Обмен 50 и 100 рублевых. Павловская реформа. «Девальвации не будет»

22 января 1991 года Президентом СССР Горбачевым был издан указ, согласно которому старые купюры образца 1961 года номиналом по 50 и 100 рублей должны быть изъяты из обращения. Потерявшие свою силу деньги можно было обменять, но с существенными ограничениями. На это отводилось всего лишь три дня (с 23 по 25 января). При этом обменять можно было только 1000 рублей на одного человека (остальную часть денег можно было теоретически обменять лишь путем обращения в специальные комиссии, которые действовали до марта 1991).

Кроме того, ограничения коснулись возможности съема денег со сберегательных книжек, где многие советские граждане хранили свои сбережения. Разрешалось снимать не более 500 рублей в месяц.

Идея проведения данной денежной реформы принадлежала Валентину Сергеевичу Павлову, который на тот момент занимал должность министра финансов СССР. За шесть дней до подписания скандального указа он был назначен на новый пост – премьер-министра СССР. Именно поэтому реформу вскоре прозвали Павловской.

Его имя связывают прежде всего с конфискационной денежной реформой, которая на фоне разваливающегося СССР привела к полной потере доверия к власти. «Газета.Ru» вспоминает, почему случилась и к чему привела павловская реформа.

Шоковая терапия

22 января 1991 года президент СССР Михаил Горбачев подписал указ, согласно которому старые купюры образца 1961 года номиналом 50 и 100 рублей изымались из обращения. Объявление о реформе прозвучало в программе «Время» в 9 вечера - большинство банков и магазинов было закрыто. С полуночи эти купюры прекращали хождение. За три дня нужно было успеть обменять «старые» деньги, но не более 1000 рублей. Ограничения коснулись и возможности снимать деньги со сберкнижек - не более 500 рублей в месяц.

Инициатор реформы Валентин Павлов за восемь дней до подписания указа стал премьер-министром СССР. Шоковое воздействие конфискации на население связано и с заверениями Павлова, который много раз до указа утверждал, что никакой подготовки к реформе не ведется.

«Никакой подготовки к реформе не ведется. Во-первых, денежная реформа - это только часть комплекса мероприятий, направленных на оздоровление экономической ситуации, и изолированное ее проведение без решения других задач ни к чему не приведет. Во-вторых, проведение реформы обойдется государству примерно в 5 миллиардов рублей. В-третьих, существующие мощности по выпуску дензнаков позволяют накопить необходимое количество новых денег в течение не менее трех лет», - цитировал Павлова «Коммерсантъ» 7 января.

В тот же день в газете вышла статья «Валентин Павлов сказал, что денежной реформы не будет. Ну-ну». Спустя несколько дней «ну-ну» полностью подтвердилось, писал «Коммерсантъ».

Реформа ударила по тысячам людей, многие из которых лишились многолетних накоплений. Одномоментная денежная реформа, проведенная вдруг и без предупреждения, стала фактической конфискацией денег у населения. Лишь единицы успели разменять «полтинники» и «сотки» заранее, не доверившись обещаниям Павлова, или в тот же вечер, пока «карета не превратилась в тыкву». Кому-то тогда удалось расплатиться с таксистом, кто-то успел прибегнуть и к иным мерам.

«Сразу после сообщения в программе «Время», как рассказывают очевидцы, нетерпеливые граждане бросились на центральный телеграф для оформления почтовых переводов, на вокзалы - к кассам, где закупали «целые» вагоны с тем, чтобы билеты потом сдать. Уже в ночь с 22 на 23 января начали выстраиваться очереди к сберегательным кассам. К утру они выросли в десятки раз», - писала 23 января газета «Известия».

Доверие на нуле

На замену изъятым купюрам пришли новые образца 1991 года. Деньги меняли в Сбербанке , реже - по месту работы и в почтовых отделениях . Царил ажиотаж и паника. Многие обменять деньги просто не успели - не смогли вырваться с работы, были в командировке, лежали в больнице и так далее - и потеряли накопления.

«Можно сказать, что страна в эти дни не работала. В первые два дня в обществе царила паника - люди фактически штурмом брали сберкассы. Оказалось, что накануне «павловской» реформы зарплаты выдавались 50- и 100-рублевыми купюрами, которые как раз и подлежали замене. Особенно волнительными эти дни оказались для людей пожилого возраста, которые боялись не успеть сдать старые деньги», - пишет историк Роман Кирсанов в книге «Перестройка. „Новое мышление“ в банковской системе СССР».

Денежная реформа ознаменовала усиление кризиса доверия народа к власти. Провалившаяся перестройка, страшный дефицит и бедность порождали озлобление и настороженное отношение к любым действиям властей.

В рамках второго этапа реформы со 2 апреля в два-три раза выросли цены на товары народного потребления. Произошло это так же внезапно и без предупреждения, как и обмен купюр. Это было воспринято населением как второе ограбление. По опросам общественного мнения, именно «павловская реформа» послужила одной из основных причин провала попытки государственного переворота, предпринятого консервативной частью Политбюро ЦК КПСС и правительства в августе 1991 года, писала «Российская газета».

Фиаско по всем фронтам

Денежная реформа проводилась под лозунгом борьбы с фальшивыми рублями, ввозящимися из-за рубежа. Кроме того, по словам Павлова, она должна была оставить без денег теневой сектор экономики и аннулировать средства, незаконно выведенные из страны. Однако подлинная причина - избавление от избытка наличных денег, которые находились у населения на руках и усугубляли дефицит товаров общего потребления.

Количество денег в обращении на 1 января 1986 года должно было бы составить около 42 млрд рублей, а в действительности в обращении находился 71 млрд рублей, подсчитал Кирсанов, используя коэффициент нормального прироста денежной массы Госбанка. К 1988 году излишек денег достиг уже 35 млрд рублей.

Попытка стабилизировать обращение наличных денег и частично решить проблему дефицита на товарном рынке СССР не удалась. Павлов говорил, что обмен купюр - лишь малая часть задуманной денежной реформы. Премьер-министром готовилась комплексная реформа ценообразования - за нормализацией денежного обращения следовала бы и поэтапная либерализация цен. Но из этого плана удалось осуществить только обмен денежных знаков.

Не получилось и «наказать» граждан, связанных с нелегальной экономикой.

Дельцы «теневой» экономики успели разместить деньги в сберкассах или успешно поменяли старые купюры на новые.

Из-за того, что все население было занято обменом денег, были зафиксированы и потери на производстве, отмечает Кирсанов. Удалось изъять лишь 8-9 млрд рублей, по оценкам экономиста Леонида Григорьева , входившего тогда в состав Комиссии по экономической реформе Правительства СССР. Тогда как целью было изъять из обращения 81,5 млрд рублей - снизить денежную массу со 133 млрд до 51,5 млрд К тому же, текущая эмиссия превышала объем изъятых денег. Национальный доход в сравнении с 1990 годом уменьшился на 20%, дефицит госбюджета вырос до 20–30% от уровня ВВП.

Проблема с продовольствием не разрешилась, а усугубилась. Физический объем розничного товарооборота в январе - сентябре 1991 года сократился на 12% по сравнению с аналогичным периодом 1990 года, докладывал тогда в Госсовет председатель Госбанка Виктор Геращенко . Потребительский рынок был дефицитным почти по всем видам товаров.

Павловская реформа оказалась скандальной и неэффективной и нанесла значительный урон населению. С денежной реформой связывают и провал государственного переворота. В августе 1991 года Павлов был одним из организаторов потерпевшего неудачу ГКЧП. 23 августа Павлов был арестован, а 28 августа Верховный совет СССР утвердил его отставку. В 1993 бывшего премьер-министра СССР амнистировали. Последующие несколько лет работал в банках. В 2003 скончался от инсульта.

Многие помнят, в каком году павловская реформа привела к окончательному обнищанию советского народа. Ее принято именовать по фамилии первого и, собственно, последнего премьер-министра Советского Союза. Рассмотрим далее, что собой представляла павловская реформа 1991: причины, этапы, последствия преобразований.

Ситуация в стране

Начало 1991 г. ничего хорошего разваливавшемуся не предвещало. На окраинах страны участились межэтнические столкновения, в магазинах был глобальный дефицит, люди выстраивались в огромные очереди. Экономические преобразования Горбачева ни к чему не привели, перестройка не состоялась. Правительство пыталось перейти с плановой на рыночную систему хозяйствования. Однако институционально государство оказалось к этому не готово - в стране отсутствовали нужные люди и органы. Подавляющая часть населения не могла обеспечить себя достаточным количеством продовольственных и промышленных товаров. Люди привыкли к пустым полкам. Единственное положительное явление в то время - стабильная выплата скромной зарплаты. Безусловно, руководство страны понимало, что, если начать задерживать и оплату труда, то это выльется в массовые протесты. А этого правительство никак не могло допустить. Люди между тем не требовали большого количества материальных благ. Население СССР привыкло к ограничениям, дефициту, изоляции. Все жили от получки до получки, стремясь обеспечить свои семьи в первую очередь продуктами, во вторую - жильем. По мнению проф. Вольчика, природа существовавшего избытка денежной массы обуславливалась нарастающими дисфункциями институтов планового режима хозяйствования. Непоследовательные и хаотические преобразования разрушали централизованную систему, однако при этом не способствовали формированию рыночных регулятивных механизмов и институтов.

Почему началась павловская реформа 1991 года?

Денег в стране было много. Однако в сложившихся кризисных условиях они постоянно обесценивались и превращались в бессмысленную макулатуру. В качестве официальной причины называлась борьба с поддельными банкнотами, "вбрасываемыми из-за рубежа". Кроме этого, правительство решило изъять нетрудовые доходы граждан. Такая постановка причин была наиболее привычной для советской идеологии. Неофициально всем было ясно, что ключевая цель - ликвидация банкнот, напечатанных в конце 80-х гг. для выполнения соцгарантий, накопившихся у населения и усиливавших дефицит продуктов народного потребления.

Организатор преобразований

Автором реформы стал Валентин Павлов, 53-летний "сторонник министр финансов. С 1986 г. он руководил Госкомитетом СССР по ценам. Соответственно, он знал не идеологическое, а реальное положение дел. Павлов уже давно искал разные способы изъятия денежных средств у населения, необеспеченных товарами. Заняв министерский пост в июле 1989-го, он постоянно обдумывал идею преобразования. По его плану, реформа включала не только изъятие избыточных денег, но и способствовать повышению цен, принимая в расчет себестоимость услуг и товаров.

Варианты преобразований

Павловская г. предполагала несколько концепций. Среди них были и те, которые ранее использовались в других странах. Разрабатывались и достаточно парадоксальные концепции. К примеру, в качестве одного из вариантов было введение "параллельных денег" по примеру 20-х гг., но в безналичном обращении. Другая концепция предполагала просто конфискационное аннулирование прежних банкнот без обмена и механизма эмиссионного кредитного регулирования. Такие преобразования проводились в 1948 г. в ФРГ канцлером Аденауэром. В результате фактически был ликвидирован Был еще один, компромиссный вариант, по которому могла идти павловская реформа 1991 года. Денег, компенсация которых предполагалась в рамках строго установленной суммы, особо у людей не было. Однако руководство предполагало провести обмен с изменением масштаба нацвалюты. При этом предусматривалось изъятие сбережений сверх строго определенной суммы. Министр настаивал на скорейшем проведении преобразований, чтобы средства, хранящиеся не в банках, а "в кубышках", люди или не успели бы, или не сумели бы сдать полностью. Минфин не сомневался, что у большей части населения из мизерных зарплат копить нечего, а держать в крупных купюрах заначки могут только "бесчестные люди".

Обоснование преобразований

Павловская реформа 1991 должна была утверждаться Горбачевым. Для этого ее необходимо было обосновать. Павлов использовал давно известный способ. Летом 1990-го он подал на имя Горбачева и Рыжкова секретную записку. В ней министр объясняет необходимость обмена исключительно 50-ти и 100-рублевых купюр 1961 г. в. тем, что именно они в огромном объеме вывозятся за рубеж. Рыжков, будучи в то время председателем Совмина, запросил подтверждение таможенных органов. Оттуда сообщили, что границу, как правило, пересекают десятирублевые банкноты, а не сотенные. Началась дискуссия, в результате которой Рыжков был отправлен в отставку. Горбачеву, стремительно теряющему популярность в массах, необходим был человек, который взял бы на себя ответственность за предстоящие шаги. Павлов превосходно подходил на эту роль. 14 января 1991 г. его кандидатура была утверждена на пост премьер-министра.

Руководство кабмином

Павлов начал деятельность на посту премьер-министра с дезинформации. С высокой трибуны он уверял, что никакой подготовки к будущим реформам не проводится. Он говорил о том, что финансовые преобразования - только часть всего комплекса мероприятий, которые ориентированы на оздоровление экономики. Изолированное проведение реформы денег без решения прочих задач бессмысленно, так как не приведет ни к каким результатам. Кроме этого, премьер говорил о том, что преобразования обойдутся экономике в 5 млрд руб. И в завершение своей речи он указывал на то, что существовавшие в то время мощности по выпуску банкнот позволят накопить нужный объем новых дензнаков в течение трех лет.

Волнение в народе

Советские граждане, уже давно привыкшие к идеологическим выпадам руководства, плохо понимающие суть рыночной экономики, все же чувствовала какой-то подвох со стороны партии. Первые лица государства уже перестали пользоваться каким бы то ни было доверием. Сведения о предстоящей реформе просачивались через знакомых, поэтому некоторые граждане успели поменять свои "сотки" и "полтинники" заранее. Накануне объявления об обмене часть населения успела "разменять" наличность в кассах вокзалов и метро, в магазинах, у таксистов. Однако таких "счастливчиков" были единицы. Все подозревали о реформе, но никто не знал ни когда, ни как ее будут проводить. Грядущие перемены обсуждали везде: на транспорте, в вузах, в колхозах, на производстве, в армии. Большая часть населения приходила с одной стороны к выводу, что "копить, собственно, нечего", а с другой - "обманут все равно".

Павловская реформа денег: ход "акции"

22 января Горбачев подписывает указ, в соответствии с которым из оборота изымаются 50-ти и 100-рублевые банкноты 1961 г. в. и обмениваются на более мелкие новые купюры. С этого момента началась павловская реформа 1991. Денег у населения оказалось меньше, чем предполагали. Обмен наличности в сумме до 1 тыс. руб. производился только три дня - с 23 по 25 января (со среды по пятницу). При этом снятие денег со счетов в Сбербанке было ограничено 500 руб. Обмен был разрешен до конца марта, но в специальных комиссиях. Они рассматривали каждый случай пропуска установленного срока в отдельности. Вместе с этим гражданину необходимо было рассказать, откуда он взял сумму более 1 тысячи. Президентский указ зачитали в 9 вечера, когда практически все организации уже не работали. Самые сообразительные граждане в панике начали спасать свои деньги. Кто-то срочно отправил перевод, кто-то купил несколько билетов на самолет или поезд на разные рейсы, чтобы впоследствии их сдать. Однако все это успели сделать только единицы.

Процесс обмена

Павловская реформа создала огромные очереди уже на утро 23 января. В кассы Сбербанка стояли "делегаты" трудовых коллективов, которые меняли купюры целых бригад. Расчет руководства на рабочие дни частично оправдался. Многие граждане просто не успевали добраться от производства до касс. Однако в некоторых районах местная администрация шла навстречу населению. Обменные пункты были открыты на производстве, в почтовых отделениях. В самих очередях возникали конфликты, кому-то становилось плохо. В итоге павловская денежная реформа позволила изъять у населения около 14 млрд руб. По замыслу организаторов, конечно, предполагалось конфисковать больше 51.5 млрд из 133 млрд (порядка 39 %). Павловская реформа, кроме этого, включала в себя заморозку банковских накоплений. На эти средства начислялось 40 % годовых. Однако получить их можно было не ранее следующего года.

Результаты

Павловская реформа резко сократила национальный доход. В сравнении с 1990 г. он уменьшился на 20 %. Вместе с этим значительно увеличился бюджетный дефицит. По различным оценкам, на 1991 г. он составил 20-30 % ВВП. Когда павловская реформа завершилась, ее организатор выступил с обвинениями в адрес зарубежных банков, упрекая их в скоординированной деятельности, направленной на дезорганизацию обращения наличности в СССР. В рамках второй стадии преобразований без какого-либо предварительного объявления со 2 апреля в стране резко подскочили цены на продукты народного потребления при том, что в течение десятилетий они оставались на стабильном уровне. Все это привело к абсолютной потере всякого доверия к руководству партии. Население считало себя ограбленным дважды.

Заключение

Как показывают результаты общественного мнения, павловская реформа стала одной из ключевых причин неудачи государственного переворота. Он, как известно, был предпринят консерваторами из правительства и Политбюро ЦК КПСС в 1991 г. Примечательно, что среди членов ГКЧП присутствовал и реформатор Валентин Павлов. Впоследствии он говорил, что в то время мало кто осознавал и верил в то, что решался не идеологический вопрос. В конце января 91-го население страны прощалось не только с пропавшими дензнаками, но и с частью своего прошлого. Люди, живущие во Владикавказе, ставшие свидетелями этих событий, и сейчас часто вспоминают, как 26 января, спустя день после всеобщего ажиотажа, у здания Госбанка появился хорошо одетый человек с чемоданом. Он открыл его и высыпал на снег кипу 50-рублевых банкнот и поджег их. С точки зрения современности, как считает Вольчик, такая форма проведения реформ абсолютно неприемлема. Однако если оценивать ситуацию так, как это делало прежнее руководство, то иного способа финансовых преобразований просто не было. Почти все реформы СССР отличались конфискационным характером. И эта "акция" начала 90-х не стала исключением.

Десять лет назад, в декабре 1993 года, официально и окончательно была завершена последняя советская денежная реформа - прекращено хождение купюр образца 1961 года достоинством один, три, пять и десять рублей.

Обмен денег - дело для нас привычное. За последнее двадцатилетие мы меняли купюры и терялись в нулях не раз, но денежная реформа 1991-1993 года произвела эффект практически революционный - почти все население страны стало одинаково бедным.

Правительство СССР в попытках переломить кризисную ситуацию действовало крайне непоследовательно. Можно вспомнить решение Совета Министров СССР (1990) о предстоящем пересмотре цен (то есть об их повышении), о чем во всеуслышание объявил Н. Рыжков. Реакция на это заявление была незамедлительной. В считанные дни резко вырос спрос на все товары, и по всей стране распространился тотальный дефицит. На Совет Министров обрушился шквал критики, и правительство отложило пересмотр цен.

Другим примером непоследовательности действий правительства было введение в конце 1990 года пятипроцентного налога на все продажи для пополнения государственного бюджета. Но вскоре (под давлением отраслевых лобби) правительство приняло решение значительно сузить круг облагаемой налогом продукции, и значение этого налога сошло на нет. В конце 1990 года главой правительства стал бывший министр финансов в правительстве Н. Рыжкова В. Павлов, представлявший интересы консервативных экономических и политических кругов и ВПК. Чтобы остановить центробежные тенденции, был взят курс на ужесточение экономических мер. Никаких разговоров о приватизации и либерализации уже не было. Вскоре В. Павлов обвинил частные банки некоторых зарубежных стран в том, что они стремятся дестабилизировать обстановку в СССР. Президент Горбачев дал разрешение органам МВД и КГБ вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий (включая совместные), что привело к резкому сокращению инвестиционной и торговой активности иностранного капитала на территории СССР.

10 января 1991 года Валентин Павлов официально заявил, что никакой денежной реформы не будет. Потому что она не поможет - нужны комплексные методы оздоровления экономики. Большинство населения даже вспомнит, что министр был готов лишиться руки, дабы доказать справедливость своих слов.

Поздним вечером 22 января, после закрытия сберкасс, Валентин Павлов в программе "Время" объявил, что банкноты 50 и 100 рублей выпуска 1961 года меняются на купюры нового образца. На обмен купюр населению давалось три дня. Менять можно было по месту работы. Кто не работал - в сберкассе по месту жительства (при этом в паспорт ставился специальный штамп).

В первые три дня можно было обменять 350 рублей. В последующие полгода можно было постепенно обменять до 1,5 тысячи рублей, сославшись на то, что это не превышает годовую зарплату обычного советского человека.

23 января 1991 года Павлов провел изъятие из обращения 50 и 100-рублевых купюр. Одна из причин этой меры заключалась в следующем: дело в том, что операция рубль--форинт--доллар и рубль--злотый--доллар приносила, куда больший доход, чем рубль--доллар, ибо курс форинта и злотого по отношению к рублю был искусственно занижен. Неизвестно, какое количество крупных рублевых купюр оказалось, таким образом, за границей; во всяком случае, Павлов называл цифру в 100 млрд. руб.

Обмен крупных купюр, производившийся свободно лишь в размере месячного оклада и сопровождавшийся к тому же замораживанием значительной части вкладов, больнее всего ударил по рядовым гражданам. К тому же накануне обмена многие предприятия и учреждения получили деньги для выплаты заработной платы почти исключительно крупными купюрами. Из-за отсутствия мелких купюр сберегательные кассы не производили обмена денег пенсионерам. Возникла угроза того, что за отпущенные три дня обменять деньги смогут не все.

Правительство было вынуждено дважды пересматривать сроки обмена крупных купюр. После каждого переноса сроков денежный выигрыш государства от обмена уменьшался. Сразу после обмена он составлял около 10 млрд. руб., в марте -- 8 млрд. руб., а к апрелю уменьшился до 4 млрд. руб.

Тем не менее, обмен денег создавал определенные возможности для стабилизации денежного обращения. Однако этот последний для рубля шанс на выздоровление был сорван дальнейшими шагами правительства.

Хотя в апреле 1991 года номинальная денежная масса была минимальной, срыв стабилизации денежного обращения пришелся именно на апрель, т. е. на момент проведения реформы цен, призванной по идее закрепить результаты январского обмена денежных купюр.

В результате этой реформы примерно в три раза выросли государственные розничные цены, был достигнут предел покупательной способности населения и произошло снижение кооперативных и базарных цен. Однако одновременно правительство пошло на выплату значительных денежных компенсаций. Вследствие этого печатный станок был запущен и уже больше не останавливался.

Основными причинами существенного увеличения денежной эмиссии в июне-сентябре был начавшийся распад СССР и отказ бывших республик, а ныне суверенных государств перечислять средства в союзный бюджет.

В этих условиях президент М. С. Горбачев пошел на нарушение союзного законодательства, взяв в июле в обход Верховного Совета из Государственного банка 93 млрд. руб. на содержание армии и государственного аппарата. В результате начавшаяся еще до перестройки и сопровождавшая каждый ее шаг инфляция из-за гигантского расширения денежной массы переросла в гиперинфляцию. Реформа цен не изменила положения дел на потребительском рынке. Рост дефицита обгонял рост цен. Правительство рассчитывало на прямо противоположный эффект. Кабинет Министров полагал, что с учетом выплат правительственных компенсаций ему удастся снизить жизненный уровень населения на 40%, приблизив его к уровню 1978-1979 гг. В таком случае, по мнению наших министров, население, чтобы сохранить привычный ему уровень жизни, станет снимать со сберкнижек по 2 тыс. руб. в год. Этим поглотится прирост сбережений последних лет и экономика вернется к безынфляционным 1971-1973 гг.

Вошедшая в историю под именем «Павловская» реформа ударила по кошелькам тысяч людей, державших рубли и «под матрацем», и в Сбербанке. Были "помножены на ноль" состояния в десять-пятнадцать, а то и в сотни тысяч, копившиеся десятилетиями. В один день миллионы россиян стали нищими, на несколько лет полностью утратив доверие к государству.

Валентин Павлов был последним и, наверное, самым непопулярным министром финансов и председателем Совмина СССР. Во-первых, потому что провел конфискационную денежную реформу. А во-вторых, провел ее в то время, когда режим уже можно было безопасно ругать.

Последняя советская реформа была поворотным моментом в российской экономической истории - началась эпоха конфискаций. Либерализация цен 1992 года, ваучерная приватизация, август 1998 года раз за разом лишали граждан накоплений.

Причем устрашающий характер реформа приняла еще и в силу своей неожиданности.

Реформа Павлова - правительственная мера в СССР, направленная на снижение инфляции и изъятие из обращения «лишней» денежной массы.

Проводилась она в начале 1991 года, перед самым падением Советского Союза, под руководством тогдашнего министра финансов Валентина Павлова.

Откуда взялись «лишние» деньги?

К началу 1991 года у советских граждан на руках находились значительные суммы. Часть из них была представлена купюрами по 50 и 100 рублей.

В условиях падения производства и товарного дефицита на рынке ценность рубля постоянно падала. У правительства возникло подозрение, что крупные купюры у советских граждан получены путём нетрудового дохода.

Для преодоления сложившейся ситуации было предложено в короткий срок провести меру с использованием эффекта неожиданности.

В эфире - программа «Время»…

О начале операции сообщила программа «Время» на первом канале центрального телевидения в 9 часов вечера 22 января. Суть реформы сводилась к следующему:

  1. В течение трёх дней - с 23 по 25 января - советские граждане должны были обменять старые купюры по 50 и 100 рублей на новые аналогичного достоинства. По прошествии трёх дней старые купюры считаются недействительными, и обменять их можно только по решению специальной комиссии.
  2. Один человек имел право обменять купюры на сумму до 1000 рублей.
  3. Отныне снять в Сберегательном банке СССР (единственном банке на то время) каждый гражданин мог не более 500 рублей в месяц. Время для оглашения указа было выбрано неслучайно: в 21 час сберегательные кассы, прочие финансовые учреждения и магазины в стране были уже закрыты, и избавиться от купюр (обменять или купить на них товар) жители страны уже не могли. Правда, работали кассы в метро и на железнодорожных вокзалах, куда сразу после выпуска новостей поспешили наиболее сообразительные граждане; обменять можно было и у таксистов, которые в большинстве случаев программу «Время» не смотрели и о реформе не знали.

Эффект неожиданности усиливался ещё и тем, что за две недели до события Павлов категорически отрицал подготовку какой-либо реформы. Формально было объявлено, что цель предпринятой меры - борьба с потоком фальшивых купюр, которые якобы поступали из стран запада.


реформа Павлова. обмен 100 и 50 рублевых купюр фото

Чтобы подчеркнуть серьёзность своих намерений, правительство накануне запуска реформы повысило Павлова в должности - теперь он стал премьер-министром СССР, первым и последним человеком в этом звании. Примечательно, что обмену подлежали только указанные два вида купюр. Остальные купюры и монеты старого образца продолжали быть в обращении наравне с новыми.

Результаты реформы

Своей цели советское правительство практически не добилось, за исключением того, что удалось изъять из обращения около 14 миллиардов рублей. Оздоровить экономику страны реформа не помогла, а привела скорее к обратному эффекту: после её проведения цены на большинство товаров повысились в несколько раз. А главное - доверие населения к правительству, и без того дышащее на ладан, было окончательно подорвано.

Денежная реформа стала первой «шоковой терапией» в новейшей истории страны, за которой последовала ещё более «шоковая » - реформаторская деятельность Егора Гайдара . Несмотря на заявленные цели, истинной сущностью павловской и гайдаровской реформ была попытка замаскировать катастрофическое положение экономики СССР и России и коррумпированный «передел рынка».

Но в случае с Павловым такой эффект от его реформы не был сознательным, а явился последствием его характера: принимая какое-либо решение, министр обычно не советовался со специалистами и экспертами, уверяя, что он всё знает лучше других.



Похожие статьи