннем валютном рынке.

В последующие годы был принят ряд правовых актов, вносивших существенные изменения в регулирование рассматриваемого вопроса. На сегодняшний день основным правовым актом по данному вопросу является

Инструкция ЦБР от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (утв. приказом ЦБР от 29 июня 1992 г. N 02-104 А) (с изм. и доп. от 15 сентября, 31 декабря 1992 г., 28 июня 1993 г., 5 апреля, 21 июня, 29 июля 1994 г., 16, 26 июня 1995 г., 17 июля 1997 г., 11 сентября, 7, 31 декабря 1998 г., 13 января, 18 июня 1999 г.).

Отметим наиболее важные моменты указанного правового акта:

  • 1. Предприятия независимо от форм собственности, включая предприятия с участием иностранных инвестиций, осуществляют обязательную продажу 50 процентов валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.
  • 2. Продажа осуществляется через уполномоченные банки по рыночному курсу рубля.
  • 3. При осуществлении обязательной продажи предприятия могут продать иностранную валюту через уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах, а также по согласованию с Департаментом иностранных операций Банка России, -- в Валютный резерв Банка России.
  • 4. В инструкции дается перечень поступлений в иностранной валюте от нерезидентов, не подлежащих обязательной продаже. В него, в частности, входят:

поступления в качестве взносов в уставный капитал, а также доходы, полученные от участия в капитале;

поступления в виде привлеченных кредитов, депозитов, вкладов, а также суммы, поступающие в погашение предоставленных кредитов (депозитов, вкладов), включая начисленные проценты;

поступления в виде пожертвований на благотворительные цели;

другие поступления.

5. Установлен порядок обязательной продажи предприятиями части экспортной выручки. Он может быть представлен в следующем, несколько упрощенном виде.

Все поступления предприятий в иностранной валюте подлежат зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в Российской Федерации, если иное не разрешено Центральным банком РФ.

Каждому предприятию открываются параллельно два счета в уполномоченном банке:

транзитный валютный счет для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте;

текущий валютный счет для учета средств, остающихся в распоряжении предприятия после обязательной продажи экспортной выручки.

Таким образом, все валютные поступления предприятия зачисляются на транзитный валютный счет. По поручению предприятия 50 процентов валютной выручки продается на внутреннем валютном рынке, а остальные средства перечисляются на второй -- текущий валютный счет предприятия. Отсюда и название первого счета -- транзитный.

В результате реализации рассмотренного Указа, увеличивается предложение иностранной валюты на валютном рынке России, формируются валютные резервы Банка России. В то же время 50 процентов экспортной выручки остается в распоряжении предприятий и идет на формирование их валютных фондов. Следует отметить, что некоторые правовые акты устанавливают льготы при обязательной продаже части экспортной выручки или даже полностью освобождают от нее. Так, Указом Президента РФ от 27 июня 1994 г. СЗ РФ. 1994. №10. Ст. 1114. от обязательной продажи части валютной выручки освобождены федеральные учреждения и организации культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, цирковых предприятий и организаций.

За нарушение порядка зачисления валютной выручки хозяйствующие субъекты подвергаются штрафу, налагаемому Государственной налоговой службой РФ, в размере всей сокрытой выручки в валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа. Согласно Письму Госналогслужбы РФ от 27 августа 1993 г. «О применении штрафных санкций за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации» под сокрытой выручкой следует понимать выручку, не зачисленную на счета в уполномоченных банках, независимо от отражения ее в бухгалтерском учете хозяйствующего субъекта, если иное не разрешено Центральным банком РФ. Вскрытие же нарушений валютных операций возможно в процессе осуществления валютного контроля.

Публикация

Главным законодательным документом валютного контроля является инструкция банка России 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением". Документы валютного контроля - это паспорт сделки, справка о валютных операция, справка о подтверждающих документах.

Паспорт сделки

Паспорт сделки (далее ПС) - это обязательный документ, который должен оформляться при проведении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Для открытия ПС необходимо обратиться в банк, через который будут проходить расчеты по контракту (или их часть). Если все расчеты идут через счета, открытые в банке за пределами территории РФ (банке-нерезиденте), то ПС нужно оформлять через территориальное учреждение Банка России юридическому адресу организации.

При этом у банка нет обязанности информировать о необходимости оформления ПС, обязанность по его оформлению возлагается на резидента.

ПС необходимо открыть если одновременно выполняются следующие условия:

1. Между резидентом и нерезидентом есть согласованный контракт, предварительный договор, предложение о заключении договора (оферта), либо проект договора, который предусматривает:

  • осуществление валютных операций, связанных с расчетами через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, и (или) через счета резидентов, открытые в банках-нерезидентах;
  • продажу (приобретение) и (или) оказание услуг, связанных с продажей (приобретением) на и за пределами территории РФ горюче-смазочных материалов (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров (за исключением запасных частей и оборудования), необходимых для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств независимо от их вида и назначения в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки;
  • выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
  • передачу движимого и (или) недвижимого имущества по договору аренды, финансовой аренды (лизинга)
  • получение или предоставление денежных средств в виде кредита (займа), возврат денежных средств по кредитному договору (договору займа), а также осуществление иных валютных операций, связанных с получением, предоставлением, возвратом денежных средств в виде кредита (займа) (за исключением договоров (контрактов (соглашений), признаваемых законодательством Российской Федерации разновидностью займа или приравненных к займу).
2. Сумма обязательств по договорам равна или превышает в эквиваленте 50000 долларов США.

Для того чтобы открыть ПС, необходимо предоставить в банк один экземпляр ПС по форме 1 (или по форме 2 для кредитных договоров) в соответствии с приложением 4 к Инструкции 138-И Банка России, а также договор либо выписку из контракта, содержащую информацию, необходимую для оформления ПС. Если представляется лишь проект договора, то в срок не позднее 15 рабочих дней с даты подписания договора его нужно представить в банк.

Банк принимает на обслуживание контракт и оформляет по нему ПС, либо отказывает в принятии на обслуживание контракта и оформлении по нему ПС в срок, не превышающий три рабочих дня после даты представления. Отказать банк может в случае несоответствия данных, указанных в заполненной форме ПС, сведениям и информации, которые содержатся в предоставленном и (или) иных документах и информации, если форма ПС заполнена с нарушением требований, установленных Инструкцией, а также в случае непредставления резидентом в уполномоченный банк документов и информации, указанных в пункте 6.6 Инструкции 138-И Банка России, в том числе представления неполного комплекта документов, неполной информации, недостоверных документов (информации). ПС считается оформленным после присвоения ему банком номера, проставления даты оформления и подписи ответственного лица. Оформленный ПС не позднее двух рабочих дней после даты его оформления направляется банком резиденту. По каждому договору оформляется один паспорт сделки.

Сроки представления в банк информации для открытия ПС устанавливается в зависимости от того, какое из указанных ниже исполнений обязательств по контракту начнется раньше, но не позднее следующих сроков:

Оп ерация Сроки открытия ПС
Зачисление/списание иностранной валюты или валюты Российской Федерации Не позднее срока представления СВО
Проведение валютной операции по контракту, в котором не определена сумма обязательств Не позднее срока представления СВО при проведении той валютной операции, в результате которой расчеты по контракту превысят, либо будут равны 50 000 USD
Исполнение обязательств по контракту посредством вывоза с территории РФ или ввоза на территорию РФ товаров в случае наличия в нормативных правовых актах в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров Не позднее даты подачи декларации на товары, документа, используемого в качестве декларации на товары или заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара)
Исполнение обязательств по контракту посредством вывоза с территории РФ или ввоза на территорию РФ товаров в случае отсутствия в нормативных правовых актах в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров Не позднее срока для представления СПД
Исполнение обязательств по контракту посредством выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них Не позднее срока для представления СПД

В каких случаях и как переоформить ПС?

Переоформить ПС нужно, если:

Для переоформления ПС в банк направляется заявление о переоформлении ПС, а также документы и информация, на основании которых вносятся изменения. В заявлении необходимо указать:

  • сведения о резиденте;
  • реквизиты ПС;
  • раздел ПС, в который вносятся изменения;
  • содержание изменений;
  • информацию о документах, которые являются основанием для переоформления ПС;
  • дату подписания резидентом заявления о переоформлении ПС.
После представления заявления о переоформлении ПС, а также документов и информации, которые необходимы для переоформления ПС, банк проверяет заявление, полноту представленных документов, наличие и соответствие оснований для переоформления ПС и принимает решение о переоформлении ПС либо об отказе в переоформлении ПС. При принятии заявления о переоформлении ПС банк вносит необходимые изменения в соответствующий раздел ранее оформленного ПС, который ведется в электронном виде. Переоформленный ПС подписывается ответственным лицом и не позднее двух рабочих дней после даты переоформления направляется банком резиденту. При переоформлении паспорта сделки сохраняется его номер и все реквизиты, которых не коснулись изменения (Пункт 8.7 Инструкции 138-И Банка России).

Как закрыть паспорт сделки?

Закрытие ПС производится в следующих случаях:

  • при переводе из одного банка в другой в связи с переводом контракта на обслуживание в другой уполномоченный банк, а также при закрытии резидентом всех расчетных счетов в банке ПС;
  • при исполнении сторонами всех обязательств по контракту;
  • при уступке резидентом требования по контракту другому лицу – резиденту, либо при переводе долга резидентом по контракту на другое лицо - резидента;
  • при уступке резидентом требования по контракту нерезиденту;
  • при исполнении (прекращении) обязательств по контракту по иным, не указанным выше, основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
  • при прекращении оснований, требующих оформления ПС, в том числе вследствие внесения соответствующих изменений или дополнений в контракт, а так же в случае если ПС был ошибочно оформлен при отсутствии в контракте оснований, требующих его оформления.
Для закрытия ПС в банк необходимо предоставить заявление о закрытии ПС. В одном заявлении можно сообщить о закрытии нескольких ПС. Форма заявления о закрытии не утверждена Инструкцией, в ней указаны только обязательные сведения. Так что можно либо попросить образец в своем банке, либо написать заявление в свободной форме, указав в нем все обязательные сведения, перечисленные в п.7.2 Инструкции-138-И Банка России. Также нужно предоставить документы, состав которых зависит от причины закрытия ПС:
  • документы, подтверждающие уступку требования по контракту другому лицу - резиденту либо перевод долга по контракту на другое лицо – резидента;
  • справку о подтверждающих документах и документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту;
  • документы, свидетельствующие об отсутствии (прекращении) оснований, требующих оформления ПС.
Банк в срок, не превышающий три рабочих дня после даты представления резидентом заявления о закрытии ПС и документов, необходимых для закрытия, проверяет заявление о закрытии ПС, полноту представленных документов, соответствие основания закрытия ПС сведениям, содержащимся в представленных документах и иной информации, имеющейся в банке, и принимает решение о закрытии либо об отказе в закрытии ПС.

При принятии решения о закрытии ПС банк не позднее двух рабочих дней после даты его закрытия передает резиденту на бумажных носителях закрытый ПС и сформированную на дату закрытия ведомость банковского контроля, и по желанию резидента ПС и ведомость банковского контроля в электронном виде. В случае перевода ПС из одного банка в другой, банк передает резиденту на бумажных носителях экземпляр закрытого ПС и два экземпляра сформированной на дату закрытия ПС ведомости банковского контроля, а также ПС и ведомость банковского контроля в электронном виде, для последующего представления организацией в другой уполномоченный банк, в котором будет осуществляться обслуживание контракта. ПС считается закрытым с даты, указанной банком в разделе № 4 «Сведения об оформлении, переводе и закрытии паспорта сделки».

Кроме того, банк может самостоятельно закрыть ПС по истечении 180 календарных дней с даты завершения обязательств по контракту в следующих случаях:

  • при исполнении (прекращении) исходя из имеющейся в банке информации всех обязательств по контракту и непредставлении резидентом заявления о закрытии ПС;
  • при неисполнении исходя из имеющейся в банке ПС информации всех обязательств по контракту и непредставлении резидентом в течение 180 календарных дней, следующих за датой завершения обязательств по контракту, документов и информации, на основании которых банк ведет ведомость банковского контроля.
В данных случаях банк информирует (по своему усмотрению) организацию о закрытии ПС в срок не позднее двух рабочих дней после даты его закрытия. При неисполнении исходя из имеющейся в банке информации обязательств по контракту и закрытии организацией всех расчетных счетов в банке без закрытия ПС, банк вправе самостоятельно закрыть ПС по истечении 30 рабочих дней, следующих за датой закрытия последнего расчетного счета резидента.

Если после закрытия ПС организация продолжит работать в рамках этого договора, а срок хранения документов - не менее трех лет с даты закрытия ПС – не истек, то можно просто переоформить ПС, для чего необходимо обратиться в банк с заявлением. После чего банк продолжит учитывать операции по этому договору (п. 7.10 Инструкции 138-И Банка России). Если же срок хранения истек, то необходимо оформить новый ПС в установленном порядке.

Следует отметить, что за нарушение валютного законодательства предусмотрены существенные штрафы, так, например, за несоблюдение правил оформления ПС грозит штраф:

  • должностным лицам - от 4000 до 5000 руб.;
  • юридическим лицам - от 40000 до 50000 руб.
Справка о валютных операциях
  • при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет;
  • при списании иностранной валюты с расчетного счета;
  • при проведении расчетов по аккредитиву;
  • при проведении валютных операций через расчетный рублевый счет резидента;
  • при осуществлении операций с использованием банковской карты, если открыт ПС;
  • в некоторых случаях - при проведении расчетов через зарубежный счет резидента.
СВО с расчетами по договору в валюте нужна вне зависимости от оформления ПС. Справку оформляют только резиденты и представляют одновременно с обосновывающими документами.

СВО является документом, с помощью которого организация заявляет о содержании валютной операции и реквизитах документов, связанных с ее проведением. Также СВО это документ, посредством которого резидент при проведении авансовых платежей указывает срок исполнения нерезидентом своих обязательств.

При получении валюты РФ по договору без ПС можно, а при наличии ПС - необходимо оформить СВО, если в платежном поручении контрагент не указал код валютной операции, либо организация не согласна с указанным кодом.

Для предоставления СВО установлены определенные сроки:

Причина Срок предоставления СВО
Списание иностранной валюты со счета Одновременно с Распоряжением о переводе валюты
Зачисление иностранной валюты на транзитный счет Не позднее 15 рабочих дней с даты зачисления иностранной валюты на счет
Списание валюты РФ в пользу нерезидента Одновременно с расчетным документом по валютной операции
Зачисление валюты РФ от нерезидента на расчетный счет Не позднее 15 рабочих дней со дня зачисления
Проведение операций через счета в банке-нерезиденте Не позднее 30 рабочих дней после месяца, в котором была произведена валютная операция
При списании иностранной валюты или валюты РФ с использованием банковской карты Не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором была осуществлена операция

После получения банк осуществляет проверку соответствия предоставленной СВО и документов, связанных с проведением валютной операции, и если сведения в документах соответствуют справке, то банк подписывает справку, указывает на ней дату ее принятия, после чего проводит операцию. Если выявляется несоответствие, то банк возвращает справку вместе с документами и отказывает в проведении операции.

С 01.10.2013 введена корректирующая СВО, которую нужно составлять в случае изменения сведений из прежней СВО.

Срок представления корректирующей СВО - 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих изменения.

СВО и документы, связанные с этими операциями, необходимо предоставлять в банк строго в установленные сроки, так как за нарушение сроков предусмотрен штраф:

  • для юридических лиц - в размере от 40000 до 50000 руб.;
  • для должностных лиц - в размере от 4000 до 5000 руб.
Справка о подтверждающих документах

Согласно требованиям Инструкции N 138-И Банка России при исполнении, изменении или прекращении обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, резидент должен в определенные сроки представить в банк в одном экземпляре правку о подтверждающих документах (далее – СПД) а также, следующие подтверждающие документы:

  • в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) РФ, по которому установлено требование о декларировании и осуществлении их декларирования способом, отличным от подачи декларации на товары, - документы, используемые в качестве декларации на товары;
  • в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) РФ при отсутствии требования о декларировании - транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы, статистическую форму учета перемещения товаров.
  • в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности - акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта;
  • в случае иного исполнения (изменения, прекращения) обязательств по контракту - иные документы, подтверждающие соответствующее исполнение (изменение, прекращение) обязательств по контракту, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
СПД и подтверждающие документы предоставляются в банк в следующие сроки:
  • в срок не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором на документах, используемых в качестве декларации на товары, заявлении на условный выпуск (заявлении на выпуск компонента вывозимого товара), должностным лицом таможенных органов проставлена отметка о дате их выпуска (условного выпуска). При наличии на указанных документах нескольких отметок должностного лица таможенных органов о разных датах выпуска (условного выпуска) товаров срок, исчисляется от наиболее поздней даты выпуска (условного выпуска) товаров, указанной на документе;
  • в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы по ввозу/вывозу товара с территории (на территорию) РФ при отсутствии требования о декларировании, выполнению работ, оказанию услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Датой оформления подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию РФ (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории РФ (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе. В случае если контрактом, предусматривающим передачу движимого или недвижимого имущества по договору аренды, финансовой аренды (лизинга), оказание услуг связи, страхование, определены платежи, которые осуществляются (будут осуществляться) с периодичностью по времени, зафиксированной в условиях контракта, резидент не представляет в банк СПД и подтверждающие документы. Фиксированными платежами являются платежи, сумма которых зафиксирована в условиях договора, либо является определяемой, т.е. в договоре закреплены способ расчета платежа. В случае осуществления иных платежей, отличных от периодических фиксированных платежей, резидент представляет в банк СПД и подтверждающие документы в установленном порядке.

Очень важно следить за изменениями валютного законодательства и неукоснительно выполнять его требования, так как нарушения влекут за собой существенные штрафы.

С 2016 года увеличена давность привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Теперь она составляет два года со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).

В связи с глобализацией экономики и развитием финансовой свободы организаций и граждан широко распространились валютные операции . В общем понимании это процедуры приобретения иностранных денежных знаков и их продажи, площадкой для этих процедур является . Регламент действий, возможности проведения, типы субъектов, которым разрешено участвовать в таких сделках, и другие вопросы регулируются правовыми нормами — как национальными, так и международными.

Что такое валютные операции

Словарем экономических терминов дается такое понятие таких операций – это урегулированные государственными и международными правовыми нормами сделки с такой категорией, как валютные ценности. Отечественной правовой базой, а именно ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ«О валютном регулировании и валютном контроле» утверждены категории экономических действий с покупкой и переводом валюты, участниками которых являются резиденты РФ, а также нерезиденты. Кроме того, согласно ФЗ от 06.12.2011 N 409-ФЗ к валютным операциям следует отнести также и ввоз в РФ и вывоз с ее территории рублевого капитала, отечественных ценных бумаг, а также валютных ценностей.

Совершение валютных операций разрешено между резидентами РФ и нерезидентами. Резидент – это гражданин и организация, ведущие деятельность на территории РФ, граждане и лица, имеющие вид на жительство в России, зарубежные подразделения отечественных компаний, официальные представительства России, сама Российская Федерация и ее субъекты.

Соответственно, нерезидент – это гражданин или лицо, проживающие за пределами РФ, компании и организации, образованные и работающие за рубежом, их представительства в России, представительства других стран, функционирующие на территории России, организации с межгосударственным подчинением, и прочие лица.

Валютные ценности , являющиеся объектом рассматриваемых операций – это материальные блага, участвующие в интернациональных валютных связях. В РФ в эту категорию входят:

  • инвалюта;
  • бумаги с определенной ценностью;
  • платежки в зарубежных денежных знаках;
  • драгметаллы, самоцветы и жемчуг. В то же время изготовленные из них украшения и предметы, используемые в быту, не являются валютными ценностями.

Виды валютных операций

ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» фиксирует конкретные виды валютных операций :

  • покупка рублей, валютных ценностей и отечественных ценных бумаг одним резидентом у другого, их отчуждение одним резидентом в интересах другого, проведение расчетов валютными ценностями;
  • те же процедуры, когда 1 из сторон — нерезидент;
  • те же процедуры, когда обе стороны — нерезиденты;
  • ввоз в Россию и обратный вывоз рублей, валютных ценностей и отечественных ценных бумаг;
  • различные операции, способствующие перемещениям инвалюты и рублей, ценных бумаг с заграничного счета на счет в российском банке и обратно.

Объединяя валютные операции по типу применяемых ценностей, можно классифицировать их следующим образом:

  • выполняемые с инвалютой и ценными бумагами, чей номинал установлен в инвалюте;
  • выполняемые с драгметаллами, самоцветами и жемчугом;
  • рублевые расчеты, производимые как между резидентами, так и между нерезидентами.

Валютные операции разделяются еще на 2 группы: это текущие и капитальные операции. Текущие – это ввоз/вывоз товаров и услуг при условии расчета по обязательствам не позднее, чем через 180 суток. Капитальные операции – это всевозможные инвестиции, кредиты в валюте на срок более 180 суток, отсрочки по различным платежам на срок больший, чем 90 суток, покупка недвижимости за валюту. Основной принцип такого разделения – это влияние на валютный баланс в экономической системе. Текущие операции не приводят к значительному изменению такого баланса, капитальные же могут привести к ощутимому оттоку капитала из России или к тому, что валюта перенасыщает рынок.

Чтобы упростить процедуры с валютой, банки используют такой показатель, как код валютной операции. Он фиксируется в справках и расчетных документах при совершении рублевых расчетов между счетами резидентов, один из которых оформлен в заграничном банке, а также, если сам плательщик является нерезидентом. Код вида состоит из 5 цифр – первые 2 цифры обозначают группу операций, 3 последние цифры – это код конкретного вида операций.

Выполнение операций с валютными ценностями подтверждает справка о валютных операциях, образец которой закреплен Центробанком в форме №0406009. Если субъект — организация, то справка сдается в банк. Причина этого в том, что в организации должен быть налажен бухгалтерский учет валютных операций. Бухучет для этого выделяет специальные бухгалтерские проводки.

Порядок осуществления валютных операций

В целом, объем операций, выполняемых между резидентами и нерезидентами, существенно не ограничен, исключение — это угроза опасного колебания курса рубля, оттока золотовалютных запасов РФ и нарушения отечественного платежного баланса. Такие ограничения закреплены в ст. 7-8 и 11 ФЗ №173-ФЗ. И вообще все валютные операции в России регламентируются ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и имеют утвержденный порядок осуществления . Для сделок резидентов и нерезидентов установлены различные особенности этого процесса, также различается порядок для граждан и организаций.

Резиденты–организации должны иметь определенный документ-основание. Банк России в Указании № 500-У от 12 февраля 1999 г. утвердил следующие документы-основания:

  • договор купли-продажи либо договор экспорта/импорта;
  • лизинговый договор;
  • договор на выполнение работ и услуг или предоставление продуктов умственного труда, включая их экспорт и импорт;
  • договор кредитования или займа.

Резиденты-организации могут купить валюту на ограниченный список целей, которые закреплены в п. 14 Инструкции Центробанка №7.

До оперирования валютой субъект должен предоставить банку сведения о договоре, документ, разрешающие выполнение валютных операций и их копии. Копии нужны для вложения в досье клиента – этого требует аудит и валютный контроль. Без указанных документов банку не разрешено проводить операции с валютой, такие операции незаконные . Исключение – поступление платежного документа, поручающего зачислить средства клиенту на валютный счет, здесь банк обходится без документов. Приобретенная за рубли инвалюта кладется банком на особый транзитный счет. Если эта валюта в срок 7 дней не списывается для выполнения целей, для которых она приобреталась, то она депонируется на другой счет и продается в течение 3 дней.

Порядок рассматриваемых операций для физических лиц значительно проще. К примеру, чтобы купить валюту, физическое лицо обращается в банк, предоставляет удостоверение личности, оплачивает валюту по установленному банком и уходит уже с валютой. Приобретение валюты подтверждается справкой по форме № 040600. Приобретать валюту можно как за наличные, так и безналично.

Однако нужно помнить, что ст.9 ФЗ №173-ФЗ запрещает валютные процедуры между резидентами, однако здесь имеется масса исключений, закрепленных в п. 1 указанной статьи.

Нерезидентам дано право выполнять меж собой транзакции инвалюты с зарубежных счетов на счета в уполномоченных банках, и обратно. Предельных объемов перечисления, как отмечено в ст. 13 ФЗ №173-ФЗ, нет. Что касается оперирования ценными бумагами РФ на ее территории, то они должны выполняться с учетом норм законодательства о ценных бумагах и антимонопольных норм. Регламент проведения подобных операций определяется Центробанком. Валютные операции меж нерезидентами, выполняемые в рублях на территории России, проводятся только через открытые в России счета.

Нужно подчеркнуть, что в России не внедрен налог на валютные операции. Долгое время ведутся разговоры о необходимости внедрения такого налога, однако руководство Банка России считает, что такая мера будет неэффективной в борьбе с валютными спекуляциями, зато приведет к удорожанию услуг банков и оттоку капитала.

Банковские валютные операции

Это операции, выполняемые лицензированными банками в контексте их предпринимательской деятельности и заключающиеся в торговле валютными ценностями и выполнении роли посредника при осуществлении соответствующих операций.

Виды банковских валютных операций

Можно классифицировать данные операции по следующим основаниям:

  1. Сроки исполнения:
    • текущие;
    • капитальные;
    • кассовые;
    • срочные валютные операции.
  2. Характеристики субъектов:
    • выполняемые резидентами;
    • выполняемые нерезидентами.
  3. Цель и назначение:
    • в интересах клиентов;
    • в собственных интересах.
    • Характер операций и особенности их учета:;
    • пассивные;
    • активные.
  4. Конкретные виды операций с валютой, выполняемых банками:
    • работа с валютными счетами клиентуры;
    • процессы, не связанные с торговлей;
    • корреспондентская связь с отечественными и заграничными банковскими структурами;
    • расчеты в интернациональной среде, сопровождение экспорта и импорта;
    • торговля иностранной валютой на отечественном рынке;
    • аккумуляция и сохранение валюты экономической системе России;
    • кредитование на международном валютном пространстве.

Также выделяют конверсионные операции – это отдельный вид сделок, проводимых агентами валютного рынка, их сущность – это обмен определенного количества одной валюты на определенное количество другой с целью заработать на динамике курсов. Общеизвестный пример – торговля на популярном рынке Форекс.

Порядок выдачи лицензий на осуществление банковских валютных операций

Чтобы на легальных основаниях работать с инвалютой, коммерческие банки обязаны проходить лицензирование, после этого банк получает статус уполномоченного.

Классификация лицензий:

  • внутреннего класса;
  • расширенного класса;
  • генерального класса.

Банк с внутренней лицензией может проводить валютную деятельность на российском пространстве. Для получения такого разрешения требуется подать в ЦБ пакет документов:

  • заполненное ходатайство;
  • экономическая аргументация деятельности клиентов, согласившихся открыть в данном банке валютный счет, на внешнеэкономическом пространстве;
  • список конкретных клиентов, их официальные заявки, данные о годовых оборотах, о наличии валютных счетов в других банках и остатках на них;
  • подтверждение технической возможности выполнения валютных операций;
  • подтверждение наличия контроля внутри банка и наличия требуемых характеристик системы контроля;
  • заключение по аудиторской проверке банка за предыдущий год;
  • письмо КБ с лицензией не ниже генерального уровня, о готовности к установлению корреспондентской связи;
  • перечень всех подразделений и филиалов банка со всеми реквизитами, а также информацией о руководстве;
  • отчетность;
  • перечень лиц, имеющих уровень подготовки, необходимый для операций с валютой;
  • решение о переводе доли уставного капитала в инвалюте;
  • решение территориального органа ЦБ.

Банк с внутренней лицензией может получить расширенную лицензию, для этого требует также предоставления данных о количестве имеющихся валютных счетов в банке, его годовых оборотах и о валютной прибыли, подтверждения повышения квалификации сотрудников в зарубежных банках, подтверждения со стороны зарубежного банка о согласии на установление корреспондентской связи, заключения аудиторской проверки деятельности и отчетности.

Когда будет получена положительная характеристика работы по расширенной лицензии, то банк может претендовать на лицензию генерального уровня. Для этого необходимо подтвердить соответствующую квалификацию работников, наличие необходимого технического оснащения.

Наверх

Убрать

Новости и обзоры валютного рынка

Особенность валютных операций заключается в том, что они должны осуществляться не только с соблюдением гражданского законодательства, но и в строго определенных рамках валютного законодательства, т.е. с учетом запретов и ограничений, установленных законом, целью которого является обеспечение экономической безопасности государства, устойчивость его денежной системы как одной из основ общественных отношений.

В соответствии с действующим законодательством следует выделить несколько порядков совершения сделок с валютными ценностями в Российской Федерации:

сделки с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, подпадающие под критерии текущей валютной операции, совершаемые без получения лицензий и разрешений;

сделки с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, неподпадающие под критерии текущей валютной операции, совершаемые без получения лицензий и разрешений в соответствии с нормативными актами Центрального банка РФ;

сделки с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, неподпадающие под критерии текущей валютной операции, совершаемые в разрешительном порядке установленном ЦБ РФ;

сделки с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом, совершаемые в порядке установленном Правительством РФ.

Закон установил следующие общие правила :

Текущие операции осуществляются резидентами без ограничений, т.е. получения специального разрешения (лицензии) Банка России;

Капитальные операции осуществляются резидентами в порядке, установленном Банком России.

Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений. Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ. В ст.9 закона о валютном регулировании компетенция Центрального банка как основного органа валютного регулирования определена следующим образом:
"ЦБ РФ в pамках закона:
а) опpеделяетсфеpу и поpядокобpащения в Российской Федеpациииностpанной валюты и ценных бумаг в иностpанной валюте;
б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;
в) пpоводит все виды валютных опеpаций;
г) устанавливает пpавилапpоведенияpезидентами и неpезидентами в Российской Федеpацииопеpаций с иностpанной валютой и ценными бумагами в иностpанной валюте, а также пpавилапpоведениянеpезидентами в Российской Федеpацииопеpаций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;
д) устанавливает поpядок обязательного пеpевода, ввоза и пеpесылки в Российскую Федеpациюиностpанной валюты и ценных бумаг в иностpанной валюте, пpинадлежащихpезидентам, а также случаи и условия откpытияpезидентами счетов в иностpанной валюте в банках за пpеделами Российской Федеpации;
е) устанавливает общие пpавила выдачи лицензий банкам и иным кpедитнымучpеждениям на осуществление валютных опеpаций и выдает такие лицензии;
ж) устанавливает единые фоpмы учета, отчетности, документации и статистики валютных опеpаций, в том числе уполномоченными банками, а также поpядок и сpоки их пpедставления;
з) готовит и публикует статистику валютных опеpаций Российской Федеpации по пpинятыммеждунаpоднымстандаpтам;
и) выполняет дpугие функции, пpедусмотpенные законом."

Валютное законодательство устанавливает порядок осуществления валютных операций резидентами. При этом все операции, совершаемые резидентами должны осуществляться через уполномоченные банки, которые, в свою очередь, обязаны выполнять функции агентов валютного контроля за совершением данных операций.

Юридические лица осуществляют все валютные операции на основании заключенных договоров (контрактов, соглашений). В соответствии с действующим законодательством сделки, заключаемые юридическими лицами, должны совершаться в письменной форме. Письменная форма сделки считается соблюденной как при составлении единого документа (например, договора), так и в некоторых других случаях, например, при обмене письмами, из которых следует, что сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Документы для платежей

▼ Обязанность представления документов
▼ Перечень документов
▼ Требования к документам для валютных операций
▼ Сроки представления документов
▼ Срок хранения документов резидентами
▼ Штраф за нарушение до 55 000 руб., повторное до 165 000 руб.

Обязанность представлять документы для проведения платежей

Пункт 2.1 Инструкции ЦБ № 138-И:

2.1. Резидент при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, представляет в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) (далее - уполномоченный банк, за исключением прямого указания на филиал уполномоченного банка) одновременно следующие документы:

справку о валютных операциях;

документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.

Однако в соответствии с п. 1.6 Инструкции ЦБ № 138-И, эти положения не распространяются на валютные операции, совершаемые физическими лицами - резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и не занимающиеся частной практикой.


Перечень документов для проведения валютных операций

Часть 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173 "О валютном регулировании и валютном контроле":

4. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

Эти требования предусмотрены частью 5 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

5. Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо представления им недостоверных документов.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2005 № 90-ФЗ)

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Пункт 1.3 Инструкции ЦБ № 138-И:

Порядок оформления (заверения) копий документов, связанных с проведением валютных операций, может быть согласован уполномоченным банком с резидентом.

Сроки представления документов

Пункт 2.3 Инструкции ЦБ № 138-И:

2.3. Справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки (за исключением случаев, установленных пунктами 2.5 - 2.9 настоящей Инструкции):

при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет;

при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте - одновременно с распоряжением о переводе иностранной валюты.


Срок хранения документов резидентами

Пункт 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

2. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

«6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов -

(в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 № 311-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 29.06.2015 № 181-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 № 116-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 16.11.2011 № 311-ФЗ)

6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней -

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 16.11.2011 № 311-ФЗ)

6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней -

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

(часть 6.3 введена Федеральным законом от 16.11.2011 № 311-ФЗ)».

6.4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, за исключением случаев повторного совершения административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, -

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере десяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.



Похожие статьи