Общая характеристика системы налогов и сборов рф. Основы налогового федерализма. Понятие системы налогов и сборов. Структура и принципы построения Понятие налога характеристика системы налогов в рф

Правовые последствия признания лица резидентом либо нерезидентом.

1. В отношении резидентов применяется полная налоговая обязанность, которая означает, что РФ по общему правилу претендует на налогообложение НДФЛ в отношении всех доходов лица, которые получены как от источников на территории РФ, так и от источников за ее пределами.В отношении нерезидентов действует ограниченная налоговая обязанность, уплачивают налог только с доходов, полученных на территории РФ.

2. В отношении резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки. В отношении резидентов общая ставка – 13%, а в отношении нерезидентов – 30%.

3. Гл.23 НК предусматривает возможность налоговых вычетов. Есть вычеты, которые являются налоговыми льготами и предусматривают освобождение от налогообложения части доходов лица. По законодательству РФ право на вычеты имеют только лица, чьи доходы облагаются по ставке 13%.

Объект налогообложения.

Понятие – ст.38.

Объектом обложения по НДФЛ является доход ФЛ. В соответствии со ст.41 доходом признается выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в какой выгоду можно оценить в соответствии с гл.23 НДФЛ. Статья 41 выделяет след важные признаки, подлежащие учету при установлении дохода:

· Доход получен деньгами или иным имуществом

· Размер дохода можно оценить

· Облагаемая сумма может быть определена по правилам гл.23 НДФЛ

Классификация доходов:

1. Доходы, учитываемые при налогообложении

a. Доходы, полученные от источников РФ (ст.208 НК РФ)

b. Доходы, полученные за пределами РФ (ст.215, 217, п.2,5 ст.208 НК РФ)

2. Доходы, которые не учитываются при налогообложении

a. Ситуации, когда экономический доход есть, но в силу прямого указания закона он освобожден от налога (пенсии, стипендии, ст.215, 217 НК РФ)

b. Случаи, когда изначально факт получения денежных средств лицом не рассматривается как получение доходов (суммы, которые получены лицом в связи имущественными или неимущественными отношениями с членами семьи или близкими родственниками). В соответствии с семейным законодательством, за исключением случаев получения средств от указанных лиц на основании гражданско-правовых либо других договоров. Члены семьи – ст.2 СК РФ, близкие родственники – ст.14 СК РФ. В том случае, если у налогоплательщика возникают сложности с определением источника возникновения доходов (из РФ или вне РФ), то он обязан обратиться с запросом в МинФин, и по ответу Минфина разрешается данный вопрос.

Формы получения доходов.

Выделяются три формы получения доходов:

1. Денежная форма.

2. Натуральная форма (ст.211 НК РФ)

3. Форма в виде материальной выгоды (ст.212 НК РФ) – такие случаи получения дохода, когда лицо экономит свои денежные средства по сравнению с иными аналогичными субъектами по причине того, что та или иная сделка заключена на крайне выгодных условиях.

Гл.23 указывает, что налогообложению подлежат как доходы, фактически полученные лицом, так и на доходы, на которые у него возникло право распоряжения.

Налоговая база.

Денежное выражение доходов

Для каждого вида доходов, для которого предусмотрена своя ставка, база определяется самостоятельно. Отдельно определяется база для доходов, которые получены в виде натуральной формы или в виде материальной выгоды. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены за налоговые периоды во всех формах. По многим видам операций гл.23 устанавливает особенности определения налоговой базы, которые нужно принимать во внимание (операции с ценными бумагами).

Порядок исчисления налогов.

По итогам налогового периода налогоплательщик обязан учесть все доходы, которые были получены в рамках этого периода. В отношении доходов, которые облагаются по ставке 13%, налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты, предусмотренные НК РФ. Выделяют 5 групп налоговых вычетов:

1. Стандартные налоговые вычеты. Условно можно подразделить на:

a. Вычеты на самого налогоплательщика. Устанавливаются следующие размеры:

i. 3.000 рублей за каждый месяц налогового периода. Ликвидаторы аварий на чернобыльской АЭС, инвалиды Вов, инвалиды-военнослужащие с первой по третью группу, получившие свои увечья при защите интересов РФ или СССР и др. Пример: Доход инвалида-военнослужащего за год составляет 100.000 рублей, доход подлежит обложению по ставке 13%. Данный плательщик имеет право на вычет за каждый месяц налогового периода. Налоговая база, подлежащая налогообложению, составит: 100.000 – 36.000 = 64.000 – 13% = 55.680

ii. 500 рублей за каждый месяц налогового периода. Герои РФ и СССР, участники Вов, блокадники Ленинграда и др. Пример см. выше.

iii. 400 рублей ежемесячно. Применяется в отношении тех плательщиков, которые не попадают в две вышеуказанные группы. Применяется как вычет до того момента, пока совокупный доход плательщика с начала года не превысит 40.000 рублей.С того месяца,в котором доход превысил 40.000 рублей, данный вычет непредоставляется. При подсчете лимита дохода в 40.000 принимаются во внимание только те доходы, которые облагаются по ставке 13%.

b. Вычеты, предоставляемые на детей.Право на данный вычет имеют следующие налогоплательщики: родители, в т.ч. и приемные, супруги родителей, опекуны и попечители. Вычет устанавливается в размере 1.000 рублей ежемесячно на каждого ребенка. Устанавливаются два ограничения при получении данного вычета:

i. Данный вычет предоставляется до того момента, пока совокупный доход налогоплательщика, облагаемый по ставке 13% с начала налогового периода, не достигнет 280.000 рублей. Начиная с того месяца, когда доход превысил указанную сумму, вычет прекращает предоставляться. Пример: общество «Альфа» производит выплаты своему воителю Иванову. Зарплата составляет 35.000 рублей в месяц. У Иванова имеется несовершеннолетний ребенок. Иванов имеет право на получение вычета в отношении своего ребенка с января по август текущего года, за указанный период его совокупный доход составит 35.000*8=280.000. С сентября текущего года Иванов, чей доход превысил 280.000 рублей, право на вычет не имеет.

ii. Ограничение по возрасту. По общему правилу вычет предоставляется до достижения ребенком 18летнего возраста, однако в тех случаях, когда ребенок является: студентом (очник), аспирантом, ординатором, курсантом, а также учащимся очной формы обучения вычет предоставляется до достижения им 24 лет. Вычет предоставляется в том случае, когда ребенок, не достигший 24 лет, обучается также в военном учебном заведении. По статусу учебного заведения должно быть подтверждено его статус в качестве учебного заведения, справка об обучении ребенка, лицензия учебного заведения.

СНВ закреплены в законе как фиксированная сумма, которую налогоплательщик вправе использовать за каждый месяц налогового периода.

При наличии одновременного права на несколько стандартных вычетов, плательщик должен воспользоваться максимальным вычетом. Вычеты предоставляются по общему правилу у налогового агента (работодателя), если их несколько, то у любого из них по усмотрению плательщика. Если в рамках налогового периода место работы меняется, то по новому месту работу налоговые вычеты предоставляются с учетом доходов, полученных по прежнему месту работы.

Если в рамках налогового периода вычет не был получен или был получен в меньшем размере, то по итогам налогового периода плательщик вправе подать налоговую декларацию с соответствующим пакетом документов для корректировки сумм, подлежащих налогообложению посредством налогового органа.

2. Социальные налоговые вычеты.СоцНВ в отличии от СНВ связаны с расходами плательщика, учитываются расходы на благотворительность, лечение, обучение, добровольное пенсионное страхование. 5 оснований предоставления таких вычетов:

a. По расходам на благотворительность и пожертвования. Налогоплательщики вправе уменьшить свои доходы, облагаемые по ставке 13% по расходам, которые понесены ими на благотворительные нужды следующих организаций: организации науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения. Эти организации должны функционировать на бюджетной основе. Учитываются пожертвования в пользу физкультурно-спортивных объединений, образовательных и дошкольных учреждений на цели физического воспитания граждан и содержания спортивных команд.Пожертвования в пользу религиозных организаций на осуществление их уставной деятельности.

Вычет предоставляется в размере фактически понесенных затрат на благотворительность, но при этом не может превышать более 25% от дохода плательщика, полученного за налоговый период, облагаемого по ставке 13%.

Пример: Петров произвел пожертвования в пользу музея в размере 100.000 рублей, годовой доход Петрова составил 300.000 рублей. В размере 100.000 вычет заявлен быть не может, поскольку 25% от 100.000 составляет 75.000, в данном случае вычет может быть заявлен только в размере 75.000.

b. По расходам на обучение. По общему правилу соцНВ на обучение вправе применить налогоплательщики-учащиеся, налогоплательщики-родители (опекуны, попечители), а также налогоплательщики-братья/сестры обучающегося. Налогоплательщики при применении данного вычета вправе уменьшить свои расходы, подлежащие обложению НДФЛ, на сумму денежных средств, которые они потратили:

i. На свое обучение в образовательных учреждениях. В данном случае не учитывается форма обучения (очная, заочная). Пример: Конев обучается на заочном отделении, получает 2ое высшее образование. Расходы на оплату такого обучения Конев вправе применить как вычет.

ii. На обучение своих детей в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях. Пример: у супругов Медведевых двое детей – 21 и 23 года, оба студенты очного отделения. По оплате обучения каждого может быть применен вычет.

iii. На обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет, также бывших подопечных в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях.

iv. А обучение брата или сестры в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях.

Размер вычета, который предоставляется. По общему правилу вычет заявляется в размере тех затрат, которые понесены на обучение. Однако учитываются некоторые ограничения. Ранее были указаны 5 оснований получения соцНВ. По 4 основным группам (обучение самого налогоплательщика, лечение, негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование, взносы на накопительную часть трудовой пенсии) устанавливается предельный лимит вычета, который суммарно плательщик может получить по итогам налогового периода – 120.000 рублей. Т.е. если в рамках налогового периода плательщик одновременно понес затраты на свое обучение, лечение, пенсионное содержание, то вправе применить в качестве вычеты любые из этих сумм, но при этом совокупный размер не может превышать установленного лимита. Пример: 110.000 – обучение, 50.000 – лечение, общая затрата – 160.000, но нельзя превышать 120.000. Отдельно при получении соцНВ учитываются вычеты на благотворительность (учитываются отдельно, не входят в 120.000). И также отдельно учитываются оплата обучения детей и расходы на дорогостоящее лечение.

При получении вычета на детей устанавливается предельный лимит на каждого ребенка. Этот размер составляет 50.000 рублей в год на каждого обучающегося. Одновременно такой же лимит применяется при оплате обучения братьев и сестер. Эта сумма является общей для родителей. При обучении учитывается статус образовательного учреждения, статус должен быть подтвержден лицензией. Вышеуказанный вычет на обучение может быть также применен при обучении в следующих учреждениях: дошкольные, учреждения доп образования, спортивные/музыкальные школы и др. Вычет предоставляется на основании налоговой декларации по итогам налогового периода с предоставлением подтверждающих документов.

c. по расходам на лечение. Налогоплательщики вправе уменьшить свои доходы, подлежащие налогообложения, на затраты которые понесены ими в части лечения в медицинских учреждениях РФ, в части лечения супруга/супруги, своих родителей либо своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях РФ; в части расходов на медикаменты, назначенных налогоплательщику либо его супруге/супругу, его родителям, детям в возрасте до 18 лет лечащим врачом и приобретенные на свои собственные средства; в виде страховых взносов, уплаченных страховыми организациями по договорам добровольного страхования налогоплательщика, страхования супруга/супруги, родителей или детей в возрасте до 18 лет, причем договоры должны предусматривать оказание услуг по лечению при наступлении страхового случая. В отношении медицинских учреждений требуется предоставление лицензии на право предоставления медицинских услуг, в отношении конкретных видов медицинской помощи и лекарств – ПП РФ от 19.03.2001г. № 201.

d. по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение и на добровольное пенсионное страхование. Имеют право 2 категории плательщиков:

i. налогоплательщики, которые платят взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному с НПФ.

ii. Налогоплательщик, которые уплачивают взносы по договору добровольного пенсионного образования, заключенного со страховой организацией.

В данном случае указываются взносы как в пользу самого плательщика, так и в пользу супруга, родителей, детей-инвалидов, находящихся под опекой или попечительством. Из всех соц вычетов – это единственная группа, которая может быть предоставлена у налогового агента (работодателя) либо по итогам периода по основаниям декларации.

e. по расходам на уплату дополнительных страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Применяется на основании декларации по итогам налогового периода и подтверждающих документов. К вычету применяются те суммы, которые плательщик внес в софинансирование накопительной части своей трудовой пенсии по программе 1000 на 1000.

В отличии от СНВ в большинстве своем соцНВ предоставляются не у налогового агента, а по итогам налогового периода посредством предоставления налоговой декларации.

3. Имущественные налоговые вычеты.ИНВ связаны с покупкой либо продажей имущества, принадлежащего плательщику. 2 группы:

a. Доходные.Получаем доход, продав имущество. Налогоплательщик имеет право уменьшить свои доходы, подлежащие обложению по ставке 13%, на суммы, которые получены им в налоговом периоде от продажи движимого и недвижимого имущества, находящегося в его собственности не более 3 лет. Если доход получен резидентом от продажи имущества, принадлежащего ему более 3 лет, согласно ст.217 он вообще не облагается налогом. В составе недвижимого имущества, по которому может быть применен данный вычет, учитываются след активы: жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, садовые домики, земельные участки, а также доли в них. Иное имущество, по которому может быть применен данный вычет, составляют любые иные вещи: автомобили, лодки, катера, самолеты, картины, книги и т.д. При продаже недвижимости вычету подлежит сумма, вырученная от сделки, но не более 1 млн рублей. Пример : Петровым получен доход в виде зарплаты в виде 250 тысяч за год, также в этом году им продана квартира, принадлежавшая ему два года за 5 млн рублей. Совокупный доход Петрова.

При продаже иного имущества, принадлежащего плательщику, также к вычету применяется фактически полученная сумма от сделки, но не более 250 тысяч.

Вместо применения данного вычета налогоплательщик вправе уменьшить доходы, подлежащие налогообложению, на величину расходов, которые он понес в связи приобретением данного имущества.

Они могут применяться неограниченное количество раз. Вычет предоставляется по предоставлению декларации за налоговый период. Также к группе доходных вычетов фактически можно отнести суммы, которые получены плательщиком в результате выкупа его имущества со стороны гос-ва либо муниципалитета, такие суммы принимаются к вычету в полном объеме.

b. Расходные. Они связаны с приобретением налогоплательщиком недвижимого имущества. Вычет включает три составляющие:

i. Расходы на приобретение на территории РФ жилья, на новое строительство, а также на покупку земельных участков.

ii. Расходы на погашение целевых кредитов и займов в части % при условии, что они тратятся на покупку нового жилья, строительства, земельных участков.

iii. Расходы, которые несет плательщик на погашение % по кредитам, займам на рефинансирование (перекредитование) тех займов и кредитов, которые ранее были получены на покупку нового жилья, строительства, земельного участка. Налогоплательщик принимает к вычету те затраты, которые он понес в рамках налогового периода на, при этом максимальный размер таких затрат установлен в размере 2 млн рублей без учета % по кредитам, займам. Пример : Савельев в 2011 году приобрел квартиру стоимостью 4 млн рублей. Он платил банку % по кредиту, который был получен на покупку данной квартиры, в размере 60 тысяч рублей. Савельев может применить вычет в размере 2 млн 60 тысяч рублей.

Объекты, по которым может быть применен вычет: жилой дом, квартира, комната, доля в праве на эти объекты, земельный участок, на котором расположены данные объекты.

Данный вычет предоставляется однократно, право на вычет возникает по итогам того периода, в котором были понесены расходы и в котором возникло право собственности на объект.

Если сумма превысила, то приравнивается к нулю. А отрицательная разница переносится на след периоды.

4. Профессиональные налоговые вычеты. Субъекты:

a. ИП. Используют те расходы, которые они понесли в связи с осуществлением своей деятельности. Критерий расходов устанавливаются в соответствии с главой 25 (налог на прибыль) НК РФ.

b. Частнопрактикующие субъекты (адвокаты, нотариусы и т.д.). Приравниваются к ИП при применении данных вычетов.

c. Лица, выполняющие работы либо оказывающие услуги по гражданско-правовым договорам. Принимают те суммы, которые ими затрачены в связи с выполнением этих работ или услуг.

d. Лица, которые получают авторские вознаграждения. Применяются расходы, которые понесены этими лицами в связи с созданием своих произведений. Если налогоплательщик не может подтвердить документально свои затраты, то обращаемся к таблице, которая в кодексе. Пример: Сидоров пишет литературные статьи, получает за их публикации авторское вознаграждение. Подтвердить свои затраты он не может. При применении ПНВ в соответствии с нормативом, установленным в кодексе, его авторское вознаграждение уменьшается на 20%.

5. Налоговые вычеты при переносе на будущее убытков от операций с ценными бумагами, обращающихся на организованных рынках (узкий рынок, касающийся рынка ценных бумаг).

Если по итогам налогового периода сумма доходов налогоплательщика меньше, чем сумма вычетов, то возникает отрицательная разница. Такая разница вызывает 2 последствия:

1. Налоговая база в данный период принимается равной нулю;

2. Возникшая разница по общему правилу на будущие налоговые периоды не переносятся, если иное не предусмотрено налоговым законодательством.

Налоговые ставки.

1. 13%- к гражданам, на территории РФ, являясь высококвалифицированными специалистами, трудятся на основании патента.

Высококвалифицированный гражданин – это гражданин, имеющий опыт работы, навыки, достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его у труду в РФ предполагают получение им зарплаты в размере двух и более млн рублей за период, не превышающий один год.

Статус резидента в данном случае не учитывается.

В соответствии со ст. 13.2 ФЗ «о правовом положении иностранных граждан в РФ» предусматривается привлечение к труду на территории РФ иных иностранных граждан также на основании патента. Будет применяться налоговая ставка – 13%.

2. 30% - применяется ко всем доходам, которые получены ФЛ, не являющимися резидентами РФ. Не считая исключений, предусмотренных в НК РФ. В остальных случаях – всегда 30%.

3. 35% - применяется в случаях, которые прямо указаны в НК РФ. Максимальная ставка. К выигрышам и призам от конкурсов, игр и др. мероприятий в целях рекламы товаров и услуг. Ставка 35% применяется при получении процентных доходов по вкладам банков в части их превышения по суммам, рассчитанным по следующей формуле: ставка рефинансирования + 5%.

4. 9% - применяется при получении дивидендов резидентами; при получении доходов учредителями доверительного управления ипотечным покрытием.

5. 15% - применяется для налогообложения дивидендов, которые получены нерезидентами.

Налоговый период по НДФЛ составляет 1 календарный год. В ряде случаев может иметь отчетные периоды.

Налоговые ставки.

По НДС применяются след ставки:

1. 18%. Применяется в приоритетном числе случаев. Всегда, когда нет оснований для применения специальных ставок.

2. 10%. Фактически является льготной ставкой. Применяется к большинству жизненно необходимых товаров (продовольствие, промышленные товары, медикаменты и пр.).

3. 0%. Является специальной. Всегда подлежит официальному документальному подтверждению. Число случаев строго определено. Пример: экспорт товаров, услуги по международной перевозке и т.д.

4. Две расчетные ставки 18/118% и 10/110%.

Налоговая база.

НДС применяется к различного рода реализационным операциями. Гл.21 НК РФ содержит отдельные статьи, раскрывающие данную специфику. По большинству операций и по общему правилу налоговая база по НДС представляет из себя стоимостную характеристику реализуемых товаров, работ, услуг. Кодекс устанавливает следующие общие правила определения налоговой базы по всем операциям:

1. Для товаров, работ, услуг, облагаемых по разным ставкам, налоговая база определяется отдельно. При определении налоговой базы учитывается как стоимость товаров, исчисленной в денежной единице, так и в натуральном выражении. Налоговая база всегда определяется в рублях в РФ. Гл.21 вводит такое понятие, как «момент определения налоговой базы» - конструкция, которая позволяет определить временной отрезок, в рамках которого производится уплата в бюджет налога в отношении какого-либо реализованного товара, работы, услуги. На сегодняшний день моментом определения налоговой базы является одна из наиболее ранних следующих дат (та из них, которая наступит раньше) – день отгрузки (передачи товаров, работы, услуг) контрагенту и день оплаты или частичной оплаты.

Налогоплательщики.

1. Российские организации

2. Иностранные организации, которые ведут свою деятельность на территории РФ через постоянные представительства либо получают доход от источников на территории РФ в отсутствии постоянного представительства.

Объекты НПО.

Устанавливается специфичный объект – прибыль.

Прибыль организации (по общему правилу) – разница между ее доходами и расходами организации в рамках налогового периода.

Понятие прибыли изменяется в зависимости от того, какой плательщик перед нами.

Российская организация. Прибыль – доходы, уменьшенные на величину расходов.

Иностранные организации с постоянным представительством на территории РФ. Прибыль – доходы постоянного представительства, уменьшенные на расходы, связанные с его деятельностью.

Иностранные организации без постоянного представительства, получающие доходы от источников на территории РФ – сам доход будет рассматриваться как прибыль.

Для НПО понятие доход определяется также как и в НДФЛ по правилам ст.41 НК РФ.

Кодексом проводится след классификация доходов в целях исчисления налога на прибыль:

1. Доходы, подлежащие налогообложению:

a. Реализационные доходы. Все поступления организаций от продажи собственной продукции и от ранее приобретенной продукции у третьих лиц.

b. Внереализационные доходы. Все те, которые не подпадают под понятие реализационных доходов. Дивиденды.

2. Доходы, не учитываемые при налогообложении.

Расходы определяются ст.252 НК РФ. Определение дается посредством закрепления требований к расходам:

1. Они должны быть обоснованы, экономически оправданы.Критерий экономической обоснованности расходов тесно связан с критерием №3.В общем виде эти критерии подразумевают, что затраты, которые несет налогоплательщик и которые он учитывает при исчислении НПО, должны быть связаны с деятельностью самого плательщика и должны быть ему действительно необходимы. Если плательщик не удается доказать наличие этих критериев, то он сохраняет право на эти затраты, но при условии, что они должны производится из «чистой прибыли».

2. Они должны быть документально подтверждены.

3. Они должны быть произведены для той деятельности, которая приносит доходы налогоплательщику.

Аналогично классификация доходов налога на прибыль, существует классификация расходов:

1. Учитываемые

a. Связанные с реализацией

b. Не реализационные расходы

2. Не учитываемые

НК РФ делит доходы/расходы на 2 группы:

1. Реализационные

2. внереализационные

При исчислении налога на прибыль предполагается, что эти группы взаимодействуют друг с другом, не пересекаясь между собой, т.е. доходы от реализации с расходами от реализации. Основная причина этого – особенности учета соответствующих доходов и расходов для целей налогообложения.

Налоговые ставки.

По налогу на прибыль в качестве общей устанавливается ставка 20%.

При этом 2% зачисляется в федеральный бюджет,18% - субъекта.

Закон устанавливает ряд специальных ставок:

1. 15% - доходы в виде дивидендов, полученные иностранными организациями отроссийских

2. 10% - доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ черезпостоянные представительства; доходы от сдачи в аренду ТС для международныхперевозок.

3. 9% - доходы в виде дивидендов, полученных российскими организациями.

4. 0% - прибыль, полученная ЦБ РФ, от выполнения своих функций,предусмотренных Законом «О ЦБ РФ».

Налоговый период устанавливается в размере 1 календарного года.

В рамках данного года устанавливаются отчетные периоды – 1 квартал, полугодие и 9месяцев.

Для налогоплательщиков, которые уплачивают налог на прибыль посредством ежемесячных авансовых платежей, отчетными периодами является каждый месяц текущего календарного года.

Местные налоги.

Налог на имущество ФЛ и земельный налог.

Прямые налоги, причем достаточно тесно взаимосвязанные друг с другом.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФЛ.

Является фискальным платежом, который регулируется отдельным Закон от 09.12.1991 «О налогах на имущество ФЛ».

Налогоплательщикамиданного налога признаются ФЛ-собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество находится в совместной собственности ФЛ, налог они выплачивают в равных долях. Если в отношении имущества установлен режим долевой собственности, то уплата налога производится пропорционально долям собственников.

Объект налогообложения

При определении объекта законодателем был избран заведомо неверный подход. Вероятно, предполагалось включение в состав объектов всей совокупности недвижимого имущества, которое может принадлежать ФЛ.

Закон закрепляет состав объектов без указания их родовых признаков, посредствомпростого перечисления:

1. Жилой дом

2. Квартира

3. Комната

6. Иное строение или сооружение

Определение объекта налогообложения по данному налогу сталкивается с двумя проблемами: абсолютно не ясно нормативное содержание каждого из перечисленных понятий, «открытость» этого перечня.

Налоговая база.

НБ по данному налогу определяется как инвентаризационная стоимость соответствующего имущества, определяемая органами (организациями) технической инвентаризации.

НБ объектов налогообложения, закрепленных законом, является их инвентаризационная стоимость по состоянию на 1 января текущего года. Соответствующие сведения в порядке ст.85 НК РФ представляется налоговым органам органами технической инвентаризации.

Определение НБ, закрепленное в законе, также имеет ряд недостатков: не вполне ясен правовой статус органов с учетом того, что многие из них имеют статус муниципальных предприятий. Не ясны способы защиты прав налогоплательщиков, когда он не согласен со стоимостью, данные о которой переданы в налоговый орган.

Налоговые ставки.

ФЗ предоставляет местным представительным органам право дифференциации ставок по налогам в зависимости от инвентаризационной стоимости имущества и с учетом типа его использования.

Устанавливается следующая шкала предельных ставок налогов:

1. Инвентаризационная стоимость объекта – до 300 тысяч рублей включительно; ставка до 0,1% включительно.

2. Свыше 300 тысяч и до 500 тысяч рублей включительно, ставка – свыше 0,1% до 0,3% включительно.

3. Свыше 500 тысяч рублей, ставка – от 0,3% до 2%.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ.

В РФ устанавливается принцип платность землевладения, пользования.

Арендная плата и земельный налог.

Налогоплательщиками выступают организации и ФЛ, которым на праве собственности,праве хозяйственного ведения, праве постоянного пользования либо праве пожизненногонаследуемого владения принадлежат земельные участки, признаваемые объектомналогообложения.

Объект – земельный участок, расположенный в границах муниципальных образований,на территории которых введен земельный налог.

Налоговая база – кадастровая стоимость земельных участков.

При принадлежности земельного участка нескольким собственникам, налоговая базаопределяется пропорциональной их долям при долевой собственности и в равных долях –при общей совместной собственности.

Налоговый период – одинкалендарный год. Для ИП и организаций устанавливаетсяотчетный период – 1, 2 и 3 квартал календарного года. Представительные органы властимуниципалитета вправе отчетные периоды отменить при установлении земельного налога.

Налоговые ставки.

Устанавливаются местными органами власти в тех пределах, которые закреплены ФЗ.

НК РФ предусматривает:

1. 0,3% кадастровой стоимости земельного участка (максимальный предел). Вотношении: земли для с/х производства, земли, занятые жилищным фондом иобъектами жилищно-инженерной инфраструктуры, земли для личного подсобногохозяйства, дачного хозяйства и пр.

2. По иным видам земель: 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.

НК РФ допускается дифференциация ставок в зависимости от категории земли и отее разрешенного использования.

Порядок исчисления налога.

Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доляналоговой базы.

Организации и ИП самостоятельно исчисляют авансовые платежи по налогу и конечнуюсумму платежа.

ФЛ самостоятельного исчисления не производят, получают расчет от налогового органа.

Если вещные права возникают не с начала налогового периода, то налог исчисляется законкретное число месяцев, в течение которых участок принадлежал налогоплательщику.

В отношении земельного участка, который переходит по наследству, налог исчисляется смомента открытия наследства.

Организации и ИП по итогам налогового периода определяют конечный размер земельного налога и с учетом ранее уплаченных авансовых платежей либо его доплачивают, либо нет, если их достаточно.

Налоговая декларация.

Организации и ИП в срок до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, обязаны предоставить декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

ФЛ освобождены от декларирования.

Региональные налоги.

Транспортный налог.

Налогоплательщики – лица, на которых в соответствии с законодательством РФзарегистрированы ТС, признаваемые объектом налогообложения.

Объекты – автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходныемашины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты,теплоходы, яхты, парусные суда и катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки,гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные ТС,зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ.

Налоговая база.

Предусмотрены следующие варианты определения налоговой базы:

1. В отношении ТС, имеющие двигатели, НБ определяется как мощность ТС влошадиных силах.

2. В отношении воздушных ТС, для которых определяется тяга реактивногодвигателя, НБ определяется как паспортная статическая тяга реактивногодвигателя на взлетном режиме.

3. В отношении водных буксируемых ТС НБ определяется как валовая вместимость врегистровых тоннах.

4. В отношении всех иных – НБ определяется как единица ТС.

Налоговый период.

НП – календарный год.

Для организаций – отчетные периоды 1, 2 и 3 квартал календарного года. Представительные ОВ субъектов могут не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки.

Определяются ст.361 НК РФ.

Налоговые ставки, предусмотренные НК РФ могут быть увеличены или уменьшенызаконами субъектов, но не более, чем в 10 раз.

Допускается установление законами субъектами дифференцированных ставок в зависимости от категории ТС, а также с учетом количества лет с даты выпуска либо их экологического класса.

Порядок исчисления налога.

Организации самостоятельно исчисляют сам налог, а также авансовые платежи по нему.

ФЛ самостоятельного исчисления не производят, налог вносится на основанииуведомления, поступающего от налогового органа.

Сумма определяется по итогам налогового периода в отношении каждого ТС какпроизведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.

В случае приобретения и регистрации ТС не сначала налогового периода, налогисчисляется с коэффициентом кратным количеству месяцев принадлежности ТС.

По итогам - исчисление налога, подлежащего уплате, с учетом ранее внесенныхавансовых платежей.

Порядок и сроки уплаты.

Устанавливаются региональным законодателем. Вносится в бюджет по месту нахожденияТС.

Для ФЛ срок не может быть установлен ранее 1 ноября за годом, следующим за истекшимналоговым периодом.

Для организации – срок уплаты налога не ранее, чем 1 февраля года, следующего заистекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация.

Для ФЛ обязанности декларирования не установлена.

Организации подают посвоим ТС декларацию.

Налог на игорный бизнес.

Для целей исчисления уплаты данного налога глава 29 НК РФ вводит ряд спец понятий: игорный бизнес, организатор, участник, азартная игра и пр.

Налогоплательщики – организации и ИП, которые осуществляют предпринимательскуюдеятельность в сфере игорного бизнеса.

Объекты.

1. Игровой стол

2. Игровой автомат

3. Касса тотализатора

4. Касса букмекерской конторы

Все перечисленные объекты подлежат регистрации в налоговом органе по месту своего расположения.

Постановка на учет – по заявлению налогоплательщика. Выдается свидетельство о регистрации. При выбытии объектов – аналогичная процедура.

Налоговая база определяется как единица соответствующего объекта налогообложения.

Налоговый период – календарный месяц.

Налоговые ставки устанавливаются субъектом

Для гос-в с федеративным устройством характерна проблема соотношения полномочий по установлению налогов применительно к федеральному центру и субъектам федерации. Суть проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, самостоятельное установление налогов свидетельствует о независимости того или иного уровня власти, с другой стороны, чрезмерная свобода в этом вопросе приводит к искусственному дроблению гос-ва, к росту сепаратизма между регионами. При избрании баланса полномочий могут применяться след модели распределения полномочий по установлению налогов между федеральным центром и субъектами федерации:

    «разные налоги». Суть модели сводится к тому, что каждый уровень власти вводит свои собственные налоги, соответственно на каждом уровне власти образуется своя собственная система. Подвиды:

    1. Каждый уровень полностью самостоятелен при установлении своей системы налогов.

      Неполная самостоятельность каждого из уровней федерации при установлении налогов. Федеральный центр вводит общефедеральные налоги и устанавливает обязательный перечень налогов для субъектов. При установлении перечня для субъектов учитывается ряд факторов (исторические, социальные, организационно-технические). Примеры:

      1. налог на добавленную стоимость. С т.зр. своего содержания не может вводится на уровне субъекта федерации, только на федеральном уровне, т.к. этот налог относится к числу территориальных налогов, как следствие при его взимании всегда важно определить, в каком месте гос-ва возник объект налогообложения. При введении такого территориального налога на уровне субъекта федерации неизбежны постоянные конфликты между субъектами, спорящими о принадлежности им объекта налогообложения.

        НДФЛ. Целесообразно вводить только на федеральном уровне, т.к. при его введении на уровне субъектов те или иные субъекты становятся более привлекательными по причине низких ставок этого налога, в связи с предоставлением дополнительных льгот и т.д.

    «разные ставки». Содержанием этой модели является то, что федеральный центр определяет все основные, базовые условия взимания конкретных видов налогов, а субъекты федерации имеют право только на установление ставок налога в пределах определенной шкалы, заданной центром. При этом на каждом уровне устанавливается единообразная система налогов, изменяются только виды ставок.

    «разные доходы». При этой системе,как федеральные налоги, так и налоги субъектов закрепляются федеральным центром. Финансовая самостоятельность субъектов проявляется в том, что от всего объема собираемых налогов они получают определенные отчисления по заранее установленным ставкам. Эти ставки могут устанавливаться ежегодно либо вводиться на длительный период.

Из трех представленных систем наибольшую самостоятельность представляет первая, а две последующие дают возможность субъектам федерации участвовать в регулировании налоговых отношений только частично. При построении конкретных национальных налоговых систем всегда используется взаимосвязь приведенных вариантов.

Примеры: США и Германия. Для Германии характерно жестко централизованная налоговая система, которая предоставляет субъектам федерации минимум полномочий при установлении налогов на своей территории. Для США характерна полностью обратная модель: штаты имеют широкие полномочия по установления налогов на своей территории с некоторыми конституционными ограничениями.

Характеристика системы налогов и сборов РФ.

Система налогов и сборов РФ включает два блока:

    Непосредственно налоги и сборы. Налоги и сборы РФ делятся на три группы:

    1. Федеральные : НДС, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на доходы ФЛ, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных и биологических ресурсов, государственная пошлина.

      Региональные : налог на игорный бизнес, транспортный налог, налог на имущество организаций. Ключевые элементы налогообложения устанавливаются федеральным центром – объект, налоговая база, налоговые период, порядок исчисления, минимальная и максимальная ставка налога. При этом субъектам РФ предоставляется право устанавливать след элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах шкалы, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты. Для введения региональных налогов требуется принятие регионального закона. Введение региональных налогов – это право субъектов.

      Местные : налог на имущество ФЛ, земельный налог. Применительно к местным налогам процедура установления и введения в действие схожа с региональным уровнем. В данном случае также представительные ОМСУ устанавливают три элемента налогообложения.

Ошибочно утверждение о том, что группы налогов делятся в зависимости от бюджета, куда поступают эти платежи. Действительно региональные и местные налоги полностью зачисляются в соответствующие бюджеты. Однако федеральные платежи делятся между федеральным центром и нижестоящими уровнями. Основное различие между группами налогов состоит в порядке их установления и введения в действие. Установить налог – закрепить все элементы. Для группы федеральных налогов и сборов и установление, и введение в действие осуществляется исключительно федеральным центром.

    Специальные налоговые режимы. Действуют 4 специальных налоговых режимов:

    1. упрощенная система налогообложения,

      единый с/х налог,

      система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,

      система налогообложения при выполнении соглашений при разделе продукции.

Конституционно-правовые основы налогообложения устанавливаются ст.ст.71, 72, 75 Конституции РФ. Согласно Конституции РФ устанавливаются общефедеральные налоги, общие принципы налогообложения в РФ.

Поскольку любой налог представляет из себя ограничение права собственности, соответственно, в силу ст.55 Конституции РФ, любой налог может следовать только из ФЗ.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

НДФЛ является прямым, личным, федеральным налогом.

Налогоплательщики НДФЛ : ФЛ. Они подразделяются на две группы:

    резиденты РФ. Налоговыми резидентами признаются лица, фактически пребывающие на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения лица в РФ не прерывается на время его выезда за рубеж для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения либо обучения. При этом не имеет значения вид учебного/лечебного заведения, возраст выезжающего, программа обучения и пр. Независимо от времени фактического пребывания на территории РФ налоговыми резидентами признаются: российские военнослужащие, проходящие службу за границей, сотрудники ОГВ и ОМСУ, командированные на работу за рубеж.Гражданство не имеет значения. Не принимается во внимание место рождения гражданина, иные социальные факторы. Учитываем только фактическое нахождение на территории РФ. По прежней редакции гл.23 НК РФ исчисление 183 дня требовалось в рамках календарного года (с 31 декабря по 1 января), что приводило к парадоксальным ситуациям. Пример: 90 дней налогоплательщик находился в РФ в 2005 году, а 93 дня в 2006 году. По той норме, которая действует сейчас, 12 месяцев берутся последовательно, не в рамках календарного года. В течение 12 месяцев, когда мы исчисляем 183 дня, месяцы идут непрерывно, а дни, когда мы пребываем на территории РФ могут идти с разрывами.

    нерезиденты РФ. Это те лица, которые не пребывают требуемое число дней на территории РФ.

Правовые последствия признания лица резидентом либо нерезидентом.

    В отношении резидентов применяется полная налоговая обязанность, которая означает, что РФ по общему правилу претендует на налогообложение НДФЛ в отношении всех доходов лица, которые получены как от источников на территории РФ, так и от источников за ее пределами.В отношении нерезидентов действует ограниченная налоговая обязанность, уплачивают налог только с доходов, полученных на территории РФ.

    В отношении резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки. В отношении резидентов общая ставка – 13%, а в отношении нерезидентов – 30%.

    Гл.23 НК предусматривает возможность налоговых вычетов. Есть вычеты, которые являются налоговыми льготами и предусматривают освобождение от налогообложения части доходов лица. По законодательству РФ право на вычеты имеют только лица, чьи доходы облагаются по ставке 13%.

Налоги существовали еще на Руси. Постепенно налогообложение претерпевало изменения, в результате чего в отдельную группу были выделены федеральные и региональные налоги, а также местные. Региональные и местные выплаты гражданам России известны в большей степени, нежели федеральные, о чем далее и пойдет речь.

Система налогообложения в России. Виды налогов

Федеральные налоги – это отдельная часть всей налоговой системы, которая действует на территории всей России. К федеральным налогам относятся все выплаты, которые прописываются в кодексах России, а также регулируются законодательными актами и нормами принятых приказов и постановлений. В федеральные налоги и сборы входят следующие выплаты:

  1. налог на добавленную стоимость (НДС);
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  4. налог на прибыль организаций;
  5. налог на добычу полезных ископаемых;
  6. водный налог;
  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  8. государственная пошлина.

Представленные виды имеют свои фиксированные ставки и составляют основу всего бюджета страны. Рассматривая список федеральных налогов, следует внести ясность относительно определения и утвержденных ставок по России.

Налог на доходы физических лиц

Среди видов федеральных налогов представленная разновидность занимает первое место по значимости и финансовой составляющей. Именно НДФЛ занимает более половины полученных налоговых отчислений в стране.

Отвечая на вопрос: НДФЛ – какой налог (федеральный или региональный) – можно смело утверждать, что представленный вид сбора носит повсеместный характер, а значит, федеральный. Сбор представляет собой процентную ставку от всех получаемых гражданами России доходов – основная заработная плата, подработки, полученный доход от продажи имущества (с определенными условиями оплаты), а также выигрыши и прочие поступления на счета.

– это федеральный налог, который не следует путать с местным или региональным сбором. В отношении его установлена процентная ставка в размере:

  • 9% — на полученные дивиденды до 2015 года в отношении физических лиц, а также на доходы по ипотечным покрытиям до 2007 года;
  • 13% — ставка действует на полученные доходы от различных видов трудовой деятельности;
  • 15% — на полученные дивиденды до 2015 года, налогоплательщиками выступают организации-резиденты России;
  • 30% — ставка действует на все доходы для нерезидентов России;
  • 35% — на определенные виды выигрышей и призов.

В представленной ситуации устанавливается календарный год в качестве отчетного периода. осуществляется до 30 апреля следующего за отчетным периодом.

Федеральный налог НДФЛ имеет определенные отличия для граждан и организаций, что представлено в таблице.

Физическим лицам Индивидуальным предпринимателям Юридическим лицам
Плательщики Резиденты России и нерезиденты Физические лица, зарегистрировавшие свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя — Российские организации;
— Индивидуальные предприниматели;
— Нотариусы, занимающиеся частной практикой;
— Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
— Обособленные подразделения иностранных организаций в РФ
Налоговая база — Вознаграждения, полученные не от налоговых агентов;
— Суммы от продажи собственности, если во владении физическое лицо было менее 3 лет;
— Суммы, полученные от источников, находящихся заграницей;
выигрыши и призы;
— Суммы от продаж рукописей, картин и прочих предметов, полученных физическим лицом по факту наследования;
— Суммы, полученные на основе договора дарения.
— Весь полученный доход от предпринимательской деятельности.
— Доход = выручка – расходы, подтвержденные документально.
Все доходы от деятельности, полученные налогоплательщиком
Порядок расчета Ставка налога * налоговая база (сумма дохода) — С подтверждением расходов: доход * 13%.
— Без подтверждения расходов: Выручка * 20%.
Налогооблагаемая база = полученный доход – налоговые вычеты.
Налог = налогооблагаемая база * ставка налога
Налоговые ставки Действуют вышеуказанные ставки — 13% — используется при расчете полученной прибыли;
— 20% — используется при отсутствии возможности документального подтверждения расходов
— 20% на налог от прибыли в определенных структурах;
— 13% — на доход с документальным подтверждением расходов
Уплата налога Подача декларации – до 30 апреля, оплата налогов – до 15 июля Подача декларации – до 30 апреля года, последующего за отчетным периодом.
Авансовые платежи вносятся:
— Не позднее 15 июля за период с января по июнь текущего года;
— Не позднее 15 октября за период июль-сентябрь;
— Не позднее 15 января за период октябрь-декабрь.
До 1 апреля необходимо подать налоговую декларацию

Выше уже было сказано, что относится к федеральным налогам и сборам, а также особенности расчета выплат с учетом налоговых вычетов. Необходимо разобрать, что входит в перечень федеральных налогов РФ. Здесь выделяют:

  • стандартные налоговые вычеты – эти суммы прописываются в статье 218 НК РФ федеральных налогов, отождествляют вычет на ребенка и на налогоплательщика;
  • социальные – статья 2019 НК РФ – расходы на благотворительность, обучение и прочие направления;
  • инвестиционные – статья 219.1 НК РФ – при осуществлении инвестиционной деятельности налогоплательщиком;
  • имущественные – статья 220 НК РФ – возможность вернуть 13% суммы от приобретенной недвижимости при уплате налогов ранее;
  • профессиональные – статья 221 НК РФ – авторские вознаграждения и прочие доходы от профессиональной деятельности;
  • вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами – статья 220.1 НК РФ.

Все федеральные налоги прописаны в НК РФ – документ регулярно претерпевает изменения, о чем следует помнить при подаче декларации.

Налог на прибыль организаций

Общая характеристика федеральных налогов и сборов не может не осветить отдельно моменты начисления налога на прибыль организаций. Отвечая на вопрос, налог на прибыль – федеральный или региональный, в соответствии с законодательством устанавливается, что это федеральный налог. Объясняется подобное единым исчислением размеров, оплатой на всей территории РФ, а также утвержденной ставкой. По данному вопросу необходимо выделить следующие данные:

  • Налог на прибыль – это сумма налога, которая рассчитывается с учетом предварительно проведенных расчетов.
  • Плательщиками выступают все российские и иностранные юридические лица, работающие на территории страны, а также иностранные компании, являющиеся резидентами России.
  • Налоговая база – это разница от полученной прибыли и расходов.
  • Основная ставка налога – 20%, которая применяется к ранее полученной налоговой базе.
  • Налог на прибыль требует обязательной подачи декларации каждый квартал текущего года. Возможна ежемесячная уплата налогов.

Для организаций существует . УСН – федеральный это или региональный налог? Это знает далеко не каждый предприниматель. Но в вопросах, какой налог УСН – федеральный или региональный, все не так просто относительно законодательства. Так, в статьях 13-15 НК РФ прописывается полный перечень налоговых сборов, в которых нет упрощенной системы. Но в статье 12 НК РФ уточняется, что могут быть установлены специальные налоговые режимы, в рамках основного перечня. Поэтому упрощенная система – это федеральный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС – федеральный налог или региональный? Это федеральный косвенный налог, который уплачивается продавцами в момент реализации товаров. Плательщиками признаются организации и предприниматели. Налоговая база в федеральных налогах представленного характера устанавливается в двух направлениях. Первый способ определения – расчет проводится на день полной или частичной оплаты от предстоящих поставок товаров или услуг. Второй – на день отгрузки товаров и услуг.

Важно знать: : виды, отличия от косвенных налогов, таблица.

В определении, какой налог НДС – федеральный или региональный – покупатели или пользователи услуг особенно не задумываются. Большинство попросту обращают внимание на стоимость товара или услуг, а она формируется с учетом представленного налогообложения.

Акцизы

Отдельного рассмотрения заслуживают акцизы – какой это налог: федеральный или региональный? Акциз – это косвенный налог, который взимается с цены товара или предоставленных услуг. Представленный сбор причисляется к определенным видам продукции – алкогольной, табачной, топливу и прочим товарам. Оплачивают эти сборы организации, индивидуальные предприниматели, а также продавцы, которые доставляют товар через таможенные границы.

Налоговые ставки устанавливаются следующим образом:

  • по твердой ставке;
  • по адвалорной ставке – учитывается оценочная стоимость товара на таможне;
  • по комбинированной ставке.

Справка: Адвалорная ставка – ставка, установленная в процентах от стоимости объекта обложения.

Ставки акциза на каждый вид товара в полной мере перечислены в статье 193 НК РФ.

Налогоплательщиками в данном случае выступают организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются добычей полезных ископаемых. Объектами налогообложения выступают:

  • полезные ископаемые, которые добываются из недр России;
  • ископаемые, извлеченные из отходов и подлежащие отдельному лицензированию;
  • ископаемые, которые добываются за пределами России.

Ставки налогов представлены в статье 342 НК РФ. Налоговый период – каждый месяц. Оплата сбора происходит не позднее 25 числа месяца следующего за налоговым периодом.
(В НК РФ данный налог регулируется в Главе 26. Налог на добычу полезных ископаемых (ст.ст. 334 — 346)).

Водный налог

Статья 13 НК РФ указывает, водный налог – это федеральный или региональный. Это федеральный налог, который отдельно прописывается в главе 25.2 НК РФ. Здесь представляются следующие данные:

  • налогоплательщиками выступают организации и физические лица, которые пользуются водным сырьем вследствие ведения определенного вида деятельности;
  • объекты налогообложения – это используемая вода и использование отдельных водных объектов;
  • налоговой базой представляется объем воды, площадь предоставленного водного пространства и прочее в зависимости от вида деятельности налогоплательщика;
  • налоговый период – квартал;
  • налоговая ставка прописывается в статье 333.12 НК РФ;
  • уплачивается налог не позднее 20 числа месяца следующего за налоговым периодом.

Федеральные налоги и сборы в 2019 году претерпели изменения, о чем следует узнавать заранее – перед подачей декларации, если она заполняется самостоятельно налогоплательщиками.

Также необходимо рассмотреть лесной налог – это федеральный или региональный сбор. Лесной налог – это федеральные выплаты, которые уплачиваются аналогично водному (в соответствии с используемыми лесными ресурсами налогоплательщиками).

Механизм исчисления федеральных налогов

Примеры исчисления федеральных налогов были прописаны выше в таблице. В данном случае нет ничего сложного – налоговую базу следует умножить на ставку, утвержденную на момент подачи декларации и уплаты сбора. Особенное внимание заслуживает исчисление налоговой базы, что происходит в соответствии с имеющейся деятельностью у налогоплательщика.

Порядок уплаты

Чтобы уплатить федеральный налог, необходимо предварительно подать декларацию в Налоговую службу. Это можно сделать по почте России (отправить письмом с уведомлением), на сайте ФНС или обратиться лично. После подачи декларации сотрудники составляют квитанцию для уплаты сбора налогоплательщиком. В назначенный срок проводят оплату.

С каких товаров не взимается федеральный налог

Несмотря на то, что федеральный налог является обязательным для уплаты, существует перечень товаров и услуг, которые не подлежат налогообложению.

В список входят:

  • хлебобулочные изделия;
  • детская одежда и обувь;
  • лекарства и ортопедические изделия;
  • услуги ЖКХ;
  • путевки в санатории и оздоровительные учреждения, выданные инвалидам;
  • учебная и научная книжная продукция и прочее.

Полный перечень товаров и услуг представлен в статье 350 главы 27 НК РФ.

Обязательно ли платить федеральные налоги?

Отсутствие своевременной оплаты федеральных или местных налогов приводит к наложению уголовной ответственности. В данном случае руководствуются статьей 198 УК РФ.

Подробно были рассмотрены вопросы, какие налоги относятся к федеральным выплатам, и каковы особенности их уплаты. Представленные сведения важны для граждан России, как и следующие интересные факты:

  • Резидентами России являются люди, находящиеся на территории страны более 183 дней в году. В противном случае налогоплательщики признаются нерезидентами, а значит, уплачивают федеральные налоги РФ по повышенным ставкам.
  • В налоге на прибыль существуют специальные КБК (коды бюджетной классификации), где выделяют федеральный бюджет в частности. Система используется для лучшего отслеживания уплаты всех налогов, которые должен уплачивать налогоплательщик.
  • – региональный или федеральный? Однозначно, региональный. Каждая область имеет право устанавливать свою ставку для внесения сборов.

Система налогов и сборов (не путать с налоговой системой !) — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Принцип подвижности (эластичности) налогообложения за-ключается в том, что некото-рые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции.

Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардиналь-ное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Од-ним из атрибутов данного принципа является требование ст. 5 НК о том, что изменения в части установления новых налогов или сбо-ров должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их офици-ального опубликования.

Принцип налогового федерализма следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по пово-ду установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.

Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплатель-щика. Исходя из этого принципа в ст. 32 НК за налоговыми органами закреплена обязанность бесплатно информировать налогопла-тельщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип однократности обложения базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом. Другими словами, один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определенный законодательством налоговый период. Данный принцип воплощен, в частности, в ст. 38 НК, где сказано, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Следует заметить, что совокупность представленной системы принципов не является общепринятой в теории и практике налого-обложения.

1.75

Введение налога означает придание ему силы на определенной территории . Для того чтобы каждый конкретный налог мог быть фактически уплачен налогоплательщиком, его необходимо сначала установить, а затем ввести в действие.

До введения в действие НК РФ вопрос о разграничении процедур по установлению и введению в действие налогов был рассмотрен Конституционным Судом РФ в постановлении от 21 марта 3997 г.1 Конституционный Суд указал, что федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств . Применительно к субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления понятие «установление налогов и сборов» имеет иной юридический смысл. Право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты РФ связаны этими общими принципами. Установление налога субъектом РФ означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д.

Установление и введение налогов в России осуществляются в соответствии с процедурой, строго определенной НК РФ.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются федеральным законодательством, они вводятся в действие на всей территории Российской Федерации. При установлении федерального налога в федеральном законе определяются налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком.

Региональные налоги и сборы также устанавливаются федеральным законодательством (Налоговым кодексом), вводятся в действие на территории соответствующего субъекта РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ. При этом представительные органы власти субъектов РФ могут определять такие элементы налогообложения, как налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по данному региональному налогу. Так, например, налог на имущество организаций, установленный гл. 30 НК РФ, вводится в действие законами соответствующих субъектов РФ. Вводя налог, представительные органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Существенные элементы местных налогов и сборов устанавливаются федеральным законодательством, но вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований . Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации. Вводя в действие местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога, а также определяют форму отчетности по данному местному налогу.



Похожие статьи