Организация расчетов и валютное регулирование во вэд. Валютный контроль и валютное регулирование внешнеэкономической деятельности. проверка обоснованности платежей в иностранной валюте

Международные расчеты – это система организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим при осуществлении внешнеэкономической деятельности между государствами, фирмами, предприятиями и гражданами, находящимися па территории разных стран.

Экспортеры, импортеры, банки являются субъектами международных расчетов, взаимодействующими между собой в процессе движения товарораспорядительных документов. Посредниками в международных расчетах выступают банки, организующие движение денег участников внешнеэкономической деятельности.

Правовой основой расчетных отношений являются международные договоры и нормы внутреннего национального законодательства. На правовое регулирование международных расчетов влияют систематизированные унифицированные банковские обычаи и нормы международной банковской практики. Совокупность внутренних правовых норм, регулирующих валютные отношения, называется валютным законодательством.

В настоящее время основным нормативным актом, обеспечивающим регулирование валютных отношений в России, является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ΦЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Данный Федеральный закон использует следующие основные понятия.

  • 1. Валюта Российской Федерации.
  • денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
  • средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
  • 2. Иностранная валюта.
  • денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
  • средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
  • 3. Внутренние ценные бумаги :
    • эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
    • иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.
  • 4. Внешние ценные бумаги ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам.
  • 5. Валютные ценности – иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
  • 6. Резиденты :
    • физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
    • постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
    • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;
    • дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
    • Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
  • 7. Нерезиденты .
  • физические лица, не являющиеся резидентами;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
  • находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов.
  • 8. Уполномоченные банки – кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской

Федерации и имеющие право иа основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющих право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

  • 9. Валютные операции :
    • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
    • приобретение резидентом у нерезидента, либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента, либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
    • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
    • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
    • перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
    • перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.
  • 10. Валютные биржи – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются :

  • приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • единство внешней и внутренней валютной политики Росс и некой Федерации;
  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Все расчеты, используемые во внешнеэкономической деятельности предприятий, регулируются государственными органами в соответствии с Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”

Валютное регулирование - деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты.

ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ - контроль компетентных органов государства и их агентов за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций, составная часть финансового контроля и таможенного контроля. Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ, а также Правительство РФ, агентами - уполномоченные банки и другие организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Как составная часть таможенного контроля валютный контроль означает совершение таможенными органами необходимых действий, направленных на соблюдение физическими и юридическими лицами установленного законом и иными нормативно-правовыми актами порядка перемещения валюты и валютных ценностей через таможенную границу РФ.

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами Российской Федерации. Они определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. В соответствии со ст.11 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” органами валютного контроля в РФ являются Центральный Банк РФ, а так же Правительство РФ в соответствии с российским законодательством. Так Центральный банк РФ:

    определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

    издает нормативные акты;

    проводит все виды валютных операций

    устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ

    устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ

    устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии

    устанавливает единые формы учета, отчетности, документации, статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их предоставления

    готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам

    выполняет другие функции, предусмотренные законами РФ

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля (так, например, уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку РФ, причем под уполномоченными банками понимаются банки получившие лицензии от ЦБ РФ на проведение валютных операций).

В соответствии со ст. 12 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” агенты, так же как и органы проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.

Лица, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, в целях валютно-правового регулирования делятся на резидентов и нерезидентов.

К резидентам в соответствии с валютным законодательством относятся:

    физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами РФ

    юридические лица, созданные в соответствии с законодательством с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в РФ

    организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ

    дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами РФ

    находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов - юридических лиц и организаций не являющихся юридическими лицами

В число нерезидентов входят

    физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ

    юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ

    организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ

    находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства

    находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов - юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами

Все юридические и физические лица стран-участников СНГ рассматриваются в качестве нерезидентов, если иное не установлено специальными соглашениями Российской Федерации с этими государствами.

На уровне предприятий валютное регулирование осуществляется в рамках валютно-финансовых условий внешнеэкономических контрактов, которые включают:

    валюту цены и способ ее определения,

    валюту платежа,

    курс пересчета валюты цены в валюту платежа при их несовпадении,

    различные оговорки, защищающие стороны от валютных рисков в результате изменения курса валют,

    условия расчетов (наличный расчет или в кредит),

    форму расчетов,

    средства платежа (векселя, чеки и т.д.)

Среди основных форм расчетов во внешнеэкономической деятельности предприятий инкассо, аккредитив, банковский перевод, открытый счет, авансовые платежи. Большое значение имеют и активно используются при проведении сделок инкассо и аккредитив, предполагающие гарантирование платежей по договору банками, участвующими в проведении расчетов.

Схема расчетов по инкассо

    В соответствии с заключенным договором экспортер отправляет товар импортеру

    Передача банку документов и поручения выдать на инкассо

    Документы направляются банку получателя

    Банк получателя информирует получателя, что документы прибыли и что он выполнил условия инкассо

    Выполнение условия инкассо покупателем, передача ему документов

    Перевод денег банку продавца

    Деньги поступают на счет экспортера

Схема расчетов по аккредитиву

    Импортер поручает своему банку открыть аккредитив

    Банку экспортера пересылаются инструкции

    Банк информирует экспортера, что получил инструкции об открытии аккредитива

    Экспортер отправляет товар импортеру

    Экспортер использует аккредитив - передает документы банку

    После проверки документов банк выплачивает сумму аккредитива экспортеру

    Документы направляются банку импортера

    Документы проверяются и отправляются импортеру

Еще одной распространенной формой проявления валютных отношений являются операции международного кредитования.

Кредитование во внешнеэкономической деятельности – временная передача денежных средств, товаров и других ценностей на условиях срочности, возвратности, платности, как правило, в виде процента за пользование.

В международной практике выделяют следующие виды валютных кредитов:

    фирменные или коммерческие - банковские

    правительственные - брокерские

    предоставляемые международными организациями

Фирменный (коммерческий) кредит - традиционный инструмент кредитования, предоставляемый экспортером иностранному покупателю в виде отсрочки платежа.

Виды фирменного (коммерческого) кредита:

    вексельный, - при инкассовой форме расчетов,

    по открытому счету, - покупательские авансы.

Банковский кредит – кредитование банками внешнеэкономической деятельности предприятий

Виды банковского кредита:

    акцептный, - факторинг

    акцептно-рамбурсный, - форфейтинг

    кредиты покупателю

Валютное регулирование за последние десять лет претерпело радикальные изменения, вызванные отменой государственной валютной монополии. Государственная валютная монополия являлась главным аспектом на протяжении всего существования СССР. Она означала, что страна является единственным собственником иностранной валюты, которая базировалась в центре и распределялась согласно валютному плану. Только государство могло совершать операции с валютными ценностями и управлять золото-валютными ресурсами страны.

Упразднение государственной монополии на наружную торговлю, либерализация внешне торговой деятельности привела к тому, что в стране увеличилось количество юридических и физических лиц, которые вынуждены были регулярно сталкиваться с валютным законодательством. Поэтому создание валютного внутреннего российского рынка придало валютно-правому урегулированию устойчивый характер. Правовое валютное регулирование осуществляется на двух уровнях: индивидуальном и нормативном. валют представляет собой разработку и утверждение правовых норм, учитывая общественные Что касается индивидуально-правового урегулирования, оно представляет собой ни что иное как, применение правовых норм к каждому индивидуальному случаю, что влечёт за собой изменение, прекращение и возникновение новых валютных отношений.

Российский закон «О валютном урегулировании и валютном контроле» определяет основы организации и валютного регулирования в стране, в то время как индивидуальные вопросы, связанные с валютным регулированием определяется иными законодательными актами. Правовые нормы, которые отвечают за порядок проведения валютных операций, делятся на две основные функции: контрольную и регулирующую. При этом регулирующая функция законодательства определяет права и обязанности лиц, которые участвуют в совершении валютных операций.

Под этим понимается:

Операции, определяющие переход прав собственности на валютные ценности;

Пересылка, ввоз и вывоз из России валютных ценностей;

Международные денежные переводы.

Основная цель валютного контроля - обеспечение валютного законодательства при проведении

Наиболее распространёнными на сегодняшний день являются внешнеторговые отношения, при этом валютное регулирование обеспечивает:

Защиту экономического суверенитета;

Стимулирование роста национальной экономики;

Обеспечение экономической безопасности;

Обеспечение действенной интеграции экономики России в мировую экономику.

Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности является одним из важнейших объектов валютного регулирования. При этом валютные расчеты резидентов производятся через в специальных банках. В зависимости от своего назначения валютные счета могут быть трёх видов. На транзитный счёт зачисляется валютная выручка резидента при экспорте, на специальный зачисляются валютные средства при импорте, и на текущий счёт поступают денежные средства общего назначения. Каждый из этих счетов имеет свой валютный режим, то есть имеются определённые правила, которые позволяют осуществлять валютное регулирование ЦБ. При этом валютные счета нерезидентов могут быть как в зарубежных, так и в отечественных банках, этот факт ничего не меняет. Расчеты с нерезидентами могут производиться через их рублёвые счета, руководствуясь режимами конвертируемого и неконвертируемого типа счетов.

Валютное регулирование России - это мощный механизм, позволяющий вывести экономику страны на новый уровень и, как следствие, улучшить благосостояние российских граждан.

Понятие внешнеэкономической деятельности (ВЭД) появилось с началом реформирования отдельных форм международных экономических отношений, в частности децентрализации и либерализации внешнеторговых связей. В результате произошла переориентация приоритетов в международных экономических отношениях, а именно переход от межгосударственных внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровне субъектов хозяйствования. В научной экономической литературе под внешнеэкономическими связями (ВЭС) понимается система межгосударственных внешнеэкономических отношений, а ВЭД ограничивается рамками функционирования субъектов хозяйствования. Это мнение справедливо теоретически, а практически понятие ВЭД присуще как для субъектов хозяйствования, так и для государства.

Финансовые аспекты внешнеэкономической деятельности организаций

ТЕМА 9. ФИНАНСЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Финансовые аспекты внешнеэкономической деятельности

организаций

2. Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности

3. Формирование и использование валютных фондов организации

Таким образом, ВЭД является формой реализации внешнеэкономических связей, которые, в свою очередь, выступают характеристикой внешнеэкономических отношений.

Понятие внешнеэкономическая деятельность организации (хозяйствующего субъекта) включает в себя внешнеторговую, инвестиционную и иную деятель­ность: производственную кооперацию в области между­народного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности; в том числе исключительные права на них (интеллекту­альная собственность). ВЭД во всех странах выполняет ряд функций:

Способствует выравниванию уровня экономического развития (национального и мирового);

Осуществляет соизмерение национальных и мировых издержек производства;

Реализует преимущества международного разделения труда и, как следствие, способствует повышению эффективности национальной экономики.

Включение национальной экономики в мировую влияет на развитие любой страны, но особое значение оно имеет в условиях преодоления кризисных явлений и ускорения пе­рехода к рыночному хозяйству. Опыт восточноевропей­ских стран, начавших реформирование экономики раньше Беларуси, практика Германии и Японии в период после Второй мировой войны и ряда развивающихся стран пока­зывают, что производство на экспорт, различные формы международной производственной кооперации становятся важнейшим фактором экономического роста.



Внешнеэкономическая деятельность оказывает положи­тельное влияние на развитие экономики в разных аспектах:

Во-первых, благодаря получению валютной выручки от экспорта. В масштабах всей национальной экономики ВЭД выступает важным фактором финансовой стабилизации страны: поступления от нее (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю бюджета республики;

Во-вторых, ВЭД способствует повышению технологического уровня производства за счет импорта современной техники и технологий. Под воздействием НТП ускорились темпы морального старения техники и технологий, увеличились затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Мировой опыт показывает, что только за счет внутренних источников решить проблему обновления производственных факторов невозможно;

В-третьих, ВЭД помогает развитию экономики за счет долгосрочного производственного сотрудничества и стабильных связей между иностранными партнерами по совместной деятельности в производстве конкурентоспособной продукции и выходу с ней на мировые рынки. Такая совместная деятельность осуществляется по ряду направлений: закупке комплектного технологического оборудования, по налаживанию его работы, консультационным услугам, обучению персонала; закупке патентов и лицензий на новые технологии; привлечению иностранных инвестиций в те отрасли организации, где необходима техническая и технологическая модернизация.

Выход организаций на мировой рынок позволяет обеспе­чить их реальное участие в международных экономических процессах, добиваться максимизации прибыли и повышения рентабельности за счет широкого использования преиму­ществ международного разделения труда. Согласно действу­ющему законодательству она имеет право самостоятельно определять формы, методы и объемы работы на внешнем рынке. В этой связи роль финансов внешнеэкономической деятельности организации постоянно повышается. Финансы внешнеэкономической деятельности организаций являются составной частью и одним из источников доходов государ­ственных финансов в данной сфере деятельности.

Как особая сфера функционирования финансы ВЭД обладают специфическими чертами. Область их существо­вания ограничивается сферой внешнеэкономической деятельности. Они воплощаются в ресурсах, формирующих­ся не только в национальной, но и иностранной валютах. Субъектами распределительных отношений наряду с национальными юридическими и физическими лицами являются также зарубежные партнеры в лице иностранного госу­дарства, международной организации, иностранные юри­дические и физические лица. Организация финансов ВЭД происходит под влиянием сложившейся системы междуна­родных валютно-кредитных и расчетных отношений.

Финансы внешнеэкономической деятельности организаций выражают систему экономических отношений, возни­кающих в ходе формирования и использования фондов де­нежных средств, полученных от внешнеэкономической де­ятельности в иностранной и национальной валюте. Они включают специфические отношения:

Между резидентами и нерезидентами по поводу купли-продажи продукции (работ, услуг), предоставления кредитов и займов, истребования штрафных санкций по договорам и т. п.;

Организациями и коллективами их работников при выплате заработной платы, премий, распределении средств фонда потребления;

Организациями и финансовой системой при внесении платежей в бюджет в части национальной валюты; а в части иностранной валюты - по поводу распределения валютной выручки, покупки валюты, финансирования в валюте из централизованного валютного фонда государства, получения иностранных кредитов под гарантию правительства и т.п.;

Организациями и кредитной системой при получении, погашении ссуд и при уплате процентов за кредит в иностранной и национальной валюте;

Партнерами совместных организаций, связанные с формированием уставного фонда, распределением доходов и др.;

Государствами и международными организациями по поводу оказания и погашения валютной помощи, выдачи и погашения ссуд и т. д.

Управление финансовыми взаимоотношениями в области внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью финансово-кредитного механизма, который представляет собой совокупность форм, методов, средств организации движения финансовых ресурсов и включает в себя налоговое, валютное, таможенно-тарифное регулирование.

Структура органов управления представлена следующи­ми уровнями:

Общегосударственный - Парламент, Президент, Правительство;

Функциональный - органы государственного планирования финансирования и контроля валютной деятельности (Министерство иностранных дел, Министерство экономики, Министерство финансов, Национальный банк и т. п.);

Хозяйственный - субъекты хозяйственной деятельности в сфере производства и обращения, самостоятельно осуществляющие внешнеэкономические операции на внешнем рынке.

Центральным исполнительным органом, координирую­щим внешнеэкономическую деятельность, является Минис­терство иностранных дел. Оно подготавливает (разрабатывает) решения по вопросам государственной внешней поли­тики и обеспечивает их реализацию. Основными задачами Министерства иностранных дел являются:

Создание благоприятных условий для продвижения белорусских товаров (работ, услуг) на внешних рынках;

Разработка предложений по таможенно-тарифной политике, прогнозов внешнеторгового и платежного балансов, координация деятельности по осуществлению мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли;

Анализ и прогноз, тенденций и закономерностей в области инвестиционной политики в республике, содействие в привлечении иностранного капитала;

Участие в работе по координации предоставления и контролю за распределением государственных централизованных валютных ресурсов;

Разработка и осуществление совместно с заинтересованными сторонами мероприятий по развитию и улучшению структуры экспорта и импорта и др.

На Министерство экономики возложена разработка со­циально-экономической стратегии, включая определение основных направлений развития ВЭД и формирования приоритетов во внешнеэкономическом сотрудничестве с за­рубежными странами, отвечающих экономическим интере­сам нашей страны.

Министерство финансов осуществляет выработку финан­совой политики в сфере хозяйственной деятельности, в том числе и во внешнеэкономической области. Оно участвует в регулировании экспортно-импортных операций, в формиро­вании и использовании государственного валютного фонда. Министерство финансов осуществляет деятельность в области кредитных и валютно-финансовых операций с другими ор­ганами, изучает валютно-финансовые проблемы, связанные с международным экономическим сотрудничеством, вносит предложения по совершенствованию валютно-финансовых отношений с иностранными государствами.

Государственный таможенный комитет (ГТК) осущест­вляет таможенное регулирование и контроль на территории Республики Беларусь и является правоохранительным органом в сфере внешнеэкономической деятельности. В его функции входит:

Реализация таможенной политики;

Обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле;

Обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности республики;

Борьба с контрабандой, нарушением таможенных правил, законодательства о налогах, находящихся в области таможенных органов;

Своевременное и полное взимание таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Национальный банк Республики Беларусь представляет интересы страны в центральных банках других стран; со­вместно с Министерством финансов определяет условия и порядок финансирования внешнеэкономической деятель­ности. Он регулирует валютные операции и курс белорус­ского рубля по отношению к валютам других государств, вывоз белорусского капитала, выдает лицензии коммерче­ским банкам на осуществление валютных операций, участ­вует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту. Национальный банк также определяет порядок функционирования и выдает разрешение на открытие в республике иностранных банков, их филиалов и предста­вительств.

Белорусская торгово-промышленная палата Республики Беларусь является негосударственной некоммерческой ор­ганизацией, содействующей развитию национальной эконо­мики и внешнеэкономических связей Беларуси. Она объ­единяет юридических лиц и предпринимателей и осущест­вляет свою деятельность в целях интегрирования белорусской экономики в мировую хозяйственную систему, фор­мирования рыночной инфраструктуры, создания благопри­ятных условий для предпринимательской деятельности, а также расширения торгово-экономических связей респуб­лики с другими странами.

На уровне организации управление внешнеэкономи­ческой деятельностью осуществляется посредством: внеш­неторгового аппарата, организационная структура которо­го весьма разнообразна. Она зависит от размера организации, характера его производственной специализации, принципиальной схемы организационного устройства и принятой формы управления, совокупности внешних ус­ловий функционирования, уровня развития экспорта. С учетом вышеуказанных параметров формулируются конкретные цели и задачи внешнеторговой организации, ее структура (например, внешнеторговая фирма, управле­ние внешнеэкономической деятельностью, отдел внешне­экономических связей).

Важной составляющей в механизме регулирования ВЭД выступают меры валютного воздействия и валютного конт­роля. Валютное законодательство представляет собой сово­купность правовых норм, регулирующих порядок осущест­вления валютных операций, сделок с валютными ценностя­ми между организациями и гражданами другой страны, по­рядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки национальной и иностранной валюты и валютных ценностей, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля и ответственность за нарушение валютного зако­нодательства.

Практика валютного регулирования ВЭД сводится к следующим основным мерам:

Лицензирование деятельности коммерческих банков на проведение валютных операций и предоставление им статуса уполномоченных банков;

Проведение всех операций исключительно через уполномоченные банки и осуществление последними контроля за соответствием проводимых клиентами операций действующему валютному законодательству;

Предоставление в банки надлежащим образом оформленных банковских документов, содержащих информацию о валютной операции;

Обязательность хранения юридическими лицами-резидентами принадлежащих им средств в иностранной валюте на счетах в уполномоченных банках Республики Беларусь и своих валютных кассах;

Регулирование курса белорусского рубля к иностранным валютам;

Регулирование функционирования внутреннего валютного рынка;

Определение порядка открытия и ведения валютных счетов субъектов хозяйствования; осуществления платежей по внешнеэкономическим сделкам; осуществления операций, связанных с движением капитала; кредитования в иностранной валюте и т. д.

Согласно национальному законодательству субъекты хозяйствования всех форм собственности, получающие ва­лютную выручку, перечисляют ее на валютные счета в банках республики или в предусмотренных законодательством случаях - на счета в иностранных банках. Существуют также обязанности субъектов хозяйствования по обеспече­нию поступления:

Выручки от продажи продукции по экспортному контракту - не позднее 180 календарных дней со дня отгрузки продукции поставщиком, а выручки от реализации работ и услуг - не позднее 60 дней выполнения работ, оказания услуг;

Товара по импортному контракту - не позднее 60 календарных дней со дня проведения получателем платежа за товар;

Товара по импорту согласно бартерному контракту - не позднее 60 календарных дней со дня выполнения экспортной части данного контракта.

Оплата или поставка товара за третьих лиц или третьи­ми лицами, по внешнеэкономическим сделкам, допускается при наличии договора об уступке требования либо переводе долга, заключенного в соответствии с законодатель­ством, лишь в тех случаях, когда стороне по такой сделке - резиденту Республики Беларусь поступает иностранная ва­люта или сырье, материалы, комплектующие изделия и энергоносители, используемые для собственного производства.

Поскольку в Беларуси еще не отлажен рыночный механизм перераспределения валютных ресурсов между произ­водителями и другими субъектами хозяйствования, осно­ванный на валютном курсе, такое перераспределение осу­ществляется путем создания дополнительных условий, в том числе через обязательную продажу части валютной вы ручки на валютном рынке. Все организации, независимо от форм собственности и места регистрации, получающие выручку от экспорта товаров (работ, услуг) в свободно конвертируемой валюте и от операций на внутреннем валют­ном рынке, обязаны продавать на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (БВФБ) 30 % этих средств в тече­ние 5 дней после поступления на счета белорусских или иностранных банков, за исключением случаев, предусмот­ренных законодательством.

Существуют некоторые льготы по обязательной прода­же валютной выручки. Не подлежат обязательной продаже суммы конвертируемой валюты и российских рублей:

Приобретенные в установленном порядке на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь;

Поступившие в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями, в которых доля иностранных участников превышает 30 %, а также в уставные фонды банков от резидентов Республики Беларусь;

Поступившие в виде привлеченных средств (кредитов, депозитов, займов, вкладов), в том числе из-за рубежа;

Поступившие в качестве возврата основной суммы кредита (займа, депозита);

Поступившие в виде пожертвований на благотворительные цели, а также полученные от международных организаций и иностранных государств в порядке оказания Республике Беларусь помощи, при условии использования ее по назначению;

Поступившие в рамках целевого финансирования за счет средств республиканского и местных бюджетов;

Поступившие на счета Фонда социальной защиты населения для выплаты иностранным гражданам, проживающим на территории Республики Беларусь, пенсий в иностранной валюте, а так­же поступившие на счет белорусского республиканского фонда «Взаимопонимание и примирение»;

Поступившие энерго-, газо-и нефтеснабжающим организациям от резидентов Республики Беларусь в счет платежей за газ, электрическую и тепловую энергию, нефть и нефтепродукты, в пределах средств в иностранной валюте, использованных этими организациями на приобретение энергоносителей и нефтепродуктов;

Поступившие на счета юридических лиц и предпринимателей от экспорта продукций (работ, услуг) собственного производства и направленные ими в течение 5 дней резидентам Республики Беларусь; выступающим в качестве субпоставщиков (субподрядчиков) этой продукции (работ, услуг), в целях перераспределения валютной выручки;

Поступившие на счета юридических лиц и предпринимателей и не принадлежащие, и на праве собственности (полного хозяйственного ведения оперативного управления) в соответствии с законодательством, если такая валюта не подлежит продаже другими субъектами хозяйствования;

Взыскиваемые с транзитных счетов юридических лиц и предпринимателей в бесспорном порядке налоговыми органами в государственный бюджет в течение 5 дней со дня поступления.

Международные расчеты – это система организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим при осуществлении внешнеэкономической деятельности между государствами, фирмами, предприятиями и гражданами, находящимися на территории разных стран.

Экспортеры, импортеры, банки являются субъектами международных расчетов, взаимодействующими между собой в процессе движения товарораспорядительных документов. Посредниками в международных расчетах выступают банки, организующие движение денег участников внешнеэкономической деятельности.

Правовой основой расчетных отношений являются международные договоры и нормы внутреннего национального законодательства. На правовое регулирование международных расчетов влияют систематизированные унифицированные банковские обычаи и нормы международной банковской практики. Совокупность внутренних правовых норм, регулирующих валютные отношения, называется валютным законодательством.

В настоящее время основным нормативным актом, обеспечивающим регулирование валютных отношений в России, является Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", принятый 10 декабря 2003 г. Данный Федеральный закон использует следующие основные понятия:

1. Валюта Российской Федерации:

Денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

Средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

2. Иностранная валюта:

Денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

Средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

3. Внутренние ценные бумаги:

Эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

Иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.

4. Внешние ценные бумаги – ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам.

5. Валютные ценности – иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

6. Резиденты:

Физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

Постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;

Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

7. Нерезиденты:

Физические лица, не являющиеся резидентами;

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

Межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

Находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов.

8. Уполномоченные банки – кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

9. Валютные операции:

Приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

Приобретение резидентом у нерезидента, либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента, либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

Приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

Ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

Перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

Перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

10. Специальный счет – банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае установления в соответствии с настоящим Федеральным законом требования об осуществлении валютной операции с использованием специального счета (далее также – требование об использовании специального счета) такая валютная операция может осуществляться только с использованием указанного специального счета (данное положение действует до 1 января 2007 г.);

11. Валютные биржи – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

Единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

Единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Предыдущая


Похожие статьи